Расширенный поиск

Постановление Совета министров Республики Крым от 30.12.2014 № 648

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

от  30 декабря  2014 года   № 648

 

 

 

 

Об утверждении Государственной программы

Республики Крым «Охрана окружающей среды

и рационального использования природных

ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы

 

В соответствии со статьями 28,  41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 326,

постановлением Совета министров Республики Крым

 от 19 августа 2014 года №272 

 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым», распоряжением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года №956-р «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ Республики Крым на среднесрочный период (2015-2017 годы)».

 

Совет министров Республики Крым  п о с т а н о в л я е т:

 

Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы.

 

 

Глава Республики Крым,

Председатель Совета министров

Республики Крым                                                                      С. АКСЁНОВ

 

 

Заместитель Председателя 

Совета министров Республики Крым - 

руководитель Аппарата

Совета министров Республики Крым                                  Л. ОПАНАСЮК


Приложение

к постановлению Совета

министров Республики Крым

от «30» декабря 2014 г. № 648

 

Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы

 

Паспорт

Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы (далее – Программа)

 

Ответственный исполнитель Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым

Соисполнители Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым

Участники Программы

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы»;

ООО «Титановые инвестиции»;

ПАО «Крымский содовый завод»;

АО «Бром»;

АО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»;

Симферопольская ТЭЦ ООО «КрымТЭЦ»;

АП «Крымтеплокоммунэнерго;

ФГБУ «ВНИИприроды» (г. Санкт-Петербург)

Подпрограммы Программы

Регулирование качества окружающей среды Республики Крым

Сохранение биологического разнообразия Республики Крым

Мониторинг окружающей природной среды Республики Крым

Экологическое образование и воспитание населения Республики Крым

Развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса Республики Крым

Программно - целевые инструменты Программы

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»

Государственная программа Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации

Цели Программы

Повышение экологической безопасности Республики Крым

Задачи Программы

Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду

Восстановление нарушенных экосистем

Сохранение природной среды и биоразнообразия Республики Крым

Повышение эффективности функционирования системы мониторинга окружающей среды Республики Крым

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания

Геологическое изучение недр, воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы Республики Крым

Целевые индикаторы и показатели Программы

(приложение 1 к Программе)

Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников ПАО «Крымский содовый завод», АО «Бром» и АО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»

 

Снижение объемов образования отходов, в том числе                     АО «Бром», АО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»

 

Доля утилизированных биологических отходов медицинского происхождения в общем объеме образования  таких отходов

 

Доля переработанных биологических отходов животного происхождения в общем объеме образования  таких отходов

 

Объем переработанных в сырье отходов полимеров

 

Количество собранных и обезвреженных   опасных (ртутьсодержащих) отходов в составе коммунальных бытовых отходов

 

Площадь рекультивированных земель

 

Доля особо охраняемых природных территорий, имеющих установленные границы, к общему количеству особо охраняемых природных территорий Республики Крым

 

Количество постов наблюдений за загрязнением поверхностных вод Республики Крым

 

Охват системой наблюдений за загрязнением

атмосферного воздуха городов Республики Крым

 

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах (количество случаев превышений предельно допустимых концентраций)

 

Уровень загрязнения поверхностных вод (количество случаев превышений предельно допустимых концентраций)

 

Охват системой наблюдений за состоянием подземных вод на участках недр местного значения Республики Крым

 

Количество мероприятий экологической направленности, проведенных на территории Республики Крым

 

Количество информационных материалов по экологии (брошюры, публикации в СМИ, интернет-изданиях и т.п.)

