Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 22.04.2009 № 88-П

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 г. N 88-п

 

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

 

Руководствуясь посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, от 26 апреля 2007 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2006 года N 35-оз "О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях определения стратегии и механизма развития системы социального партнерства на территории автономного округа Правительство автономного округа постановляет:

1. Утвердить стратегию "Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2010 года" (далее - Стратегия, приложение 1).

2. Создать Координационный совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию социального партнерства на территории автономного округа.

3. Утвердить Положение о Координационном совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию социального партнерства на территории автономного округа и его состав (приложения 2, 3).

4. Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

4.1. Провести анализ действующих нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих вопросы социального партнерства, и подготовить предложения по их совершенствованию в соответствии с утвержденной Стратегией.

4.2. Предусмотреть разработку мероприятий, направленных на создание условий и механизмов реализации Стратегии и развития социального партнерства.

5. Рекомендовать главам муниципальных образований автономного округа принять необходимые организационные меры по развитию социального партнерства на территории муниципальных образований с учетом обеспечения взаимодействия и координации деятельности по реализации Стратегии.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа Западнову Н.Л.

 

Председатель Правительства

автономного округа

А.В.ФИЛИПЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение 1

к постановлению Правительства

автономного округа

от 22 апреля 2009 г. N 88-п

 

СТРАТЕГИЯ

"НОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

 

Содержание

 

Введение

1.1. Исторические и региональные предпосылки

1.2. Государственная политика и общественно-политические предпосылки

1.3. Экономические предпосылки

I. Характеристика стратегии "Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

1.1. Основные цели, задачи и принципы

1.2. Идеология и механизм реализации

1.3. Социальные инвестиции:

1.3.1. Современное понятие и опыт

1.3.2. Виды и формы социальных инвестиций

1.3.3. Перспективные практики реализации социальных инвестиций

1.3.4. Целевые аудитории социального инвестирования

1.3.5. Критерии оценки

1.4. Корпоративная социальная ответственность как органичная часть социального партнерства

II. Менеджмент и координация деятельности по осуществлению стратегии

2.1. Управление, планирование и реализация стратегии

2.2. Координация, аудит и экспертиза стратегии

III. Сотрудничество в осуществлении стратегии с некоммерческими, общественными организациями и гражданами

IV. Информационная поддержка реализации стратегии

4.1. Основные цели, задачи и принципы информационного обеспечения стратегии

4.2. Формы распространения информационных материалов по тематике стратегии

V. Формирование отчетности по осуществлению стратегии

5.1. Цели и задачи формирования отчетности

5.2. Формирование отчетной документации по стратегии

5.3. Порядок подготовки регионального (окружного) социального отчета "Наш социальный год"

VI. Ключевые показатели эффективности реализации стратегии

6.1. Внутренние показатели эффективности

6.2. Внешние показатели эффективности

6.3. Стратегические показатели эффективности

VII. Список терминов и сокращений

VIII. Приложения

8.1. Перспективный комплексный план по реализации стратегии "Новое социальное партнерство"

 

Введение

 

1.1. Исторические и региональные предпосылки

 

Закономерности общественного развития свидетельствуют, что гармоничное и неконфликтное развитие общества зависит от согласования интересов государства, предпринимателей и граждан. Оптимальный баланс и реализацию интересов государства, предпринимателей и граждан обеспечивает социальное партнерство.

Основополагающими международно-правовыми актами, определяющими законодательное регулирование социального партнерства, являются Конвенции Международной организации труда, ратифицированные и действующие на территории Российской Федерации.

В эпоху глобализации и связанных с нею вызовов в области устойчивого экономического и социального развития мировое сообщество вырабатывает новые принципы и стандарты социально ответственного поведения, которые находят отражение в декларациях, конвенциях и инициативах ООН, МОТ, ОЭСР, а также в документах других международных организаций. Формируются новые представления и вводятся в практику новые понятия - "социальные инвестиции", "социальная отчетность", подготавливаются специалисты в сфере социального менеджмента и проектирования.

В 2002 году Глобальный договор ООН призвал руководителей деловых кругов присоединиться к международной инициативе с тем, чтобы объединить усилия компаний, учреждений ООН, трудящихся и гражданского общества по реализации основополагающих принципов в области прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды.

