I. Характеристика сферы реализации
Государственной программы,
II. ее текущего состояния, основные
проблемы и прогноз развития
Промышленность является одним из
важнейших секторов экономики Республики Северная Осетия-Алания. В объеме
отгруженных товаров региона (в действующих ценах) удельный вес промышленной
продукции составляет 48,1%, основная доля которой приходится на обрабатывающие
производства. На промышленных предприятиях республики трудится 15% от числа занятых в экономике, при этом деятельность данных
предприятий обеспечивает значительную часть собираемых в республике налогов.
В 2010-х годах промышленность
столкнулась с серьезнейшими последствиями экономического кризиса, который
привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
В 2009-2010 годах антикризисная
политика Правительства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания
в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия
финансово-экономиче-ского кризиса на граждан и экономику, на предотвращение
безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.
Правительством Республики
Северная Осетия-Алания и Министерством
промышленности и транспорта Республики Северная Осетия–Алания осуществляется постоянный мониторинг ситуации на
промышленных предприятиях регионального значения.
Правительством
Республики Северная Осетия-Алания оказываются меры поддержки, ориентированные
на развитие и стимулирование дальнейшего роста производства. Так, в целях
предоставления мер государственной поддержки предприятиям, осуществляющим
реализацию инвестиционных проектов, предусматривается:
субсидирование
мероприятий по содействию развитию лизинга оборудования субъектами малого и
среднего предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания;
предоставление субсидий субъектам малого и среднего
предпринимательства в целях возмещения затрат, связанных с приобретением
оборудования.
Вместе
с тем существует целый ряд проблем как общего характера для предприятий
региона, так и определяющихся спецификой каждого из них, основными из которых
являются:
недостаточность собственных средств на
обновление технологического парка оборудования, покупку новых технологий;
сравнительно низкий уровень заработной платы
на предприятиях региона для привлечения и сохранения высококвалифицированных
специалистов как инженерных, так и рабочих специальностей;
слабый уровень загрузки имеющихся
производственных мощностей и, как следствие, увеличение себестоимости;
финансирование государственного заказа
(сложная и длительная процедура заключения госзаказа, запоздалое
финансирование, кредиты и погашение кредитных ставок).
Необходимость решения проблем программными
методами обусловлена:
недостаточным уровнем законодательной,
экономической и административной поддержки, что существенно сдерживает темпы
развития предприятий республики;
невозможностью самостоятельно решать проблемы
развития предприятиями региона с использованием действующего механизма
рыночных отношений;
потребностью консолидации привлечения
инвестиций в наиболее перспективные, прорывные и выгодные проекты.
Одним из важнейших факторов
социально-политической и экономической стабильности в республике является
надежная и эффективная работа пассажирского транспорта общего пользования. Его
устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие служит необходимым условием
повышения качества жизни населения.
По состоянию на 1 января 2017 года в
Республике Северная Осетия–Алания действуют 6 пассажирских автотранспортных
предприятий общего пользования различных форм собственности, которые в
соответствии с контрактами на выполнение государственных и муниципальных
заказов обеспечивают перевозки пассажиров, в том числе и на социально значимых
автобусных маршрутах. Кроме того, осуществлением пассажирских перевозок по
территории Республики Северная Осетия-Алания по нерегулируемым тарифам
занимаются 262 перевозчика различных форм собственности.
Несмотря на общую адаптацию транспорта к
рыночным условиям его состояние в настоящее время нельзя считать оптимальным, а
уровень развития достаточным. Особенно в последние годы отмечается существенный
спад в развитии транспортной отрасли региона.
1. Доля
транспорта в валовом региональном продукте в 2015 году составила
5,3%. Коэффициент обновления основных фондов составил в 2015 году 0,7% (в
2014 году – 0,5%), что существенно ниже, чем в целом по экономике республики, -
3,9%. Коэффициент ликвидации (выбытия) основных фондов в 2015 году составил
0,5%. На конец 2015 года степень износа основных фондов транспорта составляла
75,1% (на конец 2014 года – 73,6%), в целом по экономике региона соответственно
51,3% и 47,6%.
