Расширенный поиск

Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 № 258-уг

 

УКАЗ

 

ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

 

Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования

в Красноярском крае на 2017–2025 годы

 

 

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 90 Устава Красноярского края, в целях создания условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в Красноярском крае ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Концепцию развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы согласно приложению.

2. Опубликовать указ на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

 

 

Временно исполняющий

обязанности Губернатора края

А.В. Усс

 

 

г. Красноярск

13.10.2017

№ 258-уг


 

 

 

Приложение

к указу Губернатора

Красноярского края

от 13.10.2017 № 258-уг

 

 

Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы

 

1. Общие положения

 

В соответствии с действующим законодательством в сфере образования государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в том числе посредством развития инклюзивного образования.

Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами (далее соответственно – дети с ОВЗ), в Красноярском крае, раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ.

Концепция направлена на обеспечение координации действий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края (далее соответственно – органы местного самоуправления, муниципальные образования края), образовательных организаций, научного и педагогического сообщества, общественных и иных организаций, объединений родителей (законных представителей) детей с ОВЗ (далее – родительские организации) в целях развития инклюзивного образования в Красноярском крае, гарантирующего и обеспечивающего доступность образовательной среды для детей с ОВЗ и их полноправное включение в жизнь общества.

Реализация Концепции позволит:

вовлечь детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации;

выстроить единое образовательное пространство в Красноярском крае для детей с ОВЗ, поскольку в процесс инклюзивного образования будут включены образовательные организации разных типов;

получить ребенку с ОВЗ образование соответствующего уровня без риска потери его качества.

Положения Концепции являются основанием для дальнейшего определения ориентиров межведомственного сотрудничества в реализации приоритетных направлений развития инклюзивного образования в Красноярском крае.

Концепция является основой для дальнейшей разработки направленных на развитие инклюзивного образования в Красноярском крае нормативных правовых актов Красноярского края и документов организационного и методического характера.

 

2. Методологические основания реализации инклюзивного образования на современном этапе

 

В практике российского образования термин "инклюзивное образование" используется для описания процесса обучения в образовательных организациях детей с ОВЗ.

В настоящей Концепции понятия "инклюзивное образование", а также "адаптированная образовательная программа", "обучающийся с ОВЗ", "специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ" применяются в значениях, определенных статьями 2, 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

При раскрытии целей, задач, принципов развития инклюзивного образования, а также приоритетных направлений и механизмов реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ используются следующие понятия:

группы кратковременного пребываниягруппы в дошкольных образовательных организациях и (или) общеобразовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в составе которых ребенок с ОВЗ получает комплексную социальную и коррекционно-педагогическую поддержку. В группах кратковременного пребывания осуществляются индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми дошкольного возраста при активном участии семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

комбинированные группы – группы в дошкольных образовательных организациях, осуществляющие психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными стартовыми возможностями (как детей, не имеющих нарушений развития, так и детей с ОВЗ);

консультационный центр (пункт) – структурное подразделение дошкольной образовательной организации и (или) общеобразовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, либо органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, оказывающее методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, дети которых не посещают дошкольную образовательную организацию или группу для детей дошкольного возраста в общеобразовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования;

лекотека – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям (законным представителям), воспитывающим таких детей, предполагают использование игр и игрушек для приобретения опыта общения, выстраивания социальных контактов семей, имеющих детей с ОВЗ;

модели инклюзивного образования в зависимости от степени интеграции детей с ОВЗ:

временная интеграция – процесс, при котором дети с ОВЗ в группах (классах) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с нормально развивающимися сверстниками не реже 1–2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (праздников, соревнований, экскурсий и других);

частичная интеграция – процесс, при котором дети с ОВЗ, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками освоить основную образовательную программу соответствующего уровня, включаются в группы (классы) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на часть дня (во вторую половину дня, на отдельные занятия) по 1–2 человека;

комбинированная интеграция – процесс, при котором дети с уровнем психофизического и речевого развития, близкие к возрастной норме, по 1–2 человека включаются в группы (классы) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций с нормально развивающимися сверстниками, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога;

полная интеграция – процесс, при котором дети, по уровню психофизического и речевого развития близкие к возрастной норме и психологически подготовленные к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками, по 1–2 человека включаются в группы (классы) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций по месту жительства;

общеобразовательные классы – классы в общеобразовательных организациях, созданные с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья;

особые образовательные потребности – потребности детей с ОВЗ, различающиеся у детей, относящихся к разным нозологическим группам в связи со спецификой нарушения в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, определяющие особую логику построения учебного процесса и отражающиеся в структуре и содержании образования;

психолого-медико-педагогическая комиссия (центральная, территориальная) (далее – ПМПК) – коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. ПМПК подтверждает, что ребенок является обучающимся с ОВЗ и определяет для него специальные образовательные условия;

психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированного в образовательную среду, и стратегию развития инклюзивной образовательной среды в целом;

психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ – профессиональная согласованная деятельность педагогических работников и специалистов, обеспечивающих обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, социального педагога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога и других) (далее – педагогические работники и специалисты сопровождения), направленная на создание социально-психологических условий, в которых ребенок с ОВЗ с высокой вероятностью становится успешным в образовательной деятельности;

ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей);

служба ранней помощи – организованная психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательную организацию, включая подбор способов взаимодействия с ребенком в процессе его воспитания и обучения, коррекция нарушений в развитии;

домашнее визитирование детей с тяжелыми нарушениями здоровья – технология, предусматривающая организацию посещения по месту жительства детей раннего возраста, которые закрепляются за дошкольными образовательными организациями либо центрами психолого-медико-социального сопровождения, на основе договора о получении образования на дому с родителями (законными представителями) детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Инклюзивное образование – парадигма образования детей с ОВЗ, основанная на принципе равного отношения ко всем людям. В основе инклюзивного образования заложена идея, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а образовательная организация создана для детей. Это та ситуация, когда не ребенок с ОВЗ приспосабливается к образовательной организации, а образовательная организация приспосабливается к нуждам каждого ребенка, к его потребностям.

