Расширенный поиск
Указ Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 225-угУКАЗ
ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Об утверждении Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года
В соответствии со статьей 90 Устава Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Концепцию государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года согласно приложению. 2. Правительству Красноярского края разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. 3. Опубликовать указ в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru). 4. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
г. Красноярск 25.11.2013 № 225-уг
Приложение к указу Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 225-уг Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды I. Общие положения Разработка настоящей Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды (далее - Концепция экологической политики, Концепция) обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности, а также модернизации экономики и инновационного развития Красноярского края. Устойчивое развитие Красноярского края, высокое качество жизни и здоровья населения Красноярского края могут быть обеспечены при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития Красноярского края и государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды (далее - экологическая политика) должны быть взаимосвязаны, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве. Настоящая Концепция определяет цели, принципы и задачи органов государственной власти Красноярского края для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития Красноярского края, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей Красноярского края, обеспечения экологической безопасности населения и механизмы их реализации на период до 2030 года. Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, Уставе Красноярского края, законах и иных нормативных правовых актах Красноярского края, документах долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации и Красноярского края. Основные положения Концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности региона. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия в этом процессе институтов гражданского общества. Исходя из современного состояния окружающей среды и экологической безопасности определены механизмы и инструменты решения задач с перечнем базовых индикаторов и показателей по различным направлениям государственной политики в области экологического развития.
II. Цели, принципы и задачи государственной политики в области экологической безопасности и охраны окружающей среды Красноярского края
2.1. Современное состояние окружающей среды и экологической безопасности на территории Красноярского края По уровню воздействия на компоненты природной среды Красноярский край занимает одно из лидирующих мест как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации. По общей массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (2516,8 тыс. тонн в 2011 году) Красноярский край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации, а по удельной массе (средней массе выбросов в расчете на один источник) значительно опережает все регионы. Пять крупнейших промышленных предприятий края выбрасывают в атмосферный воздух почти 90 % (2210 тыс. тонн) от выбросов всех стационарных источников Красноярского края. Города - промышленные центры Красноярского края (Красноярск, Норильск, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск) входят в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Воздействие химического загрязнения атмосферного воздуха сказалось на росте заболеваемости населения Красноярского края по классу болезней нервной системы, органов кровообращения, органов дыхания, злокачественных новообразований. На территории промышленных городов за счет наложения выбросов в атмосферу от групп предприятий создаются зоны с совокупным химическим загрязнением, наносящим ущерб здоровью населения. В настоящее время отсутствует практика установления санитарно-защитных зон предприятий и объектов, в том числе для промышленных узлов, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, внесение соответствующих линий градостроительного регулирования и введение ограничений на использование земель законодательно. Установление для предприятия временно согласованных нормативов выбросов, а не нормативов предельно допустимых выбросов изначально означает, что при этом на соответствующей территории не обеспечивается соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха. Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450-500 млн куб. метров без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как "загрязненная-грязная", местами "очень грязная". Значительный объем загрязняющих веществ поступает с трансграничными водами из Иркутской области, Республики Хакасия. Несмотря на достаточно высокий уровень обеспечения населения централизованным водоснабжением (84,5 %) качество воды в местах водозабора и распределительной сети не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (более 20 % проб воды по санитарно-химическим показателям); 665 водоисточников (43,8 %) не имеют организованных зон санитарной охраны, что представляет угрозу жизнеобеспечения 134 тыс. человек. Высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения (до 80 %) предопределяет высокую аварийность (до 200 аварий в год) и большие потери воды (более 24 %). Нормы водопотребления в городах Красноярского края очень высокие - 300-400 л/сутки на одного человека, что указывает на нерациональность их использования. Наличие устаревших технологий не обеспечивает необходимое качество питьевых вод. Около 400 тыс. человек пьют воду ненормативного качества. Химическое загрязнение питьевой воды, передающееся пероральным путем человеку, вызывает заболевания кожи, почек, центральной нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и гормональной систем. Красноярский край по количеству образования отходов в год входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. В 2011 году количество образованных отходов увеличилось на 14,3 %. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества обезвреженных отходов, снижения количества захороненных отходов на собственных объектах. В Красноярском крае практически полностью отсутствуют предприятия по сортировке и переработке твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов ТБО. По состоянию на 1 января 2012 года в Красноярском крае зарегистрировано всего 23 действующих полигона ТБО. Из имеющихся полигонов почти треть не отвечает действующим требованиям. