Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 03.05.2017 № 363-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 03.05.2017 N 363-п

г. Ярославль

 

Об утверждении Программы развития воспитания в Ярославской области на 2017 – 2020 годы

 

В целях исполнения пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития воспитания в Ярославской области на 2017 – 2020 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Председатель

Правительства области                                                       Д.А. Степаненко


 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 03.05.2017 N 363-п

 

 

ПРОГРАММА

развития воспитания в Ярославской области на 2017 – 2020 годы

 

Паспорт Программы

 

Сроки реализации Программы

2017 – 2020 годы

Куратор Программы

первый заместитель Председателя Правительства области Костин В.Г., телефон (4852) 40-14-90

Ответственный

исполнитель Программы

ДО ЯО

директор ДО ЯО

Лобода Ирина Валентиновна,

телефон (4852) 40-18-95

Исполнители Программы

ДФКСиМП ЯО

директор ДФКСиМП ЯО

Сорокин Александр Борисович,

телефон (4852) 40-19-13

ДК ЯО

директор ДК ЯО

Васильева Марина Владимировна,

телефон (4852) 40-12-51

УСДП ЯО

начальник УСДП ЯО Башмашникова Марина Валерьевна,

телефон (4852) 40-07-89

Цель Программы

совершенствование региональной системы воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Ярославской области, на основе интеграции систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьёй, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Ярославской области

Электронный адрес размещения программы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.yarregion.ru/depts/dobr/tmpPages/pro-grams.aspx

 

I. Общая характеристика сферы реализации программы

 

Мировые социальные процессы, такие как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения Российской Федерации, деформировали традиционные моральные нормы, нравственные установки, оказывают отрицательное влияние на социальное развитие, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших институтов воспитания. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и другое, на социум обрушивается поток информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия и другие формы примитивизации личности, что приводит к постепенной утрате нашим обществом традиционно российского гражданского самосознания и базовых национальных ценностей.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для Ярославской области.

В данных условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы совершенствования системы воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, приоритетами в воспитания детей и молодежи Ярославской области должны стать поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания, в том числе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Реализация содержания приоритетных направлений воспитания предполагает формирование ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому родного края и современной социально-экономической и политической жизни страны, уважения к национальным традициям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга, опыта участия в деятельности общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки, семейные духовно-нравственные ценности. Государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Как подчеркивается в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 1, статья 2), под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Программа разработана на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

Программа имеет существенные отличия, заключающиеся в:

- концептуально-методологическом осмыслении особенностей воспитания, учитывающим специфику культурно-образовательного и социально-педагогического контекста Ярославской области;

- содержательном наполнении, позволяющем разрабатывать программы воспитания обучающихся на разных уровнях (муниципальном, локальном) с учетом сложившихся традиций и социально-педагогических условий;

- диагностическом инструментарии, позволяющем проводить мониторинг результатов воспитания в рамках неперсонифицированного оценивания личных достижений обучающихся информационно-методическими ресурсами организаций и структур различных ведомств по реализации Программы.

Программа в соответствии с целями и задачами представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти региона и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, направленный на развитие системы воспитания в регионе.

Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством образования и науки Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области.

Предварительный анализ социальной ситуации в регионе.

Социальная ситуация в регионе представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Ярославской области насчитывалось 15 2807 домохозяйств, имеющих в своем составе детей младше 18 лет, в том числе домохозяйств с одним ребенком – 11 079, с двумя детьми – 35 974, с тремя и более детьми – 5 754. Домохозяйства, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 40,8 процента от общего количества домохозяйств. Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми 77 процентов являются полными семьями. В современной семье уделяется огромное внимание развитию детей и подростков.

В области принимаются меры по созданию условий для развития ребенка в каждой семье. Инфраструктура воспитания в Ярославской области представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей, молодёжи, а также предполагает защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья: создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.

Исключительную роль в инфраструктуре воспитания в Ярославской области играют образовательные организации, являющиеся основными воспитательными структурами с позиции педагогического прогнозирования, интернирующиеся с другими организациями и структурами. Система образования Ярославской области включает:

- 411 дошкольных образовательных организаций;

- 389 общеобразовательных организаций, в том числе 20 общеобразовательных школ, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- 76 организаций дополнительного образования детей;

- 40 профессиональных образовательных организаций;

- 14 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Ярославской области в отношении дошкольных образовательных организаций проведена оценка качества образовательной деятельности путем анкетирования более 20 тысяч родителей воспитанников детских садов области. По результатам оценки руководителями дошкольных образовательных организаций и руководителями муниципальных органов управления образованием сформированы планы по улучшению ситуации в конкретных детских садах и в муниципальной системе дошкольного образования.

Основные общеобразовательные программы реализовывают 389 общеобразовательных учреждений, в которых получают общее образование 118,284 тыс. обучающихся. В 20 государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях обучаются 4 826 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Полностью удовлетворена потребность в получении общего образования детьми-инвалидами в дистанционной форме. По данной форме обучаются 115 детей, 7 643 ребенка с ограниченными возможностями здоровья обучается в муниципальных общеобразовательных школах по индивидуальным образовательным программам или в специальных (коррекционных) классах.