В условиях инклюзивного образования наиболее эффективными признаются:

дидактические подходы – личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный;

формы и методы обучения – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и другие);

модель образовательной среды – творчески развивающая.

Опора на вышеуказанные подходы, с одной стороны, способна обеспечить включение детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации, с другой – минимизировать риски потери качества образования для нормально развивающихся сверстников.

Инклюзивное образование должно развиваться на основе социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родителей, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной политики и других ведомств по всем вопросам инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в Российской Федерации, в том числе в Красноярском крае, находится на стадии развития. Периоду становления инклюзивного образования ("модель включения") предшествуют периоды развития образования по сегрегационной и интеграционной моделям, характерным для развития систем образования большинства развитых стран мира.

В основе сегрегационной модели образования – забота о ребенке, которому для успешного обучения необходимы особые условия, в том числе:

специальные материально-технические средства;

наличие педагогических работников и специалистов сопровождения;

специальные образовательные программы, учитывающие особенности психофизического развития ребенка, его индивидуальные возможности;

медицинское сопровождение;

организация проведения профессиональных проб и профессиональной ориентации.

Перечисленные условия, оказывающие положительный эффект на ребенка с ОВЗ, создавались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Между тем основным отрицательным эффектом сегрегационной модели образования является изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, снижение возможностей для социализации ребенка в обществе.

На смену вышеописанной модели приходит интеграционная модель, основой которой стало стремление общества к гуманизации, нарастающее движение за гражданские права любого человека независимо от его национальности, пола, возраста и состояния здоровья, распространение этих мировоззренческих основ через деятельность международных движений за права человека.

Концепция предполагает воспитание ребенка с ОВЗ в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе, в котором он развивается. При этом развивается процесс интеграции детей с особенностями развития в среду нормально развивающихся сверстников. Для модели интеграции основополагающими являются следующие принципы:

ребенок с ОВЗ – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

общество должно обеспечивать ребенку с ОВЗ условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

В условиях интеграции детей с ОВЗ система образования остается в целом неизменной, не приспособленной для детей с ОВЗ.

В отличие от интеграции детей с ОВЗ инклюзия предполагает реформирование образовательных организаций и перепланировку учебных помещений в целях соответствия их нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Предпосылками перехода к инклюзивной модели образования детей с ОВЗ становится принятие с конца 1980-х годов ряда международных документов (Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.12.1993; Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принята Всемирной Конференцией по образованию лиц с особенными потребностями 10.06.1994; Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13.12.2006).

Так, статья 24 Конвенции о правах инвалидов напрямую соотносит право детей с ОВЗ на образование с обеспечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях.

В Российской Федерации интегрированные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 1990-х годов. Реформы политической системы и демократические преобразования в российском обществе способствовали распространению идей, связанных с интеграцией детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательных организаций.

 

3. Предпосылки развития инклюзивного образования

в Красноярском крае

 

Предпосылками перехода системы образования в Красноярском крае к инклюзивной модели образования детей с ОВЗ являются результаты ее целенаправленного развития в части обеспечения прав детей с ОВЗ на доступное и качественное образование.

В Красноярском крае в последней трети XX века получило развитие дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях IVIII вида, в том числе интернатного типа. С началом XXI века при сохранении сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений интегрированное обучение детей с ОВЗ осуществляется в специальных (коррекционных) классах и группах, созданных в муниципальных общеобразовательных организациях.

В Красноярском крае последовательно реализованы две концепции развития образования детей с ОВЗ, основными задачами которых являлись:

на этапе 2003–2008 годов – Концепция развития специального образования детей с ОВЗ, утвержденная постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 № 322-п, – объединение ресурсов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в создании условий для обучения детей с ОВЗ, определение приоритетности интегрированного образования, признание наиболее эффективным периодом для предоставления коррекционной помощи периода раннего детства;

на этапе 2009–2011 годов – Концепция развития специального образования детей с ОВЗ в Красноярском крае, одобренная распоряжением Правительства Красноярского края от 16.02.2009 № 105-р, – усиление роли психолого-медико-педагогических комиссий в обеспечении сопровождения детей с ОВЗ, развитие вариативных форм образования.

Реализация в 2003–2011 годах задачи обеспечения в Красноярском крае образования детей с ОВЗ достигнута за счет:

оптимизации сети краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

создания и расширения в муниципальных образованиях края сети территориальных ПМПК, количество которых к 2011 году возросло с 37 до 56;

разработки модели служб ранней помощи, которая реализована на базе психолого-медико-педагогических центров, созданных в отдельных муниципальных образованиях края;

реализации комплекса мероприятий краевого и муниципального уровней в сегменте дополнительного образования и внеурочной деятельности детей с ОВЗ, направленных на успешную социализацию указанной категории детей в обществе;

совершенствования системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников и специалистов сопровождения посредством проведения конкурсов профессионального мастерства;

организации стажировочных площадок в рамках федеральных программ, региональных проектов по реализации интегрированного образования, использования специальных (коррекционных) образовательных организаций в качестве базовых площадок для формирования практических навыков работы с детьми с ОВЗ.