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов. Ежегодно в Красноярском крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов. В настоящее время радиационная обстановка в Красноярском крае по сравнению с предыдущими годами не изменилась и на большей части Красноярского края остается благополучной. Исключение представляет зона наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат" (далее - ГХК), которая загрязнена техногенными радионуклидами, включая 1000 км поймы р. Енисей от точки сброса комбината. На промплощадке ГХК собрано большое количество жидких радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в результате прошлой деятельности предприятий атомной промышленности. В результате испытаний ядерного оружия, проведенных на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, потенциальному радиоактивному загрязнению подверглись территории, расположенные на севере и юге Красноярского края; на территории Красноярского края проведено 9 подземных ядерных взрывов в мирных целях, эти участки требуют постоянного контроля. На территории Красноярского края расположено большое количество природных радиоактивных аномалий и радоноопасных районов, проживание в которых может обеспечить необоснованное дополнительное облучение. Подземные воды в южных и центральных районах Красноярского края характеризуются высокими значениями общей альфа-активности (e0,2 Бк/л). К вопросам радиационной безопасности относится также медицинское облучение населения и персонала медицинских учреждений при работе с источниками ионизирующего облучения, рентгенорадиологического медицинского оборудования. В структуре коллективной дозы медицинского облучения ведущее место занимают специальные исследования (31,21 %), рентгенографические (30,87 %), рентгеноскопические (13,28 %) исследования и компьютерная томография (11,97 %). На долю флюорографии приходится 10,74 %, радионуклидной диагностики - всего 0,81 %. Около 300 организаций осуществляют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, и количество используемых источников не уменьшается. Из 252 гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2012 года находятся 123 бесхозяйных ГТС. Большинство ГТС не имеют нормального уровня безопасности (81 %), 13 ГТС имеют опасный (аварийный) уровень безопасности, на 193 ГТС водохозяйственного комплекса не выполнен расчет вероятного вреда в результате аварий на них, декларирование ГТС подтверждено не более чем на 30 объектах, на 98 % объектов отсутствует паспорт безопасности ГТС. Общее количество жителей, проживающих на территории Красноярского края, подверженных негативному воздействию вод, составляет 476,6 человека. Ущерб от затопления населенных пунктов при наводнениях достигает десятков миллионов рублей в год. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет 168,9 км. Инженерная защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является недостаточной. За последние 10 лет следствием хозяйственной деятельности человека стало повсеместное ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения. Более чем на 25 % площади всех сельскохозяйственных угодий в связи с ветровой и водной эрозией почв, переувлажненностью, заболоченностью и т.д. земли выведены из сельскохозяйственного оборота. На площади около 100 тыс. га неиспользуемые сельскохозяйственные земли заросли деревьями и кустарниками. Происходит загрязнение земель химическими веществами. За период 2009-2011 гг. выявлено химическое загрязнение почв сельскохозяйственных земель на площади около 3 тыс. га веществами 1-го класса опасности (водорастворимый фтор, мышьяк, бенз(а)пирен). До чрезвычайного и высоко опасного уровня загрязнена часть пригородных земель крупных городов, используемых для выращивания овощей в теплицах с привлечением иностранных граждан, использующих средства химизации, запрещенные к применению на территории Российской Федерации. Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, строительных и других видов работ. Заметный ущерб наносится лесным ресурсам лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы и т.д. В 2011 году на территории Красноярского края зарегистрирован 1461 лесной пожар на общей площади 104 тыс. га, что значительно выше, чем в предыдущие годы. Объем древесины, сгоревшей на корню, составил более 2 млн куб. метров. Выделяемые из федерального бюджета субвенции на проведение лесовосстановительных работ не покрывают потребность в финансировании в соответствии с расчетно-технологическими картами. Дефицит средств на лесовосстановление на 2013 год составляет 81,6 % от существующей потребности. Лесоустройство со сроком давности 10 и более лет характерно для 40 из 61 лесничества края, что не позволяет в полной мере обеспечить неистощительное пользование ресурсами леса и сохранение их средообразующей функции. Жители городов обеспечены зелеными насаждениями ниже нормативных требований. В связи с развитием г. Красноярска происходит уменьшение его пригородной зеленой зоны, выполняющей средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Площадь особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае составляет 7,2 % от площади региона (16,8 млн га), что значительно ниже общероссийского показателя (11,8 %) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран-участниц Конвенции Организации Объединенных Наций по биологическому разнообразию 1993 года (17 %). В перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных включен 141 вид (30 % от общего числа видов фауны края без учета беспозвоночных). Характерной особенностью изменений видового состава фауны Красноярского края является увеличение числа регионально редких видов животных, ранее относившихся к охотничьим ресурсам (пять субпопуляций лося, косули, марала), включенных в 2011 году в Красную книгу Красноярского края. Перечень редких растений и грибов увеличился до 498 видов (в основном за счет присоединения северных территорий), что составляет 15 % изученного видового состава. К вероятно исчезнувшим и находящимся под угрозой исчезновения относится 58 видов. Неуправляемый рост количества одомашненных животных в городах Красноярского края, отсутствие учёта животных и персональной ответственности за них, низкая культура содержания домашних питомцев обусловили неконтролируемый рост количества безнадзорных животных, представляющих угрозу распространения болезней, опасных для населения. В