Расширенный поиск

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 № 90

 

 ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

14.02.2017

№ 90

 

 

О прогнозе социально-экономического развития

Санкт-Петербурга на период до 2035 года

 

 

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2015 № 396-75 "О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2011 № 555 "О мерах по разработке прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.

 

 

 

Губернатор

Санкт-Петербурга

 

Г.С.Полтавченко

 

 

 

Приложение

к постановлению

 Правительства Санкт-Петербурга

от 14.02.2017 № 90

 

 

Прогноз

социально-экономического развития

Санкт-Петербурга на период до 2035 года

 

 1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2015-2017 годы

После существенного спада экономики Санкт-Петербурга в 2014 году результаты 2015 года свидетельствуют о замедлении темпов падения основных показателей, и в целом в экономике Санкт-Петербурга наблюдаются устойчивые восстановительные тенденции. Ситуация в социальной сфере также остается стабильной.

По данным официальной статистики, валовой региональный продукт (далее - ВРП) в 2014 году составил 2652,1 млрдуб., индекс физического объема ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году - 101,0%. В структуре производства ВРП в 2014 году наибольший удельный вес имели следующие отрасли: оптовая и розничная торговля - 21,4%, обрабатывающие производства - 19,9%, транспорт и связь - 11,8%.

По оценке Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Комитет), в 2015 году ВРП в сопоставимых ценах снизился на 1,1% в сравнении с предыдущим годом, в 2016 году индекс физического объема ВРП составил 101,1%, в 2017 году ожидается на уровне 103,0%. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге в 2014 году составил 513,8 тысуб. (рост к 2013 году на 4,8%), по оценке Комитета, в 2015 году - 543,9 (рост на 5,6%).

При общем спаде промышленного производства в 2015 году ситуация остается достаточно стабильной в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности. Индекс промышленного производства (далее - ИПП) в 2015 году составил 92,7% к 2014 году. Негативное влияние на динамику развития промышленности Санкт-Петербурга в 2015 году оказало в первую очередь снижение ИПП в производстве транспортных средств и оборудования (ИПП - 83,6%) прежде всего за счет существенного сокращения объемов выпуска легковых автомобилей.

ИПП в январе-декабре 2016 года в сравнении с 2015 годом составил 103,9%. Наиболее высокие темпы роста производства зафиксированы в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (ИПП - 122,3%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (ИПП - 111,8%), химическом производстве (ИПП - 103,0%). Рост объема отгруженной продукции обрабатывающих производств за 11 месяцев 2016 года составил 5,1%. По оценке Комитета, в 2017 году ИПП достигнет уровня 102,3%) к 2016 году, темп роста отгрузки обрабатывающих производств составит 104,1%.

Конкурентоспособность современной экономики определяется лидерством в исследованиях и разработках, динамикой приобретения новых знаний и создания инновационной продукции. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром Российской Федерации, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны, и занимает ведущие позиции по сумме затрат на технологические инновации и количеству созданных передовых технологий.

В 2015 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 116,9 млрдуб. и вырос по сравнению с 2014 годом на 9%. Научные исследования и разработки выполняли 79,1 тыс. работников в 299 организациях.

По оценке Комитета, в 2015 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП Санкт-Петербурга составила почти 3,7%, что в три раза выше среднероссийского уровня (1,13%). Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2015 году составил 14,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 13,0%.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг по итогам 2015 года составил 7,3%. Наибольший удельный вес инновационной продукции наблюдается в производстве транспортных средств и оборудования (59,3%), пищевых продуктов (28,5%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (16,5%), машин и оборудования (5,8%).

Объем инвестиций по результатам 2015 года составил 521,3 млрдуб. (снижение на 11% к 2014 году). Наибольшая доля инвестиций в 2015 году была направлена в транспорт и связь - 24,4% от общего объема и обрабатывающие производства - 19,3%. Доля инвестиций из бюджетов всех уровней возросла с 23,4% до 26,9% по сравнению с 2014 годом.

Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2016 года составил 340,7 млрдуб., что на 45 млрд.руб. или 7,7% в сопоставимых ценах больше, чем за аналогичный период 2015 года. В структуре инвестиций наибольшую долю сохраняют вложения в обрабатывающие производства (24,8%, из них 14,1% - в производство транспортных средств), транспорт и связь (20,9%), а также операции с недвижимым имуществом (21,1%). Ожидается, что в результате оживления инвестиционной активности по итогам 2016 года инвестиции в основной капитал могут превысить 0,5 трлнуб. в абсолютном выражении, а за 2017 год - 0,6 трлн.руб. (рост на 2,8% в сопоставимых ценах).

В 2015 году внентнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 33,1 млрд. долларов США - сокращение почти на 34% в результате введения санкционного режима. По результатам 9 месяцев 2016 года суммарный товарооборот остался на уровне 2015 года, экспортные поставки демонстрируют снижение, импортные - незначительный рост (на 1%). По итогам 2016 года в целом предполагается увеличение внешнеторгового оборота до 34,7 млрд. долларов США, преимущественно за счет роста экспорта до 15,2 млрд. долларов США (на 8,7% к прошлому году), а по итогам 2017 года - до 37,1 млрд. долларов США.

Снижение показателей в строительстве в 2015 году относительно предыдущего года объясняется высокой базой 2014 года. В 2014 году ввод в действие жилых домов составил 3,3 млн.кв, прирост - 26%. Снижение объемов строительства жилья до 3,0 млн.кв.м в 2015 году в сравнении с 2013 годом является ростом на 17% или в среднем на 8,5% в год. Кроме того, необходимо отметить, что в 2015 году Санкт-Петербург на 12,2% превысил запланированные объемы ввода жилья. По итогам 2016 года в Санкт-Петербурге введено 3116,3 тыс.кв общей площади жилых домов (102,8% к аналогичному периоду 2015 года). По итогам 2017 года рост объема работ в строительстве ожидается на уровне 104,5%.

Отрицательная динамика оборота розничной торговли в 2015 году (95% к 2014 году) связана с сокращением спроса ввиду снижения покупательской способности населения и ростом сберегательной активности. Население отказывается от приобретения многих видов товаров и необязательных услуг или ограниченно пользуется ими. В результате происходит сжатие потребительского спроса и как следствие замедление темпов роста оборота розничной торговли.

Оборот розничной торговли в январе-ноябре 2016 года составил 1089,7 млрдуб. и незначительно сократился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (на 1,1%) в результате сокращения спроса на непродовольственные товары, что свидетельствует о сохраняющейся склонности населения к сбережению. В целом с учетом сохранения положительной динамики оборот розничной торговли составит 2,2% к уровню 2016 года.

В 2015 году в Санкт-Петербурге наблюдался инфляционный рост цен по причине нестабильности национальной валюты, введения санкционного режима. Уровень инфляции по итогам 11 месяцев 2016 года существенно ниже, чем за соответствующий период 2015 года. В ноябре 2016 года индекс потребительских цен (далее - ИПЦ) по Санкт-Петербургу был зафиксирован на уровне 105,0% к декабрю 2015 года (112,1% в аналогичном периоде 2015 года), за январь-ноябрь 2016 года ИПЦ составил 107,2% к аналогичному периоду прошлого года. По результатам 2016 года в связи с небольшим ускорением роста цен к концу года ИПЦ ожидается на уровне 107,8%, что соответствует докризисному уровню, а за 2017 год оценивается на уровне 105,8%.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году составила 44,2 тысуб. или 108,6% к 2014 году, при этом реальные денежные доходы населения продемонстрировали снижение - 92,6% к 2014 году. В январе-ноябре 2016 года среднемесячная начисленная заработная плата в Санкт-Петербурге составила 47,2 тысуб. (110,3% к аналогичному периоду 2015 года). По итогам 2016 года данный показатель может составить 47,7 тысуб., по итогам 2017 года - 50,5 тыс.руб. Такой прирост свидетельствует как о повышении уровня доходов населения в целом, так и об успешном выполнении майских Указов Президента Российской Федерации.

