Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Орловской области от 13.12.2016 № 585-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

13 декабря 2016 г.  № 585-р

г. Орёл

 

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р, и основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Орловской области от 2 декабря 2013 года№ 435-р:

1.  Утвердить прилагаемую Стратегию развития туристского кластера Орловской области.

2.  Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина и заместителя Председателя Правительства Орловской области по развитию инвестиционной деятельности – руководителя Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области С.Н. Филатова.

 

 

Исполняющий обязанности Председателя

Правительства Орловской области      А.Ю. Бударин

 

 

 

Приложение

 к распоряжению

Правительства Орловской области

от 13 декабря 2016 г. № 585-р

 

 

Стратегия развития туристского кластера

Орловской области

 

I. Общие положения Стратегии развития туристского кластера

Орловской области

 

1.1. Цель и задачи создания туристского кластера

 

Создание туристского кластера в Орловской области обосновано внедрением кластерного подхода в сфере развития внутреннего и въездного туризма. Это приоритетное направление политики Правительства Российской Федерации, обозначено в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» и государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы»

Территориально создание туристского кластера Орловской области охватывает географические границы региона и обусловлено наличием на территории Орловской области разнообразных туристско-рекреационных ресурсов и достаточной сетью предприятий индустрии туризма (участников кластера), способных скоординировать свою деятельность по созданию и продвижению туристского продукта.

Основная цель реализации Стратегии развития туристского кластера Орловской области (далее – Стратегия) предполагает формирование благоприятной среды для поступательного развития туристской отрасли на основе полноценной реализации туристско-рекреационного и историко-культурного потенциала Орловской области.

Для достижения главной целевой установки необходимо комплексно решить нескольких важнейших задач, касающихся осуществления программных мероприятий, а именно:

1) выявить приоритетные направления развития туризма на территории кластера посредством проведения анализа туристского потенциала региона;

2) дать характеристику туристско-рекреационных ресурсов Орловской области для отбора наиболее уникальных достопримечательностей, способных стать «ядром» кластера;

3) провести рейтинговую оценку туристских территорий (субкластеров) исходя из ключевых аспектов аттрактивности, в том числе выявить ключевые центры, включающие совокупность наиболее интересных и привлекательных достопримечательностей;

4) определить участников кластера, заинтересованных в повышении туристской активности в регионе и готовых взаимодействовать в рамках осуществления деятельности по внедрению и продвижению туристских продуктов кластера; участники, в свою очередь, должны представлять разноплановые предприятия туристкой индустрии;

5) разработать систему взаимодействия участников кластера на основе взаимовыгодного сотрудничества друг с другом и выявить при этом ключевые точки кооперации;

6) создать систему продвижения и реализации туристской продукции кластера, включающую конкретные направления маркетинговой политики Орловской области и участников кластера и способствующую выходу на новые рынки сбыта;

7) предложить ряд мероприятий рекламно-информационного характера для позиционирования кластера на всероссийском и международном уровнях;

8) разработать бренд и визуальное оформление кластера;

9) проработать актуальные инвестиционные проекты, предполагающие внедрение принципиально новых форм, стратегий и технологий предоставления и потребления туристского продукта, основанного на местном колорите, историческом прошлом и традициях Орловской области;

10) определить приоритетные направления сотрудничества в сфере туризма и в рамках продвижения кластера с руководством и туристскими администрациями соседних регионов;

11) охарактеризовать инновационные туристские продукты и технологии, способные вывести традиционные предложения на новый уровень, и определить наиболее привлекательные из них;

12) определить направления взаимодействия сотрудничества администрации Орловской области и кластера с образовательными и научными учреждениями региона в целях продуцирования туристских инноваций для развития кластера;

13) детально проработать финансовый механизм обеспечения стратегии кластера.

В рамках реализации Стратегии предполагается создание целостной территории, включающей совокупность туристско-рекреационных объектов, обуславливающих туристский потенциал территории кластера, и предполагающей кооперацию предприятий туристской индустрии для разработки и продвижения турпродукта региона на внутрироссийский и международный рынки и создание привлекательного имиджа Орловской области для потенциальных потребителей и инвесторов.

 

1.2. Сроки и целевые индикаторы создания и развития кластера

 

Стратегия рассчитана на 9 лет – до 2025 года – и реализуется в 3 этапа:

1-й этап – 2017 год;

2-й этап – 2018–2020 годы;

3-й этап – 2021–2025 годы.

