Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 20.02.2017 № 189

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

От 20.02.2017 № 189

г. Вологда

 

 

Об утверждении Бюджетного прогноза Вологодской области

на период до 2030 года

 

 

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Бюджетный прогноз Вологодской области на период до 2030 года (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Губернатор области          О.А. Кувшинников

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Правительства области

от 20.02.2017 № 189

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

1. Вводная часть

 

Бюджетный прогноз Вологодской области до 2030 года (далее – долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства области от 31 августа 2015 года № 721 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Вологодской области на долгосрочный период».

Долгосрочный бюджетный прогноз разработан на 14 лет с учетом стратегических целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года № 920 (далее – Стратегия социально-экономического развития области). Разработка долгосрочного бюджетного прогноза проводилась с учетом достигнутого состояния экономики, положений государственных программ Вологодской области на основе прогноза социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период 2016-2030 годов, утвержденного постановлением Правительства области от 30 ноября 2015 года № 1022, с учетом прогноза социально-экономического развития области на среднесрочный период 2017-2019 годов, одобренного постановлением Правительства области от 31 октября 2016 года № 977.

Целью Стратегии социально-экономического развития области является реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека. Достижение этой цели требует обоснованной оценки ресурсного потенциала области и ориентации бюджета области на четкие долгосрочные ориентиры. Одним из основных инструментов реализации приоритетов развития области являются бюджетная, налоговая и долговая политика области, основные направления которых при различных сценариях развития определяются в долгосрочном бюджетном прогнозе.

 

2. Основные итоги реализации налоговой, бюджетной и долговой политики Вологодской области, условия формирования долгосрочного

бюджетного прогноза в текущем периоде

 

Правительством области на протяжении ряда последних лет реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета области.

Реализация мероприятий, направленных на усиление принципов эффективного и ответственного управления региональными финансами, осуществлялась в рамках программы «Повышение эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на 2012-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 20 декабря 2011 года № 1625.

С 2015 года реализуется государственная программа области «Управление региональными финансами Вологодской области на 2015-2020 годы» (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства области 5 ноября 2014 года № 990.

В целях укрепления доходной базы бюджета области выстроена система межведомственного взаимодействия органов государственной власти области, местного самоуправления области и контрольно-надзорных органов по вопросам легализации налоговой базы и сокращения задолженности по платежам в консолидированный бюджет области.

Проведена работа по отмене неэффективных налоговых льгот, оптимизации уровня налогообложения бизнеса.

Введены меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности в форме предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот организациям, реализующим на территории области приоритетные инвестиционные проекты.

Доходная база бюджета региона стала более устойчивой в результате усиления влияния на формирование доходов бюджета имущественных налогов.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета области Правительством области, органами местного самоуправления области проводится взвешенная бюджетная политика, направленная на удержание роста бюджетных расходов. С 2012 года проводятся мероприятия, направленные на сокращение бюджетных расходов путем оптимизации количества органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления области, штатной численности государственных гражданских и муниципальных служащих, сети государственных и муниципальных учреждений, инвентаризации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости, повышения эффективности использования имущества.

Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, позволило создать систему учета потребности и утвердить требования к качеству социальных услуг.

Расходы областного бюджета формируются в разрезе государственных программ в соответствии с целями и задачами, определенными в государственных программах области.

Указанные меры, направленные на совершенствование системы управления финансами, позволили повысить обоснованность принимаемых решений при распределении бюджетных ассигнований и использовании бюджетных средств.

Меры по совершенствованию системы межбюджетных отношений позволили оптимизировать процедуры предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов муниципальным образованиям области, внедрить принцип стимулирования муниципальных районов и городских округов, основанный на оценке уровня и качества управления муниципальными финансами.

Правительством области на постоянной основе реализуются мероприятия, направленные на реформирование межбюджетных отношений, повышение экономической самостоятельности муниципальных образований.

Для муниципальных образований области созданы стимулы для развития собственной доходной базы:

дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности на 90% заменена нормативами отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц;

установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

субсидии местным бюджетам на осуществление дорожной деятельности из регионального Дорожного фонда предоставляются с учетом сбора транспортного налога.

