Расширенный поиск

Постановление Правительства Амурской области от 20.03.2015 № 108

ПРАВИТЕЛЬСТВО

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

20.03.2015                                                                            № 108

глаговещенск

 

Об утверждении Программы

дополнительных мероприятий в

сфере занятости населения,

направленных на снижение

напряженности на рынке труда

Амурской области в 2015 году

 

(В редакции Постановлений Губернатора Амурской области от 15.04.2015 № 174; от 10.04.2015 № 170; от 24.04.2015 № 206; от 18.05.2015 № 228;

от 15.06.2015 № 281; от 29.12.2015 № 638)

 

В соответствии со статьей 7-1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 № 35 "О предоставлении и распределении в  2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Амурской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2015 году (далее - Программа).

2. Определить управление занятости населения Амурской области уполномоченным органом на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости в рамках реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области В.Г.Щербину.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования.

 

 

Губернатор Амурской области                                           О.Н.Кожемяко

 

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства

Амурской области

от 20.03.2015 № 108

 

ПРОГРАММА

дополнительных мероприятий в сфере занятости населения,

направленных на снижение напряженности на рынке труда

Амурской области в 2015 году

(В редакции Постановлений Губернатора Амурской области от 15.04.2015 № 174; от 10.04.2015 № 170; от 15.06.2015 № 281; от 29.12.2015 № 638)

 

I.                   Паспорт Программы

(В редакции Постановлений Правительства Амурской области от 10.04.2015 № 170; от 29.12.2015 № 638)

 

Наименование Программы

Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2015 году (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. № 1032-1;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Ответственный исполнитель

Управление занятости населения Амурской области

Соисполнители

Исполнительные органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, государственные казенные учреждения области центры занятости населения, образовательные организации

Участники

Работодатели, индивидуальные предприниматели, работники организаций, находящихся под риском увольнения, и граждане, ищущие работу

Государственный заказчик

Управление занятости населения Амурской области

Основной разработчик

Управление занятости населения Амурской области

Цели Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Амурской области, кадровое обеспечение устойчивого развития экономики области, повышение уровня занятости инвалидов и молодежи

Основные задачи Программы

1. Снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости.

2. Перераспределение трудовых ресурсов между видами экономической деятельности.

3. Повышение производительности труда, развитие персонала.

4. Обеспечение трудовых прав граждан, имеющих ограниченные возможности к труду

Срок реализации Программы

2015 год

Этапы реализации Программы

1-й этап - I квартал 2015 года;

2-й этап - II, III кварталы 2015 года;

3-й этап - IV квартал 2015 года

Основные мероприятия Программы

1. Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

3. Социальная занятость инвалидов.

4. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы - 37777040 рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 635440 рублей;

планируемая к привлечению субсидия федерального бюджета - 37141600 рублей

Целевой показатель Программы

Сдерживание регистрируемой безработицы к концу 2015 года на уровне 3,3% (от численности экономически активного населения области)

Показатели результативности Программы

Организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, не менее 236 человек.

Организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, не менее чем для 157 человек.

Социальная занятость 50 инвалидов.

Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов (3 проекта)


 

II. Содержание проблемы и необходимость разработки

программных мероприятий

 

2.1. Общие положения

 

Разработка Программы вызвана снижением показателей экономического развития области в целом, ситуацией, сложившейся на рынке труда области, прогнозом развития экономики области в 2015 году.

Уровень занятости населения в Амурской области в значительной мере определяется потенциалом и динамикой экономического развития в предстоящем периоде. В большей своей части показатели экономического развития области за 2014 год снизились по сравнению с 2013 годом. В 2015 году прогнозируется дальнейшее снижение показателей по отраслям экономики.

Экономика области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и другие.

В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляют 5%, добыча полезных ископаемых - 17%, обрабатывающие производства - 4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 7%, строительство - 15%, оптовая и розничная торговля - 12%, транспорт и связь - 19%, прочие - 21%.

В январе - декабре 2014 года наблюдалось снижение объемов промышленного производства, индекс производства составил 96,1%. Отмечено снижение по "добыче полезных ископаемых", "обрабатывающим производствам" и "производству и распределению электроэнергии, газа и воды".

Индекс производства по добыче полезных ископаемых составил 94,6%. Снизились объемы обрабатывающих производств, индекс производства составил 96,2%. Отмечается сокращение (без учета государственного оборонного заказа в объеме 1,3 млрд. руб.) производства транспортных средств и оборудования (снижение объемов услуг по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава Свободненским вагоноремонтным заводом - филиалом ООО "Трансвагонмаш"), производства машин и оборудования (низкий платежеспособный спрос сельхозтоваропроизводителей на продукцию ЗАО ШМЗ "Кранспецбурмаш"), которые занимают более 10% в объеме отгруженных товаров.

Объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды, который занимает 27% в объеме отгруженной продукции промышленного производства, снизился по сравнению с январем - декабрем 2013 года, индекс производства составил 99,6%.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 7,5%, из него коров - на 7,1%, свиней - на 8,0%, овец и коз - на 7,2%, в связи с гибелью и забоем скота вследствие наводнения 2013 года. Поголовье птицы уменьшилось на 1,9%. Сократилось производство скота и птицы на убой на 9,1% (за счет уменьшения объемов его производства всеми категориями сельскохозяйственных производителей), молока - на 15,0% (за счет сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения), яиц - на 1,1% (за счет хозяйств населения).

За январь - сентябрь 2014 года инвестиции в основной капитал (с учетом организаций с численностью до 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, индивидуального строительства) использованы в объеме 39,2 млрд. рублей, что на 24,9% ниже уровня января - сентября 2013 года.

Наиболее привлекательными для инвестирования являлись "транспорт и связь", "электроэнергетика" и "добыча полезных ископаемых".

В январе - ноябре 2014 года инвестиции в основной капитал (по крупным организациям) использованы в объеме 36571,4 млн. рублей, или 67,6% к уровню января - ноября 2013 года, что связано с корректировкой владельцами золотодобывающих компаний расходов на капитальные вложения в проекты добывающих отраслей, с завершением строительства ВЛ 500 кВ Зейская ГЭС - Амурская государственная граница, а также крупных объектов в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и небольшим объемом финансирования в рамках новой редакции федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".

В январе - декабре 2014 года объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составил 32356,2 млн. рублей, или 89,6% к уровню января - декабря 2013 года (в январе - декабре 2013 года - 91,8% к уровню января - декабря 2012 года), за счет сокращения объемов жилищного строительства.

Доля убыточных организаций по области за январь - ноябрь 2014 года составила 30,7%.

В настоящее время проявляется тенденция к ухудшению ситуации на регистрируемом рынке труда. На 1 января 2015 года численность безработных граждан составляла 12202 человека, увеличившись к началу марта до 13103 человек. Уровень регистрируемой безработицы составляет 3,0% от численности экономически активного населения, на начало года данный показатель составлял 2,9%, на одну вакансию претендует 1,9 человека (на начало года - 1,8 человека на вакансию).

Ведется еженедельный мониторинг высвобождения работников предприятий и организаций области. По имеющимся данным, до июня 2015 года планируется высвобождение 1,4 тыс. работников на 265 предприятиях области. В основном это организации транспорта и связи, строительные организации, образовательные организации, организации оптовой и розничной торговли, организации государственного управления и обеспечения военной безопасности.

В то же время, по прогнозу, в 2015 году вероятно высвобождение работников от индивидуальных предпринимателей, в основном занимающихся торговлей и общественным питанием, также на предприятиях железнодорожного транспорта, дорожной отрасли, судостроении, в строительстве. Большая часть мероприятий по высвобождению работников будет проводиться на территории городских округов, где максимально сосредоточены индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей и общественным питанием, промышленные предприятия.

Также имеются предприятия, работники которых имеют неполную занятость: по инициативе работодателей 900 работников 16 предприятий области работают неполный рабочий день (неполную рабочую неделю).

Существенно снизилось количество вакансий, сведения о которых поданы в органы службы занятости. Так, по состоянию на 1 марта 2015 года в банке вакансий имеется 9379 единиц. На указанную дату в 2014 году их численность составляла 12785 единиц.

Влияние кризисных явлений в экономике будут сказываться на уровне безработицы в течение всего 2015 года.

По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2015 года может увеличиться до 19,5 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 5,0% от численности экономически активного населения.

Предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.

Трудоустройство ряда социально-демографических групп (родителей, имеющих несовершеннолетних детей, молодежи без практического опыта, отдельных групп женщин, граждан с ограниченными физическими возможностями и других) останется сложным.

В 2014/2015 учебном году в системе профессионального образования (в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования) области обучаются 317 студентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: 135 человек - по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 109 - по программам подготовки специалистов среднего звена; 73 человека получают высшее образование.

В 2015 году на рынок труда области выйдут 140 молодых специалистов, имеющих инвалидность. По прогнозу образовательных организаций, 42,9% из числа выпускников-инвалидов будут трудоустроены после окончания обучения. Выпускники, испытывающие трудности с поиском работы, будут обращаться в центры занятости населения области. В 2014 году число обращений выпускников-инвалидов составило 15 человек, 11 из них - выпускники профессиональных образовательных организаций.

