Расширенный поиск

Постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 № 248

правительство сахалинской области

постановление

от 26 мая 2017 г. № 248

г. Южно-Сахалинск

Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области  на 2018-2025 годы

 

Во исполнение постановления Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 № 117 «О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области», в соответствии с Перечнем государственных программ Сахалинской области, утвержденным распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 № 728-р, Правительство Сахалинской области постановляет:

1.    Утвердить государственную программу Сахалинской области «Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018-2025 годы» (прилагается).

2.    Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости», разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на «Официальном интернет-портале правовой информации».

 


Председатель Правительства Сахалинской области

В.Г.Щербина

 

 

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА


постановлением Правительства

Сахалинской области


от

26 мая 2017 г.

248

 


 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области
на 2018-2025 годы»


Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

«Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018-2025 годы» (далее – государственная программа)

 

Ответственный исполнитель государственной программы

 

Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области

Соисполнители государственной программы

 

-

Участники государственной программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство сельского хозяйства Сахалинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, территориальные федеральные органы исполнительной власти Сахалинской области, общественные объединения, субъекты бизнеса

 

Подпрограммы

 

-

Цели государственной программы

Обеспечение экономической и физической доступности товаров и услуг, создание благоприятных условий для роста предпринимательской активности в сфере развития многоформатной торговли и услуг

 

Задачи государственной программы

1.    Развитие современной инфраструктуры торговли и услуг, повышение территориальной доступности объектов торговли и услуг для населения Сахалинской области.

2.    Создание условий для развития социально ориентированных форматов торговли и услуг.

3.    Обеспечение продовольственной безопасности региона.

4.    Формирование позитивного имиджа  региональных предприятий торговли и услуг.

 

Этапы и сроки реализации государственной программы

 

2018 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования

В рамках реализации государственной программы общий объем финансовых средств, направленных на реализацию государственной программы, составляет 1366645 тыс. рублей, в том числе по годам: 

2018 год – 108950,0 тыс. рублей;

2019 год – 177750,0 тыс. рублей;

2020 год – 222650,0 тыс. рублей;

2021 год – 146785,0 тыс. рублей;

2022 год – 228145,0 тыс. рублей;

2023 год – 158730,0 тыс. рублей;

2024 год – 165905,0 тыс. рублей;

2025 год – 157730,0 тыс. рублей.

Объем финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета, составляет 1360174,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 108530,0 тыс. рублей

2019 год – 177003,0 тыс. рублей

2020 год – 221454,0 тыс. рублей

2021 год – 146333,3 тыс. рублей

2022 год – 226779,1 тыс. рублей

2023 год – 158003,2 тыс. рублей

2024 год – 165052,5 тыс. рублей

2025 год – 157019,2 тыс. рублей

Прогнозная оценка привлечения средств местных бюджетов за 2018 - 2025 годы составит 6470,7 тыс. рублей.

 

Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения

- количество сельскохозяйственных и универсальных рынков увеличится до12 объектов к 2022 году;

-  количество организованных фирменных розничных торговых точек по продаже продукции региональных сельхозтоваропроизводителей увеличится  на 49 единиц к 2025 году;

- количество специализированных объектов мобильной торговли по  типу автолавка, прицеп составит 85 единиц к 2025 году;

- количество организованных предприятий потребительской кооперации составит 13 предприятий к 2025 году;

- количество социально ориентированных объектов торговли составит не менее 150 объектов к 2025 году;

- количество оборудованных ярмарочных площадок составит не менее 40 площадок к 2025 году;

- удельный вес розничного товарооборота на рынках и ярмарках в общем объеме товарооборота по Сахалинской области достигнет не менее 5% к 2025 году;

- количество участников Проекта «Региональный продукт» и «Региональный проект «Доступная рыба» составит не менее 400 к 2025 году;

- количество оборудованных объектов отраслевой инфраструктуры для потребителей с ограниченными физическими возможностями составит не менее 627 объектов к 2025 году;

- прирост объемов поставок социально значимых продовольственных товаров по прямым договорам оптовыми субъектами, получившими господдержку, увеличится на 100% к 2025 году;

- оборот оптовой торговли к предыдущему году составит 120% в 2025;

- уровень розничной торговой наценки составит 28% в 2025 году;

- оборот розничной торговли Сахалинской области к предыдущему году в сопоставимых ценах составит 104,2% в 2025 году;

- оборот розничной торговли на рынках и ярмарках к предыдущему году в сопоставимых ценах составит 102% в 2025 году;

- удельный вес объектов гостиничной инфраструктуры, прошедших классификацию, в общем количестве гостиниц по Сахалинской области достигнет 100% к 2025 году;

- объем реализации услуг гостиниц и аналогичных средств размещения к предыдущему году в сопоставимых ценах достигнет 103,5% в 2025 году;

- оборот общественного питания крупных и малых организаций с основным видом деятельности «Общественное питание» к предыдущему году в сопоставимой оценке  составит 103,5% в 2025 году;

- объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области (оптовая, розничная торговля, гостиницы и рестораны)  составит 4580 млн. рублей;

- обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов достигнет 100% к 2025 году;

- обеспеченность населения площадью торговых объектов местного значениядостигнет 100% к 2025 году.

