Расширенный поиск

Распоряжение Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.12.2016 № 372-р

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 16 декабря 2016 г. № 372-р

 

г.Владикавказ

 

 

Об основных направлениях бюджетной политики

Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год

 и на плановый период 2018 и 2019 годов

 

 

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года № 33-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания», в целях составления проекта республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания при составлении проекта республиканского бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться основными направлениями бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания организовать работу по составлению проектов местных бюджетов на 2017 год в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

 

 

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания                 Т.Тускаев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением Правительства

Республики Северная Осетия-Алания

от 16 декабря 2016 г. № 372-р

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2017 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

 

 

Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года № 33-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» в целях составления проекта республиканского бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

При подготовке основных направлений бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017–2019 годы были учтены основные положения Бюджетной политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года № 251, а также цели и задачи, определенные в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года.

Бюджетная политика Республики Северная Осетия-Алания в 2017–2019 годах обеспечивает преемственность целей и задач бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2016–2018 годы и нацелена на дальнейшее развитие социальной и экономической стабильности региона, долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

В 2017–2019 годах в условиях ограниченности бюджетных ресурсов в целях минимизации угроз несбалансированности республиканского бюджета бюджетная политика должна осуществляться на основе наиболее реалистичного варианта прогноза социально-экономического развития республики с использованием программно-целевых методов управления бюджетной системой республики.

Исходя из необходимости достижения стратегических целевых ориентиров, стоящих перед руководством республики, обеспечения устойчивости и стабильности развития экономики и социальной сферы, основными приоритетами бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания в среднесрочной перспективе, прежде всего, являются обеспечение населения доступными и качественными государственными и муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресное решение социальных вопросов.

В условиях нестабильной макроэкономической ситуации, требующей принятия дополнительных мер по адаптации экономической, социальной, финансовой системы республики к изменяющимся условиям, тяжелой долговой нагрузки на бюджет республики основными целями и задачами бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов являются:

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы;

оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

повышение доступности и качества предоставления государственных услуг;

повышение качества управления государственными и муниципальными финансами, в том числе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;

совершенствование процесса предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания;

повышение уровня информационной открытости бюджетных данных, внедрение принципов инициативного бюджетирования с целью расширения практики общественного участия в управлении государственными финансами.

 

Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы

 

Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы республики является важнейшей предпосылкой для сохранения социально-экономической стабильности как важнейшего условия экономического роста, улучшения инвестиционной привлекательности региона, повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, создания рабочих мест, роста реальной заработной платы в экономике и повышения качества жизни населения республики.

Реализация данного направления базируется на использовании принципов долгосрочного бюджетного планирования, нормативная основа которого определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 октября 2016 года № 350 «О порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период». В дальнейшем использование прогнозов и оценок ключевых бюджетных показателей создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений при формировании проектов бюджетов, позволит учитывать их последствия с точки зрения влияния на сбалансированность бюджетов будущих периодов, заблаговременно оценивать и предотвращать бюджетные риски.

Впервые разработан проект бюджетного прогноза Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период до 2029 года, целью которого является обеспечение предсказуемости развития бюджетной системы региона, оценка долгосрочных тенденций изменений объемов и структуры доходов и расходов бюджетов, государственного долга республики.

Возврат к бюджетному планированию на среднесрочный период будет способствовать реализации четко обозначенных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики, что обеспечит большую прогнозируемость условий для развития экономики и социальной сферы республики.

Особую актуальность данное направление бюджетной политики приобретает в связи с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 20 сентября 2016 г. № ДМ-П13-60 пр о повышении ответственности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за результаты работы по наращиванию собственного экономического потенциала и по управлению региональными и местными финансами путем включения в соглашения о предоставлении дотаций ряд обязательств субъектов Российской Федерации:

по установлению моратория на введение на региональном и местном уровнях льгот и преференций по налогам и иным обязательным платежам, поступающим в региональные и местные бюджеты, и отмене установленных льгот;

по достижению конкретных значений основных показателей увеличения экономического потенциала региона (прирост валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал, увеличение количества рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и др.);

по принятию конкретных мер по оптимизации бюджетных расходов, мобилизации доходов и снижению уровня дотационности региона и долговой нагрузки.

