Расширенный поиск

Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода от 25.01.2017 № 190

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

25.01.2017                                                                 № 190

 

 

 

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 03.03.2015 № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06.11.2015 № 2335 «Об утверждении Порядка формирования (корректировки) и реализации Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода»,  в целях совершенствования системы стратегического планирования социально-экономического развития города Нижнего Новгорода, руководствуясь статьями 43, 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы.

2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Бадретдинов Р.Р.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Евсикова Е.Н.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Кудрявцеву И.В.

 

 

 

Глава администрации города

                                                        С.В.Белов

 

 

И.Н.Семашко

439 15 66

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

города

от 25.01.2017  № 190

 

Администрация города Нижнего Новгорода

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017 - 2022 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород
Содержание

 

Введение

1. Социально-экономический потенциал города Нижнего Новгорода

1.1. Географическое положение и статус города

1.2. Экономика

1.3. Человеческий потенциал и социальная сфера

1.4. Городская среда и инженерная инфраструктура города

1.5. Организация планирования и процессов управления развитием города

2. Факторы развития города 

3. Стратегическое видение и сценарии развития города

4. Отраслевые приоритеты развития города

5. Стратегическая цель и основные направления развития города

6. Механизмы реализации Стратегии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы (далее – Стратегия) является основным документом стратегического планирования развития города Нижнего Новгорода в  долгосрочной перспективе.

Стратегия подготовлена с учетом положений документов стратегического планирования Российской Федерации, Приволжского федерального округа, Нижегородской области, документов стратегического и территориального планирования города Нижнего Новгорода:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года;

Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;

Генерального плана города Нижнего Новгорода;

Прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2019 годы;

Программы развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013-2020 годы;  

Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области;

Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года);

Прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы;

Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Стратегия определяет основные направления социально-экономического развития города Нижнего Новгорода, направлена на эффективное использование экономического и человеческого потенциала, стимулирование инвестиционной активности и внедрение инноваций, рост экономики с учетом тенденций развития городской агломерации, на модернизацию и повышение эффективности функционирования социальной, транспортной, коммунальной и рекреационной инфраструктур, сохранение уникального историко-культурного наследия города.

В ходе разработки Стратегии проведен анализ тенденций развития экономики и социальной сферы, городской среды и инфраструктуры города Нижнего Новгорода, структуры доходов и расходов бюджета города Нижнего Новгорода, дана оценка достигнутого уровня развития города и эффективности использования имеющегося потенциала, условий для ведения бизнеса, выявлены конкурентные преимущества и проблемы, препятствующие развитию города.

При определении стратегической цели развития города Нижнего Новгорода, а также подцелей, направленных на достижение стратегической цели, учитывались данные проведенного анализа, а также предложения, полученные в ходе проведения общественного обсуждения проекта Стратегии, позволившие выявить основные проблемы и приоритеты городского развития, в том числе с точки зрения научных сообществ, бизнес-сообществ, общественных организаций.

На основе данных проведенного анализа и официальных прогнозов федерального, регионального и муниципального уровня сформированы два возможных сценарии развития города Нижнего Новгорода (базовый и целевой). Выделены отраслевые и функциональные приоритеты, сфокусированные на динамичном развитии города в среднесрочной и долгосрочной перспективах с учетом глобальных и национальных тенденций, знаковых событий города Нижнего Новгорода (проведение матчей чемпионата мира по футболу и празднование 150-летия со дня рождения великого русского писателя – земляка А.М.Горького - в 2018 году, празднование 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода  - в 2021 году), определены стратегические направления развития, комплекс задач и механизмов их достижения, целевые значения основных индикаторов.

Положения Стратегии развиваются и конкретизируются в других документах стратегического планирования города Нижнего Новгорода – Плане мероприятий по реализации Стратегии и муниципальных программах, содержащих комплекс обеспеченных ресурсами мероприятий, направленных на достижение целей и задач Стратегии.


 

1. Социально-экономический потенциал

города Нижнего Новгорода

 

1.1. Географическое положение и статус города

 

Нижний Новгород играет важную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, являясь центром Приволжского федерального округа, административным центром Нижегородской области и центром Волго-Вятского экономического района. Это пятый в стране по численности населения город-миллионник (1 275,5 тыс. человек по состоянию на 01.01.2016 года).

С 2004 года город Нижний Новгород как муниципальное образование имеет статус городского округа.

Площадь территории города – 46 582 га (466 кв. км).

Нижний Новгород имеет выгодное географическое положение. Он расположен вблизи геометрического центра Восточно-Европейской равнины, у слияния двух крупных рек: Волги и Оки. Город находится на пересечении важнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, включен в два транс-европейских коридора: «Север – Юг» и «Запад – Восток», берущих начало в Скандинавии и Германии и является одним из крупнейших транспортных узлов России. Важным конкурентным преимуществом географического положения Нижнего Новгорода является также его максимальная среди российских городов-миллионников близость к Москве (439 км). В силу этого Нижний Новгород традиционно выполняет функции связующего звена между столичным регионом и Поволжьем, а через Поволжье – с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, странами Центральной Азии.

Нижний Новгород является центром Нижегородской области с населением 3,26 млн. человек, которая является шестой по величине в стране. В радиусе 500 км от Нижнего Новгорода проживают около 43 млн. человек (из них более 24 млн. проживают в городах численностью более 100 тыс. человек), а в радиусе 1 000 км – более 84 млн. человек. Обширный потребительский рынок и тесные взаимосвязи с крупными российскими агломерациями создают благоприятные условия для развития в Нижнем Новгороде сети крупных мультимодальных транспортно-логистических терминалов, и в перспективе город способен стать ядром транспортно-логистической системы Поволжья. 

Нижний Новгород имеет прочные международные связи с городами-побратимами 14 иностранных государств и 4  зарубежными городами-партнерами.  В городе открыто Отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, работают 5 почетных консулов.

 

1.2. Экономика

Экономический потенциал

  Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «…Существенный вклад в региональное развитие после 2012 года вносят перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся:  агломерации  и  индустриальные  центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития…». Нижний Новгород как индустриальный центр и центр крупной городской агломерации играет важную роль в развитии экономической зоны Поволжья в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

По итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом объем отгруженной продукции по полному кругу организаций города Нижнего Новгорода увеличился на 7,9% и составил 738,1 млрд. рублей, что свидетельствует о положительной динамике развития экономики города. Рост показателя связан с интенсивным развитием отраслей-драйверов экономики Нижнего Новгорода: обрабатывающих производств, транспорта и связи, операций с недвижимым имуществом, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, оптовой и розничной торговли.

Обрабатывающие производства в течение длительного периода составляют основу экономики города Нижнего Новгорода, обеспечив в 2015 году 40,6% всего объема отгруженных товаров и оказанных услуг организациями (по полному кругу организаций) города Нижнего Новгорода. 

  Значительную долю в экономике города Нижнего Новгорода составляют крупные и средние организации - 79,9%. В 2015 году крупными и средними организациями города Нижнего Новгорода отгружено товаров на сумму 590,0 млрд. рублей (рост 109,0%  к 2014 году) (в 2014 году - 553,5 млрд. рублей, в 2013 году – 543,0 млрд. рублей).

В общем объеме отгрузки по крупным и средним организациям в 2015 году отмечается высокая доля обрабатывающих производств - 45,4% (в 2014 году - 42,8%).

