Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 10.10.2016 № 375-а

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от "10" октября 2016 года № 375-а

 

г. Кострома

 

Утратило силу - Постановление Администрации Костромской области от 09.10.2017 № 367-а

 

О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

 

(В редакции Постановления Администрации Костромской области от 29.05.2017 № 195-а)

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 468-а «О порядке разработки корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период», рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов,

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений аппарата администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов по курируемым сферам деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.

4. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 27 октября 2015 года № 389-а «О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Исполняющий обязанности

губернатора области                                                                         И. Корсун

 

 

Приложение

 

ОДОБРЕН

постановлением администрации

Костромской области

от «10» октября 2016 г. № 375-а

 

 

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития Костромской области

на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

 

(В редакции Постановления Администрации Костромской области от 29.05.2017 № 195-а)

 

Прогноз социально-экономического развития Костромской области  на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Костромской области от 7 июля 2015 года № 722-5-ЗКО «О стратегическом планировании в Костромской области», постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 468-а «О порядке разработки корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период», на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа  2013 года № 189-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года», итогов развития Костромской области в январе-июне 2016 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2017 – 2019 годы.

Раздел I. Оценка достигнутого уровня

социально-экономического развития Костромской области

По данным Росстата, валовой региональный продукт (далее – ВРП) за 2014 год (2 оценка) увеличился на 0,4% к 2013 году (в сопоставимых ценах) и составил 146,3 млрд. рублей.

В структуре ВРП 33,1% занимает промышленное производство, 14,7% – оптовая и розничная торговля, 9,4% – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 7,5% – транспорт и связь. Эти секторы экономики оказывают основное влияние на изменение ВРП.

В 2015 году влияние макроэкономических негативных тенденций на региональную экономику более заметно, нежели в 2014 году. В условиях снижения производства предприятия сокращали производственные и торговые запасы. Наблюдалось сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, экспортных поставок продукции, оборота оптовой и розничной торговли. В связи с завершением крупного инвестиционного проекта ОАО «Газпромтрубинвест» в 2015 году инвестиции снизились на 16,9% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах.

С учетом изложенных факторов ВРП в 2015 году в реальном выражении оценивается со снижением на 4,6% к предыдущему году, его объем 150,3 млрд. рублей. 

Предприятиями промышленности за 2015 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 135,7 млрд. рублей, что на 1,6% меньше уровня 2014 года в действующих ценах.

В 2015 году промышленное производство Костромской области сократилось на 8,5% к уровню 2014 года за счет снижения выпуска продукции обрабатывающих производств на 8,7% преимущественно за счет ювелирного производства (снижение спроса на продукцию) и машиностроения (прекращение производственной деятельности  ООО «Стромнефтемаш»),  производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 8,1% (производство электрической энергии Костромской ГРЭС снижено на 9,6% согласно диспетчерскому графику нагрузки, утвержденному Управляющей компанией ООО «ИНТЕР РАО – Управление электрогенерацией»), добычи полезных ископаемых – на 4,9% (преимущественно за счет сокращения добычи торфа).

Вместе с тем увеличение объема выпуска продукции отмечено в химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, производстве транспортных средств и оборудования.

В 2015 году введен в эксплуатацию производственный цех по производству труб среднего диаметра ОАО «Газпромтрубинвест» мощностью 350 тыс. тонн, завод по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования ООО «НОВ Кострома».

Нестабильная внешнеэкономическая конъюнктура и рост курса доллара привели к сокращению внешнеторгового оборота (с учетом взаимной торговли с Республиками Беларусь и Казахстан). Экспортные поставки в 2015 году снизились  номинально на 20,8% к уровню 2014 года и составили 286,3 млн. долларов США, импортные сократились на 66,7% и составили 122,5 млн. долларов США.

В 2015 году всеми категориями хозяйств произведено сельскохозяйственной продукции на 22 169,2 млн. рублей, в сопоставимых ценах объем производства снизился на 2,7% к уровню 2014 года, что обусловлено снижением производства скота и птицы на убой в связи с сокращением поголовья крупного рогатого скота и свиней, валового сбора зерна и овощей. Вместе с тем отмечен рост валового надоя молока на 1,1%, производства яиц – на 5,3%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Костромской области увеличилась по сравнению с 2014 годом на 4,5% и составила 21 796 рублей.

