Расширенный поиск
Постановление города Севастополя от 05.06.2015 № 475-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 2015 года N 475-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ НА 2015 - 2020 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства города Севастополя от 31.08.2015 № 830-ПП; от 09.09.2015 № 851-ПП; от 23.10.2015 № 1000-ПП; от 19.11.2015 № 1075-ПП; (в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 22.04.2016 N 357-ПП, от 04.07.2016 N 651-ПП, от 28.07.2016 N 745-ПП, от 30.11.2016 N 1142-ПП, от 29.12.2016 N 1303-ПП) ___________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП ___________________________________________________________
В соответствии со ст. 7 Закона города Севастополя "Об образовании в городе Севастополе" от 23.01.2015 N 107-ЗС, государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295, федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, а также согласно Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополь, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643, Правительство Севастополя постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 30.11.2016 N 1142-ПП)
1. Утвердить государственную программу "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы" согласно приложению.
2. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Пушкарева А.Г.
Губернатор города Севастополя, Председатель Правительства Севастополя С.И.МЕНЯЙЛО
Утверждена постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2015 N 475-ПП (В редакции Постановления Правительства города Севастополя от 23.10.2015 № 1000-ПП; от 19.11.2015 № 1075-ПП; от 30.11.2015 № 1137-ПП)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ НА 2015 - 2020 ГОДЫ" (в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 22.04.2016 N 357-ПП, от 04.07.2016 N 651-ПП, от 28.07.2016 N 745-ПП, от 30.11.2016 N 1142-ПП, от 29.12.2016 N 1303-ПП)
ПАСПОРТ государственной программы "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы"
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития, основные приоритеты государственной программы "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы" 1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами Общей целью образовательной реформы города Севастополя является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде:
- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;
- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;
- создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества;
- создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
- создание условий для активизации инновационной деятельности.
Цели определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений.
Образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Севастополю необходима кардинальная модернизация образования.
Предлагается новое видение города Севастополя в сфере образования к 2020 году: доступное современное образование высокого качества, развитая инфраструктура, отвечающая федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание города.
Организационной основой в реализации реформ в сфере образования в городе Севастополе должна стать государственная программа "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации образования города Севастополя.
Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
18 марта 2014 г. в Москве подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Согласно федеративному устройству России Севастополь является субъектом Российской Федерации со статусом города федерального значения.
Учитывая сложившуюся ситуацию необходимо выделить следующее:
1. Город Севастополь - новый субъект Российской Федерации.
2. Длительный период времени система образования города Севастополя функционировала в рамках системы, отличной от российских государственных стандартов.
3. Необходимо полное преобразование инфраструктуры и системы образования на современные ФГОС для достижения следующих целей:
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя, включая состояние сети образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
- высокое качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных уровней образования (отвечающих ФГОС, меняющимся запросам населения, перспективным задачам развития и социально-экономического развития города Севастополя);
- квалифицированный кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования, в т.ч. повышение привлекательности педагогической работы.
Общая численность населения (на 01.01.2016) - 418987 человек, в том числе городское - 388513 человек, сельское - 30474 человека. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года (на 01.01.2015) численность населения города Севастополя увеличилась на 20017 человек.
Согласно Всесоюзной переписи населения этнический состав населения: русские - 74,4%, украинцы - 20,6%, на остальные 5% приходится более чем 26 национальностей и народностей: белорусы, крымские татары, евреи, армяне, греки, немцы, болгары, молдаване, поляки, эстонцы, латыши, корейцы и др. (1989 г.). Абсолютное большинство населения является русскоязычным.
Во всех образовательных организациях города Севастополя обучение проводится на русском языке.
Система образования
Всего на территории Севастополя действует 179 учреждений различных форм собственности и уровней образования:
- 87 дошкольных образовательных организаций, из которых 79 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 8 организаций - в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации;
- 71 общеобразовательная организация, из которых 66 образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 5 организаций - негосударственной формы собственности;
- 10 организаций дополнительного образования, в т.ч. детские оздоровительные - лагерь "Горный" и центр "Ласпи";
- 11 организаций профессионального образования, из них 9 организаций среднего профессионального образования находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 1 организация высшего профессионального образования имеет статус "федерального университета" и находится в прямом подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.
