Расширенный поиск
Постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 № 527-пп ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 декабря 2013 г. N 527-пп ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" Список изменяющих документов (в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 21.07.2014 N 269-пп, от 21.07.2014 N 274-пп, от 22.09.2014 N 358-пп, от 22.12.2014 N 500-пп, от 20.04.2015 N 173-пп, от 31.08.2015 N 321-пп, от 25.04.2016 N 123-пп, от 30.08.2016 N 325-пп, от 21.11.2016 N 420-пп, от 20.03.2017 N 99-пп) В целях выполнения Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", распоряжений Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2149-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", от 19 июня 2013 года N 1000-р "Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 4 марта 2013 года N 293-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", от 20 июля 2011 года N 1275-р "О концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", постановлений Правительства Белгородской области от 27 мая 2013 года N 201-пп "Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области", от 27 мая 2013 года N 202-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Белгородской области", от 7 октября 2013 года N 401-пп "Об утверждении перечня государственных программ Белгородской области" и в связи с переходом на программный бюджет Правительство Белгородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа). 2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета ежегодно предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий Программы. 3. Определить ответственным исполнителем Программы управление по труду и занятости населения Белгородской области (Нерубенко С.Ф.). (п. 3 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 20.03.2017 N 99-пп) 4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов совместно с ОКУ "Центр занятости населения" городов и районов области, другими заинтересованными органами разработать и утвердить муниципальные программы содействия занятости населения городов и районов на 2014 - 2020 годы, принять меры по их выполнению, обеспечить действенный контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств. 5. Департаменту внутренней и кадровой политики области (Сергачев В.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области. 6. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года следующие постановления Правительства области: - от 28 февраля 2011 года N 72-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Белгородской области на 2011 - 2015 годы"; - от 19 ноября 2012 года N 462-пп "Об утверждении долгосрочной целевой Программы Белгородской области по реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня занятости женщин, воспитывающих малолетних детей, детей-инвалидов, на 2013 - 2015 годы"; - от 21 января 2013 года N 17-пп "Об утверждении долгосрочной целевой Программы дополнительных мероприятий, направленных на содействие занятости инвалидов Белгородской области, на 2013 - 2015 годы". 7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Павлова О.А.). (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 20.03.2017 N 99-пп) Об исполнении постановления информировать ежегодно к 15 апреля года, следующего за отчетным годом, начиная с 2015 года. Губернатор Белгородской области Е.САВЧЕНКО Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 527-пп ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" Список изменяющих документов (в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 21.07.2014 N 269-пп, от 21.07.2014 N 274-пп, от 22.09.2014 N 358-пп, от 22.12.2014 N 500-пп, от 20.04.2015 N 173-пп, от 31.08.2015 N 321-пп, от 25.04.2016 N 123-пп, от 30.08.2016 N 325-пп, от 21.11.2016 N 420-пп, от 20.03.2017 N 99-пп) Паспорт государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы"
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом комплексного преобразования экономики России. Колебания спроса и предложения рабочей силы на рынке труда демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации в регионе, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализации мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения. Ситуация на рынке труда Белгородской области за период с 2008 по 2012 годы формировалась под влиянием процессов, происходящих в экономике, в том числе в сфере занятости населения. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, за 2008 - 2012 годы имела тенденцию к незначительному увеличению с 489,8 до 505,7 тыс. человек, или на 3,3% в 2012 году по отношению к 2008 году. Вместе с тем, за 2008 - 2012 годы на предприятиях и организациях области было создано 83664 новых рабочих места. Общее количество выбытия работников на крупных и средних предприятиях области компенсировались приемом новых кадров на 5,4%, что оказывает влияние на тенденцию снижения высвобождения работников. В 2012 году региональный рынок труда функционировал в значительно более благоприятных условиях относительно предыдущих трех кризисных лет, наблюдались позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии области, характеризующиеся ростом объемов производства продукции, объемов продаж и прибыли, активизацией инвестиционной деятельности, что сопровождалось увеличением спроса на рабочую силу. По данным выборочного обследования, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, численность экономически активного населения области в 2012 году составила 786,7 тыс. человек, что на 51,4 тыс. человек, или 7%, больше, чем в 2008 году. Общая численность безработных (по методологии МОТ) снизилась на 1,1 тыс. человек, или на 3,6%, и составила 29,5 тыс. человек. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) равен 3,7% против 4,2% в 2008 году. Уровень занятости составлял в 2012 году 63,1%, что на 2,1% больше, чем в 2008 году. За предоставлением государственных услуг в службу занятости населения Белгородской области ежегодно обращается от 90 до 130 тыс. граждан, из которых по вопросу трудоустройства - более 50,0 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в ОКУ службы занятости населения области, составила 8,1 тыс. человек, что на 2,1 тыс. человек меньше по сравнению с 2008 годом. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2012 года составил 1,04%, что на 0,06 процентных пункта ниже уровня 2008 года. Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости населения в регионе является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития. В 2009 - 2011 годах в результате принятых антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, не допустить неконтролируемого роста численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, добиться снижения напряженности на рынке труда, уменьшения объемов неполной занятости и обеспечения государственных гарантий гражданам, уволенным в порядке массового высвобождения. Ожидается, что в ближайшей перспективе численность экономически активного населения области будет увеличиваться незначительно в основном за счет работников старшего возраста. Предполагается, что к 2016 году значение этого показателя будет на 0,8%, или на 6,3 тыс. человек, выше уровня 2012 года и составит 793,0 тыс. человек. Уровень общей безработицы будет находиться в пределах 4% к численности экономически активного населения области. Уровень регистрируемой безработицы в 2013 - 2016 годах не превысит 1,1%. Ожидаемый рост производительности труда позволяет предположить, что на фоне снижения общей и регистрируемой безработицы ожидается постепенное повышение среднегодовой численности граждан, занятых в экономике области - к 2016 году их число может составить 705,0 тыс. человек, что на 0,5% выше, чем в 2012 году. Росту численности работающих будет способствовать улучшение инвестиционного климата, дальнейшее развитие предприятий в производственном секторе и инновационной сфере по выпуску новых видов конкурентоспособной продукции, активизация предпринимательства на селе, создание новых рабочих мест. Ожидаемый незначительный рост спроса на рабочую силу, в подавляющем большинстве на высококвалифицированных рабочих окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы, и удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы. В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы организации области продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям и работников неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников. Одной из задач является оптимизация миграционных потоков в соответствии с потребностью экономики и возможностью инфраструктуры области путем достижения соответствия их объемов и профессионально-квалификационного состава реальным потребностям экономики Белгородской области. Остается сложной проблема трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В условиях, когда сохраняется определенное число безработных граждан, длительно состоящих на учете в службе занятости населения, именно для этих категорий граждан необходимы специальные мероприятия по социальной адаптации на рынке труда, обеспечению сохранения мотивации к труду, стимулированию трудоустройства на постоянной основе, повышению уровня их доходов. В условиях дефицита квалифицированных рабочих кадров одной из приоритетных задач остается активизация работы по профессиональной ориентации граждан, расширение доступа к дополнительному профессиональному обучению. По данным мониторинга управления по труду и занятости населения области, за последние пять лет в два раза снизилась численность выпускников учреждений профессионального образования, состоящих на конец года на учете в органах службы занятости населения, и составила на начало 2013 года 360 человек (1,6% от общей численности выпускников), из них выпускники с высшим профессиональным образованием - 62%, средним профессиональным образованием - 26%, начальным профессиональным образованием - 12%. В структуре выпускников учреждений профессионального образования сложилась иная картина. Доля выпускников с высшим образованием составляет 69%, средним профессиональным образованием - 18%, начальным профессиональным образованием - 13%. При этом количество вакансий, заявленных в 2012 году в службу занятости населения области для замещения рабочих профессий, составило 73574, то есть 83% от общего числа вакансий. С целью повышения престижа рабочих профессий и содействия в привлечении молодежи для обучения, трудоустройства по рабочим профессиям Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 декабря 2011 года N 1011 "О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии". Конкурс направлен на совершенствование профессиональных умений и навыков работников массовых профессий, формирование позитивного общественного мнения в отношении труда рабочих и привлекательности обучения рабочим профессиям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда. Конкурс проводится ежегодно начиная с 2012 года в два этапа - на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне. Белгородская область в 2012 году стала первым субъектом Российской Федерации, принимающим финальные состязания Всероссийского конкурса по номинации "Лучший каменщик", которые состоялись 21 июня 2012 года в г. Старый Оскол. В конкурсе