Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2017 № 144-ПП

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2017 г. N 144-ПП

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.10.2013 N 1267-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.07.2013 N 867-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

 

В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Внести в Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1267-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года" ("Областная газета", 2013, 09 ноября, N 530-534) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 220-ПП, от 16.05.2014 N 423-ПП, от 23.10.2014 N 915-ПП, от 30.12.2014 N 1240-ПП, от 22.07.2015 N 654-ПП, от 24.12.2015 N 1171-ПП, от 09.08.2016 N 550-ПП, от 09.11.2016 N 796-ПП и от 29.12.2016 N 956-ПП (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1267-ПП), следующие изменения:

в наименовании и пункте 1 число "2020" заменить числом "2024".

2. Внести в государственную программу Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1267-ПП, изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 08.07.2013 N 867-ПП "Об утверждении программы "Развитие здравоохранения Свердловской области" на 2013 - 2020 годы" ("Областная газета", 2013, 09 августа, N 368-372) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП, от 17.09.2014 N 798-ПП и от 30.08.2016 N 600-ПП.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Губернатор

Свердловской области

Е.В.КУЙВАШЕВ

 

 

 

 

 

К Постановлению

Правительства Свердловской области

от 14 марта 2017 г. N 144-ПП

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА"

 

ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА"

 

Ответственный исполнитель государственной программы Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа, государственная программа "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года")

Министерство здравоохранения Свердловской области

Сроки реализации государственной программы

2017 - 2024 годы

Цели и задачи государственной программы

Цель 1. Создание условий для формирования здорового образа жизни у граждан, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.

Задачи:

1) создание условий, обеспечивающих возможность реализации приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, в том числе условий, необходимых для осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний;

2) создание условий для приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи.

Цель 2. Обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания специализированной медицинской помощи.

Задачи:

1) повышение доступности специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

2) создание условий для развития скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме.

Цель 3. Улучшение состояния здоровья матерей и детей.

Задача: создание условий для развития пренатальной медицинской помощи, специализированной неонатальной медицинской помощи

 

Цель 4. Обеспечение доступности для населения реабилитационной помощи.

Задача: создание условий для развития междисциплинарной медицинской реабилитации, включающей в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.

Цель 5. Повышение качества жизни неизлечимых больных за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания.

Задача: создание условий для развития паллиативной медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Цель 6. Совершенствование и перспективное развитие системы обеспечения здравоохранения Свердловской области квалифицированными медицинскими кадрами.

Задача: повышение уровня профессиональной подготовки медицинских работников, престижа профессии медицинского работника.

Цель 7. Повышение доступности качественных эффективных и безопасных лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, продуктов лечебного питания для удовлетворения потребности населения и системы здравоохранения.

Задача: формирование системы рационального использования качественных лекарственных препаратов для медицинского применения, изделий медицинского назначения и продуктов лечебного питания

 

Цель 8. Развитие инфраструктуры медицинских организаций и реализация иных проектов, направленных на улучшение здоровья граждан.

Задача: улучшение ресурсной и материально-технической базы организаций здравоохранения Свердловской области, реализация иных мероприятий.

Цель 9. Совершенствование системы образования в сфере здравоохранения, оздоровление детей и подростков.

Задача: организация среднего профессионального образования, организация общеобразовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, организация оздоровительной кампании детей и подростков.

Цель 10. Обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Задача: создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программы обязательного медицинского страхования

 

Цель 11. Организация оказания медицинской помощи на территории муниципального образования "город Екатеринбург".

Задача: финансовое обеспечение оказания медицинской помощи медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения в рамках переданных полномочий.

Цель 12. Обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, повышение доступности медицинской помощи.

Задача: обеспечение бесперебойной работы прикладных компонентов и сервисов Регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Свердловской области с целью ведения медицинских карт пациентов в электронном виде и создание специализированных медицинских экспертных систем или сервисов.