В течение последнего десятилетия движению системы образования в Красноярском крае в направлении инклюзивного образования способствует инновационно-экспериментальная деятельность научно-педагогического сообщества, разворачивающаяся в рамках развития интегрированной модели образования, в том числе через деятельность:

экспериментальной площадки Российской академии образования (далее – РАО) "Создание муниципальных моделей интегрированного образования в Красноярском крае 2009–2014 гг.", созданной на базе краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (далее – Институт повышения квалификации). В экспериментальной работе площадки приняли участие 27 муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в 6 муниципальных образованиях края, получивших статус пилотных территорий (города Ачинск, Канск, Балахтинский, Курагинский, Саянский и Шарыповский районы). Результатом стало увеличение доли детей с ОВЗ, своевременно получивших коррекционную помощь; доли детей с ОВЗ, получивших образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях по месту жительства, и родителей (законных представителей), вовлеченных в процесс социализации детей с ОВЗ; доли педагогических работников, освоивших программы повышения квалификации и (или) программы профессиональной переподготовки и обладающих необходимой квалификацией для обучения детей с ОВЗ (за период 2010–2014 гг. – около 4 000 человек);

центра интегрированного образования, созданного в 2009 году в Институте повышения квалификации. К 2013 году осуществлено организационно-методическое обеспечение интегрированного обучения детей с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

лаборатории инклюзивного образования, созданной в марте 2015 года для продолжения работы в рамках экспериментальной площадки РАО по программе "Реализация муниципальных моделей интегрированного (инклюзивного) образования Красноярского края в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2015–2019 годах".

Министерством образования Красноярского края с целью обеспечения условий для перехода к инклюзивной модели образования в 2012 году создана рабочая группа по вопросам инклюзивного образования. Рабочей группой осуществлена деятельность по подготовке документов, носящих разъяснительно-рекомендательный характер по вопросам развития инклюзивного образования в Красноярском крае, организована работа по подаче заявок Красноярского края на участие в федеральных программах по созданию доступной среды в образовательных организациях.

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61, по результатам конкурсного отбора:

в 2012 году организована деятельность стажировочной площадки по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации успешных моделей социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ" на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1" города Заозерный. Успешные модели социализации также апробированы в базовых школах городских округов Красноярск, Ачинск, Канск, Назарово, поселка городского типа Северо-Енисейск, сел Агинское Саянского района, Березовка Курагинского района, Абалаково Енисейского района. В общей сложности в разработке и апробации моделей участвовали 15 муниципальных образований края;

в 2013 году развернулась деятельность по направлению "Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся". В качестве стажировочной площадки выступило краевое государственное бюджетное учреждение "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее – краевой центр ПМСС). Стажировочная площадка, созданная на базе краевого центра ПМСС, объединила пять образовательных учреждений (муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" города Канска, муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования № 7" города Красноярска, муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Курагинский "Центр диагностики и консультирования", муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей районный детско-юношеский центр "Радуга" (Каратузский район), муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр диагностики и консультирования "Идринский"). Реализация данного направления способствует созданию в регионе единой системы сопровождения детей с ОВЗ на всех уровнях образования, учитывающей их индивидуальные особенности и потребности, а также обобщению и распространению опыта педагогических работников и специалистов сопровождения, задействованных в работе стажировочной площадки.

Система организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и специалистов сопровождения в Красноярском крае представлена федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева", Институтом повышения квалификации, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Сибирский федеральный университет", краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького".

С целью обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями в краевых государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в 2015–2016 годах реализованы мероприятия в соответствии с планом-графиком, разработанным созданной министерством образования Красноярского края рабочей группой по вопросам введения в Красноярском крае указанных федеральных государственных образовательных стандартов. В апробацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями в результате конкурсного отбора вовлечены 20 краевых государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Опережающая деятельность этих образовательных организаций создает алгоритмы движения по введению ФГОС для общеобразовательных организаций Красноярского края.

Для координации вопросов введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноярская школа № 5" создан ресурсный центр. Информация о ходе работы по введению федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся указанной категории размещается на специальном сайте www.fgosovz24.ru. С 1 сентября 2016 года краевые государственные и муниципальные общеобразовательные организации приступили к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Красноярский край активно участвует в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (далее – ГП "Доступная среда"), основной целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. За период действия ГП "Доступная среда" в бюджет Красноярского края из федерального бюджета привлечено около 117 млн рублей, софинансирование краевого бюджета составило почти 53 млн рублей. На данные средства создана универсальная безбарьерная среда для детей с ОВЗ в 362 краевых государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, что составляет 17,4 % от общего количества общеобразовательных организаций, функционирующих в регионе. В число общеобразовательных организаций с условиями для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития, входят 17 школ-новостроек, введенных в эксплуатацию за последние пять лет. С 2016 года в процесс создания универсальной безбарьерной среды включены дошкольные образовательные организации и организации дополнительного образования.

Универсальная безбарьерная среда – это не только архитектурная доступность образовательных организаций для детей с ОВЗ, но и обеспечение образовательного процесса учебниками, учебным оборудованием, компетентными педагогическими работниками и специалистами, способными обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Так, за счет средств краевого бюджета в 2014 году для детей с ОВЗ приобретены учебники на сумму 8,9 млн рублей в количестве 21 577 экз., в 2015 году – на сумму 11,3 млн рублей в количестве 25 211 экз. Кроме того, в 2015 году в Красноярском крае на сумму 10,8 млн рублей закуплены учебники для слабовидящих детей с укрупненным шрифтом и для слепых детей со шрифтом Брайля. В 2016 году на приобретение учебников выделено 21,5 млн рублей. В 2017 году планируется осуществить закупку учебников для детей с ОВЗ на сумму 10,5 млн рублей.

В регионе с 2010 года осуществляется образование детей с ОВЗ, которым рекомендовано обучение на дому, с применением дистанционных образовательных технологий. Краевое бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа дистанционного образования" (далее – Школа дистанционного образования) ежегодно оборудует до 340 рабочих мест для обучения на дому детей с ОВЗ, обеспечивает им возможность получения дополнительного образования в соответствии с интересами и потребностями каждого ребенка, оплачивает доступ к сети Интернет по месту жительства каждого из них. За пять лет работы Школу дистанционного образования окончили 98 обучающихся, из них государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена прошли 42 обучающихся, 24 обучающихся поступили в образовательные организации высшего образования, 50  в профессиональные образовательные организации.