 

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ,

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года провозглашен курс страны на инновационный социально ориентированный тип экономического развития, предопределенный созданием в предшествующие годы институциональной основы рыночной экономики и макроэкономической стабильностью, а также обозначенными вызовами предстоящего долгосрочного периода, включая кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики.

Достижение указанных целей развития, успешной модернизации экономики и социальной сферы в рамках Концепции обеспечивается за счет выстраивания эффективного механизма взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, направленного на координацию усилий всех сторон с учетом обеспечения интересов при выработке всех участников процесса, а также создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса, расширения их способности к работе в условиях жесткой конкуренции.

В 2016 году в соответствии с общими направлениями развития национальной экономики в Сахалинской области определена новая экономическая политика, требующая максимально эффективного использования ресурсного потенциала для развития ключевых отраслей, создание благоприятных условий инвестору любого уровня. В новых условиях основные задачи направлены на повышение эффективности действующих производств не сырьевых отраслей экономики, оказание качественных услуг, развитие предпринимательской активности, производство качественных и доступных по цене товаров.

В целях перехода к новой экономической политике отношения с субъектами предпринимательской деятельности выстраиваются на принципах поддержания макроэкономической стабильности за счет последовательного снижении уровня инфляции; создания условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, формирования условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики.

В хозяйственном комплексе Сахалинской области немаловажная роль отводится отраслям потребительского рынка: торговле, общественному питанию и гостиничному хозяйству. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью вышеуказанных отраслей в активном воздействии на состояние процессов производства товаров и услуг. Находясь в непосредственном взаимодействии, данные сегменты экономики обеспечивают потребности населения и создают все предпосылки для успешного функционирования экономики. При этом сбалансированность рынка по ценам, товарам и качеству не только необходимая составляющая эффективно работающей экономики, но и основа оценки и качества жизни населения.

В то же время развитие этих отраслей находится в прямой зависимости от денежных доходов и платёжеспособности населения.

Поэтому создание условий эффективного развития торговли и сферы услуг, совершенствование механизмов их регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Правительства Сахалинской области.

Одновременно, в контексте новой экономической политики Сахалинской области отрасли «торговля», «общественное питание», «сфера гостиничного хозяйства» признаны приоритетным отраслями экономики. Их потенциал на фоне решения отраслевых задач по обеспечению внутреннего спроса предполагается направить на обеспечение потребностей туристкой индустрии в интересах региона в целом. Это определяет особые требования в функционировании данных отраслей экономики в современных условиях.

Торговля

На динамику развития оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы, что определило относительную умеренность развития торговли на протяжении последних лет.

Особенно заметно тенденция усилилась в 2014 году, когда темп роста оборота розничной торговли к уровню предыдущего года составил менее 1%, и находился в параметре 100,7% против 101,8% в 2013 году. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказывали тенденции, имеющие общероссийский характер и выражающиеся в снижении темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям. В 2016 году оборот розничной торговли составил 134,2 млрд. рублей, или 95,6% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах.

Торговля входит в перечень приоритетных сфер экономической деятельности Сахалинской области. Ее значимость для региональной экономики определяется параметрами, характеризующими вклад в развитие валового регионального продукта, обеспечением налоговых поступлений, занятости населения и формированием сегмента малого и среднего предпринимательства.

Таблица 1

Основные параметры развития торговли в Сахалинской области
за 2010- 2016 годы

 

Показатели

Единицы измерения

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

Количество хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании, всего

субъект

6790

6837

6479

6453

6282

6203

6127

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

юридические лица

субъект

1358

1547

1588

1605

1621

1573

1614

индивидуальные предприниматели

субъект

5432

5290

4891

4848

4661

4630

4513

Количество работающих в торговле и общественном питании

человек

27620

29217

28785

28657

28000

27300

26364

Инфраструктура

 

Объекты торговли - всего

единиц

3680

3734

3924

4012

4061

4032

3895

из них торговые центры и комплексы

единиц

112

138

145

149

156

159

156

Обеспеченность торговыми площадями

кв. м/1 тыс. жителей

594,52

856,1

867,9

1011,4

941

945,5

 

Обеспеченность площадями стационарных торговых объектов

кв. м/1 тыс. жителей

 

 

 

 

 

 