С этой целью в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов продолжится работа по развитию доходного потенциала Республики Северная Осетия-Алания как основы финансовой стабильности в регионе, что предполагает дальнейшую реализацию мероприятий по:

анализу формирования налоговой базы по основным бюджетообразующим видам налогов и сборов, налоговой нагрузки в разрезе отраслей экономики;

взаимодействию с крупными налогоплательщиками-хозяйствующими субъектами Республики Северная Осетия-Алания;

увеличению налога на прибыль организаций, сокращению количества убыточных и низкорентабельных организаций;

увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц, легализации теневой занятости;

легализации производства алкогольной продукции, осуществлению взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по стабилизации деятельности производителей алкогольной продукции, изысканию дополнительных рынков сбыта продукции, получению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции;

расширению налоговой базы по налогам по специальным налоговым режимам;

подведению под особенности налогообложения по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

переходу на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;

увеличению собираемости по транспортному налогу;

выявлению и пресечению незаконной (неучтенной) добычи полезных ископаемых, увеличению поступлений в бюджет республики налога на добычу полезных ископаемых;

оптимизации ставок и льгот по региональным и местным налогам и т.д.

С целью решения проблемных вопросов по поступлению налоговых и неналоговых доходов и снижению задолженности по платежам в бюджет будет продолжена деятельность пяти межведомственных комиссий по взаимодействию с крупными налогоплательщиками-хозяйствующими субъектами Республики Северная Осетия-Алания.

В среднесрочном периоде продолжится реализация мер по легализации в республике «теневой» занятости и увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц, в том числе путем осуществления межведомственного взаимодействия по легализации заработной платы, выплачиваемой в «конвертах», обеспечения работы телефона "горячей линии" для населения по сбору сообщений о несвоевременной выплате заработной платы, о фактах отсутствия официального оформления трудовых отношений, а также организация обмена полученной информацией между заинтересованными ведомствами для принятия ими мер по обеспечению соблюдения трудового законодательства

Первостепенное значение для обеспечения устойчивости бюджетной системы республики имеет формирование предельных объемов бюджетных ассигнований на 2017-2019 годы исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных обязательств, финансирования расходов, непосредственно влияющих на достижение целевых показателей, заявленных в основных параметрах прогноза социально-экономического развития региона и способствующих обеспечению экономического роста, а также минимизации принятия новых расходных обязательств с учетом обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации.

Важная роль в обеспечении устойчивости и сбалансированности бюджетной системы республики отводится долговой политике Республики Северная Осетия–Алания, основные направления которой утверждены распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2015 г. № 354-р «Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2015-2018 годы». В среднесрочном периоде 2017-2019 годов долговая политика республики должна быть направлена на снижение уровня долговой нагрузки республиканского бюджета, ее сохранение на экономически безопасном уровне, а также на обеспечение таких параметров бюджетной системы, которые сформируют возможности осуществления заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.

Для выполнения принятых регионом обязательств в рамках заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений при подготовке бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов необходимо придерживаться принципа строгого ограничения коммерческих заимствований, осуществлять постоянный контроль за общим уровнем долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания, в том числе по коммерческим кредитам, и обеспечить поэтапное сокращение государственного долга к 1 января 2020 года до уровня 43% от суммы доходов республики без учета безвозмездных поступлений.

Решения о дополнительном привлечении краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных заимствований, за исключением бюджетных кредитов, привлекаемых в республиканский бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны будут приниматься для рефинансирования существующих долговых обязательств. Для финансирования краткосрочных кассовых разрывов должны будут использоваться только краткосрочные казначейские заимствования.

В целях минимизации расходов бюджета будет продолжен мораторий на предоставление государственных гарантий Республики Северная Осетия-Алания. Для предотвращения наступления гарантийного случая необходимо будет осуществлять мониторинг финансового положения предприятий, которым была выдана гарантия.

Предпосылками выполнения условий заключенных соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования принятых обязательств за счет мобилизации дополнительных доходов и оптимизации бюджетных расходов будет являться реализация мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденных постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года № 251 «О Программе оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2019 годы».

 

Оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности их использования

 

Опережающий рост расходов по сравнению с бюджетными возможностями, сложившийся в последние годы, связан, в первую очередь, с необходимостью доведения уровня основных социальных обязательств до государственных социальных стандартов, а также реализацией социально значимых для республики проектов и программ.

В условиях ограниченных темпов роста собственных доходов и сложной долговой ситуации, ограничивающей привлечение заемных ресурсов, по-прежнему актуальным направлением бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания является оптимизация бюджетных расходов, концепция которой определена Программой оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2019 годы.

