Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 22.07.2004 № 40-пр

 

 

 

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

                              № 40-пр

 

      Утратило силу - Постановление Правительства Хабаровского края

                                              от 18.02.2016 № 35-пр

 

22 июля 2004 г.                                      г. Хабаровск

 

 

  Об Основных направлениях территориальной политики Правительства
                  Хабаровского края до 2010 года

 

 

    Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического 
пространства   оказывает   значительное   влияние  на  структуру  и  
эффективность  экономики  отдельных  территорий  Хабаровского края. 
Существенные  различия  в  условиях жизни населения территорий края 
воспринимаются   обществом   как   нарушение  принципов  социальной  
справедливости.    Основной    целью    территориальной    политики    
Правительства      Хабаровского     края     является     повышение     
самодостаточности  муниципальных  образований за счет максимального 
использования  относительных  преимуществ  и привлечения всех видов 
ресурсов.  В  целях  определения приоритетов развития муниципальных 
образований, выработки социально-экономической политики в отношении 
каждой  территории  Правительство  края  ПОСТАНОВЛЯЕТ:  
    1.  Одобрить  прилагаемые  Основные направления территориальной 
политики  Правительства  Хабаровского  края  до  2010  года  (далее  
именуются   -   Основные   направления  территориальной  политики). 
    2. Министерствам края, администрациям муниципальных образований 
городов  и  районов  края,  иным органам исполнительной власти края 
руководствоваться  Основными направлениями территориальной политики 
при    разработке    ежегодных    бюджетов,    определении    задач    
социально-экономического   развития   на   очередной  год,  краевых  
отраслевых      и      территориальных      программ      развития.      
    3.   Комитету   по  печати,  полиграфической  промышленности  и  
телерадиовещанию  Правительства  края  (Левков  С.  А.)  обеспечить  
освещение   в   средствах   массовой   информации   целей  и  задач  
территориальной политики Правительства края.
  4 . Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на 
заместителя    Председателя    Правительства    края   -   министра   
экономического  развития  и  внешних  связей  края  Левинталя А. Б. 
    5.   Настоящее   постановление  вступает  в  силу  со  дня  его  
подписания.
     
     
Губернатор, Председатель
Правительства края В. И. Ишаев

 

 

 

 

 

 

                                                              ОДОБРЕНЫ
                                                        Постановлением
                                                    Правительства края
                                            от 22 июля 2004 г. N 40-пр

 

                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ                         
                ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА                
                    ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДО 2010 ГОДА                    

 

                               Введение                               

 

     Существенные  различия  в  структуре  и  эффективности  экономики
отдельных    территорий    края    обуславливают   дифференциацию   их
социально-экономического     развития.      Неизбежным      следствием
территориальной дифференциации является расширение зон депрессивности,
дальнейшее  ослабление  межрайонного  экономического   взаимодействия,
нарастание межрайонных противоречий. Все это в свою очередь затрудняет
проведение  единой  политики  социально-экономических  преобразований.
Сложившиеся  к  настоящему  времени  различия  условий жизни населения
ведут  к  нарушению  принципа   социальной   справедливости,   чреваты
нарастанием социального напряжения на отдельных территориях.
     Вступление в силу Федерального закона от  6  октября  2003  г.  N
131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления в
Российской  Федерации"  поставит   территории   перед   необходимостью
установления   новых  межбюджетных  отношений,  что  без  направленной
территориальной   политики    еще    больше    усугубит    сложившуюся
дифференциацию.
     Согласно  постановлению  Правительства  Хабаровского  края  от  6
августа 2002 г. N 14-пр "О стратегии социально-экономического развития
Хабаровского края до 2010 года" наряду с прогнозом  развития  отраслей
экономики  необходима  выработка эффективной территориальной политики,
которая  в  условиях  перехода  к  рыночным  отношениям  учитывала  бы
интересы  и  особенности  развития  каждой территории. Территориальная
политика в этом случае рассматривается как пространственная "проекция"
стратегии социально-экономического развития края.
     Проделанная   Правительством   края   работа   по    формированию
территориальной  политики  в  отношении городов и районов Хабаровского
края позволила определить приоритеты  экономического  развития  каждой
территории.   Настоящий   документ   не   подменяет  уже  существующие
программы, а лишь концентрирует  внимание  на  наиболее  перспективных
направлениях  развития  городов и районов. Сейчас многие муниципальные
образования  самостоятельно  формируют  перспективы  своего  развития,
однако  у каждой территории имеются определенные проблемы, для решения
которых требуется поддержка более высокого уровня власти.
     Направления   территориальной   политики    Правительства    края
разработаны  на основе анализа природного, ресурсного, экономического,
социального, трудового, научно-технического, инновационного потенциала
каждого  муниципального  образования.  Определены  как  общие,  так  и
частные, специфические проблемы территорий, выработаны основные  цели,
задачи  и  направления  территориальной политики, определены ожидаемые
результаты.
     Документ предназначен для: краевых и муниципальных органов власти
-  для  выработки  бюджетной  и  экономической политики; потенциальных
инвесторов - как ориентир при выборе решений  по  размещению  бизнеса;
населения  -  в  качестве  перспективного плана развития территории их
проживания.

