Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Хабаровского края от 24.05.2001 № 207Утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 04.08.2006 г. N 124-пр ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 мая 2001 г. N 207 ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2001-2005 ГОДЫ В целях активизации внешнеэкономической политики администрации края, направленной на решение задач создания конкурентоспособной экономики, технологической модернизации хозяйственного комплекса региона, вхождения его в систему мировых хозяйственных связей, дальнейшего развития внешней торговли, активизации привлечения иностранных инвестиций и формирования благоприятного инвестиционного климата постановляю: 1. Утвердить прилагаемые: "Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы", "Мероприятия по реализации Основных направлений внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы". 2. Комитетам, управлениям, департаментам администрации края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление внешнеэкономических связей администрации края (Лопатин С.И.). 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Глава администрации В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 24 мая 2001 г. N 207 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2001-2005 ГОДЫ +------+--------------------------+----------+-------------------+ | N | Наименование | Срок | Ответственные | | п/п | мероприятия |исполнения| | +------+--------------------------+----------+-------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |1. |Координация | | | | |внешнеэкономической | | | | |деятельности края | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |1.1. |Подготовить предложения в | 2001 год |Управление | | |Правительство Российской | |Федеральной | | |Федерации о заключении | |службы налоговой | | |соглашений об оказании | |полиции | | |взаимной правовой помощи | |Российской | | |со странами АТР | |Федерации по | | | | |Хабаровскому краю. | | | | |Дальневосточное | | | | |региональное | | | | |управление | | | | |валютного контроля | | | | |Министерства | | | | |финансов Российской| | | | |Федерации, | | | | |управление | | | | |внутренних дел | | | | |Хабаровского края, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |1.2. |Разработать концепцию | 2001 год |комитет по | | |создания точечной зоны | |экономике, комитет | | |экономического роста на | |промышленности, | | |базе Бикинского района в | |транспорта и связи,| | |связи с созданием | |управление | | |пограничного перехода | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |1.3. |Разработать основные | 2001 год |управление | | |направления развития | |внешнеэкономических| | |приграничного | |связей, комитет по | | |сотрудничества | |экономике | | |Хабаровского края с | |администрации края | | |провинцией Хейлунцзян | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |1.4. |Проводить заседания | ежегодно |управление | | |консультативного совета | |внешнеэкономических| | |при главе администрации | |связей | | |края по вопросам | |администрации края | | |внешнеэкономической | | | | |деятельности | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |1.5. |Проводить заседания | 2 раза |управление | | |внешнеэкономического | в год |внешнеэкономических| | |совета администрации края | |связей | | |по вопросам | |администрации края | | |внешнеэкономической | | | | |деятельности | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2. |Привлечение иностранных | | | | |инвестиций | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.1. |Проводить работу по | | | | |созданию благоприятного | | | | |инвестиционного климата в | | | | |крае: | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.1.1.|Обновить и издать общее | 2002 год |управление | | |руководство для | |внешнеэкономических| | |иностранного инвестора в | |связей | | |Хабаровском крае | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.1.2.|Подготовить предложения о | 2002 год |комитет по | | |внесении изменений в | |земельным ресурсам | | |статью 15 Закона | |и землеустройству | | |Хабаровского края | |Хабаровского края, | | |"О регулировании земельных| |комитет по | | |отношений на территории | |управлению | | |Хабаровского края, в | |государственным | | |которой предусмотреть | |имуществом | | |предоставление иностранным| |Хабаровского края, | | |инвесторам земельных | |комитет по | | |участков в аренду на срок | |экономике | | |до 50 лет | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.1.3.|Подготовить в | 2001 год |управление | | |Государственную Думу | |внешнеэкономических| | |Федерального Собрания | |связей, комитет по | | |Российской Федерации от | |экономике, центр | | |Хабаровского края | |стратегического | | |обоснование и проект | |планирования | | |поправок в ст.2 | |администрации края | | |Федерального закона "Об | | | | |иностранных инвестициях в | | | | |Российской Федерации" о | | | | |снижении стоимостных | | | | |критериев оценки | | | | |инвестиционных проектов | | | | |для придания им статуса | | | | |"приоритетных" в целях | | | | |получения | | | | |правительственных гарантий| | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.1.4.|Подготовить в | 2001 год |департамент по | | |Государственную Думу | |природным ресурсам | | |Федерального Собрания | |и ресурсодобывающей| | |Российской Федерации от | |промышленности, | | |Хабаровского края проект | |центр | | |поправок в Закон | |стратегического | | |Российской Федерации | |планирования, | | |"О соглашении о разделе | |управление | | |продукции" в части | |внешнеэкономических| | |закрепления гарантий для | |связей | | |инвестора - изменения | |администрации края | | |законодательства в сторону| | | | |ухудшения не должны | | | | |распространяться на | | | | |действие реализуемого | | | | |проекта до полной его | | | | |окупаемости | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.1.5.|Подготовить и направить | 2001 год |департамент по | | |обращение в | |природным ресурсам | | |Государственную Думу | |и ресурсодобывающей| | |Федерального Собрания | |промышленности | | |Российской Федерации об | |администрации края,| | |ускорении принятия | |комитет по | | |законопроектов "О | |управлению | | |концессионных договорах, | |государственным | | |заключаемых российскими и | |имуществом | | |иностранными инвесторами",| |Хабаровского края, | | |"О свободных экономических| |центр | | |зонах" | |стратегического | | | | |планирования, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.2. |Проводить презентации | ежегодно |управление | | |возможностей иностранных | |внешнеэкономических| | |грантодателей, лизинговых | |связей, комитет по | | |компаний, финансовых | |экономике | | |фондов, целевых программ, | |администрации края | | |финансируемых зарубежными | | | | |инвесторами для | | | | |предприятий края | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.3. |Подготовить перечень | 2001- |комитет по | | |мероприятий по доразведке | 2005 гг. |топливно - | | |запасов нефти | |энергетическому | | |континентального шельфа | |комплексу и | | |побережья Охотского моря, | |жилищно - | | |а также природных ресурсов| |коммунальному | | |в районах БАМа в целях | |хозяйству, | | |привлечения иностранных | |департамент по | | |инвестиций | |природным ресурсам | | | | |и ресурсодобывающей| | | | |промышленности, | | | | |комитет по | | | | |экономике, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.4. |Поддержать инициативы и |постоянно |комитет по | | |оказать содействие банкам:| |экономике | | | | |администрации края,| | |- в получении связанных и | |Главное управление | | |несвязанных иностранных | |Центрального банка | | |кредитов для реализации | |Российской | | |торговых программ; | |Федерации по | | | | |Хабаровскому краю, | | |- в использовании схемы | |управление | | |двухступенчатых кредитов; | |внешнеэкономических| | | | |связей | | |- в привлечении | |администрации края | | |иностранных инвесторов к | | | | |участию в капитале | | | | |российских банков; | | | | | | | | | |- в участии в | | | | |международных программах | | | | |содействия развитию | | | | |банковских структур | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.5. |Проанализировать | 2002 год |Управление | | |эффективность действия | |Министерства | | |краевых налоговых льгот, | |Российской | | |установленных краевым | |Федерации по | | |налоговым | |налогам и сборам по| | |законодательством для | |Хабаровскому краю, | | |предприятий с | |управление | | |иностранными инвестициями | |внешнеэкономических| | |и, при необходимости, | |связей, комитет по | | |внести предложения по | |экономике | | |изменению и дополнению | |администрации края | | |действующего | | | | |законодательства о налогах| | | | |и сборах Хабаровского края| | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.6. |Провести проверки | 2001- |управление | | |отдельных предприятий с | 2002 гг. |внешнеэкономических| | |иностранными инвестициями | |связей | | |на предмет соблюдения ими | |администрации края | | |российского | | | | |законодательства о | | | | |внешнеэкономической | | | | |деятельности | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.7. |Подготовить обоснование | 2003 год |комитет по | | |разработки программы | |экономике, комитет | | |ипотечного кредитования с | |по строительству, | | |иностранными инвестициями | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.8. |Создать электронную базу | 2002 год |комитет по | | |данных незадействованных | |управлению | | |производственных площадей | |государственным | | |на территории края | |имуществом | | | | |Хабаровского края, | | | | |администрации | | | | |городов и районов | | | | |края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.9. |Проанализировать | 2002 год |комитет по | | |эффективность действия | |управлению | | |механизма проведения | |государственным | | |конкурсов и аукционов на | |имуществом | | |право пользования | |Хабаровского края, | | |природными ресурсами на | |департамент по | | |территории Хабаровского | |природным ресурсам | | |края и, при необходимости,| |и ресурсодобывающей| | |внести предложения по его | |промышленности | | |совершенствованию | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.10. |Закончить проработку с | 2001 год |комитет по | | |японской стороной | |топливно - | | |возможности выделения | |энергетическому | | |финансовых средств для | |комплексу и | | |разработки | |жилищно - | | |технико - экономического | |коммунальному | | |обслуживания проекта | |хозяйству, | | |"Строительство | |управление | | |магистрального газопровода| |внешнеэкономических| | |Сахалин - Комсомольск - | |связей | | |на - Амуре - Хабаровск" | |администрации края,| | |(1 этап) в рамках плана | |Межрегиональная | | |расширения технического | |ассоциация | | |содействия регионам | |экономического | | |Дальнего Востока | |взаимодействия | | | | |субъектов Федерации| | | | |Дальнего Востока и | | | | |Забайкалья | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.11. |Разработать обоснование | 2002 год |комитет по | | |создания международного | |топливно - | | |консорциума по реализации | |энергетическому | | |проекта строительства | |комплексу и | | |магистрального газопровода| |жилищно - | | |с последующим экспортом | |коммунальному | | |газа в страны АТР | |хозяйству, центр | | | | |стратегического | | | | |планирования, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края,| | | | |Межрегиональная | | | | |ассоциация | | | | |экономического | | | | |взаимодействия | | | | |субъектов Федерации| | | | |Дальнего Востока и | | | | |Забайкалья | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.12. |Проработать с японской | 2001- |управление | | |стороной возможность | 2002 гг. |внешнеэкономических| | |создания совместной | |связей, комитет по | | |российско - японской | |экономике | | |комиссии по контролю за | |администрации края,| | |реализацией инвестиционных| |Межрегиональная | | |проектов в рамках | |ассоциация | | |"экологического кредита" | |экономического | | | | |взаимодействия | | | | |субъектов Федерации| | | | |Дальнего Востока и | | | | |Забайкалья | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.13. |Осуществить отбор десяти | 2001 год |комитет по | | |приоритетных | |экономике, | | |инвестиционных проектов с | |управление | | |высокой степенью | |внешнеэкономических| | |готовности для проработки | |связей | | |с иностранными инвесторами| |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.14. |Вносить изменения и | ежегодно |комитет по | | |дополнения в состав | |управлению | | |краевого залогового фонда | |государственным | | | | |имуществом | | | | |Хабаровского края, | | | | |комитет по | | | | |экономике | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |2.15. |Оценить возможность | 2001- |комитет по | | |использования механизма | 2003 гг. |управлению | | |залогового фонда для | |государственным | | |предоставления гарантий | |имуществом | | |иностранным инвесторам | |Хабаровского края, | | | | |комитет по | | | | |экономике, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3. |Поддержка экспорта | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.1. |Проанализировать практику | 2001- |ГП | | |аукционной продажи | 2002 гг |"Хабаровскглавлес",| | |древесины за рубеж и при | |управление | | |необходимости внести | |внешнеэкономических| | |изменения в постановление | |связей | | |главы администрации края | |администрации края | | |от 10 февраля 2000 г. N 42| | | | |"Об основных направлениях | | | | |развития экспорта и | | | | |экспортной базы | | | | |Хабаровского края на | | | | |2000-2005 годы" | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.2. |Изучить возможности | 2001- |департамент по | | |лизинга и лизинговых форм | 2002 гг. |природным ресурсам | | |технического | |и ресурсодобывающей| | |перевооружения предприятий| |промышленности | | |лесной отрасли; | |администрации края,| | |сформировать потребность | |ГП | | |предприятий края в технике| |"Хабаровскглавлес "| | |и технологиях для | | | | |проработки с лизинговыми | | | | |компаниями | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.3. |Разработать основные | 2001- |отраслевые | | |направления развития | 2002 гг. |департаменты, | | |лесной, горнодобывающей, | |комитеты и | | |судостроительной | |управления | | |промышленности с учетом | |администрации края,| | |развития экспортной базы и| |комитет по | | |импортозамещающих | |экономике, | | |производств | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.4. |Проработать с китайской | 2002 год |комитет | | |стороной вопрос об | |промышленности, | | |организации постоянно | |транспорта и связи,| | |действующей выставки | |управление | | |продукции промышленных | |внешнеэкономических| | |предприятий Хабаровского | |связей, агентство | | |края в г. Харбине | |по оборонным | | | | |отраслям | | | | |промышленности, | | | | |комитет по | | | | |экономике | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.5. |Разработать мероприятия по| 2001 год |управление | | |продвижению продукции | |внешнеэкономических| | |товаропроизводителей | |связей | | |Хабаровского края на | |администрации края,| | |зарубежные рынки, | |Дальневосточная | | |используя информационные | |торгово - | | |каналы администрации края,| |промышленная | | |Дальневосточной торгово - | |палата, | | |промышленной палаты и | |представительство | | |ФГУП "Рособоронэкспорт" | |ФГУП | | | | |"Рособоронэкспорт" | | | | |в Хабаровском крае | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.6. |Подготовить перечень | 2001 год |представительство | | |консультативных и | |ФГУП | | |маркетинговых услуг, | |"Рособоронэкспорт" | | |предоставляемых на | |в Хабаровском крае,| | |договорных условиях | |управление | | |ФГУП "Рособоронкспорт" | |внешнеэкономических| | |отечественным | |связей | | |товаропроизводителям | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.7. |Подготовить предложения по| 2002 год |управление науки | | |внедрению на предприятиях | |комитета по | | |оборонного комплекса края | |экономике, | | |экспортоориентированных | |агентство по | | |инновационных проектов при| |оборонным отраслям | | |финансовой поддержке | |промышленности | | |ФГУП "Рособоронэкспорт" | |администрации края,| | | | |представительство | | | | |ФГУП | | | | |"Рособоронэкспорт" | | | | |в Хабаровском крае | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.8. |Подготовить совместно с | ежегодно |агентство по | | |ФГУП "Рособоронэкспорт" | |оборонным отраслям | | |план участия оборонного | |промышленности, | | |комплекса края в | |управление | | |международных выставках | |внешнеэкономических| | |вооружения и военной | |связей | | |техники в составе единой | |администрации края,| | |российской делегации | |представительство | | | | |ФГУП | | | | |"Рособоронэкспорт" | | | | |в Хабаровском крае | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |3.9. |Оказать содействие | 2002 год |агентство по | | |предприятиям оборонного | |оборонным отраслям | | |комплекса края в | |промышленности, | | |подготовке и оформлении | |представительство | | |экспортного облика | |ФГУП | | |продукции военного | |"Рособоронэкспорт" | | |назначения, разрешенной | |в Хабаровском крае | | |для поставки на экспорт | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4. |Информационное обеспечение| | | | |внешнеэкономической | | | | |деятельности | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.1. |Продолжить создание | 2001- |комитет по | | |региональных баз данных | 2003 гг. |экономике, | | |для полного и | |управление | | |своевременного | |внешнеэкономических| | |информирования участников | |связей | | |внешнеэкономической | |администрации края | | |деятельности федеральных и| | | | |региональных органов | | | | |власти: | | | | | | | | | |- экспортеры и экспортная | | | | |продукция края; | | | | | | | | | |- перечень | | | | |зарегистрированных | | | | |предприятий с иностранными| | | | |инвестициями; | | | | | | | | | |- инвестиционные проекты | | | | |края; | | | | | | | | | |- перечень | | | | |представительств | | | | |иностранных фирм, | | | | |консульских учреждений, | | | | |международных фондов и | | | | |организаций; | | | | | | | | | |- информация об | | | | |инвестиционном климате; | | | | | | | | | |- законодательные акты | | | | |Хабаровского края | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.2. |Издать сборники | 2001- |управление | | |инвестиционных проектов | 2004 гг |внешнеэкономических| | |Хабаровского края | |связей, комитет по | | | | |экономике, | | | | |отраслевые комитеты| | | | |и управления | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.3. |Издать новый бизнес - | 2002 год |комитет по | | |справочник по Хабаровскому| |экономике, | | |краю | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей, отраслевые | | | | |комитеты и | | | | |управления | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.4. |Обновить и издать | 2003 год |управление | | |справочник экспортной | |внешнеэкономических| | |продукции предприятий | |связей | | |Хабаровского края | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.5. |Подготовить постоянно | 2002- |управление | | |действующую мобильную | 2003 гг. |внешнеэкономических| | |выставку приоритетных | |связей, комитет по | | |инвестиционных проектов и | |экономике | | |продукции предприятий края| |администрации края | | |для проведения выездных | | | | |презентационных | | | | |мероприятий | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.6. |Организовать проведение | 2001- |управление | | |презентаций Хабаровского | 2005 гг. |внешнеэкономических| | |края в странах Азиатско - | |связей, служба | | |Тихоокеанского региона | |международного | | | | |протокола | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.7. |Организовать и провести | 2002- |управление | | |информационные семинары с | 2005 гг. |внешнеэкономических| | |привлечением зарубежных | |связей | | |специалистов по вопросам | |администрации края,| | |внешней торговли и | |Дальневосточная | | |иностранных инвестиций | |торгово - | | | | |промышленная палата| +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.8. |Принимать участие в | 2001- |управление | | |международных мероприятиях| 2005 гг. |внешнеэкономических| | |(конференциях, выставках, | |связей, комитет по | | |ярмарках и т.