Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Красноярского края от 14.11.2017 № 784-рПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ
1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" утвердить Концепцию развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению № 1. 2. Утвердить план мероприятий по реализации положений Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению № 2. 3. Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru). 4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Приложение № 1 к распоряжению Правительства Красноярского края от 14.11.2017 № 784-р Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года I. Общие положения Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее – Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения. Необходимость разработки Концепции определяется: необходимостью сохранения уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний объектов животного и растительного мира; внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ. Концепция разработана в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р (далее – Экологическая доктрина Российской Федерации), Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 225-уг (далее – Концепция государственной политики Красноярского края). При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 № 341-п. II. Система ООПТ Красноярского края По территории Красноярский край занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации, объединяет 44 муниципальных района и 17 городских округов, занимающих 236,7 млн га в азиатской части России. Протяженность региона с севера на юг составляет 2 800 км, а с запада на восток – до 1250 км. Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии. Всемирным фондом дикой природы на территории края выделены 3 экологических региона, приоритетных для сохранения мирового биологического разнообразия и включенных в список "Global 200": Таймырская и Сибирская прибрежные тундры, Восточно-Сибирская тайга и горные леса Саян. По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн га – 6,16 % территории региона. Около 80 % заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ площадью 11,59 млн га. 96 ООПТ краевого значения занимают 2,97 млн га или 1,25 % (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га или 0,00874 %. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения. Таблица 1 Структура системы ООПТ краевого значения
Под охраной в границах ООПТ краевого значения находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края в соответствии с постановлениями администрации Красноярского края от 06.04.2000 № 254-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных" и Совета администрации Красноярского края от 03.05.2005 № 127-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих растений и грибов". Под непосредственной защитой находятся места обитания 70 % редких животных и 42 % редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения. Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п, предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе: Северный макрорайон – разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии; Приангарский макрорайон – развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства; Южный макрорайон – формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино; Западный макрорайон – ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов; Центральный макрорайон – развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья; Восточный макрорайон – разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня. Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона. Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края: разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению; трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины; увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения; фрагментация местообитаний в результате строительства объектов инфраструктуры; чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов. Как территориальная форма сохранения биологического разнообразия, региональная система ООПТ является основным направлением природоохранной деятельности, благодаря которому восстановлено поголовье бобра и сибирского горного козла, сохранены местообитания других редких животных, растений и грибов. Экологическая доктрина Российской Федерации и Концепция государственной политики Красноярского края рассматривают развитие региональной системы ООПТ в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Совершенствование системы ООПТ краевого значения обеспечивает участие региона в выполнении международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. На ООПТ краевого значения возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг: содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов; создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов; реализация эколого-просветительских программ; проведение прикладных исследований в области естественных наук. За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения: проекты развития системы ООПТ краевого значения разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ краевого значения; для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ краевого значения необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ краевого значения. Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ краевого значения с 2,97 до 3,63 млн га (или с 1,25 до 1,53 % от площади Красноярского края). Формирование региональной системы ООПТ увязано с основными направлениями развития экономики в Красноярском крае, как это предусмотрено Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п. III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции Целью Концепции является совершенствование природоохранной деятельности в Красноярском крае путем повышения эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения в интересах устойчивого развития Красноярского края, обеспечения экологической безопасности населения, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование репрезентативной сети ООПТ краевого значения с созданием новых заказников, микрозаказников, охраняемых водно-болотных угодий и памятников природы, расширением территории природного парка "Ергаки"; обеспечение эффективной охраны природных, историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ краевого значения; осуществление на территории ООПТ краевого значения работ по государственному экологическому мониторингу и восстановлению ресурсов редких животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края; развитие экологического туризма и эколого-просветительской деятельности в природном парке, заказниках и памятниках природы; участие ООПТ краевого значения в формировании позитивного отношения населения к вопросам сохранения природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия. Реализация Концепции основывается на следующих принципах: приоритетность сохранения природных, историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами ООПТ краевого значения; научная обоснованность принятия управленческих решений; учет социально-экономических аспектов при принятии решений; системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования ООПТ краевого значения; открытость и доступность информации о результатах деятельности ООПТ краевого