Расширенный поиск
Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 24.04.2014 № 151-И
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ)
ИНСТРУКЦИЯ
от 24 апреля 2014 г. № 151-И г. Москва
О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Зарегистрировано Минюстом России 11 июля 2014 года Регистрационный № 33058
Настоящая Инструкция на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973; № 48, ст. 6728; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; № 52, ст. 6975) (далее – Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), иных федеральных законов устанавливает порядок проведения выездных проверок деятельности (далее – проверка) некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций.
Глава 1. Общие положения
1.1. Проверки некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций (далее при совместном упоминании – поднадзорные организации) проводятся Банком России для осуществления функций регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков за поднадзорными организациями и (или) сфере их деятельности. Проверки негосударственных
пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному
страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных
лиц (далее – фонд-участник), в случаях, предусмотренных статьей 9 и частью 4
статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О
гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного
страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств
пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств
пенсионных накоплений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
№ 52, ст. 6987) (далее – Федеральный закон
«О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного
пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании
средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет
средств пенсионных накоплений»), могут проводиться с участием служащих
государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее –
Агентство) в соответствии с настоящей Инструкцией и иными нормативными актами
Банка России. Проверки некредитных финансовых организаций могут проводиться по поручению Банка России аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора Банка России (далее – Комитет финансового надзора) саморегулируемыми организациями некредитных финансовых организаций. 1.2. Настоящая Инструкция применяется при проведении проверок: некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в части первой статьи 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (за исключением деятельности бюро кредитных историй), в том числе созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений некредитных финансовых организаций (обособленных подразделений некредитных финансовых организаций (филиалов и представительств) и расположенных вне местонахождения некредитных финансовых организаций и филиалов некредитных финансовых организаций внутренних структурных подразделений некредитных финансовых организаций и филиалов некредитных финансовых организаций) (далее при совместном упоминании – некредитные финансовые организации); саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций, в том числе созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений саморегулируемых организаций (филиалов и представительств саморегулируемых организаций) (далее при совместном упоминании – саморегулируемые организации). 1.3. Основной целью проведения Банком России проверок поднадзорных организаций является оценка на месте общего состояния поднадзорной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности (с учетом возможности применения конкретных требований законодательства Российской Федерации к определенной поднадзорной организации), в том числе в части: соблюдения
поднадзорной организацией законодательства Российской Федерации и нормативных
актов Банка России; достоверности учета (отчетности) поднадзорной организации; достаточности собственных средств (капитала) или чистых активов поднадзорной организации и соблюдения поднадзорной организацией обязательных (финансовых, экономических) нормативов; качества управления поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорной организации; финансовой устойчивости, финансового состояния, платежеспособности поднадзорной организации (далее – финансовое состояние поднадзорной организации) и перспектив ее деятельности; выявления действий, угрожающих правам и законным интересам инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, Банк России проверяет соблюдение некредитной финансовой организацией требований, установленных стандартами и правилами саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация. Проверки поднадзорных организаций, проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам. 1.4. Проверки поднадзорных организаций проводятся с периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации (в том числе подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3028; 2003, № 1, ст. 13; № 46, ст. 4431; 2004, № 31, ст. 3217; 2005, № 1, ст. 9; № 19, ст. 1755; 2006, № 6, ст. 636; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3619; № 52, ст. 6454; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7036, ст. 7037, ст. 7040; 2012, № 50, ст. 6965, ст. 6966; 2013, № 30, ст. 4044, ст. 4084; № 49, ст. 6352; № 52, ст. 6961, ст. 6975) (далее – Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»), подпунктом 1 пункта 3 статьи 55 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4562; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 17, ст. 1780; 2007, № 50, ст. 6247; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 48, ст. 5731; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4193; № 41, ст. 5193; 2011, № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4334; 2013, № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; 2014, № 11, ст. 1098) (далее – Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»), пунктом 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 904; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, № 53, ст. 7607; 2013, № 30, ст. 4084; 2014, № 11, ст. 1098) (далее – Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности»), пунктом 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6726; 2012, № 53, ст. 7607; 2013, № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6699) (далее – Федеральный закон «Об организованных торгах»), абзацем вторым пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2071; 2001, № 7, ст. 623; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 166; 2004, № 49, ст. 4854; 2005, № 19, ст. 1755; 2006, № 43, ст. 4412; 2007, № 50, ст. 6247; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3619; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6450, ст. 6454; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4196; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7036, ст. 7037, ст. 7040, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6391; № 50, ст. 6965, ст. 6966; 2013, № 19, ст. 2326; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4044, ст. 4084; № 49, ст. 6352; № 52, ст. 6975; 2014, № 11, ст. 1098) (далее – Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»), пунктом 4 части 3 статьи 5 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3627; 2011, № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7040; 2013, № 23, ст. 2871; № 30, ст. 4084; № 44, ст. 5640) и нормативными актами Банка России, и определяемой с учетом оценки, в том числе: финансового состояния поднадзорной организации и перспектив деятельности поднадзорной организации, в том числе подверженности поднадзорной организации рискам, качества управления поднадзорной организации, включая оценку организации управления рисками и внутреннего контроля; достоверности учета (отчетности) поднадзорной организации; результатов предыдущих проверок поднадзорной организации. 1.4.1. Проверки страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов проводятся не реже одного раза в три года. 1.4.2. Перечень проверяемых в рамках проверки поднадзорной организации структурных подразделений поднадзорной организации и перечень направлений деятельности и (или) вопросов деятельности поднадзорной организации, подлежащих проверке, определяются с учетом оценки факторов, указанных в абзацах втором – четвертом настоящего пункта. 1.5. Проверки поднадзорных организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России (далее – уполномоченные представители Банка России). 