Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 22.04.2014 № 253-рпПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ N 253-рп 22 апреля 2014 г. г. Хабаровск Об утверждении Концепции продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года В целях реализации в Хабаровском крае на среднесрочную перспективу Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Концепция). 2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Концепцией при разработке документов, затрагивающих вопросы продовольственной безопасности Хабаровского края. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края при разработке муниципальных программ, затрагивающих вопросы продовольственной безопасности, учитывать положения Концепции. 4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра сельского хозяйства и продовольствия края Яца А. П. И. о. Председателя Правительства края С. В. Щетнев УТВЕРЖДЕНА Распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 апреля 2014 г. N 253-рп КОНЦЕПЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 1. Общие положения Концепция продовольственной безопасности Хабаровского края (далее - Концепция) - документ, отражающий определенное понимание сущности решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности Хабаровского края (далее также - край), определяющий направления развития и способы решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее также - Доктрина продовольственной безопасности). Настоящая Концепция направлена на формирование основы продовольственной безопасности Хабаровского края в условиях современных вызовов и рисков, с учетом возможности наступления и реализации этих вызовов и рисков. Концепция разработана в соответствии со следующими правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России от 30 января 2010 г. N 120; Федеральный закон от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р; Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"; Закон Хабаровского края от 26 июля 2005 г. N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае"; постановление Правительства Хабаровского края от 15 июля 2010 г. N 173-пр "Об основных направлениях развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2015 года"; постановление Правительства Хабаровского края от 09 сентября 2010 г. N 252-пр "Об основных направлениях повышения эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края на 2011-2015 годы"; постановление Правительства Хабаровского края от 26 января 2012 г. N 9-пр "Об основных направлениях развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов"; распоряжение Правительства Хабаровского края от 17 июня 2013 г. N 412-рп "О реализации направлений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в Хабаровском крае". 1.1. Основные понятия Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные понятия: - продовольственная безопасность Хабаровского края (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики края, при котором обеспечивается продовольственная независимость края, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя края пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; - продовольственная независимость Хабаровского края (далее - продовольственная независимость) - устойчивое региональное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка края соответствующих продуктов; - физическая доступность пищевых продуктов - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах края обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов; - экономическая доступность пищевых продуктов - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения. 1.2. Цели и задачи Целью Концепции является определение путей и способов устойчивого обеспечения в долгосрочной перспективе до 2020 года продовольственной безопасности и независимости Хабаровского края. Задачами Концепции являются: 1) определение понятия продовольственной безопасности края, ее основных составляющих и путей ее достижения; 2) определение принципов, на которых строится краевая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности; 3) определение критериев оценки уровня продовольственной безопасности края; 4) определение значений целевых показателей, характеризующих продовольственную безопасность края, до 2020 года; 5) оценка рисков продовольственной безопасности региона; 6) определение основных направлений экономической политики края в целях обеспечения продовольственной безопасности. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения края безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. С учетом отнесения Хабаровского края к неблагоприятным регионам для ведения сельского хозяйства продовольственная независимость считается условно достигнутой, если обеспечение продовольствием за счет собственного сельскохозяйственного производства составляет более 50 процентов от объема потребления населением края продуктов питания. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются: 1) своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов; 2) устойчивое развитие регионального производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной безопасности; 3) достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого жителя края безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; 4) обеспечение безопасности пищевых продуктов; 5) создание условий для развития системы заготовки пищевых лесных продуктов. 1.3. Принципы обеспечения продовольственной безопасности Основные принципы обеспечения продовольственной безопасности: 1) максимальное использование природного потенциала, конкурентных преимуществ края; 2) стремление к продовольственной независимости; 3) максимальное использование рыночных принципов развития в сфере обеспечения продовольствием; 4) принятие управленческих решений исходя из изменения текущего и перспективного состояния самообеспеченности, возникновения внутренних и внешних угроз; 5) формирование и поддержание необходимых запасов и резервов продовольствия в крае; 6) распространение положений Концепции на все муниципальные образования края; 7) максимальное использование собственного трудового потенциала края; 8) определение и планирование мер государственной поддержки и разработка соответствующих программных мероприятий исходя из эффективности использования бюджетных средств и роста показателей самообеспеченности; 9) максимальное использование резервов роста внутреннего потребления собственной продукции (использование средств массовой информации, общественных мероприятий, выставок, системы социального питания, продовольственной помощи). 2. Основные показатели продовольственной безопасности В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: - зерна - не менее 95,0 процентов; - сахара - не менее 80,0 процентов; - растительного масла - не менее 80,0 процентов; - мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85,0 процентов; - молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90,0 процентов; - рыбной продукции - не менее 80,0 процентов; - картофеля - не менее 95,0 процентов; - соли пищевой - не менее 85,0 процентов. Из перечисленных продуктов в крае не производятся либо не развито производство зерна, сахара, растительного масла, соли пищевой. Для оценки состояния продовольственной безопасности используются показатели удельного веса сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия производства Хабаровского края в общем объеме товарных ресурсов краевого рынка соответствующих продуктов: - мяса и мясопродуктов; - молока и молокопродуктов; - рыбной продукции; - картофеля; - овощей; - воды бутилированной. 2.1. Показатели в сфере регионального продовольственного потребления Показателями в сфере регионального продовольственного потребления являются: - денежные доходы в расчете на душу населения; - индекс потребительских цен на пищевые продукты; - обеспеченность торговыми площадями для реализации продовольственных товаров на 1 тыс. жителей; - объемы адресной помощи населению; - темп роста оборота розничной торговли продовольственными товарами на душу населения; - общий объем реализованных продовольственных товаров; - потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения. 2.2. Показатели в сфере регионального производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья Показателями в сфере регионального производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья являются: - удельный вес сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведенных в крае, в общем объеме товарных ресурсов; - объемы производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах; - доля сельскохозяйственной продукции, произведенной в крае, в общем объеме реализованных продовольственных товаров; - объем производства пищевой продукции, включая напитки; - темпы роста объемов производства пищевой продукции, включая напитки, на душу населения; - темпы роста объемов производства обогащенных, диетических и функциональных продуктов питания, произведенных в крае; - удельный вес бутилированной питьевой воды производства предприятий края в общем объеме потребляемой питьевой воды. 2.3. Показатели в сфере государственного регулирования и управления Показателями в сфере государственного регулирования и управления являются: - бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в расчете на один рубль реализованной продукции; - бюджетная поддержка производителей рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на один рубль реализованной продукции. 