Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.06.2017 № 291
от 20 июня 2017 г. № 291 г. Улан-Удэ Об утверждении Стратегии
развития системы профессиональной ориентации
детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030
года В
соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, Правительство Республики Бурятия п
о с т а н о в л я е т: 1.
Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы профессиональной
ориентации детей и молодежи в Республике
Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия). 2.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов в Республике Бурятия при реализации мероприятий в сфере
профессиональной ориентации руководствоваться положениями Стратегии. 3.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.06.2017
№ 291 СТРАТЕГИЯ развития
системы профессиональной ориентации
детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года 1. Общие положения В Стратегии развития системы профессиональной
ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года
(далее - Стратегия) определены основная цель, задачи, направления и структура
ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических
ориентиров государственной и региональной политики. Система
профессиональной ориентации формируется в целях социально-экономического
развития Республики Бурятия с учетом обеспечения реализации свободы
индивидуального профессионального выбора и потребностей регионального рынка
труда. Стратегия
разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Республики Бурятия. Правовой
основой разработки Стратегии являются следующие документы: -
Конституция Российской Федерации; -
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; -
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации»; -
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на
период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 02.02.2015 № 151-р; -
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.11.2014 № 2403-р; -
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17.11.2008 № 1662-р; -
постановление Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой
программе развития образования на 2016 – 2020 годы»; -
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости
населения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 № 298; -
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и
психологической поддержке населения в Российской Федерации»; -
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 01.11.2007 № 680 «Об утверждении Административного регламента предоставления
государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в
целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального
обучения»; -
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
23.08.2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта
государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в
целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и
получения дополнительного профессионального образования»; -
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных
квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная
коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 г.;
-
Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года,
утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011
№ 5; -
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия,
утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015
№ 512-р. 2. Современное состояние сферы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия Стратегия
учитывает возможности развития следующих приоритетных отраслей экономики и социальной
сферы Республики Бурятия на среднесрочную перспективу: -
машиностроительный комплекс (авиастроение, приборостроение, вагоностроение и
иное); -
жилищно-коммунальное строительство; -
туризм; -
транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт; -
распределение природных ресурсов (вода, древесина и иные ресурсы); -
сельское хозяйство; -
развитие альтернативных видов энергетики; -
производства, в том числе производство пищевых продуктов; -
добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность; -
медицинское обслуживание с использованием нетрадиционных видов и
природно-географических условий; -
образование и наука. На
протяжении последних десяти лет Правительством Республики Бурятия совместно с
работодателями, Союзом промышленников и предпринимателей, органами местного
самоуправления в Республике Бурятия ежегодно формируется государственный заказ
на подготовку профессиональных кадров. На основании государственного заказа
корректируется структура приема и открытия новых специальностей. Согласно
распоряжению Главы Республики Бурятия от 04.05.2016
№ 28-рг учебные заведения Республики Бурятия организуют обучение по
программам профессионального образования в соответствии с потребностью в
квалифицированных кадрах, заявленной организациями республики. Анализ
заявок работодателей о потребности в квалифицированных кадрах показывает, что
наиболее высокий спрос отмечается на специалистов технического и естественного
направления, сельского и лесного хозяйства. Растет спрос на инженерные
специальности, связанные с производством. Особенно востребованы инженеры в
области горного дела, геологии, сельского хозяйства, тепло- и
электрообеспечения, технологии продукции и организации общественного питания,
строительства и эксплуатации зданий и сооружений, металлургии, а также в
туризме, гостиничном деле и сфере обслуживания. В
системе профессионального образования востребованы каменщики, бетонщики,
сварщики, автомеханики, слесари, трактористы-машинисты, агрономы. По
данным проведенного в 2016 году сплошного профориентационного тестирования
учащихся 8 - 11 классов в 16 муниципальных образованиях в Республике Бурятия
выявлено, что преобладающее большинство школьников не определилось с выбором
профессии и учебного заведения. У более чем половины школьников профессиональные
интересы связаны с работой с людьми, творчеством и гуманитарной сферой, только
у четверти протестированных преобладают склонности к планово-экономическим,
техническим специальностям и практической деятельности. 45 % ориентированы на
