Расширенный поиск
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.10.2016 № 453-р
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. N 453-р г. Кемерово
Об утверждении Программы финансового оздоровления Кемеровской области на 2016 – 2019 годы
В целях создания условий для результативного управления государственными финансами Кемеровской области, эффективного использования бюджетных средств и обеспечения сбалансированности бюджета Кемеровской области:
1. Утвердить прилагаемые: Программу финансового оздоровления Кемеровской области на 2016 – 2019 годы; план мероприятий по финансовому оздоровлению Кемеровской области на 2016–2019 годы (далее – план мероприятий). 2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, участвующим в реализации плана мероприятий, представлять информацию о ходе выполнения плана мероприятий в главное финансовое управление Кемеровской области ежеквартально до 15–го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 3. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, участвующим в реализации плана мероприятий, обеспечить выполнение и представление информации о ходе выполнения плана мероприятий в главное финансовое управление Кемеровской области ежеквартально до 15–го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области разработать программы оздоровления муниципальных финансов на 2016 – 2019 годы. 5. Признать утратившим силу распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 декабря 2012 г. № 1195-р «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области». 6. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области». 7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области по (финансам) – начальника главного финансового управления Кемеровской области И.Ю. Малахова. 8. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Губернатор Кемеровской области А.М. Тулеев
Программа финансового оздоровления Кемеровской области на 2016 – 2019 годы
Программа финансового оздоровления Кемеровской области на 2016 – 2019 годы (далее – Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики региона, ориентированной на создание условий для эффективного управления государственными финансами Кемеровской области и укрепление устойчивости бюджетной системы региона. Программа определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в сфере развития собственной доходной базы региона, оптимизации и приоритизации расходов областного и местных бюджетов, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы: обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов; реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств; поддержание объема государственного долга Кемеровской области на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания.
Обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов
На протяжении последних 5 лет Кемеровская область сталкивается с серьезными проблемами обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета области, которые обострились в 2016 году в условиях действия целого ряда факторов, оказывающих влияние на доходные источники и расходные обязательства. С одной стороны, произошло существенное сокращение собственной доходной базы бюджета области в условиях крайне неблагоприятной экономической ситуации. Так, на протяжении 5 лет (2012 – 2016 годы) наблюдается тяжелейшая ситуация в главных бюджетообразующих отраслях – угольной и металлургической. Несмотря на рост мировых цен на уголь, зафиксированный в 2016 году, они по–прежнему ниже уровня 2011 года: на энергетический уголь – в 2 раза, на коксующийся уголь – в 2,4 раза. В ближайшие годы ситуация на мировом рынке вряд ли улучшится. При этом наблюдается ежегодный рост издержек промышленных предприятий: рост цен на нефтепродукты, увеличение тарифов на железнодорожные грузоперевозки (доля транспортных расходов составляет около 60% в конечной цене угля), затраты на оплату труда, рост стоимости обслуживания валютных займов. В результате по итогам 2015 года убытки угольных предприятий Кузбасса выросли на 96 млрд. рублей, или в 19 раз к уровню 2011 года, и, как следствие, поступления налога на прибыль организаций от угольных предприятий в 2015 году снизились на 9,2 млрд. рублей, или в 2,2 раза к уровню 2011 года. Суммарно за последние четыре года потери бюджетной системы Кузбасса по налогу на прибыль организаций составили более 60 млрд. рублей. Наряду с этим в 2014 – 2015 годах на сжатие доходной части бюджета стали оказывать существенное влияние общероссийские тенденции: сложная внешняя и внутренняя экономическая ситуация, обусловленная действием санкций в отношении России, падение потребления и реальных доходов населения, снижение инвестиционной и предпринимательской активности. Это привело к снижению поступлений главным образом от предприятий в сфере строительства, транспорта и связи, розничной торговли и финансовой деятельности. Наиболее резкое падение доходной части бюджета Кемеровской области наблюдалось в 2012 – 2013 годах – за два года налоговые и неналоговые доходы снизились на 14 935 млн. рублей, или на 13,3%, в том числе по налогу на прибыль организаций – на 20 801 млн. рублей, или в 2,4 раза. В результате по итогам 2012–2013 годов Кузбасс занял второе место в Российской Федерации по абсолютному сокращению налоговых и неналоговых доходов бюджета. Начиная с 2014 года, в условиях девальвации национальной валюты, а также благодаря принятым мерам по мобилизации доходов, повышению бюджетной отдачи от созданных новых «точек роста» экономики области и импортозамещающих производств в Кузбассе наблюдается незначительный рост собственной доходной базы: в 2014 году налоговые и неналоговые доходы бюджета области увеличились на 8 277 млн. рублей, или на 8,5% к уровню 2013 года, в 2015 году – прирост составил 2 978 млн. рублей, или 2,8%. Однако в полной мере Кузбасс не смог получить бюджетную отдачу от девальвации национальной валюты из–за колоссальных накопленных убытков прошлых лет: по данным статистической налоговой отчетности, только в 2015 году предприятия области уменьшили налоговую базу по налогу на прибыль на 30,5 млрд. рублей убытков, недополученные доходы бюджета