Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Орловской области от 13.12.2016 № 585-рПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 13 декабря 2016 г. № 585-р г. Орёл В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р, и основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Орловской области от 2 декабря 2013 года№ 435-р: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туристского кластера Орловской области. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина и заместителя Председателя Правительства Орловской области по развитию инвестиционной деятельности – руководителя Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области С.Н. Филатова. Исполняющий обязанности Председателя Правительства Орловской области А.Ю. Бударин Приложение к распоряжению Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 г. № 585-р Стратегия развития туристского кластера Орловской области I. Общие положения Стратегии развития туристского кластера Орловской области 1.1. Цель и задачи создания туристского кластера Создание туристского кластера в Орловской области обосновано внедрением кластерного подхода в сфере развития внутреннего и въездного туризма. Это приоритетное направление политики Правительства Российской Федерации, обозначено в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» и государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы» Территориально создание туристского кластера Орловской области охватывает географические границы региона и обусловлено наличием на территории Орловской области разнообразных туристско-рекреационных ресурсов и достаточной сетью предприятий индустрии туризма (участников кластера), способных скоординировать свою деятельность по созданию и продвижению туристского продукта. Основная цель реализации Стратегии развития туристского кластера Орловской области (далее – Стратегия) предполагает формирование благоприятной среды для поступательного развития туристской отрасли на основе полноценной реализации туристско-рекреационного и историко-культурного потенциала Орловской области. Для достижения главной целевой установки необходимо комплексно решить нескольких важнейших задач, касающихся осуществления программных мероприятий, а именно: 1) выявить приоритетные направления развития туризма на территории кластера посредством проведения анализа туристского потенциала региона; 2) дать характеристику туристско-рекреационных ресурсов Орловской области для отбора наиболее уникальных достопримечательностей, способных стать «ядром» кластера; 3) провести рейтинговую оценку туристских территорий (субкластеров) исходя из ключевых аспектов аттрактивности, в том числе выявить ключевые центры, включающие совокупность наиболее интересных и привлекательных достопримечательностей; 4) определить участников кластера, заинтересованных в повышении туристской активности в регионе и готовых взаимодействовать в рамках осуществления деятельности по внедрению и продвижению туристских продуктов кластера; участники, в свою очередь, должны представлять разноплановые предприятия туристкой индустрии; 5) разработать систему взаимодействия участников кластера на основе взаимовыгодного сотрудничества друг с другом и выявить при этом ключевые точки кооперации; 6) создать систему продвижения и реализации туристской продукции кластера, включающую конкретные направления маркетинговой политики Орловской области и участников кластера и способствующую выходу на новые рынки сбыта; 7) предложить ряд мероприятий рекламно-информационного характера для позиционирования кластера на всероссийском и международном уровнях; 8) разработать бренд и визуальное оформление кластера; 9) проработать актуальные инвестиционные проекты, предполагающие внедрение принципиально новых форм, стратегий и технологий предоставления и потребления туристского продукта, основанного на местном колорите, историческом прошлом и традициях Орловской области; 10) определить приоритетные направления сотрудничества в сфере туризма и в рамках продвижения кластера с руководством и туристскими администрациями соседних регионов; 11) охарактеризовать инновационные туристские продукты и технологии, способные вывести традиционные предложения на новый уровень, и определить наиболее привлекательные из них; 12) определить направления взаимодействия сотрудничества администрации Орловской области и кластера с образовательными и научными учреждениями региона в целях продуцирования туристских инноваций для развития кластера; 13) детально проработать финансовый механизм обеспечения стратегии кластера. В рамках реализации Стратегии предполагается создание целостной территории, включающей совокупность туристско-рекреационных объектов, обуславливающих туристский потенциал территории кластера, и предполагающей кооперацию предприятий туристской индустрии для разработки и продвижения турпродукта региона на внутрироссийский и международный рынки и создание привлекательного имиджа Орловской области для потенциальных потребителей и инвесторов. 1.2. Сроки и целевые индикаторы создания и развития кластера Стратегия рассчитана на 9 лет – до 2025 года – и реализуется в 3 этапа: 1-й этап – 2017 год; 2-й этап – 2018–2020 годы; 3-й этап – 2021–2025 годы. 1-й этап предполагает создание необходимых условий для формирования туристского кластера, подбор и заключение соглашения о сотрудничестве по созданию кластера с предприятиями туристской индустрии. 2-й этап подразумевает реализацию организационных мероприятий по планированию и продвижению туристского кластера. 