Расширенный поиск

Закон Пермского края от 04.04.2017 № 85-ПК

 

 

 

 

 

 

                              З А К О Н

 

                      П Е Р М С К О Г О  К Р А Я

 

 

 

 

 

    Об утверждении отчета об исполнении краевой целевой программы

         "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)"

 

 

                                      Принят Законодательным Собранием

                                     Пермского края 16 марта 2017 года

 

     Статья 1

     Утвердить   отчет   об   исполнении   краевой  целевой  программы

"Развитие   туризма   в   Пермском  крае  (2008-2012  годы)"  согласно

приложению к настоящему Закону.

 

     Статья 2

     Настоящий  Закон  вступает в силу через десять дней после дня его

официального опубликования.

 

 

     Временно исполняющий обязанности                                

     губернатора Пермского края          М.Г.Решетников

 

     04.04.2017 N 85-ПК                                              

 

                                              Приложение

                                              к Закону Пермского края

                                              от 04.04.2017 N 85-ПК

 

 

                                ОТЧЕТ                               

               об исполнении краевой целевой программы              

         "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)"        

 

     Краевая  целевая  программа  "Развитие  туризма  в  Пермском крае

(2008-2012  годы)"  (далее  -  Программа) утверждена Законом Пермского

края  от  14.11.2008  N  332-ПК.  В Программу были внесены изменения и

дополнения   законами  Пермского  края  от  03.09.2009  N  489-ПК,  от

28.06.2011  N  799-ПК,  от  27.04.2012 N 30-ПК, от 23.12.2008 N 374-ПК

(ред.  30.11.2009),  от  17.12.2009  N  560-ПК, от 16.12.2010 N 726-ПК

(ред.  31.05.2011).  Программа  направлена  на  развитие  въездного  и

внутреннего   туризма   в   Пермском   крае   и  определяет  механизмы

государственной  поддержки  развития  туристской  индустрии в Пермском

крае.

 

   1.Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее

                              завершения                           

 

     Программа    разработана    в   соответствии   с   постановлением

Законодательного  Собрания  Пермского  края от 19 апреля 2007 г. N 166

  концепции  целевой  программы  "Развитие  туризма  в Пермском крае

(2008-2012    годы)"    на    основе   нормативных   правовых   актов,

регламентирующих   основные   положения   реализации   государственной

политики  в  сфере  туристской  деятельности,  требования к применению

программно-целевых   методов  решения  поставленных  задач,  с  учетом

образования  с 1 января 2005 года нового субъекта Российской Федерации

- Пермского края.

     Основополагающими документами при разработке Программы являлись:

     Федеральный  закон  от  24  ноября  1996  г. N 132-ФЗ "Об основах

туристской деятельности в Российской Федерации";

     Закон  Пермского  края от 9 марта 2006 г. N 2903-656 "О туризме и

туристской деятельности";

     Закон  Пермской  области  от  5  февраля  2003  г.  N 620-120 "Об

областных целевых программах";

     указ  губернатора  Пермской  области от 27 июня 2003 г. N 122 "Об

утверждении   Порядка   разработки   и  реализации  областных  целевых

программ";

     постановление  Законодательного  Собрания  Пермской области от 17

февраля  2005  г.  N  2086    концепции  развития туризма в Пермской

области на 2005-2010 годы";

     постановление  Законодательного  Собрания  Пермского  края  от 19

апреля  2007 г. N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма

в Пермском крае (2008-2012 годы)".

     Современная    туристская    индустрия    является    одной    из

высокодоходных  отраслей  в  мировой экономике. Темпы роста доходов от

туризма  значительно  опережают  рост  доходов  от  большинства других

отраслей  экономики.  Отрасль  оказывает  стимулирующее воздействие на

торговлю,   строительство,   транспорт,   промышленность   и  сельское

хозяйство.

     Пермский  край  на  момент  принятия  Программы  обладал  большим

туристско-рекреационным  потенциалом для зимнего и летнего отдыха, что

явилось  основой  для разработки Программы, предусматривающей развитие

значительного числа видов туризма в Пермском крае.