В Вологодской области сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом, определены процедуры предоставления государственных гарантий.

По итогам исполнения бюджета 2014 года Вологодская область не вошла в число регионов Российской Федерации, объем государственного долга, которых превышает 100% объема налоговых и неналоговых доходов.

По итогам исполнения областного бюджета 2015 года остановлен рост государственного долга области. Впервые за 8 лет с 2009 года государственный долг сокращен на 0,5 млрд. рублей и составил 97,0% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Решить задачу сокращения государственного долга и оптимизации структуры государственного долга области стало возможным благодаря мерам, принятым Правительством области по увеличению доходной базы областного бюджета, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, а также мерам, принятым Министерством финансов Российской Федерации в 2014-2016 годах по реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета. В 2014-2016 годах на замещение долговых обязательств области привлечены бюджетные кредиты в сумме 20,7 млрд. рублей.

В настоящее время Вологодская область в рейтинге регионов по уровню государственного долга поднялась с 79 до 62 места, улучшив показатели, характеризующие долговую нагрузку, на 17 позиций. По итогам исполнения областного бюджета 2016 года за счет собственных доходных источников объем государственного долга области планируется сократить на 3,2 млрд. рублей до уровня не более 73,0 % от объема налоговых и неналоговых доходов.

Правительством области выполняются все условия соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, по предоставлению области бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств области.

 

3. Цели и задачи долгосрочного бюджетного прогноза, основные

подходы к формированию долгосрочного бюджетного прогноза

 

Целью долгосрочного бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития консолидированного бюджета области, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики области обеспечить сбалансированность бюджета и достижение цели Стратегии социально-экономического развития области.

В долгосрочном бюджетном прогнозе определены основные направления развития системы управления региональными финансами в области на период до 2030 года.

Для достижения основной цели долгосрочного бюджетного прогноза предусматривается решение следующих задач:

осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения и тенденции социально-экономических явлений;

обеспечение взаимосвязи цели, приоритетов, задач и направлений Стратегии социально-экономического развития области с инструментами бюджетной политики через реализацию бюджетного планирования посредством программно-целевых принципов и принципов эффективного и ответственного управления региональными финансами;

определение приоритетов развития бюджетной системы области, включая установление принципов формирования доходов и расходов консолидированного бюджета области, политики управления государственным (муниципальным) долгом области;

анализ основных рисков, возникающих в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза, и определение механизмов управления рисками.

При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использованы следующие основные подходы:

надежность и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;

сбалансированность бюджетов бюджетной системы области;

рациональное и эффективное управление государственным долгом области;

полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей и результатов государственной политики в области;

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов;

обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды.

 

4. Основные бюджетообразующие показатели социально-экономического развития области, их влияние на изменение поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области

 

При формировании долгосрочного бюджетного прогноза учтены тенденции развития региона в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период 2016-2030 годов.

Далее приведены параметры сценариев прогноза социально-экономического развития области и обоснование выбора варианта прогноза социально-экономического развития области в качестве основного для целей долгосрочного бюджетного прогноза.

Консервативный сценарий социально экономического развития области построен исходя из неблагоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы области. Согласно консервативному сценарию в долгосрочной перспективе прогнозируется инерционное продолжение неблагоприятных тенденций в экономике.

Базовый сценарий исходит из более благоприятных условий функционирования экономики и социальной сферы области.

Согласно базовому сценарию в долгосрочной перспективе прогнозируются сохранение поступательных темпов роста ключевых отраслей экономики, сохранение благоприятного инвестиционного климата.

Целевой сценарий социально экономического развития области исходит из наиболее благоприятных условий функционирования экономики и социальной сферы области. Согласно целевому сценарию в долгосрочной перспективе прогнозируется выход области на траекторию устойчивого роста экономики.

Основными принципами долгосрочной бюджетной политики являются надежность и достоверность оценок и прогнозов, в связи с чем в основу долгосрочного бюджетного прогноза закладывается базовый сценарий социально экономического развития области до 2030 года.