1.5.1. Проверки поднадзорных организаций проводятся на основании документа, подтверждающего полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение проверки поднадзорной организации (далее – поручение на проведение проверки). В поручении на проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу для проверки поднадзорной организации численностью не менее двух человек, с указанием руководителя рабочей группы (при необходимости – заместителя руководителя рабочей группы) (далее – руководитель рабочей группы), а также членов рабочей группы. Поручение на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации (в том числе пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», пунктом 4 статьи 55 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», частью 3 статьи 25 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», частью 3 статьи 25 Федерального закона «Об организованных торгах» и пунктом 5 статьи 34 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»), одновременно с поручением на проведение проверки поднадзорной организации вручается (передается) копия документа (выписки из документа), содержащего решение Председателя Банка России (его заместителя) о проведении проверки, заверенная в установленном Банком России порядке (далее – копия документа о принятии решения о проведении проверки). 1.5.2. В случае необходимости, в том числе изменения персонального состава рабочей группы, назначения заместителя руководителя рабочей группы, продления сроков проведения проверки, оформляется дополнение к поручению на проведение проверки, являющееся неотъемлемой частью поручения на проведение проверки. Дополнение к поручению на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции. 1.6. К должностным лицам Банка России, обладающим правом поручать проведение проверок поднадзорных организаций, в том числе подписывать поручения на проведение проверок, относятся следующие лица. 1.6.1. Председатель Банка России, первый заместитель Председателя Банка России, заместитель Председателя Банка России, курирующий структурные подразделения Банка России, осуществляющие функции регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков за поднадзорными организациями и (или) сфере их деятельности, руководитель Главной инспекции Банка России, лица, их замещающие (далее – руководство Банка России), которые имеют право подписи поручений на проведение любых проверок поднадзорных организаций, а также поручений на проведение проверок некредитных финансовых организаций по поручению Банка России – аудиторскими организациями и актуариями, по поручению Комитета финансового надзора – саморегулируемыми организациями. 1.6.2. Заместитель руководителя Главной инспекции Банка России, который имеет право подписи поручений на проведение проверок поднадзорных организаций в порядке, установленном Банком России. 1.6.3. Генеральный инспектор Главной инспекции Банка России (лицо, его замещающее), заместитель генерального инспектора Главной инспекции Банка России (далее – генеральный инспектор Главной инспекции Банка России), которые имеют право подписи поручений на проведение проверок поднадзорных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, деятельность Банка России по организации и проведению проверок поднадзорных организаций в которых осуществляется возглавляемой генеральным инспектором Главной инспекции Банка России межрегиональной инспекцией Главной инспекции Банка России, а также поручений на проведение проверок структурных подразделений данных поднадзорных организаций, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Банком России. 1.6.4. Руководитель инспекции, входящей в состав межрегиональной инспекции Главной инспекции Банка России (лицо, его замещающее), который имеет право подписи поручений на проведение проверок поднадзорных организаций по местонахождению данной инспекции в порядке, установленном Банком России. 1.6.5. Руководитель территориального учреждения Банка России, его заместители (далее – руководитель территориального учреждения Банка России), которые имеют право подписи поручений на проведение проверок поднадзорных организаций, контроль и надзор за деятельностью которых осуществляет данное территориальное учреждение Банка России, и (или) поручений на проведение проверок структурных подразделений поднадзорной организации, расположенных вне местонахождения поднадзорной организации (далее – структурное подразделение поднадзорной организации вне местонахождения поднадзорной организации), в порядке, установленном Банком России. 1.7. Проверка поднадзорной организации начинается с момента предъявления поднадзорной организации поручения на проведение проверки руководителем рабочей группы или членом рабочей группы в соответствии с пунктом 5.1 настоящей Инструкции (далее – дата начала проверки). Проверка поднадзорной организации завершается не позднее даты истечения срока действия поручения на проведение проверки. Датой завершения проверки является дата составления акта проверки поднадзорной организации (далее – акт проверки), за исключением случаев составления акта проверки до завершения проверки в соответствии с пунктом 8.1 или пунктом 8.5 настоящей Инструкции. Если последний день срока действия поручения на проведение проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством Российской Федерации, днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. 1.8. К результатам проверки поднадзорной организации относится информация, необходимая для осуществления Банком России функций регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков за поднадзорными организациями и (или) сфере их деятельности, полученная в ходе проверки в дополнение к данным отчетности поднадзорной организации, представленной в Банк России, являющаяся основой для оценок и выводов Банка России об общем состоянии поднадзорной организации либо об отдельных направлениях (вопросах) ее деятельности (далее – надзорная информация), а также иная надзорная информация о выявленных фактах (событиях) и (или) обстоятельствах деятельности поднадзорной организации, способных оказать влияние на финансовое состояние поднадзорной организации, величину и достаточность собственных средств (капитала) или чистых активов и выполнение иных требований или обусловить возникновение оснований для применения к поднадзорной организации мер, предусмотренных статьей 765 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами (далее – применение к поднадзорной организации мер), в том числе: недостоверная информация о финансовом состоянии поднадзорной организации и имущественном положении поднадзорной организации вследствие нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и искажения бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности (далее – недостоверность учета (отчетности); факты несоблюдения поднадзорной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, факты несоблюдения некредитной финансовой организацией требований, установленных стандартами и правилами саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация (далее – нарушения в деятельности поднадзорной организации); обстоятельства деятельности поднадзорной организации, действия (бездействие) работников и (или) органов управления поднадзорной организации, не являющиеся нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, стандартов и правил саморегулируемой организации, но отрицательно влияющие либо способные оказать отрицательное влияние на финансовое состояние поднадзорной организации, на принимаемые поднадзорной организацией риски и (или) создающие предпосылки для возникновения нарушений и дополнительных рисков (далее – недостатки в деятельности поднадзорной организации); признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 1.9. Информация, содержащаяся в документах, составляемых Банком России при организации, проведении и оформлении результатов проверок поднадзорных организаций и имеющих ограничительную пометку «Для служебного пользования», является информацией ограниченного доступа, определяемой в качестве таковой и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не может быть разглашена Банком России и поднадзорной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. 1.10. Организация, проведение и оформление результатов проверок поднадзорных организаций по направлениям (вопросам) деятельности, связанным с обеспечением защиты государственной тайны, осуществляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны. Глава 2. Права, обязанности и ответственность уполномоченных представителей Банка России 2.1. При проведении проверок поднадзорных организаций уполномоченные представители Банка России, образующие рабочую группу (далее – руководитель и члены рабочей группы), руководствуются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», иными федеральными законами (с учетом возможности применения конкретных требований законодательства Российской Федерации к определенной поднадзорной организации), настоящей Инструкцией, нормативными и иными актами Банка России. 2.2. Руководитель и члены рабочей группы обеспечивают сохранность имущества, а также документов и иной информации (далее – документы (информация), полученных от поднадзорной организации, а также их возврат (за исключением копий документов (информации), полученных в порядке, установленном подпунктами 2.5.4 – 2.5.6 пункта 2.5 и пунктом 3.4 настоящей Инструкции). 