Текущая ситуация в системе организации
пассажирских перевозок транспортом общего пользования осложнена наличием ряда
серьезных недостатков и негативных тенденций, устранение которых требует
значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-правовой
базы и усиления государственной поддержки.
К основным проблемам можно отнести:
несовершенство законодательной и
нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы развития и функционирования
пассажирского транспорта;
недопустимо высокий уровень износа
пассажирского парка транспортных средств, более 55 процентов которых
эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, что обуславливает большие
затраты на ремонт и поддержание транспортных средств в приемлемом техническом
состоянии;
состояние
эксплуатируемых в настоящее время пассажирских транспортных средств, которое во
многом не соответствует современным требованиям. Необходима их замена на более
современные модификации, при этом нужно учитывать и потребности маломобильных
групп населения. Необходимым условием развития автомобильного транспорта
республики является привлечение дополнительных инвестиций в основной капитал;
нерегулируемый рост цен на топливо, запасные
части и агрегаты. Это привело к значительному увеличению эксплуатационных
затрат, росту себестоимости пассажирских перевозок;
диспропорция между ростом цен на топливо,
запасные части и существующими тарифами на пассажирские перевозки;
выполнение значительной части перевозок
частными перевозчиками преимущественно на автобусах малой вместимости типа
«ГАЗель». Насыщение рынка транспортных услуг автомашинами «ГАЗель» не решает
проблемы перевозки пассажиров и отрицательно сказывается на обеспечении
безопасности перевозок;
снижение в связи с вышеуказанными причинами
уровня безопасности функционирования общественного транспорта в целом.
Пассажирские перевозки транспортом общего
пользования, выполняемые с предоставлением льгот по проезду, всегда являлись
убыточными. В настоящее время Республика Северная Осетия–Алания оказывает
государственную поддержку предприятиям, выполняющим перевозки по регулируемым
тарифам с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, на компенсацию
потерь в доходах за счет бюджетных средств.
В республике существует сеть железных дорог,
которая охватывает практически все районы. Пригородные пассажирские перевозки
на территории Республики Северная Осетия-Алания осуществляет ОАО «Северо -
Кавказская пригородная пассажирская компания».
В
2015 году железнодорожным транспортом общего пользования республики перевезено
255 тыс. пассажиров по отправлению (92,1% к 2014 году), в дальнем следовании -
194 тыс. человек (91,9% к уровню 2014 года) и в пригородном сообщении - 61 тыс.
человек (92,4% к 2014 году).
III. Приоритеты
государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели,
задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание
основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и
этапов реализации Государственной программы
Цели и задачи Государственной программы
«Развитие промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная
Осетия–Алания в 2017 - 2019 годах» (далее – Государственная программа)
соответствуют приоритетам государственной политики Республики Северная
Осетия–Алания.
Министерство промышленности и транспорта
Республики Северная Осетия–Алания разрабатывает и реализует единую региональную
политику развития промышленности и транспорта в рамках программы
социально-экономического развития республики, обеспечивает координацию
производственной и иной деятельности хозяйствующих субъектов.
Цели и задачи Государственной программы
согласуются с долгосрочной экономической политикой Российской Федерации.
Целями Государственной программы являются:
создание условий для
стабильного развития отраслей промышленности в Республике Северная Осетия–Алания;
создание условий для
стабильного развития пассажирского транспорта в Республике Северная
Осетия–Алания;
обеспечение реализации основных мероприятий
Государственной программы Республики Северная Осетия–Алания «Развитие
промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная
Осетия–Алания в 2017 -2019 годах» в соответствии с установленными сроками.
Состав
целевых показателей (индикаторов) сформирован с учётом:
Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
показателей
прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия–Алания на
2017–2019 годы, разработанных Министерством экономического развития Республики
Северная Осетия-Алания.
Для достижения поставленных целей в рамках
реализации Государственной программы планируется решение следующих основных
задач:
содействие разработке,
освоению и производству новых конкурентоспособных изделий по приоритетным
направлениям развития промышленности;
содействие увеличению
роста объемов реализации произведенной продукции;
обеспечение роста занятости
населения в промышленных производствах;
повышение уровня заработной платы в
промышленности;
системный мониторинг производственных
компетенций предприятий промышленного комплекса;
улучшение качества предоставления
пассажирских транспортных услуг населению;
оптимизация структуры и обновление парков
подвижного состава автотранспортных предприятий;
снижение эксплуатационных затрат
автотранспортных предприятий;
обеспечение реализации Программы на
республиканском уровне.
