Расширенный поиск

Закон Новосибирской области от 05.12.2017 № 224-ОЗ

 

 

 

ЗАКОН

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

О порядке создания и осуществления деятельности

комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

на территории Новосибирской области

 

 

Принят Законодательным Собранием

Новосибирской области                                                                  30 ноября 2017 года

 

 

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает порядок создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области.

 

Статья 1. Система, состав и порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или)  антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям на территории Новосибирской области создается и действует система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссии).

2. Правительством Новосибирской области создается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая осуществляет деятельность на территории Новосибирской области (далее – областная комиссия). Положение об областной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области.

3. На территориях муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – территориальные комиссии), создаваемые Правительством Новосибирской области. Примерное положение о территориальной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области.

4. При наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее – органы местного самоуправления) полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях соответствующих муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность комиссии, созданные указанными органами местного самоуправления (далее – муниципальные комиссии). Положение о муниципальной комиссии утверждается органом местного самоуправления, создавшим указанную комиссию.

5. В состав комиссии входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены комиссии, в количестве не менее восьми человек.

Председателем областной комиссии является  руководитель областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного на осуществление организационно-технического, правового, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности областной комиссии (далее - уполномоченный орган).

Председателем территориальной комиссии является руководитель территориального органа уполномоченного органа.

Председателем муниципальной комиссии является заместитель главы муниципального образования Новосибирской области.

6. Областная комиссия формируется из руководителей (их заместителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, представителей государственных органов Новосибирской области, депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, представителей общественных объединений, религиозных организаций (объединений), граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними. 

Территориальные (муниципальные) комиссии формируются из руководителей (их заместителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутатов представительных органов соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области, представителей общественных объединений, религиозных организаций (объединений), граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.

7. Информация о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) областной комиссии направляется уполномоченным органом в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в органы государственной власти Новосибирской области, в государственные органы Новосибирской области,  а также размещается на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок представления в уполномоченный орган предложений по кандидатурам в состав областной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) областной комиссии.

Персональный состав областной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области в течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в состав областной комиссии.

8. Информация о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) территориальной комиссии направляется уполномоченным органом в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в представительные органы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области, а также размещается на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок представления в уполномоченный орган предложений по кандидатурам в состав территориальной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) территориальной комиссии.

Персональный состав территориальной комиссии утверждается Правительством Новосибирской области в течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в состав территориальной комиссии.

9. Информация о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) муниципальной комиссии направляется органом местного самоуправления в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в представительные органы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Новосибирской области, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок представления в орган местного самоуправления предложений по кандидатурам в состав муниципальной комиссии составляет 30 дней со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о начале формирования (внесении изменений в персональный состав) муниципальной комиссии.

Персональный состав муниципальной комиссии утверждается органом местного самоуправления в течение 30 дней после окончания срока представления предложений по кандидатурам в состав муниципальной комиссии.

 

Статья 2. Полномочия областной комиссии

Областная комиссия осуществляет следующие полномочия:

1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;

2) разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Новосибирской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

3) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;

4) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

5) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;

6) участвует в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;

7) осуществляет контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий;

8) представляет ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Правительство Новосибирской области годовой отчет о деятельности территориальных (муниципальных) комиссий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Правительством Новосибирской области;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

 

Статья 3. Полномочия территориальных (муниципальных) комиссий

Территориальные (муниципальные) комиссии осуществляют следующие полномочия:

1) организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

3) дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования;

4) принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

5) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

6) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, оказание содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

7) принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

8) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

9) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном федеральным законодательством;

10) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности (далее – несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности), общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

11) вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:

а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

12) ежегодно в срок до 25 января года, следующего за отчетным, территориальные комиссии представляют в областную комиссию, а муниципальные комиссии – в органы местного самоуправления отчеты о деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области в порядке, установленном Правительством Новосибирской области;

13) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), иными лицами, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области к полномочиям территориальных (муниципальных) комиссий;

14) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

15) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;

16) осуществляют иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

 

Статья 4. Осуществление деятельности комиссий

1. Деятельность областной комиссии обеспечивается структурным подразделением уполномоченного органа.

Деятельность территориальной (муниципальной) комиссии обеспечивается ответственным секретарем и специалистами комиссии. Численность специалистов комиссии определяется из расчета:

1) в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области (за исключением города Новосибирска):

одна штатная единица при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном районе или городском округе от 5 до 10 тысяч человек;

две штатные единицы при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном районе или городском округе от 10 до 15 тысяч человек;

три штатные единицы при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном районе или городском округе от 15 тысяч человек;

2) в городе Новосибирске:

26 штатных единиц при численности несовершеннолетнего населения от 250 до 270 тысяч человек;

27 штатных единиц при численности несовершеннолетнего населения от 270 до 290 тысяч человек;

28 штатных единиц при численности несовершеннолетнего населения свыше 290 тысяч человек.

2. Порядок осуществления деятельности комиссий устанавливается Правительством Новосибирской области.

 

Статья 5. Рассмотрение территориальными (муниципальными) комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях

1. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях:

1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов прокуратуры, следственных органов.

2. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела) в срок, не превышающий 30 дней со дня их поступления, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлены иные сроки.

3. По результатам рассмотрения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, территориальными (муниципальными) комиссиями могут применяться следующие меры воздействия:

1) к несовершеннолетним:

а) предупреждение;

б) выговор;

в) строгий выговор;

2) к родителям, иным законным представителям несовершеннолетних:

а) предупреждение;

б) предложение возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним.

4. Случаи и порядок применения мер воздействия, указанных в части 3 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Новосибирской области.

 

Статья 6.  Акты комиссий

1. Решения, принимаемые комиссией, оформляются постановлениями. Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, территориальные (муниципальные) комиссии выносят определения, вносят представления.

 

Статья 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

 

 

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

 

Статья 9. Признание утратившими силу отдельных законов Новосибирской области и отдельных положений законов Новосибирской области

Признать утратившими силу:

1) Закон Новосибирской области от 11 декабря 2005 года № 345-ОЗ «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

2) Закон Новосибирской области от 19 октября 2006 года № 37-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

3) Закон Новосибирской области от 15 октября 2007 года № 150-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

4) Закон Новосибирской области от 30 ноября 2009 года № 418-ОЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Закона Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

5) Закон Новосибирской области от 15 июля 2010 года № 529-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

6) Закон Новосибирской области от 2 июня 2011 года № 76-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

7) Закон Новосибирской области от 2 июня 2011 года № 77-ОЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;

8) статью 2 Закона Новосибирской области от 2 октября 2014 года № 470-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области в сфере защиты прав несовершеннолетних»;

9) Закон Новосибирской области от 2 ноября 2015 года № 6-ОЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона Новосибирской области «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области».

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Новосибирской области                                                    А.А. Травников

 

г. Новосибирск

5 декабря 2017 г.

№ 224-ОЗ


Информация по документу
Читайте также