В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,7%. Доля населения, проживающего за чертой бедности, увеличилась с 13,5%  в 2014 году до 14,3%  в 2015 году.

Высокий уровень инфляции, сокращение реальных денежных доходов способствовали снижению потребительской активности населения. В 2015 году оборот розничной торговли составил 85 533,8 млн. рублей, в товарной массе сократился на 3,1% к уровню 2014 года. Объем платных услуг населению составил 24 042,7 млнублей, сократившись на  4,9% в сопоставимых ценах.

Среднегодовая численность населения Костромской области в 2015 году составила 652,9 тыс. человек и сократилась по сравнению с  2014 годом на 0,4%. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения. В 2015 году Костромская область сохранила лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по уровню рождаемости.

В 2016 году отрицательное влияние на динамику ВРП оказывают торговля, промышленность, сельское хозяйство и строительство. Объем ВРП за 2016 год оценивается в сумме 154,1 млрд. рублей со снижением на 2,0% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.

В 2016 году снижение промышленного производства ожидается на 1,4% к предыдущему году за счет обрабатывающих производств (на 2,1%), в том числе в:

обработке древесины и производстве изделий из дерева – на 1,4% по причине снижения выпуска пиломатериалов малыми предприятиями и древесноволокнистых плит в ООО «Кроностар»;

производстве пищевых продуктов – на 3,3% за счет сокращения выпуска сельскохозяйственного сырья;

производстве прочих неметаллических минеральных продуктов –  на 6,0% по причине сокращения объемов строительных работ;

производстве машин и оборудования –  на 10,0% по причине отсутствия регулярных крупных заказов на предприятиях, выпускающих теплообменное оборудование, калориферы и запасные части к ним;

производстве транспортных средств и оборудования – на 10,0% по причине сокращения заказов на автокраны;

текстильном и швейном производстве – на 24,0%;

производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 35,0% по причине передачи участка по производству кабельной продукции в ООО «Пегас – авиационные компоненты и системы» (г. Москва), а также замедления темпов выпуска продукции для автомобильных двигателей, в том числе для ОАО «АВТОВАЗ».

Положительная динамика производства в 2016 году ожидается в:

добыче полезных ископаемых – в 2,2 раза за счет увеличения добычи торфа, в том числе для МУП «Шарьинская ТЭЦ»;

металлургическом производстве – на 10,0% за счет увеличения производства труб среднего диаметра в ОАО «Газпромтрубинвест»;

целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности – на 8,3% за счет увеличения объемов производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения;

химическом производстве – на 8,0% за счет увеличения выпуска продукции, модернизации производственных процессов и освоения новых видов продукций;

производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – на 1,0% за счет увеличения производства обуви субъектами малого и среднего предпринимательства.

Спад внешнеторгового оборота региона в 2016 году снизится и составит по экспортным поставкам 3,4% к 2015 году номинально, по импортным – 0,8%.

В сельском хозяйстве динамика производства продукции неустойчивая.

Из позитивных тенденций можно отметить увеличение:

посевных площадей под техническими, кормовыми культурами, картофелем, овощами;

производства молока в сельхозорганизациях в результате роста продуктивности коров, производства яиц при росте поголовья птицы.

Уменьшение численности и старение сельского населения, сокращение поголовья крупного рогатого скота не позволят перейти к положительной динамике в текущем году.

По итогам 2016 года ожидается сокращение производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств на 2,8% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах, в том числе в растениеводстве – на 3,9%, животноводстве – на 1,7%.

Общий объем инвестиционных вложений в экономику региона за счет всех источников финансирования в 2016 году оценивается в 26,5 млрд. рублей (номинально на 235 млн. рублей выше 2015 года). В сопоставимой оценке снижение составит 4,8% к уровню 2015 года. Снижение инвестиционной активности связано с высокой стоимостью заемных средств, неустойчивым финансовым положением предприятий, снижением потребительского спроса, неопределенной экономической ситуацией.