На сегодняшний день большинство образовательных организаций города не соответствует требованиям российских государственных стандартов образования. В соответствии с этим все образовательные организации требуют адаптации, модернизации и приведения к государственным образовательным стандартам Российской Федерации.
В 2015 году наблюдался значительный рост численности воспитанников образовательных организаций за счет:
- увеличения числа детей семей военнослужащих Российской Федерации;
- детей - граждан Украины, прибывших с территории Украины из зон конфликта на постоянное место жительства в Севастополь;
- детей - граждан Российской Федерации, прибывших с территории Украины, проходивших обучение в профессионально-технических и высших учебных заведениях на территории Украины, с целью продолжения обучения на территории города Севастополя по фактическому месту жительства.
Остро стоит вопрос с очередностью в дошкольные и общеобразовательные организации, что также влияет на качество предоставляемых услуг образования.
Дошкольное образование
На территории города Севастополя по состоянию на 01.01.2016 функционируют 87 дошкольных организаций (15519 детей), из них 8 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации и 79 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя:
- 47 - детские сады общего вида;
- 26 - детские сады комбинированного вида;
- 6 - детские сады компенсирующего вида.
Количество групп в подведомственных дошкольных образовательных организациях составляет 655, из них: 93 - для детей ясельного возраста и 4 группы кратковременного пребывания. Численность детей, получающих дошкольные услуги, на 01.01.2016 составляет 15519 человек, в т.ч. дети в возрасте от 3 до 7 лет - 13652 человека.
В настоящее время отмечается переукомплектованность дошкольных образовательных организаций. По состоянию на 01.01.2016 очередность детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет составляет 9509 человек.
Необходимо отметить также, что в период 1995 - 2000 гг. были закрыты 33 дошкольные образовательные организации. Пустующие здания дошкольных организаций города Севастополя были переданы под размещение государственных ведомственных структур. Это было обусловлено следующим факторами:
- демографический кризис в 1994 - 1997 гг. привел к сокращению числа потенциального и фактического контингента, что привело к неукомплектованности дошкольных образовательных организаций детьми. Так, на протяжении 1989 - 1998 годов абсолютное количество родившихся в городе Севастополе уменьшилось с 5,5 до 2,5 тыс. человек. В настоящее время коэффициент рождаемости вырос до 12,7 (2000 г. - 7; 2013 г. - 11,6; 2014 г. - 12,6; январь 2015 г. - 12,7);
- ликвидация ведомств, структур и предприятий, на балансе которых находились дошкольные образовательные организации.
Согласно мониторингу состояния дошкольных организаций 23% зданий дошкольных образовательных организаций требуют капитального ремонта (из них 4 не функционируют), некоторые здания дошкольных организаций находятся в пользовании других государственных структур.
Общее среднее образование
В городе функционирует 71 общеобразовательная организация, из них: 66 - государственной формы собственности, 5 - негосударственной формы собственности. В них обучается 38329 учащихся.
Из 71 общеобразовательной организации города Севастополя 9 (12,5%) расположены в сельской местности, в них обучается 1664 учащихся, что составляет 4,3% от общего количества обучающихся.
Число обучающихся в общеобразовательных организациях города Севастополя на начало 2015 - 2016 учебного года составило 38329 человек, что на 946 человек больше, чем в предыдущем учебном году.
В связи с увеличением численности обучающихся наполняемость классов в общеобразовательных организациях составляет 28 - 34 ученика. В 15 общеобразовательных организациях обучение ведется в две смены, что составляет 21% от общего количества школ. В остальных организациях - в одну смену. С учетом перехода на государственные стандарты Российской Федерации и наполняемости классов по новым стандартам будут созданы новые места в общеобразовательных организациях для ликвидации двухсменного режима обучения.
Около 30% зданий организаций начального, общего, среднего образования нуждаются в капитальном ремонте в связи с моральным и физическим износом.