д.) в составе| |экономике | | |делегации России | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.9. |Создать информационный | 2001- |управление | | |банк данных о | 2005 гг. |внешнеэкономических| | |внешнеэкономической и | |связей, комитет по | | |международной деятельности| |экономике | | |на Дальнем Востоке и в | |администрации края,| | |Забайкалье | |Межрегиональная | | | | |ассоциация | | | | |экономического | | | | |взаимодействия | | | | |субъектов Федерации| | | | |Дальнего Востока и | | | | |Забайкалья | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.10. |Оказывать практическую | 2001- |управление | | |помощь ЗАО Дальневосточный| 2005 гг. |внешнеэкономических| | |международный торговый | |связей, комитет по | | |центр" и ОАО "Хабаровская | |экономике | | |международная ярмарка" по | |администрации края,| | |привлечению иностранных | |Дальневосточная | | |участников к ярмарочно - | |торгово - | | |выставочным мероприятиям, | |промышленная палата| | |проводимым в г. Хабаровске| | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.11. |Создать веб - сайт | 2001- |управление | | |агентства по привлечению | 2005 гг. |внешнеэкономических| | |иностранных инвестиций | |связей | | |Хабаровского края | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.12. |Создать полный | 2002 год |главное управление | | |инвестиционный указатель | |рыбного хозяйства | | |предприятий береговой | |администрации края | | |рыбопереработки и | | | | |выпускаемой продукции для | | | | |эффективной проработки | | | | |поступающих предложений и | | | | |заключения контрактных | | | | |обязательств | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.13. |Издать справочник | 2001- |департамент по | | |предлагаемых к разработке | 2005 гг. |природным ресурсам | | |подземных месторождений | |и ресурсодобывающей| | |Хабаровского края, | |промышленности | | |включающий характеристики | |администрации края | | |минерализации, уровень | | | | |разведки, оценку запасов и| | | | |месторасположение | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |4.14. |Организовать обучение |постоянно |финансовый | | |предприятий края | |департамент | | |международной системе | |администрации края,| | |бухгалтерского учета, | |Управление | | |переходу на международные | |Министерства | | |статистические стандарты с| |Российской | | |использованием | |Федерации по | | |возможностей программ | |налогам и сборам по| | |зарубежной технической | |Хабаровскому краю, | | |помощи краю | |комитет по | | | | |экономике, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5. |Взаимодействие с | | | | |международными | | | | |организациями | | | | | | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.1. |Создать общественно - | 2001 год |управление | | |государственное | |внешнеэкономических| | |объединение Российского | |связей | | |национального комитета по | |администрации края | | |Тихоокеанскому | | | | |экономическому | | | | |сотрудничеству (РНКТЭС): | | | | | | | | | |- зарегистрировать | | | | |объединение в Минюсте | | | | |России; | | | | | | | | | |- провести учредительную | | | | |конференцию РНКТЭС | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.2. |Создать рабочие группы | 2001 год |управление | | |РНКТЭС по основным | |внешнеэкономических| | |направлениям деятельности | |связей, отраслевые | | |международных | |комитеты и | | |экономических организаций | |управления | | |АТР - ТЭС и АТЭС | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.3. |Принять участие в работе | ежегодно |управление | | |рабочих комитетов и групп | |внешнеэкономических| | |ТЭС и АТЭС | |связей, отраслевые | | | | |комитеты и | | | | |управления | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.4. |Создать постоянно | ежегодно |управление | | |обновляемую базу данных | |внешнеэкономических| | |членов РНКТЭС с | |связей | | |обязательным | |администрации края | | |предоставлением данной | | | | |информации в Международный| | | | |Секретариат Тихоокеанского| | | | |Экономического Совета для | | | | |его опубликования в | | | | |справочниках | | | | |Экономического Совета | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.5. |Подготовить и провести в | 2001- |управление | | |Хабаровске под патронажем | 2002 гг. |внешнеэкономических| | |ТЭС и др. экономических | |связей, комитет по | | |организации АТР | |экономике | | |Дальневосточный | |администрации края | | |инвестиционный форум | | | | |"Инвестиционные проекты | | | | |развития Дальнего Востока,| | | | |Сибири и Забайкалья - | | | | |приоритеты XXI века" | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.6. |Обеспечить участие | 2001- |управление | | |отраслевых комитетов, | 2003 гг. |внешнеэкономических| | |управлений администрации |(согласно |связей, комитет по | | |края, заинтересованных |плану) |экономике | | |предприятий Хабаровского | |администрации края | | |края в ежегодных форумах | | | | |АТЭС - "Рынок технологий" | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.7. |Принять участие в | ежегодно |управление | | |международных выставках | |внешнеэкономических| | |проводимых по линии АТЭС, | |связей, служба | | |СТЭС, АСЕАН и др. | |международного | | |международных | |протокола, комитет | | |экономических организаций | |по экономике | | |АТР с привлечением к | |администрации края | | |участию в них предприятий | | | | |Хабаровского края | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.8. |Создать веб - сайт РНКТЭС | 2001- |секретариат РНКТЭС,| | | | 2002 гг. |информационно - | | | | |вычислительный | | | | |центр комитета по | | | | |экономике, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.9. |Издавать информационный | ежегодно |секретариат РНКТЭС,| | |бюллетень РНКТЭС | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |5.10. |Провести в г. Хабаровске | 2002 год |управление | | |международную конференцию | |внешнеэкономических| | |Ассоциации Региональных | |связей, служба | | |Администраций Северо - | |международного | | |Восточной Азии | |протокола | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |6. |Развитие международного | | | | |туризма | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |6.1. |Разработать совместную | 2001- |Межрегиональная | | |российско - японскую | 2005 гг. |ассоциация | | |программу устойчивого | |независимых | | |развития туризма в | |туроператоров | | |Хабаровском крае | |Дальнего Востока, | | | | |управление | | | | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |6.2. |Принять участие в | 2002 год |Межрегиональная | | |разработке международной | |ассоциация | | |программы "Природные | |независимых | | |богатства Дальнего | |туроператоров | | |Востока" по пропаганде | |Дальнего Востока, | | |экологического туризма в | |управление | | |Хабаровском крае | |внешнеэкономических| | | | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |6.3. |Разработать программу по | 2001- |комитет по | | |развитию туристической | 2005 гг. |экономике, | | |инфраструктуры края с | |управление | | |привлечением иностранного | |внешнеэкономических| | |капитала | |связей | | | | |администрации края | +------+--------------------------+----------+-------------------+ |6.4. |Издать туристический | 2002 год |комитет по | | |путеводитель по | |экономике | | |Хабаровскому краю, | |администрации края | | |туристическую карту и | | | | |рекламные буклеты для | | | | |иностранных туристов | | | +------+--------------------------+----------+-------------------+ УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 24 мая 2001 г. N 207 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ 1. ВВЕДЕНИЕ Основные направления развития внешнеэкономической политики Хабаровского края на период 2001-2005 гг. (далее - основные направления) разработаны в соответствии с Уставом Хабаровского края, Законом Российской Федерации "Об иностранных инвестициях", Законом Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае", Основными направлениями внешнеэкономической политики администрации края на 1999-2000 годы, а также другими законодательными актами и нормативными документами. Развитие внешнеэкономической деятельности