Расширенный поиск
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 05.02.2013 № 31-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017
годы на территории Еврейской автономной области
(В редакции Постановления Правительства Еврейской автономной области
от 09.06.2014 № 283-пп)
В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, и постановления правительства Еврейской автономной области от 29.11.2012 № 677-пп "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы на территории Еврейской автономной области" правительство Еврейской автономной области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области. 2. Органам исполнительной власти Еврейской автономной области предусматривать при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию стратегии, утвержденной в соответствии пунктом 1 настоящего постановления. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области -
председателя комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области Кривошеева С. В. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области А.А. Винников УТВЕРЖДЕНА
Постановлением правительства
Еврейской автономной области
от __________________ N _____
Стратегия действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории
Еврейской автономной области
I. Введение
Стратегия действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на
территории Еврейской автономной области (далее - Стратегия) определяет
основные цели и задачи социальной политики Еврейской автономной
области (далее – область), направленной на улучшение положения детей
в обществе, их надлежащую защиту, создание благоприятных
условий для их жизнедеятельности,
обучения, воспитания и развития.
Стратегия ставит главной целью определение основных направлений
и задач политики по соблюдению прав, свобод и
законных интересов детей, ключевых механизмов ее реализации,
базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федерального и областного законодательства.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного
детства стало одним из основных приоритетов в социальной политике
области.
Принятые целевые программы области отражают приоритетные
отрасли ? образование, здравоохранение,
социальную защиту. Ежегодно увеличивается объем финансирования
социальных расходов из областного бюджета на социальную поддержку
семей с детьми, принимаются новые меры по укреплению здоровья детей и
организации отдыха, поддержки малообеспеченной, неполной и приемной
семьи; учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в
Еврейской автономной области.
Увеличился объем финансирования социальных расходов
из областного бюджета, приняты новые меры социальной
поддержки семей с детьми.
Принимаются меры, направленные на укрепление института семьи,
повышение рождаемости, сбережение населения и обеспечение
демографической безопасности.
В результате принятых мер удалось сохранить и по ряду направлений
успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая
включает государственные учреждения в сфере образования, социальной
защиты и отдыха детей.
Наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся
в социально опасном положении (2010 год - 465, 2011
год - 435, 2012 год - 430).
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции
улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения
доступности медицинской помощи для детей, увеличения
числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Политика области в отношении одаренных детей направлена на
воспитание творческой, интеллектуальной, спортивной основы общества.
Организация деятельности с талантливыми и одаренными детьми
и молодежью строится по трем основным направлениям ?
выявление, развитие и поддержка.
Большое внимание уделяется социализации детей, находящихся
под надзором в образовательных учреждениях.
Формируется система деятельности по социальной адаптации
и сопровождению воспитанников, завершивших свое
пребывание в образовательных учреждениях
(постинтернатное сопровождение выпускников).
Вместе с тем остаются проблемы, связанные с созданием комфортной
и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняет свою
остроту детская смертность, у значительной части детей дошкольного
возраста и обучающихся в
общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и
функциональные отклонения.
Имеют место проблемы подросткового алкоголизма, наркомании.
Анализ доставленных в дежурные части территориальных ОМВД подростков
показывает, что среди них увеличилось количество несовершеннолетних,
находящихся в алкогольном состоянии – на 21,2 процента (со 193 в 2011
до 234 в 2012 году) и находящихся в состоянии наркотического опьянения
- на 200 процентов (с 16 в 2011 до 48 в 2012 году).
В области в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей,
доля малоимущих семей составляет более 35 процентов. Соотношение
размера получаемого пособия на детей из малоимущих семей к величине
прожиточного минимума в области в среднем на душу населения составляет
2,6 процента.
Материальное положение семей, в которых воспитываются
дети-инвалиды, несмотря на оказываемые меры
государственной социальной поддержки, часто остается достаточно
сложным.
По-прежнему остаются актуальными задачи по реализации
права ребенка, оставшегося без попечения родителей, особенно
подросткового возраста и имеющего ограниченные возможности здоровья,
жить и воспитываться в семье; по развитию системы подбора, подготовки
кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.
Одной из наиболее остро стоящих проблем в области является
обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц
из их числа.
Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках Плана
первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших
положений Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012 ? 2017 годы на территории Еврейской автономной
области, что в свою очередь позволит улучшить положение детей и их
защиту.
1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения
и защиты прав и интересов детей.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных
и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения
с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Растущее число неполных семей.
Значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными
семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских
прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети,
находящиеся в социально опасном положении).
2. Ключевые принципы Стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить
и воспитываться в семье. В области должны быть созданы
условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка
в семье, своевременного выявления их нарушений и организации
профилактической помощи семье и ребенку, адресной поддержки
нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по
устройству детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи граждан.
Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства,
в соответствии с их потребностями: разработка и
внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную
исключенность уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе
государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении).
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе
с каждым ребенком и его семьей: обеспечение условий для
качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во
всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.
Социальное партнерство во имя ребенка: принятие мер, направленных
на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы
общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Применение технологий социального партнерства, реализация их с
участием бизнес-сообщества посредством привлечения некоммерческих
организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и
защитой прав и интересов детей.
Совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на
нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая
диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса
мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных
прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи
каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных
посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В области
должны создаваться условия для формирования достойной жизненной
перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания
и социализации, максимально возможной
самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В области должны
приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей
потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику
заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы
жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской
помощи в любых ситуациях.
Особое внимание должно быть уделено детям, находящимся в трудной
жизненной ситуации. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы
с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность
и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Формирование и реализация политики в области детства должны
основываться на использовании последних достижений науки, современных
технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить
условия для качественной подготовки и регулярного повышения
квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с
работой с детьми и их семьями.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим
основным направлениям:
- семейная политика детствосбережения;
- доступность качественного обучения и воспитания, культурное
развитие и информационная безопасность детей;
- совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ
здорового образа жизни;
- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе
государства;
- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей
и дружественного отношения к ребенку правосудия;
- дети - участники реализации Стратегии;
- механизм реализации Стратегии.
II. Семейная политика детствосбережения
1. Краткий анализ ситуации
Численность детского населения в области по состоянию на 01
января 2012 года составила 37060 человек. Особую тревожность вызывает
высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с
пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и
социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях
несвоевременного выявления и неоказания
эффективной профилактической помощи семьям с детьми на
ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся
лишение и ограничение родительских прав.
На 31 декабря 2012 года в области проживают 1780 детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, или 4,78
процента от общего числа детей в области. Из них только 209 являются
сиротами, остальные - сироты при живых родителях. Основные причины
лишения родительских прав - пьянство и алкоголизм родителей,
аморальный образ жизни, пренебрежение основными потребностями детей.
Одним из основных индикаторов повышения благосостояния населения
считается доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного
минимума. Получателями ежемесячного пособия на детей из
малоимущих семей в области являются более 8000 семей с детьми
на 10884 ребенка.
В течение последних лет наблюдается устойчивая динамика роста
количества многодетных семей. В настоящее время в области проживает
более 1400 многодетных семей. В сравнении с 2010 годом их количество
возросло почти на 9 процентов.
Из 1400 многодетных семей, в которых воспитывается 4590 детей,
89 процентов - это малоимущие.
Следует отметить, что большинство многодетных семей с рождением
в них детей автоматически попадают в разряд малоимущих.
Неполные семьи при этом входят в группу риска по социальному
неблагополучию.
В области 430 семей, в которых 961 ребенок, находятся в социально
опасном положении, которое проявляется в нестабильности и распаде
семейных отношений, родственных связей, в падении жизненного уровня
и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных
ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит
к безнадзорности и бродяжничеству детей,
совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству,
наркомании, жестокости и насилию в семье.
2. Основные задачи
Обеспечение выявления семейного неблагополучия на ранней стадии.
Повышение эффективности индивидуально-профилактической работы с
семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, профилактике
социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
Сокращение бедности среди семей с детьми путем повышения
адресности социальной помощи. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей
с детьми, укрепление материально-технической базы
учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми.
Расширение мер социальной поддержки семей с детьми.
Повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения
детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных
ценностей и уважения к личности каждого члена семьи как основы
психологической стабильности семьи и преемственности поколений.
3. Первоочередные меры
Совершенствование областного законодательства, направленного
на повышение качества жизни семей с детьми.
Формирование банка данных различных категорий семей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, проведение мониторинга,
изучение и анализ проблем семей с детьми.
Распространение информации о правах ребенка, адаптированной для
детей, родителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах
детей, через специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации. Утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к социальным
услугам.
Своевременное выявление семей, нуждающихся в адресной социальной
поддержке, и недопущение их перехода в группу риска по неблагополучию.
