ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва
27 мая 2016 г. № 69
Об утверждении СП 2.1.2.3358-16
"Санитарно-эпидемиологические требования к размещению,
устройству, оборудованию, содержанию,
санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму
работы организаций социального обслуживания"
Зарегистрировано Минюстом России 23 августа 2016 г.
Регистрационный № 43348
(В редакции Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 02.05.2017 г. N 61)
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002,
№ 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004,
№ 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52
(ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213;
№ 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1),
ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1),
ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1,
ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50,
ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27,
ст. 3477; № 30 (ч 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч.1),
ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951;
№ 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359); № 48 (часть I), ст. 6724) и
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000
№ 554 "Об утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666;
2005, № 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП
2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к
размещению, устройству, оборудованию, содержанию,
санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы
организаций социального обслуживания" (приложение).
2. Считать утратившими силу:
- постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 23.11.2009 № 71 "Об утверждении СанПиН
2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству,
оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и
противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и
социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц
пожилого возраста и инвалидов, санитарно-гигиеническому и
противоэпидемическому режиму их работы" (зарегистрировано в Минюсте
России 29.12.2009, регистрационный № 15884);
- постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 17.02.2014 № 7 "О внесении изменений № 1 в
СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению,
устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и
противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и
социального обслуживания, предназначенных для постоянного
проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и
противоэпидемическому режиму их работы" (зарегистрировано в Минюсте
России 16.04.2014, регистрационный № 31996).
А.Ю.Попова
_____________________
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 27 мая 2016 г. № 69
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству,
оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и
противоэпидемическому режиму работы организаций социального
обслуживания
СП 2.1.2.3358-16
Санитарно-эпидемиологические правила
(В редакции Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 02.05.2017 г. N 61)
I. Область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее -
санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические
требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию,
санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы
организаций социального обслуживания в стационарной и
полустационарной формах<1>, предназначенных для оказания социальных
услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам.
______________________
<1> Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
№ 52 (часть I), ст. 7007; 2014, № 30 (часть I), ст. 4257).
1.2. Санитарные правила не распространяются на организации
здравоохранения, в которых осуществляется медицинское обслуживание
лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, а также на организации, обеспечивающие временное
проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья.
Санитарные правила не распространяются на объекты организаций
социального обслуживания, находящиеся в стадии проектирования,
строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент
вступления в силу настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания организаций социального обслуживания
в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в
соответствии с проектом, по которому они были построены.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для
исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием,
строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций
социального обслуживания.
1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации органами, уполномоченными осуществлять федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
II. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению
организаций социального обслуживания и ее территории
2.1. Организации социального обслуживания размещаются на
территории жилой застройки за пределами санитарно-защитных зон
организаций, сооружений и иных объектов и на расстояниях,
обеспечивающих нормативные уровни физических факторов и загрязнения
атмосферного воздуха для территории жилой застройки.
Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного
освещения помещений при размещении зданий организаций социального
обслуживания должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и
общественных зданий в соответствии с требованиями, установленными
санитарными правилами<2>.
Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука,
электромагнитных полей и излучений на территории и в здании
организации социального обслуживания не должны превышать
гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и
территории жилой застройки.
_________________
<2> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к
инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и
территорий" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 № 29,
зарегистрированным Минюстом России 12.11.2001, регистрационный
№ 3026).
2.2. На территории организации социального обслуживания
выделяются и благоустраиваются зоны для отдыха и
хозяйственно-бытовой деятельности, физкультурно-оздоровительных
занятий.
Места отдыха оборудуются садовой мебелью, навесами, беседками,
стационарными или временными туалетами, урнами.
2.3. На территории организации социального обслуживания
оборудуется площадка с твердым покрытием и устройством ограждения
для установки мусоросборников.
2.4. Расстояние от мусоросборников до зданий, предназначенных
для проживания, мест отдыха и занятия физкультурой должно
составлять не менее 20 метров.
2.5. Территория отдельно стоящего здания организации
социального обслуживания должна иметь наружное электрическое
освещение.
III. Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям
организаций социального обслуживания
3.1. При размещении организаций социального обслуживания в
нескольких зданиях между ними предусматриваются отапливаемые
переходы.
