Расширенный поиск

Постановление Правительства Иркутской области от 01.02.2010 № 9-пп

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

1 февраля 2010 года              Иркутск                         № 9-пп

 

 

Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год

 

 

Руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Областная".

 

 

Губернатор Иркутской области

Д.Ф. Мезенцев


 

 

 

Программа

 дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год

 

г.Иркутск

2010 год

 

Паспорт программы

 

Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год (далее - Программа)

Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Иркутской области

Служба занятости населения Иркутской области

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2010 год

Первый этап: февраль - июнь 2010 года

Второй этап: июль - декабрь 2010 года

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Иркутской области

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - находящихся под угрозой увольнения)

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности

3. Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников образовательных учреждений

4. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Иркутской области

5. Расширение возможностей трудоустройства и обеспечение востребованности инвалидов на рынке труда

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу

3. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

4. Организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы

5. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения Иркутской области в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

6. Содействие трудоустройству инвалидов

Объемы и источники финансирования Программы

Планируемые финансовые затраты на реализацию Программы в 2010 году составят 599760,0 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 569772,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 29988,0 тыс. рублей

Целевой показатель Программы

Недопущение роста на конец 2010 года:

регистрируемой безработицы выше 2,9%;

коэффициента напряженности на рынке труда выше 2,8

Показатели результативности Программы

прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) - не менее 4,0 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения;

трудоустройство в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, не менее 15,1 тыс. человек;

создание не менее 2,4 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и предпринимательства и обеспечение занятости 2,5 тыс. человек на вновь созданных рабочих местах;

стажировка не менее 1,4 тыс. выпускников образовательных учреждений;

оказание адресной поддержки не менее 0,4 тыс. гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

содействие трудоустройству инвалидов не менее 0,1 тыс. человек.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В 2009 году социально-экономические факторы продолжали оказывать влияние как на основное производство, так и на формирование рынка труда.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат), индекс промышленного производства в целом по Иркутской области в январе - августе 2009 года составил 89,5% к уровню января - августа 2008 года.

В январе - августе 2009 года инвестиции в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы Иркутской области составили 56512,5 млн. рублей, или 78% от суммы соответствующего периода прошлого года.

Общая численность населения в Иркутской области на 1 января 2009 года составила 2505,6 тыс. человек (на 1 января 2008 года - 2507,7 тыс. человек), доля городского населения составила 78,9%, сельского - 21,1%. По сравнению с 2008 годом численность населения уменьшилась на 2,1 тыс. человек. На сокращение численности населения оказали влияние следующие факторы: естественная убыль населения, миграционные процессы.

По состоянию на 1 сентября 2009 года в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов учтено 70,4 тыс. предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений. За год их число увеличилось на 0,5 тыс. единиц. Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в торговле, в организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, сельском хозяйстве, строительстве.

Большую часть (80,6%) учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов составляют организации частной формы собственности. Из них 83,3% учреждены гражданами Российской Федерации, 16,7% - юридическими лицами.

В январе - июне 2009 года в Иркутской области действовало 3225 малых предприятий (без микропредприятий). По сравнению с началом года количество малых предприятий уменьшилось на 236 единиц. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовой техники (35,1%), в операциях с недвижимым имуществом (18,6%), в сфере строительства (13,3%), в обрабатывающих производствах (10,9%).

На малых предприятиях число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, составило 101 тыс. человек.

По данным Иркутскстата, средняя номинальная заработная плата, начисленная в августе 2009 года, составила 18338,6 рублей и выросла по отношению к августу 2008 года на 4,9%. Самый высокий уровень заработной платы отмечался в финансовой деятельности, в металлургическом производстве и производстве готовых металлоизделий, в химическом производстве. Самый низкий - в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви, а также текстильном и швейном производстве.

Основные социально-экономические показатели приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Наименование показателя

Единица измерения

В 2008 году

(на 1 января 2009 года)

В 2009 году

(на 1 сентября 2009 года)

1.

