Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2013 № 283

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26 апреля 2013 г. N 283
"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2017 № 164)

 

 

В целях обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования замещения традиционных видов моторного топлива экологически более чистыми Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан вносить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения о финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год при условии наличия софинансирования расходных обязательств бюджета республики со стороны Российской Федерации и частных инвесторов.

3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан при осуществлении в порядке, определенном законодательством, централизованных закупок автотранспортной техники для учреждений и организаций, находящихся в их ведении, обеспечить приоритетное приобретение автотранспортной техники, использующей в качестве моторного топлива компримированный природный газ.

4. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию Программы на соответствующей территории.

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 21 марта 2017 г. N 164 пункт 5 настоящего постановления изложен в новой редакции

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2015 г. N 1021 в настоящую Программу внесены изменения

Государственная программа
Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 26 апреля 2013 г. N 283)

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 21 марта 2017 г. N 164 в паспорт настоящей Программы внесены изменения (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2017 № 164)

Паспорт программы

 

Наименование Программы

Государственная программа Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан,

Министерство экономики Республики Татарстан,

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан,

Министерство здравоохранения Республики Татарстан,

Министерство образования и науки Республики Татарстан,

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Программы

Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения и достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами

Задача Программы

Модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2023 годы, в том числе:

I этап - 2013 год;

II этап - 2014-2018 годы;

III этап - 2019-2023 годы

Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 76212,89 млн. рублей, в том числе:

средства бюджета Республики Татарстан - 14595,87 млн. рублей:

средства федерального бюджета - 19340,87 млн. рублей;

внебюджетные источники - 42276,15 млн. рублей:

Год

Всего

Средства бюджета Республики Татарстан

Средства федерального бюджета

Средства внебюджетных источников

2013

4690,94

989,58

1441,55

2259,80

2014

5305,94

926,60

1072,88

3306,45

2015

4177,15

808,79

876,69

2491,67

2016

4094,50

810,54

933,33

2350,62

2017

6677,49

1196,92

1626,17

3854,41

2018

3852,19

748,49

1326,59

1777,09

2019-2023

47414,67

9114,93

12063,65

26236,08

Всего

76212,89

14595,87

19340,87

42276,15

Необходимые для выполнения программных мероприятий объемы финансовых ресурсов будут уточняться по мере возможности выделения средств из бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета, а также на основе обоснованных годовых планов мероприятий по реализации Программы, ежегодно корректируемых в зависимости от изменений конъюнктуры рынка. Решения по их финансированию должны приниматься отдельными актами Правительства Республики Татарстан при наличии бюджетных средств на эти цели и при условии их софинансирования из федерального бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ:

2013 год - 0,96 тыс. тонн;

2014 год - 0,78 тыс. тонн, 2015 год - 0,72 тыс. тонн, 2016 год - 0,72 тыс. тонн, 2017 год - 1,08 тыс. тонн, 2018 год - 0,9 тыс. тонн;

2019-2023 годы - по 1,57 тыс. тонн ежегодно.

Объем реализации компримированного природного газа с учетом эксплуатируемых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций - 2,6 млрд. куб. метров;

приобретение автотранспортных средств, работающих на ГМТ, - 15 тысяч единиц;

строительство и ввод в эксплуатацию 60 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 150 дочерних АГНКС;

повышение конкурентоспособности продукции, производимой организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, за счет снижения доли затрат на моторное топливо в себестоимости продукции;

создание 1500 новых рабочих мест;

переоборудование не менее 1500 автотранспортных средств на использование КПГ

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Сегодня на КПГ работают 14,7 млн. автомобилей, что составляет 1,5 процента от мирового парка (900 млн. единиц). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25-30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза, рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 г. - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч АГНКС (рис. 1).

Инфраструктура заправочных станций уже существует и быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия. В Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на КПГ.

На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих КПГ (Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen и другие).

Такое интенсивное развитие этого направления вполне объяснимо - в настоящее время из всех массово используемых видов моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое.

