Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Красноярского края от 14.11.2017 № 784-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

14.11.2017

г. Красноярск

№ 784-р

 

 

1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" утвердить Концепцию развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению № 1.

2. Утвердить план мероприятий по реализации положений Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению № 2.

3. Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

 

 

Исполняющий обязанности

первого заместителя

Губернатора края -

председателя

Правительства края

В.П. Томенко

 


 

 

 

Приложение № 1

к распоряжению Правительства

Красноярского края

от 14.11.2017 № 784-р

 

 

Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года

 

I. Общие положения

 

Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее – Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения.

Необходимость разработки Концепции определяется:

необходимостью сохранения уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний объектов животного и растительного мира;

внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ.

Концепция разработана в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р (далее – Экологическая доктрина Российской Федерации), Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 225-уг (далее – Концепция государственной политики Красноярского края).

При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 № 341-п.

 

II. Система ООПТ Красноярского края

 

По территории Красноярский край занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации, объединяет 44 муниципальных района и 17 городских округов, занимающих 236,7 млн га в азиатской части России. Протяженность региона с севера на юг составляет 2 800 км, а с запада на восток – до 1250 км.

Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии. Всемирным фондом дикой природы на территории края выделены 3 экологических региона, приоритетных для сохранения мирового биологического разнообразия и включенных в список "Global 200": Таймырская и Сибирская прибрежные тундры, Восточно-Сибирская тайга и горные леса Саян.

По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн га – 6,16 % территории региона. Около 80 % заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ площадью 11,59 млн га.

96 ООПТ краевого значения занимают 2,97 млн га или 1,25 % (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га или 0,00874 %. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения.

Таблица 1

Структура системы ООПТ краевого значения

 

Категория ООПТ краевого значения

Количество ООПТ краевого значения

Размещение по муниципальным районам

Суммарные показатели объектов

площадь, тыс. га

доля в заповедном фонде Красноярского края, %

Заказники

40

33 района

2 569,9

17,6

Природный парк "Ергаки"

1

Ермаковский

и Каратузский

342,9

2,4

Памятники природы

55

24 района

55,9

0,4

Всего

96

41 район

2968,7

20,4

 

Под охраной в границах ООПТ краевого значения находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края в соответствии с постановлениями администрации Красноярского края от 06.04.2000 № 254-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных" и Совета администрации Красноярского края от 03.05.2005 № 127-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих растений и грибов". Под непосредственной защитой находятся места обитания 70 % редких животных и 42 % редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения.

Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п, предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе:

Северный макрорайон – разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии;

Приангарский макрорайон – развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства;

Южный макрорайон – формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино;

Западный макрорайон – ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов;

Центральный макрорайон – развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья;

Восточный макрорайон – разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня.

Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона.

Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края:

разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению;

трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины;

увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения;

фрагментация местообитаний в результате строительства объектов инфраструктуры;

чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов.

Как территориальная форма сохранения биологического разнообразия, региональная система ООПТ является основным направлением природоохранной деятельности, благодаря которому восстановлено поголовье бобра и сибирского горного козла, сохранены местообитания других редких животных, растений и грибов.

Экологическая доктрина Российской Федерации и Концепция государственной политики Красноярского края рассматривают развитие региональной системы ООПТ в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Совершенствование системы ООПТ краевого значения обеспечивает участие региона в выполнении международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

На ООПТ краевого значения возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг:

содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов;

создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов;

реализация эколого-просветительских программ;

проведение прикладных исследований в области естественных наук.

За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения:

проекты развития системы ООПТ краевого значения разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ краевого значения;

для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ краевого значения необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ краевого значения.

Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ краевого значения с 2,97 до 3,63 млн га (или с 1,25 до 1,53 % от площади Красноярского края).

Формирование региональной системы ООПТ увязано с основными направлениями развития экономики в Красноярском крае, как это предусмотрено Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п.

 

III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции

 

Целью Концепции является совершенствование природоохранной деятельности в Красноярском крае путем повышения эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения в интересах устойчивого развития Красноярского края, обеспечения экологической безопасности населения, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

формирование репрезентативной сети ООПТ краевого значения с созданием новых заказников, микрозаказников, охраняемых водно-болотных угодий и памятников природы, расширением территории природного парка "Ергаки";

обеспечение эффективной охраны природных, историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ краевого значения;

осуществление на территории ООПТ краевого значения работ по государственному экологическому мониторингу и восстановлению ресурсов редких животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края;

развитие экологического туризма и эколого-просветительской деятельности в природном парке, заказниках и памятниках природы;

участие ООПТ краевого значения в формировании позитивного отношения населения к вопросам сохранения природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия.