результате ведомственного подхода на территории Красноярского края отсутствует порядок взаимодействия между участниками экологического мониторинга. Территориальная сеть наблюдений за состоянием окружающей среды в Красноярском крае только развивается. Недостаточен перечень контролируемых показателей и постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, плотность стационарной сети наблюдений атмосферного воздуха в городах Красноярского края не соответствует ГОСТ 17.2.3.01-86 и требует расширения. Пространственная структура сети оперативного контроля должна обеспечивать возможность выявления источников выбросов, создающих повышенные концентрации примесей в атмосферном воздухе. Существующая государственная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в городах Красноярского края такими возможностями не обладает. Отсутствует единая информационная система экологического мониторинга, объединяющая данные наблюдений, полученных федеральными, краевыми уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами, для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и населения информацией по вопросам состояния окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности стимулируется слабо. Научные исследования являются фрагментарными и касаются в основном сохранения биоразнообразия. Комплексные фундаментальные и прикладные исследования в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата для условий Красноярского края, не имеют поддержки и стимулов. Формирование экологической культуры, развитие экологического образования, просвещения и воспитания в крае проводится в недостаточной степени, в основном благодаря деятельности особо охраняемых природных территорий и общественных экологических организаций. В области развитости институтов гражданского общества и их участия в охране окружающей среды и экологической политике важнейшими из проблем являются несовершенство нормативно-правового регулирования (прежде всего вопросов общественного экологического контроля), системы управления, нечеткость разграничения полномочий различных уровней государственной власти и местного самоуправления, а также отсутствие развитых сетей экологического мониторинга, отсутствие единого банка данных экологической информации для повышения эффективной деятельности общественных организаций экологической направленности. Переход к устойчивому природопользованию, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, биологических, минеральных и других ресурсов, на территории Красноярского края осуществляется в недостаточной мере. Недостаточно научных исследований и практики внедрения инновационных, ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий в систему природопользования. Экологически ориентированная модель развития экономики Красноярского края декларируется, но конкретные мероприятия в этом направлении единичны. Экономическая
заинтересованность предприятий, внедряющих высокие технологии по оздоровлению
экологически неблагополучных территорий, в том числе реабилитацию,
использование вторичных ресурсов, сортировку и переработку отходов,
производство экологически чистой продукции и др., слабо стимулируется.
Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и
природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения
негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования
природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий. Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности нуждается в принятии новых и совершенствовании имеющихся законодательных и иных правовых актов Красноярского края в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Красноярского края об охране окружающей среды и неотвратимости наказания за экологические преступления. Международное и межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды на территории Красноярского края требует развития в части приоритетных направлений науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности в рамках участия Российской Федерации в международных соглашениях; включая Киотский протокол к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11.12.1997, особо охраняемых природных территорий, Арктической зоны; соответствия законодательства Красноярского края по природопользованию и охране окружающей среды международным экологическим нормам, признанным в Российской Федерации; межрегионального сотрудничества в области природопользования и экологической безопасности для реализации соглашений и межсубъектных инвестиционных проектов и снижения экологических угроз, связанных с трансграничным перемещением загрязнений. Требуется активизация сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, направленного на решение проблемы межрегионального переноса веществ, загрязняющих атмосферный воздух, поверхностные водные объекты. Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края; восстановления государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиления ее роли на региональном (краевом) уровне; осуществления территориального планирования на основе региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом загрязнения атмосферного воздуха и других природных сред; совершенствования системы финансирования природоохранных проектов. Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике, а также четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды. Природоохранная деятельность на территории Красноярского края реализуется в рамках целевых программ "Охрана окружающей среды в Красноярском крае" на 2013-2015 годы, "Обращение с отходами на территории Красноярского края" на 2012-2014 годы, "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Красноярского края" на 2011-2013 годы, "Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания" на 2013-2015 годы и др. Изначальное установление финансирования целевых программ в недостаточном объеме, расчет потребностей в финансировании целевых программ исходя из практики предыдущих лет, а не реальной потребности не обеспечивают эффективность бюджетного процесса в решении важнейших экологических проблем. Необходимо создание краевого экологического фонда, средства которого формируются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду и служат дополнительным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий. Таким образом, решение проблемы повышения эффективности платы за негативное воздействие на окружающую среду как экономического стимула одновременно позволит улучшить условия финансирования природоохранной деятельности. Природоохранная