 

     1. Территориальная политика Правительства Хабаровского края      

 

                  1.1. Проблемы развития территорий                   

 

     В      состав       Хабаровского       края       входят       19
административно-территориальных   образований.   При  этом  среди  них
наблюдается      значительная      дифференциация       в       уровне
социально-экономического  развития.  На  формирование условий жизни на
территории всегда оказывали влияние  их  географическое  расположение,
природно-климатические  условия,  накопленный экономический потенциал.
Даже      в      период      административно-командной       экономики
социально-экономическая ситуация не была везде однородной. В 1990 году
более 60 процентов населения  края  проживало  в  городах  Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре  и  Амурском  районе.  Там же было сосредоточено
более 70 процентов промышленного потенциала края. По показателю уровня
объема  промышленного  производства  в расчете на одного жителя в 1990
году  города  и  районы  края  различались  между  собой  в  36   раз.
Относительно однородная ситуация наблюдалась на потребительском рынке,
дифференциация показателя оборота  розничной  торговли  в  расчете  на
одного жителя по городам и районам составляла 1,6 раза.
     Экономический кризис начала 90-х годов еще более усилил  различия
в  развитии  отдельных  территорий.  К  1998 году индекс промышленного
производства к  уровню  1990  года  в  целом  по  краю  составил  29,8
процента,  по  отдельным  городам и районам ситуация была еще сложнее.
Так, в г. Комсомольске-на-Амуре и г. Амурске с Амурским  районом  этот
показатель   составил  19,7  и  19,4  процента  соответственно,  в  г.
Хабаровске - 26,1 процента.  Изменилась  и  территориальная  структура
промышленного    производства.    Наибольший   удельный   вес   объема
промышленного производства приходился  на  г.  Комсомольск-на-Амуре  -
52,3  процента,  г. Хабаровск - 31,9 процента. Население столкнулось с
таким социальным  явлением,  как  безработица.  В  1998  году  уровень
безработицы  к  экономически  активному населению по краю составил 4,5
процента,   соотношение    самого    высокого    уровня    безработицы
(Тугуро-Чумиканский  район  -  19%)  и  самого низкого (г. Хабаровск -
1,7%) составило 11 раз. Объем промышленного производства в расчете  на
одного   жителя   различался   в   36   раз.  Произошли  изменения  на
потребительском рынке,  дифференциация  показателя  оборота  розничной
торговли в расчете на душу населения составила 5 раз.
     К  2000  году  удельный  вес  г.  Хабаровска  в  краевом   объеме
промышленного  производства  снизился до 17,3 процента, в г. Амурске с
Амурским   районом   -   до   1,6   процента.   При   этом    по    г.
Комсомольску-на-Амуре  этот  показатель  увеличился  до  64 процентов.
Дифференциация   районов   по   показателю    среднедушевого    объема
промышленного  производства  составила 60 раз (без учета Аяно-Майского
района). Наиболее высокое значение этого показателя наблюдалось  в  г.
Комсомольске-на-Амуре - 121,7 тыс. рублей, наиболее низкое в г. Бикине
и Бикинском районе - 2,0 тыс. рублей.  Некоторое  оживление  экономики
повлекло за собой снижение практически повсеместно уровня безработицы.
В 10-ти городах и районах  уровень  безработицы  за  2  года  снизился
почти  в  2 раза, тем не менее уровень дифференциации этого показателя
составил 9,8 раза. Самый  высокий  уровень  безработицы  наблюдался  в
районе  им. Полины Осипенко - 10,8 процента. Дифференциация по городам
и районам показателя оборота  розничной  торговли  на  душу  населения
достигла  к  2000  году 8,6 раза. Самый низкий показатель наблюдался в
Солнечном районе - 2,2 тыс. рублей на человека,  самый  высокий  в  г.
Хабаровске - 19,1 тыс. рублей на человека.
     В 2003 году по величине среднедушевого производства  промышленной
продукции  муниципальные  образования различались в 38 раз (а с учетом
Аяно-Майского  района  -  в  466  раз),  по   величине   среднедушевых
собственных  доходов  в местный бюджет - в 27 раз, по уровню бюджетной
обеспеченности расходов собственными доходами - в  8  раз,  по  уровню
безработицы - в 10 раз.
     В крае целый ряд муниципальных образований, даже если им оставить
собранные  на  их  территории  налоговые  поступления  в  бюджеты всех
уровней, не в состоянии закрыть свои  бюджетные  потребности.  Сегодня
это  могут  сделать только города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, г.
Николаевск-на-Амуре и  Николаевский  район,  Аяно-Майский,  Ванинский,
Верхнебуреинский  районы.  В  общей  сумме доходов бюджета края города
Хабаровск  и   Комсомольск-на-Амуре   дают   72,2   процента,   четыре
вышеназванных района - 12,7 процента. Оставшиеся 15,1 процента налогов
собираются на территории 13 муниципальных образований.