Инвестиционная активность в текущем году по сравнению с 2015 годом наблюдается в следующих сферах:

сельское хозяйство – за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов по созданию фермы по разведению кроликов ООО «Русский кролик», строительству тепличного комплекса ООО «Зеленый дом», реконструкции молочно-товарной фермы ОАО «Племзавод «Караваево»;

деревообработка – за счет инвестиций крупных деревообрабатывающих предприятий области: ООО «Кроностар», НАО «СВЕЗА Кострома», НАО «СВЕЗА Мантурово»;

промышленность строительных материалов – за счет реализации инвестиционного проекта по строительству второй линии по производству цементно-стружечных плит ЗАО «Межрегион Торг Инвест»;

машиностроение – за счет капитальных вложений ООО «НОВ Кострома», модернизации производства ЗАО «Костромской завод автокомпонентов»;

электроэнергетика – за счет  филиала «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация», филиала ПАО «МРСК Центра» – «Костромаэнерго»;

розничная торговля – за счет строительства торгового комплекса «Леруа Мерлен».

С учетом сокращения объемов производства в основных отраслях экономики в 2016 году рост заработной платы продолжится умеренными темпами (104,9% к предыдущему году).

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся  на 0,8% за счет снижения уровня инфляции. Ожидаемый уровень потребительской инфляции к концу текущего года составит 6,2% к декабрю предыдущего года (против 12,9% в декабре 2015 года).

Вместе с тем реализация мер по повышению доходов населения области (рост заработной платы работников, индексация пенсионного обеспечения) при увеличении величины прожиточного минимума в 2016 году не позволит значительно повысить уровень жизни населения. Доля населения, проживающего за чертой бедности, в 2016 году сохранится на уровне 14,4%.

В 2016 году «закредитованность» населения и склонность к сбережению приведут к сокращению оборота розничной торговли на 1,1% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.

Прибыль организаций для целей налогообложения в 2016 году оценивается в объеме 15,7 млрд. рублей со снижением к уровню 2015 года на 7,8% с учетом снижения прибыли в бюджетообразующих отраслях: деревообработке, торговле, производстве транспортных средств.

 

Раздел II. Оценка факторов и ограничений

экономического роста Костромской области в 2017 – 2019 годах

Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в трех вариантах (приложение № 1 к настоящему прогнозу).

Первый – консервативный – предполагает консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий функционирования экономики области.

Второй – базовый – базируется на консервативных траекториях изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.

Третий – целевой – основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития Костромской области, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

Все варианты предполагают сохранение геополитической нестабильности, применение к России на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответные экономические меры. 

Параметры прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов рассмотрены на заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 28 июля 2016 года. Для формирования проекта областного бюджета выбран базовый (второй) вариант прогноза. Далее описан второй вариант прогноза.

Факторами, ограничивающими экономический рост региона, являются: недостаточный уровень спроса внутреннего и внешнего рынка, нестабильность внешнеэкономической конъюнктуры, высокий уровень износа основных фондов организаций, низкий уровень газификации территории области природным газом, слабо развитая дорожно-транспортная и коммуникационная инфраструктура, высокие процентные ставки по банковским кредитам для предприятий, предпринимателей и частных лиц, сокращение и старение сельского населения.

Раздел III. Направления социально-экономического

развития Костромской области на 2017 – 2019 годы

Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2017 – 2019 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных  в  Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

снижение инфляции;

улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции;

социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

сбалансированное региональное развитие.

По обозначенным приоритетам администрация Костромской области будет осуществлять следующую деятельность.

В части снижения инфляции:

проведение работы совместно с органами местного самоуправления по увеличению каналов сбыта продукции через развитие малых форматов торговли, продвижение продукции местных товаропроизводителей;

взаимодействие с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия, торговыми сетями по обеспечению доступности и качества продовольственных товаров, недопущению необоснованного роста цен на них.

В части улучшения инвестиционного климата:

проведение комплексной работы по привлечению инвестиций в регион, предоставление режима наибольшего благоприятствования, в том числе предоставление льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет, по включенным в реестр инвестиционным проектам Костромской области (в части налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций).