Здания организаций полустационарного социального обслуживания
могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и
общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и
встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного
общественного назначения (кроме административных зданий
промышленных предприятий).
Размещение организаций полустационарного социального
обслуживания во встроенных в жилые дома помещениях, во
встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается
при наличии изолированного от жильцов входа и соблюдении
санитарно-эпидемиологических требований к помещениям общественного
назначения, размещаемых в жилых зданиях<3>.
__________________
<3> СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, зарегистрированным в
Минюсте России 15.07.2010, регистрационный № 17833, с изменениями,
внесенными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27.12.2010 № 175, зарегистрированным
в Минюсте России 28.02.2011, регистрационный № 19948).
3.2. В организациях стационарного и полустационарного
социального обслуживания предусматриваются основные группы
помещений:
- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
- для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
- для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации
питания, медицинского, административно-бытового обслуживания,
культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения,
профессиональной подготовки и социальной адаптации;
- хозяйственные помещения;
- санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала
организации социального обслуживания.
Помещение для приема вновь поступающих лиц пожилого возраста,
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в
организацию стационарного социального обслуживания оборудуется
отдельным входом.
3.3. В строящихся и реконструируемых зданиях организаций
социального обслуживания для различных категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть
создана доступная (безбарьерная) среда.
Здания организаций социального обслуживания высотой два и
более этажей оборудуются лифтами и/или другими устройствами для
транспортирования лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов.
3.4. Жилые помещения стационарных организаций социального
обслуживания оборудуются по квартирному или коридорному типам.
Жилые помещения по квартирному типу проектируются для группы
из 5-6 человек с общей гостиной, кухней, столовой, прихожей,
санитарным узлом.
При коридорном типе проектирования спальни и места общего
пользования жилой ячейки (кухня, душевая, санузлы) должны быть
связаны через коридор или систему коридоров.
В зданиях, жилые помещения которых оборудованы по коридорному
типу, предусматриваются санитарные узлы общими на коридор,
раздельно для мужчин и женщин, и рекреационные зоны (гостиные).
Для лиц, страдающих психическими расстройствами, помещения для
проживания предусматриваются только по коридорному типу.
3.5. Спальные комнаты предусматриваются на 1-3 человека.
Спальные комнаты для лиц, страдающих психическими
расстройствами, рассчитываются на 4-6 человек.
Планировка и оборудование всех помещений, включая спальные
комнаты должны предусматривать возможность использования их лицами
с ограниченными возможностями, в том числе
инвалидами-колясочниками. (В редакции Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации
от 02.05.2017 г. N 61)
3.6. Учебные помещения, учебно-производственные
(лечебно-трудовые) мастерские, предусмотренные в составе
организаций социального обслуживания в соответствии с их профилем,
оборудуются в соответствии с требованиями санитарных правил к
условиям труда инвалидов<4>.
При учебно-производственных помещениях предусматриваются
помещения для хранения материалов и готовых изделий.
Не допускается размещение учебно-производственных мастерских в
одном блоке с помещениями для проживания лиц пожилого возраста, лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
__________________
<4> СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям
труда инвалидов" (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
18.05.2009 № 30, зарегистрированным в Минюсте России 09.06.2009,
регистрационный № 14036).
3.7. Электрические выключатели, ручки, звонки и другие
аналогичные элементы необходимого бытового окружения размещаются с
учетом зон досягаемости в вертикальной и горизонтальной плоскостях,
доступных для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов в положении стоя, сидя и лежа.
3.8. Для хранения технических средств реабилитации в
организациях социального обслуживания предусматриваются отдельные
помещения.
3.9. В составе помещений медицинского назначения в организации
социального обслуживания предусматривается приемно-карантинное
отделение с изолятором. Изолятор оборудуется из расчета не менее
четырех коек на 100 человек проживающих. При проживании 100 и менее
человек предусматривается изолятор на две койки. Количество палат
не менее двух (мужская и женская).
IV. Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению,
канализации, отоплению, вентиляции и освещенности
4.1. При проектировании и строительстве здания организаций
социального обслуживания оборудуются системы водоснабжения,
канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения в соответствии
с законодательством Российской Федерации.<5>
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
должны обеспечивать оптимальные условия проживания или находиться в
границах допустимых параметров микроклимата и воздушной среды
помещений согласно показателям микроклимата помещений,
установленным в Приложении.