     На  момент  разработки и принятия Программы ситуация, связанная с

туристской   отраслью,   характеризовалась   отсутствием   нормативной

правовой  базы,  регулирующей  развитие  отрасли туризма на территории

Пермского  края;  отсутствием  эффективных  управленческих  механизмов

развития   сферы   туристских  услуг  на  территории  Пермского  края;

отсутствием   конкурентоспособных   предложений  в  сфере  туризма  на

территории    Пермского    края;    несоответствием   инфраструктурной

составляющей  отрасли  задачам  развития туризма в крае; недостаточным

количеством профессиональных специалистов в сфере туризма.

     Практически  не  предлагались  такие  турпродукты, как спортивная

охота   и  рыбалка,  спелеотуризм,  экологический  и  горно-пешеходный

туризм;  слабо  был  развит  паломнический  туризм  и конно-спортивный

туризм.

     Поступления  доходов  в краевой бюджет от туристской деятельности

крайне  незначительны.  В  2005  году  обязательные платежи в бюджет и

внебюджетные   фонды   составили   7615,2  тыс.рублей,  или  0,24%  от

консолидированного бюджета края.

     Недостаточный   уровень   развития   туризма   в   Пермском  крае

обуславливался рядом специфичных для региона причин:

     неизвестностью  Прикамья  за  его пределами: Пермский край долгий

период был закрыт для въезда;

     образ   Пермского  края,  создаваемый  отдельными  зарубежными  и

отечественными   средствами   массовой  информации  исключительно  как

промышленный, индустриальный регион, неблагоприятный для туризма;

     несовершенство  нормативно-правовой  базы  по развитию туризма на

территории Пермского края;

     недостаточное     информационное    освещение    внутриотраслевой

деятельности:  богатый  событийный  ряд  слабо представлен, информация

разрознена  и  малодоступна  как  для туристов, гостей края, так и для

местных  жителей;  отсутствует  туристская  и справочная информация на

вокзалах;

     отсутствие  механизмов  использования и продвижения перспективных

туристских направлений края;

     отсутствие   правил,   методических  рекомендаций  по  разработке

туристских  маршрутов  и  аттестации деятельности экскурсоводов делает

непрофессиональным подход к изучению и подаче экскурсионного продукта;

     слабая  развитость  сувенирной  торговли  на  местах,  а  в  ряде

местностей   ее   отсутствие.   Не  используются  возможности  продажи

продукции  местных  производителей,  отсутствует  центр  (объединение)

производителей народных промыслов;

     низкая транспортная доступность северных районов края.

     Транспортировку  туристских  групп  в  некоторые  северные районы

можно   осуществлять   лишь   воздушным   (вертолетным)   либо  водным

транспортом.

     Учитывая  вышеизложенное,  Правительство  Пермского  края приняло

концепцию   целевой   программы  "Развитие  туризма  в  Пермском  крае

(2008-2012  годы)", которая представляет собой комплекс целей, задач и

приоритетов   органов   государственной   власти,   органов   местного

самоуправления,   государственных   и  негосударственных  организаций,

являющихся   субъектами   туристской   деятельности,   по   реализации

государственной  политики  в  сфере  туризма  на  территории Пермского

края.   Концепция   разработана   в   соответствии   с  международным,

федеральным,   областным   и   краевым  законодательством,  отражающим

проблемы и задачи по обеспечению прав граждан на отдых (туризм).

     В  итоге  это позволит обеспечить динамичное развитие въездного и

внутреннего  туризма в Пермском крае, привлечь внимание общественности

к  проблемам  и  особенностям  развития  туристской  отрасли  во вновь

созданных   субъектах   Российской   Федерации.  Цели  развития  вновь

создаваемых  регионов посредством развития туризма должны основываться

не  на  развитии  конкуренции между предприятиями, а на объединении их

общих  усилий  с  целью  формирования  нового  туристского региона как

целостной    конкурентоспособной   единицы   посредством   объединения

туристских ресурсов в единую систему.

     Конечным    результатом    реализации   Программы   планировалось

достижение  доходов  коллективных  средств  размещения  к  2012 году -

4200,0  млн.рублей  в  год (лица, размещенные в коллективных средствах

размещения);  рост  туристского  потока  к  2012  году  -  до 500 тыс.

человек.

     Программа  в  основном  была  ориентирована  на  информирование и

продвижение туристических ресурсов Пермского края.

