Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2016 № 1025-П

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

27 октября 2016 г.                                                                             № 1025-П

г. Салехард

 

 

Об основных направлениях бюджетной политики

Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2017 – 2019 годы

 

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 – 2019 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

 

 

          Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 27 октября 2016 года № 1025-П

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2017 – 2019 годы

 

I. Общие положения

 

Основные направления бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) на 2017 – 2019 годы разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе».

Бюджетная политика автономного округа на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года, основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанными Министерством финансов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», от 01 июня 2012 года № 76 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указы), постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года», постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2012 года № 1174-П «Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года» и государственной программой «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа  от 25 декабря 2015 года № 1134-П.

Целью разработки основных направлений бюджетной политики автономного округа является определение условий и основных подходов к формированию проекта окружного бюджета на 2017 – 2019 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, развития экономики и социальной стабильности.

 

II. Итоги бюджетной политики

в 2015 году и в первой половине 2016 года

 

За прошедший период бюджетная система автономного округа функционировала в непростых экономических условиях. Вместе с тем, проводимая органами государственной власти автономного округа бюджетная политика позволила обеспечить реализацию поставленных задач, а именно сформировать и исполнить сбалансированный бюджет, обеспечить финансирование всех принятых обязательств перед населением, создать условия для развития экономики автономного округа.

Сложности в экономике, вызванные кризисными явлениями, обязали в рамках проводимой бюджетной политики мобилизовать усилия всех участников бюджетного процесса на поиск и внедрение современных методов повышения эффективности бюджетных расходов.

Так, в 2015 – 2016 годах окружной бюджет и бюджеты муниципальных образований в автономном округе сформированы в структуре государственных (муниципальных) программ, что позволило обеспечить увязку бюджетного и стратегического планирования.

В автономном округе действует 27 государственных программ. Общий объем расходов на реализацию программных мероприятий в 2015 году составил 113 090 млн. рублей, в 2016 году – 122 311 млн. рублей. Таким образом, программным методом планирования бюджетных расходов охвачено более 96% всех расходов окружного бюджета. 

Стоит отметить, что доля программного бюджета за прошедший период возросла по сравнению с 2014 годом более чем на 3%. Все ключевые отрасли государственного управления функционируют посредством государственных программ.

За прошедший период удалось значительно улучшить качество государственных программ, повысилась обоснованность и эффективность принятия решений, что в свою очередь послужило толчком к рациональному, экономному расходованию бюджетных средств. 

Также в прошедшем году и первой половине текущего года была продолжена работа по совершенствованию механизмов бюджетного планирования на основе государственных программ. В структуру государственных программ, в рамках которых предоставляются межбюджетные субсидии, включены порядки предоставления и расходования данных трансфертов, а также условия предоставления межбюджетных субсидий и методики их расчета.

На протяжении ряда лет консолидированный бюджет автономного округа является социально ориентированным, более 80% расходов ежегодно направляется на социально значимые программы. В 2016 году на финансирование услуг социальной сферы в расчёте на одного жителя направлено 147 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя более чем в 3,5 раза.

При реализации бюджетной политики автономного округа особое внимание уделяется обеспечению публичных нормативных обязательств. В 2015 – 2016 годах объем средств, ежегодно предусмотренный на их исполнение, составил более 630 млн. рублей.

За отчетный период реализованы в полном объеме мероприятия по достижению целевых показателей «дорожных карт», направленных на повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов.

Кроме того, с 01 сентября 2015 года и 01 сентября 2016 года увеличен  стипендиальный фонд для студентов государственных профессиональных образовательных организаций на 5% и 6,4% соответственно.

В 2015 – 2016 годах начат процесс реформирования структуры бюджетных расходов, поскольку значительная их часть направлялась на содержание учреждений и органов власти, а также на осуществление различных социальных выплат. Так, ежегодно сокращались расходы, связанные с текущим обеспечением бюджетного сектора. Выявленная экономия направлялась на создание условий, связанных с развитием экономики автономного округа.

Также важным направлением реализации бюджетной политики в отчетном периоде являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных бюджетных расходов. В целях обеспечения сбалансированности бюджета, устойчивости экономики и социальной стабильности в 2015 году образована Правительственная комиссия по оптимизации расходов. В рамках работы указанной комиссии обеспечена оптимизация ряда непервоочередных расходов. В результате проведённой работы оптимизированы расходы окружного бюджета на 2015 год в объеме 5 млрд. рублей.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Губернатора автономного округа аналогичные меры по сокращению расходов предприняты в отношении окружного бюджета на 2016 год. Исполнительными органами государственной власти были сокращены такие расходы, как:

- оплата труда лиц, состоящих в штате исполнительных органов государственной власти автономного округа, на 20%, связанные с выплатой денежного вознаграждения лицам, замещающим государственные должности автономного округа; на 10%, связанные с выплатой денежного содержания государственным гражданским служащим автономного округа, а также заработной платы работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы автономного округа;

- прочие расходы, связанные с текущим содержанием органов государственной власти и учреждений, на 10%;

- фонд должностных окладов работников подведомственных государственных учреждений автономного округа, за исключением государственных учреждений автономного округа, отнесённых к сферам, указанным в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на 10%.

Принятые меры позволили оптимизировать расходы окружного бюджета на 2016 год в объеме более 4,4 млрд. рублей. 

Также стоит отметить, что оптимизация бюджетных расходов в отчетном периоде проводилась и в рамках Указов, предусматривающих поэтапное повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Проводимые мероприятия в рамках Указов послужили структурным преобразованиям бюджетной сети, внедрению «эффективного контракта» и изысканию собственных внутренних резервов учреждений на увеличение заработной платы работников. По итогам проделанной государственными учреждениями работы удалось значительно снизить нагрузку на окружной бюджет, что соответственно благоприятно сказалось на эффективности расходования бюджетных средств. По итогам 2015 года объем привлеченных средств составил более 570 млн. рублей.