С целью определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в регионе функционируют 1 центральная и 65 территориальных ПМПК на территории 59 муниципальных образований края. Вместе с тем сохраняется потребность в комплектовании ПМПК квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами и организации работы всех ПМПК на постоянной основе.

Осуществляется межведомственное взаимодействие ПМПК и федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы. Их совместные действия позволяют разрабатывать качественные рекомендации для определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, организовать и сопровождать реализацию индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

С целью обеспечения образовательного процесса детей с ОВЗ квалифицированными педагогическими работниками и специалистами сопровождения за 2015–2016 годы повышение квалификации прошли около 5 тыс. человек, из них 97 овладели жестовой речью, 575 (педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги) прошли профессиональную переподготовку, что позволило начать реализацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 2016/17 учебном году.

В Красноярском крае действует повышенный норматив финансирования образования детей с ОВЗ, который в несколько раз превышает норматив финансирования, обеспечивающий образование ребенка, не имеющего нарушений развития. Объем средств для образования детей с ОВЗ рассчитывается с учетом нозологии, формы получения образования и формы обучения, уровня образования. Повышенный норматив финансирования образования детей с ОВЗ обеспечивает реализацию индивидуального подхода к обучению указанной категории детей, гарантирует получение ими качественного образования и социализацию каждого ребенка.

Дети с ОВЗ обеспечиваются социальными гарантиями. Так, дети указанной категории, обучающиеся в общеобразовательных организациях, получают двухразовое питание за счет средств краевого бюджета (далее – бесплатное питание). Дети с ОВЗ, проживающие в интернатах общеобразовательных организаций, наряду с бесплатным питанием за счет средств краевого бюджета обеспечиваются одеждой и обувью. С 2016 года детям с ОВЗ, обучающимся на дому, за счет средств краевого бюджета выплачивается компенсация взамен горячих завтраков и обедов.

С целью обеспечения детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) права выбора на форму получения образования и форму обучения в Красноярском крае предусмотрены различные варианты образования указанной категории детей в соответствии с их психофизическими возможностями: образование в образовательной организации (в том числе обучение на дому) и вне образовательной организации (в форме семейного образования); очное, очно-заочное и заочное обучение.

В 2016 году сделаны значительные шаги по пути реализации в Красноярском крае права каждого ребенка на образование. Так, организовано обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам детей-инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах для детей (более 800 человек), которые ранее не обучались. Школой дистанционного образования организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в онкогематологическом отделении краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (ежемесячно до 20 детей), с применением дистанционных образовательных технологий. Все это стало возможным в результате межведомственного взаимодействия министерства образования Красноярского края, министерства социальной политики Красноярского края, министерства здравоохранения Красноярского края (далее – краевые министерства) и подведомственных им организаций.

Обеспечение права на образование детей с ОВЗ осуществляется в тесной взаимосвязи с общественными организациями и родительскими организациями. Так, в конце 2016 года в регионе успешно завершена реализация пилотного проекта по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, инициированного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот проект реализован краевыми министерствами при сотрудничестве с Красноярской региональной общественной организацией "Общество содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра, "Свет надежды".

Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" и Красноярская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" тесно сотрудничают с краевыми государственными общеобразовательными организациями, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения.

С 2016 года общественным движением "Право на счастье" Красноярской региональной общественной организации свободного творчества "АЭРОСТАТ" при поддержке министерства образования Красноярского края проводятся форумы инклюзивных практик, летние инклюзивные смены в загородных оздоровительных лагерях. В обеспечении права детей с ОВЗ на образование министерство образования Красноярского края также взаимодействует с некоммерческой организацией детским благотворительным фондом "Живое дыхание", Красноярской региональной общественной организацией родителей по защите прав детей с ограниченными физическими возможностями "Открытые сердца" и другими некоммерческими организациями.

В решении вопросов, связанных с созданием в Красноярском крае универсальной безбарьерной среды для детей с ОВЗ, значима роль социально ориентированных некоммерческих организаций, которые проводят обучающие семинары, ведут информационную кампанию в поддержку инклюзивного образования, содействуют формированию инклюзивной культуры населения. Благодаря активной позиции общественных организаций в регионе появляются новые доступные объекты для детей с ОВЗ.

В 2017 году в Красноярском крае право на доступное и качественное образование реализуется для всех детей с ОВЗ, а это более 27 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 4,3 % от общей численности детского населения региона (в том числе около 9 тыс. детей дошкольного возраста и более 18 тыс. школьного возраста).

Особенностью системы образования в Красноярском крае на этапе создания условий для инклюзивного образования является сохранение сети краевых государственных образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам (1 дошкольная образовательная организация, 38 общеобразовательных организаций, в том числе 3 общеобразовательные организации для детей с нарушениями слуха, 2 – для детей с нарушениями зрения, Школа дистанционного образования). Каждая из этих образовательных организаций является информационно-методическим центром для конкретного муниципального образования края, работающим с детьми со сложными дефектами, с нозологиями, требующими сопровождения высокопрофессиональных специалистов. В данных образовательных организациях обучаются более 6 тыс. детей с ОВЗ. Кроме того, функционирует краевой центр ПМСС с 4 филиалами (города Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск), в рамках деятельности которого осуществляется помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также предоставляется помощь образовательным организациям по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам все активнее организуется в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. Так, в 2016/17 учебном году инклюзивное образование в муниципальных общеобразовательных организациях предоставляется 6 544 детям с ОВЗ. По сравнению с 2015/16 учебным годом количество детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в муниципальных общеобразовательных организациях, возросло на 613 обучающихся (было 5 931). При этом сокращается число детей, обучающихся в коррекционных классах муниципальных общеобразовательных организаций: по сравнению с предыдущим учебным годом 523 ребенка из таких классов стали обучаться инклюзивно (2015/16 учебный год – 4 860 детей, 2016/17 учебный год – 4 337). По состоянию на 1 сентября 2016 года образование детям с ОВЗ предоставляют 727 муниципальных общеобразовательных организаций, что на 98 (было 629) общеобразовательных организаций больше, чем в 2015/16 учебном году.