     Реализация       Программы       дала       толчок      раскрытию

туристско-рекреационного  потенциала  для  зимнего и летнего отдыха на

территории  Пермского  края, развитию новых форм, методов, технологий,

направленных  на совершенствование туристской отрасли в Пермском крае,

развитию значительного числа видов туризма, таких как:

     лечебный туризм;

     оздоровительный  туризм  и  рекреация  (пригородная  рекреация  и

отдых в природной среде, сельский туризм);

     спортивный   туризм   (наибольшую   популярность   на  территории

Пермского  края получили водные маршруты на гребных и надувных судах -

сплавы, горнолыжный спорт и спелеотуризм);

     познавательный  туризм (экскурсии по историческим местам, а также

посещение  специализированных  учреждений (музеев, галерей) и объектов

культовой архитектуры);

     деловой      туризм      (бизнес-поездки     (командировки)     и

конгрессно-выставочный туризм);

     событийный  туризм  (посещение  культурных,  спортивных  и прочих

зрелищных мероприятий, проводимых в крае).

     В результате реализации Программы:

     создан правовой механизм регулирования развития туризма в крае;

     обеспечено  наличие  и доступ к единой информационной базе данных

по всем субъектам туриндустрии;

     внедрена   система   мониторинга   состояния   отрасли,   включая

финансовые показатели;

     созданы дополнительные объекты туристской инфраструктуры;

     увеличено   количество  туристских  маршрутов  и  комфортабельных

средств размещения;

     накоплен профессиональный кадровый потенциал.

     Реализация запланированных мероприятий Программы позволила:

     увеличить   доходы  коллективных  средств  размещения  до  4200,0

млн.рублей к 2012 году;

     создать  торговые точки по продаже сувенирной продукции и изделий

народных промыслов;

     реконструировать  объекты  историко-культурного  наследия и особо

охраняемые природные территории, используемые в туристских целях;

     к  2012  году  достигнут  рост  туристского  потока - до 600 тыс.

человек в год.

     Вышесказанное   свидетельствует   о  возросшем  интересе  жителей

Пермского  края  к  культуре  и  истории  края,  конкурентоспособности

Пермского  края  в  сфере  туризма  и,  как  следствие,  об увеличении

объемов   реализации   продуктов   питания,   производимых   сельскими

товаропроизводителями и личными подсобными хозяйствами.

     В    результате    реализации   Программы   осуществлены   важные

мероприятия по развитию внутреннего и въездного туризма:

     определены  туристские кластеры, туристические доминанты, описана

их туристическая специализация;

     проведен   анализ   современного   состояния   и  плана  развития

туристской и транспортной инфраструктуры на территории Пермского края;

     создана  краевая  информационная  туристическая система Пермского

края:   открыт   Информационно-туристический   центр  Пермского  края,

посещаемость  которого  в  2012  году  составила  в  среднем более 100

человек  в  день; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

создан  официальный  туристический портал www.visitperm.ru, работающий

на  трех  языках;  в  10  муниципальных  образованиях  Пермского  края

размещено   20   информационных  терминалов;  на  федеральных  трассах

установлено  27  двуязычных  указателей к основным туристским объектам

Пермского   края;   ежеквартально   издается  журнал  о  туристических

ресурсах  Пермского  края  "Welcome  to  Perm",  признанный  лауреатом

Всероссийского  конкурса  им.  Ю.А.Сенкевича,  проводимого Федеральным

агентством по туризму;

     туристические   ресурсы   Пермского   края   представлены  на  24

туристических выставках; проведено 16 рекламно-информационных туров;

     разработаны  7 новых туристских маршрутов: наибольшую известность

получили маршруты "Зеленая линия" и "Великий чайный путь";

     прошли  обучение  и  получили  сертификаты повышения квалификации

государственного образца в сфере туризма 117 человек.

     Системный    подход   в   рамках   Программы   позволил   достичь

положительных  результатов:  к  2012  году доходы коллективных средств

размещения  выросли  по  сравнению  с  2006  годом  в два раза; индекс

численности  лиц,  размещенных  в  коллективных  средствах размещения,

увеличился на 7%.