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 30.11.2016 N 1142-ПП)
Одной из первоочередных задач города Севастополя является создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В общеобразовательных организациях специального коррекционного образования обучаются 618 детей. Сохраняется высокая доля зданий общеобразовательных организаций, в которых не обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также серьезной проблемой является неравномерное распределение общеобразовательных организаций по городу. В настоящее время ввиду активного строительства новых жилищных комплексов в городе сформировались новые микрорайоны, которые не имеют своих общеобразовательных организаций. Это приводит к тому, что 40% обучающихся в общеобразовательных организациях проживают в других районах города Севастополя.
Соответственно, сбалансированность и эффективность исторически сложившейся сети образовательных организаций уже не в полной мере отвечают новым параметрам расселения и изменившимся потребностям населения, что создает дополнительную нагрузку на транспортную систему и снижает равенство доступа к образованию. Многие районы массовой жилой застройки имеют дефицит дошкольных образовательных организаций, а также общеобразовательных организаций. Так, например, бухта Казачья, которая на сегодняшний день является одним из самых густонаселенных и динамично развивающихся районов в части строительства новых жилищных комплексов, не имеет своих действующих дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. Район имеет сложную транспортную развязку. Дети, проживающие в данном районе, посещают образовательные организации в близлежащих районах города.
Поэтому в Программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных организаций, расположенных в городе.
Таким образом, можно выделить приоритетное направление в развитии образования - строительство новых современных дошкольных и общеобразовательных организаций, которое, в свою очередь, решит ряд проблем, таких как:
- снижение социальной напряженности в городе, вызванной недостатком мест в дошкольных общеобразовательных организациях;
- увеличение количества мест в общеобразовательных организациях в соответствии с потребностями населения;
- обеспечение доступа детей к качественным услугам общего образования с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение полноценного перехода на государственные российские стандарты обучения (учитывая требования по наполняемости классов) и обеспечение работы общеобразовательных организаций в одну смену.
Важным фактором, влияющим на обеспечение доступности образования, является информационная прозрачность. Инструменты информирования, которые позволили бы потребителям делать обоснованный выбор между учебными заведениями и образовательными программами, развиты сегодня недостаточно.
Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем учащихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания.
В настоящее время 5% детей, поступающих в общеобразовательные организации (в т.ч. специализированные интернаты), имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития и имеют потребности в индивидуализации образовательного маршрута и организации психолого-медико-педагогического сопровождения.
Сегодня в образовательной практике севастопольских дошкольных и общеобразовательных организаций не используются широко разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем до настоящего времени в деятельности образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система мониторинга состояния здоровья обучающихся, воспитанников.
Дополнительное образование
В ведомстве Департамента образования города Севастополя находятся 10 организаций дополнительного образования.
Из них: две ("Дворец детского и юношеского творчества", "Балаклавский дом детского и юношеского творчества") многопрофильных и шесть однопрофильных: "Севастопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи", "Севастопольская детская морская флотилия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", "Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи", "Центр военно-патриотического воспитания учащейся молодежи", "Севастопольская станция юных техников", "Малая академия наук".
Материально-техническая база организаций дополнительного образования состоит из 18 зданий. Кружковая работа проводится на базе 49 организаций.
Также к организациям дополнительного образования относятся два детских лагеря: "Детский оздоровительный лагерь "Горный" и "Детский оздоровительно-образовательный центр "Ласпи".
По состоянию на 01.01.2016 в городе Севастополе проживает 43839 детей в возрасте от 5 до 18 лет. В организациях дополнительного образования работают 262 педагогических работника, которые проводят кружковую работу для 11465 детей, что составляет 26%.
13 коллективов имеют звания "народных" и "образцовых". Однако, согласно данным мониторингов, более 50% детей не посещают кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Школьники старших классов, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в вузы. Сеть организаций неравномерно распределена по территории города - большинство районов не охвачено организациями дополнительного образования.
Профессиональное образование
Структура профессионального образования в городе Севастополе в настоящее время представлена 11 организациями профессионального образования, из них:
- 1 организация находится в ведомстве Департамента здравоохранения города Севастополя;
- 9 организаций среднего профессионального образования находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя;
- 1 организация высшего профессионального образования имеет статус "федерального университета" и находится в прямом подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 11 организациях профессионального образования обучаются более 5000 человек.