приняли участие каменщики из 31 региона Российской Федерации, лучшим среди которых признан представитель г. Белгорода. Одним из приоритетных направлений работы службы занятости населения области является профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протокол от 26 июля 2011 года N АЖ-П8-5284) управлением по труду и занятости населения области был разработан и утвержден комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования (далее - Комплекс мер) на 2013 год. В ходе реализации Комплекса мер областные казенные учреждения службы занятости населения заключили соглашения с муниципальными органами и учреждениями образования области по взаимодействию в организации профориентационной работы со школьниками с учетом интенсивного использования мобильных центров занятости, проведением мероприятий с учащимися, родителями и педагогами как на базе учебных заведений, так и непосредственно в центрах занятости населения. Центрам занятости населения области даны рекомендации по максимальному использованию возможностей оказания государственных услуг по профессиональной ориентации несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет при оформлении их на временное трудоустройство в свободное от учебы время. В рамках проведения административной реформы в области продолжается работа по внедрению государственных стандартов и административных регламентов по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения (электронные услуги, электронное правительство, межведомственное информационное взаимодействие). Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами. (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 21.07.2014 N 274-пп) Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Белгородской области, органов местного самоуправления области, общественных объединений, всех заинтересованных организаций области и при использовании программно-целевых методов планирования в рамках государственной программы. (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 21.07.2014 N 274-пп) Реализация государственной программы направлена на проведение государственной политики в сфере занятости населения, ее конкретизацию на региональном уровне с учетом условий Белгородской области, а также на решение специфических проблем занятости населения. В планируемом периоде управлением по труду и занятости населения области будет проводиться работа по повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость за счет более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг в области содействия занятости населения; координации государственной программы с программами социально-экономического развития области, а также инвестиционными и социальными проектами; предоставления ряда государственных услуг в области занятости населения в электронном виде в рамках проекта "электронное правительство". Реализация государственной программы позволит трудоустроить к 2020 году не менее 70% от численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, обеспечить сокращение разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Анализ ситуации на рынке труда Белгородской области, ее конкурентных преимуществ и недостатков с точки зрения развития в среднесрочной перспективе требует учета большей совокупности внутренних и внешних факторов. Наиболее важные условия определены и упорядочены по четырем категориям SWOT-анализа (таблица 1). Таблица 1 SWOT-анализ состояния рынка труда Белгородской области (2013 год)
Анализ текущего состояния сферы содействия занятости населения Белгородской области выявил ее сильные и слабые стороны. К сильным сторонам, в частности, относятся: 1) наличие государственной политики в области содействия занятости населения и многообразие государственного инструментария регулирования рынка труда; 2) наличие в области реальных возможностей по удовлетворению потребностей всех участников рынка труда, в том числе наличие мотивации к самозанятости у населения; возрастающий интерес у работодателей, выражающийся в росте потребности в квалифицированных рабочих кадрах с высокой мотивацией к труду; реализация мер по выравниванию спроса и предложения рабочей силы; 3) наличие высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере занятости и способствующих реализации государственной политики занятости. Среди слабых сторон можно отметить: 4) недостаточный уровень квалификации рабочей силы и низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест, отсутствие эффективных механизмов воздействия на работодателей; 5) нестабильная система налогообложения, отчислений в страховые фонды, высокие процентные ставки; 6) излишняя детализация административных регламентов по предоставлению государственных услуг. Выявление сильных и слабых сторон сферы содействия занятости важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и внешних факторов, которые могут оказать влияние на реализацию мероприятий по содействию занятости населения. К возможностям следует отнести: 7) устойчивые тенденции государственной политики, направленной на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств службы занятости населения под конкретные рабочие места, защита рынка труда; 8) наличие потенциальных возможностей по сохранению и созданию новых рабочих мест, развитие системы государственных услуг по стимулированию трудовой мобильности, самозанятости, содействия в трудоустройстве, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование кадров, отвечающих требованиям инновационной экономики; 9) возможности развития спроса и предложения на рынке труда, в том числе рост числа граждан, имеющих высокий уровень