ПРАВИТЕЛЬСТВО
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29.08.2017 № 312-рп
г. Новосибирск
Об основных направлениях налоговой, бюджетной и
долговой политики Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и
2020 годов
В соответствии со статьей 6 Закона Новосибирской
области от
07.10.2011 № 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области», пунктом
3 Положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета
Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период и порядке
подготовки документов и материалов, представляемых в Законодательное Собрание
Новосибирской области одновременно с проектом областного бюджета Новосибирской
области, установленного постановлением Правительства Новосибирской области
от
23.04.2012 №190-п, на основании подпункта «а» пункта 5 Правил
предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016
№ 1482:
1. Утвердить прилагаемые:
1) основные направления бюджетной и налоговой
политики Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
(далее – Основные направления бюджетной и налоговой политики);
2) основные направления долговой политики
Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
2. Областным исполнительным органам
государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования
расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской
области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов руководствоваться
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления
муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов
муниципальных образований на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
4. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства
Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор
Новосибирской
области
В.Ф. Городецкий
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 29.08.2017 № 312-рп
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и
налоговой политики Новосибирской области
на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и
2020 годов (далее – Основные направления) разработаны в целях формирования
задач бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, а также условий и
подходов, принимаемых при составлении проекта областного бюджета Новосибирской
области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее – областной
бюджет).
При
подготовке Основных направлений были учтены положения Указов Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года, поручений Президента Российской
Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, основные параметры
прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов и приоритеты социально-экономического
развития Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и
2020 годов.
Разработка данного документа
осуществлялась с учетом итогов реализации и преемственности задач в период до
2017 года.
II. Налоговая
политика
Основные направления налоговой политики Новосибирской
области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов разработаны с целью
подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый
период исходя из задач, намеченных в послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года, с учетом сложившейся экономической
ситуации как Российской Федерации, так и Новосибирской области, а также
тенденций ее развития.
Основными целями налоговой политики являются
обеспечение устойчивости бюджетной системы, создание предсказуемой налоговой
системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и
инвестиций, упорядочение системы существующих налоговых льгот путем отмены
неэффективных льгот, и предоставления льгот, носящих адресный характер.
В 2014-2015 годах экономика России столкнулась с
серьезными проблемами, вызванными как внешними, так и внутренними
экономическими факторами. По итогам 2016 года можно отметить, что процесс
адаптации российской экономики к изменившейся экономической ситуации близок к
завершению.
Экономика Новосибирской области в 2016 году
развивалась в соответствии с общими тенденциями экономического развития
Российской Федерации. Состояние экономики Новосибирской области в прошедшем
2016 году можно охарактеризовать как адаптацию к изменившимся макроэкономическим
условиям. Это обусловило восстановление основных социально-экономических
показателей региона.
По итогам 2016 года объем валового регионального
продукта Новосибирской области – обобщающего показателя, характеризующего
результат производства товаров и услуг в регионе, составил 1055,9 млрд рублей
(2015 год – 980,9 млрд рублей). В промышленном комплексе Новосибирской области
в 2016 году отмечен рост промышленного производства. Индекс промышленного
производства по основным видам экономической деятельности составил 101,0%
в сопоставимых ценах к 2015 году, при этом на 12,3% к уровню 2015 года
увеличился темп добычи полезных ископаемых.
Фонд заработной платы работников вырос на 4,3
процентного пункта, тогда как в 2015 году рост составлял 100,5%, сложился более
благоприятный инфляционный фон, характеризующийся замедлением роста
потребительских цен до 106,2% со 114,1% в 2015 году.
В 2016 году преодолена тенденция сокращения
потребительской активности населения, что оказало влияние на торговлю, в 2016
году индекс оборота розничной торговли составил 95,3% против 83,6% в 2015 году.
Положительную динамику показывает и оптовая торговля 98,9% к 2015 году (в 2015
году – 95,9%).
По итогам 2016 года населению Новосибирской области
оказано платных услуг на сумму 134,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах
составило 99,7% к уровню 2015 года. Индекс физического объема платных услуг
населению по итогам 2015 года составлял 93,6%.
Восстановительные процессы в экономике отразились и на
состоянии банковского сектора региона: сохранился высокий уровень доступности
банковских услуг, постепенно наращиваются масштабы банковских операций,
наблюдаются признаки «оживления» на рынке кредитования. По итогам 2016 года
региональными банками получен положительный финансовый результат 5,04 млрд
рублей, что на 50% больше показателя 2015 года.
Вместе с тем остается сложной ситуация в строительной
отрасли. По итогам 2016 года объем работ, выполненных по виду деятельности
«строительство», индекс физического объема составил 73,9% в сопоставимых ценах
к уровню 2015 года (2015 год – 80,7%). Замедлились темпы ввода в действие жилых
домов – 85,4%. Не удалось восстановить инвестиционную активность: по итогам
2016 года объем инвестиций в основной капитал составил 143,5 млрд рублей или
81,1% к уровню 2015 года (2015 к 2014 году 75,9%).
В целях создания условий для развития экономики и
социальной стабильности в период неблагоприятной внешнеэкономической и
внешнеполитической конъюнктуры особое внимание было уделено реализации мер,
направленных на повышение бюджетной устойчивости за счет сохранения и
увеличения налогового потенциала доходов бюджетов, а также создания условий для
поддержки предпринимательской и инвестиционной активности. Это было реализовано
по следующим направлениям:
1. Налогообложение
промышленного комплекса и инвесторов.
1.1. В целях создания
условий для развития промышленного потенциала, повышения конкурентоспособности
промышленных предприятий Новосибирской области в 2016 году принят Закон
Новосибирской области от 31.05.2016
№69-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования и реализации промышленной
политики в Новосибирской области». Данный закон призван систематизировать
промышленную политику в Новосибирской области и меры стимулирования
деятельности в сфере промышленности в Новосибирской области.
В целях оказания налоговых мер государственной
поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в 2016 году были
установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций, налогу на
прибыль организаций для субъектов деятельности в сфере промышленности.
Установлены приоритеты предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль
организаций субъектам деятельности в сфере промышленности, участвующим в
реализации проектов, включенных в реестр проектов программы реиндустриализации
экономики Новосибирской области до 2025 года (налоговая ставка установлена в
размере 13,5%). Для всех остальных субъектов деятельности в сфере
промышленности установлена налоговая ставка в размере 14,5% при условии
превышения налоговой базы отчетного периода не менее чем в 1,3 раза по
отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года.
1.2. В целях стимулирования инвестиционной
деятельности на территории Новосибирской области был принят закон Новосибирской
области от
29.06.2016 №75-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования
инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на
территории Новосибирской области», который регулирует предоставление мер
государственной поддержки инвестиционной деятельности. Инвесторам на период
срока окупаемости инвестиционного проекта предоставляются налоговые меры
господдержки инвестиционной деятельности: освобождение от уплаты налога на
имущество организаций, снижение ставки по налогу на прибыль организаций до
13,5%.
1.3. В целях применения нового механизма
привлечения внебюджетных источников для финансирования газификации
Новосибирской области посредством повышения инвестиционной привлекательности
проектов по строительству газораспределительных сетей высокого давления с 1
января 2016 года освобождены от уплаты налога на имущество организаций
газораспределительные организации в отношении газопроводов высокого давления 1,
2 категории. Данная льгота будет действовать до 1 января 2021 года и позволит
увеличить в перспективе поступления по налогу на имущество организаций за счет
введенных за период действия государственной программы Новосибирской области
«Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах»,
утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015
№66-п, объектов.
2. Стимулирование
развития малого предпринимательства.
В целях обеспечения дополнительных поступлений по
налогу на имущество организаций в бюджет Новосибирской области в 2016 году
принят Закон Новосибирской области от
01.12.2016 № 121-ОЗ «О приостановлении действия пункта 4 статьи 8.11 Закона
Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных
категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», которым приостановлена
до 2020 года льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество
организаций в отношении имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего
пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также
сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Принятие данной
меры позволит обеспечить дополнительные поступления налога на имущество
организаций в областной бюджет Новосибирской области в объеме 575 млн рублей.
4. Стимулирование привлечения квалифицированной
рабочей силы за счет установления регионального коэффициента.