В отличие от западных стран в России становление института социального партнерства происходит при активном участии государства, посредством формирования правовой базы и организационной структуры, а также благодаря вовлечению наемных работников и работодателей в социальный диалог.

Социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре динамично развивается благодаря согласованной работе Правительства автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, деловых кругов и объединений граждан. Накоплен значительный опыт взаимодействия субъектов социального партнерства: работают трехсторонние комиссии, заключаются коллективные трудовые договоры, активная работа ведется профсоюзными организациями.

С 1992 года на территории автономного округа действует Двухсторонняя комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений работников бюджетных отраслей. Результатами работы комиссии явилось заключение и выполнение Межотраслевого тарифного соглашения с окружными профессиональными союзами. На территориальном (муниципальном) уровне заключены и действуют 20 отраслевых (межотраслевых) соглашений, в основном регулирующих социально-трудовые отношения в организациях, относящихся к бюджетной сфере.

С ноября 2002 года осуществляет деятельность Трехсторонняя комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений. Заключено и действует Трехстороннее соглашение между органами государственной власти, объединением работодателей и объединением профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В условиях рыночных отношений интерес к коллективному договорному регулированию трудовых отношений объективно растет. Вместе с тем социальное партнерство многими участниками до сих пор воспринимается достаточно узко, почти исключительно как партнерство в области трудовых отношений. Однако глобальные тенденции обязывают расширять объем и масштабировать понятие "социальное партнерство", выводить совместную работу субъектов партнерства на принципиально новый продуктивный уровень взаимодействия.

Благоприятные результаты совместной работы обеспечивают стабильность партнерского формата отношений. Но для улучшения качества жизни граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры всем партнерам необходимо стремиться к эволюции формы и содержания социального партнерства. Необходимо учитывать объективные международные тенденции - распространение практики социального инвестирования, проектный подход в деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО), стандартизация социальной отчетности, рост подготовки менеджеров и юристов в области социального проектирования.

Мировой опыт показывает - сбалансированные отношения на основе согласованной политики субъектов социального партнерства обеспечивают новое качество жизни граждан и форсируют развитие территорий.

Совершенствование системы социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре направлено на формирование наилучших условий для развития каждого человека и общества в целом.

 

1.2. Государственная политика

и общественно-политические предпосылки

 

Развитие социально-партнерских отношений в России в 1990-х годах осложнялось системным кризисом всего строя общественных отношений. Формирование рыночной экономики обусловило изменение подходов к правовому регулированию общественных отношений, прежде всего возникновение договорных методов.

Для защиты интересов работника в условиях рыночной экономики правительство Российской Федерации инициировало работу по законодательному и нормативному оформлению системы социального партнерства.

Формирование системы социального партнерства остается приоритетным направлением политики государства. Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года так сформулировал тезис о назначении социальной ответственности: "Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ.".

Законодательной основой формирования современной системы социального партнерства стали такие акты, как Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", Указ Президента от 24 января 1992 г. N 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".

На смену КЗоТ РСФСР 1971 года пришел Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 году, в котором заложено понимание социального партнерства как механизма, способствующего нахождению компромиссных решений с учетом интересов и работодателей, и работников.

Принят Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", регламентирующий права и обязанности, а также порядок образования и принципы деятельности объединений работодателей и их членов. В соответствии с этим Законом объединения работодателей должны представлять собой некоммерческие организации, основанные на членстве работодателей.

Федеральное законодательство позволило субъектам РФ не только формировать самостоятельные законодательства о социальном партнерстве, но и послужило созданию принципиально новых социально-партнерских отношений в сфере труда. Число организаций, в которых заключаются коллективные договоры, ежегодно увеличивается, коллективно-договорными отношениями охвачено порядка 90% российских работников.

При расширении круга участников общественных отношений в сфере труда складываются социально-трудовые отношения, вытекающие из реализации права человека на труд и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. В этом случае механизм замкнутого правоотношения не может быть использован. Именно здесь и возникает социальное партнерство, как принцип взаимодействия участников социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство как принцип взаимодействия участников общественных отношений может возникать не только в сфере труда. Предметом социального партнерства могут быть любые общественные отношения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, заинтересованных в социальных инвестициях.