профессионального образования, высокую квалификацию, опыт работы и мотивации к труду, увеличение на рынке числа работодателей, испытывающих потребность в высококвалифицированных кадрах на эффективные рабочие места. Перечень внешних факторов (угроз), которые могут оказать влияние на реализацию государственной программы: 10) риск возникновения кризисных ситуаций в экономике региона; 11) угроза снижения мотивации занятости граждан и неспособности обеспечения населения рабочими местами в соответствии с квалификацией; 12) риск введения нормативно-правовых и финансовых ограничений в предоставлении государственных услуг в сфере занятости населения. В 2012 году для обеспечения эффективной занятости граждан службой занятости населения осуществлялись следующие мероприятия: - организован эффективный мониторинг состояния рынка труда; - налажена консультационная и информационная работа для граждан и работодателей по всему спектру вопросов, связанных с защитой от безработицы, в том числе с использованием информационного портала управления по труду и занятости населения области; - организована и обеспечена в полном объеме социальная поддержка граждан и предоставление государственных услуг в сфере занятости, в том числе в электронном виде; - реализован комплекс мероприятий активной политики занятости, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Особое внимание в 2012 году уделялось улучшению ситуации в сфере занятости отдельных категорий населения. Приоритетными категориями были: - инвалиды; - женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 500-пп) Анализ результатов мероприятий, реализованных в предыдущие годы в сфере содействия занятости населения Белгородской области, свидетельствует о достаточно высоком уровне организации работы органов службы занятости населения по оказанию содействия занятости населения. Реализация государственной программы предполагает достижение основных целей развития рынка труда Белгородской области к 2020 году и предусматривает два этапа. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы Согласно Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, одним из направлений развития Белгородской области является обеспечение достойного качества жизни населения области на основе эффективного, инновационного развития экономики региона. (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 500-пп) Стратегической задачей политики Правительства области в сфере труда и занятости населения является создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области. Обязательным условием перехода области к инновационному социально ориентированному сценарию развития является формирование эффективно функционирующего рынка труда. В долгосрочной перспективе рынок труда области будет развиваться в условиях сокращения совокупного предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте, усиления конкуренции за квалифицированных работников, повышения требований данной части работников к рабочим местам (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), роста спроса на труд и, следовательно, увеличения стоимости труда. В этих условиях основным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда будет выступать повышение индекса производительности труда (в 3,4 раза к 2025 году), а также повышение уровня занятости экономически активного населения и снижение уровня безработицы. Достижение стратегической задачи будет осуществляться программно-целевым методом посредством реализации следующих комплексов мероприятий: Повышение сбалансированности рынка труда области, использование трудового потенциала всех категорий населения области: проведение мероприятий по мониторингу создания новых рабочих, особенно в малом бизнесе, сфере услуг; обеспечение совершенствования качественного состава, повышения профессиональной мобильности трудовых ресурсов посредством создания эффективной системы непрерывного профессионального образования населения; на основе социального партнерства взаимодействие бизнеса, органов государственного и муниципального управления области в вопросах переобучения, трудоустройства, социальной адаптации работников, высвобождаемых с рабочих мест в рамках реализации предприятиями мероприятий по повышению производительности труда, внедрению трудосберегающих технологий; совершенствование и активизация профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи; создание условий для развития современных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте; предоставление более широких возможностей для трудоустройства молодежи посредством расширения социального партнерства между организациями, заинтересованными в обеспечении занятости молодежи, организации временного трудоустройства молодежи и других мер; активизация трудовой деятельности населения пенсионного возраста; повышение уровня занятости женщин, имеющих детей, в том числе на основе развития сферы дошкольного воспитания детей, использования гибких форм занятости, реализация мероприятий содействия занятости женщин; создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, реализация мероприятия содействия занятости инвалидов. Повышение уровня занятости сельского населения: усиление информационной поддержки сельских безработных, в первую очередь в вопросах развития предпринимательства; оказание государственной поддержки развития личных подсобных и фермерских хозяйств, предпринимательства на селе; организация профессиональной ориентации и профессионального обучения безработных граждан специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере народных промыслов и услуг. Создание эффективной системы