Расширенный поиск
Постановление Совета Администрации Красноярского края от 17.11.2003 № 322-пСОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17.11.03 г.Красноярск N 322-п Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.02 N 20-ФЗ, от 21.03.02 N 31-ФЗ, от 25.06.02 N 71-ФЗ, от 25.07.02 N 112-ФЗ, от 10.01.03 N 11-ФЗ, от 07.07.03 N 123-ФЗ), статьей 68 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 24.03.97 N 12-433 "Об образовании" (в редакции законов Красноярского края от 24.09.98 N 4-157; от 18.10.99 N 8-507; от 27.03.2000 N 10-678; от 13.10.2000 N 12-934; от 02.11.2000 N 12-963; от 28.02.01 N 13-1188; от 18.09.01 N 16-1478; от 02.11.01 N 16-1562; от 01.02.02 N 1-32; от 04.03.03 N 5-905, от 01.07.03 N 7-1210), в целях развития и модернизации специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить концепцию развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (прилагается). 2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края Н.В.Крепышеву. 3. Постановление вступает в силу со дня подписания. Первый заместитель Губернатора края В.Ю.Кузубов УТВЕРЖДЕНА постановлением Совета администрации края от 17.11.03 N 322-п Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Состояние, события и тенденции, влияющие на развитие краевой системы специального образования Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. В этих условиях проблемы статуса и существования системы специального образования, неопределенности судеб увеличивающегося числа детей с различными отклонениями приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс. При отсутствии должного специального образования, требующего особенного внимания к их физическим или психическим недостаткам и дополнительных расходов, могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм. Число детей с проблемами здоровья среди новорожденных составляет 85%, из них 30% нуждается в реабилитации, 40% - в коррекционной психолого-педагогической помощи. Растет число детей со сложной структурой дефекта. В настоящее время в Красноярском крае специальным образованием охвачено 11687 детей с ограниченными возможностями здоровья (2,92% от общего количества учащихся). Из них 7375 человек обучается в 47 специальных (коррекционных) школах-интернатах (в том числе 1060 детей-сирот и 375 детей-инвалидов) и 4388 человек в коррекционных классах общеобразовательных школ. Детей-инвалидов в общеобразовательных школах - 3382 человека, на дому обучается всего 209 детей-инвалидов. При этом детей-инвалидов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2150 человек. С целью создания психолого-педагогической поддержки и специальных образовательных условий для развития детей с глубокой умственной отсталостью при специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида открыты группы для 43 детей данной категории. В коррекционных классах при общеобразовательных школах обучается 42 человека. Надомным обучением охвачено 20 человек. В реабилитационных центрах системы социальной защиты получают коррекционную помощь 77 детей с глубокой умственной отсталостью. Всего 182 человека с глубокой умственной отсталостью, в том числе и с синдромом Дауна, получают коррекционную педагогическую помощь. Пятнадцать направлений специального обучения реализуются в дошкольных учреждениях с обеспечением содержания и форм специального образования. 4397 детей посещают детские сады компенсирующего вида, 2528 - комбинированного. Нет четкой статистики относительно представленности видов отклонений и нарушений. Причина - отсутствие единой системы раннего выявления проблем здоровья у ребенка, как следствие дефицита ранней специальной помощи в семье и дошкольном учреждении. В процессе становления находится система психолого- медико-педагогических комиссий и консилиумов. Создание 4 филиалов краевого психолого-медико-социального Центра поддержало формирование в муниципалитетах постоянно действующих комиссий. Трудность заключается в отсутствии специалистов детской психиатрии, логопедии, сурдопедагогики в психолого-медико-педагогических комиссиях. Определенные успехи в подготовке и переподготовке кадров наметились в последние годы за счет создания института коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования и совместной работы с институтом коррекционной педагогики Российской академии образования (г.Москва). При этом обозначился острый дефицит коррекционного компонента в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной и основной общей школы, практически каждая вторая школа в крае имеет специальные (коррекционные) классы VII вида и классы компенсирующего обучения. В классах начальной школы обучается 1209 детей с задержкой психического развития и 1861 ученик с диагнозом "олигофрения", в классах основной школы с данными диагнозами соответственно обучается 1030 и 1358 школьников. В массе своей дети обучаются по программам общеобразовательных школ. Не получают образования 1230 детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью. Необходимость в разработке данной концепции обусловлена востребованностью специального образования (отвечающего современности и своевременности) ребенком, семьей и обществом. Концепция рассматривается как инструмент, с помощью которого надо решить проблемы и ликвидировать дефициты, сдерживающие модернизацию и развитие специального образования. Ратификация международных правовых актов, вхождение России в международное правовое пространство выявили явные противоречия между реальным и идеальным: между необходимостью следовать гуманистическим и демократическим представлениям о правах ребенка и неготовностью массового общественного