В целях стимулирования инвестиционной активности, привлечения средств частных инвесторов, а также рационального расходования бюджетных средств в 2015 году использовались механизмы государственно-частного партнерства при строительстве 7 образовательных учреждений.

В связи со спецификой арктических территорий доступность услуг для населения в 2015 году достигалась путем сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги и сохранения их на прежнем уровне, а также за счет субсидирования таких отраслей, как транспорт, дорожное  хозяйство, агропромышленный комплекс, малое и среднее предпринимательство.

В непростых для окружного бюджета условиях удалось сохранить довольно значимый объём бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Данный показатель достигнут в том числе с учетом определения приоритетности мероприятий и оптимального распределения объема бюджетных ассигнований, а также завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов высокой степени готовности, что позволило ввести в эксплуатацию 33 объекта, в том числе объекты коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и другие социально-значимые объекты.

В 2015 году Правительство автономного округа приступило к реализации Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в автономном округе на период до 2018 года (далее – Программа). В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры, направленные на совершенствование и создание нормативной правовой базы автономного округа в области общественных финансов, а также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.

В ходе исполнения Программы центральными исполнительными органами государственной власти автономного округа повышается качество предоставления государственных услуг на территории автономного округа, внедряются современные методы финансового контроля, повышается прозрачность бюджетного процесса и обеспечивается большая вовлеченность граждан в планирование и контроль за исполнением бюджета на окружном и муниципальном уровнях, обеспечивается соответствие бюджетной политики автономного округа формируемым на федеральном уровне принципам управления общественными финансами и синхронизация проводимых на федеральном уровне реформ в сфере бюджетных правоотношений и развития бюджетной системы автономного округа.

В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики автономного округа, повышения ответственности главных распорядителей средств окружного бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса с 01 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета. В соответствии с Программой данное направление бюджетной политики стало процессом, встроенным в деятельность каждого главного распорядителя средств окружного бюджета, и охватывает все элементы бюджетного процесса: составление и исполнение бюджета во взаимосвязи с процедурами закупок для государственных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит.

В 2015 году осуществлена доработка системы организации мониторинга качества финансового менеджмента с учетом инноваций в системе управления государственными финансами в автономном округе, в том числе в целях повышения эффективности бюджетных расходов. Развитие мониторинга качества финансового менеджмента направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на обязательный учет показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Проводимый ежеквартальный мониторинг и в целом за год позволил выявить не только положительные стороны практики финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, но и имеющиеся у них недостатки, определить факторы, негативно влияющие на качество финансового менеджмента.

При расчете показателей мониторинга качества финансового менеджмента учитывались в том числе бюджетные правонарушения, нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью, допущенные в отчетном финансовом году главными администраторами средств окружного бюджета и выявленные по результатам проведения проверок (ревизий) департаментом финансов автономного округа.

Все результаты проведения мониторинга качества финансового менеджмента  и сводный рейтинг главных распорядителей бюджетных средств в разбивке по степени качества управления размещены на официальном сайте департамента финансов автономного округа в сети Интернет, а также на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа.

С 2015 года результаты оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета, учитываются при оценке эффективности государственных программ.

Важнейшим фактором устойчивости бюджетной системы в современных условиях является выявление и мобилизация внутренних резервов повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Одним из новых инструментов для решения этих задач служит механизм осуществления в 2016 году операций по перечислению средств, отраженных на лицевых счетах юридических лиц, открытых для учета операций по предоставлению бюджетных инвестиций (взносов в уставные капиталы) юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и субсидиям в виде имущественных взносов юридическим лицам.

Данный механизм содержит условия, что целевые средства, отраженные на лицевых счетах юридических лиц, не могут быть перечислены:

- на счета, открытые в кредитной организации, за исключением расходов на содержание организации, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также возмещения произведенных организацией расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами автономного округа, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения;

- в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, если положениями нормативных правовых актов автономного округа или договорами (соглашениями) об участии автономного округа в собственности субъекта инвестиций, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность перечисления целевых средств иным юридическим лицам;

- в целях размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

В результате предоставления средств юридическим лицам из окружного бюджета исключается возможность размещения их на депозитах либо в иных финансовых институтах с целью извлечения прибыли, а оплата расходов указанных юридических лиц осуществляется только после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Осуществленные мероприятия позволили усилить контроль за законным и целевым характером расходования бюджетных средств.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено обязательное требование обеспечения контракта при осуществлении закупок. В автономном округе применяется механизм по внесению исполнителем средств на счет, открытый департаменту финансов автономного округа в Расчетно-кассовом центре города Салехарда, для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств окружного бюджета.

В 2016 году департамент финансов автономного округа наделен полномочием по перечислению остатков средств на счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств окружного бюджета, в окружной бюджет для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении окружного бюджета.

Такая мера позволяет повысить ликвидность счета окружного бюджета, при этом не препятствуя своевременному проведению кассовых выплат за счет средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств окружного бюджета.

Кроме того, во исполнение распоряжения Правительства автономного округа от 26 марта 2014 года № 129-РП «О мероприятиях по оптимизации расходов окружного бюджета», в целях оптимизации расходов окружного бюджета в 2015 году и первом полугодии 2016 года на основании предложений главных распорядителей средств окружного бюджета сокращены расходы в объеме более 211 млн. рублей и 134 млн. рублей соответственно на сумму разницы между начальной (максимальной) ценой государственного контракта (договора) и ценой государственного контракта (договора), полученной в результате размещения заказа.

В 2015 году осуществлено масштабное создание и внедрение в бюджетный процесс компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», закончился этап подключения организаций субъектов Российской Федерации к системе «Электронный бюджет».

За отчетный период автономный округ обеспечил стопроцентное и своевременное подключение к системе «Электронный бюджет» финансовых органов автономного округа и организаций, осуществляющих функции и полномочия государственных и муниципальных учреждений автономного округа.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации с 01 января 2016 года участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия только при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Таким образом, одним из важных направлений реализации бюджетной политики в 2015 году и первой половины 2016 года стало формирование сводного реестра в системе «Электронный бюджет», а также мониторинг формирования сводного реестра в отношении организаций, созданных муниципальными образованиями в автономном округе.