деятельность на соответствующей территории осуществляется различными министерствами, федеральными службами и агентствами, выполняющими, как правило, одновременно функции природопользования и охраны окружающей среды. Множественность уполномоченных субъектов, осуществляющих охрану окружающей среды на соответствующей территории, обусловливает объективную необходимость координации, направленной на согласование природоохранной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений. Таким образом, современная экологическая обстановка в крае, формируемая под воздействием природных и антропогенных факторов, характеризуется проявлением совокупности острых экологических проблем, их накоплением. Проектом "Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года" предусмотрено, что в случае ее реализации будет обеспечено существенное наращивание экономического потенциала края - рост валового регионального продукта в 1,6-1,7 раза. Проектом предусматривается дальнейшее увеличение добычи полезных ископаемых и связанных с этим производств по обогащению и первичной переработке руд, расширение использования лесных ресурсов. Особое внимание отводится увеличению добычи углей КАТЭКа и дальнейшему развитию нефте-газового промысла на севере края и в Эвенкии с транспортировкой нефти в южном направлении. По предварительной оценке рост промышленного производства в результате реализации основных положений Стратегии приведет к увеличению воздействий на окружающую среду на 20-70 %, что в значительной мере будет определяться соответствием технологий производства и добычи полезных ископаемых современным требованиям. Назрела необходимость системного решения экологических проблем в Красноярском крае. 2.2. Цели, принципы и задачи экологической политики Красноярского края Целями экологической политики Красноярского края являются обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрана природных ресурсов и обеспечение рационального их использования; сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения Красноярского края. Основными принципами осуществления экологической политики Красноярского края являются: 1) соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду; 2) единство экономического, социального и экологического развития, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений (принцип устойчивого развития); 3) научная обоснованность, системность и комплексность решения задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; 4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, включая территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов; 6) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 7) презумпция экологической опасности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой хозяйственной и иной деятельности; 8) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и человека, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 9) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 10) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и негативном воздействии на здоровье населения; 11) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду; 12) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды; 13) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде; 14) приоритет рыночных механизмов перед административным регулированием природопользования. Достижение целей экологической политики Красноярского края обеспечивается комплексным, системным и целенаправленным решением следующих основных задач: 1) совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 2) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения; 3) восстановление нарушенных естественных экологических систем; 4) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; 5) совершенствование системы государственного экологического мониторинга; 6) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности; 7) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; 8) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности; 9) обеспечение устойчивого природопользования; 10) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 11) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; 12) развитие международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
III. Основные механизмы, инструменты реализации экологической политики и стратегических задач 3.1. Совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности При решении задачи совершенствования системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются следующие механизмы: снижение темпов роста неблагоприятного воздействия на окружающую среду; совершенствование разграничения полномочий и координации действий органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; совершенствование оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; повышение эффективности регионального государственного экологического надзора; восстановление государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне; обеспечение
осуществления территориального планирования на основе региональных и (или)
местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом
существующего состояния всех компонентов природной среды и прогнозов их
изменения; обеспечение своевременного информирования населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления о состоянии окружающей среды и прогнозах ее изменения; учет вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в программных документах регионального уровня; нормативно-законодательное обеспечение и совершенствование краевого и муниципального управления, в том числе по вопросам одомашненных животных. Индикатором является повышение эффективности системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Красноярского края. Средства реализации (инструменты): разработка, принятие и реализация программ природоохранного назначения; внесение дополнений (изменений) в нормативные документы регионального уровня, регламентирующие вопросы полномочий органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; совершенствование работы координационных советов, комиссий, общественных советов и других совещательных органов при органах государственной власти и органах местного самоуправления в муниципальных образованиях Красноярского края; внесение дополнений в краевой перечень показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды; создание и развитие автоматизированной системы регионального государственного экологического надзора; организация необходимого технического оснащения и непрерывного