Формирование системы мониторинга и учета различных категорий
семей и детей с целью изучения и анализа проблем семей с детьми.
Повышение доступности консультационной и кризисной
психологической помощи несовершеннолетним и членам их семей.
4. Меры, направленные на сокращение бедности
среди семей с детьми
Соблюдение и финансирование минимальных государственных гарантий
в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели
качества жизни семей с детьми.
Проведение мониторинга и ежегодный анализ положения семей, женщин
и детей в области, формирование по данным мониторинга рекомендаций по
совершенствованию мер социальной поддержки отдельных категорий семей.
Совершенствование и развитие мер адресной государственной
социальной поддержки различным категориям семей.
Создание пакета мер социальной поддержки семей с детьми,
включающего денежные выплаты, выплаты на улучшение жилищных условий, выплаты на полноценное витаминизированное питание детей
до 3 лет и беременных женщин.
5. Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей
Разработка и принятие региональной программы, пропагандирующей
ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного
детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания
в отношении детей через средства массовой информации,
систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий
профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
Разработка методических рекомендаций и действенных механизмов раннего
выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка,
социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи
с участием учреждений образования, здравоохранения,
социального обслуживания.
Разработка методических мероприятий и действенных механизмов
раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка,
социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи
с участием учреждений образования, здравоохранения,
социального обслуживания, в том числе закрепление порядка
межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.
Расширение спектра социальных услуг, способствующих профилактике
семейного неблагополучия и реабилитации несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Внедрение современных социальных технологий работы с семьями
и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной
ситуации, и методик социальной реабилитации в детских
социальных учреждениях.
Проведение информационной кампании по противодействию жестокому
обращению с детьми.
Организация распространения передового опыта в сфере профилактики
жестокого обращения с детьми и реабилитация пострадавших.
6. Меры, направленные на профилактику
изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
Создание муниципальных систем профилактики социального сиротства.
Развитие общественного кураторства семей, находящихся
в социально опасном положении по социальному сиротству.
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления
социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними
для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав
(при участии органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей
координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми
к необходимым социальным услугам, в том числе на основе
развития различных служб социального сопровождения семей, входящих в
группу риска.
Обеспечение внедрения эффективных технологий реабилитации семей с
детьми, находящихся в социально опасном положении.
Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении
и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в
случаях выявления у ребенка нарушений развития или несовершеннолетия
матерей.
Активизация работы службы детского телефона доверия с единым
общероссийским номером.
Расширение сети службы «телефона доверия» во всех социальных
учреждениях и укрепление материально-технической базы учреждений
социального обслуживания, предоставляющих экстренную психологическую
помощь.
7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми
и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными
образовательными учреждениями.
Снижение численности семей и детей, находящихся в социально
опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного
родительства. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению
случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу
риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа
случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование устойчивых тенденций к повышению рождаемости.
Повышение качества жизни семей с детьми, снижение доли
нуждающихся в социальной защите. Повышение качества и расширение спектра социальных услуг,
предоставляемых социальными учреждениями несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Максимальное удовлетворение потребностей детей и семей с детьми
в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях.
Формирование в общественном сознании ценностей семьи,
ответственного родительства, противодействия жестокому обращению
с детьми.
III. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей
1. Краткий анализ ситуации
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех
категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных
учреждениях. В целях повышения доступности дошкольного образования для
населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования,
а также развитие негосударственного сектора. В 2012
году численность детей, состоящих в очереди в дошкольные
образовательные учреждения, составила 4838 человек. В 2012 году
дополнительно открыто 6 дошкольных групп на 145 мест. В городе
Биробиджане функционирует 16 групп по присмотру и уходу за детьми
дошкольного возраста, которые посещают 200 детей. Два
индивидуальных предпринимателя организовали работу развивающих центров
для детей раннего и дошкольного возраста.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества
дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых
возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе
дошкольного образования очень важны организация
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Осуществляется государственная поддержка в
финансировании групп по присмотру и уходу за детьми.
В 2012 году в рамках реализации областной целевой программы
«Государственная поддержка развития системы дошкольного образования
в Еврейской автономной области» на 2011 - 2015 годы» на ремонт
и реконструкцию зданий (помещений), а также материальное
оснащение помещений образовательных учреждений, реализующих
общеобразовательные программы дошкольного образования, из областного
бюджета муниципальным образованиям выделено 2040,0 тыс. рублей.
