Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Калмыкии от 25.04.2011 № 106

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

"Об утверждении схемы территориального планирования Республики Калмыкия"

 

 

В соответствии со статьями 7, 15, 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. N 331-III-З "О градостроительной деятельности в Республике Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия постановляет:

Утвердить прилагаемую схему территориального планирования Республики Калмыкия.

 

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Калмыкия                                               В.ИЛЮМЖИНОВ

 

 

25 апреля 2011 г.

N 106

г.Элиста

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Калмыкия

от 25.04.2011 N 106

 

 

СХЕМА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

 

Введение

 

Схема территориального планирования исходит из принципа соответствия целей и направлений развития Республики Калмыкия целям и приоритетам федерального Правительства, определенным в следующих документах:

- Послание Президента Российской Федерации;

- Градостроительный кодекс Российской Федерации;

- Концепция Схемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

- Стратегия федеральных министерств и ведомств РФ;

- План социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2012 г.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Схема территориального планирования Республики Калмыкия является основным градостроительным документом уровня субъекта Федерации, в котором определяется сфера взаимных интересов Российской Федерации, Республики Калмыкия и муниципальных образований.

Схема разрабатывалась до разработки "Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на средне-долгосрочную перспективу до 2025 г.", и включает в себя элементы прогнозирования социально-экономической сферы.

Методика разработки схемы территориального планирования Республики Калмыкия исходит из общей теории градостроительных систем на основе системного подхода.

Схема территориального планирования Республики Калмыкия в ее концептуальном выражении представлена в виде градостроительной системы, первый уровень декомпозиции которой определен в следующем виде:

- социальная подсистема;

- пространственная подсистема;

- экологическая подсистема.

Таким образом, Схема территориального планирования является проекцией на территорию решения проблем трех подсистем и выдвижения перед ними решения территориальных проблем региона.

Немаловажным фактором в дальнейшей реализации положений Схемы территориального планирования является необходимость создания информационно-аналитического центра по сопровождению Стратегии социально-экономического развития региона и Схемы территориального планирования Республики Калмыкия. Принципиальная модель такого центра и создания информационно-аналитической системы предложена Схемой.

Материалы схемы разработаны с использованием ГИС "Object Land 2.6.3." Проведение вспомогательных операций с графическими материалами осуществлялось с использованием САПР "IntelliCAD“, графического редактора "Corel Dra", "Photoshop".

Анализ современного состояния территории проводился с помощью дистанционного зондирования на основе спутниковых информационных данных.

Создание и обработка текстовых материалов проводилась с использованием пакетов программ "Microsoft Office Small Business-2003", "Open Office.org. Professional. 2.0.1."

При подготовке данного проекта использовано исключительно лицензионное программное обеспечение, являющееся собственностью ООО "НПО "ЮРГЦ".

Для настоящей схемы территориального планирования Республики Калмыкия установлены следующие этапы прогнозирования и проектирования:

Исходный год 01.01. 2005 г.

Первая очередь 2010 г.

Расчетный срок 2015 г.

Отдаленная перспектива 2025 г.

В составе схемы также даны предложения на отдаленную перспективу - до 2025 г.

Схемой рассмотрены три варианта развития событий:

Инерционный (сохранение существующего портфеля ресурсов);

Стабилизационный (восстановление ресурсного портфеля);

Оптимистический (новый портфель ресурсов).

При подготовке проекта схемы территориального планирования Республики Калмыкия использовались отчетные и аналитические материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия, фондовые материалы отдельных органов государственного управления Республике Калмыкия, прочих организаций, данные собственных исследований состояния окружающей среды Республики, проведенных сотрудниками ООО "НПО "ЮРГЦ", прочие источники.

В ходе подготовки проекта схемы был проведен анализ нормативно-правовой базы территориального развития, мониторинг публикаций в СМИ, экспертные интервью специалистов в различных отраслях деятельности.

Показатели развития хозяйства, заложенные в проекте, не являются самостоятельной разработкой схемы, а обобщают прогнозы, предложения, и плановые наметки различных организаций. Схема не является директивным документом по развитию Республики, но представляет собой модель развития событий по различным сценариям.

Авторский коллектив схемы территориального планирования:

Белоусов Владимир Николаевич - научный руководитель проекта, первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), действительный член РААСН, доктор архитектуры, профессор МАРХИ, заслуженный архитектор РФ;

Трухачев Юрий Николаевич - руководитель авторского коллектива, директор ООО “НПО “ЮРГЦ“, заслуженный архитектор РФ, советник РААСН, профессор РААИ;

Батунова Елена Юрьевна - главный архитектор проекта;

Трухачев Сергей Юрьевич - заместитель директора ООО "НПО "ЮРГЦ", главный архитектор проектов ООО "НПО "Южный градостроительный центр";

Прохоров Андрей Юрьевич - главный специалист;

Приваленко Валерий Владимирович - главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук (РАН), главный специалист по экологии ООО "НПО "Южный градостроительный центр", доктор биологических наук, кандидат геолого-минералогических наук;

Зацепилина Валерия Викторовна - экономист, автор социально-экономического раздела.

При участии:

Кизицкого Михаила Ивановича, кандидата географических наук, главного специалиста ООО "НПО "Южный градостроительный центр", Лакшина Михаила Илларионовича - заместителя директора ООО "НПО "Южный градостроительный центр", кандидата экономических наук.

Графические и текстовые материалы Схемы выполнены архитекторами Ю.Н. Трухачевым, Е.Ю. Батуновой, А.Ю. Прохоровым, Д.В. Чеботаревым, А.В. Шандулиной, В.Н.Бережной, И.В. Харабаджаховой, В.А. Микульчик, главным специалистом по экологии В.В. Приваленко, экономистом В.В. Зацепилиной, инженерами Н.В. Чуносовой, В.В. Луневой, Е.Ю. Буняевой. Техническое обеспечение проекта - инженер-программист М.Ю. Трухачев.

