Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25.01.2002 № 22
Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан В целях предупреждения и ликвидации
последствий разливов нефти и нефтепродуктов и защиты населения и окружающей
природной среды от их вредного воздействия и во исполнение постановления
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О
неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Основные
требования к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и
представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации и Положение об организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Республики Башкортостан. 2. Министерству по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан совместно с администрациями
районов и городов, Башкирским управлением Госгортехнадзора России, Башкирским
республиканским отделением Российской транспортной инспекции, Камской
инспекцией Российского речного регистра, Самарским управлением Госгортехнадзора
России в месячный срок представить на утверждение в комиссию Кабинета Министров
Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям перечень предприятий,
эксплуатирующих потенциально опасные объекты, указанные в пункте 4 Основных требований к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению
отчетов о проведении операций по их ликвидации, и график согласования планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. 3.
Контроль за исполнением настоящего постановления
возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Шакирова М.А.
1. Настоящие Основные требования
разработаны на основании постановления Правительства
Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и
определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов (далее - нефть). 2. Планы по предупреждению и
ликвидации разливов нефти (далее - планы) разрабатываются с учетом максимально
возможного объема разлившейся нефти, который определяется для следующих
объектов: нефтеналивное судно - 2 танка; нефтеналивной причал - 1500 тонн; нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей
грузоподъемности; стационарные добывающие установки - 1500 тонн; автоцистерна - 100 процентов объема; резервуар - 100 процентов объема; железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн
в железнодорожном составе; трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема
прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на
порванном участке трубопровода; трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема
прокачки в течение 14 дней; стационарные объекты хранения
нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного
объекта хранения. 3. Разливы нефти и
нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в
соответствии с законодательством. В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются
чрезвычайные ситуации следующих категорий: локального значения - разлив от нижнего
уровня разлива нефти и нефтепродуктов, который определяется согласно Указаниям по определению нижнего уровня разлива нефти и
нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации,
утвержденным приказом Министерства
природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 года N 156 "Об утверждении
Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для
отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на
территории объекта. муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы города (района) либо разлив
до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта; территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти
и нефтепродуктов в пределах республики либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы города (района); регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий
за пределы административной границы республики; федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема,
выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также
разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств
(трансграничного значения). Исходя из местоположения разлива и
гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть
повышена. 4. Планы разрабатываются на
предприятиях (независимо от форм собственности), осуществляющих разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение
нефти и нефтепродуктов. 5. Предприятие, имеющее
несколько объектов, осуществляющих операции с нефтью, разрабатывает планы для
каждого объекта в отдельности и для предприятия в целом. 6. Планы согласовываются и
утверждаются: 6.1. Для предприятий, на которых максимально
возможный объем разлившейся нефти может составить до 100 тонн, - с
администрациями районов и городов, территориальными органами Министерства
природных ресурсов Республики Башкортостан, горнотехническими отделами
Башкирского управления Госгортехнадзора России, федеральным государственным
учреждением Управление государственного энергетического надзора по Республике
Башкортостан и с территориальными органами Министерства по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан. Планы утверждаются руководителем
предприятия. Планы предприятий, использующих автоцистерны для
перевозки нефти по территории Республики Башкортостан, дополнительно
согласовываются с Башкирским республиканским
отделением Российской транспортной инспекции. 6.2. Для предприятий, на которых максимально
возможный объем разлившейся нефти может составить от 100 до 500 тонн, - с
Башкирским управлением Госгортехнадзора России, Министерством природных
ресурсов Республики Башкортостан, Министерством по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, Министерством сельского
хозяйства Республики Башкортостан и федеральным государственным учреждением
Управление государственного энергетического надзора по Республике Башкортостан. Планы утверждаются администрациями
городов и районов. Для предприятий, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти
может составить от 500 до 1000 тонн, - с администрациями
районов и городов, Министерством природных ресурсов Республики Башкортостан,
Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирским управлением Госгортехнадзора России и федеральным
государственным учреждением Управление государственного энергетического надзора
по Республике Башкортостан. Планы утверждаются Министерством
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Республики Башкортостан. Планы, разработанные ЗАО "Судоходная
компания "БашВолготанкер", дополнительно
согласовываются с Бельским участком Камской инспекции
Российского речного регистра. Планы, разработанные Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги, дополнительно согласовываются
с Самарским управлением Госгортехнадзора России. 6.3. Для предприятий, на
которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить свыше
1000 тонн, согласование и утверждение планов производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
21 августа 2000 года N 613. 7. Планом должны
предусматриваться: 7.1. Прогнозирование возможных разливов нефти. 7.2. Состав и дислокация сил и средств. 7.3. Обоснование количества сил и средств, достаточного для
локализации возможных разливов нефти в любое время года (далее - силы и
средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и
необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований. 7.4. Организация взаимодействия сил и средств. 7.5. Организация управления, связи и оповещения. 7.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств
с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в
готовности. 7.7. Система взаимного обмена информацией между
организациями - участниками ликвидации разлива нефти. 7.8. Первоочередные действия при получении сигнала об
аварийном разливе нефти. 7.9. Географические,
гидрологические навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие
особенности района разлива нефти, которые учитываются при организации и
проведении операции по его ликвидации. Весь картографический материал для
чрезвычайных ситуаций с разливом нефти и нефтепродуктов свыше 100 тонн должен
быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате
shape-файлов ArcView, в формате ARC/INFO или в другом широко
распространенном формате, который допускает конвертацию
в указанные выше форматы. 7.10. Обеспечение безопасности населения и оказание
медицинской помощи. 7.11. График проведения операций по ликвидации разливов
нефти. 7.12. Организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти. 8. При расчете необходимого
количества сил и средств должны учитываться: 8.1. Максимально возможный объем разлившейся нефти. 8.2. Площадь разлива. 8.3. Год ввода в действие и
год последнего капитального ремонта объекта, дата проведения последнего
технического диагностирования и(или)
обследования технологического оборудования на соответствие требованиям
технической эксплуатации и промышленной безопасности. 8.4. Максимальный объем нефти на объекте. 8.5. Физико-химические свойства нефти. 8.6. Влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти с учетом возможности ее попадания в речные акватории и
водоемы. 8.7. Гидрометеорологические, гидрогеологические и другие
условия в месте расположения объекта. 8.8. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также
профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе
(при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти).
Предприятие, осуществляющее операции с нефтью, должно предусмотреть создание
фонда для финансирования работ по ликвидации разливов нефти этими
формированиями (службами). 8.9. Наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов. 8.10. Транспортная инфраструктура в районе возможного
разлива нефти. 8.11. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайных
ситуаций. 8.12. Время локализации разлива нефти, которое не должно
превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве. 9. В целях отработки планов на
локальном, местном, территориальном уровнях предприятиями проводятся учения или
командно-штабные тренировки. Периодичность и порядок проведения учений или
командно-штабных тренировок определяются соответствующей комиссией по
чрезвычайным ситуациям. 10. Планы подлежат пересмотру в
случаях: 10.1. Изменения
условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации аварийных разливов нефти. 10.2. Изменения действующих требований (правил и норм) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также промышленной безопасности. 11. В случае аварийного разлива нефти предприятие -
виновник аварии (эксплуатирующая организация) в течение 1 часа с момента
обнаружения аварии уведомляет о случившемся администрацию территории, на
которой произошла авария, Министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, Министерство природных ресурсов
Республики Башкортостан, Башкирское управление Госгортехнадзора России,
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, федеральное
государственное учреждение Управление государственного энергетического надзора
по Республике Башкортостан
принимает меры по локализации и ликвидации разлива нефти в соответствии с
планом. После завершения ликвидации разлива нефти предприятие -
виновник аварии за счет собственных средств обеспечивает экологический
мониторинг водных объектов, почвы, атмосферного воздуха и представляет в
месячный срок в органы власти, надзорные и контрольные органы, указанные выше,
письменный отчет, в котором приводятся следующие данные: 11.1. Дата, время разлива. 11.2. Причина и обстоятельства разлива нефти. 11.3. Источник разлива. 11.4. Район аварии в виде
картографического материала с указанием мест разлива, площади разлива, зданий и
сооружений, инфраструктуры местности, которая попала в зону разлива. Весь
картографический материал для чрезвычайных ситуаций с разливом нефти и
нефтепродуктов свыше 100 тонн должен быть отражен на цифровых электронных
картах и представлен в формате shape-файлов ArcView, в формате ARC/INFO или в другом широко распространенном
формате, который допускает конвертацию в указанные
выше форматы. 11.5. Действия должностных лиц объекта и
