Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 09.10.2017 № 367-а

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от " 9 " октября 2017 года № 367-а

 

г. Кострома

 

О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 468-а «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период», рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов,

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений аппарата администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов по курируемым сферам деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.

4. Признать утратившими силу:

1) постановление администрации Костромской области от 10 октября 2016 года № 375-а «О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»;

2) постановление администрации Костромской области от 29 мая 2017 года № 195-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 10.10.2016 № 375-а».

5. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области                                                                           С. Ситников

 

 

Приложение

 

ОДОБРЕН

постановлением администрации

Костромской области

от «9» октября 2017 г. № 367-а

 

 

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития Костромской области

на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Костромской области от 7 июля 2015 года № 722-5-ЗКО «О стратегическом планировании в Костромской области», постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 468-а «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период», на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года» (в редакции, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 7 августа 2017 года № 152-ра «О внесении изменений в распоряжение администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра»), итогов развития Костромской области в январе-июне 2017 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2018 – 2020 годы.

Раздел I. Оценка достигнутого уровня

социально-экономического развития Костромской области

По данным Росстата, валовой региональный продукт (далее – ВРП) за 2015 год (2 оценка) снизился на 1,4% к 2014 году (в сопоставимых ценах) и составил 157,7 млрд. рублей.

В структуре ВРП 31,6% занимает промышленное производство, 14,4% – оптовая и розничная торговля, 9,9% – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 7,4% – транспорт и связь. Эти секторы экономики оказывают основное влияние на изменение ВРП.

В 2015 году на региональную экономику оказали влияние негативные макроэкономические тенденции. В условиях снижения производства предприятия сокращали производственные и торговые запасы. Наблюдалось сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, экспортных поставок продукции, оборота оптовой и розничной торговли. В связи с завершением инвестиционной фазы крупного инвестиционного проекта ОАО «Газпромтрубинвест» в 2015 году инвестиции снизились на 13,3% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах.

С октября 2016 года наблюдалась умеренная положительная динамика региональной экономики, обусловленная восстановительным ростом промышленного производства и потребительского спроса.

В целом за 2016 год ВРП в реальном выражении оценивается с ростом на 0,6% к предыдущему году, его объем составит 164,4 млрд. рублей.

Предприятиями промышленности за 2016 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 144,7 млрд. рублей, что на 5,7% выше уровня 2015 года в действующих ценах.

В 2016 году промышленное производство Костромской области на 1,7% превысило уровень 2015 года преимущественно за счет увеличения выпуска продукции химического и ювелирного производства, электрической и тепловой энергии.

Вместе с тем снижены объемы выпуска продукции в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, производство электрического оборудования, текстильных изделий, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, одежды, прочей неметаллической минеральной продукции, пищевых продуктов, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производстве изделий из соломки и материалов для плетения.

Экспортные поставки в 2016 году снизились на 0,3% к уровню 2015 года и составили 286,3 млн. долларов США, импортные увеличились на 27,4% и составили 157,6 млн. долларов США.

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Костромской области составил 26,5 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 2015 года – 91,5%. Снижение обусловлено завершением периода крупных инвестиционных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов ОАО «Газпромтрубинвест» и ООО «НОВ Кострома».

В 2016 году всеми категориями хозяйств произведено сельскохозяйственной продукции на 21,5 млрд. рублей, в сопоставимых ценах объем производства снизился на 1,4% к уровню 2015 года, что обусловлено снижением производства скота и птицы на убой в связи с сокращением поголовья крупного рогатого скота, овец и коз, валового сбора зерна, картофеля. Валовой надой молока сохранен практически на уровне 2015 года. Вместе с тем отмечен рост производства яиц на 4,2%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Костромской области увеличилась по сравнению с 2015 годом на 5,5% и составила 22 989 рублей.

В 2016 году реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,2%. Доля населения, проживающего за чертой бедности, снизилась с 14% в 2015 году до 13% в 2016 году.

В связи с замедлением инфляции (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года 106,1%) оборот розничной торговли увеличился на 1,3% к уровню 2015 года и составил 93,6 млрд. рублей.

Объем платных услуг населению составил 25,0 млрд. рублей, что ниже 2015 года на 0,7% в сопоставимых ценах.

Среднегодовая численность населения Костромской области в 2016 году составила 649,8 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2015 годом на 0,5%. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения.

