ЗАКОН
НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ
О
порядке создания и осуществления деятельности
комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав
на
территории Новосибирской области
Принят Законодательным Собранием
Новосибирской
области
30 ноября 2017 года
Настоящий
Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» устанавливает порядок создания и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
на территории Новосибирской области.
Статья 1. Система,
состав и порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. В целях координации
деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,
выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической
реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а
также случаев склонения их к суицидальным действиям на территории Новосибирской
области создается и действует система комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав (далее – комиссии).
2. Правительством
Новосибирской области создается комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав, которая осуществляет деятельность на территории Новосибирской области
(далее – областная комиссия). Положение об областной комиссии утверждается
Правительством Новосибирской области.
3. На территориях
муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность
территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее –
территориальные комиссии), создаваемые Правительством Новосибирской области.
Примерное положение о территориальной комиссии утверждается Правительством
Новосибирской области.
4. При наделении
органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области
(далее – органы местного самоуправления) полномочиями по созданию комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях соответствующих
муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность
комиссии, созданные указанными органами местного самоуправления (далее –
муниципальные комиссии). Положение о муниципальной комиссии утверждается
органом местного самоуправления, создавшим указанную комиссию.
5. В состав комиссии
входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены
комиссии, в количестве не менее восьми человек.
Председателем областной
комиссии является руководитель областного исполнительного органа
государственной власти Новосибирской области, уполномоченного на осуществление
организационно-технического, правового, кадрового, информационного и
материально-технического обеспечения деятельности областной комиссии (далее - уполномоченный
орган).
Председателем
территориальной комиссии является руководитель территориального
органа уполномоченного органа.
Председателем
муниципальной комиссии является заместитель главы муниципального образования
Новосибирской области.
6. Областная комиссия
формируется из руководителей (их заместителей) органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей
исполнительных органов государственной власти Новосибирской области,
представителей государственных органов Новосибирской области, депутатов
Законодательного Собрания Новосибирской области, представителей общественных
объединений, религиозных организаций (объединений), граждан, имеющих опыт
работы с несовершеннолетними.
Территориальные (муниципальные)
комиссии формируются из руководителей (их заместителей) органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
депутатов представительных органов соответствующих муниципальных районов,
городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области,
представителей общественных объединений, религиозных организаций (объединений),
граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.
7. Информация о начале
формирования (внесении изменений в персональный состав) областной комиссии
направляется уполномоченным органом в органы и учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в органы государственной
власти Новосибирской области, в государственные органы Новосибирской области,
а также размещается на официальном сайте Правительства Новосибирской
области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Срок представления в
уполномоченный орган предложений по кандидатурам в состав областной комиссии
составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте Правительства
Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав)
областной комиссии.
Персональный состав
областной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области в течение
30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в
состав областной комиссии.
8. Информация о начале
формирования (внесении изменений в персональный состав) территориальной
комиссии направляется уполномоченным органом в органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в
представительные органы муниципальных районов, городских округов, городских и
сельских поселений Новосибирской области, а также размещается на официальном
сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет».
Срок представления в
уполномоченный орган предложений по кандидатурам в состав территориальной
комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте
Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» информации о начале формирования (внесении изменений в персональный
состав) территориальной комиссии.
Персональный состав
территориальной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области в
течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам
в состав территориальной комиссии.
9. Информация о начале
формирования (внесении изменений в персональный состав) муниципальной комиссии
направляется органом местного самоуправления в органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в
представительные органы муниципальных районов, городских округов, городских и
сельских поселений Новосибирской области, а также размещается на официальном
сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
Срок представления в
орган местного самоуправления предложений по кандидатурам в состав
муниципальной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном
сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» информации о начале формирования (внесении изменений в персональный
состав) муниципальной комиссии.
Персональный состав
муниципальной комиссии утверждается органом местного самоуправления в течение
30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в
состав муниципальной комиссии.
Статья 2. Полномочия
областной комиссии
Областная
комиссия осуществляет следующие полномочия:
1) координирует
деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих деятельность на территории
Новосибирской области, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и
порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством
Новосибирской области;
2) разрабатывает
и вносит на рассмотрение Правительства Новосибирской области предложения по
осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности и правонарушений;
3) участвует
в разработке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области,
направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании
и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию
несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств
и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует
их эффективность;
4) принимает
на основании информации органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных случаях
нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья
и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в
деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и
недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее
хранении и использовании;
5) принимает
решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к
предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере
образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и
оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального
обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием
несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой
тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести
и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую
организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и
клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной
нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и
безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц,
уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих
преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц,
лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда),
с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с
момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом
совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств,
характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения
преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом
иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо
опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;
6) участвует
в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в
воспитательных колониях, в том числе дислоцируемых в других субъектах
Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные
исправительные учреждения;
7) осуществляет контроль
за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий;
8) представляет
ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Правительство
Новосибирской области годовой отчет о деятельности территориальных
(муниципальных) комиссий по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в порядке, установленном Правительством Новосибирской
области;
9)
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и
законодательством Новосибирской области.
