Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 02.09.2016 № 296а

 

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

постановление

 

 

02.09.2016

№ 296а

 

 

О внесении изменения в постановление Администрации

Томской области от 02.12.2014 № 448а

 

 

С целью приведения государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области» в соответствие с Законом Томской области от 28 декабря 2015 года № 198-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Внести в постановление Администрации Томской области от 02.12.2014 №448а «Об утверждении государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области» (Официальный интернет-портал «Электронная Администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru, 19.01.2015) изменение, изложив государственную программу «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области», утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.

 

 

 

И.о. Губернатора Томской области А.М.Феденёв

 

 

 


Приложение

к постановлению Администрации Томской области

от 02.09.2016 № 296а

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации Томской области

от 02.12.2014 № 448а

 

 

 

Государственная программа

«Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

Паспорт государственной программы

«Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

Наименование государственной программы

Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

Соисполнители государственной программы

Департамент лесного хозяйства Томской области;

Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области;

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

Участники государственной программы

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области;

Департамент лесного хозяйства Томской области;

Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области;

Департамент архитектуры и строительства Томской области

Цель социально-экономического развития Томской области, на реализацию которой направлена государственная программа

Рациональное использование природного капитала Томской области, устойчивое развитие агропромышленного комплекса

Цель государственной программы

Повышение качества окружающей среды, рациональное и эффективное использование природных ресурсов в Томской области

Показатели цели государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации)

Показатели цели

2013 год (факт)

2014 год (факт)

2015 год (факт)

2016 год (прогноз)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

2019 год (прогноз)

2020 год (прогноз)

 

Объем загрязнений на единицу ВРП, тонн/млрд. рублей

764,4

621,93

612,6

603,3

594,2

584,9

575,6

566,3

 

Доля объема отходов производства, вовлекаемых во вторичное использование, от общего объема образованных отходов, %

47,50

47,80

48,10

48,60

49,10

50,00

50,00

50,00

 

Лесистость территории Томской области (сохранение), %

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

61,80

 

Доля использования расчетной лесосеки, %

10,50

10,50

14,00

15,00

16,00

17,50

18,50

20,00

 

Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, %

0,169

0,096

0,094

0,093

0,093

0,093

0,093

0,093

 

Задачи государственной программы

Задача 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, повышение уровня экологической культуры населения и хозяйствующих субъектов.

Задача 2. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

Задача 3. Повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении и развитии их экологического, ресурсного и социального потенциала.

Задача 4. Обеспечение доступности населения к добыче охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области в сфере управления охотничьими ресурсами

 

Показатели задач государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации)

Показатели задач

2013 год (факт)

2014 год (факт)

2015 год (факт)

2016 год (прогноз)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

2019 год (прогноз)

2020 год (прогноз)

 

Задача 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, повышение уровня экологической культуры населения и хозяйствующих субъектов

 

Доля допустимого воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, %

89,3

86

86

86,3

86,4

86,4

86,4

86,4

 

Задача 2. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения

 

Доля восстановленных водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, в общем количестве водных объектов, нуждающихся в восстановлении, %

0,0

19,0

30,0

46,0

67,2

67,2

83,1

83,1

 

Вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод, млн. руб.

65,2

97,1

115,8

130,8

380,2

380,2

380,2

380,2

 

Задача 3. Повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении и развитии их экологического, ресурсного и социального потенциала

 

Доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров, %

3,4

3,3

3,2

3,1

3,0

2,9

3,8

2,7

 

Отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов, %

27,1

54,3

58,6

61,4

64,6

67,9

71,3

74,8

 

Отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов, %

11,8

5,3

6,6

2,3

2,1

2,0

2,0

2,0

 

Задача 4. Обеспечение доступности населения к добыче охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области в сфере управления охотничьими ресурсами

 

Доля фактического объема добычи охотничьих ресурсов от установленных лимитов (лось), %

65

65

70

73,4

74

74,6

75,2

75,8

 

Доля фактического объема добычи охотничьих ресурсов от установленных лимитов (дикий северный олень), %

55

55

60

36,6

37,5

38,4

39,3

40,2

 

Доля фактического объема добычи охотничьих ресурсов от установленных лимитов (соболь), %

57

57

60

60

60,5

61

61,5

62

 

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1. Регулирование качества окружающей среды на территории Томской области.

Подпрограмма 2. Развитие водохозяйственного комплекса Томской области.

Подпрограмма 3. Развитие лесного хозяйства на территории Томской области.

