Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Дагестан от 07.02.2017 № 21

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 

 

О внесении изменений в постановление

Правительства Республики Дагестан

от 28 ноября 2013 г. № 620

 

 

Правительство Республики Дагестан постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 г. № 620 «О государственной программе Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, № 22, ст. 1535; 2014, № 10, ст. 570).

 

 

Председатель Правительства

Республики Дагестан                                                           А. Гамидов

 

г. МАХАЧКАЛА

от 7 февраля 2017 г.

№ 21

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Республики Дагестан

от 7 февраля 2017 г. № 21

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в постановление Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 г. № 620

 

1.    В наименовании и пункте 1 после слов «туристско-рекреационного комплекса» дополнить словами «и народных художественных промыслов»;

2.    В пункте 2 слова «Комитет по туризму Республики Дагестан» заменить словами «Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан»;

3.     Пункты 3, 4, 5 изложить в следующей редакции:

«3. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан, Министерству по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан обеспечить реализацию государственной программы Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан на 2014-2018 годы».

4.          Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан разработать и утвердить подпрограммы развития туризма и народных художественных промыслов в рамках муниципальных программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.

5.    Министерству по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, а также с инициаторами инвестиционных проектов принять меры по выполнению мероприятий Программы.».

4. Государственную программу Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы», утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:


«Государственная программа Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан на 2014-2018 годы»

 

ПАСПОРТ

государственной программы «Развитие туристско-рекреационного

комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан

на 2014-2018 годы»

 

Ответственный исполнитель - Министерство по туризму и народным

Программы

художественным промыслам Республики Дагестан

Участники Программы

- органы местного самоуправления (по согласованию),

инициаторы инвестиционных проектов (по согласованию)

Цель Программы

- формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса (далее - туристско-рекреационный комплекс) и развитие народных художественных промыслов в Республике Дагестан как приоритетных направлений развития Республики Дагестан, обеспечивающих широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах и изделиях народных художественных промыслов

Задачи Программы

- развитие туристско-рекреационного комплекса;

повышение качества туристских услуг; развитие аграрного туризма на территории Республики Дагестан;

продвижение туристского продукта Республики Дагестан на российский и мировой рынки;

внедрение на предприятиях и в организациях республики международных стандартов качества (ISO) и сертификации продукции (работ, услуг); сохранение традиций народных художественных промыслов;


 



 

техническое                                                                            перевооружение

организаций народных художественных промыслов и обновление основных фондов; создание современной конкурентоспособной продукции народных художественных промыслов с использованием традиционных орнаментов, техники и способов их нанесения; создание инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов; популяризация народных художественных промыслов;

организация деятельности ремесленников на основе применения международного опыта;

разработка и регистрация бренда изделий народных художественных промыслов

Сроки и этапы реализации

Программы

Перечень подпрограмм        -  подпрограмма 1 «Развитие туристско­

рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы» (далее - Подпрограмма 1);

подпрограмма 2 «Развитие народных художественных промыслов и ремесел на 2017-2018 годы»

(далее - Подпрограмма 2)

Целевые индикаторы и - рост числа койко-мест в местах размещения показатели Программы                                        туристов до 20,9 тыс. койко-мест (на 9,24

процента) к 2018 году;

увеличение                                                                 потока             туристов

в Республику Дагестан до 610,8 тыс. человек (на     85,09  процента) к

2018 году;

рост числа                                                               занятых  в туристско­

рекреационном комплексе до 11,6 тыс. человек (на 48,72  процента) к

2018 году; рост числа

Объемы и источники финансирования Программы

мероприятий, представляющих туристско­рекреационный комплекс, до 20 единиц к 2018 году;

увеличение количества организаций

народных художественных промыслов до

20 единиц к 2018 году;

рост числа занятых в сфере народных

художественных промыслов и ремесел до

2,9 тыс. человек (на 11,54 процента) к 2018

году

- общий объем финансирования Программы составляет 8 071,070 млн рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 104,652 млн руб.; в 2015 году - 129,418 млн руб.; в 2016 году — 1 447,255 млн руб.; в 2017 году-3 541,190 млн руб.; в 2018 году - 2848,555 млн руб.; за счет средств федерального бюджета - 255,700 млн рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 0,000 млн руб.; в 2015 году - 0,000 млн руб.; в 2016 году — 0,000 млн руб.; в 2017 году - 255,700 млн руб.; в 2018 году - 0,000 млн руб.; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан — 304,368 млн рублей, в том числе по годам: в 2014 году-59,132 млн руб.; в 2015 году - 86,418 млн руб.; в 2016 году - 40,522 млн руб.; в 2017 году - 92,822 млн руб.; в 2018 году - 25,574 млн руб.; за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан - 138,540 млн рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 9,000 млн руб.; в 2015 году - 8,000 млн руб.; в 2016 году - 1,300 млн руб.; в 2017 году - 59,170 млн руб.; в 2018 году - 61,070 млн руб.; за счет внебюджетных источников - 7 372,362 млн рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 36,520 млн руб.;