В рамках реализации региональной программы «Доступная среда» в области проведены мероприятия по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, адаптированы помещения 8 школ.

В 22 процентах общеобразовательных организаций области созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

В Ярославской области созданы условия для выявления, поддержки и сопровождения одарённых и талантливых детей. Ежегодно проводится региональный этап всероссийской олимпиады школьников по 20 предметам, в нем принимают участие более 1 400 человек. В 2016 году 21 обучающийся получил дипломы победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. В открытой Китайской олимпиаде по математике для девушек 2 ученицы завоевали серебряные медали. В 17 интернет-проектах приняли участие 7 467 обучающихся.

В целях выявления профессионально перспективных, талантливых обучающихся учреждениями культуры региона проводятся творческие мероприятия по всем направлениям искусств.

В 2016 году в рамках ведомственной целевой программы ДК ЯО на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утверждённой приказом ДК ЯО от 21.04.2016 N 3 «Об утверждении ведомственной целевой программы департамента культуры Ярославской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», проведено 15 мероприятий, в которых приняли участие 4 755 детей. Ежегодно команда Ярославской области участвует в молодежных Дельфийских играх России – масштабных соревнованиях молодых профессионалов в области искусств. В 2016 году обучающиеся образовательных учреждений сферы культуры области завоевали золотую, серебряную, бронзовую медали.

В регионе созданы все условия для гармоничного развития ребенка через систему воспитательной работы школ и систему дополнительного образования детей. В настоящее время дети получают бесплатную услугу по дополнительным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в рамках государственного и муниципального заданий. В региональной системе образования функционирует 76 учреждений дополнительного образования детей, которые насчитывают 6 333 детских объединения. Всего в них занимается 88 024 ребёнка.

На базе общеобразовательных учреждений функционирует 3 260 детских объединений, воспитанниками которых являются 54 287 школьников.

Реализуются программы по следующим направленностям:

- техническая (298 объединений);

- спортивно-техническая (69 объединений);

- эколого-биологическая (427 объединений);

- спортивная (1 164 объединения);

- художественная (2 518 объединений);

- культурологическая (141 объединение);

- туристско-краеведческая (396 объединений).

Кадетское движение в регионе существует уже больше десяти лет. В настоящее время в 8 муниципальных образованиях области функционирует 150 кадетских классов с охватом более 4 тысяч обучающихся различной специализации (полицейской, общевойсковой, лётной, казачьей, военно-морской и другой).

Организация деятельности кадетских классов (групп, объединений) осуществляется на основании образовательных программ, таких как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Кадет России», «Юный полицейский России», «Честь и мужество», «Школа безопасности», «Юные туристы-спасатели». Кадеты образовательных организаций региона ежегодно принимают участие в областном смотре-конкурсе «Ярославский кадет», региональной военно-патриотической акции «Лыжный пробег – Русь», мероприятиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, профильных лагерях патриотической направленности.

Охват детей программами дополнительного образования в 2016 году составляет:

- в системе образования – 59 процентов;

- в системе культуры – 11 процентов;

- в системе физической культуры и спорта – 14 процентов.

В системе дополнительного образования детей сферы культуры насчитывается 38 образовательных учреждений, из них 20 детских школ искусств, 4 детские художественные школы, 13 детских музыкальных школ, 1 детская хоровая школа. Общее количество обучающихся – 13 038 детей.

В области физической культуры и спорта в регионе функционирует 41 спортивная школа, где занимается 21 809 детей, из них 13 детско-юношеских спортивных школ, 28 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.

В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», и областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п «Об утверждении областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2016 – 2020 годы», по инициативе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, УСДП ЯО и ДО ЯО реализуется проект по созданию и развитию интернет-сайта для несовершеннолетних «Подросток и закон» http://podrostok. edu.yar.ru (далее – сайт).

Создание, поддержка и развитие сайта осуществляются ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании». Информация, представленная на сайте, помогает несовершеннолетним, их родителям получить правовую информацию. На сайте реализован сервис юридической онлайн-консультации для детей и подростков, благодаря которой пользователи могут задать вопрос квалифицированному юридическому онлайн-консультанту. На сайте размещены информационные ресурсы для детей и родителей, посвященные безопасному поведению детей и родителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На сайте представлены следующие разделы: «Права, обязанности и ответственность», «Мультимедийная карта помощи», «Виртуальные экскурсии» и так далее. Реализация мероприятия обусловлена необходимостью развития эффективных современных путей привлечения несовершеннолетних к усвоению правовых знаний, пропаганды безопасного поведения среди детей, подростков и молодежи, создания условий для повышения информированности и вовлечения в совместную работу по профилактике правонарушений педагогов, родителей, специалистов высшей школы и работников различных учреждений.

По материалам международных интернет-проектов, проводимых по инициативе Ярославской области, создан информационный ресурс, направленный на формирование уважительного и заинтересованного внимания к культуре нашей многонациональной Родины (http://bridges.edu.yar.ru/).