Реализация Концепции основывается на следующих принципах:

приоритетность сохранения природных, историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами ООПТ краевого значения;

научная обоснованность принятия управленческих решений;

учет социально-экономических аспектов при принятии решений;

системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования ООПТ краевого значения;

открытость и доступность информации о результатах деятельности ООПТ краевого значения.

Поэтапное расширение сети ООПТ краевого значения с учетом перечисленных принципов позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.

 

IV. Основные направления развития системы ООПТ в Красноярском крае

 

1. Развитие региональной сети ООПТ

 

В целях совершенствования сети ООПТ краевого значения до 2030 года предусматривается:

разработать обосновывающую документацию и создать 31 ООПТ краевого значения на общей площади 660,502 тыс. га согласно приложению к Концепции, в том числе обосновывающую документацию для объекта "Кедранский реликтовый остров" с целью присоединения территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж к территории природного парка "Ергаки";

актуализировать документацию для 21 действующей ООПТ краевого значения, в том числе входящих в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в целях уточнения их категорий, актуализации площадей, границ, режимов охраны и природопользования;

разработать положения об охранных зонах 52 памятников природы краевого значения и 1 природного парка краевого значения;

провести работу, направленную на включение в приложение к Концепции государственных природных заказников "Косогольско-Сережский" и "Пойма р. Сереж" в Ужурском районе;

определить очередность организации ООПТ краевого значения из приложения к Концепции по степени природоохранной значимости территорий;

разработать рекомендации по созданию в Красноярском крае ООПТ местного значения на основе предложений и обоснований органов местного самоуправления;

подготовить обоснования по оптимизации системы ООПТ краевого значения с учетом актуальных вопросов экономического развития, региональных задач сохранения биологического разнообразия и схем территориального планирования муниципальных образований Красноярского края;

сформировать перечень объектов, рекомендуемых для организации ООПТ краевого значения после 2030 года.

 

2. Совершенствование законодательства о создании и функционировании ООПТ

 

Для совершенствования нормативного правового обеспечения развития системы ООПТ планируется разработать Правительству Красноярского края предложения по продвижению инициатив о внесении поправок в законы и нормативные акты федерального уровня:

в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка изменения границ и категорий ООПТ, порядка ликвидации ООПТ регионального значения;

в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части предоставления полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по определению платы, взимаемой государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками, за посещение физическими лицами земельных участков, предоставленных учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование в целях туризма и отдыха;

в Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению такс возмещения ущерба объектам животного мира, занесенным в региональные Красные книги, но не занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

о принятии Федерального закона "О растительном мире", проект которого был внесен в Государственную Думу Российской Федерации в 1995 году, с внесением в него предложений по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению такс возмещения ущерба объектам растительного мира, занесенным в региональные Красные книги, но не занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

 

3. Совершенствование государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения

 

Реализация Концепции обеспечивается эффективным государственным управлением в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения. В целях совершенствования государственного управления необходимо:

организовать работы по внесению сведений об ООПТ краевого значения и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости;

обеспечить материально-техническое оснащение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в том числе форменной одеждой, обмундированием и средствами индивидуальной защиты, спецсредствами;

создать и обеспечить функционирование Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края");

организовать взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения, и учреждениями, осуществляющими управление ООПТ соседствующих субъектов РФ, с проведением стажировок государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, семинаров, совещаний для специалистов и руководителей.

 

4. Экономическое и финансовое обеспечение деятельности ООПТ краевого значения

 

Для устойчивого финансового обеспечения системы ООПТ краевого значения необходимо:

обеспечение финансирования деятельности ООПТ краевого значения, необходимого для эффективной охраны природных комплексов и объектов, в том числе материально-технического обеспечения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

внедрение положительного опыта получения природными парками и заказниками собственных средств за счет оказания платных услуг;

стимулирование развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на ООПТ краевого значения.