К общественно-политическим предпосылкам социального партнерства следует также отнести рост образованности населения, формирование глобальных рынков труда и глобального информационного мира. Возникновение этих факторов обусловлено усложнением социально-экономической организации общества, усиливающимся влиянием общественных организаций на бизнес.

Активно идет процесс институционализации принципов социальной работы. Представители деловой среды разрабатывают и принимают документы, которые регламентируют реализацию социального партнерства на практике. В течение последних лет такой работой занимается Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Социальная хартия российского бизнеса, разработанная РСПП в 2005 году, стала серьезным шагом к общему пониманию значения социального партнерства для будущего России. Социальная хартия - это стратегическая инициатива, свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые очерчивают направления и границы социальной компетенции деловых кругов и которые применимы в повседневной деятельности любой организации.

Согласно Хартии социальная миссия российского бизнеса заключается в устойчивом развитии самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.

Наряду с корпоративной социальной ответственностью в России получает развитие новая форма взаимодействия власти и бизнеса - государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Форма государственно-частного партнерства зародилась в начале 1990-х годов в Великобритании, когда на смену традиционному взаимодействию заказчика (государства) и подрядчика (бизнеса) пришла модель частной финансовой инициативы, при которой государство лишь заказывало, но не оплачивало бизнесу капиталоемкие объекты.

Государственно-частное партнерство как институциональный и организационный взаимовыгодный альянс государства и бизнеса в целях реализации совместных проектов стало альтернативой приватизации важных отраслей, объектов.

 

Примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Правительства РФ N 1789-р издано 25.10.2005, а не 25.11.2005.

 

Развитию государственно-частного партнерства уделено внимание в Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2010 гг., одобренной Правительством РФ (распоряжение от 25 ноября 2005 г. N 1789-р). Для развития государственно-частного партнерства сформирована правовая база. Приняты Законы РФ: от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Социально ориентированными проектами являются и приоритетные национальные проекты, работа над которыми началась в 2003 году. Их реализация предусматривает непосредственное вовлечение деловых кругов и активную поддержку граждан.

 

1.3. Экономические предпосылки

 

Современный этап экономических преобразований в Российской Федерации обусловлен усилением социальной ориентации рыночной экономики. В этих условиях принципиально важным становится достижение баланса принципов, факторов, отношений и механизмов реализации экономических и социальных приоритетов, сочетание рыночной эффективности и социальной стабильности.

Переход к социально ориентированной, высокоэффективной рыночной экономике предполагает формирование устойчивой системы экономического и социального партнерства работников, работодателей и государства. В сфере труда партнерство выступает принципом взаимодействия субъектов трудовых отношений, осуществляемым с целью согласования их экономических и социальных интересов.

Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечивают возрастание роли человеческого фактора, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства и управления.

Социально ответственная деятельность компании вне зависимости от сферы деловой активности является существенным конкурентным преимуществом по сравнению с другими компаниями, ведущими бизнес на том же рынке. Особенно ощутимо преимущества активной социальной политики проявляются при выходе компании на IPO (Initial Public Offering - сделанное впервые публичное предложение инвесторам стать акционерами компании), зарубежные рынки. Интеграция политики корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) в политику компании повышает качество социальных коммуникаций, позволяет инкорпорировать общественные интересы, усиливая тем самым интерактивность стратегических решений и степень проникновения бизнеса в целевые сегменты.

К социально-экономическим предпосылкам социального партнерства также следует отнести появление новых производственных структур и технологий, усложнение социальной структуры общества, усиление концентрации и централизации капитала с сопутствующим изменением форм организации труда.

 

I. Характеристика стратегии "Новое социальное партнерство"

 

1.1. Основные цели, задачи и принципы

 

Исторический и региональный опыт, общественно-политические и экономические предпосылки к созданию новых механизмов взаимодействия общественных сил, глобальные тенденции повышения социальной и экологической ответственности, объективные потребности экономики - таковы основные условия, предопределяющие разработку и широкую адаптацию Стратегии нового социального партнерства.

Социальное партнерство в современном понимании - это общественный институт, основанный на добровольных соглашениях и принципах взаимовыгодного сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и некоммерческими организациями для совместной работы по важнейшим направлениям социально-экономического и общественного развития.

Стратегия нового социального партнерства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предполагает широкую вовлеченность и равенство всех участников, субъектов партнерских отношений. Вместе с тем каждая сторона принимает на себя определенную ответственность.