В регионе складываются условия для развития инклюзивного образования посредством дополнительного образования детей. В 2016 году более 30 % детей с ОВЗ имели возможность посещать занятия в организациях дополнительного образования (домах творчества, станциях юных техников и юннатов, музыкальных, художественных и спортивных школах и других организациях дополнительного образования), в школьных кружках и клубах.

В 2016 году Красноярский край включился в международное движение "Абилимпикс", приняв участие во II Национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Выступление команды Красноярского края стало успешным в том числе потому, что в общеобразовательных организациях созданы условия для развития детей с ОВЗ. Так, именно развивающая образовательная среда краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Минусинская школа-интернат", включающая студию мультимедийного творчества "Взгляд-М", способствовала победе на чемпионате "Абилимпикс" в городе Москве (золотая медаль) обучающегося данной образовательной организации по компетенции "фотография".

Несмотря на значительное продвижение системы образования в Красноярском крае в решении задач обеспечения доступного и качественного образования детей с ОВЗ, очевидно наличие ряда объективных проблем и противоречий, связанных с переходным состоянием от одной модели образования к другой, без преодоления которых развитие в Красноярском крае инклюзивного образования затруднено. К числу таких проблем и противоречий относятся:

недостаточный уровень инклюзивной культуры как населения Красноярского края в целом, так и участников образовательных отношений – педагогических работников и специалистов сопровождения, родителей (законных представителей) обучающихся, обучающихся, не имеющих ограничений здоровья;

неоднородность созданных в образовательных организациях специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, выражающаяся как в отсутствии условий в целом, так и в наличии специальных условий только для одного вида нарушения;

неоднозначность подходов в оценке "достаточности" уже созданной в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды (наличие не только пандуса, то есть архитектурная доступность, но и специального оборудования, готовность педагогических работников и специалистов сопровождения, наличие адаптированных образовательных программ и другое);

отсутствие целостной системы ранней помощи детям дошкольного возраста как на краевом, так и на муниципальном уровнях;

отсутствие вариативности предоставления образования и системности консультационных и коррекционно-развивающих услуг детям с ОВЗ дошкольного возраста;

нерешенность вопросов реализации комплексного подхода к организации трудового обучения, проведения профессиональных проб и профессиональной ориентации детей с ОВЗ, приобретения ими навыков самообслуживания для успешной социализации во взрослой жизни;

недостаточный уровень компетентности педагогических работников и специалистов сопровождения в определении образовательных маршрутов детей с ОВЗ, отвечающих их потребностям;

сохранение риска снижения качества образования нормально развивающихся сверстников при включении детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации;

отсутствие системы методического сопровождения инклюзивного образования на краевом, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций;

дефицит педагогических работников и специалистов сопровождения (особенно в сельских, отдаленных и труднодоступных местностях Красноярского края), обладающих специальными (дефектологическими) компетентностями, необходимыми для обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

недостаточная заинтересованность образовательных организаций в повышении качества образовательной среды в связи с отсутствием среди критериев оценки эффективности образовательного процесса таких критериев, как доступность и качество образования детей с ОВЗ;

недостаточная информированность населения о возможностях системы образования в Красноярском крае в части обеспечения обучения и воспитания детей с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации;

невысокая эффективность использования потенциала сотрудничества органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления, образовательных организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Имеющиеся в Красноярском крае предпосылки и условия развития инклюзивного образования, как и проблемы и противоречия, препятствующие этому процессу, свидетельствуют о своевременности и необходимости принятия Концепции.

 

4. Цели, задачи и принципы развития инклюзивного образования в Красноярском крае, этапы реализации Концепции

 

Региональная образовательная политика в сфере развития инклюзивного образования ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей, места жительства.

Система образования в Красноярском крае должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

в развитии у личности трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в образовательных организациях условий для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей – основа построения системы образования в Красноярском крае.

Принципы развития инклюзивного образования в Красноярском крае:

признание ценности человека независимо от его индивидуальных возможностей и достижений;

признание права обучающихся на получение образования в образовательных организациях, расположенных по месту жительства;

признание роли образовательных организаций не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;

 развитие отношений поддержки и сотрудничества между образовательными организациями и местным сообществом, признание, что инклюзивное образование – это один из аспектов инклюзии в обществе;

повышение уровня культуры в образовательной организации за счет формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к детям с ОВЗ;

признание различий между обучающимися как ресурсов, способствующих образовательному процессу, а не препятствий, которые необходимо преодолевать;

устранение барьеров на пути получения образования и полноценного участия в жизни образовательной организации для всех обучающихся, а не только для детей с ОВЗ;

индивидуализация целей и образовательных программ на основе учета индивидуальных способностей и личностных потребностей обучающихся, создания условий для их успешной социализации;

межведомственная интеграция при организации инклюзивного образования посредством координации действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Развитие инклюзивного образования, принятие его идеологии всеми участниками образовательных отношений, обществом в целом требуют постепенных, поэтапных шагов.

Концепция рассчитана на период, охватывающий 2017–2025 годы. В указанный период, безусловно, невозможно полностью реализовать инклюзивную модель образования в регионе, поскольку данного периода недостаточно, с одной стороны, для восприятия и принятия обществом мировоззренческих основ инклюзивного образования, с другой – для обеспечения универсальной безбарьерной среды для каждого ребенка с ОВЗ по месту жительства.