В 2017 году основными факторами, вносящими положительный вклад в рост ВРП, являются восстановление запасов в соответствии с новыми параметрами спроса и производства, рост экспорта. Объем ВРП за 2017 год ожидается в объеме 174,1 млрд. рублей с ростом на 0,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах. Это обеспечит выход экономики региона на предкризисный уровень 2014 года.

В 2017 году промышленное производство на 5,1% превысит уровень предыдущего года за счет компенсационного роста после спада в 2015 году обрабатывающих производств (рост на 8,5%) и восстановится до уровня 2014 года.

В 2017 году положительная динамика производства ожидается в:

производстве напитков в 1,3 раза за счет увеличения производства безалкогольных напитков, воды питьевой, пива;

металлургическом производстве на 23,0% за счет увеличения выпуска стальных труб ОАО «Газпромтрубинвест»;

производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, на 20,7% за счет увеличения выпуска калориферов ОАО «Калориферный завод» и начала выпуска буровых установок ООО «НОВ Кострома»;

производстве прочих готовых изделий на 15,0% за счет увеличения выпуска ювелирных изделий ювелирными предприятиями региона;

производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, на 12,5% за счет увеличения выпуска металлической упаковочной ленты ООО «Волгастрап»;

производстве бумаги и бумажных изделий на 8,0% за счет увеличения выпуска бумаги-основы ООО «Костромская бумага» и картона гофрированного ООО «Профипак»;

добыче полезных ископаемых на 6,7% за счет возобновления добычи торфа;

производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов на 5,8% за счет увеличения выпуска автокранов АО «Галичский автокрановый завод», изделий цилиндропоршневой группы АО «Костромской завод автокомпонентов»;

производстве пищевых продуктов на 3,7% за счет нарастания потребительского спроса на продовольствие, производимое отечественной промышленностью (в связи с ограничением на ввоз ряда продуктов питания импортного производства), и реализации ряда инвестиционных проектов;

производстве прочих транспортных средств и оборудования на 3,2% за счет стабильной работы судостроительных предприятий;

производстве химических веществ и химических продуктов на 3,1% за счет увеличения выпуска коагулянта для очистки воды ООО «Синтез», органоминеральных удобрений ОАО «Буйский химический завод», технических моющих средств и огнетушащего порошка ЗАО «Экохиммаш»;

производстве резиновых и пластмассовых изделий на 2,6%;

производстве одежды на 2,0%;

производстве мебели на 0,8%;

производстве электрического оборудования на 0,6% за счет увеличения выпуска изделий микропроцессорной системы управления для двигателей отечественных легковых автомобилей ЗАО «Электромеханический завод «Пегас».

Вместе с тем снижение объемов производства в 2017 году к уровню 2016 года ожидается в:

производстве прочей неметаллической минеральной продукции на 10,1% по причине снижения платежеспособного спроса на продукцию и значительного увеличения размещения готовой нереализованной продукции на складах ряда предприятий, в частности ООО «КЗСМ», ОАО «Костромской силикатный завод», ООО «Воскресение»;

обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производстве изделий из соломки и материалов для плетения на 2,1% по причине снижения выпуска ДСП и ДВП ООО «СВИСС КРОНО», обусловленного реализацией инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производства ДСП на промплощадке ООО «СВИСС КРОНО» в г. Шарья Костромской области» (демонтаж старого и установка нового оборудования);

производстве текстильных изделий на 1,5%;

производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, на 1,0%.

В 2017 году экспортные поставки региона увеличатся на 3,7%, в том числе в страны дальнего зарубежья – на 3,4%, в страны СНГ – на 4,0%. Общий объем импорта сократится на 18,7% за счет снижения поставок, главным образом, машин, оборудования и транспортных средств из стран дальнего зарубежья (на 24,8%).

В сельском хозяйстве динамика производства продукции неустойчивая.

В 2017 году продолжается позитивная тенденция роста продуктивности коров в сельхозорганизациях, производства яиц при росте поголовья птицы.

Неблагоприятные погодные условия, подтопление посевов и переувлажнение почвы привели к гибели озимых и яровых сельскохозяйственных культур в 6 муниципальных районах, трудности с заготовкой кормов для животных, сокращение поголовья крупного рогатого скота, уменьшение численности и старение сельского населения не позволят перейти отрасли к положительной динамике в текущем году.