 

5. Кадровая политика

 

Эффективное управление системой ООПТ краевого значения базируется на наличии подготовленных кадров. Для повышения квалификации работников ООПТ краевого значения необходимо:

регулярно проводить аттестации государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

внедрять специальные программы для обучающих семинаров по повышению квалификации специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

организовать регулярное проведение стажировок и выездов на ООПТ Красноярского края и соседних субъектов Российской Федерации для обмена опытом среди руководителей, специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

содействовать проведению на ООПТ краевого значения курсовых и дипломных практик профильных образовательных организаций высшего образования для подготовки молодых специалистов в области сохранения биологического разнообразия.

 

6. Организация охраны природных комплексов и объектов

 

Осуществление эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей ООПТ краевого значения. Для решения этой задачи Концепцией предусмотрены:

усиление взаимодействия с надзорными органами по предотвращению нарушений законодательства Красноярского края об ООПТ;

внедрение в деятельность государственных учреждений, осуществляющих охрану ООПТ краевого значения, современных средств оперативного реагирования (квадрокоптеры, спутниковые телефоны и навигаторы, фотоловушки, мотовездеходы и т.д.);

совершенствование методического обеспечения охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной и гражданско-правовой ответственности;

выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ краевого значения.

 

7. Регулирование использования природных ресурсов на ООПТ краевого значения

 

Основными мерами по регулированию использования природных ресурсов ООПТ краевого значения на планируемый период определены:

разработка рекомендаций по проведению рубок в лесах на ООПТ краевого значения, учитывающих приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия;

разработка рекомендаций и реализация проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических и иных мероприятий по сохранению редких видов животных и растений, восстановлению охотничьих ресурсов и их демонстрации в естественных условиях посетителям ООПТ краевого значения;

поэтапное формирование реестров собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах ООПТ краевого значения;

апробация на ООПТ краевого значения современных интенсивных технологий восстановления редких и хозяйственно ценных видов животных.

В границах отдельных объектов, перспективных для организации ООПТ краевого значения, включенных в Концепцию, расположены проявления и месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для развития региона (например, Вороговские острова, Озеро Маковское, Гора Веховая, Манское займище, Кинзелюкский водопад).

При организации таких ООПТ краевого значения в режимах их охраны и природопользования будет предусмотрена возможность проведения отдельных видов геологических работ без ущерба для сохранности ценных природных комплексов и объектов.

 

8. Проведение научных исследований и государственного экологического мониторинга

 

Научно-исследовательская деятельность на ООПТ краевого значения проводится на основе следующих приоритетов:

мониторинг состояния популяций и изучение биологии редких видов животных и растений, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость;

разработка мер по охране и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов;

научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма.

Для организации научных исследований на ООПТ краевого значения, сбора и обработки информации предлагается:

организовать на плановой основе долгосрочное взаимодействие с профильными научно-исследовательскими и образовательными организациями высшего образования Красноярского края по изучению и сохранению биологического разнообразия на ООПТ краевого значения;

обеспечить ежегодное представление в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края информации о результатах государственного мониторинга охотничьих ресурсов, включающей сведения о местах обитания, миграциях и концентрациях основных объектов, охраняемых на ООПТ краевого значения;

развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений по управлению ООПТ краевого значения;

продолжить издание полевых определителей животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края, для государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и населения Красноярского края;

организовать сбор материалов для ведения Красной книги животных, растений и грибов Красноярского края, в том числе уточнение аннотированных перечней видов флоры и фауны, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде на территории Красноярского края, с публикацией ее новой редакции до 2022 года.

 

9. Экологическое просвещение и работа с населением

 

Эколого-просветительская деятельность направлена на повышение уровня экологической культуры и формирование у населения Красноярского края понимания проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также позитивного отношения к роли ООПТ краевого значения в социально-экономическом развитии региона.

Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:

сформировать просветительские программы по охране природного наследия Красноярского края, ориентированные на различные социальные группы населения, с использованием современных методов работы;

содействовать созданию документальных фильмов о проблемах сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края;

расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая буклеты и иную полиграфическую продукцию для распространения среди населения;

развивать практику проведения детских экологических лагерей, экспедиций и экскурсий;

расширять сотрудничество с общественными организациями. Приступить к формированию групп поддержки деятельности ООПТ краевого значения из местного населения.