3. Современное состояние продовольственной безопасности и тенденции развития 3.1. Общая характеристика состояния продовольственной безопасности В оценке состояния продовольственной безопасности основной показатель - удельный вес отечественной и произведенной в крае сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов. Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности значительно превышают региональные показатели по уровню самообеспечения по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам. Вместе с тем достигнутый в 2012 году уровень самообеспечения рыбной продукцией превышает пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности в 3,4 раза. Достаточно высокий показатель самообеспечения края в сравнении с Доктриной продовольственной безопасности по картофелю. Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в сравнении с самообеспечением в крае (процентов) ----------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Удельный вес отечественной | +, - к 2012 году | | продуктов | сельскохозяйственной продукции и | | | | продовольствия в общем объеме товарных | | | | ресурсов | | | |----------------------------------------+------------------------------| | | пороговые | уровень | к значениям | к 2010 |+++++++| | | значения по | самообеспечения в крае | Доктрины | году |+++++++| | | Доктрине в |--------------------------| Российской | |+++++++| | | Российской | 2010 | 2011 | 2012 | Федерации | |+++++++| | | Федерации | год | год | год | | |+++++++| |---------------------+-------------+-------+--------+---------+-----------------------+------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Мясо и мясопродукты 85 21,5 21,1 20,1 -64,9 -1,4 Молоко и 90 18,3 17,8 17,6 -72,4 -0,7 молокопродукты Рыбная продукция 80 272,2 272,4 272,4 +192,4 +0,2 Картофель 95 96,5 95,1 94,2 -0,8 -2,3 Яйца (не определено - 81,2 72,8 80,2 - -1,0 Доктриной Российской Федерации) На протяжении 2010-2012 гг. складывалась положительная динамика увеличения потребления основных продуктов питания на душу населения: возросло потребление рыбы и мясопродуктов. Практически не изменилось среднедушевое потребление яиц, молока, картофеля и хлеба. Выше рациональных норм потребления находится потребление в крае мяса, рыбы, картофеля, яиц и хлеба. На треть ниже норм - потребление молока, на 10,0 процентов - потребление овощей. Потребление основных продуктов питания в Хабаровском крае на душу населения в год -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Рациональная | Российская Федерация | Хабаровский край | | продуктов | норма |-----------------------+--------------------------------------| | | потребления | 2010 | 2011 | 2012 | 2010 | 2011 | 2012 | 2012 год | | | | год | год | год | год | год | год | (процентов | | | | | | | | | | относительно | | | | | | | | | | рациональной | | | | | | | | | | нормы) | |-----------------------+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Мясо и мясопродукты 70,0-75,0 (72,5) 69,0 71,0 74,0 77,0 79,0 81,0 111,7 (в пересчете на мясо) (килограммов) Молоко и 320,0-340,0 (330,0) 247,0 246,0 249,0 207,0 207,0 208,0 63,0 молокопродукты (в пересчете на молоко) (килограммов) Рыбная продукция 18,0-22,0 (20,0) 15,6 16,6 17,1 29,0 31,0 33,0 165,0 (килограммов) Картофель 95,0-100,0 (97,5) 104,0 110,0 111,0 143,0 142,0 142,0 155,9 (килограммов) Яйца (штук) 260,0 269,0 271,0 276,0 263,0 263,0 265,0 101,9 Хлебобулочные и 95-105 (100) 120 119 119 123 123 123 123,0 макаронные изделия в пересчете на муку (килограммов) По среднедушевому потреблению Хабаровский край отстает от средних показателей по России по молочным продуктам, яйцам и растительному маслу. В то же время превосходит российские показатели по рыбе, мясу и картофелю. Внутри краевой рынок продовольственных товаров формируется за счет собственных ресурсов и за счет ввоза продовольствия из других регионов России и импортных поставок. Производство отдельных видов продуктов питания в основном ориентировано на сбыт продукции потребителям края, однако по некоторым видам продуктов продукция вывозится и в другие регионы страны. Высокие транспортные тарифы и себестоимость товаров ограничивают географию вывоза продовольственных товаров в пределах Дальневосточного федерального округа, за исключением алкогольной продукции. Наибольший удельный вес в общем объеме вывоза продовольственных товаров в 2012 году занимает пиво (50,7%), а также рыба и продукты рыбные (48,28%). Также за пределы края вывозились в незначительном объеме такие товары как водка и ликероводочные изделия, соки и фруктовое пюре, мясо, включая мясо птицы, колбасные изделия, кондитерские изделия, консервы томатные, макаронные изделия. Краевой рынок продовольственных товаров в значительной степени зависит от ввоза из других регионов и импорта. В 2012 году объем ввезенных продовольственных товаров в край в товарной массе сократился по сравнению с 2011 годом на 3,7 процента. Увеличился на 2,4 процента объем потребления продукции производителей края. Удельный вес продукции местных изготовителей в структуре ассортимента потребительского рынка составляет по колбасным изделиям - 39,0 процентов, по цельномолочной продукции - 70,0 процентов, по кондитерским изделиям - 33,0 процента, по водке и ликероводочным изделиям - 54,2 процента, по хлебобулочным изделиям - 99,0 процентов. В целях своевременного прогнозирования, выявления и предотвращения угроз продовольственной безопасности края сформирована единая система мониторинга продовольственной безопасности, включающая в себя: - показатели уровня производства и самообеспечения основных видов продовольствия; - продовольственные балансы (молоко, мясо, зерно, сахар, рыба); - мониторинг ценовой ситуации на рынке продовольствия цен на социально значимые продукты питания; - мониторинг оптово-отпускных цен по крупным сельскохозяйственным организациям и предприятиям пищевой промышленности края, на сырье для их производства. Мониторинг и анализ основных показателей деятельности сельскохозяйственных организаций, предприятий пищевой и рыбоперерабатывающей отраслей края производится на основании данных статистической отчетности и данных предприятий-производителей. 3.2. Современное состояние агропромышленного комплекса и его роль в обеспечении продовольственной безопасности Основу продовольственной безопасности края составляет стабильное отечественное производство сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. 3.2.1. Состояние сельского хозяйства За 2013 год объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств составил 21 325,4 млн. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимой оценке) к уровню 2012 года составил 96,4 процента. В 2013 году продолжилась тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота, которая началась с 1999 года. На начало 2014 года поголовье крупного рогатого скота составило 24,7 тыс. голов, что на 6,5 процента ниже уровня 2012 года. Поголовье свиней во всех категориях хозяйств составило 61,1 тыс. голов, или 92,4 процента к уровню прошлого года. К соответствующему периоду прошлого года поголовье сократилось на 5,0 тыс. голов. В то же время в сельскохозяйственных организациях поголовье снизилось на 1,4 тыс. голов (на 2,9%). Поголовье птицы по состоянию на 01 января 2014 г. в хозяйствах всех категорий составило 2 093,4 тыс. голов - 106,2 процента к уровню на 01 января 2013 г. К уровню на 01 января 2013 г. поголовье птицы увеличилось на 122,9 тыс. голов. Производство яиц всех видов во всех категориях хозяйств края составило 306,1 млн. штук, или 104,8 процента к аналогичному периоду прошлого года. Объем производства перепелиных яиц в 2013 году составил 4 165,6 млн. штук, или 21,0 процент в общем объеме производства яиц в крае. Для сравнения: в 2010 году данный показатель составлял 1,1 млн. штук, или 0,4 процента от общего объема производства яиц. Яйценоскость курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях края в 2013 году составила 302 штуки, что выше уровня прошлого года на 4 штуки. Основные меры по развитию животноводства были направлены на повышение устойчивости производства в таких отраслях, как птицеводство, свиноводство и молочно-мясное скотоводство на основе их технической и технологической модернизации. Производство мяса скота и птицы во всех категориях хозяйств в 2013 году составило 31,2 тыс. тонн, или 96,0 процентов к уровню прошлого года. В сельскохозяйственных организациях производство мяса составило 16,6 тыс. тонн, или 96,4 процента к уровню 2012 года. Производители края активно проводят работы по технологической модернизации отрасли, которая включает строительство и реконструкцию птицеводческих помещений, развитие необходимой технической и технологической оснащенности, строительство цехов по переработке яиц, создание современной птицеперерабатывающей базы и развитие логистической инфраструктуры. Ввиду сложных погодных условий 2013 года были затруднены работы по уборке основных сельскохозяйственных культур, заготовке кормов и подъему зяби. Заготовка грубых кормов в сельскохозяйственных организациях края составила 51,0 тыс. тонн, что на 10,9 процента ниже уровня прошлого года, из них: сено - 16,8 тыс. тонн, что на 24,1 процента ниже уровня прошлого года, сенаж - 30,3 тыс. тонн, или 89,3 процента к уровню прошлого года, солома - 3,9 тыс. тонн, или в 3,5 раза выше уровня прошлого года. Заготовка сочных кормов составила 45,3 тыс. тонн, что на 17,4 процента ниже уровня прошлого года. Зерновых культур в весе после доработки намолочено 9,6 тыс. тонн, что на 29,9 процента ниже уровня прошлого года. Урожайность зерновых культур составила 18,6 ц/га, что на 1,6 ц/га выше уровня прошлого года. Сои в весе после доработки намолочено 16,4 тыс. тонн, что на 1,8 процента выше уровня прошлого года. Урожайность сои составила 11,5 ц/га, что на 0,8 ц/га ниже уровня прошлого года. Картофеля накопано 268,1 тыс. тонн, или 95,7 процента к уровню прошлого года, урожайность - 167,0 ц/га, что на 3,0 процента, или 4,8 ц/га выше уровня 2012 года. Валовой сбор кукурузы на силос составил 57,8 тыс. тонн, или 86,1 процента к уровню прошлого года, урожайность - 138,5 ц/га, что на 12,8 процента, или 15,7 ц/га выше уровня прошлого года. Зябь поднята на площади 11,3 тыс. гектаров, или 63,2 процента к уровню прошлого года. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций края (с учетом субсидий) по итогам работы за 9 месяцев 2013 года (бухгалтерская отчетность) составил минус 3,3 процента (снижение к соответствующему периоду прошлого года на 10,9 процентных пункта). Выручка от реализации продукции снизилась на 2,4 процента, а себестоимость реализованной продукции осталась на уровне прошлого года. Краткосрочная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций на 01 октября 2013 г. составила 1 031,6 млн. рублей и снизилась на 68,9 млн. рублей к уровню 01 января 2013 г.; дебиторская задолженность составила 969,8 млн. рублей и снизилась за 9 месяцев 2013 года на 6,7 млн. рублей. За 2013 год в бюджет края поступило налогов и сборов в размере 10 025,2 млн. рублей, что составляет 112,6 процента к уровню 2012 года. В целом для сельского хозяйства края остаются актуальными проблемы: - низкая инвестиционная привлекательность отраслей сельского хозяйства; - острая нехватка квалифицированных специалистов и работников массовых профессий в отраслях сельского хозяйства; - низкий уровень заработной платы работников, занятых в отрасли сельского хозяйства; - изношенность основных производственных фондов, устаревшие технологии; - низкий уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций края. В государственной программе Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр (далее также - государственная программа), предусмотрены мероприятия, содержащие государственную поддержку развития инфраструктуры сельской местности и приобретения жилья на селе, поддержку малых форм хозяйствования, сохранения и защиты почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В целях улучшения финансово-экономической ситуации в отрасли продолжится работа по: - возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам коммерческих банков на срок до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм); - обеспечению возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным на развитие производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами; - субсидированию строительства (приобретения) жилья для проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов (или их семей); - техническому переоснащению сельскохозяйственного производства. Все эти виды государственной поддержки относятся к "зеленой корзине", их размер не лимитируется правилами Всемирной торговой организации (далее - ВТО). Существенные изменения в мерах государственной поддержки произошли именно в связи со вступлением России в ВТО. Среди основных преобразований - замещение некоторых видов поддержки производства растениеводческой продукции на субсидии, направленные на повышение доходов сельскохозяйственного товаропроизводителя: - введение субсидий на килограмм товарного реализованного молока, на один гектар посевной площади; - поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Все вышеперечисленные мероприятия направлены на стабилизацию роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Именно принципы комплексного развития сделают реализацию государственной программы максимально эффективной. 3.2.2. Состояние пищевой и перерабатывающей промышленности Пищевая и перерабатывающая промышленность - одно из важнейших звеньев агропромышленного комплекса, и ей принадлежит ведущая роль в решении проблемы обеспечения населения края различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. Развитие пищевой промышленности непосредственно связано с удовлетворением населения разнообразными и качественными продуктами питания. На территории края производство пищевой продукции осуществляют 298 предприятий, на которых занято более 6,4 тыс. человек, ассортимент продукции насчитывает более 1 550 наименований. На протяжении ряда лет доля пищевой промышленности превышает 16,0 процентов в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств края. В 2012 году на одного человека произведено: цельномолочной продукции - 61,1 килограмма, колбасных изделий - 4,6 килограмма, полуфабрикатов - 5,1 килограмма, хлебобулочных изделий - 53,2 килограмма, мяса и субпродуктов - 8,5 килограмма, пива - 185,4 литра, водки - 9,2 литра, муки - 5,7 килограмма. Основные показатели, характеризующие развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края в 2010-2013 годах ------------------------------------------------------------------------------------------------ | N п/п | Показатели | Единица | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | | | | измерения | (факт) | (факт) | (факт) | (факт) | |-------+------------------------+-----------------+----------+----------+----------+----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Индекс промышленного процентов 91,7 104,6 102,4 91,3 производства 2. Объем отгруженной млн. рублей 15 230 20 318 22 720 21 260 продукции 3. Объемы производства 3.1. Цельномолочная тыс. тонн 73,3 75,4 81,9 87,3 продукция (включая молочный напиток) 3.2. Кондитерские изделия тыс. тонн 5,97 5,98 5,81 5,70 3.3. Хлеб и хлебобулочные тыс. тонн 71,60 72,07 69,97 66,10 изделия 3.4. Водка и ликероводочные тыс. дал 1 123 1 304 1 234 1 132 изделия 3.5. Пиво тыс. дал 22 863 24 201 24 861 21 619 3.6. Мясо и субпродукты тонн 10 547 11 086 11 363 10 715 3.7. Колбасные изделия тонн 7 361 6 463 6 212 5 733 3.8. Воды минеральные и тыс. полулитров 113 166 86 756 81 605 91 553 питьевые 3.9. Рыба и продукты рыбные тонн 175 696 182 063 199 945 200 567 переработанные и консервированные 4. Инвестиции в основной млн. рублей 599,4 451,3 383,7 664,0 капитал: производство пищевых продуктов, включая напитки 5. Использование производственных мощностей 5.1. Цельномолочная процентов 76,3 85,3 90,3 91,3 продукция 5.2. Мясо и субпродукты процентов 80,5 85,7 89,0 84,6 5.3. Хлеб и хлебобулочные процентов 47,3 48,9 60,0 30,7 изделия 5.4. Водка и ликероводочные процентов 39,7 45,1 42,0 39,9 изделия 5.5. Пиво процентов 59,1 62,6 64,3 67,9 6. Количество занятых в тыс. человек 14,0 15,0 14,0 13,5 отрасли 7. Среднемесячная рублей 18 279 17 043 22 638 23 770 заработная плата Основными задачами продовольственной безопасности в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности являются: - создание условий, при которых обеспечивается экономическая доступность продовольствия для населения края; - рост производства продовольствия предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в целях обеспечения доступности пищевых продуктов для удовлетворения потребностей населения Хабаровского края на уровне не ниже рациональных норм потребления. Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 июля 2010 г. N 173-пр одобрены Основные направления развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2015 года (далее - Основные направления развития пищевой промышленности края), предусматривающие повышение эффективности работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечение вклада отрасли в укрепление продовольственной безопасности края. Продукцию лечебно-профилактического назначения в крае вырабатывают 42 предприятия пищевой промышленности, ассортимент насчитывает 128 наименований, включающих хлебобулочные изделия, молочную и мясную продукцию, воду минеральную питьевую лечебно- столовую. В соответствии с направлениями развития, в целях повышения конкурентоспособности продукции предприятиями осуществляется модернизация отрасли, выпуск новых видов продукции, внедрение систем менеджмента качества и безопасности производства и продуктов. На техническое перевооружение с 2010 по 2012 год направлено 498,0 млн. рублей. Продукция производителей пищевой промышленности края регулярно представляется на выставках, ярмарках и конкурсах различных уровней. Вместе с тем, несмотря на определенные положительные моменты, экономические показатели деятельности пищевой промышленности свидетельствуют о недостаточно эффективном использовании ресурсов и потенциала отрасли. Негативное влияние на развитие отрасли продолжает оказывать ряд факторов: - недостаток собственной сырьевой базы, высокая стоимость завозного сырья; - высокие тарифы на электро- и тепловую энергию, железнодорожные перевозки; - наличие жесткой конкуренции на рынках сбыта; - вступление России в ВТО. Коэффициент загрузки производственных мощностей не превышает 60,0 процентов (за исключением мощностей по производству мяса и субпродуктов, молочной продукции и пива), среднегодовые темпы обновления основных производственных фондов составляют не более 8,0 процентов. Актуальными остаются вопросы обеспеченности финансовыми ресурсами, а также недостаток кадров. Перечисленные факторы, безусловно, влияют на снижение эффективности работы отрасли, обуславливают недостаточную конкурентоспособность местной продукции. Вместе с тем имеющийся ресурсный потенциал, устойчивый и стабильный спрос на продукцию местных производителей создают необходимые предпосылки для более динамичного развития пищевой промышленности края. 3.2.3. Состояние рыбохозяйственного комплекса Доля рыбной отрасли в общем объеме промышленного производства края составляет около 5,0 процентов. По объемам вылова Хабаровский край занимает четвертое место в Дальневосточном федеральном округе и шестое в Российской Федерации. Основными районами промысла водных биоресурсов для предприятий края являются Охотское, Берингово и Японское моря, воды Татарского пролива, а также внутренние водоемы края. Береговые предприятия оснащены стационарными морозильными мощностями на 6,6 тыс. тонн заморозки в сутки, холодильными емкостями на 40,6 тыс. тонн единовременного хранения, а также мощностями по посолу, выпуску копченой и вяленой продукции, консервов и пресервов, а также полуфабрикатов и кулинарии. Рыбная отрасль края на протяжении последних лет имеет положительную динамику по многим показателям, некоторые из которых превышают общероссийские. Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов составил в 2013 году 240,1 тыс. тонн, объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных - 200,6 тыс. тонн, что составляет 101,0 процент и 100,3 процента соответственно к уровню 2012 года. В 2013 году выпущено 29,8 тыс. тонн, или 101,4 процента к уровню 2012 года продукции высокой степени переработки. Ежегодно расширяется ассортимент выпускаемой продукции, который сегодня насчитывает более 300 наименований, внедряются передовые технологии производства, новые виды тароупаковочных материалов. Большая часть рыбной продукции, вырабатываемой на береговых предприятиях, выпускается в потребительской таре (вакуумные пакеты с подложкой и без, полиэтиленовая и стеклянная банка от 100 граммов и более). Более половины производимой продукции предприятиями края поставляется на экспорт. В структуре экспорта порядка 90,0 процентов составляет рыба мороженая. Наиболее доходными экспортными позициями являются продукция из ракообразных (крабов, креветок), а также продукция из минтая (филе и фарш минтая мороженые, икра минтая мороженая). Более 60,0 процентов продукции, поставляемой на внутренний рынок, реализуется на территории края путем прямых поставок продукции по договорам в розничную торговую сеть, а 27 предприятий имеют собственную либо арендованную розничную сеть. Большое внимание предприятия рыбной отрасли уделяют вопросам модернизации и технического перевооружения, внедрению инновационных технологий и ежегодно направляют на эти цели более 450,0 млн. рублей, что позволяет наращивать объемы выпуска продукции, соответствующей международным стандартами качества и растущим требованиями к санитарным условиям на производстве. На протяжении многих лет в крае проводятся работы по искусственному воспроизводству тихоокеанских лососей. На территории края в настоящее время действует семь лососевых рыбоводных заводов общей мощностью 88,0 млн. штук молоди в год, из которых три - государственные, четыре находятся в частной собственности. Искусственное разведение осетровых видов рыб осуществляется в крае на подведомственных федеральному государственному бюджетному учреждению "Амуррыбвод" Анюйском рыборазводном заводе (осетровая часть) и производственно-экспериментальной базе "Лососина" в Советско- Гаванском муниципальном районе. Их суммарная мощность составляет 1,03 млн. штук молоди осетровых в год. Основные проблемы развития отрасли: - отсутствие стимулирующих условий для увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок и увеличения объемов производства продукции высокой степени переработки; - состояние существующей портовой инфраструктуры, недостаток накопительных холодильных мощностей в морских портах не позволяет оперативно и в полной мере справляться с потоком рыбной продукции в пиковые периоды и наращивать объемы поставок рыбной продукции на внутренний рынок; - отсутствие достаточного количества собственных оборотных средств у рыбохозяйственных предприятий края и недостаток залоговых ресурсов для получения долгосрочных кредитов в российских кредитных организациях для осуществления масштабного обновления рыбопромыслового флота и развития высокотехнологичной рыбоперерабатывающей инфраструктуры. 3.2.4. Состояние рынков продовольствия и торговли, физическая доступность продуктов питания для населения Развитие продовольственного рынка зависит от состояния агропромышленного комплекса как основного источника формирования продовольственного фонда, торговой сферы, от платежеспособности покупателей и потребительского спроса. Состояние сферы торговли в Хабаровском крае имеет положительную динамику развития. В 2012 году объем продажи продовольственных товаров населению составил 106,2 млрд. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличился на 11,7 процента в сопоставимых ценах. На душу населения в 2012 году продано товаров на 79,1 тыс. рублей с ростом по сравнению с 2010 годом на 12,0 процентов в сопоставимых ценах. По оценке 2013 года прирост объема реализации продовольственных товаров к 2012 году составил 4,5 процента в сопоставимых ценах. Объем продажи продовольственных товаров в обороте розничной торговли составляет 57,5 процентов (в 2011 году этот показатель составлял 57,7%). Покупательская способность населения напрямую зависит от денежных доходов. За 2010-2012 годы доходы населения края увеличились на 10,0 процентов, при этом доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снижалась и составила в 2012 году 14,2 процента. Другой важной составляющей экономической доступности продовольствия для населения являются потребительские цены. В 2011 году индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 107,1 процента по отношению к декабрю 2010 г., по итогам 2012 года темпы продовольственной инфляции в крае составили 106,0 процентов, что явилось наиболее низким показателем с 2007 года. В крае работает 3 851 предприятие розничной торговли по реализации продовольственных товаров с торговой площадью 277,0 тыс. кв. метров. С 2010 года прирост площадей составил 52,0 тыс. кв. метров. Обеспеченность торговыми площадями населения превышает установленный в крае минимальный норматив на 84,8 кв. метра и составляет 293,4 кв. метра на 1 тыс. жителей. Развиваются региональные и местные торговые сети, в которых формируется порядка 17,0 процентов оборота розничной торговли Хабаровского края, около 16,0 процентов объема реализации продовольственных товаров. В общем обороте розничной торговли торговых сетей наибольший удельный вес занимает оборот продовольственных товаров - 54,2 процента (в 2011 году - 47,7%). По методу самообслуживания в крае работает 376 предприятий с торговой площадью 134,2 тыс. кв. метров, за три года количество предприятий, которые ввели такую форму торговли, приросло на 103 объекта (32,0 тыс. кв. метров). Особое внимание уделяется социально незащищенным гражданам. В крае 81 магазин и отдел осуществляют реализацию продовольственных товаров на льготных условиях (минимальная торговая надбавка, предоставление скидок, бесплатных наборов продуктов питания). В решение ряда социальных проблем вносит вклад рыночная и ярмарочная торговля благодаря обеспечению населения товарами по доступным ценам, продвижению продукции сельскохозяйственных производителей на потребительский рынок, предоставлению торговых мест на льготных условиях гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и занимающимся садоводством и огородничеством. В сфере рыночной торговли произошли существенные преобразования. Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" установлены требования по переводу с 2013 года розничных рынков в капитальные объекты. За 2010-2012 годы на рынках построено 29 капитальных сооружений на 2 270 торговых местах. В 2012 году из 23 розничных рынков 16 рынков преобразованы в другие форматы торговли: 13 - в ярмарки, 3 - в торговые центры. Доля продаж на рынках в объеме розничного оборота составляет 7,4 процента и сократилась на 0,9 процентных пункта в сравнении с 2010 годом. В настоящее время в крае работает шесть универсальных розничных рынков на 1 240 торговых мест. В крае осуществляют деятельность 59 продовольственных и универсальных ярмарок на 3 264 торговых места, в том числе 1 563 мест предоставлено сельскохозяйственным производителям. С 2010 года открылось дополнительно 27 ярмарок по продаже продовольственных товаров на 2 374 торговых места. По-прежнему велика роль рыночной торговли в обеспечении населения мясом, овощами. Доля рынков в обеспечении населения картофелем составляет 22,5 процента, свежими овощами - 11,9 процента, свежими фруктами - 5,7 процента, мясом (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса) - 7,6 процента. В структуре оборота розничной торговли преобладают объемы продажи товаров индивидуальными предпринимателями - 35,5 процента, субъекты малого предпринимательства занимают 28,6 процента, на долю крупных и средних организаций розничной торговли приходится 28,5 процента. Оптовую торговлю в крае осуществляют 209 крупных и 1 300 мелкооптовых операторов, 27 оптово-розничных баз с площадью складских помещений 173,5 тыс. кв. метров. Инфраструктура оптового звена сохраняется на уровне 2010 года. Оборот оптовой торговли в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 34,9 процента в сопоставимых ценах и составил 276,0 млрд. рублей. Оборот 2013 года составил 285,0 млрд. рублей, что на 2,8 процента выше соответствующего периода 2012 года. Консолидация в секторе низкая: оптовая торговля представлена значительным количеством относительно небольших компаний, работающих, как правило, в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре. Недостаток собственных средств у оптовых операторов, низкий уровень развития сферы кредитования, отсутствие достаточного количества крупных потребителей (торговых сетей) являются сдерживающими факторами развития современных форм оптовой торговли через логистические и распределительные центры. В сфере оптовой торговли сохраняется многозвенность товародвижения, наличие большого количества посреднических структур. Технологические потребности производителей, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей продукция частично хранится в малоприспособленных помещениях, в которых сложно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых организаций. В целях стабильного обеспечения населения муниципальных образований края с ограниченными сроками завоза грузов Правительством Хабаровского края осуществляется субсидирование транспортных расходов на доставку продовольственных товаров. Субсидии выделяются из краевого бюджета на доставку муки, сахара, молока сухого, детского питания и яблок в северные районы края, где транспортное сообщение прерывается на срок более 90 дней: Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский районы. 4. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности С учетом региональных особенностей Хабаровского края как региона, зависимого от ввоза продовольствия и имеющего приграничные территории, дополнительными рисками и угрозами продовольственной безопасности будут являться: - природно-климатические, гидрометеорологические, агроэкологические риски; - повышенные риски в сфере качества и безопасности продовольствия, включая питьевую воду; - экономические риски в части формирования более высокого по себестоимости продовольствия (относительно других регионов страны), снижения рентабельности производства; - социальные риски, риски снижения платежеспособности и покупательской способности жителей края; - риски сокращения численности сельского населения, численности работающих в сельскохозяйственном производстве; - зависимость развития сельскохозяйственного производства от получения государственной поддержки и риск снижения производства в случае уменьшения или недостаточности государственной поддержки из бюджетов всех уровней, другие риски. В сфере сельского хозяйства наиболее значимыми рисками являются: - переувлажнение почвы. Причина переувлажнения - сильные продолжительные осадки в апреле, августе, сентябре. С 2009 года наблюдается ежегодно; - затопление сельскохозяйственных угодий в результате разлива рек; - вспышка размножения особо опасных вредителей сельскохозяйственных растений, способных создавать чрезвычайные ситуации в агропромышленном комплексе края; - продолжительные периоды почвенной засухи. Все виды гидрометеорологических явлений в Хабаровском крае влекут за собой значительный ущерб экономике сельскохозяйственного товаропроизводителя и имуществу граждан. Кроме того, эти явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней и т.д. В ветеринарном отношении наиболее значимыми рисками являются: - снижение патогенности циркулирующих в Российской Федерации вирусов, что затрудняет своевременное обнаружение инфицированных животных, повышает вероятность распространения болезни, что может привести к возникновению на территории края очагов особо опасных болезней животных и осложнению эпизоотической обстановки; - занос на территорию Российской Федерации новых заболеваний, причем не только известных, но и новых, что также может негативно отразится на эпизоотическом благополучии края. В целях минимизации рисков в сельскохозяйственном производстве в 2012-2013 годах продолжены мероприятия, направленные на сокращение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера. В сфере пищевой и перерабатывающей промышленности можно выделить следующие группы рисков: - технологические, связанные с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, увеличением вероятности выхода из строя оборудования, снижения качества, снижения производительности труда; - риски, связанные с недостаточными объемами производства сельскохозяйственного сырья в крае для удовлетворения потребностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; - рыночные, в основе которых лежит низкий уровень конкурентоспособности краевых производителей пищевой продукции на продовольственных рынках, что особенно опасно в случае входа на рынок сильного конкурента; - риски, связанные со вступлением России в ВТО, снижающие конкурентоспособность местной продукции: снижение ставок импортных пошлин на молочные продукты, масла, жиры, зерно; снятие количественных ограничений на импорт; - высокие тарифы на тепло-, электроэнергию, транспортные перевозки и их дальнейший рост. В дополнение к рискам в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности в области рыбохозяйственного комплекса можно выделить: - природно-климатические, гидрометеорологические риски, которые обусловлены проявлением опасных природных явлений и стихийных бедствий (наводнение, паводок, штормы, резкое изменение температуры воды и т.п.). Природные аномалии приводят к снижению уровня запасов водных биологических ресурсов, а также к неполному освоению предприятиями рыбохозяйственного комплекса выделяемых им объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов; - технологические риски, обусловленные авариями, отказом оборудования действующих судов, береговых предприятий в связи с их физической изношенностью, а также задержкой с вводом новых производственных фондов и выходом на производственные показатели. Приводят к уменьшению объема выпускаемой продукции либо к снижению ее качества, либо к увеличению себестоимости. Минимизации ключевых рисков должны способствовать мероприятия по заблаговременному предупреждению рисков и снижению вероятности реализации рисковых ситуаций. Для рисков, относящихся к категории природно-климатических, - это совершенствование систем мониторинга и прогнозирования факторов риска и раннее оповещение об угрозе возникновения неблагоприятной ситуации. Для технологических рисков основными мероприятиями по их предупреждению и предотвращению являются мероприятия по техническому перевооружению, модернизации производства. Воздействовать на экономические и финансовые риски можно через реализацию программ поддержки местных производителей продукции. В значительной степени задачи минимизации данных видов рисков ложатся на сами предприятия и организации. Риски, связанные с изменениями нормативного правового регулирования, в особенности на федеральном уровне, могут быть предупреждены своевременным и непрерывным мониторингом деятельности органов власти в области разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, активного участия в оценке их регулирующего воздействия. 5. Основные направления экономической политики Хабаровского края в сфере обеспечения продовольственной безопасности 5.1. Социально-экономическая политика в крае в контексте обеспечения продовольственной безопасности Продовольственная безопасность обеспечивается системой принимаемых органами государственной власти края экономических, научно-технических, правовых, организационных и иных мер, направленных на: - организацию достижения необходимого уровня производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, определенных в государственных программах развития сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса края; - организацию закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия местного производства; - налаживание долговременных экономических связей с другими субъектами Российской Федерации по поставкам в край продовольствия и сырья для его производства; - развитие кооперации, агропромышленной интеграции, организации розничных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; - привлечение инвестиций на развитие сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности; - проведение мониторинга состояния продовольственной безопасности; - формирование потребительских предпочтений в отношении продукции производителей края. 5.2. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере производства сельскохозяйственной продукции 5.2.1. Обеспечению продовольственной безопасности края будет способствовать государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр. Государственная программа предусматривает ряд программных мероприятий по развитию мясного и молочного животноводства, растениеводства, в результате реализации которых планируется увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства. В настоящий момент необходимо дальнейшее развитие интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, предприятий торговли и общественного питания края. В целях совершенствования инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции необходимы: - создание условий для развития рыночной инфраструктуры, обслуживающей деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей на стадиях производства, заготовки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; - содействие развитию кооперативных отношений в агропромышленном комплексе, обеспечение поддержки в создании сельскохозяйственными товаропроизводителями перерабатывающих, агросервисных, кредитных и других видов кооперативов; - разработка механизмов для достижения ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями и сферами агропромышленного комплекса (далее - АПК); - своевременное и в полном объеме выделение финансовых ресурсов для нужд АПК и контроль за обеспечением целевого их использования. Системное осуществление указанных мер позволит сельскохозяйственному производству осуществить экономическую стабилизацию положения аграрного сектора и стимулировать его рост. Сельскохозяйственным предприятиям в кризисных условиях выгодно объединять ресурсы и усилия для совместного решения производственных, снабженческо-сбытовых, социальных и других задач. Каждое хозяйство выиграет при совместном строительстве и использовании животноводческих ферм, складов, хранилищ, перерабатывающих цехов и т.