Цель 13. Повышение эффективности управления здравоохранением в Свердловской области.

Задача: обеспечение исполнения полномочий Министерства здравоохранения Свердловской области

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - Подпрограмма 1);

подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Подпрограмма 2);

подпрограмма 3 "Охрана здоровья матери и ребенка" (далее - Подпрограмма 3);

подпрограмма 4 "Медицинская реабилитация" (далее - Подпрограмма 4);

подпрограмма 5 "Оказание паллиативной медицинской помощи" (далее - Подпрограмма 5);

подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение здравоохранения Свердловской области" (далее - Подпрограмма 6);

подпрограмма 7 "Меры социальной поддержки, обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан" (далее - Подпрограмма 7);

подпрограмма 8 "Иные вопросы в сфере здравоохранения" (далее - Подпрограмма 8);

подпрограмма 9 "Развитие образования в сфере здравоохранения Свердловской области" (далее - Подпрограмма 9);

подпрограмма 10 "Обязательное медицинское страхование" (далее - Подпрограмма 10);

подпрограмма 11 "Осуществление переданных государственных полномочий Свердловской области по организации оказания медицинской помощи" (далее - Подпрограмма 11);

подпрограмма 12 "Развитие информатизации в здравоохранении" (далее - Подпрограмма 12);

подпрограмма 13 "Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года" (далее - Подпрограмма 13)

Перечень основных целевых показателей государственной программы

1) ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении;

2) смертность от всех причин;

3) материнская смертность;

4) младенческая смертность;

5) смертность от болезней системы кровообращения;

6) смертность от новообразований (в том числе злокачественных);

7) смертность от туберкулеза

Объемы финансирования государственной программы по годам реализации

всего - 581147243,0 тыс. рублей,

в том числе:

2017 год - 60469767,5 тыс. рублей;

2018 год - 66764061,7 тыс. рублей;

2019 год - 70398084,0 тыс. рублей;

2020 год - 72516043,1 тыс. рублей;

2021 год - 74467230,1 тыс. рублей;

2022 год - 76602468,1 тыс. рублей;

2023 год - 78816709,9 тыс. рублей;

2024 год - 81112878,6 тыс. рублей,

из них:

федеральный бюджет - 1664871,3 тыс. рублей,

в том числе:

2017 год - 559205,5 тыс. рублей;

2018 год - 549770,8 тыс. рублей;

2019 год - 537978,5 тыс. рублей;

2020 год - 3583,3 тыс. рублей;

2021 год - 3583,3 тыс. рублей;

2022 год - 3583,3 тыс. рублей;

2023 год - 3583,3 тыс. рублей;

2024 год - 3583,3 тыс. рублей;

 

бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования - 446107008,0 тыс. рублей,

в том числе:

2017 год - 43117237,8 тыс. рублей;

2018 год - 50372710,4 тыс. рублей;

2019 год - 53000077,0 тыс. рублей;

2020 год - 55650080,9 тыс. рублей;

2021 год - 57709133,9 тыс. рублей;

2022 год - 59844371,9 тыс. рублей;

2023 год - 62058613,7 тыс. рублей;

2024 год - 64354782,4 тыс. рублей;

областной бюджет - 298504302,1 тыс. рублей,

в том числе:

2017 год - 36058746,9 тыс. рублей;

2018 год - 36679225,6 тыс. рублей;

2019 год - 34697673,6 тыс. рублей;

2020 год - 37700024,0 тыс. рублей;

2021 год - 37592158,0 тыс. рублей;

2022 год - 37592158,0 тыс. рублей;

2023 год - 37592158,0 тыс. рублей;

2024 год - 37592158,0 тыс. рублей

Адрес размещения государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

www.minzdrav.midural.ru

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Государственная программа "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года" разработана в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области".

Государственная программа соответствует стратегическим целям Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2580-р, Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 N 66, Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р, Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".