 


 

в 2015 году - 35,000 млн руб.; в 2016 году - 1 405,433 млн руб.; в 2017 году - 3 133,498 млн руб.; в 2018 году - 2 761,911 млн рублей

Ожидаемые      результаты - создание конкурентоспособного туристско-

реализации Программы          рекреационного комплекса;

увеличение потока туристов в Республику Дагестан на 280,8 тыс. человек; создание более 5,0 тыс. рабочих мест; создание более 4,0 тыс. койко-мест в местах размещения туристов;

повышение                                                               качества           кадрового

обеспечения туристско-рекреационного комплекса;

повышение привлекательности туристско­рекреационного комплекса; повышение качества туристского продукта Республики Дагестан;

создание не менее 5 организаций народных художественных промыслов; создание 300 рабочих мест в сфере народных художественных промыслов; возрождение забытых народных художественных промыслов; увеличение объемов производства и реализации                                                                                           изделий           народных

художественных промыслов и ремесел в 1,16 раза;

увеличение                                                               количества           новых,

конкурентоспособных изделий народных художественных промыслов.

I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

Республика Дагестан обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом.

Природно-климатические условия республики характеризуются сочетанием комфортного климата и большого числа солнечных часов (2000 часов в году), разнообразием рельефа и богатством флоры и фауны.

В республике имеется около 300 источников минеральных вод, ряд месторождений лечебной грязи, рассредоточенных по всей территории.

В Дагестане насчитывается 17 вершин, высота которых превышает 4000 м, покрытых нетающими снегами и ледниками, большое количество

бурных рек. На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов (Шалбуздаг - 4149 м, Базардюзи - 4466 м и Ярыдаг - 4100 м над уровнем моря), где проходят чемпионаты России по горным видам спорта всех категорий сложности.

На территории республики проводятся соревнования регионального, российского и международного уровней по альпинизму, скалолазанию, рафтингу, дельтапланеризму и кайтсерфингу.

Культурное наследие Дагестана велико и разнообразно, что позволяет активно развивать на его территории культурно-познавательный, археологический и паломнический туризм.

В Республике Дагестан расположены более 6,5 тыс. памятников истории и культуры (из них 173 - федерального значения), три исторических города (Махачкала, Дербент, Кизляр), ряд объектов духовно-религиозного наследия.

Дагестан считается центром развития уникальных народных художественных промыслов. На его территории производятся ювелирные изделия из драгоценных металлов (с. Кубани, Дахадаевский район), ковры и ковровые изделия (Хивский и Табасаранский районы), изделия из дерева с инкрустацией металлом (с. Унцукуль, Унцукульский район), керамики (с. Балхар, Акушинский район и с. Сулевкент, Хасавюртовский район), изделия из металла (г. Кизляр, с. Гоцатль, Хунзахский район), бурки (с. Рахата, Ботлихский район) и многие другие изделия народных художественных промыслов.

Таким образом, Республика Дагестан имеет высокий потенциал развития туристско-рекреационного комплекса. Используя уникальные природно­климатические и историко-культурные ресурсы, в республике можно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы. По оценкам экспертов, потенциал отрасли (рекреационная емкость) составляет более 2 млн туристов в год.

К 1990 году в республике был накоплен мощный потенциал туристско­рекреационного комплекса. В 1992 году общее количество средств размещения туристов составляло 185 объектов (42 тыс. койко-мест). Основными объектами размещения туристов были санатории «Каякент», «Каспий», «Талги», туристские базы профсоюзов, ведомственные пионерские лагеря. Всего за сезон в Республике Дагестан, включая самих дагестанцев и неорганизованных туристов, отдыхало до 500 тыс. человек. При этом потребность в путевках на туристско-экскурсионные и санаторно-курортные услуги значительно превосходила возможности рекреационной сети Республики Дагестан.

В 2013 году число мест размещения туристов составило 17,08 тыс. койко­мест. В 2001-2013 годах рост числа мест размещения составил 21,9 процента, в основном за счет увеличения числа гостиниц и отелей. Внутренний поток туристов в 2013 году составил 272 тыс. человек, то есть вырос по сравнению с 2001 годом почти в 5 раз (56,8 тыс. человек в 2001 году). Существенная разница динамики рассматриваемых индикаторов объясняется увеличением существующих мощностей туристско-рекреационного комплекса.