1-й этап предполагает создание необходимых условий для формирования туристского кластера, подбор и заключение соглашения о сотрудничестве по созданию кластера с предприятиями туристской индустрии.

2-й этап подразумевает  реализацию организационных мероприятий по планированию и продвижению туристского кластера.

3-й этап направлен на достижение обозначенных в Стратегии точек роста целевых индикаторов и показателей.

В перечень целевых индикаторов развития кластера следует включить экономические показатели, утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации, на которые необходимо ориентироваться при реализации стратегии кластерного развития, а именно:

рост количества малых и средних предприятий, включенных в цепочки добавочной стоимости кластера;

рост объемов оказания услуг участников туристского кластера;

рост количества высокопроизводительных рабочих мест;

рост российских прямых частных инвестиций (приложение 1 к Стратегии).

Посредством проведения анализа ключевых показателей на разных этапах реализации Стратегии осуществляется контроль за достижением намеченных индикаторов. В результате проделанной работы принимается решение о корректировании технологических и организационных методик и непосредственно показателей кластера.

Следует отметить, что деятельность туристского кластера окажет влияние на туротрасль Орловской области в целом. Важными показателями эффективности отрасли туризма являются:

1) туристский поток;

2) количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения;

3) номерной фонд коллективных средств размещения;

4) количество койко-мест в коллективных средствах размещения;

5) количество туристских компаний в регионе;

6) налоговые отчисления в бюджет региона.

Планируемые показатели развития туротрасли с учетом деятельности на территории региона туристского кластера представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Показатели развития туротрасли Орловской области

на этапах реализации Стратегии

 

Наименование показателя

Единица измерения

2015 год (базовый период)

2017 год

2018–2020 годы, за последний год текущего периода

2021–2025 годы, за последний год текущего периода

Туристский поток

тыс. человек

340

396

499

734

Количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения

тыс. человек

111

129

164

240

Номерной фонд коллективных средств размещения

единиц

1709

1743

1849

2143

Количество койко-мест
в коллективных средствах размещения

единиц

3525

3595

3815

4422

Количество туристских компаний (на конец года), всего, в том числе занимаются:

единиц

113

113

115

117

 туроператорской деятельностью

единиц

7

7

9

11

турагентской деятельностью

единиц

106

105

103

103

Налоговые отчисления в бюджет области

млн рублей

127

154

205

200

 

Таким образом, к 2025 году планируется достичь следующих результатов:

1) ежегодного прироста количества посещений Орловской области (до 8 % ежегодно);

2) увеличения количества туристов, размещаемых в коллективных средствах размещения (на 50 % к 2025 году);

3) обновления и увеличения номерного фонда коллективных средств размещения (на 25 % к 2025 году);

4) увеличения количества туроператорских компаний, занимающихся приемом туристов (на 50 % к 2025 году);

5) увеличения налоговых отчислений в бюджет Орловской области от предприятий индустрии туризма (на 50 % к 2025 году).

 

1.3. Участники и инфраструктурное обеспечение туристского кластера

 

Участниками кластера, подписавшими соглашение о создании туристского кластера на территории Орловской области, являются предприятия индустрии туризма, которые можно условно разделить на группы:

1) якорный резидент;

2) гостиничные предприятия;

3) предприятия питания;

4) туроператорские компании;

5) турагентские компании;

6) учреждения культуры;

7) транспортные компании;

8) компании, предоставляющие услуги отдыха и развлечений;

9) образовательные учреждения;

10) прочие организации (схема 1).

 

Схема 1

Участники туристского кластера Орловской области

 

 

Якорным резидентом кластера станет филиал акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» «Туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН», включающий туристический многофункциональный комплекс, способный проводить на своих площадках крупные мероприятия делового характера и вмещающий до 2000 человек. Участники мероприятий, проводимых на базе комплекса, могут разместиться в гостиничном комплексе корпорации с номерным фондом, включающим в себя 291 номер. Также в мегакомплексе находятся: торговый центр, концертный зал, кинотеатр, зал «Виртуальная прогулка по Орлу», конгресс-холл, 5 ресторанов, салон красоты, spa-салон, spa-кафе, фитнес-центр, массажный центр, ночной клуб, боулинг-клуб, бильярдный клуб, парк развлечений, караоке-клуб, детский клуб, ледовая арена, спортивный центр и другие инфраструктурные элементы.