Ожидаемые результаты реализации
Государственной программы:
создание условий для устойчивого роста
промышленного производства в Республике Северная Осетия-Алания;
более полное и качественное удовлетворение
потребности населения в пассажирских перевозках;
создание условий для достижения целей,
определённых Стратегией социально-экономического развития Республики Северная
Осетия–Алания на период до 2025 года.
Государственная программа реализуется в 2017-2019
годах.
Этапы реализации Государственной программы не
предусмотрены.
IV. Обобщенная характеристика
подпрограмм Государственной программы
Государственная программа состоит из
следующих подпрограмм:
подпрограмма 1 «Развитие промышленности (добывающей
и обрабатывающей отраслей, кроме пищевой) Республики Северная Осетия–Алания в
2017-2019 годах»;
подпрограмма 2 «Развитие пассажирского
транспорта Республики Северная Осетия–Алания в 2017-2019 годах»;
подпрограмма 3 «Обеспечение создания
условий реализации Государственной программы «Развитие промышленности
и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия–Алания в 2017-2019
годах».
Подпрограмма 1 «Развитие промышленности
(добывающей и обрабатывающей отраслей, кроме пищевой) Республики Северная
Осетия– Алания в 2017-2019 годах» предполагает освоение новых технологий
промышленного производства, создание новых рабочих мест, увеличение доли
высокопроизводительных рабочих мест на промышленных предприятиях республики.
Подпрограммой предусматриваются
реализация следующих мероприятий и проектов:
1. Мероприятия, реализуемые предприятиями за
счет собственных и заемных средств.
2. Мероприятия, реализуемые за счет средств
республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания (государственная
поддержка промышленности):
субсидии на выплату части затрат по кредитам,
полученным промышленными предприятиями на модернизацию производства и
пополнение оборотных средств;
субсидии на возмещение части затрат по уплате
процентов по лизинговым платежам в целях проведения технического перевооружения
и освоения новой продукции;
предоставление государственных гарантий
Республики Северная Осетия-Алания по кредитам, полученным предприятиями на
реализацию приоритетных для республики инвестиционных проектов.
3.Организационные мероприятия:
3.1. Проведение выставок.
3.2. Проведение мониторинга деятельности
предприятий.
Подпрограмма 2 «Развитие пассажирского
транспорта Республики Северная Осетия–Алания в 2017-2019 годах» предусматривает
увеличение объема перевозок пассажиров, повышение качества транспортного
обслуживания населения, улучшения экологической ситуации в регионе. При этом
планируется реализация следующих мероприятий:
1. Обеспечение безопасности перевозок
пассажиров:
1.1 Организация прохождения подготовки и
переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения и аттестации
лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов
предприятий транспорта.
1.2. Контроль (надзор) в сфере пассажирского
автомобильного транспорта.
2. Совершенствование технического и
технологического обеспечения транспортного обслуживания:
2.1. Укрепление производственной базы по
эксплуатации и ремонту автобусов малого, среднего и большого класса.
3. Государственная поддержка транспортных
предприятий:
3.1. Возмещение убытков предприятиям
автомобильного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки по убыточным
межмуниципальным социально значимым маршрутам.
3.2. Возмещение убытков, возникших вследствие
регулирования тарифов от пригородных перевозок железнодорожным транспортом
общего пользования на территории Республики Северная Осетия–Алания.
3.3. Возмещение потерь в доходах, возникающих
в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся в школах,
учреждениях среднего профессионального и высшего образования железнодорожным
транспортом общего пользования на территории Республики Северная Осетия-Алания.
3.4. Приобретение автобусов, работающих на
газомоторном топливе, в рамках государственных программ Российской
Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и
«Доступная среда» на 2011-2020 годы на условиях софинансирования.