Графические материалы схемы разработаны с использованием ГИС "Object Land 2.6.3." Проведение вспомогательных операций с графическими материалами осуществлялось с использованием САПР "IntelliCAD", графического редактора "Corel Draw", "Photoshop".

При анализе территории использовались космические снимки.

Создание и обработка текстовых материалов проводилась с использованием пакетов программ "Microsoft Office Small Business-2003", "Open Office.org. Professional. 2.0.1.".

При подготовке данного проекта использовано исключительно лицензионное программное обеспечение, являющееся собственностью ООО "НПО "ЮРГЦ".

Материалы, входящие в состав настоящего проекта, не содержат сведений, отнесенных законодательством к категории государственной тайны.

1. Цели и задачи территориального планирования

Главная цель настоящего проекта - пространственная организация территории Республики в соответствии с поставленными стратегическими целями - устойчивое развитие территории до 2025 года.

Для обеспечения устойчивого развития территории необходима стратегическая ориентация на решение следующих задач:

- обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики Республики;

- повышение инвестиционной привлекательности территорий;

- повышение уровня жизни и условий проживания населения;

- развитие и совершенствование планировочного каркаса, выделение территориальных зон, землепользования;

- развитие и территориальная привязка социальной сферы: доступное образование, современное медицинское обслуживание, новое жилищное строительство и реконструкция жилого фонда;

- модернизация и развитие транспортной, инженерной инфраструктуры, современных средств связи;

- экологическая безопасность, сохранение и рациональное развитие природных ресурсов, создание единого природного каркаса особо охраняемых природных территорий;

- охрана объектов культурного наследия, развитие сферы отдыха и туризма;

- определение и размещение объектов регионального значения.

Цели и задачи Схемы максимально приближены к сложившимся тенденциям развития экономики Республики Калмыкия. Градостроительная политика должна быть строго ориентирована на максимально эффективное использование всех ресурсов с целью повышения ВРП региона, качества жизни, социальных благ, повышение рейтинга территории среди субъектов РФ, устойчивого развития территории при сохранении экологического равновесия.

1.1. Миссия Республики Калмыкия.

В 2000 г. при учреждении федеральных округов, Республика вошла в состав Южного Федерального округа с центром в Ростове-на-Дону.

Республика Калмыкия на востоке Южного федерального округа занимает территорию в 76,1 тыс. кв. км, что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды вместе взятые. Региональным центром Республики Калмыкия является г. Элиста.

На западе Республика граничит с Ростовской областью, на севере и северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью, на юге - с Республикой Дагестан и на юго-западе - со Ставропольским краем. Протяженность территории республики с севера на юг 448 км, а с запада на восток - 423 км.

На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона - территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная - территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского и Лаганского районов. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона.

С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность.

Население - 289,9 тыс. человек - 13,3% населения ЮФО.

- Городское население - 44,2%;

- Сельское население - 55,8%.

Территория - 76,1 тыс. кв. км.

Плотность - 3,8 чел. на 1 кв. км.

Для Республики Калмыкия характерна дисперсная система расселения. Около трети населения Республики сосредоточено в региональном центре.

Отличительной чертой планировочной структуры Республики Калмыкия является наличие обособленной от планировочных центров территории, с которой, в силу особенностей административно-территориального деления, затруднено внутрирегиональное транспортное сообщение - Яшалтинский и Городовиковский районы.

Несмотря на выгодное географическое положение, транспортный комплекс Республики Калмыкия играет незначительную роль в работе транспортного комплекса Южного федерального округа. Основу транспортного каркаса Республики составляют две магистральные дороги федерального значения: Астрахань - Элиста и Волгоград - Ставрополь, по которым проходит транзитный поток из Северного Кавказа в Поволжье. Особенно перспективным представляется развитие в Республике Калмыкия железнодорожной сети, в частности строительство ж/д линии Элиста - Аксарайская, которая будет включена в международный транспортный коридор Восток-Запад.

Обладая меньшей и наиболее обустроенной, в плане обеспечения населения жильем, территорией, Республика Калмыкия по вводу жилья уступает многим крупным регионам ЮФО. Так, в 2005 г. в Республике было введено всего 47,8 тыс. кв. м. жилья, что составило всего 0,8% от общего по округу. В среднем на душу населения ввод жилья составил 0,16 кв. м./чел, что в 1,6 раз меньше, чем в среднем по округу.

Основу минерально-сырьевой базы Республики Калмыкия составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, конденсат), строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), и агрохимическое сырье (калийные и минеральные соли, доломиты).

В структуре валового регионального продукта Республики Калмыкия сельское хозяйство имеет больший удельный вес, нежели промышленность.

В формирование окружного объема производства продукции сельского хозяйства Республика Калмыкия привносит незначительный вклад, в сравнении с более экономически развитыми регионами ЮФО. Однако обеспеченность населения сельскохозяйственной продукцией в Республике выше, чем в среднем по округу. По показателю “объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения“ Республика Калмыкия занимает 4 место в округе.

Проведению реформ по развитию территории препятствуют условия проживания в аридных зонах, отсутствие питьевой воды и, как результат, невозможность развития конкурентно способного сельского хозяйства.

Республика Калмыкия в настоящий момент определилась как периферийный сырьевой регион со снижающимся количеством населения за счет отрицательного миграционного процесса, что становится препятствием для концентрации на территории ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, культурных ценностей и т.д. Нерешенность этой проблемы не позволяет республике стать эффективным элементом каркаса пространственной организации Юга России.

В случае, если Республика Калмыкия не находит адекватного ответа на вызовы, то ее развитие происходит в соответствии с планами внешних субъектов, что фактически делает республику плацдармом для сырьевого освоения естественных монополий, при этом:

- приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Калмыкия будет ориентироваться, преимущественно на добычу и поставки сырья;

- инфраструктурный комплекс будет ориентирован на преимущественное развитие инфраструктуры сырьевых территорий и развитие транзита ресурсов;

- получат развитие лишь зоны, связанные с добычей ресурсов, и их первичной переработкой;

- инвестиции будут вкладываться в развитие сырьевых производств, в долгосрочной перспективе освоение территории примет вахтовый характер;

- капитализация добываемых ресурсов будет осуществляться за пределами республики (добавленная стоимость будет оставаться в центрах их переработки);

- на территории останется минимум трудовых ресурсов и населения, необходимого для выполнения технологических операций по добыче и первичной переработке;

- произойдет увеличение оттока населения, и постепенная потеря российского контроля над приграничной территорией.