Данная категория граждан испытывает особые трудности в поиске работы из-за отсутствия опыта работы. Кроме того, выпускники должны быть готовы не только к новым для себя условиям жизни и труда, но и к условиям конкуренции на рынке труда. Трудоустройство данной категории граждан должно сопровождаться адаптацией и закреплением на рабочих местах с привлечением наставников, что также создает дополнительные трудности.

Реализация дополнительных мероприятий существенно расширит возможности трудоустройства инвалидов из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в том числе выпускников организаций профессионального образования.

В Амурской области проживает 105,9 тыс. молодых людей в возрасте 15 - 29 лет (13,1% от общей численности населения). В 2014 году в органы службы занятости области за содействием в поиске подходящей работы обратилось более 9,0 тысячи молодых людей данного возраста, трудоустроены 3,3 тысячи человек.

В условиях снижения показателей экономического роста области молодежь будет искать новые пути занятости, в том числе и через развитие самозанятости, реализации собственных проектов, в том числе и социальных.

Расширение предоставляемых социальных услуг нуждающейся категории граждан будет осуществляться в том числе и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступившим в силу 1 января 2015 года, которым расширен перечень поставщиков социальных услуг индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями.

В настоящее время волонтеры области, а также члены молодежных движений и отрядов оказывают ряд услуг нуждающимся гражданам на безвозмездной основе. Реализация дополнительного мероприятия по стимулированию молодежи к предпринимательству в сфере оказания социальных услуг будет направлена на их вовлечение в официальную занятость и увеличение численности граждан, охваченных предоставлением социальных услуг.

Проблемы в экономике региона, по оценке, окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными физическими возможностями.

В Амурской области проживает 76,9 тыс. инвалидов, в том числе 25,0 тыс. инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, из них работает 5,6 тыс. человек.

В соответствии с Законом Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Амурской области" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. На 01 января 2015 года количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет 1316 единиц. Установленная квота выполняется, на всех квотируемых рабочих местах работают инвалиды. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 15.06.2015 № 281)

В условиях экономического кризиса предприятия будут сокращать свои издержки, инвалиды также подвержены угрозе увольнения. В 2015 году ожидается незначительное увеличение количества обращений в службу занятости граждан, относящихся к категории инвалидов, до 890 человек (в 2014 году - 854 человека). В условиях высокой конкуренции им будет сложнее трудоустроиться.

Будет продолжать нарастать процесс перераспределения работающих и специалистов между секторами экономики. Так, при высвобождении работников из организаций железнодорожного транспорта, расположенных в г. Шимановск, г. Свободный (близлежащих к строительству объектов космодрома "Восточный"), будет осуществляться трудоустройство высвобожденных работников на строительство космодрома "Восточный", где имеется около 1,0 тыс. вакансий, в том числе и после опережающего профессионального обучения по строительным специальностям.

В связи с реализацией в области крупных инвестиционных проектов в 2015 и последующих годах будет происходить перераспределение трудовых ресурсов, высвобождаемых в организациях области, в те отрасли, которые получат развитие.

В результате перераспределения трудовых ресурсов (таблица № 1) численность занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом изменится в сторону увеличения:

в организациях сельского хозяйства - с 50,0 тыс. человек до 52,3 тыс. человек (на 2,3 тыс. человек) за счет увеличения объемов производства в рамках импортозамещения, а также предполагаемого увеличения объемов продукции сельского хозяйства;

в строительной отрасли - с 46,4 тыс. человек до 48,9 тыс. человек (на 2,5 тыс. человек) за счет реализации крупных инвестиционных проектов, среди которых строительство Нижне-Бурейской ГЭС, строительство объектов космодрома "Восточный".

Рост численности занятых ожидается и в обрабатывающей промышленности с 25,1 тыс. человек до 25,7 тыс. человек (на 0,6 тыс. человек) за счет увеличения производства пищевых продуктов, которые в обрабатывающих производствах занимают более половины всего объема отгруженной продукции.

В 2015 году ожидается снижение численности занятых:

в государственном управлении, образовании, здравоохранении - с 96,3 тыс. человек до 93,7 тыс. человек (на 2,6 тыс. человек) в результате оптимизации бюджетных расходов и численности работников в органах местного самоуправления и реализации задач по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;

в организациях оптовой и розничной торговли - с 81,6 тыс. человек до 76,6 тыс. человек (на 5,0 тыс. человек) за счет снижения покупательной способности населения и прекращения деятельности отдельными предпринимателями;

в организациях транспорта и связи - с 44,9 тыс. человек до 43,0 тыс. человек (на 1,9 тыс. человек) за счет снижения потребления услуг связи населением и юридическими лицами в связи с сокращением реальных доходов.