п. С коллективными предприятиями должны теснее интегрироваться личные подсобные и фермерские хозяйства. Для эффективной деятельности товаропроизводителей на рынке необходимо развитие рыночной инфраструктуры, которая включает в себя комплекс предприятий, организаций, служб. К ним относятся оптовые рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, ярмарки, сеть розничных рынков и магазинов, транспортных предприятий, хранилищ, баз, холодильников, информационной и коммерческой служб, то есть все, что способствует эффективной связи продавцов и потребителей, ускорению реализации товаров, сохранению их качества и сокращению потерь. В то же время практика показывает, что наиболее целесообразна прямая связь производителей и потребителей. Отсутствие посредников способствует увеличению доходов предприятий. В ряде случаев наиболее эффективной оказывается реализация не сырья, а переработанной сельскохозяйственной продукции как на собственной технической базе, так и путем передачи ее на промышленные предприятия на давальческих условиях. 5.2.2. Развитие новых интегрированных форм хозяйствования Сельскохозяйственное производство в крае и обеспечение продовольствием населения края должно использовать весь имеющийся природный потенциал региона, в том числе увеличение использования в пищу и переработку дикоросов, меда, кедровых орехов, в лечебно- профилактических целях - адаптогенов растительного происхождения. Способствовать достижению данного дополнительного направления сельскохозяйственного производства и добычи природных ресурсов должны мероприятия по развитию системы сбыта и закупа сельскохозяйственной продукции и дикоросов, государственная поддержка на объем закупаемой продукции у населения. Другим важным направлением является восстановление системы потребительской кооперации, предусматривающей увеличение объемов закупа продукции у населения, организацию переработки через приемозаготовительные пункты с дальнейшей реализацией как через предприятия самой системы, так и в торговой сети края. В 90-х годах основным оператором в заготовке, переработке сельскохозяйственной продукции и дикоросов, обслуживании сельского населения выступала потребительская кооперация. В условиях сегодняшнего дня потребительская кооперация утратила свои позиции. В общем объеме оборота розничной торговли края в 2012 году доля предприятий, входящих в систему краевого потребительского союза, составила порядка 0,5 процента, в объеме заготовительной деятельности - 0,4 процента. Причинами снижения оборота являются сложное финансовое положение предприятий, отсутствие оборотных средств на закупку продукции, модернизацию и развитие перерабатывающих предприятий, высокие транспортные расходы на доставку товаров в северные районы и отдаленные населенные пункты края. Потребительская кооперация не включена в федеральную программу развития и поддержки агропромышленного комплекса. 5.2.3. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров В условиях современного уровня развития сельскохозяйственного производства, обусловленного научно-техническим прогрессом, невозможно достичь увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции без привлечения в сельскохозяйственную отрасль трудовых ресурсов, обладающих необходимой квалификацией. В этой связи для достижения целей настоящей Концепции необходимо проводить подготовку и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных предприятий с учетом насыщения современной техникой, внедрения передовых технологий в процесс производства. 5.3. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере добычи природных ресурсов Основными направлениями экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере заготовки пищевых лесных ресурсов являются: - разработка предложений по формированию правовых основ для развития заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации; - создание условий для привлечения инвестиций и расширения сети приемно-заготовительных пунктов пищевых лесных ресурсов. 5.4. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности Основными направлениями экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере пищевой и перерабатывающей продукции являются: - комплексная модернизация и повышение эффективности предприятий отрасли; - внедрение новых технологий производства (технологии энергосбережения, безотходного производства, биотехнологии, технологии комплексной переработки сырья); - оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья; - формирование благоприятных институциональных условий развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, включая меры государственной поддержки; - расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование разработки новых видов продукции; - формирование условий развития деловой среды, включая развитие смежных отраслей, стимулирование конкуренции и, как следствие, повышение качества производимой продукции; - интеграция предприятий в систему межрегиональных рынков пищевых продуктов. 5.5. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в области устойчивого развития сельских территорий Государственной политикой в области устойчивого развития сельских территорий являются: - стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; - концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса. 5.6. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в области развития малых форм хозяйствования на селе К основным направлениям экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в области развития малых форм хозяйствования на селе относятся: - субсидирование софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; - предоставление начинающим фермерам единовременной помощи на бытовое обустройство; - предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм; - предоставление государственной поддержки в форме субсидирования произведенной сельскохозяйственной продукции. 5.7. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере производства рыбной продукции К основным направлениям экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере производства рыбной продукции относятся: - расширение и более интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов; - развитие аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов; - модернизация и техническое перевооружение береговых и судовых рыбоперерабатывающих мощностей; - наращивание объемов производства рыбной продукции с глубокой степенью переработки; - оказание государственной поддержки рыбохозяйственным организациям; - создание рыбоперерабатывающих кластеров с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями на условиях государственно- частного партнерства; - формирование условий для оптимизации логистических схем транспортировки рыбной продукции, включая строительство объектов хранения; - внедрение систем управления качеством на основе принципов ИСО, ХАССП (международной системы стандартов и системы управления рисков); - вовлечение в производство нетрадиционного рыбного сырья, добыча (вылов) которого предприятиями края не осуществляется, завозимого в край из сопредельных регионов, для выпуска новых видов продукции; - внедрение ресурсоэффективных и ресурсосберегающих технологий производства рыбной продукции; - формирование системного подхода обеспечения качества и безопасности продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства, повышения их конкурентоспособности; - повышение качества и конкурентоспособности рыбной продукции; - устранение административных барьеров, в том числе путем регламентации деятельности органов государственной власти края в области рыболовства; - привлечение отраслевых союзов, ассоциаций к работе в коллегиальных, совещательных органах государственной власти края по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса; - участие отраслевых предприятий в межтерриториальных, межрегиональных, зарубежных выставках и ярмарках продукции; - совершенствование информационного обеспечения, включающее четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых решениях; - формирование единой отраслевой информационной среды для размещения официальной, нормативной, статистической, новостной, аналитической и иной актуальной информации. 5.8. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере потребления 5.8.1. Повышение экономической доступности пищевых продуктов Основным направлением государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности является повышение экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения. Для этого необходимы: - формирование механизмов оказания адресной помощи соответствующим группам населения; - повышение ценовой доступности продовольствия для социально незащищенных слоев населения путем развития льготного обслуживания населения, в том числе за счет развития сети социально ориентированных магазинов "Ветеран", реализации продовольственных товаров на льготных условиях (минимальная торговая надбавка, внедрение программы "лояльности" для клиентов, бесплатные наборы продуктов питания); - организация ярмарок в поселениях края в целях повышения конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей и доступности товаров сельскохозяйственного производства Хабаровского края. Предоставление торговых мест крестьянским, фермерским хозяйствам, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на бесплатной основе; - развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения; - формирование и поддержка необходимых запасов и резервов продовольствия в крае, обусловленные необходимостью создания и обеспечения системы бесперебойного снабжения населения продовольствием в условиях чрезвычайных ситуаций или условиях военного времени. В условиях возрастания рисков, связанных со вступлением России в ВТО и сокращением механизмов государственной поддержки отечественных производителей продовольствия, актуальной представляется активизация в Хабаровском крае мер государственной поддержки АПК, предусмотренных "зеленой корзиной" ВТО. Одной из таких мер является внутренняя продовольственная помощь, которая представляет собой средства, направляемые на предоставление внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения. С одной стороны - это система социального питания. С другой - система оказания адресной продовольственной поддержки. Реализация данного направления заложена в проект концепции мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" ВТО, разработанный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Для ориентации системы внутренней продовольственной помощи на краевого товаропроизводителя необходимо развитие соответствующей производственной и товаропроводящей инфраструктуры, призванной обеспечить: - исключение излишних посреднических звеньев, выстраивание прямых прозрачных связей между местными сельскохозяйственными товаропроизводителями, пищевой и перерабатывающей промышленностью и получателями внутренней продовольственной помощи; - развитие кооперации и вовлечение в систему внутренней продовольственной помощи малых форм хозяйствования (крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств); - "прослеживаемость" пищевой продукции как с точки зрения объемов и происхождения, так и с точки зрения качества и безопасности; - возмещение части затрат из краевого бюджета на транспортные расходы по доставке продовольственных товаров в районы Крайнего Севера, дальнейшее расширение перечня продовольственных товаров. В целях стабильного обеспечения населения муниципальных образований края с ограниченными сроками завоза грузов Правительством края осуществляется субсидирование транспортных расходов по доставке продовольственных товаров в северные районы края. Основными направлениями повышения экономической доступности товаров для населения северных районов края являются: - расширение перечня продовольственных товаров, транспортные расходы по доставке которых возмещаются из краевого бюджета; - осуществление органами местного самоуправления субсидирования транспортных расходов по доставке продовольствия на условиях софинансирования из краевого бюджета. 5.8.2. Повышение физической доступности пищевых продуктов Для повышения физической доступности пищевых продуктов необходимо создать условия для ускоренного развития инфраструктуры внутреннего рынка в целях повышения культуры потребления и степени удовлетворенности потребителей в продуктах питания. Для повышения эффективности функционирования продовольственного рынка необходимо создание современных центров обслуживания и распределения продовольственной продукции, логистических комплексов с полным циклом выполняемых работ. В качестве основных направлений повышения физической доступности продовольствия следует рассматривать: 1) развитие инфраструктуры розничной торговли: открытие гипермаркетов, супермаркетов, магазинов "шаговой доступности". Крупноформатные предприятия (гипермаркеты) и супермаркеты, объединенные в торговые сети, будут развиваться преимущественно в городских округах, в сельской местности прогнозируется развитие магазинов "шаговой доступности" с универсальным ассортиментом товаров; 2) поддержание обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей в соответствии с утвержденными в крае нормативами; 3) развитие прогрессивных технологий и систем управления на предприятиях торговли, повышение технического уровня торговых предприятий; 4) развитие сетевой торговли, интернет-торговли в сфере продовольственного рынка; 5) повышение кадрового потенциала; 6) развитие инфраструктуры оптовой торговли: - создание распределительных центров, развитие оптовых продовольственных предприятий на основе укрупнения и концентрации капитала; - строительство и оборудование специализированных складов для хранения продовольственных товаров, сокращение звенности товародвижения, организация выставочно-ярмарочных мероприятий; - формирование межрегиональных оптовых структур. 5.8.3. Создание и внедрение современных технологий производства качественно новых пищевых продуктов, в том числе лечебно- профилактического назначения, в целях формирования здорового типа питания Основными направлениями внедрения современных технологий на предприятиях пищевой промышленности являются: - разработка и внедрение технологий хранения сельскохозяйственной продукции, служащей сырьем для производства продуктов питания, позволяющих увеличить срок хранения без потери качества; - применение ресурсосберегающих технологий, характеризующихся максимально полезным выходом продукции и минимумом отходов, на основе современных методов обработки; - совершенствование технологических процессов в целях сокращения времени производственного цикла без потери качества продукции; - освоение новых упаковочных материалов и упаковочного оборудования, отвечающих специфике производимых продуктов. Одной из основных задач, определенных Основными направлениями развития пищевой промышленности края, является производство продуктов для организации здорового питания населения края. Поэтому важнейшими направлениями внедрения современных технологий также являются технологии создания новых видов продукции: - разработка и производство экологически безопасных продуктов массового потребления; - производство продуктов лечебно-профилактического назначения с учетом современных медико-биологических требований для улучшения структуры питания населения; - разработка продукции для детей и особых групп населения; - повышение качества продукции. Основные стратегические направления развития производства качественно новых пищевых продуктов, в том числе лечебно- профилактического назначения, соответствующих потребностям человека, определены в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р. Уровень заболеваемости в Хабаровском крае болезнями эндокринной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, этиология которых в значительной степени обусловлена неправильным и несбалансированным питанием, на протяжении последних пяти лет имеет тенденцию к росту. Сложившаяся ситуация в достаточной степени отражает рост употребления населением жиров и недостаток в пищевом рационе белков, овощей и фруктов. Потребность в продуктах функционального питания может быть восполнена за счет хлебобулочных изделий с использованием при их приготовлении пшеничных отрубей, проростков, ламидана. К необходимым продуктам питания следует отнести кисломолочные продукты, содержащие в своем составе бифидо- и лактобактерии, лактулозу, ацидофильные палочки. В крае вырабатывается 132 наименования цельномолочной продукции, из них 47 - продукция лечебно-профилактического назначения, содержащая бифидо- и лактобактерии, обогащенная витаминами, микроэлементами, лактулозой, йодосодержащими компонентами. Предприятия-изготовители края большое внимание уделяют производству продуктов для здорового питания, осваивают новые технологии, позволяющие значительно расширить выработку продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно- профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов. На предприятиях хлебопекарной отрасли края ведется работа, направленная на увеличение и расширение ассортимента выпускаемой продукции, обогащенной необходимыми микроэлементами, внедрение в производство новых видов изделий лечебного и диетического питания, в том числе с пониженной энергетической ценностью. На предприятиях мясоперерабатывающей отрасли края производятся сбалансированные по составу колбасные изделия и мясные полуфабрикаты с пониженным содержанием соли и жира для специализированного дошкольного и школьного питания. Однако масштабного производства мясопродуктов функционального назначения в крае не ведется. В качестве перспективных направлений совершенствования производства пищевых продуктов рассматриваются: - производство функциональных продуктов с заданными характеристиками (состав, структурные формы, сенсорные показатели) и их введение в ежедневный рацион; - применение высоких технологий и инновационного производства в создании новых продуктов диетического и лечебно-профилактического назначения; - обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов на этапах их производства и оборота; - пропаганда среди населения принципов рационального, здорового питания. Важным условием производства продуктов для детского питания, питания детей дошкольного и школьного возраста является условие их сбалансированности по составу, обогащения витаминами, минеральными веществами. Создание новых пищевых продуктов возможно путем: - исключения из состава продукта какого-либо компонента (например, лактозы из продуктов, предназначенных для людей с