Учитывая современные тенденции, а также исходя из того, что появляются новые субъекты и объекты развития (вместо отраслей и равномерно развивающихся районов - кластеры и точки роста и коридоры развития) предлагается следующее Стратегическое направление развития территории:

Калмыкия сегодня плацдарм для сырьевого освоения.

Калмыкия завтра территория взаимодействия культур для развития эффективного партнерства России и Востока с буддийской культурой.

Данная идея положена в основу стратегии, базовым условием которой является переход к новой экономической политике на базе принципа взаимодействия науки, бизнеса и государства. При этом обеспечение конкурентоспособности региона и реализация его экономического потенциала рассматривается в разрезе рынков и осуществляются за счет:

- фокусировки усилий на точки роста (зоны интенсивного экономического развития) и концентрации инвестиций в важнейшие базисные сектора экономики региона с обеспечением высокой ценности выпускаемого товара;

- формирования каркаса развития, инфраструктуры и системы расселения, обеспечивающих республике устойчивость пространственного развития;

- развития небазисных секторов с целью повышения внутреннего спроса и обеспечения мобильности и воспроизводства человеческого капитала;

- формирование благоприятного бизнес-климата и инвестиционной привлекательности республики.

Для обеспечения преобразований формируются адекватные вышеупомянутым обстоятельствам новое видение будущего территории на основе национальной идеи и новый пространственный каркас Калмыкии на основе определения точек роста и экономического зонирования. В этом случае инициируемые проекты становятся источником для экономического развития территории, связывают (объединяют) районы и города республики, становятся источником нововведения для других регионов.

Ярким примером появления нетрадиционных ценностей для территории явилось создание мирового шахматного центра "Сити-Чеcc", возрождения буддийской культуры с центром в хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни - Бурхн Багш Алтн Сюме".

Выбранный сценарий развития территории - перехода от стабилизационного к оптимистическому, - предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих предприятий Республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны - одновременную реализацию структурной политики по формированию и использованию постиндустриальных источников развития.

Реализацию данного сценария можно разделить на направления:

- поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Республики Калмыкия (агропромышленный комплекс, добыча природных ресурсов, рыбное хозяйство, туризм) с одновременным повышением их эффективности;

- формирование предпосылок и факторов для повышения их конкурентоспособности на внешних рынках и перехода на этап инновационного развития;

- интенсивное развитие вспомогательных и поддерживающих производств и инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности. Это приведет к формированию “точек роста“ в Республике Калмыкия, которые рассматриваются как центры формирования территориально-производственных кластеров.

В рамках формирующихся кластеров будет формироваться современный инфраструктурный комплекс, назначение которого - поддержка и обеспечение конкурентоспособности сформировавшихся кластеров.

Данный сценарий позволяет наиболее мягко изменить ориентацию региональной социально-экономической политики от технократического направления на гуманистическое направление с приоритетом развития человеческого капитала и повышения социальной привлекательности республики.

В развитии инфраструктуры в Республике Калмыкия определяющую роль играет реализация инфраструктурных проектов федерального уровня и привлечение федеральных ресурсов в рамках следующих приоритетов:

- развитие сети нетрадиционных источников электроэнергии (с приоритетом использования ветровой энергии);

- проект "Газификация Калмыкии" и строительство магистрального газопровода через территорию Республики Калмыкия от группы месторождений - им. Ю. Корчагина, В. Филановского, Хвалынское, Сарматское, Ракушечное, 170 км;

- размещение заводов по глубокой переработке нефти;

- развитие дорожной сети и реализация проекта трансграничного широтного транспортного коридора через территорию Республики Калмыкия - Новороссийск - Куберле - Элиста - Аксарайская - Казахстан;

- возможное строительство Кумо-Манычского канала "Евразия", соединяющего Каспийское и Азовское моря;

- подача питьевой воды из зоны подземных вод Ставропольского края;

- создание особой туристско-рекреационной зоны на территории Республики Калмыкия.

Реализация этих приоритетов инфраструктурного развития территории Республики Калмыкия обеспечит не только повышение уровня освоенности территории, создание новых рабочих мест, но также позволит значительно повысить уровень инвестиционной привлекательности республики.

Размещение энергогенерирующих мощностей превратит Республику из энергодефицитной территории в донора электроэнергии в Южном Федеральном округе. Имея центральное географическое положение в ЮФО, регион может претендовать на данную функцию.

Исходя из расстановки приоритетов, в новой экономической политике региона формируются экономически активные зоны:

- юго-восток республики - зона принятия с шельфа и переработки углеводородного сырья;

- южная граница - транзит морских судов по каналу "Евразия";

- зона пустынь, с деградированными почвами сеть нетрадиционных ветровых и солнечных источников электроэнергии;

- западная часть территории - зона интенсивного ведения сельского хозяйства;

- г. Элиста - центр буддизма и международный центр инновационных технологий в энергетике.

1.2. Цели территориального планирования:

- на федеральном уровне - способствовать развитию государственного значения Республики Калмыкия в России, в Южном Федеральном округе, ее динамичному формированию и наращиванию экономического потенциала, прорыву в состав лидирующих субъектов Российской Федерации, расширению научной базы, новых технологий, инновационного процесса, сокращению техногенного загрязнения природной среды.

- на региональном уровне - обеспечить дальнейшее повышение качества жизни населения и среды обитания, совершенствование сферы социального обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, вовлечение в хозяйственную, экономическую и рыночную деятельность ресурсного потенциала региона, обеспечить формирование перспективных инвестиционных зон, с целью привлечения российского и внешнего капитала на взаимовыгодных условиях на территории устойчивого развития - Республики Калмыкия, продолжить формирование образованного общества, развитие структуры занятости населения, восстановление и сохранение экологического баланса на территории.