Якорный резидент кластера будет основным участником, объединяющим другие предприятия индустрии туризма в рамках событийных и деловых мероприятий.

Остальными участниками кластера являются:

1) гостиничные предприятия: гостиничный комплекс «Орел-отель», парк-отель «Мечта», гостиница «Ретротур», гостиничное подворье «Болховская старина», хостел «Хостелсити57»; государственное унитарное предприятие Орловской области «Орелпромэксплуатация» (гостиница «Дом лесника»);

2) предприятия питания: трактир «Пельменовъ», ресторан «Честер паб»;

3) туроператорские компании: «Сафари», «Кобальт-тур», «Меридиан-Орел», «Актив-Тур»;

4) Турагентские компании: «Орелтурист», «Открытый мир», «Туристика»; «ОрелТур».

5) учреждения культуры: «Музей коллекционных кукол», «Орловский музей изобразительных искусств», «Орловский краеведческий музей», «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева»;

6) транспортные компании: ИП Голубев В.В.;

7) компании, предоставляющие услуги отдыха и развлечений: парк круглогодичного отдыха «Горки», туристическая база «Лагуна», гостевой двор «Знаменская богатырская застава»;

8) образовательные учреждения: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Орловской области «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (далее также – ОГУ);

9) прочие организации: федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье», Орловская молодежная областная общественная организация инвалидов «Орловские родники», межрегиональная общественная организация «Академия безопасности и выживания» и другие.

Подробный перечень всех участников кластера представлен в приложении 2 к Стратегии.

С учетом значительной роли государственных органов власти в процессе формирования туристского кластера в системе взаимоотношений между участниками кластера представлены профильные органы власти Орловской области, осуществляющие общую координацию кластерного развития, к которым относятся Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области и Управление культуры и архивного дела Орловской области. Центр кластерного развития Орловской области обеспечивает необходимые условия для эффективного взаимодействия участников туристского кластера.

 

1.4. Ключевые показатели финансирования Стратегии

 

Для реализации Стратегии необходимо указать ключевые показатели ее финансирования, которые обусловлены спецификой кластера и особенностями взаимоотношений между его участниками. Обоснование и ключевые показатели финансирования стратегии можно представить лишь в отношении 1-го этапа, предусматривающего начальные мероприятия по созданию кластера. Такими показателями и мероприятиями будут являться: маркетинговые мероприятия, направленные на создание положительного образа и имиджа Орловской области; проведение обучающих тренингов, семинаров для участников кластера; проведение информационных кампаний в СМИ; разработка бизнес-планов и экономических обоснований участников кластера; участие резидентов кластера в выставочной деятельности на ключевых международных и всероссийских туристских выставках; работы по обеспечению соответствия продукции участников кластера необходимым требованиям для выхода на новые рынки сбыта; проведение круглых столов и семинаров для предприятий индустрии туризма; проведение мероприятий по разработке и актуализации программ инвестиционных проектов кластера и другие (таблица 2).

Таблица 2

 

Смета туристского кластера Орловской области на 2017 год

 

Наименование мероприятия

Рекомендуемая стоимость и ограничения*

Оплата услуг сторонних организаций и физических лиц

1.

Оказание маркетинговых услуг (проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ различных рынков, исходя из потребностей предприятий кластеров; разработка и продвижение зонтичных брендов региональных кластерах и т.п.), услуг по брендированию, позиционированию и продвижению новых продуктов (услуг) предприятий малого и среднего бизнеса (далее – МСП), являющихся участниками кластеров

Не более 150 тыс. рублей

2.

Организация и проведение обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних преподавателей (тренеров) в целях обучения сотрудников предприятий МСП, являющихся участниками кластеров

Не более 300 тыс. рублей на 1 мероприятие на условии софинансирования со стороны МСП *

3.

Проведение информационных кампаний в средствах массовой информации для предприятий МСП, являющихся участниками кластеров

Не более 500 тыс. рублей  в год и не более 100 тыс. рублей на 1 информационную кампанию на условии софинансирования со стороны МСП *

4.

Подготовка бизнес-планов, технико-экономических обоснований совместных кластерных проектов предприятий МСП, являющихся участниками кластеров

Не более  200 тыс. рублей на 1 кластерный проект на условии софинансирования со стороны МСП *

5.