 

Численность взрослого населения Республики Крым, участвующего в экологических акциях

 

Численность участников детских конкурсов Республики Крым экологической направленности

 

Прирост запасов подземных вод

 

Прирост запасов строительных песков

 

Количество ликвидированных (законсервированных) неэксплуатируемых скважин на воду, нефть и газ

 

Количество выявленных незаконно пробуренных гидрогеологических скважин

Этапы и сроки реализации Программы

Программа выполняется одним этапом, срок выполнения                  3 года (2015-2017 годы)

Объемы бюджетных ассигнований Программы

На финансирование Программы предполагается направить средства в сумме 1706277,045 тыс. руб., в том числе:

Из федерального бюджета – 748300,0 тыс. руб. (в 2015 г. –
53600,0 тыс. руб., в 2016 г. – 81100,0 тыс. руб., в 2017 г. –
613600,0 тыс. руб.).

Из бюджета Республики Крым - 638216,755 тыс. руб.
2015 г. – 238618,837 тыс. руб., в 2016 г. –
213444,378 тыс. руб., в 2017 г. – 186153,54 тыс. руб.).

Из внебюджетных источников (собственные средства предприятий и инвестиции) - 319760,29 тыс. руб. (в 2015 г. – 39300,0 тыс. руб., в 2016 г. – 127928,95 тыс. руб., в 2017 г. – 152531,34 тыс. руб.).

Ожидаемые результаты реализации Программы

(приложение 2 к Программе)

В результате реализации мероприятий по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду ожидается снижение объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, сокращение объемов размещения отходов 1-3 классов опасности в окружающей среде, улучшение экологических условий для граждан, проживающих в настоящее время в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, сокращение площадей нарушенных земель, а также издание Красной книги почв Республики Крым.  

За счет реализации мероприятий, направленных на сохранение природной среды и биоразнообразия Республики Крым будет издана в установленном порядке Красная книга Республики Крым, сохранены неизмененные или слабо измененные природные комплексы на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Выполнение мероприятий, направленных на повышение эффективности системы мониторинга окружающей природной среды позволит обновить материально-техническую базу субъектов региональной системы мониторинга, выполнять непрерывные мониторинговые наблюдения (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды), которые ранее не осуществлялись или осуществлялись в минимальных объемах, а также принимать на основе данных мониторинга управленческие решения, направленные на улучшение экологического состояния окружающей среды.

Эффективное экологическое образование и воспитание позволит изменить потребительское отношение подрастающего поколения к окружающей среде на созидательное, подтверждением чего может служить увеличение участников экологических акций, сокращение количества несанкционированных свалок.

Реализация мероприятий по геологическому изучению недр и развитию минерально-сырьевой базы позволит обеспечить потребности экономики в строительных материалах (позволит снизить себестоимость выполняемых работ), гидроминеральных ресурсах (пресные воды), а также остановить незаконное использование подземных вод.

 

 

 

1. Характеристика текущего экологического состояния Республики Крым и прогноз развития ситуации на 2015-2017 годы

 

1.1. Атмосферный воздух. Источниками загрязнения атмосферного воздуха в Республике Крым являются промышленные предприятия и различные виды транспорта. За 2013 год в атмосферу Республики Крым стационарными источниками загрязнения было выброшено 26,6 тыс. т вредных веществ, что на
6 тыс. т меньше,
чем в 2012 году. Основной проблемой для Республики Крым остается высокий уровень выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками. В 2013 году выбросы от передвижных источников загрязнения составили 103,8 тыс. т, тем не менее здесь наблюдается улучшение ситуации – объемы выбросов уменьшились на 1,3 тыс. т по сравнению с 2012 годом.

В Республике Крым кроме зарегистрированного транспорта значительную долю в общем объеме выбросов имеет транзитный транспорт, особенно в летний период, что значительно увеличивает выбросы в атмосферу.