Объем валового регионального продукта на душу населения

тыс. руб.

468307,4

нет данных

2.

Объем промышленного производства (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по "чистым" видам деятельности):

млн. руб.

297808,7

180745,1

 

добыча полезных ископаемых

млн. руб.

31731,4

21098,7

 

обрабатывающие производства

млн. руб.

218805,0

123411,1

 

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

млн. руб.

47272,3

36235,3

3.

Объем сельскохозяйственного производства

млн. руб.

32138,0

14975,9

4.

Среднемесячная заработная плата работников

руб.

17139

17868

5.

Величина прожиточного минимума, исчисленная в Иркутской области

руб.

4743

5168

6.

Численность населения в Иркутской области

тыс. чел.

2505,6

2505,6

7.

Численность экономически активного населения (ЭАН)

тыс. чел.

1346

1327,1

8.

Среднесписочная численность предприятий по формам собственности (по полному кругу предприятий):

чел.

814467

нет данных

 

государственная собственность:

чел.

241273

нет данных

 

федеральная собственность

чел.

172987

нет данных

 

собственность Иркутской области

чел.

68286

нет данных

 

муниципальная собственность

чел.

180671

нет данных

 

негосударственная собственность:

чел.

392523

нет данных

 

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

чел.

2545

нет данных

 

частная собственность

чел.

325312

нет данных

 

смешанная российская собственность

чел.

38948

нет данных

 

собственность организаций с участием иностранного капитала

чел.

25718

нет данных

По данным Иркутскстата, общая численность безработных по Иркутской области согласно методологии Международной организации труда увеличилась с 108,8 тыс. человек в 2007 году до 115,6 тыс. человек в 2008 году. Уровень общей безработицы по Иркутской области соответственно вырос с 8,1% до 8,7%.

Численность официально зарегистрированных безработных снижалась с начала 2008 года до сентября и составила на 1 октября 2008 года 18,4 тыс. человек. С октября 2008 года начался рост численности зарегистрированных безработных и по состоянию на 1 января 2009 года численность безработных составила 24,7 тыс. человек.

Уровень зарегистрированной безработицы снизился соответственно до 1,4% на 1 октября 2008 года и с октября вырос до 1,8% на 1 января 2009 года (численность зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения).

В 2009 году ситуация в сфере занятости и на рынке труда ухудшилась.

Изменение ситуации на рынке труда связано с высвобождением работников из организаций, находящихся на территории Иркутской области.

В период с 13 октября 2008 года по 1 октября 2009 года 736 организаций, находящихся на территории Иркутской области представили сведения о высвобождении 22,8 тыс. человек в связи с сокращением численности, реорганизацией, ликвидацией организаций. Из них 49 организаций, находящихся на территории Иркутской области, представили сведения о массовом высвобождении 8,7 тыс. человек.

Наибольшее количество организаций представили сведения о высвобождении работников в ноябре - декабре 2008 года

Количество организаций, представивших сведения о высвобождаемых работниках, по месяцам приведено в таблице 2.

Таблица 2

Месяц

Количество организаций, ед.

Прирост (снижение) к предыдущему месяцу, %

Количество высвобождаемых, чел.

Прирост (снижение) к предыдущему месяцу, %

Октябрь

68

-

2329

-

Ноябрь

114

167,7

3383

145,3

Декабрь

107

93,9

2934

86,7

Январь

73

68,2

1341

45,7

Февраль

76

104,1

1582

118,0

Март

70

92,1

2070

130,8

Апрель

54

77,1

2233

107,9

Май

29

53,7

855

38,3

Июнь

53

182,8

811

94,9

Июль

41

77,3

1686

207,9

Август

28

68,3

1256

74,5

Сентябрь

29

103,6

2209

175,9

Областные государственные учреждения службы занятости населения Иркутской области (далее - ОГУ ЦЗН городов и районов) проводят работу с кадровыми службами организаций с численностью высвобождаемых более 10 человек.