Хабаровского края приобретает исключительно актуальное значение в современных условиях. Значимость этой сферы как фактора стабилизации и удовлетворения первоочередных потребностей социально - экономического комплекса края многократно возросла в начале 90-х годов на фоне глубокого экономического кризиса, сопровождающегося сужением внутреннего спроса и растущим дефицитом платежного баланса. Начиная с 90-х годов роль внешнеэкономического фактора в экономике края неуклонно возрастает. К концу 90-х годов значительно возросло число участников внешнеэкономической деятельности, количество создаваемых предприятий с иностранными инвестициями, их доля в общем объеме производства края (с 0,2% в 1990 году до 6% в 1999 году), возрастают объемы экспортно - импортных операций и количество проектов, реализуемых с иностранными инвестициями. Наметившиеся в начале 90-х годов тенденции развития внешнеэкономической деятельности края приобрели устойчивую динамику в 1999-2000 годах. Реализация Основных направлений внешнеэкономической политики администрации края на 1999-2000 годы также показала, что внешняя торговля и иностранные инвестиции были и остаются одним из основных элементов стабилизационной политики в условиях края. Внешнеэкономическая деятельность является сегодня важным элементом долгосрочной экономической стратегии Хабаровского края, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки и создания конкурентоспособной экономики, поэтому закономерно, что развитие внешнеэкономического комплекса Хабаровского края должно стать одним из приоритетных направлений структурной перестройки и технологической модернизации хозяйственного комплекса региона. Таким образом, стратегической целью новых основных направлений будет являться определение приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Хабаровского края на ближайший период, обеспечивающих гармоничное вхождение хозяйственного комплекса региона в систему мировых хозяйственных связей. Средствами достижения данной цели является повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности на основе последовательного улучшения ее экономических показателей, активизации привлечения иностранных инвестиций, совершенствования товарной структуры экспортно - импортных операций, оптимизации географической структуры внешнеэкономических связей, использования прогрессивных форм международного торгово - экономического сотрудничества, совершенствования управленческого менеджмента. Реализация поставленных целей предполагает активное участие региональных органов управления в развитии внешнеэкономической деятельности Хабаровского края, тесную координацию усилий федеральных, межрегиональных, краевых и муниципальных управленческих структур, налаживание долгосрочных партнерских отношений органов власти и деловых кругов в обеспечении благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности края. Содержание и направленность основных направлений состоят в обосновании комплекса экономических, организационно - правовых и специальных мер по реализации приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Хабаровского края. Масштабность проблемы определила целесообразность установления периода действия, охватываемого основными направлениями, до 2005 года с конкретизацией целей и задач на двухлетний период. 2. ОЦЕНКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КРАЯ В ПЕРИОД 1999-2000 ГОДОВ Важным фактором, характеризующим состояние и перспективу развития внешней торговли региона, являются внешние условия. Выгодное экономико - географическое положение Хабаровского края, его близость к развитым странам Северо - Восточной Азии, емкость рынков сопредельных стран, дефицит ресурсов - все это положительные факторы, воздействующие на формирование хозяйственного комплекса края, ориентированного на внешние рынки. На фоне значительного сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортный комплекс края, несмотря на внутренние трудности, возрастание конкуренции на мировых рынках, превратился в крупнейший сектор экономики Хабаровского края. В 2000 году общий объем экспорта предприятий Хабаровского края составил 1316 млн. долл. Основными составляющими экспорта края в отчетном году стали экспорт машино - технической продукции, необработанных лесоматериалов и нефтепродуктов, доля которых в краевом экспорте составила 76,7%. Активизация включения Хабаровского края в международное разделение труда происходила путем углубления экспортной специализации промышленности края. После августа 1998 года кризисное состояние внутреннего рынка привело к росту экспортных операций. Одновременно, в этот же период, шло последовательное снижение импорта в связи с переориентацией российского потребителя на отечественную продукцию вследствие падения курса рубля и роста отечественного производства в некоторых отраслях промышленности. В 1998 году импорт составил 192,3 млн. долл., в 1999 году он снизился до 157,4 млн. долл., а за 2000 год составил 141 млн. долл. В этой связи положительное сальдо во внешней торговле имеет устойчивую динамику к росту. За 2000 год этот показатель без учета продукции ВПК составил 730,7 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1999 годом на 355,2 млн. долл. По сути, кризис в российской экономике выступил регулятором, направленным на защиту внутреннего производства от конкуренции импорта. Динамика объемов экспорта в этот период характеризуется значительным, но неравномерным ростом. Если в 1999 году экспорт, без учета поставок продукции ВПК, составил 532 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1998 годом на 15%, то в 2000 году, без учета продукции ВПК, он увеличился на 63,6% и составил 871,7 млн. долл. Причем увеличение экспорта произошло за счет увеличения физических объемов поставок - по лесу, пиломатериалам, нефтепродуктам, черным металлам, рыбе и ракообразным. Стоимостной рост экспорта наблюдается за счет более высоких цен на цветные металлы. Наиболее значительный рост за рассматриваемый период характерен для экспорта нефтепродуктов, доля которых в краевом экспорте в 2000 году (без учета продукции ВПК) составила 44,2%. Следует отметить, что с увеличением экспортных поставок наметилась и новая тенденция - усиление экспортной специализации различных видов услуг - транспортных, связи, гостиничных и других. Экономический кризис и последовавший за ним рост промышленного производства привели к сокращению и рационализации географии внешнеэкономических связей Хабаровского края. Так, если в 1997 году экспортные операции края осуществлялись с 38 государствами, а импортные закупки производились в 60 странах мира, то в 2000 году мы экспортировали в 27 стран и импортировали из 50 государств. Наибольший удельный вес в экспорте Хабаровского края занимают Китай, Сингапур, Япония и Южная Корея. В 2000 году доля этих четырех стран в объеме краевого экспорта составила около 78 процентов. Соответственно Китай - 40,4 процента (520 млн. долл.), Сингапур - 18,1 процента (233 млн. долл.), Япония - 14,8 процента (190 млн. долл.), Корея - 4,6 процента (51 млн. долл.). Анализ экспорта и экспортного производства выявил следующие особенности: экспорт имеет весьма неустойчивую динамику: ежегодное падение и прирост экспорта могут достигать от 20 до 50 процентов к уровню предыдущего года; в последнее время отмечается рост дискриминационных ограничений в отношении российского сырья и материалов со стороны стан АТР, что повышает зависимость краевого экспорта от состояния мировой общехозяйственной инфраструктуры и ситуации на отдельных товарных рынках; несовершенная технологическая база ряда производств сокращает перечень товаров мирового уровня, поставляемых краем на экспорт; ведущее место во внешнеэкономических связях стали занимать государства, с которыми имеется налаженное транспортное грузовое и пассажирское сообщение; наиболее емким рынком для продукции, производимой в крае, являются рынки Китая и Японии, куда направляется основная часть традиционного краевого экспорта; разрушенные за последние годы связи со странами Ближнего Востока, Восточной Европы и республиками бывшего СССР имеют слабую тенденцию к восстановлению, т.к. данную нишу заняли рынки сбыта и закупки продукции в СВА и АТР. Подобная специфика внешнеторговых отношений диктует необходимость дифференцированных подходов к определению экспортной политики края относительно стран АТР. При этом следует учесть такие объективные факторы, как сохранение на длительную перспективу японского и корейского рынков в качестве наиболее предпочтительных для экспорта продукции края. Вместе с тем в ближайшие 5-7 лет нельзя ожидать значительных изменений в характере сотрудничества с этим странами. Большие различия в развитии технологий, наличие технологичных производств будут подталкивать их на максимизацию импорта дальневосточного сырья с минимальной переработкой, как это было в предыдущие десятилетия. Не меньшее влияние на перспективы развития края окажет Китай и в особенности Северо - Восточный Китай, будучи зоной "надежного" бизнеса, сформировавшей мощную базу экспортной экспансии вдоль приграничных территорий. В этой связи вопросы кооперации со своим южным соседом должны занять особое место во внешнеэкономической стратегии края. 3. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА, ПОСТУПЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 1999-2000 ГОДАХ Объемы и ориентация инвестиционных потоков напрямую зависят от инвестиционного климата в стране, регионе и тех отраслях, ускоренное развитие которых наиболее желательно и перспективно. Позитивные изменения, достигнутые в 2000 году по всем основным макроэкономическим показателям (рост ВВП, объема инвестиций в основной капитал), были достигнуты благодаря благоприятным конъюнктурным факторам, а не стали следствием реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечивающего устойчивый рост экономики. Россия по-прежнему относится к странам с высокими рисками для инвестирования. Подавляющее большинство инвесторов все еще не готово к размещению капитала в российской экономике на длительный срок. Статистика оттока российского капитала из экономики также подтверждает негативную оценку инвестиционного климата в России. По данным Минэкономразвития и торговли России только за 9 месяцев 2000 г. отток российских капиталов за рубеж превысил приток иностранных инвестиций в российскую экономику на 3,5 млрд. долл. (в 1,5 раза). Поворот этого инвестиционного потока в экономику России равносилен задаче создания благоприятного инвестиционного климата, в котором сегодня одинаково заинтересованы и отечественные и иностранные инвесторы, ищущие более надежного и прибыльного размещения финансовых ресурсов и стремящиеся уйти от политической и социально - экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек. Отдавая прерогативу федеральным органам в решении ключевых вопросов в сфере инвестирования, регионы предпринимают собственные меры, направленные на повышение степени привлекательности своих территорий, что создает серьезную конкуренцию между регионами за финансовые потоки и объясняет крайнюю неоднородность условий для инвестирования. В Хабаровском крае, благодаря реализованному комплексу мер в области формирования краевой законодательной базы по вопросам инвестирования, последовательной отработке организационных механизмов формирования и совершенствования основных компонентов инвестиционного климата, выразившихся в: - создании агентства по привлечению иностранных инвестиций, являющегося связующим звеном между иностранными инвесторами и краевой администрацией; - определении инвестиционной стратегии Хабаровского края, выявлении как негативных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, так и перспективных возможностей ведущих отраслей края; - обсуждении актуальных проблем и методов их разрешения в рамках консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администрации края; - оценке выполнения реализуемых в крае программ, итогов и результатов проводимых мероприятий и выработка перспективных направлений в рамках внешнеэкономических советов; - разработке и издании Путеводителя для иностранного инвестора по Хабаровскому краю, отразившего в полном объеме информацию о порядке регистрации ПИИ и ведении бизнеса в крае, особенностях налогообложения и законодательства. Особая ценность Путеводителя заключается в определении четкой последовательности шагов для открытия бизнеса и получения необходимых лицензий; - развитии нормативно - правовой базы для привлечения иностранного капитала в экономику края и прежде всего в принятии законов Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае", "Об инновационной деятельности", "О залоговом фонде", которые предусматривают меры по защите прав инвесторов на территории края, в том числе гарантии и льготы по налогам и сборам для субъектов инвестиционной деятельности; - формировании залогового фонда и введении практики предоставления краевых гарантий; - создании привлекательных условий для инвестирования на уровне муниципальных образований через предоставление налоговых льгот. Так, в Бикинском районе освобождены от уплаты налогов на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, предприятия, в которых доля иностранного инвестора превышает 30%; - преодолении существующих препятствий развития двусторонних торгово - экономических отношений через постоянное, активное участие в работе межправительственных комиссий, постоянной смешанной комиссии по сотрудничеству с регионами Дальнего Востока, Российско - Американской рабочей группы по экономическому сотрудничеству; - проведении трех международных Дальневосточных инвестиционных конференций, включая выставки инвестиционных проектов и издание инвестиционных атласов; - рейтинг Хабаровского края в 2000 году поднялся на 2 позиции по инвестиционному потенциалу - 25 место среди 89 регионов и на 4 позиции по инвестиционному риску - 61 место. По оценкам итогов на начало 2001 года, проведенным журналом "Эксперт", Хабаровский край входит в двадцатку регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций (18 место) и в двадцатку регионов с лучшей динамикой капитальных вложений (рост 1999 года к уровню 1991 года составил 32,2%). Однако, несмотря на довольно высокий рейтинг по отдельным показателям, позиции, занимаемые краем, далеко не соответствуют имеющемуся инвестиционному потенциалу: край занимает 4-е место по обеспеченности лесными ресурсами, богат месторождениями золота, минералов, редкоземельных элементов, занимает исключительно выгодное транспортно - географическое положение, имеет общую границу с КНР. Наличие отмеченных факторов - это те преимущества, которые повышают привлекательность территории и которые еще мало используются или не используются совсем. Задействовать неиспользуемые эффективные компоненты повышения инвестиционной привлекательности края - это стратегическая задача, на которую должен быть направлен комплекс рассматриваемых в программе мер. Результат проводимой целенаправленной работы выразился в активизации процесса регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Начиная с 1999 года, в крае наметилась динамика роста создаваемых ПИИ. Рост данного показателя в 1999 году составил к предыдущему году 65% (43 ПИИ), а в 2000 году - 30% (56 ПИИ). К сожалению, процесс поступления иностранных инвестиций не столь динамичен, как рост количества зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями, но вполне реален в ближайшем будущем, что объясняется его прямой зависимостью от несколько затянутого периода становления и развития предприятий, занимающего в среднем 1-2 года. Имеющийся положительный опыт организации предприятий и их производственной деятельности в более сжатые сроки (ООО "Амур Си Джей") позволяет прогнозировать ускорение этих процессов в ближайшем будущем. Изменения произошли в отраслевой структуре распределения инвестиций: к 2000 году доля торговых предприятий сократилась до 30% против 60% в 1995 году. В настоящее время ПИИ работают практически во всех отраслях экономики края и значение их деятельности неуклонно возрастает: доля ПИИ в общем объеме производства промышленной продукции края возросла с 3% в 1995 году до 6% в 2000 году, причем особенно их роль заметна в таких отраслях как связь - до 40% от общего объема производства предприятий данной отрасли, металлургии - до 20%, лесной промышленности - до 6%. Географическая структура инвестиций в отчетный период не претерпела изменений. Основными партнерами в совместном бизнесе по-прежнему для нас являются фирмы и компании стран АТР, причем лидерство по количеству создаваемых в крае предприятий прочно удерживает КНР (301 ПИИ), однако при этом она же занимает последнее место среди лидирующих стран - партнеров по фактическому объему вложенных инвестиций (7,2 млн. долл.). США, с этой точки зрения, являются партнером, вносящим наиболее существенный вклад в экономику края. На 1 января 2001 г. ими инвестировано в экономику края в виде кредитов и вкладов в уставные капиталы 81,3 млн. долл., кроме этого по линии финансовых программ американской технической помощи предприятиями края за два последних года получено средств на сумму 3,93 млн. долл. и 3,5 млн. рублей. Япония, начиная с 1998 года, стабильно удерживает 2-е место в процессе инвестирования, за период либерализации внешнеэкономической деятельности японскими фирмами вложено 37,4 млн. долл. в экономику края. Инвестиции Республики Корея составили на 1 января 2001 г. 21,6 млн. долл. В 2000 году в экономику края инвестировано 27,2 млн. долл. США. Несмотря на сокращение объемов поступления инвестиций (на 18% к уровню 1999 года), процесс инвестирования может считаться стабильным ввиду допустимого среднегодового колебания показателя в пределах 20%, объясняемого наличием или отсутствием особо крупных инвесторов, реализующих проекты на территории края. Так, в 1999 году таким инвестором стала малайзийская компания "Римбунан Хиджау", инвестиции которой составили 64% (21 млн. долл.) в общем объеме иностранных инвестиций, оцениваемом в 33 млн. долл., и обусловили пиковый годовой показатель в динамике объемов привлечения иностранных инвестиций. 