В части развития конкуренции:

создание новых высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию, не уступающую мировым аналогам.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, повышение адресности социальных выплат;

реализация мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям экономики;

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг: развитие первичной медико-санитарной помощи, повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, повышение эффективности службы родовспоможения и детства, совершенствование организации оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, использование механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении;

развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства.

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, расширение автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда;

модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);

повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей, системообразующих предприятий через механизмы поддержки (содействие продвижению продукции на российском и международном рынках, субсидирование процентных ставок);

развитие лесопромышленного комплекса, минерально-сырьевой базы.

Для сбалансированного регионального развития:

формирование взвешенной налоговой и бюджетной политики региона, в том числе по выстраиванию межбюджетных отношений; расширение практики использования программно-целевых методов бюджетного планирования через реализацию государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.

Кроме этого, будет продолжена работа, направленная на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем оказания финансовой поддержки, предоставления поручительств области по привлекаемым кредитам, предоставления образовательных услуг на базе Бизнес-инкубатора Костромской области, совершенствования нормативной правовой базы, в части расширения видов предпринимательской деятельности для патентной системы налогообложения.

Раздел IV. Показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 – 2019 годы

Глава 4.1. Валовой региональный продукт

В среднесрочной перспективе возобновление промышленного роста и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для активизации инвестирования и начала восстановления потребительского спроса.

После спада в 2015 и 2016 годах экономический рост в 2017 году составит 100,9% к предыдущему году, в 2018 году – 102,2%, в 2019 году – 102,5%.

В целом за прогнозный период экономический рост составит 105,7%.

Рост валовой добавленной стоимости будет обеспечен:

в промышленности за счет выхода на проектную мощность завода по производству труб среднего диаметра ОАО «Газпромтрубинвест»;

в фондообразующих отраслях промышленности за счет восстановления инвестиционного спроса, выхода на проектную мощность завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования ООО «НОВ Кострома»;

в сельскохозяйственном производстве за счет мер, реализуемых в целях импортозамещения, государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, реализации инвестиционных проектов;

в строительстве в результате возобновления роста капитальных вложений, необходимых для дальнейшего наращивания производства;

в торговле в результате возобновления роста потребительского спроса за счет роста реальных денежных доходов населения вследствие замедления роста инфляции.

В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Костромской области реализуется государственная программа Костромской области «Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года». Она предусматривает в 2017 2019 годах как «традиционные» механизмы государственной поддержки хозяйствующих субъектов региона и муниципальных образований (за счет средств Инвестиционного фонда Костромской области, Фонда стимулирования городских округов и муниципальных районов Костромской области в виде различных субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства), так и новые виды помощи за счет средств областного, федерального и местных бюджетов (поддержка моногородов, молодежного предпринимательства, субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на техперевооружение и модернизацию производства в целях реализации инвестиционных проектов, субсидирование на конкурсной основе части затрат на технологическое присоединение, создание и развитие системы микрофинансирования и др.).

 

Глава 4.2. Промышленное производство

 

С 2017 года динамика промышленного производства перейдет из отрицательной в положительную во всех отраслях промышленности в результате компенсационного роста после спада в предыдущие годы, за исключением энергетического комплекса. Выпуск промышленной продукции в 2017 году вырастет на 2,7% к предыдущему году за счет обрабатывающих производств (рост на 6,1%), добычи полезных ископаемых (рост на 7,8%). Энергетический комплекс прогнозируется со снижением на 7,3% из-за недостаточного уровня загрузки Костромской ГРЭС согласно диспетчерскому графику нагрузки, утвержденному Управляющей компанией ООО «ИНТЕР РАО – Управление электрогенерацией».

Динамика роста промышленного производства в 2018 году составит 2,6%, в 2019 году – 1,4%.

В целом за прогнозируемый период (2017 – 2019 годов) объем промышленного производства увеличится на 6,8% к уровню 2016 года. 