Динамика выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками приведена в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1. Динамика выбросов в атмосферу (тыс. т)

Годы

Выбросы в атмосферу,

тыс. т

Плотность выбросов

в расчете на               1 кв. км, кг

Объемы выбросов в расчете на          1 человека, кг

Всего

в том числе

стационарными источниками

передвижными источниками

2000

123,39

33,47

89,92

4731,1

58,3

2005

125,356

35,109

90,247

4806,6

63,3

2006

123,213

34,191

89,022

4724,42

63,5

2007

148,342

33,779

114,563

5687,788

78,891

2008

155,2

31,146

124,054

5950,800

78,891

2009

137,4

26,363

111,0

6277,809

83,268

2010

141,5

32,4

109,1

5424,0

72,0

2011

130.054

32,867

97,187

4986,57

66,24

2012

137,806

32,723

105,083

3016,842

40,06

2013

130,354

26,552

103,802

4998,070

66,297

По сравнению с 2012 годом, в 2013 году объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшился в городах Алушта, Джанкой, Красноперекопск, Армянск, а увеличился в городах Саки, Симферополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Судак, Ялта. Динамика выбросов в атмосферный воздух в разрезе населенных пунктов Республики Крым приведена
в таблице 1.1
.2.

Таблица 1.1.2. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в регионе по отдельным населенным пунктам (тыс. т)

 

2000

2009

2010

2011

2012

2013

Всего, РК

33,47

26,363

32,334

32,867

32,723

26,552

гимферополь

1,96

2,239

2,119

1,877

1,882

2,512

г. Алушта

0,28

0,178

0,175

0,128

0,97

0,193

г. Джанкой

0,42

0,782

1,138

1,170

1,025

0,849

г. Евпатория

0,31

0,256

0,250

0,220

0,20

0,203

г. Керчь

1,65

1,645

1,867

1,788

1,681

1,692

грасноперекопск

8,57

6,912

7,854

7,834

7,252

6,941

г. Саки

0,077

0,044

0,049

0,050

0,071

0,074

г. Армянск

6,06

7,310

12,065

12,711

13,666

5,676

г. Феодосия

0,77

0,593

0,591

0,824

0,778

1,766

г. Судак

0,17

0,050

0,040

0,057

0,054

0,058

г. Ялта

0,84

0,496

0,446

0,488

0,453

0,634

Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия городов Армянска и Красноперекопска, относящиеся к 1 группе влияния на окружающую среду.

Таблица 1.1.3. Основные загрязнители атмосферного воздуха

Предприятие- загрязнитель

Валовый выброс, т/год

Причина уменьшения / увеличения

2013 г.

2012 г.

ООО «Титановые инвестиции»

5673,548

13662,205

Внедрение новых технологий производства

ПАО «Крымский содовый завод»

6723,025

6981,089

Уменьшение объемов выпускаемой продукции

Основными веществами, которые загрязняют атмосферный воздух от ООО «Титановые инвестиции», являются сернистые соединения (диоксид серы и серная кислота), газообразные фтористые соединения (фтористый водород), взвешенные вещества (пыль серы, ильменита), от АО «Бром» - хлористый водород, от ПАО «Крымский содовый завод» - пыль соды, аммиак. Указанные вещества неблагоприятно влияют на органы дыхания, кровообращения, иммунную систему, вызывая заболевания органов дыхания, кровообращения, онкопатологию.

Превышение предельно допустимой концентрации регистрировалось в  г. Симферополе по окиси углерода на магистральных улицах города. Превышение предельно допустимой концентрации по пыли было зарегистрировано в г. Керчи и в г. Евпатории. В г. Евпатории также было зарегистрировано превышение предельно допустимой концентрации по диоксиду азота и сернистому ангидриду.

Прогноз развития на перспективу. В ближайшей перспективе возможны следующие пути развития ситуации:

при условии роста объемов производства возможно увеличение объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, но при одновременном выполнении природоохранных мероприятий в последующие периоды объемы выбросов будут постепенно снижаться;

при условии, что объемы промышленного производства останутся на уровне 2014 года и одновременном выполнении природоохранных мероприятий, ожидается снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

при снижении объемов производства возможно прекращение финансирования природоохранных мероприятий на стационарных источниках выбросов, а также снижение объемов выбросов.