Не менее важным направлением в условиях острой потребности в бюджетных ресурсах является повышение эффективности бюджетных расходов. Одним из инструментов, позволяющих качественно и экономно расходовать бюджетные средства, является развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В рамках мероприятий по его совершенствованию в 2015 году и в первой половине 2016 года:

- утвержден порядок осуществления полномочий органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти автономного округа, по внутреннему государственному финансовому контролю;

- оказывается методическая помощь объектам контроля в целях соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;

- в целях координации и выработки единого подхода по осуществлению финансового контроля в сфере закупок, предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ, обмена информацией, связанной с осуществлением полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, проводятся регулярные рабочие совещания с представителями муниципальных образований в автономном округе.

Также в целях реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ принято постановление Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года № 1278-П «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ямало-Ненецкого автономного округа, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения». Данное постановление установило единые требования при разработке и принятии правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа. В частности, установлены:

- правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

- правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов автономного округа, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами автономного округа (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Основным направлением деятельности финансовых контролеров стал контроль за обоснованностью, эффективностью и результативностью бюджетных расходов. Поэтому в настоящее время большое значение придается действенности государственного финансового контроля, экономности расходования средств окружного бюджета, качеству предоставления государственных услуг, достижению показателей государственных программ, а также целей осуществления закупок.

Внедрение с 2015 года риск-ориентированного планирования контрольной деятельности на основе прогнозирования возможных нарушений на наиболее значимых направлениях позволило существенно повысить эффективность осуществления внутреннего государственного финансового контроля с одновременным учетом произведенных затрат, в том числе материальных и трудовых. Вместе с тем внутренний государственный финансовый контроль был нацелен не только на обнаружение соответствующих нарушений, но и прежде всего на и их предупреждение.

Важным показателем финансовой стабильности в регионе является безусловное исполнение обязательств перед муниципальными образованиями. Всего за последние шесть лет в бюджеты муниципальных образований в автономном округе направлено почти 314 млрд. рублей, в том числе в 2015 году –  46,6 млрд. рублей.

Правительством автономного округа приняты меры по формированию местных бюджетов без дефицита. Общий объем межбюджетных трансфертов характеризуется стабильной тенденцией к увеличению и в 2016 году составил 51,6 млрд. рублей. Удельный вес бюджетов муниципальных образований в автономном округе в объеме консолидированного бюджета составляет 40%.

Созданная ранее система межбюджетных отношений в автономном округе показала свою высокую эффективность, все межбюджетные трансферты, предоставляемые из окружного бюджета, формируются в соответствии с едиными формализованными методиками.

В 2015 и 2016 годах реализовано  нововведение по закреплению критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе, исходя из величины которого должен определяться объем дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности, а также правило о неснижении дотаций местным бюджетам по сравнению с объемом, уже утвержденным законом об окружном бюджете на плановый период, что дало возможность органам местного самоуправления формировать местные бюджеты на основе предсказуемости доходных источников, что, безусловно, является положительным направлением развития муниципальных финансов автономного округа.

В 2016 году удалось сократить ряд целевых трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в автономном округе в форме субсидий, путем включения данных расходов в состав дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что позволило муниципальным образованиям в автономном округе повысить эффективность бюджетных расходов.

Также немаловажным направлением совершенствования межбюджетных отношений, реализованным в рамках проводимой бюджетной политики, являлось повышение качества управления муниципальными финансами. В 2016 году была изменена система оценки качества и организации бюджетного процесса путем оптимизации показателей под современные требования, предъявляемые к осуществлению бюджетного процесса.

В результате проведенной оценки наивысшей первой степени качества организации и осуществления бюджетного процесса за 2015 год соответствовали 6 муниципальных образований в автономном округе, остальные соответствуют второй группе.

В автономном округе традиционно особое внимание уделяется внедрению современных, в том числе информационных технологий управления бюджетным процессом. Для этого применительно к бюджетным данным в автономном округе внедрен специализированный информационный ресурс «Бюджет для граждан». По итогам 2015 – 2016 годов можно сделать вывод, что данный ресурс является востребованным, поскольку имеет достаточно высокую посещаемость, по данному показателю автономный округ входит в первую десятку субъектов Российской Федерации.

Кроме того, за отчетный период активизирована работа в направлении повышения финансовой грамотности населения. Финансовыми органами автономного округа проводятся уроки финансовой грамотности в общеобразовательных школах. Также департамент финансов автономного округа представлен в социальных сетях, организован и активно функционирует форум для обсуждения бюджетной тематики с возможностью задать вопросы в онлайн-режиме и получить на них компетентные ответы работников финансового органа. В инициативном порядке расширен перечень информационно-аналитических материалов, публикуемых в сети Интернет, в частности, к годовому отчету об исполнении окружного бюджета.

Конечной целью проводимой работы является повышение эффективности бюджетных расходов за счет осуществления общественного контроля за использованием бюджетных средств, как на стадии планирования, так и на стадии исполнения бюджета.

В целом консолидированный бюджет за 2015 год по расходам исполнен в сумме 138,5 млрд. рублей при плане 143 млрд. рублей или на 96,7%. Исполнение окружного бюджета по расходам при плане 119  млрд. рублей составило 116 млрд. рублей или 97,6%.

Наибольший удельный вес в структуре расходов окружного бюджета в отчетном году составили расходы на национальную экономику, образование, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальную политику.

Расходы консолидированного бюджета в расчёте на одного жителя составили 215 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя более чем в 3 раза и в 2,3 раза выше среднего показателя в Уральском федеральном округе.

Важнейшим показателем качества управления региональными финансами является отсутствие кредиторской задолженности, а также незначительный объем трансфертов из федерального бюджета – менее 1,5% доходов бюджета.