3-й этап направлен на достижение обозначенных в Стратегии точек роста целевых индикаторов и показателей. В перечень целевых индикаторов развития кластера следует включить экономические показатели, утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации, на которые необходимо ориентироваться при реализации стратегии кластерного развития, а именно: рост количества малых и средних предприятий, включенных в цепочки добавочной стоимости кластера; рост объемов оказания услуг участников туристского кластера; рост количества высокопроизводительных рабочих мест; рост российских прямых частных инвестиций (приложение 1 к Стратегии). Посредством проведения анализа ключевых показателей на разных этапах реализации Стратегии осуществляется контроль за достижением намеченных индикаторов. В результате проделанной работы принимается решение о корректировании технологических и организационных методик и непосредственно показателей кластера. Следует отметить, что деятельность туристского кластера окажет влияние на туротрасль Орловской области в целом. Важными показателями эффективности отрасли туризма являются: 1) туристский поток; 2) количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения; 3) номерной фонд коллективных средств размещения; 4) количество койко-мест в коллективных средствах размещения; 5) количество туристских компаний в регионе; 6) налоговые отчисления в бюджет региона. Планируемые показатели развития туротрасли с учетом деятельности на территории региона туристского кластера представлены в таблице 1. Таблица 1 Показатели развития туротрасли Орловской области на этапах реализации Стратегии
Таким образом, к 2025 году планируется достичь следующих результатов: 1) ежегодного прироста количества посещений Орловской области (до 8 % ежегодно); 2) увеличения количества туристов, размещаемых в коллективных средствах размещения (на 50 % к 2025 году); 3) обновления и увеличения номерного фонда коллективных средств размещения (на 25 % к 2025 году); 4) увеличения количества туроператорских компаний, занимающихся приемом туристов (на 50 % к 2025 году); 5) увеличения налоговых отчислений в бюджет Орловской области от предприятий индустрии туризма (на 50 % к 2025 году). 1.3. Участники и инфраструктурное обеспечение туристского кластера Участниками кластера, подписавшими соглашение о создании туристского кластера на территории Орловской области, являются предприятия индустрии туризма, которые можно условно разделить на группы: 1) якорный резидент; 2) гостиничные предприятия; 3) предприятия питания; 4) туроператорские компании; 5) турагентские компании; 6) учреждения культуры; 7) транспортные компании; 8) компании, предоставляющие услуги отдыха и развлечений; 9) образовательные учреждения; 10) прочие организации (схема 1). Схема 1 Участники туристского кластера Орловской области Якорным резидентом кластера станет филиал акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» «Туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН», включающий туристический многофункциональный комплекс, способный проводить на своих площадках крупные мероприятия делового характера и вмещающий до 2000 человек. Участники мероприятий, проводимых на базе комплекса, могут разместиться в гостиничном комплексе корпорации с номерным фондом, включающим в себя 291 номер. Также в мегакомплексе находятся: торговый центр, концертный зал, кинотеатр, зал «Виртуальная прогулка по Орлу», конгресс-холл, 5 ресторанов, салон красоты, spa-салон, spa-кафе, фитнес-центр, массажный центр, ночной клуб, боулинг-клуб, бильярдный клуб, парк развлечений, караоке-клуб, детский клуб, ледовая арена, спортивный центр и другие инфраструктурные элементы. Якорный резидент кластера будет основным участником, объединяющим другие предприятия индустрии туризма в рамках событийных и деловых мероприятий. Остальными участниками кластера являются: 1) гостиничные предприятия: гостиничный комплекс «Орел-отель», парк-отель «Мечта», гостиница «Ретротур», гостиничное подворье «Болховская старина», хостел «Хостелсити57»; государственное унитарное предприятие Орловской области «Орелпромэксплуатация» (гостиница «Дом лесника»); 2) предприятия питания: трактир «Пельменовъ», ресторан «Честер паб»; 3) туроператорские компании: «Сафари», «Кобальт-тур», «Меридиан-Орел», «Актив-Тур»; 4) Турагентские компании: «Орелтурист», «Открытый мир», «Туристика»; «ОрелТур». 5) учреждения культуры: «Музей коллекционных кукол», «Орловский музей изобразительных искусств», «Орловский краеведческий музей», «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева»; 6) транспортные компании: ИП Голубев В.В.; 7) компании, предоставляющие услуги отдыха и развлечений: парк круглогодичного отдыха «Горки», туристическая база «Лагуна», гостевой двор «Знаменская богатырская застава»; 8) образовательные учреждения: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Орловской области «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (далее также – ОГУ); 9) прочие организации: федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье», Орловская молодежная областная общественная организация инвалидов «Орловские родники», межрегиональная общественная организация «Академия безопасности и выживания» и другие. Подробный перечень всех участников кластера представлен в приложении 2 к Стратегии. С учетом значительной роли государственных органов власти в процессе формирования туристского кластера в системе взаимоотношений между участниками кластера представлены профильные органы власти Орловской области, осуществляющие общую координацию кластерного развития, к которым относятся Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области и Управление культуры и архивного дела Орловской области. Центр кластерного развития Орловской области обеспечивает необходимые условия для эффективного взаимодействия участников туристского кластера.