 

10. Развитие познавательного туризма

 

Ознакомление с природными достопримечательностями Красноярского края является эффективной формой эколого-просветительской работы. Туристическая деятельность на ООПТ краевого значения осуществляется с учетом целей их создания и режимов охраны. Для развития познавательного туризма предусматривается:

обеспечить ведение реестра объектов рекреационной инфраструктуры на ООПТ краевого значения;

разработать правила посещения экскурсантами ООПТ краевого значения с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;

обеспечить с участием инвесторов поэтапное обустройство (в том числе информационное) экологических троп, смотровых площадок и мест наблюдения за дикими животными;

наладить партнерские связи с туристическими компаниями и организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.

 

V. Финансирование реализации Концепции

 

Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства бюджета Красноярского края, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими краевыми государственными бюджетными учреждениями от приносящей доход уставной деятельности.

Финансирование мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края на соответствующий год и плановый период в рамках подпрограммы "Охрана природных комплексов и объектов" государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п.

Предусматривается финансирование следующих мероприятий:

развитие сети ООПТ краевого значения;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

проведение исследований, связанных с изучением, а также охраной биологического и ландшафтного разнообразия;

экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;

выполнение других мероприятий в сфере развития системы ООПТ Красноярского края.

 

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией, к 2030 году (по сравнению с 2016 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели соответственно:

увеличение площади ООПТ краевого значения с 2,97 млн га до 3,63 млн га (или с 1,25 до 1,53 % от площади региона);

количество восстановленных субпопуляций копытных животных до промысловой численности, позволяющей исключить их из Красной книги Красноярского края, – 5 субпопуляций;

сокращение количества видов животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края с категорией 4 (неопределенные по статусу), с 54 видов в 2015 году до 0 в 2030 году;

обеспечение сохранения численности охотничьих ресурсов и водных биоресурсов на промысловом уровне;

создание охранных зон 52 памятников природы и 1 природного парка;

внесение сведений об ООПТ краевого значения и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости;

создание и обеспечение функционирования Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края");

издание новой редакции Красной книги Красноярского края (2022 год).

 

Заключение

 

Реализация Концепции обеспечивается путем учета ее положений:

а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Красноярского края;

б) при разработке программных документов краевого уровня (стратегии, концепции, программы и др.);

в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды;

г) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Красноярского края экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

Решение задач, предусмотренных Концепцией, осуществляется путем разработки и выполнения плана мероприятий по реализации Концепции.

Целевые показатели решения основных задач Концепции, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Красноярского края, концепциях социально-экономического развития Красноярского края на соответствующие периоды, а также в федеральных и краевых программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 


 

 

 

Приложение

к Концепции развития

и размещения особо охраняемых

природных территорий краевого

значения на период до 2030 года

 

 

Перечень планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года

 

 

п/п

Наименование ООПТ

Площадь, тыс. га

Муниципальное образование

Главные объекты охраны

1

2

3

4

5

1. Природный парк "Ергаки" (присоединение территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж)

1

Кедранский реликтовый остров

48,0

Ермаковский район

сообщества черневой тайги территории, имеющие высокие показатели биоразнообразия. Древние, реликтовые виды растений, многие из которых находятся на грани исчезновения. Редкие и исчезающие виды птиц, млекопитающих, рептилий

 

Итого

48,0

 

 

1. Государственные природные заказники

Государственные природные заказники для охраны водных биологических ресурсов

2

Вороговские острова

36,0

Туруханский район

местообитания осетра, стерляди, нельмы и тайменя в зоне средней тайги. Коренные еловые, пихтовые и кедровые насаждения второго и третьего класса бонитета

3

Озеро Маковское

19,0

Туруханский район

нерестилища, места нагула и зимовальные ямы сига-мончегора

Государственные комплексные природные заказники

4

Кавказский бор

22,0

Минусинский район

ленточный сосновый бор в котловине, имеющий высокое средозащитное значение. Редкие виды животных и растений. Места зимней концентрации сибирской косули

5

Канготовские протоки

156,0

Туруханский район

места нереста и нагула осетра, стерляди, нельмы и тайменя. Участки концентрации мигрирующих птиц на пролете

6

Канское белогорье

30,0

Саянский район

высокогорный комплекс Восточного Саяна с редкими животными и растениями. Рекреационная территория с озерами ледникового происхождения

7

Лугавский бор

 

9,7

Минусинский район

ленточные сосновые боры в котловине с высоким средозащитным значением. Места зимних концентраций сибирской косули и лося, путей сезонных миграций, концентраций птиц во время пролета

8

Сымский

325,0

Енисейский район

среднетаежные сосновые лишайниковые боры. Места концентраций лесного северного оленя

 

Итого

597,7

 

 

2. Государственные природные микрозаказники

9

Гора Веховая

1,1

Ермаковский район

реликтовые черневые кедровники и осинники с покровом из неморальных реликтов (бруннера сибирская, щитовник мужской, кипрей горный, ветреница байкальская и др.)