Кузбасса составили 5,5 млрд. рублей. За первое полугодие 2016 года сумма убытка прошлых лет, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль организаций, составила 35,8 млрд. рублей, недополученные доходы бюджета Кузбасса – 6,4 млрд. рублей. В целом по итогам 2015 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Кемеровской области составили 108 538 млн. рублей, что по–прежнему ниже уровня 2011 года на 3 680 млн. рублей, или на 3,3%, в том числе по налогу на прибыль – на 12 873 млн. рублей, или на 35,8%, к уровню 2011 года. Учитывая вышеизложенное, Кузбасс за последние годы оказался в числе регионов, испытавших наибольшее падение собственной доходной базы: если в среднем по стране с 2011 по 2015 годы налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 31%, то в Кемеровской области наблюдается снижение на 3,3% к уровню 2011 года. В таких условиях исполнительными органами государственной власти Кемеровской области реализуется комплекс мер по росту доходов, развитию собственной доходной базы бюджета в рамках следующих программных документов: плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Кемеровской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 № 1053–р; плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 № 1195–р; плана действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Кемеровской области в 2016 - 2017 годах, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.04.2016 № 128–р. Основные направления по увеличению доходов консолидированного бюджета Кемеровской области: 1. Системная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. 1.1. Принят специальный пакет законов, обеспечивающих наряду с предоставлением налоговых льгот защиту прав инвесторов и эффективную работу механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности. Для инвесторов сформирован специальный банк данных, содержащий около 400 инвестиционных площадок, предлагающих выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса. Запущена обновленная версия инвестиционного портала Кемеровской области keminvest.ru, обновлен инвестиционный паспорт Кемеровской области, справочник инвестора. Инвестиционный портал интегрирован с региональной геоинформационной системой территориального планирования. 1.2. С 2008 года создан совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области. 1.3. В 2013 году создано государственное казенное учреждение Кемеровской области «Агентство по привлечению и защите инвестиций», которое работает по принципу «одного окна»: бесплатно оказывает консультации, юридическую помощь, помогает получать разрешения и согласования. 1.4. С 2010 года были созданы 4 зоны экономического благоприятствования, на территории которых развиваются машиностроительный (г. Ленинск–Кузнецкий, г. Прокопьевск) и туристический кластеры (Таштагольский район), кластер по производству строительных материалов (г. Юрга). В 2015 году создана пятая по счету в регионе зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа «Кузнецкая Слобода» в г. Новокузнецке. Соглашением о ведении экономической деятельности в зоне экономического благоприятствования промышленно-производственного типа «Кузнецкая Слобода» предусмотрено осуществление инвестиций в размере 202,1 млн. рублей и создание 130 новых рабочих мест. 1.5. Реализуется комплекс мер по модернизации экономики моногородов. С 2010 по 2015 годы в экономику 5 моногородов (Прокопьевск, Ленинск–Кузнецкий, Таштагол, Анжеро–Судженск и Юрга) было привлечено более 50 млрд. рублей частных инвестиций, что позволило создать 21 тысячу новых рабочих мест (в том числе около 4 тысяч – в малом бизнесе). Уровень безработицы в среднем сократился в 1,6 раза. За счет средств федерального бюджета в 2010 году на строительство инфраструктуры в моногородах было привлечено около 3,2 млрд. рублей, в 2015 году – около 1 млрд. рублей. 1.6. В соответствии с рекомендациями автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Кузбассе разработан план мероприятий («дорожная карта») внедрения в Кемеровской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (утвержден распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.05.2015 № 272–р). 1.7. В Кемеровской области в 2011-2015 годах реализованы мероприятия в соответствии с распоряжением Коллегии Кемеровской области от 25.11.2010 № 989–р «Об утверждении плана мероприятий по устранению административных барьеров в сфере строительства в Кемеровской области». 1.8. В моногородах с наиболее сложной социально-экономической ситуацией планируются к созданию территории опережающего социально-экономического развития. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 641 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Юрга» в границах муниципального образования «Юргинский городской округ» создана первая в Кузбассе территория опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР), постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 941 в границах Анжеро-Судженского городского округа создана вторая ТОСЭР в Кузбассе. В соответствии с Правилами создания ТОСЭР на территориях моногородов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614, в Министерство экономического развития Российской Федерации было направлено еще 4 заявки на создание ТОСЭР в моногородах Прокопьевске, Калтане, Киселевске, Таштаголе. 2. Меры по созданию благоприятных налоговых условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Кемеровской области в 2015 году и на 2016–2017 годы, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.02.2015 № 73–р: с 01.01.2015 размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя при применении патентной системы налогообложения установлен в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности на территории Кемеровской области (Закон Кемеровской области от 24.11.2014 № 113–ОЗ); с 01.01.2015 по 01.01.2021 введены двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг (Закон Кемеровской области от 06.05.2015 № 32–ОЗ); с 01.01.2016 расширен перечень видов предпринимательской деятельности (с 54 до 69), в отношении которых может применяться патентная система налогообложения на территории Кемеровской области (Закон Кемеровской области от 25.11.2015 № 104–ОЗ); с 01.01.2016 снижена с 6 до 3 процентов ставка налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в отношении 18 видов экономической деятельности: сельское хозяйство, лесное хозяйство, малый производственный бизнес (производство одежды, производство кожи и обуви, производство красок и лаков, производство медикаментов, производство машин и оборудования и другие), а также прокат и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, предоставление социальных услуг (Закон Кемеровской области от 25.11.2015 № 108–ОЗ). 