При наличии в городе организаций высшего профессионального образования с высокими показателями качества подготовки студентов, в целом в городе ощущается перепроизводство кадров с высшим образованием, обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности, особенно по таким специальностям как "юрист", "экономист", "менеджер", а также по ряду технологических специальностей. Вместе с тем больше трети севастопольских предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15 - 20% - квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством высшего образования в Севастополе свидетельствуют и низкие средние показатели участия преподавателей и студентов в научной и инновационной деятельности.
Кадровые ресурсы
Современная ситуация, характеризующаяся динамичными изменениями во всех сферах жизни социума, постоянно выдвигает новые требования к профессиональной подготовке и личностным качествам педагогических и руководящих работников, что обуславливает необходимость создания эффективной системы непрерывного образования. Она должна обеспечивать опережающее повышение квалификации и профессиональную подготовку педагогов и управленцев на основе гибкого индивидуализированного учета образовательных запросов, потребностей и возможностей потенциальных заказчиков и потребителей услуг.
В связи с важностью и сложностью задач перехода на новые ФГОС общего образования должно быть уделено дополнительное внимание подготовке педагогов и руководителей по данному направлению. Поэтому значительное внимание необходимо уделить повышению квалификации, переподготовке/подготовке педагогических кадров.
В системе общего образования города Севастополя по состоянию на 01.01.2016 трудятся 5363 педагогических работника, из них 1607 - в дошкольных образовательных организациях, 3114 - в общеобразовательных организациях, 262 - в организациях дополнительного образования и 380 - в организациях среднего профессионального образования.
Существенную часть педагогического состава дошкольных и общеобразовательных организаций Севастополя составляют педагоги с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля педагогов, проработавших в общеобразовательной организации свыше 20 лет, практически в 5 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). В Севастополе проявляется (как и в России в целом) гендерный дисбаланс - более 80% педагогического состава и руководителей образовательных организаций - женщины.
Действующая система повышения квалификации педагогов находится в состоянии трансформации и нуждается в эффективном механизме обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - образовательными организациями и педагогами.
Организации среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.
Подведя итоги, можно выделить следующие проблемы в сфере образования на сегодня:
- рост очереди на получение мест в дошкольных организациях и дефицита ученических мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией;
- необходимость увеличения сети объектов дошкольного и общего среднего образования;
- реструктуризация технического и профессионального образования;
- низкий статус профессии педагога;
- недостаточное качество подготовки педагогических кадров;
- дефицит высококвалифицированных педагогических кадров;
- слабое развитие менеджмента в образовании;
- слабое развитие информатизации образования (отсутствие доступности к сети "Интернет");
- неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;
- недостаточное развитие инклюзивного образования в части доступа к образовательным организациям для детей с ограниченным возможностями;
- отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей специализации выпускников колледжей и вузов.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития системы образования в городе Севастополе в течение ближайших пяти лет.
1.2. Приоритетные направления развития образования Данная Программа предполагает дальнейшее развитие отрасли в следующих направлениях:
- повышение доступности, привлекательности, качества, открытости сферы образования;
- доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
- развитие коммуникативной и профессиональной компетентности;
- повышение качества человеческого капитала;
- обеспечение социально-правовых гарантий качества жизни детей;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
- появление новых эффективных методов управления в области образования;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;
- возможность выбора родителями организаций образования;
- осуществление связи "родитель - организация образования - ребенок" через дистанционное информационное оповещение об успехах ребенка;
- привлекательность профессии педагога;
- обеспечение системой карьерного роста.
Соответственно, можно сформировать следующие приоритеты развития образования города Севастополя:
1. Формирование оптимальной образовательной сети и инфраструктуры, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, будет способствовать повышению привлекательности районов города с массовой жилой застройкой и снижению транспортной нагрузки. Строительство новых объектов и модернизация действующих.
2. Формирование инновационной экономики.
Городу необходимо удовлетворить потребности в кадрах креативных профессионалов в следующих ключевых направлениях:
- развитие кадрового потенциала, необходимого для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе;
- развитие инфраструктуры города в соответствии с передовыми международными стандартами;
- опережающее развитие образования, культуры, творческих индустрий как для повышения качества жизни населения Севастополя, так и для формирования новой доходной базы городского бюджета в 10 - 20-летней перспективе.