Подпрограмма 4. Развитие охотничьего хозяйства Томской области.

Обеспечивающая подпрограмма государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

Ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы (далее – ВЦП)

ВЦП 1. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов.

ВЦП 2. Повышение экологической культуры и информированности населения о качестве окружающей среды на территории Томской области.

ВЦП 3. Повышение эффективности развития лесов Томской области.

ВЦП 4. Охрана и развитие государственных зоологических заказников областного значения

 

Сроки реализации государственной программы

2015 – 2020 годы

 

Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)

Источники

Всего

2015 год (факт)

2016 год (прогноз)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

2019 год (прогноз)

2020 год (прогноз)

 

федеральный бюджет (по согласованию)

2 050 415,7

410 502,1

357 986,0

361 928,8

307 189,0

306 404,9

306 404,9

 

областной бюджет (утверждено)

1 210 346,0

301 561,5

200 165,7

177 154,7

177 154,7

177 154,7

177 154,7

 

областной бюджет (потребность)

455 313,9

0,0

0,0

127 922,1

134 941,6

142 380,0

50 070,2

 

местные бюджеты (по согласованию)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники (по согласованию)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

всего по источникам

3 260 761,7

712 063,6

558 151,7

539 083,5

484 343,7

483 559,6

483 559,6

 


 

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы

«Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области»

 

Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области» (далее – Государственная программа, Программа) направлена на решение среднесрочной цели социально-экономического развития Томской области – рациональное использование природного капитала Томской области, устойчивое развитие агропромышленного комплекса. Цель Программы – повышение качества окружающей среды, рациональное и эффективное использование природных ресурсов в Томской области – является одной из ключевых задач общества и государства, достижение которой позволит сформировать основу устойчивого социально-экономического развития области, обеспечить достойную среду обитания жителям Томской области и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.

 

1.1. Качество окружающей среды

 

Экологическая ситуация на территории Томской области в настоящее время характеризуется следующими показателями:

Атмосферный воздух. Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников за период 2011 – 2015 годов сократился на 85,9 тыс. тонн (22,7%) и по результатам 2015 года составил 293,0 тыс. тонн. Сокращение негативного воздействия на атмосферный воздух в основном связано с реализацией программ по утилизации попутного нефтяного газа предприятиями нефтегазодобывающего комплекса. Значительно улучшилось качество атмосферного воздуха в г. Томске в результате проведения масштабной реконструкции (расширения) и строительства новых транспортных магистралей. Индекс загрязнения атмосферы понизился на 5 единиц и составил в 2015 году 5,0 единиц (в 2013 году – 9,0 единиц, в 2011 году – 10,2 единицы), что соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферы. Ранее уровень загрязнения атмосферы г. Томска характеризовался как высокий уровень загрязнения. Учитывая, что более 70% выбросов загрязняющих веществ приходится на долю автотранспорта, в 2015 году было продолжено проведение наблюдения за качеством реализуемого топлива на автозаправочных станциях области. Доля нестандартных проб на автозаправочных станциях г. Томска сократилась по сравнению с 2006 годом в 2 раза (начало мониторинга качества топлива) и в 2015 году составила 8,5%, в 2014 году – 14,5 %, в 2013 году – 9,6 %, в 2012 году – 12%, в 2011 году – 10%. За период 2011 – 2015 годов на 112 единиц увеличилось количество газоочистных установок для обезвреживания выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В результате доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ от общего количества отходящих загрязняющих атмосферу веществ составляет 43,4%. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ, подлежащих очистке (без учета выбросов от сжигания попутного нефтяного газа), от общего количества загрязняющих атмосферу веществ составила 80,3%. Данный показатель планируется увеличить до 81% к 2020 году в результате продолжения реализации программ по утилизации попутного нефтяного газа предприятиями нефтегазодобывающего комплекса.

 