В государственной программе учтены основные цели, задачи и направления национальных стратегических проектов, представленных на заседаниях Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Государственная программа определяет основные направления развития здравоохранения в Свердловской области на долгосрочную перспективу:

1) обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

2) обеспечение контроля качества медицинской помощи;

3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи на всех ее этапах, в том числе:

повышение роли профилактики;

обеспечение доступности для населения первичной медико-санитарной помощи, в том числе в сельской местности;

оптимизация, повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи;

обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи;

совершенствование службы скорой медицинской помощи;

развитие системы охраны здоровья матери и ребенка;

развитие реабилитации;

развитие паллиативной медицинской помощи;

укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оснащение их современным лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой;

обеспечение укомплектованности медицинских организаций медицинскими кадрами;

4) улучшение лекарственного обеспечения граждан;

5) совершенствование службы крови;

6) информатизация системы здравоохранения.

Основной целевой установкой государственной программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения и улучшения демографической ситуации в Свердловской области.

Сравнительные демографические и социально-экономические показатели Российской Федерации, Свердловской области и других субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, согласно данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) (www.gks.ru) за 2015 год приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗА 2015 ГОД


 

Номер строки

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Российская Федерация

Свердловская область

Курганская область

Тюменская область (без автономных округов)

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Смертность населения (без внешних причин)

случаев на 1000 человек населения

11,8

12,59

14,37

10,32

12,29

5,55

4,18

2.

Смертность населения в трудоспособном возрасте

случаев на 1000 человек населения

5,5

6,5

7,16

5,59

6,42

4,32

4,28

3.

Младенческая смертность

случаев на 1000 родившихся живыми

6,5

5,5

5,7

6,0

6,5

5,0

7,3

4.

Смертность от болезней системы кровообращения

случаев на 100 тыс. человек населения

635,3

691,0

591,0

573,3

626,6

254,2

199,4

5.

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

случаев на 100 тыс. человек населения

12,2

9,1

20,9

10,7

15,0

13,0

9,1

6.

Смертность от туберкулеза

случаев на 100 тыс. человек населения

9,2

15,3

23,9

15,5

12,9

4,9

10,8

7.

Смертность от новообразований (в том числе злокачественных)

случаев на 100 тыс. человек населения

205,1

219,8

255,6

143,1

239,1

109,0

97,2

8.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

71,39

69,83

69,03

70,58

69,90

72,58

71,70

9.

Среднегодовая численность населения (на 01.01.2016)

тыс. человек

146544,7

4330,0

861,9

1454,6

3500,7

1626,8

534,1

10.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона

процентов

80,5

96,7

91,0

81,4

81,9

81,9

80,5

 

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в Свердловской области сохраняется напряженная ситуация по показателям смертности населения, в том числе от болезней кровообращения, злокачественных новообразований, туберкулеза.

В 2015 году показатель общей смертности населения в Свердловской области составил 14,15 случая на 1000 человек населения, зарегистрировано 61264 умерших, что на 817 человек больше, чем в 2014 году. Динамика показателя за 2011 - 2015 годы приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ "СМЕРТНОСТЬ ОТ ВСЕХ ПРИЧИН"

 

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Смертность от всех причин (случаев на 1000 человек населения)

14,1

13,9

13,8

14,0

14,15

 

На рост смертности населения Свердловской области оказывают влияние 4 группы факторов:

1) изменение возрастной структуры населения в сторону роста доли населения старше 75 лет;

2) рост пагубного влияния на здоровье населения алкоголя как непосредственно в связи с отравлениями (за 2015 год рост составил 3,8 процента), так и вследствие развития болезней органов пищеварения (за 2015 год рост составил 9,4 процента), системы кровообращения и других болезней;

3) рискованное поведение молодого поколения, приводящее к заражению ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и наркотической зависимости;

4) влияние внезапных стрессовых факторов на больных ишемической болезнью сердца. Внедрение новых технологий лечения и повышение организационной активности учреждений здравоохранения по спасению жизней людей при острых инфарктах миокарда привело к увеличению в структуре смертности населения от болезней сердца доли поздних осложнений инфарктов миокарда, постинфарктного кардиосклероза и других.