Инновационная экономика требует постоянного развития компетенций населения через систему непрерывного образования.
3. Перспективы развития Севастополя как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования подрастающего поколения.
Задачей образования становится формирование способностей у подростков и молодежи к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности, воспитание патриотизма и привитие норм здорового образа жизни.
Усилиями образовательных организаций в партнерстве с другими ведомствами и общественными организациями должна быть выстроена комплексная система психолого-педагогической, правовой и реабилитационной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.
Усиление образовательного и социализационного потенциала сферы досуга детей, подростков и молодежи является новой задачей системы образования.
В целом система образования города Севастополя может и должна стать средством воспроизводства городской культуры, консолидации городского сообщества, повышения социальной удовлетворенности населения.
2. Основные цели и задачи Программы Определение целей и задач Программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив города Севастополя как развивающегося города с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов.
Цели Программы:
1. Обеспечение доступности образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя.
2. Создание образовательной системы, предоставляющей высокое качество образовательных услуг организациями различных уровней образования и форм собственности.
Задачи Программы:
1. Комплексное развитие сети образовательных организаций.
2. Формирование инфраструктуры образовательных услуг, соответствующей расселению горожан, способствующей снижению транспортных и временных издержек семей в связи с обучением детей и нагрузки на транспортную систему города.
3. Внедрение современных стандартов качества образования и модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации.
4. Обеспечение доступа детям с ограниченными возможностями здоровья к качественным услугам общего, дополнительного и среднего профессионального образования (инклюзивное обучение, поддержка в профессиональной ориентации).
5. Создание условий учебной и социальной успешности каждого учащегося.
6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников (в т.ч. условий для занятий физической культурой и спортом), оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
7. Создание условий для безопасного пребывания детей в образовательных организациях всех уровней.
8. Обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию ее потенциала.
9. Повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательского кадрового состава в системе образования.
3. Мероприятия Программы Государственная программа носит интегративный характер, поскольку в нее включены:
- мероприятия по развитию всех уровней образования;
- мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных организаций всех типов и видов;
- мероприятия по поддержке разных категорий детей (в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья) и молодежи.
В целях обеспечения устойчивого инновационного развития системы образования, ориентированного на достижение результатов, соответствующих федеральным образовательным стандартам, повышения эффективности реализации молодежной политики в интересах города предполагается участие в федеральных экспериментах, российских проектах, условиями которых предусмотрено долевое финансирование.
Государственная программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития образования в городе в течение ближайших пяти лет.
Мероприятия государственной программы включены в четыре Подпрограммы:
1. Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования" включает мероприятия, направленные на:
- существенное расширение доступности качественных образовательных услуг дошкольного образования как за счет строительства новых зданий и пристроек (согласно федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"), реконструкции, ремонта зданий, так и за счет рационального использования помещений, возвращения в систему образования зданий бывших дошкольных образовательных организаций;
- повышение качества образования и обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепления их здоровья;
- поддержку программ, обеспечивающих первичную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Подпрограмма 2 "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования" направлена на:
- расширение доступности начального общего, основного общего, среднего общего образования независимо от территории проживания и состояния здоровья;
- обновление содержания и технологий образования в соответствии с изменяющимися требованиями, а также строительство новых объектов (согласно федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года");
- реализацию федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, ориентирующих на создание условий для учебной и социальной успешности каждого обучающегося;
- привлечение в школы молодых талантливых педагогов, создание условий и стимулов для профессионального развития и карьерного роста учителей;
- организацию городских конкурсов среди педагогических работников по выявлению и поддержке лучших работников образования, продвижению передовых идей и проектов.
Инициативы образовательных организаций и их инновационных сетей получат поддержку через конкурсы.
Подпрограмма включает адресные мероприятия по поддержке особых категорий учащихся (детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и высоко мотивированных обучающихся).