По результатам проведенного профессионально-квалификационного анализа высвобождаемых на 1 октября 2009 года, трудоустроятся в той же организации 5,2 тыс. человек, пенсионеров - 4,2 тыс. человек. Обратятся в органы службы занятости населения Иркутской области 13,4 тыс. человек, из них 1,5 тыс. человек будет оформлено на досрочную пенсию, трудоустроены на подходящие рабочие места 4,1 тыс. человек. Возможен переезд в другие регионы с целью трудоустройства 650 человек.

На 1 октября 2009 года из общего числа высвобождаемых работников:

1) 9,7 тыс. человек продолжают работать в этих же организациях;

2) 13,1 тыс. человек уволено, из которых:

3,4 тыс. человек трудоустроено (трудоустроен каждый четвертый из высвобожденных работников);

8,5 тыс. человек обратились в ОГУ ЦЗН городов и районов.

Сведения о наибольшем количестве высвобождаемых работников представили следующие организации:

ОАО "Байкальский ЦБК", г.Байкальск

1751 человек

Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, г.Иркутск

831 человек

ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод", г.Усть-Илимск

318 человек

ОАО "Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий", г.Тулун

240 человек

ООО "Усольехимпром", г.Усолье-Сибирское

671 человек

ОАО "Ангарский электролизный химический комбинат", г.Ангарск

646 человек

ОАО "РУСАЛ Братск", г.Братск

237 человек

"Илим-Братск Лесопильно-деревообрабатывающий завод", г.Братск

177 человек

ООО "Илим ЭКСИМ", Братский филиал, г.Братск

171 человек

ООО "Ликеро-водочный завод "Байкальский кедр", г.Иркутск

160 человек

ООО "Илим ЭКСИМ", Усть-Илимский филиал, г.Усть-Илимск

156 человек

ЗАО "Новомальтинский завод строительных материалов", Усольский район

137 человек

На 1 октября 2009 года сообщили сведения о неполной занятости 18,0 тыс. работников 172 организаций, находящихся на территории Иркутской области (неполное рабочее время по инициативе администрации, простои по вине работодателя, отпуска без сохранения заработной платы).

На 1 сентября 2009 года суммарная задолженность по заработной плате составила 136,2 млн. рублей. За август 2009 года она снизилась на 48,0 млн. рублей (26%).

В январе - сентябре 2009 года в службу занятости населения Иркутской области и ОГУ ЦЗН городов и районов (далее - органы службы занятости населения Иркутской области) обратились с целью поиска работы 148,5 тыс. граждан, что на 39% больше, чем в январе - сентябре 2008 года. Признано безработными 77,1 тыс. человек, что на 65% больше, чем в январе - сентябре 2008 года. С учетом безработных, состоявших на учете на начало 2009 года, органы службы занятости населения Иркутской области проводили работу с 101,8 тыс. безработных граждан.

По состоянию на 1 января 2009 года на учете в органах службы занятости населения Иркутской области состояло 36,8 тыс. человек, из них 34,2 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, в том числе 24,7 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных.

Численность зарегистрированных безработных в Иркутской области на начало 2009 года составляла 24,7 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - 1,8%. Наиболее высокая численность безработных и высокий уровень безработицы отмечались на 1 мая 2009 года, соответственно 39,9 тыс. человек и 3%. На 1 октября 2009 года численность зарегистрированных безработных составляла 34,0 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 октября 2009 года составил 2,6%.

Динамика численности и уровня зарегистрированной безработицы в Иркутской области в 2005 - 2009 годах приведена в таблице 3.

Таблица 3

Показатели

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.05.2009

01.10.2009

Численность зарегистрированных безработных, чел.

33847

33311

28826

24743

39941

34017

Уровень зарегистрированной безработицы, %

2,6

2,6

2,2

1,8

3,0

2,6

 

По данным министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, в 2010 году ожидается постепенное восстановление докризисного уровня развития экономики Иркутской области. В большинстве отраслей ожидается сохранение объемов выпускаемой продукции не ниже 2009 года, а в некоторых видах деятельности прогнозируется улучшение темпов производства.

