Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1099-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

25 декабря 2013 г.                                                                      № 1099-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого

автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 - 2020 годы»

 

 

В целях совершенствования программно-целевого планирования при реализации государственной политики в градостроительной сфере Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа  п о с т а н о в л я е т:

                   

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 - 2020 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ситникова А.В.

 

 

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                             Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 25 декабря 2013 года № 1099-П

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Обеспечение доступным и комфортным жильём населения

на 2014 – 2020 годы»

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент строительства и жилищной политики

Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы

департамент информационных технологий и связи

Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель Государственной программы

повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации

Задачи Государственной программы

1) стимулирование спроса на рынке доступного жилья, создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования для обеспечения повышения доступности жилья;

2) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) обеспечение роста объема строительства и ввода в эксплуатацию жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;

4) создание условий для формирования необходимого количества земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей

Сроки реализации Государственной программы

Государственная программа выполняется в один этап

2014 - 2020 годы

 

Показатели Государственной программы

1) годовой объем ввода в эксплуатацию жилья, в том числе:

- объем ввода жилья, соответствующего стандартам эконом-класса;

- объем ввода малоэтажного жилья (не более трех этажей);

- объем ввода многоэтажного жилья (более трех этажей);

2) обеспеченность населения жильем;

3) общая площадь жилых помещений, введенная в действие за год, в среднем на одного жителя автономного округа;

4) коэффициент доступности жилья для населения;

5) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;

6) количество семей, улучшивших жилищные условия по всем категориям граждан

Программно-целевые инструменты Государственной программы  

 

Подпрограммы

Подпрограмма 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»;

Подпрограмма 2 «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства»;

Подпрограмма 3 «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей»

Ресурсное обеспечение Государственной программы (тыс. рублей)

Общий объём финансирования –

107692157 тыс. руб.,

в т.ч. за счет средств:

федерального бюджета  – 103396 тыс. рублей;

местных бюджетов – 374931 тыс. рублей;

 внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –

14290200 тыс. рублей;

внебюджетных источников

(средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» – 650317 тыс. рублей

Объём финансирования Государственной программы, утверждённый законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению –

70476346 тыс. руб.

Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета –21796967 тыс. руб.

2014 год –

4775124 тыс. руб.

2014 год –

3428503 тыс. руб.

 

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –   33650 тыс. руб.

 

 

Справочно:

средства, планируемые из местных  бюджетов, – 23605 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –   908700 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ») –  

380666 тыс. руб.

 

 

2015 год –

16602284 тыс. руб.

2015 год –

3478672 тыс. руб.

2015 год –

12024065 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –  34438 тыс. руб.

 

 

Справочно: средства, планируемые из местных  бюджетов, –

23468 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –

908700 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ») –

132941 тыс. руб.

 

 

2016 год –

14387 659 тыс. руб.

2016 год –

3579000 тыс. руб.

2016 год –

9772902 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –   35308 тыс. руб.

 

 

Справочно: средства, планируемые из местных  бюджетов, –

23394 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –

908700  тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ») –

68355 тыс. руб.

 

 

2017 год –

16708442 тыс. руб.

2017 год –

13882342 тыс. руб.

 

Справочно: средства, планируемые из местных  бюджетов, – 

70745 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –        

2687000 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ») –

68355 тыс. руб.

 

 

2018 год –

17570953 тыс. руб.

2018 год –

14678079 тыс. руб.

 

Справочно: средства, планируемые из местных  бюджетов, –

74211 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –

2818663 тыс. руб.

 

 

2019 год –

18392845 тыс. руб.

2019 год –

15358220 тыс. руб.

 

Справочно: средства, планируемые из местных  бюджетов, –

77848 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –       

2956777 тыс. руб.

 

 

2020 год –

19254850 тыс. руб.

2020 год –

16071530 тыс. руб.

 

Справочно: средства, планируемые из местных  бюджетов, –

81660 тыс. руб.

 

 

Справочно: планируемые средства внебюджетных источников (собственные и заёмные средства граждан) –       

3101660 тыс. руб.

 

 

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

комплекс программных мер обеспечит

- ежегодное увеличение объемов жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе;

- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

- развитие инженерной инфраструктуры для жилищного строительства;

- увеличение притока частных инвестиций и кредитных ресурсов в жилищное строительство;

- повышение уровня доступности жилья для населения;

- укрепление положительных демографических тенденций в Ямало-Ненецком автономном округе.

Реализация Государственной программы обеспечит достижение следующих результатов:

- ввод в эксплуатацию в период с 2014 по 2020 годы        2707 тыс. м2 жилья;

- доведение уровня обеспеченности населения Ямало-Ненецкого автономного округа жильем к 2020 году до 21,4 м2/чел;

 

- улучшение жилищных условий для 13531 ямальской семьи

 

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого

 автономного округа

 

На конец 2012 года объем жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономного округа) составляет 10,302 млн. м2 общей площади или 17,2 тыс. жилых домов.

Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась более чем в два раза и составила к 2012году около 76 процентов жилищного фонда автономного округа.

Жилищная обеспеченность составляет 335 единиц на 1000 человек, что примерно на 21% меньше среднего уровня по Российской Федерации, средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 19,0  кв. метров на человека, что приблизительно на 18% меньше среднероссийского показателя.

С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.

В настоящее время сформированы предпосылки для решения наболевшего жилищного вопроса: сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений, созданы правовые условия для развития институтов долгосрочного кредитования.

Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в регионах России сыграл государственный институт развития – ОАО «АИЖК». Благодаря его деятельности средние и мелкие региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.

В 2011 году около 18% всех сделок на рынке жилья совершалось с использованием ипотечных кредитов, по итогам 2012 года доля ипотеки в сделках с жильем превысила 20%.

Динамика процентных ставок в России определялась в основном внешними факторами. По итогам 2008 года средневзвешенная ставка ипотечным кредитам, выданным в рублях, составляла 12,9%. В 2009 году, под действием мирового финансового кризиса она резко выросла и составила 14,3%. В 2010 – 2011 годах рынок активно восстанавливался – по итогам 2011 года средняя ставка по выданным ипотечным кредитам опустилась до уровня 11,9%, а объем выдаваемых ипотечных кредитов превысил докризисный уровень и в автономном округе составил 6,031 млрд. рублей.

Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», реализация которого началась в 2006 году. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали окружная целевая программа «Жилище» на 2006 – 2010 годы и окружная долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Комплекс программных мероприятий позволил добиться определенных успехов в решении проблем жилищной сферы.

Динамика ежегодного ввода жилых домов в нашем регионе характеризуется тенденцией устойчивого роста. В 2012 году введено 197,5 тыс. кв. метров жилья, что на 16,5% больше ввода жилья в 2011 году. При этом на 1 жителя автономного округа по итогам 2012 года введено 0,36 кв. метров жилья, что на 18,2% превышает уровень 2011 года. Ежегодно на территории автономного округа улучшают свои жилищные условия около 8% от общего числа очередников.

С целью выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством, ежегодно за счет средств как окружного, так и федерального бюджета направляются значительные объемы бюджетных ассигнований для предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и приобретения жилья в государственную (муниципальную) собственность с последующим его предоставлением нуждающимся гражданам установленных категорий. Ежегодно на территории автономного округа улучшают свои жилищные условия около 8% от общего числа очередников.

Однако, несмотря на определённые успехи, достигнутые в данной сфере, жилищная проблема в автономном округе остается по-прежнему острой, а ее решение – актуальным.

Так, на конец 2012 года 17,8 тыс. семей состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Не снижается острота проблемы, связанной с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда. На конец 2012 года объем ветхого и аварийного жилья составил 1210,5 тыс. м2, или 11,8% от общего объема жилищного фонда в автономном округе. В ветхом и аварийном жилье, по официальным статистическим данным, проживает 54,5 тыс. человек.

Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей – семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке и приводит к постоянному росту цен на него. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объема жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.

Существенным препятствием развития массового жилищного строительства является острый дефицит земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных системами инженерной и транспортной инфраструктуры.

Отсутствие крупных городов на территории автономного округа не дает возможности осуществлять комплексную застройку больших жилых массивов, что делает строительство инженерной инфраструктуры на свободных участках дорогостоящим, с крайне низкой скоростью возврата вложенных средств и, соответственно, совершенно не привлекательным, с точки зрения потенциальных инвесторов. Отсутствие развитой транспортной сети к городам и сельским поселениям автономного округа делает строительство объектов инженерной инфраструктуры еще более затратным.

Ограниченность бюджетов муниципальных образований в автономном округе не позволяет им за счет только собственных средств осуществлять строительство объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства и строительство автодорог к новым микрорайонам массовой застройки.

При этом строительство и модернизация сетей и сооружений коммунальной и транспортной инфраструктуры является важнейшим условием развития градообразующей базы и жилищного фонда поселений. Обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой, а также установление чётких и понятных правил подключения к инженерным системам влияет как на стоимость жилья (составляя в ней от 20 до 60%), так и на темпы прироста жилищного строительства.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, а также Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839 определены цели и приоритеты государственной политики в жилищной сфере.

Стратегической целью государственной жилищной политики до 2020 года является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Реализация этой стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

К приоритетным задачам, от решения которых зависит достижение стратегической цели, относятся:

1. Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе:

- формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

- обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой;

- развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе путем применения антимонопольных мер;

- совершенствование стандартизации и технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;

- стимулирование малоэтажной застройки.

2. Обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;

3. Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования;

4. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

 

II. Перечень мероприятий Государственной программы

 

Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач Государственной программы предусмотрена реализация трех подпрограмм, в том числе:

- Подпрограмма 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Подпрограмма 2 «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства»;

- Подпрограмма 3 «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей»;

Предусмотренные в рамках подпрограмм цели, задачи и мероприятия охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений развития жилищной сферы и в максимальной степени, будут способствовать достижению целей и конечных результатов Государственной программы.

Перечень мероприятий Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2020 годы»  и затраты на их реализацию приведены в таблице 1.

 

 


Таблица 1

 

Перечень

подпрограмм и программно–целевых инструментов Государственной программы

Ямало-Ненецкого автономного округа  «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2020 годы»

и затраты на их реализацию

 

п/п

Наименование ответственных исполнителей (соисполнителей) программы, подпрограмм

Объем финансирования (тыс. руб.)

всего

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

1

2

3

5

6

7

8

6

7

8

 

Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014–2020 годы», всего

107 692 157

4 775 124

16 602 284

14 387 659

16 708 442

17 570 953

18 392 845

19 254 850

в том числе

ответственный исполнитель – департамент строительства и жилищной политики автономного округа

107 564 647

4 775 124

16 542 284

14 336 149

16 704 442

17 566 953

18 388 845

19 250 850

Средства федерального бюджета

103 396

33 650

34 438

35 308

Средства окружного бюджета

70 460 346

3 428 503

3 478 672

3 579 000

13 878 342

14 674 079

15 354 220

16 067 530

Средства окружного бюджета (доп. потребность

к утвержденным лимитам)

21 685 457

11 964 065

9 721 392

Средства бюджетов муниципальных образований

374 931

23 605

23 468

23 394

70 745

74 211

77 848

81 660

Средства внебюджетных источников

14 290 200

908 700

908 700

908 700

2 687 000

2 818 663

2 956 777

3 101 660

Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ

650 317

380 666

132 941

68 355

68 355

соисполнитель – департамент информационных технологий и связи автономного округа

127 510

60 000

51 510

4 000

4 000

4 000

4 000

Средства окружного бюджета

16 000

4 000

4 000

4 000

4 000

Средства окружного бюджета (доп. потребность

к утвержденным лимитам)

111 510

60 000

51 510

1.1.

Подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», всего

79 462 456

4 393 148

12 466 510

10 182 546

12 348 780

12 745 675

13 347 330

13 978 467

в том числе:

ответственный исполнитель – департамент строительства и жилищной политики автономного округа

79 462 456

4 393 148

12 466 510

10 182 546

12 348 780

12 745 675

13 347 330

13 978 467

Средства федерального бюджета

103 396

33 650

34 438

35 308

Средства окружного бюджета

49 632 822

3 046 832

3 047 000

3 047 732

9 524 522

9 854 733

10 314 732

10 797 271

Средства окружного бюджета (доп. потребность

к утвержденным лимитам)

14 419 282

8 320 131

6 099 151

Средства бюджетов муниципальных образований

366 439

23 300

23 300

23 300

68 903

72 279

75 821

79 536

Средства внебюджетных источников

14 290 200

908 700

908 700

908 700

2 687 000

2 818 663

2 956 777

3 101 660

Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ

650 317

380 666

132 941

68 355

68 355

1.2.

Подпрограмма «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» – всего

24 897 726

188 993

3 508 396

3 743 294

3 878 425

4 323 805

4 522 955

4 731 858

в том числе

ответственный исполнитель – департамент строительства и жилищной политики автономного округа

24 770 216

188 993

3 448 396

3 691 784

3 874 425

4 319 805

4 518 955

4 727 858

Средства окружного бюджета

17 937 716

188 950

163 957

151 268

3 872 681

4 317 976

4 517 036

4 725 848

Средства окружного бюджета (доп. потребность

к утвержденным лимитам)

6 824 955

3 284 439

3 540 516

Средства бюджетов муниципальных образований

7 545

43

1 744

1 829

1 919

2 010

соисполнитель – департамент информационных технологий и связи автономного округа

127 510

60 000

51 510

4 000

4 000

4 000

4 000

Средства окружного бюджета

16 000

4 000

4 000

4 000

4 000

Средства окружного бюджета (доп. потребность

к утвержденным лимитам)

111 510

60 000

51 510

1.3.

Подпрограмма «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» –  всего

3 331 975

192 983

627 378

461 819

481 237

501 473

522 560

544 525

в том числе

ответственный исполнитель – департамент строительства и жилищной политики автономного округа

3 331 975

192 983

627 378

461 819

481 237

501 473

522 560

544 525

Средства окружного бюджета

2 889 808

192 721

267 715

380 000

481 139

501 370

522 452

544 411

Средства окружного бюджета (доп. потребность к утвержденным лимитам)

441 220

359 495

81 725

Средства бюджетов муниципальных образований

947

262

168

94

98

103

108

114


Информация по документу
Читайте также