С учетом динамики изменений численности занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом ожидается снижение численности занятых в экономике на 4,6 тыс. чел. до 425,5 тыс. человек.

 

Таблица № 1

 

Распределение численности занятых по видам экономической

деятельности в Амурской области, тыс. человек


 

п/п

Наименование показателя

2014 г. (оценка)

2015 г. (прогноз)

Рост/снижение (2014 - 2015 гг.)

 

Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД

430,1

425,5

- 4,6

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

50

52,3

2,3

2.

Рыболовство, рыбоводство

0,1

0,1

0

3.

Добыча полезных ископаемых

17,4

17,3

- 0,1

4.

Обрабатывающие производства

25,1

25,7

0,6

5.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

20,5

20,4

- 0,1

6.

Строительство

46,4

48,9

2,5

7.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

81,6

76,6

- 5

8.

Гостиницы и рестораны

5,2

5,1

- 0,1

9.

Транспорт и связь

44,9

43

- 1,9

10.

Финансовая деятельность

6

5,7

- 0,3

11.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

21,8

21,8

0

12.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

28,8

28,2

- 0,6

13.

Образование

35,8

34,8

- 1

14.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

31,7

30,7

- 1

15.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

14,5

14,6

0,1

16.

Прочие виды экономической деятельности

0,3

0,3

0


 

Одними из крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых на территории Амурской области, являются "Строительство объектов космодрома "Восточный" и "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный". В настоящее время при реализации данных проектов численность вакансий составляет 1,0 тыс. рабочих мест, заполнение которых будет осуществляться работниками, высвобождаемыми на предприятиях железнодорожного транспорта (около 500 человек), в строительных организациях области как после переобучения, так и сразу после высвобождения. Для работы в организациях космодрома "Восточный" будут обучены по строительным специальностям 30 высвобожденных работников Пассажирского вагонного депо Шимановская - структурного подразделения Забайкальской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "Российские железные дороги" и 25 высвобожденных работников Вагонного участка Благовещенск - структурного подразделения Забайкальского филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания".

Для строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" на территории Амурской области в 2015 году потребуется 450 работников. Всего на период строительства до 2018 года потребность в работниках составляет 2500 человек, на период эксплуатации потребность составит 830 человек. Заполнение данных вакансий будет осуществляться как работниками других субъектов, имеющих опыт строительства таких объектов, так и работниками, высвобождаемыми в организациях области, в частности из организаций дорожной отрасли, муниципальных дорожных управлений, строительных организаций.

При строительстве газоперерабатывающего и газохимического комплекса, обеспечивающего глубокую переработку сырья Якутского центра газодобычи в Свободненском районе Амурской области, общая потребность в работниках до 2018 года составит 5500 человек, в том числе в 2015 году 1300 работников. Данный проект содержит потребность как в рабочих, так и в инженерно-технических работниках. При реализации данного проекта будут востребованы инженеры разного профиля, водители, бурильщики, бульдозеристы, каменщики, плотники и другие работники строительных профессий.

Обеспечение работниками инвестиционных проектов будет производиться путем перераспределения работников из других отраслей экономики, а также путем профессионального обучения работников, высвобожденных из организаций области, граждан, ищущих работу. Приоритетным правом прохождения профессионального обучения обладают родители, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, инвалиды, выпускники образовательных организаций - инвалиды.

На основе динамики регистрируемой безработицы в 2011 - 2014 годах (представлена в таблице № 2) в случае проявления острых кризисных явлений в экономике области при отсутствии системы превентивных мер по их преодолению можно прогнозировать увеличение уровня регистрируемой безработицы с 3,0% от численности экономически активного населения до 5,0%. Соответственно, среднемесячная численность безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, может достичь 19,5 тысячи человек.

 

Таблица № 2

 

Динамика и прогноз на 2015 год основных показателей

рынка труда Амурской области

(В редакции Постановления Правительства Амурской области от 10.04.2015 № 170)


 

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г. (оценка)

Прогноз 2015 г.

