Расширенный поиск

Постановление администрации городского округа город Воронеж от 10.08.2012 № 687

Администрация городского округа город Воронеж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2012 г. № 687

 

О внесении изменений в постановление администрации

городского округа город Воронеж от 14.12.2009 № 258

 

 

 

В целях совершенствования организации городских пассажирских перевозок, повышения безопасности дорожного движения и качества транспортного обслуживания населения города, администрация городского округа город Воронеж

п о с т а н о в л я е т:

Внести изменения в постановление администрации городского округа город Воронеж от 14.12.2009 № 258 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие городского пассажирского транспорта городского округа город Воронеж на период 2010-2014 годов":

1. Пункт 4 постановления изложить в следующей редакции:

"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации - директора департамента городского хозяйства Крючкова С.А.".

2. Утвердить в новой редакции долгосрочную муниципальную целевую программу "Развитие городского пассажирского транспорта городского округа город Воронеж на период 2010-2014 годов" (прилагается).

 

 

 

И.о. главы администрации

городского округа город Воронеж                                    С.А. Крючков

 

 

 

Утверждена

постановлением

администрации городского

округа город Воронеж

от 10.08.2012 № 687

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

НА ПЕРИОД 2010 - 2014 ГОДОВ"

 

ПАСПОРТ

ДОЛГОСРОЧНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

НА ПЕРИОД 2010 - 2014 ГОДОВ"

 

Наименование программы    

Долгосрочная муниципальная  целевая  программа

"Развитие городского пассажирского  транспорта

городского округа город Воронеж на период 2010

- 2014 годов"                                

Дата и номер распоряжения 

администрации городского  

округа город Воронеж о    

разработке программы      

Распоряжение администрации  городского  округа

город  Воронеж  от  05.11.2009      97-р  

разработке долгосрочной муниципальной  целевой

программы "Развитие  городского  пассажирского

транспорта городского округа город Воронеж  на

период 2010 - 2014 годов"                    

Заказчик программы        

Департамент городского хозяйства администрации

городского округа город Воронеж              

Основной разработчик      

программы                 

Департамент городского хозяйства администрации

городского округа город Воронеж              

Цели и задачи программы   

Целями программы являются:                   

- создание устойчивой  и  эффективной  системы

функционирования   пассажирского   транспорта;

восстановление муниципального транспорта;    

- создание  регулируемого  рынка  транспортных

услуг,  обеспечение  сбалансированной   работы

перевозчиков  различных  форм   собственности.

Реализация программы  предусматривает  решение

следующих задач:                              

-    создание     условий     для     процесса

воспроизводства  основных  фондов   городского

пассажирского транспорта;                    

-  обеспечение   нормативной   потребности   в

подвижном составе в 100-местном исчислении для

качественного       уровня       пассажирского

обслуживания;                                

-  увеличение  удельного  веса  муниципального

транспорта   в   общем    объеме    регулярных

пассажирских перевозок;                      

- совершенствование организации  и  управления

городским пассажирским транспортом;          

- повышение безопасности дорожного движения; 

-  снижение  вредного  воздействия  городского

пассажирского транспорта на окружающую  среду;

-     повышение     качества     транспортного

обслуживания населения городского округа     

Целевые индикаторы и      

показатели программы      

Обеспеченность    подвижным     составом     в

100-местном  исчислении   на   1000   жителей.

Удельный вес муниципального транспорта в общем

объеме перевозок. Сокращение использования  на

маршрутах  города  автобусов  малого  и  особо

малого класса                                

Сроки и этапы реализации  

программы                 

Срок реализации программы - 2010 - 2014 годы 

Перечень подпрограмм и    

основных мероприятий      

программы                 

1. Восстановление  производственно-технической

базы муниципального транспорта.              

2.  Совершенствование  организации  регулярных

пассажирских    перевозок    и     обеспечения

безопасности дорожного движения.             

