Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 27.12.2013 № 577а

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

постановление

 

 

27.12.2013                                                                                                                     № 577а

 

 

Об утверждении государственной программы "Развитие инновационного

территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника

и информационные технологии Томской области"

на 2014 – 2016 годы"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров", постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а "О государственных программах Томской области"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить государственную программу "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014 – 2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Князева А.С.

 

 

Губернатор Томской области                                                                     С.А. Жвачкин

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации Томской области

от 27.12.2013 № 577а

 

 

Государственная программа

"Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика,

медицинская техника и информационные технологии Томской области"

на 2014 – 2016 годы"

 

 

Паспорт

государственной программы "Развитие инновационного территориального

кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные

технологии Томской области" на 2014 – 2016 годы"

 

Наименование Программы

Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014 – 2016 годы (далее – Программа)

Координатор Программы

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области

Заказчик Программы

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области

Соисполнители Программы

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области;

организации, входящие в состав инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области", организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной инфраструктуры, определенные в соответствии с действующим законодательством (далее – организации-участники Кластера) (по согласованию)

Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области,
на которую направлена реализация Программы

Инновационная и конкурентоспособная экономика

Цель Программы

Обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения

Показатели цели Программы и их значения

Показатели

2014 год

2015 год

2016
год

Объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб.

6,7

7,4

9,8

Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства,
млн. руб.

4300

4450

5100

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, %.

13

15

18

Выработка на одного работника в среднем по предприятиям-участникам Кластера, тыс. руб./чел. в год

3000

3400

4170

Число рабочих мест на предприятиях
и в организациях-участниках Кластера
с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень
в регионе базирования Кластера, ед.

1200

1700

2350

Задачи Программы

1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" (далее – Кластер).

2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров
для организаций-участников Кластера.

3. Развитие инновационной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.

4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.

5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое
и информационное сопровождение деятельности Кластера

Показатели задач Программы
и их значения

Показатели

2014 год

2015 год

2016
год

Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых
и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб.

2,5

3,3

4,4

 

Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, %

15

25

40

Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку
и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел.

15

20

25

Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %

12

15

20

Объем инвестиционных затрат организаций-участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, млрд. руб.

4,5

5

6

Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %

12

15

20

Сроки и этапы реализации Программы

2014 – 2016 годы, государственная программа реализуется в один этап

Объем
и источники финансирования (с детализацией по годам реализации,
тыс. рублей)

Источники

Всего

2014 год

2015 год

2016 год

Федеральный бюджет
(по согласованию)

1360000

360000

500000

500000

Областной бюджет (утверждено)

30000

30000

Областной бюджет (потребность)

200000

100000

100000

Местные бюджеты
(по согласованию)

Внебюджетные источники
(по согласованию)

2210000

808000

833000

569000

Всего

3800000

1198000

1433000

1169000

Объем
и основные направления расходования средств
(с детализацией
по годам реализации,
тыс. рублей)

Основные направления расходования средств

Всего

2014 год

2015 год

2016 год

Инвестиции

2817000

952000

1075000

790000

НИОКР

150000

25000

50000

75000

Прочие

833000

221000

308000

304000

Организация управления Программой

Реализацию государственной программы осуществляет Департамент
по науке и инновационной политике Администрации Томской области.

Контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

Текущий контроль и мониторинг реализации государственной программы осуществляют Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области, соисполнители государственной программы, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета

 

 

Введение

 

Настоящая государственная программа развития инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014 – 2016 годы" направлена на стимулирование производства на территории Томской области и вывода на глобальные рынки конкурентоспособных наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг по направлениям разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, на основе сочетания инструментов кластерной политики, интеллектуальных человеческих ресурсов в секторах высшего профессионального образования, научных исследований и разработок и региональной инновационной инфраструктуры.

Программа действует в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".

Сфера действия Программы – научно-производственная сфера, включая объекты инженерной и социальной инфраструктуры.

 

Основные понятия и сокращения

 

Аппаратно-программный комплекс – это продукт, в состав которого входят технические средства и программное обеспечение, совместно применяемые для решения задач определенного типа.

Инновационный территориальный кластер – совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации.

Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Инновационная продукция – продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.

Инжиниринговый центр – организация, оказывающая инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, в том числе разрабатывающая технико-экономические обоснования проектов, осуществляющая выработку рекомендаций в области организации производства и управления, то есть оказывающая комплекс коммерческих услуг по обеспечению процессов подготовки к производству и реализации наукоемкой продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.