управления развитием и использованием трудового потенциала области: повышение качества государственных услуг, оказываемых на рынке труда области, в том числе услуг безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров; повышение эффективности работы органов государственной службы занятости населения посредством расширения информационных возможностей и совершенствования информационных технологий, совершенствования системы анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда для обеспечения сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, оптимизации привлечения иностранной рабочей силы; совершенствование при участии работодателей системы мониторинга рынка труда, изменения требований к кадрам; снижение риска безработицы среди выпускников вузов области; государственная поддержка подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям; обеспечение соблюдения законодательства, повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда и занятости; создание областной базы данных о работниках и рабочих местах, обеспечение к ней прямого доступа пользователей посредством сети Интернет, в том числе формирование банка высококвалифицированных специалистов, руководителей; повышение информированности населения о ситуации на рынке труда путем расширения информационного обслуживания населения через средства массовой информации, сеть консультационных пунктов, мобильные центры занятости, многофункциональные центры, интернет-сайты центров занятости населения; регулярное проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест во всех муниципальных районах и городских округах области. Сохранение трудоспособности экономически активного населения области и повышение у работающих удовлетворенности трудом посредством улучшения условий труда, повышения заработной платы, обеспечения социальной защищенности работающих и безработных: разработка и реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда в области; переход к инновационной системе управления профессиональными рисками повреждения здоровья работников с участием сторон социального партнерства; содействие работодателям области, осуществляющим производственную деятельность, в создании служб охраны труда и оказание им методической помощи; повышение уровня знаний по охране труда путем организации обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников организаций; снижение рисков смертности и травматизма на производстве, рисков профессиональных заболеваний; реализация программ социальной адаптации безработных граждан на рынке труда посредством обучения и оказания психологической поддержки; обеспечение материальной поддержки безработных граждан (выплата пособия по безработице, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице); координация политики на рынке труда, включая такие сферы, как заработная плата и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства. Государственная программа является одним из инструментов реализации мер и действий на региональном рынке труда и социальной политики в целом, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения. Целью государственной программы является создание условий для развития эффективного рынка труда, снижение уровня безработицы и социальная поддержка безработных граждан. Она коррелируется с индикативным прогнозом ситуации на рынке труда, формируемым Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Достижение этой цели означает сближение уровня общей и регистрируемой безработицы, создание гибкого рынка труда и эффективное использование трудового потенциала области. Для достижения поставленной цели при реализации государственной программы будут решены следующие задачи: 1. Содействие занятости населения Белгородской области. 2. Улучшение условий и охраны труда. 3. Обеспечение исполнения государственных функций управления по труду и занятости населения Белгородской области. Оценка достижения цели и выполнения задач государственной программы будет осуществляться на основе целевых индикаторов (показателей), сформированных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Эффективность функционирования рынка труда будет достигнута путем внедрения новых методов государственного регулирования рынка труда Белгородской области, в результате чего ожидается: - сохранение ситуации на рынке труда стабильной и управляемой; - смягчение территориальных и профессиональных диспропорций в структуре занятости населения посредством создания эффективной системы непрерывного профессионального образования населения; - рост конкурентоспособности на рынке труда и трудовой мобильности, в том числе отдельных категорий граждан (молодых людей, не имеющих практического опыта, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и других); - повышение сбалансированности рынка труда области, использование трудового потенциала всех категорий населения области; - проведение мероприятий по созданию новых рабочих мест, особенно в малом бизнесе, сфере услуг. Основные усилия будут направлены на: совершенствование и активизацию профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи; активизацию трудовой деятельности населения пенсионного возраста; повышение уровня занятости женщин, имеющих детей, в том числе на основе развития сферы дошкольного воспитания детей, использования гибких форм занятости; создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов; усиление информационной поддержки сельских безработных, в первую очередь в вопросах развития предпринимательства; регулярное проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест во всех муниципальных районах и городских округах