Среднегодовая численность занятого в экономике Санкт-Петербурга населения в 2015 году составила 2589,9 тыс. человек (99,88% по сравнению с 2014 годом). Уровень регистрируемой безработицы на протяжении нескольких последних лет самый низкий в стране - 0,5% экономически активного населения. Уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) за 2015 год составил 2,1% экономически активного населения, по итогам января-декабря 2016 года - 1,6%. Ожидается, что за 2017 год показатель не превысит 1,7% экономически активного населения.

Четвертый год подряд продолжается естественный прирост населения. Численность населения Санкт-Петербурга к 01.12.2016 достигла 5 млн. 273 тыс. человек и выросла по сравнению с началом года на 47 тыс. человек. Среднегодовая численность населения за 2016 год оценивается Комитетом в 5252,59 тыс. человек, а за 2017 год - 5320,81 тыс. человек.

 

 2. Внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

 

 2.1. Варианты социально-экономического развития

 Санкт-Петербурга на период до 2035 года

Настоящий прогноз разработан в трех вариантах: базовый, базовый плюс и целевой.

Базовый вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - базовый вариант) предполагает инерционное развитие Санкт-Петербурга в условиях сохранения негативного тренда развития макроэкономических показателей. Прогнозируется умеренное восстановление роста экономики Санкт-Петербурга (около 3% в год) на фоне роста производительности труда в среднем на 2,3% ежегодно. Предполагается, что по данному варианту существенный вклад в ВРП будет продолжать вносить промышленность преимущественно за счет традиционных для Санкт-Петербурга видов обрабатывающих производств.

Вариант базовый плюс социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - вариант базовый плюс) рассматривается в качестве наиболее вероятного и предполагает инерционное развитие в условиях существенного улучшения макроэкономической ситуации, укрепления курса национальной валюты, ускоренного роста экспортной деятельности и увеличения производительности труда за счет трансфера технологий и реализации политики импортозамещения. Адаптация продовольственного рынка к ограничениям импортных поставок позволит замедлиться инфляционным процессам в экономике Санкт-Петербурга до уровня не более 4% в год, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционных вложений (с выходом на уровень около 6% в год) и потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП Санкт-Петербурга в прогнозном периоде по данному варианту оцениваются в среднем на уровне 4%.

Целевой вариант социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - целевой вариант) долгосрочного прогноза основан на предположении о наиболее успешном использовании конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга и инструментов ускорения социально-экономического роста путем реализации Правительством Санкт-Петербурга мер поддержки и стимулирования экономики, разработанных для развития приоритетных отраслей, технологий и территорий. В условиях целевого варианта стабильный рост инвестиций в основной капитал (с выходом на 25% от ВРП к 2035 году) позволит получить максимальный эффект от развития приоритетных отраслей экономики, снизить долю традиционной для Санкт-Петербурга промышленности и достичь к концу прогнозного периода доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП 45%. Эффективная реализация мер поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичные промышленные производства, сфера информационных технологий, научные исследования и разработки, туризм) обеспечит на протяжении всего прогнозного периода стабильно высокий рост экономики (3,2-4% в 2018-2020 годах и далее 5% ежегодно) и производительности труда (до 4,4% к 2035 году).

 

 2.2. Научно-техническое развитие

Высокая концентрация научных учреждений, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающая благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов, являются важнейшими факторами, определяющими социально-экономического развитие Санкт-Петербурга в долгосрочном периоде.

При реализации различных вариантов социально-экономического развития Санкт-Петербурга прогнозируется дальнейшая активизация инвестиционного процесса, развитие рынка технологий, увеличение высокотехнологичного сектора промышленности Санкт-Петербурга, внедрение в производство и в сферу услуг результатов научно-технической деятельности, продвижение на внутренний и внешний рынки наукоемкой, конкурентоспособной продукции, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни населения, сокращение технологического отставания от зарубежных товаропроизводителей.

Приоритетными направлениями научно-технологического развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе будут направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход:

к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, формированию новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

к высокотехнологичному здравоохранению, в том числе за счет повышения эффективности рационального применения лекарственных препаратов;

к созданию интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, занятию и удержанию лидерских позиций в освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

 

 1.3. Демографическое развитие

В сфере демографического развития в Санкт-Петербурге по всем трем вариантам социально-экономического развития Санкт-Петербурга будет наблюдаться сохранение положительных тенденций с устойчивой динамикой роста численности населения.

Расчет прогнозной численности населения включает две составляющие: естественный прирост населения и миграционный прирост. Ожидается, что с учетом естественного и миграционного приростов численность населения Санкт-Петербурга к 2030 году увеличится до 5675,27 тыс. человек по базовому варианту, до 5948,86 тыс. человек по варианту базовый плюс и достигнет 6228,22 тыс. человек в целевом варианте. Численность населения по целевому сценарию к 2035 году увеличится до 6700 тыс. человек.

Естественный прирост населения, рассчитываемый исходя из динамики рождаемости и смертности, к концу прогнозного периода составит 3,65, 3,74 и 3,88 в расчете на 1000 человек (по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно), обеспечивая около 30% роста численности населения.

Ожидается, что общий коэффициент рождаемости сохранит положительную динамику. Рост указанного показателя в прогнозном периоде будет обеспечен мерами материального стимулирования рождаемости, реализацией программ по совершенствованию всех форм оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также активным развитием репродуктивной медицины. Таким образом, к 2035 году значение коэффициента рождаемости составит 14,59 промилле по базовому варианту и 14,65 - по варианту базовый плюс. Целевой вариант характеризуется достижением к 2035 году значения 14,71 на 1000 чел. населения.

Величина суммарного коэффициента рождаемости в прогнозном периоде характеризуется стабильно положительной динамикой с достижением к 2035 году значения 1,654 по базовому варианту, 1,659 - по варианту базовый плюс и 1,664 - по целевому варианту, однако не достигает уровня, необходимого для простого замещения поколения родителей поколением детей (2,14 ребенка на женщину).

К 2035 году ожидается снижение общего коэффициента смертности на 6% до 10,94 промилле по базовому варианту; и на 7% и более до 10,91 и 10,83 промилле по базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Снижение данного показателя в прогнозном периоде может быть обеспечено за счет введения мер по пропаганде здорового образа жизни, реализации системных мер развития здравоохранения, развития превентивной и профилактической медицины, а также разработки инновационных лекарственных препаратов.

Снижение смертности также обуславливается сокращением числа случаев смертности от болезней системы кровообращения. По оценке Комитета, значение данного показателя в Санкт-Петербурге в 2016 году составило 663,7 случаев на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде ожидается снижение показателя до значения менее 400 случаев на 100 тыс. населения по целевому варианту.

Сдерживающим фактором снижения общего коэффициента смертности является высокая распространенность онкологических заболеваний: по итогам 2015 года число случаев смертности от новообразований (в том числе злокачественных) составило 258 на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде по целевому варианту ожидается достижение целевого значения показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" (248), с дальнейшим сокращением значения к 2035 году: 227,1, 219,5 и 212,2 случаев на 100 тыс. населения по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно.