Статья 3. Полномочия
территориальных (муниципальных) комиссий
Территориальные
(муниципальные) комиссии осуществляют следующие полномочия:
1) организуют
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов
несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или
психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной
эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних;
2) дают
согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15
лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим
образовательную деятельность;
3) дают
при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в
сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими
возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего
образования;
4) принимают
совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних,
достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до
получения основного общего образования, и органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок
меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы
основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей
(законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
5) дают
совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на
расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по инициативе
работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения
деятельности индивидуального предпринимателя);
6) обеспечивают
оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних,
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из
специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в
уголовно-исполнительных инспекциях, оказание содействия в определении форм
устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
7) принимают
решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о
направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до 18 лет, нуждающихся в
специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а
также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
8) принимают
постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
9) обращаются
в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего,
его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном федеральным
законодательством;
10) рассматривают
информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими
уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления
уголовной ответственности (далее – несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности),
общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер
воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в
специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также
ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их
родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере
деятельности комиссий;
11) вносят
в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
а) о
продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до
истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном
учреждении;
б) о
прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения
установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем
применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления
несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и
обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о
переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в
целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
г) о
восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода
из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а
также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в
специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
12) ежегодно в срок до 25 января года, следующего за отчетным,
территориальные комиссии представляют в областную комиссию, а муниципальные
комиссии – в органы местного самоуправления отчеты о деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории
соответствующего муниципального образования Новосибирской области в порядке,
установленном Правительством Новосибирской области;
13) рассматривают
дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их
родителями (законными представителями), иными лицами, отнесенные федеральным законодательством
и законодательством Новосибирской области к полномочиям территориальных
(муниципальных) комиссий;
14) участвуют
в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних;
15) применяют
меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных
представителей в случаях и порядке, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством Новосибирской области;
16) осуществляют
иные полномочия, установленные федеральным законодательством и
законодательством Новосибирской области.
Статья 4.
Осуществление деятельности комиссий
1.
Деятельность областной комиссии обеспечивается структурным подразделением
уполномоченного органа.
Деятельность
территориальной (муниципальной) комиссии обеспечивается ответственным
секретарем и специалистами комиссии. Численность специалистов комиссии
определяется из расчета:
1) в
муниципальных районах и городских округах Новосибирской области (за исключением
города Новосибирска):
одна штатная
единица при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем
муниципальном районе или городском округе от 5 до 10 тысяч человек;
две штатные
единицы при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем
муниципальном районе или городском округе от 10 до 15 тысяч человек;
три штатные
единицы при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем
муниципальном районе или городском округе от 15 тысяч человек;
2) в городе
Новосибирске:
26 штатных
единиц при численности несовершеннолетнего населения от 250 до 270 тысяч
человек;
27 штатных
единиц при численности несовершеннолетнего населения от 270 до 290 тысяч
человек;
28 штатных
единиц при численности несовершеннолетнего населения свыше 290 тысяч человек.
2. Порядок осуществления деятельности комиссий устанавливается
Правительством Новосибирской области.
Статья
5. Рассмотрение территориальными (муниципальными) комиссиями материалов (дел),
не связанных с делами об административных правонарушениях
1. Территориальные
(муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела), не связанные с делами
об административных правонарушениях:
1) по
заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
2) по
собственной инициативе;
3) по
представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, органов прокуратуры, следственных органов.
2. Территориальные
(муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела) в срок, не превышающий
30 дней со дня их поступления, за исключением случаев, в которых федеральным
законодательством установлены иные сроки.
3. По
результатам рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об
административных правонарушениях, территориальными (муниципальными) комиссиями
могут применяться следующие меры воздействия:
1)
к несовершеннолетним:
а)
предупреждение;
б)
выговор;
в)
строгий выговор;
2)
к родителям, иным законным представителям несовершеннолетних:
а) предупреждение;
б)
предложение возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним.
4. Случаи
и порядок применения мер воздействия, указанных в части 3 настоящей статьи,
устанавливаются Правительством Новосибирской области.
Статья 6.
Акты комиссий
1. Решения,
принимаемые комиссией, оформляются постановлениями. Постановление подписывается
председательствующим на заседании комиссии.
2. В случаях,
предусмотренных федеральным законодательством, территориальные (муниципальные)
комиссии выносят определения, вносят представления.
Статья 7. Финансовое
и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий
Финансовое
и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется за
счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Статья 8. Вступление
в силу настоящего Закона
Настоящий
Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Статья 9. Признание
утратившими силу отдельных законов Новосибирской области и отдельных положений
законов Новосибирской области
Признать утратившими
силу:
1) Закон
Новосибирской области от 11
декабря 2005 года № 345-ОЗ «О порядке создания и осуществления
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Новосибирской области»;
2) Закон
Новосибирской области от 19
октября 2006 года № 37-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области
«О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
3) Закон
Новосибирской области от 15
октября 2007 года № 150-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской
области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
4) Закон
Новосибирской области от 30
ноября 2009 года № 418-ОЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Закона
Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
5) Закон
Новосибирской области от 15 июля
2010 года № 529-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области
«О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
6) Закон
Новосибирской области от 2 июня
2011 года № 76-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О
порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
7) Закон
Новосибирской области от 2 июня
2011 года № 77-ОЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Новосибирской
области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
8) статью 2 Закона
Новосибирской области от 2
октября 2014 года № 470-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы
Новосибирской области в сфере защиты прав несовершеннолетних»;
9) Закон
Новосибирской области от 2
ноября 2015 года № 6-ОЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона
Новосибирской области «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области».
Временно
исполняющий обязанности
Губернатора
Новосибирской
области
А.А.
Травников
г. Новосибирск
5 декабря 2017 г.
№ 224-ОЗ