Кроме того, цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 20-60 процентов от стоимости бензина и 50-70 процентов дизельного топлива. Несмотря на прямую экономическую выгоду от использования природного газа в качестве моторного топлива, правительства разных стран устанавливают дополнительные льготы, стимулирующие приобретение или переоборудование автомобилей, а также приобретение оборудования для АГНКС. Например, в Евросоюзе в 1,5-2 раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В г. Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на 3 года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках.

За последнее десятилетие использование в качестве топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Причем в первых трех странах количество газобаллонных автомобилей значительно превышает газовые автопарки других стран. Набирает обороты потребление природного газа и в России. Россия занимает пока 16 место по использованию ГМТ, но, по прогнозам, к 2035 году может подняться на несколько ступеней выше.

 

"Рис. 1. Мировой парк автотранспорта на КПГ"

 

Основными причинами столь стремительного роста являются:

1) экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются. Сегодня цена метана в среднем по России составляет 9 рублей за 1 куб. метр.

Важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, переведенных на другой газ, используемый как автомобильное топливо, например, пропан-бутан, сталкивались с ситуацией, когда при температуре окружающего воздуха ниже 27°C руководство заправочных станций вывешивало обращения к потребителям с просьбой ездить на резервном топливе (т.е. бензине) до повышения температуры. Метану низкие температуры не страшны.

Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.

Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10-20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.

Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал "КАМАЗ" при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн. рублей больше;

2) неоспоримым преимуществом природного газа является его экологичность. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70-90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты Евро - 5, Евро - 6, разрабатывается стандарт Евро - 7.

При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с ГМТ двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. Выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ составляют за 2011 год - 301,8 тыс. тонн в год. В целом по Республике Татарстан выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2011 году составили 579,7 тыс. тонн в год;

3) безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле.

В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает.

Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника.

По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям КПГ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.

По территории Республики Татарстан в настоящее время проходят автомобильные дороги федерального значения протяженностью 1063 километра, что обуславливает значительный поток транзитного автомобильного транспорта, пересекающего Республику Татарстан, который будет увеличиваться в ближайшей перспективе. Достаточно развита сеть дорог регионального и местного значения. Плотность дорог Республики Татарстан на 01.01.2013 составила 215,8 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 179,5 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,22 км на 1 кв. км площади.

Из года в год увеличивается и количество республиканского автомобильного транспорта за счет увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения благосостояния населения. В основном автотранспортные средства сконцентрированы в гг. Казани, Набережные Челны, Зеленодольске, Нижнекамске, Альметьевске и других. К 2013 году интенсивность движения на федеральных дорогах составляет в среднем 17500 автомобилей в сутки, на магистральных региональных - 14200 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 26250 и 21300 автомобилей в сутки. Средняя прогнозируемая интенсивность движения на платной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" составляет до 25000 автомобилей в сутки.

По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, по состоянию на 01.01.2013 в Республике Татарстан на государственном учете состоят 1052,8 тысячи автотранспортных средств: 16,5 тысячи автобусов (1,5 процента от общего количества автотранспорта), 119,7 тысячи грузовых автомобилей (11,3 процента соответственно) и 916,6 тысячи легковых автомобилей (87 процентов от общего количества автотранспорта). Юридическим лицам республики принадлежит 96,4 тысячи транспортных средств (или 9,1 процента): 4,5 процента грузовых автомашин, 1,1 процента автобусов и 3,5 процента легковых автомашин (таблица N 1).

 

Таблица N 1

 

Количество автомобильных транспортных средств в Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2013

 

(единиц)

Наименование транспортного средства

Количество транспортных средств, всего

Из них принадлежит

юридическим лицам

физическим лицам

Грузовые

119743

48161

71582

Автобусы

16493

11294

5199

Легковые

916610

36925

879685

Итого

1052846

96380

956466

 

Наибольшее количество автотранспортных средств приходится на крупные города республики. В г. Казани насчитывается 323,9 тысячи автотранспортных средств, в г. Набережные Челны и Тукаевском муниципальном районе - 156,9 тысячи, в г. Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе - 80,5 тысячи. В последние годы наибольший рост количества автотранспортных средств наблюдается в Азнакаевском, Альметьевском, Арском, Бугульминском, Высокогорском, Елабужском, Заинском, Зеленодольском, Кукморском, Лениногорском, Чистопольском муниципальных районах.