С учетом заделов, предпосылок и условий, существующих в системе образования в Красноярском крае, временных и социально-экономических возможностей периода 2017–2025 годов реализацию Концепции предполагается осуществить в три этапа:

I этап – 2017–2019 годы;

II этап 2020–2022 годы;

III этап 2023–2025 годы.

Основанием для выделения этапов является степень готовности образовательных организаций и всей системы образования в Красноярском крае к внедрению и развитию инклюзивной модели образования.

Первый этап – существующие в Красноярском крае практики инклюзивного образования, развивающиеся в ходе инновационной деятельности пилотных территорий и базовых площадок, созданных на базе образовательных организаций, оформляются в модели реализации инклюзивного образования как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательных организаций. Описанные модели инклюзивного образования после прохождения общественной и профессиональной экспертизы рекомендуются для практического использования. На данном этапе происходит самоопределение муниципальных образований края и образовательных организаций в выборе моделей развития инклюзивного образования, определяются базовые образовательные организации, в которых обеспечивается создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Этому будет способствовать деятельность ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в Красноярском крае, который планируется создать как структурное подразделение в краевом центре ПМСС, а также реализация мероприятий ГП "Доступная среда", планов мероприятий ("дорожных карт"), принятых на муниципальном уровне, и паспортов доступности образовательных организаций.

Второй этап – внедряются и реализуются модели инклюзивного образования, исходя из специфических и уникальных для каждого муниципального образования края и каждой образовательной организации условий развития. В деятельность по внедрению и реализации моделей инклюзивного образования включены различные субъекты, заинтересованные в реализации прав детей с ОВЗ на доступное и качественное образование, включая общественные организации и объединения. На данном этапе в муниципальных образованиях края завершается формирование базовых школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, что позволит получать качественное общее образование большинству детей с ОВЗ по месту жительства.

Третий этап – происходит оценка результатов и эффектов реализации муниципальных моделей инклюзивного образования, осуществляется корректировка и уточнение задач развития инклюзивной модели образования в Красноярском крае, формируется региональная модель инклюзивного образования.

В целях реализации Концепции Правительством Красноярского края утверждается план мероприятий.

Достижение основных целей региональной образовательной политики в сфере развития инклюзивного образования обеспечивается через решение следующих "сквозных" задач, характерных для всех этапов реализации Концепции:

формирование инклюзивной культуры общества;

совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития инклюзивного образования;

создание универсальной безбарьерной среды;

обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ;

обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

развитие системы ранней помощи;

создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;

формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования;

совершенствование профессиональной компетентности руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций в условиях развития инклюзивного образования;

обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования.

Реализация Концепции осуществляется на основе совершенствования системы межведомственного взаимодействия, сформированной в Красноярском крае, призванной обеспечить принятие дополнительных мер, направленных на реализацию права детей с ОВЗ на доступное и качественное образование.

 

5. Механизмы реализации Концепции

 

Достижение обозначенных задач возможно при условии реализации следующих механизмов.

 

5.1. Формирование инклюзивной культуры общества

 

При решении задачи формирования инклюзивной культуры общества используются следующие механизмы:

организация мероприятий по разъяснению для общественности, в том числе родительской, действующих на территории Красноярского края нормативных правовых актов, регулирующих вопросы образования детей с ОВЗ, и просвещению в сфере инклюзивного образования;

развитие волонтерского движения посредством вовлечения нормально развивающихся сверстников детей с ОВЗ в организацию и проведение мероприятий разного уровня и направленности (праздников, творческих мастерских, спортивных состязаний, конкурсов талантов, фестивалей и других мероприятий) с участием детей с ОВЗ;

развитие сотрудничества образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, с целью оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки родителям (законным представителям), повышения их социальной ответственности;

расширение взаимодействия с общественными и родительскими организациями, средствами массовой информации;

межведомственная координация деятельности по комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержке детей с ОВЗ, получающих образование;

обобщение и распространение опыта совместной деятельности участников образовательных отношений, включая детей с ОВЗ;

информирование населения об образовательных услугах, предоставляемых детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации.

Индикаторами являются:

повышение уровня культуры и образования населения в сфере инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации;

повышение информированности населения в вопросах инклюзивного образования;

увеличение охвата населения мероприятиями инклюзивной направленности;

увеличение доли детей и подростков, охваченных мероприятиями в сфере инклюзивного образования.

Средства реализации (инструменты):

разработка, принятие и реализация плана мероприятий по реализации положений Концепции;

научно-методическая поддержка и тиражирование лучших практик инклюзивного образования;

освещение в средствах массовой информации мероприятий инклюзивной направленности;

реализация социальных проектов, акций (в том числе межведомственного характера), направленных на включение детей с ОВЗ и их семей в культурно-образовательное пространство Красноярского края.

Целевыми показателями являются:

количество освещенных в средствах массовой информации практик и мероприятий инклюзивной направленности;

количество реализованных социальных проектов, акций (в том числе межведомственного характера), направленных на включение детей с ОВЗ и их семей в культурно-образовательное пространство Красноярского края;

увеличение доли волонтеров из числа нормально развивающихся сверстников детей с ОВЗ, вовлеченных в организацию и проведение мероприятий разного уровня и направленности (праздников, творческих мастерских, спортивных состязаний, конкурсов талантов, фестивалей и других мероприятий) с участием детей с ОВЗ;

количество мероприятий инклюзивной направленности с участием населения.

 

5.2. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития инклюзивного образования

 

При решении задачи совершенствования нормативной правовой базы в сфере развития инклюзивного образования используются следующие механизмы:

внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере инклюзивного образования;

внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Красноярского края, регулирующие вопросы организации инклюзивного образования, в том числе в части расчетов нормативов обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ;

разработка методических рекомендаций по вопросам организации и развития инклюзивного образования в образовательных организациях.