Также автономный округ продолжает занимать одну из лидирующих позиций по уровню расчетной бюджетной обеспеченности (на 2015 год – 2,374, на 2016 год – 2,041), в связи с чем не является получателем финансовой помощи из федерального бюджета в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Данный показатель характеризует превышение бюджетной обеспеченности автономного округа над среднероссийским более чем в 2 раза.

Подтверждением высоких результатов деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является признание Министерством финансов Российской Федерации одной из лидирующих позиций, занимаемых автономным округом, среди субъектов Российской Федерации по оценке качества организации бюджетного процесса. На протяжении семи лет подряд автономный округ входит в высшую группу по уровню качества организации бюджетного процесса в Российской Федерации.

В сентябре 2016 года рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило рейтинг кредитоспособности (долгосрочной кредитоспособности) автономному округу на уровне А++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень кредитоспособности». Прогноз по рейтингу стабильный, что означает высокую вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе.

Кроме того, 21 сентября 2016 года служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по рейтингам автономного округа с «Негативного» на «Стабильный» и подтвердила рейтинги автономного округа на уровне «BB+/ruAA+».

При этом агентством отмечаются «сильные» показатели ликвидности окружного бюджета, «очень низкий» уровень долговой нагрузки и «очень низкий» уровень условных обязательств.

 

III. Условия реализации бюджетной политики в 2016 году

и в 2017 – 2019 годах

 

В январе – августе 2016 года социально-экономическое развитие автономного округа по отношению к прошлому году характеризуется положительной динамикой таких показателей, как индекс промышленного производства, объем добычи нефти и газового конденсата, объем производства нефтепродуктов, объем строительных работ, объем перевозки грузов автомобильным транспортом, размер среднемесячной начисленной и реальной заработной платы.

Вместе с тем, в отчетном периоде отмечается снижение объемов добычи природного газа, ввода жилья, реальных доходов населения, что привело к сокращению потребительского спроса, а вместе с ним розничного товарооборота и платных услуг.

Начиная с 2016 года, ожидается постепенное восстановление положительной динамики инвестиций в основной капитал, а с 2017 года возобновление роста реальных доходов населения будет способствовать восстановлению потребительского спроса.

В качестве основного варианта для разработки параметров окружного бюджета на 2017 – 2019 годы предлагается базовый вариант развития экономики автономного округа.

Таблица 1

 

Основные макроэкономические показатели на 2017 год и плановый

период 2018 и 2019 годов

 

Показатель

Прогноз

на 2017 год

Прогноз

на 2018 год

Прогноз

на 2019 год

1

2

3

4

Цены на нефть «Юралс», долл./барр.

40

40

40

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

160,1

152,1

168,2

ВРП, % к предыдущему году

102,6

103,1

103,7

Объем инвестиций в основной капитал

за счет всех источников, млрд. рублей

937,9

997,8

1072,2

Объем добычи нефти, млн. тонн

29,1

32,8

35,9

Объем добычи газового конденсата,

млн. тонн

27,7

31,8

32,9

Объем добычи природного газа,

млрд. м куб.

507,6

517,4

521,5

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года

5,3

4,2

3,7

Курс доллара, рублей за доллар США

64,8

64,1

62,7

Фонд оплаты труда, млрд. рублей

341,2

352,7

363,8

Среднегодовая численность населения, тыс. человек

534,8

533,7

533,5

Численность занятых в экономике (среднегодовая), тыс. человек

381,5

384,9

387,6

 

Валовой региональный продукт автономного округа

 

В прогнозном периоде динамика объема валового регионального продукта (далее – ВРП) в сопоставимых ценах сохранит свой положительный тренд. При этом среднегодовой прирост составит около 3,0%.

Положительным эффектом для экономики автономного округа в прогнозный период станет рост объема производства предприятий промышленного блока, возобновление инвестиционной активности предприятий, рост реальных доходов населения и потребительского спроса.

В структуре произведенного ВРП автономного округа, как и в прежние годы, наибольшую долю занимает объем добычи полезных ископаемых (50,4% в 2015 году). В среднесрочном периоде определяющим фактором изменения структуры ВРП будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающее производство, строительство, транспорт). Доля обрабатывающих производств в 2017  – 2019 годах в общем объеме ВРП автономного округа, как по базовому, так и по целевому варианту, сложится на уровне 2,0%.

В сложившейся экономической ситуации доля объема добычи полезных ископаемых в ВРП автономного округа составит 50,2 – 50,1% в 2017 – 2019 годах.

В 2015 году в результате замедления роста капитальных вложений, необходимых для дальнейшего наращивания производств, сократилась доля строительства в структуре ВРП автономного округа. В прогнозном периоде возобновление роста инвестиций в основной капитал строительного комплекса увеличит долю производства валовой добавленной стоимости в строительстве до 13,8 – 13,9%.

Динамику валовой добавленной стоимости транспорта и связи во многом будет определять динамика промышленного производства, а также реализация крупномасштабных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе. В прогнозном периоде ожидается умеренный темп роста объема транспорта и связи, вследствие чего доля валовой добавленной стоимости отрасли в общем объеме ВРП автономного округа составит 9,2 – 9,3%.

Темпы роста оптовой и розничной торговли в условиях сниженного потребительского спроса будут незначительными, в этой связи доля торгового товарооборота в объеме ВРП автономного округа на протяжении всего прогнозного периода не превысит уровня 10,2%.

В прогнозном периоде доля добавленной стоимости в таких секторах, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, гостиницы и рестораны, на фоне опережающего развития других секторов существенно не изменится и сохранится на уровне 2015 года.

 

Инвестиции

 

В 2015 году неблагоприятные глобальные тенденции на сырьевых рынках (низкие цены на нефть, закрытие внешних рынков капитала) привели к большей осторожности инвесторов и сокращению объема инвестиций компаний рыночных секторов. После снижения объема инвестиций в основной капитал в 2015 году в сопоставимых ценах на 12,9% в 2016 году динамика инвестиций перейдет в область положительных значений. Основным фактором восстановления положительной динамики инвестиционной активности послужит рост прибыли организаций в условиях стабилизации оттока капитала.