пессимистический

оптимистический

Население, тыс. человек

828,7

821,6

816,9

809,8

810,3

810,3

Трудовые ресурсы, тыс. человек

606,3

592,4

578,6

564,0

564,0

565,0

Экономически активное население, тыс. человек

449,8

427,4

419,0

417,4

457,0

460,1

Занятые в экономике, тыс. человек

422,9

404,7

393,3

393,8

431,7

436,1

Безработные (по методологии МОТ), тыс. человек

26,9

22,7

25,7

23,6

25,3

24,0

Зарегистрированные безработные, тыс. человек

14,0

14,4

12,6

12,2

19,5

14,0


 

В целях осуществления мер по поддержке занятости работников, находящихся под риском увольнения в условиях кризисных явлений в экономике области, а также в связи с реализацией в организациях области программ по развитию производства, модернизации, оптимизации, реализации проектов по импортозамещению необходимо осуществление мероприятий по временной занятости, опережающему профессиональному обучению данных граждан, сокращению численности привлекаемых иностранных работников за счет замещения российскими гражданами.

Привлечение иностранной рабочей силы в экономику области происходит при соблюдении первоочередного права на трудоустройство местного населения, российских граждан, иностранная рабочая сила рассматривается как дополнительный источник трудовых ресурсов.

Численность привлекаемых иностранных работников к численности занятого населения составляет в пределах 2,5 - 2,7%.

В 2014 году на территории Амурской области иностранным гражданам выдано 11335 разрешений на работу, в том числе 7941 - иностранному гражданину, прибывшему на территорию Российской Федерации в визовом порядке, 3394 - в безвизовом порядке. Выдано 4004 патента на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности у физических лиц. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 15.06.2015 № 281)

Привлечение иностранных работников производилось в такие отрасли экономики, как строительство, лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность ресторанов и кафе.

На 2015 год поступили 420 заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников на общее количество 35436 человек. Межведомственная комиссия Амурской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников при рассмотрении заявок учитывала принципы поддержания баланса трудовых ресурсов и содействия трудоустройству в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.

В связи с возможностью удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций, а также в связи с наличием неустраненных нарушений налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования отклонены полностью 238 заявок на общее количество 17904 человека, отклонены частично 153 заявки на общее количество 10639 человек.

Заявленная работодателями потребность в привлечении иностранных работников сокращена в семь раз.

На 2015 год квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности утверждена в количестве 4970 разрешений на работу.

Для координации действий исполнительных органов государственной власти области по сокращению численности привлекаемой в экономику области иностранной рабочей силы и замещению ее российскими трудовыми ресурсами в области разработан и реализуется План мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения, на 2015 год (приложение № 1).

В области утвержден распоряжением Правительства области от 11 февраля 2015 г. № 13-р План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Амурской области на 2015 год, который предусматривает разработку и реализацию Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2015 году.

Мероприятия Программы направлены на поддержку занятости работников, находящихся под риском увольнения, организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с инвестиционными проектами, планами развития или оптимизации производства, реализующих проекты импортозамещения, для обеспечения дальнейшего бесперебойного функционирования системообразующих организаций области; мероприятий, направленных на содействие занятости инвалидов, развитие и сохранение сферы социальных услуг.

Программа включает следующие мероприятия:

временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

социальная занятость инвалидов;

стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.

 

2.2. Информация об организациях - участниках Программы

 

В соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", мероприятия Программы будут реализованы в указанных ниже организациях на основании договоров, заключенных между Правительством области и данными организациями.

1. Мероприятия по временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, запланированы к реализации в отношении работников ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции".

Основной деятельностью завода являются строительство и ремонт гражданских судов и кораблей военного назначения водоизмещением до 1000 тонн. Среднесписочная численность работников в 2015 году составляет 502 человека, фактическая - 495, в связи с запланированными работами по реконструкции предприятия и переходу на выпуск новой для предприятия продукции (судна для нужд Министерства обороны РФ) в период реконструкции эллингов № 1, № 4 236 работников производственного цикла не могут работать по основной специальности, в связи с чем могут быть переведены на временные работы.

На 2015 год перед коллективом стоят следующие задачи:

начать подготовительные работы для строительства малого гидрографического судна проекта 19910 зав. 201 (срок сдачи - 2020 год), что потребует разработки технологии строительства на базе эллинга № 4 с проектированием и реконструкцией стапельного места, судовозных путей, передаточных и спусковых устройств, разработки и изготовления оснастки для изготовления корпуса и устройств. Производство данных работ необходимо в связи с тем, что ширина планируемого к строительству судна существенно больше ширины производимых ранее судов (на 6 метров);

начать изготовление металлоконструкции мачт системы УВД, произвести реконструкцию в эллинге № 1, разработать новую технологию производства, разработать и изготовить оснастку;

продолжить модернизацию котельной для увеличения ее тепловой мощности для выработки и подачи тепловой энергии на строящийся новый жилой комплекс "Лазурный берег", произвести укладку тепловой трассы протяженностью 800 метров в 2-трубном исполнении к жилому поселку, установку водогрейных котлов КВ-Р-115 град., 63-115 град. мощностью по 10 Гкал с комплектом автоматики.