     В  2009  году по заказу Министерства развития предпринимательства

и  торговли  Пермского  края  Пермским  общественным  фондом  культуры

"Юрятин"  под  руководством Абашева В.В. специалистами разных областей

знаний  была  выполнена научно-исследовательская работа по выявлению и

обоснованию   основных   конкурентных  туристских  преимуществ  нашего

региона.  В работе были определены основные топологические, природные,

историко-культурные  и  социально-экономические  предпосылки  развития

туризма   и   на   их   основе   сформулированы  главные  конкурентные

преимущества региона:

     топологические  (транспортно-географическое  положение  Пермского

края   внутри   России,   на   Транссибирской  магистрали,  транзитных

автодорогах,  авиалиниях  и  на  судоходной  реке  Каме;  положение на

границе  между  Европой  и  Азией (примеры: нулевой меридиан, экватор,

Северный  полярный  круг  66  33   северной  широты;  в Пермском крае:

Европа - Азия, 60 параллель - граница планетарного севера);

     природные  (развитая  гидрографическая  сеть - в Пермском крае 30

тыс.  рек,  Уральские  горы,  занимающие  1/3 региона, распространение

карста,  снежный  полюс  Европы, что создает благоприятные условия для

организации летнего и зимнего отдыха);

     историко-культурные  (в сфере археологического наследия: пермский

звериный   стиль  (ломоватовская  культура  VII-IX  вв.),  сасанидское

серебро   (древнеиранские   и   византийские   изделия   VI-VII  вв.),

сейминско-турбинский  транскультурный  феномен;  в сфере исторического

наследия:   Пермь  Великая,  уральская  "горнозаводская  цивилизация",

соляные промыслы и др.).

     Выявленные    конкурентные   преимущества   стали   основой   для

позиционирования  Пермского края на внешнем и внутреннем туристических

рынках.

     Несмотря    на    некоторую   положительную   динамику   развития

туристической  отрасли  в  регионе, Пермский край не занимает в России

лидирующих  позиций,  уступая  регионам-конкурентам.  Вклад  туризма в

экономику  края  в 2010 году составил 1,1%, что больше общероссийского

показателя,   но   меньше  регионов-лидеров:  Свердловской,  Самарской

областей,    Республик   Татарстан   и   Башкортостан,   где   валовой

региональный  продукт  (далее  -  ВРП)  гостиниц и ресторанов составил

1,2%.

     Одной  из  причин  отставания  Пермского  края в развитии туризма

является  недостаточное государственное финансирование в Пермском крае

туристической   отрасли.   Финансирование  краевой  целевой  программы

2008-2012  годов  было  осуществлено  на  39%  (50,92  млн.рублей)  от

планируемой  суммы  129,54  млн.  рублей.  Наибольшему секвестированию

подверглись  важные  мероприятия,  связанные  с  развитием  туристской

инфраструктуры  и  созданием  туристических  продуктов  на  территории

региона.

     Анализ  показал, что среди всех видов туристских поездок наиболее

востребованными   в   Пермском   крае   в   2008  году  были  деловые,

профессиональные  поездки  - 41,95% от общей численности туристов (или

185,57  тыс.  человек), а также поездки, совершенные с целью лечения и

профилактики, - 31,29% от общей численности (или 138,4 тыс. человек).

     Согласно   статистическим   данным  в  2012  году  большая  часть

туристов  посещали Пермский край с деловыми и профессиональными целями

(42%);   на   втором  месте  по  посещениям  находятся  туристы,  цель

посещения  которых  -  отдых  и  рекреация  (29%),  на третьем месте -

туристы,  приезжающие  в  Пермский край с целью лечения и профилактики

(24%).

     К  2012  году  выделились  следующие  основные  группы туристских

потоков в Пермском крае:

     во-первых,  это  непосредственно  жители  города  Перми  и  края,

посещающие  край с разными туристскими целями (активный туризм, отдых,

оздоровление, событийный туризм);

     во-вторых,   приезжающие   из  соседних  регионов  (Свердловская,

Кировская      области,     Республики     Удмуртия,     Башкортостан,

Ханты-Мансийский   автономный   округ).  Несомненным  плюсом  является

транспортная   доступность.   Туристов  из  этих  регионов,  возможно,

привлекут   природные  условия  края  (широкая  речная  сеть,  наличие

горнолыжных  трасс, этнический и событийный туризм), а также поездки с

деловыми  целями.  Предполагаемый  объем  туристского  потока  - 20-30

тысяч туристов в год;

     в-третьих,   туристский   поток  из  центральных  городов  России

(Москва,  Санкт-Петербург).  Туристы из этих городов посещают Пермский

край     преимущественно     с     профессионально-деловыми    целями.

Предполагаемый объем потока - 10-15 тысяч туристов в год.