В прогнозируемом периоде ожидается прирост инвестиции в основной капитал организаций автономного округа на 2 – 4,1%.

Объем инвестиций в основной капитал организаций в текущих ценах в 2017 году составит 937,9 млрд. рублей, в 2019 году – 1 072,2 млрд. рублей.

В среднесрочной перспективе в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал, как и прежние годы, значительную долю будут занимать предприятия топливно-энергетического комплекса, при этом в 2017 – 2019 годах ожидается умеренный прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических ископаемых на уровне 1,5 – 4,7%.

В 2017 – 2019 годах в условиях низкого бюджетного финансирования капитальных вложений и удорожания кредитных ресурсов ожидается увеличение доли инвестиций за счет собственных средств организаций в общем объеме поступивших инвестиций до 40,2%.

В среднесрочной перспективе основной приток инвестиций в автономный округ будет обеспечиваться реализацией крупнейших инвестиционных проектов в том числе:

- освоение углеводородных месторождений полуострова Ямал;

проект «Ямал СПГ», включающий в себя строительство завода по производству сжиженного природного газа (предполагаемый срок сдачи в 2018 году) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения;

проект «Северный широтный ход», который призван интегрировать транспортную систему России в логистическую инфраструктуру Арктической зоны (железнодорожная линия «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево»);

строительство автомобильной дороги «Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард» (срок реализации – 2007 – 2018 годы);

строительство Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК) для производства полиэтилена низкой плотности различных марок (планируемый срок сдачи – 2017 год);

строительство трубопроводной системы «Заполярье – НПС «Пурпе» – НПС «Самотлор» (срок реализации – 2010 – 2016 годы);

обустройство месторождений Большехетской впадины (срок реализации –2012 – 2041 годы);

разработка Уренгойского и Яро-Яхинского нефтегазоконденсатных месторождений (срок реализации – 2011 – 2023 годы);

разработка, освоение и промышленная эксплуатация Участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (срок реализации – 2011 – 2029 годы);

полномасштабная разработка Восточно-Уренгойского и Ново-Уренгойского лицензионных участков ЗАО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» (срок реализации – 2014 – 2027 годы).

Также прогнозируется оптимизация инвестиций в добычу нефти при учете реализации проектов импортозамещения в области технологий направленного бурения, программных средств для процессов бурения и добычи, производства нефтегазового оборудования, технологий и оборудования, используемых при разработке трудноизвлекаемых запасов и реализации шельфовых проектов.

 

Инфляция и потребительский рынок

 

Учитывая динамику прошлых лет, показатели индекса потребительских цен по автономному округу соответствуют изменению среднероссийских. Уровень инфляции в автономном округе, характеризующийся индексом потребительских цен, в 2017 году составит по 105,3% к декабрю 2016 года с последующим снижением до 103,7% в 2019 году. В прогнозном периоде темпы инфляции в автономном округе не превысят среднероссийские.

Среднесрочному снижению инфляции будет способствовать стабилизация курса национальной валюты, снижение влияния курсовой динамики на продовольственную инфляцию на фоне сокращения продовольственного импорта в товарообороте.

По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы населения ожидается постепенный отход населения от сберегательной модели поведения и восстановление потребительской активности. Динамика оборота розничной торговли вслед за доходами вернется в область положительных значений и к 2019 году прирастет на 3%.

Динамика платных услуг также изменит свою тенденцию на положительную, с 100,2% в 2017 году ускорится до 102,1% в 2019 году.

 

IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2017 – 2019 годы

 

Развитие бюджетного сектора экономики на предстоящий бюджетный цикл будет осуществляться в условиях умеренного роста основных экономических показателей развития региона. Ограниченность в финансовых ресурсах является объективной реальностью, и в этих условиях предстоит формировать окружной бюджет на трехлетний период 2017 – 2019 годов.

Кроме того, возрастают риски, связанные с сокращением доходных источников окружного бюджета. В этой связи наличие правильно выстроенной бюджетной политики, направленной на эффективное, экономное расходование средств окружного бюджета, создание и реализацию механизмов концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях, является главной задачей, которая стоит перед органами государственной власти автономного округа на предстоящий бюджетный цикл. При этом в ходе реализации основных направлений бюджетной политики на 2017 – 2019 годы в обязательном порядке должна быть соблюдена преемственность с ранее намеченными планами.

Таким образом, в сложившихся условиях основными направлениями бюджетной политики на 2017 – 2019 годы являются:

- обеспечение сбалансированности бюджетной системы автономного округа с учетом выполнения имеющихся обязательств в условиях сокращения бюджетных расходов;

- совершенствование механизмов реализации государственных программ;

- повышение качества предоставления государственных услуг и оптимизация сети государственных учреждений;

- оптимизация расходов, связанных с государственным управлением;

- совершенствование системы межбюджетных отношений в автономном округе;

- поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие экономического потенциала автономного округа;

- повышение ответственности главных распорядителей средств окружного бюджета, их стимулирование при осуществлении бюджетного процесса;

- совершенствование механизмов государственного финансового контроля;

- развитие системы открытости деятельности государственных органов на базе системы «Электронный бюджет»;

обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, расширение практики общественного участия, модернизация портала «Бюджет для граждан» как инструмента вовлечения граждан в принятие бюджетных решений.

Формирование окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований в автономном округе на предстоящий трехлетний период пройдет в непростых экономических условиях. Поэтому насколько взвешено и грамотно будет сформулирована и реализована бюджетная политика, зависит благосостояние жителей автономного округа.

В этой связи в сфере управления общественными финансами необходимо обеспечить реализацию поставленных ранее целей и задач, определить проблемные места и по возможности обеспечить максимальный рост экономики региона. При этом неизменной позицией органов государственной власти остается безусловное исполнение всех принятых на себя обязательств перед населением.