значения. Поэтапное расширение сети ООПТ краевого значения с учетом перечисленных принципов позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды. IV. Основные направления развития системы ООПТ в Красноярском крае 1. Развитие региональной сети ООПТ В целях совершенствования сети ООПТ краевого значения до 2030 года предусматривается: разработать обосновывающую документацию и создать 31 ООПТ краевого значения на общей площади 660,502 тыс. га согласно приложению к Концепции, в том числе обосновывающую документацию для объекта "Кедранский реликтовый остров" с целью присоединения территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж к территории природного парка "Ергаки"; актуализировать документацию для 21 действующей ООПТ краевого значения, в том числе входящих в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в целях уточнения их категорий, актуализации площадей, границ, режимов охраны и природопользования; разработать положения об охранных зонах 52 памятников природы краевого значения и 1 природного парка краевого значения; провести работу, направленную на включение в приложение к Концепции государственных природных заказников "Косогольско-Сережский" и "Пойма р. Сереж" в Ужурском районе; определить очередность организации ООПТ краевого значения из приложения к Концепции по степени природоохранной значимости территорий; разработать рекомендации по созданию в Красноярском крае ООПТ местного значения на основе предложений и обоснований органов местного самоуправления; подготовить обоснования по оптимизации системы ООПТ краевого значения с учетом актуальных вопросов экономического развития, региональных задач сохранения биологического разнообразия и схем территориального планирования муниципальных образований Красноярского края; сформировать перечень объектов, рекомендуемых для организации ООПТ краевого значения после 2030 года. 2. Совершенствование законодательства о создании и функционировании ООПТ Для совершенствования нормативного правового обеспечения развития системы ООПТ планируется разработать Правительству Красноярского края предложения по продвижению инициатив о внесении поправок в законы и нормативные акты федерального уровня: в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка изменения границ и категорий ООПТ, порядка ликвидации ООПТ регионального значения; в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части предоставления полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по определению платы, взимаемой государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками, за посещение физическими лицами земельных участков, предоставленных учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование в целях туризма и отдыха; в Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению такс возмещения ущерба объектам животного мира, занесенным в региональные Красные книги, но не занесенным в Красную книгу Российской Федерации; о принятии Федерального закона "О растительном мире", проект которого был внесен в Государственную Думу Российской Федерации в 1995 году, с внесением в него предложений по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению такс возмещения ущерба объектам растительного мира, занесенным в региональные Красные книги, но не занесенным в Красную книгу Российской Федерации. 3. Совершенствование государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения Реализация Концепции обеспечивается эффективным государственным управлением в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения. В целях совершенствования государственного управления необходимо: организовать работы по внесению сведений об ООПТ краевого значения и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости; обеспечить материально-техническое оснащение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в том числе форменной одеждой, обмундированием и средствами индивидуальной защиты, спецсредствами; создать и обеспечить функционирование Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края"); организовать взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения, и учреждениями, осуществляющими управление ООПТ соседствующих субъектов РФ, с проведением стажировок государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, семинаров, совещаний для специалистов и руководителей. 4. Экономическое и финансовое обеспечение деятельности ООПТ краевого значения Для устойчивого финансового обеспечения системы ООПТ краевого значения необходимо: обеспечение финансирования деятельности ООПТ краевого значения, необходимого для эффективной охраны природных комплексов и объектов, в том числе материально-технического обеспечения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды; внедрение положительного опыта получения природными парками и заказниками собственных средств за счет оказания платных услуг; стимулирование развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на ООПТ краевого значения. 5. Кадровая политика Эффективное управление системой ООПТ краевого значения базируется на наличии подготовленных кадров. Для повышения квалификации работников ООПТ краевого значения необходимо: регулярно проводить аттестации государственных инспекторов в области охраны окружающей среды; внедрять специальные программы для обучающих семинаров по повышению квалификации специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды; организовать регулярное проведение стажировок и выездов на ООПТ Красноярского края и соседних субъектов Российской Федерации для обмена опытом среди руководителей, специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды; содействовать проведению на ООПТ краевого значения курсовых и дипломных практик профильных образовательных организаций высшего образования для подготовки молодых специалистов в области сохранения биологического разнообразия. 6. Организация охраны природных комплексов и объектов Осуществление эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей ООПТ краевого значения. Для решения этой задачи Концепцией предусмотрены: усиление взаимодействия с надзорными органами по предотвращению нарушений законодательства Красноярского края об ООПТ; внедрение в деятельность государственных учреждений, осуществляющих охрану ООПТ краевого значения, современных средств оперативного реагирования (квадрокоптеры, спутниковые телефоны и навигаторы, фотоловушки, мотовездеходы и т.д.); совершенствование методического обеспечения охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной и гражданско-правовой ответственности; выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ краевого значения. 7. Регулирование использования природных ресурсов на ООПТ краевого значения Основными мерами по регулированию использования природных ресурсов ООПТ краевого значения на планируемый период определены: разработка рекомендаций по проведению рубок в лесах на ООПТ краевого значения, учитывающих приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия; разработка рекомендаций и реализация проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических и иных мероприятий по сохранению редких видов животных и растений, восстановлению охотничьих ресурсов и их демонстрации в естественных условиях посетителям ООПТ краевого значения; поэтапное формирование реестров собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах ООПТ краевого значения; апробация на ООПТ краевого значения современных интенсивных технологий восстановления редких и хозяйственно ценных видов животных. В границах отдельных объектов, перспективных для организации ООПТ краевого значения, включенных в Концепцию, расположены проявления и месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для развития региона (например, Вороговские острова, Озеро Маковское, Гора Веховая, Манское займище, Кинзелюкский водопад). При организации таких ООПТ краевого значения в режимах их охраны и природопользования будет предусмотрена возможность проведения отдельных видов геологических работ без ущерба для сохранности ценных природных комплексов и объектов. 