Крупными и средними организациями обрабатывающего сектора города Нижнего Новгорода в 2015 году  отгружено товаров собственного  производства, выполнено работ и услуг на сумму 267,8 млрд. рублей (рост к уровню 2014 года составил 111,2%), в 2014 году – на сумму 237,0 млрд. рублей (рост к 2013 году – 99,8%).

Структура обрабатывающих производств  (по крупным и средним организациям) города высоко диверсифицирована как в отношении производства, так и занятости. Наибольший удельный вес имеет производство транспортных средств и оборудования (39,6% отгрузок товаров собственного производства, выполненных работ и услуг и 41,3 % работающих), также выделяются производство пищевых продуктов (15,0% и 8,7% соответственно), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (12,4% и  14,0% работающих), химическое производство (8,7% и 4,2% соответственно), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (7,6% и  10,8% работающих).

Вклад в производство транспортных средств и оборудования в 2015 году  в значительной степени обеспечивался крупнейшим производителем коммерческого транспорта России - холдингом «Группа компаний «ГАЗ». Доля холдинга на российском рынке легких коммерческих автомобилей составляет около 50%; «Группа компаний «ГАЗ» также является одним из лидеров отечественного автокомпонентного рынка.

К ведущим нижегородским предприятиям вида деятельности «производство транспортных средств и оборудования» также относятся: ООО «СТ Нижегородец» (производство автомобилей, прицепов и полуприцепов); ООО «НПО «Автопромагрегат» (производство частей и принадлежностей автомобилей); ОАО «Завод «Красное Сормово» (строительство и ремонт судов); НАЗ «Сокол» - филиал  АО «РСК «МиГ» (самолетостроение), ПАО ПКО «Теплообменник» (производство летательных аппаратов), ОАО «Гидромаш» (производство и испытание шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов) и другие.

Основная доля объемов производства и отгрузки товаров собственного производства по виду экономической деятельности «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» в 2015 году обеспечивалась нижегородскими предприятиями: ПАО «Нител», ПАО «ГЗАС им. А.С. Попова», АО «НПО «Эркон» (производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи); АО ННПО «Нижегородский завод им. М.В. Фрунзе», АО «Время-Ч», АО «Завод им. Г.И. Петровского» (производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний) и другие).

Ведущими предприятиями по виду деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» в структуре обрабатывающих производств являются: АО «Нижегородский молочный завод № 1» и «Нижегородский филиал АО «Вимм-Билль-Данн» (производство молочных продуктов), АО «Хлеб», АО «Каравай», АО «Колос-3», ООО «Юнис» (производство хлеба и кондитерских изделий), ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» (производство кондитерских изделий), АО «РООМ», ООО «Сордис» и ООО «Хлебная слеза», филиал «Волга» ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» (производство алкогольных напитков и пива).

Высокие показатели в химической промышленности во многом связаны с успешной деятельностью АО «Нижфарм» и АО «Оргхим» и их большой долей в общем объеме отгрузки химических производств.

Продукция металлургии нижегородских предприятий поставляется в основном на внутренний рынок. Увеличение объемов отгрузки продукции металлургии (на 21,4% - в 2015 году к 2014 году)  свидетельствует, в том числе о положительной  динамике развития других обрабатывающих производств. К ведущим предприятиям металлургического производства и производства готовых металлических изделий относятся: АО «Красный Якорь», АО «Завод «Труд» (производство готовых металлических изделий), АО «Завод электромонтажных инструментов» (производство ножевых изделий, столовых приборов, инструментов, замочных и скобяных изделий), АО «ОКБМ Африкантов» (производство ядерных реакторов и их составных частей), ПАО «Завод Красная Этна» (производство крепежных изделий, цепей и пружин) и другие.

Важной особенностью нижегородского промышленного комплекса является высокая доля продукции конечного потребления. Это относится к предприятиям, выпускающим транспортные средства и пищевые продукты, а также к предприятиям химической отрасли, значительную долю продукции которых составляют лекарственные средства.

На общероссийском рынке многие нижегородские предприятия являются крупнейшими и единственными производителями (поставщиками) в своих сферах деятельности и серьезными игроками на международном рынке.

 

Экономические кластеры

 

Нижний Новгород обладает диверсифицированной производственной базой, особенность которой – наличие развитых устойчивых внутригородских технологических и кооперационных межотраслевых связей. Межотраслевое потребление продукции обрабатывающих производств имеет значительные объемы по сравнению с другими индустриальными центрами страны. На обеспечение интересов промышленных предприятий города нацелены и научные, и образовательные учреждения Нижнего Новгорода. Эти факторы заложили основу для формирования на территории города системы экономических кластеров.

Кластерный подход, предполагающий реализацию интеграционных возможностей бизнеса и науки и учитывающий главное конкурентное преимущество города – его высокий научно-образовательный потенциал, рассматривается в качестве одного из главных инструментов повышения конкурентоспособности экономики города.

Реализацию мероприятий, программ и проектов, направленных на развитие кластеров в Нижегородской области, в том числе на территории города Нижнего Новгорода, осуществляет Автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области».

В соответствии с Поручением Правительства РФ от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060 в Нижегородской области и непосредственно на территории города Нижнего Новгорода создан Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии.

Кластер представляет из себя группу предприятий-производителей автомобилей, нефтехимической продукции, автокомпонентов и заготовительных производств, сборочных производств  Группы ГАЗ и расположен на трех основных площадках Нижегородской области: в городах Кстово, Дзержинск и Нижний Новгород.

Для Нижегородского кластера характерна высокая концентрация основных производств, что позволяет существенно снизить затраты на логистику и обслуживание инфраструктуры. Ключевые компании Нижегородской площадки – ОАО «ГАЗ» и ООО «Автозавод «ГАЗ» расположены на территории единой производственной площадки – холдинга «Группа компаний «ГАЗ». Большая часть компаний - поставщиков автокомпонентов также расположена на территории промплощадки холдинга «Группа компаний «ГАЗ» или в непосредственной близости от неё: ООО «ЗШП», ООО «Лир», ООО «Бозал-ГАЗ», ООО «Коллини», OOO «ТРМ», ООО «Завод «Автокомпонент», ООО «Нижегородские моторы», ПАО «Завод Красная Этна».

Степень интеграции предприятий внутри нижегородской промплощадки различна для разных продуктовых направлений, что обусловлено исторически сложившимися связями в автомобильной отрасли в целом и неоднородным развитием технологических компетенций на различных предприятиях.

В числе инновационных проектов, реализуемых на территории Нижнего Новгорода, - формирование технопарка «Анкудиновка» – одного из семи IT-парков, строящихся в рамках программы «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий». В систему инновационной инфраструктуры города входит и «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», где в период с 2007 по 2015 годы  поддержку инновационной деятельности получили свыше 70  компаний.

Расположение города Нижнего Новгорода на пересечении крупных международных авиа-, железнодорожных, водных и автомагистралях обусловливает целесообразность и потенциальную возможность создания на территории города транспортно-логистического кластера  и становления города Нижнего Новгорода как крупного транспортно-логистического центра Поволжья и Российской Федерации.