4.2. Вода, используемая для питьевых и хозяйственно-бытовых
целей, должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к
питьевой воде<6>.
4.3. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не
должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха
населенных мест<7>.
4.4. Все помещения для пребывания лиц пожилого возраста, лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ежедневно
проветриваются.
Для проветривания предусматриваются фрамуги, форточки или
другие устройства.
_________________________
<5> Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-Ф3 "Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013,
N 27, ст. 3477).
<6> СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические
требования к качеству воды централизованных систем питьевого
водоснабжения. Контроль качества" (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
26.09.2001 № 24, зарегистрированным в Минюсте России 31.10. 2001,
регистрационный № 3011), с изменениями, внесенными постановлениями
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
от 07.04.2009 № 20 (зарегистрированным в Минюсте России 05.05.2009,
регистрационный № 13891), от 25.02.2010 № 10 (зарегистрированным в
Минюсте России 22.03.2010, регистрационный № 16679), от 28.06.2010
№ 74 (зарегистрированным в Минюсте России 30.07.2010,
регистрационный № 18009).
<7> ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК)
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114, зарегистрированным
в Минюсте России 11.06.2003, регистрационный № 4679) с изменениями,
внесенными постановлениями Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации: от 17.10.2003 № 150 (зарегистрированным
в Минюсте России 21.10.2003, регистрационный № 5187), от 03.11.2005
№ 24 (зарегистрированным в Минюсте России 02.12.2005,
регистрационный № 7225), от 03.11.05 № 26 (зарегистрированным в
Минюсте России 02.12.2005, регистрационный № 7224), от 19.07.2006
№ 15 (зарегистрированным в Минюсте России 27.07.2006,
регистрационный № 8117), от 04.02.2008 № 6 (зарегистрированным в
Минюсте России 29.02.2008, регистрационный № 11260), от 18.08.2008
№ 49 (зарегистрированным в Минюсте России 04.09.2008,
регистрационный № 12223), от 27.01.2009 № 6 (зарегистрированным в
Минюсте России 16.02.2009, регистрационный № 13357), от 09.04.2009
№ 22 (зарегистрированным в Минюсте России 18.05.2009,
регистрационный № 13934), от 19.04.2010 № 26 (зарегистрированным в
Минюсте России 19.05.2010 № 17280), от 12.07.2011 № 98
(зарегистрированным в Минюсте России 30.08.2011, регистрационный
№ 21709), от 17.06.2014 № 37 (зарегистрированным в Минюсте России
04.07.2014, регистрационный № 32967), от 27.11.2014 № 76
(зарегистрированным в Минюсте России 26.12.2014, регистрационный
№ 35425), от 12.01.2015 № 3 (зарегистрированным в Минюсте России
09.02.2015, регистрационный № 35937).
4.5. Уровни естественного и искусственного освещения в
помещениях организации социального обслуживания должны
соответствовать гигиеническим требованиям к естественному,
искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
<8>.
4.6. В качестве источников искусственного освещения в жилых
помещениях, коридорах, гостиных, помещениях для занятий, обеденном
зале - столовой и других помещениях применяются люминесцентные
лампы или лампы с аналогичными светотехническими характеристиками
со светорассеивающей арматурой; для производственных помещений
столовой, прачечной и душевых - с влагозащитной арматурой; в
помещениях медицинского назначения - с закрытыми светильниками. Не
используются в одном помещении одновременно в качестве источника
общего освещения лампы разного типа.
4.7. При наличии в организациях социального обслуживания
бассейнов должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические
требования к плавательным бассейнам<9>.
_________________
<8> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к
естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и
общественных зданий" (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
08.04.2003 № 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003,
регистрационный № 4443) с изменениями, внесенными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15.03.2010 № 20, зарегистрированным Минюстом России 08.04.2010,
регистрационный № 16824.
<9> СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические
требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль
качества" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 № 4,
зарегистрированным в Минюсте России 14.02.2003, регистрационный
№ 4219).
V. Санитарно-эпидемиологические требования к помещениям,
внутренней отделке помещений
5.1. Потолки, стены и полы всех помещений должны быть
гладкими, без нарушения целостности, признаков поражения грибком и
иметь отделку, допускающую уборку влажным способом с использованием
моющих и дезинфицирующих средств. Используемые строительные и
отделочные материалы не должны оказывать вредное влияние для
здоровья человека.