аварийно-спасательных формирований, в том числе и привлеченных. 11.6. Количество разлившейся
нефти, в том числе на почве и на водной поверхности, в физическом и стоимостном
выражении и оценка воздействия разлива нефти на окружающую природную среду и
здоровье населения, включая сведения о пострадавших в результате аварии. 11.7. Затраты на ликвидацию разлива, включая расходы на
локализацию, сбор, утилизацию нефти, последующую рекультивацию территории и
страховые выплаты по гражданской ответственности, а также выплаты
аварийно-спасательным формированиям (службам) в случае их привлечения к
выполнению работ по ликвидации разливов нефти. 11.8. Уровень остаточного загрязнения в почве, воде. 11.9. Должность, фамилия, имя, отчество составителя отчета. 11.10. Сведения о нанесенном
экологическом ущербе, которые в отчете представляются по форме N 6-ОС (утверждена постановлением Госкомстата России от 3 марта 1998
года N 81). 11.11. Оценка эффективности
сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов. 11.12. Предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организаций и профессиональных аварийно-спасательных
формирований (служб). 11.13. Состояние технологического оборудования организации,
наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического
состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности.
1. Настоящее Положение об
организации мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Республики Башкортостан определяет основные требования к
организации мероприятий по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов (далее - нефть). 2. Предприятия, указанные в пункте
4 Основных требований к разработке
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
и представлению отчетов о проведении операции по их ликвидации, обязаны: иметь план по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти, согласованный и утвержденный в порядке,
определенном Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о
проведении операций по их ликвидации; создавать собственные аварийные формирования для ликвидации
аварийных разливов нефти (штатные или внештатные), укомплектовывать их
специальными техническими средствами или заключать договоры на обслуживание со
сторонними профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами); немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие
органы государственной власти и местного самоуправления и организации о фактах
аварийного разлива нефти и организовывать работы по ликвидации аварийных
разливов нефти в случае их возникновения; иметь резервы финансовых средств и материально-технических
ресурсов для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти; обучать своих работников способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях, связанных с аварийными разливами нефти; заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия,
направленные на предотвращение возможных аварийных разливов нефти и(или) снижение масштабов их последствий; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в
случае аварийных разливов нефти; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; страховать гражданскую ответственность за причинение вреда
жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае
аварийного разлива нефти и продуктов ее переработки; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
на опасном производственном объекте при осуществлении операций с нефтью; допускать к работе на объекте лиц, удовлетворяющих
соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний
к указанной работе; иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного
объекта; создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения
аварийных разливов нефти, связи и оповещения; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование,
предназначенное для осуществления операций с нефтью. 3. Прогнозирование последствий
аварийных разливов нефти и обусловленных ими чрезвычайных ситуаций
осуществляется с учетом максимально возможных разливов, неблагоприятных
гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности и др. Целью прогнозирования аварийных разливов нефти является
определение: возможных последствий аварийных разливов нефти, их значения
и влияния на население, объекты жизнеобеспечения, производственной и социальной
сферы, а также на окружающую природную среду; границ районов возможных аварийных разливов нефти; последовательности, сроков и наиболее эффективных способов
выполнения работ по ликвидации аварийных разливов нефти и продуктов ее
переработки; достаточности сил и специальных технических средств для локализации и ликвидации возможного аварийного
разлива нефти. 4. Определение состава и дислокации сил и средств
для ликвидации возможных аварийных разливов нефти и продуктов ее переработки
осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально
возможного разлива нефти, данных о составе имеющихся на объекте сил и
специальных технических средств, а также данных о профессиональных
аварийно-спасательных формированиях (службах), дислоцированных в регионе,
привлечение которых предусмотрено планами взаимодействия (договорами на
абонентское обслуживание). 5. Координация и управление мероприятиями по
ликвидации аварийных разливов нефти организуются в соответствии с постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан от 21 мая 1997 года N 107 "О
Башкирской территориальной подсистеме Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от
10 мая 2000 года N 125). 6. Ликвидация аварийных разливов
нефти проводится организацией, осуществляющей операции с нефтью, круглосуточно,
в любую погоду. Смена личного состава формирований (подразделений) проводится
непосредственно на рабочих местах. При отсутствии или недостаточности своих сил
к выполнению работ по ликвидации разливов нефти привлекаются профессиональные
аварийно-спасательные формирования (службы). Все затраты на проведение этих
работ восполняются за счет средств организации - виновника разлива нефти.