В структуре общей смертности населения значительная доля (49 процентов) приходится на случаи смертности от болезней системы кровообращения. Динамика показателя за 2011 - 2015 годы приведена в таблице 3.

 

Таблица 3

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ

"СМЕРТНОСТЬ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ"

В 2011 - 2015 ГОДАХ

 

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Смертность от болезней системы кровообращения (случаев на 100 тыс. человек населения)

767,5

751,1

723,4

659,0

691,0


 

Темп снижения уровня смертности от болезней системы кровообращения в 2015 году к 2011 году составил 10 процентов.

В рамках объявленного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в 2015 году проведены мероприятия, направленные на информирование населения о факторах риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, размещением информации о правилах здоровой жизни.

С 2011 года в целях ранней диагностики острого коронарного синдрома внедрен дистанционный метод передачи электрокардиограмм - телекардиометрии.

Важную роль в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний играет проведение внебольничной реанимации до прибытия бригад скорой медицинской помощи.

Ежегодно в Свердловской области увеличиваются объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи по сердечно-сосудистой хирургии. Лицензию и опыт оказания высокотехнологичной медицинской помощи по данному профилю имеют 8 государственных медицинских организаций Свердловской области. На 01 января 2017 года лечебно-диагностические исследования, в том числе высокотехнологичные виды операций по сердечно-сосудистой хирургии, оказываются не только в городе Екатеринбурге, но и в городах Каменске-Уральском, Нижний Тагил, Краснотурьинске, Ирбите.

Важную роль в снижении уровня инвалидизации больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы играет реабилитационная помощь. В Свердловской области сформирована трехуровневая система реабилитации, которая проводится начиная с реанимационно-анестезиологических отделений первичных сосудистых центров до специализированных реабилитационных центров. Организация оказания реабилитационной помощи в отделениях осуществляется специалистами мультидисциплинарных бригад, в состав которых входят не только медицинские кадры (массажисты, инструкторы лечебной физкультуры и иные), но и другие специалисты: психологи, логопеды, социальные работники.

В структуре общей смертности населения Свердловской области 15,5 процента приходится на смертность от злокачественных новообразований.

В целях снижения заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований реализуются мероприятия по совершенствованию оказания онкологической помощи. Сформирована трехуровневая система оказания специализированной медицинской помощи больным онкологического профиля: реализуется Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология", внедрена карта маршрутизации пациентов с подозрением на онкологические заболевания (с указанием специалиста и сроков направления на обследование), совершенствуется алгоритм обследования пациентов при подозрении или выявлении злокачественных новообразований, осуществляется мониторинг заболеваемости и смертности от новообразований. Уровень смертности от новообразований составил в 2015 году 219,8 случая на 100 тысяч человек населения, что на 1,9 процента ниже, чем в 2011 году. Динамика показателя за 2011 - 2015 годы приведена в таблице 4.

 

Таблица 4

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ "СМЕРТНОСТЬ ОТ НОВООБРАЗОВАНИЙ

(В ТОМ ЧИСЛЕ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ)" В 2011 - 2015 ГОДАХ

 

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Смертность от новообразований (в том числе злокачественных) (случаев на 100 тыс. человек населения)

224,0

222,2

223,2

226,6

219,8

 

При этом удельный вес больных, впервые выявленных в I и II стадиях злокачественных новообразований, увеличился с 52,6 процента в 2010 году до 56 процентов в 2015 году. Одногодичная смертность с 2002 по 2015 год снизилась более чем на 30 процентов, пятилетняя выживаемость пациентов увеличилась на 3 процента, что свидетельствует о высокой эффективности проводимого лечения. Вместе с тем в Свердловской области с 2002 по 2015 год отмечается увеличение заболеваемости злокачественными новообразованиями на 16 процентов, число больных злокачественными новообразованиями, состоящих под наблюдением, также выросло с 2002 по 2015 год на 20 процентов.