Инновационный ваучер – сертификат, используя который, средние и малые предприятия могут приобрести инновационные консультационные услуги, информацию научно-технического характера, заказать проектно-конструкторские работы у научно-исследовательских учреждений, вузов и других организаций.

Инструмент кластерной политики – комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с участниками кластера.

Информационные технологииэто комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Инфраструктурные проекты – проекты, направленные на развитие элементов инновационной и производственной инфраструктуры.

Испытательный центр – юридическое лицо, аккредитованное на проведение испытаний продукции в одной из действующих систем сертификации в соответствии со своей областью аккредитации.

Кластер сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере.

Кластерная политика – составная часть экономической политики государства, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.

Кластерная инициатива – согласованные действия участников кластера, направленные на повышение конкурентоспособности и развитие кластера.

Коммерциализация технологий – введение результатов научных исследований и разработок в коммерческий оборот путем создания нового юридического лица или через технологический трансфер.

Медицинская техника – совокупность технических средств, используемых в медицине в целях профилактики, диагностики, лечении заболеваний, реабилитации, проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также работ по приготовлению лекарств в аптеках.

Наукоемкая продукция – продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности.

НИОКТР – научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

НИР – научно-исследовательская работа.

Территориальный кластер – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Участник кластера – хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера.

Фармация – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.

Центр кластерного развития (ЦКР) – элемент инновационной инфраструктуры, создаваемый в целях развития кластера, обеспечивающий кооперационное взаимодействие участников кластера между собой. ЦКР создается в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.

 

1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области,

на решение которых направлена Программа

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной думы Томской области от 27.10.2005 № 2539, развитие фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры является приоритетным направлением государственной политики.

В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) цели "Инновационная и конкурентоспособная экономика" в сфере фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры.

В рамках достижения указанной цели приоритетными задачами социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа, являются:

1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и содействие интернационализации экономики.

2. Содействие повышению конкурентоспособности и инновационной активности организаций.

3. Содействие развитию высокотехнологичных производств и кластеров.

Одним из инновационных инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) и разрабатываемых в ее рамках программ социально-экономического развития является региональная кластерная политика, направленная на организацию поддержки развития групп предприятий, научных и образовательных организаций области, объединенных связями сетевого характера, которые в ближайшей перспективе могут привести к формированию полноценного инновационного территориального кластера, ориентированного на производство наукоемких товаров и услуг, конкурентоспособных не только на российском, но и на мировом рынке.

Томская область характеризуется яркой выраженностью ключевой компоненты Кластера – мощным научно-образовательным и научно-исследовательским потенциалом. Наличие широкой и диверсифицированной профильной научной базы гарантирует успешное развитие Кластера и его самоподдерживающее функционирование. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера. Развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, импортозамещения и роста локализации сборочных производств, а также повышение уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. [1]

 

[1] Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 20615-АК/Д19).

 

В настоящее время в состав Кластера входят фармацевтические производители, ИТ-компании, производители биокомпозиционных материалов медицинского назначения, медицинских приборов и оборудования; средств молекулярной диагностики, организации высшего профессионального образования, научно-исследовательские организации, специализированная организация развития Кластера (ЦКР). Показатели текущего уровня развития Кластера представлены в таблице 1.

 

 

Показатели текущего уровня развития Кластера

 

Таблица 1

п/п

Наименование показателя

Значение по состоянию на 29.12.2012

Показатели текущего уровня развития научно-технологического
и образовательного потенциала Кластера

1.

Объем затрат на исследования
и разработки, развитие инновационной инфраструктуры предприятий
и организаций-участников Кластера, а также региональных и местных органов власти, млрд. руб.

6,4

2.

Численность персонала предприятий и организаций-участников Кластера, занятого исследованиями
и разработками, чел.

> 2200

3.

Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования
в образовательных учреждениях-участниках Кластера, чел.

52216 (на 01.10.2013)

4.

Количество федеральных
и национальных исследовательских университетов,
университетов – победителей конкурсов по постановлениям Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218, № 219, № 220, входящих в состав участников Кластера (включая их филиалы), ед.

1. Категория "НИУ" – 2.

2. Постановление № 218 – 14 проектов.

3. Постановление № 219 – 4 программы.

4. Постановление № 220 – 4 проекта

5.

Число публикаций в научных журналах, индексируемых
в базах данных SCOPUS
и Web of Science, штатных сотрудников предприятий
 и организаций-участников Кластера, ед.