- на муниципальном уровне - обеспечить совершенствование системы управления, использовать градостроительные решения для пополнения местного бюджета, создания реальных и эффективных условий для сокращения оттока экономически активного населения, а также для привлечения населения из менее развитых регионов, изыскать способы для сохранения площади пахотных и сельскохозяйственных земель, развивать товарно-экономические связи со смежными территориями других субъектов РФ.

Исходя из основных направлений развития экономики Республики Калмыкия и определения социальных параметров развития регионального сообщества в проекте схемы даны предложения по решению следующих задач:

1.3. Задачи пространственной подсистемы:

- дальнейшее закрепление и развитие функциональных зон пространственного развития территории с обозначением границ использования земель различного назначения;

- закрепление и развитие планировочного каркаса Республики;

- развитие г. Элиста, как центра инновационной деятельности Республики Калмыкия;

- пространственная привязка экономически активных зон;

- создание правовой основы земельных отношений и застройки территорий поселений, разработка и мониторинг градостроительной документации;

- создание системы особо охраняемых территорий как основы правового регулирования земельных отношений и экологического каркаса;

- развитие населенных пунктов Республики, структуры их обслуживания, повышение уровня жизни;

- развитие туристического комплекса, на основе освоения имеющихся природно-рекреационных ресурсов;

- в части инженерного обеспечения территории: достижение нормативных показателей;

- развитие транспортной системы Республики с целью поддержания и развития основных транспортных потоков, совершенствования современной транспортной связи между населенными пунктами;

- определение зон строительства объектов регионального значения.

1.4. Задачи социальной подсистемы:

- повышение качества государственного управления в регионе и муниципальных образованиях;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

- безусловная приоритетность инвестиций в человека;

- улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения, и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости и последующего демографического роста, взвешенной миграционной политики;

- создание для трудоспособного населения региона экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

1.5. Задачи экономической подсистемы:

- Обеспечить устойчивый рост ВРП Республики на уровне 8-10% ежегодно с опережающими темпами развития сферы услуг, что характерно для современного мирового хозяйства, а в сфере материального производства - отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь ее наукоемких подразделений.

- Уделяя необходимое внимание всем структурным подразделениям с целью перспективной сбалансированности хозяйственного комплекса Республики, основной упор следует сделать на приоритетные его кластеры:

добычи и переработки углеводородов;

энергетический;

агропромышленный;

транспортный;

туристический.

- Осуществление комплекса мероприятий по повышению инвестиционного потенциала и уменьшению инвестиционного риска с целью повышения инвестиционной привлекательности региона для отечественных и зарубежных инвесторов.

- На средне- и дальнесрочную перспективы необходимо разработать и осуществить систему мероприятий по улучшению состояния инфраструктуры Республики, в частности, дорожно-транспортной, с обеспечением соответствия ее мировым стандартам и конкурентоспособности в обслуживании грузоперевозок и пассажиропотоков в соединении с регионами Южного Федерального округа.

- Предпринять меры по кардинальному обновлению основных фондов во всех сферах и отраслях хозяйственного комплекса Республики и избавится от положения, когда экономический рост региона в последние годы почти полностью связан с эксплуатацией унаследованных от предыдущего периода ресурсов.

- Модернизация и реконструкция существующих электрических станций и электросетей.

- В условиях дефицита электроэнергии весьма актуальным является анализ возможностей создания в Республики Калмыкия не только электростанций, использующих традиционные виды топлива, но и работающих на альтернативных источниках энергии, в частности, солнечных и ветровых электроустановок.

- В структуре отраслей промышленности Республики приоритетное развитие должны получить производства, основывающиеся на использовании местного сырья и природных ресурсов, в том числе строительной индустрии.

- Исходя из обеспеченности территориальными ресурсами, экономических и стратегических интересов Республики и страны в целом, энергогенерирующие мощности могут быть созданы с использованием нетрадиционных источников: ветра и гелио установок, с целью восполнения энергодефицита в Республике и ЮФО.

- Необходимо предпринять усилия по развитию химической промышленности на основе глубокой переработки углеводородных ресурсов, хорошо обеспеченных собственной сырьевой базой и ориентированных на производство отдельных видов продукции, пользующихся спросом на российских и зарубежных рынках.

- Мощная сырьевая база и емкий внутренний рынок для сбыта продукции строительных материалов - благоприятные предпосылки для создания в Республике Калмыкия промышленности строительных материалов.

- Создание “технопарков“ на основе прогрессивных технологий.

В сельском хозяйстве, опираясь на природно-ресурсный и трудовой потенциал, а также уже созданную ранее инфраструктуру, необходимо осуществить целый ряд радикальных мероприятий, в числе которых выделяются следующие:

- комплексное развитие животноводства;

- разработка и реализация комплексной программы повышения плодородия почв, в том числе: увеличение внесения минеральных и органических удобрений, установление и увеличение площади орошаемых земель, гипсование и мелиорация обработка солонцовых почв, создание полезащитных лесных полос и овражно-балочных насаждений, залужение эродированных земель;

- переход на адаптивный путь развития земледелия: минимальная обработка почвы, использование облегченной сельскохозяйственной техники, все большая замена химических средств защиты биологическими, развитие мелиорации и др.;

- внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий возделывания сельскохозяйственных культур и развитие генной инженерии в сельскохозяйственном производстве.

Весьма актуальной является проблема реконструкции, технического и технологического обновления действующих предприятий, создания и оптимизации размещения новых мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции и налаживание систем транспортировки и сбыта их продукции по каналам межрегиональных связей и выхода на мировой рынок.

В перспективном развитии экономики Республики Калмыкия важную роль может и должно сыграть малое предпринимательство.

1.6. Задачи экологической подсистемы:

- В течение проектного срока необходимо ликвидировать загрязнение водных объектов промстоками и неочищенными канализационными стоками, загрязненными ливневыми водами, сбросными водами сельскохозяйственных предприятий.