Индикатором является наличие в регионе эффективного правового механизма развития инклюзивного образования.

Средства реализации (инструменты):

осуществление мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края в сфере инклюзивного образования;

организация разработки и утверждения законодательных и иных нормативных правовых актов Красноярского края, регулирующих вопросы организации инклюзивного образования, в том числе в части расчетов нормативов обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ.

Целевым показателем является доля реализованных предложений по изменению действующих, разработке и утверждению новых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края, регулирующих вопросы организации инклюзивного образования, относительно предложенных.

 

5.3. Создание универсальной безбарьерной среды

 

При решении задачи создания универсальной безбарьерной среды используются следующие механизмы:

разработка, принятие и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по созданию доступности зданий и услуг образовательных организаций для детей с ОВЗ, принятых на муниципальном уровне;

паспортизация доступности объектов и услуг образования для детей с ОВЗ;

осуществление мониторинга доступности объектов и услуг образования для детей с ОВЗ;

осуществление анализа обеспеченности образовательных организаций оборудованием для обучения детей с ОВЗ, использования указанного оборудования и потребности в приобретении нового.

Индикатором является повышение уровня доступности образовательных организаций для детей с ОВЗ.

Средства реализации (инструменты):

определение муниципальных базовых школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда;

информирование образовательных организаций об имеющемся на территории муниципального образования края оборудовании для детей с ОВЗ, закрепленном за образовательными организациями, для передачи его от одной образовательной организации к другой на основании договоров безвозмездного пользования в целях оснащения образовательного процесса.

Целевыми показателями являются:

увеличение доли муниципальных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда;

увеличение доли детей с ОВЗ, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками в инклюзивных условиях в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся с ОВЗ.

 

5.4. Обеспечение вариативности предоставления образования

 детям с ОВЗ

 

При решении задачи обеспечения вариативности предоставления образования детям с ОВЗ используются следующие механизмы:

распространение вариативных моделей инклюзивного образования в зависимости от условий обеспечения доступности образовательной среды для детей с ОВЗ (временная, частичная, комбинированная, полная интеграция и другое);

обеспечение индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ (за счет проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, обучения по индивидуальным учебным планам);

обучение детей с ОВЗ по основным и дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий;

совершенствование образовательного процесса детей с ОВЗ, находящихся в организациях социального обслуживания и медицинских организациях;

вовлечение детей с ОВЗ в систему дополнительного образования детей.

Индикатором является наличие в регионе эффективных моделей вариативного инклюзивного образования, имеющих наибольший эффект в формирующихся условиях обеспечения доступности образовательной среды для детей с ОВЗ.

Средства реализации (инструменты):

разработка региональных и муниципальных моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ;

разработка и реализация вариативных моделей инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях (группы кратковременного пребывания, комбинированные группы).

Целевыми показателями являются:

увеличение доли детей с ОВЗ, вовлеченных в систему дополнительного образования детей;

увеличение доли детей с ОВЗ, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий.

 

5.5. Обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

 

При решении задачи обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования используются следующие механизмы:

обеспечение деятельности территориальных ПМПК на постоянной основе при максимально эффективном составе специалистов;

определение межведомственного механизма обеспечения территориальных ПМПК необходимыми специалистами;

организация информационного обмена между центральной и территориальными ПМПК;

обеспечение эффективности межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

Индикатором является повышение эффективности комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Средства реализации (инструменты):

расширение сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

разработка и реализация межведомственного соглашения о комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ на региональном и муниципальном уровнях;

создание комплексной автоматической информационной системы, включающей данные о детях с ОВЗ.

Целевыми показателями являются:

увеличение доли территориальных ПМПК, работающих на постоянной основе, от общего числа территориальных ПМПК;

увеличение доли территориальных ПМПК, полностью укомплектованных специалистами, от общего числа территориальных ПМПК;

увеличение доли детей с ОВЗ, получивших услугу в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

 

5.6. Развитие системы ранней помощи

 

При решении задачи развития системы ранней помощи используются следующие механизмы:

создание консультационных центров (пунктов), лекотек, служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических консилиумов на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

распространение в регионе технологий ранней помощи, в том числе технологии организации домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья, и обеспечения своевременной коррекционной помощью детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 3 лет.

Индикатором является реализация в регионе эффективной модели организации системы ранней помощи.

Средства реализации (инструменты):

разработка программы ранней помощи в Красноярском крае в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р;

разработка региональных и муниципальных моделей оказания ранней помощи и их реализация;

издание методических материалов для специалистов, оказывающих раннюю помощь, и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;

организация постоянно действующего семинара по проблемам диагностики, коррекции и реабилитации детей в возрасте от 0 до 3 лет с нарушениями развития.

Целевыми показателями являются:

увеличение доли детей с ОВЗ, охваченных ранней помощью, от общего числа детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 3 лет;

увеличение доли специалистов, осуществляющих обеспечение своевременной коррекционной помощью детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 3 лет;

количество изданных методических материалов, связанных с оказанием ранней помощи и обеспечением своевременной коррекционной помощью детей с ОВЗ.

 

5.7. Создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ

 

При решении задачи создания условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ используются следующие механизмы:

реализация комплексного подхода к организации трудового обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, приобретения ими навыков самообслуживания;

расширение спектра возможностей профессиональных образовательных организаций в целях осуществления профессионального обучения детей с ОВЗ;

интеграция общего образования и дополнительного образования детей, общего образования, профессионального обучения и среднего профессионального образования в целях получения детьми с ОВЗ трудовых навыков;

реализация сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов при организации профессионального обучения детей с ОВЗ;

сотрудничество с работодателями для решения вопроса трудоустройства выпускников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, имеющих нарушения здоровья.

Индикатором является наличие в регионе эффективных практик организации трудового обучения в общеобразовательных организациях, профессиональной ориентации, профессионального обучения детей с ОВЗ, способствующих их успешной социализации.