Основные показатели базового варианта социально-экономического развития области представлены в таблице 1.


Таблица 1

Наименование показателя

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

2022

год

2023

год

2024

год

2025

год

2026

год

2027

год

2028

год

2029

год

2030

год

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), млрд. руб.

487,8

514,5

544,7

577,0

615,3

650,7

685,7

721,3

757,1

796,1

838,1

881,1

923,2

965,4

1002,5

ВРП, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,2

100,8

101,5

101,7

102,2

102,1

101,9

101,9

101,8

101,8

102,0

101,9

101,8

101,8

101,8

Прибыль прибыльных организаций до налогообложения*, в % к предыдущему году

104,1

109,4

108,7

104,5

104,9

105,3

104,8

105,4

105,8

105,2

104,7

104,3

104,6

104,2

104,4

Фонд заработной платы, в % к пред. году

102,7

102,8

102,8

103,0

104,4

106,0

107,5

108,2

107,3

107,4

107,7

107,9

107,9

107,9

108,2

Инвестиции в основной капитал (в ценах соответствующих лет, млрд. руб.)

87,1

88,5

90,7

93,4

90,4

87,1

83,5

79,6

74,1

70,7

76,2

82,4

89,6

97,8

106,6


* по крупным и средним организациям области без учета прибыли организаций сельского хозяйства, АО «ФосАгро-Череповец» и организаций, входящих в консолидированную группу ПАО «Северсталь».

 

Удвоение валового регионального продукта к 2030 году по сравнению с 2015 годом соответствует росту объемов собственных доходов консолидированного бюджета в 2 раза. Сравнительный анализ влияния изменения социально-экономического развития региона на доходную базу бюджета приведен в таблице 2.

 

Таблица 2

Показатели

2015 год

2030 год (базовый сценарий)

Рост 2030 года к 2015 году

ВРП, млрд. руб.

472,0

1002,5

в 2,1 раза

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области, млрд. руб.

47,3

96,9

в 2,0 раза

Доля налоговых и неналоговых доходов в ВРП

10%

10%

х

 

5. Основные цели и задачи бюджетной, налоговой и долговой политики на период до 2030 года.

Основные характеристики консолидированного бюджета области

 

Основными целями бюджетной, налоговой и долговой политики на период до 2030 года является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета области, создание условий для привлечения инвестиций в экономику области в целях ее устойчивого развития.

Основные сценарные условия направлений развития налоговой, бюджетной и долговой политики соответствуют сценариям прогноза социально-экономического развития области.

 

5.1. Основные задачи налоговой политики, подходы к формированию доходов консолидированного бюджета области до 2030 года

 

Приоритетной задачей налоговой политики области на период до 2030 года является обеспечение устойчивого роста доходной базы областного бюджета на уровне не ниже темпов экономического роста региона за счет расширения налогового потенциала области путем:

совершенствования налогового администрирования и легализации налогооблагаемой базы, в том числе по сокращению неформальной занятости и легализации трудовых отношений;

стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности.

При формировании доходов консолидированного бюджета области на долгосрочную перспективу учитывались принятые и вступающие в силу с 1 января 2017 года изменения, внесенные в нормативные правовые акты Российской Федерации и Вологодской области.

Межбюджетные отношения на долгосрочную перспективу учитывают сохранение единых нормативов для бюджетов муниципальных районов и городских округов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

5.2. Основные задачи бюджетной политики, подходы к формированию расходов консолидированного бюджета области до 2030 года

 

Основными задачами бюджетной политики в области расходов до 2030 года являются:

достижение соответствия расходных обязательств областного бюджета источникам финансового обеспечения в долгосрочном периоде;

повышение эффективности бюджетных расходов, реализации государственных программ области;

обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации, направленных на решение неотложных проблем социально-экономического развития страны;

минимизация кредиторской задолженности по консолидированному бюджету области;

повышение эффективности межбюджетных отношений области и муниципальных образований области, создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов;

усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления области в развитии экономики соответствующих муниципальных образований области;

повышение доли инвестиционных затрат в структуре консолидированного бюджета и переход на модель бюджета развития;

совершенствование системы контроля за использованием бюджетных ассигнований.