Сокращение коэффициента смертности также обеспечивается за счет увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Целевое значение показателя "Ожидаемая продолжительности жизни в Российской Федерации", установленное Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" на 2018 год (74 года), было достигнуто в Санкт-Петербурге еще в 2013 году (74,2 года). Значение этого показателя в Санкт-Петербурге является одним из самых высоких среди российских регионов, однако не достигает общеевропейского (81 год). В прогнозном периоде ожидается, что данный показатель достигнет значения 80 лет в 2025 году по целевому варианту, в 2028 году - по варианту базовый плюс и в 2030 году - по базовому варианту.

Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни обуславливают в том числе рост нагрузки на трудоспособное население.

Прогнозные значения миграционного прироста определяются на основе потребности экономики в трудовых ресурсах, рассчитанной исходя из роста ВРП, которые не обеспечиваются естественным приростом населения и компенсируются притоком мигрантов. В прогнозном периоде, несмотря на ожидаемое наращивание темпов экономического роста, ожидается отсутствие острой нехватки в миграционной рабочей силе ввиду увеличения уровня занятости постоянного населения. Рост занятости в прогнозном периоде будет в том числе обусловлен увеличением пенсионного возраста и возрастающей долей пенсионеров в структуре наличной рабочей силы.

Вместе с тем политика в сфере регулирования трудовой миграции осуществляется в направлении привлечения в Санкт-Петербург наиболее квалифицированных кадров дефицитных специальностей. В связи с этим в базовом плюс и целевом вариантах предполагается качественное изменение структуры миграционного потока и замещение высокопроизводительных рабочих мест высококвалифицированными иностранными специалистами, которые обеспечат более интенсивный экономический рост при меньшей численности низкоквалифицированных мигрантов в прогнозном периоде.

 

 2.4. Состояние окружающей среды и природных ресурсов

В настоящее время экологическая ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду: на подземные и поверхностные воды, атмосферный воздушный слой, почвы и зеленые насаждения. Кроме того, угрозами экологической безопасности являются аварии, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, требований безопасности, а также незаконная хозяйственная и иная деятельность с использованием опасных химических веществ и биологических агентов.

Характерными для всех трех вариантов социально-экономического развития Санкт-Петербурга станут следующие экологические условия глобального характера в Санкт-Петербурге: изменение климата, деградация основных компонентов биосферы, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов. В то же время повышение энергетической эффективности во всех секторах экономики, развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии также будут наблюдаться в меньшей или большей степени согласно каждому варианту социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

В условиях ограниченности бюджетных средств, а также собственной низкой инвестиционной активности предприятий согласно базовому варианту возможно сокращение финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности, отказ от принятия новых программ и долгосрочных масштабных проектов, направленных на повышение уровня экологической безопасности. В связи с этим повышается вероятность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций при сохранении удельных показателей всех видов воздействия на окружающую среду.

При реализации базового плюс и целевого вариантов ожидается, что при государственном софинансировании на предприятиях различных отраслей экономики будет происходить реконструкция и перевооружение производств с ориентацией на внедрение экологически безопасных и наилучших доступных технологий, что приведет к снижению как абсолютных, так и удельных показателей воздействия на окружающую среду; сократится площадь территории, занятой санкционированными и несанкционированными объектами по размещению отходов; наметится тенденция снижения заболеваемости, обусловленной загрязнением окружающей среды.

 

 3. Факторы и ограничения экономического роста Санкт-Петербурга на период до 2035 года

В прогнозируемом периоде глобальными рисками недостижения прогнозируемой динамики таких показателей, как темп роста ВРП в результате ограничений внешнеторговой деятельности, а также индекса потребительских цен будут выступать возможные изменения внешнеэкономической конъюнктуры и ужесточение политической обстановки.

Внутренним ограничением развития Санкт-Петербурга в первую очередь будет являться более низкий рост численности населения Санкт-Петербурга. Это связано с достаточно высокими показателями рождаемости, закладываемыми в прогноз, как за счет воспроизводства коренного населения, так и за счет допущения в продолжающемся притоке в Санкт-Петербург женщин-мигрантов в детородном возрасте. В случае частичной или полной отмены мер материального стимулирования рождаемости и низкой доступности репродуктивной медицины, а также при вводе ограничений миграционного потока в Российскую Федерацию существует риск, что естественный прирост населения не сможет обеспечить прогнозируемое увеличение масштабов рынков товаров и услуг, а также темпов экономического роста.

С точки зрения внутренних ограничений и рисков наибольшее влияние на достижение прогнозируемых темпов роста в отдельных отраслях может стать недостаточная степень инновационной активности среди предпринимателей, а также низкий уровень коммерциализации научных разработок исследователями. Кроме того, ввиду ограничений расходной части бюджета Санкт-Петербурга потребуется оказание содействия Правительством Санкт-Петербурга организациям в участии в федеральных программах и проектах.

Закладываемые при разработке прогноза темпов производительности труда допущения о научно-технологическом развитии не учитывают появления в течение 15 лет прорывных технологий и полной автоматизации процессов в сфере производства и оказания услуг. Данный факт может способствовать недостижению прогнозных значений количества трудовых ресурсов, включая мигрантов, привлекаемых на рынок труда Санкт-Петербурга и обеспечивающих прогнозируемые темпы экономического роста.

В результате более активного развития энергосберегающих технологий и их внедрения на предприятиях и в системе коммунального хозяйства Санкт-Петербурга большими темпами будут высвобождаться мощности генерирующих ресурсоснабжающих организаций, что одновременно негативно отразится на результатах работы энергетической отрасли и позитивно с точки зрения повышения бюджетной эффективности и снижения экологического воздействия.

С другой стороны, сохраняющееся преобладание ресурсоемких секторов в структуре экономики, высокая степень износа основных производственных фондов, а также неликвидированные объекты накопленного экологического ущерба станут внутренними вызовам экологической безопасности Санкт-Петербурга.

 

 4. Направления социально-экономического развития Санкт-Петербурга и показатели долгосрочного прогноза

 

 4.1. Экономическое развитие

 

 4.1.1 ВРП

По мере возобновления экономической активности темп роста ВРП восстановится: в 2016 году до значений 2014 года - 101,1%, в период 2017-2019 годов до 103-103,2% по базовому плюс варианту и до 103-103,5% по целевому варианту.

В долгосрочной перспективе среднегодовой рост ВРП по базовому плюс варианту составит от 103,4%-104% в период 2020-2025 годов, до 104,6% к 2035 году, по целевому варианту - после 2020 года на уровне 105% ежегодно. Для расчета реальных темпов роста ВРП (в сопоставимых ценах) в прогнозном периоде в качестве дефлятора применено прогнозное значение ИПЦ по Санкт-Петербургу. Совокупный индекс физического объема ВРП сложился по результатам прогнозирования развития основных отраслей экономики.

Темпы роста ВРП по обрабатывающим производствам в целом будут составлять порядка 104,5% ежегодно (целевой вариант). Помимо существенной доли в структуре обрабатывающих производств традиционной для Санкт-Петербурга промышленности ожидается, что при условии оказания мер поддержки наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичное машиностроение, производство фармацевтической продукции).

Среднегодовые темпы роста машиностроения (включая высокотехнологичную продукцию в производстве машин и оборудования и производстве электронного и оптического оборудования) составят 104,7%. Опережающими темпами будет характеризоваться развитие фармацевтической отрасли: в период 2020-2025 годов на фоне относительно невысокой базы среднегодовой темп роста составит порядка 110% ежегодно, далее - на уровне 106%.