Народные художественные промыслы являются важнейшей частью национальной культуры, духовным наследием народов Дагестана и представляют одну из развитых форм народного творчества. Исторически народные художественные промыслы в республике сформировались как значимая отрасль материального производства, обеспечивающая занятость населения в основном в горных и предгорных районах республики.

Вместе с тем в сфере народных художественных промыслов республики сохраняются негативные тенденции: сокращение количества организаций народных художественных промыслов и численности работающих в них, низкий уровень рентабельности производства и заработной платы.

Рост цен на используемое сырье и низкий уровень рентабельности производства не позволяют организациям народных художественных промыслов самостоятельно поддерживать процесс воспроизводства, обновлять технологическое оборудование, участвовать в выставках и расширять рынки сбыта.

Основными причинами отрицательных тенденций являются:

недостаток оборотных средств для закупки сырья и материалов;

высокая степень физического и морального износа технической базы;

отсутствие инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов;

отсутствие эффективной системы государственной поддержки народных художественных промыслов.

Учитывая то, что в народных художественных промыслах используется в основном малопроизводительный ручной творческий труд мастеров и оборачиваемость финансовых средств значительно ниже, чем в других отраслях, а сами производимые изделия не являются товарами широкого потребления и предназначены в основном для удовлетворения эстетических потребностей населения, народные художественные промыслы нуждаются в государственной поддержке в рамках данной Программы.

Наметившиеся позитивные тенденции не способствуют решению ряда проблем, имеющихся в республике и приведших к кризисной ситуации в данной сфере. Большинство проблем носит системный характер и отражает общие тенденции социально-экономической и политической ситуации в регионе.

Серьезные ограничения в развитии туристско-рекреационного комплекса обусловлены существенным отставанием материально-технической базы, всей инфраструктуры от современных требований, низким уровнем сервиса, комфортности и качества туристских и рекреационных услуг.

Настоящая Программа направлена на создание условий для развития туристско-рекреационного комплекса путем воздействия на институциональные, инвестиционные, инфраструктурные, кадровые, научно­исследовательские и рыночные факторы развития комплекса.

Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления современных рыночных отношений в туристско-рекреационном комплексе и адекватных им механизмов государственного регулирования.

Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних.

II. Приоритеты и цели, задачи, целевые индикаторы и показатели

реализации Программы

Цель Программы - формирование конкурентоспособного туристско­рекреационного комплекса как приоритетного направления развития Республики Дагестан, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах, сохранение и развитие народных художественных промыслов.

Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

развитие туристско-рекреационного комплекса; повышение качества туристских услуг;

продвижение туристского продукта Республики Дагестан на российский и мировой рынки;

внедрение на предприятиях и в организациях республики международных стандартов качества (ISO) и сертификации продукции (работ, услуг); сохранение традиций народных художественных промыслов;

техническое перевооружение организаций народных художественных промыслов и обновление основных фондов;

создание современной конкурентоспособной продукции народных художественных промыслов и ремесел с использованием традиционных орнаментов, техники и способов их нанесения;

создание инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов;

популяризация народных художественных промыслов; организация деятельности ремесленников на основе применения международного опыта;

разработка и регистрация бренда изделий народных художественных промыслов.

В рамках Программы предусмотрена реализация ряда мероприятий по продвижению продуктов туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов и ремесел на российский и мировой рынки, а также мероприятий, направленных на усиление кадрового потенциала туристско-рекреационного комплекса. Указанные мероприятия носят системный характер, в связи с чем будут реализовываться в течение всего срока исполнения Программы.

1П. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в 2014-2018 годах в два

этапа:

I        этап - 2014-2015 годы;

II        этап - 2016-2018 годы.

IV.                     Обоснование значений целевых индикаторов и показателей

Значения целевых показателей определены с учетом динамики развития отрасли за истекший период, темпов роста, тенденций и приоритетов развития.

Результаты реализации Программы определяются следующими целевыми показателями и индикаторами:

количество созданных койко-мест в средствах размещения туристов;

общее количество койко-мест в средствах размещения туристов;

поток туристов;

общий поток туристов;

число занятых в туристско-рекреационном комплексе;

средняя заработная плата;

внебюджетные инвестиции в основной капитал;

количество выставочно-ярмарочных мероприятий, представляющих туристско-рекреационный комплекс;

численность работников, занятых в сфере народных художественных промыслов;

общий объем отгруженных изделий народных художественных промыслов;

количество действующих организаций народных художественных промыслов нарастающим итогом.

Показатели и индикаторы Программы характеризуют конечные результаты реализации Программы и позволяют дать оценку социальному и экономическому эффекту от ее реализации.