1.4. Ключевые показатели финансирования Стратегии Для реализации Стратегии необходимо указать ключевые показатели ее финансирования, которые обусловлены спецификой кластера и особенностями взаимоотношений между его участниками. Обоснование и ключевые показатели финансирования стратегии можно представить лишь в отношении 1-го этапа, предусматривающего начальные мероприятия по созданию кластера. Такими показателями и мероприятиями будут являться: маркетинговые мероприятия, направленные на создание положительного образа и имиджа Орловской области; проведение обучающих тренингов, семинаров для участников кластера; проведение информационных кампаний в СМИ; разработка бизнес-планов и экономических обоснований участников кластера; участие резидентов кластера в выставочной деятельности на ключевых международных и всероссийских туристских выставках; работы по обеспечению соответствия продукции участников кластера необходимым требованиям для выхода на новые рынки сбыта; проведение круглых столов и семинаров для предприятий индустрии туризма; проведение мероприятий по разработке и актуализации программ инвестиционных проектов кластера и другие (таблица 2). Таблица 2 Смета туристского кластера Орловской области на 2017 год
В ходе реализации Стратегии возможно привлечение частного капитала для осуществления инвестиционных проектов, представленных в разделе III Cтратегии, ключевые показатели финансирования которых предполагают формирование отдельной проектной документации. ______________ *Точная стоимость мероприятия будет утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации в I квартале 2017 года. II. Маркетинговый план создания туристского кластера Орловской области
2.1. Предпосылки создания туристского кластера на территории Орловской области Объективной предпосылкой создания туристско-рекреационного кластера на территории Орловской области является «Ромб конкуренции», который включает в себя факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структуру и стратегию фирм-участников кластера, внутриотраслевую конкуренцию. В рамках конкретных предпосылок и факторов создания туристско-рекреационного кластера в первую очередь выделяются следующие факторы, характеризующие спрос на туристские продукты и услуги в Орловской области: 1) близость расположения Орловской области к столичному региону (доступность объектов туристского интереса для большого количества потенциальных туристов из столичного региона); 2) площадь областного центра, города Орла, которая составляет 127 км2 (небольшие расстояния между объектами туристского интереса позволят за сравнительно небольшой временной промежуток посетить основные достопримечательности и культурные центры города). 3) наличие национального природного парка «Орловское Полесье». Национальный парк «Орловское полесье» расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году в целях сохранения уникального сообщества южно-русской тайги и занимает 77 745 га. Хвойные и хвойно-широколиственные леса, перемежающиеся участками лесостепной растительности, придают ландшафтам неповторимое своеобразие. На территории национального парка представлены более 900 видов растений и более 270 видов позвоночных животных, из которых 23 вида растений и 89 видов животных занесены в Красные книги разных уровней. Одним из основных направлений деятельности национального парка, которое ведется с 1996 года, является формирование устойчивой вольной популяции европейского зубра в рамках Программы сохранения зубров в России. 4) наличие государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» – уникального памятника культуры, единственного в России мемориального музея великого русского писателя. Судьба тургеневского родового гнезда после смерти великого писателя складывалась драматически. Сама усадьба и прилегающие к ней земли были сданы в аренду. Не ремонтировался и не отапливался опустевший дом, разрушались хозяйственные постройки. Тургеневские рукописи и документы, фамильные портреты и семейные реликвии разошлись по наследникам. Многое исчезло безвозвратно. В январе 1906 года тургеневский дом был уничтожен пожаром. Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев – Галаховых – заблаговременно были вывезены и сохранены спасские библиотека и мебель. Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, оказался бессильным в остановке процесса ее запустения. Музей-усадьба И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. По своему значению музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» – один из крупнейших литературных мемориальных комплексов России. Ежегодно музей-заповедник принимает более 130 тысяч посетителей; 5) народные промыслы Орловской области, традиционно развитые в регионе и характеризующие этнографические особенности территории как туристского центра. Так, на Орловщине по-прежнему мастера народного искусства владеют техникой вышивания «Орловский спис», плетения мценского кружева, создания плешковской и чернышенской игрушек из глины, изготовления чернолощеной посуды из распоповской глины, плетения из лозы, соломки и так далее. Мастера Орловской области известны своими традициями, уходящими в глубину веков. Огромную роль в сохранении и развитии этих традиций имеет личность мастера; 6) предприятия сервиса. Орловская область обладает существенным потенциалом для развития туризма. Сегодня в отрасли работает 7 туроператорских компаний, 107 туристских агентств, 23 гостиничных хозяйства, 4 санатория, пансионат, ряд детских оздоровительных центров и туристских баз. Общий номерной фонд составляет порядка 1709 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 3525 человек. На современном этапе в рамках туристского рынка Орловской области целесообразно выделить пять наиболее перспективных рынков: cобытийный туризм, активный и экологический туризм, культурно-познавательный туризм, интерактивный туризм, паратуризм (социальный, ориентированный на потребителей с физическими ограничениями) (таблица 3). Таблица 3 Перспективные рынки туризма
Для наиболее верного прогнозирования результатов деятельности туристского кластера необходимо проанализировать сильные и слабые стороны туристской сферы Орловской области, а также потенциальные угрозы и возможности, которые возникают вследствие формирования кластера. Сводный анализ представлен в таблице 4. Таблица 4 SWOT-анализ формирования туристского кластера Орловской области
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|