В ранее динамично развивающейся отрасли производства транспортных средств прогнозируется стагнация. Исходя из предположений об ограниченном ресурсе рынка сбыта транспортных средств и оборудования на территории Санкт-Петербурга в качестве фактора, влияющего на результаты развития данной отрасли, в прогноз заложена покупательская способность населения Российской Федерации в целом (темпы роста реальных денежных доходов) в среднем на уровне 102% в год.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды по всем вариантам прогноза ожидается замедление темпов роста (не выше 1-2% в год), что отражает тенденцию сокращения потребления энергоресурсов вследствие развития в Санкт-Петербурге технологий энергосбережения.

Рост строительной отрасли на уровне 101,7% в год (по целевому варианту) на 70% обеспечен за счет темпов жилищного строительства в соответствии с целевыми темпами ввода жилья в Санкт-Петербурге, а также на 30% - объема работ нежилого строительства с тенденцией роста на уровне экономики в целом.

Сфера оптовой и розничной торговли традиционно вносит высокий вклад в формирование общего индекса физического объема ВРП. В варианте базовый плюс среднегодовой темп роста составит 103,5%, в целевом - 104,3%. При этом наибольшая доля в структуре приходится на оптовую торговлю нефтепродуктами, производство которых на территории Санкт-Петербурга не ведется, но отражено по месту регистрации организаций-производителей. Основным фактором роста в розничной торговле в прогнозном периоде являются увеличивающиеся масштабы потребительского спроса за счет прироста численности населения Санкт-Петербурга и роста реальной заработной платы на уровне 1,2% в год.

Деятельность гостиниц и ресторанов также обеспечит среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости на уровне выше среднего (порядка 10% в год по целевому варианту и 9% по варианту базовый плюс), что будет обеспечено развитием различных направлений туризма, общим приростом туристического потока, увеличением номерного фонда гостиниц. При прогнозировании ожидаемых темпов роста номерного фонда неизменным принималось число номеров на одного туриста при увеличивающемся количестве числа российских и иностранных туристов.

Рост туристической привлекательности Санкт-Петербурга также окажет влияние на развитие сферы транспорта и обеспечит общий рост добавленной стоимости по отрасли в прогнозном периоде в среднем на уровне 105,1% в год. При прогнозировании темпов в транспортной сфере учитывалось потенциальное увеличение пассажиропотока воздушного и морского транспорта, а также на сухопутном пассажирском транспорте, где темп прироста пассажиропотока сложился в равной степени в зависимости от темпов роста численности населения и уровня его реальных доходов.

К виду экономической деятельности "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" относятся одни из наиболее приоритетных сегментов экономики Санкт-Петербурга: деятельность в сфере информационных технологий и научные исследования и разработки. Реализация мер поддержки этих отраслей позволит обеспечить высокие среднегодовые темпы роста от 108 до 112% по целевому варианту.

Прогноз темпов роста валовой добавленной стоимости по сферам "Образование" и "Здравоохранение" ниже, чем общий темп роста экономики и основывается на параметрах прогноза численности населения в разрезе возрастной структуры населения. По отрасли "Образование" индекс физического объема ВРП равен темпу роста численности детей, обучающихся в различных образовательных организациях, по отрасли "Здравоохранение" - темпу роста посещаемости учреждений здравоохранения населением трудоспособного возраста (с сохранением текущего количества посещений на одного человека) и населением пожилого возраста (которое с развитием доступности новых видов современной медицинской помощи станет посещать учреждения здравоохранения чаще) с учетом соотношения удельных весов данных групп в структуре населения, при этом доля последнего увеличивается по мере роста продолжительности жизни.

Описанные тенденции развития отраслей экономики приведут к существенному изменению отраслевой структуры ВРП к 2035 году. Доля обрабатывающей промышленности в целом снизится с 19,9% до 17%, при этом произойдет рост удельного веса фармацевтической промышленности и приоритетных отраслей машиностроения. Также ожидается снижение доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды, и некоторое уменьшение удельного веса строительства. Доля туризма возрастет практически вдвое, вклад научных исследований и разработок в ВРП составит около 5%. Наибольший удельный вес в структуре ВРП будет по-прежнему занимать торговля (порядка 25%), что обусловлено ростом потребительского спроса в условиях динамичного развития экономики.

В целом отрасли, характеризующиеся как высокотехнологичные и наукоемкие, обеспечат в 2035 году 45% общего объема ВРП Санкт-Петербурга. Для того, чтобы обеспечить ускоренные темпы развития экономики, а также создать предпосылки для увеличения производительности труда, необходимо существенно увеличить затраты на исследования и разработки. В 2014 году затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составляли 3,85% от ВРП, что в целом соответствует показателям европейских стран-лидеров. Однако для перехода на следующий технологический уклад предполагается увеличение удельного веса затрат ВРП по целевому варианту в 1,6 раза к 2030 году.

 

 4.1.2 Промышленное производство

После спада промышленного производства в 2015 году ожидается его восстановление в 2016 году и далее стабильный рост по всем вариантам прогноза со среднегодовыми темпами по варианту базовый плюс - 103,5%, по целевому варианту - 103,8%. При этом негативный вклад в общий индекс вносит отрицательная динамика по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, прогноз которой основан на подходе к сокращению потребления в Санкт-Петербурге энергоресурсов и развитии энергосбережения. При этом в целевой вариант заложено наибольшее снижение по данному виду деятельности. Общий индекс промышленного производства в основном складывается по итогам работы предприятий обрабатывающих производств, доля которых в общем объеме отгрузки составляет более 90%.

Целевой вариант базируется на концепции инновационно-технологического развития обрабатывающей промышленности и развитии отраслей с высокой добавленной стоимостью. Прогнозные показатели рассчитаны исходя из опережающих темпов роста производства продукции всех отраслей высокотехнологичного сектора промышленности и более высоких показателей ИПП в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака по сравнению с вариантом базовый плюс.

ИПП в обрабатывающей промышленности по целевому варианту прогнозируется с ежегодным ростом в среднем на 4,4% (по варианту базовый плюс около 104%). Наиболее высокими темпами роста будет характеризоваться химическое производство и входящая в его состав фармацевтическая промышленность (среднегодовой ИПП 107,4%), производство машин и оборудования (105,1%) и электронного и оптического оборудования (104,4%), а также производство транспортных средств и оборудования (105%). Существенный вклад в ИПП будет продолжать вносить пищевая промышленность,

В фактической структуре отгрузки промышленной продукции наибольшую долю (37% в 2015 году) занимают нефтепродукты, производство которых на территории Санкт-Петербурга не ведется, но отражено по месту регистрации организаций-производителей. Несмотря на ожидаемое сохранение роста отгрузки нефтепродуктов в стоимостном выражении на протяжении всего прогнозного периода, опережающие темпы промышленного производства в приоритетных отраслях промышленности позволят внести в структуру отгрузки существенные изменения. Суммарная доля машиностроения возрастет к 2030 году на 10 процентных пунктов практически до 40%, к 2035 году - до 42%. Среди них доля производства машин и оборудования в общей отгрузке промышленности составит к 2035 году 7,5% (рост к 2015 году на 2,1 процентных пункта), электронного и оптического оборудования - 12,6% (на 3 процентных пункта), транспортных средств и оборудования - 21,8% (на 6 процентных пунктов). Снижение удельного веса металлургической промышленности составит 2 процентных пункта, производства нефтепродуктов - более чем в два раза. Существенная доля будет приходиться на традиционную пищевую промышленность (порядка 20%). Среднегодовой темп роста отгрузки обрабатывающей промышленности по целевому варианту будет составлять в прогнозном периоде 105%.

Предполагается, что высокие темпы роста промышленности в высокотехнологичных отраслях позволят достичь доли инновационной продукции в общем объеме отгрузки (без учета отгрузки нефтепродуктов) до 30% к 2030 году (текущий уровень - 13,7%).