Органы государственной власти автономного округа призваны обеспечить максимально комфортные условия для достижения действенных результатов социальной работы бизнеса, для чего намерены осуществлять правовую, организационную и информационную поддержку социально ориентированных инициатив.

В сферу добровольных обязанностей бизнес-сообщества автономного округа входит формирование и реализация социально ответственной политики; развитие практики социальной и экологической отчетности, формирование благоприятных условий труда, другие меры по защите работников.

В обязанности НКО и гражданских организаций автономного округа входит постоянный мониторинг социального пространства, выявление чувствительных точек и своевременное информирование о проблемах; общественные организации также должны уметь разрабатывать и реализовывать проекты в соответствии с современными требованиями менеджмента.

Принимая во внимание различный характер ответственности, необходимо сформулировать главные цели партнеров:

1) объединение ресурсов для улучшения качества жизни граждан автономного округа;

2) преобразование Югры в территорию-лидера партнерства с развитой инфраструктурой сотрудничества и благоприятной средой для социального инвестирования;

3) совместное определение приоритетных направлений социального действия;

4) создание новых социальных кластеров и форматов сотрудничества для устойчивого общественного и территориального развития.

Основными принципами нового социального партнерства провозглашаются:

1) принцип доброй воли - участие в партнерстве является добровольным;

2) принцип равенства - все участники партнерства обладают равными правами и ответственностью;

3) принцип свободного выбора - участники могут осуществлять любые проекты и программы в рамках партнерства;

4) принцип внутреннего стимула - для реализации партнерских программ и действий первичным является моральный, духовно-нравственный и патриотический стимул;

5) принцип расширения круга - партнерство открыто к присоединению любых новых участников, которые пожелают присоединиться к идеологии и программам/проектам партнерства;

6) принцип прозрачности - при осуществлении любых проектов в рамках партнерства вся информация является открытой.

Для соблюдения указанных принципов предполагается решение следующих основных задач:

согласовать процедурный порядок совместной работы;

утвердить ключевые показатели эффективности совместной работы;

координировать усилия в информационном обеспечении.

Важно отметить необходимость регулярной информационной и просветительской работы среди населения. Будущее социального партнерства во многом зависит от гражданской активности, которую важно поощрять и поддерживать совместными усилиями СМИ, ВУЗов, социальных ведомств, органов государственной власти и местного самоуправления, менеджмента компаний.

 

1.2. Идеология и механизмы реализации

 

Позитивным признаком современного этапа формирования социально-партнерских отношений в России следует признать прекращение дебатов по теме "социальная ответственность". Российские предприниматели, вслед за своими зарубежными коллегами, признали КСО эффективным инструментом управления нефинансовыми рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса. Для многих представителей бизнеса становится очевидным, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон.

Сотрудничество субъектов социальных отношений, синергия усилий бизнеса, органов власти и гражданских организаций автономного округа является необходимым условием устойчивого развития общества и территории.

Развитие социального партнерства, как современной формы реализации социальных отношений, является одним из наиболее важных направлений социальной политики, осуществляемой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Политика социального партнерства в автономном округе должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставить в распоряжение всех заинтересованных сторон и групп влияния надежный, неконфликтный инструмент достижения стратегических целей и задач, обеспечить необходимые институциональные условия для устойчивого развития гражданского общества, коммерческого успеха и конкурентоспособности компаний.

Деловому сообществу автономного округа перспектива эффективного социального партнерства предоставит новые конкурентные преимущества путем формирования долгосрочной стратегии развития за счет:

повышения лояльности к ним общества и органов власти;

снижения репутационных рисков и рисков конъюнктурных или стратегических ошибок, возможности избежать конфликтных решений;

внедрения новых инструментов корпоративного строительства, сплочения коллектива компании, повышения лояльности и заинтересованности персонала, исключения внутренних конфликтов, трудовых споров и т.д.;

формирования благоприятной и предсказуемой социальной среды окружения, создания комфортных условий ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности компании;

повышения конкурентоспособности среди других работодателей в борьбе за квалифицированные трудовые ресурсы;

существенного дополнения маркетинговых стратегий, позволяя целенаправленно культивировать общественные ценности и лояльность потребителя;

снижения бюрократических издержек развития бизнеса, повышения прозрачности взаимоотношений с органами власти, противодействия коррупции.