- Загрязнение атмосферы на урбанизированных территориях и в прилежащих ландшафтах привести в соответствии с нормами природопользования.

- Ликвидировать загрязнение и захламление территории Республики твердыми отходами производства и потребления, неудовлетворительное обращение с отходами на существующих полигонах ТБО, несанкционированное размещение ТОПП на землях, представляющих хозяйственную или рекреационную ценность (стихийные свалки).

- Сократить нерациональное использование природных ресурсов (земель и полезных ископаемых); нарушение установленного режима хозяйственной деятельности на территории ООПТ Республики Калмыкия.

- Снизить деградацию уникальных ландшафтов под прессом техногенной нагрузки.

- Предотвратить дальнейшую деградацию растительности и почвенного покрова степных ландшафтов, уничтожение плодородного слоя почвы (дегумификация, засоление, усиление воздушной и водной эрозии почвы).

- Восстановить функционирование системы мониторинга состояния окружающей природной среды.

II. Перечень мероприятий по территориальному планированию

Рспублики Калмыкия и последовательность их выполнения

2.1. Учет интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности и развитие на территории Республики Калмыкия объектов федерального значения.

Схемой территориального планирования Республики Калмыкия даются предложения по развитию территории Республики, находящиеся в сфере полномочий Российской Федерации. Данные предложения рекомендуется представить Правительству Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения по их реализации в рамках процедур установленных действующим законодательством.

К данным мероприятиям относятся:

1. Разработка обоснований по строительству судоходного канала “Евразия“ (Азов - Каспий) (первая очередь - расчетный срок).

До 2015 года прогнозируется значительное увеличение грузопотоков на участке Красноармейск - Азов. Наибольшая загрузка будет наблюдаться в направлении Азовского моря, поскольку основными грузопотоками в рассматриваемой перспективе остаются экспортные и транзитные перевоз“и в страны Южной и Центральной Европы. Все порты, расположенные в данном регионе, имеют резервы пропускной способности (в настоящее время перегрузочные мощности портов используются на 70%).

С учетом прогнозных оценок увеличения грузопотока к 2015 году в направлении Каспий - Черное море потребуется увеличение пропускной способности транспортных артерий в этом направлении, в связи с чем предусматривается развитие воднотранспортного соединения Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

В 2007 году по договоренности Глав государств России и Казахстана была создана совместная российско-казахстанская рабочая группа по подготовке проведения сравнительной оценки технико-экономических проектов строительства воднотранспортного соединения Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна.

Советом Европейского Банка Развития (далее - Банк) одобрено финансирование данной работы за счет средств Банка, выполнение которой будет осуществляться институтом "Гидропроект".

По результатам проведенной работы Банком будут внесены соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан.

Особое внимание при разработке обоснований для строительства судоходного канала необходимо уделить экологической составляющей - на территории Республики множество особо охраняемых природных территорий, в том числе и международного значения (водно-болотные угодья, орнитологический филиал заповедника "Черные земли".

2. Разработка обоснований по строительству железной дороги ст. Куберле - Элиста - ст. Аксарайская (первая очередь - расчетный срок).

Строительство железной дороги данного направления будет способствовать экономическому росту Республики, так как является вариантом спрямления Международного транспортного коридора ТРАСЕКА. Строительство железной дороги увеличит грузопоток и эффективность перевозок, в том числе транзитных, из стран Ближнего Зарубежья, Азиатско-Тихоокеанского региона к портам Азово-Черноморского бассейна и в страны Европы.

Кроме этого, рост объемов добычи нефти в Северном Каспии потребует новых путей ее транспортировки.

Трассировка железной дороги через столицу Республики - город Элисту позволит создать крупный транспортный узел, в котором пересекаются основные направления автомобильных дорог федерального значения и железных дорог Республики. Этот маршрут будет способствовать усилению транспортного каркаса региона, позволит включить в деятельность транспортного комплекса районный центр одного из центральных районов Калмыкии - поселок Яшкуль.

Яшкуль, занимая центральное положение на территории, претендует на статус одного из главных транспортных узлов, распределяющего потоки также и в формирующуюся промышленную зону по добыче и переработке углеводородного сырья в Черноземельском и Лаганском районах.

Помимо этого, поселок Яшкуль может стать центром распределения завозимых в Республику инертных строительных материалов, необходимых, прежде всего для строительства дорожной инфраструктуры и увеличивающихся объемов строительства.

Трасса железной дороги проходит в стороне от значимых особо охраняемых территорий.

3. Оказание содействия строительству железной дороги Элиста - Волгоград (расчетный срок - перспектива).

Железная дорога Элиста - Волгоград дублирует направление федеральной трассы М-6 "Каспий подъезд к городу Элиста". Это дорога позволит создать дополнительный маршрут по направлению Поволжье - курорты Кавказских Минеральных Вод. Проект данной дороги включен в программу развития железных дорог России до 2030 года.

Трасса железной дороги, взяв свое начало в столице Республики, пройдет через населенные пункты село Троицкое (административный центр Целинного района), поселки Бага-Чонос, Овата, Кегульта, Ергенинский, Гашун-Бургуста, поселок Кетченеры (административный центр Кетченеровского района), поселок Аршань Зельмень, село Садовое (административный центр Сарпинского района), поселок Тундутово и село Малые Дербеты (административный центр одноименного района).

Таким образом, железная дорога Элиста - Волгоград будет иметь большое значение для Республики, поскольку помимо того, что она позволит обеспечить потребность населения Калмыкии в связях с Волгоградской областью и Ставропольским краем, она усилит связь столицы с районными центрами центральной планировочной зоны. Четыре районных центра получат возможность связи с Элистой по железной дороге.

4. Разработка обоснований строительства групповых водопроводов для подачи питьевой воды на территорию Республики от месторождений пресных вод в Ставропольском крае (расчетный срок).