Имеющаяся в ННГУ им. Н.И. Лобачевского научная база, ресурсы и налаженные связи с профильными научными институтами и промышленными предприятиями позволяют создавать и продвигать инновации и медицинские технологии с использованием последних достижений в области физики, радиофизики, биологии, химии, вычислительной математики и кибернетики с учетом разработки и внедрения специального программного обеспечения. В рамках федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» на базе ННГУ планируется создание  якорной структуры будущего биомедицинского кластера - Центра инновационного развития медицинского приборостроения и медицинских технологий, который  будет включать в себя все компоненты инновационного процесса: образовательный, научный, внедренческий и производственный. В перспективе в число участников кластера могут войти ведущие нижегородские предприятия химико-фармацевтической промышленности (ОАО «Нижфарм», АО «Оргхим» и др.).

 

Инвестиционный климат

 

Инвестиционный процесс в экономике города Нижнего Новгорода в последние годы демонстрирует положительную динамику: с 2010 года по 2015 год общий объем инвестиций  в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос в 2 раза (в действующих ценах)

По итогам 2015 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям по городу Нижнему Новгороду составили 89,4 млрд. рублей или 101,1% к 2014 году (в действующих ценах).

Рост объема инвестиций (в действующих ценах) был зафиксирован в следующих видах экономической деятельности: «гостиницы и рестораны» - в 2,4 раза, «оптовая и розничная торговля» - на 57,4%, «образование» - на 29,9%, «строительство» - на 8,3%, «транспорт и связь» - на 7,4%, «обрабатывающие производства» - на 4,4%, «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - на 1,5%.

По итогам 2015 года инвестиционно-привлекательными являются: операции с недвижимым имуществом (33,0%), обрабатывающие производства (20,5%), транспорт и связь (19,5%). 

Среди наиболее крупных инвестиционных проектов: «Строительство завода по производству средств воздушно-космической обороны» - АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» (филиал №1 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»); «Организация производства легких коммерческих и легковых автомобилей семейства ГАЗель NEXT, Mercedes TIN, Volkswagen» - ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ»; «Реконструкция и техническое переоснащение производств» - ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники», НАЗ «Сокол» - филиал  АО «РСК «МиГ», АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» и АО «Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник».

Основным фактором, сдерживающим инвестиционные возможности организаций, продолжает оставаться нестабильность экономической ситуации, которая выражается, в том числе в ограничении доступа к кредитным ресурсам в связи с ухудшением условий кредитования, недостаточный объем собственных финансовых ресурсов и т.п.

Вместе с тем, развитая диверсифицированная экономика, большой кадровый и интеллектуальный потенциал, развитая региональная законодательная база, регламентирующая инвестиционную деятельность, привлекают в Нижний Новгород  российских и зарубежных инвесторов.

Принимая во внимание мнение экспертов – журнала «Генеральный Директор» (г. Москва), Нижегородская область по итогам 2015 года вошла в топ-10 регионов РФ, привлекательных для ведения бизнеса (8-место в РФ и 1 место в ПФО) (http://www.gd.ru/rating2015/), следовательно, город  Нижний Новгород, как административный центр Нижегородского региона,  обладает большим инвестиционным потенциалом и его бизнес- и инвестиционный климат может оцениваться как благоприятный в среднесрочной и долгосрочной перспективах. 

 

Трудовой потенциал города

 

Город Нижний Новгород характеризуется средним уровнем обеспеченности трудовыми ресурсами: доля экономически активного населения в общей среднегодовой численности населения города на 01.01.2016 составляет 48,7%. 

В структуре населения города Нижнего Новгорода отмечается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, вызванное вступлением в детородный возраст малочисленных поколений рожденных в 1990-е годы. Тенденция может продлиться еще 5-7 лет. Это ведет к несбалансированному соотношению категорий лиц, выбывающих на пенсию и вступающих в трудоспособный возраст, что может сказаться на тенденции нарастающего дефицита трудовых ресурсов и создать необходимость проведения сбалансированной миграционной политики.

 

Малое предпринимательство

 

По состоянию на 01.01.2016 на территории города Нижнего Новгорода количество действующих субъектов малого предпринимательства оценивается в     63 011 единицы, в том числе 30 646 малых (и микро-) предприятий и 32 365 предпринимателей без образования юридического лица.

В 2015 году сектор малого бизнеса характеризуется увеличением числа субъектов малого предпринимательства (малых и микропредприятий) на 10 тыс. человек населения Нижнего Новгорода. Если в 2014 году этот показатель равнялся 188,8 ед., то в 2015 году показатель увеличился и составил 240,2 ед. на 10 тыс. человек населения (рост 127,2%).

В 2015 году сектор малого бизнеса характеризовался, преимущественно,  положительными тенденциями. Оборот малых (и микро-) предприятий увеличился на 11,8% по отношению к 2014 году и составил 360,2 млрд. рублей, размер чистой прибыли увеличился на 15,4%.   

Объем отгрузки товаров собственного производства (выполнено работ и услуг собственными силами) малыми и микропредприятиями составил 148,2  млрд. рублей или 113,3% к уровню 2014 года. Доля малых и микропредприятий в отгрузках товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (по полному кругу организаций) возросла с 19,1% в 2014 году до 20,1% в 2015 году. Сальдированный финансовый результат нижегородских малых и микропредприятий в 2015 году составил 14 838,7  млн. рублей или  115,4 % к уровню 2014 года.

Несмотря на положительные успехи в сфере малого бизнеса, за последние три года отмечается сокращение среднесписочной численности работающих на малых предприятиях. Так, по итогам 2015  года среднесписочная численность работников малых предприятий сократилась на 4,1%  по сравнению с 2014 годом и составила 82 286 человек (в 2014 году – всего на 1,5% по сравнению с 2013 годом).

Вместе с тем, по доле работников, занятых в малых и средних предприятиях, Нижний Новгород переместился с 7 места (2014 год – 35,7%) на 2 место (2015 год – 41,2%) среди сопоставимых городов-миллионников РФ, уступив Красноярску.

В 2015 году от субъектов малого предпринимательства (малых и микропредприятий)  поступило налоговых платежей 4 082,2 млн. рублей или 106,8% к уровню 2014 года. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме доходов бюджета территории  на протяжении последних трех лет (2013-2015 годы) составляет ежегодно 3,4%.

 

Потребительский рынок

 

Современный потребительский рынок города Нижнего Новгорода представляет собой развитую сеть предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг различных типов, видов, форм и форматов, которая включает в себя: 3 381  предприятие стационарной торговли, 2649 объекта нестационарной торговой сети, 5 розничных рынков, 11 универсальных сезонных ярмарок, 1 441 предприятие общественного питания на 89,8 тыс. посадочных мест и 1 748  предприятий бытового обслуживания населения на 7,5 тысяч рабочих мест. Емкость потребительского рынка (сумма оборота розничной торговли, общественного питания и объема платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями) за 2015 год составила 447,1 млрд. рублей.   

Общий уровень обеспеченности торговыми площадями соответствует уровню крупных европейских городов (1165,6 кв.м на 1 тысячу жителей или 165,6% от установленного норматива). По обороту розничной торговли в расчете на душу населения город Нижний Новгород по итогам 2015 года занял 7 место (278,6 тыс. рублей) среди сопоставимых городов-миллионников.   

Фактическая обеспеченность населения города сетью общедоступных предприятий общественного питания составила 41 посадочное место на 1 тысячу жителей или 102% от установленного норматива.