Достижение максимального результата и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств в 2017-2019 годах будет осуществляться за счет:

приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ, и (или) непрограммных мероприятий исходя из необходимости проведения качественной социальной политики и стимулирования экономики;

совершенствования программно-целевых методов планирования с учетом ориентации на развитие механизма проектного управления;

дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, их структуры;

развития механизма применения государственных заданий на оказание государственных услуг;

развития системы организации закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.

На протяжении последних лет и в ближайшей перспективе основные приоритеты бюджетных расходов определяются указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Одним из экономически значимых направлений является реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части взаимодействия органов исполнительной власти с соответствующими федеральными органами государственной власти в целях реализации отдельных мероприятий, в том числе по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Северная Осетия-Алания, поддержки сельского хозяйства, дорожной деятельности, занятости населения и т.д.

В среднесрочной перспективе 2017-2019 годов реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» будет осуществляться с учетом использования для мониторинга показателя «Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» и обеспечения в 2017 году уровня номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2016 году. Реализацию вышеуказанных решений Президента Российской Федерации предлагается осуществлять исходя из складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечив достижение установленных названными указами целевых показателей повышения оплаты труда в 2018 году с возможным установлением, при необходимости, индивидуальных графиков достижения целевых показателей для отдельных категорий работников, а также с учетом проведения оптимизационных мероприятий, привлечения на эти цели средств за счет доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности.

Планирование расходов на оплату труда другим работникам бюджетной сферы будет осуществляться с учетом повышения минимального размера оплаты труда с 1 июля 2016 года до 7 500 руб. в соответствии с Федеральным законом от 02 июня 2016 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а также предполагаемого роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2017 года до 7800 рублей в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в 2017-2018 годах продолжится реализации комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.

В целях повышения эффективности и результативности мер социальной поддержки в Республике Северная Осетия-Алания одним из приоритетных направлений бюджетной политики является совершенствование системы социальной помощи и поддержки за счет изменения условий и механизмов их предоставления, в том числе путем внедрения критериев нуждаемости и адресности с учетом постоянно увеличивающейся дифференциации в доходах населения. Переход к социально ориентированной и адресной поддержке наименее обеспеченных категорий граждан позволит во многом выполнить обязательства Республики Северная Осетия-Алания в рамках ограниченных ресурсов бюджета. Применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной помощи и поддержки в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.

В первую очередь это касается мер по введению критериев нуждаемости в правила предоставления компенсации родительской платы за воспитание и обучение детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования; в правила предоставления меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); отказ от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для граждан, включенных в федеральный регистр льготников, отказ от обеспечения единовременной выплаты на каждого новорожденного ребенка (именной счет «ФАРН»), установленного в дополнение к единовременному пособию, выплачиваемому в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», отказ от индексации всех социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством, ужесточения требований к присвоению звания «Ветеран труда».

Одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование программно-целевых методов планирования. Развитие системы стратегического планирования в Республике Северная Осетия-Алания требует дальнейшего совершенствования оценки эффективности реализации государственных программ, повышение ответственности исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов. Государственные программы призваны стать основным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов. Именно в рамках государственных программ следует более полно отразить комплекс мер и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение поставленных целей: нормативно-правовое регулирование, контрольные полномочия, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, использование государственного имущества, взаимодействие с муниципальными образованиями. Такая же задача стоит перед муниципальными образованиями республики (в отношении муниципальных программ).

Концентрация финансовых ресурсов на актуальных направлениях государственной политики невозможна без дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, их структуры, включая:

дальнейшее выявление резервов по сокращению расходов неэффективного характера, в том числе оптимизация расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;

оптимизацию бюджетной сети и установление моратория на увеличение численности государственных (муниципальных) служащих и работников бюджетной сферы;

оптимизацию расходов на содержание государственных (муниципальных) учреждений путем  повышения эффективности использования государственного имущества, находящегося в пользовании государственных учреждений, включая рациональное использование занимаемых площадей, экономии на государственных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;

оптимизацию размера платежей в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания путем обеспечения корректного расчета тарифов на медицинские услуги для федерального обязательного медицинского страхования с учетом всех факторов, оказывающих влияние на стоимость услуг, включая проведение инвентаризации численности неработающих граждан, страховые взносы на обязательное медицинское страхование которых отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации;

повышение эффективности бюджетных инвестиций.

Структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих социально-экономическое развитие направлений. Учитывая социальную направленность бюджета республики, первостепенную значимость имеют расходные обязательства по:

обеспечению предоставления жителям республики государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;

обеспечению государственных гарантий прав жителей республики на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях;

обеспечению получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам;

совершенствованию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие механизмов стимулирования профессионального совершенствования педагогов;

осуществлению за счет республиканского бюджета мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

осуществлению мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи в образовательных организациях республики;

обеспечению населения Республики Северная Осетия-Алания качественными медицинскими услугами;

улучшению жилищных условий сельского населения в Республике Северная Осетия-Алания, повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры села;

дальнейшему совершенствованию системы субсидирования в области предоставления услуг населению республики железнодорожным пассажирским и автомобильным транспортом.

Кроме того, бюджетные расходы должны способствовать формированию современной социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры, в том числе путем развития механизмов государственно-­частного партнерства. В этой области приоритетными являются:

стимулирование роста частных инвестиций в развитие социально-инженерной инфраструктуры Республики Северная Осетия-Алания;

повышение эффективности управления инвестициями, что может быть реализовано за счет выполнения проектов государственно-частного партнерства;

приоритизация мер государственной поддержки сельского хозяйства, предполагающая концентрацию финансовых ресурсов на наиболее значимых направлениях;

повышение результативности расходов по предоставлению субсидий юридическим лицам на условии эффективности их использования;

развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания за счет поступлений в дорожный фонд Республики Северная Осетия–Алания и направление средств на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог общего пользования; формирование муниципальных дорожных фондов за счет предоставления из республиканского бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции муниципальных дорог и за счет отчислений в бюджеты муниципальных районов и городского округа г. Владикавказ доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, зачисляемые в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия–Алания в соответствии с установленными дифференцированными нормативами.

Выполнение задачи по повышению качества оказания государственных услуг в целях удовлетворения потребностей населения республики требует развития механизма применения государственных заданий на оказание государственных услуг, включая усиление контроля и ответственности за их выполнением.

Установление государственных заданий на оказание государственных услуг осуществляется на основании ведомственных перечней государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, которые сформированы в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

В среднесрочной перспективе продолжится формирование нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере деятельности, принимаемых в развитие норм бюджетного законодательства органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой государственной (муниципальной) услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.

Значительный вклад в оптимизацию бюджетных расходов могут внести мероприятия, направленные на совершенствование контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд, нужд государственных и муниципальных учреждений. При осуществлении закупочной деятельности органам исполнительной власти республики, государственным и муниципальным учреждениям следует учитывать, что в 2017 году завершается введение норм Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и контрактная система начнет функционировать в полной мере. В первую очередь это касается системы планирования закупок, с учетом введенных с 1 января 2017 года законодательно установленных норм по формированию планов закупок товаров, работ, услуг исходя из целей осуществления закупок. Подготовка плановых документов на проведение закупок должна базироваться на принятых нормативных затратах на обеспечение выполняемых государственными органами и подведомственными учреждениями функций, а также ведомственных перечнях отдельных видов товаров, работ, услуг с соответствующими характеристиками, применяемых при формировании начальных (максимальных) цен государственных контрактов и описании объектов закупки, что позволит исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров с избыточными потребительскими свойствами.

Одним из направлений повышения эффективности закупочной деятельности будет расширение практики организации проведения совместных торгов при закупке товаров (услуг) с одинаковыми потребительскими характеристиками, что позволит обеспечить снижение стоимости при закупке больших партий одинаковых товаров.

В целях контроля за формированием плана закупок, направления заявок на закупку в уполномоченный орган и осуществления других процедур исключительно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств предполагается интеграция создаваемой автоматизированной системы управления государственными и муниципальными закупками Республики Северная Осетия–Алания с действующей системой исполнения бюджета, внедрение которой в республике уже начато.

 

Совершенствование процесса предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из бюджета

 Республики Северная Осетия-Алания

 

Формирование межбюджетных отношений на 2017-2019 годы будет осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2009 г. № 58-РЗ «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания» с учетом изменений бюджетного законодательства и направлено на решение следующих задач:

содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств;

стимулирование органов местного самоуправления к увеличению собственной доходной базы;

повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

реализация мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;

повышение качества управления муниципальными финансами.

Изменениями бюджетного законодательства в части регулирования межбюджетных отношений определены:

 методика расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации. Размеры дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты установлены исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований;

 методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (городского округа), определяющая объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских поселений (включая городской округ) и сельских поселений исходя из необходимости достижения критериев выравнивания финансовых возможностей по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

 полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, а также методика расчета субвенций на осуществление указанных передаваемых полномочий.