4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ КРАЯ НА 2001-2005 ГОДЫ 4.1. Политика в области экспорта и импорта 4.1.1. Развитие экспортного потенциала Внешнеэкономическая политика администрации края в период 2001-2005 годов должна быть направлена в основном на рост сферы экспортного производства, создание дополнительных возможностей хозяйствующим субъектам по расширению внешнеэкономических связей и уменьшению отрицательного воздействия конъюнктуры мирового рынка на результаты внешней торговли. Назрела необходимость стремиться к диверсификации экспорта за счет привлечения к этой деятельности новых и нетрадиционных экспортеров, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Экспортная политика края должна ориентироваться на решение двуединой задачи: с одной стороны, необходима всемерная поддержка экспорта традиционных товаров и содействие их продвижению на новые рынки, с другой стороны, необходим уход от неэффективной структуры экспорта и выход на мировой рынок с продукцией глубокой переработки и высокотехнологичным оборудованием. Внешнеторговый оборот Хабаровского края в 2000 году составил 1457 млн. долл. США, в том числе экспорт 1316 млн. долл. США. В 2001 году ожидается значительный рост экспорта продукции военного машиностроения (1200 млн. долл. США). В лесопромышленном комплексе за счет освоения новых лесных участков по проектам компании "Римбунан Хиджау", увеличения объемов сортировки деловой древесины в выходных портах Ванино и Советская Гавань экспорт круглого леса может составить 5 млн. куб. м на сумму около 250 млн. долл. США. Значительную долю в экспорте по-прежнему будут составлять нефтепродукты, поставки за рубеж которых в 2001 году планируются в объеме 1 млн. т на сумму около 120 млн. долл. США. Реализация мер производственно - экономического характера позволяет прогнозировать в 2001 году рост экспорта цветных металлов: вторичного алюминия - до 12 тыс. т, медного концентрата - до 20 тыс. т, оловянного концентрата - до 4 тыс. т. Активизация внешнеэкономической деятельности в крае вызовет рост транспортных и сопутствующих услуг (бункеровка, авианавигация, ремонт и другие) на сумму около 80 млн. долл. США. В связи с ожидаемым сокращением допустимых уловов минтая и других объектов промысла в 2001 году экспорт рыбы, рыбопродукции и морепродуктов составит примерно 40 тыс. т на сумму около 32 млн. долл. США. Реализация мероприятий Основных направлений развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000-2005 годы позволит увеличить уже в 2001 году внешнеторговый оборот ориентировочно до 1700 млн. долл. США, в том числе экспорт до 1560 млн. долл. США. Основные направления развития экспорта и экспортной базы края. Решение проблемы дальнейшего развития экспортной базы возможно путем модернизации, технического перевооружения и расширения основных экспортных предприятий края, создания новых экспортоориентированных производств, в том числе с участием зарубежных инвесторов, а также за счет использования больших инновационных возможностей конверсионных производств, ввиду сохранения в ближайшем будущем влияния на развитие внешней торговли объективных сдерживающих факторов: большая зависимость экспорта сырья и материалов от влияния изменения цен мирового рынка, низкая ценовая и неценовая конкурентоспособность выпускаемой продукции, усиление иностранной конкуренции в международной торговле, последствия финансового кризиса в странах АТР. Внешнеэкономическая политика администрации края на ближайшие годы призвана обеспечить максимальное увеличение элементов и механизмов, стимулирующих реальный переход к рыночной системе отношений, увеличение устойчивости сферы экспорта и экспортного производства, использование доходов от внешней торговли в целях реструктуризации народного хозяйства, обеспечение поступательного роста объемов экспорта, создание дополнительных возможностей хозяйствующим субъектам по расширению внешнеэкономических связей и уменьшению отрицательного воздействия конъюнктуры мирового рынка на результаты внешней торговли. Решение этой задачи предусматривается посредством реализации основных направлений, включающих: - осуществление организационно - правовых мероприятий, направленных на создание благоприятных экономических и инвестиционных условий развития экспорта и экспортного производства; - поддержку производителя экспортной продукции; - увеличение выпуска и экспорта "лидирующих" продуктов на предприятиях края; - увеличение объемов экспорта, улучшение использования природных ресурсов, модернизацию экспортной базы. Организационно - правовые мероприятия. В рамках этого направления рекомендуется решение следующих задач: - создание эффективной системы управления государственной собственностью на уровне края; - реорганизация предприятий; - повышение степени управления народным хозяйством через совершенствование механизмов управления ресурсами; - внедрение аукционных, конкурсных механизмов предоставления в пользование ресурсов края; - предоставление гарантий краевого бюджета; - внедрение биржевых и аукционных систем продажи производимых в крае экспортных товаров. Меры по поддержке экспорта. Задачами администрации края являются всемерная поддержка экспорта традиционных товаров и содействие их продвижению на новые рынки, поиск новых экспортных ресурсов, а в более долгосрочной перспективе - уход от неэффективной структуры экспорта и обеспечение прорыва готовой, в том числе высокотехнологичной, продукции на внешние рынки. В этих условиях экспортная политика администрации края должна быть нацелена на оказание краевым экспортерам помощи в поиске финансовых ресурсов для кредитования экспортных проектов и контрактов, обеспечение информационной и организационной поддержки, совместное участие в реализации конкретных проектов по освоению внешних рынков. В числе основных мер предусматриваются следующие: - содействие привлечению предприятиями и организациями края, реализующими проекты экспортной направленности, кредитов специализированных банков - агентов Правительства Российской Федерации посредством предоставления гарантий краевого бюджета; - формирование договорно - правовой и организационной основы международного экономического сотрудничества в отдельных отраслях и с отдельными территориями соседних стран СВА; - координация деятельности экспортеров по расширению поставок новых видов товаров и услуг на рынках стран СВА; - содействие предприятиям и организациям края в подключении к реализации крупномасштабных международных проектов на территории России и за рубежом. Увеличение выпуска и экспорта "лидирующих" продуктов. Помимо уже определенных "лидирующих" продуктов, ряд новых товаров и видов работ, которые обладают свойствами "лидирующего" продукта, то есть имеют сверхприбыль, составляют первый набор проектов, поддерживаемых краем, а также в первую очередь рассматриваются в качестве начальных интеграционных структур, на основе которых могут развиваться высокоэффективные проекты. Базовыми отраслями производства "лидирующих" продуктов определены машиностроение, лесопромышленный комплекс, рыбопромышленный комплекс, цветная металлургия. В машиностроении "лидирующими" продуктами являются или могут быть: - военные самолеты, а также технологии и производства; - самолеты гражданского назначения С-80 и Бе-103; - оборудование для нефтегазовой промышленности; - гражданское судостроение и судоремонт. В стратегическом плане важно решить проблему максимальной кооперации местных предприятий вокруг проектов по производству "лидирующих" продуктов путем создания вертикально интегрированных структур. В лесной промышленности "лидирующими" производствами и проектами являются: - сортировка экспортного леса, создание сортировочной линии и накопительных складов; - переход на биржевые способы торговли круглым лесом и открытое биржевое ценообразование; - формирование вертикально интегрированных структур в целях комплексной заготовки и глубокой переработки древесины, создание экономических условий для их развития. В рыбной промышленности к числу "лидирующих" проектов относятся: - увеличение производства икры сельди; - увеличение производства рыбопродукции на основе глубокой заморозки; - увеличение лова донными и жаберными сетями. В горной промышленности к числу "лидирующих" направлений развития относятся: - переработка комплексного сырья Солнечного горнопромышленного района; - поиск месторождений и реализация проектов добычи и переработки редких и дефицитных видов сырья (цирконий, платина и другие). В сфере оказания услуг "лидирующими" направлениями являются: - развитие современной системы контроля воздушного пространства и увеличение коридоров для иностранных компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов; - расширение функций действующих аэропортов по обслуживанию иностранных самолетов и обеспечению безопасности их полетов над территорией края; - развитие системы международных контейнерных перевозок из Восточной Азии в Западную Европу. Увеличение объемов экспорта и улучшение использования имеющихся ресурсов. Лесная сырьевая база остается на весь рассматриваемый период перспективной зоной концентрации экспорта. Перед лесным комплексом стоят задачи замены материально - технической базы производства, в том числе за счет привлечения иностранного капитала. Нужны серьезные работы по корректировке сырьевой базы лесной индустрии с учетом пожаров последних лет. Требует решения проблема ограничения вывоза за пределы края необработанной твердолиственной древесины, особенно в зонах потенциального развития переработки. В рыбной промышленности главным резервом увеличения добычи является нерестовая охотоморская сельдь, объемы вылова которой в значительной мере будут определяться возможностями приема и переработки рыбы на берегу. В настоящее время основным объектом промысла рыбаков Хабаровского края является минтай, но его ресурсы резко уменьшаются. Поэтому нужны существенные шаги в изучении и освоении других ресурсов северо - западной части Охотского моря и Татарского пролива. В цветной металлургии увеличение объемов использования ресурсов для целей экспорта необходимо связывать с отработкой нижних горизонтов Фестивального месторождения, а также освоения Правоурмийского месторождения оловянных руд. Вопросы государственного регулирования и управления экспортным комплексом. Десятилетний опыт реформ в России показал, что без государственного регулирования и управления процессами, происходящими в экономике, добиться положительных результатов невозможно. Практика показывает, что эффективность производства неразрывно