В последние годы нижегородскими рестораторами были сделаны огромные инвестиции не только в собственный бизнес, но и в рынок недвижимости города Нижнего Новгорода и повышение его туристской привлекательности.  Отреставрированные старинные здания в исторической части города,  в которых размещаются кафе и рестораны, и прилегающие к ним территории получили полноценную вторую жизнь, а улица Рождественская, где сосредоточена сеть ресторанов и кафе, стала одной из визитных карточек Нижнего Новгорода.

Доля объема платных бытовых услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению города Нижнего Новгорода (по крупным и средним организациям), невысока (в 2015 году – менее 4 %).

      

1.3. Человеческий потенциал и социальная сфера

 

Сохранение и укрепление здоровья населения

 

В 2015 году ситуация с уровнем здоровья населения города Нижнего Новгорода характеризуется следующими показателями: уровень общей смертности снизился, составив 13,9 промилле (в 2014  году - 14,2 промилле), процент возмещения смертности вырос с 85,1% в 2014 году до 94,9% в 2015 году; младенческая смертность снизилась с 6,7 промилле в 2014 году до 5,8 промилле в 2015 году.   

В 2015 году общий индекс здоровья* вырос и составил 0,939 (в 2014 году - 0,931, в  2013 году – 0,917).

Укрепление здоровья жителей города Нижнего Новгорода, повышение продолжительности их жизни находится в фокусе внимания администрации города Нижнего Новгорода и Правительства Нижегородской области. С учетом распределения полномочий  Правительством Нижегородской области на территории города активно ведется работа по модернизации учреждений здравоохранения и повышению доступности медицинской помощи для населения. Расширяется сеть кабинетов врачей общей практики, специализированных центров и кабинетов, предоставляющих помощь больным с хроническими заболеваниями и способствующих профилактике заболеваемости. Активно внедряется трехуровневая система здравоохранения: подразделения первичного звена  (районные поликлиники города) - многопрофильные центры - центры высокотехнологичной медицинской помощи. Всего на территории города Нижнего Новгорода расположено 243 лечебно-профилактических организации.

Основные крупные проекты последних лет на территории города Нижнего Новгорода: создание регионального сосудистого центра на базе городской клинической больницы № 13 г. Нижнего Новгорода, создание поликлинико-диагностического центра Нижегородского областного онкологического диспансера, оснащенного новейшим медико-диагностическим оборудованием, для оказания высоко-технологичной медицинской помощи взрослому и детскому населению города Нижнего Новгорода и области, завершение капитального ремонта акушерского стационара больницы №40  (роддом №7)  в Автозаводском районе на 200 коек.  

Согласно социальной модели здоровья, здоровье населения является результатом не только качества и доступности медицинской помощи, но и целого ряда социально-экономических, культурных  и внешне средовых факторов, таких как уровень доходов и качество жилья, уровень образования и культуры, благоустройство среды обитания и развитие транспорта, уровень и доступность инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом и т.д. Эти группы факторов влияют на образ жизни людей, вероятность появления у них болезней и риска преждевременной смерти.

 

 

 

Физическая культура и массовый спорт

 

В городе Нижнем Новгороде функционируют 57 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, совместно с Правительством Нижегородской области на территории города Нижнего Новгорода активно ведется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов), стадионов и хоккейных площадок, спортивных площадок на территории дворов и школ, реализована программа «Турник в каждый двор». Однако относительно федеральных нормативов обеспеченность объектами инфраструктуры физической культуры и спорта в Нижнем Новгороде остается невысокой: в 2015 году обеспеченность бассейнами составила 13,6% (или 59 плавательных бассейнов) от федеральных нормативов, плоскостными сооружениями – 26,8% (или 530 сооружений) и спортзалами – 49% (или 403 спортивных зала) соответственно.

В городе активно поддерживается около 90 видов спорта. Наиболее массовыми видами спорта являются футбол, волейбол, хоккей, вольная борьба, плавание, легкая атлетика.

Доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и массовым спортом, составляет 26,7% (при федеральном нормативе  30%). На спортивных базах различной ведомственной принадлежности адаптивной физической культурой и спортом занимается 2 399 человек с различными видами нозологий (заболеваний), что составляет 2% от общего количества инвалидов в городе.

Нижний Новгород вошел в число 11 городов России, где в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Это событие дало мощный импульс развитию спортивной инфраструктуры Нижнего Новгорода (ведутся работы по строительству стадиона «Нижний Новгород» на 45 000 зрительских мест, строительству и реконструкции тренировочных площадок).

 

Система образования города

 

Система образования Нижнего Новгорода обладает высоким конкурентоспособным потенциалом. Подготовку специалистов для экономики города в 2015 году осуществляют 16 государственных высших учебных заведений  (в том числе 6 филиалов государственных вузов, действующих на территории города Нижнего Новгорода), 2 негосударственных высших учебных заведения и 6 филиалов негосударственных вузов, действующих на территории города Нижнего Новгорода); контингент студентов вузов составляет 89 134 человек, а также 24 профессиональных образовательных организации (из них - 2 негосударственных профессиональных образовательных учреждения); контингент учащихся – 20 893.

Год от года растет интерес нижегородской молодежи к науке. Значительную поддержку молодым ученым в продвижении своих научных идей оказывает Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор Технопарка «Анкудиновка».

Муниципальная система образования городского округа город Нижний Новгород представлена 502 муниципальными учреждениями, включающими 167 общеобразовательных и 309 дошкольных учреждений, 22 учреждения дополнительного образования, а также центр мониторинга и информационно-методического обеспечения, два межшкольных учебных комбината и централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений образования города.

Профильное обучение с учетом склонностей и способностей в городе обеспечивается  за счет системы общеобразовательных организаций (всего 42 единицы) повышенного статуса, в том числе 9 лицеев, 11 гимназий, 22 средних общеобразовательных школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Одним из приоритетных направлений развития образования в современном мире является интеграция в общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. в 2015 году в классах общеобразовательных организаций, не являющихся специализированными (коррекционными),  обучались 18,7% детей с ограниченными возможностями здоровья и почти 42,1% детей-инвалидов.

Нижний Новгород характеризуется высоким охватом детей в возрасте от 1 года до 6 лет услугой по дошкольному воспитанию и образованию – 81,4% от общей численности детей данной возрастной группы. С 2012 года по настоящий период построено 11 ДОУ на 2 530 мест. Вместе с тем, 0,7% детских садов работают в зданиях, требующих капитального ремонта.

В муниципальную систему дополнительного образования города Нижнего Новгорода входят 22 учреждения (15 центров детского творчества, 1 дворец детского (юношеского) творчества, 2 дома детского творчества, 1 станция юного техника, 1 школа художественного творчества, 2 загородных оздоровительных лагеря).  В них действуют 2 770 объединений различной направленности.

Число детей и молодежи (в возрасте от 5 до 18 лет), получающих услуги дополнительного образования в образовательных организациях всех форм собственности, составило в 2015 году 154 107 человек.  В результате по показателю доли школьников, охваченных программами дополнительного образования, город Нижний Новгород  достиг значения 98,5%.