За время проведения проектов к информационному ресурсу обратилось более 235 000 уникальных пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Общение и творческое взаимодействие участников проектов организовано с использованием технологий информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В рамках проектов реализованы акции стран-участниц проекта, а также создана общая виртуальная карта (http://bridges.edu.yar.ru/d2014/tree/map.html).

Профессиональное образование Ярославской области в современных условиях находится в процессе качественного обновления своей деятельности. Сеть государственных профессиональных образовательных организаций Ярославской области включает 40 организаций, функционально подчинённых ДО ЯО. Территориально сеть профессиональных образовательных организаций охватывает всю Ярославскую область. Наибольшее количество профессиональных образовательных организаций расположено в городах Ярославле и Рыбинске.

Разработан комплекс мер по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в Ярославской области на 2015 – 2017 годы (далее – комплекс мер).

Комплекс мер направлен на развитие профессиональной ориентации обучающихся, содействие трудоустройству и профессиональному развитию выпускников, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Для эффективного управления профориентационной работой в регионе проводятся мониторинг профессиональных планов и уровня готовности старшеклассников общеобразовательных организаций Ярославской области к профессиональному выбору и мониторинг профориентационной работы в образовательных организациях интернатного типа. На базе профессиональных образовательных организаций создаются инновационные структуры, такие как ресурсные центры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, специализированные центры компетенций. Инновационные структуры призваны сыграть ведущую роль в росте профессионализма рабочих кадров, обеспечить формирование нового образа учреждения профессионального образования, повысить престиж и привлекательность рабочих профессий среди молодежи.

В Ярославской области функционирует 21 ресурсный центр по следующим направлениям: металлообработка, строительство, транспорт, сварочное, радиотехническое, сельскохозяйственное, фармацевтическое производство, гостиничный сервис, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, теплоэнергетика, народные художественные промыслы. Основной задачей данных направлений является повышение уровня квалификации выпускников. Во всех профессиональных образовательных организациях реализуется учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда», осуществляется консультационная работа по вопросам самопрезентации и трудоустройства, формируется практика индивидуального планирования трудоустройства выпускников, организована производственная практика выпускников в организациях и на предприятиях с возможностью их дальнейшего трудоустройства.

В Ярославской области реализуются крупные инновационные проекты, меняющие содержание и организацию среднего профессионального образования. Один из таких проектов направлен на внедрение дуального образования и движения WorldSkills.

С 2014 года Ярославская область стала официальным участником движения WorldSkills Russia. В области создан региональный координационный центр WorldSkills, а на базе ведущих профессиональных образовательных организаций созданы специализированные центры компетенций.

В Ярославской области реализуется проект VETnet – German Chambers worldwide network (AHK) for cooperative, work-based Vocational Education&Training (VETnet – всемирная сеть немецких торгово-промышленных палат за объединенное профориентированное образование и подготовку), который презентован Российско-Германской внешнеторговой палатой. Он призван продвинуть на рынки 11 стран уникальный многовековой опыт Германии в сфере профессиональной подготовки, который берет начало в практике объединений германских ремесленников и называется сегодня дуальным образованием.

На сегодняшний день в рамках реализации региональной политики в сфере государственной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнуты определённые результаты.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот требует совершенствования системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей. Во всех муниципальных районах области организована работа по сопровождению замещающих семей. Обеспечение деятельности 22 служб сопровождения осуществляется за счёт средств областного бюджета. Ежегодно специалистами служб сопровождения оказывается более 13 тысяч услуг опекунам, попечителям, приёмным родителям, в том числе и самим подопечным. В рамках клубной работы проведено более 60 праздников, творческих мероприятий для замещающих семей. Работа специалистов служб сопровождения позволяет минимизировать случаи возврата детей-сирот из замещающих семей в государственные учреждения.

С 2014 года активное участие в сопровождении приёмных семей принимает общественное объединение «Областной совет приёмных родителей», в состав которого входят более 50 приёмных родителей.

В 2015 году областным советом проведен творческий конкурс среди приёмных семей области «Ассамблея замечательных семей». Становится традицией участие приёмных родителей области во Всероссийских форумах приёмных родителей. В текущем году областным советом приёмных родителей создана некоммерческая общественная организация «Агентство социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей «Моя семья». Перед учреждениями культуры области стоит задача содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семей с детьми. В области реализуются целевые программы, специальные познавательные экскурсионные туры, которые предусматривают поэтапное культурное семейное образование.

В Ярославской области функционируют 22 государственных учреждения, 175 муниципальных учреждений культуры (640 филиалов). Сеть учреждений культуры региона стабильна на протяжении последних 6 лет и в целом соответствует федеральным нормативам обеспеченности объектами социальной инфраструктуры по всем типам учреждений культуры областного подчинения. В отрасли работают 7 750 человек (без учета органов управления). На территории региона более 4 600 объектов культурного наследия (из них 609 – федерального значения, 996 – регионального, 39 – местного (муниципального)). Ярославская область по большинству показателей деятельности в сфере культуры продолжает занимать высокое место среди регионов Центрального федерального округа. Учреждения культуры показывают стабильный прирост результативности работы по большинству направлений. Библиотечная сеть области включает в себя 383 библиотеки, из которых 187 находится в сельской местности.