Однако в случае пессимистического сценария развития возможно падение объемов производства по видам деятельности: текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, сокращение объемов выпуска продукции в сельском хозяйстве, а также ухудшение ситуации в секторе потребительского рынка.

При недостаточном объеме государственных заказов и заказов крупных промышленных организаций возможно падение объемов выпускаемой продукции в текстильном и швейном производстве, а также в производстве кожи, изделий из кожи и обуви до 98,2% и 96% соответственно. Кроме того, негативное влияние на развитие данных видов деятельности оказывает рост ввоза импортных товаров из Китая, Турции, стран СНГ.

Иркутская область расположена в зоне рискованного земледелия, в связи с чем неблагоприятные погодные условия могут привести к снижению выпуска валовой продукции сельского хозяйства в 2010 году до уровня 96% по отношению к 2009 году. Кроме того, в 2010 году планируется сокращение объемов государственной поддержки в связи с дефицитом областного бюджета, что также является негативным фактором для развития отрасли.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в 2009 году, а именно снижение платежеспособности и сокращение реальных доходов населения, ужесточение банковских условий кредитования как населения, так и организаций, в 2010 году ожидается снижение оборота розничной торговли до уровня 95 - 99,5% по отношению к 2009 году.

Наибольшее высвобождение работников в 2009 году зафиксировано:

в лесопромышленном комплексе (лесхозы, лесозаготовительные, деревообрабатывающие организации);

в сфере транспорта и связи (вагонные депо, машинные станции, дорожные службы, дистанции пути ВСЖД, транспортные организации, почтамты);

в организациях, осуществляющих государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (военные комиссариаты, войсковые части, охранные ведомства, администрации муниципальных образований);

в сфере обрабатывающих производств, в частности, в химическом и металлургическом производстве;

в сфере строительства;

в финансовой сфере;

в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (больницы, социально-реабилитационные центры).

Учитывая значительное влияние финансового кризиса на организации, осуществляющие вышеуказанные виды деятельности, в 2010 году в данных секторах экономики возможно продолжение реализации программ по оптимизации структуры численности работающих и максимальное высвобождение работников.

При этом в целом численность занятых граждан в экономике в 2010 году снизится на 0,1-1% по отношению к 2009 году.

Сохранение относительно неблагоприятной ситуации в экономике Иркутской области в 2010 году вызвано системным кризисом 2008 года и долговременным процессом восстановления, который по отдельным направлениям продлится вплоть до 2012 года. Часть негативных тенденций, обуславливающих развитие экономики в 2009 году, сохранится и в 2010 году. Среди них:

сохранение относительно низких (по сравнению с 2007 - 2008 годами) мировых цен на товары, экспортируемые из Иркутской области (нефть и нефтепродукты, алюминий, целлюлоза);

медленное восстановление структуры занятости населения и безработицы до докризисного уровня;

низкий уровень доступности кредитных ресурсов для финансирования инвестиционной деятельности, строительства и модернизации промышленных объектов.

В Иркутской области существует 5 муниципальных образований с доминирующими секторами экономики, перечень которых приведен в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п

Название города

Статус муниципального образования Иркутской области

Численность населения (чел.)

Специализация (указать доминирующий сектор экономики)

Название градообразующего предприятия (с указанием численности занятых, чел.)

1.

г.Шелехов

городское поселение

49 551

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (алюминий первичный)

ОАО "Суал" филиал "Ирказ" (3421 чел. - 2008 г., 3001 чел. - на 1 октября 2009 г.)

2.

г.Байкальск

городское поселение

14 657

целлюлозно-бумажное производство

ОАО "Байкальский ЦБК" (2298 чел. - 2008 г., 643 чел. - на 1 октября 2009 г.)

3.

г.Саянск

городской округ

43 810

химическая промышленность

ОАО "Саянскхимпласт" (4 197 чел.)