     Таким образом, за последние 5 лет, несмотря на  стабильные  темпы
роста   экономики  края  в  целом,  степень  дифференциации  в  уровне
социально-экономического    развития     муниципальных     образований
увеличилась.
     В  то  же  время,  несмотря  на  значительную  дифференциацию,  в
территориальных  образованиях  имеют место проблемы общего характера с
той лишь разницей, что в разных городах и  районах  они  имеют  разную
степень проявления. К таким, наиболее общим проблемам, относятся:
     -   нехватка   финансовых   средств    для    реализации    задач
социально-экономической политики;
     -  недостаточный   уровень   социального   партнерства   бизнеса,
населения и власти;
     -  низкая  активность  бизнеса   в   сфере   развития   реального
производства,  в  том  числе  инновационной направленности, отсутствие
экономически эффективных инвестиционных проектов и бизнес-планов;
     - недостаточно  развитая  инфраструктура  в  большинстве  районов
края;
     - низкая инвестиционная привлекательность большинства территорий;
     - неблагоприятная демографическая ситуация;
     - недостаток кадров необходимой квалификации;
     - высокий износ основных фондов:
     -   высокая    себестоимость    электроэнергии    на    дизельных
электростанциях  и  ограничения  электропотребления по времени суток и
сезонам года;
     - отсутствие стабильного доступа сельского населения к глобальным
электронным информационным ресурсам:
     -   значительный   износ   объектов    инженерной    коммунальной
инфраструктуры и жилищного фонда населенных пунктов края;
     - дефицит водоснабжения в ряде населенных пунктов края;
     - высокие тарифы  на  услуги  жилищно-коммунального  хозяйства  и
естественных монополий;
     - слаборазвитая транспортная сеть в большинстве районов края;
     -  экологически  неблагоприятная  ситуация  с  загрязнением   вод
бассейна реки Амура;
     - лесные пожары.
     Правительство края оказывало и оказывает существенное влияние  на
развитие  экономики городов и районов. В период острого кризиса в 90-е
годы прошлого столетия краевые органы исполнительной власти  принимали
меры,  позволившие  в  значительной  степени  сдерживать темпы падения
производства,  сохранить  многие  предприятия  и  тем  самым   снизить
социальную напряженность в городах и районах края.
     Широко   применялись   методы    финансового    оздоровления    и
реструктуризации  предприятий  и  производств  в  целом ряде отраслей,
оказывающих  существенное  влияние   на   экономическую   ситуацию   в
муниципалитетах (горнодобывающая, лесная, рыбная промышленность).
     Так, в лесной отрасли в результате принятых  Правительством  края
мер   по  финансовому  оздоровлению  производств  создано  более  двух
десятков устойчиво работающих  предприятий  (общества  с  ограниченной
ответственностью   "Коппинское",   "Лидога-Трейдинг",  "Де-Кастрилес",
"Синдинское" и др.), что позволило в  существенной  мере  повлиять  на
ситуацию в отрасли, подготовить условия для стабилизации и дальнейшего
подъема производства.
     В  1995  -  1996  годах  принятые  Правительством  края  меры  по
реструктуризации  долгов  основного  рыбодобывающего  предприятия  ОАО
"Морские   ресурсы"   с   образованием    обществ    с    ограниченной
ответственностью "Востокрыбпром" и "Совгаваньрыба" с краевыми пакетами
акций, поддержка других рыбодобывающих предприятий оказали  позитивное
влияние  на  положение  в  отрасли. Значительно увеличилось количество
выставленных на промысел судов, возобновлен лов  минтая  в  Беринговом
море, в целом стабилизировались объемы рыбодобычи.
     Проводилась работа по  выводу  из  кризисного  состояния  ведущих
предприятий   цветной   металлургии  -  открытых  акционерных  обществ
"Нижнеамурзолото",  "Солнечный  ГОК"  и  других.  В   счет   погашения
задолженности    в    бюджет   края   часть   имущества   предприятий,
обеспечивающего   основной   комплекс   работ,   принята   в   краевую
собственность и передана в аренду вновь образованным предприятиям. Это
позволило реанимировать  и  значительно  нарастить  добычу  золота  на
коренном  месторождении Многовершинное, сохранить производство цветных
металлов в Солнечном районе.
     Подобная работа проводилась на предприятиях  черной  металлургии,
машиностроения, пищевой промышленности.
     В  период  длительных  задержек   Гохраном   России   оплаты   за
поставленный     золотодобывающими     предприятиями    края    металл
практиковалась  такая   форма   финансовой   поддержки,   как   выпуск
специальных  "золотых" векселей, что позволяло предприятиям в условиях
острого дефицита  оборотных  средств  и  высокой  стоимости  кредитных
ресурсов осуществлять своевременную подготовку к добычному сезону.
     Для финансовой поддержки создания сезонных запасов топлива,  ГСМ,
материалов   лесозаготовительными  предприятиями  Правительством  края