Определяющее влияние на динамику промышленного производства в прогнозный период будут оказывать обрабатывающие производства (рост на 11,1% к уровню 2016 года) преимущественно за счет:

металлургического производства и производства готовых металлических изделий в результате выхода на проектную мощность второй очереди завода по производству труб среднего диаметра ОАО «Газпромтрубинвест»;

обработки древесины и производства изделий из дерева в результате реализации инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производства ДСП на промплощадке ООО «Кроностар» в г. Шарья», роста внутреннего и внешнего потребления, объемов строительных работ;

прочих производств за счет увеличения производства ювелирных изделий в связи с расширением рынков сбыта, с восстановлением роста доходов населения;

производства транспортных средств за счет увеличения выпуска в АО «Костромской завод автокомпонентов» автозапчастей для вторичного рынка по двигателям импортного производства, локализованных производств двигателей Рено, Ниссан, Форд, Фольксваген и др.;

производства пищевых продуктов за счет нарастания спроса на продовольствие отечественного производства в связи ограничением на ввоз ряда импортных продуктов питания и более высокими качественными характеристиками отечественных продовольственных товаров, реализации инвестиционных проектов ООО «Воскресенский сыродел», ООО «Сыроварня «Волжанка», ООО «Космол», ООО «Русский хлеб», ИП Иванов М.В. (Галичский хлебокомбинат), ООО «Вохомский сырзавод»;

производства машин и оборудования в результате увеличения выпуска буровых установок ООО «НОВ Кострома».

В структуре промышленного производства в прогнозном периоде увеличится доля отраслей промежуточного спроса с 34% в 2016 году до 37% в 2019 году при сокращении доли отраслей топливно-энергетического комплекса с 26% до 24%,  прочих обрабатывающих производств – с 20% до 19%. Доля отраслей  инвестиционного спроса сохранится на уровне – 12% в совокупном выпуске промышленной продукции, отраслей потребительского спроса – 8%.

К окончанию прогнозного периода – в 2019 году возрастет к уровню 2016 года выпуск:

стальных труб – в 1,5 раза;

древесностружечных плит – на 38%;

кирпича строительного – на 20%;

нерудных строительных материалов – на 13%;

трикотажных изделий – на 7%;

фанеры, пеллет – на 5%;

удобрений – на 4%.

Промышленные предприятия Костромской области обеспечат рост производства за счет увеличения загрузки производственных мощностей, модернизации и переоснащения производств, реализации инвестиционных проектов, роста производительности труда, организации новых производств, освоения выпуска новой продукции, использования сырьевых ресурсов региона и других факторов.

 

Глава 4.3. Сельское хозяйство

 

Прогнозом на 2017 год предусматривается увеличить сельскохозяйственное производство на 2,8% к уровню 2016 года, в целом за прогнозный период (2017 – 2019 годы) – на 7,5% к 2016 году.

Опережающее развитие получит отрасль животноводства, за прогнозируемый период прирост составит 8,4% к 2016 году за счет продолжения работы, направленной на увеличение продуктивности скота, и реализации инвестиционных проектов.

К окончанию прогнозного периода (в 2019 году) производство скота и птицы возрастет на 9,6% к уровню 2016 года, молока – на 3,5%, яиц – на 4,3%, картофеля – на 6%, овощей – на 2,2%.

В структуре сельскохозяйственного производства региона увеличится доля крестьянских (фермерских хозяйств) и индивидуальных предпринимателей до 4,6% в совокупном объеме производства сельхозпродукции, на долю хозяйств населения будет приходиться 57,2%, на сельскохозяйственные организации – 38,2%.

Высокий уровень конкуренции на агропродовольственных рынках провоцирует хозяйства применять прогрессивные технологии в растениеводстве и животноводстве, снижающие производственные затраты.

В целях развития сельского хозяйства региона меры государственной поддержки хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса будут предоставляться в рамках реализации мероприятий государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (далее – Государственная программа). В рамках Государственной программы реализуется ряд ведомственных целевых программ Костромской области по направлениям развития: кролиководство, молочное, мясное  и помесное скотоводство, рыбоводство, льноводство, картофелеводство, поддержка малых форм хозяйствования, развитие кооперации.

Глава 4.4. Потребительский рынок

 

В прогнозном периоде по мере роста реальных доходов населения ожидается постепенный переход населения от сберегательной модели поведения и восстановление потребительской активности.

В 2017 году рост оборота розничной торговли прогнозируется на 0,5% к предыдущему году в сопоставимых ценах. Восстановление потребительского кредитования в 2018 – 2019 годах ускорит динамику розничной торговли до 1,8% –  3,0%. В целом за прогнозный период (2017 – 2019 годы) прирост оборота розничной торговли составит 5,4% к уровню 2016 года. 