5. Содействие строительству автомобильной дороги федерального значения А-153 на территории Республики (автомобильная дорога Астрахань - Каспий - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - Артезиан) (первая очередь - расчетный срок);

- строительство участка от границы Республики с Астраханской областью до поселка Артезиан Черноземельского района, протяженностью 110 км, по нормам второй технической категории;

- строительство юго-восточного обхода поселка Артезиан как элемента автодороги А-153.

6. Разработка обоснований строительства западного обхода города Элиста и села Троицкое как элемента автомобильной дороги федерального значения М-6 “Каспий“ подъезд к городу Элисте (расчетный срок - перспектива).

7. Обоснование строительства юго-восточного обхода села Приютное и северного обхода поселка Яшкуль как элементов автомобильной дороги федерального значения Ставрополь - Элиста - Астрахань (А-154) (расчетный срок - перспектива).

8. Обоснование строительства водовода от Левокумского месторождения Ставропольского края для водоснабжения города Элисты (первая очередь - расчетный срок).

9. Обоснование строительства и проектирование Элистинского водохранилища на балке Гашун-Сала для обеспечения столицы Республики водными ресурсами (первая очередь - расчетный срок).

2.2. Мероприятия по территориальному планированию уровня субъекта Федерации.

1. Административно-территориальное деление региона.

Границы муниципальных образований Республики показаны на Схеме 1. "Административно-территориальное деление. М 1:500 000"

В восточной части Республики часть земель относится к территориям, для которых не определена однозначно принадлежность к субъекту федерации - на данные территории претендует Астраханская область. Площадь указанных земель составляет 390 тыс. га. Согласно части 3 статьи 67 подпункта “а“, части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, вопросы установления границ между субъектами являются исключительной компетенцией Российской Федерации и решаются только с согласия субъектов Российской Федерации.

В настоящее время вопрос прохождения границы между Астраханской областью и Республикой Калмыкией не решен, поэтому в утверждаемой части проекта Схемы территориального планирования Республики Калмыкия отображены обозначения двух вариантов прохождения границы (решение определено протоколом заседания согласительной комиссии по урегулированию разногласий, возникших при согласовании проекта схемы территориального планирования Республики Калмыкия 22.01.2009):

1. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.01.1957 N 721/1 "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края";

2. По Закону Астраханской области от 12.04.2004 N 21/2004-ОЗ "Об утверждении описания границ Астраханской области".

В материалах по обоснованию Схемы территориального планирования границы отображены в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.01.1957 N 721/1 "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края".

Проектом не предполагается изменение количества муниципальных образований в составе Республики.

Необходимо изменение границ между муниципальными образованиями "Городской округ Элиста" и "Приютненский район". Это обусловлено тем, что на территории городского округа располагается поселок Нарын, который находится в административном подчинении Булуктинского сельского поселения Приютненского района РК. Это также противоречит как республиканскому и федеральному законодательству (Ст. 11, ч. 1 пп. 13, 14 N 131 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Кроме того, городской округ "Город Элиста" имеет чересполосный участок (где расположены поселки Лола и Максимовка), который необходимо ликвидировать.

Вопрос изменения границ между указанными муниципальными образованиями требует выполнения мероприятий, предусмотренных ФЗ N 131 от 06.10.2003 для изменения границ муниципальных образований. Для реализации данного мероприятия необходимо передача части земель Приютненским районом (порядка 60 га) городскому округу городу Элисте для организации территориальной связи двух участков. Изменение границ округа и соседних муниципальных образований должно выполняться с учетом мнения населения.

Изменение границы городского округа "Город Элиста" возможно по двум вариантам, разница в которых связана с решением судьбы поселка Нарын:

- 1-й вариант, при котором поселок Нарын остается в подчинении Булуктинского сельского поселения Приютненского района РК. В этом случае меняется граница основной части городского округа на юге с целью исключения поселка. Площадь основного участка, таким образом, уменьшится и составит около 19,8 тыс. га. Кроме этого решается вопрос присоединения чересполосного участка;

- 2-й вариант, при котором поселок Нарын включается в состав городского округа город Элиста. В этом случае граница основного участка городского округа остается неизменной, решается только вопрос присоединения чересполосного участка.

В части административно-территориального деления необходимо выполнение следующих мероприятий:

1. Оформление документации по установлению границ муниципальных образований, создание электронной карты, инструментальное закрепление на местности границ муниципальных образований (первая очередь).

2. Оказание содействия изменению границ между муниципальными образованиями “Городской округ город Элиста“ и “Приютненский район“ с целью объединения основного и чересполосного участков территории городского округа, а также приведение административного статуса поселка Нарын в соответствие с действующим законодательством (первая очередь).

3. Внесение изменений в Законы Республики Калмыкия "Об установлении границ муниципальных образований" (первая очередь).

Необходимо завершить указанные мероприятия в период первой очереди реализации схемы территориального планирования.

2. Межселенное культурно-бытовое обслуживание.

1. Строительство полного набора объектов социальной сферы, соответствующих уровню центров обслуживания (расчетный срок).

Необходимо создать условия для удовлетворения потребностей населения всей Республики в соответствии с социальными нормативами и республиканскими программами повышения уровня жизни и развития культуры, обеспечить всем жителям равноценные условия получения социальных благ и услуг.

2. Строительство в п. Юста и п. Утта объектов социальной сферы районного уровня (отдаленная перспектива).

Проектом предлагается формирование районных подцентров. Для Юстинского района - поселок Юста, для Яшкульского - поселок Утта. Поселок Юста находится в географическом центре Юстинского района, Утта - в восточной части Яшкульского района. Эти подцентры должны будут частично дублировать те функции районных центров, которые востребованы населением более всего. Возникновение таких подцентров компенсирует те недостатки, которые возникают в силу того, что большая часть населенных пунктов этих районов находится за пределами транспортной доступности до административного центра муниципального района. Указанные мероприятия также будут способствовать усилению планировочного каркаса Республики.

В столице Республики требуется строительство и реконструкция объектов культурного назначения регионального уровня.

3. Окончание реконструкции здания РГУ “Калмыцкий государственный драматический театр“ в г. Элисте (первая очередь).