При формировании расходов консолидированного бюджета области до 2030 года использованы следующие основные подходы:

сохранение структуры бюджетных расходов в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными бюджетным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области;

повышение доли инвестиционных затрат в структуре консолидированного бюджета;

формирование и развитие Финансового демографического фонда как инструмента гарантированного обеспечения расходных обязательств в рамках реализации стратегического направления (проекта) «Демография» Стратегии социально-экономического развития области;

ежегодное начиная с 2018 года формирование в составе расходной части областного бюджета условно утверждаемых расходов.

Прогноз расходов консолидированного бюджета области до 2030 года предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.

 

5.3. Основные задачи долговой политики, подходы к формированию дефицита областного и местных бюджетов до 2030 года

 

С учетом ограничений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части показателей долговой устойчивости субъектов Российской Федерации (размера дефицита бюджета, государственного долга, объема расходов на обслуживание государственного долга) основными задачами долговой политики на период до 2030 года являются:

эффективное управление и поддержание объема государственного долга области на экономически безопасном уровне;

обеспечение гарантированного выполнения долговых обязательств в полном размере и установленные сроки;

оптимизация структуры государственного долга области по видам и срокам заимствований;

минимизация стоимости заимствований;

соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Долговая политика муниципальных образований области должна быть направлена на сокращение объема муниципальных заимствований в целях недопущения дальнейшего роста муниципального долга.

При базовом варианте социально-экономического развития области планируется снизить уровень государственного долга области в 2019 году до экономически безопасного уровня (не более 54 % от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета), по итогам исполнения областного бюджета в 2030 году - до уровня не более 30 % от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Уровень муниципального долга в период с 2020 года по 2030 год планируется снизить на 1,1 млрд. рублей.

Дефицит (профицит) областного бюджета спрогнозирован с учетом изменения доходов областного бюджета при различных сценариях социально-экономического развития области, необходимости соблюдения условий соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение долговых обязательств области.

 

5.4 Основные характеристики консолидированного бюджета области на период до 2030 года

 

Основные параметры консолидированного бюджета области до 2030 года приведены в приложении 1 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Объем доходов и расходов консолидированного бюджета области в 2030 году в сравнении с 2015 годом в условиях базового сценария прогноза социально-экономического развития области увеличится в 1,7 раза. Объем налоговых и неналоговых доходов увеличится в 2030 году в сравнении с 2015 годом в 2 раза.

Основным источником доходов консолидированного бюджета области в период до 2030 года будет оставаться налог на доходы физических лиц. Доля имущественных налогов в 2030 году составит 21 % от доходной базы консолидированного бюджета области. Ожидается рост доли имущественных налогов и налога доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета области с 61 % в 2015 году до 64 % к 2030 году, что позволит обеспечить необходимый уровень устойчивости консолидированного бюджета области. Удельный вес поступлений налога на прибыль составит 17 % собственных доходов бюджета области.

В связи с переходом на уплату акцизов на алкогольную продукцию по месту потребления ожидается снижение доли данного доходного источника до 1 % к 2030 году против 5 % в 2015 году.

Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области до 2030 года приведена в приложении 2 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Показатели объема консолидированного долга области, структура государственного долга области, показатели долговой устойчивости Вологодской области до 2030 года приведены в приложении 3 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

 

5.5 Основные характеристики областного бюджета на период до 2030 года

 

Основные характеристики областного бюджета до 2030 года приведены в приложении 4 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Объем доходов областного бюджета в 2030 году в сравнении с 2015 годом в условиях базового сценария социально-экономического развития области увеличится в 1,8 раза. Объем налоговых и неналоговых доходов возрастет в 2030 году в сравнении с 2015 годом в 2,2 раза. Объем расходов областного бюджета в 2030 году в сравнении с 2015 годом увеличится в 1,7 раза. Объем дефицита областного бюджета не превысит 10 % объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках планируемого к формированию Финансового демографического фонда, увеличивается пропорционально росту расходов областного бюджета.