3. Сокращение задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды: 3.1. В целях сокращения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на постоянной основе осуществляется деятельность областного и муниципальных штабов по финансовому мониторингу, обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Кемеровской области. В 2015 году погашена задолженность по платежам во все уровни бюджетов на 3 185 млн. рублей, во внебюджетные фонды – 729 млн. рублей. За январь–июль 2016 года погашена задолженность по платежам в бюджет на сумму 1 309 млн. рублей, во внебюджетные фонды – 277 млн. рублей. Следует отметить, что в Кузбассе задолженность по налогам в бюджет области за 2015 год сократилась на 1,4 млрд. рублей, или на 20% (по абсолютном размеру снижения задолженности по налогам Кузбасс является лидером в Сибирском федеральном округе). 3.2. На постоянной основе проводится работа с главными администраторами доходов областного бюджета (налоговые органы, департаменты и иные органы исполнительной власти Кемеровской области) в части усиления контроля за своевременностью осуществления платежей в бюджет и принятию мер по взысканию задолженности по платежам в бюджет (в том числе пеней и штрафов). 3.3. Активизирована работа с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области по взысканию с налогоплательщиков задолженности в бюджет Кемеровской области. 3.4. Для повышения платежной дисциплины предприятий области, а также воспитания в обществе нетерпимости к должникам по платежам в бюджет по инициативе Губернатора области А.М. Тулеева в Кузбассе с 2014 года действует банк данных организаций–должников, где ежемесячно публикуется перечень фирм и их руководителей, которые накопили задолженность во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации более 100 тыс. рублей. 3.5. В 2016 году введена персональная ответственность заместителей Губернатора Кемеровской области и председателя комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области за поступление платежей в бюджет по курируемым направлениям деятельности в рамках реализации распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.02.2016 № 65-р «О мерах по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Кемеровской области». 4. Комплексные меры по борьбе с «серыми» зарплатами и снижению неформальной занятости населения: принят Закон Кемеровской области от 04.04.2014 № 23–ОЗ «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда»; в целях легализации доходов, полученных от сдачи в аренду квартир студентам, принято постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.01.2014 № 26 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации части расходов по найму жилого помещения студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования, находящихся на территории Кемеровской области»; 31.10.2014 в Кемеровской области утвержден и реализуется план мероприятий, направленный на снижение неформальной занятости. На постоянной основе действует областная межведомственная комиссия по вопросам снижения неформальной занятости и легализации неофициальной заработной платы работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области (состав комиссии утвержден постановлением Губернатора Кемеровской области от 20.02.2015 № 9-пг); на 2015–2016 годы установлен коэффициент в размере 1,913, который отражает региональные особенности рынка труда в Кемеровской области и применяется для расчета фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа (законы Кемеровской области от 28.11.2014 № 116-ОЗ, от 25.11.2015 № 106-ОЗ). 5. Оптимизация региональных налоговых льгот Ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Кемеровской области, утвержденными распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 1213–р, а также принимаются конкретные меры по оптимизации региональных налоговых льгот. В результате принятых мер по оптимизации налоговых льгот дополнительные доходы областного бюджета составили: в 2011 году – 200 млн. рублей, в 2012 году – 80 млн. рублей, в 2013 году – 130 млн. рублей, в 2014 году – более 80 млн. рублей, в 2015 году – 16 млн. рублей. На областном уровне продлен на 2016 год мораторий на предоставление новых налоговых льгот, за исключением льгот, предоставленных резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Кемеровской области. С 01.01.2016 прекращено предоставление региональных налоговых льгот отдельным субъектам инвестиционной деятельности, производственной и инновационной деятельности, резидентам технопарков и участникам зон экономического благоприятствования, которые не выполняют условий заключенных с Кемеровской областью соглашений (оценка – 100 млн. рублей). 6. Повышение эффективности реализации собственных полномочий в сфере земельных и имущественных отношений: в 2014 году проведена новая кадастровая оценка земель промышленности для компенсации выпадающих доходов местных бюджетов при установлении с 01.03.2015 ограничений на размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для недропользования (2% от кадастровой стоимости земли); в 2015 году проведена новая кадастровая оценка земель населенных пунктов, которая с 01.01.2016 применяется для исчисления земельного налога и арендной платы за землю; ежегодно проводится индексация ставок арендной платы за землю на уровень инфляции. Благодаря мерам, принятым исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, доходы бюджета Кузбасса от земельных платежей (земельный налог и арендная плата за использование земельных участков) в 2015 году составили 11,8 млрд. рублей (Кемеровская область по данному показателю занимает 5–е место в России). 