Органам исполнительной власти политика социального партнерства позволит форсировать социально-экономическое развитие территорий за счет:

привлечения предпринимательского потенциала и бизнес-ресурсов в процесс разработки и реализации социальной политики и социально-экономических программ;

улучшения инвестиционного, экономического климата и создания благоприятной общественно-политической среды;

снижения проектных рисков при выборе ответственных партнеров или подрядчиков, повышения уровня взаимного доверия;

повышения качества государственных услуг посредством внедрения клиенто-ориентированного подхода;

повышения прозрачности взаимоотношений с деловым сообществом, снижения коррупционного влияния со стороны бизнеса;

предоставления эффективного инструмента решения экологических проблем, формирования благоприятной среды обитания;

повышения безопасности региональных интересов.

Целевым аудиториям политика социального партнерства позволит:

улучшить качество жизни;

получить новые инструменты и каналы эффективного решения социальных проблем;

самостоятельно действовать в своих интересах;

получить дополнительные механизмы социального контроля.

Благодаря возможности регулирования социальных отношений и обеспечения оптимального баланса интересов, реализации совместных проектов, созданию благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного развития общества и территорий, стратегия социального партнерства должна стать важнейшим фактором повышения качества жизни в автономном округе.

Для успешной реализации задач по регулированию социально-трудовых отношений и социального партнерства в автономном округе создана необходимая ресурсная и правовая база, в том числе:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2003 года N 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе",

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2006 г. N 35-оз "О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",

Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 - 2011 гг.,

коллективные договоры в организациях.

В ближайшее время в автономном округе, одновременно с продолжением работы по регулированию социально-трудовых отношений, предстоит разработать систему административно-организационных, экономических и правовых мер, стимулирующих развитие инструментария нового формата партнерских отношений между деловыми кругами, гражданами и представителями власти.

Механизм реализации стратегии основывается на создании и развитии новых элементов инфраструктуры сотрудничества и общественного проектирования, а также квалифицированного использования практик социального инвестирования.

Органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствуются принципами паритетных согласований в части определения приоритетных направлений социальных инвестиций и намерены действовать в интересах всех сторон и субъектов нового социального партнерства.

 

1.3. Социальные инвестиции

 

1.3.1. Современное понятие и опыт

Социальные инвестиции - прогрессивная форма социально-ответственной политики бизнеса, которая подразумевает реализацию целенаправленной и долгосрочной стратегии. Термин "социальные инвестиции" (далее - СИ) в цивилизованных странах чаще всего применяют к деятельности бизнеса в местном сообществе. Как правило, СИ реализуются в форме совместных социально значимых мероприятий, проектов и программ бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций и граждан.

В России социальными инвестициями называют различные виды долгосрочной социально значимой деятельности бизнес-структур. Тем не менее, понятие СИ не тождественно любым элементам проявления внешней и внутренней социальной политики компаний, эпизодическим благотворительным акциям или ситуационному спонсорству.

Полноценными социальными инвестициями по международным стандартам социальной отчетности могут считаться только системные действия компаний, формирующие условия для роста качества жизни населения. Такие действия, которые дополняют и расширяют возможности бизнеса на осуществление позитивных общественных изменений, снижают возможные риски от бизнес-деятельности.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, руководствуясь опытом социальной политики последних лет и опираясь на успешные результаты работы в формате социального партнерства, считает социальные инвестиции наиболее предпочтительной формой социально ответственного поведения компаний. Настоящая Стратегия подразумевает формирование высокоорганизованной системы взаимодействия всех субъектов партнерства на основе инвестиционного подхода к проектированию и реализации социальных действий.

Социальное инвестирование в современных компаниях осуществляется по следующим основным направлениям:

ресурсосбережение (охрана окружающей среды, управление издержками, инновационные технологии производства и менеджмента);

добросовестная деловая практика (стандартизация и сертификация, совершенствование отраслевых норм и правил);

развитие персонала (повышение квалификации, образовательные программы, кадровые стратегии);

условия труда и охрана здоровья персонала (техника безопасности, соблюдение трудового законодательства, профилактика профзаболеваний, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение);

устойчивое развитие - участие в развитии регионального и/или местного сообщества (участие в реализации приоритетных государственных (местных) программ и проектов, разработка законодательных инициатив, благотворительные и спонсорские проекты).