Динамика оборота общественного питания в 2017 году ускорится с 0,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах до 3,0%  в 2019 году, объема платных услуг населению с 0,4% до 3,1% соответственно.  В целом за прогнозный период (2017 – 2019 годы) прирост оборота общественного питания составит 4,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах, объема платных услуг – 5,2%.

В прогнозируемом периоде прирост оборота розничной торговли и общественного питания планируется обеспечить за счет роста доходов населения, развития современных форматов торговли и общественного питания, открытия новых сетевых магазинов (гипермаркет «Магнит», супермаркет «Лента», торговый центр «Леруа Мерлен», супермаркеты «Пятерочка»).

В прогнозном периоде рост объема бытовых услуг планируется обеспечить за счет совершенствования форм бытового обслуживания населения и расширения перечня платных услуг, оказываемых населению.

Значительных изменений в структуре платных услуг не произойдет – будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, транспортные, связи, а также бытовые услуги.

На фоне невосстановившегося потребительского спроса ожидается, что инфляция в 2017 году замедлится до 6,0% к декабрю предыдущего года, в 2018 году – до 5,1%, в 2019 году – до 4,7%.

Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля (его реальное укрепление в 2018 – 2019 годах) при проведении умеренно-жесткой денежной политики.

 

Глава 4.5. Внешнеэкономическая деятельность

В прогнозном периоде при условии относительно спокойной политической обстановки, с учетом восстановления утерянной конъюнктуры внешних рынков ожидается увеличение внешнеторгового оборота (с учетом взаимной торговли с республиками Беларусь и Казахстан).  

В 2017 году объем экспорта продукции увеличится на 2,0% номинально к уровню 2016 года и составит 282,1 млн. долларов США. Поставки в страны дальнего зарубежья будут доминировать (59% в объеме экспорта региона). Основа экспорта по-прежнему будет формироваться продукцией предприятий лесопромышленного комплекса (63%), машиностроения (6,7%) и металлообработки (4,8%).

Импортные поставки в 2017 году увеличатся на 3,0% номинально к уровню 2016 года и составят 115,0 млн. долларов США. Основу импорта по-прежнему будет составлять продукция машиностроения (43%).

В 2019 году объем экспорта достигнет 293,5 млн. долларов США, импорта 122,0 млн. долларов США, превысив уровень 2016 года на 6,1% и 9,3%.

Глава 4.6. Инвестиции в основной капитал

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2017 году составит 28,8 млрд. рублей, в 2018 году – 31,8 млрд. рублей, в 2019 году – 34,7 млрд. рублей.

В 2017 2019 годах динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составит в среднем 4,6% ежегодно.

Достижение прогнозных значений показателей планируется за счет проведения комплексной работы по привлечению инвестиций в регион, реализации крупных инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области, по созданию новых и реконструкции действующих производств.

Планируется реализация инвестиционных проектов по:

строительству завода по производству фанеры;

организации пеллетного производства;

производству ориентировано-стружечных плит;

созданию ряда перерабатывающих производств в агропромышленном комплексе.

Объем вводимого в области жилья в 2017 году составит 320 тыс. кв. м общей площади, в 2018 году –  330 тыс. кв. м, в 2019 году – 345 тыс. кв. м. Ввод жилья, в первую очередь, будет обусловлен вводом многоэтажных жилых домов в районах комплексной застройки областного центра (микрорайоны Новый город, Катино, Венеция, пос. Волжский).

Продолжение реализации на территории Костромской области ряда государственных программ по развитию жилищного строительства и оказанию финансовой поддержки в строительстве и приобретении жилья отдельным категориям граждан позволит увеличить обеспеченность населения региона жилыми помещениями с 26 кв. м жилья в 2015 году до 28,6 кв. м – в 2019 году.

Прогнозируется сокращение удельного веса ветхого и аварийного жилого фонда с 4,3% в общей площади жилого фонда в 2015 году до 4,0% в 2019 году.