В структуре общей смертности населения смертность от туберкулеза составляет незначительную долю - 1,1 процента, однако имеет большое социальное значение.

Общее число зарегистрированных на территории Свердловской области случаев заболевания туберкулезом в 2015 году составило 4031 человек, что на 0,9 процента выше, чем в 2014 году (3994 человека). Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу осложняется высокой концентрацией учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, активным миграционным движением и высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции среди населения.

Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в Свердловской области за 2011 - 2015 годы приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТУБЕРКУЛЕЗУ В 2011 - 2015 ГОДАХ

 

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Заболеваемость туберкулезом (случаев на 100000 человек населения)

110,3

100,2

94,7

92,4

93,2

Смертность от туберкулеза (случаев на 100000 человек населения)

18,2

16,7

15,7

15,6

15,3

 

Увеличилось число заболевших туберкулезом больных ВИЧ-инфекцией в 2015 году на 126,0 процента (с 1000 человек в 2014 году до 1263 человек в 2015 году). Доля больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией среди впервые взятых на учет больных продолжает ежегодно увеличиваться (2014 год - 27,8 процента, 2015 год - 32,2 процента). Увеличилось количество умерших больных с сочетанием ВИЧ-инфекции и туберкулеза: в 2014 году умерло 473 человека, в 2015 году - 496 человек.

Показатель общей инвалидности по туберкулезу увеличился с 36,3 в 2014 году до 37,1 случая на 100000 человек населения в 2015 году. Доля инвалидов в структуре впервые выявленных больных туберкулезом существенно не уменьшилась и составила в 2014 году 4,5 процента, в 2015 году - 4,0 процента.

С целью снижения заболеваемости и смертности от туберкулеза предпринимаются меры, направленные на раннее выявление этой инфекции, на своевременное начало лечения, повышение эффективности диспансерного наблюдения туберкулезных больных, снижение распространения ВИЧ-инфекции.

В 2015 году увеличилось количество осмотренных методом флюорографии: доля охвата населения этим методом составила в 2014 году 70,3 процента, в 2015 году - 81,3 процента.

Улучшились качественные показатели, характеризующие организацию выявления туберкулеза: доля выявленных при профилактических осмотрах больных туберкулезом в 2014 году - 61,7 процента, в 2015 году - 62,7 процента.

Охват туберкулинодиагностикой детей в возрасте 0 - 14 лет в 2014 году составил 97,9 процента, в 2015 году туберкулинодиагностикой и диаскинтестом - 97,1 процента. Доля подростков, охваченных флюорографическими профилактическими осмотрами на туберкулез, в 2015 году составила 107,9 процента (2014 год - 102,7 процента).

На 01 января 2016 года зарегистрировано 80656 случаев ВИЧ-инфекции. Динамика показателя с 2011 по 2015 год приведена в таблице 6, рост численности ВИЧ-инфицированных составил 54,3 процента, что обусловлено ранним выявлением, расширением охвата населения скринингом, в первую очередь, групп риска.

 

Таблица 6

 

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЛИЦ

В 2011 - 2015 ГОДАХ

 

Показатели

на 31.12.2011

на 31.12.2012

на 31.12.2013

на 31.12.2014

на 31.12.2015

Численность ВИЧ-инфицированных (человек)

52259

59208

65899

72731

80656

 

Основные направления улучшения ситуации с распространением ВИЧ-инфекции:

1) предупреждение распространения ВИЧ-инфекции;

2) эффективное диспансерное наблюдение, своевременное начало антиретровирусной терапии;

3) повышение доступности специализированной помощи для ВИЧ-инфицированных;

4) профилактика вертикального пути передачи вируса от матери ребенку.