Актуальность развития воспитательного потенциала библиотек зафиксирована в Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 N 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».

На региональном уровне разработана Концепция формирования и развития региональной сети школьных информационно-библиотечных центров, где обозначены актуальные проблемы деятельности школьных библиотек, а также определены пути решения проблем.

В области есть интересный опыт организации воспитательной работы на базе школьных библиотек. Выявить его позволили региональные конкурсы, проходившие в 2015 – 2016 годах (материалы конкурсов опубликованы на сайте ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»).

Музейную сеть составляют 13 музеев, в том числе 1 федеральный, 6 областных, 6 муниципальных. Государственные музеи области расположены в исторических зданиях и комплексах – памятниках истории и культуры федерального и регионального значения, приспособленных для музейных целей. Государственными музеями Ярославской области в 2016 году реализовано 178 выставочных проектов. Ежегодное увеличение количества выставок за указанный период составило 4 процента. Концертно-зрелищные учреждения области представлены 5 театрами, в том числе 1 федеральным, 2 областными, 2 муниципальными, филармонией, концертно-зрелищным центром и самостоятельными профессиональными творческими коллективами города Рыбинска и города Ростова.

Образование в сфере культуры и искусства обеспечивают 35 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств (в том числе 17 – в муниципальных районах Ярославской области), в которых обучается 13 351 человек (11 процентов от общего количества детей области в возрасте 6 – 15 лет), 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, в которых обучается 617 учащихся. Некоммерческие организации и творческие союзы в Ярославской области представлены профессиональными объединениями писателей, музыкантов, театральных деятелей, архитекторов, художников, фотохудожников, дизайнеров, негосударственным учреждением культуры «Ярославский камерный театр», частными театрами кукол. Особое внимание уделяется обеспечению доступности услуг сферы культуры для всех категорий и групп населения региона.

В соответствии с Социальным кодексом Ярославской области ДК ЯО разработан порядок предоставления социальной услуги по обеспечению бесплатного посещения государственных музеев многодетными семьями. Существуют система адресной поддержки профессионального искусства, литературы и творчества в форме грантов и премии, поддержка талантливой молодежи и одарённых детей.

В настоящее время уровень развития физической культуры и спорта в Ярославской области характеризуется следующими основными показателями. Увеличивается численность систематически занимающихся физической культурой и спортом. По итогам государственной статистической отчётности численность систематически занимающихся физической культурой и спортом составляет 36 4667 человек, что составляет 30,9 процента от общей численности населения Ярославской области. Всего деятельность в сфере физической культуры и спорта осуществляло 1 446 учреждений и организаций.

В последние 2 года наблюдается тенденция к незначительному уменьшению числа организаций, осуществляющих работу в сфере физической культуры и спорта. Это связано с процессом реорганизации спортивных учреждений на уровне муниципальных образований области с целью повышения эффективности управления в сфере физической культуры и спорта (1 центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» и 66 спортивных школ, из них 30 спортивных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 36 детско-юношеских спортивных школ).

По ведомственной принадлежности спортивные школы Ярославской области распределены следующим образом:

- 42 находятся в ведении органов управления в сфере физической культуры и спорта;

- 21 – в ведении органов управления образованием;

- 3 – в ведении иных организаций.

Количество занимающихся в спортивных школах составляет 33 139 человек. Увеличивается численность штатных работников физической культуры и спорта.

С 2014 года на территории региона началось внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В 2016 году к участию в мероприятиях по сдаче нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» привлечено более 10 тысяч человек.

В Ярославской области инициированы и реализуются проекты, направленные на формирование ценности здоровья и физической культуры. Региональный проект «Футбол с детства!», реализуемый в рамках регионального проекта «Разработка и внедрение организационно-педагогической модели культурно-досуговой деятельности детей на основе массовых видов спорта», привлекает детей разного возраста. Идея данного проекта – создание модели семейно-досуговой деятельности на основе футбола, которая позволит объединить усилия педагогического, тренерского состава, родительской и спортивной общественности по пропаганде здорового образа жизни и массового занятия спортом.

Государственная молодежная политика Ярославской области – система мер, устанавливаемых органами государственной власти Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий стимулирования и поддержки эффективной социализации, гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи в культурную, экономическую и политическую общественную жизнь.

В областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой Ярославской области, входят 10 областных общественных организаций, в программах которых задействовано порядка 30 тысяч молодых жителей региона. В муниципальные реестры включены и получают поддержку органов местного самоуправления муниципальных образований области 239 молодёжных и детских общественных объединений. Общее количество участников указанных объединений составляет более 25 тысяч человек.

В области ежегодно организуются профильные лагеря (смены), походы, экспедиции туристической, патриотической и спортивной направленности, конкурсы социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей в рамках областной целевой программы «Семья и дети Ярославии», утверждённой постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п «Об утверждении областной целевой программы «Семья и дети Ярославии» на 2016 – 2020 годы».

В рамках профильных лагерей (смен) организуется отдых для детей:

- участвующих в работе общественных объединений;

- являющихся победителями международных, всероссийских и областных предметных олимпиад, фестивалей самодеятельного творчества, спортивных соревнований;

- находящихся в трудной жизненной ситуации.