выпускались "лесные" векселя.
     Правительством   края   активно    используется    такая    форма
государственной  поддержки  предприятий,  как  предоставление гарантий
бюджета края под привлечение  банковских  кредитов,  в  том  числе  на
реализацию    инвестиционных    проектов,    развитие    производства.
Значительные   объемы   гарантийных    обязательств    предоставлялись
предприятиям  энергетики, угольной промышленности, черной металлургии,
транспорта и других отраслей. Привлеченные под гарантии  Правительства
края   кредитные  ресурсы  способствовали  качественной  подготовке  и
своевременному завозу  топлива  на  объекты  энергетики,  техническому
перевооружению  и  развитию  производства  на  ряде  предприятий.  Под
гарантии  Правительства  края  осуществляется   лизинговая   программа
приобретения   современных   пассажирских   лайнеров  Ту-214  основным
авиапредприятием края ФГУП "Дальавиа".
     В результате постоянной  активной  работы  Правительства  края  в
Правительстве   Российской   Федерации,   Минобороны   России,  других
ведомствах ведущие  предприятия  военно-промышленного  комплекса  края
обеспечивались  внешними  и  государственными  заказами  на  продукцию
оборонного характера, что позволило в значительной  степени  сохранить
потенциал    машиностроения,    высококвалифицированные    коллективы,
производственные мощности, технологии. Активно  привлекались  средства
федерального  бюджета  на  реализацию  конверсионных  и инвестиционных
программ, таких, как  организация  гражданского  авиастроения  на  ОАО
"Комсомольское-на-Амуре  авиационное  производственное объединение им.
Ю.А.Гагарина",  производство  спортивно-охотничьих  патронов  на  ФГУП
"Вымпел",  развитие производства твердосплавных режущих инструментов и
других.
     Правительство  края  целенаправленно  работало   по   привлечению
краевых  предприятий  к работам по реализации нефтегазовых проектов на
шельфе о. Сахалин. В результате ОАО "Амурский судостроительный  завод"
получил  два  крупных заказа на модернизацию нефтедобывающих платформ,
более полутора десятков краевых предприятий выполняли различные работы
на сахалинских объектах.
     На  протяжении  ряда  лет   ведется   работа   по   реорганизации
неэффективных    сельскохозяйственных   предприятий   путем   передачи
земельных и имущественных паев более крепким хозяйствам,  промышленным
предприятиям,  передачи  сельхозпроизводств  в краевую и муниципальную
собственность. В краевом бюджете ежегодно  предусматриваются  средства
на   поддержку  сельскохозяйственного  производства,  направляемые  на
дотации продукции животноводства, повышение плодородия почв.
     В определенной мере территориальные проблемы решались и  решаются
через   отраслевые   и   районные  программы  социально-экономического
развития, локальные территориальные проекты. Решены многие  вопросы  в
области  природопользования и охраны окружающей среды. Создана система
прозрачного,   гласного,   с   участием   муниципальных   образований,
распределения   водных  биологических,  лесных,  охотничьих  и  других
ресурсов. Муниципальным образованиям делегированы права на  заключение
договоров  с предприятиями-лесопользователями. Главы районов принимают
участие в работе ресурсных  комиссий.  Практически  все  ресурсы  края
распределяются на конкурсной и аукционной основе.
     Внедрена   практика   долговременного   распределения   ресурсов,
позволяющая   руководителям  предприятий  вести  работу  перспективно,
рачительно,  а   муниципальным   образованиям   строить   экономически
обоснованную       долговременную       политику       по      участию
предприятий-природопользователей  в  решении   социально-экономических
проблем  территорий.  Все минеральные, охотничьи и 90 процентов лесных
ресурсов переданы в пользование на срок более 25 лет.
     Совместно с муниципальными образованиями наведен порядок в учете,
анализе  состояния  использования  ресурсов,  в  том  числе вторичных,
создана с привлечением правоохранительных органов система контроля  за
соблюдением природоохранного законодательства.
     Сформированы условия для обеспечения дифференцированного  подхода
к  оценке природных ресурсов с учетом места их расположения, ценности,
степени  использования  и  других  факторов,  характеризующих  рентные
отношения.   Решен   комплекс   вопросов  по  созданию  инвестиционной
привлекательности  ресурсных  отраслей,  вовлечению  отечественного  и
иностранного  капитала  в освоение природных ресурсов. Вложение только
за последние пять лет свыше 350 млн. долл. США  в  развитие  горной  и
лесной   промышленности   позволило   не   только  ввести  в  действие
дополнительные мощности и освоить новые технологии, но  и  значительно
изменило   социальный   облик   многих   населенных   пунктов,  внесло
существенные коррективы в бюджетную политику территорий.