Привлекаемые на основании договоров профессиональные аварийно-спасательные
формирования (службы) должны иметь соответствующие лицензии, если этого требует
законодательство Российской Федерации, и быть аттестованы в установленном
порядке. 7. Аварийно-спасательные работы
в ходе ликвидации аварийных разливов нефти ведутся в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 мая 1997
года N 100 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан". При необходимости организуется информирование населения,
проживающего в непосредственной близости от места разлива. При этом до
населения доводятся согласованные с органами здравоохранения правила поведения
в районе загрязнения и меры безопасности. Для уточнения масштабов аварийного разлива нефти,
складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные
группы из специалистов соответствующего профиля. 8. При обнаружении загрязнения
территории (акватории) нефтью и нефтепродуктами, произошедшего в результате
хозяйственной деятельности прошлых лет, Государственным комитетом Республики
Башкортостан по охране окружающей среды и его органами на местах проводится
расследование причин загрязнения. Организации, допустившие это загрязнение, должны обеспечить
контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его
возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить
необходимые мероприятия по его ликвидации. Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами
объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной
деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами
(программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей
природной среды, имеющими положительное заключение государственной
экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с
законодательством. 9. Организация управления, связи
и оповещения осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 1
марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах
размещения потенциально опасных объектов". 10. Взаимный обмен информацией между организациями
- участниками ликвидации аварийного разлива нефти осуществляется на основании
постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 октября 1998
года N 237 "О сети наблюдения и
лабораторного контроля Республики Башкортостан" и от 29 июля 1998 года N 157 "О классификации чрезвычайных ситуаций и установлении порядка
сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Республике
Башкортостан". 11. При получении сигнала о
разливе нефти в первую очередь должны предусматриваться: оповещение и сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям; устранение причины утечки нефти; приведение в готовность органов управления и сил, уточнение
и введение в действие соответствующих планов по ликвидации аварийных разливов
нефти; оценка сложившейся обстановки в районе разлива нефти; принятие неотложных мер по локализации разлива нефти; защита населения, оказание помощи пострадавшим. 12. Работы по ликвидации
аварийного разлива нефти считаются завершенными после обязательного выполнения
следующих мероприятий: прекращение аварийного сброса нефти; максимально достижимый механический сбор разлившейся нефти; размещение собранных нефти и
нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение
производственных объектов и объектов окружающей среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти
и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов
осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и
восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение
государственной экологической экспертизы. Указанные работы могут считаться завершенными при достижении
допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов
их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при
которых: исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов
(или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные
территории; допускается использование участков по их основному целевому
назначению (с возможными ограничениями), или вводится режим консервации,
обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве
нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных
в соответствии с законодательством нормативов в процессе самовосстановления
почвы (без проведения специальных ресурсоемких мероприятий); обеспечивается возможность целевого использования водных
объектов без введения ограничений. 13. После выполнения работ по
ликвидации разливов нефти готовится отчет о проведении работ по локализации и
ликвидации разлива нефти и предложения по реабилитации территорий (акваторий) и
других загрязненных объектов. Указанный отчет с приложением к нему
необходимых расчетов, графиков, карт и других справочных материалов хранится не
менее пяти лет в органах власти, надзорных и контрольных органах, указанных в пункте
11 Основных требований к разработке
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации, а также территориальных органах Министерства
транспорта Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Министерства
энергетики Российской Федерации и Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, если их представители принимали участие в работе комиссий. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|