В организации и проведении профильных лагерей (смен) на территории Ярославской области принимают участие органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления. В профильных лагерях (сменах) участвует более 11 000 детей.

В рамках реализации областной целевой программы за счет средств областного бюджета проведен ежегодный конкурс социально значимых проектов в сфере отдыха и оздоровления детей. Были реализованы следующие социально значимые проекты:

- областной лагерь для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Славное дело»;

- проект «Возвращение птицы счастья» (номинация «Равные права – равные возможности»). В рамках проекта организованы отдых и оздоровление 240 детей, в том числе 40 детей с ограниченными возможностями здоровья. В проекте приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья, члены Ярославской региональной общественной организации инвалидов «Лицом к миру» и дети, отдыхающие в лагере в период данной смены из различных муниципальных районов области;

- социально значимый проект «Мир один на всех» (номинация «Творческая реабилитация детей-инвалидов в каникулярное время»). В рамках проекта организованы отдых и оздоровление детей-инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет с различными нарушениями развития (заболевания нервной системы, психические заболевания, врожденные аномалии, эндокринные заболевания);

- областной лагерь «Алые паруса» для девушек 14 – 16 лет, находящихся в социально опасном положении (номинация «Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время»).

Подростки, состоящие на различных видах профилактического учета, приняли участие в туристических слетах и профильных лагерях, организуемых в муниципальных районах и городских округах Ярославской области (лагерях труда и отдыха «Профи», «Найди верную дорогу», «Мы вместе!» «Альтернатива», профильных оздоровительных лагерях «Микс» и «Школа жизни»).

Для развития кадрового потенциала реализации региональной программы воспитания привлечены лучшие педагогические работники образовательных организаций, работники различных структур и организаций разной ведомственной принадлежности, участники общественных организаций, активисты неформального образования. Однако важно отметить необходимость обновления в содержании и технологиях подготовки кадров. В среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах, способных осуществлять воспитательную деятельность на основе принципов, указанных в Программе. В настоящее время дефицит педагогических кадров остро не ощущается, это связано с большим количеством работающих пенсионеров, а также действующими в Ярославской области образовательными организациями высшего образования педагогического профиля (Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского») и образовательными организациями среднего профессионального образования педагогического профиля (ГПОАУ ЯО «Угличский индустриально-педагогический колледж», ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж», ГПОАУ ЯО «Ростовский педагогический колледж», ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж», ГПОАУ ЯО «Рыбинский профессионально-педагогический колледж»). Контингент студентов педагогических вузов сокращается. Всё это может в ближайшем будущем стать причиной педагогического кризиса.

В Ярославской области по системе «педагогический колледж – педагогический вуз – аспирантура – докторантура» подготовлено порядка 1 300 специалистов в год. Количество специалистов, трудоустроенных по специальности, составляет 95 процентов. Это высокий показатель для обеспеченности кадрами в регионе.

Вместе с тем в детской и молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие, что способствует снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества:

- ухудшение состояния физического и психического здоровья молодого поколения;

- отсутствие у молодёжи стремления активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: количество молодых предпринимателей не превышает 2 – 3 процентов от численности всей молодежи;

- деформация духовно-нравственных ценностей, размытие моральных ограничителей на пути к достижению личного успеха;

- слабое развитие культуры ответственного гражданского поведения;

- отсутствие у молодёжи стремления к общественной деятельности, навыков самоуправления;

- снижение абсолютной численности и доли молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами.

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы

 

1. Концептуальные основы Программы

 

Методологическим базисом концепции Программы являются взаимообусловленные и взаимодополняемые системно-деятельностный и аксиологический подходы.

Аксиологический подход трактует воспитание как процесс интериоризации (внутреннего присвоения) личностью общечеловеческих ценностей: добро, красота, познание, человек, жизнь, здоровье, Отечество, малая Родина, семья, труд, природа, творчество. Ценности не ощущаемы, но они «просвечивают» в материальной, социальной и духовной сферах, в любой деятельности, являясь аксиологическим ядром культуры личности, культуры любого сообщества, культуры нации. Согласно аксиологическому подходу целью процесса воспитания является формирование ценностного отношения личности к себе, своей деятельности и к окружающему миру (миру людей, вещей, природы). Тщательное планирование стратегий развития воспитательной системы, тактических целей воспитательных мероприятий и оперативных задач воспитывающих ситуаций позволяет аксиологизировать (наполнить ценностями) процесс воспитания, создать условия для поиска обучающимися жизненных смыслов, выстраивания жизненных перспектив и выбора стратегий и системы личностных ценностных координат.

Системно-деятельностный подход, рассматривая личность как субъект собственной деятельности и собственного развития, противостоит догматической передаче нравственной информации и обезличенности воспитания. Личность формируется в самостоятельной, в том числе и нравственной, деятельности.