 

             1.2. Цель и задачи территориальной политики              

 

     Основной    целью    территориальной    политики    Правительства
Хабаровского  края  является повышение самодостаточности муниципальных
образований  за   счет   максимального   использования   относительных
преимуществ и привлечения всех видов ресурсов.
     Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
     - создание условий и механизмов для привлечения ресурсов;
     - сокращение различий в уровне социально-экономического  развития
территорий;
     - поддержка территориальных точек экономического роста,  которые,
интенсивно  развиваясь, распространяют импульсы развития на окружающие
территории.
     Для решения этих задач краевые и местные органы  власти  намерены
осуществлять  организационно-правовые,  финансовые,  информационные  и
другие меры, направленные на:
     -  создание  условий  и  механизмов,  обеспечивающих   устойчивое
социально-экономическое развитие территорий;
     - формирование стабильных финансово-экономических основ  местного
самоуправления;
     - обеспечение эффективной и ответственной работы органов местного
самоуправления в интересах населения.
     Устойчивое    социально-экономическое     развитие     территорий
предполагает:
     - развитие сотрудничества между  городами  и  районами  края  для
решения  задач  социально-экономического  и инфраструктурного развития
территорий, содействие в установлении новых форм взаимодействия  между
ними;
     - определение приоритетов развития каждой территории, обеспечение
за  счет  этого  экономического роста края в целом и повышение на этой
основе уровня жизни населения;
     - поддержку  экспортноориентированных  предприятий,  производящих
продукцию повышенной степени переработки;
     -   реализацию   программ    социально-экономического    развития
муниципальных образований;
     - реализацию программных мероприятий по  поддержке  муниципальных
образований   (федеральные,   краевые   целевые  программы,  программы
развития отраслей, инфраструктуры, социальной сферы и др.);
     -  реализацию  мер  государственной  поддержки  социальной  сферы
муниципальных образований на основе минимальных стандартов.
     Формирование   экономических   и   финансовых   основ    местного
самоуправления предусматривает:
     - определение и конкретизацию прав муниципальных  образований  по
распоряжению  собственностью,  недвижимостью,  земельными,  водными  и
иными природными ресурсами;
     - формирование и закрепление состава муниципальной собственности;
     - установление нормативов  финансовых  затрат  на  предоставление
государственных    услуг    и    нормативов    минимальной   бюджетной
обеспеченности;
     - установление  и  закрепление  на  долговременной  основе  общих
принципов межбюджетных отношений и порядка распределения средств фонда
финансовой поддержки муниципальных образований.
     Обеспечение эффективной и ответственной работы  органов  местного
самоуправления в интересах населения включает:
     -  формирование  и  закрепление  сфер   собственной   компетенции
местного самоуправления:
     - отработка механизмов передачи органам  местного  самоуправления
государственных полномочий и соответствующего финансового обеспечения.
     Органы государственной власти Хабаровского края на условиях  и  в
порядке,      установленных      законодательством,      предоставляют
государственную финансовую  поддержку  муниципальным  образованиям  на
следующие цели:
     -    выравнивание    бюджетной    обеспеченности    и     уровней
социально-экономического развития муниципальных образований, отдельных
территорий;
     - оказание помощи социально незащищенным слоям населения;
     - обеспечение завоза продуктов питания, топлива,  оборудования  в
районы с ограниченными сроками доставки грузов;
     - обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов;
     - осуществление  проектов,  имеющих  региональное  и  межрайонное
значение.

 

                     1.3. Межрайонная интеграция                      

 

     Межрайонная интеграция способствует повышению роста эффективности
экономики   территорий   на   основе   реализации   взаимовыгодной   и
согласованной     социально-экономической     политики,     проводимой
Правительством  края  в  области  развития  инфраструктуры,  реального
сектора экономики, социальной сферы, финансовой и  внешнеэкономической
деятельности.    Наиболее    перспективными   направлениями   развития
межрайонной интеграции Правительство края считает:
     в промышленности:
     -  для  более  рационального   использования   лесных   ресурсов,
повышения  степени их переработки предполагается создание мощностей по
производству 300 тыс. т в год химико-термомеханической массы  на  базе
Хорского биохимического завода; строительство целлюлозного комбината в
г. Амурске; строительство завода по производству шпона и фанеры  в  г.
Комсомольске-на-Амуре;
     - создание краевого центра по заготовке, переработке и реализации
недревесных  продуктов леса с сетью заготовительных пунктов в районах,
что  позволит  создать  дополнительные  рабочие  места  и   обеспечить
население края продуктами местного производства;
     - строительство дополнительных  мощностей  по  быстрой  заморозке
рыбы  в  порту  Ванино,  что позволит обеспечить хранение замороженной
рыбы и морепродуктов предприятиями всего Охотоморского побережья;
     - восстановление судоремонтного потенциала в г. Советская  Гавань
и  загрузка  его  заказами  от  судовладельцев,  зарегистрированных на
территории края; решение  данного  вопроса  позволит  снизить  уровень
безработицы   и  социальную  напряженность,  увеличить  поступления  в
местный бюджет, повысить жизненный уровень населения;
     -  дальнейшее  наращивание  мощностей  по  переработке   молочной
продукции  и расширению ее ассортимента на ОАО "Переяславский молочный
завод", ООО "Вяземский молочный комбинат",  ОАО  "ДАКГОМЗ"  на  основе
использования  сырья  местных  сельскохозяйственных  производителей  и
реализация продукции на территории края;
     в транспортном комплексе:
     - завершение строительства автодороги Лидога  -  Ванино  позволит
обеспечить  доставку  грузов  и пассажиров автомобильным транспортом в
порт  Ванино,   лесозаготовительным   предприятиям   вести   заготовку
древесины в ранее недоступных районах, за счет обустройства и развития
дорожной инфраструктуры в прилегающих районах  создать  дополнительные
рабочие места;
     - строительство автодороги Селихино  -  Николаевск-на-Амуре  даст
возможность круглогодично доставлять грузы в северные районы края;
     - развитие транспортного узла Ванино - Советская Гавань  позволит
создать новые рабочие места, повысить уровень бюджетной обеспеченности
районов, увеличить сеть объектов социальной инфраструктуры;
     - строительство  автодороги  Аян  -  Якутск  позволит  обеспечить
круглогодичную доставку грузов в северные районы края;
     в топливно-энергетическом комплексе:
     -    завершение    строительства    магистрального    газопровода
"Комсомольск-на-Амуре  -  Хабаровск"  и  поэтапная реализация проектов
газификации г. Хабаровска, населенных пунктов по  трассе  газопровода,
замещение дизельного топлива сахалинским газом на поселковых дизельных
электростанциях   позволит   сократить   себестоимость    производимой
продукции,  увеличить  объемы  лесопереработки, создать дополнительные
рабочие места, улучшить социальные условия жизни населения;
     -   для   стабилизации   обеспечения   электропотребителей   края
осуществить  перевод  на  газ  Хабаровской  ТЭЦ-2  и  энергоблоков  на
Хабаровской ТЭЦ-1;
     - поэтапная реализация  программы  перевода  на  централизованное
электроснабжение    населенных   пунктов   края   позволит   сократить
себестоимость  электроэнергии  и  снизить  тарифы  для  предприятий  и
населения,     будет    способствовать    развитию    производственной
инфраструктуры;
     - увеличение добычи угля Буреинского угольного бассейна  позволит
сократить объемы завоза угля из-за пределов края;
     в сфере образования:
     - создание на базе одного  из  ведущих  вузов  края  университета
инновационных  технологий  даст  возможность сократить сроки внедрения
инновационных   разработок,   обеспечить    эффективное    техническое
перевооружение производства;
     - создание института коренных малочисленных  народов  Севера  при
Хабаровском   государственном   педагогическом  университете  позволит
решить  проблему  обеспечения  кадрами  северных   территорий,   будет
способствовать  развитию  национальных  культур коренных малочисленных
народов Севера;
     - реализация  программ  профессиональной  подготовки  кадров  для
усиления  конкурентных  преимуществ  территорий  (программа подготовки
управленческих кадров для  организаций  народного  хозяйства,  краевая
программа  подготовки  специалистов  и  закрепления  их  в  сельских и
отдаленных районах края, программа подготовки  рабочих  кадров  и  так
далее).
     Реализация этих  и  ряда  других  проектов  будет  способствовать
развитию экономики края, решению проблем занятости населения.