4.

г.Усть-Илимск

городской округ

97 087

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Филиал ОАО "Группа "Илим" в г.Усть-Илимске (1456 чел.)

5.

г.Железногорск-Илимский

городское поселение

26 352

добыча полезных ископаемых (железорудный концентрат)

ОАО "Стальная группа "Мечел" ОАО "Коршуновский ГОК" (4119 чел.)

Прогнозируемые показатели баланса рабочих мест Иркутской области и трудовых ресурсов Иркутской области приведены в приложениях 1 и 2.

Численность незанятых граждан, обратившихся в 2010 году в органы службы занятости населения Иркутской области в поиске работы, может увеличиться до 160 тыс. человек (на 3% больше по сравнению с 2009 годом) по оптимистическому варианту или до 185 тыс. человек (на 19% больше по сравнению с 2009 годом) по пессимистическому варианту. Среднемесячная численность зарегистрированных безработных граждан при этом составит соответственно 38 тыс. человек или 45,8 тыс. человек (приложение 3).

С декабря 2008 года в Иркутской области наблюдалось снижение численности занятых трудовой деятельностью граждан. Динамика данных о количестве замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях по видам экономической деятельности приведена в приложении 4.

Численность занятых граждан в организациях, находящихся на территории Иркутской области, в августе 2009 года по оценке Иркутскстата, составила 792,1 тыс. человек, что составляет 100,1% к соответствующему периоду предыдущего года (таблица 5).

 

Таблица 5

 

Граждане, занятые в крупных, средних и малых организациях (тыс.чел.)

В % к соответствующему периоду предыдущего года

2008 год

 

 

декабрь

803,1

98,9

2009 год

 

 

январь

795,9

98,4

февраль

791,7

97,7

март

788,6

97,0

апрель

786,3

96,4

май

784,8

96,2

июнь

784,9

95,8

июль

791,4

96,5

август

792,1

100,1

Напряженная ситуация на рынке труда на 1 октября 2009 года наблюдалась в Жигаловском, Катангском, Качугском, Нижнеудинском, Слюдянском, Тулунском, Усть-Илимском, Чунском районах и городах Черемхово, Свирск.

К городам и населенным пунктам с моноэкономической структурой производства отнесены 10 территорий:

рп. Юрты Тайшетского района;

пгт. Видим, п. Каймоновский, п. Речушка, п. Семигорск Нижнеилимского района;

рп. Атагай, рп. Шуйский, п. Замзор Нижнеудинского района;

рп. Михайловка Черемховского района;

г.Свирск.

На территориях с моноэкономической структурой наиболее напряженная ситуация на рынке труда сложилась в Нижнеудинском районе, где уровень безработицы возрос с 3,9% на начало 2009 года до 5,1% на 1 октября 2009 года, и г.Свирске, где уровень безработицы соответственно возрос с 3,2% на начало 2009 года до 5,6% на 1 октября 2009 года. Рост уровня безработицы связан с увеличением высвобождаемых работников из организаций, расположенных на этих территориях.

Сложная ситуация возникла в г.Байкальске Слюдянского района как территории с моноэкономической структурой производства в связи с остановкой ОАО "Байкальский ЦБК" (далее - комбинат) и массовым высвобождением работников. По состоянию на 1 октября 2009 года с комбината уволено 1666 работников. Уровень зарегистрированной безработицы по г.Байкальску составляет 19,5%, что значительно выше критического. В 2010 году службой занятости населения Иркутской области планируется внести в Перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой производства и критической ситуацией в сфере занятости г.Байкальск Слюдянского района.

В Программе представлены мероприятия по снижению напряженности на рынке труда по системообразующим и градообразующим организациям, моноструктурным образованиям (приложение 5).

В отдельных районах Иркутской области, в которых происходит массовое высвобождение работников, практически отсутствуют вакансии рабочих мест.