 

 4.1.3 Производительность труда

Индекс производительности труда по экономике Санкт-Петербурга, достигнув в 2011 году значения 106,5%, от года к году снижался и в 2014 году составил 100,4%, что ниже значения соответствующего показателя по Российской Федерации (100,9%), а также является одним из самых низких значений индекса производительности труда среди регионов Северо-Западного федерального округа. В то же время уровень производительности труда является одним из важнейших факторов эффективности использования финансовых, трудовых и других ресурсов, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Среднегодовой темп роста индекса производительности труда в прогнозном периоде до 2035 года составит: по базовому варианту - 102,3%; по варианту базовый плюс - 102,8%; по целевому варианту - 103,1%. Таким образом, к 2035 году ожидается, что производительность труда в Санкт-Петербурге вырастет более чем в 1,5 раза по отношению к текущему уровню в базовом варианте и в 1,8 раза - в целевом варианте.

Долгосрочный прогноз темпов роста индекса производительности труда по экономике Санкт-Петербурга в целом был рассчитан на основе прогноза темпов роста индексов производительности труда по отдельным отраслям экономики Санкт-Петербурга, при расчете которых учитывался не только темп роста индексов физического объема ВРП по соответствующим отраслям, но и изменения в ключевых факторах социально-экономического развития Санкт-Петербурга (изменение численности населения, структурные изменения экономики, изменения мировой экономики и т.п.), а также потенциал внедрения результатов научно-технического прогресса при производстве товаров и услуг в соответствующих отраслях. В целевом варианте заложен существенный вклад в повышение производительности труда наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, а также сферы услуг, связанной с использованием информационных технологий, научных исследований и разработок.

 

 4.1.4 Высокопроизводительные рабочие места

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ) к 2020 году были запланированы создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных мест.

В 2013 году Санкт-Петербург находился на втором месте (после Москвы) в рейтинге по темпам роста создания высокопроизводительных рабочих мест. Однако начиная с 2014 года в целом по стране темпы роста по данному показателю значительно снизились, а в некоторых регионах приняли отрицательную динамику. В Санкт-Петербурге количество высокопроизводительных рабочих мест продолжает увеличиваться, однако темп их прироста замедлился относительно показателей, запланированных в соответствии с Указом.

Расчет прогноза количества высокопроизводительных рабочих мест в экономике Санкт-Петербурга до 2035 года производился в соответствии с методикой расчета, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2013 № 449 "Об утверждении методик расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации", а также исходя из предположения, что в структуре обрабатывающей промышленности 71,8% рабочих мест являются высокопроизводительными (рассчитано на основе ретроспективных данных). Таким образом, по варианту базовый плюс в 2030 году 1324,1 тыс. рабочих мест будут высокопроизводительными, в 2035 году - 1376,7 тыс. При расчете целевого варианта также был учтен эффект от ускоренного прироста отдельных высокотехнологичных отраслей экономики Санкт-Петербурга, за счет которого в 2030 году будет создано 1415,9 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, в 2035 году - 1477,0 тыс.

 

 4.1.5. Инвестиции

Инвестиции являются основным фактором экономического роста, повышение производительности труда, внедрение новых технологий также невозможно без соответствующих финансовых вложений.

Долгосрочный прогноз объемов инвестиций в основной капитал формировался на основе данных, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Базовый вариант рассматривает развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций, достаточно жестких условиях заимствования капитала, общей неуверенности инвесторов. В варианте базовый плюс на фоне повышения цен на нефть, укрепления курса рубля, сокращения оттока капитала и смягчения кредитных условий инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами.

Среднегодовой темп роста инвестиций по варианту базовый плюс составит 105,9% в период с 2020 по 2025 год до 106,7% к 2035 году. Ожидается, что в базовом варианте темпы роста инвестиционных вложений восстановятся до докризисных значений (106%) к 2020 году, в последующие периоды - будут ниже, чем в варианте базовый плюс на 1,2-1,5 процентных пункта.

При формировании прогноза по целевому варианту ожидается улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для дальнейшей реализации и расширения инвестиционных программ, а также увеличение доли инвестиций в ВРП, характерной для стран со схожей с Санкт-Петербургом диверсифицированной структурой экономики и высокой долей высокотехнологичных производств. Среднегодовой темп роста инвестиций по целевому варианту составит 107,4% в период с 2020 по 2025 год, до 108,6% - к 2035 году. Доля инвестиций в ВРП к 2030 году увеличится до 22%, к 2035 - до 25%.

Доля иностранных инвестиций в ВРП восстановится до докризисного уровня, на протяжении прогнозного периода существенно не изменится и по всем вариантам прогноза будет составлять 16-17%.

 

 4.1.6 Внешнеторговый оборот

Существенное сокращение объемов внешней торговли в 2015 году в большей мере обусловлено падением импортных поставок в условиях действия санкционного режима, а также снижением экспорта минеральных продуктов (в связи с тем, что в таможенной статистике по Санкт-Петербургу учитываются номинально зарегистрированные нефтеперерабатывающие компании).

Долгосрочный прогноз внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга формировался на основе данных, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Базовый вариант рассматривает развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий. Вариант базовый плюс рассматривает развитие экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях на фоне повышения цен на нефть, укрепления курса рубля.

В долгосрочной перспективе среднегодовой рост экспорта по варианту базовый плюс в период с 2020 по 2035 год составит 104%.

При формировании прогноза по целевому варианту предполагается, что в связи с расширением мер поддержки экспортной деятельности доля отгруженных товаров, направляемая на экспорт предприятиями Санкт-Петербурга, будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовом варианте и варианте базовый плюс. Ожидается, что среднегодовой темп роста по целевому варианту составит в период с 2020 по 2035 год 105%.

Ожидается, что около 97% внешнеторговых операций будут осуществляться с партнерами из стран дальнего зарубежья.

По укрупненным товарным группам в базовом варианте и варианте базовый плюс структурные сдвиги в экспорте незначительные.

Изменения в структуре экспорта Санкт-Петербурга ожидаются в целевом варианте. Ожидается увеличение удельного веса групп товаров "машины, оборудование, транспортные средства" (от 24-28% в базовом и целевом вариантах) и "химическая промышленность" (от 5-7% в базовом и целевом вариантах), который будет обусловлен интенсивными и опережающими темпами развития отраслей, благоприятным внешнеэкономическим сотрудничеством.

Ожидаемый среднегодовой прирост экспорта в группе товаров "машины, оборудование, транспортные средства", а также продукции химической промышленности на весь долгосрочный период составит 9%.

По базовому варианту импорт товаров к 2030 году восстановится до докризисных значений, среднегодовой темп роста при этом составит 104%.

Сдержанная динамика импорта в целевом варианте будет обусловлена эффективным покрытием внутреннего спроса импортозамещающими отечественными товарами, на весь долгосрочный период в целевом варианте ожидается устойчивая динамика импорта на уровне 102% ежегодно (по варианту базовый плюс темп роста составит 103%).

По укрупненным товарным группам в базовом варианте и варианте базовый плюс структурные сдвиги в импорте незначительные. В целевом варианте к 2035 году продолжится тенденция сокращения доли импорта продовольственных товаров примерно на 5 процентных пунктов. В структуре импорта на протяжении всего прогнозного периода будет увеличиваться доля товарной группы "машины, оборудование, транспортные средства" (в среднем на 3 процентных пункта за весь период) за счет ожидаемого увеличения объемов инвестиций в основной капитал и дальнейшего развития высокотехнологичных производств.