С 1 января 2016 года Новосибирской областью ежегодно
реализуется полномочие как субъекта Российской Федерации по правовому
регулированию налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих
трудовую деятельность на основании патента. С 1 января 2017 года установлен
коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории
Новосибирской области, в размере 1,67 (соответственно стоимость патента увеличена
с 3 034,1 руб. до 3 252,5 руб. или на 107,2%).
Установление регионального коэффициента направлено на
осуществление позитивных изменений на рынке труда области, исходя из
целесообразности привлечения в приоритетные отрасли экономики региона дополнительных
квалифицированных работников и постепенного вытеснения низкоквалифицированной
рабочей силы, приоритетного права российских граждан на замещение свободных
рабочих мест.
5. Прогнозирование доходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016
№ 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов
в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» были рассмотрены и
проработаны проекты методик прогнозирования всех главных администраторов,
разработанные в соответствии с общими требованиями. Принятие методик
прогнозирования доходов главными администраторами обеспечивает создание единой
системы прогнозирования и администрирования доходов, включающей в себя ведение
перечня источников доходов, а также подготовку прогноза доходов и расчетов по
видам доходов с их отражением в реестре источников доходов областного бюджета.
В целях обеспечения устойчивости
социально-экономического развития Новосибирской области основные направления
налоговой политики на трехлетнюю перспективу заключаются в продолжении
реализации мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета. Этому
будет способствовать решение следующих задач:
1. Реализация полномочий в сфере налоговых льгот,
установления ставок и увеличения налоговой базы.
1.1. Учитывая принятое решение Правительства
Российской Федерации о введении ограничений на установление федеральным
законодательством налоговых льгот, оптимизации существующих налоговых льгот и
иных преференций, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности, в том
числе исходя из оценки востребованности и их экономического эффекта, а также
принятые Новосибирской областью обязательства по выполнению условий Соглашения,
заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, по ограничению
уровня дефицита и государственного долга в рамках предоставления бюджету
Новосибирской области бюджетного кредита устанавливаются определенные
требования к размеру доходной части областного бюджета Новосибирской области. С
учетом существенного влияния на устойчивость доходов бюджета принимаемых
решений по установлению налоговых льгот в ближайшей трехлетней перспективе
представление новых налоговых преференций должно быть направлено на
стимулирование экономического роста и развитие налоговой базы.
Принятие решений о предоставлении налоговых льгот не
должно приводить к увеличению уровня расходных обязательств бюджета и росту
социальной напряженности в обществе. Любые новые льготы должны вводиться на
определенный срок, по истечении которого должен проводиться анализ их
эффективности и приниматься решения об их пролонгации или отмене. Льготы,
предусмотренные для наименее социально защищенных слоев населения, будут
сохранены в полном объеме и единообразно применяться на всей территории
Новосибирской области.
1.2. В связи с проведением ежегодной оценки
эффективности предоставленных налоговых льгот установлена невостребованная
льгота по налогу на прибыль для общественных организаций инвалидов. В связи с
этим целесообразно принятие альтернативной меры государственной поддержки,
предоставляемой общественным организациям инвалидов, в виде льготного
налогообложения по транспортному налогу. Принятие решений в области налоговых
льгот будет осуществляться с учетом мнения профильных министерств и ведомств,
общественных объединений, представителей деловых объединений.
1.3. В целях совершенствования системы
налогообложения будет продолжена работа по мониторингу установленных ставок по
транспортному налогу и доведению их до средних значений по субъектам Российской
Федерации по категориям «мотоциклы и мотороллеры», «самоходные машины,
предназначенные для движения в условиях бездорожья (снегоходы, мотосани, водные
и воздушные транспортные средства)», «автомобили легковые». Дополнительные
поступления составят 446 млн рублей.
1.4. Предполагается установление коэффициента,
отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской
области.
1.5. В целях увеличения налоговой базы будет
продолжена работа по выявлению объектов, не включенных в Перечни объектов
недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса
Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая
стоимость.
2. Реализация мер стимулирования в сфере
промышленности и создание условий для привлечения инвестиций и образования
новых предприятий.
2.1. Установление
приоритетов предоставления налоговых преференций организациям научно-инновационного
и промышленного потенциала, участвующим в реализации проектов программы
реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года. Это позволит
существенно увеличить производство товаров и услуг, повысить производительность
труда в Новосибирской области путем формирования новых высокотехнологичных
отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий
действующих производств.
2.2. Рассмотрение возможности установления мер
государственной поддержки предприятиям обрабатывающих производств в рамках
государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и
повышение ее конкурентноспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы»
в связи с реализацией на федеральном уровне с 1 января 2018 года в целях повышения
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации правила «двух ключей» в
отношении налоговых льгот по движимому имуществу.
2.3. В целях создания условий для образования
новых предприятий промышленности предполагается за счет реализации права субъектов
Российской Федерации на установление ставки налога на прибыль организаций в
размере 10% для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе
для участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных в
соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О
промышленной политике в Российской Федерации». Кроме того, каждый региональный
инвестиционный проект должен реализовываться единственным участником.
2.4. В целях повышения показателей Национального
рейтинга будет рассмотрен вопрос о возможности установления пониженных
налоговых ставок налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему
налогообложения.
2.5. В целях улучшения инвестиционного климата
перспективным направлением является создание особых налоговых условий для осуществления
предпринимательской деятельности на территориях монопрофильных муниципальных
образований Новосибирской области, в том числе условий, предусмотренных
Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
3. Повышение собираемости налогов и снижение
уровня недоимки.
Правительством Новосибирской области в лице отраслевых
министерств и межведомственных комиссий будет продолжено взаимодействие с
налогоплательщиками, направленное на соблюдение налоговой дисциплины и
предупреждение уклонения от уплаты платежей в бюджетную систему Российской
Федерации.
Предполагается проведение персонифицированной работы
по погашению задолженности с юридическими и физическими лицами.
Также будет продолжено обеспечение мер, направленных
на погашение недоимки организациями – контрагентами по договорам, оплачиваемым
за счет средств областного бюджета.
III. Бюджетная
политика
Итоги реализации бюджетной политики в 2016-2017 годах
В 2016-2017 годы в Новосибирской области завершился
период адаптации к негативным внешнеполитическим и экономическим
тенденциям, сформировавшимся еще в 2014-2015 годы. Замедлилось, а по отдельным
показателям прекратилось снижение основных макроэкономических показателей. Не
удалось достичь плановых значений роста по ряду ключевых показателей – индексу
валового регионального продукта, обороту оптовой и розничной торговли, росту
инвестиций в основной капитал, объему выполненных работ по виду деятельности
«строительство».
В целом социально-экономическое положение
Новосибирской области в период 2016-2017 годов выглядело достаточно
устойчивым по сравнению с другими регионами Российской Федерации. В то же
время, адаптационное экономическое развитие не позволило обеспечить необходимый
уровень собственных доходов областного бюджета, что вместе с необходимостью
ограничения роста государственного долга Новосибирской области предопределило
реализацию бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов областного
бюджета и их концентрацию на приоритетных направлениях.
Приоритетные расходы областного бюджета по итогам 2016
года исполнены в сумме 99,4 млрд рублей, что выше уровня 2015 года на 8,1%.
Выполнение этих обязательств осложнялось тем, что их доля являлась
преобладающей и с каждым годом увеличивается. В то же время, их важность
обусловлена необходимостью выполнения ключевых социальных обязательств перед
населением, требующих ритмичного финансирования. К приоритетным направлениям
расходов были отнесены:
обеспечение деятельности государственных и
муниципальных учреждений;
выполнение социальных обязательств перед гражданами;
оплата страховых взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения;
реализация Указов Президента Российской Федерации;
дорожный фонд и транспортное обслуживание населения;
государственная поддержка сельского хозяйства;
обеспечение условий софинансирования с федеральным
бюджетом.