3.   Совершенствование    системы    контроля,

управления    пассажирским    транспортом    и

информационного обеспечения                  

Объемы и источники        

финансирования программы  

Общий    объем    финансирования     программы

составляет 3126  млн.  рублей,  в  том  числе:

областной бюджет - 489,6 млн.  рублей;  бюджет

городского округа город Воронеж -  709,5  млн.

рублей; внебюджетные источники -  1926,9  млн.

рублей                                       

Ожидаемые конечные        

результаты реализации     

программы                 

-  обеспечение   нормативной   потребности   в

подвижном составе в 100-местном исчислении для

качественного       уровня       пассажирского

обслуживания;                                

-   осуществление   оптимизации   транспортных

потоков;                                     

- повышение безопасности дорожного движения; 

-  снижение  вредного  воздействия  городского

пассажирского транспорта на окружающую  среду;

- повышение эффективности систем управления  и

контроля работ и услуг;                      

-  повышение  уровня  качества   транспортного

обслуживания населения;                      

-  повышение  мобилизационной  готовности   по

линии ГОиЧС;                                 

-  увеличение  удельного  веса  муниципального

транспорта в общем объеме перевозок до 18%;  

- сокращение использования на маршрутах города

автобусов малой и особо малой вместимости в  2

раза                                         

 

1. Обоснование необходимости разработки программы

 

В соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В условиях все увеличивающейся транспортной подвижности населения одним из основных факторов стабильности в обеспечении жизнедеятельности города становится пассажирский транспорт. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием повышения уровня жизни населения.

В настоящее время система городского пассажирского транспорта представлена муниципальным предприятием МУП МТК "Воронежпассажиртранс" и частным транспортным сектором в количестве 33 предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, государственное предприятие ВПАТП № 3 реализует на территории города губернаторскую программу "Народный маршрут".

Решением Воронежской городской Думы от 24.12.2008 № 438-II была утверждена муниципальная целевая программа "Развитие городского пассажирского транспорта городского округа г. Воронеж на 2009-2013 годы". В рамках ее реализации приобретено 13 ед. автобусов ЛиАЗ и 22 ед. троллейбусов, произведена реконструкция и введено в эксплуатацию троллейбусное депо по ул. Космонавтов, приобретена 1 ед. автовышки для обслуживания контактной сети, восстановлено электроснабжение по проспекту Революции, ул. Кольцовской до ж/д вокзала Воронеж-1. Проведенные мероприятия обеспечивают размещение, эксплуатацию и обслуживание на территории депо до 100 ед. троллейбусов, позволили открыть новый троллейбусный маршрут № 7а "Ул. В. Невского - ВГУ" и возобновить работу маршрутов №№ 3, 1. Все мероприятия осуществлены за счет средств предприятия. Финансирование программы из бюджета городского округа не производилось.

Кроме того, в 2009 году в соответствии с заключенным соглашением о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на закупку автотранспортных средств от 11.06.2009 № 1 приобретено 23 ед. троллейбусов и 18 ед. автобусов ЛиАЗ на общую сумму 145,7 млн. рублей.

Объемы и динамика пассажирских перевозок города за 2006 - 2008 годы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Пассажирский транспорт городского округа

г. Воронеж за 2006 - 2008 годы

 

  2006 год 

 2007 год

 2008 год 

1. Численность населения (тыс. чел.) 

