Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Хабаровского края от 19.05.2000 № 173ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 мая 2000 г. N 173 ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В КРАЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ (В редакции Постановления Губернатора Хабаровского края от 19.09.2005 г. N 205) В крае проделана определенная работа по повышению эффективности использования краевой собственности, в частности создана законодательная и нормативная база для вовлечения краевого имущества в гражданский оборот, заложена основа для надлежащего учета наличия и движения краевого имущества в виде Реестра (Сводной описи) краевого имущества, отработан механизм приращения краевой собственности за счет имущества предприятий, являющихся должниками бюджета края и внебюджетных фондов, что позволяет за счет погашения безнадежных долгов увеличивать имущественные активы края, растут поступления в краевой бюджет от использования краевого имущества. Вместе с тем на сегодняшний день имеются резервы повышения эффективности использования краевого имущества за счет совершенствования учета и использования имущества Хабаровского края, повышения согласованности и ответственности в работе структурных подразделений администрации края, участвующих в управлении краевым имуществом - комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края, финансового департамента, комитета по экономике и отраслевых комитетов и управлений администрации края. В недостаточной степени организован контроль за списанием краевыми предприятиями и учреждениями государственного имущества, а также за деятельностью доверенных лиц администрации края в органах управления хозяйственных обществ с долей участия в уставном капитале Хабаровского края. В целях повышения эффективности использования государственного имущества Хабаровского края постановляю: 1. Признать работу отраслевых комитетов, департаментов и управлений администрации края, комитета по экономике, финансового департамента и комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края по эффективному использованию имущества, находящегося в государственной собственности Хабаровского края, недостаточной. 2. Утвердить прилагаемые: - Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Хабаровском крае; - Порядок проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью краевого имущества; - примерный устав краевого государственного унитарного предприятия; - примерный контракт с руководителем краевого государственного унитарного предприятия. 3. Считать основным направлением деятельности администрации края создание системы эффективного использования имущества, переданного в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям и оперативное управление государственным учреждениям, в уставные капиталы (фонды) хозяйственных обществ и иных коммерческих и некоммерческих организаций, в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, а также по другим гражданско - правовым договорам. 4. В целях оптимизации структуры имущества Хабаровского края поручить: 4.1. Отраслевым комитетам, департаментам и управлениям администрации края ежегодно в срок до 1 октября текущего финансового года представлять в комитет по экономике администрации края перечни организаций и объектов, рекомендуемых для принятия в государственную собственность Хабаровского края, а также перечни организаций и объектов, рекомендуемых для передачи из краевой собственности в собственность муниципальных образований городов и районов края, сопровождаемые обоснованием экономической и социальной целесообразности предлагаемых решений. 4.2. Комитету по экономике (Левинталь А.Б.) совместно с финансовым департаментом (Кацуба А.С.) администрации края ежегодно в двухмесячный срок со дня поступления от отраслевых комитетов, департаментов и управлений администрации края перечней проводить их анализ и направлять в комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края заключение по каждому объекту об экономической целесообразности принятия предлагаемых решений. 4.3. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края (Громова Г.А.) совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края (Кутелев В.Г.) продолжить работу по оформлению прав государственной собственности Хабаровского края на земельные участки, занимаемые предприятиями, учреждениями, объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Хабаровского края, за счет средств для финансирования проведения земельно - кадастровых работ. 4.4. Финансовому департаменту администрации края при предоставлении предприятиям отсрочек (рассрочек) по платежам представлять в комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края информацию по неисполненным договорам налогового кредита для решения вопроса об изъятии в краевую собственность имущества должника в погашение его обязательств Хабаровскому краю. 5. Для повышения эффективности управления краевым имуществом: 5.1. Комитету по экономике администрации края совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края и отраслевыми органами администрации края в срок до 1 июля 2000 г. разработать и утвердить систему показателей экономической эффективности работы и методику анализа финансово - хозяйственной деятельности для краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия края в уставных капиталах. 5.2. (Утратил силу - Постановление Губернатора Хабаровского края от 19.09.2005 г. N 205) 5.3. Руководителям балансовых комиссий администрации края, созданных в соответствии с распоряжением главы администрации края от 3 марта 2000 г. N 153-р "Об утверждении Положения о межотраслевой комиссии по управлению государственным имуществом на территории Хабаровского края и ее состава": 5.3.1. Ежегодно в срок до 1 июля текущего финансового года по итогам рассмотрения результатов деятельности предприятий за предшествующий финансовый год определять размеры отчислений чистой прибыли в бюджет края для каждого из подведомственных краевых унитарных предприятий. 5.3.2. Ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным периодом, обеспечить сбор, обобщение и представление в комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края информации о движении имущества подведомственных государственных предприятий, учреждений и иных организаций для занесения в Реестр (Сводную опись) краевого имущества. Информация должна представляться как по каждой подведомственной организации, так и обобщенная по курируемой отрасли (отраслям). Состав представляемой информации устанавливается комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края. 5.3.3. В срок до 1 июля 2000 г. совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края подготовить предложения главе администрации края по привлечению в качестве эксперимента на конкурсной основе управляющих компаний к управлению объектами краевой собственности (предприятиями, объектами недвижимости, имущественными комплексами). 5.4. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края: 5.4.1. В срок до 1 сентября 2000 г. подготовить проект закона Хабаровского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края от 23 апреля 1996 г. N 40 "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края". 5.4.2. В трехмесячный срок после вступления в силу вышеупомянутого краевого закона разработать порядок передачи краевого имущества по гражданско - правовым договорам. 5.4.3. По результатам анализа эффективности использования краевого имущества за 2000 год до 1 июня 2001 г. подготовить предложения о перераспределении имущества между организациями - пользователями в целях увеличения поступлений средств в краевой бюджет от его использования, а также решения социальных вопросов. 