Сбалансированное исполнение бюджета удалось обеспечить
не только за счет четкой приоритезации расходов, но и проводимой бюджетной
политики, так:
1. Применение инструмента поэтапного доведения
лимитов бюджетных обязательств позволило предусмотреть бюджетные «маневры» в
случаях изменения экономической ситуации. Во втором полугодии 2016 года, когда
подтвердились оценки поступления собственных доходов, стало возможным решить
проблему ремонтных работ в учреждениях, в том числе по предписаниям надзорных
органов; устранить дефицит ресурсов по социальным выплатам; закрыть вопросы
расчетов за топливно-энергетические ресурсы; оказать государственную поддержку
сельхозтоваропроизводителям; урегулировать вопросы строительства социальных
объектов и предоставления субсидий гражданам на приобретение и строительство
жилья. Учитывая положительные результаты, данный инструмент применяется и в
2017 году и будет использоваться в дальнейшем.
2. Внедрение учета операций со средствами от
оказания платных услуг и осуществления иных видов деятельности автономных
учреждений Новосибирской области на лицевых счетах, открытых в министерстве финансов
и налоговой политики Новосибирской области, позволило обеспечить:
экономию средств автономных учреждений, так как
обслуживание в финансовом органе производится на безвозмездной основе
(расчетно-кассовое обслуживание в кредитных организациях является платным);
повышение качества мониторинга соблюдения автономными
учреждениями Новосибирской области «дорожной карты» в целях реализации Указов
Президента Российской Федерации в части повышения уровня оплаты труда отдельных
категорий работников;
полную достоверность бюджетной отчетности,
представляемой автономными учреждениями в финансовый орган Новосибирской
области и являющейся неотъемлемой частью бюджетной отчетности Новосибирской
области как публично-правового образования;
повышение ликвидности единого счета областного бюджета
Новосибирской области, что привело к ускорению обеспечения платежей без
привлечения дополнительных заемных средств и экономии бюджетных средств в
обслуживании государственного долга.
3. Установлен порядок предоставления субсидий в адрес
государственных бюджетных и автономных учреждений Новосибирской области.
Перечисление указанных средств осуществляется только при условии отсутствия
задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и наличии
на лицевом счете государственного учреждения остатка субсидии в размере, не
превышающем 5% от суммы плановых показателей. Вследствие этого, повышена
налоговая дисциплина учреждений и увеличена ликвидность единого счета
областного бюджета. В 2018-2020 годах планируется продолжить обслуживание
учреждений в финансовом органе.
Для исключения задолженности во внебюджетные фонды
Российской Федерации государственными бюджетными и автономными учреждениями
внедрен механизм ограничения учредителем перераспределения экономии по
начислениям на выплаты по оплате труда на увеличение заработной платы
учреждений, за исключением случаев необходимости выполнения Указов Президента
Российской Федерации, при возникновении которых перераспределение согласуется с
учредителем под его солидарную ответственность.
В 2017 году политика сдерживания бюджетных трат
дополнительно реализуется и в рамках мероприятий Программы оптимизации расходов
областного бюджета Новосибирской области, принятой на 2017-2019 годы.
Значительное внимание уделяется вопросам сбалансированности
местных бюджетов.
В целях повышения финансовой самостоятельности органов
местного самоуправления решена задача по предоставлению правовых оснований
эффективно работающим над увеличением доходной базы муниципальным образованиям
для возможности повышать оплату труда низкооплачиваемым муниципальным служащим.
Утверждено постановление Правительства Новосибирской области от
31.01.2017 № 20-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда
депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих
свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание
органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской
области» взамен ранее действующего постановления администрации Новосибирской
области от 28.12.2007
№ 206-па. Выработаны новые подходы по формированию нормативов расходов на
содержание местных администраций, также сформированы экономические стимулы для
укрупнения малочисленных муниципальных образований.
Общий объем нецелевой финансовой помощи
местным бюджетам в 2017 году прогнозируется на уровне 10,2 млрд
рублей (с учетом дотации, замененной на дополнительный норматив отчислений по
НДФЛ) или с ростом 105% к уровню 2016 года в сопоставимых условиях, что
позволит:
повысить критерий выравнивания бюджетной
обеспеченности, используемый при расчете дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных образований, на 2017 год для муниципальных районов
и городских округов на 3% к уровню 2016 года;
предусмотреть средства на погашение
бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам в 2016 году, в связи со
снижением динамики поступлений по налогу на доходы физических лиц по сравнению
с первоначально запланированными объемами.
В рамках реализации задачи, определенной Указом
Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении
Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на
период до 2025 года», по введению дополнительных механизмов привлечения граждан
к участию в государственном и муниципальном управлении, повышению их
гражданской ответственности при решении вопросов социально-экономического и
политического развития территорий, в целях расширения практики эффективного
контроля за использованием бюджетных средств Новосибирская область вошла в
число пилотных регионов, планирующих внедрять на своей территории принципы
инициативного бюджетирования. Пилотными районами были обозначены Маслянинский и
Новосибирский районы.
В связи с чем, Правительством Новосибирской области
принято постановление от06.06.2017
№201-п «О реализации на территории Новосибирской области проектов развития
территорий муниципальных образований Новосибирской области, основанных на
местных инициативах», предусматривающее участие граждан в определении
приоритетов распределения бюджетных средств в сфере благоустройства территорий
муниципальных образований, строительства и ремонта объектов социально-бытовой,
культурной инфраструктуры путем выявления самими гражданами самой злободневной
проблемы на конкретной территории.
Особое внимание в реализации задачи сбалансированности
уделяется вопросам предупреждения возникновения рисков образования кредиторской
задолженности. Так, с 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 5 статьи 99
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» осуществляется контроль в сфере закупок в части
соответствия информации об объемах финансового обеспечения, включенного в планы
закупок, утвержденного и доведенного до заказчика, а также в части соответствия информации об идентификационных
кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок.
Санкционирование операций заказчиков производится со
стадии планов закупок и заканчивается размещением информации на официальном
сайте закупок об исполнении контрактов, то есть, по всему «жизненному циклу»
контрактов.
Отдельным направлением бюджетной политики в 2016-2017
годах является работа по развитию открытости бюджетных данных в соответствии с
федеральными требованиями и рекомендациями. В частности, разрабатывались
брошюры «бюджет для граждан» в отношении итогов исполнения областного бюджета и
проекта областного бюджета на 2017-2019 годы, в которых последовательно и в
доступной для граждан форме изложены основные сведения по соответствующим
тематикам. Предпринятые в текущем году меры позволили улучшить позиции
Новосибирской области в рейтинге уровня открытости бюджетных данных в субъектах
Российской Федерации – к началу 2016 года Новосибирская область занимала
позицию 74-78, по итогам года – 46-47 и по итогам первого этапа 2017 года –
9-16.
В этот же период велась разработка портала «Открытый
бюджет Новосибирской области». Портал является современной и удобной платформой
для получения информации в доступной для граждан форме о бюджете и бюджетном
процессе в Новосибирской области, а также потенциальной площадкой для
выстраивания продуктивного диалога с жителями региона о процессах управления
общественными финансами.
В целом, итоги реализации бюджетной политики в
предшествующий периоды свидетельствуют об успешной адаптации областного бюджета
к существующей экономической ситуации и закладывают основы для более
интенсивного развития в последующие годы.
Социально-экономические факторы и условия реализации
бюджетной политики в 2018-2020 годы
Основные параметры прогноза социально-экономического
развития на 2018-2020 годы выглядят более оптимистичными по сравнению с
показателями социально-экономического развития в 2016-2017 годы. В предстоящий
период ожидается умеренный рост ключевых для исполнения областного бюджета
макроэкономических параметров: валового регионального продукта, прибыли
прибыльных организаций, оборотов розничной торговли и фонда заработной платы
работников.
В то же время негативные внешние факторы, определявшие
развитие Новосибирской области в 2016-2017 годы, – нестабильность на рынках
основных российских экспортных товаров и напряженность во внешнеполитических
отношениях – по-прежнему будут определять динамику экономического развития и
тем самым сохранят риски реализации бюджетной политики. В связи с этим,
формирование прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета будет
основываться на консервативном варианте прогноза социально-экономического
развития.
Планирование безвозмездных поступлений на 2018-2020
годы будет осуществляться в соответствии с проектом федерального закона «О
федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»,
соответствующими нормативными правовыми актами и принятыми решениями
Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной
власти, устанавливающими распределение межбюджетных трансфертов между
субъектами Российской Федерации.
Такой подход к прогнозированию доходной части
областного бюджета позволит минимизировать риски разбалансированности в
процессе его исполнения и создаст возможность для его корректировки в сторону
увеличения в случае, если такая возможность образуется в течение
финансового года.