4. Разработка оптимальной маршрутной сети
муниципальных и межмуниципальных маршрутов Республики Северная Осетия-Алания:
4.1. Освоение новых муниципальных и
межмуниципальных маршрутов движения, обеспечивающих транспортную связь
населенных пунктов республики с административными центрами районов.
4.2. Организация взаимодействия различных
видов транспорта на основе разработки «контактных» графиков работы, с целью
обеспечения транспортной связи между авто- и железнодорожным вокзалами,
аэропортом, транспортно-пересадочными узлами.
Подпрограмма 3 «Обеспечение создания условий
реализации Государственной программы «Развитие промышленности Республики
Северная Осетия–Алания в 2017-2019 годах».
Данная подпрограмма обеспечит выполнение
мероприятий Государственной программы:
4.1. Руководство и
управление в сфере установленных функций
органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, государственных
органов Республики Северная Осетия-Алания.
4.2. Организация
межведомственного взаимодействия по реализации Государственной программы.
3.3. Мониторинг реализации Государственной программы.
IV. Информация по ресурсному обеспечению
Государственной программы
Государственная
программа реализуется за счёт средств республиканского бюджета и собственных и
заемных (кредитных) средств предприятий.
Общий объем финансирования Государственной программы
составляет 1 773 934,77 тыс. рублей, в том числе по
годам:
в 2017 году – 562 104,67 тыс. рублей;
в 2018 году – 588 685,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 623 144,5тыс. рублей;
в том числе средства республиканского бюджета
– 223 584,77 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2017 году – 62 004,67 тыс. рублей;
в 2018 году – 68 565,6 тыс. рублей;
в 2019 году –93 014,5 тыс. рублей;
собственные (заемные) средства предприятий
–
1 550 350,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2017 году - 500 100,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 520 120,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 530 130,0 тыс.
рублей
Ресурсное обеспечение Государственной
программы за счёт средств республиканского бюджета представлено в таблице 4
приложения 1 к Государственной программе, общий объем средств на реализацию
Государственной программы - в таблице 5 приложения 1
к Государственной программе.
V.
Обобщенная характеристика мер правового регулирования
В ходе реализации Государственной программы
будут применены различные механизмы правового регулирования в соответствии со
следующими нормативными правовыми актами:
возмещение перевозчику – организации
железнодорожного транспорта убытков, возникших в результате установления льгот
и преимуществ по тарифам, сборам и оплате на железнодорожном транспорте общего
пользования в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная
Осетия–Алания во исполнение Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 13 июля 2015 г.
№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 13 мая 2013 г. N 767-р «О регулировании
отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе
природного газа в качестве моторного топлива», в соответствии с которым будет
оказываться содействие переводу автотранспортных средств на использование экологически
чистого топлива в качестве моторного;
Закон
Республики Северная Осетия–Алания от 15 апреля 2000 года
№ 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-
Алания», на основании которого будет осуществляться стимулирование
инвестиционной активности в Республике Северная Осетия-Алания для формирования
новых источников налоговых платежей, создания новых рабочих мест;
Закон
Республики Северная Осетия–Алания от 14 мая 2001 года
№ 16-РЗ «О денежном вознаграждении и денежном поощрении
лиц, замещающих государственные должности Республики Северная Осетия–Алания, и
денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Северная
Осетия–Алания», гарантирующий получение государственным служащим денежного
содержания по замещаемой им должности, дополнительного денежного
поощрения в качестве материального стимулирования за добросовестное выполнение
служебных обязанностей;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 ноября 2003 г.
№ 43-РЗ «О налоге на имущество организаций», который
освобождает предприятия оборонно-промышленного комплекса от налога на имущество
сроком на 5 лет, а также инвестора в рамках специального
инвестиционного контракта;
Закон Республики Северная Осетия–Алания от 30 декабря 2005 года
№ 75-РЗ «О государственной гражданский службе Республики
Северная Осетия–Алания» в части реализации общих принципов и условий
прохождения государственной гражданской службы в республике, профессиональной
переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственного служащего;
Закон
Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2016 г.
№ 13-РЗ «Об организации регулярных перевозок по
межмуниципальным маршрутам»;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 8 июля 2016 г.