 

Таблица 1  -  Рейтинг  видов  туризма  для  Пермского  края (на основе

              исследований Пермского  государственного   национального

              исследовательского университета)  по  состоянию  на 2012

              год

 

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦    Туристические    ¦ Потенциал развития  ¦ Добавленная стоимость¦

¦   ресурсы региона   ¦     туристского     ¦     видов туризма    ¦

¦                     ¦направления в регионе¦                      ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦          1          ¦          2          ¦           3          ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦1. Активный          ¦1. Деловой           ¦1. Деловой            ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦2. Деловой           ¦2. Культурный        ¦2. Лечебно-           ¦

¦                     ¦(событийный)         ¦оздоровительный       ¦

¦                     ¦                     ¦                      ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦3. Культурный        ¦3. Активный          ¦3. Круизный           ¦

¦(познавательный,     ¦                     ¦                      ¦

¦событийный)          ¦                     ¦                      ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦4. Круизный          ¦4. Культурный        ¦4. Активный           ¦

¦                     ¦(познавательный)     ¦                      ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦5. Лечебно-          ¦5. Лечебно-          ¦5. Культурный         ¦

¦оздоровительный      ¦оздоровительный      ¦(познавательный)      ¦

¦                     ¦                     ¦                      ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

¦6. Этнографический   ¦6. Круизный          ¦6. Культурный         ¦

¦                     ¦                     ¦(событийный)          ¦

+---------------------+---------------------+----------------------+

 

     Доля  туристской  отрасли в ВРП Пермского края в 2006 году вместе

с   доходами   от   смежных   отраслей  составила  1,988%.  По  данным

Пермьстата,  в  2006  г. туристский поток на территории Пермского края

составил  427  тыс. человек, в 2008 г. - 507 тыс. человек, а в 2012 г.

- более 600 тыс. человек.

     Число   туристских  фирм,  зарегистрированных  в  Пермском  крае,

составило  в  2006  году 91. По данным Пермьстата, начиная с 2008 года

количество   турфирм,   работающих   на   территории  региона,  начало

неизменно   возрастать.   В   2012   году   в   регионе  работало  356

туристических  фирм,  из  них  10  туроператоров,  312  турагентов, 15

компаний, предлагающих туристские продукты.

 

Таблица 2 - Динамика количества туристских фирм, зарегистрированных на

            территории Пермского края

 

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+

¦    Годы     ¦ 2006  ¦ 2008  ¦ 2009  ¦ 2010  ¦ 2011  ¦ 2012 год ¦

¦             ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦          ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+

¦Количество   ¦  91   ¦  97   ¦  157  ¦  276  ¦  321  ¦    356   ¦

¦фирм         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+

 

     Из  всех  функционирующих на территории Пермского края туристских

организаций  19  входят в состав Российского союза туриндустрии. Почти

все  туристские  фирмы  (98,9%)  имеют  частную форму собственности, в

основном это индивидуальные предприниматели.

     Анализируя  изменения  состояния  коллективных средств размещения

(далее  -  КСР)  в  Пермском  крае  с 2004 по 2006 год, нужно отметить

увеличение  числа КСР и числа гостиничных номеров, что свидетельствует

о росте туристского потока в Пермском крае.

     По   состоянию  на  1  января  2009  года  только  семь  гостиниц

туристского    класса    в    городе   подтвердили   свою   "звездную"

классификацию:     Hilton    Garden    Inn    Perm****,    "Урал"****,

"Жемчужина"****,    ASTOR   HOTEL***,   New   Star***,   "Бизнес-отель

"Полет"***,   "Прикамье"***.  Также  в  городе  действуют  порядка  20

мини-гостиниц.

     Дополнительные   услуги  для  туристов  особенно  развиты  в  тех

гостиницах,  которые  имеют стабильный поток гостей либо корпоративных

клиентов   или  расположены  в  историческом  центре  города.  Средняя

годовая  загрузка  гостиниц  города  составляет 52%. В то же время при

проведении   масштабных  мероприятий  ощущается  нехватка  гостиничных

номеров,  что  свидетельствует  о  недостаточном  количестве  гостиниц

туристического класса.

     Выбор гостиниц деловыми туристами определяется:

     предложениями принимающей стороны (69%);

     бронью предприятия-партнера либо турфирмы;

     предложением выставочных центров.

     СМИ    и   информационно-телекоммуникационная   сеть   "Интернет"

используются для поиска средств размещения недостаточно активно.