2.3. На руководителя рабочей группы возлагаются обязанности организации взаимодействия рабочей группы по всем вопросам проведения проверки поднадзорной организации со следующими лицами: с единоличным исполнительным органом, заместителями, членами коллегиального исполнительного органа поднадзорной организации, руководителем обособленного подразделения поднадзорной организации, его заместителями (далее – руководитель поднадзорной организации), членами иных органов управления и руководителями иных структурных подразделений поднадзорной организации (при их наличии); с главным бухгалтером поднадзорной организации, его заместителями (далее – главный бухгалтер поднадзорной организации); с членами органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, членом которой является проверяемая некредитная финансовая организация, формируемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации; с должностными лицами поднадзорной организации либо ответственными работниками поднадзорной организации и (или) структурных подразделений поднадзорной организации, определенными в соответствии с пунктом 3.1 или пунктом 3.2 настоящей Инструкции; с руководителем временной администрации некредитной финансовой организации, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации; с работниками структурного подразделения центрального аппарата Банка России или территориального учреждения Банка России, осуществляющего функции регулирования, контроля и надзора за проверяемой поднадзорной организацией (далее – структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью поднадзорной организации). Руководитель рабочей группы уполномочен по согласованию с должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, принимать решение о возможности ознакомления руководителя временной администрации некредитной финансовой организации до даты завершения проверки некредитной финансовой организации с актами проверки, составленными рабочей группой, и иными материалами проверки, необходимыми временной администрации некредитной финансовой организации для исполнения возложенных на нее задач и функций. 2.4. Руководитель рабочей группы устанавливает время ежедневного пребывания рабочей группы в здании и других помещениях проверяемой поднадзорной организации в течение срока проведения проверки, исчисляемого с даты начала проверки до даты завершения проверки, с учетом действующего в проверяемой поднадзорной организации режима работы. В случае необходимости, в том числе в связи с изменением действующего в проверяемой поднадзорной организации режима работы в течение срока проведения проверки, для членов рабочей группы может быть установлено время пребывания, отличное от действующего в проверяемой поднадзорной организации режима работы, по согласованию с руководителем поднадзорной организации. 2.5. Руководитель и члены рабочей группы вправе осуществлять следующие действия. 2.5.1. Входить в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной организации, а также, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных поднадзорной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и (или) организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение документов и информации, связанных с осуществлением деятельности поднадзорной организации (далее – программно-аппаратные средства поднадзорной организации). 2.5.2. Пользоваться техническими средствами, необходимыми для проведения проверки и организации деятельности рабочей группы, включая компьютеры, телекоммуникационное оборудование, электронные носители информации (в том числе жесткие диски компьютеров (серверов и рабочих станций), удаленные запоминающие устройства и отчуждаемые (съемные) машинные носители информации), калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи) и иные технические средства (далее – технические средства), вносить в помещения проверяемой поднадзорной организации и выносить из них технические средства, принадлежащие Банку России. 2.5.3. Запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемой поднадзорной организации все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период, в том числе: учредительные и иные документы, связанные с государственной регистрацией поднадзорной организации и получением лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной пунктом 1.2 настоящей Инструкции; организационно-распорядительную документацию, инструкции, положения, регламенты, правила и иные внутренние документы поднадзорной организации; информацию, связанную с осуществлением деятельности поднадзорной организации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами; материалы службы внутреннего контроля (контролера) поднадзорной организации; документы (информацию), связанные с осуществлением саморегулируемой организацией регулирования и контроля (в том числе путем проведения проверок) за деятельностью некредитных финансовых организаций, являющихся ее членами; документы (информацию), связанные с проведением проверяемой некредитной финансовой организацией проверок лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая проводимые организатором торговли проверки при осуществлении контроля за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, а также соблюдением участниками торгов и иными лицами указанных правил), в том числе на основании обращения Банка России; документацию на используемые программно-аппаратные средства поднадзорной организации, а также документы поднадзорной организации по вопросам организации и осуществления их эксплуатации; информацию из программно-аппаратных средств поднадзорной организации (в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами) в электронном виде, в том числе в форме файлов, содержащих определяемые рабочей группой выборки информации (наборы записей) (далее – выборки информации (наборы записей), и расшифровки (описания форматов) выборок информации (наборов записей); бухгалтерскую, статистическую и финансовую отчетность поднадзорной организации; объяснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителя и работников поднадзорной организации (далее – объяснения руководителя и работников поднадзорной организации); аудиторские заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности поднадзорной организации; акты и материалы проверок поднадзорной организации, проводимых Банком России и (или) федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и правоохранительными органами (далее – федеральные органы), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках проверки соблюдения поднадзорной организацией законодательства Российской Федерации; договоры,
заключенные поднадзорной организацией; документы по исполнению поднадзорной организацией законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; записи систем видеонаблюдения (в случае его осуществления); иные документы (информацию), которыми располагает поднадзорная организация, необходимые для проведения проверки (по усмотрению руководителя рабочей группы). 2.5.4. Требовать от поднадзорной организации предоставления копий документов (информации) на бумажном носителе и (или) в электронном виде, а также снимать копии с документов (информации) поднадзорной организации и выносить их из зданий и помещений поднадзорной организации для приобщения к материалам проверки. Файлы электронных образов бумажных документов, электронных документов, электронных таблиц, записей систем видеонаблюдения и (или) других видов объектов файловых систем (далее – электронные документы (информация) и (или) выборки информации (наборы записей) размещаются на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи и предоставляются поднадзорной организацией с описями, составляемыми в соответствии с приложением 3 и приложением 4 к настоящей Инструкции соответственно на бумажном носителе и (при необходимости) в электронном виде для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации. 2.5.5. Требовать от поднадзорной организации проведения демонстрации и ознакомления с функционированием и ресурсами программно-аппаратных средств поднадзорной организации, а также предоставления письменных или устных разъяснений по вопросам, связанным с их разработкой, установкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией. 2.5.6. Получать доступ к программно-аппаратным средствам поднадзорной организации, системам видеонаблюдения и иным техническим средствам, электронным базам данных поднадзорной организации в режиме просмотра и (или) выборки необходимой информации, а также получать (на собственные отчуждаемые (съемные) машинные носители информации) электронные документы (информацию) поднадзорной организации и иную информацию, хранящуюся в программно-аппаратных средствах поднадзорной организации и иных технических средствах, электронных базах данных, а также (при необходимости) расшифровки (описания форматов) их представления. 