5.2. В производственных и складских помещениях пищеблока,
буфетных, коридоров и холлов, помещениях с влажным режимом
(душевые, умывальные, туалеты), помещениях прачечной, кладовых для
хранения чистого и грязного белья стены должны быть облицованы на
высоту не ниже 1,8 м глазурованной плиткой или иными разрешенными к
применению материалами, устойчивыми к влажной обработке с
использованием моющих и дезинфицирующих средств.
5.3. Для отделки потолков необходимо использовать
водоотталкивающие (влагостойкие) краски.
5.4. Полы в помещениях посудомоечного отделения пищеблока,
душевых и постирочной оборудуются канализационными трапами с
уклонами полов к отверстиям трапов.
5.5. Помещения медицинского назначения оборудуются и
эксплуатируются в соответствии с требованиями санитарных правил к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность<10>.
5.6. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть
выполнены из материалов, безопасных для здоровья человека.
___________________
<10> СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, зарегистрированным в
Минюсте России 09.08.2010, регистрационный № 18094), с изменениями
внесенными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 04.03.2016 № 27, зарегистрированным в
Минюсте России 15.03.2016, регистрационный № 41424).
VI. Требования к инвентарю и оборудованию
6.1. Жилые комнаты оборудуются кроватями, столами, стульями,
тумбочками, шкафами для хранения домашней одежды, белья, обуви.
Каждый проживающий обеспечивается постельными
принадлежностями, постельным бельем и полотенцами (для лица, ног,
банное).
Количество отделений в шкафах должно соответствовать
количеству спальных мест в комнате.
Количество кроватей, тумбочек и стульев должно соответствовать
количеству проживающих. Использование двухъярусных кроватей и
раскладных кроватей не допускается.
6.2. В организациях социального обслуживания используются
оборудование и мебель, покрытие которых обеспечивает возможность
проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих
средств. При использовании мягкой мебели предусматриваются съемные
чехлы (не менее 2 комплектов) с обязательной стиркой их по мере
загрязнения, но не реже один раз в месяц.
6.3. В туалетных помещениях предусматриваются умывальная зона
и зона санитарных кабин.
Умывальная зона оборудуется умывальными раковинами и вешалками
для полотенец. В умывальных предусматриваются полотенцесушители.
Зона санитарных кабин оборудуется унитазами.
Для хранения уборочного инвентаря предусматриваются отдельные
помещения (шкафы).
6.4. Душевые кабины оборудуются душевыми установками из
расчета одна установка на 5 человек и резиновыми ковриками с
ребристой поверхностью.
6.5. Комната личной гигиены женщин оборудуется биде или
поддоном с гибким шлангом, умывальником и унитазом.
6.6. В организациях социального обслуживания оборудуются
помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и
личных вещей. При отсутствии условий для стирки постельного белья и
личных вещей в организациях социального обслуживания допускается
централизованная стирка в иных прачечных.
6.7. В отдельном помещении оборудуется гладильная, оснащенная
гладильными досками, утюгами.
6.8. В организациях социального обслуживания обеспечиваются
условия для оказания лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам парикмахерских услуг с
соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организациям
коммунально-бытового назначения, оказывающим парикмахерские и
косметические услуги<11>.
______________________
<11> СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и
режиму работы организаций коммунально-бытового назначения,
оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 18.05.2010 № 59, зарегистрированным в
Минюсте России 06.07.2010, регистрационный № 17694) с изменениями,
внесенными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27.01.2014 № 4, зарегистрированным в
Минюсте России 04.03.2014, регистрационный № 31499).
6.9. Кладовые оборудуются стеллажами или шкафами для
раздельного хранения грязного и чистого белья, моющих и
дезинфицирующих средств, личных вещей проживающих лиц пожилого
возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
6.10. При размещении лиц, лишенных возможностей к
самостоятельному передвижению ("лежачих"), предусматривается
специализированное оборудование (специальные кровати,
противопролежневые системы, ограждения).
VII. Требования к организации питания
7.1. В организациях стационарного социального обслуживания
питание проживающих лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов организуется не менее 3-х раз в
день, в том числе диетическое (лечебное) питание по медицинским
показаниям.