В практике крупных российских компаний используются четыре основных подхода к политике социального инвестирования:

формирование долгосрочных программ/проектов;

комплексное планирование (сопряжение социальных и бизнес-стратегий);

внедрение современных технологий корпоративного менеджмента при реализации программ/проектов;

сегментация и структурирование целевых аудиторий.

1.3.2. Виды и формы социальных инвестиций

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение:

Наличие и реализация адекватной экологической политики является серьезным фактором конкурентоспособной экономики.

Ситуация в сфере охраны природы, особенно в "экологически чувствительных" секторах медленно, но неуклонно меняется в позитивную сторону.

В связи с этим необходимо поощрять практику тех компаний, которые реализуют экологическую политику. Компаний, которые в диалоге с общественными организациями совершенствуют экологическую политику, стандарты и требования которой соответствуют законодательству и подтверждаются независимым аудитом. Особенное доверие и уважение вызывают компании, которые не отступают от публично взятых и значимых обязательств.

Корпоративная экологическая политика складывается из следующих основных составляющих:

1. Соответствие требованиям международного и российского законодательства в области экологии, соблюдение имеющихся национальных и международных стандартов на всех стадиях развертывания бизнеса.

2. Разработка и применение систем управления экологической ответственностью во всех подразделениях компании по всему региону и/или по всей стране.

3. Разработка и применение систем управления в области экологической и промышленной безопасности (включая систему информирования и обучения персонала в данной области).

4. Нацеленность на непрерывное улучшение в вопросах экологически ответственного управления:

сокращение отходов,

сокращение потребляемых природных ресурсов,

внедрение программ по управлению циклов жизнедеятельности произведенной продукции и оказанных услуг.

5. Увеличение доли инновационных и инвестиционных проектов в области экологической безопасности.

6. Внедрение обучающих программ в области социальной экологии и устойчивого развития для персонала и (в случае необходимости) потребителей продукции (услуг).

7. Развитие сотрудничества с другими компаниями, общественными и некоммерческими организациями для улучшения экологического состояния ситуации конкретных территорий.

8. Развитие системы экологического менеджмента и аудита (схема экологического управления и аудита EMAS).

Особенно высоко ценится вовлеченность компаний в проекты по охране окружающей среды на основе стратегических альянсов: союзах корпораций и организаций "зеленых", экологических партнерствах. Также следует отметить, что все более весомое значение для активизации и общественного мониторинга экологической ответственности компаний получают российские рейтинги.

1.3.3. Перспективные практики реализации социальных инвестиций

Социальные альянсы - это стратегические альянсы между бизнес-структурами и общественными организациями, которые подразумевают использование финансового, организационного и кадрового ресурса для реализации социально значимых программ или проектов.

Социальные альянсы серьезно отличаются от традиционных стратегических альянсов по целям и задачам вовлекаемых партнеров. Одна из главных проблем взаимодействия в таких союзах - отсутствие совместного опыта работы и различные (иногда полярные) взгляды на пути разрешения проблем.

Партнеры социальных альянсов для согласования усилий испытывают необходимость во взаимной адаптации на основе обмена навыками и знаниями. Бизнес-специалистам предоставляется возможность изучить на практике социальные технологии НКО. В свою очередь представители НКО получают возможность освоить бизнес-технологии, получить навыки управленческих компетенций и финансово-экономические знания.

Добровольное участие в социальных альянсах повышает качество стратегического и оперативного менеджмента социальных проектов, решает социальные задачи эффективными рыночными методами. Компании, участвующие в социальных альянсах, получают серьезное репутационное преимущество.

 

Благотворительная деятельность:

 

благотворительность в России определяется и регулируется Федеральным законом РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях": "Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Также законодательно четко определены и цели благотворительной деятельности:

социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам

содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействие защите материнства, детства и отцовства;

содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охрана окружающей природной среды и защита животных;

охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

В настоящее время основной акцент в своей благотворительной деятельности отечественный бизнес фокусирует на оказании помощи организациям, работающим с социально уязвимыми группами населения.