Поверхностные водные ресурсы. Поверхностные водоемы (реки и озера) Томской области занимают около 2,5% от общей площади. На территории области насчитывается 18 100 рек общей протяженностью 95 тыс. км, 112 900 озер площадью водного зеркала 4 451 км2, более 1,5 тыс. болот, более 170 прудов и водохранилищ. Обеспеченность производства и населения области ресурсами поверхностных водоемов не ограничена, но вода большинства рек загрязнена нефтепродуктами, соединениями железа, меди, марганца, легко- и трудноокисляемыми органическими веществами, фенолом и аммонийным азотом. Вода в р. Обь, как и в ее притоках (Томь, Чулым, Кеть и других), характеризуется диапазоном качества от «загрязненной» до «грязной». Аналогичными показателями характеризуются и другие крупные реки на территории Российской Федерации и Сибирского федерального округа (р. Волга характеризуется качеством воды «сильно загрязненная», р. Енисей характеризуется качеством воды «грязная»). На территории Томской области наблюдения за состоянием поверхностных водоемов проводит ГУ «Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в 23 створах поверхностных водоемов на реках Обь, Чулым, Четь, Кеть, Чая, Васюган, Андарма, Икса, Чузик, Парабель, Томь. В 2007 году на уровень субъекта Российской Федерации были переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений. По отношению к 2007 году улучшилось качество воды на трех наблюдаемых участках р. Чулым в районе с. Батурино, р. Обь в районе г. Колпашево (3 км выше и 19 км ниже города). Таким образом, доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысился, в 2013 году составила 13%. При этом за период 2011 – 2013 годов ухудшилось качество воды р. Томи на территории Томской области в результате увеличения концентрации нефтепродуктов, поступающих в реку в составе ливневых вод и поверхностного стока с необорудованных стоянок частного автотранспорта. По итогам 2015 года отмечается тенденция к повышению класса качества воды в 9 створах на реках Чулым, Четь, Шегарка, Кеть, Чая, Чузик и Икса. В рамках реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р, в 2013 году разработана нормативная правовая база, направленная на обеспечение сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод через создание экономических механизмов, стимулирующих проведение мероприятий с зачислением с 2015 года затрат в счет платы за негативное воздействие на водные объекты. В результате реализации данных мероприятий на территории Томской области планируется увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысится к 2020 году до 42,3% (10 участков). Малые водные объекты (родники, малые реки, старичные озера, пруды), расположенные на территории населенных пунктов, постоянно испытывают мощное негативное воздействие процессов урбанизации. Из-за наличия на дне иловых отложений и ежегодного пополнения их за счет отмирающей фитомассы водной растительности в озерах скапливаются в избытке биогены, органика, что затрудняет процессы естественного самоочищения. Класс качества воды озер населенных пунктов соответствует 4-му классу («грязная») и 5-му («экстремально грязная»). В рамках реализации подпрограммы 2 «Развитие водохозяйственного комплекса Томской области» начаты работы по разработке проектно-сметной документации по экологической реабилитации «малых» рек, озер и родников в населенных пунктах области. В рамках данного направления к 01.01.2016 проведены работы по восстановлению и экологической реабилитации 6 водоемов на территории области, а также 4 родников в черте г. Томска. В результате реализации данных проектов планируется к 2020 году улучшить экологические условия проживания 141,9 тыс. жителей области.

Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Одним из самых опасных природных явлений и процессов на территории Томской области является половодье, прохождение которого почти ежегодно носит разрушающий характер. На территории, подверженной негативному воздействию вод, проживают 117,3 тыс. жителей Томской области. Безопасность населения и территорий Томской области от негативного воздействия вод обеспечивают 19 сооружений инженерной защиты протяженностью 60,3 км. Объем предотвращаемого ущерба оценивается в размере 27 568 млн. рублей. В 2014 году введен в эксплуатацию еще один объект инженерной защиты «Берегоукрепление правого берега р. Томи в г. Томске (от коммунального моста до Лагерного сада). II очередь» протяженностью 0,6 км.

В 2013 – 2015 годах завершена разработка проектно-сметной документации на строительство двух новых инженерных сооружений:

«Берегоукрепление р. Кеть на участке р.п. Белый Яр Томской области» протяженностью 1,3 км, численность защищаемого населения составит 126 человек, предотвращаемый ущерб оценивается в размере 318,6 млн. рублей;

«Берегоукрепление вдоль улицы Б. Хмельницкого в г. Томске (пос. Степановка)» протяженностью 0,6 км, численность защищаемого населения 228 человек, предотвращаемый ущерб оценивается в размере 249,4 млн. рублей.

Продолжается корректировка проектно-сметной документации на реконструкцию объекта «Ограждающая дамба мкр. Пески в г. Колпашево», целью которой является обеспечение защищенности от негативного воздействия вод р. Обь 2 560 жителей области, предотвращаемый ущерб оценивается в размере 579,4 млн. рублей.

Кроме того, в 2015 году начата разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта ограждающей дамбы в с. Усть-Тым Каргасокского района.