Устройство, содержание и организация работы столовой в части
объемно-планировочных и конструктивных решений,
санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию,
инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию
помещений, мытью посуды, условий и технологии изготовления блюд,
соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров
персоналом столовой, хранению и перевозке пищевых продуктов,
ежедневному ведению обязательной документации (бракеражные журналы,
журнал здоровья и другие) должны соответствовать
санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям
общественного питания<12> и настоящим санитарным правилам.
___________________
<12> СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям общественного питания, изготовлению и
оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного
сырья" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 № 31,
зарегистрированным в Минюсте России 07.12.2001, регистрационный
№ 3077) с изменениями, внесенными постановлениями Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации: от
03.04.2003 № 28 (зарегистрированным в Минюсте России 23.04.2003,
регистрационный № 4447), постановлением от 03.05.2007 № 25
(зарегистрированным в Минюсте России 07.06.2007, регистрационный
№ 9614), от 29.12.2010 № 187 (зарегистрированным в Минюсте России
17.03.2011, регистрационный № 20156), от 31.03.2011 № 29
(зарегистрированным в Минюсте России 06.05.2011, регистрационный
№ 20690).
7.2. В организациях стационарного социального обслуживания
допускается доставка готовых блюд из организаций общественного
питания.
7.2.1. В случае использования готовых блюд из организаций
общественного питания (услуги кейтеринга) в организации
стационарного социального обслуживания выделяется помещение для
приема готовой продукции и отбора суточных проб. Суточные пробы
отбираются производителем блюд стерильными или прокипяченными
ложками в стерильную или прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с
плотно закрывающимися крышками. Каждая проба блюда помещается в
отдельную посуду и сохраняется в течение не менее 48 часов при
температуре 2 - 6°С. Посуда с пробами блюд маркируется с указанием
наименования приема пищи и датой отбора, опечатывается и хранится
указанный период в организации социального обслуживания.
7.2.2. При доставке готовой пищи используется тара и
термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми
продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в
термоконтейнерах (термосах) в течение времени, обеспечивающем
поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки
готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до
реализации не должно превышать 2 часов.
7.2.3. Доставка готовых блюд и кулинарных изделий
осуществляется специально выделенным для перевозки пищевых
продуктов транспортом. Транспортные средства для перевозки готовой
пищи должны содержаться в чистоте.
7.2.4. Оборотная тара после использования очищается,
промывается водой с разрешенными моющими средствами, ошпаривается
кипятком, высушивается и хранится в выделенных местах. Термосы
подлежат обработке в соответствии с инструкциями по их применению.
При отсутствии в столовой организации социального обслуживания
специально выделенного помещения мытье оборотной тары проводится
поставщиком готовых блюд и кулинарных изделий.
7.2.5. Реализация готовых блюд, кулинарных, мучных
кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в
буфетах-раздаточных.
В буфетах-раздаточных предусматриваются набор помещений и
оборудование, позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных
изделий, мытье столовой посуды, а также приготовление горячих
напитков.
7.3. Для хранения скоропортящихся продуктов в
буфетах-раздаточных и блоках жилых помещений предусматривается
холодильное оборудование.
VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к санитарному
содержанию территории, помещений и санитарно-гигиеническому и
противоэпидемическому режиму работы организации социального
обслуживания
8.1. Территория организации социального обслуживания должна
содержаться в чистоте. Уборка территории проводится ежедневно.
Твердые бытовые отходы и другой мусор убираются в мусоросборники.
Вывоз отходов и очистка мусоросборников проводится
специализированными организациями.
После опорожнения мусоросборников проводят их дезинфекцию и
дезинсекцию.
Не допускается сжигание мусора на территории организации
социального обслуживания и в непосредственной близости от неё.
8.2. Все помещения организации социального обслуживания
ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств.
В местах общего пользования (буфетных, столовых, вестибюле,
коридорах, гостиных, санитарных узлах, душевых, ванных комнатах)
влажная уборка проводится ежедневно с применением моющих и
дезинфицирующих средств.