№ 40-РЗ «О промышленной политике в Республике Северная
Осетия-Алания», который позволяет заключать специальные инвестиционные
контракты (СПИК), а также создавать региональные фонды развития промышленности;
Закон Республики Северная Осетия-Алания 3 декабря 2016 г.
№ 67-РЗ «О перераспределении полномочий по организации
регулярных перевозок между органами местного самоуправления муниципальных
образований и органами государственной власти Республики Северная
Осетия–Алания»;
Закон
Республики Северная Осетия-Алания от 3 декабря 2016 г.
№ 66-РЗ «О ставке налога на прибыль организаций для
отдельных категорий налогоплательщиков», который предусматривает льготную
ставку по налогу на прибыль для организаций оборонно-промышленного комплекса и
юридических лиц, заключивших специальный инвестиционный контракт с Республикой
Северная Осетия-Алания;
постановление Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2010 г.
№ 131 «О порядке подготовки и утверждения перечня
приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная
Осетия-Алания» (с изменениями);
постановление Правительства Республики
Северная Осетия–Алания от 14 мая 2012 года
№ 151 «О возмещении недополученных доходов
предприятиям автомобильного транспорта, связанных с оказанием услуг населению
на социально значимых межмуниципальных маршрутах на территории Республики
Северная Осетия–Алания», на основании которого автотранспортным предприятиям
возмещаются убытки, понесенные при перевозке граждан по убыточным
межмуниципальным социально значимым маршрутам;
постановление Правительства Республики
Северная Осетия–Алания от 1 ноября 2016 года
№ 364 «Вопросы Министерства промышленности и транспорта Республики
Северная Осетия–Алания», являющееся основанием для разработки и реализации
единой государственной политики в области промышленности, определения
приоритетных направлений развития промышленного производства;
постановление Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2016 г.
N 407 "О порядке заключения специального
инвестиционного контракта Республики Северная Осетия-Алания".
Сведения об основных мерах правового
регулирования в сфере реализации Программы приведены в таблице 7 приложения 1 к Государственной программе.
VI. Анализ рисков реализации Государственной программы,
меры управления рисками
Реализация комплекса мероприятий
Государственной программы в сфере промышленности сопряжена со следующими
рисками:
1) экономический риск. Связан с возможностью
ухудшения социально-экономической ситуации в стране, уменьшением объемов
производства в отраслях российской экономики и, как следствие, снижением
доходов промышленных предприятий. Критическим фактором для развития
промышленной отрасли может стать резкий рост уровня цен на энергоносители, что
потребует отвлечения инвестиционных средств на финансирование текущих расходов
предприятий;
2) техногенные и экологические риски. Любая
техногенная или экологическая катастрофа, вероятность которых исключать никогда
нельзя, потребует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к
отвлечению средств, направляемых на обновление производственных фондов и на
возмещение убытков, связанных с работой промышленных предприятий и транспорта.
Управление рисками будет осуществляться в
соответствии с федеральным и республиканским законодательством. С целью
минимизации рисков будет проводиться ежемесячный мониторинг показателей
деятельности предприятий промышленности и транспорта Республики Северная
Осетия-Алания.
Подпрограмма 1 «Развитие промышленности
(добывающей
и обрабатывающей отраслей, кроме пищевой)
Республики
Северная Осетия–Алания в 2017 - 2019 годах»
Паспорт
I.
Характеристика сферы реализации подпрограммы, основные
проблемы и прогноз развития
Данная подпрограмма охватывает следующие виды
экономической деятельности (далее - ВЭД): добыча полезных ископаемых,
обрабатывающие производства (кроме производства пищевых продуктов, включая
напитки и табак).
За постперестроечное время в Республике
Северная Осетия–Алания произошли существенные изменения в структуре валового
регионального продукта (далее – ВРП). Если в 2008 году удельный вес
промышленного производства в ВРП составлял 19,4%, то в 2015 году он снизился до
11,5%.
Связано это с негативными процессами в
промышленности, в первую очередь в таких отраслях, как машиностроение и легкая
промышленность, стекольная, оборонно-промышленный комплекс (далее – ОПК).
Особенностью промышленности республики
является то, что достаточно малое количество предприятий изготавливают конечную
продукцию.