По итогам 2017 года ожидается сокращение производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств на 6,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах за счет подотрасли растениеводство (сокращение на 14,8%).

Общий объем инвестиционных вложений в экономику региона за счет всех источников финансирования в 2017 году оценивается в 28 млрд. рублей (номинально на 1,5 млрд. рублей выше 2016 года), в сопоставимой оценке рост составит 1,7%.

Прирост инвестиций в текущем году по сравнению с предыдущим годом планируется в следующих сферах:

сельское хозяйство – за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов: создание комплекса по выращиванию, откорму, убою и переработке КРС на 10 000 голов маточного поголовья ООО «Галловей Кострома», строительство тепличных комплексов, модернизации действующих сельскохозяйственных производств и реализации инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области;

деревообработка – за счет технического перевооружения и модернизации лесозаготовительных, деревообрабатывающих и мебельных производств на предприятиях ООО «СВИСС КРОНО», НАО «СВЕЗА Кострома», НАО «СВЕЗА Мантурово», реализации инвестиционных проектов ООО «Восточный» и ряда других;

производство прочей неметаллической минеральной продукции – за счет реализации инвестиционного проекта по строительству второй линии по производству цементно-стружечных плит ЗАО «Межрегион Торг Инвест»;

металлургическое производство – за счет реализации инвестиционного проекта ОАО «Газпромтрубинвест»;

производство химических веществ и химических продуктов – за счет модернизации производств ООО «Буйский химзавод», ООО «Экохиммаш»;

производство резиновых и пластмассовых изделий – за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта ООО «Резилюкс-Волга».

В 2017 году рост заработной платы оценивается на уровне 104,7%.

Ожидаемый уровень потребительской инфляции к концу текущего года составит 4,0% к декабрю предыдущего года (против 6,1% в декабре 2016 года). Реальная заработная плата перейдет в положительную область и составит 100,7%, реальные располагаемые денежные доходы населения – 100,8%.

Среднедушевые денежные доходы населения области составят в 2017 году 25 500 рублей, среднемесячный доход от трудовой деятельности (среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц) – 21 160 рублей.

Реализация мер по повышению доходов населения области (рост заработной платы работников, индексация пенсионного обеспечения), сдерживанию инфляции позволит несколько сократить долю населения, проживающего за чертой бедности, с 13,0% в 2016 году до 12,9% в 2017 году.

В 2017 году оборот розничной торговли увеличится на 0,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.

Прибыль организаций для целей налогообложения в 2017 году оценивается в объеме 24,5 млрд. рублей с ростом к уровню 2016 года на 7,5% с учетом увеличения прибыли в организациях электроэнергетики, металлургии, ювелирного производства, финансовой деятельности.

Раздел II. Оценка факторов и ограничений

экономического роста Костромской области в 2018 – 2020 годах

Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в трех вариантах (приложение № 1 к настоящему прогнозу).

Первый – консервативный – предполагает более низкие темпы экономического роста и сдержанную инвестиционную активность, обусловленную снижением доходов от экспортной деятельности, ухудшением настроений экономических агентов.

Второй – базовый – предполагает, что экономический рост будет носить восстановительный характер, ожидается повышение инвестиционной активности предприятий.

Третий – целевой – предполагает выход экономики на траекторию устойчивого роста, восстановление потребительской активности населения, рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения.

Все варианты предполагают сохранение действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер на протяжении всего прогнозного периода. Во всех трех вариантах предполагается продолжение реализации денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования, что предполагает стремление Банка России обеспечить нахождение инфляции вблизи целевого уровня 4%.

Параметры прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов рассмотрены на заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 19 июля 2017 года. Для формирования проекта областного бюджета выбран базовый (второй) вариант прогноза.

Раздел III. Направления социально-экономического развития

Костромской области на 2018 – 2020 годы

Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2018 – 2020 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции;

социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

сбалансированное региональное развитие.

По обозначенным приоритетам администрация Костромской области будет осуществлять следующую деятельность.