Основными принципами реализации бюджетной политики
будут:
1. Формирование бездефицитного областного бюджета, что
обусловлено необходимостью снижения долговой нагрузки на областной бюджет.
Соблюдение принципа означает соразмерность расходов областного бюджета с
поступающими доходами.
2. Выполнение принятых социальных обязательств.
Соблюдение данного принципа означает первоочередное финансирование расходов
социальной направленности, в том числе носящих имущественный характер,
выполнение задач, поставленных в «майских» Указах Президента Российской
Федерации.
3. Избирательность инвестиционных расходов и
расходов капитального характера. Данный принцип является следствием
ограниченности финансовых ресурсов, высвобождающихся после выполнения всех
социальных обязательств в рамках бездефицитного бюджета. Соблюдение данного
принципа означает концентрацию бюджетных средств на максимально результативных
инвестиционных проектах и наиболее востребованных объектах капитального
строительства.
Направления бюджетной политики в сфере
государственного управления
Обеспечение
деятельности управленческого аппарата в планируемом периоде будет осуществляться
в рамках установленного на федеральном уровне норматива формирования расходов
на содержание органов государственной власти.
Переход к количественному, ценовому и
качественному нормированию в государственных закупках, в том числе
предполагающему исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами,
по-прежнему будет является одним из приоритетных инструментов в достижении
поставленных задач по совершенствованию механизма планирования расходов на
обеспечение деятельности органов власти.
Формирование
фонда оплаты труда гражданских служащих области будет производиться в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами без индексации
денежного содержания в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с
применением мер по недопущению роста штатной численности в органах
государственной власти, за исключением случаев, связанных с изменением
бюджетных функций и полномочий области.
Утвержденные новые механизмы по формированию
нормативов расходов на содержание местных администраций останутся одним из
рычагов государственного управления в оказании стимулирующего воздействия на
муниципальные образования для увеличения ими доходной базы местных бюджетов.
Реализованная в постановлении Правительства
Новосибирской области от
31.01.2017 № 20-п увязка возможностей органов местного самоуправления
направлять дополнительный объем расходов на содержание местных администраций
при достаточном уровне поступающих доходов позволит повысить уровень оплаты
труда муниципальных служащих, тем самым предоставляя возможность привлечь для
работы в органах местного самоуправления квалифицированных сотрудников с
установлением соответствующего уровня оплаты труда, что частично поможет
решению вопроса кадрового дефицита.
Кроме того, утвержденная норма по применению
повышенного норматива расходов на содержание местных администраций для
преобразованных путем объединения муниципальных образований призвана создать
дополнительный экономический стимул для объединения (укрупнения) малочисленных
муниципальных образований, что сделает возможным более рационально использовать
налогооблагаемую базу территории и оптимизировать систему управления, повысит
качество муниципальных услуг, предоставляемых населению.
Таким образом,
совершенствование территориальной организации местного самоуправления в
Новосибирской области является одной из актуальных задач на ближайшие годы,
требующая комплексной проработки вопросов социально-экономического развития
муниципальных образований, имущественного комплекса, территориального
планирования и других немаловажных аспектов, включая оценку финансовых рисков
возможных последствий территориальных преобразований.
Направления бюджетной политики в сфере обеспечения
социальных обязательств
Как и в прежние
годы формирование бюджета на 2018-2020 годы будет осуществляться на основе
приоритезации расходных обязательств по следующим направлениям:
1. Социальные
обязательства перед гражданами.
Для перехода к
справедливому принципу оказания социальной помощи людям с низкими доходами и
наиболее уязвимым категориям граждан будет усовершенствовано правовое
регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки населению
Новосибирской области в части установления для потенциальных получателей выплат
и компенсаций, обязательных условий для возникновения права на их получение.
Первоочередная поддержка будет направлена семьям с детьми, в которой родители
являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие, осуществляющие
официальную трудовую деятельность на территории Новосибирской области, и чей
среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума, установленного в
Новосибирской области по основным социально-демографическим группам населения.
Для повышения
уровня значимости статуса почетного звания «Ветеран труда Новосибирской
области» и назначения его тем гражданам, которые внесли значительный трудовой
вклад именно на территории Новосибирской области, предполагается увеличение
продолжительности стажа работы в регионе до 20 лет для женщин и до 25 лет для
мужчин.
Введение
критериев нуждаемости и усиление статусности почетных званий позволит
рассмотреть возможность увеличения номинального размера выплат гражданам,
которые действительно остро нуждаются в ее получении.
2. Предоставление
государственных и муниципальных услуг.
В данной сфере
приоритетными будут следующие направления:
введение
механизма формирования государственного (муниципального) задания на оказание
государственных (муниципальных) услуг на основании общероссийских базовых
(отраслевых) перечней государственных (муниципальных) услуг, оказываемых
физическим лицам, и регионального перечня государственных (муниципальных)
услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, и работ, а
также на основании нормативов затрат на их оказание;
расширение зоны
обслуживания и повышение производительности труда работников государственных
учреждений;
выполнение
социально значимых и иных мероприятий учреждениями в рамках государственного
задания, а не путем предоставления иных дополнительных субсидий;
совершенствование
механизма возврата субсидии на выполнение государственного задания в случае
неполного или некачественного его выполнения;
дальнейшее
развитие обязательной для учреждений практики, при которой финансирование перевыполнения
государственного задания осуществляется исключительно за счет собственных
средств учреждений, полученных от выполнения иной приносящей доход
деятельности;
расширение
участия социально ориентированных некоммерческих организаций в оказании общественно
полезных услуг населению. Предоставление финансовых средств из бюджета области
будет осуществляться в соответствии с условиями, закрепленными в
унифицированной типовой форме соглашения.
3. Концентрация
финансовых ресурсов на выполнении задач, поставленных в Указах Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 №№ 596-601, 606,
от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688, для достижения
значений результатов, установленных в «дорожных картах».
В 2018-2020 годы
предполагается достичь показателей, утвержденных в Указах Президента Российской
Федерации. Формирование бюджетных ассигнований на выполнение задач в части
повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы будет
определяться исходя из прогнозных
значений показателя «среднемесячная начисленная заработная плата наемных
работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц
(среднемесячного дохода от трудовой деятельности)» по Новосибирской области с
учетом соблюдения показателей численности работников отдельных категорий
бюджетной сферы в соответствии с утвержденными «дорожными картами».
При этом в
обязательном порядке будет учтено, что достижение необходимого уровня средней
заработной платы работников производиться также за счет внебюджетных
источников.
Следует
продолжить использование практики резервирования бюджетных ассигнований в 4
квартале текущего финансового года в рамках выполнения задачи по поэтапному
повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Увеличение бюджетных ассигнований на соответствующий период текущего года путем
предоставления зарезервированных средств осуществляется по мере необходимости
доведения средней заработной платы работников до уровня в соответствии с
показателями «дорожных карт».
4. Иные
направления совершенствования и реализации бюджетной политики в социальной
сфере Новосибирской области.
В предстоящий
период планируется направить финансовые ресурсы для обеспечения:
индексации на
прогнозируемый уровень инфляции социальных выплат отдельным категориям граждан;
индексации на
прогнозируемый уровень инфляции заработной платы работникам бюджетной сферы, не
связанным с «майскими» Указами Президента Российской Федерации;
поэтапного
сокращения дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания
населению Новосибирской области бесплатной медицинской помощи;
поэтапного
внедрения федеральных государственных стандартов в области развития спорта
высших достижений и совершенствования системы подготовки спортивного резерва в
Новосибирской области.
Передача на
федеральный уровень части полномочий по обеспечению наиболее дорогостоящими
лекарственными препаратами граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими
прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, позволит изыскать средства
в областном бюджете для удовлетворения в полной мере потребности граждан в
дорогостоящем лечении.
Необходимо
организовать льготное питание в общеобразовательных организациях Новосибирской
области детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам по нормативам,
учитывающим требования СанПиН и данные о средних потребительских ценах на
товары и услуги в официальной статистике, что даст возможность улучшить
качество питания в школах.
Для
удовлетворения потребности в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в соответствии с очередностью, а также исключения случаев
решения данной проблемы в судебном порядке необходимо увеличить объем бюджетных
ассигнований на данные расходы.