За последние годы в рассматриваемых отраслях
промышленности прекратили производственную деятельность около 20 крупных и
средних предприятий.
Общий индекс промышленного производства за
последние 5 лет составил 84,7 %, в том числе по годам: 2012 – 102,6%, 2013 –
107,9%, 2014 – 97,7%, 2015 – 89,9%, в 2016 – 87,1%.
По темпам роста объемов производства
республика до 2014 года занимала стабильно третье место в Северо- Кавказском
федеральном округе. На сегодняшний день ситуация изменилась. В 2016 году
Республика Северная Осетия-Алания возглавила антирейтинг по индексу
промышленного производства среди регионов Северо-Кавказского федерального
округа. Это объясняется значительным снижением производства в предыдущие годы,
а также тем, что обсчет индекса ведется не по всей произведенной промышленной
продукции, а по отдельным её видам.
Основным показателем, характеризующим
состояние и развитие промышленности, является объём отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
(рис.1).
Необходимо отметить, что при спаде индекса
промышленного производства наблюдается и спад объемов отгрузки промышленной
продукции.
За
2016 год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
и услуг собственными силами по полному кругу промышленных производств составил
26745,8 млн руб., темп роста к показателю прошлого года – 99,7 %.
Рис.1. Динамика объемов отгруженных товаров
промышленными производствами в Республике Северная Осетия-Алания за
2012-2016 годы, млн рублей
В структуре промышленного производства
республики обрабатывающие производства в 2016 году занимали 71,1%, добыча
полезных ископаемых – 3,2% (рис. 2).
|
Обрабатывающие производства
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых
|
|
|
|
|
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
|
Анализ
состояния и сложившихся тенденций в промышленности республики позволяет
выделить основные факторы, сдерживающие её поступательное развитие:
1.
Низкая конкурентоспособность производимой продукции, в том числе вследствие:
неблагоприятной
конъюнктуры рынка;
высокого
уровня затрат - материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, которая
в 2-6 раз превосходит среднеевропейскую;
наличия
в структуре активов предприятий неэффективных непроизводственных активов;
наличия
устаревшего, изношенного оборудования, низкого технологического уровня
большинства производств, увеличения разрыва в уровне технологий с развитыми
странами, низкого потребительского качества значительной доли товаров.
2.
Отсутствие у предприятий стратегической ориентации, позиционирования на рынках,
в том числе:
низкий
уровень отраслевых и межотраслевых связей, интеграционных и кооперационных
процессов между предприятиями промышленности республики, других регионов
Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья;
низкий
уровень управления и организации - неэффективный менеджмент и управление
собственностью;
отсутствие
мер, направленных на рост производительности труда;
неразвитость
маркетинговой службы.
3.
Дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе:
низкая
прибыльность предприятий и скорость обращения денег;
неэффективный
кредитный механизм – отсутствие дешёвых и долгосрочных кредитов;
несовершенная
налоговая политика, дефицит оборотных средств;
значительные
задолженности предприятий;
отсутствие достоверной
информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для потенциальных
инвесторов и кредиторов.
4.
Низкая инновационная активность, в том числе:
неудовлетворенные
потребности рынка в новых товарах и услугах;
медленное
реагирование на изменяющиеся требования рынка;
недостаточный
уровень диверсификации производства.
5.
Дефицит квалифицированных кадров, в том числе:
дефицит
специалистов, как рабочих, так и инженерных профессий;
неэффективная
кадровая политика (отсутствие или неэффективность работы служб управления
персоналом, отсутствие преемственности, передачи опыта, наставничества);
отсутствие
стимулов у работников в улучшении результатов работы всего предприятия;
старение
кадров.
Следует
заметить, что в целом процессы, происходившие в промышленности республики в
предыдущие годы, исчерпали свой потенциал развития. Поэтому, несмотря на
определённые положительные тенденции, достижение бизнесом цели обеспечения
устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития
предприятий промышленности к 2020 году невозможно без проведения активной
государственной промышленной политики.
Таблица 1
Показатели,
характеризующие техническое состояние основных фондов промышленности (без
субъектов малого предпринимательства)
Республики Северная Осетия–Алания ,
2012-2015 гг.