В части улучшения инвестиционного климата:

проведение комплексной работы по привлечению инвесторов в регион с использованием разнообразных инструментов поддержки: налоговых преференций (льготы по налогу на имущество, налогу на землю, понижение ставки налога на прибыль), создание транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов с использованием бюджетных инструментов, предоставление субсидий на технологическое перевооружение и на технологическое присоединение, содействие предприятиям области в получении мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Особое внимание будет уделено «внутренним инвесторам», деятельность которых направлена на расширение действующего производства, создание дополнительных высокопроизводительных мест.

В части развития конкуренции:

создание новых высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию, не уступающую мировым аналогам.

Будет продолжена работа, направленная на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем оказания финансовой поддержки, предоставления поручительств области по привлекаемым кредитам, предоставления образовательных услуг на базе Бизнес-инкубатора Костромской области, организации бизнес-миссий в субъекты Российской Федерации для содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в установлении межрегионального сотрудничества, организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных выставочных мероприятиях, создания и развития организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор, центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, микрофинансовая организация).

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, повышение адресности социальных выплат;

реализация мер по профессиональному образованию и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям экономики;

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг: развитие первичной медико-санитарной помощи, повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, повышение эффективности службы родовспоможения и детства, совершенствование организации оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, использование механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении;

развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства.

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, расширение автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда;

модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);

повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей, системообразующих предприятий через механизмы поддержки (содействие продвижению продукции на российском и международном рынках, субсидирование процентных ставок);

развитие лесопромышленного комплекса, минерально-сырьевой базы.

Для сбалансированного регионального развития:

формирование взвешенной налоговой и бюджетной политики региона, в том числе по выстраиванию межбюджетных отношений; расширение практики использования программно-целевых методов бюджетного планирования через реализацию государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ;

создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах Костромской области позволит повысить инвестиционную привлекательность городов Галич и Мантурово и региона в целом, создать особые условия ведения предпринимательской деятельности и установить льготный налоговый режим для реализации инвестиционных проектов.

Раздел IV. Показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2018 – 2020 годы

Глава 1. Валовой региональный продукт

В среднесрочной перспективе рост промышленного производства и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для активизации инвестирования и восстановления потребительского спроса.

После спада в 2015 году в прогнозном периоде экономический рост несколько усилится и в 2018 году составит 102,2% к предыдущему году, в 2019 году – 102,5%, в 2019 году – 102,0%.

В целом за прогнозный период экономический рост составит 106,9%.

Рост валовой добавленной стоимости будет обеспечен:

в металлургическом производстве за счет выхода на проектную мощность к 2019 году завода по производству труб среднего диаметра ОАО «Газпромтрубинвест», планируемого производства бесшовных труб на производственных мощностях предприятия после проведения технического перевооружения и модернизации действующего производства, в деревообработке за счет реализации инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производства ДСП на промплощадке ООО «СВИСС КРОНО» в г. Шарья Костромской области», роста внутреннего и внешнего потребления, объемов строительных работ;

в фондообразующих отраслях промышленности за счет восстановления инвестиционного спроса, выхода на проектную мощность завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования ООО «НОВ Кострома»;

в сельскохозяйственном производстве за счет мер, реализуемых в целях импортозамещения, государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, реализации инвестиционных проектов;

в строительстве в результате возобновления роста капитальных вложений, необходимых для дальнейшего наращивания производства;

в торговле в результате возобновления роста потребительского спроса за счет увеличения денежных доходов населения вследствие замедления инфляции.

В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Костромской области реализуется государственная программа Костромской области «Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года». Она предусматривает в 2018 2020 годах как «традиционные» механизмы государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона и муниципальных образований (за счет средств Инвестиционного фонда Костромской области, Фонда стимулирования городских округов и муниципальных районов Костромской области), так и новые виды помощи за счет средств областного, федерального и местных бюджетов (поддержка моногородов, молодежного предпринимательства, субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на техперевооружение и модернизацию производства в целях реализации инвестиционных проектов, субсидирование на конкурсной основе части затрат на технологическое присоединение, создание и развитие системы микрофинансирования и др.).

Глава 2. Промышленное производство

Выпуск промышленной продукции в 2018 году вырастет на 6,6% к предыдущему году за счет обрабатывающих производств (рост на 10,6% преимущественно за счет металлургического производства и деревообработки), добычи полезных ископаемых (рост на 3,3%), водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (рост на 0,5%). Энергетический комплекс прогнозируется со снижением на 5,7% из-за недостаточного уровня загрузки Костромской ГРЭС согласно диспетчерскому графику нагрузки, утвержденному ОАО «ИНТЕР РАО – Управление электрогенерацией».

