Расширенный поиск

Постановление Совета Администрации Красноярского края от 17.11.2003 № 322-п

                 СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17.11.03                     г.Красноярск                      N 322-п

Об утверждении концепции развития
специального образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья

     В соответствии  со  статьей  29  Закона  Российской  Федерации от
10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции федеральных законов  от
13.01.96  N 12-ФЗ,  от 16.11.97 N 144-ФЗ,  от 20.07.2000 N 102-ФЗ,  от
07.08.2000 N 122-ФЗ,  от 13.02.02 N 20-ФЗ,  от 21.03.02  N  31-ФЗ,  от
25.06.02  N  71-ФЗ,  от  25.07.02  N 112-ФЗ,  от 10.01.03 N 11-ФЗ,  от
07.07.03 N 123-ФЗ),  статьей 68 Устава Красноярского края,  статьей  8
Закона  Красноярского  края  от  24.03.97 N 12-433 "Об образовании" (в
редакции законов Красноярского края от 24.09.98 N 4-157; от 18.10.99 N
8-507; от 27.03.2000 N 10-678; от 13.10.2000 N 12-934; от 02.11.2000 N
12-963;  от 28.02.01 N 13-1188;  от 18.09.01 N 16-1478;  от 02.11.01 N
16-1562;  от  01.02.02  N  1-32;  от  04.03.03 N 5-905,  от 01.07.03 N
7-1210),  в целях развития  и  модернизации  специального  образования
детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  Красноярском крае
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить  концепцию развития специального образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (прилагается).
     2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора края Н.В.Крепышеву.
     3. Постановление вступает в силу со дня подписания.

     Первый заместитель
     Губернатора края          В.Ю.Кузубов

                                                 УТВЕРЖДЕНА
                                                 постановлением Совета
                                                 администрации края
                                                 от 17.11.03 N 322-п

          Концепция развития специального образования детей
                с ограниченными возможностями здоровья

       1. Состояние, события и тенденции, влияющие на развитие
               краевой системы специального образования