Запланированные мероприятия осуществляются в соответствии с Программой повышения производительности труда, оптимизации расходов и развития персонала ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции", утвержденной генеральным директором завода и согласованной с министерством экономического развития Амурской области.

Под риск увольнения попадают 236 работников из числа производственного персонала в связи с временным отсутствием работ по специальности. Высвобождающийся производственный персонал может быть трудоустроен на временные работы по реконструкции котельной завода, реконструкции эллингов № 1, № 4.

В связи с реконструкцией котельной под угрозой увольнения окажутся 11 работников - машинистов котельной, квалификация которых не будет соответствовать работе на новом оборудовании и которые будут направлены на опережающее профессиональное обучение для работы на котлах с слоевым сжиганием топлива, оснащенных автоматическим управлением.

Кроме того, 15 рабочих вспомогательного производства, находящихся под риском увольнения, пройдут опережающее профессиональное обучение по профессиям "машинист мостовых и башенных кранов", "стропальщик", что востребовано при строительстве судов военного назначения.

Реализация программных мероприятий на данном предприятии позволит сохранить кадровый состав работников завода из числа производственного персонала, повысить квалификацию работников вспомогательного персонала, произвести подготовительные работы для перехода на выполнение государственного заказа по производству судов. По результатам 2015 года прогнозируется увеличение валовой продукции по сравнению с 2014 годом на 18947,0 тыс. рублей, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на 3439 тыс. рублей.

Доля работников ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции", имеющих несовершеннолетних детей, в общей численности этих работников - участников Программы составляет 52%.

2. В рамках проведения мероприятий по опережающему профессиональному обучению и стажировке работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, АО "Буреягэсстрой" будет осуществлять профессиональное обучение и повышение квалификации работников, находящихся под риском увольнения. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2015 № 638)

АО "Буреягэсстрой" является крупнейшей строительной компанией Амурской области, основным направлением деятельности которой является строительство сложных, уникальных и масштабных объектов. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2015 № 638)

В связи с уменьшением в 2015 году объема работ в г. Благовещенск были приняты вынужденные меры по оптимизации расходов и сохранению сложившегося коллектива.

Общая численность работников предприятия на 3 марта 2015 года составляет 2383 человека. Численность работников, работающих на предприятиях Амурской области, составляет 1635 человек.

С целью предотвращения массового увольнения работников в АО "Буреягэсстрой" проведены следующие мероприятия по снижению риска напряженности на рынке труда: (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2015 № 638)

перевод на режим неполной рабочей недели 150 человек;

перевод на неполный рабочий день 14 человек;

отправлены в вынужденные отпуска с сохранением заработной платы 28 человек.

Под угрозой потери рабочих мест находится около 50 человек. Переобучение данных специалистов другим смежным профессиям, повышение квалификации являются необходимыми действиями для реализации контрактов на космодроме "Восточный" и позволят избежать сокращения работников и выполнить обязательства по заключенным договорам на строительство объектов космодрома "Восточный".

Для строительства объектов космодрома "Восточный" АО "Буреягэсстрой" будет организовано 30 временных рабочих мест для граждан, ищущих работу. Данные рабочие места являются временными, так как объемы выполняемых строительных работ являются сезонными. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2015 № 638)

Доля работников АО "Буреягэсстрой", имеющих несовершеннолетних детей, в общей численности этих работников - участников Программы составляет 71%. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2015 № 638)

3. Также предусмотрены мероприятия по временному трудоустройству граждан из числа специалистов и высококвалифицированных работников, находящихся под угрозой увольнения, либо граждан, ищущих работу, на ООО "Благовещенский ремонтно-механический завод" станочниками, рабочими литейного производства, электросварщиками ручной сварки. Всего запланировано трудоустройство 26 работников на временные рабочие места. Данные меры позволят повысить эффективность при производстве оборудования для золотодобывающей промышленности области, объем выпуска продукции производственно-технического назначения, выполнения ремонтных работ на 3,5 - 3,8 млн. рублей в месяц; прибыль предприятия увеличится в среднем на 550 - 600 тыс. рублей в месяц. Рост этих показателей приведет к увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней в среднем на 350 - 370 тыс. рублей в месяц, в том числе в региональный и территориальный бюджеты на 215 - 220 тыс. рублей в месяц.