аналитического сопровождения мероприятий, направленных на осуществление регионального государственного экологического надзора, повышение его мобильности, оперативности реагирования; повышение эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого уровня; законодательная инициатива по восстановлению государственной и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне; организация разработки региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки, в том числе норм допустимого воздействия на водные объекты; использование данных краевых государственных информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности; внесение дополнений в нормативные документы, регламентирующие вопросы разработки программных документов регионального уровня; поддержка принятия проекта федерального закона "Об ответственном обращении с животными" (прошёл первое чтение), разработка нормативно-правовых документов по вопросам одомашненных животных. Целевыми показателями являются: увеличение доли полномочий Красноярского края в общем объеме полномочий в области охраны окружающей среды и природопользования Российской Федерации; наличие региональных нормативов качества окружающей среды и допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; экологические рейтинги оценки эффективности системы управления в области охраны окружающей среды и оценок устойчивого эколого-социально-экономического развития. 3.2. Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения используются следующие механизмы: 1) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на атмосферный воздух: регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе сводных томов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) для промышленных центров и городов Красноярского края; снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за счет технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства; снижение загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта за счет развития общественного электротранспорта, градостроительного регулирования, совершенствования организации дорожного движения и усиления государственного контроля за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта; повышение эффективности государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха. Индикатором является снижение негативного воздействия на атмосферный воздух. Средства реализации (инструменты): разработка нормативных правовых актов Красноярского края и организация работ по вопросам регулирования выбросов, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий; организация разработки сводных томов ПДВ для промышленных центров и городов Красноярского края; разработка нормативных правовых актов Красноярского края, регулирующих использование сводных томов ПДВ при согласовании и утверждении нормативов ПДВ предприятиям; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, использование высокоэффективных систем пылегазоочистки; закрытие малых отопительных котельных, котельных производственных предприятий; замена в отдаленных поселениях края дизель-генераторных установок на газогенераторные станции; переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и альтернативные виды топлива; развитие общественного транспорта, в том
числе его электрических видов (метрополитена, троллейбусной сети, сетей
скоростных трамвайных линий и др.); использование природного газа в качестве топлива для муниципального транспорта в крупных городах Красноярского края; совершенствование организации дорожного движения и методов градостроительного регулирования; усиление надзора за охраной атмосферного воздуха в части соблюдения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспорта; создание сети городских зеленых зон, непрерывной транспортной инфраструктуры и других условий для развития экологичных безмоторных видов транспорта в городах Красноярского края. Целевыми показателями являются: объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников и зарегистрированного автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта, а также на 1000 жителей Красноярского края; снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха городов (ОВ - очень высокий; В - высокий; П - повышенный; Н - низкий) с ОВ и В до П; доля энергии, вырабатываемая предприятиями с применением природного газа и других альтернативных (возобновляемых) источников энергоресурсов, в общем объеме вырабатываемой энергии; установленная мощность дизель-генераторных установок, заменённых на газогенераторные станции; процент очистки загрязняющих веществ от организованных стационарных источников: в 2012 году - 86,8 %; в 2016 году - 88 %; в 2030 году - 90 %; количество предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ: в 2012 году - 7; в 2016 году - 2; в 2023 году - 0; в 2030 году - 0; доля объема сверхнормативных выбросов в общем объеме выбросов от стационарных источников: в 2011 году - 61 %; в 2016 году - 60<1> %; в 2023 году - 0 %; в 2030 году - 0 %; количество населенных пунктов, на территории которых производится оповещение о неблагоприятных метеорологических условиях: в 2012 году - 1 (Красноярск), в 2016 году - 3, в 2030 году - 9; количество
населенных пунктов, имеющих действующие сводные тома: в 2012 году - 6 (города
Канск, Назарово, Лесосибирск, Красноярск, Минусинск, Ачинск); в 2016 году - 9
(дополнительно города Шарыпово, Норильск, Зеленогорск); доля установленных санитарно-защитных зон - не менее 60 % от общего количества объектов, нуждающихся в разработке проектов санитарно-защитных зон, и наличие нормативных правовых актов в области установления единых санитарно-защитных зон; доля общественного транспорта, работающего на топливе экологического класса Евро-5 и Евро-6: в 2012 году - 0 %; в 2016 году - 0 %; в 2030 году - 100 %; доля электрических видов от всего общественного транспорта; доля общественного транспорта от всех видов автомобильного транспорта; 2) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на водные объекты: ____________________ <1> 60 % составляют выбросы ОАО ЗФ «ГМК «Норильский никель», которым планируется завершение реконструкции в 2020 г. поэтапное снижение объемов сброса загрязненных сточных вод и массы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты; повышение эффективности использования и охраны водных объектов. Индикатором является снижение негативного
воздействия на водные объекты и улучшение условий водопользования и
