ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
шестого созыва
(двадцать вторая
сессия)
29 июня 2017
года №
123-пр
О проекте закона
Новосибирской области «О порядке создания и
осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав на территории Новосибирской области»
Законодательное
Собрание Новосибирской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять в
первом чтении проект закона Новосибирской области «О
порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав на территории Новосибирской области».
2. Направить проект закона всем субъектам права законодательной
инициативы в Законодательном Собрании Новосибирской области, предложить им внести
до 28 июля 2017 года свои поправки к проекту закона в комитет Законодательного
Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и
молодежной политике для подготовки проекта закона ко второму чтению.
3.
Комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию,
науке, спорту и молодежной политике рассмотреть поступившие поправки, внести
проект закона Новосибирской области «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области» на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Новосибирской
области во втором чтении.
4. Настоящее
постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного
Собрания А.И.
Шимкив
Вносится Губернатором
Новосибирской
области
Проект № ________
ЗАКОН
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
О порядке создания и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на
территории
Новосибирской области
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» устанавливает порядок создания и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
на территории Новосибирской области.
Статья 1. Порядок создания комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав
1. В целях координации деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по
предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и
условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев
вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных
действий Правительством Новосибирской области создается комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, которая осуществляет деятельность на территории Новосибирской области (далее –
областная комиссия).
2. На территориях муниципальных образований Новосибирской области осуществляют
деятельность территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав (далее – территориальные комиссии), создаваемые Правительством
Новосибирской области.
3. При наделении органов местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области полномочиями по созданию комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав на территориях соответствующих
муниципальных образований Новосибирской области осуществляют деятельность
комиссии, созданные указанными органами местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области (далее – муниципальные комиссии).
4. Областная комиссия, территориальные (муниципальные) комиссии (далее
– комиссии) формируются из руководителей (их заместителей) органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
представителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской
области, депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, депутатов
представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и
сельских поселений Новосибирской области, представителей общественных
объединений, религиозных организаций (объединений), граждан, имеющих опыт
работы с несовершеннолетними, а также других заинтересованных лиц (далее –
субъекты).
При создании комиссии предложения по формированию персонального состава
направляются субъектами в орган, уполномоченный на создание соответствующей
комиссии, который в срок, не превышающий 30 рабочих дней, принимает решение о
создании комиссии и утверждает ее персональный состав.
Предложения о внесении изменений в персональный состав комиссии
направляются субъектами в соответствующую комиссию, которая в срок, не
превышающий 30 дней, обобщает их, и представляет на утверждение органам,
уполномоченным на создание соответствующих комиссий.
Статья 2. Полномочия областной комиссии
Областная комиссия осуществляет следующие полномочия:
1) координирует деятельность органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих
деятельность на территории Новосибирской области, осуществляет мониторинг их
деятельности в пределах и порядке, установленных федеральным законодательством
и законодательством Новосибирской области;
2) разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства
Новосибирской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты
прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
3) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов
Новосибирской области, направленных на профилактику безнадзорности,
беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних,
реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское
потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с
несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
4) принимает на основании информации органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных
случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану
здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в
деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и
недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее
хранении и использовании;
5) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической
деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности
в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и
социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и
искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение
преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и
здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной
госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в
стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья
населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и
безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против
общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по
обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим
основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом
деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного
преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения
в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких
преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения
лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых
обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить,
представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности
несовершеннолетних;
6) участвует в работе по ресоциализации несовершеннолетних
осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе дислоцируемых в
других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке
посещать указанные исправительные учреждения;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным
законодательством и законодательством Новосибирской области.
Статья 3. Полномочия территориальных (муниципальных)
комиссий
Территориальные (муниципальные) комиссии осуществляют следующие
полномочия:
1) организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и
законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации,
физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения,
сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся,
достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования,
организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
3) дают при наличии согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления,
осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление
несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных
организаций до получения основного общего образования;
4) принимают совместно с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные
организации до получения основного общего образования, и органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем
в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними
образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и
с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких
несовершеннолетних;
5) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда
согласие на расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по
инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или
прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
6) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве
несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы
либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также
состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, оказание содействия в
определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства;
7) принимают решения на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в
возрасте от восьми до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе,
в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия
родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае
достижения ими возраста 14 лет;
8) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из
специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
9) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного
здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в
порядке, установленном федеральным законодательством;
10) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения
несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с
недостижением возраста наступления уголовной ответственности (далее –
несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности), общественно
опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного
воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие
обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей),
относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
11) вносят в суды по месту нахождения специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией
указанных учреждений представления:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до
истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном
учреждении;
б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения
установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем
применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления
несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и
обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием
здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его
реабилитации;
г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в
специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его
самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное
учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего
от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
12) ежегодно представляют в органы государственной власти
Новосибирской области и (или) органы местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области отчеты о деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории
соответствующего муниципального образования Новосибирской области в порядке,
предусмотренном положением о соответствующей комиссии;
13) рассматривают дела об административных правонарушениях,
совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями),
иными лицами, отнесенные федеральным законодательством и законодательством
Новосибирской области к полномочиям комиссий;
14) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по
вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
15) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их
родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных
федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
16) осуществляют иные полномочия, установленные федеральным
законодательством и законодательством Новосибирской области.
Статья 4. Порядок осуществления деятельности комиссий
1. В состав комиссий входят председатель, заместитель (заместители)
председателя, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии, избираемые
(назначаемые) в соответствии с положениями о комиссиях.