Окончание реконструкции здания "Блока производственных мастерских", "Гаража на 5 а/машин". "Служебной стоянки для автомашин", "Музыкального фонтана" и "Ограждение территорий". Стоимость окончания строительства составляет - 8 млн. рублей.

4. Расширения западной части здания Республиканского русского театра драмы и комедии РК г. Элисте (расчетный срок).

5. Пристройка к ГУ "Калмыцкий республиканский театр юного зрителя "Джангар" в г. Элисте (расчетный срок).

6. Строительство нового здания Государственного ансамбля "Тюльпан" в г. Элисте (расчетный срок).

7. Строительство нового здания Государственного театра танца Калмыкии “Ойраты“ (расчетный срок).

8. Строительство нового здания Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина в г. Элисте (расчетный срок).

9. Реконструкция здания Государственного учреждения "Национальная библиотека им. А.М. Амур-Санана" (расчетный срок).

10. Строительство нового здания Детского филиала ГУ "Национальная библиотека им. А.М. Амур-Санана" в г. Элисте (расчетный срок).

11. Строительство нового здания ГУ "Калмыцкий республиканский краеведческий музей им. проф. Н.Н. Пальмова" в г. Элисте (расчетный срок).

12. Реконструкция здания Дома культуры в г. Городовиковске (расчетный срок).

3. Функциональное зонирование и зоны с особыми условиями использования территорий.

Структура принятого функционального зонирования территории описана в Томе 2 материалов по обоснованию "Анализ существующего положения".

Предлагаемое проектом функциональное зонирование позволит упорядочить характер использования территории в соответствии с приоритетным функциональным назначением, определенным на основании комплексного анализа существующего положения.

Проектом предусматривается развитие существующих и образование новых функциональных зон.

Для каждой функциональной зоны проектом определены режимы использования территории, основные ограничения и приоритетные направления развития (Том 4. Обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации.) Для организации хозяйственной деятельности в соответствие с режимом, определенным для функциональных зон, необходимо выполнение следующих мероприятий:

1. Содействие в разработке градостроительной документации для муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений) (первая очередь).

2. Содействие в разработке проектов правил землепользования и застройки всех населенных пунктов (расчетный срок).

3. Содействие в разработке проектов и утверждение черты населенных пунктов (первая очередь).

4. Подготовка проектов границ территорий особо охраняемых природных территорий республиканского значения и границ их охранных зон (первая очередь).

5. Подготовка проектов границ территорий объектов культурного наследия республиканского значения и границ их охранных зон (расчетный срок).

4. Землепользование.

Главной задачей является оформление необходимой документации, устанавливающей правовой статус земельных участков, создание полноценной кадастровой базы, организация мониторинга за состоянием и использованием земель, разработка программ для восстановления нарушенных почв, в том числе во время строительства канала Волга - Чограй.

Реализация проекта существенно не изменит земельный баланс. Земли сельскохозяйственного назначения будут составлять наибольший процент.

Увеличится доля земель промышленности, транспорта и иного назначения за счет строительства объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, промышленных предприятий, развития сети ветровых электрогенерирующих станций.

Площадь земель населенных пунктов также увеличится, что неизбежно при развитии населенных пунктов, реализации федеральной программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Увеличение данной категории должно быть незначительным, необходимо более интенсивное использование этих земель в существующих границах.

Увеличение доли всех вышеперечисленных земель будет происходить, в основном, за счет земель сельскохозяйственного назначения. Необходимо при отводе участков выбирать наименее ценные в сельскохозяйственном отношении земли. На территории Республики расположены участки, находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.

При размещении объектов капитального строительства на территории Республики необходимо учитывать ограничения, обеспечивающие безопасное функционирование объектов, расположенных на землях обороны и безопасности, а также требования пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения", устанавливающие особые условия застройки, оформления документации и получения разрешения на строительство в зонах объектов военной инфраструктуры.

Ограничения, накладываемые режимами зон с особыми условиями использования территории, учитываются застройщиками и собственниками в хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Необходимые мероприятия:

1. Оформление документации, устанавливающей правовой статус земельных участков (первая очередь).

2. Создание электронной базы земельного кадастра (первая очередь).

3. Организация системы мониторинга за состоянием земель (первая очередь).

4. Разработка целевых программ по восстановлению нарушенных земель (первая очередь).

5. Разработка целевой программы по восстановлению земель, нарушенных в процессе строительства канала Волга - Чограй (первая очередь).

5. Демография.

Проектом определен оптимальный вариант развития демографической ситуации в Республике - это стабилизационный сценарий с переходом в оптимистический на отдаленную перспективу (Том 4. Обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации, раздел "Прогноз развития демографической ситуации").

Для развития демографической ситуации в соответствии со стабилизационным сценарием необходимо выполнение следующих мероприятий:

1. Разработка республиканской целевой программы для увеличения сальдо миграций (первая очередь).

2. Разработка республиканской целевой программы в развитие федеральной программы по повышению рождаемости (первая очередь).

6. Промышленность.

Добыча полезных ископаемых. По прогнозу развития территории ведущее место в структуре производства Калмыкии будет по-прежнему занимать нефтедобывающее производство. Республика относится к регионам с доказанной нефтегазоносностью и весьма перспективна для дальнейших поисков месторождений нефти и газа.

В настоящее время продолжается разведка нефтяных и газовых месторождений. Идет освоение месторождений Северного Каспия. Добыча углеводородов должна стать опорой для развития экономики, чтобы потом перейти на повышение доли обрабатывающих производств в структуре ВРП.

Перспективно также освоение месторождений строительного сырья. В проекте заложено строительство завода по производству портландцемента в Ики-Бурульском районе Республики.

Общераспространенные полезные ископаемые Республики Калмыкия представлены кирпично-черепичным сырьем, строительным песком, пильными камнями из известняков-ракушечников, строительным камнем, глино-гипсом, известковым сырьем для цементной промышленности. Всего разведано 58 месторождений.