2.6. Требование о предоставлении руководителю и (или) членам рабочей группы документов (информации) поднадзорной организации, включая электронные документы (информацию) и выборки информации (наборы записей), необходимые для проведения проверки, объяснения руководителя и работников поднадзорной организации, а также требования о выполнении поднадзорной организацией действий в целях оказания содействия в проведении проверки, включая предоставление руководителю и членам рабочей группы рабочих мест в отдельном служебном помещении поднадзорной организации, включаются в заявку на предоставление документов (информации) и оказание содействия с указанием срока исполнения соответствующего требования. Заявка на предоставление документов (информации) и оказание содействия составляется в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции и предоставляется поднадзорной организации путем вручения руководителю поднадзорной организации (должностному лицу поднадзорной организации либо ответственному работнику поднадзорной организации и (или) структурного подразделения поднадзорной организации, определенному в соответствии с пунктом 3.2 настоящей Инструкции) либо путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Руководитель рабочей группы на основании мотивированного ходатайства поднадзорной организации, представленного в соответствии с подпунктом 3.4.2 пункта 3.4 настоящей Инструкции, принимает решение о продлении (или об отказе в продлении) сроков предоставления документов (информации) или выполнения поднадзорной организацией действий в целях оказания содействия в проведении проверки, установленных в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия. 2.7. Руководитель рабочей группы вправе требовать от поднадзорной организации выполнения действий в целях оказания содействия в проведении проверки, в том числе совершать следующие действия. 2.7.1. Требовать от поднадзорной организации выделения отдельного служебного помещения для рабочей группы, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям труда для рабочих мест служащих предприятий, организаций и учреждений, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3), Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30, ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4079; № 48, ст. 6165) и санитарными правилами (далее – государственные нормативные требования охраны труда и санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда для рабочих мест служащих предприятий, организаций и учреждений), и оборудования его техническими средствами, необходимыми для проведения проверки. 2.7.2. Запрашивать от акционеров (участников) проверяемой поднадзорной организации, клиентов и контрагентов проверяемой поднадзорной организации, от саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация, от актуария, проводившего актуарное оценивание некредитной финансовой организации, от организаций, привлеченных проверяемой поднадзорной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору, и (или) организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации, документы (информацию), необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от проверяемой поднадзорной организации, на основании запросов о предоставлении документов (информации), составленных в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции. 2.7.3. Требовать подтверждения возможности подготовки (формирования) проверяемой поднадзорной организацией документов, представление которых является обязательным при наступлении событий или наличии обстоятельств, определенных федеральными законами или нормативными актами Банка России (в том числе подлежащего проверке реестра обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами). 2.8. Руководитель Главной инспекции Банка России, его заместители, генеральный инспектор Главной инспекции Банка России, руководитель территориального учреждения Банка России по ходатайству руководителя структурного подразделения Банка России, проводящего проверку, или руководителя рабочей группы вправе запрашивать документы и (или) информацию, необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от проверяемой поднадзорной организации: в других поднадзорных организациях, в том числе не являющихся клиентами и контрагентами проверяемой поднадзорной организации; в федеральных органах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, нормативными и иными актами Банка России, а также соглашениями о взаимодействии между Банком России и федеральными органами (при их наличии). В составе ходатайства руководителя структурного подразделения Банка России, проводящего проверку, или руководителя рабочей группы должностному лицу Банка России, обладающему в соответствии с настоящим пунктом правом запрашивать указанные документы и (или) информацию, представляется проект запроса о предоставлении документов и (или) информации, составленный в соответствии с приложением 7 к настоящей Инструкции. 2.9. Уполномоченные представители Банка России несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение ими сведений, полученных в ходе проверки поднадзорной организации, повлекшее нарушение коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. Глава 3. Обязанности поднадзорной организации 3.1. Поднадзорная организация обязана содействовать руководителю и членам рабочей группы в проведении проверки. Для обеспечения содействия в проведении Банком России проверок поднадзорная организация обязана установить во внутренних документах порядок получения (приема) документов от руководителя рабочей группы или членов рабочей группы работниками поднадзорной организации, включая работника (работников) подразделения поднадзорной организации, ответственного (ответственных) за регистрацию, прием входящей корреспонденции и направление исходящей корреспонденции (далее – работник поднадзорной организации, ответственный за работу с корреспонденцией), и их передачи (направления) руководителю поднадзорной организации, в том числе: поручения на проведение проверки (дополнения к поручению на проведение проверки); акта о противодействии проведению проверки поднадзорной организации (далее – акт о противодействии проведению проверки); акта проверки. 3.2. Руководитель проверяемой поднадзорной организации не позднее рабочего дня, следующего за датой начала проверки, обязан: определить должностных лиц поднадзорной организации и работников поднадзорной организации (включая ее структурные подразделения), которые должны взаимодействовать с руководителем и членами рабочей группы, их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа к документам (информации), необходимым для проведения проверки, к программно-аппаратным средствам поднадзорной организации, электронным базам данных, предоставлению документов (информации) поднадзорной организации, а также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки (далее – ответственные работники поднадзорной организации); уведомить в письменной форме руководителя рабочей группы об ответственных работниках поднадзорной организации. 3.3. Руководитель и работники проверяемой поднадзорной организации обязаны исполнять требования руководителя рабочей группы о выполнении поднадзорной организацией действий в целях оказания содействия в проведении проверки, в том числе совершать следующие действия. 3.3.1. Обеспечивать беспрепятственный доступ в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной организации с даты начала проверки до даты завершения проверки при предъявлении руководителем и членами рабочей группы удостоверения Банка России или удостоверения территориального учреждения Банка России (иного документа, свидетельствующего о том, что указанные лица являются служащими Банка России) руководителю, работникам проверяемой поднадзорной организации или работникам иной организации, осуществляющей на основании договоров контроль за соблюдением пропускного режима или охрану поднадзорной организации. 3.3.2. Обеспечивать, если это необходимо для проведения проверки, организацию беспрепятственного доступа руководителя и членов рабочей группы в помещения организаций, привлеченных проверяемой поднадзорной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и (или) организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации. 3.3.3. Предоставлять (за исключением случаев объективной невозможности предоставления) руководителю и членам рабочей группы, в том числе по требованиям руководителя рабочей группы, рабочие места в отдельном служебном помещении поднадзорной организации, соответствующем государственным нормативным требованиям охраны труда и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям труда для рабочих мест служащих предприятий, организаций и учреждений, изолированном от работников поднадзорной организации и посторонних лиц, сдаваемом под охрану и оборудованном необходимой мебелью, несгораемыми шкафами для хранения документов, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с руководителем рабочей группы) и иными техническими средствами. Служебное помещение поднадзорной организации, предоставляемое руководителю и членам рабочей группы, должно закрываться на ключ, опечатываться (опломбировываться), и сдаваться под охрану в порядке, установленном в поднадзорной организации. 