Показатели и индикаторы реализации Программы, характеризующие достижение ее конечных результатов, приведены в приложении № 1 к Программе.

V.       Ресурсное обеспечение, порядок и источники финансирования

Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из разных источников.

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, составляет 8071,070 млн рублей, в том числе: в 2014 году - 104,652 млн руб.; в 2015 году - 129,418 млн руб.; в 2016 году - 1 447,255 млн руб.; в 2017 году - 3 541,190 млн руб.; в 2018 году - 2848,555 млн рублей.

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет 255,700 млн рублей (3,17 процента), в том числе по годам: в 2014 году - 0,000 млн руб.;

в 2015 году - 0,000 млн руб.; в 2016 году - 0,000 млн руб.; в 2017 году - 255,700 млн руб.; в 2018 году - 0,000 млн рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 304,468 млн рублей (3,77 процента), в том числе по годам: в 2014 году - 59,132 млн руб.; в 2015 году - 86,418 млн руб.; в 2016 году - 40,522 млн руб.; в 2017 году - 92,822 млн руб.; в 2018 году - 25,574 млн рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) составляет 138,540 млн рублей (1,72 процента), в том числе по годам:

в 2014 году - 9,000 млн руб.; в 2015 году - 8,000 млн руб.; в 2016 году - 1,300 млн руб.; в 2017 году - 59,170 млн руб.; в 2018 году - 61,070 млн рублей.

Прогнозная оценка ассигнований за счет внебюджетных источников составляет 7 372,362 млн рублей (91,34 процента), в том числе по годам: в 2014 году - 36,520 млн руб.; в 2015 году - 35,000 млн руб.; в 2016 году - 1 405,433 млн руб.; в 2017 году - 3133,498 млн руб.; в 2018 году - 2761,911 млн рублей.

Бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Дагестан предполагается предусмотреть по направлениям «Организационная и институциональная поддержка туристско-рекреационного комплекса» в размере 183,836 млн рублей, «Капитальные вложения» в размере 110,367 млн рублей, «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» - 4,000 млн рублей, «Повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса» - 6,265 млн рублей, «Развитие народных художественных промыслов и ремесел» - 0,000 млн рублей.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

Дополнительное привлечение внебюджетных средств позволит на 1 рубль бюджетных средств привлечь около 24,21 рубля внебюджетных инвестиций (собственные средства организаций, кредиты, средства инвесторов, заемные и прочие средства).

Перечень мероприятий, а также объемы и источники финансирования мероприятий Программы по годам приведены в приложении № 2 к Программе.

VI.           Описание мер государственного регулирования, направленных на достижение целей и (или) результатов Программы, и мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей

Программы

Управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы ответственный исполнитель Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год.

Реализация Программы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования правового, финансового и организационного характера, обеспечивающих достижение целей.

Меры государственного регулирования включают в себя экономические инструменты по оказанию мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.

Меры правового регулирования включают в себя:

разработку и принятие нормативных актов, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации Программы;

разработку и принятие правовых актов прямого действия, обеспечивающих комплекс организационных и финансовых мер по реализации Программы.

Финансовые меры включают в себя разработку новых экономических механизмов, внесение изменений в законодательство, обеспечивающих их введение.

Организационные меры включают в себя комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию Программы субъектов: органов государственной власти, структур, учреждений и организаций.

Мероприятия Программы по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Важным условием успешной реализации Программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы.

Риски при реализации Программы связаны с:

макроэкономическими факторами, в том числе увеличением налоговой нагрузки и опережающим ростом цен на энергоресурсы и другие материально­технические средства, потребляемые в отрасли;

недофинансированием мероприятий Программы.

Для управления указанными рисками и их минимизации в ходе реализации Программы предусматривается:

достаточное и своевременное финансирование мероприятий Программы; мониторинг реализации мероприятий Программы с оценкой основных целевых индикаторов и показателей, в том числе проведение упреждающего мониторинга угроз и рисков;

открытость и прозрачность планов мероприятий и практических действий, информационного сопровождения Программы;

регулярный анализ и при необходимости корректировка показателей и мероприятий Программы;                                                                          .

выработка практических решений и рекомендаций в сфере управления туристско-рекреационным комплексом.

VII.                                                          Перечень мероприятий Программы

Программно-целевой подход к управлению развитием туристско­рекреационного комплекса предполагает реализацию мероприятий по ряду стратегических направлений:

институциональная и организационная поддержка туристско­рекреационного комплекса;

инвестиционная поддержка развития туристско-рекреационного комплекса;

инфраструктурная поддержка туристско-рекреационного комплекса;

усиление кадрового потенциала туристско-рекреационного комплекса;

поддержка научно-исследовательской деятельности в туристско­рекреационной сфере;

повышение уровня безопасности туристских объектов;

повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса;

развитие народных художественных промыслов.