 

               2. Направления территориальной политики                
                   Правительства Хабаровского края                    

 

     Направления    территориальной    политики     выражены     через
поддерживаемые   Правительством   края   приоритеты   развития  каждой
территории,  которые  определены   на   основе   анализа   ресурсного,
экономического,  социального,  трудового  потенциала,  сложившегося по
состоянию на 2003 год. Определены проблемы развития, сильные и  слабые
стороны каждой территории.
     Анализ  социально-экономической  ситуации  в  городах  и  районах
проведен  на  основе  комплексной оценки 19-ти показателей, отобранных
экспертным путем и отражающих демографические процессы,  экономическое
развитие,   финансовое   состояние   каждой   территории.  В  расчетах
использованы данные государственной статистики, министерства  финансов
края  и  Департамента  Федеральной  государственной  службы  занятости
населения по Хабаровскому краю.
     В число показателей,  используемых  для  расчетов  оценки  уровня
социально-экономического  развития городов и районов, включены: уровни
рождаемости, смертности, преступности; миграционный прирост населения;
уровень  безработицы; в расчете на одного жителя объемы: промышленного
производства,  инвестиций  в  основной  капитал,   оборота   розничной
торговли,  общественного питания, платных услуг населению, собственных
доходов  местного  бюджета,  введенной   жилой   площади;   показатели
балансовой  прибыли  (убытка) в расчете на одно предприятие, удельного
веса   убыточных   предприятий,    роста    (снижения)    просроченной
задолженности    по    заработной    плате,   показатель   соотношения
среднемесячной  заработной  платы  и  прожиточного   минимума,   сумма
кредиторской  задолженности в расчете на одно предприятие, соотношение
кредиторской   и   дебиторской   задолженности,   уровень    бюджетной
обеспеченности расходов местного бюджета собственными доходами.
     Средний рейтинг территории был определен как среднеарифметическое
ранжированных оценок по каждому показателю.
     Проведенный анализ показал, что в реальном  секторе  экономики  в
краевом  объеме  промышленного  производства  (по  крупным  и  средним
предприятиям) 75,3 процента продукции произведено в городах Хабаровске
и  Комсомольске-на-Амуре.  Наиболее  высокие  показатели  в расчете на
одного жителя получены в Аяно-Майском районе  (1,7  млн.  рублей),  г.
Комсомольске-на-Амуре  (143,2 тыс. рублей) и в г. Николаевске-на-Амуре
и  Николаевском  районе  (66,0  тыс.  рублей).  Наименьший  показатель
получен  в Хабаровском районе (3,7 тыс. рублей), Нанайском районе (5,6
тыс. рублей), г. Бикине и  Бикинском  районе  (5,7  тыс.  рублей),  г.
Амурске с Амурским районом (7,6 тыс. рублей).
     Удельный  вес  убыточных  предприятий  по  краю   составил   35,5
процента,  в  16-ти  районах  этот  показатель выше краевого значения.
Меньше всего убыточных предприятий в  г.  Комсомольске-на-Амуре  -  18
процентов.  Уровень  регистрируемой  безработицы  увеличился  за год в
14-ти районах края. Самый низкий показатель уровня  безработицы  в  г.
Хабаровске - 1,2 процента, самый высокий - в Тугуро-Чумиканском районе
- 12,3 процента.
     В  общем  объеме  инвестиций  в  основной  капитал  90  процентов
приходится    на    г.    Хабаровск,   г.   Комсомольск-на-Амуре,   г.
Николаевск-на-Амуре и Николаевский район, Охотский район. В 2003  году
в  крае  введено  132,8 тыс. кв. м жилой площади, 70 процентов которой
приходится на г. Хабаровск, 13 процентов - на г. Комсомольск-на-Амуре.
     Более 80 процентов объема потребительского рынка сконцентрировано
в   городах   Хабаровске  и  Комсомольске-на-Амуре.  Наиболее  высокие
показатели оборота розничной  торговли  в  расчете  на  одного  жителя
наблюдались   в   г.   Хабаровске   -   40,7   тыс.   рублей  и  в  г.
Комсомольске-на-Амуре - 35,6 тыс. рублей, наиболее низкие показатели в