области; обеспечение материальной поддержки безработных граждан (выплата пособия по безработице, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице); реализацию программы улучшения условий и охраны труда в области. В результате реализации мер, направленных на развитие рынка труда и повышение эффективности использования трудового потенциала области, ожидается: повышение уровня сбалансированности спроса и предложения на рынке труда области; сокращение разрыва между общей и зарегистрированной безработицей, снижение уровня общей безработицы; улучшение условий и охраны труда работников организаций области. Перечень конечных показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда. В результате реализации государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений (индикаторов) государственной программы в целом, включенных в нее подпрограмм. Реализация государственной программы позволит к концу 2020 года достигнуть следующих конечных результатов: - снижение уровня общей безработицы (рассчитывается по методологии МОТ) до 3,7%; - поддержание уровня регистрируемой безработицы не выше значения 1,1%; - снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 0,7 ед.; - снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,800 ед. в расчете на 1 тыс. работающих. Сведения о показателях государственной программы, подпрограмм государственной программы и их значениях приведены в приложении N 1 к государственной программе. Значения данных показателей представляют краткую обобщенную характеристику состояния рынка труда и являются значимыми не только для специалистов, но и для общества в целом. Срок реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются. Приоритетными направлениями должны стать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан. Необходимо обеспечить сбалансированность профессионального образования и спроса на рабочую силу, стимулировать экономическую активность населения. Данные меры позволят снизить напряженность на рынке труда, сохранить и развить кадровый потенциал в соответствии с перспективными потребностями экономики. Реализация государственной программы позволит: - повысить уровень занятости населения; - обеспечить занятость высвобождаемых работников, сократить период их пребывания в статусе безработных; - обеспечить улучшение качественного состава трудовых ресурсов за счет роста доли граждан с профессиональным образованием, повышения соответствия его профессионально-квалификационной структуры потребностям экономики Белгородской области; - повысить уровень профессиональной и территориальной мобильности населения, оптимизировать привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики; - сократить структурные несоответствия спроса и предложения на рынке труда; - обеспечить уровень зарегистрированной безработицы, равный значению 1,1%, снижение коэффициента напряженности на рынке труда к 2020 году до 0,7 ед.; - стабилизировать и улучшить ситуацию на рынке труда Белгородской области в целом и в большинстве муниципальных образований области, уменьшить число муниципальных образований, имеющих значения уровня безработицы выше среднеобластной величины; - в качественно новых экономических условиях будут реализованы меры в социально-трудовой сфере, позволяющие создать оптимальную структуру занятости, повысить ее эффективность путем повышения качества рабочих мест. 3. Перечень нормативных правовых актов Белгородской области, принятие или изменение которых необходимо для реализации государственной программы (включая план принятия) Управление по труду и занятости населения Белгородской области осуществляет свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Положения об Управлении по труду и занятости населения, утвержденного распоряжением Правительства Белгородской области от 9 января 2008 года N 2-рп. В рамках реализации мероприятий государственной программы в зависимости от складывающейся на рынке труда ситуации предусматривается в установленном порядке инициирование внесения изменений в нормативные правовые акты Белгородской области. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 2 к государственной программе. 4. Обоснование выделения подпрограмм Достижение цели и выполнение задач государственной программы обеспечивается путем реализации мероприятий, сгруппированных в три подпрограммы. Такая структура позволит оперативно реагировать на изменения на рынке труда и вносить коррективы в общую концепцию государственной программы в зависимости от воздействия внешних факторов. Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" (далее - подпрограмма 1). Подпрограмма 1 позволит создать преемственность мероприятий долгосрочной целевой Программы содействия занятости населения Белгородской области на 2011 - 2013 годы, обеспечить системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда области, планомерно проводить работу в области обеспечения гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Целью подпрограммы 1 является содействие занятости населения Белгородской области. Для реализации подпрограммы 1 предусмотрены задачи, которые сгруппированы в отдельные блоки в соответствии с содержанием мероприятий государственной программы и представлены в приложении N 1: Задача 1. Совершенствование системы трудоустройства граждан на постоянную и временную работу. Для решения данной задачи необходимо проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда Белгородской области. На основе результатов мониторинга ситуации на рынке труда предусматривается разработка прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных групп специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию. С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов, уменьшению привлечения иностранных работников, уточнение стратегии и планов развития профессионального образования. С целью оказания качественных услуг населению предполагается формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, мониторинг полноты и доступности услуг, оказываемых службой занятости населения. Кроме того, предполагается реализация мероприятий, направленных на: - развитие социального партнерства в сфере труда и занятости на областном, муниципальном уровнях; - согласованность социально-экономических интересов органов государственной власти, профсоюзов и работодателей, повышение ответственности социальных партнеров при реализации принятых на себя обязательств; - активизацию деятельности территориальных трехсторонних комиссий, повышение их роли и влияния на регулирование социально-трудовых отношений как реальных инструментов, способствующих развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда. Задача 2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан. Она вытекает из необходимости реализации социальных гарантий государства, определенных: Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации о размерах пособия по безработице (утверждается ежегодно); Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 36 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1064 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"; Порядком финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 6 февраля 2012 года N 38-пп; Уставами центров занятости населения. Решение задач предполагает взаимодействие органов службы занятости с работодателями (организациями, предприятиями) и гражданами, ищущими работу, и строится на принципах социального партнерства. Мероприятия по повышению качества рабочей силы предполагают также работу с учреждениями профессионального образования. Реализация задач подпрограммы 1 позволит: - снизить уровень регистрируемой безработицы и напряженность на рынке труда области; - повысить уровень трудоустройства ищущих работу граждан, в том числе за счет более полной обеспеченности населения и работодателей информацией о ситуации на рынке труда, об услугах органов службы занятости населения; - обеспечить работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; - оказать информационно-консультационные услуги и финансовую помощь безработным гражданам на организацию и ведение предпринимательской деятельности; - создать рабочие места для временного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, в том числе сельских жителей, для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы; - повысить уровень трудоустройства безработных граждан после профессионального обучения; - смягчить негативные последствия от потери работы, в том числе за счет оказания безработным гражданам социально-адаптационных услуг, а также обеспечения поддержания доходов безработных граждан в период активного поиска работы, выплаты им стипендий в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; - достигнуть сбалансированности образовательных услуг и потребностей рынка труда; - достичь эффективного функционирования институтов социального партнерства и взаимодействия службы занятости населения, организаций работодателей и профсоюзов. Конечными результатами подпрограммы 1 являются следующие показатели: уровень регистрируемой безработицы - 1,1%; удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, - 70%; коэффициент напряженности на рынке труда - 0,7 ед. В результате реализации подпрограммы 1 предполагается снижение уровня регистрируемой безработицы с 1,2% в 2014 году до 1,1% в 2020 году, коэффициента напряженности на рынке труда с 0,8 ед. в 2014 году до 0,7 ед. в 2020 году на 1 заявленную вакансию, процент трудоустроенных граждан достигнет значения 70. Целью подпрограммы 2 "Улучшение условий и охраны труда" (далее - подпрограмма 2) является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Белгородской области. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач. Задача 1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. Задача 2. Координация работы по внедрению механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Белгородской области, а также по непрерывной подготовке работников по охране труда на основе современных технологий обучения, в том числе в учреждениях бюджетной сферы. Реализация задач подпрограммы 2 создаст объективные условия для: снижения численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,800 ед. в расчете на 1 тыс. работающих; сокращения численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 0,101 ед. в расчете на 1 тыс. работающих. Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы" (далее - подпрограмма 3). Целью подпрограммы 3 является обеспечение исполнения государственных функций управлением по труду и занятости населения Белгородской области. Задача подпрограммы 3 - исполнение государственных функций в сфере труда и занятости населения и повышение качества материально-технического обеспечения деятельности управления по труду и занятости населения Белгородской области. Достижение цели подпрограммы 3 будет способствовать повышению эффективности расходов бюджета Белгородской области, а также: внедрению программно-целевых принципов организации деятельности управления по труду и занятости населения Белгородской области; оптимизации расходных обязательств бюджета Белгородской области; повышению эффективности использования государственного имущества; повышению качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ). Реализация подпрограммы 3 обеспечит к 2020 году выполнение конечного показателя: - удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в сфере труда и занятости населения, составит 70%. Основные мероприятия подпрограммы изложены в приложении N 1 к государственной программе. 