Повышение доли инвестиционных затрат в структуре расходов областного бюджета запланировано в рамках реализации государственных программ области.

Структура налоговых и неналоговых доходов областного бюджета до 2030 года приведена в приложении 5 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Оценка расходов областного бюджета на реализацию государственных программ Вологодской области и непрограммных направлений деятельности органов государственной власти области до 2030 года приведены в приложении 6 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований области из областного бюджета приведен в приложении 7 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

 

5.6. Основные характеристики местных бюджетов на период до 2030 года

 

Основные характеристики бюджетов муниципальных образований области до 2030 года приведены в приложении 8 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Структура налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов до 2030 года приведена в приложении 9 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

 

6. Оценка расходов на реализацию государственных программ Вологодской области при различных вариантах прогноза социально-экономического развития области

 

Интеграция стратегического и бюджетного планирования в области осуществляется в рамках государственных (муниципальных) программ области, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, бюджетные ассигнования для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ).

Перечень государственных программ области утвержден постановлением Правительства области от 22 декабря 2011 года №  1629.

Долгосрочным бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объемы расходов областного бюджета на реализацию государственных программ области на период их действия - до 2020 года. За пределами периода действия утвержденных государственных программ области применены укрупненные оценки объемов бюджетных ассигнований, планируемых в рамках реализации государственных программ области в соответствующих сферах. Это позволит Правительству области и органам исполнительной государственной власти области, являющимся ответственными исполнителями государственных программ области, определить цели и ожидаемые результаты государственных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития области, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.

Прогноз объемов бюджетных ассигнований, запланированных в рамках реализации государственных программ области на период их действия до 2020 года, а также укрупненные оценки объемов бюджетных ассигнований, планируемых в рамках реализации государственных программ области в соответствующих сферах на 2025 и 2030  годы, приведен в приложении 10 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

Предельные объемы расходов областного бюджета на реализацию государственных программ области на период до 2030 года не предопределяют объем и структуру расходных обязательств области, подлежащих финансированию из областного бюджета. Это индикативная оценка объема расходов, который в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза может быть учтен при формировании ассигнований областного бюджета по соответствующей государственной программе Вологодской области на очередной финансовый год и плановый период.

В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать финансово-обеспеченные государственные программы области, создать стимулы, прежде всего, для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

В случае разработки и принятия новых государственных программ области бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим государственным программам области или за счет условно утверждаемых расходов.

Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде предусматривается в соответствии с общими подходами к формированию бюджетных расходов.

Предельные объемы на финансовое обеспечение реализации государственных программ области и прогноз расходов областного бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности органов исполнительной государственной власти области приведены в приложении 10 к долгосрочному бюджетному прогнозу.

 

7. Основы финансовых взаимоотношений между органами государственной власти области и органами местного самоуправления области. Направления совершенствования межбюджетных отношений в области

 

Состояние межбюджетных отношений в регионе оказывает серьезное влияние на экономическое и социальное развитие муниципальных образований. Преимущества и риски различных вариантов развития этих отношений обуславливают необходимость поиска решений, направленных на выбор оптимального соотношения между финансовой самостоятельностью муниципальных образований с одной стороны и мерами контроля со стороны региональной власти по реализации целей и приоритетов государственной политики в регионе – с другой.

Основное направление развития системы межбюджетных отношений в области в долгосрочной перспективе заключается в постепенном повышении доли финансовых ресурсов, сосредоточенных в местных бюджетах, по мере формирования механизмов эффективного и ответственного управления финансами на муниципальном уровне. Исходя из этого политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на создание стабильных финансовых взаимоотношений между региональными органами управления и органами местного самоуправления, формирование объективной и прозрачной системы бюджетного выравнивания.

Реализация мер, направленных на достижение этих целей, будет осуществляться путем создания условий для повышения финансовой самостоятельности муниципальных районов и городских округов за счет продолжения практики замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, внедрения практики стимулирования роста доходного потенциала муниципальных образований области через механизм корректировки дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, создания условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований области.