Ежегодно в республике количество автотранспортных средств увеличивается в среднем на 3-4 процента.

В качестве моторного топлива автотранспортными средствами используются в основном светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо). В 2012 году нефтеперерабатывающими предприятиями Республики Татарстан через розничную сеть реализовано 161,9 тыс. тонн автомобильного бензина, 207,3 тыс. тонн дизельного топлива.

Учитывая ежегодный рост автомобильного парка в республике, в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива оптимально использование КПГ.

Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. метра КПГ по республике в 3,6 раза ниже стоимости 1 литра дизельного топлива) для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение (рис. 2).

 

"Рис. 2. Цены на моторное топливо в Республике Татарстан, по состоянию на 01.01.2013"

 

Сегодня стоимость газа на АГНКС составляет всего лишь 9 рублей за 1 куб. метр, что существенно ниже максимальной цены, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 N 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом", а именно цена на КПГ не должна превышать 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76 (Аи-80).

Сравнение стоимости пробега 100 км пути для автомобильного транспорта, использующего разные варианты топлива, с нормой расхода топлива 40 л (куб. м)/100 км, наглядно иллюстрирует, что метан в 3 раза дешевле дизельного топлива и бензина, в 2 раза дешевле пропан - бутана (рис. 3).

Как было отмечено выше, КПГ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива, конкурентоспособность КПГ.

 

"Рис. 3. Стоимость пробега 100 км на различных видах топлива. Норма расхода топлива - 40 л (куб. м)/100 км"

 

Преимущества КПГ перед бензинами и дизельным топливом следующие:

относительно невысокая стоимость газа (в 2-3 раза дешевле бензина и дизельного топлива);

короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки;

уменьшение износа двигателя, увеличение ресурса эксплуатации двигателя на 30-40 процентов;

отсутствие в газе вредных примесей, разрушающих двигатель и каталитический нейтрализатор;

отсутствие детонации при работе двигателя;

уменьшение шума на 7-9 децибел;

увеличение межремонтного пробега двигателя в 1,5 раза;

увеличение срока службы моторного масла в 1,5-2 раза;

увеличение в 1,5-2 раза срока службы свечей зажигания;

увеличение срока службы цилиндропоршневой группы двигателя в 1,5-2 раза.

По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", уровень загрязнения атмосферного воздуха в таких городах, как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, в 2012 году характеризовался как высокий, в гг. Альметьевске и Бугульме - как повышенный.

В течение 2012 года в г. Казани зафиксировано 589 случаев превышения ПДК максимально разовых, в том числе 7 случаев пятикратного превышения ПДК, из них по:

взвешенным веществам - 82 превышения;

оксиду углерода - 16 превышений;

диоксиду азота - 380 превышений;

сероводороду - 6 превышений;

формальдегиду - 50 превышений;

этилбензолу - 48 превышений.

Среднегодовые концентрации превышали предельно допустимые концентрации по 3 загрязняющим веществам: по бенз(а)пирену - в 2,5 раза, диоксиду азота - в 1,8 раза и формальдегиду - в 1,7 раза.

В г. Набережные Челны зарегистрировано 211 случаев превышения максимально разовых ПДК по 5 загрязняющим веществам: фенолу, оксиду углероду, диоксиду азота, аммиаку, формальдегиду до 3,9 раза. По формальдегиду среднегодовая концентрации превышала ПДК в 5,3 раза.

В г. Нижнекамске зарегистрировано 113 случаев превышения ПДК максимально разовых, из них по:

фенолу - 11 превышений;

аммиаку - 15 превышений;

формальдегиду - 87 превышений.

Среднегодовые концентрации превышали ПДК по бенз(а)пирену - в 1,7 раза и формальдегиду - в 4,7 раза.