Солнечном  районе - 3,8 тыс. рублей, в г. Амурске с Амурским районом -
4,1 тыс. рублей.
     Собственные доходы бюджета в расчете на одного жителя  в  среднем
по краю составили 5,8 тыс. рублей. В 7-ми районах этот показатель выше
краевого уровня. Наиболее высокий показатель  получен  в  Аяно-Майском
районе  (53,7  тыс.  рублей), самый низкий показатель - в г. Амурске с
Амурским  районом  (2,0  тыс.  рублей).  Рост  уровня   обеспеченности
расходов  бюджета  собственными доходами наблюдается в 16-ти городах и
районах    края.    Самодостаточный    бюджет    имеет    только    г.
Комсомольск-на-Амуре, наиболее низкий уровень бюджетной обеспеченности
имеет Охотский район - 13 процентов.
     В целом по краю в расчете на одно предприятие получено 264,9 тыс.
рублей   балансовой   прибыли   (по  кругу  обследуемых  предприятий).
Наиболее высокий показатель получен в Аяно-Майском районе - 14,2  млн.
рублей. Самыми убыточными являются предприятия Охотского района, здесь
сумма убытка в  расчете  на  одно  предприятие  составила  803,4  тыс.
рублей.  В  целом по краю снизились суммы: дебиторской задолженности -
на 11,7 процента, кредиторской задолженности - на  6,1  процента.  При
этом   сумма   как   дебиторской,  так  и  кредиторской  задолженности
увеличилась в 15-ти городах и  районах.  В  Тугуро-Чумиканском  районе
соотношение  кредиторской  и  дебиторской  задолженности составило 7,7
раза  (наибольший  показатель),  а  в  Аяно-Майском  -  10   процентов
(наименьший показатель).
     В 2003 году численность населения  края  снизилась  на  7,4  тыс.
человек,  или  на  0,5  процента.  При этом небольшой рост численности
населения наблюдался в Хабаровском, Комсомольском и Нанайском  районах
на  1,0,  0,6  и  0,5 процента соответственно. В г. Бикине и Бикинском
районе, Солнечном, Ульчском и им. Полины Осипенко районах  численность
населения осталась без изменения. Наиболее высокий уровень рождаемости
в расчете на тысячу  жителей  зарегистрирован  в  Аяно-Майском  и  им.
Полины  Осипенко районах - 15,3 человека, в Нанайском - 13,8 человека,
Комсомольском - 13,4 человека при краевом  показателе  10,8  человека.
Наиболее высокий уровень преступности наблюдался в г. Хабаровске - 41,
в  Тугуро-Чумиканском  районе  -   36.   г.   Николаевске-на-Амуре   и
Николаевском районе - 35, Нанайском районе - 33 преступления в расчете
на тысячу жителей. Наиболее низкий уровень преступности в  районе  им.
Полины  Осипенко,  здесь  в  расчете  на  тысячу  жителей  совершено 9
преступлений.
     Наиболее  высокое  соотношение   средней   заработной   платы   и
прожиточного  минимума  получено  в  Ванинском  районе  -  2,81  раза,
наиболее низкое в Вяземском районе - 1,32 раза.
     На основе полученного среднего  рейтинга  по  совокупности  19-ти
показателей  все  города  и  районы  условно  были разделены на четыре
группы (см. таблицу).
     В первую группу с высоким уровнем развития вошли города и районы,
имеющие  относительно других территорий лучшие показатели развития как
экономики, так и социальной сферы.  Это  г.  Комсомольск-на-Амуре,  г.
Хабаровск, Ванинский и Аяно-Майский районы.
     Во вторую группу со средним уровнем развития  отнесены  районы  с
относительно  стабильной ситуацией в экономике и социальной сфере. Это
Комсомольский район, г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом,
г.   Николаевск-на-Амуре   и   Николаевский  район,  Верхнебуреинский,
Хабаровский, Солнечный районы.
     В  третью  группу  с  низким  уровнем  развития  вошли  районы  с
относительно  низким  уровнем  развития  экономики,  но с относительно
лучшими социальными показателями. Это Охотский район, район им.  Лазо,
г. Бикин и Бикинский район, Нанайский район.
     В четвертую группу  с  очень  низким  уровнем  развития  включены
районы,   имеющие   низкие   показатели   как  экономического,  так  и
социального развития. Это Вяземский, Ульчский районы, район им. Полины
Осипенко, Тугуро-Чумиканский район, г. Амурск с Амурским районом.