сознания в России к восприятию идеи равенства "неполноценного меньшинства"; отставание на 20 лет в развитии системы специального образования: нерешенность проблемы охвата детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие вариативности в структурах, программах, технологиях специальной помощи; несовершенство нормативно-правовой базы и при этом интеграция детей в общеобразовательную систему, которая не обеспечена ресурсно, технологически, идеологически. Экономический кризис, децентрализация государственной власти на местах, сворачивание социальных программ и сети учреждений специального образования - ухудшают качество жизни детей, ограничивают и нарушают их права. Разработанные Министерством образования Российской Федерации концептуальные основы реформирования системы специального образования, программы эволюционного развития интеграции определяют приоритеты данной концепции: разработка и совершенствование дифференцированного обучения; вариативность специальной помощи (центры, дошкольное специальное обучение детей с глубокой патологией и т.п.); раннее выявление отклонений в развитии, как база структурных изменений в специальном образовании; комплексный межведомственный подход к повышению качества жизни детей с проблемами здоровья; преемственность специального и начального профессионального образования; формирование системы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения. Концепция реформирования специального образования в России (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.01 N 800 "Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году и первоочередных мерах"), федеральные Законы Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законы Красноярского края от 24.03.97 N 12-433 "Об образовании", от 27.04.99 N 6-379 "О социальной защите инвалидов в Красноярском крае", от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" определили основания и идеологию концепции "доступность - качество - эффективность". 2. Актуальные проблемы краевой системы специального образования Основная проблема - отсутствие системности в психолого- педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ограниченными и сохранными возможностями здоровья в период от дошкольного до начального профессионального образования. Это проявляется в следующем. 1. Отсутствие системы раннего выявления отклонений в развитии детей, раннего диагностирования и ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку и его семье, особенно детям в возрасте до 6 лет, когда эффект педагогического воздействия особенно велик. 2. Несовершенство дифференцированного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах. 3. Отсутствие должного обеспечения и сопровождения интегрированного подхода к обучению детей в условиях массовой школы (кадры, учебно-методические комплексы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение). 4. Ограниченность в общении и совместной деятельности с нормально развивающимися детьми. 5. Неконкурентноспособность молодежи, обучающейся в системе специального образования, на современном рынке труда, отсутствие необходимых условий для получения ею доступного профессионального образования. 6. Дефицит специальных психолого-педагогических кадров. Все вышеизложенное обусловило необходимость поисков путей создания краевой системы специального образования, которая должна стать частью межведомственной службы, обеспечивающей ребенку с дефектами развития возможные пути социализации. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения будет системно-ориентированный подход, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора - множественных проблемных ситуациях, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Следовательно, сопровождение - этой комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи при реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях его жизнедеятельности будут следующие: приоритет интересов семьи и ребенка; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; стремление к автономизации. 3. Цель концепции Цель концепции заключена в актуализации и интеграции ресурсов учреждений - участников межведомственного сотрудничества с участием учреждений специального коррекционного образования, здравоохранения, социальной защиты, профессионального образования для создания насыщенного реабилитационного профессионально-образовательного пространства для детей с проблемами в здоровье, с одной стороны, и в интернации (разрыва замкнутости), с другой. 4. Условия реализации концепции Структурная перестройка (создание краевого межведомственного совета по развитию ребенка с особыми потребностями; создание единой системы раннего выявления детей с нарушениями здоровья и коррекции в развитии ребенка; создание системы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения; обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения в семье; разработка технологий развития данного ребенка и подготовки его к социализации; правовое обеспечение (принятие постановления об утверждении данной концепции и других нормативно-правовых актов Красноярского края); экономическое обеспечение (финансирование программ целевого назначения по проблемам ранней диагностики нарушений здоровья ребенка; интегрированного обучения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении; надомного обучения ребенка с проблемами в развитии; социального сопровождения ребенка с нарушением здоровья и др.); информационное обеспечение (наличие регионального банка данных о детях с проблемами в развитии, о системе учреждений, обеспечивающих их реабилитацию, о системе подготовки специалистов, ее обеспечивающих); кадровое обеспечение (переподготовка и повышение квалификации кадров по работе с данной категорией детей). 