3.3.4. Обеспечивать руководителю и членам рабочей группы доступ к документам (информации), необходимым для проведения проверки, доступ к программно-аппаратным средствам поднадзорной организации, электронным базам данных в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получение копий документов (информации) поднадзорной организации на бумажном носителе, электронных документов (информации), выборок информации (наборов записей), в том числе хранящихся в программно-аппаратных средствах поднадзорной организации, электронных базах данных, описей электронных документов (информации) и описей выборок информации (наборов записей) для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации в соответствии с подпунктом 2.5.4 пункта 2.5 настоящей Инструкции. 3.3.5. Исполнять требования руководителя и членов рабочей группы о проведении демонстрации и ознакомления с функционированием и ресурсами программно-аппаратных средств поднадзорной организации, электронных баз данных, а также о предоставлении письменных или устных разъяснений по вопросам, связанным с их разработкой, установкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией. 3.3.6. Исполнять требование руководителя рабочей группы, касающееся подтверждения возможности подготовки (формирования) поднадзорной организацией документов, представление которых является обязательным при наступлении событий или наличии обстоятельств, определенных федеральными законами или нормативными актами Банка России (в том числе реестра обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами). 3.3.7. Исполнять требования руководителя рабочей группы о направлении (передаче) подготовленных им в соответствии с подпунктом 2.7.2 пункта 2.7 настоящей Инструкции запросов акционерам (участникам) проверяемой поднадзорной организации, клиентам и контрагентам проверяемой поднадзорной организации, саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация, актуарию, проводившему актуарное оценивание некредитной финансовой организации, организациям, привлеченным проверяемой поднадзорной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и (или) организациям, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации. 3.4. Поднадзорная организация обязана исполнять заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия, составленные руководителем и (или) членами рабочей группы в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, в полном объеме (в том числе в части состава и форматов, а также расшифровок (описаний форматов) представления запрашиваемых документов (информации) и в сроки, установленные в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия. Наличие сведений, содержащих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, персональные данные, в документах (информации), необходимых для проведения проверки, не может служить основанием для отказа в их предоставлении рабочей группе. Сведения, содержащие государственную тайну, запрашиваются и передаются рабочей группе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3.4.1. По требованию руководителя и (или) членов рабочей группы копии документов (информации) поднадзорной организации на бумажном носителе, предоставляемые поднадзорной организацией в соответствии с заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия, должны быть прошиты и заверены подписями руководителя поднадзорной организации и главного бухгалтера поднадзорной организации (при его наличии) либо лиц, их замещающих, и оттиском печати поднадзорной организации. В случае необходимости, в том числе при проведении проверки структурного подразделения поднадзорной организации, копии документов (информации) поднадзорной организации на бумажном носителе, предоставляемые в соответствии с заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия, могут быть заверены подписью ответственного работника структурного подразделения поднадзорной организации и оттиском печати (штампа) этого структурного подразделения поднадзорной организации. Предоставляемые поднадзорной организацией в соответствии с заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия описи электронных документов (информации), описи выборок информации (наборов записей) должны быть прошиты, а также подписаны руководителем поднадзорной организации и главным бухгалтером поднадзорной организации (при его наличии) с проставлением оттиска печати поднадзорной организации. В случае проведения проверки структурного подразделения поднадзорной организации описи электронных документов (информации), описи выборок информации (наборов записей) могут быть подписаны ответственным работником структурного подразделения поднадзорной организации с проставлением оттиска печати (штампа) этого структурного подразделения поднадзорной организации. 3.4.2. В случае непредоставления документов (информации) и (или) возникновения обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия сроки, либо возникновения обстоятельств, препятствующих выполнению поднадзорной организацией в установленные заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия сроки действий в целях оказания содействия в проведении проверки, руководитель поднадзорной организации и главный бухгалтер поднадзорной организации (при его наличии) либо лица, их замещающие, должны представить руководителю рабочей группы до истечения установленного срока предоставления документов (информации) либо выполнения поднадзорной организацией действий в целях оказания содействия в проведении проверки: письменное объяснение причин неисполнения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия; при необходимости – мотивированное ходатайство о продлении срока предоставления документов (информации) поднадзорной организации либо о продлении срока выполнения поднадзорной организацией действий в целях оказания содействия в проведении проверки. 3.4.3. В случае невозможности предоставления руководителю и членам рабочей группы рабочих мест в отдельном служебном помещении поднадзорной организации в соответствии с подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 настоящей Инструкции поднадзорная организация должна предоставлять руководителю и (или) членам рабочей группы документы (информацию) поднадзорной организации и выполнять действия в целях оказания содействия в проведении проверки в соответствии с заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия по указанному в ней адресу структурного подразделения Банка России. 3.5. Руководитель и работники поднадзорной организации, а также работники иных организаций, осуществляющих контроль за соблюдением пропускного режима или охрану проверяемой поднадзорной организации, не вправе: проверять технические средства, находящиеся в пользовании руководителя и членов рабочей группы, изымать и досматривать служебные и иные (за исключением указанных в подпункте 5.1.2 пункта 5.1 настоящей Инструкции) документы, вещи или лишать возможности использовать их при проведении проверки; требовать от руководителя и членов рабочей группы давать какие-либо устные и (или) письменные обязательства и объяснения; заходить в служебные помещения поднадзорной организации, предоставленные руководителю и (или) членам рабочей группы, в случае их отсутствия в указанных помещениях; предъявлять руководителю и членам рабочей группы иные требования, не предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией. 3.6. Руководитель и работники поднадзорной организации не вправе разглашать третьим лицам информацию, содержащуюся в акте проверки (в том числе в промежуточном акте проверки, акте проверки по отдельным вопросам) и (или) иных документах, составленных Банком России, руководителем и (или) членами рабочей группы при организации, проведении и оформлении результатов проверки поднадзорной организации и имеющих ограничительную пометку «Для служебного пользования». 3.7. Поднадзорная организация вправе предоставлять на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору), осуществляющей (осуществляющему) аудит поднадзорной организации, акт проверки, в том числе предоставлять копию акта проверки. Поднадзорная организация обязана уведомлять структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью поднадзорной организации, о каждом случае предоставления на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору), осуществляющей (осуществляющему) аудит поднадзорной организации, акта проверки (в том числе предоставления копии акта проверки) в срок не позднее трех рабочих дней со дня его предоставления на ознакомление. Уведомление о предоставлении на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору) акта проверки составляется в соответствии с приложением 8 к настоящей Инструкции.