7. Повышение эффективности реализации регионом собственных полномочий по имущественному налогообложению: 7.1. С 01.01.2016 осуществлен переход к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости на территории Кемеровской области (Закон Кемеровской области от 23.11.2015 № 102–ОЗ). При переходе к исчислению налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в местные бюджеты за 5 лет планируется поступление дополнительных доходов в размере 2,8 млрд. рублей. 7.2. В целях повышения эффективности реализации регионом собственных полномочий по имущественному налогообложению с 2014 года ежегодно утверждается перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Согласно региональному перечню в 2014 году подлежало налогообложению от кадастровой стоимости 68 объектов коммерческой недвижимости, на 2015 год – 211 объектов, на 2016 год – 199 объектов. За счет перехода к налогообложению торгово–офисной недвижимости от кадастровой стоимости и расширению регионального перечня дополнительные доходы бюджета Кемеровской области за 2014–2015 годы составили 137 млн. рублей, дополнительные доходы за 2016 год, по ожидаемой оценке, составят 185 млн. рублей. 7.3. На постоянной основе проводится активная работа по дальнейшей легализации объектов имущественного налогообложения. За 2010–2015 годы выявлено и поставлено на налоговый учет более 19,7 тыс. земельных участков и 10,6 тыс. объектов капитального строительства. Благодаря принятым мерам по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, а также реализации мероприятий по развитию собственной доходной базы ежегодные дополнительные доходы бюджета Кемеровской области в 2012-2015 годах составили не менее 2 млрд. рублей.
Реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств
В Кемеровской области на протяжении ряда лет осуществляется работа по оптимизации бюджетных расходов. Для обеспечения сбалансированности областного бюджета в соответствии с рекомендациями Минфина России принят и успешно реализуется план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Кемеровской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 № 1053–р. Информация о выполнении указанного плана мероприятий ежеквартально направляется в Минфин России. В целях концентрации бюджетных ресурсов на выполнении важнейших ключевых задач, поставленных перед субъектами Российской Федерации, были приняты следующие меры по оптимизации расходов регионального бюджета: 1. Проведена инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных региональными нормативными правовыми актами, и их пересмотр с учетом принципов адресности и нуждаемости. С 2013 года не производится индексация размеров социальных выплат отдельным категориям граждан. Сокращение расходов составляет 108,9 млн. рублей в год. С 2014 года исключен ряд дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, пользующимся федеральными льготами. Сокращение расходов составило 35,1 млн. рублей в год. В целях предупреждения социального иждивенчества студентов государственных профессиональных образовательных организаций предусмотрена выплата академической стипендии только по результатам успешной сдачи экзаменационной сессии. Сумма экономии – 80,0 млн. рублей в год. С 2014 года введен критерий малообеспеченности по выплате компенсации отдельным категориям граждан, воспитывающим детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, претендующих на прием в дошкольное учреждение. Выплата осуществляется гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области. Сумма экономии – 150,0 млн. рублей в год. Прекратил свое действие Закон Кемеровской области от 25.04.2011 № 48–ОЗ «О ежемесячной денежной выплате на хлеб отдельной категории граждан». Сокращение расходов – 3,5 млн. рублей в год. Введение критерия малообеспеченности и предоставление денежной выплаты на приобретение протезов и протезно–ортопедических изделий позволило получить экономию бюджетных средств в размере 0,5 млн. рублей. С 01.04.2014 внесены изменения в Закон Кемеровской области от 27.01.2005 №15–ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» в части исключения предоставления и замены оконных блоков инвалидам, участникам Великой Отечественной войны. Сокращение расходов – 5,5 млн. рублей. Внесены изменения в законы Кемеровской области от 18.11.2004 № 75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка», от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» и от 09.07.2012 № 73-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям семей в случае рождения (усыновления (удочерения) третьего ребенка или последующих детей». С целью усиления критериев нуждаемости и адресности при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан доходы подтверждаются документально, подтверждение доходов осуществляется ежегодно (ранее один раз в 2 года), меры социальной поддержки не предоставляются трудоспособным гражданам, которые не работают (без уважительной причины) и при этом не состоят на учете в службе занятости, если на дату обращения граждане и (или) члены их семей, учтенные при исчислении среднедушевого дохода, не предоставили документов, подтверждающих их занятость в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» либо учет их в органе службы занятости в качестве безработного гражданина. Сокращение расходов – 80,0 млн. рублей. В 2016 году внесены изменения в Положение о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденное постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 № 571, устанавливающие компенсацию исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показателям приборов учета (но не более нормативов их потребления). С 01.03.2016 компенсация на уплату взноса на капитальный ремонт не предоставляется инвалидам 1 и 2 групп. Оценка сокращения расходов – 300,0 млн. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 388–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» с 01.07.2016 введен критерий нуждаемости в размере прожиточного минимума для получателей компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Сумма экономии – 120,0 млн. рублей в год. В целом в результате отмены или изменения отдельных мер социальной поддержки экономия бюджетных средств составляет 883,5 млн. рублей в год. 2. В целях дальнейшего повышения эффективности использования средств областного бюджета в сфере государственного управления продолжена работа по оптимизации расходов на содержание органов государственной власти Кемеровской области, в том числе за счет исключения дублирующих функций. Общие подходы к определению объема бюджетных расходов при формировании областного бюджета содержат решения по сокращению расходных обязательств на обеспечение деятельности органов государственной власти региона. В соответствии с принятыми решениями в области действует ограничение на увеличение численности государственных гражданских служащих Кемеровской области, работников органов государственной власти Кемеровской области, не являющихся государственными гражданскими служащими Кемеровской области, и работников государственных учреждений Кемеровской области (за исключением решений, связанных с исполнением переданных государственных полномочий Российской Федерации), а также расходов органов государственной власти по приобретению служебных автомобилей, офисной мебели и оборудования, ремонту административных зданий. В целях сокращения расходов на транспортное обеспечение установлены лимиты пробега автотранспортных средств, обслуживающих органы государственной власти, введены ограничения на использование услуг сотовой связи, особое внимание уделяется сокращению количества служебных командировок и связанных с ними командировочных расходов. Фактические расходы на содержание органов государственной власти в 2015 году на 31%, или на 1 190,5 млн. рублей, ниже рассчитанных по нормативу, установленному приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2014 № 383 для Кемеровской области. В 2016 году, несмотря на снижение нормативного показателя на 0,1%, расходы утверждены в объеме ниже нормативных на 30%, или на сумму 1 130,0 млн. рублей. Необходимо отметить, что, по официальным статистическим данным, среднемесячная заработная плата государственных гражданских служащих Кемеровской области ниже аналогичных показателей по Российской Федерации на 25%, по Сибирскому федеральному округу – на 9%, также, несмотря на необходимость реализации дополнительных полномочий, возникающих у субъектов Российской Федерации в связи с изменениями федерального законодательства, численность гражданских служащих в расчете на тысячу населения в Кемеровской области самая низкая из регионов Сибирского федерального округа – 0,9 единицы на тысячу населения (средняя по Сибирскому федеральному округу – 1,1; Российской Федерации – 1,2 единицы на тысячу). Таким образом, по сравнению с другими субъектами, входящими в состав Сибирского федерального округа, и средними данными по Российской Федерации Кемеровская область имеет небольшую численность государственных гражданских служащих с объективно невысокой заработной платой. 3. Продолжается оптимизация бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. В рамках проведения оптимизации бюджетной сети проведены следующие мероприятия: 3.1. В сфере образования продолжается работа по реструктуризации сети учреждений. Основные мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений были проведены в 2009–2010 годах: ликвидировано 16% школ (133 штатные единицы), сокращено более 4 000 учителей, 8 000 работников выведено в аутсорсинг. В настоящее время в системе образования Кузбасса продолжается целенаправленная работа по улучшению деятельности школьной инфраструктуры путем привлечения на конкурсной основе специализированных малых предприятий, обслуживающих образовательные учреждения на условиях аутсорсинга. Это касается в первую очередь организации школьного питания, содержания, обслуживания и ремонта зданий и помещений. За штат учреждений образования выведено около 13 000 ставок учебно–вспомогательного и обслуживающего персонала, это более 76 % от общего количества всех высвобожденных работников. Большая часть из них была переведена в муниципальные бюджетные и автономные учреждения – более 8 000 штатных единиц, в коммерческие организации – около 4 000 штатных единиц. Проведение данного процесса позволило повысить эффективность и качество предоставления услуг, сократить численность персонала, осуществляющего обеспечивающие функции, а также способствовало развитию конкуренции в бюджетной сфере с учетом удовлетворения спроса на бюджетные услуги и сокращение на 10% затрат на их оказание. Кроме этого, принятые меры позволили Кемеровской области стать в 2010 году одним из лучших субъектов Российской Федерации при подведении итогов исполнения сетевых показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти и снизить общий объем неэффективных расходов в образовании практически до нуля. Политика выведения непрофильных функций из сети бюджетных учреждений и расширение практики вовлечения негосударственных организаций в процесс оказания государственных и муниципальных услуг продолжается до настоящего времени. С 2010 года в области закрыто 18 детских домов, 2 детских дома–школы, одна школа–интернат реорганизована в детский дом; 2 коррекционные школы–интерната для детей–сирот объединены в одно учреждение. В результате проводимых мероприятий, а также развития различных форм устройства детей в семью численность детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей–сирот сократилась на 3 016 человек. Общая экономия средств составила 350,0 млн. рублей в год. Уменьшилась сеть учреждений дополнительного образования. Путем присоединения количество указанных учреждений с 2010 года сократилось на 30 единиц (со 154 до 124). Под единым организационным началом государственной организацией образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» объединены 13 муниципальных центров. Это позволило повысить эффективность психолого–педагогического сопровождения. Общая экономия средств от процедуры централизации составила около 8,0 млн. рублей. В связи с передачей в 2012 году в ведение Кемеровской области 23 федеральных государственных образовательных организаций среднего профессионального образования были проведены мероприятия по оптимизации сети. С 2012 года количество организаций среднего профессионального образования сократилось на 28 единиц – с 97 до 69 профессиональных образовательных организаций, реализующих более 170 программ профессионального обучения и среднего профессионального образования, по которым обучается 46 тыс. человек. В результате оптимизации численность сотрудников сокращена на 863 человека, экономия – 203,2 млн. рублей. В целом в сфере образования в результате оптимизационных мероприятий экономия составила 561,2 млн. рублей в год. 3.2. В сфере культуры проводится оптимизация сети и муниципальных учреждений культуры. За 2014 год реорганизовано 64 сетевые единицы учреждений культуры, сокращено 311,3 штатной единицы. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 16,4 млн. рублей. В 2015 году реорганизовано 55 сетевых единиц учреждений культуры, сокращено 328,6 штатной единицы. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 13,480 млн. рублей. За 8 месяцев 2016 года реорганизовано 9 сетевых единиц, сокращено 65 штатных единиц. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 4,9 млн. рублей. Проведена работа по объединению двух областных учреждений культуры в соответствии с распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2016 № 359-р «О реорганизации государственного учреждения культуры Кемеровской области «Дом художников» и государственного учреждения культуры «Дом литераторов Кузбасса». В результате сокращены две ставки руководящего состава - директор и главный бухгалтер. В целом в сфере культуры в результате оптимизационных мероприятий экономия бюджетных средств составила 276 млн. рублей в год. 3.3. В сфере здравоохранения мероприятия по оптимизации сети бюджетных организаций ведутся постоянно. Так, с 2009 по 2013 год 23 юридических лица реорганизованы путем укрупнения, что позволило сократить административно–хозяйственный и прочий персонал. Совокупный эффект от объединения и укрупнения составил более 65 млн. рублей. Оптимизация коечного фонда круглосуточного пребывания в период с 2008 по 2013 годы (сокращение 4 450 коек круглосуточного пребывания) позволила сэкономить 242,9 млн. рублей. Укрупнение медицинских организаций (объединение 2 больниц в г. Юрге) приведет к экономии бюджетных средств в размере 31 млн. рублей, реорганизация коечного фонда даст экономический эффект – 15 млн. рублей. В настоящее время с целью оптимального расходования средств областного бюджета объединены 3 детских психоневрологических санатория в г. Новокузнецке. Расчетная экономия средств областного бюджета составит 2,3 млн. рублей. В стадии завершения ликвидация государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Областной детский кардиопульмонологический санаторий» с целью дальнейшей продажи имущественного комплекса для увеличения доходной части областного бюджета. В 2015 году в Кемеровской области проведена оптимизация ряда медицинских организаций: на основании постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 03.12.2014 № 1671 «О реорганизации учреждений здравоохранения Анжеро-Судженского городского округа» реорганизованы МАУ «Стоматологическая поликлиника», МБУЗ «Анжеро-Судженский центр профессиональной патологии», МБУ «Дом сестринского ухода», МБУЗ «Детский санаторий «Родничок» путем присоединения к МАУ «Центральная городская больница» Анжеро-Судженского городского округа; в г. Новокузнецке МБЛПУ «Городская больница № 26» и МБЛПУ «Городская стоматологическая поликлиника № 6» присоединены к МБЛПУ «Городская клиническая больница № 5»; ГБУЗ «Новокузнецкий детский психоневрологический санаторий № 2», ГБУЗ «Новокузнецкий детский психоневрологический санаторий № 3» и ГБУЗ «Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий № 1» объединены в одно юридическое лицо – ГБУЗ «Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий»; МБЛПУ «Клинический родильный дом № 2» и МБЛПУ «Родильный дом № 3» присоединены к МБЛПУ «Зональный перинатальный центр»; в г. Березовском ООО «Поликлиника № 4» и ООО «Центр здоровья СДС» объединены в одно юридическое лицо – МАУЗ «Городская поликлиника № 4». В результате оптимизации медицинских организаций экономический эффект составил 434,9 млн. рублей в год. Во исполнение федерального законодательства в сфере здравоохранения, с целью приведения к общероссийскому показателю, с учетом половозрастной структуры населения области и качества оказания медицинской помощи, с учетом особенностей муниципальных территорий, расположения медицинских организаций и объема оказываемых услуг здравоохранения продолжается передача на финансирование в систему обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) видов медицинской помощи. Так, в 2014 году на финансирование в систему ОМС передана дерматологическая служба, койки реабилитационной помощи, амбулаторная химиотерапия. Экономия средств областного бюджета составила 130,0 млн. рублей. Кроме того, оптимизация сети бюджетных учреждений проводится и среди государственных учреждений здравоохранения. В настоящее время подходит к завершению процесс объединения пяти центров по профилактике и борьбе со СПИД в одно учреждение и девяти кожно–венерологических диспансеров в один диспансер, что также позволит существенно сократить административно–управленческий персонал без сокращения объема оказываемой медицинской помощи. Также к концу 2016 года департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области запланировано проведение подобной оптимизации и среди противотуберкулезных учреждений. В целом в сфере здравоохранения в результате оптимизационных мероприятий экономия составила 872,8 млн. рублей в год. 3.4. В сфере социальной защиты населения в 2013 году было закрыто стационарное отделение социально-реабилитационного центра (далее – СРЦ) Топкинского района в п. Раздолье, отделение социальной реабилитации в центре социального обслуживания (далее – ЦСО) г. Анжеро–Судженска, 6 организационно–методических отделений в ЦСО г. Кемерово, специализированное социально–медицинское отделение в ЦСО Мариинского района, ГБУ «Бачатский психоневрологический интернат» на 210 мест. В 