Средства реализации (инструменты):

расширение перечня основных программ профессионального обучения для обучения по ним детей с ОВЗ;

развитие в регионе международного движения "Абилимпикс" с целью личностной реализации детей с ОВЗ, их дальнейшего трудоустройства.

Целевыми показателями являются:

увеличение доли детей с ОВЗ, принявших участие в мероприятиях по профессиональной ориентации;

количество реализованных мероприятий по профессиональной ориентации с участием детей с ОВЗ;

увеличение доли программ профессионального обучения, адаптированных для обучения обучающихся с ОВЗ;

увеличение доли профессиональных образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения, адаптированные для обучения обучающихся с ОВЗ;

доля выпускников общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, обучающихся по основным программам профессионального обучения, от общего числа выпускников общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;

увеличение доли детей с ОВЗ, принявших участие в региональных отборочных этапах Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс".

 

5.8. Формирование системы методического сопровождения

инклюзивного образования

 

При решении задачи формирования системы методического сопровождения инклюзивного образования используются следующие механизмы:

организация информационно-разъяснительной работы по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (вебинары, видеоконференции и другие);

организация мониторинга и анализа условий в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование детей с ОВЗ.

Индикатором является наличие в регионе эффективной системы методического сопровождения инклюзивного образования.

Средства реализации (инструменты):

создание ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в Красноярском крае в качестве структурного подразделения краевого центра ПМСС;

издание и распространение методических рекомендаций:

об организации образования детей с различной нозологией в условиях инклюзивного образования;

по созданию и реализации специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, включая практику проектирования адаптированных образовательных программ, организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в целях их социализации;

об организации урочной и внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования;

об организации трудового обучения и профессиональной ориентации детей с ОВЗ;

о системе оценивания образовательных достижений детей в условиях инклюзивных групп (классов) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций;

об организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и социальной ответственности.

Целевыми показателями являются:

увеличение доли образовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края, реализующих инклюзивное образование детей с ОВЗ;

количество изданных методических рекомендаций по методическому сопровождению инклюзивного образования в Красноярском крае;

увеличение доли руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций, получивших консультационную и методическую поддержку ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в Красноярском крае.

 

5.9. Совершенствование профессиональной компетентности руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций в условиях развития инклюзивного образования

 

При решении задачи совершенствования профессиональной компетентности руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций в условиях развития инклюзивного образования используются следующие механизмы:

обновление содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) повышения квалификации и профессиональной переподготовки в части теоретических основ и практики инклюзивного образования;

реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций по проблемам создания инклюзивного образовательного пространства, разработки соответствующих локальных нормативных актов образовательной организации;

использование информационно-методического ресурса, кадрового потенциала образовательных организаций, успешно реализующих инклюзивные практики, создание ресурсных центров в качестве структурных подразделений образовательных организаций;

формирование профессионального сообщества, способствующего росту профессиональной компетентности педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций и поддержке социальных проектов, направленных на развитие инклюзивных образовательных практик в регионе.

Индикатором является повышение уровня профессиональной компетентности руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций в условиях развития инклюзивного образования.

Средства реализации (инструменты):

увеличение количества бюджетных мест при планировании набора абитуриентов по направлениям "Образование и педагогика", "Педагогика и психология" (с присвоением квалификации (степени) "бакалавр", "магистр");

разработка региональной модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций по проблемам инклюзивного образования;

повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования;

создание на базе образовательных организаций площадок стажерских практик по направлению "инклюзивное образование" и организация стажировок для руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций.

Целевыми показателями являются:

количество реализованных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по проблемам инклюзивного образования для руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций;

количество руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по проблемам инклюзивного образования;

увеличение количества площадок стажерских практик на базе образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование;

доля руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на площадках стажерских практик на базе образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, от общего количества руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

 

5.10. Обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным

на развитие инклюзивного образования

 

При решении задачи обеспечения поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования, используются следующие механизмы:

создание в образовательных организациях условий для развития государственно-общественного управления, демократизации уклада образовательной организации;

привлечение общественных и родительских организаций к решению вопросов развития инклюзивного образования, в том числе к участию в общественной экспертизе специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ;

привлечение общественности к участию в реализуемых в регионе проектах и программах, направленных на повышение доступности и качества образования детей с ОВЗ.

Индикатором является участие общественных организаций и родительских организаций в решении вопросов развития инклюзивного образования.

Средства реализации (инструменты):

формирование информационного пространства, способствующего развитию гражданских инициатив по решению вопросов развития инклюзивного образования;

информационная поддержка общественных организаций и родительских организаций, целью деятельности которых является поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

обсуждение вопросов развития инклюзивного образования на уровне общественного совета при министерстве образования Красноярского края, общественных советов при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также коллегиальных органов управления образовательных организаций.

Целевыми показателями являются:

доля рассмотренных проектов решений в сфере инклюзивного образования с привлечением общественности;

увеличение доли участников общественных слушаний по вопросам образования детей с ОВЗ.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация Концепции позволит:

сформировать основы системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Красноярском крае, позволяющей обеспечить равный доступ к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей, места жительства;

обеспечить создание инклюзивного образовательного пространства на основе интеграции общего образования, дополнительного образования детей, профессионального обучения и среднего профессионального образования;

повысить уровень профессиональной компетентности руководителей, педагогических работников и специалистов сопровождения образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

обеспечить в регионе эффективное взаимодействие органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных и родительских организаций в целях создания инклюзивного образовательного пространства;

повысить компетентность родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в области коррекционно-педагогической помощи и социальной реабилитации таких детей;

обеспечить распространение в регионе культуры инклюзивного образования.

 


Информация по документу
Читайте также