Согласно результатам исследования оценки качества жизни населения, проведенного департаментом социологии Финансового Университета при Правительстве РФ в 38 крупных городах России в 2015 году, город Нижний Новгород по показателю качества образования занимает 10 место среди крупных городов России (третье - среди сопоставимых городов-миллионников и первое - среди городов-миллионников  ПФО соответственно).

 

Сфера культуры

 

Нижнему Новгороду – третьему по древности городу-миллионнику в России, в отличие от многих городов страны,  удалось сохранить значительную часть объектов историко-культурного наследия и исторической застройки. На его территории города расположено 746 объектов историко-культурного наследия, в том числе 92 объекта федерального значения и  654 объекта регионального значения.  Однако ни один из уникальных объектов не включен в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

В целях сохранения исторических территорий администрацией города при активном участии общественности и бизнеса реализуется проект по реставрации и реконструкции исторических улиц и площадей, в рамках которого реализован первый этап – «Рождественская сторона». В 2014-2015 годах началась реализация второго этапа – «Ильинская слобода» («Започаинье»). Усилиями Правительства Нижегородской области после реставрации открыто главное здание Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника (усадьба Рукавишникова), построены новые здания планетария и цирка, восстановлена Зачатьевская башня Нижегородского кремля.

В городе функционируют около 30 музеев, включая муниципальные (7 ед.), 8 театров, из которых 4 муниципальных.

 По итогам 2015 года Нижний Новгород по уровню обеспеченности библиотеками (более 80% от нормативной потребности населения  или  94 ед.) занял 5 место среди сопоставимых городов-миллионников РФ. Высокой является обеспеченность города парками культуры и отдыха и садами – более 100 % (14 парков и садов при нормативе 13 ед.).

Нижегородские театральная школа и школа музыкального и художественного творчества признаны в стране и являются своеобразными брендами города.

Вместе с тем, сохраняется высоким (более 70%) износ основных фондов муниципальных учреждений культуры.

 

Туристский потенциал города

 

В рейтинге лучших туристских направлений в России (по данным интернет-портала TripAdvizor) Нижний Новгород в 2014  году вошел в десятку самых популярных по поездкам городов России (6 место) наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Сочи. Туристско-экскурсионный поток в Нижний Новгород в 2015 году составил 362 тысячи человек. 

Туроператоры Нижнего Новгорода предлагают более 80-ти туристско-экскурсионных маршрутов. В Нижнем Новгороде проходит немало мероприятий событийного туризма культурной, театрально-зрелищной, музыкально-художественной направленности (международный фестиваль им. А.Сахарова, театральный фестиваль им. Горького, фестиваль им. Евстигнеева, литературно-музыкально-театральный фестиваль «Болдинская осень», музыкальный фестиваль «Рождественские дни православной культуры», а также ежегодный Международный фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров»).

Инфраструктура размещения в городе Нижнем Новгороде представлена 92 объектами с номерным фондом 3 899 единиц.

 

Социальная поддержка населения

 

В условиях экономического кризиса на рынке труда города Нижнего Новгорода сохраняется спокойная ситуация, характеризующаяся относительно невысоким уровнем  официально зарегистрированной безработицы – 0,58% (3,9  тыс. человек), в 2014 году – 0,42% (2,9 тыс. человек), в 2013 году 0,38% (2,6 тыс. человек).

Нижний Новгород по показателю «уровень безработицы» в 2015 году демонстрирует среди 13 сопоставимых  городов-миллионников 3 результат, уступив Омску и Ростову-на-Дону, и лучший результат среди городов-миллионников Приволжского федерального округа.

Однако в социальной структуре городского населения продолжается тенденция дифференциации  по уровню доходов и качеству жизни. Население становится все более неоднородным. Для выравнивания ситуации на территории города предусмотрены различные формы социальной поддержки, которыми  охвачены:

жители города, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дополнительная адресная помощь);

семьи с несовершеннолетними детьми (с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия);

семьи, имеющих детей в возрасте до 3-х лет - обеспечение натуральной кисломолочной продукцией детей первых лет жизни. В настоящий момент в городе Нижнем Новгороде функционирует 3 молочные кухни и 45 пунктов раздачи молочного питания во всех районах города.

Для организации отдыха детей в каникулярное время в городе Нижнем Новгороде функционирует 5 загородных оздоровительных лагерей.

Для обеспечения социально-культурной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов».

 

Молодежь Нижнего Новгорода

 

На территории  Нижнего Новгорода проживает 300,7 тыс. человек в возрасте от 14 до 30 лет, относящихся к категории молодёжь, что составляет 23,6 % от общего количества населения. Социальный портрет этой группы жителей города характеризуется высоким  спросом на получение профессионального образования, на участие в трудовой деятельности, на занятия физической культурой и массовым спортом. В городе действуют городской школьный парламент, городской общественный студенческий совет, во всех районах города работают молодёжные советы. В декабре 2012 г. создана Молодёжная палата при Городской Думе города Нижнего Новгорода.

 

1.4. Городская среда и инженерная инфраструктура

 

Пространственное развитие города

 

Пространственная организация территории города базируется на радиально-кольцевом типе планировочного каркаса с доминирующим городским ядром (2-х километровый каменный Кремль с 13 сторожевыми башнями, расположенный на Дятловых горах) и прилегающей центральной исторической зоной. Нижний Новгород характеризуется средней плотностью населения – 31,0 чел./га, что сопоставимо с плотностью населения Самары и в 1,5-2 раза выше плотности населения Перми и Екатеринбурга. При этом по территории города население распределено крайне неравномерно.

Производственные территории в городе составляют 5,9 тыс. га, общественные – 1,2 тыс. га, жилые – 7,1 тыс. га,  рекреационные – 16,0 тыс. га.

Пространственное развитие города Нижнего Новгорода характеризуется несбалансированностью, структура городской застройки на текущий момент не отвечает требованиям современной комфортной среды для проживания и ведения бизнеса: в центре города и в жилых кварталах располагаются промышленные предприятия, плотность застройки города не позволяет в рамках имеющихся границ сформировать крупные площадки для нового жилищного строительства. Многие привлекательные в инвестиционном отношении городские территории заняты промышленными предприятиями, которые эти земли используют не всегда эффективно. Отсюда одной из важнейших проблем развития города является проблема несоответствия потенциальной экономической и градостроительной ценности отдельных территорий города способу функционального использования, плотности и качеству застройки. Формируемый облик значительной части территорий города свидетельствует о недостаточности инструментов градостроительного регулирования. 

 

Коммунальный комплекс города

 

Коммунальный комплекс города Нижнего Новгорода характеризуется развитой инфраструктурой:

теплоэнергетический комплекс (258 источников теплоснабжения и 2757 км тепловых сетей);

система водоотведения (257 канализационных насосных станций и 1 414 км канализационной сети);

система водоснабжения (4 станции подготовки питьевой воды, 236 водопроводных насосных станций и 1883,9 км водопроводных  сетей);

система газоснабжения (4 газораспределительные станции);

система электроснабжения (6 источников электроснабжения, 4395 км линий электроснабжения, 24 подстанции 110кВ, 137 распределительных пунктов, 1645 трансформаторных подстанций).

Доля населения, проживающего в жилых помещениях, оборудованных одновременно водоснабжением, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газоснабжением или напольными электрическими плитами в Нижнем Новгороде составила – 62,5% (по состоянию на 01.01.2016). 