2014 году был осуществлен перевод с бюджетного финансирования на самоокупаемость отделений бытовых услуг центров социального обслуживания. Осуществлено закрытие 5 специализированных учреждений для несовершеннолетних (г. Кемерово, Беловский, Ижморский, Промышленновский и Чебулинский районы), Тальского дома–интерната для престарелых и инвалидов, центра социальной адаптации г. Анжеро– Судженска. Произведено слияние центров экстренной помощи по телефону Мариинского района (присоединен к центру реабилитации детей с ограниченными возможностями) и г. Белово (объединен с СРЦ и реорганизован в центр помощи семье и детям), Щербиновского психоневрологического интерната путем присоединения к Анжеро–Судженскому психоневрологическому интернату, 2 центров социального обслуживания в форме присоединения к более крупным (в Таштагольском и Гурьевском районах). В 2015 году осуществлено объединение социального приюта и центра психолого–педагогической помощи Гурьевского района в социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних. Закрыто 36 отделений обслуживания на дому, в результате перепрофилирования двух специализированных учреждений в г. Осинники и в Прокопьевском районе сокращены 16 стационарных мест и 34 места дневного пребывания. В 2016 году переданы функции по организации питания проживающих внешним исполнителям на условиях аутсорсинга в ГБУ «Прокопьевский психоневрологический интернат». Осуществлено закрытие централизованной бухгалтерии в Новокузнецком городском округе, ГБУ «Ленинградский детский дом–интернат для умственно отсталых детей». В г. Новокузнецке реорганизованы МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и МКУ «Центр психолого–педагогической помощи» в форме слияния, преобразовано МКУ «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берег надежды» в МКУ «Центр социальной помощи семье и детям». Кроме того, произведено сокращение коечной сети в ГБУ «Мысковский детский дом–интернат для умственно отсталых детей» на 50 коек. На сегодняшний день социальные услуги в системе социального обслуживания оказываются 54 негосударственными организациями, из них в 20 – с предоставлением постоянного проживания. Согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг в системе социального обслуживания граждан на территории Кемеровской области» на 2016–2020 годы доля средств бюджета Кемеровской области, выделяемых негосударственным организациям, составит 7%, удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности, предоставляющих социальные услуги, составит к 2019 году 10%. В целом в сфере социальной защиты населения в результате оптимизационных мероприятий сокращено 2,6 тыс. штатных единиц, экономия бюджетных средств составила 445,7 млн. рублей в год. Таким образом, общий экономический эффект от оптимизационных мероприятий в социальной сфере составил 2 155,7 млн. рублей в год. С другой стороны, в 2012–2015 годах наблюдается существенный рост расходных обязательств областного бюджета, обусловленный, прежде всего, необходимостью реализации решений федерального центра. Резкий рост расходов регионов на обязательное медицинское страхование неработающего населения – в Кемеровской области ежегодные расходы на эти цели увеличились с 4,4 млрд. рублей в 2011 году до 12,3 млрд. рублей в 2015 году, или в 2,8 раза. Рост социальных расходов бюджета для выполнения важнейших социально–экономических задач, поставленных Президентом Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012). В целом расходы на оплату труда работников бюджетной сферы за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в 2015 году увеличились на 7,2 млрд. рублей, или на 17% к уровню 2012 года. Для решения поставленных задач на 2013–2015 годы по созданию условий для ликвидации очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения области было введено за 3 года 56 детских садов на 7 100 мест. Всего с учетом альтернативных форм дошкольного образования в период с 2013 по 2015 год в области дополнительно введено 30 646 мест для детей дошкольного возраста, в том числе в 2016 году введено 1 060 мест. За период с 2012 года в Кемеровской области после строительства введено 8 школ на 4 760 учащихся, после капитального ремонта и реконструкции – 20 школ на 8 743 учащихся. Дополнительные расходы на новую сеть образовательных учреждений составляют 1 325,0 млн. рублей в год. С 2011 года в Кемеровской области многодетным семьям осуществляется предоставление областного (материнского) капитала (Закон Кемеровской области от 25.04.2011 № 51-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей» принят в рамках исполнения пункта 9 перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 (от 06.12.2010 № Пр–3534) о введении в субъектах Российской Федерации материнского капитала, финансируемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) – дополнительные расходы 170,0 млн. рублей в год. Принятие Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 73–ОЗ «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям семей в случае рождения (усыновления (удочерения) третьего ребенка или последующих детей» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» повлекло увеличение расходов на 1 264,1 млн. рублей в 2016 году. Ожидаемая потребность в средствах на 2017 год составит уже 1 580,1 млн. рублей. Следует отметить, что дополнительную трудность с обеспечением сбалансированности бюджета Кемеровской области создало законодательное закрепление обязанности формирования с 01.01.2012 дорожного фонда субъекта Российской Федерации. Законодательное закрепление отдельных видов доходов (транспортный налог, доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, доходы от эксплуатации и использования имущества дорог и другие) в качестве «защищенных» источников формирования дорожного фонда Кемеровской области существенно ограничило возможности региона по финансированию первоочередных расходных обязательств. Несмотря на принимаемые меры, решить проблему дисбаланса доходов и расходов бюджета полностью не удается. К настоящему времени он настолько значителен, что не позволяет предусматривать в бюджете социально значимые расходы в полном объеме.