Аналогичные программы приняты во всех муниципальных образованиях
области, реализация которых позволит внедрение вариативных форм
современного дошкольного образования, привлечение
материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов; формирование
сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений (семейных
детских садов, тьюторского сопровождения воспитанников).
В рамках Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 - 2015 годы по направлению «Модернизация
регионально-муниципальных систем дошкольного образования» в 2012 году
области выделено 664,6 тыс. рублей на создание новых групп в
дошкольных образовательных учреждениях.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и
науки» разработана поэтапная программа («дорожная карта») по
устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях
области. Данная программа предусматривает мероприятия по ликвидации
очередности за счет развития государственно-муниципальной системы
дошкольного образования, использованию возможностей негосударственного
сектора дошкольного образования для ликвидации
очереди.
Для упорядочения и упрощения процедуры постановки на учет, а
также обеспечения открытого доступа пользователей услуги к информации
о распределении мест в дошкольные учреждения
области разработана автоматизированная информационная система
«Электронная очередь в детский сад».
Совместно с муниципальными образованиями области проработаны
возможности предоставления на льготных условиях аренды помещений под
дошкольные образовательные учреждения и оказание методической помощи
по подготовке кадрового состава.
Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного
образования области остается предшкольное образование детей старшего
дошкольного возраста. В группах кратковременного пребывания,
организованных на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного
образования прошел подготовку к школе 651 дошкольник, не посещающий
детский сад. Накопленный за последние годы опыт позволил обеспечить
подготовку 93 процентов детей старшего дошкольного возраста к обучению
в школе.
Одним из важных направлений, определяющих качество дошкольного
образования, является организация повышения компетентности
педагогических работников. В 2011 - 2012 учебном году повысили свой
профессиональный уровень 262 (32 процента) педагогических работника
дошкольных образовательных учреждений.
В дошкольных учреждениях области создана необходимая методическая
база для организации образовательного процесса
по исполнению основных направлений образовательных программ.
Имеются методические разработки по реализации концептуальных основ
Федеральных государственных требований к структуре и условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В соответствии с национальной стратегией общероссийскаясистема
оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней
общего образования процедурами оценки качества образования и призвана
обеспечить единство требований к подготовленности выпускников,
объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между
разными ступенями общего образования, возможность использования
результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих
решений.
Продолжает совершенствоваться организация проведения единого
государственного экзамена и апробация государственной (итоговой)
аттестации выпускников 9 классов в условиях введения единой
независимой оценки качества образования, усиливается контроль за
соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается
качество информированности населения об организации и результатах
проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы
общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на
законодательной основе. В 2012 году контроль проведения
государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений, освоивших основные общеобразовательные программы основного
и среднего (полного) общего образования осуществляли 165 общественных
наблюдателей.В настоящее время ведется отработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого
государственного экзамена путем развития
информационно-коммуникационных технологий.
В целях обеспечения доступа к качественному образованию детей,
которые в силу ограниченных возможностей здоровья не могут посещать
школу и нуждаются в обучении на дому, в соответствии с постановлением
правительства Еврейской автономной области от 14.12.2010 № 510-пп
с 01 января 2011 года создано областное государственное
автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования
«Ступени». С 2009 по 2012 год 85 детей-инвалидов (100 процентов от
числа нуждающихся) имели возможность получать дистанционное обучение.
Открыты две школы-новостройки, в одной школе проведена
реконструкция здания. Вместе с тем доля общеобразовательных
учреждений, в которых созданы условия для реализации федеральных
требований к общеобразовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников – 69,01 процента.
Продолжена работа по совершенствованию содержания общего
образования. Продолжается переход общеобразовательных учреждений
области на федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. В области 2032 (100 процентов)
первоклассников и 1964 (100 процентов) второклассников обучаются
по федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования. Кроме того, 278
третьеклассников трех пилотных школ продолжают обучение по новым
стандартам.
Для обучающихся 9 классов организована предпрофильная подготовка;
развивается профильное обучение в 10 – 11 классах. Число классов
с профильным обучением увеличилось с 35 в 2010
году до 44 в 2012 году.
По состоянию на 01 сентября 2012 года профильное обучение
организовано в 22 (54 процента от числа средних школ) общеобразовательных учреждениях всех муниципальных образований
(2011 год – 53,5 процента).