Система водоснабжения Нижнего Новгорода отличается высоким качеством водоподготовки. В данных производственного контроля качества питьевой воды в 2015 году доля проб воды, соответствующих санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям составила 97,6% при нормативе не менее 95%, по санитарно-химическим показателям  - 99,4% при нормативе не менее 95%.

С другой стороны, коммунальному комплексу свойственен высокий уровень износа инфраструктурных объектов и сетей:

 

Системы ресурсоснабжения

Уровень физического износа объектов (сооружений) коммунальной инфраструктуры, %

В том числе износ сетей, %

Теплоснабжения

65,26

70,4

Водоснабжения

63,4

83,55

Водоотведения

69,41

73,82

Газоснабжения

37,1

37,8

Электроснабжения

67,8

72,3

 

Одной из перспективных форм модернизации и развития коммунальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода являются проекты, осуществляемые на основе муниципально-частного партнерства. В рамках концессионного соглашения, заключенного между администрацией города Нижнего Новгорода и ОАО «Нижегородский водоканал», последним планируется привлечь до конца 2020 года инвестиции в создание и реконструкцию муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения в размере не менее 6 млрд. рублей.

 

Качество и обеспеченность населения города жильем

 

Жилищный комплекс города Нижнего Новгорода (общая площадь 31 184,3 тыс. кв.м) представлен  9 800 многоквартирными жилыми домами (в том числе 7 485 домов с центральным отоплением) и жилыми домами индивидуально-определенных зданий в количестве 22 577 ед. общей площадью 2 637,4 тыс. кв.м.

В системе управления многоквартирными домами сложилась высококонкурентная среда.  Число хозяйствующих субъектов в этой сфере в 2015 году составило 93 ед. (2013 году – 67 ед.).  Большинство жителей пользуются услугами управляющих компаний (73%) или организовали для целей управления ТСЖ (ЖСК, ЖК)- 13%.  

По уровню обеспеченности населения жильем (на 1 жителя) Нижний Новгород по итогам 2015 г. находится на 6 месте среди сопоставимых городов РФ (24,4 кв. м) и на 3 месте после Самары и Казани в ПФО. За период с 2013 по 2015 годы введено в эксплуатацию 1 399,2 тыс. кв.м жилья в многоквартирных жилых домах и  539,2 тыс.кв.м индивидуального жилья). Площадь земельных участков, предоставленных для строительства (для различных категорий населения за период 2013-2015 годы), составила 53,1 га.

Несмотря на высокие темпы жилищного строительства, нехватка жилья остается основной проблемой для  многих нижегородских семей. В 2013-2015  годах  улучшили свои жилищные условия всего 1,4% от общего числа семей, нуждающихся в жилых помещениях. На 01.01.2016 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в районных администрациях города Нижнего Новгорода состоят 15 622 семьи.

Серьезной проблемой является наличие не отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям  аварийного и ветхого жилищного фонда. На 01.01.2016  аварийными и подлежащими сносу признаны в установленном порядке 336 многоквартирных домов города; к категории ветхих отнесены 872 многоквартирных дома. В жилых помещениях, расположенных в аварийных жилых домах, и жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, проживают 22 674 человека. 

 

Транспортная инфраструктура (транспортный комплекс)

 

Территория города Нижнего Новгорода разделена рекой Окой на две части (нагорную и заречную), транспортная связанность которых недостаточна. Четыре автомобильных моста через реку Оку не справляются в полной мере с задачей обеспечения нормальных внутригородских коммуникаций. Острота этой проблемы обусловлена тем, что значительная доля рабочих мест и основная часть привлекательных социокультурных объектов сосредоточена в нагорной части, в то время как 64,2% населения (или 819,4 тыс. человек) проживает в заречной части. За счет ввода в 2009 г. метромоста, эстакады на Московском шоссе и подходов к метромосту, реконструкции площади Лядова, Окского съезда и улицы Горького, а в 2012 году ввода станции метро «Горьковская», соединившей нагорную и заречную части города, интенсивность движения автомобильного транспорта в Нижнем Новгороде существенно повысилась. Однако проблемы автомобильных пробок, неразвитости системы парковок и дефицита разноуровневых развязок остаются актуальными. Плотность и пропускная способность улично-дорожной сети города недостаточны для текущего уровня автомобилизации (457,3 тыс. ед.  транспортных средств в 2015 году), который в перспективе будет только расти.

В городе действует 17 трамвайных, 18 троллейбусных маршрутов и 119 автобусных маршрутов, из которых 59 обслуживаются муниципальным автобусным парком. Ведется интенсивная замена подвижного состава городского трамвайного,  троллейбусного и автобусного транспорта. По итогам 2015 года суммарный объем внутригородских перевозок составил 365,6 млн. пассажиров.

Нижегородский метрополитен насчитывает 14 станций метро и является третьим в России и самым крупным в Поволжье (18,9 км). В 2015 году услугами нижегородского метрополитена воспользовались 34,8 млн. пассажиров.

Нижний Новгород имеет грузовой и пассажирский речные порты. Установлено паромное сообщение с городом-спутником Бор. С 2012 года между Нижним Новгородом и городом Бор действует канатная дорога протяженностью 3 661 метров, имеющая самый длинный безопорный пролет среди канатных дорог в Европе. Активно ведется строительство второго моста через реку Волга в направлении Нижний Новгород-Киров (трасса Р-159).

В Нижнем Новгороде располагается филиал ОАО «РЖД» - Горьковская железная дорога – одно из крупнейших предприятий железнодорожного транспорта России. ГЖД связывает между собой 205 административно-территориальных районов. Железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода является одним из самых крупных транспортных узлов России, принимая ежегодно более  47 млн. пассажиров. Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусмотрена реализация проекта создания транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала на станции Нижний Новгород-Московский. В настоящее время ведутся подготовительные работы по строительству через Нижний Новгород высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-2) Москва-Владимир-Нижний Новгород-Чебоксары-Казань.

В городе расположен международный аэропорт «Стригино», соединяющий столицу Приволжского федерального округа с российскими городами, странами ближнего и дальнего зарубежья. Пассажиропоток через нижегородский аэропорт в период с 2011 по 2014  годы постепенно увеличивался и составил 1,13 млн. человек (в 2,4 раза). По итогам 2015 года пассажиропоток из-за снижения активности зарубежных авиаперевозчиков и переориентации пассажиропотоков составил 952,1 тыс. человек или 84,2% к уровню прошлого года. Объемы грузовых перевозок в 2015 году остались на уровне 2014 года — 1 034 тонны грузов. В 2016 году построен новый терминал аэропорта - первый завершенный объект инженерной инфраструктуры, которая будет создана в городе Нижнем Новгороде в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.

 

 

 

 

 

Благоустройство городских территорий  и охрана

окружающей среды

 

Основными объектами благоустройства городской среды города Нижнего Новгорода являются озелененные территории общего пользования, которые в настоящее время насчитывают 13 парков, 1 сад, 143 сквера, 21 бульвар, 6 набережных и значительное количество (порядка 50) рекреационно-природных территорий.  Кроме того, на территории города Нижнего Новгорода расположено 17 естественных лесных массивов, которые имеют статус особо охраняемых природных территорий - государственных памятников природы регионального значения. В границах города Нижнего Новгорода протекают две крупные реки - Волга и Ока, 12 малых рек, расположено порядка 30 озер и прудов, на которых оборудовано 19 пляжей. Неотъемлемой частью городского ландшафта являются Окско-Волжские склоны с 47 штольнями (обслуживаемая площадь этих склонов составляет 47 га).