водопотребления населения. Средства реализации (инструменты): строительство и реконструкция очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь в системе жилищно-коммунального хозяйства, внедрение при необходимости децентрализованной очистки сточных вод; строительство централизованных ливневых систем водоотведения, оборудованных очистными сооружениями; строительство централизованных систем питьевого водоснабжения в населенных пунктах, где население использует воду открытых водоемов и нецентрализованных источников; гарантированное обеспечение водными ресурсами на основе схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработанных по основным бассейнам рек Красноярского края; совершенствование нормирования воздействия на водные объекты, установление норм допустимого воздействия на водные объекты; совершенствование химико-аналитического контроля качества воды в целях осуществления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; разработка и реализация государственных программ по улучшению водоснабжения населенных мест, организации водоподготовки, обеззараживанию воды источников питьевого водоснабжения перед подачей в распределительные сети; внедрение водосберегающих технологий, расширение использования замкнутых систем водоснабжения на промышленных предприятиях; разработка новых и актуализация действующих правил комплексного использования вод водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций; реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации малых рек Красноярского края; проведение инвентаризации существующих водоохранных зон и усиление мер по их охране. Целевыми показателями являются: доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по усовершенствованному индексу загрязненности воды) повысился в общем количестве водохозяйственных участков рек, %; сокращение доли свежей воды в оборотных и повторно-последовательных системах водоснабжения промпредприятий Красноярского края, %; снижение объемов сбрасываемых загрязненных сточных вод, % или млн куб. м/год; снижение массы загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, % или тыс. т/год; количество модернизированных, усовершенствованных и внедренных сооружений по очистке сточных вод, ед.; количество внедренных водосберегающих технологий в производстве, ед.; количество организованных зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; обеспеченность правилами эксплуатации водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций, %; 3) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления: предупреждение и сокращение объемов образования промышленных отходов, вовлечение их в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, снижение уровня опасности отходов; совершенствование системы сбора и экологически безопасного удаления, размещения ТБО с территорий муниципальных образований; создание инфраструктуры сортировки и переработки ТБО и промышленных отходов на принципе государственно-частного партнерства с формированием инновационных кластеров по сортировке, переработке отходов; поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья; развитие системы сбора, обезвреживания и утилизации опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих, биологических, медицинских, на удаленных от городов территориях; утверждение и реализация генеральных схем очистки населенных пунктов, согласованных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора; совершенствование краевой системы учета в сфере обращения с отходами производства и потребления. Индикатором является снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления. Средства реализации (инструменты): внедрение технологий по сокращению объемов отходов в источнике их образования и использованию образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга; внедрение на предприятиях малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования; строительство межмуниципальных и межпоселенческих полигонов ТБО; оптимизация тарифной политики в сфере сбора и удаления ТБО с территорий муниципальных образований; внедрение раздельного сбора ТБО и промышленных отходов; обустройство мест раздельного сбора отходов в местах их временного хранения (накопления) как в жилищном фонде, так и на промпредприятиях; формирование системы (инфраструктуры) раздельного сбора бытовых отходов в местах образования; привлечение инвестиций для создания объектов сортировки и переработки ТБО и изготовления продукции из вторичного сырья; принятие нормативных актов, предусматривающих запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, и программ, способствующих их реализации; учет необходимости селективного сбора и временного хранения (накопления) отходов для их дальнейшего использования при разработке и согласовании нормативно-разрешительной документации в области обращения с отходами; организация удобной для населения системы сбора ртутьсодержащих и других особо опасных отходов, обеспечивающей их стопроцентные сбор и утилизацию; создание и развитие краевой информационной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления. Целевым показателем является процент снижения объемов захороненных отходов, уменьшения полусанкционированных и несанкционированных свалок, количество новых полигонов, сортировочных и перерабатывающих заводов; увеличение доли населенных пунктов края, обеспеченных централизованной системой удаления твердых бытовых отходов (до 80 %); обеспеченность крупных промышленных городов края мусороперерабатывающими и мусоросортировочными комплексами, мусоросжигательными заводами; приведение в соответствие с гигиеническими требованиями полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов; 4) обеспечение радиационной безопасности: снижение радиационного воздействия техногенного и природного происхождения на население; выявление и реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в том числе территорий "ядерного наследия" и (или) характеризующихся высоким содержанием природных радионуклидов. Индикатором является снижение риска радиационного воздействия источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения на человека и среду его обитания. Средства реализации (инструменты): выявление и реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в том числе территорий "ядерного наследия" и (или) характеризующихся высоким содержанием природных радионуклидов; радиационный мониторинг поймы р. Енисей в 1000-километровой зоне наблюдения ФГУП "Горно-химический комбинат"; выявление радоноопасных территорий и разработка рекомендаций по их использованию; обеспечение радиационно-гигиенической