Организация участия предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, на отраслевых российских и зарублейежных выставочных площадках (оплата организационного взноса, аренда выставочной площади и выставочного оборудования, застройка стенда)

Не более 1 млн. рублей в год на каждый кластер, не более 300 тыс. рублей на 1 российское мероприятие и не более 500 тыс. рублей. на 1 зарубежное мероприятие на условии софинансирования со стороны МСП *

6.

Организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта (разработка единых стандартов)

Не более 500 тыс. рублей на 1 товар (работу, услугу) на условии софинансирования со стороны МСП *

7.

Консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности для предприятий МСП, являющихся участниками кластеров

Не более 50 тыс. рублей на 1 услугу  на условии софинансирования со стороны МСП *

8.

Проведение вебинаров, круглых столов для предприятий МСП, являющихся участниками кластеров (подробно расшифровать)

Не более 100 тыс. рублей на 1 мероприятие

9.

Разработка или актуализация программ развития территориальных кластеров, технико-экономических обоснований инфраструктурных проектов кластера

Не более 1 000 тыс. рублей на разработку нового документа, не более 500 тыс. рублей на актуализацию

10.

Проведение установочной стратегической сессии

Не более 200 тыс. рублей

11.

Проведение отчетной стратегической сессии

Не более 200 тыс. рублей

12.

Организация программ обучения и  программ стажировок сотрудников ЦКР и управляющих компаний кластеров, в том числе за рубежом (стоимость проезда, питания и проживания оплачивается за счет статьи «Командировки» (п. 5) (подробно расшифровать)

Не более 50 тыс. рублей на 1 человека в Российской Федерации и не более 150 тыс. рублей на1 человека за рубежом

 

 

В ходе реализации Стратегии возможно привлечение частного капитала для осуществления инвестиционных проектов, представленных в разделе III Cтратегии, ключевые показатели финансирования которых предполагают формирование отдельной проектной документации.

______________

 

*Точная стоимость мероприятия будет утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации в I квартале 2017 года.

 

II. Маркетинговый план создания туристского кластера

Орловской области

 

2.1. Предпосылки создания туристского кластера на территории Орловской области

Объективной предпосылкой создания туристско-рекреационного кластера на территории Орловской области является «Ромб конкуренции», который включает в себя факторные условия, условия внутреннего спроса,

родственные и поддерживающие отрасли, структуру и стратегию фирм-участников кластера, внутриотраслевую конкуренцию.

В рамках конкретных предпосылок и факторов создания туристско-рекреационного кластера в первую очередь выделяются следующие факторы, характеризующие спрос на туристские продукты и услуги в Орловской области:

1) близость расположения Орловской области к столичному региону (доступность объектов туристского интереса для большого количества потенциальных туристов из столичного региона);

2) площадь областного центра, города Орла, которая составляет 127 км2 (небольшие расстояния между объектами туристского интереса позволят за сравнительно небольшой временной промежуток посетить основные достопримечательности и культурные центры города).

3) наличие национального природного парка «Орловское Полесье». Национальный парк «Орловское полесье» расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году в целях сохранения уникального сообщества южно-русской тайги и занимает 77 745 га. Хвойные и хвойно-широколиственные леса, перемежающиеся участками лесостепной растительности, придают ландшафтам неповторимое своеобразие.

На территории национального парка представлены более 900 видов растений и более 270 видов позвоночных животных, из которых 23 вида растений и 89 видов животных занесены в Красные книги разных уровней.

Одним из основных направлений деятельности национального парка, которое ведется с 1996 года, является формирование устойчивой вольной популяции европейского зубра в рамках Программы сохранения зубров в России.

4) наличие государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» – уникального памятника культуры, единственного в России мемориального музея великого русского писателя.

Судьба тургеневского родового гнезда после смерти великого писателя складывалась драматически. Сама усадьба и прилегающие к ней земли были сданы в аренду. Не ремонтировался и не отапливался опустевший дом, разрушались хозяйственные постройки. Тургеневские рукописи и документы, фамильные портреты и семейные реликвии разошлись по наследникам. Многое исчезло безвозвратно. В январе 1906 года тургеневский дом был уничтожен пожаром. Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев – Галаховых – заблаговременно были вывезены и сохранены спасские библиотека и мебель. Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, оказался бессильным в остановке процесса ее запустения.