Обеспечение мер по поддержанию объема государственного долга Кемеровской области на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания
В условиях дефицита бюджета в 2011-2016 годах для обеспечения в полном объеме принятых расходных социальных обязательств и сбалансированности бюджета Кемеровская область была вынуждена осуществлять в значительных объемах заимствования: бюджетные кредиты, кредиты банков, размещение государственных ценных бумаг. С начала 2011 года государственный долг Кемеровской области вырос с 21 369 млн. рублей до 58 382 млн. рублей, в 2015 году - на 37 012 млн. рублей, или более чем в 2,5 раза. С 2014 года с каждым годом наблюдается замедление динамики роста государственного долга Кемеровской области – с 48% в 2013 году до 7% в 2016 году (оценка). Вместе с тем по ожидаемой оценке на 01.01.2017 объем государственного долга Кемеровской области составит 62 500 млн. рублей, или 77,5% к объему налоговых и неналоговых доходов. В течение 2011–2015 годов в Кемеровской области планомерно велась работа по сохранению объема государственного долга на безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств.
Динамика объема государственного долга Кемеровской области
млн. рублей
Структура государственного долга Кемеровской области
млн. рублей
По итогам реализации мероприятий по совершенствованию долговой политики Кемеровской области за период 2011-2016 годов достигнуты следующие показатели: обеспечен приоритет среднесрочных и долгосрочных обязательств: структура государственного долга представлена только среднесрочными и долгосрочными обязательствами, в том числе доля долговых обязательств со сроком погашения от 1 года до 3 лет по состоянию на 01.01.2016 составила 57,3%; существенно улучшена структура государственного долга по видам обязательств: доля рыночных заимствований (кредиты кредитных организаций и ценные бумаги) в общем объеме госдолга сократилась с 64,6% в 2013 году до 41,9% в 2016 году (по состоянию на 01.09.2016); снижен темп роста расходов на обслуживание государственного долга Кемеровской области: по состоянию на 01.09.2016 соотношение объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Кемеровской области к общему объему расходов областного бюджета составляет 2,4% (при нормативе, закрепленном в Бюджетном кодексе Российской Федерации, не более 15% к общему объему расходов областного бюджета). Благодаря реализованным мерам по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Кемеровской области удалось существенно снизить дефицит областного бюджета. Так, при запланированном объеме дефицита на 2015 год в сумме 10,4 млрд. рублей фактический дефицит областного бюджета удалось снизить практически в 2 раза. По итогам 2015 года дефицит бюджета составил 5,6 млрд. рублей, или 7,1% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2016 год» установлен дефицит областного бюджета в объеме 4 127,3 млн. рублей, или 5,1% от общего объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Вместе с тем в условиях жестких бюджетных ограничений для обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Кемеровской области в среднесрочной перспективе требуется реализовать план мероприятий по финансовому оздоровлению Кемеровской области на 2016–2019 годы. Планомерная и последовательная реализация плана мероприятий по финансовому оздоровлению Кемеровской области на 2016–2019 годы позволит достичь следующих результатов: привлечь дополнительные доходы в консолидированный бюджет Кемеровской области: в 2016 году – 395,5 млн. рублей, в 2017 году – 1 133,3 млн. рублей, в 2018 году – 1 552,9 млн. рублей, в 2019 году – 1 891,1 млн. рублей; получить бюджетный эффект от повышения эффективности расходов консолидированного бюджета Кемеровской области: в 2016 году – 1 142,3 млн. рублей, в 2017 году – 1 113,5 млн. рублей, в 2018 году – 1 818,4 млн. рублей, в 2019 году – 2 101,8 млн. рублей; получить бюджетный эффект от совершенствования долговой политики Кемеровской области: в 2016 году – 488,6 млн. рублей, в 2017 году – 477,7 млн. рублей, в 2018 году – 475,6 млн. рублей, в 2019 году – 473,6 млн. рублей.
Утвержден распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 октября 2016 г. № 453-р
План мероприятий по финансовому оздоровлению Кемеровской области на 2016–2019 годы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|