Реализация мероприятий позволит создать эффективную систему государственного регулирования и стимулирования развития туристско­рекреационного комплекса, нарбдных художественных промыслов и ремесел и изменить положение Республики Дагестан на российском и международном туристских рынках.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 2 к Программе.

VIII.                                                          Механизм реализации Программы

Управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, которым ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с исполнителями мероприятий Программы формируется отчет о выполнении запланированных мероприятий в установленном порядке.

Формы и методы управления реализацией Программы определяются ответственным исполнителем Программы.

Механизм управления реализацией Программы включает в себя: планирование и прогнозирование;

применение правовых рычагов влияния, способствующих решению задач Программы;

непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе целевых индикаторов и показателей;

организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).

Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.

В связи с этим предполагается осуществлять ежегодный анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.

Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий Программы.

Реализация Программы осуществляется на основе:

государственных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

договоров на предоставление субсидий коммерческим и некоммерческим организациям;

соглашений с органами местного самоуправления о софинансировании расходов на реализацию проектов, связанных с развитием туристско­рекреационного комплекса и народных художественных промыслов;

заключений на предмет эффективности использования средств республиканского . бюджета Республики Дагестан, направляемых на строительство, реконструкцию й капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, и благоустройство территорий, в соответствии с перечнем мероприятий Программы;

условий, порядка и правил, утвержденных федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Дагестан.

Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан                            направляет в Министерство экономики и

территориального развития Республики Дагестан:

ежеквартально отчет о финансировании и освоении бюджетных средств при проведении мероприятий в рамках Программы по форме в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 октября 2013 г. № 540, а также по запросу Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на министерство функций;

ежегодно в сроки, установленные вышеназванным Порядком, - отчеты о ходе реализации мероприятий Программы, а также об эффективности использования финансовых средств.

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.

IX.                                                              Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Реализация Программы позволит создать условия для развития внутреннего и въездного туризма в Республике Дагестан. Поддержка туристско-рекреационного комплекса со стороны государства по заявленным в Программе направлениям принесет ощутимый социально-экономический эффект, заключающийся в росте благосостояния и качества жизни населения за счет создания современной инфраструктуры, новых рабочих мест и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении № 3 к Программе.

Институциональная и организационная поддержка туристско­рекреационного                                комплекса позволит      создать   эффективную систему

взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и бизнес-структур в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

Инфраструктурная поддержка развития туристско-рекреационного комплекса окажет существенное влияние на развитие данной сферы в удаленных горных районах Республики Дагестан.

Усиление кадрового потенциала связано с развитием сети учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, готовящих специалистов по востребованным отраслью направлениям, а также с введением независимой системы сертификации работников туристско-рекреационного комплекса. Предпринимаемые в этом направлении меры приведут к улучшению качества предоставляемых услуг, а также к росту заработной платы работников, занятых в туристско-рекреационном комплексе.

Повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса будет способствовать существенному росту потока туристов в республику.

Также данная Программа позволит:

сохранить традиции, культуру и самобытность народных художественных промыслов и ремесел Республики Дагестан;

осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов и ремесел на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций народных художественных промыслов;

возродить забытые народные художественные промыслы;

обеспечить подготовку специалистов для организаций народных

художественных промыслов;

увеличить объем производства и реализации изделий народных художественных промыслов и ремесел в 1,15 раза;

увеличить численность работающих в сфере народных художественных промыслов до 3070 человек;

увеличить количество действующих организаций народных художественных промыслов;

создать необходимые предпосылки для дальнейшего устойчивого развития народных художественных промыслов.

Совокупность механизмов программно-целевого подхода окажет существенное влияние на уровень социально-экономического развития Республики Дагестан путем увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан, роста занятости населения, повышения уровня благосостояния населения республики. Существенный социально-экономический эффект будет наблюдаться в удаленных горных районах, характеризующихся крайне низкой концентрацией размещения производственных мощностей, с одной стороны, и уникальным природно­ресурсным потенциалом, с другой. Создание туристско-рекреационной инфраструктуры снизит уровень безработицы, повысит качество жизни, будет способствовать уменьшению оттока населения.

X.                                                                             Подпрограммы Программы

Программа включает в себя следующие подпрограммы:

1.                Подпрограмма 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2014-2018 годы».

Целью подпрограммы 1 является формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Республике . Дагестан как приоритетного направления развития Республики Дагестан, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах;

2.                Подпрограмма 2 «Развитие народных художественных промыслов и ремесел на 2017-2018 годы».