связана с эффективным государственным и корпоративным управлением, причем в условиях экономического кризиса роль государственного управления возрастает. Следует отметить, что целенаправленная политика администрации края, ее жесткая позиция позволила избежать ликвидации ОАО "Амурсталь", ООО СП "Амур - Трейдинг", ООО "Кияма - авиа", ЗАО "Сталь - Ха". Однако роль государственного управления не стоит понимать как рутинное администрирование и структурное планирование внешнеэкономической деятельности отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. В первую очередь это совместное участие предприятий и администрации края в реализации конкретных проектов по освоению внешних рынков, причем должна быть налажена четкая система контроля и оценки эффективности использования средств государственной поддержки. Особенно актуальна проблема государственного управления в сырьевых экспортоориентированых отраслях. Отход от неэффективной структуры экспорта и выход на мировой рынок с продукцией глубокой переработки невозможен без обновления основных фондов, реконструкции производства, что предполагает перераспределение части валютной выручки на эти цели. Однако в погоне за сиюминутной выгодой, что характерно для сырьевых отраслей, внимание администрации предприятий уделяется в основном вопросам увеличения экспорта необработанной продукции. Более эффективное влияние на процессы, происходящие на предприятиях экспортоориентированных отраслей, возможно посредством участия государства и его представителей в органах управления предприятий отрасли, что невозможно без увеличения доли краевой собственности на предприятиях экспортного комплекса края. В этой связи при формировании новых производств, создании вертикально интегрированных структур по глубокой переработке необходимо участие государства с обязательным наличием краевой собственности. 4.1.2. Развитие импортозамещения Одним из вариантов развития экспорта является проведение политики импортозамещения, направленной на всестороннюю поддержку тех отраслей и предприятий, которые позволяют снизить уровень импортной зависимости при условии поддержания конкурентного уровня качества и цены продукции и в перспективе обеспечить выход продукции краевых предприятий на внешний рынок. Следует отметить, что политика импортозамещения должна быть направлена в первую очередь на создание машиностроительных производств, ориентированных на удовлетворение потребностей в оборудовании для горнодобывающей, лесной и рыбоперерабатывающей промышленности, что позволит осуществить проекты по созданию экспортоориентированных производств, кооперацию местных предприятий с производителями "лидирующих" продуктов. В 2000 году сделаны первые шаги в этом направлении. Хабаровским станкостроительным заводом разработан и изготовлен опытный образец многооперационного деревообрабатывающего станка СДУ-1 с ориентировочной стоимостью 100-120 тыс. руб., иностранным аналогом которого является немецкий станок "Шепарт" стоимостью 12 тыс. долларов США, что более чем в 2 раза превышает стоимость российского аналога. Изготовлена и проходит испытания установка ФБС-1, предназначенная для переработки тонкомерного леса диаметром до 22 см. Ориентировочная стоимость 700 тыс. руб., что практически в 5 раз ниже канадского аналога стоимостью 120 тыс. долларов США. Данная продукция в настоящее время находится в стадии доработки и может быть использована в качестве импортозамещающего оборудования. Главным в реализации направления импортозамещения должны стать промышленные предприятия комсомольского промышленного узла, ряд промышленных предприятий г. Хабаровска. Перспективным направлением может стать создание ряда холдинговых структур с участием администрации Хабаровского края в таких отраслях, как рыбопереработка, металлургическое производство, лесной комплекс. Вместе с тем разработка программы импортозамещения, ее необходимость требует тщательной проработки с привлечением отраслевых подразделений администрации Хабаровского края с учетом потребностей ведущих отраслей промышленности. Отраслями, способными в перспективе производить заменители импортных товаров, вслед за машиностроением и пищевой промышленностью должны стать легкая промышленность, сельское хозяйство. 4.2. Привлечение иностранных инвестиций Период 1990-1999 гг. характеризовался постоянным спадом отечественных инвестиций как в экономике страны, так и края. Крайне низким оставался на протяжении этого периода и объем поступления иностранных инвестиций по сравнению с экономическим потенциалом страны и ее гигантской потребностью в капитале, ежегодный дефицит которого в масштабах России оценивается экспертами в объеме не менее 42-45 млрд. долл. США. Закончившийся 2000 год стал лучшим для российской экономики за последнее десятилетие по всем макроэкономическим показателям, в том числе и по объему инвестиций в основной капитал. Наметившаяся в 1999 году тенденция роста капиталовложений (4,5% к предыдущему году) получила свое дальнейшее развитие, в 2000 году инвестиции в основной капитал увеличились на 17,7%. Однако, несмотря на рост инвестиционных ресурсов в экономике, их структура по-прежнему не соответствует потребностям реального сектора, с масштабным инвестированием которого связывается выход российской экономики из глубокого системного кризиса. Анализ динамики инвестиционной деятельности за последнее десятилетие показывает, что инвестиции в основной капитал составляют примерно 1/4 от уровня дореформенного 1990 года, в то время как объем основных фондов остался практически на уровне базового года, что объясняется как особенностями переоценки основного капитала, так и резким ухудшением характеристик воспроизводства. По данным Госкомстата России коэффициент обновления основных фондов промышленности с 6,9% в 1990 году снизился до 1,4% в 1999 году, а средний возраст 75% производственного оборудования с 1-3 лет до 15 лет. Это означает, что на данном этапе не происходит даже простого воспроизводства основных фондов. Сохранение существующей тенденции сжимающихся накоплений ведет к необратимому разрушению реального сектора экономики, падению производственного потенциала экономики как по объему и разнообразию выпускаемой продукции, так и по сложности используемых технологий. Это, в свою очередь, ведет к еще большей зависимости от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках, дестабилизирует экономику, снижает ее конкурентоспособность. Для перелома кризисной ситуации в области капиталовложений требуется привлекать все возможные источники финансовых ресурсов. Однако в связи с нехваткой внутренних инвестиций использование иностранного капитала для подъема ключевых отраслей экономики выступает необходимым условием подъема инвестиционной активности, модернизации экономики, улучшения позиций России в международном разделении труда. Финансовый кризис 1998 года, давший толчок к развитию отечественного производства, к настоящему времени исчерпал себя как фактор дальнейшей стабилизации и роста производства. Два года благоприятной конъюнктуры были эффективно использованы в основном лишь пищевой промышленностью края, практически вытеснившей иностранных конкурентов из сферы торговли продуктами питания и реинвестировавшей полученные средства в наращивание объемов производства и модернизацию оборудования. Для остальных отраслей экономики, требующих более значительных объемов инвестиций на реновацию и не настолько мобильных для завершения модернизации производства в двухлетний срок, потребность в инвестициях продолжает оставаться высокой, причем значительно превышает среднегодовые объемы капиталовложений, направляемых в экономику края. В 2000 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 343 млн. долл. США или 6,5% от существующей краевой потребности (приблизительно оцениваемой в 5 млрд. долл. США). Учитывая ограниченность внутренних финансовых ресурсов, включая низкую долю бюджетного финансирования (28% в 2000 году) и отсутствие собственных средств у предприятий, дефицит капиталовложений частично может быть компенсирован за счет зарубежных инвестиций, особенно в связи с наметившимся ростом интереса иностранных инвесторов к предприятиям края ввиду появившегося спроса на их продукцию. Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка Хабаровского края свидетельствует о сохранении интереса иностранных инвесторов к отраслям с быстрым оборотом капитала. Однако специфика краевой специализации предопределяет потребность в отраслевой переориентации инвестиционных потоков, и прежде всего, высокий спрос на иностранные производственные инвестиции - трансформацию денежных капиталов в основные и оборотные средства предприятий, позволяющие эффективно выпускать продукцию, пользующуюся спросом и на внутреннем и на мировом рынках. Накопленный производственный потенциал края имеет низкие производственно - технологические характеристики и нуждается в интенсификации процессов воспроизводства. В этой связи вывод из оборота устаревшего и неиспользуемого оборудования с освобождением от налогообложения и амортизационных отчислений может стать инструментом, повышающим инвестиционную привлекательность предприятий для зарубежных инвесторов. В целях концентрации инвестиционных потоков в приоритетных для края отраслях необходимо использовать механизм наибольшего благоприятствования. Иностранный капитал стремится туда, где меньше издержки и больше прибыли. Если доходность капитала будет выше в банковской или торговой сфере, то трудно ожидать инвестиций в производство или новые технологии. Создание благоприятного режима хозяйствования в приоритетных для края отраслях (уменьшение налогов, создание и совершенствование правового поля и т.