Площадь озелененных территорий общего пользования в расчете на 1 жителя составляет 16,7 кв. м при нормативе 16 кв.м, но качество объектов инфраструктуры отдыха и благоустройства на этих территориях невысокое.

В  период с 2012 по 2015 годы проведены работы по комплексному благоустройству Нижне-Волжской набережной и территории в районе Зачатьевской башни Кремля, благодаря которому значительно преобразился внешний облик города со стороны реки Волги, а жители и гости города получили новое красивое место для отдыха и прогулок по набережной великой реки.

Расположение города  Нижнего Новгорода на слиянии двух крупнейших рек Европейской России благоприятно отражается на экологии воздушного бассейна. Однако деятельность промышленных предприятий и рост количества автомобильного транспорта, а также близкое соседство промышленных городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы, создают определенную угрозу экологической безопасности города. В 2015 году по Нижнему Новгороду показатели загрязнения воздуха невысоки (от 0,1 до 1,7 ПДК по основным и специфическим веществам), но в некоторых районах города (Канавинском, Московском, Советском) концентрация загрязняющих веществ в атмосфере достигала в отдельные периоды высоких значений (от 0,9 до 3,5 ПДК). Индекс загрязнения воздуха в Нижнем Новгороде, рассчитанный по пяти основным примесям, равен 5, что квалифицирует уровень загрязнения воздуха как повышенный.

Показатели загрязнения водного бассейна (по различным примесям) в черте города (в реке Волга у Чкаловской лестницы) в 2015 году составляли от 0,5 до 1,9 ПДК. Методом комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод определен класс загрязненности воды в Волге на территории города Нижнего Новгорода – 3 «Б», что означает «загрязненная». Для всех малых рек и озер города характерна высокая загрязненность.

Экологическую комфортность города Нижнего Новгорода существенно снижает шумовое воздействие, интенсивность которого ежегодно возрастает из-за увеличения количества транспорта, технологического и бытового оборудования, уплотнения городской застройки.

По итогам рейтинга экологического развития городов России в 2014 году, проведенного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Нижний Новгород занял 11 место из 15 городов-миллионников,  в категории «обращение с отходами» единственный среди городов-миллионников ПФО вошел в десятку лучших городов России (6 место).

1.5. Организация планирования и процессов управления развитием города

 

Бюджетный потенциал

 

Бюджет города Нижнего Новгорода на 2015 год, как и в предыдущие годы, характеризовался как дефицитный. Дефицит бюджета в 2015 году составил 1 453 млн. руб. против 1 392,1 млн. рублей в 2014 году.

Доходная часть бюджета города Нижнего Новгорода 2015 года составила  24,1 млрд. рублей (в 2014 году – 23,99 млрд. рублей). При этом в 2013-2014 годах доходная часть бюджета города Нижнего Новгорода состояла на 60% из собственных доходов. В 2015 году после пересмотра межбюджетных отношений между местным и областным бюджетом доля собственных доходов в общем объеме доходов бюджета города сократилась до 47%.

Налоговые доходы в 2015 году составили 8 259,6 млн. рублей, основная их часть:

 налог на доходы физических лиц – 5 299,9 млн. руб. или 64,2% от налоговых доходов;

 налоги на имущество – 1 720,2 млн. руб. (20,8 %), в том числе земельный налог – 1 524,7 млн. руб. (18,4 %);

ЕНВД – 947,4 млн. руб. (11,5%).

В неналоговых доходах основные поступления приходились на:

доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 2 000 млн. руб. или 65,4% от неналоговых доходов;

доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности – 330,4  млн. руб. (10,8%).

На начало 2016 года город Нижний Новгород по уровню бюджетообеспеченности занимает 4 место среди городов Приволжского федерального округа, уступив Перми, Самаре и Уфе. По объему запланированных на 2016 год доходов Нижний Новгород – третий после Самары и Перми, а по объему запланированных расходов город Нижний Новгород находится на 2 месте, уступая лишь Самаре. 

Расходная часть бюджета города Нижнего Новгорода с 2015 года сформирована в программном формате. Разработаны 22 муниципальные программы города Нижнего Новгорода (перечень утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.07.2014 № 2542). Доля расходов, распределенных программным методом в общем объеме бюджета города Нижнего Новгорода в 2015 году - 91%. По итогам проведенной оценки эффективности реализации муниципальных программ за 2015 год ни одна из них не признана «неэффективной». Средняя степень достижения показателей муниципальных программ в 2015 году составила 90,9%.

Бюджет города Нижнего Новгорода является социально ориентированным - 67,6 % - это расходы на образование, культуру, социальную политику, физкультуру и спорт.

Политика Нижнего Новгорода в области управления муниципальным долгом строится на принципе безусловного исполнения принятых долговых обязательств полностью и в установленные сроки.

По итогам 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило долгосрочные кредитные рейтинги города Нижнего Новгорода в иностранной и национальной валюте с уровня «ВВ» до «ВВ-» и с «АА-(rus)» до «А+(rus)». Краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне «В». Прогноз по всем долгосрочным рейтингам изменен с «Негативного» на «Стабильный».

 

Муниципальное имущество и земельные ресурсы

 

В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом ежегодно проводятся работы по приватизации муниципального недвижимого и движимого имущества в соответствии с действующим Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества на 2015-2017 годы (утв.   решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.11.2014 № 171).

В 2015 году в бюджет города от управления (распоряжения) городским имуществом и земельными ресурсами поступило 2,3 млрд. рублей, в 2014 году – 3,8 млрд. рублей, в 2013 году - 3,6 млрд. рублей.

Основным источников формирования доходной части бюджета города Нижнего Новгорода (2012-2015 годы) являются средства от сдачи земельных участков, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, находящихся в муниципальной собственности и государственной собственности до разграничения, в аренду (49,5%).

 

Оказание муниципальных услуг населению

 

Отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями и территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода предоставляются более 70 муниципальных услуг (функций).

В целях организации предоставления муниципальных услуг в режиме «одного окна» создано муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода». Адресная схема размещения отделов МФЦ охватывает все 8 районов города (общее количество окон приема – 250). В результате по итогам 2015 года  не менее 90 % граждан имеют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания. По результатам исследования, проведенного в 2016 году на базе МФЦ, уровень общей удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составляет 72 процента.

Доля граждан Нижнего Новгорода, использующих механизм получения услуг в электронной форме, за 2015 год составляет менее 50 процентов.

 

Информатизация муниципального управления

 

В администрации города Нижнего Новгорода активно ведется автоматизация основных управленческих процессов. В частности действуют информационные системы, повышающие эффективность управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, бюджетным процессом (АПК «Триумф»), градостроительной деятельностью (АИС обеспечения градостроительной деятельности на территории города Нижнего Новгорода), социально-экономической сферой города (АКИС «ЦХД - муниципалитет»), АИС «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» и другие.

Ряд информационных систем администрации города функционирует с целью реализации совместных задач, стоящих перед органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, например, система электронного документооборота и делопроизводства администрации города Нижнего Новгорода, система учета населения города Нижнего Новгорода и другие.