В столовой и туалетах дезинфицирующие средства применяются в
соответствии с режимом, рекомендованным при бактериальных
инфекциях; в душевых и ванных комнатах - рекомендованным при
грибковых инфекциях. Дезинфицирующие средства используются в
соответствии с методическими указаниями/инструкциями по их
применению.
В помещениях для занятий физкультурой ковровые покрытия
ежедневно очищаются с использованием пылесоса, спортивный инвентарь
ежедневно протирается влажной ветошью. При использовании спортивных
матов матерчатые чехлы спортивных матов подвергаются стирке не реже
одного раза в неделю и по мере их загрязнения.
8.3. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не
реже двух раз в год (весной и осенью).
Чистка светильников общего освещения проводится по мере
загрязнения, но не реже двух раз в год. Замена перегоревших ламп и
неисправных источников света осуществляется своевременно.
Вытяжные вентиляционные решетки очищаются от пыли не реже
одного раза в месяц.
8.4. Санитарно-техническое оборудование ежедневно
обрабатывается дезинфицирующими растворами. Сиденья на унитазах,
ручки сливных бачков и ручки дверей обрабатываются с использованием
моющих и дезинфицирующих средств. Ванны, раковины, унитазы чистятся
квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих
средств.
8.5. Генеральная уборка всех помещений и оборудования
проводится не реже одного раза в месяц с применением моющих и
дезинфицирующих растворов. Во время генеральных уборок ковровые
покрытия подвергаются влажной обработке или проветриваются и
выколачиваются на улице. Возможно использование моющего пылесоса.
Постельные принадлежности подвергаются обработке в
дезинфекционной камере по мере загрязнения, а также после выписки
(смерти) проживающих из организации социального обслуживания. Могут
использоваться чехлы для матрацев и подушек, изготовленные из
материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам.
8.6. Смена постельного белья и одежды производится по мере
загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
8.7. Для уборки помещений используются разрешенные к
применению дезинфицирующие и моющие средства. Дезинфицирующие и
моющие средства хранятся в упаковке производителя. Хранение рабочих
растворов моющих и дезинфицирующих средств осуществляется в
промаркированных емкостях с крышками.
8.8. Уборка прилегающих территорий и помещений организации
социального обслуживания, а также профилактическая и текущая
дезинфекция могут проводиться профессиональной уборочной компанией
(клининговой компанией) или силами собственного персонала
организации с соблюдением требований настоящих санитарных правил.
В случае привлечения клининговых компаний предусматриваются
отдельные помещения для персонала клининговой компании и хранения и
обработки уборочного инвентаря.
8.9. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, уборочный
материал, швабры) маркируется с учетом функционального назначения
помещений и видов уборочных работ и хранится в выделенном помещении
(шкафу). Для маркировки можно использовать цветовое кодирование.
Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.
Стиральные машины для стирки мопов и другого уборочного материала
устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек. Возможно
использование одного держателя мопов для всех видов помещений и
поверхности, за исключением санузлов. Для уборки санузлов
предусматривается отдельный комплект уборочного инвентаря.
По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с
использованием моющих растворов, ополаскивается проточной водой и
просушивается.
8.10. В помещениях организации социального обслуживания не
допускается наличие насекомых и грызунов. При обнаружении насекомых
и грызунов и следов их пребывания в течение суток организуются и
проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии
с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных
мероприятий. Предусматриваются инженерно-технические мероприятия,
исключающие возможность доступа грызунов в помещения организации
социального обслуживания.
8.11. Уборка помещений медицинского назначения и обработка
изделий медицинского назначения проводятся в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность<13>.
Образующиеся медицинские отходы, относящиеся к классам Б и В,
подлежат обеззараживанию в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями<14>.
8.12. В помещениях столовой, жилых комнат, спален,
медицинского назначения устанавливаются москитные сетки на окна в
целях предотвращения проникновения насекомых в помещения.
8.13. Для профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний
персоналом организации социального обслуживания проводятся
профилактические и противоэпидемические мероприятия.
8.14. Каждый поступающий в организацию стационарного
социального обслуживания должен иметь медицинскую карту со
сведениями о результатах обследования на туберкулез, результатах
лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций,
яйца гельминтов, дифтерию, инфекций, передающихся половым путем,
профилактических прививках и справку об отсутствии контактов с
инфекционными больными по месту проживания в течение 21 дня до
поступления в организацию социального обслуживания стационарного
типа. Результаты бактериологического исследования на группу
возбудителей кишечных инфекций действительны в течение двух недель
с момента забора материала для исследований.