Глава 4. Подготовка к проведению проверок 4.1. Подготовка к проведению проверок поднадзорных организаций (далее – предпроверочная подготовка) осуществляется на основе имеющейся в Банке России информации для уточнения вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода и определения объема выборки документов (информации), необходимых для проведения проверок, в том числе с учетом предварительного анализа и оценки: финансового состояния поднадзорных организаций и перспектив деятельности поднадзорных организаций; качества управления поднадзорных организаций, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорных организаций; достоверности учета (отчетности) поднадзорных организаций; исполнения поднадзорными организациями требований законодательства Российской Федерации; результатов осуществления контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе путем проведения проверок) саморегулируемыми организациями, членами которых являются некредитные финансовые организации, а также сведений об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе осуществления указанного контроля; результатов рассмотрения структурными подразделениями Банка России, осуществляющими надзор за деятельностью поднадзорных организаций, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц в отношении поднадзорных организаций, поступивших в Банк России. 4.2. Проверки поднадзорных организаций могут осуществляться: без предварительного уведомления поднадзорной организации; с предварительным уведомлением поднадзорной организации. 4.3. Предварительное уведомление о проведении проверки направляется руководителю поднадзорной организации. 4.3.1. Предварительное уведомление о проведении проверки может содержать требования о совершении поднадзорной организацией действий по обеспечению содействия в проведении проверки, в том числе: подготовке документов (информации) по вопросам, подлежащим проверке, либо необходимых для ее обеспечения, в том числе электронных документов (информации) и выборок информации (наборов записей); назначении ответственных работников поднадзорной организации и уведомлении об этом руководителя рабочей группы; проведении организационных мероприятий, в том числе выделении отдельного служебного помещения для рабочей группы, оборудовании его техническими средствами. 4.3.2. Предварительное уведомление о проведении проверки составляется в соответствии с приложением 9 к настоящей Инструкции. 4.3.3. В предварительное уведомление о проведении проверки, по результатам проведения которой должен быть составлен сводный акт проверки, включается примерный перечень структурных подразделений поднадзорной организации вне местонахождения поднадзорной организации, на основании актов проверок которых предполагается составлять сводный акт проверки. 4.4. Проверка поднадзорной организации исключительно по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется без предварительного уведомления поднадзорной организации. Глава 5. Проведение проверок 5.1. Руководитель рабочей группы (член рабочей группы) предъявляет и вручает первый экземпляр поручения на проведение проверки руководителю поднадзорной организации или ответственному работнику поднадзорной организации либо передает его работнику поднадзорной организации, ответственному за работу с корреспонденцией. 5.1.1. Факт получения поручения на проведение проверки удостоверяется на его втором экземпляре подписью руководителя поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации, получившего поручение на проведение проверки, с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии), даты и времени его получения, а также оттиском печати (штампа) поднадзорной организации. Факт приема поручения на проведение проверки для его передачи (направления) руководителю поднадзорной организации удостоверяется на его втором экземпляре подписью работника поднадзорной организации, ответственного за работу с корреспонденцией, принявшего поручение на проведение проверки, с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии), даты и времени его получения, а также оттиском печати (штампа) поднадзорной организации. Ответственный работник поднадзорной организации или работник поднадзорной организации, ответственный за работу с корреспонденцией, получивший (принявший) поручение на проведение проверки, обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем его вручения (приема), передать (направить) поручение на проведение проверки руководителю поднадзорной организации. Второй экземпляр поручения на проведение проверки остается у руководителя рабочей группы (члена рабочей группы). 5.1.2. При предъявлении руководителем и членами рабочей группы поручения на проведение проверки и удостоверений Банка России или удостоверений территориальных учреждений Банка России (иных документов, свидетельствующих о том, что указанные лица являются служащими Банка России) работникам поднадзорной организации или иных организаций, осуществляющих на основании договоров контроль за соблюдением пропускного режима или охрану поднадзорной организации, указанные работники незамедлительно обеспечивают беспрепятственный доступ руководителя и членов рабочей группы в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной организации. 5.2. Копия документа о принятии решения о проведении проверки и дополнение к поручению на проведение проверки предъявляются и вручаются руководителю поднадзорной организации или ответственному работнику поднадзорной организации либо передаются работнику поднадзорной организации, ответственному за работу с корреспонденцией, в порядке, установленном пунктом 5.1 настоящей главы. 5.3. Руководитель и работники поднадзорной организации, в том числе ответственные работники поднадзорной организации, обязаны обеспечивать содействие в проведении проверки в соответствии с настоящей Инструкцией с момента предъявления поручения на проведение проверки (дополнения к поручению на проведение проверки). 5.4. В случае необходимости в период проведения проверки руководитель рабочей группы по согласованию с должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, проводит совещание с руководителем поднадзорной организации для обсуждения предварительных результатов проверки поднадзорной организации, требующих получения от поднадзорной организации дополнительных пояснений, устранения возможных разногласий с поднадзорной организацией по вопросу существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации, недостоверности учета (отчетности) поднадзорной организации для их отражения (неотражения) в составляемом акте проверки и установления возможности их устранения поднадзорной организацией. 5.5. Проверка поднадзорной организации может быть отсрочена (ввиду невозможности ее начать), приостановлена или прекращена в случаях, предусмотренных пунктами 5.6 – 5.7 настоящей главы. 5.6. Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, на основании сообщения руководителя рабочей группы может принять решение об отсрочке начала проверки или о приостановлении проверки поднадзорной организации при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проведения проверки: угрозы жизни и здоровью руководителя и членов рабочей группы; противодействия поднадзорной организации проведению проверки, в том числе отсутствия поднадзорной организации по ее местонахождению (адресу) (за исключением случаев, связанных с изменением поднадзорной организацией своего местонахождения (адреса) в установленном порядке); иных обстоятельств, препятствующих началу проверки и (или) дальнейшему проведению проверки. 5.6.1. Уведомление об отсрочке начала проверки (в случае если поднадзорной организации направлялось предварительное уведомление о ее проведении) или уведомление о приостановлении проверки, составленное в соответствии с приложением 10 и приложением 11 к настоящей Инструкции соответственно, направляется руководителю поднадзорной организации. 5.6.2. В случае устранения обстоятельств, препятствующих началу проверки и (или) дальнейшему проведению проверки, должностное лицо Банка России, принявшее решение об отсрочке начала проверки или о приостановлении проверки поднадзорной организации, принимает решение о начале проверки (после отсрочки начала проверки) или о возобновлении приостановленной проверки поднадзорной организации. 5.6.3. В случае принятия решения о начале проверки (после отсрочки начала проверки) или о возобновлении приостановленной проверки поднадзорной организации при необходимости оформляется дополнение к поручению на проведение проверки, составленное в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции. 5.7. Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, может принять решение о прекращении проверки поднадзорной организации, в том числе в отношении проверки, начало которой было отсрочено, в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о нецелесообразности или объективной невозможности начала или продолжения проведения проверки, включая случаи выявления в ходе проверки поднадзорной организации фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии: оснований для отзыва у некредитной финансовой организации лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной пунктом 1.2 настоящей Инструкции; оснований для исключения сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций; оснований для ликвидации кредитного потребительского кооператива в судебном порядке; оснований для назначения временной администрации некредитной финансовой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; угрозы правам и законным интересам инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). 5.8. При принятии должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, решения о прекращении проверки поднадзорной организации результаты проверки поднадзорной организации оформляются в соответствии с пунктом 7.11 настоящей Инструкции.