непереносимостью молочного сахара); - обогащения полезными пищевыми веществами; - замены (при которой вместо одного изъятого компонента вводится другой аналогичный, обладающий полезными свойствами). Создание изделий массового потребления повышенной пищевой и биологической ценности, а также продуктов профилактического и диетического назначения требует расширения и совершенствования сырьевой базы. Основными направлениями развития производства новых пищевых продуктов профилактического назначения являются: - добавление отрубей, семян подсолнечника, льна, сои, дикоросов, йодированных и витаминизированных компонентов, минералов, клетчатки, пищевых волокон - при производстве хлебобулочных изделий; - добавление витаминов, овощных и фруктовых добавок, натуральных сахарозаменителей - при производстве кондитерских изделий; - использование функциональных ингредиентов при производстве масложировых продуктов - низкожирных майонезов; - добавление функциональных ингредиентов при производстве безалкогольных напитков, в том числе сокосодержащих напитков, морсов, квасов. Результатом развития производства новых видов продукции в целях формирования здорового типа питания должно стать: - увеличение доли производства продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий; - увеличение доли производства молочных продуктов со сниженным содержанием жира; - гарантия качества и безопасности пищевых продуктов на этапах их производства и оборота; - повышение информированности населения о принципах здорового питания. Помимо расширения производства новых видов продукции в целях формирования здорового питания с учетом сложившейся экологической обстановки является необходимой реализация следующих направлений: - информирование населения, пропаганда здорового питания на радио, телевидении, в печати; - проведение семинаров по производству продуктов для здорового питания в рамках ежегодных выставок, проводимых в крае; - проведение диспансеризации учащихся общеобразовательных учреждений, организация учета школьников, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта; - организация в образовательных учреждениях края факультативов по здоровому питанию, ученических конференций (школьных, районных) по правильному питанию школьников, проведение в школах дней здорового питания; - проведение выставок-дегустаций школьного питания для родителей учащихся; - разработка и реализация внеклассных мероприятий по основам рационального питания и здорового образа жизни для детей и их родителей (классных часов, бесед, лекций, вечеров, родительских собраний); - использование в рационах питания детей продуктов, обогащенных витаминами, макро- и микроэлементами; - использование в организованном питании детей в дошкольных образовательных учреждениях, школах, оздоровительных учреждениях при изготовлении блюд исключительно йодированной соли; - разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания и их реализация через Центры здоровья, функционирующие при лечебно-профилактических учреждениях края; - обеспечение проведения в рамках производственного контроля исследований лабораториями, аккредитованными в национальных системах. 5.9. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в области качества и безопасности продукции В целях совершенствования системы организации контроля безопасности пищевых продуктов необходима реализация следующих мер: - осуществление производственного контроля на всех этапах производства продукции; - внедрение систем управления качеством (ИСО), механизмов анализа рисков и критических контрольных точек (ХАССП) на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности; - разработка технических документов, стандартов организаций, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, касающихся пищевых продуктов и продовольственного сырья; - проведение работы по укомплектованию производственных лабораторий предприятий отрасли квалифицированным персоналом и оборудованием для осуществления производственного контроля; - совершенствование системы лабораторных исследований качества продуктов питания и готовой продукции при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, социально- гигиенического мониторинга и производственного контроля; - совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы с внедрением современных автоматизированных систем контроля; - создание единой информационной системы ветеринарии края; - своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий путем организации и проведения регионального ветеринарного мониторинга (эпизоотического и пищевого); - организация проведения лабораторных исследований на наличие генно-модифицированной продукции животного и растительного происхождения, кормов. 6. Механизмы реализации Концепции Основными механизмами реализации Концепции являются: - реализация государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр; - реализация государственной программы Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. N 466-пр, планов и мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса края; - учет задач обеспечения продовольственной безопасности при формировании регионального бюджета, привлечение внебюджетных средств для решения этих задач; - совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти края, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества. Положения настоящей Концепции должны учитываться при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы продовольственной безопасности. 7. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции на период до 2020 года За счет механизмов реализации Концепции планируются следующие результаты на основных этапах: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N п/п | Показатель | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2017 год | 2020 год | | | | | (факт) | (оценка) | (план) | (план) | |--------+-------------------------------+-------------------+----------+----------+----------+----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Показатели в сфере регионального продовольственного потребления 1.1. Денежные доходы в расчете на рублей в месяц 25 479 25 970 31 657 35 884 душу населения 1.2. Индекс потребительских цен на процентов 106,0 106,0 104,8 104,2 пищевые продукты 1.3. Обеспеченность торговыми кв. метров 218,8 224,3 247,0 265,7 площадями для реализации продовольственных товаров на 1 тыс. жителей 1.4. Объемы адресной помощи тыс. рублей 122,9 138,0 114,0 114,0 населению 1.5. Темп роста оборота розничной процентов к 104,9 105,0 106,6 105,7 торговли продовольственными предыдущему году товарами на душу населения (в сопоставимых ценах) 1.6. Общий объем реализованных млрд. рублей 106,2 116,1 159,4 195,0 продовольственных товаров 1.7. Потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения в год 1.7.1. Мясо и мясопродукты (в килограммов 81 83 85 89 пересчете на мясо) 1.7.2. Молоко и молокопродукты (в килограммов 208 209 214 217 пересчете на молоко) 1.7.3. Картофель килограммов 142 142 142 142 1.7.4. Овощи и бахчевые килограммов 122 123 125 126 1.7.5. Яйца штук 265 266 269 272 1.7.6. Хлебобулочные и макаронные килограммов 123 123 123 123 изделия в пересчете на муку 2. Показатели производства продукции сельского хозяйства 2.1. Мясо в живом весе тыс. тонн 32,5 31,2 47,5 57,5 2.2. Молоко тыс. тонн 50,6 47,6 62,4 67,3 2.3. Картофель тыс. тонн 280,0 268,1 300,0 306,0 2.4. Яйца тыс. штук 292,0 306,1 323,6 315,2 2.5. Овощи тыс. тонн 64,5 56,8 77,6 80,1 3. Показатели в сфере регионального производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья 3.1. Удельный вес сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведенных в крае, в общем объеме товарных ресурсов по основным видам продукции 3.1.1. Мясо и мясопродукты процентов 20,1 19,3 29,4 35,6 3.1.2. Молоко и молокопродукты процентов 17,6 16,5 21,7 23,4 3.1.3. Рыбные продукты процентов 272,4 274,0 278,0 284,0 3.1.4. Картофель процентов 94,2 90,0 100,7 102,7 3.1.5. Яйца процентов 80,2 81,0 84,9 83,0 3.2. Объем производства млрд. рублей 17,9 19,5 27,7 36,0 сельскохозяйственной продукции в действующих ценах 3.3. Объем производства пищевой млрд. рублей 22,7 24,0 28,0 32,0 продукции, включая напитки 3.4. Темпы роста объемов процентов к 111,9 105,8 104,4 105,2 производства пищевой предыдущему году продукции, включая напитки, на душу населения 3.5. Доля сельскохозяйственной процентов 16,8 17,8 18,4 20,3 продукции, произведенной в Хабаровском крае, в общем объеме реализованных продовольственных товаров 3.6. Темпы роста объемов производства обогащенных, диетических и функциональных продуктов питания, произведенных в крае 3.6.1. Хлебобулочные диетические процентов к 193,6 100,0 103,3 110,0 предыдущему году 3.6.2. Кисломолочные, в том числе процентов к 110,3 100,7 103,5 104,0 обогащенные предыдущему году 3.6.3. Воды минеральные и питьевые процентов к 94,1 110,4 101,5 103,4 предыдущему году 3.7. Удельный вес бутилированной процентов 3,3 3,7 3,7 3,9 питьевой воды производства предприятий края в общем объеме потребляемой питьевой воды 3.8. Удельный вес бутилированной процентов 40,0 40,2 40,2 40,2 питьевой воды производства предприятий края в общем объеме потребляемой питьевой воды при максимальном использовании имеющихся производственных мощностей 4. Показатели в сфере государственного регулирования и управления 4.1. Поддержка производителей рублей 0,04 0,04 0,03 0,02 сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции 4.2. Поддержка производителей рублей 0 0 0,0004 0,0003 рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|