Динамика роста промышленного производства в 2019 году составит 3,0%, в 2020 году – 1,5%. Более низкие темпы роста к концу прогнозного периода обусловлены существующими ограничениями на факторы производства, которые касаются как трудовых ресурсов (в силу неблагоприятной демографической ситуации), так и капитальных ресурсов (в силу недостаточного для необходимой модернизации объема и качества инвестиций в основной капитал).

В целом за прогнозируемый период (2018 – 2020 годов) объем промышленного производства увеличится на 11,4% к уровню 2017 года.

Определяющее влияние на динамику промышленного производства в прогнозный период будут оказывать обрабатывающие производства (рост на 16,4% к уровню 2017 года) преимущественно за счет:

металлургического производства – рост в 1,6 раза в результате увеличения производства труб среднего диаметра ОАО «Газпромтрубинвест». Кроме того, планируется производство бесшовных труб на производственных мощностях предприятия после проведения технического перевооружения и модернизации действующего производства;

обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения – рост на 20,5% в результате реализации инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производства ДСП на промплощадке ООО «СВИСС КРОНО» в г. Шарья Костромской области», роста внутреннего и внешнего потребления, объемов строительных работ.

В прогнозном периоде в структуре промышленного производства значительно увеличится доля металлургического производства (с 12,1% в 2017 году до 16,6% в 2020 году) при сокращении доли обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (с 22,9% в 2017 году до 19,9% в 2020 году).

К окончанию прогнозного периода (в 2020 году к уровню 2017 года) возрастет выпуск:

буровых установок – в 2 раза;

древесностружечных плит – в 1,7 раза;

стальных труб – в 1,6 раза;

пеллет – на 36,4%;

тканей хлопчатобумажных – на 16,7%;

обуви – на 15,4%;

фанеры – на 6,4%;

удобрений минеральных и химических (в пересчете на 100% питательных веществ) – на 6%;

кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 3,3%;

блоков и прочих изделий сборных строительных из цемента, бетона или искусственного камня – на 3,2%;

кирпича строительного из цемента, бетона – на 2,7%;

предметов одежды трикотажных и вязаных – на 2,2%.

В целях увеличения выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей продукции продолжится работа по оказанию содействия предприятиям Костромской области по участию в программах государственной поддержки по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также реализация действующих механизмов поддержки предприятий: налоговые преференции, гранты и субсидии на возмещение части понесенных затрат.

Глава 3. Сельское хозяйство

 

Прогнозом на 2018 год предусматривается восстановительный рост сельскохозяйственного производства на 9,2% к предыдущему неблагоприятному по погодным условиям году. В 2019 и 2020 годах сельхозпроизводство увеличится на 1,9% и 1,6% к предыдущему году.

В целом за прогнозный период (2018 – 2020 годы) производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств вырастет на 13,1% к 2017 году за счет восстановительного роста в отрасли растениеводства. К окончанию прогнозного периода (в 2020 году) производство скота и птицы возрастет на 6,5% к уровню 2017 года, молока – на 0,4%, яиц – на 2,0%, картофеля – на 37,8%, овощей – на 29,5%.

В растениеводстве осуществляется переход на интенсивную систему земледелия: увеличение валового производства продукции за счет использования высококачественного семенного материала.

Устойчивое развитие должна получить отрасль животноводства за счет продолжения работы, направленной на увеличение продуктивности скота, как за счет селекции местного поголовья, так и за счет привлечения пород импортной селекции, реализации инвестиционных проектов.

В 2020 году производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств на 1,3% превысит уровень 2014 года.

Структура сельскохозяйственного производства практически не изменится.

Высокий уровень конкуренции на агропродовольственных рынках провоцирует хозяйства применять прогрессивные технологии в растениеводстве и животноводстве, снижающие производственные затраты.

В целях развития сельского хозяйства региона меры государственной поддержки хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса будут предоставляться в рамках реализации мероприятий государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (далее – Государственная программа). В рамках Государственной программы реализуется ряд ведомственных целевых программ Костромской области по направлениям развития: кролиководство, молочное, рыбоводство, картофелеводство, поддержка малых форм хозяйствования, развитие кооперации.