Музей-усадьба И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

По своему значению музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» – один из крупнейших литературных мемориальных комплексов России. Ежегодно музей-заповедник принимает более 130 тысяч посетителей;

5) народные промыслы Орловской области, традиционно развитые в регионе и характеризующие этнографические особенности территории как туристского центра.

Так, на Орловщине по-прежнему мастера народного искусства владеют техникой вышивания «Орловский спис», плетения мценского кружева, создания плешковской и чернышенской игрушек из глины, изготовления чернолощеной посуды из распоповской глины, плетения из лозы, соломки и так далее. Мастера Орловской области известны своими традициями, уходящими в глубину веков. Огромную роль в сохранении и развитии этих традиций имеет личность мастера;

6) предприятия сервиса. Орловская область обладает существенным потенциалом для развития туризма. Сегодня в отрасли работает 7 туроператорских компаний, 107 туристских агентств, 23 гостиничных хозяйства, 4 санатория, пансионат, ряд детских оздоровительных центров и туристских баз. Общий номерной фонд составляет порядка 1709 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 3525 человек.

 На современном этапе в рамках туристского рынка Орловской области целесообразно выделить пять наиболее перспективных рынков: cобытийный туризм, активный и экологический туризм, культурно-познавательный туризм, интерактивный туризм, паратуризм (социальный, ориентированный на потребителей с физическими ограничениями) (таблица 3).

 

Таблица 3

Перспективные рынки туризма

I. Событийный туризм

Цель

Увеличение рынка на 50 % к 2025году

Рынки

Event-агентства, волонтеры, рынок сувенирной продукции, частные охранные предприятия, новые инфраструктурные объекты: кемпинги, кейтеринги

Технологии

IT-технологии

Ресурсы

Интеллектуальная собственность: проектная деятельность, разработка мероприятий.

Инвестиции: бюджетные, частные.

Стандарты: общественной безопасности, классификации гостиниц, сервиса и обслуживания.

Научная инфраструктура: профильные кадры вузов и научно-исследовательских институтов.

Законодательство: региональные программы развития туризма, федерально-целевые программы,  ФЗ 132 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Кадры и система образования: режиссеры, актеры, деятели культуры, научные сотрудники;  повышение квалификации персонала

Институты

Государственные институты: Правительство Орловской области.

Институты развития: общественные организации.

Профессиональные предпринимательские сообщества.

Центры детского развития: хореографические школы, дома культуры, музеи, школы.

Институты общественной поддержки и коммуникации: СМИ, выставки, социальные сети

2017 год

2018–2020 годы

2021–2025 годы

Проекты

1. Фестиваль «Русские усадьбы»

2. Фестиваль экстремальных видов спорта

3. Праздник хлеба «Орловский каравай»

1. Орловский бой, реконструкция и проведение международных соревнований»

2. Православная ярмарка в Болхове

3. Неделя литературы в Орле

4. Фермерский фестиваль

5. Фестиваль современной музыки

1. Реконструкция Орловской крепости

2. Этнографический праздник (Полесье, Богатырская застава)

 

Технологии

Создание единого информационного портала, разработка брендбука событий, карты туриста, разработка положений о проведении мероприятий, регистрация брендов Орловской области, схема взаимодействия с метрополией, создание календаря событий, событийный сувенир, pr-технологии, технологии обеспечения безопасности на мероприятии

3D-визуализация, лазерное моделирование

Законода-тельная инициатива

предложения о продлении федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 годы) (далее также – ФЦП), включение программных мероприятий в ФЦП, внесение изменений в законодательство Орловской области о бюджете

II. Активный и экологический туризм

Цели

1. 20 тысяч туристов к 2025 году.

2. увеличение прибыли на 30 %.

3. 10 рабочих мест

Рынки

Event-агентства, рынок сувенирной продукции, волонтеры, частные охранные предприятия, новые инфраструктурные объекты: кемпинги, кейтеринг

Технологии

IT-технологии

Ресурсы

1. Интеллектуальная собственность (знания, опыт гидов, экскурсоводов).

2. Инвестиции 2-3 млрд рублей. (в том числе 1 млрд – федеральные субсидии на проведение электричества, газа, строительство дорог).