Глава 6. Оформление акта о противодействии проведению проверки 6.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) поднадзорной организацией обязанностей по содействию в проведении проверки поднадзорной организации, определенных настоящей Инструкцией, считается противодействием проведению проверки поднадзорной организации. В качестве факта противодействия проведению проверки поднадзорной организации могут быть признаны, в том числе: отсутствие поднадзорной организации по ее местонахождению (адресу) (за исключением случаев, связанных с изменением поднадзорной организацией своего местонахождения (адреса) в установленном порядке); непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа руководителя и членов рабочей группы в здания и другие помещения проверяемой поднадзорной организации в соответствии с подпунктом 5.1.2 пункта 5.1 настоящей Инструкции; непринятие мер к обеспечению, если это необходимо для проведения проверки, организации беспрепятственного доступа руководителя и членов рабочей группы в помещения других организаций, привлеченных проверяемой поднадзорной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору, организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации; отказ руководителя поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации либо работника поднадзорной организации, ответственного за работу с корреспонденцией, от получения (приема) поручения на проведение проверки (дополнения к поручению на проведение проверки) после его предъявления и (или) отказ от удостоверения факта получения (приема) поручения на проведение проверки (дополнения к поручению на проведение проверки) в порядке, установленном пунктами 5.1 и 5.2 настоящей Инструкции; неисполнение либо несвоевременное исполнение поднадзорной организацией требования о совершении поднадзорной организацией действий по обеспечению содействия в проведении проверки, содержащегося в предварительном уведомлении о проведении проверки поднадзорной организации и (или) в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия; непредоставление (за исключением случаев объективной невозможности предоставления) руководителю и членам рабочей группы рабочих мест в отдельном служебном помещении поднадзорной организации в нарушение обязанности, установленной подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 настоящей Инструкции; отказ руководителя поднадзорной организации от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, установленных пунктом 3.2 настоящей Инструкции; отказ руководителя поднадзорной организации либо ответственного работника поднадзорной организации от получения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия и (или) отказ от удостоверения факта получения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия; непредоставление поднадзорной организацией документов (информации) или их копий, в том числе электронных документов (информации) и выборок информации (наборов записей), объяснений руководителя и работников поднадзорной организации, на основании заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия, составленной руководителем и (или) членами рабочей группы, в установленные ими сроки и в полном объеме в соответствии с пунктом 3.4 настоящей Инструкции; отказ руководителя поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по направлению подготовленных руководителем рабочей группы запросов о предоставлении документов (информации), установленной подпунктом 3.3.7 пункта 3.3 настоящей Инструкции; отказ руководителя поднадзорной организации или ответственного работника поднадзорной организации от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение требования о выполнении поднадзорной организацией иных действий в целях оказания содействия в проведении проверки; разглашение поднадзорной организацией третьим лицам информации, содержащейся в акте проверки (в том числе в промежуточном акте проверки, акте проверки по отдельным вопросам) и (или) иных документах, составленных Банком России, руководителем и (или) членами рабочей группы при организации, проведении и оформлении результатов проверки поднадзорной организации и имеющих ограничительную пометку «Для служебного пользования», за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. 6.2. В случае противодействия проведению проверки поднадзорной организации, в том числе при наличии фактов, определенных пунктом 6.1 настоящей главы, руководитель рабочей группы составляет акт о противодействии проведению проверки в двух экземплярах в соответствии с приложением 12 к настоящей Инструкции. В случае противодействия проведению проверки некредитной финансовой организации, являющейся членом саморегулируемой организации, составляется дополнительный экземпляр акта о противодействии проведению проверки (изготавливается его копия) и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация. Акт о противодействии проведению проверки подписывается руководителем рабочей группы и членом (членами) рабочей группы. 6.3. Руководитель рабочей группы вручает второй экземпляр акта о противодействии проведению проверки руководителю поднадзорной организации либо передает его ответственному работнику поднадзорной организации или работнику поднадзорной организации, ответственному за работу с корреспонденцией, для передачи руководителю поднадзорной организации. Факт получения акта о противодействии проведению проверки удостоверяется на всех экземплярах акта о противодействии проведению проверки подписью руководителя поднадзорной организации либо ответственного работника поднадзорной организации или работника поднадзорной организации, ответственного за работу с корреспонденцией, получившего (принявшего) акт о противодействии проведению проверки, с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии), а также даты и времени его получения (приема). Ответственный работник поднадзорной организации или работник поднадзорной организации, ответственный за работу с корреспонденцией, получивший (принявший) акт о противодействии проведению проверки, обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем его вручения (приема), передать (направить) акт о противодействии проведению проверки руководителю поднадзорной организации. 6.3.1. Если руководитель поднадзорной организации либо ответственный работник поднадзорной организации или работник поднадзорной организации, ответственный за работу с корреспонденцией, отказался от получения (приема) акта о противодействии проведению проверки или от подписи, удостоверяющей факт получения (приема) акта о противодействии проведению проверки, руководитель рабочей группы на всех экземплярах акта о противодействии проведению проверки делает отметку «от получения акта о противодействии проведению проверки отказался» или «от подписи, удостоверяющей факт получения (приема) акта о противодействии проведению проверки, отказался» с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) руководителя поднадзорной организации либо ответственного работника поднадзорной организации или работника поднадзорной организации, ответственного за работу с корреспонденцией, и даты его отказа. 6.3.2. По решению должностного лица Банка России, подписавшего поручение на проведение проверки, руководителю поднадзорной организации, совету директоров (наблюдательному совету) поднадзорной организации (при его наличии) может быть направлен, в том числе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, экземпляр акта о противодействии проведению проверки (его копия). 6.4. Составление акта о противодействии проведению проверки не является основанием для ее обязательного приостановления или прекращения. 6.5. Акт о противодействии проведению проверки представляется соответствующему должностному лицу Банка России для принятия решения о применении к поднадзорной организации мер.