 

 4.1.7. Численность занятых в экономике

Прогноз численности занятых в экономике и потребности в рабочей силе основан на предположении, что в отраслях экономики, в которых растут объемы производства продукции или предоставления услуг, численность занятых также увеличивается. Вместе с тем при темпах роста производительности труда, опережающих темпы роста объемов производства продукции и предоставления услуг, численность занятых может снижаться. Такая ситуация характерна для производств, сокращающих трудозатраты и/или увеличивающих выпуск продукции или объем предоставляемых услуг за счет автоматизации производственных процессов или внедрения иных достижений научно-технического прогресса. Таким образом, численность занятых в отрасли работников в прогнозном периоде определялась с учетом темпов роста ВРП и производительности труда в соответствующей отрасли.

По базовому варианту среднегодовой темп роста численности занятого населения до 2035 года составил 100,8%; по варианту базовый плюс - 101,3%; по целевому варианту - 101,6%.

Наибольший среднегодовой темп роста численности занятого населения до 2035 года в соответствии с вариантом базовый плюс прогнозируется в таких отраслях, как:

производство фармацевтической продукции;

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

гостиницы и рестораны;

деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

научные исследования и разработки.

 

 4.1.8. Заработная плата

Прогноз среднемесячной заработной платы работников организаций производился исходя из предположения о том, что индексация заработной платы работников организаций будет производиться на величину не ниже ИПЦ, кроме того дополнительно на увеличение заработной платы будет направляться до 30% от экономических выгод, образуемых за счет роста производительности труда на предприятиях отрасли. Таким образом, вклад роста производительности труда в увеличение заработной платы работников к 2030 году составит от 8,5 до 11,5% от индекса роста по трем вариантам долгосрочного прогноза и от 14,5 до 20,3% - к 2035 году. В указанном расчете также учитывались структурные изменения в экономике, в соответствии с которыми рост количества работающих в сегментах с более высокими заработными платами выше, чем в среднем по экономике. Прогнозируемый среднегодовой рост номинальной заработной платы составит от 105,4 до 105,6% согласно трем вариантам настоящего прогноза.

Ожидается, что пик роста реальной заработной платы по целевому варианту придется на 2020-2035 годы и несколько замедлится к концу прогнозного периода, к 2035 году среднегодовой темп роста реальной заработной платы составит 101,1%.

Уровень бедности населения в прогнозном периоде будет сокращаться, сохраняя значение ниже общероссийского. Ожидается, что реализация мер социальной поддержки, а также роста уровня жизни населения позволит сократить долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 8% по итогам текущего года до 6% по базовому варианту, 5,5% - по варианту базовый плюс и 5% по целевому варианту к концу прогнозного периода.

 

 4.1.9 Потребительский рынок

Инфраструктура потребительского рынка в Санкт-Петербурге является одной из крупнейших в России, она представлена организациями различных типов, видов, форм и форматов.

Снижение оборота розничной торговли в 2015 году было связано с переключением повседневного потребления домашних хозяйств на продовольственные товары более низкого ценового сегмента и ростом сберегательной активности населения в результате падения реальных зарплат, а также изменением структуры импорта непродовольственных товаров в связи с действием санкционного режима.

Все варианты настоящего прогноза предполагают постепенное восстановление потребительского спроса на товары и услуги в результате роста реальных доходов и снижения инфляции.

Ожидаемые среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в текущих ценах до 2035 года составят 107,2%, 108,1%, 108,5% по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно. Основным фактором прироста оборота розничной торговли станет прирост численности населения.

Ожидается, что с учетом ожидаемого увеличения спроса со стороны населения на непродовольственные товары в долгосрочном периоде на индекс-дефлятор оборота розничной торговли в большей степени будет оказывать влияние ИПЦ на непродовольственные товары.

В долгосрочном периоде также ожидается восстановление объемов оборота в сфере общественного питания как за счет увеличения количества посещений кафе и ресторанов населением Санкт-Петербурга, так и в связи с прогнозируемым ростом туристического потока. При этом на туристов придется около 50% прироста оборота общественного питания, остальной вклад внесет прирост численности населения и его покупательной способности. Ожидается, что среднегодовой прирост оборота общественного питания в текущих ценах по вариантам составит: 107,5% - по базовому варианту, 109% - по варианту базовый плюс, 110,2% - по целевому варианту.

Основную долю в структуре платных услуг населению составляют услуги связи (23%), ЖКХ (22%) и транспортные услуги (16%). Ожидается, что предпосылкой роста платных услуг в первую очередь станет прирост численности населения и его реальных доходов. Среднегодовой темп роста объема платных услуг в течение всего периода прогнозирования составит 106,8%, 107,2%, 107,5% по базовому, базовому плюс и целевому вариантам соответственно.

 

 4.1.10. Индекс потребительских цен

С учетом существенного замедления инфляционных процессов, которое в большей мере обеспечено за счет замедления роста цен на продовольственные товары, по итогам 2016 года по оценке Комитета ИПЦ составит 107,8%, а в 2017 году показатель выйдет на докризисный уровень 105,8-106,7% по всем вариантам настоящего прогноза.

Формирование долгосрочного прогноза ИПЦ Санкт-Петербурга производилось на основе данных, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, а именно в базовом варианте снижение ИПЦ по Российской Федерации до 103,9% в 2025 году, до 103,2% - к 2035 году. Однако с учетом высокого потребительского спроса, свойственного мегаполису, уровень инфляции в Санкт-Петербурге исторически выше, чем в среднем по Российской Федерации, что было учтено в прогнозе. В базовом варианте умеренные темпы инфляции ожидаются в среднем немногим более 105% в период 2020-2025 годов со снижением до 103,8%.

Целевой вариант предполагает укрепление курса национальной валюты, динамичный рост спроса населения и как следствие увеличение конкуренции и снижение среднего уровня инфляции до 104,7% в среднем в период 2020-2025 годов и до 103,5% - к 2035 году.

Предполагается, что структура потребления населения будет характеризоваться постепенным изменением со смещением в сторону увеличения расходов на непродовольственные товары, что характерно для развитых стран. К 2035 году в целевом варианте в структуре расходов населения будут преобладать расходы на непродовольственные товары, а доля продовольственных товаров заметно снизится, в результате чего основной прирост ИПЦ будет обеспечен за счет роста цен на непродовольственные товары.

 

 4.2. Социальная сфера

 

 4.2.1 Образование

С учетом естественного и миграционного приростов среднегодовой темп роста численности детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, на протяжении всего периода прогнозирования в базовом варианте составит 102,4%, в варианте базовый плюс - 102,8%, в целевом варианте - 103,1%.

Численность обучающихся в образовательных учреждениях также планомерно растет: темп роста по трем вариантам настоящего прогноза составит: 103,7%, 104,2% и 104,5% соответственно. К 2035 году планируется обучать 789-912 тыс. человек по трем вариантам настоящего прогноза, при этом практически весь контингент составят обучающиеся в государственных общеобразовательных учреждениях (98,6%).

Численность обучающихся государственных учреждений среднего профессионального образования в 2015 году составляла 84,9 тыс. человек. С учетом изменения курса на обучение по рабочим специальностям и повышение интереса работодателей к специалистам среднего звена прогнозируется устойчивый рост числа выпускников и общей численности студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Среднегодовой прирост численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в прогнозируемом периоде по трем вариантам настоящего прогноза составит от 1,6% до 2,3%.

 

 4.2.2 Физическая культура и спорт

В рамках дальнейшего развития общедоступной инфраструктуры физической культуры и спорта и активной пропаганды здорового образа жизни ожидается, что к 2035 году доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения вырастет с 33% до 53% по целевому варианту.