5. Ресурсное обеспечение государственной программы (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 20.03.2017 N 99-пп) Реализация государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, иных источников. Общий объем финансирования государственной программы составляет 4262927,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 2514610,0 тыс. рублей; областного бюджета - 1745527,0 тыс. рублей; иных источников - 2790,0 тыс. руб. Финансовые ресурсы, необходимые для реализации государственной программы в 2014 - 2020 годах, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на 2014 - 2017 годы. На 2018 год и до 2020 года объемы бюджетных ассигнований планируются не меньше уровня 2017 года. Финансирование государственной программы осуществляется по следующим направлениям: реализация мероприятий активной политики занятости населения (за счет средств областного бюджета); осуществление социальных выплат безработным гражданам (за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету Белгородской области); реализация мероприятий, направленных на улучшение работодателями области условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников (за счет средств областного бюджета); реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за счет средств областного бюджета и средств внебюджетных фондов). При планировании ресурсного обеспечения государственной программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, высокая экономическая, политическая и финансовая значимость вопросов содействия занятости населения и охраны труда, а также возможности и механизмы ее решения за счет средств федерального бюджета. Ресурсное обеспечение государственной программы, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Белгородской области, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год. На реализацию подпрограммы 1 на весь период потребуется 3963012,0 тыс. рублей, в том числе: - средства в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, - 2477773,0 тыс. рублей; - средства субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Белгородской области, - 36837,0 тыс. рублей; - средства областного бюджета на реализацию мероприятий в области содействия занятости - 1445612,0 тыс. рублей; - средства из внебюджетных источников на реализацию мероприятий в области содействия занятости - 2790,0 тыс. рублей. На реализацию подпрограммы 2 в 2014 - 2020 годах потребуется 71559,0 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета в виде субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление полномочий в области охраны труда - 58211,0 тыс. рублей; - средства областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда работодателями области, - 13348,0 тыс. рублей. На реализацию подпрограммы 3 в 2014 - 2020 годах потребуется 228356,0 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 228356,0 тыс. рублей. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, областного бюджета на реализацию государственной программы представлены в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе. 6. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы На реализацию государственной программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски. Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера. В связи с закреплением с 2012 года за субъектами Российской Федерации полномочий по реализации мероприятий активной политики занятости населения, а также материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов службы занятости основными рисками реализации государственной программы являются финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации. Внешними рисками являются макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, изменение ситуации в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников, изменение законодательства о занятости, снижение деловой и социальной активности населения, усиление напряженности на рынке труда. Внутренними рисками являются: - изменение ситуации в сфере занятости в отдельных городах и районах области, например, в сельском хозяйстве, что может привести к массовому увольнению работников. Организационные риски: изменение законодательства Российской Федерации и Белгородской области; несвоевременное принятие нормативных правовых актов Белгородской области; недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров. В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматриваются: - мониторинг выполнения государственной программы, регулярный анализ хода ее исполнения; - внесение корректировок в государственную программу и поиск путей решения возникающих проблем. Преодоление рисков возможно также путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий активной политики занятости населения, осуществления дополнительных мер по поддержке рынка труда и занятости населения, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения. Паспорт подпрограммы 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития Подпрограмма 1 позволит создать преемственность мероприятий долгосрочной целевой Программы содействия занятости населения Белгородской области на 2011 - 2013 годы, обеспечить системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда Белгородской области, планомерно проводить работу в области обеспечения гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|