В рамках реализации мероприятий Программы планируется проведение берегоукрепительных работ вдоль ул. Б. Хмельницкого в г. Томске, что позволит увеличить долю населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, до 42,1% к 2017 году. По Российской Федерации данный показатель составляет 68,3%, по Сибирскому федеральному округу – 24,3%.

Обращение с отходами. Ежегодно на территории Томской области образуется более 1 000 тыс. тонн отходов производств и потребления (2015 г. – 1304 тысонн), из них 30% составляют отходы потребления и 70%  промышленные отходы. Средний показатель образования твердых бытовых отходов на душу населения составляет 0,363 тонны, что ниже общероссийского показателя (0,4 тонны) и выше показателя по Сибирскому федеральному округу (0,34 тонны). Доля объема отходов производства, вовлекаемых во вторичное использование, от общего объема образованных отходов составила в 2015 году 35,25%. К 2020 году планируется увеличить переработку и повторное использование отходов как важнейшего компонента системы рационального использования ресурсов, обеспечивающего уменьшение экологических последствий, связанных с захоронением отходов, до 50%.

 

1.2. Использование природных ресурсов Томской области

 

Лесной фонд. Эксплуатационные запасы древесины Томской области в спелых и перестойных древостоях оцениваются в объеме 1,7 млрд. м3 (данные на 01.01.2014), ежегодный возможный объем лесозаготовок составляет 41,2 млн. м3 (15,5% допустимого объема изъятия древесины (265,2 млн. м3) Сибирского федерального округа и 7,2% от установленной расчетной годовой лесосеки по рубкам главного пользования (576 млн. м3) в Российской Федерации). На территории Томской области лесом покрыта огромная площадь – 19,4 млн. га, но освоение расчетной лесосеки по-прежнему остается незначительным, так в 2013 году освоение расчетной лесосеки по всем видам рубок составило 10,0%, в том числе по хвойному хозяйству – 12,9%. На территории Российской Федерации освоение расчетной лесосеки по всем видам рубок оставляет 23%, в Сибирском федеральном округе – 13,8%.

Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на 1 тыс. км2 леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема лесозаготовки. При этом общий запас древесины в Российской Федерации составляет четверть мировых запасов (83 млрд. м3). Заготавливаются наиболее ценные хвойные породы при значительном накоплении малоценных перестойных насаждений лиственных пород, что приводит к снижению ценности лесного фонда в целом.

Проблема использования лесосырьевых ресурсов в Томской области связана с рядом объективных причин.

Следствием территориального расположения области на Западно-Сибирской низменности вдоль р. Обь является то, что из 28,7 млн. га 30,2% земель лесного фонда области занимают чистые болота, болота, поросшие насаждениями. Крупнейшее в мире Васюганское болото площадью 5 млн. га расположено в Томской области. Лишь 19,6% площади лесов области представляет интерес для эксплуатации – это южные районы области, площадь которых значительно истощена в результате интенсивной эксплуатации в течение последнего пятидесятилетия.

Современная структура лесопромышленного комплекса, сформированная организациями малого и среднего бизнеса, направлена на использование лесных насаждений в пределах созданной ранее инфраструктуры. Поэтому заготовка древесины в основном осуществляется в небольших лесных массивах, оставшихся от лесосырьевых баз, освоенных крупными лесопромышленными предприятиями в 70 – 80-х годах прошлого века. Неравномерность использования характерна и для других видов лесных ресурсов.

Несмотря на большое количество лесов Томская область столкнулась с проблемой истощения лесных ресурсов. Наличие огромных лесных территорий, не затронутых или слабо затронутых деятельностью человека, почти не меняет положение, так как это либо низкопродуктивные леса, либо леса, которые расположены в труднодоступных районах.

Для условий Томской области освоение эксплуатационного фонда зависит не от размера расчетной лесосеки, а от степени освоения лесных массивов путями транспорта, наличия при этом достаточно развитых лесозаготовительных предприятий.

В целях наиболее полного освоения лесных ресурсов необходима хорошо развитая транспортная инфраструктура. По современным отечественным критериям для нормального функционирования лесного хозяйства в лесах необходимы дороги протяженностью не менее 1 км на 100 га лесного фонда. В Томской области их насчитывается 0,2 км на 100 га. Однако подавляющее большинство автомобильных дорог является грунтовыми (90,1%), проезжими только в сухое время года и требующими улучшения и ремонта.

Анализ состояния региональной сети путей сообщения показывает, что низкая транспортная доступность территорий Томской области не позволяет эффективно использовать ресурсный и экономический потенциал и снижает конкурентоспособность региональной экономики, в том числе лесного комплекса. Недостаточно эффективно используются возможности железнодорожного и особенно водного транспорта. С использованием водного транспорта целесообразно осваивать леса северных районов области.