10

Кедровый остров "Колупаевка"

0,3

Ермаковский район

реликтовые черневые кедровники с покровом из неморальных реликтов (ветреница байкальская, кандык сибирский, бруннера сибирская, щитовник мужской, многорядник Брауна и др.)

11

Григорьевский косогор

0,2

Ермаковский район

островной комплекс степных видов, находящийся на пределе распространения зональных степей

12

Кебежские скалы

0,4

Ермаковский район

комплекс ксерофильной флоры, в том числе редких видов растений

13

Марамзина

0,4

Ермаковский район

комплекс долинных черневых реликтовых лесов с редкими видами растений

14

Осиновские косогоры

0,6

Ермаковский район

места произрастания редких растений и грибов: сныти Надежды, гриба-барана и грибной капусты

15

Саркосома

0,1

Ермаковский район

популяция редкого гриба – саркосомы шаровидной

16

Манское займище

0,6

Емельяновский район,

г. Дивногорск

популяция редкого, реликтового вида, известного из единичных местонахождений в Красноярском крае и Сибири – липы Нащокина

17

Жаровский

1,0

Курагинский район

места произрастания редких растений и грибов

 

Итого

4,7

 

 

3. Охраняемые водно-болотные угодья

18

Ойское болото

2,1

Шушенский

район

болотный комплекс р. Оя и прилегающие лесные участки Минусинской котловины. Места гнездования редких птиц. Воспроизводственный участок охотничьих ресурсов. Места произрастания сибирских орхидей

Итого

2,1

 

 

4. Памятники природы

Геологические и палеонтологические

19

Черная сопка

2,494

Березовский район

природный комплекс горы Черная Сопка – палеовулкан, являющийся редким природным образованием, и прилегающая территория Торгашинского хребта

20

Трифоновский залив

0,01

Новоселовский район

уникальное по обилию и составу местонахождение раннекарбоновой флоры

21

Баджейские пещеры

0,1

Манский район

карстовые образования с колониями редких рукокрылых, представляющих значительный спелеологический интерес

22

Базаихский разрез

0,01

г. Красноярск

местонахождения морских отложений известняков с остатками первых скелетных организмов (трилобиты и др.) и водорослей, существовавших более 500 млн лет назад

23

Пещера Партизанская

0,25

Березовский район

уникальные натечные образования – сталактиты, сталагмиты, пагоды, королиты и др.

Гидрологические

24

Кинзелюкский водопад

3,0

Курагинский район

природная достопримечательность – второй по высоте в Азии гидрологический объект с высотой каскада 328 м (высота свободного падения воды – 90 м), представляющий значительный рекреационный интерес

25

Комаровские пороги

1,0

Канский район

природно-исторический и бальнеологический комплекс с большими рекреационным и познавательным потенциалами

Зоологические, ботанические

26

Сосновый бор

в квартале

№ 1056 Енисейского участкового лесничества Енисейского лесничества

0,8

Енисейский район

сосновый бор, представляющий рекреационную и природоохранную ценность

27

Ойские утесы

0,2

Шушенский район

береговые скалы на Енисее в устье р. Оя с местами обитания черного аиста, сапсана, балобана, водяной ночницы и других редких животных

28

Синий камень

0,1

Шушенский район

скалы и береговая полоса р. Енисей в нижнем бьефе Майнской ГЭС с местами обитания черного аиста, балобана, водяной ночницы и других редких животных

29

Тайгишская стрелка

0,03

Каратузский район

23 вида растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края

30

Устье Татарского

0,0007

Каратузский район

39 видов растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края

31

Химдым

0,007

Каратузский район

34 вида растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края

Итого

8,002

 

 

Всего ООПТ

660,502

 

 


Информация по документу
Читайте также