5.4.4. Совместно с отраслевыми комитетами, департаментами и управлениями администрации края: а) продолжить работу по приведению учредительных документов краевых государственных учреждений в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом "О некоммерческих организациях"; б) организовать с 1 июля 2000 г. работу по приведению уставов краевых унитарных предприятий в соответствие с утвержденным настоящим постановлением примерным уставом краевого государственного унитарного предприятия; в) в срок до 1 июня 2000 г. разработать программу обучения представителей государства в органах управления хозяйственных обществ; г) установить ежегодные задания по поступлению средств в краевой бюджет (арендная плата, дивиденды, прочие поступления) по отношению к стоимости имущества, приобретенного в собственность Хабаровского края, в размере не менее 10 процентов. 5.5. Финансовому департаменту администрации края определить источники финансирования обучения представителей государства в органах управления хозяйственных обществ. 5.6. Краевому методологическому совету по бухгалтерскому учету и координации аудиторской деятельности (Кацуба А.С.) в срок до 1 июля 2000 г. разработать: - методические указания по ведению раздельного бухгалтерского учета бюджетной и хозрасчетной деятельности для учреждений, в учредительных документах которых закреплено право заниматься предпринимательской деятельностью; - положение об аудиторских проверках краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия края свыше 50 процентов уставного капитала, предусмотрев в нем введение разрешительного порядка на открытие расчетных счетов в уполномоченном банке и текущий контроль за их финансовыми потоками. 5.7. Комитету по строительству администрации края (Гейт Б.В.) в срок до 1 июля 2000 г. внести предложения по нормам выделения общей и полезной площади для различных видов учреждений в зависимости от характера и объемов выполняемых ими задач. 5.8. Руководителям краевых унитарных предприятий: 5.8.1. Обеспечить в соответствии с решениями балансовых комиссий, утвержденными актами главы администрации края, перечисление части прибыли предприятий в бюджет Хабаровского края. 5.8.2. Снизить не менее чем на 20 процентов по итогам работы за 2000 год сложившуюся на предприятиях кредиторскую задолженность. 5.9. Руководителям краевых государственных организаций в целях обеспечения гарантий прав Хабаровского края на имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, застраховать упомянутое имущество. (Абзац исключен постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.09.2005 г. N 205) 6. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края совместно с департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края (Почеревин Г.Е.) и комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края в срок до 1 ноября 2000 г. подготовить и представить на рассмотрение главе администрации края проект закона Хабаровского края "О порядке взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений на территории Хабаровского края". 7. Департаменту средств массовой информации, молодежной политики и спорта администрации края (Левков С.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Тихоокеанская звезда" в изложении. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, председателя комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края Громову Г.А. 9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования. Глава администрации В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 19 мая 2000 г. N 173 КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ВВЕДЕНИЕ Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Хабаровского края в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за краевыми государственными унитарными предприятиями (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), государственной казны Хабаровского края, а также имущественных прав Хабаровского края, вытекающих из его участия в коммерческих организациях. В Концепции намечены основные цели и задачи управления природными ресурсами как объектами краевой собственности. Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции принадлежащие Хабаровскому краю объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты. Концепция содержит два раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом. Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг. Особое место в управлении собственностью со стороны органов администрации края занимает управление объектами федеральной собственности. Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края (далее - Комитет) в пределах предоставленных ему полномочий территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации, иные органы государственной власти и управления Хабаровского края при наличии у них соответствующих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации реализуют определенные Концепцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024, принципы государственной политики при управлении унитарными предприятиями, государственными учреждениями, собственником имущества которых является Российская Федерация, при осуществлении прав Российской Федерации как участника иных коммерческих и некоммерческих организаций. Управление федеральной собственностью на территории края следует рассматривать как совместное, осуществляемое как федеральными, так и краевыми органами на основе взаимосогласованного разделения полномочий. Управление муниципальной собственностью на территории края осуществляется в соответствии с настоящей Концепцией на основе взаимосогласованного разделения полномочий между краевыми и муниципальными органами власти. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать только как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве края. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели: - увеличение доходов краевого бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; - оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро - и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; - вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в гражданский оборот; - использование краевых активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; - повышение конкурентоспособности унитарных предприятий и других коммерческих организаций с участием Хабаровского края, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Для реализации указанных целей краевым органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи: - полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них; - повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; - классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; - оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; - определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов); - обеспечение прав края как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; - обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих *; -------------------------------- * В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании. - обеспечение поступления дополнительных доходов в краевой бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех краевых органов исполнительной власти. В рамках настоящей Концепции администрацией Хабаровского края будут установлены меры ответственности краевых органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом. Определение цели управления Применительно к каждой группе объектов комитетом по экономике, совместно с отраслевыми органами управления администрации края должна быть определена и зафиксирована цель, которую край преследует и достижению которой служит данная группа объектов. Перечень целей края применительно к управлению различными видами (группами) объектов управления должен быть закреплен постановлением главы администрации края. Выбор способа достижения цели Государство, в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления. Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления. В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач: 1. Построение системы управления: 1.1. Важнейшим принципом является использование системы управления, как неразрывного единства следующих элементов: - учет имущества, финансов, прав требования и обязательств края, включающий инвентаризацию, накопление и хранение информации в базах данных, контроль движения и изменения объектов в отношении каждого конкретного предприятия, учреждения, организации и имущественного комплекса, находящегося в казне Хабаровского края; - анализ состояния объектов учета, сравнительной экономической эффективности использования активов имущественного баланса края в разрезе направлений и методов использования; - обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели (как правило, на основе бизнес - планов); - регламентация порядка принятия управленческих решений органами управления администрации края, их взаимодействия; - оценка, на основе анализа, принимаемых управленческих решений и деятельности руководителей хозяйствующих организаций; - определение порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления. 1.2. Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов исполнительной власти края должны быть детально регламентированы законодательством Хабаровского края. 2. Обеспечение эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом. 3. Обеспечение профессионализма управления. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих. 4. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в краевой собственности, доли Хабаровского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, краевая недвижимость, в следующей логической последовательности: 4.1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы). 4.2. Постановка целей и задач управления. 4.3. Предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления). 4.4. Контроль эффективности управления. Антимонопольное управление объектами собственности Для обеспечения рыночной конкуренции требуется государственный контроль в процессах управления функционированием, передачей, преобразованием, продажей объектов собственности. С этой целью необходимо: 1. Улучшение механизма установления цен на объекты государственной собственности. Рынок в крае весьма ограничен, поэтому возрастает возможность сговора нескольких его истинных и мнимых участников, имитирующих конкуренцию. Специфика рынка такова, что при наличии соблюдаемых условий конкурсной продажи или аукциона нет гарантии продажи объекта по реальной цене. 2. Основным средством государственного регулирования на рынках недвижимости должно стать установление ценовых ограничений на основе оценки объекта в соответствии с требованиями федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": 2.1. Государственное регулирование арендной платы, рассчитанной на основе методик расчета рыночной арендной платы (массовая оценка). 2.2. Особым направлением антимонопольного управления объектами государственной собственности является установление так называемых аффилированных групп лиц, тайных сговоров, картельных соглашений на краевом уровне, требующее применения специфических методов. ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ В настоящее время вопросы формирования краевого имущества регулируются на территории Хабаровского края следующими нормативными документами: 1) постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность"; 2) распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности"; 3) постановление главы администрации Хабаровского края от 8 июля 1999 г. N 269 "Об утверждении Положения о порядке оформления передачи имущества предприятий и организаций в собственность Хабаровского края в счет погашения их задолженности перед краевым бюджетом и о порядке утверждения главой администрации края распорядительных актов о принятии или приобретении имущества в собственность Хабаровского края"; 4) постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 1366 "О передаче государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации"; 5) постановление главы администрации Хабаровского края от 15 марта 2000 г. N 82 "Об организации учета имущества, находящегося в казне Хабаровского края, и внесении изменений в постановление главы администрации края Хабаровского края от 6 июня 1997 г. N 231, от 16 сентября 1998 г. N 364". Формирование государственного сектора экономики края в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края осуществляется по следующим направлениям. Приращение краевого имущества: - передача государственных предприятий, учреждений и иных объектов собственности из федеральной собственности в краевую; - передача муниципальных предприятий, учреждений и иных объектов собственности из муниципальной собственности в краевую; - передача негосударственных предприятий и их активов в государственную собственность Хабаровского края; - создание новых государственных предприятий, учреждений и иных объектов собственности; - оформление на праве краевой государственной собственности земельных участков, занимаемых краевыми предприятиями, учреждениями, объектами недвижимости, приватизированными предприятиями, принадлежавшими на праве собственности Хабаровскому краю; - передача имущества негосударственных предприятий в государственную собственность Хабаровского края за счет реструктуризации их задолженности в краевой бюджет. Управление созданием новых объектов собственности в крае Крайняя ограниченность собственных и получаемых краем извне финансовых ресурсов сужает до предела возможности края в части создания новых объектов собственности. Основной массив вновь создаваемых объектов государственной и муниципальной собственности на нынешнем этапе формируется в соответствии с мероприятиями принятых к исполнению целевых федеральных и региональных программ. Отчуждение краевого имущества: - передача государственных предприятий, учреждений и иных объектов краевой собственности в муниципальную; - приватизация государственных предприятий и высвобождаемого краевого имущества. Система критериев формирования краевой собственности При формировании краевого сектора экономики решения принимаются исходя из оценки конкретной ситуации по следующим критериям: стратегическое значение государственного предприятия или учреждения для края: 1) продукция государственного предприятия необходима для совершенствования структуры хозяйства региона с целью создания базы для экономического роста и эффективной интеграции в экономику страны; 2) продукция государственного предприятия необходима для создания и / или поддержания конкурентной среды; 3) государственное предприятие является монополистом; 4) государственное учреждение необходимо для совершенствования рыночной инфраструктуры; 5) высокая социальная значимость предприятия, в том числе с точки зрения сохранения и создания рабочих мест; 6) продукция государственного предприятия является наукоемкой, высокотехнологичной, высоко конкурентной; 7) государственное предприятие необходимо для поддержания малорентабельного и / или нерентабельного производства в целях осуществления воспроизводства в региональном масштабе; 8) государственное предприятие необходимо для структурной перестройки