3. Стандарты (гостиничное дело, сертификация, ГОСТы, пожарные требования).

4. Научная инфраструктура (источник научных исследований в области рекреации).

5. Законодательство (Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

6. Кадры (инструкторы, экскурсоводы, повара, водители, горничные, спасатели, медицинские работники).

7. Повышение квалификации персонала

Институты

1. Госинституты (Министерство культуры Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации).

2. Образовательные учреждения (ОГУ, Орловский спортивный техникум, медицинский институт Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, Орловский государственный институт искусств и культуры (далее также - ОГИИиК).

3. Центры детско-юношеского туризма (кружки, клубы, секции).

4. Банковские и инвестиционные учреждения

2017 год

2018–2020 годы

2021–2025 годы

Проекты

1. Создание эко-деревни.

2. Создание организационного центра инвестиционных проектов.

3. Разработка туров малопосещаемых мест (реестра малопосещаемых мест).

4. Создание центров активного отдыха (разработка веломаршрутов, водных маршрутов, посещение мест произрастания вековых деревьев).

5. Создание он-лайн платформы по продаже туров.

6. Проектирование велодорожного пути

Создание сети сельских гостевых домов, создание инфраструктуры (благоустройство малопосещаемых мест), создание сети кемпингов, транспортной базы,  причалов)

Создание франшизы, образовательного центра, региональной сети велодорожек

Технологии

1. On-line бронирование.

2. Интерактивная программа.

3. Обучение.

4. Интернет-продвижение, СМИ.

5. Налоговые преференции.

6. Софинансирование при участии государственных учреждений.

7. Программы по регистрации земельных участков.

8. Интернет-визуализация, медийные, интернет-технологии.

9. Образовательные технологии.

10. Интерактивные технологии.

11.Участие в федеральных грантах

Законодательная инициатива

Законодательство Российской Федерации по интеллектуальной собственности,  перевод земель в рекреацию, законодательство о сельском эко-туризме, выведение земель из федеральной собственности под объекты туризма

III. Культурно-познавательный туризм

Цели

1. 85 % внутренние туристы, 80 % российские туристы, иностранные туристы,  100 % школьники.

2. Актуализация ценностей искусства и культуры

Рынки

Гостиницы, музеи, сувениры, кафе, рестораны, театры, транспорт, туроператоры, развлекательные комплексы

Технологии

Online-технологии, мультимедийные ресурсы, туристский информационный центр (далее – ТИЦ), интерактив, информационное и рекламное оповещение, система льгот, события, фестивали

Ресурсы

1. Соответствие уровня качества предоставляемых услуг.

2. Научный потенциал музеев.

3. Государственная финансовая поддержка.

4. СМИ.

5. Авторские методики экскурсионного обслуживания.

6. Меценаты, спонсоры.

7. Партнерство между организациями и учреждениями,

8. Государственные программы образовательных учреждений

Институты

Управление культуры и архивного дела Орловской области, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Центр кластерного развития, профсоюзы

2017 год

2018–2020 годы

2021–2025 годы

Проекты

1. Разработка online-платформы по аккумулированию и продвижению туристических маршрутов в форме квестов.

2. Разработка проекта «Клуб у Алисы» на базе музея кукол.

3. Разработка информационной online-платформы (единого окна) по формированию турпакетов в Орловском полесье

Разработка мобильных приложений для участников квестов

Создание сети квестов по всей Орловской области

Технологии

1. Online-технологии.

2. pr-компании в рамках кластера.

3. рекламная печатная продукция.

4. сувенирная продукция для квестов (карты, пазлы, подарки).

5. услуги переводчиков

Законодательная инициатива

Внесение изменений в законодательство Орловской области о бюджете

IV. Интерактивный туризм

Цели

1. Увеличение туристского потока за счет качества и спектра оказываемых услуг на 20 %.

2. Эмоциональное восприятие туристами мероприятия через непосредственное участие в нем

Рынки

Событийный туризм, активный эко-туризм, паратуризм, культурно-познавательный туризм, этнотуризм.

Смежные сферы: специализированные средства размещения, реклама, народные ремесла, сувенирная продукция, сельское хозяйство, личное подсобное хозяйство, легкая промышленность, транспорт, фото- и видео-съемка, полиграфия, реклама, страхование.