Организациями, находящимися на территории Иркутской области в январе - сентябре 2009 года заявлены сведения о потребности в 117,7 тыс. работниках, что на 19,7 тыс. меньше, чем в январе - сентябре 2008 года.

Количество вакансий с начала 2009 года сократилось с 25 тыс. на 1 января 2009 года до 18 тыс. на 1 октября 2009 года. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда повысился с 1,4 человек, не занятых трудовой деятельностью, на 1 вакансию на начало 2009 года, до 2,6 человек на 1 октября 2009 года. Коэффициент напряженности на отдельных территориях значительно выше среднеобластного показателя.

В период роста безработицы и экономического спада особенно остро стоит вопрос трудоустройства инвалидов и выпускников образовательных учреждений. За 9 месяцев 2009 года численность обратившихся инвалидов в органы службы занятости населения Иркутской области составила 5,9 тыс. человек, что на 30% больше, чем за 9 месяцев 2008 года. В январе - сентябре 2009 года численность обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области выпускников образовательных учреждений составила 6,6 тыс. человек, что на 32% больше, чем в январе - сентябре 2008 года. Реализация дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и стажировки выпускников образовательных учреждений будет способствовать заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов и выпускников, а также повысит востребованность данных категорий граждан на рынке труда.

По пессимистическому прогнозу на 2009 год, численность зарегистрированных безработных могла составить на конец 2009 года 46 тыс. человек, реализация мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год позволила:

снизить коэффициент напряженности на рынке труда Иркутской области с 3,4 в июне 2009 года до 2,6 на 1 октября 2009 года;

снизить количество работающих в режиме неполной занятости с 24,3 тыс. человек в июне 2009 года до 18,0 тыс. человек в октябре 2009 года;

снизить темпы роста уволенных граждан по причине высвобождения. Максимальное количество организаций представили сведения в ноябре 2008 года о высвобождении 3,4 тыс. работников, в сентябре 2009 года количество работников, намеченных к высвобождению, снизилось до 2,2 тыс. человек;

снизить уровень безработицы с 3% на конец апреля 2009 года до 2,6% на 1 октября 2009 года.

В соответствии с субвенциями, предоставляемыми из федерального бюджета в 2010 году, реализация мероприятий Программы позволит:

трудоустроить при содействии органов службы занятости населения Иркутской области 106 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 19 тыс. человек;

направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 16,5 тыс. человек.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения Иркутской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.

С учетом сложившейся ситуации на рынке труда, в 2010 году прогнозируется снижение на 16,7% (с 12,6 тыс. человек до 10,5 тыс. человек) квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Иркутскую область в целях осуществления трудовой деятельности (предложения Правительства Иркутской области о потребности в привлечении иностранных работников утверждается в Минздравсоцразвития России).

Замещение иностранных работников национальными трудовыми ресурсами планируется в результате реализации мероприятий по профессиональному обучению, приоритетному трудоустройству граждан Российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными между органами службы занятости населения Иркутской области с работодателями, использующими иностранную рабочую силу, по осуществлению дифференцированного подхода при выдаче заключений о привлечении и использовании иностранной рабочей силы с учетом востребованности, степени подготовки и квалификации привлекаемых иностранных работников.

На основании сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2009 году, определен перечень профессий, наиболее востребованных на региональном рынке труда. В соответствии с указанным перечнем профессий в 2009 году планируется обучить 2,0 тыс. безработных граждан в Иркутской области.

Указанных мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2010 года может увеличиться до 44 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 3,3% от численности экономически активного населения.

Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда необходимо принятие дополнительных мер:

опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;

организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения Иркутской области в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

содействие трудоустройству инвалидов.

Таким образом, Программа направлена на реализацию следующих задач:

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности.

3. Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников образовательных учреждений.

4. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Иркутской области.

5. Расширение возможностей трудоустройства и обеспечение востребованности инвалидов на рынке труда.

 

2. Система мероприятий программы

№ п/п

Наименование задачи, мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения

1.1.

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, в том числе:

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с образовательными учреждениями и организациями

1.1.1.