3. Подпрограмма 3 "Развитие дополнительного образования" предусматривает мероприятия, направленные на:
- формирование у детей и подростков дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития;
- формирование творческих способностей, развитие личностных интересов, позволяющих приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий;
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 30.11.2016 N 1142-ПП)
- формирование культурной, гражданской и личностной идентичности молодежи;
- формирование способностей у подростков и молодежи к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию;
- формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности;
- воспитание патриотизма и привитие норм здорового образа жизни учащихся;
- усиление образовательного и социализационного потенциала сферы досуга детей, подростков и молодежи;
- организацию несения вахты памяти на Посту N 1 Мемориального комплекса обороны Севастополя 1941 - 1942 гг.
4. Подпрограмма 4 "Развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и непрерывного профессионального образования" ориентирована на:
- укрепление связи системы профессионального образования в городе Севастополе с реальными потребностями экономики города;
- внедрение новых образовательных программ и инструментов оценки качества образования (в т.ч. независимой сертификации профессиональных квалификаций) на основе кооперации с работодателями;
- формирование системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся;
- профессиональное развитие работников образования, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
- удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей работников сферы образования в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- методическое обеспечение инновационной и опытно-экспериментальной деятельности образовательных организаций.
Комплекс мероприятий по Программе в целом в разрезе подпрограмм приведен в приложениях N 2, N 3 к настоящей Программе.
4. Основные показатели Программы Показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы, в том числе включенных в нее Подпрограмм (100%).
К показателям (индикаторам) государственной программы относятся:
- охват детей программами дошкольного образования;
- потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 0 до 7 лет (актуальная электронная очередь);
- отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования;
- количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению 100 процентов доступности дошкольного образования;
- доля дошкольных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве дошкольных организаций;
- удельный вес организаций дошкольного образования, в которых проведен капитальный, текущий ремонт в общем количестве дошкольных учреждений;
- доля дошкольных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных организаций;
- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
- удельный вес организаций дошкольного образования, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве дошкольных организаций;
- удельный вес числа образовательных организаций, имеющих скорость подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 1 Мбит/с и выше, в общем числе образовательных организаций, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций;
- удельный вес учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом;
- удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;
- отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена;
- удельный вес общеобразовательных организаций, на базе которых организованы пункты проведения экзаменов ГИА, в общем числе общеобразовательных организаций;
- удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;
- доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
- доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций;
- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
- удельный вес обучающихся из числа детей-инвалидов, получающих качественное образование на дому, в общей численности детей-инвалидов;
- удельный вес численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования;
- удельный вес организаций общего образования, в которых проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций общего образования;
- удельный вес общеобразовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве общеобразовательных организаций;
- охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования;
- удельный вес организаций дополнительного образования, в которых проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций дополнительного образования;
- удельный вес организаций дополнительного образования, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве организаций дополнительного образования;
- доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
- удельный вес кабинетов, лабораторий, мастерских в организациях среднего профессионального образования, оснащенных новым оборудованием, к общему числу кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений в образовательных организациях среднего профессионального образования;
- удельный вес организаций среднего профессионального образования, в которых проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций среднего профессионального образования;
- удельный вес численности педагогических работников образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категории, в общей численности педагогических работников образовательных организаций.
Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
Программу предполагается реализовать в 2015 - 2020 годах.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым для широкомасштабных преобразований в системе дошкольного, общего, дополнительного образования, среднего профессионального образования.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер.
Сроки реализации Программы совпадают со сроками реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, что позволит проводить более глубокий сопоставительный анализ, координировать свои действия и принимать эффективные решения.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета города Севастополя и из внебюджетных источников.
Общий объем бюджетных ассигнований Программы составляет 16677868,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета по предварительной оценке - 9561081,6 тыс. рублей, средства бюджета города Севастополя по предварительной оценке - 7114507,9 тыс. рублей, внебюджетные средства по предварительной оценке - 2278,7 тыс. рублей. (В редакции Постановления Правительства города Севастополя от 19.11.2015 № 1075-ПП)
Указанное распределение носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней, исходя из имеющихся возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников (в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Объемы и формы государственной поддержки будут ежегодно определяться законом о бюджете города Севастополя на очередной финансовый год.
6. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками При реализации целей и задач Программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий реализации рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Под рисками подразумеваются факторы, возникновение и (или) динамика которых способны затруднить или сделать невозможным достижение поставленных в Программе целей и задач. Внутренние риски возникают непосредственно в системе управления города, внешние риски создаются более широким контекстом (социальным, экономическим, политическим и т.д.), однако это не означает их автоматического включения в категорию обстоятельств непреодолимой силы - своевременная и адекватная реакция органов государственной власти и местного самоуправления способна минимизировать их негативное воздействие.
В процессе реализации Программы могут появиться риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов:
- отсутствие или недостаточное достижение ожидаемых конечных результатов Программы;
- недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов исполнительной государственной власти;
- несогласованность действий межведомственного характера при реализации мероприятий Программы;
- пассивное участие в реализации Программы органов местного самоуправления, молодежных общественных организаций и объединений;
- финансовый риск реализации Программы, связанный с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета и средств бюджета города Севастополя;
- низкая мотивация труда педагога, непрестижность профессии учителя;
- недостаточность стремления к самообразованию и профессиональному росту педагогических кадров;
- рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита ученических мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией;
- ухудшение качества образования;
- срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
- увеличение числа аварийных школ;
- увеличение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
- отсутствие прогноза потребности в специалистах на рынке труда;
- отток кадров из системы технического и профессионального образования, вызванный несоответствием между уровнем оплаты труда в отрасли и средним уровнем заработной платы в стране.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем:
- разработки и внедрения единых критериев эффективности деятельности образовательных организаций;
- совершенствования взаимодействия с федеральными органами государственной власти (Министерством образования и науки Российской Федерации) по реализации нормативных правовых актов в сфере образования, отдыха и оздоровления детей, направленных на своевременное планирование, более точное прогнозирование и учет федеральных реформ в ходе реализации Программы, а также участия в федеральных программах и проектах с целью привлечения финансовых средств на конкурсной основе;
- тесного межведомственного взаимодействия в сфере образования и молодежной политики, отдыха и оздоровления детей;
- проведения мониторинга доступности и качества образовательных услуг, отдыха и оздоровления детей, эффективности реализации молодежной политики, в том числе с привлечением внешних независимых, экспертов;
- формирования и использования современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы, осуществляемой ответственным исполнителем, с учетом информации, поступающей от соисполнителей и участников Программы;
- проведения корректировок Программы.
7. Механизм реализации Программы и оценка ее эффективности Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Департамент образования города Севастополя является ответственным за подготовку и реализацию Программы, осуществляет управленческие и контрольные функции, в установленном порядке обеспечивает целевое эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы за счет всех источников финансирования, ежегодно составляет бюджетную заявку с обоснованием объемов финансирования Программы по статьям расходов на очередной финансовый год и направляет ее в Министерство образования и науки Российской Федерации и Департамент финансов города Севастополя.
Департамент образования города Севастополя как ответственный исполнитель вправе обеспечить передачу своих полномочий по осуществлению функций заказчика подведомственным организациям. Полномочия передаются в форме нормативных актов Департамента образования города Севастополя. По объектам, ответственным исполнителем (главным распорядителем бюджетных средств) которых является Управление капитального строительства города Севастополя, заказчиком работ определить ГКУ Капитальное строительство. (Дополнен - Постановление Правительства города Севастополя от 23.10.2015 № 1000-ПП)
Ответственный исполнитель согласовывает объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета города Севастополя на очередной финансовый год в Департаменте финансов города Севастополя, за счет средств федерального бюджета - в Министерстве образования и науки Российской Федерации. По объектам, исполнителем (главным распорядителем бюджетных средств) которых является Департамент капитального строительства города Севастополя, заказчиком работ является ГКУ "Капитальное строительство".
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 30.11.2016 N 1142-ПП)
Ответственный исполнитель имеет право вносить изменения в Программу.
Ответственный исполнитель разрабатывает меры по привлечению дополнительных источников финансирования, готовит предложения по перечню первоочередных мероприятий, подлежащих финансированию в очередном финансовом году, с обоснованиями, представляет технико-экономические обоснования и другие рабочие материалы по реализации мероприятий Подпрограммы и принимает по ним решения.