экономики края; 9) государственное учреждение (или предприятие) необходимо для предоставления социально значимых общественных услуг (или товаров) населению региона (образование, здравоохранение и др.); 10) государственное предприятие оказывает значительное влияние на улучшение экологической обстановки в крае; 11) государственное предприятие необходимо для сохранения невосполнимых ресурсов в регионе; 12) финансовая устойчивость предприятия, обеспечивающая фактически (или потенциально) высокую доходность, в том числе и в краевой бюджет. Критерии формирования государственного нежилого фонда При формировании государственного нежилого фонда решения принимаются в соответствии со следующими критериями: а) возможность сдачи объекта государственного нежилого фонда в аренду и получения доходов в краевой бюджет; б) потребность в размещении органов государственной власти и управления Хабаровского края; в) возможность использования объекта государственного нежилого фонда как участие государства в реализации наиболее социально и экономически значимых инвестиционных проектов; г) возможность использования объекта государственного нежилого фонда для формирования залогового фонда края; д) необходимость обеспечения сохранности объектов государственного нежилого фонда, в том числе объектов, имеющих культурно - историческое значение регионального масштаба; е) необходимость сохранения технологической комплексности различных производств; ж) необходимость сохранения краевой инфраструктуры жизнеобеспечения. Механизмы формирования нежилого фонда Формирование нежилого фонда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края осуществляется следующими способами: 1) приращение: а) передача объектов нежилого фонда из федеральной собственности в краевую; б) передача объектов нежилого фонда из муниципальной собственности в краевую; в) передача объектов нежилого фонда, находящихся в ведении общественных организаций, в краевую собственность; г) изъятие негосударственного недвижимого имущества в государственную собственность в счет погашения плательщиками бюджетной задолженности; д) строительство новых объектов нежилого фонда; 2) отчуждение: а) передача объектов нежилого фонда из краевой собственности в муниципальную; б) продажа объектов нежилого фонда; в) безвозмездная передача долей краевой собственности в завершенных реконструкцией (строительством) объектах недвижимости на основании Закона Хабаровского края от 27 октября 1999 г. N 159 "О безвозмездной передаче доли краевой государственной собственности в завершенных реконструкцией (строительством) объектах недвижимости". Механизмы формирования государственных долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) Формирование и реструктуризация портфеля государственных пакетов акций и долей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края осуществляется следующими способами: 1) приращение: а) закрепление акций приватизируемых предприятий в государственной собственности; б) приобретение долей (вкладов) хозяйственных обществ (товариществ); в) внесение вкладов в уставные (складочные) капиталы как вновь создаваемых, так и уже действующих хозяйственных обществ (товариществ); г) закрепление государственной доли (вклада) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) в случае невозврата ими выделенных государственных финансовых ресурсов; д) закрепление государственной доли (вклада) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) в случае невыполнения условий договора по отсрочке и рассрочке задолженности по платежам, поступающим в бюджет края (постановление главы администрации Хабаровского края от 6 декабря 1999 г. N 410); е) приобретение акций краем в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или передача в доверительное управление этих акций; ж) внесение вкладов государственными предприятиями, учреждениями в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (товариществ); з) приобретение акций на вторичном рынке ценных бумаг; 2) отчуждение: а) продажа акций на вторичном рынке ценных бумаг; б) раскрепление и продажа акций приватизированных предприятий; в) отчуждение вкладов из уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ (товариществ); г) отчуждение вкладов государственных предприятий, учреждений из уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ (товариществ); д) передача акций в муниципальную собственность преимущественно на возмездной основе; 3) реструктуризация: продажа акций приватизированных предприятий, закрепленных в государственной собственности, с использованием специального права "Золотой акции". УПРАВЛЕНИЕ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями В настоящее время в Хабаровском крае насчитывается 108 унитарных предприятий и 104 учреждения. Завершена инвентаризация краевого имущества, формирование Реестра (Сводная опись) государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края. В электронную базу данных Реестра внесено 212 краевых государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, более 31 тысячи единиц движимого и недвижимого имущества. Вопросы управления деятельностью краевых государственных предприятий и учреждений регулируются следующими законодательными и нормативными актами: 1) Уставом Хабаровского края; 2) Законом Хабаровского края "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края"; 3) Законом Хабаровского края "О порядке безвозмездной передачи объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в краевую государственную собственность"; 4) постановлением главы администрации Хабаровского края от 15 июля 1996 г. "О мерах по совершенствованию управления деятельностью государственных учреждений и унитарных предприятий на территории Хабаровского края"; 5) постановлением главы администрации Хабаровского края от 4 сентября 1996 г. N 400 "О нормативных документах по порядку консервации основных средств предприятий на территории Хабаровского края"; 6) постановлением главы администрации Хабаровского края от 15 мая 1998 г. N 198 "О совершенствовании управления государственной собственностью, системы учета и контроля за использованием государственного имущества на территории Хабаровского края"; 7) постановлением главы администрации Хабаровского края от 16 сентября 1998 г. N 364 "Об учете краевого имущества и ведении Реестра (Сводной описи) краевого имущества"; 8) постановлением главы администрации Хабаровского края от 12 апреля 1999 г. N 162 "О контроле за использованием денежных средств, выделяемых из краевого бюджета"; 9) постановлением главы администрации Хабаровского края от 30 июня 1999 г. N 254 "О плане мероприятий по увеличению доходов от использования имущества Хабаровского края в 1999-2000 годах"; 10) Временным порядком дачи согласия на продажу имущества, закрепленного за краевым государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, утвержденным постановлением главы администрации края от 28 июля 1999 г. N 284; 11) постановлением главы администрации Хабаровского края от 27 декабря 1999 г. N 441 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей краевых государственных унитарных предприятий и представителей государства в органах управления хозяйственных обществ". Предприятия В 1999 году краевыми государственными унитарными предприятиями объем произведенной продукции, работ и услуг увеличен на 12,1 процента по сравнению с предыдущим годом и составляет 1658,7 млн. рублей, доля рентабельно работающих предприятий от общего их количества составила 59,6 процента, что на 7,4 процента больше, чем в 1998 году. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации. Комитет, в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением главы администрации Хабаровского края от 6 июня 1997 г. N 231, наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к краевой собственности, согласовывает вопросы распоряжения имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждает по согласованию с отраслевыми органами управления администрации края уставы краевых государственных унитарных предприятий и подписывает контракты с руководителями предприятий, находящихся в ведении органов управления администрации края, не имеющих статуса юридического лица. Отраслевые органы исполнительной власти края согласовывают уставы унитарных предприятий, те из них, которые имеют статус юридического лица, по согласованию с Комитетом, назначают на должность и освобождают от должности руководителей унитарных предприятий, заключают, изменяют и расторгают контракты с ними. Как видно из изложенного, распределение функций по управлению предприятиями между органами управления администрации края имеет явный перекос в сторону Комитета. При этом роль отраслевых органов управления администрации края явно принижена, а роль комитета по экономике, как органа призванного на основе анализа состояния экономики разрабатывать и предлагать основные подходы к управлению экономикой края, незначительна. Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных черт. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. В частности, руководители унитарных предприятий самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом). Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к: а) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а, в ряде случаев, - к хищениям государственного имущества; б) недостаточности у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях; в) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели. Для унитарных предприятий распоряжением Комитета от 22 апреля 1999 г. N 295 предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен. Однако результативнее было бы принятие по этому вопросу постановления главы администрации края Хабаровского края, которое бы утвердило Положение об аудиторских и ревизорских проверках краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия края свыше 50 процентов уставного капитала и ввести для унитарных предприятий разрешительный порядок со стороны собственника на открытие расчетных счетов в уполномоченном банке. Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия. Основные выводы: а) существующая система управления унитарными предприятиями требует некоторой доработки и реформирования; б) требуется определение необходимого количества краевых унитарных предприятий; в) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий; г) низкая эффективность деятельности ряда унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в краевой бюджет; д) контроль за финансово - хозяйственной деятельностью унитарных предприятий и их финансовыми потоками требует совершенствования. Учреждения Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств краевого бюджета. По действующему законодательству краевые органы исполнительной власти наделены правом создания учреждений. Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует, что приводит к разобщенности в деятельности финансовых, отраслевых органов управления администрации края и Комитета. В то же время краевые органы исполнительной власти несут субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества. Отраслевые краевые органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, не контролируют использование государственного имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями на праве оперативного управления, ограничиваясь контролем за основной уставной деятельностью и расходованием бюджетных средств, выделяемых учреждениям по смете. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями Цели управления унитарными предприятиями и учреждениями кардинально различаются. Целью управления унитарным предприятием является получение максимальной прибыли для бюджета собственника предприятия при минимальных затратах. Целью управления государственным учреждением является максимальное удовлетворение общественной потребности в определенных видах при минимальных бюджетных затратах. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями Достижение поставленных целей управления унитарными предприятиями и учреждениями может достигаться как построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и управленческими решениями, принимаемыми государственными органами. В качестве последних могут приниматься решения о создании, реорганизации организаций, определении предмета и целей их деятельности, приватизации государственного имущества либо по его распоряжению иными способами, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством. Реализация системы управления предполагает: а) определение круга и количества унитарных предприятий и учреждений, необходимых для выполнения государственных функций. Для оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия или учреждения создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно - правовой формы. Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях: - использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного и водного транспорта, реализации иных интересов Хабаровского края; - осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам; - разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере интересов Хабаровского края и обеспечивающих экономическую безопасность; - производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте; - осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; - осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств; - осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций в целях обеспечения продовольственной безопасности края. В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений перечисленным выше задачам осуществляется: - преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества или распоряжение их имуществом иным способом; - реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов; - передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность; - ликвидация унитарных предприятий и учреждений; б) определение целей применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению состоит в следующем: - установление обязательных требований к представлению в отраслевые краевые органы исполнительной власти руководителями унитарных предприятий и учреждений предложений о способе достижения цели конкретной организации; - установление отраслевыми органами исполнительной власти края по согласованию с комитетом по экономике администрации края и Комитетом обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки; - установление отраслевыми органами исполнительной власти края по согласованию с комитетом по экономике и финансовым департаментом администрации края требований к показателям деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также порядка их оценки; - проведение балансовыми комиссиями аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители Комитета, комитета по экономике и финансового департамента администрации края, муниципальных образований городов и районов Хабаровского края, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия; - установление отраслевыми краевыми органами исполнительной власти по согласованию с Комитетом порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления унитарными предприятиями и несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям; - утверждение отраслевым органом цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес - плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между государством и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя; в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана); г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении поставленной цели, невыполнении программы (плана, бизнес - плана). При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана). В противном случае отраслевыми краевыми органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений. Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе. Конкурсные комиссии создаются при отраслевых органах исполнительной власти края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), с включением в их состав представителей Комитета, комитета по экономике и финансового департамента администрации края, в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители муниципальных образований городов и районов Хабаровского края, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия и учреждения; д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо: - установить порядок утверждения уставов унитарных предприятий в соответствии с утвержденным примерным уставом краевого государственного унитарного предприятия; - установить, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей наиболее крупных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение в сфере экономики края, осуществляются распоряжением главы администрации края по представлению отраслевого органа управления администрации края, комитета по экономике администрации края либо Комитета; - Комитету совместно с отраслевыми краевыми органами исполнительной власти: установить разрешительный порядок открытия унитарными предприятиями расчетных счетов в уполномоченном банке; провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом; привести организационно - правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства; привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом с руководителем краевого государственного унитарного предприятия; - отраслевым органам управления администрации края: устанавливать, по согласованию с комитетом по экономике администрации края, основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности; ежеквартально проводить анализ финансово - хозяйственной деятельности подведомственных унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов; проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа аккредитованных на территории Хабаровского края. На этапе утверждения или согласования Комитетом уставов унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежит анализу: - соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения и пользования имуществом предприятия, перечисления в краевой бюджет части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при необходимости независимых аудиторов; - соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия примерному контракту, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово - хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта; - наличие в реестре объектов краевой собственности имущества, закрепленного за унитарным предприятием; - наличие государственной регистрации права собственности Хабаровского края на объекты недвижимости, переданные в хозяйственное ведение (оперативное управление) организации. В случае несоответствия устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем примерному уставу и примерному контракту Комитетом может быть отказано в их утверждении или согласовании. В случае утверждения или согласования Комитетом устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем соответствующие данные заносятся в реестр объектов краевой собственности; е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в краевой бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления. Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы. Критерии эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам: - увеличению поступлений доходов в краевой бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, приватизации, передачи в аренду либо доверительное управление их высвобождаемого имущества, а также вследствие получения части прибыли предприятий; - снижению цен на определенные виды товаров и услуг; - изменению количества унитарных предприятий; - снижению издержек производства и управления; - улучшению финансово - экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий; - изменению количества учреждений; - снижению расходов краевого бюджета на их содержание. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. БАНКРОТСТВО Одна из основных задач управления неплатежеспособными предприятиями состоит в активном применении механизма оздоровления предприятий путем реализации процедур несостоятельности. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Российской Федерации в целом и Хабаровского края в частности. В то же время рациональное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к нормальной работе производства, стабильному поступлению налогов, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций. При процедурах банкротства предприятий происходит освобождение предприятия от не свойственной ему функции по содержанию объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства. Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед краевым бюджетом, по инициативе собственников, с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний. Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение в краевую собственность акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ с последующей их продажей. Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно - имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества предприятия - банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия края. Исходя из изложенного, участие края как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга краю, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач. В практике разрешения проблем управления собственностью неплатежеспособных предприятий имеются факты, когда местные администрации и комитеты по управлению муниципальным имуществом, имея в своем ведении муниципальные предприятия, находящиеся на грани банкротства, практически не влияют на управление их собственностью. Воздействовать на такие предприятия как Агентство по Хабаровскому краю Дальневосточного межрегионального территориального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению не имеет возможности ввиду отсутствия соответствующих полномочий в рамках договорных обязательств. Представляется целесообразным и необходимым наделение Агентства по Хабаровскому краю ДМТО ФСДН России полномочиями, позволяющими ему воздействовать не только на объекты государственной, но и муниципальной собственности. Реструктуризация объектов собственности Реструктуризация предприятий может осуществляться в виде: - реструктуризации их задолженности; - реструктуризация собственности. Реструктуризация задолженности может производиться в различных формах: - заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету; - оформление задолженности в виде государственного кредита с минимальной процентной ставкой; - проведение в рамках выделенной задолженности (предварительно задолженность бюджету и внебюджетные фонды переводится на специальные счета) процедуры взаимозачета долгов с другими участниками экономического процесса. Реструктуризация задолженности уменьшит отток средств предприятия, однако этого может быть недостаточно. В таких случаях надо идти дальше и реструктуризировать собственность, например, путем выпуска дополнительных акций или облигаций на основе