8.15. Вновь поступающие лица пожилого возраста, лица с
ограниченными возможностями здоровья и инвалиды осматриваются
врачом организации, и после проведения комплекса гигиенических
мероприятий помещаются в палаты (мужскую или женскую)
приемно-карантинного отделения на период 7 дней для медицинского
наблюдения в целях выявления наличия или отсутствия инфекционных
заболеваний.
В палаты приемно-карантинного отделения помещают проживающих,
отсутствующих в организации в течение 5 и более дней, на период не
менее 7 дней.
8.16. Все поступающие в организацию социального обслуживания
лица пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья
и инвалиды осматриваются на наличие педикулеза и чесотки. В случае
обнаружения лиц, пораженных педикулезом или чесоткой, проводится
комплекс мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями<15>.
8.17. Больные с признаками инфекционного заболевания
помещаются в изолятор для временного пребывания до их
госпитализации в медицинскую организацию.
_____________________
<13> СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, зарегистрированным в
Минюсте России 09.08.2010, регистрационный № 18094), с изменениями,
внесенными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 04.03.2016 № 27 (зарегистрированным в
Минюсте России 15.03.2016, регистрационный № 41424).
<14> СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к обращению с медицинскими отходами" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 09.12.2010 № 163, зарегистрированным в
Минюсте России 17.02.2011, регистрационный № 19871).
<15> СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на
территории Российской Федерации" (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.08.2014 № 50, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2014,
регистрационный № 34659), с изменениями, внесенными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2015 № 97, зарегистрированным Минюстом России 29.01.2016,
регистрационный № 40901).
При возникновении случаев инфекционных и паразитарных
заболеваний в организации социального обслуживания персонал
осуществляет мероприятия в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике
инфекционных и паразитарных болезней. В организации проводятся
мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего
распространения инфекции, в том числе дезинфекционная обработка
помещений, твердого и мягкого инвентаря, оборудования, посуды и
других объектов. После госпитализации инфекционного больного
проводится заключительная дезинфекция.
8.18. Проживающие, состоящие на диспансерном учете в связи с
заболеванием туберкулезом, должны размещаться в одноместных палатах
в соответствии с требованиями санитарного законодательства
Российской Федерации.
8.19. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла)
подвергаются обработке в дезинфекционной камере по мере
загрязнения, по эпидемическим показаниям, а также после выписки
(смерти) проживающих. Организации социального обслуживания
обеспечиваются обменным фондом постельных принадлежностей. Для
матрацев и подушек используются чехлы, изготовленные из материалов,
устойчивых к дезинфицирующим средствам.
8.20. Мероприятия по проведению дезинфекции, дезинсекции и
дератизации проводятся в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями<16, 17, 18>.
При проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации,
предстерилизационной очистки и стерилизации должны соблюдаться
правила охраны труда и использования средств индивидуальной защиты
с учетом инструкции (методических указаний) по применению
конкретных средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Для профилактической дезинфекции не применяются фенольные и
альдегидсодержащие средства.
_________________
<16> СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131, зарегистрированным
Минюстом России 19.06.2003, регистрационный № 4757).
<17> СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий
против синантропных членистоногих" (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
09.06.2003 № 126, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003,
регистрационный № 4756).
<18> СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организации и проведению дератизационных мероприятий" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.09.2014 № 58, зарегистрированным
Минюстом России 26.02.2015, регистрационный № 36212).
8.21. Гигиеническая обработка проживающих, в том числе осмотр
на педикулез и чесотку, должна осуществляться не реже одного раза в
7 дней. Для проживающих должны быть организованы стрижка и бритье.
8.22. Работники организации социального обслуживания
обеспечиваются специальной одеждой (костюмами, халатами, фартуками,
шапочками), масками или другими средствами защиты органов дыхания,
а также перчатками при работе с грязным бельем и растворами
дезинфицирующих средств.
8.23. Стирка постельного белья, полотенец, санитарной и
специальной одежды работников организации социального обслуживания
осуществляется в прачечной. Стирка постельного белья и полотенец,
личных вещей проживающих осуществляется отдельно от стирки
специальной и санитарной одежды. Не допускается стирка специальной
и санитарной одежды на дому.