 

 4.3. Развитие городской среды

 

 4.3.1 Автомобильные дороги

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге на конец 2015 года составила 3453,4 км, из них 115,9 км имеют статус дорог общего пользования федерального значения и находятся в ведении федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства".

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге в 2015 году составила 2,39 тысм дорог на 1000 кв.км территории Санкт-Петербурга. Расчет прогноза плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге до 2035 года произведен исходя из предположения о неизменности площади Санкт-Петербурга до 2035 года (1446 квм). В соответствии с вариантом базовый плюс в 2030 году плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Санкт-Петербурге составит 2,49 тысм дорог на 1000 кв.км площади Санкт-Петербурга, в 2035 году - 2,65 тыс.км, в целевом варианте плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составит в 2030 году 2,48 тыс.км дорог на 1000 кв.км площади Санкт-Петербурга, в 2035 году - 2,61 тыс.км.

 

 4.3.2 Пассажирский транспорт

Общий объем пассажирских перевозок пассажирского транспорта внутригородского сообщения (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен) в 2015 году составил 1381,59 млн. пассажиров и имел следующую структуру распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта: перевезено автобусами 23% пассажиров, перевезено трамваями 13% пассажиров, перевезено троллейбусами 10% пассажиров, перевезено метрополитеном 54% пассажиров.

При расчете прогноза пассажиропотока городского пассажирского транспорта на период с 2018 года до 2035 года предполагалось, что темпы прироста пассажиропотока будут в полной мере зависеть от темпов прироста населения Санкт-Петербурга в прогнозном периоде.

Так, среднегодовой темп прироста пассажиропотока до 2035 года в соответствии с вариантом базовый плюс составит 101,0%, пассажиропоток городского пассажирского транспорта в 2025 году составит 1518,4 млн. пассажиров, в 2030 году - 1589,6 млн. пассажиров, в 2035 году - 1693,1 млн. пассажиров, в целевом варианте в 2030 году будет перевезено 1664,2 млн. пассажиров, в 2035 году - 1772,8 млн. пассажиров.

Кроме того, в варианте базовый плюс и целевом варианте заложено изменение в структуре распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта в результате реализации мероприятий по повышению доступности и комфортности использования городского пассажирского транспорта, а также развития новых видов транспорта (интенсивное развитие метрополитена, запуск скоростного трамвая и т.п.). Оценивается, что к 2035 году доля пассажиров, перевезенных трамваем, а также воспользовавшихся метрополитеном, в варианте базовый плюс вырастет до 15% и 55% соответственно, в целевом варианте - до 18% и 58% соответственно. Вместе с тем доля пассажиров, перевезенных автобусами и троллейбусами, уменьшится в варианте базовый плюс до 21% и 9% соответственно, в целевом варианте - до 17% и 7% соответственно.

Таким образом, изменение в структуре распределения пассажиропотока по видам городского пассажирского транспорта на конец прогнозного периода приведет:

к увеличению пассажиропотока при перевозке трамваями по варианту базовый плюс почти на 50% и более чем на 60% по целевому варианту;

к увеличению пассажиропотока метрополитена по варианту базовый плюс более чем на 15% и по целевому варианту почти на 30%;

к уменьшению пассажиропотока при перевозке автобусами по варианту базовый плюс более чем на 50%, по целевому варианту более чем в 1,2 раза;

к уменьшению пассажиропотока при перевозке троллейбусами по варианту базовый плюс более чем на 70% и по целевому варианту почти в 1,5 раза.

Общий объем пассажирских перевозок на морских и воздушных видах транспорта международного, междугородного и пригородного сообщения в 2015 году составил около 14 млн. пассажиров, из них 0,5 млн. пассажиров перевезено морскими видами транспорта и 13,5 млн. воздушными.

Прогноз пассажиропотока на воздушных видах транспорта на период 2018-2035 годов сформирован исходя из прогноза объемов туристического потока (внутренние и внешние туристы) с учетом объема туристов, прибывающих в Санкт-Петербург на других видах транспорта. В соответствии с вариантом базовый плюс объем пассажиропотока на воздушном транспорте в 2030 году составит 18,1 млн. пассажиров, в 2035 году - 20,9 млн. пассажиров. В целевом варианте долгосрочный прогноз изменения пассажиропотока на воздушных видах транспорта рассчитан исходя из предположения о создании с 2025 года в Санкт-Петербурге местной авиакомпании.

Таким образом, в соответствии с целевым вариантом объем пассажиропотока на воздушных видах транспорта составит в 2030 году 19,6 млн. пассажиров, в 2035 году - 23,6 млн. пассажиров, что практически вдвое выше текущего уровня. Создание местной авиакомпании потенциально позволит увеличить среднегодовой пассажиропоток воздушного транспорта к 2035 году по варианту базовый плюс на 1 млн. человек и на 2 млн. человек по целевому варианту.

В прогнозном периоде доля населения, проживающего в пешеходной доступности станций метрополитена, увеличится с 52% до 59%. При прогнозировании показателя применялся радиус доступности 900 м от станций метро. Рост показателя обеспечен как за счет прироста населения, проживающего в пешей доступности от действующих в настоящий момент станций метрополитена, так и за счет ожидаемого развития метрополитена, в частности, планов по вводу новых станций и двукратному увеличению их количества к 2038 году.

 

 4.3.3 Легковой автомобильный транспорт

По экспертным оценкам на 01.07.2016 обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по Российской Федерации составила 288,8 еда 1000 жителей. В Санкт-Петербурге этот показатель в 2015 году имел значение 296,4 ед. на 1000 жителей. По сравнению со странами Европы данный показатель в Санкт-Петербурге на 20-30% ниже.

В соответствии с материалами по обоснованию расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, разработанными Комитетом, в целях определения минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга парковками заложено значение показателя обеспеченности легковыми автомобилями в Санкт-Петербурге 420 легковых автомобилей на 1000 жителей.

В основу расчета долгосрочного прогноза обеспеченности легковыми автомобилями в Санкт-Петербурге заложено влияние темпов роста населения и экономики Санкт-Петербурга. При этом данный показатель имеет обратную зависимость от темпов роста населения и на четверть зависит от темпов роста экономики Санкт-Петербурга. Кроме того, по целевому варианту заложено влияние смещения приоритета поездок населения на личном автотранспорте с увеличением доли поездок общественным пассажирским транспортом за счет мероприятий Правительства Санкт-Петербурга по повышению доступности и комфортности его использования. Таким образом, по варианту базовый плюс среднегодовой темп прироста обеспеченности легковыми автомобилями населения Санкт-Петербурга составит 100,8% и в 2025 году составит 329,5 легковых автомобилей на 1000 жителей, в 2030 году - 352,9 легковых автомобилей, в 2035 году - 347,0 легковых автомобилей.

 

 4.3.4 Услуги связи

К услугам связи относятся международная, междугородная и местная телефонная связь, почтовая связь, доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", радиосвязь, телевидение, спутниковая связь и т.д. При расчете прогноза объемов услуг связи до 2035 года предполагалось, что с учетом уже достаточно конкурентного рынка и высокого уровня информатизации общества основной эффект на показатель будет оказывать увеличение объемов спроса за счет прироста населения. В соответствии с вариантом базовый плюс объем услуг связи в 2030 году составит 237,5 млрдуб., в 2035 году - 287,1 млрд.руб. В соответствии с целевым вариантом объем услуг связи в 2030 году составит 258,70 млрд.руб., в 2035 году - 320,8 млрд.руб.