В г. Альметьевске среднегодовая концентрация формальдегида в 2012 году превышала предельно допустимую концентрацию в 2,3 раза. Максимальные из разовых концентраций составили по оксиду углерода - 1,6 ПДК, фенолу - 2,1 ПДК, формальдегиду - 2,4 ПДК, этилбензолу - 1 ПДК.

По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, в 2012 году доля проб атмосферного воздуха городских поселений с превышением гигиенических нормативов в среднем по Республике Татарстан составила 2,2 процента. Вместе с тем превышения ПДК загрязняющих веществ в зоне влияния автомагистралей в среднем по Республике Татарстан достигли 4,3 процента от общего объема проб.

Наибольшая доля проб с превышением гигиенических нормативов у автомагистралей в зоне жилой застройки отмечена в г. Набережные Челны (8,3 процента), в г. Казани (4,4 процента), в Нурлатском (5,0 процента), в Елабужском (2,0 процента), Лениногорском (0,8 процента), Нижнекамском (0,5 процента) муниципальных районах республики.

Расширение использования данного вида топлива позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды выбросами автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ (в 1,5-2 раза уменьшается суммарная токсичность выхлопных газов, высокое содержание водорода в КПГ обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопных газах).

По территории республики проложен так называемый "голубой коридор" по федеральной трассе М7 "Волга", обеспечивающий заправку сжатым газом с интервалом 100-150 км.

В Республике Татарстан созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта.

Имеется разветвленная сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления по всей территории республики.

В настоящее время газозаправочные станции сосредоточены в крупных промышленных центрах в северо-западной и восточной частях Республики Татарстан, где находится абсолютное большинство автотранспортных средств, работающих на ГМТ: в гг. Казани, Нижнекамске, Набережные Челны, Буинске, Альметьевске. В то же время центральные и южные сельскохозяйственные районы республики не охвачены сетью АГНКС.

В Республике Татарстан поставщиком ГМТ является ООО "Газпром трансгаз Казань", имеющее в своем составе 11 АГНКС проектной мощностью 450 заправок в сутки и возможность заправлять одновременно до 8 автотранспортных средств. Суммарная производительность сети АГНКС составляет порядка 200 тыс. куб. метров газа в сутки (71 млн. куб. метров в год), что эквивалентно 150,3 тонны высокооктанового бензина. При этом загрузка указанных АГНКС составляет в среднем 14 процентов от проектной мощности по причине малого количества газобаллонных автомобилей в республике. Как уже было отмечено, существующая сеть АГНКС насчитывает одиннадцать станций, находящихся в гг. Казани, Набережные Челны, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Буинске, Мамадыш, а также на территории Арского и Сабинского муниципальных районов. Кроме того, в связи с отсутствием заправляемого автотранспорта в 1993 году была произведена консервация АГНКС-1 в г. Набережные Челны.

В республике накоплен опыт по переоборудованию и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на КПГ. Созданы 3 пункта в гг. Казани, Набережные Челны и Альметьевске по переоборудованию автотранспортных средств на КПГ в качестве моторного топлива мощностью до 200 единиц грузовой техники в год.

С учетом существующей загрузки АГНКС имеется возможность дополнительно обеспечить заправку КПГ в объеме 180 тыс. куб. метров в сутки, а это более 800 автобусов типа "НЕФАЗ" или более 1400 автобусов типа "ПАЗ" в сутки. Также в действующих АГНКС имеются резервные мощности по заправке автотранспорта (таблица N 2).

На протяжении последних лет наблюдается определенный рост потребления КПГ. Реализация КПГ в 2012 году на 17 процентов превысила уровень 2011 года, что больше на 700 тыс. куб. метров. Количество заправок относительно проектных возможностей АГНКС возросло с 11,2 процента в 2010 году до 14,6 процента в 2012 году. Данные приведены в таблице N 3.