Для обеспечения ООО "Благовещенский ремонтно-механический завод" постоянными работниками будет осуществляться опережающее профессиональное обучение 26 граждан из числа работников, находящихся под риском увольнения организаций области, граждан, ищущих работу, по профессиям "электрогазосварщик", "станочник".

Участие указанных организаций в реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2015 году, позволит работникам, находящимся под риском увольнения, сохранить занятость или быть трудоустроенными на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, стажировки, участия во временных работах. Дополнительные мероприятия позволят поддержать уровень доходов работников, находящихся под угрозой увольнения, в том числе особых категорий работников из числа инвалидов и родителей, имеющих несовершеннолетних детей.

Ищущие работу граждане, уволенные из организаций, являющихся участниками данной Программы, имеют приоритетное право участвовать в мероприятиях по временной занятости и опережающему профессиональному обучению, стажировке с дальнейшим гарантированным трудоустройством в других организациях.

Также гражданам, ищущим работу, будут оказываться государственные услуги в рамках подпрограммы "Содействие занятости населения" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 - 2020 годы".

 

III. Цели и задачи Программы

 

Целями Программы являются принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в области, кадровое обеспечение устойчивого развития экономики области, повышение уровня занятости инвалидов и молодежи.

Для достижения поставленной цели Программой предусматривается решение следующих задач:

1. Снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости.

2. Перераспределение трудовых ресурсов между видами экономической деятельности.

3. Повышение производительности труда, развитие персонала.

4. Обеспечение трудовых прав граждан, имеющих ограниченные возможности к труду.

 

IV. Система программных мероприятий

 

Программные мероприятия будут осуществляться по четырем направлениям в соответствии с целями и задачами Программы:

1. Организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

Предусмотрены мероприятия по организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Временно будут трудоустроены не менее 236 человек - участников Программы.

Приоритетное право на участие во временных работах имеют работники, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, выпускники образовательных организаций - инвалиды. Параметры мероприятий Программы по данному направлению (перечень работодателей, численность участников по организациям) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях области.

Перечень организаций, принимающих участие в реализации мероприятий по временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, приведен в приложении № 2 к Программе.

2. Организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

Реализация данного мероприятия предусматривает организацию опережающего профессионального обучения не менее 157 человек. Опережающее профессиональное обучение и стажировку работники будут осуществлять как для трудоустройства на своем предприятии, так и для перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребности отраслей экономики области, для трудоустройства на рабочие места, создаваемые при реализации инвестиционных проектов.

Приоритетное право при направлении на опережающее профессиональное обучение имеют работники, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, инвалиды, выпускники образовательных организаций - инвалиды.

Потребность организаций области в опережающем профессиональном обучении и стажировке представлена в приложении № 3 к Программе.

3. Социальная занятость инвалидов.

При реализации мероприятий будет сохранена занятость инвалидов на рабочих местах, а также их трудоустройство на создаваемые рабочие места в организациях, не имеющих извлечение прибыли в качестве главной цели своей хозяйственной деятельности. Численность инвалидов составит 50 человек.

Распределение численности инвалидов по предприятиям приведено в приложении № 4 к Программе.

Параметры мероприятий Программы, указанных в пунктах 1 - 3 настоящего раздела (перечень работодателей, численность участников по организациям), могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях области в порядке, изложенном в приложении № 5 к Программе.

4. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.

Данное мероприятие будет организовано для молодежи в возрасте от 22 до 30 лет в виде предоставления грантов для реализации 3 социальных проектов.

При этом социальные проекты могут быть направлены:

на оказание социальных услуг инвалидам;

на оказание социальных услуг лицам пенсионного возраста;

на оказание услуг по присмотру за детьми;

на патриотическое воспитание;

на оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина и др.

Отбор социальных проектов осуществляется на конкурсной основе.

 

V. Анализ рисков реализации и меры управления

рисками реализации Программы

 

При реализации Программы в условиях возникновения рисков осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и достижение установленных Программой конечных результатов.

К рискам реализации Программы следует отнести следующие:

ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников, рост напряженности на рынке труда.

Управление указанными рисками предполагается осуществлять посредством осуществления контроля за действиями участников Программы, за соблюдением принятых ими обязательств в соответствии с заключенными договорами, оказание им со стороны управления занятости населения области методической и информационной поддержки, постоянного мониторинга хода реализации мероприятий Программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке, взаимодействия участников Программы.

 

VI. Механизм реализации мероприятий Программы

и контроль за ходом ее выполнения

 

К участию в реализации Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные организации, государственные казенные учреждения Амурской области центры занятости населения (далее - центры занятости населения), работодатели, образовательные организации и другие заинтересованные лица.