В целях
обеспечения прав граждан, проживающих в сельской местности, на доступную,
бесплатную медицинскую помощь в следующем году будут изысканы средства на
оснащение современным медицинским оборудованием 26 фельдшерско-акушерских
пунктов, построенных в 2017 году в отдаленных сельских поселениях, а также на
строительство семи поликлиник на территории города Новосибирска с привлечением
механизма государственно-частного партнерства.
В предстоящем
периоде необходимо предусмотреть резервы финансовых средств на строительство
новой ледовой арены в случае принятия решения на федеральном уровне о
проведении в 2022 году в городе Новосибирске чемпионата мира по хоккею среди
молодежных команд.
Направления бюджетной политики в реальном секторе
экономики
Использованные подходы в государственной поддержке
реального сектора за истекший период позволили существенно улучшить позиции
Новосибирской области в инвестиционном рейтинге – в соответствии с результатами рейтинга состояния
инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2017 году
Новосибирская область улучшила свои позиции на 19 пунктов по сравнению с 2016
годом и заняла 27 место (46 место – 2016 год).
Прошедший год исполнения бюджета дал толчок в поиске
точек роста и резервов при условно постоянной бюджетной составляющей. Другим
фактором, оказавшим влияние на взаимоотношения реального блока с бюджетом,
стало введение федерального регулирования по общим требованиям к
предоставляемым бюджетным субсидиям.
Исходя из этого обозначены следующие направления
бюджетной политики в реальном секторе экономики, направленные на сохранение
действующих и образование новых субъектов налоговых поступлений в бюджет
Новосибирской области, прирост внебюджетных инвестиций, повышение эффективности
использования имеющихся бюджетных ресурсов:
1) преемственность подходов к государственной поддержке,
гарантии содействия развитию бизнеса на долгосрочную перспективу,
преобразование в иные виды только тех государственных преференций, которые
имеют значительный дисбаланс по эффекту и направляемым на его достижение
ресурсам, а также эффект по которым не подлежит количественной оценке;
2) ответственность бизнеса во взаимоотношениях с
государством, согласие получателей субсидий на условия их предоставления как
обязательство, принятое при заключении соглашений с исполнительными органами
государственной власти, ужесточение требований к получению субсидий ко всем
категориям юридических и физических лиц – производителям товаров, работ, услуг,
включая некоммерческие организации, постепенный
уход от формы финансирования в виде имущественных взносов, применение типовых
соглашений при работе с хозяйствующими субъектами при предоставлении субсидий,
использование соглашений о взаимодействии в
рамках социального партнерства бизнеса;
3) формирование и/или корректировка механизма
целевых показателей результативности, доведение данных показателей до каждого
субъекта поддержки, использование штрафных санкций к получателям средств для
возмещения бюджетных потерь там, где это необходимо и обоснованно, реальная
оценка эффекта от вкладываемых в развитие отраслей бюджетных ресурсов;
4) безусловное выполнение хозяйствующими
субъектами встречных обязательств перед государством, таких как отсутствие
задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации,
внебюджетным фондам, задолженности в иных обязательствах субъектов по ранее
предоставленному финансированию, исключение из получателей недобросовестных
субъектов, систематически нарушающих условия предоставления средств;
5) межведомственное информационное взаимодействие
исполнительных органов государственной власти при проверке условий
предоставления средств, а также мониторинге и проведении контрольных
мероприятий, в том числе на базе реестра получателей государственной поддержки,
исключение при текущем исполнении бюджетных расходов получения средств из бюджета
по одному и тому же виду субсидии в рамках различных направлений
финансирования;
6) постепенный переход на проектное управление
при выработке форм государственной поддержки, пересмотре действующей системы
субсидирования с учетом сравнительного анализа различных вариантов исполнения
проектов, предлагаемых к финансированию для минимизации трудовых и материальных
ресурсов, с сохранением качества конечного результата и степени управляемости
процесса;
7) максимально возможное привлечение внебюджетных
ресурсов при реализации проектов, участие собственными средствами хозяйствующих
субъектов в их реализации с указанием минимально необходимой доли такого
участия, применение проектного финансирования, при котором источником
обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые
проектом, развитие государственно-частного партнерства, создание
инфраструктурных объектов на средства частных инвесторов с постепенным
возмещением данных расходов уже пользователями данных объектов, в том числе
негосударственными организациями;
8) максимальное вовлечение федеральных
трансфертов в развитие экономики Новосибирской области, мобильность органов
государственной власти в принятии решений во взаимодействии с федеральными
министерствами с учетом отраслевого притяжения при наличии дополнительных
возможностей привлечения федеральных источников, приоритетное включение
ассигнований в состав расходов бюджета за счет перераспределения бюджетных
потоков в пользу софинансируемых направлений при уровне софинансирования со
стороны федерального бюджета свыше 50%, качественный расчет целевых показателей
результативности использования федеральных субсидий с учетом степени их
достижимости для исключения финансовых потерь через возврат предоставленных
субсидий в федеральный бюджет, разъяснительная работа среди хозяйствующих
субъектов о возможностях участия в федеральных проектах напрямую, где
распорядителем ресурсов выступает федеральный орган власти.
К особенностям господдержки в отдельных отраслях
экономики необходимо отнести следующее.
В секторе малого и среднего предпринимательства
приоритет следует отдать нефинансовой поддержке, прежде всего задействовав
максимально ранее созданную инфраструктуру поддержки малого и среднего
предпринимательства (бизнес-инкубаторы, центр прототипирования, гарантийный
фонд и фонд микрофинансирования), акцентировав внимание на самоокупаемость
последних, по наделению указанных объектов новым функционалом, таким как
консультирование малого и среднего бизнеса, сопровождение государственной
поддержки и другие. В отношении гарантийного фонда и фонда микрофинансирования
необходим постоянный мониторинг наполнения и использования основных фондов
указанных организаций. Решение о фондировании следует принимать на основе
результатов полученного мониторинга при соблюдении новых требований к условиям
предоставления субсидий некоммерческим организациям. Целесообразна расстановка
приоритетов для оказания помощи в первую очередь высокотехнологичным и
наукоемким проектам, развитию системы стартапов, грантовому финансированию,
поддержке быстро развивающихся компаний.
В секторе промышленности целесообразно продолжить
переориентацию действующих видов государственной поддержки в пользу
реиндустриализации экономики Новосибирской области, решения вопросов
импортозамещения по широкой линейке товаров с максимальным вовлечением в оборот
инновационной составляющей и наукоемких технологий. Такие парковые проекты, как
Технопарк, Промышленно-логистический парк, Биотехнопарк, необходимо вывести на
проектную мощность с целью получения отдачи в полном объеме в виде налоговых
поступлений от резидентов в бюджет Новосибирской области.
При расстановке приоритетов рекомендуется уделить
внимание государственной поддержке проектов, реализуемых в рамках промышленных
кластеров, выбору видов субсидирования, позволяющих привлечь на территорию
области федеральные субсидии на развитие промышленности, в том числе на
условиях софинансирования с фондом развития промышленности Российской
Федерации, поддержке несырьевого экспорта, переработке сырья, усилению
кооперации между крупными, средними и малыми высокотехнологичными предприятиями
и промышленными предприятиями, развитию новых малоиспользуемых направлений
деятельности, обладающих высоким потенциалом (развитие внутреннего и въездного
туризма). При этом, на первом месте следует рассматривать участие государства в
создании и развитии инфраструктурных объектов, базовых площадок с готовым
энерго- и ресурсообеспечением.
Учитывая капиталоемкость промышленных проектов,
предлагается произвести объективную оценку в виде SWOT-анализа
существующей формы предоставляемых субсидий в виде прямого возмещения затрат
предприятий из бюджета в сравнении с возможной формой – компенсации части
процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами для реализации
проектов, или и/или гарантийным обязательствам при получении кредитных
ресурсов, исходя из установленной цели развития промышленности для региона,
используя в сравнении конкретные показатели бюджетного, налогового, иного
эффекта в денежном выражении в сопоставлении с затратами бюджета. Такой подход
при положительных результатах позволит рационально использовать бюджетные
ресурсы, одновременно обеспечив больший охват целевой аудитории.