Также внесен ряд изменений в методику расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа). Прежде всего, общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) будет определяться путем корректировки на планируемые изменения налогового законодательства в части зачисления доходов и на изменение расходных полномочий. Кроме того, уточнены порядок расчета критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, внесены изменения в состав репрезентативной группы налогов, учитываемых при расчете налогового потенциала, изменены весовые показатели коэффициентов, входящих в индекс бюджетных расходов, из коэффициента дифференциации заработной платы работников муниципальных учреждений исключена ранее применяемая надбавка в размере 25 процентов за работу в сельской местности, изменен порядок расчета коэффициента уровня цен исходя из стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в расчете на одного человека, внесены изменения в корректирующие коэффициенты структуры потребителей муниципальных услуг: исключен коэффициент возрастной структуры населения, предусмотрены коэффициенты скорректированной численности детей, посещающих детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения по внешкольной работе с детьми, а также коэффициент удорожания на малокомплектность учреждений дошкольного и общего образования.

С целью повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику внесены изменения в методику распределения дотации на стимулирование муниципальных районов (городского округа) по улучшению качества управления муниципальными финансами. Основная цель предоставления данной дотации–усиление стимулирующей функции межбюджетного регулирования с целью роста бюджетных доходов муниципальных образований. Дотация на стимулирование предоставляется только при выполнении определенных условий: своевременный возврат бюджетного кредита с процентами, соблюдение ограничений по дефициту бюджета, по объему муниципального долга, соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.

 

Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами, в том числе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств

 

По итогам 2015 года Республика Северная Осетия-Алания отнесена к субъектам Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами, в то время как в предыдущем году рейтинг республики по данному показателю оценивался на низком уровне. В 2017-2019 годах продолжится работа по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами.

Оценка качества проводится на основании приказа Минфина России от 03 декабря 2010 г. № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» с учетом показателей, характеризующих бюджетное планирование, исполнение бюджета, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, управление государственной собственностью и оказание государственных услуг, прозрачность бюджетного процесса, выполнение «майских» указов Президента Российской Федерации.

Фактором, способствующим достижению высоких показателей качества управления региональными финансами, является проведение работы по формированию «дорожных карт» по повышению качества финансового менеджмента и сетевых графиков взаимодействия как инструмента контроля мероприятий, проводимых главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета по оздоровлению государственных финансов. Наряду с установлением целевых показателей качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств необходимо усилить персональную ответственность руководителей министерств и ведомств за ухудшение финансовой дисциплины.

 

Повышение уровня информационной открытости бюджетных данных

 

В разделе «Открытый бюджет» на официальном сайте Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания размещается информация, которая в доступной форме позволяет гражданам ознакомиться с бюджетным процессом в регионе на различных этапах формирования и исполнения бюджета республики.

Наряду с продолжением работы по публикации в открытых источниках информации об основных бюджетных параметрах, показателях государственных программ, итогах мероприятий по финансовому контролю, в настоящее время особое внимание уделяется мероприятиям по повышению охвата граждан, участвующих в обсуждении вопросов по бюджетной тематике. В частности, в 2016 году создана страница Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания в социальной сети «Фейсбук», используемая как инструмент для связи с гражданами в части изучения общественного мнения, публикации опросов по вопросам, связанным с государственными финансами.

В рамках повышения открытости бюджетных данных по-прежнему пристального внимания требуют вопросы раскрытия информации о деятельности государственных учреждений, учредителям которых необходимо усилить контроль за сроками, периодичностью и полнотой размещения информации на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru).

Важной составляющей системной работы по повышению информационной открытости бюджетных данных является ввод в действие всех компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», в том числе посредством наполнения информацией о планировании закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, размещении заказов на их поставку и выполнении государственных контрактов, а также об источниках доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В качестве одного из приоритетных направлений по повышению прозрачности и открытости управления государственными финансами в среднесрочной перспективе будет продолжена работа по внедрению инициативного бюджетирования, которое призвано обеспечить участие граждан и структур гражданского общества в реальном бюджетном процессе. Деятельность по данному направлению будет способствовать вовлечению граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения, как при выборе приоритетов расходования бюджетных средств, так и при софинансировании населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом отобранных гражданами проектов.


Информация по документу
Читайте также