В Свердловской области создана трехэтапная система оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам:

1) на уровне государственных медицинских организаций Свердловской области и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения - в клинико-диагностических кабинетах и кабинетах инфекционных заболеваний;

2) на уровне управленческих округов Свердловской области - в пяти филиалах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - ГБУЗ СО "СОЦП СПИД");

3) на областном уровне - ГБУЗ СО "СОЦП СПИД".

Главной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в Свердловской области является использование нестерильного инструментария при внутривенном введении наркотиков. В Свердловской области проведен комплекс мероприятий по приведению деятельности наркологической службы Свердловской области в соответствие с требованиями федерального порядка оказания медицинской помощи наркологическим больным.

Основными направлениями совершенствования наркологической помощи населению являются: повышение укомплектованности специалистами с высшим медицинским образованием и специалистами смежных профессий (психологами, социальными работниками, специалистами по социальной работе), профилактические мероприятия, внедрение реабилитационных технологий. Принятые меры позволили снизить уровень заболеваемости наркоманией в Свердловской области. Динамика показателя с 2011 по 2015 год приведена в таблице 7.

 

Таблица 7

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАРКОМАНИЕЙ

В 2011 - 2015 ГОДАХ

 

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Заболеваемость наркоманией (случаев на 100 тыс. человек населения)

258,6

249,9

238,5

229,1

216,4

 

Одним из ключевых демографических показателей является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни граждан Свердловской области составила за 2015 год 69,83 года и в 2015 году выросла на 0,8 процента по сравнению с 2011 годом. Динамика показателя приведена в таблице 8.

 

Таблица 8

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ "ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

ПРИ РОЖДЕНИИ" В 2011 - 2015 ГОДАХ

 

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

69,3

69,5

69,81

69,76

69,83

 

ПОДПРОГРАММА 1

"ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ"

 

Подпрограммой 1 предусмотрены мероприятия, направленные на профилактику в сфере охраны здоровья, предупреждение и раннее выявление заболеваний, создание условий для приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи.

По состоянию на 01 января 2016 года в Свердловской области функционировали 142 медицинские организации, в том числе первичную медико-санитарную помощь оказывали 85 медицинских организаций, из них 20 центральных районных больниц, 6 районных больниц, 14 центральных городских больниц, 19 городских больниц, 2 городские взрослые поликлиники и 24 стоматологические поликлиники.

В структуру медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, входят 563 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП), в том числе 8 передвижных ФАП, 283 общие врачебные практики, 20 амбулаторий.

Служба медицинской профилактики Свердловской области по состоянию на 01 июля 2016 года представлена 2 центрами медицинской профилактики, 25 центрами здоровья, 39 отделениями медицинской профилактики и 64 кабинетами медицинской профилактики, 2 врачебно-физкультурными диспансерами, 5 отделениями лечебной физической культуры и спортивной медицины.

Для повышения качества и доступности медицинской помощи населению создана и функционирует единая трехуровневая система оказания первичной медико-санитарной помощи: на первом уровне сосредоточены поликлиники и амбулаторно-поликлинические подразделения, на втором - межмуниципальные медицинские центры (далее - ММЦ), оказывающие специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на третьем - консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах.

В целях приведения в соответствие условий оказания первичной медико-санитарной помощи требованиям федерального порядка планируется:

1) проведение капитальных ремонтов ФАП;

2) организация модульных ФАП;

3) организация мобильных ФАП в малонаселенных территориях;

4) совершенствование работы кабинетов доврачебного приема граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, повышение контроля за назначением и выпиской льготных рецептов на лекарственные препараты в рамках федеральной и региональной программ гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение;

5) повышение доступности и эффективности оказания неотложной медицинской помощи населению Свердловской области в кабинетах (отделениях) неотложной помощи.

Во исполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - План по реализации Стратегии-2030), в целях формирования и развития рынка социальных услуг Подпрограммой 1 предусмотрены мероприятия, которые планируется осуществлять социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СОНКО) по следующим направлениям:


Информация по документу
Читайте также