926         

921      

920,4     

2. Протяженность маршрутной сети (км),

всего                                

3297       

3099     

3140      

в том числе: трамваев                

125        

62       

41        

троллейбусов                          

77         

77       

77        

"Народный маршрут"                   

193        

193      

193       

автобусов                            

2902       

2767     

2829      

3. Количество маршрутов, всего       

190        

187      

191       

в том числе: трамваев                

5          

4        

3         

троллейбусов                         

3          

7        

7         

"Народный маршрут"                   

16         

16       

16        

автобусов                             

166        

160      

165       

4. Количество выпускаемого           

подвижного состава (ед.), всего      

1682       

1672     

1459      

в том числе: трамваев                

29         

29       

24        

троллейбусов                         

34         

34       

33        

"Народный маршрут"                   

51         

53       

50        

муниципальных автобусов              

28         

13       

21        

привлеченного транспорта              

1540       

1543     

1331      

5. Количество выполненных рейсов,    

всего                                

5899075    

5832652  

5255661   

в том числе: трамваями               

91086      

88141    

75364     

троллейбусами                         

174558     

180863   

176108    

"Народный маршрут"                   

217271     

219012   

209563    

муниципальными автобусами            

139187     

76185    

107707    

привлеченным транспортом             

5276973     

5268451  

4686919   

6. Перевезено пассажиров (тыс. чел.) 

236212     

232578   

227930    

в том числе: трамваями               

2878       

2003     

1531      

троллейбусами                        

3168       

2622     

3063      

"Народный маршрут"                   

23900      

24091    

23052     

муниципальными автобусами            

4168       

1565     

2322      

привлеченным транспортом             

202098     

202297   

197962    

7. Бюджетное финансирование (млн.    

рублей)                              

 

 

 

потребность                          

131,1      

131,3    

180,8     

утверждено в бюджете                 

48,0       

78,8     

63,7      

фактически выделено                  

40,0       

62,8     

59,9      

в т.ч. на приобретение ПС            

(автотранспорт)                      

 

14,0     

 

 

Состояние муниципального пассажирского транспорта городского округа город Воронеж ежегодно ухудшается. Многолетнее отсутствие обновления и приобретения подвижного состава привели к его сокращению. Идет процесс активного физического и морального старения парка, технической оснащенности предприятий, оборудования и инфраструктуры. С 15 апреля 2009 года в городе прекращено трамвайное движение. До 2009 года весь троллейбусный парк имел полный износ. 170 ед. опор находятся в аварийном состоянии. Также требуют замены подземные кабели. Кроме того, подлежат ремонту 28 тяговых подстанций.

В связи с проведением процедуры банкротства МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" по решению Арбитражного суда Воронежской области конкурсным управляющим осуществлена продажа трамвайных и троллейбусных депо, энергоподстанций, отдельных разворотных колец и т.д. Остальное имущество также находится в конкурсной массе.

Вследствие сокращения количества подвижного состава муниципального транспорта снижены все показатели его работы, характеризующие объемы перевозки пассажиров (рейсы, пробег, доходы). В результате муниципальный транспорт не может конкурировать с частным. В настоящее время удельный вес муниципального транспорта в общем выпуске транспорта на линию составляет 5,9% и продолжает снижаться. Удельный вес муниципального транспорта в общем выпуске транспорта на линию представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Удельный вес муниципального транспорта городского

округа г. Воронеж в общем объеме перевозок

 

Рисунок не приводится.

 

Проектная производственная мощность муниципального предприятия рассчитана на 500 ед. автобусов большой вместимости и 200 ед. троллейбусов.

По состоянию на 01.10.2009 инвентарное количество муниципального транспорта:

троллейбусов - 47 ед.;

автобусов - 104 ед.

Производственные мощности используются на 25-30%. Неэффективное использование производственных мощностей, в свою очередь, увеличивает себестоимость перевозок. Поддержание в работоспособном состоянии изношенных транспортных средств требует повышенных материальных затрат, ухудшает экологическую обстановку и снижает безопасность дорожного движения.

Обслуживание социально значимых маршрутов, часто являющихся коммерчески не привлекательными, выполняется практически только муниципальными предприятиями и сведено к критическому минимуму. При этом из-за дефицита бюджетных средств финансирование муниципального транспорта многие годы осуществляется по остаточному принципу. Перевозка пассажиров осуществляется по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат. Бюджетное финансирование составляет 30-40% от потребности и ежегодно снижается. Фактически муниципальный транспорт находится на грани исчезновения.