Глава 4. Потребительский рынок

В прогнозном периоде ожидается увеличение розничного товарооборота в связи с восстановлением потребительской активности граждан на фоне стабильно низкого уровня инфляции и роста реальных доходов населения.

В 2018 году рост оборота розничной торговли прогнозируется на 1,7% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2019 – 2020 годах динамика усилится до 2,6% и 3,1% соответственно.

В целом за прогнозный период (2018 – 2020 годы) прирост оборота розничной торговли составит 7,6% к уровню 2017 года.

Динамика оборота общественного питания ускорится с 1,9% в 2018 году к предыдущему году в сопоставимых ценах до 2,9% в 2020 году, объема платных услуг населению с 1,8% до 3,1% соответственно. В целом за прогнозный период (2018 – 2020 годы) прирост оборота общественного питания составит 7,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, объема платных услуг – 8,0%.

В прогнозируемом периоде прирост оборота розничной торговли и общественного питания планируется обеспечить за счет роста доходов населения, развития современных форматов торговли и общественного питания, открытия новых и развития существующих сетевых магазинов («Пятерочка», «Магнит», «Лента», «Леруа Мерлен», «Высшая лига», «Десяточка»), а также развития нестационарной и ярмарочной торговли.

В прогнозном периоде рост объема бытовых услуг планируется обеспечить за счет совершенствования форм бытового обслуживания населения и расширения перечня платных услуг, оказываемых населению.

Значительных изменений в структуре платных услуг не произойдет – будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, транспортные, связи, а также бытовые услуги.

В прогнозном периоде инфляция сохранится на уровне 4%, чему будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля при проведении умеренно жесткой денежной политики.

Глава 5. Внешнеэкономическая деятельность

В прогнозном периоде при условии относительно спокойной политической обстановки, с учетом восстановления утерянной конъюнктуры внешних рынков ожидается увеличение внешнеторгового оборота.

В 2018 году объем экспорта продукции увеличится на 1,0% к уровню 2017 года и составит 299,8 млн. долларов США. Поставки в страны дальнего зарубежья будут доминировать (58% в объеме экспорта региона). Основа экспорта по-прежнему будет формироваться продукцией предприятий лесопромышленного комплекса (61%), ювелирной промышленности (17,5%), химической промышленности (8,2%), машиностроения (5,9%) и металлообработки (3,5%).

Импортные поставки в 2018 году увеличатся на 3,4% к уровню 2017 года и составят 132,5 млн. долларов США. Основу импорта по-прежнему будет составлять продукция машиностроения (55%).

В 2020 году объем экспорта достигнет 316,6 млн. долларов США, импорта 143,1 млн. долларов США, превысив уровень 2017 года на 6,7% и 11,6% соответственно.

Глава 6. Инвестиции в основной капитал

В прогнозном периоде объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит: в 2018 году 29,6 млрд. рублей, в 2019 году 31,4 млрд. рублей, в 2020 году – 33,3 млрд. рублей, динамика инвестиций в сопоставимых ценах составит 1,2%, 1,5% и 2,2% к предыдущему году соответственно.

Планируется реализация инвестиционных проектов по:

строительству завода по производству фанеры;

организации пеллетного производства;

строительству цементного завода;

строительству кирпичного завода;

производству OSB;

организации тепличного хозяйства;

созданию комбикормового завода;

созданию логистического центра;

организации производства индейки;

созданию рыбоводческих хозяйств.

Объем вводимого в области жилья в 2018 году составит 330 тыс. кв. м общей площади, в 2019 году – 345 тыс. кв. м, в 2020 году – 375 тыс. кв. м. Ввод жилья в первую очередь будет обусловлен вводом многоэтажных жилых домов в районах комплексной застройки областного центра (микрорайоны Новый город, Катино, Венеция, пос. Волжский) периода застройки 2017 – 2020 годов.

Продолжение реализации на территории Костромской области ряда государственных программ по развитию жилищного строительства и оказанию финансовой поддержки в строительстве и приобретении жилья отдельным категориям граждан позволит увеличить обеспеченность населения региона жилыми помещениями с 26,9 кв. м жилья на человека в 2016 году до 29,1 кв. м в 2020 году.