Глава 4.7. Уровень жизни населения

В прогнозном периоде рост реальных располагаемых денежных доходов населения продолжится. Этому будет способствовать положительная динамика заработной платы работников организаций бюджетной сферы и частного сектора, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, а также замедление инфляции.

 В условиях постепенного восстановления экономики реальные располагаемые денежные доходы увеличатся на 1,4% за 2017 год (за счет роста доходов на 7,3% и снижения инфляции до 5,6%),  за 2018 год – на 1,4%,  за 2019 год – на 2,0%. В среднем на душу населения денежные доходы в 2019 году увеличатся по сравнению с 2016 годом на 23,1% и составят 30,0 тыс. рублей.

Доля бедного населения существенно не изменится и составит в  2017 году 14,3%, в 2018 году с учетом увеличения стоимости потребительской корзины (в связи с введением новой потребительской корзины) увеличится до 14,5%. К концу прогнозируемого периода предполагается сокращение доли бедного населения до 14,2%.

 

Глава 4.8. Финансы организаций

 

В 2017 году вследствие возобновления положительной динамики в основных отраслях экономики прибыль организаций для целей налогообложения достигнет 16,2 млрд. рублей, превысив на 2,7% показатель 2016 года.

К концу прогнозного периода прибыль составит 16,8 млрд. рублей, превысив уровень 2016 года на 6,4%.

Рост прибыли будет обеспечен организациями обрабатывающих производств (металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева) и организациями, осуществляющими производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Глава 4.9. Труд и занятость

 

В среднесрочной перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения и занятых в экономике. По-прежнему будут сохраняться диспропорции спроса и предложения рабочей силы, низкая мобильность рабочей силы внутри региона на фоне растущей потребности региона в высококвалифицированных работниках. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будет выступать повышение уровня его производительности, содействие трудовой миграции граждан, а также увеличение экономической активности в отдельных возрастах (в том числе населения пенсионного и около пенсионного возраста).

В 2017 – 2019 годах при условии положительной динамики инвестиций в основной капитал и росте доходов населения основные показатели рынка труда начнут улучшаться.

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, на конец 2019 года снизится до 2,23 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит 0,71%. Коэффициент напряженности снизится до 0,7 человека на одну заявленную вакансию. (В редакции Постановления Администрации Костромской области от 29.05.2017 № 195-а) 

В прогнозном периоде особое значение будет уделяться реализации программ занятости, которые включают мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, организации профессионального обучения незанятых граждан в пенсионном возрасте, а также мероприятий по привлечению в регион трудовых ресурсов, включая соотечественников, проживающих за рубежом.

В сфере оплаты труда сохранится тенденция умеренного роста среднемесячной номинальной заработной платы в 2017 – 2019 годах (104,9% – 105,2%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников  организаций составит 23 984,6 рубля в 2017 году, к концу прогнозного периода увеличится на 15,9% по сравнению с 2016 годом и составит 26 493,3 рубля.

В 2018 – 2019 годах среднегодовые темпы роста реальной заработной платы перейдут в положительную область и составят к концу прогнозируемого периода 100,9%.

В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической активности в регионе. Заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации будет доведена в 2018 году до среднемесячного дохода от трудовой деятельности, сложившегося в области.

 

Глава 4.10. Демография

 

Демографическая ситуация в 2017 – 2019 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая сегодня определяет сокращение численности населения Костромской области. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения составят 0,3% – 0,4% ежегодно.

Сокращение числа женщин репродуктивного возраста не позволяет прогнозировать рост числа родившихся, в связи с чем коэффициент рождаемости к 2019 году не превысит 12,4 на 1 000 человек населения, коэффициент смертности сократится до 15,3 на 1 000 человек населения (против 15,5 на 1 000 человек населения  в 2016 году). Естественная убыль в 2019 году составит 2,9 промилле на 1 000 человек населения.

Вместе с тем сдерживанию темпов убыли населения будут способствовать принимаемые в Костромской области меры по стимулированию рождаемости (предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет; предоставление земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка; выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и др.), а также реализация мероприятий в рамках государственной программы Костромской области «Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года» (профилактика и лечение заболеваний, совершенствование системы охраны здоровья, материнства и детства, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Костромской области).