Необходимо отметить, что большая часть привлекательных для лесопользователей лесов уже распределена между арендаторами. Не переданными в аренду остались в основном или труднодоступные, удаленные и часто малопродуктивные леса, или леса, слишком сильно истощенные прошлой хозяйственной деятельностью.

При эффективном выполнении условий усиления роли лесной отрасли в областной экономике (увеличения объемов лесозаготовок древесины лиственных пород, устройства дорог, создания мощностей по полной переработке на территории области всего заготовленного и произведенного древесного сырья) использование расчетной лесосеки к 2020 году возрастет до 20% (в основном за счет крупных арендаторов).

Увеличение процента использования расчетной лесосеки произойдет только в случае увеличения площади доступных для круглогодичной разработки лесных массивов, создания новых производств по комплексной и глубокой переработке древесины, наращивания лесозаготовительных мощностей арендаторами лесных участков, строительства новых лесных дорог.

Томская область заинтересована в увеличении эффективности промышленного использования лесов. На это направлен целый ряд действующих инвестиционных проектов, реализуемых лесопромышленными предприятиями:

- строительство в г. Томске завода по производству древесно-стружечных плит мощностью 350 тыс. куб. м плит в год (ООО «Томлесдрев»);

- строительство комплекса деревообрабатывающих производств (плиты МДФ, ДСП, фанера, шпон, пиломатериалы, ламинат, мебель) в рамках создания в г. Асино индустриального лесопромышленного парка (ЗАО «Роскитинвест»).

При реализации региональной лесопромышленной политики осуществляется поддержка проектов, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду, улучшение качественного состава древостоев, в том числе за счет вовлечения в технологический оборот древесных отходов, а также низкосортной и лиственной древесины.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Животный мир (охотничьи ресурсы). Общий список видов охотничьих ресурсов на территории Томской области включает 28 видов млекопитающих и 50 видов птиц.

В настоящее время сложилась неблагополучная ситуация с запасами охотничьих ресурсов на всей территории Томской области, численность которых находится ниже уровня возможной оптимальной численности. При оптимальной плотности лося 1,8 – 2,0 особи на тысячу га в 2013 - 2015 годах этот показатель не превышал 0,9 особи на тысячу га. Средняя плотность лосей в Российской Федерации составляет 3,2 особи на тысячу га (в европейской части России - 5,4; по Сибирскому федеральному округу - 2,5).

В отдельных районах численность лося находится на критически низком уровне. Численность лосей в Асиновском, Зырянском, Кожевниковском районах колеблется от 160 до 600 особей, а плотность является самой низкой в области и не превышает 0,5 особи на тысячу га.

Сходная картина наблюдается и с численностью дикого северного оленя, основными видами пушных животных (соболь, белка, заяц-беляк), а также с основными видами охотничьих птиц.

Государственная система управления охотничьим хозяйством по ряду причин, включая недостаточное финансирование, нехватку специалистов, не в состоянии в полном объеме и качественно осуществлять свои полномочия в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В последнее время заметно набрал обороты пресс браконьерства, наносящий заметный ущерб охотничьим ресурсам и, в первую очередь, популяциям лося, дикого северного оленя, соболя, боровой дичи.

Остается низким качество проводимых учетных работ, что является причиной получения не точных показателей учета численности охотничьих животных, и отсутствуют достоверные данные о состоянии охотничьих ресурсов и динамике их численности.

В рамках реализации программных мероприятий по усилению борьбы с браконьерством за счет проведения выездных рейдов на территории Томской области, повышению качества проводимых учетных работ за счет укрепления материально-технической базы охотоведов и егерей, приобретения навигационных приборов планируется увеличить запасы охотничьих ресурсов на всей территории Томской области.

Доля фактической численности охотничьих ресурсов в 2020 году составит:

лось – 75,8%;

дикий северный олень – 40,2%;

соболь – 62%.


2. Цели и задачи Программы, показатели цели и задач Программы

 

Целью Программы является повышение качества окружающей среды, рациональное и эффективное использование природных ресурсов в Томской области.

Задачи Программы:

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, повышение уровня экологической культуры населения и хозяйствующих субъектов.

2. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

3. Повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении и развитии их экологического, ресурсного и социального потенциала.

4. Обеспечение доступности населения к добыче охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области в сфере управления охотничьими ресурсами.

 


Информация по документу
Читайте также