рыночной переоценки внеоборотных активов предприятий для погашения их задолженности перед бюджетом. Залоговый механизм поддержки предприятий Залог собственности в целях поддержки предприятий для обеспечения предоставления им кредитов, инвестиций может осуществляться двумя различными механизмами: 1) в виде залога имущественных объектов, принадлежащих самим предприятиям по праву собственности либо находящихся в их хозяйственном ведении при условии согласия на то собственника; 2) в виде залога объектов собственности края (взамен залога предприятий или в дополнение к залогу) в качестве гарантий того, что предприятие выполнит свои обязательства, принятые им в связи с получением кредита или вложением инвестиций. Второй залоговый механизм достаточно опасен для края, отягчающего себя обязанностями гаранта, в виде риска потери, отчуждения предмета залога при невыполнении обязательств предприятием. Очевидно, что на подобную форму залога край идет в случаях, когда поддержание предприятия совпадает с его жизненными интересами и отсутствуют другие, менее рискованные, способы поддержки. В крае создан и функционирует залоговый фонд. Основными задачами в области использования залогового фонда являются: - повышение ликвидности объектов краевого залогового фонда, в том числе за счет передачи для этих целей золота из Гохрана России; - систематическое внесение изменений в состав краевого залогового фонда; - рыночная оценка залоговой стоимости объектов краевого залогового фонда; - отработка механизма контроля за целевым использованием средств, полученных под залоговое обеспечение. УПРАВЛЕНИЕ АКЦИЯМИ, ДОЛЯМИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ Оценка состояния управления акциями (долями) В настоящее время на территории Хабаровского края зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 259 хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеются государственные пакеты акций (доли, паи), в том числе в 148 хозяйственных обществах пакеты акций (доли, паи) находятся в краевой собственности, в 115 - в федеральной, в 10 обществах закреплено специальное право - "золотая акция". В настоящее время на территории Хабаровского края работа представителей государства в органах управления хозяйственных обществ регламентируется следующими нормативными документами: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1, ст.48 - 65, 87 - 94, 96 - 106, 185. 2. Федеральный Закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". 3. Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". 4. Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", ст.5, 6. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 1995 г. N 625 "Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности". 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды". 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации". 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ". 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 195 "О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими ("золотой акции")". 10. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров". 11. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". 12. Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535 "Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". 13. Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 784 "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров". 14. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". 15. Распоряжение Министерства государственного имущества Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. N 1506-р, утвердившее Методические указания по заполнению форм отчетности, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116. 16. Часть первая Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе, принятая Законом Хабаровского края от 30 июля 1997 г. N 34, ст.30. 17. Постановление главы администрации Хабаровского края от 15 мая 1998 г. N 198 "О совершенствовании управления государственной собственностью, системы учета и контроля за использованием государственного имущества на территории Хабаровского края", п.13. 18. Постановление главы администрации Хабаровского края от 20 ноября 1998 г. N 441 "О механизме управления государственными пакетами акций (долями, паями) в хозяйственных обществах". 19. Постановление главы администрации Хабаровского края от 7 декабря 1998 г. N 461 "О соблюдении порядка регистрации акционерных обществ на территории Хабаровского края". 20. Постановление главы администрации Хабаровского края от 5 февраля 1999 г. N 58 "О социально - экономической ситуации в крае в 1998 году и об основных направлениях развития экономики края в 1999 году", пп.8.4, 8.5. 21. Постановление главы администрации Хабаровского края от 27 декабря 1999 г. N 441 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей краевых государственных унитарных предприятии и представителей государства в органах управления хозяйственных обществ", кроме абзаца 4 пункта 1, утратившего силу в соответствии с постановлением главы администрации края от 27 декабря 1999 г. N 441. 22. Распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 17 января 2000 г. N 6, утвердившее Методические указания по заполнению форм отчетности, предусмотренной постановлением главы администрации края от 27 декабря 1999 г. N 441. 23. Устав акционерного общества (хозяйственного товарищества). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 478 в государственной собственности должны закрепляться только акции акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Перечень таких акционерных обществ был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 784 "О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже", и включает 697 акционерных обществ. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом: - 2 акционерных общества - 100 процентов акций находятся в краевой собственности; - 54 акционерных общества - более 50 процентов акций находятся в краевой собственности; - 44 акционерных общества - от 25 процентов до 50 процентов акций находятся в краевой собственности; - 139 акционерных общества - менее 25 процентов акций находятся в краевой собственности. В зависимости от организационно - правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства: открытые акционерные общества - 213; закрытые акционерные общества - 15; общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 31. Доход краевого бюджета по краевым пакетам акций составил: - в 1999 году - 2402 тыс. рублей; - в 1998 году - 1092 тыс. рублей (в масштабе цен 1998 года). По федеральным: - в 1999 году - 1304 тыс. рублей; - в 1998 году - 395 тыс. рублей. Решения по управлению акциями, находящимися в краевой собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах принимаются в следующем порядке: а) Законодательная Дума Хабаровского края в рамках краевого закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Хабаровском крае ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, и акций открытых акционерных обществ, а также прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает 5 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; б) глава администрации Хабаровского края по представлению Комитета дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление и иное распоряжение (за исключением продажи) акций, находящихся в краевой собственности; в) администрация Хабаровского края принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в краевой собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения (избрания) представителей Хабаровского края в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в краевой собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция"); Край управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначенных администрацией Хабаровского края. Их число в настоящее время составляет 145 человек, из них 66 процентов - работники краевых органов исполнительной власти, 13 процентов - работники муниципальных образований городов и районов Хабаровского края. Учитывая количество хозяйственных товариществ и обществ, в которых край является участником (акционером), их значимость для краевой экономики, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам: а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства; б) участие в качестве представителей Хабаровского края в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и производится за счет прибыли организации. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты. Однако практика привлечения доверительных управляющих в настоящее время практически отсутствует; в) поскольку цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей Хабаровского края и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления. Указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда представитель в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к увеличению дивидендов от деятельности общества; г) отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, разработки способов достижения цели государства, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий; д) отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных обществах, в которых участвует государство; е) действующий порядок передачи акций, принадлежащих Хабаровскому краю, в доверительное управление громоздок. Хотя он предусматривает конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, но не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего. Цели управления акциями (долями) Целями управления акциями (долями) являются: - увеличение неналоговых доходов краевого бюджета; - стимулирование развития производства, улучшение финансово - экономических показателей деятельности хозяйственных обществ; - привлечение инвестиций в реальный сектор экономики края; - оптимизация управленческих затрат (отнесение затрат на управление пакетами акций и долями за счет доходов хозяйственных обществ); - осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур). Механизм управления акциями (долями) Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими краю, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходима реализация системы управления государственным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии государственными органами решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных товариществах и обществах. Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе. Утвержденные государственным органом предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего. Необходимо определить: - пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего; - порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации; - обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью хозяйственных товариществ и обществ; - порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ. При обосновании невозможности достижения цели государства или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Хабаровского края в деятельности хозяйственного товарищества или общества, либо о распоряжении акциями (долями) иным образом (в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), либо об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются меры воздействия. Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления. Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные товарищества и общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности). Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий: 1) классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности акций, долей Хабаровского края, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления. Хозяйственные товарищества и общества классифицируются: а) в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна; б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций; в) в зависимости от целей, которые преследует край (государство) в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач (оборона, безопасность), включенных в социальные программы, реализующих перспективные проекты, являющихся естественными монополиями; г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных товариществ и обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией); д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство: имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед краевым бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве; е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации; 2) осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в краевой собственности, в том числе: а) координация работы отраслевых комитетов в процессе управления пакетами акций Комитетом; б) установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами; в) назначение представителей государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, из числа специалистов отраслевых краевых органов исполнительной власти, Комитета, а также органов исполнительной власти муниципальных образований Хабаровского края; г) выдача Комитетом письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, по согласованию с отраслевыми структурами администрации края; д) направление в Комитет не менее 10 процентов поступивших в бюджеты дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, на финансирование расходов, связанных с управлением акциями, при этом до половины указанных средств направляются в отраслевые органы управления администрации края; е) установление порядка использования пакетов акций в качестве гарантий от имени Хабаровского края с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами краевого бюджета; ж) консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей; з) приобретение акций акционерных обществ с целью усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и если для этого есть необходимые ресурсы; и) установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия государства в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий; к) замена закрепленного в краевой собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию"); л) принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных товариществ и обществ для обеспечения интересов государства; 3) проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим значительных инвестиционных вложений, в том числе: а) передача акций в собственность муниципальных образований, на территории которого осуществляет свою основную деятельность акционерное общество, в зачет финансовых обязательств Хабаровского края перед муниципальным образованием при условии представления им программы развития акционерного общества; б) покупка акций для формирования их в пакеты, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет; в) выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями; г) выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг; д) приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей; е) в отношении товариществ и обществ с ограниченной ответственностью - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации; 4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей, в том числе: а) использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; б) использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры); в) привлечение эффективного собственника, приобретающего акции Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|