Воспитание – это процесс самостоятельной деятельности обучающегося, направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом, на становление ее сознания, ядром которого являются ценностные ориентации. Педагог не только демонстрирует культурные образцы деятельности и модели поведения, но и создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции) и самостоятельной выработки жизненных ценностей. Он выступает в роли организатора системы воспитывающих ситуаций, в которых обучающийся является активным деятелем. Воспитание, таким образом, рассматривается как событийность детей и взрослых в системном процессе обучения, внеурочной воспитательной деятельности, внешкольной воспитательной работы. Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих нравственное действие обучающегося.

 

2. Основные идеи и принципы реализации Программы

 

В основу разработки Программы положены идеи и принципы, отражающие региональный культурно-исторический и социально-педагогический контекст воспитательного пространства Ярославской области:

- идея межнационального согласия и межкультурных коммуникаций.

В Ярославской области проживают представители более 150 национальностей и этнических общин, что предполагает организацию процесса воспитания как межкультурное и межнациональное общение, формирующее межэтническую и межконфессиональную толерантность, уважение культурных особенностей, традиций, обычаев, убеждений и мировоззрения представителей других народов;

- идея диалога, реализующаяся в нескольких аспектах:

как установка на сотрудничество и ведение консенсусного диалога в многоаспектном и разноуровневом межличностном взаимодействии воспитанников с педагогом, со сверстниками, со взрослыми, с носителями родной культуры и культуры другого этноса;

как диалог культур: разных этносов, разных поколений, разных субкультур и молодежных направлений;

как развиваемая познавательная потребность воспитанника в его субъектном постижении истории, культуры, искусства родного края и Отечества в постоянном сравнении – «диалоге культур» прошлого и настоящего;

как установка на рефлексию и самопознание, диалогическое общение со своим внутренним «я»;

- идея социального партнерства.

Современное образование включает разнообразных субъектов в создание воспитывающей среды за счет привлечения резервов окружения, интеграции ресурсов (интеллектуальных, материальных, духовных) всех заинтересованных лиц. Социальное партнерство, как добровольное сотрудничество, организуется на основе консенсусного диалога и взаимовыгодного социального обмена (идеями, ценностями, знаниями) с соблюдением интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих воспитательных целей. Социальными партерами школ в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другое. Родители и семья являются стратегическими социальными партнерами;

- идея поддержки и укрепления межпоколенческих связей.

Изучение устной истории России, Ярославской области, своей малой Родины и семьи, волонтерская работа с ветеранами, развитие музейной педагогики активно способствуют сохранению памяти великих свершений поколения дедов и отцов и гордости за них, продолжению культурных традиций старших поколений, формированию уважения, толерантности, гуманистических ценностей. Различные формы сотрудничества представителей разных поколений, разновозрастные команды (в том числе учеников и учителей) способствуют развитию взаимопонимания, культуры общения, формированию национального самосознания и идентичности, социальных и коммуникативных компетентностей личности;

- идея социального проектирования.

Проектирование в качестве интерактивной формы и метода является эффективным средством не только обучения, но и воспитания. Исследовательские и творческие проекты обладают большим воспитательным потенциалом, однако социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой Родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение. Социальное проектирование включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо села, региона, России. Это – социально-ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад школьников в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя;

- идея командной деятельности.

Личность формируется в отношениях, и педагогическая задача – формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми и так далее.

В основе сотрудничества лежат общие цели, ценности, этические принципы взаимного уважения и доверия, командный дух (чувство «Мы»). Люди, составляющие команду, действуют эффективнее, лучше взаимодействуют, быстрее обучаются, работают стабильно и качественно. Командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность и так далее. Очень важно, чтобы целью команды стала социально-значимая деятельность;

- идея использования социальных практик.

Социальная практика является средством организации активной жизнедеятельности обучающихся, широко зарекомендовавшим педагогическим средством, обладающим большим воспитательным потенциалом. Формами социальных практик являются практика работы с информацией, проектная деятельность, практика исследовательской деятельности, культурологическая практика, социально-правовая практика, практика творческой деятельности, практика социального проектирования, управленческая практика, социальный экстрим, экскурсионно-экспедиционная практика. Социальная практика позволяет легче и быстрее осваивать новые виды действий, социальные роли, модели поведения. Разнообразие социальных практик позволяет широко использовать их в воспитательном процессе, в совместной деятельности, как эффективное средство социализации.

В качестве основных принципов, определяющих успешность проектирования и реализации Программы, выступают следующие:

- комплексность всех форм и методов воспитательного взаимодействия;

- целенаправленность всего комплекса воспитательных мероприятий;

- преемственность форм и методов воспитательной деятельности, осуществляемых на определённом этапе Программы, её формами и методами на последующем этапе;

- непрерывность воспитательной деятельности на разных этапах взросления детей.