В части взносов в уставные капиталы акционерных
обществ в рамках реализации технопарковых инициатив следует решить вопрос с
установлением целевых показателей результативности организаций и рассмотреть
возможность внедрения практики возврата целевых взносов в случае недостижения
запланированных показателей эффекта от реализации инвестиционных проектов.
Бюджетные ассигнования на поддержку сельского
хозяйства остаются приоритетными по сравнению с другими отраслями реального
сектора экономики в первую очередь для самодостаточности территории в части
обеспечения продовольствием. Вместе с тем, следует решить задачу получения не
только преимущественно натурального эффекта от аграрного сектора экономики, но
и экономического в виде роста налоговых поступлений в бюджет. Для этого следует
выделить следующие направления развития:
обеспечение финансовой устойчивости
сельхозтоваропроизводителей с приоритетом оказания государственной поддержки
аграриям, демонстрирующим высокую эффективность;
стимулирование использования современного
высокотехнологичного оборудования и перспективных технологий производства и
переработки сельхозпродукции;
развитие логистики, стимулирование создания крупных
холдинговых структур с полным циклом переработки, аграрных кластеров;
создание условий для обеспечения рынков сбыта
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
диверсификация сельской экономики, развитие налогового
потенциала муниципальных образований, создание условий для комфортного
проживания населения;
развитие поддержки малых форм хозяйствования на селе,
личных подсобных хозяйств с четкой градацией от более крупных форм организаций
АПК, налаживанием учета данных хозяйствующих субъектов и оценки налогового
эффекта от данного сектора производителей сельхозпродукции;
инвентаризация и учет сельскохозяйственных угодий, их
использование по назначению, отработка механизма изъятия земельных участков у
недобросовестных владельцев;
обеспечение пожарной безопасности территорий при
производстве на сельхозугодиях и вблизи них, исключение из получателей
бюджетных ресурсов хозяйствующих субъектов, допустивших создание пожароопасной
обстановки.
Планирование капитальных вложений на ближайшие три
года следует осуществлять прежде всего исходя из перечня объектов капитального
строительства, включенных в состав действующего трехлетнего бюджета. На первом
месте в данном случае находятся объекты социальной направленности – школы,
больницы, поликлиники, детские сады. Решение о строительстве новых объектов
необходимо принимать с учетом данных реестра объектов незавершенного
строительства государственной собственности и муниципальной собственности,
отдавая предпочтения проектам с участием значительной доли внебюджетного
финансирования на условиях концессии, а также с федеральным финансированием. В
случае если установлена обоснованная необходимость в строительстве нового
объекта, целесообразно просчитывать реальную потребность в его мощности,
внедрять практику сравнительного анализа различных вариантов реализации,
рассматривать привлечение внебюджетных источников, в том числе на условиях
выкупа части будущих помещений. Социальное партнерство бизнеса в виде участия
собственными средствами застройщиков в возведении объектов социальной
инфраструктуры будущих жилых массивов можно также рассматривать как один из
резервов привлечения дополнительных источников в бюджетную сферу.
Практика предоставления взносов в уставные капиталы
юридических лиц на капитальное строительство, при наличии такой потребности,
должна быть минимизирована и замещена другими механизмами расходов бюджета
(предоставление субсидий и передача полномочий государственного заказчика).
Более активное применение государственно-частного
партнерства позволит перераспределить финансовую нагрузку при реализации
дорогостоящих проектов, обеспечить их быстрое создание в условиях бюджетных
ограничений, исключая тем самым долгострои.
Социальное партнерство бизнеса в виде участия
собственными средствами застройщиков в возведении объектов социальной
инфраструктуры будущих жилых массивов можно также рассматривать как один из
резервов привлечения дополнительных источников в бюджетную сферу.
При исполнении расходов на капитальные вложения
по-прежнему остаются актуальными вопросы добросовестности подрядчиков,
выполняющих работы по государственным контрактам, заключаемым
на обеспечение государственных нужд Новосибирской области, недопущения
образования кредиторской задолженности у государственных и муниципальных
заказчиков, претензионно-исковой работы с подрядными организациями,
допустившими нарушения при исполнении контрактов, устранения замечаний по
объектам в рамках исполнения гарантийных обязательств.
Следует продолжить практику отказа от авансирования
оплаты обязательств по государственным контрактам. Там, где это необходимо
сохранить, исключать случаи необоснованных авансовых платежей с целью
сокращения дебиторской задолженности и рационального использования
государственных ресурсов.
Утверждение бюджетных ассигнований на
строительно-монтажные работы в составе бюджета должно реализовываться только
при наличии готовой проектно-сметной документации с положительным решением
государственной вневедомственной экспертизы, оценкой достоверности сметной
стоимости и применением типовых проектных решений. При планировании бюджетных
инвестиций в объекты капитального строительства предлагается максимально
задействовать механизм обоснования инвестиций и проведения технологического и
ценового аудита.
Особое внимание при планировании бюджетных расходов в
сфере жилищно-коммунального хозяйства следует уделить федеральным приоритетам,
связанным с приведением объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в
нормативное состояние, переводу решения вопросов ЖКХ на концессионную основу в
рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации
от 06.07.2013 № Пр-1479, инвентаризации предприятий и
организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории
Новосибирской области, расселению граждан из ветхого и аварийного жилья,
выполнению программы капитального ремонта жилищного фонда, обеспечению
населения Новосибирской области чистой водой, газификации частного сектора,
мероприятиям по снижению негативного воздействия отходов производства и
потребления на окружающую среду.
Планирование расходов дорожного фонда Новосибирской
области осуществляется на уровне не менее фактически полученных за отчетный
финансовый год доходов, учитываемых при формировании дорожных фондов в
соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14.03.2016 № Пр-637ГС.
Приоритетными направлениями расходов дорожного фонда остаются расходы на
содержание автомобильных дорог общего пользования с учетом установленных
нормативов, производство планово-предупредительного, текущего и капитального
ремонта, строительство и развитие сети автомобильных дорог, в том числе в
рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22.12.2012
№ Пр-3410 об обеспечении в ближайшее десятилетие увеличения объемов их
строительства и реконструкции в два раза по сравнению с периодом 2003-2012
годов.
По-прежнему актуальна задача для органов местного
самоуправления по оформлению бесхозяйных дорог в муниципальную собственность,
что позволит увеличить доходы от акцизов на топливо, поступающих в
муниципальные дорожные фонды на развитие и обслуживание дорожной сети на
территории муниципальных образований.
В рамках участия Новосибирской области в приоритетном
проекте Министерства транспорта Российской Федерации «Безопасные и качественные
дороги» для исключения санкций к Новосибирской области за невыполнение целевых
показателей, в особенности в части качества проводимых работ, во избежание
потери источника федерального финансирования следует повысить ответственность
по выполнению условий данного проекта при реализации мероприятий.
В предстоящем периоде Новосибирской области
планируется предоставление федерального гранта на строительство четвертого
моста в г. Новосибирске через р. Обь. В связи с чем необходимо
обратить особое внимание на эффективное взаимодействие органов государственной
власти, мэрии г. Новосибирска, Законодательного Собрания Новосибирской
области при подготовке и заключении концессионного соглашения на строительство
данного объекта, проведении подготовительных работ и решению вопросов
землепользования, проектно-сметной документации, определению параметров
эффективности реализации проекта для своевременного выполнения обязательств по
федеральному гранту.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений
Бюджетная
политика в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями
Новосибирской области в 2018-2020 годах будет строиться с учетом
преемственности основных задач, поставленных на 2017-2019 годы:
1. Обеспечение
финансовой устойчивости и сбалансированности областного и местных бюджетов
Новосибирской области, исходя из того, что основная нагрузка по расходным
обязательствам консолидированного бюджета Новосибирской области приходится на
областной бюджет Новосибирской области.
В рамках данной
задачи предполагается:
гарантированное
финансовое обеспечение «обязательных» расходов местных бюджетов, обеспечение
«других» расходов на уровне не ниже предыдущего года;
сохранение
единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в
областной бюджет, городским округам и муниципальным районам в размере 15%, что
обусловлено изменением федеральной налоговой политики, проявившейся в
перераспределении с 2017 года из региональных бюджетов в пользу федерального 1%
ставки налога на прибыль, а также централизацией в федеральный бюджет 25%
поступлений по акцизам на нефтепродукты;
продолжение
политики по замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на
дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере
не менее 30% на очередной финансовый год и плановый период.