Целью подпрограммы 2 является возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел Республики Дагестан как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства.

Подпрограмма 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса
в Республике Дагестан на 2014-2018 годы» государственной программы
Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и
народных художественных промыслов в Республике Дагестан на

2014-2018 годы»

ПАСПОРТ

подпрограммы 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса
в Республике Дагестан на 2014-2018 годы» государственной программы
Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и
народных художественных промыслов в Республике Дагестан на

2014-2018 годы»

Ответственный    исполнитель - Министерство по туризму и народным

Подпрограммы                             художественным                  промыслам

Республики Дагестан

Участники Подпрограммы       - органы местного самоуправления (по

согласованию),

инициаторы инвестиционных проектов (по согласованию)

Цель и задачи Подпрограммы - формирование конкурентоспособного

туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан (далее - туристско-рекреационный комплекс) как приоритетного направления развития Республики Дагестан, обеспечивающего                                                широкие

возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах;

развитие туристско-рекреационного комплекса;

повышение качества туристских услуг; развитие аграрного туризма на территории Республики Дагестан; продвижение туристского продукта Республики Дагестан на российский и мировой рынки

Этапы и сроки реализации - реализация подпрограммы будет

Подпрограммы                             осуществляться в 2014-2018 годах в

два этапа:

I                                                                                                                                               этап - 2014-2015 годы;

II                                                                                                                                                этап - 2016—2018 годы.

Целевые индикаторы и показатели - рост числа    койко-мест в средствах

Подпрограммы                            размещения         туристов до 20,9 тыс.

койко-мест (на 9,24 процента) к 2018 году;

увеличение потока                                                                 туристов       в

Республику Дагестан до 610,8 тыс. человек (на 85,09        процента)     к

2018 году;

рост                                                           числа         занятых в туристско­

рекреационном комплексе до 11,6 тыс. человек (на 48,72 процента)     к

2018 году;

рост                                                           числа  выставочно-ярмарочных

мероприятий,                                                                     представляющих

туристско-рекреационный комплекс, до 20     единиц к 2018 году

Объемы   и             источники - общий объем финансирования

финансирования Подпрограммы  Программы составляет 7970,470 млн

рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 104,652 млн руб.; в 2015 году - 129,418 млн руб.; в 2016 году - 1 447,255 млн руб.; в 2017 году - 3 493,890 млн руб.; в 2018 году - 2 795,255 млн руб.; за счет средств федерального бюджета - 255,700 млн рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 0,000 млн руб.; в 2015 году - 0,000 млн руб.; в 2016 году - 0,000 млн руб.; в 2017 году - 255,700 млн руб.; в 2018 году - 0,000 млн руб.; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 304,468 млн рублей, в том числе по годам:

в 2014 году-59,132 млн руб.; в 2015 году - 86,418 млн руб.; в 2016 году - 40,522 млн руб.; в 2017 году - 92,822 млн руб.; в 2018 году - 25,574 млн руб.;

за счет средств бюджетов муниципальных                               образований

Республики                                                                     Дагестан            (по

согласованию) - 137,940 млн рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 9,000 млн руб.; в 2015 году - 8,000 млн руб.; в 2016 году - 1,300 млн руб.; в 2017 году - 58,870 млн руб.; в 2018 году - 60,770 млн руб.; за счет внебюджетных источников - 7 272,362 млн рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 36,520 млн руб.; в 2015 году - 35,000 млн руб.; в 2016 году - 1 405,433 млн руб.; в 2017 году - 3 086,498 млн руб.; в 2018 году - 2 708,911 млн рублей

- создание                                                                 конкурентоспособного

туристско-рекреационного комплекса; увеличение       потока туристов в

Республику                                                                Дагестан на 280,8 тыс.

человек;

создание более 5,0 тыс. рабочих мест; создание более 4,0 тыс. койко-мест в средствах размещения туристов; повышение качества кадрового обеспечения туристско-рекреационного комйлекса;

повышение                                                                      привлекательности

туристско-рекреационного комплекса; повышение  качества туристского

продукта Республики Дагестан.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена

Подпрограмма 1

Республика Дагестан обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом.

Природно-климатические условия республики характеризуются сочетанием комфортного климата и большого числа солнечных часов (2000 часов в году), разнообразием рельефа и богатством флоры и фауны.

В республике имеется около 300 источников минеральных вод, ряд месторождений лечебной грязи, рассредоточенных по всей территории.

В Дагестане насчитывается 17 вершин, высота которых превышает 4000 м, покрытых нетающими снегами и ледниками, большое количество бурных рек. На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов (Шалбуздаг - 4149 м, Базардюзи — 4466 м и Ярыдаг — 4100 м над уровнем моря), где проходят чемпионаты России по горным видам спорта всех категорий сложности.