При осуществлении воспитательных мероприятий Программы реализуются следующие принципы:

- принцип демократизма, предполагающий систему воспитания, в которой каждый человек имеет определённые права и может участвовать в принятии важных решений непосредственно или через своих представителей, где реализуется единство свободы во взглядах, поведении и ответственности за соблюдение прав других людей;

- принцип разнообразия воспитательных систем, средств, мероприятий, механизмов, стратегий и технологий на основе повышения эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- принцип диалогичности воспитательного субъект-субъектного взаимодействия, равноправного сотрудничества, при котором воспитатель актуализирует, стимулирует стремление воспитанника к саморазвитию, создаёт условия для самодвижения;

- принцип культуросообразности, базирующийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, планами и жизненными установками;

- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- принцип «особой заботы» – создание дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;

- принцип природосообразности и природоспособности, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов (воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям), создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- принцип вариативности воспитательных систем, направленный на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- принцип индивидуализации в воспитании, предполагающий систему воспитания детей и молодёжи на основе индивидуального интереса и выбора деятельности в контексте реализации общественных и культурно-исторических ценностей и традиций;

- принцип государственно-общественного управления воспитанием, предполагающий разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения проблем, терпимости к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов; принятие другого как значимого и ценного;

- принцип учета духовной составляющей жизни ребенка, проявляющейся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- принцип воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин (как основных, так и дополнительных образовательных программ) в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- принцип сочетания традиций и инноваций позволяет, с одной стороны, сохранить целостность и преемственность воспитательного процесса, обеспечить трансляцию ценностей от одного поколения к другому; с другой стороны, гибко реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе;

- принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов данного преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

III. Цели и целевые показатели Программы

 

1. Цель программы

 

Совершенствование региональной системы воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Ярославской области, на основе интеграции систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьёй, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Ярославской области.

 

2. Целевые показатели Программы

 

1.1. Количество программ и проектов, направленных на развитие воспитания в Ярославской области и реализуемых в межведомственном формате.

1.2. Доля детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года, в общей численности детей, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе.

1.3. Количество детских общественных объединений, реализующих проекты и мероприятия, направленные на развитие воспитания в Ярославской области, с участием детей, проживающих в сельской местности.

1.4. Количество программ и проектов, направленных на развитие воспитания в Ярославской области и реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.5. Количество консультационных центров по вопросам воспитания.

 

3. Задачи программы

 

3.1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребёнка Ярославской области посредством включения его в региональное воспитательное пространство, участие в различных социальных проектах и программах.

3.2. Разработка и реализация мероприятия по организации интеграции систем общего и дополнительного образования на региональном уровне с привлечением органов власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

3.3. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитания в организациях и структурах различной ведомственной принадлежности Ярославской области.

3.4. Создание условий для роста профессиональной компетентности работников различных ведомств, осуществляющих воспитание детей и молодёжи в Ярославской области.

3.5. Обеспечение необходимых информационно-методических условий для реализации Программы и поддержки деятельности кадров, осуществляющих процесс воспитания.

 

4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках Программы

 

К мерам государственного регулирования в рамках Программы относятся меры правового регулирования, направленные на совершенствование нормативной правовой базы, затрагивающие организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере воспитания детей и молодёжи.

Общее управление реализацией Программы осуществляется ДО ЯО, который координирует деятельность всех участников Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий в рамках Программы.

В целях разработки проектов нормативных правовых документов, областных целевых и региональных программ, организации их последующей реализации формируются рабочие группы из числа представителей организаций и ведомств, участвующих в реализации Программы. Работа по формированию и организации деятельности рабочих групп осуществляется ДО ЯО в порядке, установленном законодательством Ярославской области.

ДО ЯО совместно с заинтересованными организациями готовит проекты нормативных правовых документов, необходимых для реализации Программы, обеспечивает их общественную экспертизу и вносит их на рассмотрение и утверждение Правительства области.

Управление реализацией подпрограмм и мероприятий, разрабатываемых и принимаемых в рамках Программы, осуществляется в соответствии с механизмами управления и реализации указанных подпрограмм и мероприятий, предусмотренными нормативными правовыми документами об их утверждении.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по реализации в Ярославской области в 2017 – 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённым распоряжением Губернатора области от 20.02.2017 N 48-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Ярославской области в 2017 – 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В целях реализации Программы применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

- развитие и совершенствование региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Программы;

- совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

- развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

- нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Программой.

Организационно-управленческими механизмами являются:

- совершенствование в Ярославской области условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

- консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

- эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

- укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

- системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

- формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Ярославской области;

- организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Программы.

Кадровые механизмы включают:

- повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

- развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе апробации и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

- модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Программы.

Научно-методические механизмы предусматривают:

- инициирование организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

- изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

- проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в развитии личности ребенка;

- проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития ярославских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

- создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

- обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

- создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

- использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Программы;

- организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Программы с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

Ресурсами для успешной реализации Программы являются:

- развитая инфраструктура организаций – субъектов социального воспитания;

- материально-техническое и финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы;

- научно-методическое обеспечение.

Для обеспечения реализации Программы, улучшения материально-технического обеспечения органов и организаций – субъектов социального воспитания планируется в приоритетном порядке учитывать интересы семейной политики при формировании регионального бюджета и бюджетов всех уровней, концентрировать финансовые и материальные ресурсы, направляемые на реализацию приоритетных положений Программы через разработку программ и инициативных проектов по отдельным направлениям Программы, привлекать внебюджетные средства.