 

 4.3.5 Строительство

Строительство является одной из важнейших отраслей экономики Санкт-Петербурга. В 2015 году строительная отрасль составляла 5% от ВРП. В объеме строительных работ порядка 70% занимает жилищное строительство. Таким образом, с учетом прогнозируемых темпов ввода жилья, а также прироста нежилого строительства, соразмерного темпам роста экономики, по варианту базовый плюс среднегодовой реальный темп роста по виду экономической деятельности "Строительство" до 2035 года составит 106,4%, объем выполненных работ в 2030 году составит 1062,3 млрдуб., в 2035 году - 1375,5 млрд.руб., в целевом варианте объем выполненных работ в 2030 году составит 1118,5 млрдуб., в 2035 году - 1453,6 млрд.руб.

В 2015 году в Санкт-Петербурге было сдано 3030,7 тыс.кв жилья, что на 7,1% меньше, чем в 2014 году. Согласно варианту базовый плюс и целевому варианту планируется, что среднегодовой объем ввода жилья до 2035 года составит 3800 тыс.кв, что позволит дополнительно сдать к 2030 году 51700 тыс.кв.м, к 2035 году - 72200 тыс.кв.м жилья. С учетом прогнозируемых темпов ввода нового жилья к 2030 году общий объем жилого фонда Санкт-Петербурга составит 182130,7 тыс.кв, к 2035 году - 202630,7 тыс.кв.м в соответствии с вариантом базовый плюс и целевым вариантом. При этом коэффициент обеспеченности общей жилой площадью сложится на уровне 30,3 кв на человека в 2030 году и 31,7 кв.м на человека в 2035 году (в 2015 году - 24,7 кв.м на человека) в варианте базовый плюс, в целевом варианте 29,0 кв.м на человека в 2030 году и 30,2 кв.м на человека в 2035 году.

 

 4.3.6 Коммунальная инфраструктура

К системе коммунальной инфраструктуры относятся системы тепло-, электро-, газо- и водоснабжения. Одной из главных существующих в отрасли проблем, препятствующей эффективному использованию ресурсов и предоставлению качественных услуг, является высокий износ основных фондов указанных систем. Общий износ основных фондов коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2015 году составил 43,8%. Особенно сложная ситуация сложилась в системе водоснабжения и водоотведения, где износ основных сетей составляет более 55%.

Реконструкция инженерных сетей осуществляется за счет бюджетных средств, и кроме того существенная доля текущих расходов, выделяемых на данную сферу, направляется на ремонт и устранение аварий. Таким образом, с учетом ограниченных финансовых ресурсов оценивается, что к 2030 году снижение износа возможно лишь до 38% в целевом варианте и до 38,7% в варианте базовый плюс.

 

 4.3.7 Потребление электроэнергии

Электроснабжение потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, осуществляется энергосистемой Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая является единым технологическим объектом, включающим совокупность объектов генерации электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств потребителей, связанных общностью технологического режима работы.

В 2015 году объем потребленной электроэнергии составил в соответствии с экспертными оценками 24517,9 млнВт в час, в том числе 5110,0 млн.кВт в час потреблено населением и 12859,0 млн.кВт в час прочими потребителями. Средний тариф на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, составил 3089,8 руб./тысВт в час (для населения - 2520,7 руб./тыс.кВт в час, для прочих потребителей - 3315,9 руб./тыс.кВт в час).

При расчете долгосрочного прогноза объемов потребления электроэнергии и средних тарифов до 2035 года использована оценка Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, в соответствии с которой по варианту базовый плюс в 2030 году будет потреблено 27211,1 млнВт в час при среднем тарифе на электроэнергию 8680,99 руб./тыс.кВт в час, в 2035 году - 27898,26 млн.кВт в час по тарифу 11346,02 руб./тысВт в час.

 

 4.3.8 Обработанные, утилизированные, обезвреженные твердые коммунальные отходы

На территории Санкт-Петербурга в настоящее время в результате деятельности населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга образуется более 10 млнуб.м отходов в год или 1550 тыс. тонн. По экспертным оценкам с учетом роста численности населения к 2025 году это значение превысит 13 млнуб.м отходов в год. Часть отходов, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается на двух производственных площадках специализированного мусороперерабатывающего завода (в 2015 году лишь 22,1% обработанных твердых коммунальных отходов было утилизировано и обезврежено), основная часть отходов (более 77%) размещается на полигонах по захоронению без переработки.

При расчете долгосрочного прогноза на основе экспертных оценок, а также с учетом мероприятий, запланированных Правительством Санкт-Петербурга по повышению эффективности системы обращения с отходами, значение показателя "доля обработанных, утилизированных, обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем объеме образовавшихся твердых коммунальных отходов" в целевом варианте на 2030 год составило 40% и 46,0% на 2035 год, в варианте базовый плюс на 2030 год составило 37,8% и 43,0% на 2035 год.

 

 4.4. Территориальное развитие

Прогноз численности населения по районам Санкт-Петербурга разработан с учетом тенденций жилищного строительства в разрезе жилых территорий Санкт-Петербурга (далее - инвестиционный прирост) на основе анализа социально-экономического развития территорий. В случае, если суммарный инвестиционный прирост по всем территориям Санкт-Петербурга меньше прогнозируемого прироста численности населения Санкт-Петербурга, распределение разности, не покрытой инвестиционным приростом, по территориям Санкт-Петербурга производилось исходя из человекоемкости территорий Санкт-Петербурга.

Прогнозная плотность населения по районам Санкт-Петербурга рассчитана исходя из условия, что площадь районов Санкт-Петербурга не меняется. Таким образом, к 2035 году наибольший прирост численности населения будет наблюдаться в районах массовой жилой застройки: Приморском, Красногвардейском, Пушкинском, Московском и Красносельском районах Санкт-Петербурга.

При прогнозировании плотности рабочих мест (численности занятого населения) в разрезе районов Санкт-Петербурга в качестве предпосылки учитывался полицентричный принцип территориального развития Санкт-Петербурга исходя из прогнозной численности населения и условия приближения рабочих мест к местам проживания.

 

 4.5. Потребность (обеспеченность) в объектах социальной инфраструктуры

В рамках прогноза рассчитаны:

показатели прогнозной потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры в соответствии с расчетными показателями нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга и долей численности населения Санкт-Петербурга, пользующейся услугами отдельных видов объектов, согласно материалам по обоснованию расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, разработанным Комитетом;

показатели прогнозной обеспеченности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры, учитывающие прогноз ввода указанных объектов как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, так и за счет внебюджетных средств, рассчитанный с учетом необходимости удовлетворения потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры.

Расчет прогноза указанных показателей производился на основе прогноза численности населения Санкт-Петербурга, а также допущения о неизменной площади территории Санкт-Петербурга в прогнозном периоде.

 

 4.6. Показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года

 

 5. Основные параметры государственных программ Санкт-Петербурга

Основные параметры государственных программ Санкт-Петербурга сформированы на основе прогноза текущих расходов и расходов развития по каждой государственной программе Санкт-Петербурга.

Прогноз текущих расходов рассчитан на основе объема текущих расходов, скорректированного на значение ИПЦ в прогнозном периоде. Прогноз расходов развития рассчитан в пределах прогнозных объемов средств бюджета Санкт-Петербурга на реализацию адресной инвестиционной программы с учетом необходимости максимального обеспечения потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры в соответствии с материалами по обоснованию расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.

Кроме того, финансирование государственных программ Санкт-Петербурга по целевому варианту прогноза включает в себя дополнительный объем средств, необходимый для достижения показателей социально-экономического развития по указанному варианту прогноза.

 

 Основные параметры государственных программ Санкт-Петербурга

 

(не приводится)


Информация по документу
Читайте также