Хранение санитарной и специальной одежды осуществляется
раздельно от личной одежды персонала в индивидуальных
двухсекционных шкафчиках в гардеробной для персонала.
8.24. Работники организаций социального обслуживания проходят
предварительные, при поступлении на работу, и периодические
медицинские осмотры в установленном порядке<19> и должны быть
привиты в соответствии с национальным календарем профилактических
прививок, а также календарем профилактических прививок по
эпидемическим показаниям<20>.
Каждый работник организаций социального обслуживания должен
иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены
результаты медицинских обследований и лабораторных исследований,
сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях,
допуск к работе.
___________________
<19> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н
"Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных
факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования),
и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых
работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
(зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный
№ 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от
15.05.2013 № 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013,
регистрационный № 28970) и от 05.12.2014 № 801н (зарегистрирован
Минюстом России 03.02.2015, регистрационный № 35848).
<20> Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н
"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и
календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный
№ 32115).
8.25. Не допускается привлечение лиц, получающих социальные
услуги, к приготовлению готовых блюд и раздаче пищи, нарезке хлеба,
сбору и сортировке грязного белья.
IX. Требования к соблюдению санитарных правил
9.1. Руководитель организации социального обслуживания
является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения
настоящих санитарных правил и обеспечивает:
- наличие в организации социального обслуживания настоящих
санитарных правил и доведение их содержания до работников
организации социального обслуживания;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками
организации социального обслуживания;
- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья;
- наличие медицинских книжек на каждого работника организации
социального обслуживания и своевременное прохождение ими
периодических медицинских обследований и профилактической
иммунизации;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и
дератизации;
- проведение производственного контроля за соблюдением
санитарных правил и выполнением профилактических и
противоэпидемических мероприятий.
________________
Приложение
к СП 2.1.2.3358-16
ПОКАЗАТЕЛИ МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ
|--------|-----------------------|----------------------|----------------------|----------------------|-----------------------------|
| Период | Наименования |Температура воздуха,°С| Результирующая | Относительная | Скорость движения |
| года | помещений | | температура,°С | влажность,% | воздуха, м/с |
| | |-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| | |оптимальная|допустимая|оптимальная|допустимая|оптимальная|допусти- |оптимальная, | допустимая, |
| | | | | | | | мая, | не более | не более |
| | | | | | | |не более | | |
|--------|-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
|Холодный|Жилые комнаты |20-22 |20-24 |19-20 |19-23 |45-30 | 60| 0,15| 0,2|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Помещения |19-21 |18-23 |18-20 |17-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3|
| |профессиональной | | | | | | | | |
| |подготовки (классы и | | | | | | | | |
| |мастерские) | | | | | | | | |
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Библиотека (читальный |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3|
| |зал) | | | | | | | | |
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Административные |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3|
| |помещения (кабинеты) | | | | | | | | |
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Гостиная, столовая |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Зрительный зал |20-21 |19-23 |19-20 |19-22 |45-30 | 60| 0,2| 0,3|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Кинопроекционная и |21-23 |20-25 |20-21 |20-23 |60-40 | 60| 0,1| 0,2|
| |радиоузел | | | | | | | | |
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Спортивный зал |17-19 |15-21 |16-18 |14-20 |45-30 | 60| 0,2| 0,3|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Раздевальные |20-22 |20-24 |19-21 |19-23 |45-30 | 60| 0,15| 0,2|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Санузлы с умывальником |16-18 |14-20 |15-17 |13-19 |нн<*> | нн| нн| нн|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Душевые, ванные |24-26 |18-28 |23-25 |17-27 |нн | нн| 0,15| 0,2|
| |-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
| |Вестибюли, гардеробные,|16-18 |14-20 |15-17 |13-19 |нн | нн| нн| нн|
| |коридоры, лестницы, | | | | | | | | |
| |курительные, кладовые | | | | | | | | |
|--------|-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
|Теплый |Помещения с постоянным |23-25 |18-28 |22-24 |19-27 |60-30 | 65| 0,3| 0,5|
| |пребыванием людей | | | | | | | | |
|--------|-----------------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|--------------|--------------|
____________________
<*> нн - не нормируется.
________________________