Основные направления, по которым бизнес-структуры видят необходимость своей благотворительной активности - целевая поддержка социально незащищенных групп населения, проблемные ситуации в социальной сфере региона и/или муниципальных образований, а также поддержка сферы культуры, искусства, образования и здравоохранения.

К наиболее распространенным мотивациям корпоративной благотворительной деятельности относятся следующие:

репутационная капитализация компании;

продвижение продуктов, товаров или услуг компании;

адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;

улучшение отношений с местной властью;

демонстрация социальной ответственности компании;

соображения престижа;

компенсация социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;

воспитание лояльности к компании (часто используется при работе с детьми и молодежью);

организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);

лоббирование интересов компании.

В свою очередь представители организаций и граждане, нуждающиеся в благотворительной помощи, наиболее важными ее направлениями считают материальную поддержку социальных учреждений (включая приобретение материалов, оборудования и инвентаря), решение проблем в сфере оказания и оплаты жилищно-коммунальных услуг, организацию досуга (проведение благотворительных акций), оплату лечения и приобретение медоборудования.

Благотворительная активность российского бизнеса сегодня носит скорее "ответный" характер: в большинстве случаев инициатива в запросе на помощь исходит от граждан и организаций, нуждающихся в ней. Инициативные благотворительные практики бизнеса встречаются значительно реже.

Современные технологии и инструменты благотворительной помощи носят эпизодический характер и нуждаются в систематизации. Среди причин, снижающих эффективность благотворительной деятельности бизнеса, первенствуют отсутствие традиций, практики и опыта.

Кроме этого, на сегодняшний день очевидны серьезные инфраструктурные недостатки в сфере осуществления благотворительной деятельности, связанные с неэффективными коммуникациями бизнеса и НКО, их взаимным непониманием и недоверием.

На основе анализа имеющейся ситуации, потребностей и задач социальной политики приоритетными направлениями благотворительности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры могут являться:

1. Охрана здоровья населения, улучшение демографической ситуации

2. Образование и наука

3. Военно-патриотическое воспитание

4. Кризисные ситуации

5. Разработка и внедрение инновационных технологий

6. Культура и искусство

7. Охрана природы

8. Молодежные инициативы

9. Поддержка детско-юношеского спорта

10. Социально значимые и фундаментальные исследования

11. Формирование и развитие институтов гражданского общества

 

Спонсорская деятельность

 

В настоящей стратегии спонсорство понимается как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Спонсорство и благотворительность должны быть четко разделены по их назначению, иметь отличные источники финансирования и критерии оценки.

Преимущественное значение имеют спонсорские проекты и программы, которые отвечают следующим принципам:

соответствие приоритетным направлениям государственной социальной политики;

соответствие спонсорской деятельности логике социального инвестирования;

долгосрочный и комплексный подход в реализации спонсорской деятельности.

Первоочередной реализации подлежат спонсорские проекты, осуществляемые в рамках адресных и целевых спонсорских программ, формируемых в соответствии с приоритетными направлениями спонсорской деятельности на территории Югры:

1. Образование и просвещение

2. Культура и искусство

3. Массовая физическая культура и спорт

4. Спорт высоких достижений

5. Детское и юношеское творчество

Одной из современных форм социального инвестирования является социально ориентированный маркетинг - инструмент реализации благотворительной и спонсорской политики. Социально ориентированный маркетинг осуществляется в форме прямого вовлечения клиентов в процесс непосредственного благотворительного пожертвования финансовых средств в пользу тех или иных благотворительных программ.

Программы социально ориентированного маркетинга позволяют компаниям предлагать клиентам участие в поддержке спонсорских или благотворительных программ путем приобретения продукции или услуг компании.

Ассоциирование кампании продаж непосредственно с поддержкой благотворительного/спонсорского проекта является эффективным инструментом фокусирования внимания потребителей на брэнде или товаре, увеличения объемов продаж и укрепления корпоративного имиджа. При такой форме партнерства на реализацию благотворительных программ перечисляется либо согласованный процент от розничной цены, либо фиксированная сумма.

 

Государственно-частное партнерство

 

Привлекательность государственно-частного партнерства для государства обусловлена наличием следующих основных причин:

Решение системных проблем развития - экономический рост часто ограничен неразвитостью инфраструктуры. ГЧП - эффективная и проверенная в мире технология достижения мультипликативного эффекта за счет следующих факторов:

снижение бюджетных затрат за счет привлечения средств частного капитала

повышение качества и эффективности работ и услуг

увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджет

повышение инвестиционной и инновационной активности

повышение уровня конкуренции, улучшение соотношения "цена/качество", снижение тарифов

возможность разделить риски/переложить их на партнеров.