Глава 7. Требования к оформлению результатов проверки 7.1. Результаты проверки поднадзорной организации, определенные пунктом 1.8 настоящей Инструкции, отражаются в акте проверки. Акт проверки составляется по результатам проверки: поднадзорной организации; структурного подразделения поднадзорной организации. Акт проверки и содержащиеся в нем выводы рабочей группы по результатам проверки поднадзорной организации непосредственно не порождают каких-либо обязанностей для поднадзорной организации и могут использоваться при принятии Банком России решений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 7.2. При проведении проверки головного офиса поднадзорной организации одновременно с проверкой иных структурных подразделений поднадзорной организации независимо от их местонахождения может составляться сводный акт проверки. В случае составления сводного акта проверки акт проверки головного офиса поднадзорной организации может не составляться. Сводный акт проверки составляется на основании акта проверки головного офиса поднадзорной организации (либо по материалам проверки головного офиса поднадзорной организации) и актов проверок иных структурных подразделений поднадзорной организации. Сводный акт проверки составляется и подписывается руководителем и членами рабочей группы, которые проводили проверку головного офиса поднадзорной организации, и представляется на ознакомление руководителю поднадзорной организации. К сводному акту проверки прилагаются акты проверок, на основании которых он был составлен, за исключением их вторых экземпляров, переданных поднадзорной организации в соответствии с пунктами 9.1 – 9.5 настоящей Инструкции. 7.3. Акт проверки относится к документам, составляемым при оформлении результатов проверок поднадзорных организаций и имеющим ограничительную пометку «Для служебного пользования», содержит информацию ограниченного доступа, определяемую в качестве таковой и подлежащую защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, и его содержание не может быть разглашено Банком России и поднадзорной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. 7.4. Акт проверки оформляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России. Акт проверки составляется на бумажном носителе в двух экземплярах (за исключением случаев, установленных настоящим пунктом и иными нормативными актами Банка России) в соответствии с приложением 13 к настоящей Инструкции. Первый экземпляр акта проверки направляется в структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью поднадзорной организации, второй экземпляр передается поднадзорной организации. В случае проведения проверки некредитной финансовой организации, являющейся членом саморегулируемой организации, для указанной саморегулируемой организации составляется дополнительный экземпляр акта проверки (изготавливается его копия). Для структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью проверенного структурного подразделения поднадзорной организации вне местонахождения поднадзорной организации, надзор за деятельностью которой осуществляет иное структурное подразделение Банка России, может составляться дополнительный экземпляр акта проверки либо предоставляться копия акта проверки в порядке, установленном нормативными актами Банка России. При необходимости для межрегиональной инспекции Главной инспекции Банка России, проводящей проверку, может составляться дополнительный экземпляр акта проверки. При составлении акта проверки обеспечивается идентичность текста всех экземпляров акта проверки. Акт проверки формируется также в электронном виде и хранится на электронном носителе в структурном подразделении Банка России, проводившем проверку. 7.5. Акт проверки должен состоять из трех частей: вводной, аналитической и заключительной. 7.5.1. Во вводной части акта проверки должны содержаться сведения, в том числе: о дате и месте составления акта проверки; о наименовании поднадзорной организации (для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, – полное фирменное наименование (при наличии – сокращенное фирменное наименование), для юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, – наименование), основном государственном регистрационном номере поднадзорной организации, идентификационном номере налогоплательщика поднадзорной организации, а также о местонахождении поднадзорной организации; об особенностях проведения и оформления результатов проверки поднадзорной организации с указанием фактов противодействия проведению и (или) приостановления и (или) прекращения проверки, составления актов проверки в случаях, установленных пунктами 5.6, 5.7, 6.1, 6.2, 8.1 и 8.5 настоящей Инструкции; о рабочей группе, проводившей проверку. 7.5.2. Структура аналитической части акта проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности поднадзорной организации. Аналитическая часть акта проверки должна содержать сведения: о документах (информации), предоставленных (непредоставленных) поднадзорной организацией в течение срока проведения проверки поднадзорной организации; о достоверности учета (отчетности) поднадзорной организации; о выявленных фактах (событиях) нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации, не устраненных к моменту их выявления, с указанием места и времени совершения нарушений и конкретных положений федеральных законов, нормативных актов Банка России, стандартов и правил саморегулируемой организации, членом которой является некредитная финансовая организация, требования которых были нарушены поднадзорной организацией. В случае отражения в акте проверки признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма аналитическая часть акта проверки должна содержать сведения о должностных лицах поднадзорной организации, которые могут быть признаны ответственными за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об устранении поднадзорной организацией на дату завершения проверки фактов (событий) выявленных нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации, а также недостоверности учета (отчетности) поднадзорной организации. В аналитической части акта проверки должны отражаться выводы рабочей группы по результатам проверки поднадзорной организации, а также иная надзорная информация, необходимая для определения достаточности собственных средств (капитала) или чистых активов поднадзорной организации и соблюдения иных финансовых и экономических показателей поднадзорной организацией, а также оценки качества управления поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорной организации, финансового состояния поднадзорной организации и перспектив ее деятельности. 7.5.3. Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию об основных результатах проверки поднадзорной организации. 7.6. Акт проверки филиала поднадзорной организации, входящий в сводный акт проверки поднадзорной организации, должен также содержать сведения: о соблюдении филиалом внутренних правил, процедур и лимитов, утвержденных поднадзорной организацией (при их наличии); об организации внутреннего контроля в поднадзорной организации в отношении операций и сделок, осуществляемых ее филиалом. 7.7. При выявлении фактов недостоверности учета (отчетности) поднадзорной организации, нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации, а также иных оснований (обстоятельств), предусмотренных пунктами 5.6, 5.7 и 8.1 настоящей Инструкции, к акту проверки при необходимости прилагаются соответствующие документы (информация) поднадзорной организации либо их копии, которые должны быть прошиты, заверены подписями руководителя поднадзорной организации и главного бухгалтера поднадзорной организации (при его наличии) либо лиц, их замещающих, и оттиском печати поднадзорной организации, а в случае проведения проверки структурного подразделения поднадзорной организации (кроме головного офиса поднадзорной организации и обособленных подразделений поднадзорной организации) прилагаемые к акту проверки документы или копии документов могут быть заверены подписью ответственного работника структурного подразделения поднадзорной организации и оттиском печати (штампа) этого структурного подразделения поднадзорной организации. При необходимости к акту проверки прилагаются электронные документы (информация), размещенные на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи, с соответствующей описью электронных документов (информации) и (или) выборки информации (наборы записей) с соответствующей описью выборок информации (наборов записей), которые должны быть оформлены в соответствии с подпунктом 2.5.4 пункта 2.5 и подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящей Инструкции. 7.8. Факты недостоверности учета (отчетности), нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации отражаются в акте проверки с учетом их существенности для оценки финансового состояния поднадзорной организации и перспектив ее деятельности, оценки качества управления поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорной организации, а также для принятия решений о применении к поднадзорной организации мер. 7.8.1. Основанием для установления существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации являются мотивированные суждения членов рабочей группы, основывающиеся на документах (информации), полученных от поднадзорной организации, и расчетах руководителя и (или) членов рабочей группы (далее – мотивированные суждения). 7.8.2. Мотивированные суждения выносятся также по поводу соблюдения поднадзорной организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оценки качества управления поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорной организации, финансового состояния поднадзорной организации и перспектив ее деятельности. 7.8.3. В случае обсуждения результатов проверки с руководителем поднадзорной организации в соответствии с пунктом 5.4 настоящей Инструкции руководитель рабочей группы вправе ознакомить руководителя поднадзорной организации с мотивированными суждениями и их обоснованиями. 7.9. Мотивированные суждения и их обоснования отражаются в докладной записке о результатах проверки поднадзорной организации, представляемой должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение проверки. Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, при необходимости вправе ознакомить руководителя поднадзорной организации, совет директоров (наблюдательный совет) поднадзорной организации (при его наличии) с мотивированными суждениями, отраженными в докладной записке о результатах проверки поднадзорной организации, в том числе об оценке качества управления поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорной организации, финансового состояния поднадзорной организации и перспектив ее деятельности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|