2. Заседания комиссий проводятся в соответствии с планами работы,
которые принимаются ежегодно на первом заседании комиссии на текущий год, а
также по мере необходимости.
Заседания комиссий проводятся в открытой форме. В целях обеспечения
конфиденциальности информации о несовершеннолетних, их родителях или иных
законных представителях комиссии с учетом характера рассматриваемых материалов
могут принять мотивированное решение о проведении закрытого заседания. Решение
о проведении закрытого заседания принимается путем голосования членов
соответствующей комиссии.
3. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем
присутствует не менее половины ее членов. Все члены комиссии обладают правом
голоса и участвуют в ее заседаниях без права замены.
4. Повестка заседания комиссии формируется с учетом предложений
членов комиссии и утверждается председателем комиссии.
5. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов
комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос
председательствующего является решающим. Решение, принятое на заседании комиссии,
оформляется в форме постановления. Постановление, принятое комиссией,
подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным
секретарем комиссии (в его отсутствие - иным членом комиссии по поручению
председательствующего).
Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и
учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых
по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
Решения областной комиссии доводятся до сведения ее членов, органов
прокуратуры, органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц
путем рассылки материалов в срок, не превышающий 10 дней со дня проведения
заседания областной комиссии.
Статья 5. Порядок рассмотрения материалов (дел)
территориальными (муниципальными) комиссиями
1. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы
(дела):
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных
представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов прокуратуры,
следственных органов.
2. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы
(дела) в срок, не превышающий 30 дней со дня их поступления, за исключением
случаев, в которых федеральным законодательством установлены иные сроки.
Статья 6. Меры воздействия, применяемые территориальными
(муниципальными) комиссиями к несовершеннолетним
Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, территориальные
(муниципальные) комиссии с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им
проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения могут
применить к нему следующие меры воздействия:
1) предупреждение;
2) выговор;
3) строгий выговор.
Статья 7. Меры воздействия, применяемые территориальными
(муниципальными) комиссиями к родителям, иным законным представителям
несовершеннолетних
Рассмотрев материалы в отношении родителей, иных законных представителей
несовершеннолетних, территориальные (муниципальные) комиссии могут применить
следующие меры воздействия:
1) предупреждение;
2) предложение возместить материальный вред, причиненный
несовершеннолетним.
Статья 8. Представления комиссий
В целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также
нарушений законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних, комиссиями вносятся представления в органы государственной
власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные
организации и учреждения, которые в срок, не превышающий 30 дней со дня
получения представления комиссии, рассматривают его и сообщают комиссии,
внесшей представление, о принятых мерах.
Статья 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение
деятельности комиссий
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий
осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального
опубликования.
Статья 11. Признание
утратившими силу отдельных законов Новосибирской области и отдельных положений
законов Новосибирской области
Признать
утратившими силу:
1) Закон
Новосибирской области от 11 декабря
2005 года № 345-ОЗ «О порядке создания и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
2) Закон
Новосибирской области от 19
октября 2006 года № 37-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской
области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
3) Закон
Новосибирской области от 15
октября 2007 года № 150-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской
области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
4) Закон
Новосибирской области от 30
ноября 2009 года № 418-ОЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Закона
Новосибирской области «О порядке образования и организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
5) Закон
Новосибирской области от 15 июля
2010 года № 529-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области
«О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
6) Закон
Новосибирской области от 2 июня
2011 года № 76-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О
порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
7) Закон
Новосибирской области от 2 июня
2011 года № 77-ОЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Новосибирской
области «О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области»;
8) статью
2 Закона Новосибирской области от 2
октября 2014 года № 470-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы
Новосибирской области в сфере защиты прав несовершеннолетних»;
9) Закон
Новосибирской области от 2
ноября 2015 года № 6-ОЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона
Новосибирской области «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области».
Губернатор
Новосибирской
области
В.Ф. Городецкий
г.
Новосибирск
«___»__________
2017 г.
№_______- ОЗ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Новосибирской области
«О порядке создания и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
на территории Новосибирской области»
Разработка проекта закона Новосибирской области «О порядке создания и
осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав на территории Новосибирской области» (далее – законопроект)
обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области,
регулирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав, в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с внесением изменений в статью 11 Федерального закона от
24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», которыми изменена система комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав (далее – система комиссий), Закон
Новосибирской области от 11.12.2005 № 345-ОЗ «О порядке создания и
осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав в Новосибирской области», определяющий порядок создания и осуществления
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Новосибирской области, потребовал внесения изменений концептуального характера,
и признан утратившим силу.
Настоящий законопроект состоит из 11 статей. Законопроект в соответствии
с Федеральным
законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении
Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»
устанавливает порядок создания и осуществления деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав на территории
Новосибирской области.
Проведение оценки
регулирующего воздействия законопроект не требует, так как не затрагивает
вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а
также не относится к проектам нормативных правовых актов, установленных
пунктами 1 и 2 части 1 статьи 7.1 Закона Новосибирской области от
25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
к
проекту закона Новосибирской области «О порядке создания и осуществления
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на
территории Новосибирской области»
Принятие
закона Новосибирской области «О порядке создания и осуществления деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории
Новосибирской области» не потребует затрат из областного бюджета Новосибирской
области.
ПЕРЕЧЕНЬ
законов
Новосибирской области, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием закона Новосибирской области
«О порядке создания и осуществления деятельности
комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области»
Принятие закона Новосибирской области «О порядке создания и осуществления
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на
территории Новосибирской области» потребует внесения изменений в Закон
Новосибирской области от
02.10.2014 № 469-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными
полномочиями Новосибирской области по созданию и осуществлению деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».