Инфраструктура: разработка программ развития интерактивного туризма, организация методологического обеспечения, создание межрегионального обучающего центра, интерактивные системы в музеях, архитектурно-ландшафтный дизайн, информационно-логистическая инфраструктура, дорожная и транспортная инфраструктура, профессиональное технологическое оборудование, строительный сектор

Технологии

Информационные, образовательные, коммуникационные технологии, разработка методик, стандартов, регламентов, PR-технологии

Ресурсы

Правообладание методологией интерактивного туризма (франшиза), федеральная программа развития туристских кластеров, стандарты по всем видам услуг.

Научная инфраструктура: ОГУ, ОГИИиК, службы занятости населения

Институты

1. Законодательство (разработка закона, обеспечивающего безопасность туристов, страхование на массовых мероприятиях).

2. Кадры (необходимо профессиональное технологическое образование, волонтёры).

3. Институты развития: Агентство стратегических инициатив, торгово-промышленная палата, система некоммерческих организаций, Отраслевой союз Нейронет.

4. Профессиональные производственные сообщества: профессиональные ассоциации, саморегулируемые организации, центры детского развития.

5. Институты общественной поддержки: общественная палата, общественные организации в научной, образовательной сфере, СМИ, социальные сети

2017 год

2018–2020 годы

2021–2025 годы

Проекты

1. Литературный тур (музейный интерактив, мастер классы + инновации).

2. Этнотуризм в Богатырской заставе.

3. Исторические реконструкции.

4. Агротур на базе частных ферм с погружением в сельскую среду

1. Создание ресурсного центра.

2. Создание маршрутной карты «Круглогодичный этномаршрут на базе Орловского полесья».

3. Литературный тур с использованием квестов по произведениям писателей орловцев.

4. Маршрутная карта по гидросооружениям Дмитровского района

1. Франшиза «Интерактивный туризм»

Этномир/ Российские промыслы.

2. Создание деревни «Соловей разбойник» на базе Орловского полесья

3. Агродеревня (комплексный проект)

Технологии

Создание единого информационного портала, разработка брендбука событий, карта туриста, разработка положений о проведении мероприятий, регистрация брендов Орловской области, схема взаимодействия с метрополией, создание календаря событий, событийный сувенир, pr-технологии, технологии обеспечения безопасности на мероприятии, разработка стандарта «Интерактивный туризм», создание IT платформы, разработка методологий, стандартов, регламентов интерактивного туризма, подготовка кадров,

создание контактных зоопарков, создание франшизы интерактивного туризма, масштабирование проектов: промополиграфия, общественные коммуникации

Законодательная инициатива

Предложения о продлении ФЦП, включение программных мероприятий в ФЦП, внесение изменений в законодательство Орловской области о бюджете, поправки в страховое законодательство, разработка программ по развитию и поддержке инвестиционной деятельности в сфере туризма

V. Паратуризм

Цель

1. Туризм, доступный для всех.

2. Расширение рынков: 10 % от общего турпотока

Рынки

Все виды туризма, реабилитация

Технологии

Технологии и производство средств доступа к турпродуктам, разработка средств доступа (НИОКР)

Ресурсы

1. Государственные программы в области доступной среды.

2. Информационная среда: платформы, портал, базы данных по турпродукту, создание адаптированного продукта.

3. Соблюдение существующих стандартов, доработка.

4. Реформа законодательства, налоговые льготы, субсидии;

5. Адаптированный персонал, волонтеры.

6. Госинвестиции в инфраструктуру, долгосрочное кредитование

Институты

1. Агентство стратегических инициатив.

2. Департамент здравоохранения.

3. Министерство культуры Российской Федерации.

4. Некоммерческие и религиозные организации

5. Государственно-частное партнерство, частные инвестиции, благотворительные фонды.

6. ОГУ, ОГИИиК, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

7. Создание фондов, предусматривающих софинансирование туристических услуг для инвалидов.

8. Управление труда и занятости Орловской области.

9. Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства Орлвоской области.

10. Благотворительные организации.

11. Детско-юношеская спортивная школа с возможными занятиями для инвалидов.

12. Центры детского развития.

13. Социальные сети.

14. Международные институты (обмен опытом)

2017 год

2018–2020 годы

2021–2025 годы

Проекты

1. Ежегодный народный фестиваль «Дуга освобождения в г. Орле».

2. Организация маршрута партизанские тропы в Орловском полесье.