8. Проведение научных исследований и государственного экологического мониторинга Научно-исследовательская деятельность на ООПТ краевого значения проводится на основе следующих приоритетов: мониторинг состояния популяций и изучение биологии редких видов животных и растений, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость; разработка мер по охране и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов; научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма. Для организации научных исследований на ООПТ краевого значения, сбора и обработки информации предлагается: организовать на плановой основе долгосрочное взаимодействие с профильными научно-исследовательскими и образовательными организациями высшего образования Красноярского края по изучению и сохранению биологического разнообразия на ООПТ краевого значения; обеспечить ежегодное представление в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края информации о результатах государственного мониторинга охотничьих ресурсов, включающей сведения о местах обитания, миграциях и концентрациях основных объектов, охраняемых на ООПТ краевого значения; развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений по управлению ООПТ краевого значения; продолжить издание полевых определителей животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края, для государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и населения Красноярского края; организовать сбор материалов для ведения Красной книги животных, растений и грибов Красноярского края, в том числе уточнение аннотированных перечней видов флоры и фауны, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде на территории Красноярского края, с публикацией ее новой редакции до 2022 года. 9. Экологическое просвещение и работа с населением Эколого-просветительская деятельность направлена на повышение уровня экологической культуры и формирование у населения Красноярского края понимания проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также позитивного отношения к роли ООПТ краевого значения в социально-экономическом развитии региона. Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо: сформировать просветительские программы по охране природного наследия Красноярского края, ориентированные на различные социальные группы населения, с использованием современных методов работы; содействовать созданию документальных фильмов о проблемах сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края; расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая буклеты и иную полиграфическую продукцию для распространения среди населения; развивать практику проведения детских экологических лагерей, экспедиций и экскурсий; расширять сотрудничество с общественными организациями. Приступить к формированию групп поддержки деятельности ООПТ краевого значения из местного населения. 10. Развитие познавательного туризма Ознакомление с природными достопримечательностями Красноярского края является эффективной формой эколого-просветительской работы. Туристическая деятельность на ООПТ краевого значения осуществляется с учетом целей их создания и режимов охраны. Для развития познавательного туризма предусматривается: обеспечить ведение реестра объектов рекреационной инфраструктуры на ООПТ краевого значения; разработать правила посещения экскурсантами ООПТ краевого значения с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам; обеспечить с участием инвесторов поэтапное обустройство (в том числе информационное) экологических троп, смотровых площадок и мест наблюдения за дикими животными; наладить партнерские связи с туристическими компаниями и организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма. V. Финансирование реализации Концепции Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства бюджета Красноярского края, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими краевыми государственными бюджетными учреждениями от приносящей доход уставной деятельности. Финансирование мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края на соответствующий год и плановый период в рамках подпрограммы "Охрана природных комплексов и объектов" государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п. Предусматривается финансирование следующих мероприятий: развитие сети ООПТ краевого значения; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; проведение исследований, связанных с изучением, а также охраной биологического и ландшафтного разнообразия; экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма; выполнение других мероприятий в сфере развития системы ООПТ Красноярского края. VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией, к 2030 году (по сравнению с 2016 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели соответственно: увеличение площади ООПТ краевого значения с 2,97 млн га до 3,63 млн га (или с 1,25 до 1,53 % от площади региона); количество восстановленных субпопуляций копытных животных до промысловой численности, позволяющей исключить их из Красной книги Красноярского края, – 5 субпопуляций; сокращение количества видов животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края с категорией 4 (неопределенные по статусу), с 54 видов в 2015 году до 0 в 2030 году; обеспечение сохранения численности охотничьих ресурсов и водных биоресурсов на промысловом уровне; создание охранных зон 52 памятников природы и 1 природного парка; внесение сведений об ООПТ краевого значения и их охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости; создание и обеспечение функционирования Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края"); издание новой редакции Красной книги Красноярского края (2022 год). Заключение Реализация Концепции обеспечивается путем учета ее положений: а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Красноярского края; б) при разработке программных документов краевого уровня (стратегии, концепции, программы и др.); в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды; г) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Красноярского края экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду. Решение задач, предусмотренных Концепцией, осуществляется путем разработки и выполнения плана мероприятий по реализации Концепции. Целевые показатели решения основных задач Концепции, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Красноярского края, концепциях социально-экономического развития Красноярского края на соответствующие периоды, а также в федеральных и краевых программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Приложение к Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года Перечень планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|