     Одним из  приоритетов  современной  государственной  политики  по
праву считается социальная реабилитация инвалидов.  Она направлена  на
максимально  возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности
в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную
защиту,  восстановление  и  компенсацию нарушенных функций организма и
утраченных связей с социальным окружением.  В этих  условиях  проблемы
статуса    и    существования    системы   специального   образования,
неопределенности  судеб  увеличивающегося  числа  детей  с  различными
отклонениями  приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой
социальный резонанс. При отсутствии должного специального образования,
требующего   особенного  внимания  к  их  физическим  или  психическим
недостаткам и дополнительных расходов, могут прибавиться еще и опасные
социальные   отклонения:   преступность,   бродяжничество,  нищенство,
тунеядство,  наркомания, алкоголизм. Число детей с проблемами здоровья
среди   новорожденных   составляет   85%,   из  них  30%  нуждается  в
реабилитации,  40%  - в коррекционной психолого-педагогической помощи.
Растет число детей со сложной структурой дефекта.
     В настоящее время в Красноярском  крае  специальным  образованием
охвачено 11687 детей с ограниченными возможностями здоровья (2,92%  от
общего количества учащихся).  Из  них  7375  человек  обучается  в  47
специальных   (коррекционных)  школах-интернатах  (в  том  числе  1060
детей-сирот и 375 детей-инвалидов)  и  4388  человек  в  коррекционных
классах общеобразовательных школ.
     Детей-инвалидов в общеобразовательных школах - 3382 человека,  на
дому  обучается всего 209 детей-инвалидов.  При этом детей-инвалидов с
различными нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2150 человек.
     С целью создания психолого-педагогической поддержки и специальных
образовательных условий  для  развития  детей  с  глубокой  умственной
отсталостью  при  специальных  (коррекционных)  школах-интернатах VIII
вида открыты группы для 43 детей  данной  категории.  В  коррекционных
классах при общеобразовательных школах обучается 42 человека. Надомным
обучением охвачено 20  человек.  В  реабилитационных  центрах  системы
социальной  защиты  получают  коррекционную помощь 77 детей с глубокой
умственной отсталостью.  Всего  182  человека  с  глубокой  умственной
отсталостью,  в том числе и с синдромом Дауна,  получают коррекционную
педагогическую помощь.  Пятнадцать направлений  специального  обучения
реализуются  в дошкольных учреждениях с обеспечением содержания и форм
специального   образования.   4397   детей   посещают   детские   сады
компенсирующего вида,  2528 - комбинированного.  Нет четкой статистики
относительно представленности видов отклонений и нарушений.  Причина -
отсутствие   единой  системы  раннего  выявления  проблем  здоровья  у
ребенка,  как следствие дефицита ранней специальной помощи в  семье  и
дошкольном учреждении.
     В процессе    становления    находится     система     психолого-
медико-педагогических  комиссий  и  консилиумов.  Создание  4 филиалов
краевого психолого-медико-социального Центра поддержало формирование в
муниципалитетах постоянно действующих комиссий.  Трудность заключается
в   отсутствии    специалистов    детской    психиатрии,    логопедии,
сурдопедагогики в психолого-медико-педагогических комиссиях.
     Определенные успехи  в   подготовке   и   переподготовке   кадров
наметились  в  последние годы за счет создания института коррекционной
педагогики     Красноярского     государственного      педагогического
университета,   кафедры   коррекционной   педагогики   и   специальной
психологии Красноярского  краевого  института  повышения  квалификации
работников  образования и совместной работы с институтом коррекционной
педагогики  Российской  академии  образования  (г.Москва).  При   этом
обозначился   острый   дефицит   коррекционного  компонента  в  работе
воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной
и  основной общей школы,  практически каждая вторая школа в крае имеет
специальные (коррекционные) классы VII вида и  классы  компенсирующего
обучения.  В  классах начальной школы обучается 1209 детей с задержкой
психического развития и  1861  ученик  с  диагнозом  "олигофрения",  в
классах  основной  школы с данными диагнозами соответственно обучается
1030 и 1358 школьников.  В массе своей дети  обучаются  по  программам
общеобразовательных школ. Не получают образования 1230 детей-инвалидов
с глубокой умственной отсталостью.
     Необходимость в    разработке    данной   концепции   обусловлена
востребованностью специального образования (отвечающего  современности
и   своевременности)   ребенком,   семьей   и   обществом.   Концепция
рассматривается  как  инструмент,  с  помощью  которого  надо   решить
проблемы   и   ликвидировать  дефициты,  сдерживающие  модернизацию  и
развитие специального образования.
     Ратификация международных  правовых  актов,  вхождение  России  в
международное правовое пространство выявили явные  противоречия  между
реальным и идеальным:
     между необходимостью следовать гуманистическим и  демократическим
представлениям    о   правах   ребенка   и   неготовностью   массового
общественного  сознания  в  России   к   восприятию   идеи   равенства
"неполноценного меньшинства";
     отставание на 20 лет в развитии системы специального образования:
нерешенность  проблемы  охвата  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья;   отсутствие   вариативности   в   структурах,   программах,
технологиях  специальной  помощи;  несовершенство  нормативно-правовой
базы и  при  этом  интеграция  детей  в  общеобразовательную  систему,
которая не обеспечена ресурсно, технологически, идеологически.
     Экономический кризис,  децентрализация государственной власти  на
местах,   сворачивание   социальных   программ   и   сети   учреждений
специального образования - ухудшают качество жизни детей, ограничивают
и нарушают их права.
     Разработанные Министерством   образования   Российской  Федерации
концептуальные основы реформирования системы специального образования,
программы  эволюционного  развития  интеграции  определяют  приоритеты
данной концепции:
     разработка и совершенствование дифференцированного обучения;
     вариативность специальной помощи (центры,  дошкольное специальное
обучение детей с глубокой патологией и т.п.);
     раннее выявление отклонений  в  развитии,  как  база  структурных
изменений в специальном образовании;
     комплексный межведомственный подход к  повышению  качества  жизни
детей с проблемами здоровья;
     преемственность специального   и   начального   профессионального
образования;
     формирование системы    психолого-педагогического    и    медико-
социального сопровождения.
     Концепция реформирования   специального   образования   в  России
(приказ Министерства образования Российской Федерации  от  05.03.01  N
800  "Об  основных  направлениях деятельности Министерства образования
Российской Федерации в 2001 году и первоочередных мерах"), федеральные
Законы Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании",  от
24.11.95  N  181-ФЗ  "О  социальной  защите  инвалидов  в   Российской
Федерации", от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации",  Законы Красноярского края от 24.03.97 N 12-433
"Об образовании", от 27.04.99 N 6-379 "О социальной защите инвалидов в
Красноярском крае",  от 02.11.2000 N 12-961 "О  защите  прав  ребенка"
определили  основания  и идеологию концепции "доступность - качество -
эффективность".