Таким образом, первостепенной задачей бюджетной политики автономного округа является сформировать сбалансированный окружной бюджет и обеспечить возможность таким же образом сформировать бюджеты муниципальных образований в автономном округе.

Достичь этого возможно только при строгом контроле за расходованием бюджетных средств. Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен экономно с достижением максимального эффекта.

Важным моментом является исключение рисков, влияющих на обеспечение устойчивости бюджетной системы автономного округа. В этой связи стоит придерживаться при бюджетном планировании реалистичного (консервативного) прогноза развития экономики региона, тем самым повысить точность бюджетного планирования, исключив риски, связанные с принятием новых расходных обязательств.

Принятое в предыдущем бюджетном цикле правило, что принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования, остается неизменным.

Более того, стоит отметить, что вынужденной мерой для обеспечения сбалансированности окружного бюджета является сокращение ряда расходов, не относящихся к социально значимым. При этом целесообразным является механизм, когда финансовый орган автономного округа на основе утвержденной методики формирования предельных объемов готовит предложения, а комиссия по бюджетным проектировкам на 2017 – 2019 годы рассматривает и утверждает предельные параметры расходной части бюджета, после чего субъекты бюджетного планирования в рамках своих сфер самостоятельно готовят предложения в пределах сокращенных лимитов и вносят соответствующие изменения в нормативные акты, обеспечивающие учет данных бюджетных решений.

Выстроенная система ответственности главных распорядителей бюджетных средств окружного бюджета за конечный результат достижения показателей эффективности их деятельности на всех этапах бюджетного процесса, включая планирование и формирование проекта закона об окружном бюджете, является абсолютно оправданной. Субъекты бюджетного планирования обязаны иметь представление о приоритетности своих расходов и в зависимости от общих тенденций увеличения либо сокращения доходов окружного бюджета давать свои предложения по изменению расходной части своих ведомств. Финансовый орган автономного округа является только  координатором данной деятельности при принятии бюджетных решений.

Также стоит отметить, что положительный эффект имеет реализуемая в автономном округе при формировании и рассмотрении принимаемых расходных обязательств процедура оценки их эффективности и степени приоритетности в зависимости от стоящих перед автономным округом задач социально-экономического развития территории. Учитывая, что более 96% всех расходов окружного бюджета расходуются через систему государственных программ, можно констатировать, что этой процедуре подвержены абсолютно все предложения субъектов бюджетного планирования об увеличении расходов на очередной финансовый год и плановый период. При этом, как показывает практика, основная часть таких предложений признается либо низкоэффективной, либо вовсе неэффективной.

В этой связи субъектам бюджетного планирования необходимо при формировании своих предложений исходить из реалистичности реализации заявленных расходных обязательств, учитывать наличие финансовых ресурсов и, главное, соответствие таких предложений направлениям социально-экономического развития автономного округа.

Внедрение в систему планирования социально-экономического развития автономного округа государственных программ стало основой для интеграции стратегического, территориального и бюджетного планирования на долгосрочную перспективу.

Однако стоит отметить, что в автономном округе по-прежнему остается проблема увязки стратегических документов и принимаемых бюджетных решений, которые находят отражение в процессе бюджетного планирования. Внедрение программного бюджета и совершенствование его механизмов частично устранило дисбалансы в данном направлении. Однако проблемы, вызванные ограниченностью финансовых ресурсов, а также нежеланием субъектов бюджетного планирования строго следовать намеченным стратегическим целям в угоду решению текущих проблем, усиливают данные дисбалансы.

В этой связи с 2017 года будет реализован механизм долгосрочного планирования бюджетных параметров – долгосрочный бюджетный прогноз. В автономном округе для его разработки подготовлена соответствующая нормативная база.

Основной целью долгосрочного бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития бюджетной системы автономного округа, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетной системы и достижение стратегических целей социально-экономического развития автономного округа.

Долгосрочный бюджетный прогноз является продолжением работы по повышению качества управления общественными финансами путем совершенствования механизмов программно-целевого метода планирования. Внедрение в автономном округе долгосрочного бюджетного прогнозирования наряду с формированием окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований в автономном округе на трехлетний период и наличие государственных программ позволяет обеспечить взаимоувязку документов бюджетного планирования в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.

В составе показателей бюджетного прогноза автономного округа на долгосрочный период будут установлены предельные расходы («потолки»), направляемые на обеспечение мероприятий государственных программ автономного округа на период их действия.

Ключевой задачей, решаемой в программном формате в плановом периоде, будет реализация Указов Президента Российской Федерации и приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, поддержки малого и среднего бизнеса и в других сферах, создающих условия для экономического роста.

Существующие финансовые ограничения требуют изменения в реализации бюджетной политики, связанной с планированием бюджетных расходов. На первый план выходит достижение поставленных целей при минимизации затрат. В этой связи основой планирования должен стать проектный подход, применение которого обеспечит взаимосвязь целеполагания и объема финансовых ресурсов.

Для этого в предстоящем бюджетном цикле исполнительным органам государственной власти необходимо начать работу и представить в Правительство автономного округа предложения по формированию приоритетных проектов, элементы которых будут интегрированы в государственные программы автономного округа.

Ежегодно проводится оценка эффективности реализации государственных программ, итоги которой имеют определенное влияние на процесс формирования проекта окружного бюджета на очередной год и плановый период, в том числе в ходе конкурсного распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств автономного округа.

При этом по-прежнему остаются достаточно острыми проблемы, связанные с выстраиванием объективной системы оценки эффективности государственных программ, а именно:

отсутствие взаимосвязи ряда показателей с целями и задачами соответствующих программ;

отсутствие единой методики оценки эффективности государственных программ для всех уровней власти;

результаты оценки эффективности государственных программ не в полной мере используются при их корректировке, а также в бюджетном планировании.

Второе направление совершенствования государственных программ – повышение бюджетной эффективности расходов, направленных на их реализацию.