Для обеспечения транспортного обслуживания населения администрация вынуждена привлекать частных перевозчиков. На рынке транспортных услуг преимущественное положение занимает частный транспорт - 90%. Основу парка частных перевозчиков составляют автобусы особо малой и малой вместимости типа ПАЗ и ГАЗель. Их удельный вес составляет 85%. Небольшая вместимость данных автобусов не позволяет обеспечивать в полном объеме перевозку пассажиров в часы пик. Парк частных автобусов большой и малой вместимости также имеет значительный износ. Так, из общего числа автобусов большой вместимости 65% составляют автобусы выпуска до 1990 года, из числа автобусов ПАЗ - 42% со сроком эксплуатации свыше 5 лет. Большинство перевозчиков не имеют ни своего подвижного состава, ни производственных баз, а используют наемный транспорт и арендуют территории.

К 2008 году обеспеченность подвижным составом города Воронежа в 100-местном исчислении составила 48%, что является одним из показателей критического уровня пассажирского обслуживания. При нормативной потребности подвижного состава пассажирского транспорта в 100-местном исчислении - 1287 ед., фактическое наличие, приведенное к 100-местному, составило 622 ед.

Подобного положения с муниципальным транспортом в других областных центрах нет. Так, в г. Нижнем Новгороде в общем выпуске подвижного состава на линию уд. вес муниципального транспорта составляет 52%, в Курске - 27%, в Ростове-на-Дону - 15%. Осуществляется приобретение подвижного состава за счет как городского, так и областного бюджетов.

 

Таблица 2

 

Сравнительные показатели по городам РФ

 

 

Значение по

 городскому

округу город

  Воронеж  

          Значение по городам РФ         

Ростов-на-Дону

 Нижний

Новгород

 Курск 

Белгород

Обеспеченность подвижным 

составом в 100-местном   

исчислении на 1000 жителей

(норматив - 1,327 на 1000

жителей)                 

 

0,67       

 

1,07         

 

1,66   

 

1,28   

 

1,57    

Удельный вес             

муниципального транспорта

в общем объеме перевозок 

5,9        

15,2         

51,7   

26,9   

12,1    

 

Монопольное положение частных перевозчиков на рынке транспортных услуг, его коммерческий интерес приводит к отсутствию стабильности в транспортном обслуживании населения, сложности решения социально значимых задач городских пассажирских перевозок и управляемости перевозочным процессом.

Таким образом, вопрос восстановления и развития муниципального транспорта стал одной из острейших проблем в городском округе г. Воронеж.

Кроме того, имеются проблемы и в организации городских пассажирских перевозок в городском округе. Так, при расширении границ городского округа, росте численности населения, которые потребовали улучшения транспортного обслуживания (открытие новых маршрутов, увеличение количества единиц транспорта), не рассматривались вопросы организации новых конечных остановок для рассосредоточения транспорта, оборудования и благоустройства конечных, разворотных площадок. В результате, конечные остановки городского пассажирского транспорта и разворотные площадки из-за перегруженности не отвечают установленным требованиям, что, в свою очередь, отрицательно влияет на организацию перевозочного процесса, создание условий труда для водителей, на санитарное состояние указанных территорий. При жилой застройке часто не соблюдается разрыв от жилых застроек до отстойно-разворотных площадок. К наиболее перегруженным и не отвечающим требованиям относятся конечные остановки "Перхоровича", "З-д ГОО", "Юго-Западный рынок" и Северного жилого района. Особенно несоответствие параметров конечных разворотных площадок отрицательно отражается на организации городских пассажирских перевозок автобусами большой вместимости. Кроме того, землеотводы большинства конечных остановок не закреплены правовыми актами.