Прогнозируется сокращение удельного веса ветхого и аварийного жилого фонда с 3,0% в общей площади жилого фонда в 2016 году до 2,2% в 2020 году.

 

Глава 7. Уровень жизни населения

В прогнозном периоде продолжится рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Этому будет способствовать положительная динамика заработной платы работников организаций бюджетной сферы и частного сектора, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, а также сохранение невысокого уровня инфляции.

В условиях постепенного восстановления экономики реальные располагаемые денежные доходы увеличатся на 1,4% за 2018 год (за счет роста доходов на 5,8% и снижения инфляции до 4%), за 2019 год – на 1,2%, за 2020 год – на 1,1%.

В среднем на душу населения денежные доходы в 2020 году увеличатся по сравнению с 2017 годом на 18,7% и составят 30,3 тыс. рублей.

Доля бедного населения существенно не изменится и составит в 2018 году 12,7%. К концу прогнозируемого периода предполагается сокращение доли бедного населения до 12,3%.

Глава 8. Финансы организаций

В 2018 году вследствие усиления положительной динамики в основных отраслях экономики прибыль организаций для целей налогообложения достигнет 25,2 млрд. рублей, превысив на 3,0% показатель 2017 года.

К концу прогнозного периода прибыль составит 27,7 млрд. рублей, превысив уровень 2017 года на 13,3%.

         Рост прибыли будет обеспечен за счет организаций электроэнергетики, металлургии, деревообрабатывающих предприятий, ювелирного производства, финансовой деятельности.

Глава 9. Труд и занятость

В среднесрочной перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения и занятых в экономике. По-прежнему будут сохраняться диспропорции спроса и предложения рабочей силы, низкая мобильность рабочей силы внутри региона на фоне растущей потребности региона в высококвалифицированных работниках. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будет выступать повышение уровня его производительности, содействие трудовой миграции граждан, а также увеличение экономической активности в отдельных возрастах (в том числе населения пенсионного и около пенсионного возраста).

В 2018 – 2020 годах при условии положительной динамики инвестиций в основной капитал и росте доходов населения основные показатели рынка труда начнут улучшаться.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2020 года не превысит уровень 2017 года – 2,2 тыс. человек, уровень безработицы составит 0,69%. Коэффициент напряженности снизится до 0,6 человек на одну заявленную вакансию.

В прогнозном периоде особое значение будет уделяться реализации программ занятости, которые включают мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, организации профессионального обучения незанятых граждан в пенсионном возрасте, а также мероприятий по привлечению в регион трудовых ресурсов, включая соотечественников, проживающих за рубежом.

В сфере оплаты труда сохранится тенденция умеренного роста среднемесячной номинальной заработной платы в 2018 – 2020 годах (105,0% – 106,5%).

В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической ситуации.

В связи с доведением средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных «майскими» указами Президента Российской Федерации, до среднемесячного дохода от трудовой деятельности, в 2018 году темп роста заработной платы в среднем по области несколько ускорится и составит 106,5%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций составит 25 634 рубля в 2018 году, к концу прогнозного периода увеличится на 17,4% по сравнению с 2017 годом и составит 28 261,5 рубля.

В течение всего прогнозного периода среднегодовые темпы роста реальной заработной платы будут находиться в положительной области и составят (102,4% – в 2018 году, 101% – в 2019 и 2020 годах).

Глава 10. Демография

Демографическая ситуация в 2018 – 2020 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая сегодня определяет сокращение численности населения Костромской области. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения составят 0,3% – 0,4% ежегодно.

Сокращение числа женщин репродуктивного возраста не позволяет прогнозировать рост числа родившихся, в связи с чем коэффициент рождаемости к 2020 году не превысит 10,4 родившихся на 1 000 человек населения. Коэффициент смертности в 2020 году снизится до 15,4 умерших на 1 000 человек населения (против 15,5 умерших на 1 000 человек населения в 2017 году). Естественная убыль в 2020 году составит 4,9 человек на 1 000 человек населения.

Вместе с тем сдерживанию темпов убыли населения будут способствовать принимаемые в Костромской области меры по стимулированию рождаемости (предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет; предоставление земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка; выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и др.), а также реализация мероприятий в рамках государственной программы Костромской области «Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года» (профилактика и лечение заболеваний, совершенствование системы охраны здоровья, материнства и детства, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Костромской области).