В этой связи особую значимость приобретает мониторинг и контроль реализации государственных программ. Сегодня ежеквартальный мониторинг выполнения государственных программ проводится посредством автоматизированной системы ИАС «Мониторинг Ямал». В ближайшей перспективе для этих целей будет использоваться государственная автоматизированная система «Управление».

Перспективы реализации программного метода в автономном округе связаны с совершенствованием показателей государственных программ, формированием единой сквозной системы показателей на федеральном и региональном уровне.

Выполнение этой задачи обеспечит исполнение поручения Президента Российской Федерации от 04 февраля 2015 года № Пр-201 о выполнении целевых показателей, характеризующих эффективность использования межбюджетных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации.

Расходование бюджетных средств с применением передовых инструментов бюджетного планирования, таких как программное бюджетирование, не является единственным направлением, позволяющим решить главную задачу реализации бюджетной политики, а именно улучшения качества жизни населения автономного округа. В этой связи одним из приоритетных направлений бюджетной политики на предстоящий бюджетный цикл будет создание условий для улучшения качества предоставления государственных услуг и предоставление социальных выплат населению на основе адресности и нуждаемости.

Стоит отметить, что в автономном округе с 2016 года все государственные услуги (работы) предоставляются в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг (работ), утвержденных исполнительными органами государственной власти автономного округа на основе федеральных базовых перечней государственных услуг (работ). Однако в 2017 и последующих годах необходимо продолжить работу по инвентаризации ведомственных перечней в целях исключения финансового обеспечения услуг (работ), не связанных с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации, а также по мере необходимости проводить работу с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по дополнению федеральных базовых перечней государственных услуг (работ), учитывающих потребность автономного округа в них.

Кроме того, в новом бюджетном цикле необходимо продолжить дальнейшее совершенствование нормативных затрат на оказание государственных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных государственных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Данная работа должна осуществляться главными распорядителями бюджетных средств окружного бюджета до начала стадии планирования бюджетных ассигнований, иначе возникнет негативная ситуация когда на счетах бюджетных и автономных учреждений будут скапливаться остатки средств, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов окружного бюджета является недопустимым.

Также достаточно остро стоит вопрос оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием государственных услуг. В этом направлении также необходимо унифицировать систему планирования, переходя к разработке единых базовых нормативов затрат.

Еще одним немаловажным направлением оптимизации бюджетных расходов и развития системы оказания государственных услуг является расширение практики оказания платных услуг населению. Необходимо добиться того, чтобы приносящая доход деятельность в общем объеме финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений составляла значимую величину.

При этом, предоставляя услуги населению на платной основе, необходимо не забывать и содействовать формированию рыночных механизмов оказания государственных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций к их оказанию.

Важным направлением бюджетной политики автономного округа остается оптимизация сети государственных учреждений. Особенно важно реорганизовать учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти автономного округа, а также оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти.

Кроме того, необходимо проанализировать все предоставляемые услуги государственными учреждениями и в случае выявления невостребованных услуг принимать решение об оптимизации штатной численности данного учреждения.

Также существенным резервом сокращения расходов окружного бюджета при оптимизации сети государственных учреждений является проведение мероприятий, направленных на объединение и укрупнение учреждений по признаку аналогичности выполняемых задач и функций.

Главными целями данных мероприятий являются:

- повышение уровня контроля главного распорядителя бюджетных средств окружного бюджета за деятельностью подведомственных учреждений;

- сокращение численности административно-управленческого аппарата;

- оптимизация цены услуг в направлении снижения их себестоимости;

- укрепление материально-технической базы учреждений за счет экономии бюджетных средств. 

Вместе с тем, достаточно остро стоят проблемы, которые предстоит решить в предстоящем бюджетном цикле, такие как:

- повышение производительности труда работников государственных учреждений;

- введение менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;

- внедрение механизма возврата субсидии на выполнение государственного задания в случае неполного или некачественного его выполнения;

- введение обязательной для учреждений практики, при которой финансирование «перевыполнения» государственного задания осуществляется исключительно за счет собственных средств учреждений, полученных от выполнения иной приносящей доход деятельности;

- соблюдение размера кратности среднемесячной заработной платы руководителя к среднемесячной заработной плате работников государственного учреждения.

Совершенствование системы оказания государственных услуг не может осуществляться без пересмотра базовых подходов к оказанию социальных услуг населению. В 2017 году необходимо приступить к работе по инвентаризации социальных выплат, установленных нормативными правовыми актами автономного округа. Большое количество выплат и наличие большого числа категорий, получающих социальные выплаты, не позволяют в полной мере оказать реальную помощь нуждающимся гражданам.

В этой связи государственным органам власти автономного округа необходимо пересмотреть правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки населения и установить обязательные критерии для возникновения права на соответствующую выплату. Введение критериев нуждаемости позволит рассмотреть возможность увеличения номинального размера выплат гражданам, которые действительно остро нуждаются в ее получении.

 Эффективное использование бюджетных средств прежде всего должно касаться расходов на содержание органов государственного управления. В этой связи бюджетная политика автономного округа будет развиваться в следующих направлениях:

- введение моратория на повышение оплаты труда государственных гражданских служащих, а также оплату труда лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и работников, замещающих должности, не являющиеся  должностями  государственной  гражданской  службы;

- недопущение роста штатной численности в органах государственной власти, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством;

- расширение практики нормирования материальных затрат, призванной повлиять на совершенствование механизма планирования расходов на содержание органов государственной власти;

- продолжение работы по оптимизации состава и полномочий органов исполнительной власти автономного округа, совершенствованию управленческих структур, в том числе и за счет укрупнения и передачи на централизованное исполнение учетной и закупочной деятельности, устранению избыточных функций, а также сокращению дублирования функций и полномочий;

- введение в секторе государственного управления системы «Эффективного контракта», что послужит повышению заинтересованности государственного гражданского служащего в результатах и качестве своей профессиональной деятельности.