паспортизации организаций, территории Красноярского края и отдельных его районов. Целевыми показателями являются: количество выявленных (штук) и реабилитированных (%) объектов или территорий, характеризовавшихся высоким содержанием техногенных и (или) природных радионуклидов; доля обследованных и оцененных по степени радоноопасности территорий Красноярского края (%); средняя годовая эффективная доза облучения населения Красноярского края от медицинских рентгенорадиологических диагностических процедур - не более 1 мЗв/год; степень охвата радиационно-гигиенической паспортизацией организаций, использующих источники ионизирующего излучения, - 100 %; средняя годовая эффективная доза облучения жителя края - не более 5 мЗв/год; 5) обеспечение химической безопасности: установление единых санитарно-защитных зон групп промышленных предприятий (промышленных зон) по совокупности вредного воздействия на атмосферный воздух; вынос промышленных предприятий за черту населенного пункта в соответствии с действующими генеральными планами; реабилитация здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания; обеспечение населения качественной питьевой водой. Индикатором является снижение риска химического воздействия на человека до приемлемого уровня. Средства реализации (инструменты): разработка и принятие нормативно-правового
документа Красноярского края, регулирующего установление единых
санитарно-защитных зон групп промышленных предприятий; выявление территорий, характеризующихся превышением допустимого уровня изолированного и суммарного действия химических веществ от источников выбросов промышленных предприятий, с использованием современных методик и геоинформационных систем; разработка и принятие нормативно-правового акта Красноярского края, регулирующего вопросы принятия решений о выносе промышленных предприятий за черту населенного пункта в случаях превышения нормативных показателей химического загрязнения атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне; внедрение современных технологий биомониторинга и индивидуальной диагностики в рамках территориально ориентированных программ; установление и лечение заболеваний, обусловленных неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, прежде всего у людей, проживающих на неблагополучных территориях (установленных в том числе и по результатам проведенных работ по оценке риска); разработка государственной программы по обеспечению населения качественной питьевой водой; вовлечение месторождений подземных вод в систему обеспечения населения питьевой водой, предусматривающее как строительство водозаборов на известных месторождениях, так и поисково-оценочные работы. Целевыми показателями являются: количество установленных единых санитарно-защитных зон и предприятий, вынесенных за пределы населенных пунктов по экологическим факторам; снижение показателей заболеваемости населения болезнями различных классов, обусловленных воздействием химического загрязнения атмосферного воздуха и воды (случаев на 1000 человек); доля населения, использующего качественную питьевую воду, от общей численности населения; 6) предотвращение негативного воздействия вод: развитие системы подготовки к паводковой ситуации на водных объектах для своевременного принятия обоснованных решений по предупреждению и минимизации негативных последствий наводнения; осуществление зонирования на паводкоопасных территориях; сокращение бесхозяйных ГТС; перевод ГТС из опасного и неудовлетворительного уровня безопасности в безопасное техническое состояние; развитие системы инженерной защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия поверхностных вод. Индикаторами являются: доля населения, защищенного от чрезвычайных паводковых ситуаций; доля населения и объектов экономики, защищенных в результате повышения безопасности ГТС. Средства реализации (инструменты): выявление участков подтопления населенных пунктов в результате разрушения плотин водохранилищ и размыва защитных дамб; разработка правил эксплуатации водохранилищ в условиях чрезвычайных ситуаций; обследование паводкоопасных территорий; разработка и реализация мероприятий по переводу ГТС из опасного и неудовлетворительного уровня безопасности в безопасное техническое состояние; разработка и реализация мероприятий по ликвидации бесхозяйных ГТС, использование которых в хозяйственных целях невозможно; разработка мероприятий по инженерной защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Целевыми показателями являются: численность населения, проживающего на территории края, подверженного негативному воздействию вод и защищенного в результате проведенных мероприятий; протяженность участков рек, нуждающихся в расчистке, спрямлении, дноуглублении и берегоукреплении; количество ликвидированных бесхозяйных ГТС, ед.; нормативно-правовой документ по ограничению хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях Красноярского края. 3.3. Восстановление нарушенных естественных экологических систем При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы: инвентаризация территории Красноярского края с целью установления участков с неблагополучной экологической ситуацией, в том числе выявление радиационно загрязненных территорий и территорий с повышенным содержанием радионуклидов, их реабилитация и рекультивация; использование региональных нормативов качества почв, стандартов, методов и технологий по рекультивации нарушенных и (или) загрязненных земель; восстановление деградированных и (или) загрязненных земель; формирование системы мер по возмещению ущерба природной среде и ее компонентам. Индикаторами являются: снижение доли деградированных и (или) загрязненных земель. Средства реализации (инструменты): проведение исследований по выявлению участков с неблагополучной экологической ситуацией на территориях повышенного риска воздействия на здоровье населения, в том числе выявление радиационно загрязненных территорий и территорий с повышенным содержанием радионуклидов, их реабилитация и рекультивация; разработка и использование региональных нормативов качества почв, стандартов, методов и технологий по рекультивации нарушенных и (или) загрязненных земель; повышение эффективности земельного контроля и надзора, в том числе за счет укомплектования структурных подразделений органов местного самоуправления подготовленными землеустроителями-контролерами, а также создание постоянной комиссии по вопросам рекультивации нарушенных земель при Правительстве Красноярского края; рекультивация земель на