В настоящее время сложилась практика строительства жилых микрорайонов без обеспечения их дорожными условиями, необходимыми для организации движения городского пассажирского транспорта. Такими примерами могут служить микрорайон "Лесная поляна", жилой район "Дубрава", район жилых домов около з-да "Процессор" и района "Нефтебаза". Такие микрорайоны не имеют доступа к городскому пассажирскому транспорту, а для организации маршрутного движения отсутствуют автодороги, отвечающие требованиям безопасной перевозки, остановочные пункты, разворотные площадки, пешеходные дорожки, освещение и т.д. В результате жители указанных микрорайонов испытывают трудности в передвижении, что вызывает справедливые нарекания.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Эти полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Оптимальное функционирование городского пассажирского транспорта зависит не только от состояния подвижного состава, но и от многих других факторов. Исторически сложившаяся планировка городского округа не имеет параллельных транспортных магистралей. Имеющиеся параллельно идущие проспекту Революции и Московскому проспекту улицы существенно ограничивают их использование для организации городских пассажирских перевозок из-за малой пропускной способности. Кроме того, в центре городского округа находится большое количество административных, образовательных, культурных учреждений, к которым стекаются пассажирские потоки. Именно поэтому основная часть маршрутов городского пассажирского транспорта проходит через центр городского округа. При ежегодном увеличении количества транспортных средств улично-дорожная сеть не имеет должного развития, сокращается пропускная способность улиц и магистралей. Это приводит к заторовым явлениям на дорогах, росту несанкционированных притротуарных парковок, а также парковок в местах расположения остановочных пунктов. Все это значительно усложняет движение городского пассажирского транспорта, приводит к созданию очагов аварийности.

Очагами аварийности являются целый ряд остановок общественного транспорта, месторасположение и оборудование которых не соответствует нормативным требованиям. Оборудование остановок находится на низком уровне, в т.ч. информационными знаками, которые не соответствуют требованиям ГОСТа или отсутствуют совсем.

Таким образом, совершенствование организации городских пассажирских перевозок необходимо решать в комплексе с развитием дорожной сети, транспортной инфраструктуры, упорядочением стоянок и парковок автомобилей.

Кроме того, загруженность улично-дорожной сети, снижение доли экологически чистого транспорта и увеличение доли технических средств со значительным износом приводит к повышенным выбросам вредных веществ в воздушное пространство городского округа. Сегодня городской округ город Воронеж включен в список городов Российской Федерации 4-й категории экологического состояния.

Увеличение количества городского пассажирского транспорта требует развития и модернизации диспетчерской службы для оперативного решения вопросов, связанных с управлением движения, контролем за соблюдением расписаний. В настоящее время учет и контроль за работой пассажирского транспорта диспетчерский персонал производит путем отметок вручную в путевых листах и диспетчерских ведомостях. Количество отметок в сутки составляет свыше 14000 по 188 маршрутам. Не все маршруты проходят через диспетчерские пункты. Основная часть диспетчерских пунктов перегружена, что приводит к некачественному контролю и низкой оперативности в управлении движением. Назрела необходимость внедрения современной системы информационного и программного обеспечения организации и контроля пассажирских перевозок, что позволит более полно координировать работу всех видов транспорта и усилить контроль за выполнением перевозчиками договорных обязательств.

В сложившейся ситуации без принятия кардинальных программных мероприятий наиболее вероятна опасность, что муниципальный транспорт прекратит свое существование на территории городского округа, будут потеряны производственные мощности. Частный транспорт не сможет решать проблемы городских пассажирских перевозок, что приведет к отсутствию безопасной и устойчивой транспортной системы и ценовой доступности транспортных услуг для населения, попаданию в зависимость органов местного самоуправления от условий, выставляемых частным сектором.

В целях преодоления негативных тенденций и разрешения комплекса проблем, сложившихся в городском пассажирском транспорте, была разработана настоящая Программа на период 2010-2014 годов.

 


Информация по документу
Читайте также