3. Подворье Радонище

Орловское полесье.

4. Возрождение Орловского детинца на месте ладейного подворья.

5. Тур «выработка адреналина для снятия депрессии».

6. Создание сертифицированной площадки для сдачи норм ГТО  на базе парка-отеля «Мечта».

7. «Город мастеров» на базе Знаменской богатырской заставы.

8. Царство Кащеево, программа для детей

 

1. Реабилитация детей с ДЦП на базе парка-отеля «Мечты»

2. Тур для слепо-глухих

3. Создание терренкуров в Орловской области (Мечта, Орловское полесье).

4. Зоопитомник на базе Знаменской богатырской заставы.

5. Серфклуб на базе Мечты

6. Проект Парк Мечты (создание парка активного отдыха с инфраструктурой для детей и взрослых)

7. Построение крепости на р. Гать и причала для реконструкций древней Руси, театрализованные представления под открытым небом

1. Проект «Орловщина доступная для всех» (комплекс мероприятий для организации среды людей с ограниченными возможностями)

2. Проект «Ратное поле» на базе Богатырской заставы

3. Проект «Сабуровская крепость» (Копия Царьградской крепости)

 

 

Технологии

Информационная платформа

Законодательная инициатива

Льготные кредиты, субсидии из регионального бюджета, налоговые льготы, программа по организации турмашрутов для лиц с ограниченными возможностями, государственно-частное партнерство, компенсация затрат на услуги инвалидам

Для наиболее верного прогнозирования результатов деятельности туристского кластера необходимо проанализировать сильные и слабые стороны туристской сферы Орловской области, а также потенциальные угрозы и возможности, которые возникают  вследствие формирования кластера. Сводный анализ представлен в таблице 4.

 

Таблица 4

SWOT-анализ формирования туристского кластера Орловской области

 

Внутренняя среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внешняя  среда

ВОЗМОЖНОСТИ:

1) повышение производительности входящих в кластер фирм и отраслей;

2) увеличение инновационного потенциала, создание новых инновационных проектов;

3) включение туристских объектов Орловской области в каталоги туристских агентств других регионов;

4) получение федеральной поддержки на реализацию инвестиционных проектов в рамках туристского кластера;

5) увеличение объема продаж брендовой и сувенирной продукции региона;

6) разработка новых туристских маршрутов, туристских продуктов, проектов, в том числе всесезонных

УГРОЗЫ:

1) потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса;

2) конкуренция со стороны других туристских центров России;

3) разрушение памятников истории и культуры вследствие недостаточности мер по их сохранности;

4) недостаток собственных финансовых средств

и инвестиционных ресурсов;

5) низкое качество

и однообразие продукта. 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1) наличие уникальных памятников истории и культуры;

2) выгодное экономико-географическое положение (территориальная близость к Москве);

3) высокая транспортная доступность;

4) наличие культурно-исторического наследия (разнообразия народных туров, фольклорной и исторической традиций, наличие народных промыслов);

5) наличие качественной продовольственной продукции (хлеб, молоко и молочные продукты масло мясо);-

6) развитая нормативно-правовая база;

7) полный спектр предлагаемых туристских продуктов, возможных на территории региона;

8) наличие на территории региона экологически чистых природных зон (Орловское Полесье, «Спасское-Лутовиново»);

9) опыт проведения в регионе выставок, фестивалей, ярмарок;

10) высокий научный образовательный потенциал

Реализация возможностей

Создание брендового, всесезонного туристского продукта с акцентом на качестве продукции

Способы снижения угроз

Привлечение и удержание потребителей туристских услуг от перехода к конкуренту посредством информирования их об уникальности и высоком качестве продукции

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

1) недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры для привлечения туристов;

2) недостаточное развитие объекта индустрии развлечений;

3) недостаточный уровень развития инфраструктуры придорожного сервиса;

4) неудовлетворительное состояние дорожной сети;

5) отсутствие чёткого позиционирования туристских объектов области, недостаточное рекламно- информационное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;

6) низкий уровень благоустройства региона

Трудности в реализации возможностей

Недостаточное внимание органов власти к инфраструктуре города Орла и Орловской области.

Недостаточное рекламно- информационное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках

Значительные опасности

Недостаток финансирования развития туристской инфраструктуры


Информация по документу
Читайте также