Система межбюджетных отношений в автономном округе выстроена под современные требования законодательства в данной сфере, при этом, учитывая ряд специфических особенностей, нуждается в совершенствовании и внедрении новых передовых методов и форм межбюджетного регулирования.

По-прежнему все действия, принимаемые органами государственной власти автономного округа в области межбюджетных отношений, направлены на укрепление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, реализацию единой бюджетной политики, направленной на достижение высокого уровня жизни населения автономного округа в каждом муниципальном образовании.

В 2017 – 2019 годах значительный объем межбюджетных трансфертов местным бюджетом будет представлен в форме нецелевой финансовой помощи в виде дотаций. При этом объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет формироваться, исходя из закрепленного критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также будет действовать правило о неснижении дотаций местным бюджетам по сравнению с объемом, уже утвержденным законом об окружном бюджете на плановый период.

Стоит отметить, что полный переход на формирование и распределение финансовой помощи на формализованной основе в автономном округе полностью завершён. В связи с этим новой задачей в рамках реализации бюджетной политики в сфере развития межбюджетных отношений является построение системы оценки эффективности и результативности предоставляемой финансовой помощи местным бюджетам.

Отдельные элементы такой системы представлены в виде оценки качества бюджетного процесса муниципальных образований в автономном округе, оценки эффективности предоставления межбюджетных субсидий, оценки реализации мероприятий государственных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета.

На протяжении семи лет осуществляется оценка качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях в автономном округе. Данная практика признана успешной, и она найдет свое отражение в предстоящем трехлетнем бюджетном цикле. При этом показатели ежегодно будут подлежать пересмотру, поскольку они должны отражать новые тенденции совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что муниципальные образования в автономном округе обязаны учитывать все нововведения, связанные с развитием муниципальных финансов.

Немаловажной составляющей процесса оценки является предоставление финансовой помощи из окружного бюджета лучшим муниципальным образованиям в автономном округе в области управления муниципальными финансами. Кроме того, указанная оценка является составной частью оценки эффективности деятельности глав муниципальных образований в автономном округе.

Еще одним направлением совершенствования межбюджетных отношений является внедрение в 2017 году с перспективой в дальнейшем расширения данной практики консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых местным бюджетам из окружного бюджета. Задекларированное в прошедшем бюджетном цикле данное направление по ряду причин реализовать не удалось. При этом на сегодняшний момент в части предоставления межбюджетных субсидий имеется целый ряд проблем, а именно:

- размытость приоритетов по причине предоставления большого числа субсидий, многие из которых носят узкоцелевой характер, а также зачастую пересекаются между собой по направлениям софинансирования и предоставляются в очень небольшом объеме, что не позволяет оказать существенного воздействия на приоритеты социально-экономического развития муниципальных образований;

- однолетнее предоставление субсидий, что приводит к ежегодному осуществлению однотипных расходов, в результате фактически невозможно использовать показатели конечного результата, поскольку адекватная оценка и интерпретация конечного результата требуют среднесрочной или долгосрочной основы.

Данные проблемы будут решены при помощи консолидации некоторых межбюджетных субсидий по блочному принципу в зависимости от сферы деятельности. В рамках предоставленных бюджетных средств муниципальные образования в автономном округе самостоятельно принимают решение, на достижение каких целей направляются данные средства, а главные распорядители бюджетных средств окружного бюджета контролируют преимущественно выполнение показателей результативности. Иными словами, предоставление консолидированной субсидии в большей степени ориентировано на контроль результатов, а не расходов.

Кроме того, начиная с 2017 года, из окружного бюджета полностью будет исключено предоставление иных межбюджетных трансфертов, при этом данные расходы войдут в состав консолидированной субсидии.

При предоставлении межбюджетных субсидий необходимо минимизировать их количество, распределяемое на конкурсной основе. При этом для таких субсидий следует установить предельные сроки проведения конкурсов и распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями в автономном округе.

Также одним из направлений совершенствования механизмов предоставления межбюджетных субсидий в 2017 году планируется дальнейшее развитие механизма «бюджетного аккредитива». Особенно это перспективно именно при предоставлении межбюджетных субсидий, поскольку средства окружного бюджета по данному направлению предоставляются преимущественно на приобретение основных средств, строительство объектов и проведение различных мероприятий. В результате без прохождения всех конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, средства в муниципальных образованиях в автономном округе не расходуются. При этом заявки от муниципальных образований в автономном округе на финансирование главными распорядителями средств окружного бюджета поступают и их финансируют до начала процедуры конкурсов. В результате, на счетах муниципальных образований в автономном округе образуются большие остатки бюджетных средств, сформированные за счет межбюджетных субсидий, и все исполнение осуществляется в последние месяцы года.

Следует отметить, что в 2017 году бюджетная политика автономного округа в области межбюджетных отношений будет развиваться в новых условиях, когда все межбюджетные трансферты, предоставляемые из окружного бюджета, формируются и распределяются на основе формализованных методик, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами автономного округа. В этой связи после устранения всех имеющихся недостатков указанных методик с очередного финансового года предлагается отказаться от дальнейшего их изменения либо минимизировать их, а также закрепить единые подходы к формированию, распределению и предоставлению межбюджетных трансфертов, что позволит органам местного самоуправления реализовать преимущества долгосрочного бюджетного планирования.

Одним из основных приоритетов бюджетных расходов на предстоящий трехлетний период будет оставаться финансовая поддержка экономики в целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории автономного округа.

В 2017 – 2019 годах продолжится дальнейшая поддержка приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики региона. Реализация этих инвестиционных проектов в ближайшей перспективе принесет для автономного округа как социальный, так и экономический эффект.

Инвестиционные проекты будут реализовываться в сферах капитального строительства посредством Адресной инвестиционной программы автономного округа, а также  государственно-частного партнерства.

Осуществление капитальных вложений в 2017 – 2019 годах будет производиться только с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов с высокой степенью готовности, строительство которых способствует достижению принятых государственными программами целевых показателей, а также исполнению майских указов Президента Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также