 

Таблица N 2

 

Сеть АГНКС в Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2013

 

Обозначение АГНКС

Расположение АГНКС

Год ввода в эксплуатацию

Проектная производительность куб. м в сутки

Проектное количество заправок в сутки

Среднее фактическое количество заправок в сутки

Резерв по количеству заправок в сутки

"НЕФАЗ"

"ПАЗ"

Казань-1

г. Казань,

ул. Химиков

1985

35000

500

40

150

300

Казань-2

г. Казань,

ул. Оренбургский тракт

1987

26800

500

55

150

240

Казань-3

г. Казань,

ул. Мамадышский тракт

1988

13300

250

141

50

90

Альметьевск

г. Альметьевск, ул. Объездная, д. 40

1987

26800

500

53

150

240

Нижнекамск

г. Нижнекамск,

Промзона

1987

26800

500

14

150

240

Бугульма

г. Бугульма,

ул. Ленина, д. 160

2002

2400

40

20

12

20

Мамадыш

г. Мамадыш,

Москва-Уфа М7-967 км

2006

18000

250

27

10

16

Буинск

г. Буинск,

ул. Ефремова, д. 1д

2010

6000

100

29

30

55

Челны-2

г. Набережные Челны,

Промзона

1988

26800

500

70

120

200

Шемордан

Сабинский район,

пгтШемордан

2002

3000

50

10

15

25

Челны-1

г. Набережные Челны,

Промзона

1986

26800

Станция на консервации

Итого

195500

3190

459

837

1426

 

В целях повышения эффективности эксплуатации и расширения существующей сети АГНКС возможно осуществлять обеспечение КПГ удаленных потребителей за счет применения передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ). В Республике Татарстан, помимо стационарных АГНКС, есть возможность осуществлять заправку газобаллонных АТС с использованием ПАГЗ с дожимным компрессором. Он выполнен на базе автомобиля "КАМАЗ-43118" с газовым двигателем. В настоящее время серийным выпуском автомобилей с газовым двигателем занимаются ОАО "КАМАЗ" (ООО "РариТЭК"): автобусы "НЕФАЗ", седельные тягачи, самосвалы, коммунальная, дорожно-строительная и специальная техника. "Группа ГАЗ" производит автобусы с газовым двигателем - "ЛИАЗ-6213", "ЛИАЗ-6212", "ЛИАЗ-5256", "ЛИАЗ 5293", "ПАЗ 320302" и др. Кроме этого, имеется возможность приобретения газобаллонной техники зарубежных автопроизводителей - Iveco, Volkswagen, Mercedes, Opel, Toyota и др.

 

Таблица N 3

 

Объемы реализации КПГ по годам

 

(тыс. куб. метров)

Наименование

АГНКС

2010 год

2011 год

2012 год

Реализация газа на заправку автомобилей, тыс. куб. метров

3338,2

3816,8

4477,8

Суммарное проектное количество заправок в год, штук

1105950

1142450

1142450

Фактическое количество заправок в год, штук

124806

137468

167553

Резерв по количеству заправок в год, штук

981114

1004982

974897

Суммарное проектное количество заправок в сутки, штук

3030

3130

3130

Фактическое количество заправок в сутки, штук

342

377

458

Резерв по количеству заправок в сутки, штук

2688

2753

2672

% загрузки АГНКС

11,2

12,0

14,6

 

 

Несмотря на достигнутые результаты, использование КПГ не получило в республике достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети АГНКС. Работа по замене и переводу автотранспортных средств на использование КПГ не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.

Вместе с тем годовой экономический эффект от использования КПГ в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование КПГ.

Окупаемость затрат на замену и перевод автотранспортного средства на использование КПГ наступает при пробеге автотранспортного средства в пределах 25-35 тыс. километров в год (в зависимости от модели автотранспортного средства). При дальнейшем пробеге происходит экономия денежных средств.

Наибольший экономический эффект будет достигаться при эксплуатации автотранспортных средств с годовым пробегом 100-150 тыс. километров.

С учетом изношенности транспортных средств возможно перевести на КПГ автотранспортные средства выпуска не ранее 2010 года, их количество составляет свыше 4 тысяч единиц (таблица N 4).