Вместе с тем удельный вес численности обучающихся, охваченных
профильным обучением, составляет 36,7 процента, что ниже показателя
2011 года (39 процентов). Наиболее востребованными являются следующие
профили: социально-гуманитарный - 16 классов (36,4 процента);
социально-экономический – 10 (22,7 процента);
информационно-технологический – 4 (9 процентов); оборонно-спортивный
и химико-биологический – по 3 класса (6,8 процента).
Низкими темпами сокращается число детей и подростков
с асоциальным поведением.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности
которых права и интересы детей в системе образования оказываются
во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях,
недостаточный уровень качества дошкольного образования;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей
к качественному основному и дополнительному
образованию;
- отстающее от современных потребностей общества качество
образования как целостного процесса обучения и воспитания детей,
неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством
образовательных услуг;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной
безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет»
и информационных технологий, нарастающему противоправному
контенту. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического,
культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит
к возникновению в подростковой среде
межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности
детей, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
2. Основные задачи
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования,
расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение
общедоступного и качественного бесплатного общего образования на
основе модернизации общего образования в полном соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей
и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы
одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их
семей.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг
на бесплатной основе, инфраструктуры творческого
развития и воспитания детей.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной
и социально-имущественной напряженности в образовательной
среде через организацию профильных смен в летних загородных
оздоровительных учреждениях, развитие волонтерского движения.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации
государственной политики в сфере защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи
и повышения педагогической компетентности родителей,
психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и
образовательного учреждения.
3. Меры, направленные на обеспечение доступности
и качества образования
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования,
расширение вариативности его форм, включая негосударственный сектор.
Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам
малого и среднего предпринимательства, занятым в сфере оказания услуг
по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, социального
предпринимательства.
Организация профильного обучения на основе социального
партнерства и сетевого взаимодействия. Обеспечение возможности
обучения каждого старшеклассника по нескольким профилям обучения,
соответствующих его склонностям и жизненным планам, за счет введения
индивидуальных учебных планов.
Разработка областным государственным автономным образовательным
учреждением дополнительного профессионального образования «Институт
повышения квалификации педагогических работников» Методических
рекомендаций по организации профильного обучения и Методических
материалов по разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Создание условий для профориентационной работы с учащимися
общеобразовательных учреждений.
Обеспечение реализации гарантий доступности качественного
образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Внедрение инновационных форм оценки знаний обучающихся, а также
расширение содержания тестирования в рамках совершенствования
существующих моделей проведения, независимой оценки учебных достижений обучающихся, государственной (итоговой) аттестации, в том числе единого государственного экзамена.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное
наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения
государственной (итоговой) аттестации и повышение качества
информированности населения об организации и результатах проведения
экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Выявление, обобщение и распространение опыта общеобразовательных
учреждений и педагогов области по реализации федеральных
государственных образовательных стандартов; организация и проведение
мониторинга введения федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования.
Проведение мониторинга: обновления сайтов образовательных
учреждений; информационно-технологической инфраструктуры
общеобразовательных учреждений области; доступа образовательных
учреждений к сети Интернет; внедрения информационных технологий
в образовательных учреждениях.
Информирование общеобразовательных учреждений области о лучших
интернет-ресурсах для детей и родителей. Проведение мониторинга системы дополнительного образования.
Создание условий для развития поликультурной модели дошкольного,
общего и дополнительного образования, обеспечивающей формирование
российского гражданского единства.
Обеспечение повышения качества предоставляемых услуг
в организации оздоровления детей и летнего отдыха,
укрепление материально-технической базы стационарных летних лагерей
оздоровления и отдыха.
Обеспечение предоставления детям качественной психологической
и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Обеспечение разработки примерных программ, определяющих единую
содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также
детального правового регулирования оказания психологической помощи
детям педагогами-психологами.
Организация распространения в средствах массовой информации
материалов и учебно-просветительских программ по формированию
здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых
детей и молодежи
Обеспечение реализации плана мероприятий в рамках Концепции
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Обеспечение информационной поддержки политики области
по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
Организация проведения соревнований, конкурсов, конференций
и других мероприятий с целью выявления и поддержки
талантливых детей и молодежи.
5. Меры, направленные на развитие воспитания
и социализацию детей
Обеспечение развития научных основ воспитания и социализации
подрастающих поколений на базе высших учебных заведений области. Внедрение современных программ гражданско-патриотического
воспитания, направленных на формирование российской гражданской
идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в
сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к
защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в
рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного
образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Обеспечение федеральных требований к образовательным программам
дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|