     Таким    образом,    гостиничный    фонд    города    представлен

разнообразными  категориями  номеров,  позволяющих принимать различные

группы  клиентов  (иностранных  туристов,  бизнесменов, индивидуальных

отдыхающих  и  туристские  группы).  Наиболее полно представлен спектр

основных и дополнительных услуг для деловых туристов.

 

Таблица 3 - Доходы коллективных средств размещения, 2012 год

 

+--------------------------------+----------------------------------+

¦             Регионы            ¦    Доходы коллективных средств   ¦

¦                                ¦       размещения, млн.руб.       ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦1. Республика Башкортостан      ¦              6785,0              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦2. Свердловская область         ¦              6636,9              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦3. Республика Татарстан         ¦              6298,5              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦4. Алтайский край               ¦              5418,4              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦5. Пермский край                ¦              4852,5              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦6. Челябинская область          ¦              4239,7              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦7. Самарская область            ¦              4206,0              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦8. Кировская область            ¦              1955,8              ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

 

Таблица 4 - Количество коллективных средств размещения, 2012 год

 

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦              Регионы              ¦   Количество коллективных средств   ¦

¦                                   ¦           размещения, ед.           ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦1. Свердловская область            ¦                 496                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦2. Челябинская область             ¦                 385                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦3. Республика Башкортостан         ¦                 374                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦4. Алтайский край                  ¦                 338                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦5. Республика Татарстан            ¦                 316                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦6. Самарская область               ¦                 282                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦7. Пермский край                   ¦                 275                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦8. Кировская область               ¦                 112                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

 

Таблица 5 - Количество человек,  размещенных в коллективных  средствах

            размещения, 2012 год

 

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦              Регионы              ¦  Количество человек, размещенных в  ¦

¦                                   ¦  коллективных средствах размещения  ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦1. Республика Татарстан            ¦               1430463               ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦2. Свердловская область            ¦               1315342               ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦3. Республика Башкортостан         ¦               876242                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦4. Самарская область               ¦               825218                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦5. Челябинская область             ¦               823876                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦6. Алтайский край                  ¦               620114                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦7. Пермский край                   ¦               589201                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦8. Кировская область               ¦               250413                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

 

Таблица 6 - Число ночевок, 2012 год

 

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦              Регионы              ¦       Число ночевок, тыс.ед.        ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦1. Республика Башкортостан         ¦                4955                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦2. Свердловская область            ¦                4394                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦3. Республика Татарстан            ¦                4388                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦4. Челябинская область             ¦                4028                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦5. Самарская область               ¦                3923                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦6. Алтайский край                  ¦                3146                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦7. Пермский край                   ¦                2880                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦8. Кировская область               ¦                1471                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

 

Таблица 7  -  Среднесписочная  численность   работников   коллективных

              средств размещения, 2012 год

 

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦              Регионы              ¦     Среднесписочная численность     ¦

¦                                   ¦   работников коллективных средств   ¦

¦                                   ¦             размещения              ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦1. Республика Башкортостан         ¦                12537                ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦2. Свердловская область            ¦                9728                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦3. Челябинская область             ¦                9675                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦4. Республика Татарстан            ¦                8561                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦5. Алтайский край                  ¦                8339                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦6. Самарская область               ¦                8254                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦7. Пермский край                   ¦                6861                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦8. Кировская область               ¦                3711                 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

 

     По  мнению  руководителей  нижегородских туроператорских компаний

по   въездному  и  внутреннему  туризму,  Пермскому  краю,  г.Перми  в

частности,  не хватает гостиниц 2-, 3-звездочных в историческом центре

города,  возможно,  входящих  в  международные  цепи,  а также средств

размещения   туристских   групп,  располагающих  услугами  питания.  К

предприятиям  общественного  питания  относятся рестораны, кафе, бары,

закусочные  и т.д. Количество данных заведений, а также качество услуг

оказывают  влияние  на  туристскую  привлекательность  того  или иного

региона.

     Анализируя  изменения  состояния  КСР  в  Пермском крае с 2008 по

2012  год,  нужно  отметить увеличение числа КСР со 165 в 2006 году до

275 в 2012 году.

 

         2. Оценка степени достижения целей и задач Программы        

 

     Целью  Программы  являлось  создание  благоприятных  условий  для

полноценного  развития  туризма как познавательного и оздоровительного

вида деятельности и как эффективной отрасли экономики в Пермском крае.