В 2015-2016 годах администрация города Нижнего Новгорода с целью интеграции в систему государственного управления подключилась к государственной автоматизированной информационной системе «Управление» - федеральному информационному ресурсу, обеспечивающему доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления и местного самоуправления, инструментам анализа, различным информационным сервисам и документам стратегического планирования.

Доля сотрудников администрации города, использующих в деятельности специализированные информационные системы составляет  в 2015 году 67%.

 

Повышение эффективности организационной структуры и

развитие кадрового потенциала муниципальной службы

 

Работа по оптимизации организационной структуры проводится периодически в зависимости от меняющего круга задач в различных сферах деятельности муниципалитета.

Высокий профессионализм муниципальных служащих обеспечивается в первую очередь за счет проводимой политики по замещению вакантных должностей муниципальной службы на основе сформированного муниципального кадрового резерва. В 2015 году из 80 назначенных на должности муниципальной службы  21 человек назначен из числа кандидатов, включенных в кадровый резерв администрации города.

Повышение профессионального уровня муниципальных служащих осуществляется в форме повышения квалификации, обучающих семинаров и самообразования муниципальных служащих. В 2015 году было организовано обучение 110 муниципальных служащих на семинарах, 12 служащих прошли курсы повышения квалификации.

 

Обеспечение безопасности граждан

 

Функционирование города Нижнего Новгорода как крупного промышленного и транспортного центра сопряжено с различного рода опасными факторами. На территории города расположено 38 потенциально опасных объектов промышленных предприятий. Через город различными видами транспорта перевозится значительное количество пожаро-взрывоопасных грузов и аварийно-химически опасных веществ, что создает предпосылки для возникновения сложной экологической, химической и пожаро-взрывоопасной обстановки. С целью минимизации возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории города, а также снижения степени тяжести последствий от чрезвычайных ситуаций (техногенного и природного характера: паводки, оползни) необходима современная автоматизированная система мониторинга безопасности, система своевременного оповещения и  информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и т.п., которая до настоящего времени в Нижнем Новгороде не внедрена.

Территорией повышенной опасности является улично-дорожная сеть города. Благодаря реализации на территории города Нижнего Новгорода проекта «Безопасный город», включающего систему фиксации нарушений правил дорожного движения, количество дорожно-транспортных происшествий в Нижнем Новгороде в 2014-2015 годах сократилось на 11,6%, число происшествий с ранеными уменьшилось на 9,9%, с погибшими – на 23,7% . В местах установки камер видеонаблюдения (всего установлено 602 камеры) за указанный период не произошло ни одного ДТП со смертельным исходом.   

Актуальной для города остается проблема незаконного распространения наркотических средств. Если в 2013 году было зарегистрировано 2 404 преступления в сфере оборота наркотиков, то в 2014 году – 2 827 преступлений. Проводимый комплекс мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту позволил снизить в 2015 году количество зарегистрированных преступлений до 2 268.  

В сфере общественной безопасности особое внимание уделяется профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике наркомании, предупреждению экстремизма и терроризма, противодействию коррупции. Создана многоуровневая межведомственная система профилактики правонарушений в указанных сферах. 

Свою результативность показали  тревожные кнопки, установленные в областном центре в рамках реализации проекта «Безопасный город». В 2015 году с их помощью было получено две тысячи обращений от граждан, а 150 нарушений удалось раскрыть благодаря именно этой системе.

Принимаемые меры по укреплению правопорядка позволили несколько ослабить напряженность криминальной ситуации на территории города. По итогам 2015 года общий уровень преступности снизился (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) на 1 % и составил 135 преступлений на 10 000 человек. Снизилось, в том числе общее количество выявленных преступлений экономической направленности – на 6,8 %.

Внимание к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в городе возрастает в связи с планируемыми к проведению на территории города Нижнего Новгорода в 2018 году – чемпионата мира по футболу  и празднования 150-летия со дня рождения А.М.Горького, в 2021 году – празднования 800-летия города Нижнего Новгорода.   

 

Городское сообщество

 

Заметную роль в социально-экономическом развитии города Нижнего Новгорода играют некоммерческие организации и территориальное общественное самоуправление.

В Нижнем Новгороде осуществляют деятельность 63 органа территориального общественного самоуправления (ТОС), 30 национально-культурных общественных объединений, 111 религиозных организаций.

Администрация города Нижнего Новгорода активно взаимодействует с общественными и религиозными организациями. Представители общественных организаций и объединений включены в состав коллегиальных совещательных органов, образованных администрацией города Нижнего Новгорода, в том числе в Общественный совет, Межконфессиональный консультативный совет. Представители ТОС, общественных объединений участвуют в заседаниях городской Думы города Нижнего Новгорода. Перспективной формой взаимодействия органов местного самоуправления с представителями городского сообщества стало создание Интернет-площадок, позволяющих гражданам и общественным группам выражать свое отношение к общегородским проблемам и участвовать в их решении. Ярким примером тому является проект «Большой муниципалитет». За время реализации проекта в администрацию города Нижнего Новгорода поступило более 2000 предложений граждан, большинство из которых касалось благоустройства города и сферы ЖКХ, оптимизации дорожной инфраструктуры и городских пространств и многие другие. Многие из предложений реализованы на практике.   

В целях оказания финансовой поддержки общественным организациям города Нижнего Новгорода и стимулирования вовлеченности населения в решение вопросов развития города ежегодно, начиная с 2008 года, проводится  городской конкурс социальных проектов «Открытый Нижний». За время существования конкурса реализовано более 270 социальных проектов на общую сумму около 32 млн. рублей, в которых приняли участие тысячи нижегородцев.

 

2. Факторы развития города

 

В среднесрочной и долгосрочной перспективах развитие города Нижнего Новгорода будет зависеть от совокупности экономических, социальных, культурных, природно-географических и ряда других, оказывающих значительное влияние факторов. Проведенный анализ социально-экономического положения города Нижнего Новгорода позволил выделить в формате SWOT-анализа основные присущие городу сильные и слабые стороны, а также обозначить потенциальные возможности, угрозы и риски, которые могут повлиять на его развитие в долгосрочной перспективе (табл. 1).

Таблица 1

Результаты SWOT-анализа

Сильные стороны города

 

Слабые стороны города

Выгодное экономико-географическое положение города

 

 

 

 

 

Устойчивая и диверсифицированная экономика

 

Благоприятный инвестиционный климат

 

 

Лидерство предприятий города в отраслевых сегментах регионального и национального рынков

 

Высокий научный и образовательный потенциал

 

 

 

 

Развитая коммунальная инфраструктура

 

 

Богатое культурно-историческое наследие

Наличие микрогеографических факторов, препятствующих коммуникациям и целостному развитию городской среды

 

Недостаточно развитая транспортная инфраструктура

 

Недостаточное использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы 

Дефицит свободных земельных участков под строительство

 

Проблемная экологическая обстановка

 

 

 

Миграционный отток квалифицированных специалистов в Москву 

 

Естественная убыль населения за счет превышения смертности над рождаемостью

 

Высокий износ сетей инженерной инфраструктуры

 

Недостаточный уровень популяризации города Нижнего Новгорода как центра туризма


Информация по документу
Читайте также