Глава 11. Социальная сфера

В целях обеспечения доступности и качества образования всех уровней разработана и реализуется государственная программа Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы».

 В регионе созданы условия для получения дошкольного, общего и профессионального образования, соответствующего государственным общеобразовательным программам.

Все дети в возрасте от 3 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, вместе с тем существует очередность на предоставление услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года № 42-ра «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» утвержден План мероприятий («дорожная карта»), которым предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций. В рамках «дорожной карты» в 2017 2018 годах планируется создать 420 дополнительных мест для детей дошкольного возраста, в том числе за счет вариативных форм развития дошкольного образования.

Предпринимаемые меры позволят повысить к 2020 году показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях до 727 мест на 1 000 детей в возрасте 1 – 6 лет.

В регионе увеличивается контингент учащихся в дневных общеобразовательных организациях. К концу прогнозного периода численность учащихся составит 75 тыс. человек (против 70 тыс. человек в 2017 году). В 2017 – 2018 годах планируется строительство школы на 1 000 мест в Костроме (ул. Суслова, 8) и школы на 120 мест в пос. Якшанга Поназыревского района.

Число обучающихся по программам среднего профессионального образования в прогнозном периоде сохранится на уровне 13,7 тыс. человек. В Костромской области предпринимаются меры по повышению наполняемости профессиональных образовательных организаций за счет развития заочной и очно-заочной форм обучения, а также реализации программ профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями.

В областных медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности обеспеченность больничными койками круглосуточных стационаров увеличится с 96,0 коек на 10 тыс. человек в 2017 году до 96,9 коек на 10 тыс. человек в 2020 году (за счет сокращения численности населения области). Коечный фонд медицинских организаций области соответствует нормативу.

Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности увеличится с 273,8 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2017 году до 276,5 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2020 году.

В регионе на протяжении последних лет сохраняется дефицит врачей и среднего медицинского персонала (250 и 240 человек соответственно). Основными дефицитными специальностями являются анестезиология, гинекология, неонатология, кардиология, неврология, врач скорой медицинской помощи.

В целях обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами в регионе реализуется подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Костромской области «Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года». Основным направлением по укомплектованию медицинских организаций медицинскими работниками является работа с образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, а также работа по повышению квалификации специалистов.

Обеспеченность населения врачами в медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности за прогнозный период увеличится с 36,7 человек на 10 тыс. населения в 2017 году до 37,5 человек на 10 тыс. населения в 2020 году, средним медицинским персоналом со 115,7 человек на 10 тыс. населения в 2017 году до 117,3 человек на 10 тыс. населения в 2020 году.

В прогнозном периоде планируется сохранение сети учреждений культуры (библиотек и учреждений культурно-досугового типа). За счет сокращения численности населения Костромской области обеспеченность общедоступными библиотеками в 2020 году увеличится до 58,5 учреждений на 100 тыс. населения (против 57,9 в 2017 году), учреждениями культурно-досугового типа до 59,9 учреждений на 100 тыс. населения в 2020 году (против 59,3 в 2017 году).

Глава 12. Охрана окружающей среды

Воздействие предприятий экономики на окружающую среду по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в прогнозном периоде будет сохранено на уровне 51 тыс. тонн в год.

Основным водопользователем в части забора воды из поверхностных водных объектов является филиал «Костромская ГРЭС» АО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация». В 2018 году объем водопотребления прогнозируется с увеличением на 10,8% после спада в 2017 году, в 2019 и 2020 года на 1,4% 1,5% ежегодно.

Раздел V. Государственные программы Костромской области

Государственные программы Костромской области являются инструментом государственной политики, обеспечивающим достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития региона. Повышению эффективности реализации государственных программ Костромской области будет способствовать консолидация отдельных мероприятий государственных программ в проектном формате.

Основные параметры государственных программ Костромской области приведены в приложении № 2 к настоящему прогнозу.


Приложение № 1

 

к прогнозу социально-экономического развития Костромской области на 2018 год

и плановый период 2019 и 2020 годов

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ

прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2018 год

и плановый период 2019 и 2020 годов

 

п/п

Показатели

Ед. изм.

Отчет

Оценка

Прогноз

2016

2017

2018

2019

2020

вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 1

вариант 2

вариант 3


Информация по документу
Читайте также