638

Рынки

единиц

20

19

11

11

8

9

9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

универсальные

единиц

12

12

4

4

3

4

4

специализированные

единиц

5

5

4

4

4

4

4

Оборот розничной торговли в действовавших ценах

млн. рублей

89488,1

97388,9

103393,4

112666,5

122551,3

132950,3

134201,7

Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

101,3

102,2

101,4

101,8

100,7

96,1

95,6

Доля оборота торгующих организаций в стационарной торговле в общем объеме товарооборота

%

97,2

97,6

98,4

98,1

98,3

98,2

98,0

Доля рынков в общем объеме товарооборота

%

2,8

2,4

1,6

1,9

1,7

1,8

2,0

Среднемесячный оборот розничной торговли в расчете на душу населения

рублей

14944,3

16360

17429

19077

20854,4

22736,2

22951,1

Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия

%

48,8

51,3

50,1

50,1

51,5

52,8

51,5

Удельный вес оборота розничной торговли непродовольственными товарами

%

51,2

48,7

49,9

49,9

48,5

47,2

48,5

Количество малых предприятий в сфере торговли

единиц

159

233

174

157

-

 

 

Оптовая торговля

Оборот оптовой торговли, всего

млн. руб.

50091,9

59661,2

61516,6

6453,2

82360,5

86712,9

101481,0

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

%

101,9

111,5

97,6

94,8

118,8

98,2

118,6

В т.ч. организаций оптовой торговли

млн. руб.

43469,8

49496,2

52649

50612,1

65265,1

71595,4

85330,7

К предыдущему году (в сопоставимых ценах)

%

117,8

112,0

97,5

94,9

113,1

102,4

120,7

Удельный вес организаций оптовой торговли в общем обороте оптовой торговли

%

86,8

83,0

82,8

82,4

79,2

82,6

84,1

Продажа товаров предприятиями других видов экономической деятельности

млн. руб.

6622,1

10165

10905,9

10841,2

17095,1

15117,5

16150,3

К предыдущему году (в сопоставимых ценах)

%

54,8

143,7

98,3

94,4

145,4

82,5

108,2

Доля субъектов малого предпринимательства в обороте оптовой торговли

%

44,9

41,1

46,5

43,8

38,3

37,1

49,1

 

На начало 2017 года в сфере торговли (розничная и оптовая торговля) было занято более 6 тысяч хозяйствующих субъектов. Количество работающих в отрасли составило 27,3 тысячи человек, что определило 10% уровень от численности экономически активного населения Сахалинской области.

В формировании розничного товарооборота Сахалинской области важную роль играет малый бизнес. В 2016 году на долю крупных организаций приходилось порядка 11% всего товарооборота. В то же время на долю субъектов малого бизнеса приходится чуть более 87%.

Лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики по количеству малых и средних предприятийзанимает торговля. В 2016 году в оптовой и розничной торговле количество предприятий составило 3956 единиц, что определило уровень в структуре учтенных по виду деятельности предприятий в параметре 22,6%. Сложившемуся положению дел (как положительный фактор) способствовал сформировавшийся низкий уровень государственного участия в сфере торговли, который не оказывает регулирующего воздействия на состояние конкуренции в отрасли. В целом число организаций с государственной и муниципальной собственностью по виду деятельности оптовая и розничная торговля составляет 12 единиц, или 0,3% от общего количества организаций, в том числе по виду деятельности розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, - 0,2%.

Высокий уровень конкуренции и концентрации малого бизнеса в отрасли определили общее направление макроэкономического развития торговли Сахалинской области. На протяжении ряда лет регион является лидером по продажам товаров на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа. По итогам 2016 года в Сахалинской области реализовано на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров на сумму порядка 275 тыс. рублей.

Необходимый уровень продаж обеспечивается соответствующей отраслевой инфраструктурой, которая в Сахалинской области имеет тенденцию умеренного роста. На начало 2017 года отраслевая инфраструктура представлена 4 тысячами торговых объектов суммарной торговой площадью 311 тыс. кв. м, включая 156 торговых центров.

В тоже время с учетом применения новой методологии расчета обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей, которая предполагает дифференцированный учет минимальных нормативов, сложившийся в регионе показатель обеспеченности превышает минимальный норматив на 5,3%. При этом в 6 муниципальных образованиях Сахалинской области отмечается недостижение норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов. В целом это определяет потенциал развития региональной торговой инфраструктуры в обозримой перспективе.

Вместе с тем, в условиях перехода к более низкой траектории экономического роста, обусловленного рядом факторов (снижение возможностей стимулирования потребительского спроса потребительским кредитованием, усложнение общемировой экономической ситуации), возможно снижение потенциала отрасли в обеспечении своих основных функций, важными из которых являются удовлетворение спроса населения в социально значимых товарах, стимулирование развития производства и обеспечение занятости населения.


Информация по документу
Читайте также