Формирование перечня организаций, в которых, возможно, будет организовываться опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

1.1.2.

Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития Иркутской области

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

1.1.3.

Оценка возможностей системы профессионального образования Иркутской области в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников, включая возможности самих организаций (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с образовательными учреждениями и организациями

1.1.4.

Подготовка перечня образовательных учреждений (организаций), на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение, в том числе перечней самих организаций (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и во взаимодействии с образовательными учреждениями и организациями

1.1.5.

Формирование перечня организаций, в которые будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения, в том числе для кадрового обеспечения инвестиционных проектов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с образовательными учреждениями и организациями

1.1.6.

Организация профессионального обучения граждан для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с образовательными учреждениями

Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности

2.1.

Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в том числе:

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с организациями

2.1.1.

Принятие органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области решений (распоряжений) об организации общественных работ

2010 год

Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области во взаимодействии с ОГУ ЦЗН городов и районов

2.1.2.

Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам работ

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

2.1.3.

Определение объема расходов на реализацию мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области

2.2.

Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области

2.2.1.

Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

2.2.2.

Организация обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности по профессиям для организации собственного дела

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

2.2.3.

Оказание безработным гражданам помощи в составлении бизнес-планов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

2.2.4.

Организация работы комиссий по отбору бизнес-планов

2010 год

ОГУ ЦЗН городов и районов

2.2.5.

Трудоустройство безработных граждан на дополнительно созданные рабочие места, безработными гражданами, открывшими собственное дело

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов, индивидуальные предприниматели, организации

Задача 3. Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников образовательных учреждений

3.1.

Организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, в том числе:

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов, организации

3.1.1.

Оценка численности выпускников профессиональных образовательных учреждений, выходящих на рынок труда в 2010 году

февраль 2010 года

Служба занятости населения Иркутской области

3.1.2.

Определение объема расходов на реализацию мероприятий по стажировке выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области

3.1.3.

Формирование перечня организаций, в которых, возможно, будет организовываться стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

Задача 4. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Иркутской области

4.1.

Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости Иркутской области в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, в том числе:

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с организациями

4.1.1.

Организация содействия трудоустройству граждан, обратившихся в органы службы занятости Иркутской области в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

4.1.2.

Организация информирования о возможности оказания адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения Иркутской области в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, через размещение информации в местах массового посещения граждан: административных зданиях, учреждениях здравоохранения, культуры, досуга и др.

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

4.1.3.

Формирование регионального банка вакансий организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, с учетом заявленной кадровой потребности

Ежеквартально в течение 2010 года

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

4.1.4.

Организация межтерриториальных ярмарок вакансий с привлечением работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов, а также работодателей, использующих труд иностранных работников

Ежеквартально в течение 2010 года

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

4.1.5.

Организация взаимодействия органов службы занятости населения Иркутской области с работодателями по подбору и согласованию кандидатур граждан на вахтовый и сезонный вид работы с применением оперативных технологий (электронная почта, Интернет-портал и др.)

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

4.1.6.

Организация взаимодействия и информационного обмена органов службы занятости населения Иркутской области, из которого выезжают работники и в который въезжают работники с целью трудоустройства

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области

Задача 5. Расширение возможности трудоустройства и обеспечение востребованности инвалидов на рынке труда

5.1.

Содействие трудоустройству инвалидов, в том числе:

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов, организации

5.1.1.

Формирование перечня организаций, в которых планируются мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

5.1.2.

Определение объемов финансовых средств, необходимых на мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

5.1.3.

Возмещение работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов во взаимодействии с организациями

5.1.4.

Оказание информационно-консультационных услуг инвалидам по вопросам содействия трудоустройству

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов

5.1.5.

Оказание информационно-консультационных услуг работодателям по механизму возмещения затрат на мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов

2010 год

Служба занятости населения Иркутской области, ОГУ ЦЗН городов и районов


Информация по документу
Читайте также