Привлекательность государственно-частного партнерства для бизнес-структур:

доступ к традиционно государственной сфере деятельности производства и услуг

прямая государственная административная поддержка и участие государственного капитала

использование успешного зарубежного опыта и технологий

возможность долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии

возможность выбора из большого числа проектов.

Активизация государственно-частного партнерства происходит по целому ряду причин, или как результат:

"разгосударствления", новой оценки роли государства, его территориальных органов власти, осуществляющих функции управления и производства услуг;

реализации аутсорсинга как механизма передачи функций с государственного на общественный уровень;

объективной необходимости поиска новых финансово-экономических решений по разгрузке бюджетов путем совместных действий органов власти и предпринимательской инициативы;

постоянной коррекции предоставления социальных услуг населению и организации их выполнения, требующей кооперации с частным сектором;

наметившейся тенденции преодоления существующих предубеждений о том, что частные предприятия преследуют первоочередные коммерческие цели и не несут социальной и общественно-политической ответственности.

Государственно-частное партнерство как эффективная форма социальных инвестиций может использоваться по следующим моделям:

1. Контракт - на выполнение поставок товаров и услуг, а также работ для государственных и муниципальных нужд. Эффективное сотрудничество в рамках данной формы предполагает совершенствование нормативной базы контрактного права и соответствующей инфраструктуры.

2. Оператор - передача государством частному предприятию на определенных коммерческих условиях функций использования, управления и финансового обеспечения государственного и муниципального имущества, при сохранении за государством права собственности на это имущество. Основными формами такой модели ГЧП являются аренда, лизинг, соглашение о разделе продукции, концессии. Модель широко используется в добывающем секторе национальной промышленности, в экспериментальном режиме проверяется в ряде регионов для реформирования ЖКХ.

В инновационной деятельности ГЧП может широко использоваться для поддержки инновационной деятельности путем аренды помещений и лизинга необходимого оборудования на льготных условиях.

3. Кооперация - модель совместной проектной компании в собственности, финансировании и управлении которой одновременно участвуют государство и частные инвесторы, используется в сферах, где трудно разделить ответственность между партнерами, например, НИОКР, фундаментальные научные исследования.

В результате социального и государственно-частного партнерства отрабатывается практика работы в режиме интеракционного взаимодействия и новых институционально-ресурсных форм: инвестиционные и венчурные фонды, эндаументы, аутсорсинг, автономные учреждения и др.

 

Наиболее предпочтительные формы и практики

социального инвестирования

 


,,

[1]N [1]Форма                    [1]Критерии социального инвестирования        

44$

                     Благотворительная деятельность                     

,,$

[1]1.[1]Благотворительные        [1]1. Соответствие приоритетам государственной [1]

  [1]денежные и натуральные   [1]и/или региональной социальной политики     

  [1]пожертвования (включая   [1]2. Возможность интеграции мероприятия в одну[1]

  [1]безвозмездную передачу   [1]из целевых (приоритетных) программ         

  [1]продукции, оборудования и[1]федерального, регионального, местного уровня[1]

  [1]оказание услуг)          [1]3. Долгосрочный патронаж организаций и     

[1]2.[1]Денежные гранты и        [1]учреждений, работающих с приоритетными     

  [1]стипендии                [1]группами благополучателей                  

[1]3.[1]Корпоративное            [1]4. Реализация собственной инициативной     

  [1]добровольчество          [1]корпоративной программы                    

                           [1]5. Соответствие технологии реализации      

                           [1]международным и/или национальным стандартам [1]

                           [1]6. Максимальная вовлеченность сотрудников  

                           [1]компаний на исключительно добровольной     

                           [1]основе                                     

44$

                        Спонсорская деятельность                        

,,$

[1]1.[1]Спонсорство мероприятий, [1]1. Соответствие приоритетам государственной [1]

  [1]проектов и программ      [1]и/или региональной социальной политики     

  [1]федерального,            [1]2. Возможность интеграции мероприятия в одну[1]


Информация по документу
Читайте также