Мероприятия, которые необходимо провести в данной отрасли:

1. Утверждение запасов нефти и газа (первая очередь - расчетный срок);

2. Подготовка проектов горных отводов (весь период);

3. Создание системы мониторинга геологической среды (расчетный срок);

4. Организация системы мониторинга за техническим состоянием скважин и скважинного оборудования (расчетный срок);

5. Установление счетчиков на скважинах (первая очередь);

6. Обновление данных о запасах подземных вод (расчетный срок);

7. Размещение завода по переработке газа в районе п. Артезиан (расчетный срок).

В соответствии с договоренностями с ОАО "ЛУКОЙЛ" и ООО "КНГК" на территории Республики будут построены:

- трубопроводные системы нефти и газа;

- головные береговые сооружения (ГБС) по нефти и газу;

- газоперерабатывающий завод (ГПЗ) "Каспийский" (п. Артезиан).

Продукцией ГПЗ и ГБС по газу будут являться отбензиненный газ, который будет подаваться на КС "Артезианская" газопровода Макат - Северный Кавказ системы ОАО "Газпром" и широкие фракции легких углеводородов (ШФЛУ), которые по продуктопроводу будут переправляться на газохимический комбинат "Ставролен" (г. Буденновск).

8. Развитие альтернативных источников электроэнергии (весь период).

Принятая программа по развитию нетрадиционных источников электроэнергии (с использованием ветровой энергии) даст возможность дисперсного размещения энергогенерирующих мощностей для использования их в сельском хозяйстве и крупными блоками для дальнейшего обеспечения промышленного производства.

Реализация первого этапа инвестиционного Проекта строительства ветряной электростанции мощностью 50 Мвт. в 10 км. от г. Элисты в районе "Три брата".

На расчетный срок продолжение реализации разработанной республиканской целевой программы "Развитие возобновляемых источников энергии в Республике Калмыкия на 2008-2012 годы

предусматривающей создание дополнительных генерирующих мощностей в объеме 100 МВт с доведением выработки электроэнергии на ветроэнергетических установках от 420 до 600 млн. Квт.ч. в год.

Особое место в развитии мировой энергетики в настоящее время занимают возобновляемые источники энергии, как ветровые электростанции упомянутые выше и солнечные электростанции, которые могут работать в условиях Калмыкии более 9 месяцев.

9. Строительство на территории Приютненского района Калмыцкой ВЭС мощностью 9 МВт (расчетный срок).

ОАО "ГидроОГК намечено строительство 9 ветроустановок 1 МВт.

10. Размещение в г. Элиста завода экспериментального машиностроения по производству товаров народного потребления (отдаленная перспектива).

Наиболее перспективными для развития являются заводы экспериментального машиностроения по производству товаров народного потребления, использующие инновационные технологии (приборостроение, оборудование объектов связи, электротехники, электроники, новейшего оборудования для пищевых и других отраслей специализации региона).

Схемой предлагается размещение в г. Элиста завода по производству бытовых кондиционеров, который даст ощутимый толчок в развитии неметаллоемкой промышленности, и может стать базовым предприятием электротехнического кластера.

11. Строительство Ики-Бурульского завода по производству портландцемента (расчетный срок).

12. Строительство завода по производству строительных материалов (расчетный срок).

13. Строительство завода по производству стеклотары на территории Малодербетовского района мощностью 90-120 млн. штук изделий в год (расчетный срок).

7. Сельское хозяйство.

Является базовой отраслью специализации. Сельскохозяйственное производство может опираться по отдельным составляющим на уникальные агроклиматические условия по животноводству. Дальнейшее развитие должно получить переработка сельскохозяйственной продукции (мясо, шерсть, шкуры).

Главная цель территориального планирования заключается в создании эффективного функционирования отрасли на основе имеющегося дифференцированного по территории природно-ресурсного, экономического и социального потенциала при сохраняющемся уровне конкурентоспособности АПК для повышения уровня жизни населения, удовлетворения растущего спроса на продукты питания, а также стабильного воспроизводства во всех отраслях агропромышленного комплекса.

С этой целью Схемой территориального планирования Республики Калмыкия проведено зонирование сельскохозяйственной территории с определением зон:

- зоны богарного земледелия и мясомолочного скотоводства;

- зоны орошаемого земледелия и мясного скотоводства;

- зоны преимущественного мясного скотоводства;

- зоны орошаемого земледелия;

- зоны рисоводства;

- зоны лиманного орошения;

- зоны регулярного орошения;

- зоны фитомелиорации.

В Республике принята Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 годы.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 8,3 процента. Среднегодовой темп прироста физического объема продукции сельского хозяйства составит более 2,9 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе традиционного пастбищного нагула и откорма, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Необходимые мероприятия:

1. Разработка республиканской целевой программы по размещению предприятий агропромышленного комплекса Республики (первая очередь).

2. Строительство предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (расчетный срок).

3. Разработка программы оптимизации пастбищной нагрузки и восстановления плодородия земель (первая очередь).

4. Завершение формирования социальной инфраструктуры села (расчетный срок - отдаленная перспектива).

5. Выделение земельных участков для реализации жилищных программ на селе (первая очередь).

6. Строительство жилья на селе (весь период).

7. Перевод малопродуктивных земель в залежь или мелиорируемые пастбища (расчетный срок).

8. Развитие защитного лесоразведения для стабилизации плодородия почв, создания благоприятного микроклимата в агроценозах и повышения урожайности (весь период).

9. Реконструкция деградированных лесополос (расчетный срок).

8. Историко-культурное наследие.

Статус столицы Республики как исторического города обязательно должен учитываться проектировщиками при разработке градостроительной документации.

Правила землепользования и застройки, проектная документация, разрабатываемые для исторических поселений, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.

Для сохранения и популяризации объектов культурного наследия на территории Республики необходимо выполнение следующих мероприятий:

1. Проведение научно-исследовательских работ по выявлению объектов культурного наследия и определению их ценности (первая очередь);

2. Разработка республиканских программ в части обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (первая очередь);


Информация по документу
Читайте также