обучение в ВУЗах, 34 % - на обучение в профессиональных образовательных
организациях, 26 % планируют обучаться в республике, 58 % - за пределами
региона. Наибольшая привлекательность выбранной профессии, по мнению учащихся,
заключается в высокой заработной плате, карьерном росте, возможности
реализовать себя. По
данным проведенного социологического опроса большинство молодежи (89,6 %)
заинтересовано в проведении мероприятий, касающихся выбора профессии. 56 %
абитуриентов при выборе профессии руководствуются личными особенностями
развития, 21 % - опираются на мнение родителей. Правильный выбор профессии в
2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15 % увеличивает
производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. К
настоящему времени потенциальными получателями профориентационных услуг в
республике являются: -
учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных школ (33309 человек); -
студенты профессиональных образовательных организаций (20541 человек); -
студенты образовательных организаций высшего образования (25185 человек); -
молодые люди, находящиеся в поиске работы и состоящие на учете в центре
занятости населения. В
настоящее время межведомственное взаимодействие в сфере профориентации
осуществляется в рамках комплекса мер, направленных на создание условий для
развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в Республике
Бурятия на 2016 - 2018 годы, предусматривающего следующие меры: -
организационно-методическое обеспечение (проведение семинаров, «круглых
столов», повышение квалификации специалистов); -
информационное сопровождение (выпуск телепередач, информационных сборников,
публикаций в СМИ, проведение Дней карьеры); -
организация мероприятий по профориентации школьников (выставки-ярмарки учебных
мест, чемпионат «Молодые профессионалы», научно-практические конференции,
вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, поддержка социальных
проектов, «дни открытых дверей», профориентационное тестирование, экскурсии на
предприятия). В
сфере профессиональной ориентации населения Республики Бурятия существуют
следующие проблемы: отсутствие
правильного восприятия необходимости проведения профориентационной работы; слабое
взаимодействие участников профориентационной работы; отсутствие
системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии
(специальности) обучающейся молодежи; дефицит
квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой; фрагментарность
научно-методического обеспечения профориентационной работы; низкая
ценностная мотивация молодежи, недостаточная сформированность у выпускников
общеобразовательных организаций базовых качеств (трудолюбие, ответственность,
инициативность); слабая
материально-техническая база образовательных организаций, необходимая для
организации эффективного процесса профессиональной ориентации обучающихся; отсутствие
эффективного стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки
кадров как на уровне организаций, так и на уровне республики в целом; отсутствие
единой информационной среды профессионального самоопределения граждан в
Республике Бурятия. Необходим
единый подход к решению проблем в данной области, который определяет основные
векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности
образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей
региона. В
настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать как
один из ключевых факторов, формирующих и развивающих кадровый потенциал
региона. Обеспечение
согласованных действий субъектов системы профессиональной ориентации может
осуществляться Координационным советом при Правительстве Республики Бурятия
либо иными координационно-совещательными органами. 3. Основные цели, задачи и
принципы Стратегии Основными
целями Стратегии являются: - обеспечение функционирования комплексной
многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей
взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательных
организаций и предприятий-работодателей при решении вопросов профессионального
самоопределения и становления детей и молодежи; -
формирование у детей и молодежи навыков личностного и профессионального
самоопределения для осознанного выбора профессионального пути. Последовательное
и целенаправленное развитие республиканской системы профессиональной ориентации
может быть достигнуто посредством решения следующих задач: -
разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и
развитие республиканской системы профессиональной ориентации с учетом
приоритетных направлений развития экономики; -
обеспечение эффективного взаимодействия субъектов системы профессиональной
ориентации; -
создание и развитие инфраструктуры системы профессиональной ориентации; -
организация комплексного методического сопровождения профориентационной работы; -
развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей
психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей
и молодежи; -
поддержка предпринимательских инициатив среди молодежи в сфере организации
профессиональной ориентации, формирование правовой грамотности граждан в сфере
трудовых отношений; -
совершенствование кадрового обеспечения системы профессиональной ориентации; -
формирование у граждан представления о необходимости осознанного выбора
профессии; -
формирование прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и
социальной сферы Республики Бурятия, формирование прогноза привлечения трудовых
ресурсов на ближайшую перспективу (5 - 7 лет). Формирование
и развитие системы профессиональной ориентации определяется следующими базовыми
принципами: -
соблюдение прав граждан на свободный выбор рода деятельности; -
многоэтапность и непрерывность профориентационной работы; -
социально-экономическая ориентация, учет региональных потребностей; -
предоставление гражданам равных возможностей получения профориентационных
услуг. 4. Основные направления развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи
Профессиональная
ориентация включает: профессиональную
информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка
труда, потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их
освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями
профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе
трудовой деятельности; профессиональную
консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в
целях принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его
психологических особенностей и возможностей, а также региональных потребностей; профессиональный
подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях
профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим,
физиологическим особенностям на основе результатов психологической,
психофизиологической диагностики; профессиональный
отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной
профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями
(медицинские показания, индивидуальные особенности развития, препятствующие
получению профессии); профессиональную,
производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую
профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих
социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному
творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Успешная
реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для
профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда,
напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих
рекомендуемых направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам
профессиональной ориентации: первое
направление - профессиональное самоопределение учащихся 5, 8, 10 классов; второе
направление - профессиональный отбор абитуриентов; третье
направление - профессиональная адаптация выпускников профессиональных
образовательных организаций. Первое
направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на
профессиональное самоопределение учащихся: диагностика
профессиональных интересов и склонностей учащихся; создание
и функционирование классов с углубленным изучением предметных дисциплин; в
структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские
для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и
профессионального обучения учащихся; развитие
учебно-производственной деятельности учащихся 8, 9 классов на базе
профессиональных образовательных организаций; одаренным
учащимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских
проектов образовательных организаций; на
предприятиях размещаются совместные учебно-производственные лаборатории и
участки для формирования практических и профессиональных компетенций; реализация
организациями профессионального образования программ подготовки учащихся к
олимпиадам. Второе
направление ориентировано на формирование профессиональной мотивации абитуриентов и включает: мониторинг
поступления в организации профессионального образования выпускников
общеобразовательных организаций; деятельность
центров и кабинетов профессиональной ориентации; организацию
контрактно-целевой подготовки; проведение
конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического
творчества; деятельность
молодежных трудовых отрядов. Организация
работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную самореализацию,
адаптацию и мобильность выпускников и включает: мониторинг
трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций; стипендиальную
и грантовую поддержку выпускников по приоритетным направлениям, достигших
значительных успехов в освоении профессий и специальностей; реализацию
программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой
квалификации; развитие
предпринимательских компетенций студентов; консультирование
выпускников (выстраивание карьерной и профессиональной траектории личности). В
профессиональных образовательных организациях должна проводиться планомерная
работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной
профессиональной самореализации обучающихся. 5. Инфраструктура функционирования системы профессиональной ориентации
В
качестве основной идеи развития региональной системы профессиональной
ориентации является подготовка, воспитание высококвалифицированных и
востребованных профессионалов, удовлетворяющих региональным потребностям и
личностному восприятию. Комплексный
подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профориентационной
работы, позволит разрешить ключевые проблемы профессионального самоопределения,
профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессиональной
реализации и развития. При
этом особое значение приобретают скоординированность действий и взаимосвязь
всех субъектов системы профессиональной ориентации. В
систему профессиональной ориентации молодежи Республики Бурятия должны входить:
исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственное
управление в сфере молодежной политики, образования, экономики, содействия
занятости населения, информационной политики, органы местного самоуправления
(далее – субъекты системы профессиональной ориентации). На
каждый из субъектов системы профессиональной ориентации возлагаются
определенные функции. Все
субъекты системы профориентации детей и молодежи: совместно
с общественными молодежными объединениями участвуют в проведении массовых и
тематических профориентационных мероприятий для молодежи; содействуют
общественным объединениям и коммерческим структурам в реализации проектов,
направленных на профессиональную ориентацию детей и молодежи; участвуют
в разработке республиканских и отраслевых программ профориентации детей и
молодежи. Министерство
спорта и молодежной политики Республики Бурятия совместно с Министерством
образования и науки Республики Бурятия: создают
условия для формирования у детей и молодежи осознанного подхода к выбору
профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом
потребностей региона; обеспечивают
разработку соответствующих нормативных правовых актов и методических
рекомендаций по реализации профориентации детей и молодежи; обеспечивают
организационно-методическое сопровождение республиканской системы
профессиональной ориентации молодежи; организуют
профессиональное просвещение и профессиональное консультирование учащихся,
формирует у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения
личности с учетом ее индивидуальных, психофизиологических особенностей,
состояния здоровья и региональной потребности в кадрах. Министерство
спорта и молодежной политики Республики Бурятия, Министерство образования и
науки Республики Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия,
Республиканское агентство занятости населения разрабатывают предложения по
осуществлению деятельности инфраструктурных элементов системы профессиональной
ориентации. Министерство
экономики Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством занятости
населения оказывают содействие исполнительным органам государственной власти
республики по формированию и реализации кадровой политики в целях обеспечения
социально-экономического развития республики. Министерство
спорта и молодежной политики Республики Бурятия: осуществляет
общее руководство организацией профориентационной работы детей и молодежи в
Республике Бурятия; организует
межведомственную координацию профориентационной деятельности всех субъектов
системы; организует
создание и поддержку в актуальном состоянии информационных профориентационных
ресурсов, справочных материалов, методических пособий, профессиографических и
других материалов по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи; организует
работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих
работу по профессиональной ориентации детей и молодежи; организует
участие представителей республики в окружных, всероссийских мероприятиях по
профессиональной ориентации; осуществляет
координацию деятельности общественных объединений и организаций по работе с
детьми и молодежью по профессиональной ориентации. Министерство
образования и науки Республики Бурятия: обеспечивает
условия для организации контрактно-целевой профессиональной подготовки кадров,
внедрения механизмов практикоориентированного обучения; поддерживает
деятельность центров (кабинетов) по профессиональной ориентации и центров
(бюро) содействия трудоустройству выпускников в профессиональных
образовательных организациях, содействует их оснащению методическими пособиями
и оборудованием; обеспечивает
создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов,
осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи. Министерство
экономики Республики Бурятия: формирует
прогноз потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом
перспектив развития экономики и рынка труда республики. Республиканское
агентство занятости населения: организует
информирование населения республики о государственных услугах, оказываемых
службой занятости, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение
информации в СМИ, на сайте службы занятости республики в Internet, на
информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных
материалов, бюллетеней и буклетов); осуществляет
организационно-методическое обеспечение деятельности подведомственных центров
занятости населения в вопросах профессиональной ориентации; координирует
работу подведомственных центров занятости населения по профессиональной
ориентации безработных граждан и населения республики; проводит
мониторинг профессионально-квалификационного состава безработных граждан из
числа выпускников профессиональных и высших профессиональных образовательных
организаций республики; принимает
участие в информационно-массовых и тематических мероприятиях по
профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения,
различных категорий граждан; взаимодействует
по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными
структурами (органами местного самоуправления, общественными организациями,
образовательными организациями, работодателями и т. д.); участвует
в организации и проведении профориентационной работы с учащимися
общеобразовательных организаций республики, их родителями; оказывает
в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги
по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии),
трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования; осуществляет
профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан
по профессиям, востребованным на региональном рынке труда путем подбора
наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных
особенностей граждан. Информационно-аналитический
комитет Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики
Бурятия: оказывает
содействие исполнительным органам государственной власти республики,
организациям в установлении взаимодействия со средствами массовой информации по
вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи; информирует
население о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных
кадрах; информирует
население о содержании и перспективах рынка профессий, формах и условиях их
освоения, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях
профессионально-квалификационного роста; информирует
молодежь о современных видах производства. Органам
местного самоуправления в Республике Бурятия (на уровне муниципальных районов и
городских округов) рекомендуется: осуществлять
координацию работы по профессиональной ориентации детей и молодежи; осуществлять
руководство подведомственными организациями в работе по профессиональной ориентации
детей и молодежи с учетом перспектив развития экономики и рынка труда; организовывать
мероприятия по профессиональной ориентации детей и молодежи; разрабатывать
муниципальные программы профориентации детей и молодежи; обеспечивать создание условий для методического
сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи. 6. Ожидаемые результаты
реализации Стратегии В
результате выполнения мероприятий по реализации Стратегии будут обеспечены: -
мотивированный выбор учащимися будущей профессии; -
сокращение уровня безработицы среди молодежи; -
установление баланса спроса и предложений на рынке труда; -
сокращение времени на профессиональную адаптацию молодых специалистов в первый
год работы; -
сокращение расходов на дополнительную переподготовку и обучение безработных
граждан; -
сокращение текучести кадров в организациях и на предприятиях республики; -
увеличение производительности труда молодых специалистов. _______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|