> 1952


Показатели текущего уровня производственного потенциала Кластера

1.

Совокупная выручка организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции [2]
на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб.

5,5

2.

Доля продаж продукции Кластера в объеме мирового рынка, %

0,018

3.

Общее число рабочих мест
на предприятиях и организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед.

945

4.

Доля малых и средних инновационных компаний
в экономике, %

44

5.

Выработка на одного работника в среднем
по предприятиям
и организациям-участникам Кластера, тыс. руб./чел. в год

2448

6.

Доля работающих в малых организациях-участниках Кластера от общей численности занятых
в организациях-участниках Кластера, %

18

7.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами предприятий
и организаций-участников Кластера, %

10,1

8.

Доля продаж продукции Кластера в объеме российского рынка, %

3,4

9.

Объем частных инвестиций
в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, осуществленных за последние 3 года, млрд. руб.

0,573

10.

Объем финансирования работ
по развитию инфраструктуры Кластера и территории его базирования, в том числе
из средств федерального, регионального и местного бюджетов и институтов развития, за последние 3 года, млн. руб.

Объем финансирования работ
по развитию инфраструктуры Кластера
в Томской области

Год

Всего

Федеральный бюджет

Регио-нальный бюджет

Местный бюджет

2010

14941,2

3088,95

3227,89

730

2011

11465,1

1395,5

1259,72

620

2012

31351,5

2301,91

2181,46

629,36

Объем финансирования работ
по развитию территории базирования Кластера

Год

Всего

Федеральный бюджет

Регио-нальный бюджет

Местный бюджет

2010

45795,8

6068,48

4766,93

921,55

2011

53085,5

6149,23

4502,9

828,42

2012

63905,8

18093,32

3549,76

1965,87

(Источник – Программа социально-экономического развития Томской области на 2006 – 2010 годы и на период до 2012 года)

 

[2] К несырьевой продукции относится продукция, произведенная в рамках следующих видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичному производству и среднетехнологичному производству высокого уровня: производство офисного оборудования и вычислительной техники (код ОКВЭД – 30); производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (код ОКВЭД – 32); производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (код ОКВЭД – 33); химическое производство (код ОКВЭД – 24); производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (код ОКВЭД – 29); производство электрических машин и электрооборудования (код ОКВЭД – 31); производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (код ОКВЭД – 34); производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (код ОКВЭД – 35); производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД – 25).

 

Необходимость разработки Программы назрела в связи с невозможностью решения в рамках имеющихся механизмов целого ряда проблем, препятствующих достижению стратегической цели социально-экономического развития Томской области. К ним относятся:

– недостаточное развитие инжиниринговой базы для коммерциализации разработок;

– малое количество комплексных проектов мирового уровня конкурентоспособности;

– ограниченность финансовых ресурсов организаций-участников Кластера для проведения прикладных НИР и НИОКТР;

– отсутствие испытательных центров, позволяющих испытывать продукцию на соответствие требованиям, в том числе международным, отсутствие органов по сертификации по тематике Кластера;

– недостаток специалистов в сфере международного маркетинга, способных продавать продукцию и услуги организаций-участников Кластера на мировых рынках;

отсутствие опыта кластерного взаимодействия.

Томская область обладает достаточными базовыми условиями для успешного решения данных проблем, а концентрация ресурсов на их решении возможна только через постановку задач в рамках реализации Программы. Предлагаемая Программа развития Кластера является основным документом в ряду разрабатываемых в рамках региональной кластерной политики Томской области документов. Успешная реализация Программы позволит повысить экономические показатели не только предприятий и организаций, входящих в данный Кластер, но и области в целом, а кроме того, даст неоценимый опыт для формирования и развития других высокотехнологичных кластеров в Томской области.

 

2. Цель, задачи, целевые показатели Программы

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации, на которую направлена реализация Программы, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Целью Программы является обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения.

Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение данной цели, являются:

1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера.

2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.

3. Развитие инновационной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.

4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.

5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера.

Целевые индикаторы решения данных задач представлены в таблице 2.

 

Ключевые индикаторы решения задач Программы

Таблица 2

Показатели [3]

2014 год

2015 год

2016 год

Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб.

2,5

3,3

4,4

Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, %

15

25

40

Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации
по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел.

15

20

25

Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %

12

15

20

Объем инвестиционных затрат организаций-участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, млрд. руб.

4,5

5

6

Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %

12

15

20


Информация по документу
Читайте также