Управление и контроль за реализацией Программы, подготовка годовой отчетности и докладов о ходе реализации, проведение мониторинга реализации, оценка эффективности осуществляются ответственным исполнителем Программы в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополь".
Эффективность расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, основана на результатах осуществления мероприятий Программы при плановых объемах и источниках финансирования.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы проводится согласно требованиям постановлений Правительства Севастополя:
- от 24.12.2014 N 643 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополь";
- от 24.11.2014 N 502 "Об утверждении методики оценки эффективности региональных целевых программ города федерального значения Севастополь".
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно на основе оценки достижения показателей эффективности реализации Программы, сравнения фактических сроков мероприятий Программы с запланированными, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Программы.
1. Оценка достижения показателей эффективности реализации Программы осуществляется по формуле:
- степень достижения показателей эффективности реализации Программы (%);
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы (%);
N - количество показателей эффективности реализации Программы.
Степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы рассчитывается путем сопоставления фактически достигнутого и планового значений показателя эффективности реализации Программы за отчетный период.
Если целевой тенденцией показателя является рост значения, то степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
а если целевой тенденцией показателя является уменьшение значения, то по формуле:
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы (%);
- фактическое значение i-го показателя эффективности реализации Программы (в соответствующих единицах измерения);
- плановое значение i-го показателя эффективности реализации Программы (в соответствующих единицах измерения).
2. Оценка объема ресурсов, направленных на реализацию Программы, осуществляется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Программы в целом за счет всех источников финансирования за отчетный период по формуле:
уф - уровень финансирования Программы;
Фф - фактический объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования, направленный в отчетном периоде на реализацию мероприятий Программы (тыс. руб.);
Фпл - плановый объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий Программы на соответствующий отчетный период, установленный Программой (тыс. руб.).
3. Оценка эффективности реализации Программы производится по формуле:
Для оценки эффективности Программы устанавливаются следующие критерии:
если 80% <= Эгп <= 100% или Эгп > 100%, то эффективность реализации Программы оценивается как высокая;
если 50% <= Эгп <= 80%, то эффективность реализации Программы оценивается как средняя;
если Эгп < 50%, то такая эффективность реализации Программы оценивается как низкая.
Достижение показателей эффективности реализации Программы в полном объеме (100% и выше) по итогам ее реализации свидетельствует, что качественные показатели эффективности реализации Программы достигнуты.
8. Система мер по противодействию коррупции Представленная в настоящей Программе система мер по противодействию коррупции (далее - система мер) разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Устава города Севастополя, Закона города Севастополя от 11.06.2014 N 30-ЗС "О противодействии коррупции в городе Севастополе", иных федеральных законов и законов города Севастополя, нормативных правовых актов государственных органов города Севастополя.
Система мер применяется в целях обеспечения соблюдения очередности поступления детей дошкольного возраста в детские сады в соответствии с электронной очередью, осуществления контроля за использованием по назначению, сохранностью и повышением эффективности управления государственной собственностью города Севастополя, снижения коррупционных рисков, препятствующих целевому и эффективному использованию, обеспечения надлежащего выполнения участниками Программы поставленных задач, создания условий, обеспечивающих снижение уровня коррупции в органах государственной власти, затрудняющих возможность коррупционного поведения государственных гражданских служащих города Севастополя, а также лиц, замещающих государственные должности города Севастополя.
В систему мер по противодействию коррупции входят следующие мероприятия:
1) Рассмотрение на оперативных совещаниях, проводимых ответственным исполнителем, участниками и соисполнителями Программы, правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
2) Осуществление комплекса дополнительных мер по реализации антикоррупционной политики с внесением изменений в планы мероприятий по противодействию коррупции, планы работы ответственного исполнителя, участников и соисполнителей Программы при выявлении органами прокуратуры, правоохранительными и контролирующими органами коррупционных правонарушений.
3) Организация работы по противодействию коррупции в подведомственных Департаменту образования города Севастополя образовательных организациях и государственных казенных учреждениях (далее - ГКУ): Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|