     Благодаря   реализации   Программы   удалось  достичь  увеличения

численности   граждан  Российской  Федерации  и  иностранных  граждан,

посещающих  Пермский  край  в  рамках  вновь  созданных  туристических

продуктов.   Только   в   2012  году  отмечено  увеличение  количества

туристических  продуктов, представленных туристскими маршрутами, на 53

единицы.

     Основой  формирования новых туристских продуктов явился потенциал

отрасли  культуры - многочисленные культурные и зрелищные мероприятия,

проводимые в крае.

     Пермский  край знаменит своими культурными традициями, театрами и

музеями.  В крае работает 10 профессиональных театральных коллективов,

18   музеев    том  числе  уникальные  своими  коллекциями  Пермский

краеведческий   музей   и   Пермская   государственная  художественная

галерея),  в городе Перми объектом туристского внимания являются также

цирк,  Пермская  государственная  филармония,  единственный  на  Урале

планетарий.

     Особый  интерес,  в  том  числе иностранных гостей края, вызывали

мероприятия,  проводимые  в  Пермском  академическом  театре  оперы  и

балета   им.П.И.Чайковского,   Пермском  Театре-Театре,  театре  юного

зрителя,  театре  "Балет  Евгения Панфилова", театре "У Моста", театре

кукол,   архитектурно-этнографическом   музее-заповеднике   "Хохловка"

(занимающем  площадь  42  гектара,  знаменитом уникальными деревянными

постройками  17-19  веков), музее соли (экспозиция которого воссоздает

технологическую  цепочку  по  производству  соли,  существовавшую с XV

века),  музее  Ермака, Мемориальном комплексе политических репрессий в

д.Кучино,  на  Белой горе и, безусловно, в Кунгурской ледяной пещере -

одной  из  самых  популярных  туристских достопримечательностей Урала,

являющейся памятником природы всероссийского значения.

     Безусловной  основой  развития  событийного  туризма,  увеличения

туристического  потока  Пермского  края на основе культурно-событийных

ресурсов   региона   явился  проводимый  с  2010  года  мультижанровый

фестиваль  "Белые  ночи  в  Перми",  ставший  одним  из  символов  так

называемой    пермской    культурной    революции.    Фестиваль   стал

общеизвестным  благодаря  в том числе появлению на улицах города Перми

объектов современного искусства.

     Основой   развития   событийного   туризма  явились  также  такие

мероприятия в сфере культуры, как:

     Международный фестиваль "Русское зарубежье";

     Международный фестиваль уличных театров;

     Конкурс артистов балета России "Арабеск";

     Фестиваль "Живая Пермь";

     мероприятия межрегионального проекта "Культурный Альянс";

     Всероссийский фестиваль "Владимир Спиваков приглашает";

     Книжный фестиваль;

     Фестиваль "Движение";

     Концерты оркестра MusicAeterna;

     Международный фестиваль "Джаз-лихорадка";

     Певческий фестиваль "Поющее поле Прикамья";

     Фестиваль KAMWA;

     Фестиваль ROCK LINE.

     В  рамках  событийного  туризма  развитие  получил познавательный

туризм,  популяризирующий  географические  особенности Пермского края,

исторические  вехи,  неразрывно  связанные с событиями, происходившими

на  территории  Пермского  края,  самобытные  традиции коми-пермяцкого

народа.

     Развитие  познавательного  туризма  явилось стимулом развития для

транспортного (в том числе судоходного) и гостиничного бизнеса.

     В рамках реализации Программы решались следующие задачи:

     создание  благоприятных  и  стимулирующих  условий  для  развития

туристской индустрии и туристской инфраструктуры;

     кадровое обеспечение туристской индустрии Пермского края;

     научно-исследовательское   обеспечение   туризма   и   туристской

индустрии;

     содействие   в   привлечении   инвестиций  в  туристскую  отрасль

Пермского края и развитии предпринимательства в сфере туризма;

     формирование    системы    информационно-рекламного   обеспечения

туристской отрасли;

     создание  эффективной  системы  координации  туристской  сферы  и

управления туристской отраслью экономики.