территориях ликвидированных промышленных предприятий, а также планируемых к ликвидации либо перебазированию, на территориях, используемых для выращивания овощной продукции с применением средств химизации, не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации; инициирование внесения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" положения об отнесении проектов рекультивации нарушенных земель к объектам обязательной экологической экспертизы регионального уровня; создание эффективной системы контроля и приемки рекультивированных земель, включая разработку краевых программ и мероприятий, направленных на восстановление нарушенных экосистем и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной и иной деятельностью; участие в федеральной целевой программе "Ликвидация накопленного экологического ущерба за 2014-2025 годы" и разработка краевой государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы". Целевым показателем является площадь земель с неблагополучной экологической ситуацией и доля санированных (рекультивированных) земель в общей площади земель, подвергшихся деградации и (или) загрязнению, в том числе с использованием торфа и сорбентов. 3.4. Сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира При решении задачи сохранения природной среды используются следующие механизмы: развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения при расширении территорий традиционного природопользования с учетом задач обеспечения законных прав коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и экономического развития муниципальных районов; обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения; совершенствование мониторинга, охраны и содействие восстановлению популяций животных, растений и грибов, внесенных в Красную книгу Красноярского края; формирование эффективной системы охраны и использования охотничьих ресурсов с применением биотехнических методов и разведение охотничьих животных; технологическое перевооружение пушного промысла с переходом от удерживающих капканов со стальными дугами к сертифицированным самоловам в соответствии с Соглашением о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией, ратифицированным Федеральным законом от 26.04.2008 № 52-ФЗ "О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией"; повышение эффективности охраны и использования водных биологических ресурсов, создание условий для повышения объемов их искусственного воспроизводства; создание условий для рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, развития озерного и промышленного рыбоводства в южных районах Красноярского края; повышение эффективности охраны, использования и защиты лесов, создание условий для повышения объемов искусственного лесовосстановления, лесоразведения; внедрение дистанционных технологий и методов слежения при проведении мероприятий по учету и мониторингу естественных экологических систем и объектов животного и растительного мира; снижение экологического ущерба от заготовительной деятельности хозяйствующих субъектов и физических лиц, лесных пожаров и иных природных катаклизмов; утверждение такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного и растительного мира, внесенным в Красную книгу животных, растений и грибов Красноярского края, но не относящимся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания. Индикаторами являются: совершенствование сети и увеличение площади особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения; увеличение площади территорий традиционного природопользования; восстановление популяций редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, внесенных в Красную книгу Красноярского края; увеличение лимитов добычи основных охотничьих ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения края, включая представителей КМНС, занятых традиционной хозяйственной деятельностью; повышение доли хозяйственного освоения выделяемых промышленных и иных квот на вылов водных биологических ресурсов; создание успешно развивающихся хозяйств, занятых товарным озерным и промышленным рыбоводством; увеличение площади лесовосстановления; снижение площади земель лесного фонда с экологическим ущербом от заготовительной деятельности хозяйствующих субъектов и физических лиц, лесных пожаров и иных природных катаклизмов. Средства реализации (инструменты): инвентаризация действующей системы особо охраняемых природных территорий и развитие схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2030 года с учетом задач устойчивого экономического развития муниципальных районов и обеспечения законных прав КМНС; проведение лесоустройства лесного фонда Красноярского края с включением работ по выделению и картографированию особо защитных участков в границах особо охраняемых природных территорий в перечень лесоустроительных работ первого этапа; развитие рекреационного и познавательного туризма с использованием особо охраняемых природных территорий краевого значения в сочетании с задачами сохранения биологического разнообразия и природного наследия; внедрение в практику государственного экологического контроля современных технических средств, в том числе: методов дистанционного зондирования при мониторинге состояния лесов и результатов лесовосстановления, а также при мониторинге территориального размещения и миграций охотничьих ресурсов; камер слежения для документирования размещения редких, находящихся под угрозой исчезновения животных, а также незаконного использования биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях; ведение Красной книги животных, растений и грибов Красноярского края и содействие восстановлению редких, находящихся под угрозой исчезновения, видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях; реализация схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Красноярского края в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; организация комплекса мер по регулированию численности животных, наносящих ущерб хозяйственной деятельности с участием заинтересованных организаций; содействие росту эффективности мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов за счет средств, поступающих в виде компенсаций ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности. Целевыми показателями являются: развитие сети особо охраняемых природных территорий Красноярского края с увеличением территорий традиционного природопользования с 1,0 % (2012 год) до 5,6 % (2030 год) общей площади Красноярского края; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|