 

Таблица N 4

 

Количество автотранспортных средств Республики Татарстан, которые возможно перевести на ГМТ (с учетом года выпуска автомобиля с 2010 года и позднее)

 

(единиц)

N

п/п

Марка автомобиля

Количество

1

"ГАЗ"

309

2

"ПАЗ"

303

3

"НЕФАЗ"

306

4

"КАМАЗ"

398

5

Другие марки

2701

 

Итого

4017

 

Однако следует отметить, что подлежащий переводу парк автобусов приобретен через лизинговые компании, а также находятся на гарантийном сервисном обслуживании, внесение конструктивных изменений в транспортное средство неприемлемо ввиду расторжения договорных отношений и увеличения дополнительных затрат и полной потери рентабельности использования транспортного средства. Вариант стоимости переоборудования автобусов, а также самосвалов и мусоровозов на использование гибридного двигателя (дизель-метан) не рассматривается в силу отсутствия экономического и экологического эффектов, а также отказа завода-изготовителя транспортного средства от исполнения гарантийных обязательств по переоборудованным машинам (таблица N 5 и таблица N 6).

 

Таблица N 5

 

Сравнение стоимости переоборудованных машин и нового автотранспорта

 

(млн. рублей)

Наименование транспорта

Транспорт на дизельном топливе

Стоимость нового транспорта на КПГ

Стоимость

Переоборудование

Итого

Городской автобус "НЕФАЗ"

5,3

1,6

6,9

5,8

Самосвал "КАМАЗ"

2,5

1,9

4,4

2,9

 

Вместе с тем целесообразней будет в рамках обновления изношенного транспортного парка закупать газовую технику заводского производства, так как перевод автомобильного транспорта на КПГ грузовой и автобусной техники, ранее находящейся в эксплуатации, потребует больших денежных затрат. Так, например, чтобы превратить дизельный автомобиль, находящийся уже в эксплуатации, на КПГ необходимо заменить ДВС дизельный на газовый, монтировать газобаллонное оборудование, установить газовый ПЖД. Учитывая тот факт, что при производстве чисто газовых заводских машин используется удлиненная рама с увеличенной колесной базой, возникает необходимость замены рамы дизельных машин, т.е. нужно произвести весь комплекс работ по разборке и сборке автомобиля.

 

Таблица N 6

 

Сравнение прейскурантной стоимости газомоторной и дизельной продукции

 

Наименование модели и комплектация газомоторной продукции

Стоимость с НДС, тыс. рублей

Наименование модели и комплектация дизельной продукции

Стоимость с НДС, тыс. рублей

Разница

тыс. рублей

%

Самосвалы

65115-863-30

3204,88

65115-6057-23(А4)

2618,42

586,46

22

6520-850-34

3931,76

6520-26020-73

3083,34

848,42

28

Мусоровоз

КО-440ВГ

4205,52

КО-440В1

3417,06

788,46

23

Коммунальная машина

КО-505АГ

3429,08

КО-505А

2935,66

493,42

17

Автобус вахтовый

4208-41

3981,32

4208-11-13

3190,72

790,60

25

Автобус городской

НЕФАЗ 5299-30-31

5800,00

НЕФАЗ 5299-30-42

5282,76

517,24

10

Автобус пригородный

НЕФАЗ 5299-11-31

5055,00

НЕФАЗ 5299-11-42

4355,09

699,91

16

 

По автобусам дополнительно требуется произвести работы по усилению конструкции кузова для размещения кассеты с баллонами на крыше. Примерные затраты на производство вышеуказанных работ указаны в таблице N 7.

 

Таблица N 7

 

Примерные затраты на перевод автотранспортных средств на КПГ

 

(тыс. рублей)

Наименование автомобиля

Рама

ДВС 820.60, 820.61

ГБО

Услуги по переборке

Итого

"КАМАЗ 65115"

247,8

785,0

699,5

180,0

1912,3

"КАМАЗ 6520"

357,6

785,0

765,0

190,0

2097,6

"КАМАЗ 53605"

343,9

785,0

699,5

170,0

1998,4

Автобус "НЕФАЗ"*

-

785,0

650,0

200,0

1635,0


Информация по документу
Читайте также