На территории республики проводятся соревнования регионального, российского и международного уровней по альпинизму, скалолазанию, рафтингу, дельтапланеризму и кайтсерфингу.

Культурное наследие Дагестана велико и разнообразно, что позволяет активно развивать на его территории культурно-познавательный, археологический и паломнический туризм.

В Республике Дагестан расположены более 6,5 тыс. памятников истории и культуры (из них 173 - федерального значения), три исторических города (Махачкала, Дербент, Кизляр), ряд объектов духовно-религиозного наследия.

Таким образом, Республика Дагестан имеет высокий потенциал развития туристско-рекреационного комплекса. Используя уникальные природно­климатические и историко-культурные ресурсы, в республике можно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы. По оценкам экспертов, потенциал отрасли (рекреационная емкость) составляет более 2 млн туристов в год.

К 1990 году в республике был накоплен мощный потенциал туристско­рекреационного комплекса. В 1992 году общее количество средств размещения туристов составляло 185 объектов (42 тыс. койко-мест). Основными объектами размещения туристов были санатории «Каякент», «Каспий», «Талги», туристские базы профсоюзов, ведомственные пионерские лагеря. Всего за сезон в Республике Дагестан, включая самих дагестанцев и неорганизованных туристов, отдыхало до 500 тыс. человек. При этом потребность в путевках на туристско-экскурсионные и санаторно-курортные услуги значительно превосходила возможности рекреационной сети Республики Дагестан.

В 2013 году число мест размещения туристов составило 17,08 тыс. койко­мест. В 2001-2013 годах рост числа мест размещения составил 21,9 процента, в основном за счет увеличения числа гостиниц и отелей. Внутренний поток туристов в 2013 году составил 272 тыс. человек, то есть вырос по сравнению с 2001 годом почти в 5 раз (56,8 тыс. человек в 2001 году). Существенная разница динамики рассматриваемых индикаторов объясняется увеличением существующих мощностей туристско-рекреационного комплекса.

Наметившиеся позитивные тенденции не способствуют решению ряда проблем, имеющихся в республике и приведших к кризисной ситуации в данной сфере. Большинство проблем носит системный характер и отражает общие тенденции социально-экономической и политической ситуации в регионе.

Серьезные ограничения в развитии туристско-рекреационного комплекса обусловлены существенным отставанием материально-технической базы, всей инфраструктуры от современных требований, низким уровнем сервиса,

комфортности и качества туристских и рекреационных услуг.

Подпрограмма 1 направлена на создание условий для развития туристско­рекреационного комплекса путем воздействия на институциональные, инвестиционные, инфраструктурные, кадровые, научно-исследовательские и рыночные факторы развития комплекса.

Подпрограмма 1 носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления современных рыночных отношений в туристско-рекреационном комплексе и адекватных им механизмов государственного регулирования.

Реализация Подпрограммы 1 предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних.

II. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 1

Цель Подпрограммы 1 - формирование конкурентоспособного туристско­рекреационного комплекса как приоритетного направления развития Республики Дагестан, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах.

Достижение цели Подпрограммы 1 будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

развитие туристско-рекреационного комплекса;

повышение качества туристских услуг;

продвижение туристского продукта Республики Дагестан на российский и мировой рынки.

В рамках Подпрограммы 1 предусмотрена реализация ряда мероприятий по продвижению продуктов туристско-рекреационного комплекса на российский и мировой рынки, а также мероприятий, направленных на усиление кадрового потенциала туристско-рекреационного комплекса. Указанные мероприятия носят системный характер, в связи с чем будут реализовываться в течение всего срока исполнения Подпрограммы 1.

Для оценки степени решения задач Подпрограммы 1 предлагается использовать систему показателей, представленных в приложении № 1 к Программе.

1П. Объемы и источники финансирования Подпрограммы 1

Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 7970,470 млн рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 255,700 млн рублей (3,21 процента);

за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 304,468 млн рублей (3,82 процента);

за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) - 137,940 млн рублей (1,73 процента);

за счет внебюджетных источников -                7    272,362 млн рублей

(91,24 процента).

IV. Перечень мероприятий Подпрограммы 1

Программно-целевой подход к управлению развитием туристско­рекреационного комплекса предполагает реализацию мероприятий по ряду стратегических направлений:

институциональная и организационная поддержка туристско­рекреационного комплекса;

инвестиционная поддержка развития туристско-рекреационного комплекса;

инфраструктурная поддержка туристско-рекреационного комплекса;

усиление кадрового потенциала туристско-рекреационного комплекса;

поддержка научно-исследовательской деятельности в туристско­рекреационной сфере;                                                   ..