Важным направлением бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности и результативности использования субсидий муниципальными образованиями области путем усиления мер ответственности органов исполнительной государственной власти области за несвоевременное распределение и доведение субсидий муниципальным образованиям области, за достижением главными распорядителями средств областного бюджета значений целевых показателей результативности субсидий, а также ужесточения мер ответственности муниципальных образований области за неисполнение ими условий предоставления субсидий.

Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления, будет производиться за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Ключевой задачей в сфере предоставления субвенций является обеспечение достаточности средств областного бюджета, направляемых на исполнение делегированных полномочий.

Будет продолжено использование механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области в соответствии с потребностью в средствах и сроками возникновения денежных обязательств, что позволит эффективно использовать бюджетные ресурсы и не допускать наличия значительного объема неиспользованных остатков целевых средств в местных бюджетах.

В рамках совершенствования системы мониторинга за состоянием муниципальных финансов будут продолжены практика проведения оценки качества управления муниципальными финансами, реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.

Формирование и исполнение местных бюджетов будет осуществляться на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития территорий.

 

8. Оценка бюджетных рисков

 

Риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от проводимой на федеральном уровне бюджетной политики в части передачи дополнительных полномочий на уровень субъектов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к выпадающим доходам или увеличению объема финансового обеспечения расходных обязательств регионов и муниципальных образований.

Указанные действия могут повлечь за собой значительное увеличение расходных обязательств области и муниципальных образований области и (или) сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, рост объема финансового обеспечения расходных обязательств области и муниципальных образований области может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.

Также одним из факторов риска невыполнения плановых расходных обязательств является невыполнение плана по доходам областного бюджета в результате:

принятия на федеральном уровне решений, приводящих к снижению доходной базы консолидированного бюджета области;

сокращения темпов экономического развития вследствие ухудшения конъюнктуры рынка;

невыполнения физическими и юридическими лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и платежей и получения необоснованной экономической выгоды, недостаточной эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов.

Основным риском в сфере долговой политики является увеличение долговой нагрузки на бюджет в результате возникновения выпадающих доходов областного бюджета в связи с замедлением темпов экономического развития области и сохранения при этом обязанности по выполнению социальных расходов в необходимом объеме. В случае наступления данного риска потребуется привлечение рыночных заимствований.

Как следствие возникает риск увеличения объема государственного долга области и, соответственно, невозможность соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств области в части снижения государственного долга в 2019 году до экономически безопасного уровня - не более 54 % от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Рисками также являются ухудшение конъюнктуры на финансовых рынках, дефицит банковской ликвидности, повышение ключевой ставки Банка России. Эти факторы увеличивают стоимость средств, привлекаемых в кредитных организациях, приводят к росту расходов на обслуживание государственного долга.

Таким образом, основными бюджетными рисками, возникающими в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза, являются:

риск сокращения поступления доходов консолидированного бюджета области по сравнению с запланированным уровнем;

риск сокращения объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;

риск увеличения объема финансового обеспечения расходных обязательств области и муниципальных образований области;

риск увеличения долговой нагрузки на бюджет;

риск увеличения стоимости кредитных ресурсов.

Наступление рисков в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза приведет к ухудшению сбалансированности консолидированного бюджета области и необходимости принятия органами власти области дополнительных мер, направленных на мобилизацию дополнительных источников, оптимизацию бюджетных расходов, изыскание внутренних резервов.

 

9. Механизмы управления рисками, возникающими при реализации долгосрочного бюджетного прогноза

 

В целях предупреждения наступления рисков в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза органами государственной власти области и местного самоуправления области будут осуществляться мероприятия по укреплению доходной базы консолидированного бюджета области, повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию долговой политики области.

Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности консолидированного бюджета области заключается в создании резервов, которые можно будет использовать (сократить) без сокращения ассигнований, предусмотренных на реализацию принятых расходных обязательств.

С учетом этого, в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае реализации рисков сокращения поступления доходов консолидированного бюджета области по сравнению с запланированным уровнем и (или) увеличения объема расходных обязательств области и муниципальных образований области, и (или) сокращения объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, в результате проводимой на федеральном уровне бюджетной политики в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований (5 % от общего объема расходов).