2. Максимально
эффективное предоставление целевых межбюджетных трансфертов за счет средств
федерального и областного бюджета и использование их местными бюджетами
Новосибирской области.
Реализация
данной задачи будет осуществляться по следующим направлениям:
предоставление
межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований за счет средств
областного бюджета при условии наличия неиспользованных остатков субсидий в
размере, не превышающем 5% от годового назначения, либо их полного отсутствия;
предоставление
всех межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета в пределах
суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей
средств местного бюджета;
осуществление
учета на лицевых счетах, открытых в министерстве финансов и налоговой политики
Новосибирской области, бюджетных обязательств получателей средств, принятых на
основании соглашений (договоров) о предоставлении межбюджетных трансфертов
бюджетам муниципальных образований.
3. Финансовое
стимулирование муниципальных образований Новосибирской области.
В целях
финансового поощрения муниципальных образований, реализующих имеющийся
потенциал по обеспечению высоких темпов роста экономики, будет
усовершенствована разработанная и утвержденная в 2016 году методика
распределения дополнительной финансовой помощи муниципальным районам. Изменения
позволят всем районам, имеющим за последние три года темпы роста налоговых
доходов в областной бюджет выше среднего, получить дополнительную финансовую
поддержку из областного бюджета как часть прироста налоговых доходов,
зачисленных с их территории в областной бюджет.
В целях
поощрения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов за достижение наилучших значений показателей деятельности лучшим
муниципальным образованиям планируется предоставлять гранты из областного
бюджета.
Основой для
распределения грантов будет являться комплексная оценка эффективности
деятельности органов местного самоуправления.
4. Инвентаризация
расходных обязательств муниципальных образований с целью исключения расходных
обязательств, принятых сверх полномочий, установленных действующим
законодательством. В рамках реализации этой задачи необходимо повысить качество
формирования реестров расходных обязательств муниципальных образований.
5. Распространение
обязательств, принятых Новосибирской областью при заключении соглашения о
предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на получателей
субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности местных
бюджетов в рамках государственной программы Новосибирской области «Управление
государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы»,
направленных на осуществление мер по социально-экономическому развитию и
финансовому оздоровлению муниципальных образований Новосибирской области.
6. Дальнейшее распространение практики
инициативного бюджетирования в целях содействия муниципальным образованиям
Новосибирской области в решении вопросов местного значения, вовлечения граждан
в осуществление местного самоуправления на территории соответствующего
муниципального образования Новосибирской области путем выделения ресурсов из
областного бюджета Новосибирской области на финансирование проектов развития
территорий, основанных на инициативах жителей.
Основные направления повышения эффективности
бюджетной политики
1. Направления совершенствования бюджетного
планирования и бюджетного процесса:
В целях актуализации основных методологических
подходов при формировании реестра расходных обязательств и стандартизации
требований по отнесению полномочий к соответствующим сферам деятельности будет
актуализирована нормативная правовая база по составлению и ведению реестра
расходных обязательств Новосибирской области. Одновременно будут учтены подходы
Минфина России по использованию данных реестра при проведении инвентаризации
расходных полномочий органов государственной власти и формированию «модельного
бюджета» субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования механизма формирования и
реализации государственных программ Новосибирской области во взаимодействии с
Законодательным Собранием Новосибирской области и Контрольно-счетной палатой
Новосибирской области в 2018 году необходимо завершить методологическую работу
по формированию государственных программ по схеме «основное мероприятие
государственной программы – уникальный код целевой статьи расходов областного
бюджета». Реализация данного мероприятия позволит более детально отразить
программную структуру областного бюджета, увязать расходы областного бюджета с
проводимыми мероприятиями и достигаемыми в рамках программы результатами,
станет оптимальным решением для повышения уровня прозрачности и обоснованности
структуры расходов, позволит усовершенствовать контроль за исполнением
областного бюджета, упростит проведение финансово-экономических и
антикоррупционных экспертиз.
Новым и перспективным направлением станет формирование
и реализация приоритетных проектов Новосибирской области. Проектный подход
особенно важен в настоящее время в связи с недостаточностью финансовых ресурсов
и необходимостью их концентрации на ключевых направлениях развития.
Приоритетные проекты будут внедряться в рамках существующих программно-целевых
инструментов планирования, но будут отличаться четкостью цели и задач,
ограниченным количеством целевых индикаторов и будут направлены на повышение
интенсивности социально-экономического развития Новосибирской области, а также
решение наиболее актуальных существующих проблем в различных отраслях и на
отдельных территориях. Формирование и внедрение системы проектной деятельности
в областных исполнительных органах государственной власти потребует адаптации к
новым условиям существующего порядка планирования и исполнения бюджета, учета
расходов на реализацию проектов.
В целях повышения прозрачности и
открытости бюджета и бюджетного процесса для общества будут завершены запуск,
информационное развитие и популяризация портала «Открытый бюджет Новосибирской
области», что позволит создать условия для понимания обществом реализуемой в
Новосибирской области финансовой политики, а также вывести на новый более
высокий уровень диалог между властью и обществом по наиболее важным для граждан
вопросам.
Основными
направлениями развития открытости бюджетных данных в Новосибирской области
будут:
расширение
состава, качества и возможностей управления публикуемой информации на портале и
официальном сайте министерства финансов и налоговой политики;
развитие
инструментов открытости бюджетных данных и бюджета для граждан на муниципальном
уровне;
развитие
сервисов обратной связи;
обеспечение
высокого уровня популярности и востребованности публикуемой информации
(публикация анонсов и новостей, использование материалов «Бюджета для граждан»
в публичных слушаниях, общественных мероприятиях, проведение конкурсов проектов
«Бюджет для граждан»);
применение
современных технических решений в виде приложений мобильных устройств и
использование социальных сетей;
использование
брошюры «Бюджет для граждан», а также сведений портала «Открытый бюджет
Новосибирской области» в качестве материалов при проведении мероприятий,
направленных на повышение финансовой грамотности;
создание условий для использования
населением бюджетной информации при реализации проектов инициативного
бюджетирования.
2. Организация внутреннего
финансового контроля и аудита:
В 2018-2020 годы областным
исполнительным органам государственной власти Новосибирской области необходимо
продолжить проведение мероприятий по внутреннему финансовому контролю и
внутреннему финансовому аудиту с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации. При этом внедрение в практику организации
внутреннего финансового контроля элементов управления рисками предполагает
переход от контроля за выполнением операций к минимизации вероятности
невыполнения или неправильного выполнения как отдельных операций, так и
финансово-хозяйственных процедур в целом.
В целях реализации задач бюджетной
политики, направленных на повышение эффективности системы государственного
управления, необходимо выстроить современную систему внутреннего государственного
финансового контроля, используя для этого риск-ориентированный подход.
Инструменты контроля должны минимизировать риски возникновения повторяющихся
бюджетных нарушений. В настоящее время выделяются следующие бюджетные риски с
высоким уровнем значимости:
необоснованное завышение цен при
государственных и муниципальных закупках;
непрозрачность расчетов между
соисполнителями контрактов;
оплата за невыполненные работы,
услуги и непоставленные товары;
недостоверность данных в бюджетной
отчетности;
риск возникновения
несанкционированной кредиторской задолженности в учреждениях.
3. Организация ведомственного
контроля в сфере закупок:
Повышение уровня прозрачности
процесса государственных и муниципальных закупок путем совершенствования
механизмов планирования закупок, поэтапного внедрения практики конкурентных
электронных процедур при закупках «малого объема», расширения практики
проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации
закупок одной и той же продукции.
4. Организация ведомственного
контроля за подведомственными организациями:
С 1 ноября 2017 года вступает в
силу Закон Новосибирской области от02.05.2017
№161-ОЗ «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в
Новосибирской области», который в соответствии со статьей 353.1 Трудового
кодекса Российской Федерации определяет порядок и условия осуществления
органами исполнительной власти Новосибирской области ведомственного контроля за
соблюдением в подведомственных организациях трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Реализация норм указанного закона
совместно с применением постановления Правительства Новосибирской области
от21.03.2017
№112-п «Об установлении Порядка осуществления областными исполнительными
органами государственной власти Новосибирской области контроля за деятельностью
подведомственных государственных автономных учреждений Новосибирской области,
государственных бюджетных учреждений Новосибирской области, государственных
казенных учреждений Новосибирской области» позволит повысить эффективность осуществления
контроля за деятельностью государственных учреждений Новосибирской области и,
как следствие, укрепить режим законности в деятельности учреждений и финансовую
дисциплину, а также оптимизировать их деятельность.