   2. Актуальные проблемы краевой системы специального образования

     Основная проблема   -   отсутствие   системности   в   психолого-
педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ограниченными
и  сохранными  возможностями  здоровья  в  период  от  дошкольного  до
начального профессионального образования.
     Это проявляется в следующем.
     1. Отсутствие  системы  раннего  выявления  отклонений в развитии
детей,  раннего диагностирования и ранней  коррекционно-педагогической
помощи ребенку и его семье,  особенно детям в возрасте до 6 лет, когда
эффект педагогического воздействия особенно велик.
     2. Несовершенство дифференцированного подхода к обучению детей  с
ограниченными  возможностями  здоровья  в  специальных (коррекционных)
школах.
     3. Отсутствие    должного     обеспечения     и     сопровождения
интегрированного  подхода  к  обучению детей в условиях массовой школы
(кадры,  учебно-методические  комплексы,  психолого-педагогическое   и
медико-социальное сопровождение).
     4. Ограниченность в общении и совместной деятельности с нормально
развивающимися детьми.
     5. Неконкурентноспособность  молодежи,  обучающейся   в   системе
специального  образования,  на  современном  рынке  труда,  отсутствие
необходимых условий  для  получения  ею  доступного  профессионального
образования.
     6. Дефицит специальных психолого-педагогических кадров.
     Все вышеизложенное   обусловило   необходимость   поисков   путей
создания краевой  системы  специального  образования,  которая  должна
стать   частью   межведомственной  службы,  обеспечивающей  ребенку  с
дефектами развития возможные пути социализации.
     Исходным положением    для   формирования   теории   и   практики
комплексного  сопровождения  будет  системно-ориентированный   подход,
обеспечивающий   создание  условий  для  принятия  субъектом  развития
оптимальных  решений  в  различных  ситуациях  жизненного   выбора   -
множественных  проблемных  ситуациях,  при  разрешении которых субъект
определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
     Следовательно, сопровождение - этой комплексный метод,  в  основе
которого лежит единство четырех функций:
     диагностики существа возникшей проблемы;
     информации о путях возможного решения проблемы;
     консультации на этапе принятия решения и выработки плана  решения
проблемы;
     первичной помощи при реализации плана решения.
     Основными принципами   сопровождения   ребенка   в  условиях  его
жизнедеятельности будут следующие:
     приоритет интересов семьи и ребенка;
     непрерывность сопровождения;
     мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
     стремление к автономизации.

                          3. Цель концепции

     Цель концепции  заключена  в  актуализации  и интеграции ресурсов
учреждений - участников межведомственного  сотрудничества  с  участием
учреждений  специального коррекционного образования,  здравоохранения,
социальной  защиты,   профессионального   образования   для   создания
насыщенного     реабилитационного     профессионально-образовательного
пространства для детей с проблемами в здоровье,  с одной стороны,  и в
интернации (разрыва замкнутости), с другой.

                   4. Условия реализации концепции

     Структурная перестройка   (создание   краевого  межведомственного
совета по развитию ребенка с особыми  потребностями;  создание  единой
системы  раннего  выявления детей с нарушениями здоровья и коррекции в
развитии ребенка;  создание системы интегрированного  обучения  лиц  с
ограниченными  возможностями  в системе образования общего назначения;
обеспечение условий для коррекционно-развивающего  обучения  в  семье;
разработка  технологий  развития  данного  ребенка  и подготовки его к
социализации;
     правовое обеспечение   (принятие   постановления  об  утверждении
данной концепции  и  других  нормативно-правовых  актов  Красноярского
края);
     экономическое обеспечение   (финансирование   программ   целевого
назначения по проблемам ранней диагностики нарушений здоровья ребенка;
интегрированного  обучения   ребенка   с   особыми   потребностями   в
общеобразовательном   учреждении;   надомного   обучения   ребенка   с
проблемами в развитии;  социального сопровождения ребенка с нарушением
здоровья и др.);
     информационное обеспечение (наличие регионального банка данных  о
детях с проблемами в развитии, о системе учреждений, обеспечивающих их
реабилитацию, о системе подготовки специалистов, ее обеспечивающих);
     кадровое обеспечение  (переподготовка  и  повышение  квалификации
кадров по работе с данной категорией детей).

                    5. Этапы реализации концепции

     Организация и управление системой специального образования должны
обеспечить  эволюционность  перехода  от  текущего  состояния к новому
качеству образования с учетом общих  тенденций,  характерных  моментов
текущего   состояния  специального  образования  в  крае  и  изменений
приоритетов государства:  от государственного попечительства к системе
государственного   и   негосударственного   сопровождения   ребенка  с
проблемами здоровья. Для этого необходимы следующие этапы:
     I этап  -  стабилизация  существующей системы дифференцированного
обучения,  обеспечение полного охвата специальными видами помощи детей
с  различными  вариантами  отклонений  в  развитии независимо от места
нахождения ребенка.
     II этап  -  постепенный  переход  к  интеграции  за  счет базовой
перестройки системы специального образования. Основа перестройки: идея
ранней  диагностики  и  коррекции  недостатков в развитии,  расширение
системы  дошкольного  обучения  с  одновременной  подготовкой  условий
интеграции в массовую школу, различных ее вариантов; специфика момента
- в параллельном протекании процессов дифференциации и  интеграции,  а
значит, и в управлении ими.
     III этап - постепенное сворачивание сети специальных  учреждений,
реорганизация  этой  сети  для  работы  со  сложными  и множественными
дефектами по мере перехода значительного количества  детей  в  систему
интегрированного  обучения,  обеспечение  функционирования  и развития
дифференцированной  системы,  как   варианта   образовательных   услуг
специального     образования    для    детей,    требующих    глубокой
профессиональной комплексной коррекционной работы.