     Решение   основных   задач   Программы   обеспечивалось  за  счет

совершенствования  регионального  законодательства  в  сфере  туризма,

развития  информационных  систем,  проведения  научных исследований, а

также   мероприятий   по   формированию  у  населения  Пермского  края

устойчивого   интереса   к   историческим  и  культурным  особенностям

Пермского  края;  стимулирования внедрения туристских бизнес-проектов;

повышения  эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и

развития  инфраструктуры,  обеспечивающей  потребности  сферы туризма;

развития  системы  целевой подготовки и переподготовки кадров с учетом

текущей   и   перспективной   потребности   туристской   деятельности;

вовлечения   бизнеса   в   строительство   и  эксплуатацию  туристских

объектов;   разработки   и  реализации  региональных  и  муниципальных

нормативных   правовых   актов,   целевых  программ,  направленных  на

создание   необходимых   условий   для   развития   отрасли   туризма,

обеспечение населения общедоступными туристскими услугами.

     Результаты  реализации  Программы  с  2008 по 2012 год отражены в

приложениях 1, 2, 3, 4 к настоящему отчету.

     Исходя   из  совокупности  показателей  в  целом  цели  и  задачи

Программы, определенные на период 2008-2012 годов, достигнуты.

     Однако  при  наличии  значительного  культурного, исторического и

природного  потенциала,  способного стать мощным ресурсом для развития

внутреннего  и  въездного  туризма,  по  состоянию на 2012 год в общей

структуре  хозяйства,  экономики  и  социальной  жизни в Пермском крае

туристский  потенциал  не  используется  в  полной  мере.  Этот важный

сектор  экономики,  являющийся  одной  из  высокодоходных  и  наиболее

динамично  развивающихся  отраслей  мирового  хозяйства,  в регионе не

получил  существенного  влияния  на развитие края как по качественным,

так  и по количественным характеристикам. Как следствие, Пермский край

занимает  незначительное  место  на  российском  и  мировом туристских

рынках.

 

     3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом,

                по исполнителям и участникам Программы

 

     Государственным  заказчиком  и  руководителем  Программы являлось

Министерство  культуры,  молодежной  политики  и массовых коммуникаций

Пермского края.

     Основными   разработчиками   Программы   выступили   Министерство

развития   предпринимательства   и   торговли   Пермского   края,  ООО

"Агентство "Медиаинформ".

     Исполнителями  Программы  стали Министерство культуры, молодежной

политики   и   массовых   коммуникаций  Пермского  края;  Министерство

развития   предпринимательства  и  торговли  Пермского  края;  Краевое

государственное  автономное  учреждение  "Центр  реализации проектов в

сфере культуры и молодежной политики".

     В  реализации  Программы  приняли  участие  исполнительные органы

государственной  власти Пермского края, органы местного самоуправления

Пермского  края,  образовательные  и  научные  учреждения,  учреждения

Пермского края, государственные и негосударственные организации.

     Исполнителями   Программы   при   участии   заинтересованных  лиц

реализованы   следующие   мероприятия,   направленные   на   поддержку

въездного и внутреннего туризма в Пермском крае:

     1)  по направлению "Содействие развитию туристской инфраструктуры

на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры":

     разработка  плана  развития  туристской  инфраструктуры  основных

туристских   объектов   и   маршрутов   Пермского  края  (стоянок  для

автотранспорта,    смотровых   площадок,   организаций   общественного

питания,  мини-гостиниц,  автосервисов,  туалетов, ограждений) и плана

развития  транспортной  инфраструктуры  к основным туристским объектам

на  базе  существующей  и перспективной транспортной инфраструктуры (в

части автомобильного и речного транспорта);

     развитие  туристской  инфраструктуры основных туристских объектов

и  маршрутов Пермского края (строительство стоянок для автотранспорта,

смотровых  площадок, организаций общественного питания, мини-гостиниц,

автосервисов, туалетов, ограждений);

     оказание    содействия    в   строительстве   в   Пермском   крае

конгрессно-деловых центров с инфраструктурой.

     Цель  мероприятий  -  привлечение инвестиций на создание объектов

туристской   инфраструктуры,   улучшение   качества  туристских  услуг

(транспорт, размещение, питание, впечатления).

     Исполнитель   -   Министерство   развития  предпринимательства  и

торговли Пермского края.

     Участники    -   Министерство   градостроительства   и   развития

инфраструктуры Пермского края, органы местного самоуправления;

     2)  по  направлению "Содействие созданию турпродуктов, основанных


Информация по документу
Читайте также