Реализация Программы обеспечит следующие устойчивые социальные эффекты:

- укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей на региональном уровне;

- повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

- создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

- повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

- повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

- создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных областных целевых и муниципальных программ;

- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

- снижение уровня негативных социальных явлений;

- развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

- повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

- повышение уровня информационной безопасности детей;

- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Ярославской области.

 

IV. Содержание программы

 

1. Общая характеристика направления развития воспитания

«Поддержка семейного воспитания»

 

Актуальность формирования ответственного и позитивного родительства очевидна и является одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р.

Анализ положения семей, проживающих на территории Ярославской области, выявил следующие основные проблемы поддержки семьи и семейного воспитания:

- социально-экономические: наличие трудностей в адаптации семей с детьми к условиям рыночной экономики, порождающим социальное неравенство и напряженность в обществе и обуславливающим потребность семей в государственной поддержке; значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; низкий уровень комфортности проживания семей в сельской местности;

- демографические: низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения; низкое количество детей и молодежи в демографической структуре населения; трансформация брачного поведения, более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака; трансформация репродуктивного поведения, откладывание рождения первого ребенка, увеличение доли первых рождений детей в зрелом возрасте родителей;

- социально-педагогические: снижение ценности семейного образа жизни, ослабление потребности в детях, распространенность разводов, внебрачных рождений; значительное число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения их родителей в родительских правах; распространение семейных конфликтов; низкий уровень правовой и психологической культуры семьи;

- медико-социальные: недостаточный уровень ответственности многих родителей за свое здоровье и здоровье детей; низкий уровень репродуктивного здоровья населения (в частности, высокий уровень онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, увеличение случаев женского и мужского бесплодия); значительное число семей, нуждающихся в государственной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией;

- организационно-управленческие: отсутствие системы своевременного взаимоинформирования между органами, работающими в сфере профилактики жестокого обращения в отношении детей, о выявленных случаях (фактах) проявления насилия над детьми, в том числе о случаях детского суицида; недостаточная развитость сферы предоставления услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; недостаточное число негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг семьям; недостаточный уровень популяризации услуг среди населения, в том числе с использованием интернет-ресурсов; несформированная система непрерывного образования специалистов по работе с разными типами семей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей и консультационные услуги являются одним из эффективных способов реализации данного направления. Организация и проведение консультаций, семинаров, мастер-классов для родителей позволят грамотно выстроить не только детско-родительские отношения, но и качественно повлиять на взаимоотношения между супругами, что, в свою очередь, способствует благоприятному психологическому климату в семье.

Инфраструктура и ресурсы в сфере государственной молодежной политики Ярославской области:

- 23 социальных учреждения молодежи муниципальных образований Ярославской области;

- 29 клубов молодых семей, действующих на территории муниципальных образований. Общее количество участников клубов – около 1 900 человек.

В рамках деятельности учреждений молодежи специалистами организуется работа по следующим направлениям:

- «Подготовка молодежи к семейной жизни»;

- «Подготовка молодых супругов к рождению ребенка»;

- «Развитие навыков семейного воспитания»;

- «Работа с семьями в рамках деятельности клубов молодых семей».

Специалистами проводятся индивидуальные консультации, групповые психолого-педагогические занятия для молодежи и молодых супругов без детей, для молодых супругов, ожидающих рождения ребенка, для молодых родителей с детьми от 3 лет.

Приоритеты в работе:

- укрепление института семьи в Ярославской области;

- пропаганда среди молодежи семейного образа жизни, формирование психологической готовности к созданию и сохранению семьи;

- повышение роли молодой семьи в демографических процессах общества, поддержка материнства, отцовства и детства, формирование ответственного отношения и психологической готовности к родительству;

- поддержка деятельности общественных объединений (клубов) молодых семей, содействие развитию направлений и форм семейного досуга и творчества, формирование активной позиции молодых семей в отношениях с государственными и общественными институтами.

ГУ ЯО «ЯОМИЦ» ведет методическое и информационное сопровождение деятельности социальных учреждений молодёжи муниципальных образований области и клубов молодых семей муниципальных образований области, организуя консультации, семинары, круглые столы, проводит экспертизы материалов, разрабатывает авторские методические продукты (методические комплексы, дополнительные образовательные программы, методические рекомендации, психолого-педагогические занятия, буклеты, брошюры и так далее), направленные на организацию работы с молодежью и молодыми семьями.

В рамках информационного сопровождения на молодежном портале Ярославской области публикуются материалы о мероприятиях, организуемых социальными учреждениями молодёжи и клубами молодых семей, а также ведется постоянная рубрика «Я. Ты. Мы. Все об отношениях в семье и за ее пределами».

Основные проблемы и риски, возникающие по мере реализации деятельности в данном направлении:

- низкий уровень культуры обращения молодой семьи к специалистам помогающих профессий на этапе, предшествующем возникновению трудностей психологического и педагогического характера, или на начальном этапе их преодоления;

- закрытость неблагополучной семьи для специалистов, чья деятельность направлена на оказание поддержки;


Информация по документу
Читайте также