       6. Показатели изменений в специальном образовании детей
                        с проблемами здоровья

     1. Доступность  вариативной  системы  специального  образования в
соответствии с потребностями населения.
     2. Наличие и функционирование системы психолого-педагогического и
медико-социального  сопровождения  детей  в  каждом  муниципалитете  и
учреждении.
     3. Увеличение количества  детей  раннего  возраста,  своевременно
выявленных и получивших специальную помощь и образование.
     4. Уменьшение количества детей,  не  обучающихся  по  медицинским
показаниям,   переведенных   в   коррекционный  класс  либо  школу  по
показаниям дошкольного и начального образования.
     5. Количество    квалифицированных    специалистов    в   системе
специального коррекционного образования.
     6. Сокращение      количества     малоэффективных     специальных
(коррекционных) школ и интернатов.
     7. Рост количества семей,  обращающихся за помощью и поддержкой в
учреждения специального образования.
     8. Увеличение числа активных налогоплательщиков среди инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.

             7. Ресурсы развития специального образования

     Идея государственной   помощи   детям   с   проблемами   здоровья
предполагает  обеспечить  межведомственную  соорганизацию  нормативно-
правовой базы,  сети учреждений,  технологий  и  способов  специальной
помощи,   а   также   человеческого   потенциала   с   соответствующей
профессиональной компетенцией.
     Ранняя диагностика   и   специальная   помощь,   согласованная  с
программой обучения  и  воспитания  ребенка  в  дошкольном  учреждении
компенсирующего   вида,   позволила   бы  50%  детей  с  ограниченными
возможностями здоровья обучаться в массовой общеобразовательной школе,
что  значительно  снизило  бы  расходы  на  содержание дорогостоящих и
малоэффективных специальных (коррекционных)  общеобразовательных  школ
либо    сделало    возможным   перераспределение   этих   средств   на
совершенствование условий для обучения и развития детей  с  выраженной
умственной  отсталостью,  в  том  числе  с синдромом Дауна,  а также с
сочетанными формами нарушения развития (нарушение опорно-двигательного
аппарата   и  умственная  отсталость,  глухота  и  слепота,  нарушение
сенсорики и умственная отсталость и т.д.).
     Межведомственная медико-социальная    экспертиза   и   психолого-
медико-педагогическое     обследование     детей-инвалидов      должны
способствовать    созданию   максимально   грамотной   и   эффективной
индивидуальной программы реабилитации,  развития и дифференцированного
обучения детей.
     При этом произойдет удорожание обучения детей-инвалидов  на  дому
(вместо  8  часов  в  неделю  -  16,  а  также  потребуются специально
подготовленные   педагоги),   но   будут   заложены   основания    для
профессиональной   подготовки  к  дееспособности  ребенка-инвалида  во
взрослой жизни.  Это изменит позицию ребенка от иждивенца к  активному
налогоплательщику.
     Межведомственная адаптивно-развивающая  безбарьерная  среда   для
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - залог
комплексной  помощи  и  поддержки  посредством  создания   вариативных
моделей    непрерывного   специального   образования.   Это   позволит
максимально   приблизить   услуги   образования,   здравоохранения   и
социальной  защиты  населения  к  месту  проживания  ребенка.  Процесс
интегрирования  с  обществом  должен  стать   управляемым,   тщательно
подготовленным,   начиная   с  ребенка  и  его  родителей,  заканчивая
учителями и сверстниками.
     Интеграция детей  с ограниченными возможностями здоровья - ресурс
особенный  и  перспективный,  позволяющий  ликвидировать   интернатные
учреждения  и  вернуть  ребенка  в  семью,  предупредив  эмоциональную
депривацию  и,   возможно,   социальное   сиротство   ребенка.   Ранее
отстроенная  помощь  и  поддержка  ребенка  и  семьи  поможет укрепить
институт семьи, сохранив ответственность родителей за ребенка и заботу
о   нем.   Интеграция   высвободит   средства   и   специалистов   для
совершенствования дифференцированного обучения детей,  которые по  той
или  иной  причине  не  подлежат  интеграции.  Со  временем интеграция
сформирует в обществе терпимость к людям с ограниченными возможностями
здоровья.


Информация по документу
Читайте также