В случае наступления риска сокращения поступления доходов консолидированного бюджета области по сравнению с запланированным уровнем более чем на 5 % по различным причинам одним из направлений корректировки его последствий является сокращение расходов пропорционально сокращению собственных доходных источников.

При целевом сценарии социально-экономического развития области в период 2026-2030 годов предусмотрено формирование резервного фонда области в объеме 1,5 млрд. рублей. В случае сокращения поступления доходов областного бюджета по сравнению с запланированным уровнем, средства резервного фонда области будут задействованы в целях выполнения принятых расходных обязательств области.

С учетом того, что объем государственного долга области в 2019 году будет доведен до экономически безопасного уровня, в случае краткосрочной (до трех лет) реализации бюджетных рисков в целях обеспечения исполнения принятых расходных обязательств, возможно рассмотрение вопроса об увеличении размера государственного долга области с учетом его последующего сокращения при восстановлении темпов роста собственных доходов.

В случае реализации риска увеличения долговой нагрузки и других бюджетных рисков в долгосрочной перспективе (более трех лет) потребуется введение дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.

Основными мерами по минимизации последствий наступления бюджетных рисков должны стать запрет на принятие новых расходных обязательств, а также меры, направленные на оптимизацию и сдерживание роста бюджетных расходов, повышение эффективности бюджетных расходов, концентрацию расходов на приоритетных направлениях, связанных прежде всего с улучшением качества жизни человека в условиях режима экономии бюджетных средств.

Также минимизация бюджетных рисков возможна за счет проведения работы по привлечению дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета, по выработке и дальнейшей реализации предложений по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, направленных на укрепление доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях нивелирования риска увеличения стоимости кредитных ресурсов в результате ухудшения конъюнктуры на финансовых рынках, дефицита банковской ликвидности, повышения ключевой ставки Банка России будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового рынка, а в зависимости от сложившихся рыночных условий будут определяться варианты размещения и погашения долговых обязательств области, политика привлечения средств - на долгосрочной или среднесрочной основе.

 

 

Приложение 1

к долгосрочному

бюджетному прогнозу

 

Основные параметры консолидированного бюджета области до 2030 года

 

Консервативный сценарий социально-экономического развития области

 

(млн. руб.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

Доходы

58 063,5

67 550,5

60 016,1

58 835,5

61 831,6

63 509,0

65 683,5

67 450,9

69 093,5

70 991,9

72 978,6

75 069,8

77 429,8

80 035,7

82 844,6

85 757,8

налоговые и неналоговые доходы

47 304,1

54 507,2

52 760,2

53 661,6

56 835,4

58 789,6

60 964,1

62 731,5

64 374,1

66 272,5

68 259,2

70 350,4

72 710,4

75 316,3

78 125,2

81 038,4

безвозмездные перечисления

10 759,4

13 043,3

7 255,9

5 173,9

4 996,2

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

4 719,4

дотации

2 981,8

3 058,8

3 282,6

1 426,3

1 263,0

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

986,2

субсидии

2 955,6

2 848,7

1 071,4

1 078,0

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

1 055,7

субвенции

2 929,4

3 055,0

2 588,8

2 563,9

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

2 573,6

иные межбюджетные трансферты

1 059,8

1 957,7

109,4

105,7

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

поступления от Фонда содействия реформированию ЖКХ

557,1

1 651,9

40,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

поступления от негосударственных организаций

264,3

441,8

163,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

возврат средств в федеральный бюджет

-39,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие безвозмездные поступления

50,9

29,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Расходы

60 013,6

65 413,2

55 280,2

57 018,7

59 975,6

64 039,0

65 954,3

67 450,9

69 093,5

70 991,9

72 978,6

75 069,8

77 429,8

80 035,7

82 844,6

85 172,1

Дефицит (профицит)

-1 950,1

2 137,3

4 735,9

1 816,8

1 856,0

-530,0

-270,8

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

585,7


Информация по документу
Читайте также