д.) позволят поднять интерес к инвестированию в производство. Привлечение иностранных инвестиций в развитие, модернизацию, реконструкцию, технологическую оснащенность промышленных предприятий позволит выправить ситуацию в основных производственных комплексах края и перейти к стабильному наращиванию объемов выпуска продукции для удовлетворения внутренних потребностей и экспортных поставок. По-прежнему актуальной задачей является использование передовых зарубежных технологий, привлечение их к комплексной разработке природных месторождений с созданием производственной и социальной инфраструктуры, поскольку предприятия сегодня не способны самостоятельно воспользоваться имеющимся природным потенциалом ввиду огромных затрат, требующихся на разработку месторождений. Решение проблемы возможно при условии широкого внедрения наукоемких технологий, резко снижающих совокупные издержки всего цикла использования природных ресурсов на основе комплексного и эффективного получения конечных продуктов. Однако при отсутствии собственных средств на развитие инновационных проектов привлечение зарубежных инвесторов, с их технологиями и финансовыми ресурсами, на принципах раздела продукции делает реализацию данной задачи реальной. Оживление инвестиционного процесса требует четкой научно - обоснованной политики края для позитивного развития наиболее важных компонентов инвестиционного процесса. Одним из основополагающих вопросов инвестирования, от которого напрямую зависят объемы иностранных капиталовложений, является инвестиционный климат в стране и регионе, характеризующийся такими оценочными показателями, как государственная политика в отношении иностранных инвестиций, степень государственного вмешательства в экономику, общее состояние экономики, валютной, финансовой, кредитной, налоговой систем, режим использования рабочей силы и др. Отнесение Хабаровского края к регионам со средним потенциалом и повышенным инвестиционным риском выдвигает на первый план задачи по активизации работы в плане улучшения инвестиционного климата, повышения привлекательности региона, что в свою очередь предполагает принятие мер по совершенствованию законодательной базы, развитию внешнеэкономической инфраструктуры, регулированию отношений между федеральными и краевыми структурами в вопросах развития внешнеэкономической деятельности регионов и т.д. Особая роль в плане привлечения зарубежных финансовых ресурсов и средств международных финансовых организаций возлагается на российские банки. Банки наряду с государством должны делить риски с иностранными инвесторами при осуществлении инвестиционного проекта. При этом администрация должна осуществлять функцию гаранта по ограниченному кругу проектов, реализуемых в рамках приоритетных краевых программ. Привлечение к проектному финансированию отечественных банков позволит предоставить зарубежному инвестору гарантии по своевременному возврату средств и осуществлять контроль за ходом реализации финансируемого проекта. Основными задачами, которые должны решать банки в сфере обеспечения внешнеэкономической деятельности, являются предоставление предприятиям качественных банковских услуг и продуктов, опирающихся на современные технологии и методы работы, обеспечение быстроты международных расчетов: - страхование внешнеторговых рисков с помощью банковских инструментов (гарантии, документарные аккредитивы, Escrow счета и т.п.); - организация внешнеторгового, проектного и инвестиционного финансирования предприятий, в том числе с использованием средств иностранных финансовых институтов (банков, страховых агентств, лизинговых компаний и др.), привлекаемых через открытые линии и лимиты; - совместное с государственными органами гарантирование инвестиционных проектов на территории края, а также привлечение средств под такие проекты. Политикой администрации края всегда являлась поддержка иностранных инвестиций (налоговые льготы, использование механизма гарантий и залогового фонда, информационное сопровождение инвестора, разрешение споров) практически во всех сферах частного бизнеса. Однако в целях стимулирования динамичного развития региона, которому способствуют высокоэффективные проекты производства товаров с высокой добавочной стоимостью, можно выделить приоритетные направления для инвестирования. В энергетике: - строительство газопровода Сахалин - Комсомольск - на - Амуре - Хабаровск с последующим экспортом газа в Китай; - модернизация энергетических комплексов с возможным экспортом электроэнергии в КНР. В машиностроении: - производство оборудования для нефтяной промышленности; - развитие гражданского авиастроения. В лесной промышленности: - глубокая переработка древесины и развитие мебельного производства. В рыбной промышленности: - развитие береговой рыбопереработки на основе современных технологий. В горной промышленности: - геологоразведка новых месторождений золота, а также редкоземельных минералов. В сфере транспорта: - реконструкция и модернизация морского порта Ванино; - обновление парка самолетов Хабаровского авиаотряда и реконструкция ВПП. Реализация и своевременная корректировка внешнеэкономической политики администрации края в соответствии с меняющимися внутриэкономическими и внешнеэкономическими условиями предполагает проведение большой координационной работы на всех уровнях управления и регулирования экономикой. В плане реализации краевой инвестиционной программы необходимо совершенствование отбора эффективных инвестиционных проектов, создание условий для аккумуляции инвестиционных ресурсов и обеспечение их концентрации в тех звеньях экономики и конкретных производствах, которые признаны "приоритетными", а также повышение действенности контроля за реализацией инвестиционных проектов и качеством их подготовки. Сегодня по-прежнему актуальна задача создания электронного банка данных свободных производственных помещений, отсутствие которого лишает соответствующие структуры оперативности в работе с запросами и предложениями потенциальных инвесторов по созданию новых предприятий и производств. Иностранным и отечественным инвесторам должны быть предложены подготовленные к освоению месторождения природных ресурсов, свободные площадки для размещения промышленных производств, очищенные от накопившихся долгов в результате проведенной реструктуризации предприятия, развитая производственная и социальная инфраструктура. При этом необходима кропотливая, согласованная и взаимосвязанная работа хозяйственных руководителей, представителей банков, краевых и местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности предприятий. 4.2.1. Совершенствование законодательной базы Основой формирования устойчивого и развивающегося внешнеэкономического комплекса является создание стабильной, реально функционирующей законодательной базы. Эта задача может решаться как путем участия органов управления Хабаровского края в развитии и совершенствовании федерального законодательства, так и с использованием собственных возможностей региона в области законодательного права. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации осуществляется общим гражданским и хозяйственным законодательством, а также специальным инвестиционным законодательством по вопросам иностранных капиталовложений. Несмотря на предпринимаемые попытки разработки недостающих законодательных актов, внесение поправок и дополнений в действующие нормативные документы на федеральном уровне, существующая правовая база не может характеризоваться ни стабильностью, ни отсутствием противоречий, и по сути она не обеспечивает защиту иностранных инвестиций в полной мере. Основными недостатками, отмечаемыми инвесторами, требующими скорейшего решения на законодательном уровне, являются следующие: - слабая информированность о вводимых в действие законах и нормативных актах, отсутствие своевременных публикаций - вот то, что лишает компании возможности вовремя перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями; - несогласованность отдельных законодательных актов. Различные правовые нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. Отсутствие механизма, регламентирующего какой нормативный акт из множества существующих положений применяется в каждом конкретном случае, затрудняет планирование инвестиций; - отсутствие механизма реализации действующего законодательства в части гарантий иностранным инвесторам. Так, новый Закон "Об иностранных инвестициях" 1999 года предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый Правительством Российской Федерации. До настоящего времени не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него определенных проектов; - декларативный характер закона об иностранных инвестициях, преобладание норм отсылочного характера, наличие формулировок, дающих основание для их различного толкования; - неудовлетворительное правовое регулирование налоговых и таможенных вопросов. Первая часть принятого Налогового кодекса представляет собой "общую часть", которая имеет множество пробелов в связи со ссылками на другие, еще не принятые части Кодекса. Согласно первой части указы и письма Министерства финансов не являются действительными. Однако в связи с отсутствием 3 и 4 частей Кодекса по-прежнему применяются старые положения, письмам Министерства финансов придается обязательный характер. Имеются случаи различного толкования положений налогового законодательства налоговыми и таможенными органами, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|