5. Этапы реализации концепции Организация и управление системой специального образования должны обеспечить эволюционность перехода от текущего состояния к новому качеству образования с учетом общих тенденций, характерных моментов текущего состояния специального образования в крае и изменений приоритетов государства: от государственного попечительства к системе государственного и негосударственного сопровождения ребенка с проблемами здоровья. Для этого необходимы следующие этапы: I этап - стабилизация существующей системы дифференцированного обучения, обеспечение полного охвата специальными видами помощи детей с различными вариантами отклонений в развитии независимо от места нахождения ребенка. II этап - постепенный переход к интеграции за счет базовой перестройки системы специального образования. Основа перестройки: идея ранней диагностики и коррекции недостатков в развитии, расширение системы дошкольного обучения с одновременной подготовкой условий интеграции в массовую школу, различных ее вариантов; специфика момента - в параллельном протекании процессов дифференциации и интеграции, а значит, и в управлении ими. III этап - постепенное сворачивание сети специальных учреждений, реорганизация этой сети для работы со сложными и множественными дефектами по мере перехода значительного количества детей в систему интегрированного обучения, обеспечение функционирования и развития дифференцированной системы, как варианта образовательных услуг специального образования для детей, требующих глубокой профессиональной комплексной коррекционной работы. 6. Показатели изменений в специальном образовании детей с проблемами здоровья 1. Доступность вариативной системы специального образования в соответствии с потребностями населения. 2. Наличие и функционирование системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в каждом муниципалитете и учреждении. 3. Увеличение количества детей раннего возраста, своевременно выявленных и получивших специальную помощь и образование. 4. Уменьшение количества детей, не обучающихся по медицинским показаниям, переведенных в коррекционный класс либо школу по показаниям дошкольного и начального образования. 5. Количество квалифицированных специалистов в системе специального коррекционного образования. 6. Сокращение количества малоэффективных специальных (коррекционных) школ и интернатов. 7. Рост количества семей, обращающихся за помощью и поддержкой в учреждения специального образования. 8. Увеличение числа активных налогоплательщиков среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 7. Ресурсы развития специального образования Идея государственной помощи детям с проблемами здоровья предполагает обеспечить межведомственную соорганизацию нормативно- правовой базы, сети учреждений, технологий и способов специальной помощи, а также человеческого потенциала с соответствующей профессиональной компетенцией. Ранняя диагностика и специальная помощь, согласованная с программой обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении компенсирующего вида, позволила бы 50% детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в массовой общеобразовательной школе, что значительно снизило бы расходы на содержание дорогостоящих и малоэффективных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ либо сделало возможным перераспределение этих средств на совершенствование условий для обучения и развития детей с выраженной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, а также с сочетанными формами нарушения развития (нарушение опорно-двигательного аппарата и умственная отсталость, глухота и слепота, нарушение сенсорики и умственная отсталость и т.д.). Межведомственная медико-социальная экспертиза и психолого- медико-педагогическое обследование детей-инвалидов должны способствовать созданию максимально грамотной и эффективной индивидуальной программы реабилитации, развития и дифференцированного обучения детей. При этом произойдет удорожание обучения детей-инвалидов на дому (вместо 8 часов в неделю - 16, а также потребуются специально подготовленные педагоги), но будут заложены основания для профессиональной подготовки к дееспособности ребенка-инвалида во взрослой жизни. Это изменит позицию ребенка от иждивенца к активному налогоплательщику. Межведомственная адаптивно-развивающая безбарьерная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - залог комплексной помощи и поддержки посредством создания вариативных моделей непрерывного специального образования. Это позволит максимально приблизить услуги образования, здравоохранения и социальной защиты населения к месту проживания ребенка. Процесс интегрирования с обществом должен стать управляемым, тщательно подготовленным, начиная с ребенка и его родителей, заканчивая учителями и сверстниками. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья - ресурс особенный и перспективный, позволяющий ликвидировать интернатные учреждения и вернуть ребенка в семью, предупредив эмоциональную депривацию и, возможно, социальное сиротство ребенка. Ранее отстроенная помощь и поддержка ребенка и семьи поможет укрепить институт семьи, сохранив ответственность родителей за ребенка и заботу о нем. Интеграция высвободит средства и специалистов для совершенствования дифференцированного обучения детей, которые по той или иной причине не подлежат интеграции. Со временем интеграция сформирует в обществе терпимость к людям с ограниченными возможностями здоровья. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|