Включение организаций, имеющих работников, находящихся под угрозой увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), а также организаций, реализующих программы повышения производительности труда, включая оптимизацию расходов и (или) развитие персонала, и (или) реализующих проекты, направленные на импортозамещение, в Программу осуществляется на основании договора, заключенного между Правительством области и данной организацией.

Форма соответствующего договора приведена в приложении № 6 к Программе.

Мероприятие "Организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" осуществляется в соответствии с Порядком реализации мероприятия "Организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" (приложение № 7 к Программе). Форма договора об участии во временном трудоустройстве работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, утверждается приказом управления занятости населения Амурской области (далее - управление).

Мероприятие "Организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" осуществляется в соответствии с Порядком реализации мероприятия "Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу" (приложение № 8 к Программе). Форма договора об организации опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, утверждается приказом управления.

Мероприятие "Социальная занятость инвалидов" осуществляется в соответствии с Порядком реализации мероприятия "Социальная занятость инвалидов" (приложение № 9 к Программе). Форма договора об организации социальной занятости инвалидов, в том числе о создании и сохранении рабочих мест для инвалидов, утверждается приказом управления.

Мероприятие "Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов" осуществляется в соответствии с Правилами предоставления грантов в форме субсидий индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с реализацией социальных проектов (приложение № 10 к Программе). Средства гранта направляются на финансирование (софинансирование) затрат получателя гранта на выплату заработной платы, связанной с реализацией социальных проектов.

Общий контроль за исполнением Программы осуществляют управление - уполномоченный орган по реализации Программы, министерство финансов области.

Управление осуществляет:

организацию выполнения мероприятий Программы;

координацию текущей деятельности основных исполнителей мероприятий Программы в пределах своих полномочий;

подготовку проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы в пределах своих полномочий;

подготовку в установленном порядке предложений об уточнении программных мероприятий и внесении изменений в Программу;

контроль за целевым использованием бюджетных средств;

оценку эффективности результатов реализации мероприятий Программы и соответствия результатов запланированным значениям целевых показателей;

подготовку информации и отчетов о выполнении Программы;

информирование населения и общественности о ходе реализации Программы в сети Интернет (средствах массовой информации).

Реализация Программы осуществляется совместно с центрами занятости населения, образовательными организациями, работодателями.

На центры занятости населения возложена ответственность за организацию, полное и своевременное проведение мероприятий Программы в муниципальных районах и городских округах области.

При необходимости, связанной с обострением ситуации в отраслях экономики области и влиянием кризисных явлений на деятельность организаций области, управлению предоставляется право перераспределять выделяемые финансовые средства в разрезе организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы.

 

VII. Финансирование мероприятий Программы

(Раздел в редакции Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2015 № 638)

 

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в пределах выделенной из федерального бюджета субсидии, а также за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели.

Общий объем финансирования Программы на 2015 год - 37777040 рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 635440 рублей;

планируемая к привлечению субсидия из федерального бюджета - 37141600 рублей.

К временному трудоустройству планируется привлечь 236 работников, находящихся под риском увольнения. Для реализации данных мероприятий необходимо 17658100 рублей.

Опережающее профессиональное обучение для работников, находящихся под риском увольнения, запланировано для 157 работников на сумму 14669540 рублей.

Возмещение затрат на заработную плату работодателю при организации социальной занятости 50 инвалидов составит 4594400 рублей.

На стимулирование занятости молодежи при реализации 3 социальных проектов потребуется 855000 рублей.

Перечень и объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложении № 11 к Программе.

                        

VIII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

Результатами реализации мероприятий Программы в соответствии с намеченной целью являются:

организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, не менее 236 человек;

организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под риском увольнения в связи с реализацией на предприятиях программ повышения производительности труда, развития персонала, для не менее 76 работников;

социальная занятость 50 инвалидов;

стимулирование занятости граждан из числа молодежи при реализации 3 социальных проектов.

Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе и уровень зарегистрированной безработицы на конец 2015 года в размере 3,3% от численности экономически активного населения Амурской области. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 10.04.2015 № 170)

 

IX. Показатели эффективности реализации Программы

 

Результаты реализации мероприятий Программы позволят:

сдержать уровень регистрируемой безработицы не выше 4% от численности экономически активного населения;

сохранить уровень занятости населения не ниже 85%.

По результатам реализации Программы:

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, составит не менее 95%;

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости, составит не менее 95%;

доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, инвалидов, выпускников образовательных организаций - инвалидов, в общей численности участников мероприятий Программы составит не менее 52%.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к Программе


Информация по документу
Читайте также