1.2. Обращение с отходами. В Республике Крым по состоянию на 01.01.2014 накоплено 53,0 млн. т отходов различного класса опасности. Основными загрязнителями окружающей среды отходами различных классов опасности являются предприятия химической промышленности
(ООО «Титановые инвестиции, ПАО «Крымский содовый завод»,   АО «Бром», ГП «Сакский химзавод»), энергетики (ООО «КрымТЭЦ»), а также твердые бытовые отходы. Кроме отходов химического производства в Республике Крым накоплено большое количество отходов горнодобывающей промышленности. К накоплению отходов привело отсутствие технологий по их переработке и отсутствие средств на внедрение существующих технологий.

Не менее важной проблемой на территории Республики Крым остается проблема утилизации медицинских отходов, в том числе биологических, которые на сегодня захораниваются. Из-за отсутствия инфраструктуры по утилизации биологических отходов животного происхождения такие отходы до 2014 года вывозились на переработку на ветсанзавод в  г. Токмак (Украина). Для решения проблемы утилизации биологических отходов, ежегодно образующихся на территории Республики Крым, необходимо строительство установки для их переработки (мощностью  30-35 т отходов в сутки).

На территории Республики Крым отсутствуют мощности по переработке ресурсоценных и опасных отходов в составе бытовых отходов, в том числе полимерных отходов, отработанных люминесцентных ламп, источников малого тока и т.д.

Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу. Возможны следующие варианты развития событий:

1. Создание отрасли переработки отходов на территории Республики Крым позволит сократить объемы образования отходов производства (в химической промышленности, производстве строительных материалов), обеспечить экологически безопасное складирование отходов (ПАО «Крымский содовый завод»), предотвратить загрязнение земель (отходами 4 класса опасности, Красноперекопский район) и восстановить нарушенные земли (Бахчисарайский район), а также снизить объем размещения ресурсоценных и опасных отходов
(в составе твердых бытовых отходов) в окружающей
среде.

2. Внедрение мер (правовых, экономических, образовательных), стимулирующих сокращение образования отходов, позволит сократить
в ближайшей перспективе образование отходов.

3. В случае невыполнения запланированных мероприятий, тенденция увеличения объемов образования и размещения отходов производства сохранится.

1.3. Земельные ресурсы. Основными видами загрязняющих веществ являются тяжелые металлы. Потенциальными источниками загрязнения земель являются сооружения, связанные с разведкой, добычей, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродуктов. Особый вред наносит техническое состояние разведочных и эксплуатационных скважин на месторождениях углеводородов.

Почти 4 тыс. га земель находятся в нарушенном состоянии, при этом площади рекультивированных земель крайне малы.

Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу. При условии своевременного выполнения землепользователями мероприятий по рекультивации ожидается сокращение площадей нарушенных (загрязненных) в результате хозяйственной деятельности земель и вовлечение их в экономическое использование.

1.4. Сохранение биологического разнообразия, развитие особо охраняемых природных территорий

Основными негативными факторами антропогенного воздействия на природные экосистемы являются тепловые, химические, радиационные, электромагнитные, световые, звуковые, вибрационные и т. п. Перечисленные факторы  преимущественно действуют одновременно, особенно это касается транспортных магистралей с высокой интенсивностью движения и крупных населенных пунктов.

На полуострове насчитывается примерно 2640 видов дикорастущих сосудистых растений, а также примерно 1000 - интродуцентов. Почти каждый десятый вид фауны Республики Крым - эндемичный. Современное состояние лесов и других растительных ресурсов является следствием многолетнего антропогенного давления, основные факторы которого - рекреация, выпас скота, вырубки, пожары, загрязнение окружающей среды. Биоценозы Республики Крым в естественном виде сохранились только на отдельных территориях, большинство из которых заповедные. Состояние природных фитоценозов, особенно в степной зоне Республики Крым, в значительной степени определяется высоким уровнем хозяйственной нагрузки на территорию. Реликтовые южнобережные популяции страдают от чрезмерной антропогенной (рекреационной) нагрузки.


Информация по документу
Читайте также