Глава 4.11. Социальная сфера

В целях обеспечения доступности и качества образования всех уровней разработана и реализуется государственная программа Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы».

 В регионе созданы условия для получения дошкольного, общего и профессионального образования, соответствующего государственным общеобразовательным программам.

Все дети в возрасте от трех лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, вместе с тем существует очередность на предоставление услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года № 42-ра «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» утвержден План мероприятий («дорожная карта»), которым предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций.  (В редакции Постановления Администрации Костромской области от 29.05.2017 № 195-а)

Предпринимаемые меры позволят повысить к 2019 году показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях до 717 мест на 1 000 детей в возрасте 1 – 6 лет.

В регионе увеличивается контингент учащихся в дневных общеобразовательных организациях. К концу прогнозного периода численность учащихся составит 72 тыс. человек (против 67,7 тыс. человек в 2016 году). В 2017 – 2019 годах планируется строительство школы на 120 учащихся в пос. Якшанга Поназыревского района.

Число обучающихся по программам среднего профессионального образования в прогнозном периоде сохранится на уровне 13,6 – 13,7 тыс. человек. В Костромской области предпринимаются меры по повышению наполняемости профессиональных образовательных организаций за счет развития заочной и очно-заочной форм обучения, а также реализации программ профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями.

В областных медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности обеспеченность больничными койками круглосуточных стационаров увеличится с 95,7 коек на 10 тыс. человек в 2016 году до 96,7 коек на 10 тыс. человек в 2019 году (за счет сокращения численности населения области). Коечный фонд медицинских организаций области соответствует нормативу.

Для удовлетворения потребностей населения Костромской области амбулаторно-поликлинической помощью в полном объеме, а также в связи с развитием профилактической помощи и диспансеризации населения планируется увеличение мощности амбулаторно-поликлинических организаций. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности увеличится с 270,4 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2016 году до 287 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2019 году. Вместе с тем дефицит мощности амбулаторно-поликлинической помощи в регионе сохранится.

В регионе на протяжении последних лет сохраняется дефицит врачей и среднего медицинского персонала. Доукомплектования требует амбулаторное звено.

В целях обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами в регионе реализуется подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Костромской области «Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года». Основным направлением по укомплектованию медицинских организаций медицинскими работниками является работа с образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, а также работа по повышению квалификации специалистов.

Обеспеченность населения врачами в медицинских организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности за прогнозный период увеличится с 37,1 человек на 10 тыс. населения в 2016 году до 38 человек на 10 тыс. населения в 2019 году, средним медицинским персоналом со 118,6 человек на 10 тыс. населения в 2016 году до 120,3 человек на 10 тыс. населения в 2019 году.

В прогнозном периоде планируется сохранение сети учреждений культуры (библиотек и учреждений культурно-досугового типа).  За счет сокращения численности населения Костромской области обеспеченность общедоступными библиотеками в 2019 году увеличится до 59,7 учреждений на 100 тыс. населения (против 59,2 в 2016 году), учреждениями культурно-досугового типа  до 59,6 учреждений на 100 тыс. населения в 2019 году (против 59  в 2016 году).

 

Глава 4.12. Охрана окружающей среды

 

Воздействие предприятий экономики на окружающую среду по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в прогнозном периоде будет сохранен на уровне 44,5 - 46,5 тыс. тонн в год.

Основным водопользователем в части забора воды из поверхностных водных объектов является филиал «Костромская ГРЭС» АО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация». В прогнозном периоде объем водопотребления прогнозируется с увеличением в среднем на 1,1% ежегодно.

 

Раздел V. Государственные программы Костромской области

Государственные программы Костромской области являются инструментом государственной политики, обеспечивающим достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития региона.

Основные параметры государственных программ Костромской области приведены в приложении № 2 к настоящему прогнозу.

 

 

Приложение № 1

 

к прогнозу социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ

прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год

и плановый период 2018 и 2019 годов

 

(В редакции Постановления Администрации Костромской области от 29.05.2017 № 195-а)

 

п/п

Показатели

Ед. изм.

Отчет

Оценка

Прогноз

2015

2016

2017

2018

2019

вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 1

вариант 2

вариант 3


Информация по документу
Читайте также