_________
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Правительства
Новосибирской
области
от 29.08.2017
№ 312-рп
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
долговой
политики Новосибирской области на 2018 год
и плановый
период 2019 и 2020 годов
В вопросе обеспечения сбалансированности бюджета
важная роль отводится проведению ответственной долговой политики по управлению
государственным внутренним долгом Новосибирской области.
Долговая политика Новосибирской области разработана в
единстве с налоговой и бюджетной политикой региона и основана на
установлении четких целей управления обязательствами, соотнесении рисков и
объемов государственных заимствований, мониторинге и управлении операциями,
связанными с объемом, структурой и графиками платежей по государственному
долгу, созданием условий для обеспечения возможности осуществления
заимствований в соответствии с Программой государственных внутренних
заимствований Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020
годов.
Долговая политика разработана с учетом рекомендаций
Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской
Федерации ответственной заемной/долговой политики.
Основными факторами, определяющими характер и
направления долговой политики Новосибирской области на 2018-2020 годы,
являются:
влияние рисков нестабильной экономической ситуации и
сохранения неустойчивости мировой экономики в среднесрочной перспективе на
возможность рыночных заимствований в объемах, необходимых для решения
поставленных социально-экономических задач, сохранение действий финансовых и
экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная в
том числе внешнеполитическими факторами и неопределенностью темпов
восстановления национальной экономики.
Итоги реализации долговой политики предыдущего периода
По итогам исполнения основных задач долговой политики
2016 года удалось существенно снизить уровень долговой нагрузки региона. За
2016 год долговая нагрузка Новосибирской области снижена на 7,8%, рыночная долговая нагрузка – на 13,9%. При
ранжировании субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки по
состоянию на 01.01.2017 Новосибирская область входит в число субъектов с
уровнем долговой нагрузки ниже среднего значения по России и занимает 57-ю
позицию из 84 (при расположении регионов по убыванию значения долговой
нагрузки).
Проводимые меры, направленные на минимизацию стоимости
обслуживания долговых обязательств в 2016 году, позволили сократить расходы на
обслуживание государственного долга:
более чем на 590,0 млн рублей за счет использования
механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков
средств на счетах бюджета;
более чем на 290,0 млн рублей за счет применения
механизма привлечения в бюджет невостребованных остатков средств учреждений
в соответствии с действующим законодательством;
более чем на 334,0 млн рублей за счет привлечения в
областной бюджет Новосибирской области бюджетного кредита из федерального
бюджета в объеме 10 430,7 млн рублей, направленного на погашение
коммерческих заимствований.
Привлечение заемных ресурсов коммерческих банков
осуществлялось по цене, не превышающей среднерыночный уровень для субъектов
Российской Федерации. По результатам мониторинга рынка кредитных ресурсов
среднерыночная стоимость контрактов для субъектов Российской Федерации,
заключенных на срок до трех лет, за 2016 год составила 11,85% годовых, свыше
трех лет – 11,92% годовых. При этом средняя процентная ставка по привлеченным
Новосибирской областью кредитным ресурсам по состоянию на 01.01.2017 составила:
по контрактам, заключенным на срок до трех лет, за 2016 год – 11,26% годовых,
свыше трех лет – 9,67% годовых, что ниже среднерыночного уровня.
Таким образом, общим результатом всех мер,
направленных на минимизацию расходов на обслуживание государственного долга,
является уменьшение расходов на обслуживание государственного долга на сумму
2 412,6 млн рублей по сравнению с первоначальной редакцией закона о
бюджете Новосибирской области.
Государственные заимствования Новосибирской области в
2016 году осуществлялись в целях финансирования дефицита областного бюджета и
погашения долговых обязательств. Основными направлениями организации
заимствований в 2016 году являлись удлинение профиля погашения государственного
долга Новосибирской области и обеспечение равномерности графика платежей,
исключая пиковые нагрузки на областной бюджет, связанные с необходимостью
погашения долговых обязательств. В этих целях в отчетном году был привлечен
трехлетний бюджетный кредит из Министерства финансов Российской Федерации,
осуществлена закупка кредитных ресурсов со сроками погашения до пяти лет,
размещены пятилетние государственные ценные бумаги Новосибирской области.
Исполнение долговых обязательств Новосибирской области
осуществлялось своевременно и в полном объеме.
В 2016 году в целях оценки и контроля эффективности
управления государственным долгом Новосибирской области, а также в целях
соблюдения условий Соглашений были установлены и исполнены следующие
количественные показатели (индикаторы):
№
п/п
|
Показатель (индикатор)
|
2016 год
план
|
2016
год факт
|
1
|
Уровень
дефицита бюджета Новосибирской области от суммы доходов бюджета Новосибирской
области без учета безвозмездных поступлений, %
|
d 10,0
|
1,2
|
2
|
Отношение
объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от
кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области
к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в
отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), %
|
d 40,0
|
29,7
|
3
|
Отношение
объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов
бюджета без учета безвозмездных поступлений
|
d 58,0
|
47,6
|
4
|
Доля
объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области
в общем объеме расходов бюджета субъекта, за исключением объема расходов,
осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов
|
d 10,0
|
2,1
|
Репутацию Новосибирской области как первоклассного
заемщика подтвердили высокие рейтинги кредитоспособности. Рейтинги
Новосибирской области по уровню соответствуют суверенным рейтингам Российской
Федерации. 14 октября 2016 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило
долгосрочные кредитные рейтинги региона в иностранной и национальной валюте на
уровне «ВВВ-», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте – на уровне «F3» и
долгосрочный рейтинг по национальной шкале – на отметке «АА+(rus)». Рейтинги
обращающихся на рынке государственных облигаций Новосибирской области
подтверждены на уровнях «BBB-» и «AA+(rus)». 21 октября 2016 года в связи
с изменением суверенного рейтинга Fitch Ratings изменил прогноз Новосибирской
области с «Негативного» на «Стабильный».
Таким
образом, задачи, поставленные в основных направлениях долговой политики
Новосибирской области на 2016 год, по снижению стоимости заимствований,
обеспечению равномерного графика погашения долговых обязательств Новосибирской
области, недопущению возникновения пиковых нагрузок на областной бюджет и
пересмотру объема гарантийной поддержки в сторону уменьшения для минимизации
бюджетных рисков, связанных с отвлечением бюджетных средств на исполнение
условных долговых обязательств, выполнены.
Текущее
состояние и структура государственного внутреннего долга Новосибирской области
Сдержанная
долговая политика, проводимая на протяжении последних двух лет, обеспечила
снижение долговой нагрузки на областной бюджет Новосибирской области. Удалось
сформировать бюджет региона на 2017 год практически без дефицита, тем самым
определив в текущем финансовом году устойчивое состояние государственного
долга. По состоянию на 1 января 2017 года государственный внутренний долг
Новосибирской области составил 47 859,6 млн рублей или 47,6 процента к
общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В
структуре государственного долга региона увеличилась доля бюджетных кредитов,
привлеченных из федерального бюджета за счет снижения «рыночных» заимствований
в форме кредитов кредитных организаций. Это обеспечивает возможность
привлечения долговых обязательств по минимальной процентной ставке.
Виды долговых обязательств
|
Долг по состоянию на 01.01.2017, % (факт)
|
Долг по состоянию на 01.04.2017, % (факт)
|
Долг по состоянию на 01.07.2017, % (факт)
|
Долг по состоянию на 01.01.2018, % (план)
|
Государственные ценные
бумаги
|
32,5
|
35,0
|
36,3
|
33,2
|
Бюджетные кредиты,
привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
37,6
|
60,5
|
63,7
|
39,4
|
Кредиты, полученные от
кредитных организаций
|
29,9
|
4,5
|
0,0
|
26,1
|
Государственные гарантии
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,3
|
ИТОГО:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|