повышение уровня безопасности туристских объектов;

повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса.

Реализация мероприятий позволит создать эффективную систему государственного регулирования и стимулирования развития туристско­рекреационного комплекса и изменить положение Республики Дагестан на российском и международном туристских рынках.

Перечень мероприятий Подпрограммы 1 приведен в приложении № 2 к Программе.

Подпрограмма 2 «Развитие народных художественных промыслов и
ремесел на 2017-2018 годы» государственной программы Республики
Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных
художественных промыслов в Республике Дагестан на 2014—2018 годы»

ПАСПОРТ

подпрограммы 2 «Развитие народных художественных промыслов и
ремесел на 2017-2018 годы» государственной программы Республики
Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных
художественных промыслов в Республике Дагестан на 2014-2018 годы»

Ответственный исполнитель      - Министерство по туризму и

Подпрограммы                              народным                 художественным

промыслам Республики Дагестан

- органы местного самоуправления (по

Цель и задачи Подпрограммы   -  возрождение, сохранение и развитие

народных                                                                          художественных

промыслов и ремесел Республики Дагестан как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства; сохранение традиций народных художественных промыслов; техническое                                перевооружение

организаций                                                                                 народных

художественных промыслов и обновление основных фондов; создание современной

конкурентоспособной продукции народных                  художественных

промыслов и ремесел с использованием                            традиционных

орнаментов, техники и способов их нанесения;

создание инфраструктуры поддержки народных          художественных

промыслов;

продвижение изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках; выявление и поддержка носителей традиций и навыков изготовления изделий утраченных видов народных художественных промыслов; популяризация                                                                                                               народных

художественных промыслов

Этапы и сроки реализации        - 2017-2018 годы, в один этап

Подпрограммы


- увеличение количества организаций народных     художественных

промыслов до 20 ед. к 2018 году; рост числа занятых в сфере народных

художественных промыслов и ремесел до 2,9 тыс. человек (на 11,54 процента) к 2018 году

Объемы и источники                   -  общий объем финансирования

финансирования Подпрограммы Программы составляет 100,600 млн

рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 47,300 млн рублей в 2018 году - 53,300 млн рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 0,000 млн рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 0,000 млн рублей в 2018 году - 0,000 млн рублей; за счет средств бюджетов муниципальных                      образований

Республики Дагестан (по согласованию) - 0,600 млн рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 0,300 млн рублей в 2018 году - 0,300 млн рублей; за счет внебюджетных источников - 100,000 млн рублей, в том числе по годам:

в 2017 году - 47,000 млн рублей в 2018 году - 53,000 млн рублей

- создание не менее 5 организаций народных               художественных

промыслов;

создание 300 рабочих мест в сфере народных              художественных

промыслов и ремесел; увеличение объемов производства и реализации     изделий                                                                                          народных

художественных                                                              промыслов и

ремесел в 1,2 раза;

возрождение забытых народных художественных       промыслов и

ремесел;

увеличение объемов производства и реализации изделий       народных

художественных                                                              промыслов И

ремесел в 1,16 раза; увеличение                            количества       новых,

конкурентоспособных                                                                    изделий

народных                                                                           художественных

промыслов и ремесел.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена

Подпрограмма 2

Народные художественные промыслы являются важнейшей частью национальной культуры, духовным наследием народов Дагестана и представляют одну из развитых форм народного творчества. Исторически народные художественные промыслы в республике сформировались как значимая отрасль материального производства, обеспечивающая занятость населения в основном в горных и предгорных районах республики.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел лежит в плоскости стратегических интересов государства и является важной государственной задачей.

Народные художественные промыслы Республики Дагестан представлены следующими традиционными видами производства:

п/п

Виды производства

Группы изделий народных художественных промыслов

1

2

3

1.

Ковроделие

ковры ворсовые, паласы, сумахи, думы, давагины, килимы, арбабаши

2.

изделия из кизила, боярышника, абрикоса и Художественная обработка других пород деревьев, инкрустированные дерева унцукульской насечкой металлом

. 3.

Художественная обработка металла

изделия домашней утвари из меди, декоративное холодное оружие, изделия из мельхиора

4.

Производство художественной керамик

балхарские и сулевкентские изделия из обожженной глины с ангобной росписью

5.

Производство ювелирных изделий

кубачинские и гоцатлинские изделия из серебра

6.

Художественное ручное вязание

национальные чулочно-носочные изделия, в том числе джурабы, цинтаки, тапочки

7.

Бурочное производство

бурки наплечные


Информация по документу
Читайте также