 

                                                               Таблица

 

 

 

      Группировка городов и районов Хабаровского края по уровню       
        социально-экономического развития по итогам 2003 года         

 

|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Города и районы                                                       |Средний рейтинг городов  и районов |
|                                                                      |<*>                                |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|I группа                                                              |                                   |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|г. Комсомольск-на-Амуре                                               |5,21                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|г. Хабаровск                                                          |5,63                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Ванинский район                                                       |7,47                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Аяно-Майский район                                                    |8,05                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|II группа                                                             |                                   |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Комсомольский район                                                   |8,13                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом                      |8,53                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Верхнебуреинский район                                                |8,74                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|г. Николаевск-на-Амуре и Николаевский район                           |9,00                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Хабаровский район                                                     |9,55                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Солнечный район                                                       |9,55                               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|III группа                                                            |                                   |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Охотский район                                                        |10,39                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Район им. Лазо                                                        |11,24                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|г. Бикин и Бикинский район                                            |11,37                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Нанайский район                                                       |12,00                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|IV группа                                                             |                                   |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Ульчский район                                                        |12,08                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Вяземский район                                                       |12,71                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Район им. Полины Осипенко                                             |12,79                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Тугуро-Чумиканский район                                              |13,45                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|г. Амурск с Амурским районом                                          |14,11                              |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

 

 

 

     --------------------------------
     <*> Лучший результат соответствует меньшему значению показателей.

 

                2.1. Районы с высоким уровнем развития                

 

                        2.1.1. Город Хабаровск                        

 

     Город Хабаровск -  административный,  промышленный  и  культурный
центр  Хабаровского  края, территориально расположен вдоль реки Амур и
Амурской протоки на 45 километров. Площадь города - 0,4 тыс.  кв.  км,
что  составляет  0,05  процента от территории края. В городе проживает
580,4 тыс. человек, или 40,7  процента  населения  края.  Хабаровск  -
второй  по числу жителей город на Дальнем Востоке. Плотность населения
составляет 1451 человек на квадратный километр.
     Географическое положение города Хабаровска выгодно отличается  от
других   региональных   центров   Дальнего   Востока   и,   по  оценке
отечественных и зарубежных  экспертов,  является  привлекательным  для
инвесторов.
     Хабаровск   -   один   из   крупнейших   промышленных,   научных,
образовательных,  культурных,  спортивных,  деловых  и организационных
центров  Дальнего   Востока.   Здесь   размещаются   представительство
Президента  Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе,
ряд федеральных и других управленческих структур гражданских и военных
ведомств    окружного    и    межрегионального    значения,   Дирекция
Межрегиональной  ассоциации  экономического  взаимодействия  субъектов
Федерации  Дальнего  Востока  и  Забайкалья,  генеральные  консульства
Японии и Китая.
     По итогам 2003 года  объем  промышленного  производства  составил
21,2  млрд. рублей, или 26,2 процента от краевого показателя. Удельный
вес убыточных предприятий - 28,3 процента при среднекраевом показателе
35,5  процента.  Уровень  безработицы по состоянию на 1 января 2004 г.
составил 1,2 процента, в крае  -  2,9  процента.  Объем  инвестиций  в
основной  капитал  составил  15,0  млрд.  рублей, или 68,3 процента от
краевого показателя. Объем розничного товарооборота 23,6 млрд. рублей,
что составляет 60,8 процента от краевого показателя.
     Основными отраслями экономики города являются: транспорт  -  34,5
процента,   промышленность  -  28,5  процента,  строительство  -  11,9
процента, торговля и  общественное  питание  -  4,4  процента.  Основу
промышленного  потенциала  города  составляют  82  крупных  и  средних
предприятия.
     В  2003  году  увеличение  объемов   промышленного   производства
достигнуто  во  многом  за  счет  работы  таких  предприятий,  как ОАО
"Дальэнергомаш",   ООО   "Дальдизель-ДВ",   ОАО   "Дальреммаш",    ОАО
"Дальневосточный завод металлоконструкций", ОАО "Пивоваренная компания
"Балтика", первая очередь которой  введена  в  эксплуатацию  в  апреле
2003 года.
     ООО "Дальэнергомаш" - увеличение объемов производства обусловлено
освоением       производства       унифицированных       компрессоров,
производительностью от 50 до 250 куб. м в минуту, нагнетателей  от  60
до  200  куб. м в минуту, модульных стеллажей, а также потребительских
товаров с учетом спроса на рынке.
     ООО "Дальдизель-ДВ" - в  2003  году  освоено  производство  новых
типов   дизелей  и  дизельэлектрических  агрегатов,  роторно-поршневых
двигателей,  продукции  производственно-технического  назначения   для
городского хозяйства.
     ОАО "Дальреммаш" - в 2003 году освоено производство  оборудования
для канатной трелевки леса. Произведена реконструкция литейного цеха с
переоборудованием его в сборочный.
     ОАО  "Дальневосточный  завод  металлоконструкций"  -  2003   году
освоено   производство   детских   дворовых  спортивно-развлекательных
комплексов, производство  мостовых  конструкций  из  низколегированных
сталей.  По  заказу  ОАО "Российские железные дороги" начата работа по
переоборудованию железнодорожных платформ для перевозки  нестандартных
грузов.
     Общегосударственное значение имеет Хабаровский транспортный узел,
который  сформировался  на  пересечении Транссибирской железнодорожной
магистрали, Амурского водного пути, магистральных автомобильных дорог,
международных  и  федеральных  воздушных  трасс.  На территории города
расположены 4 железнодорожные станции, вагонные и  локомотивное  депо,
речной  порт,  2  аэропорта.  Из  международного аэропорта "Хабаровск"
выполняются регулярные рейсы в города дальнего и ближнего зарубежья, в
города  Российской  Федерации.  Автомобильный  мост  через  р.  Амур с
совмещенным железнодорожным переходом и автомобильная  дорога  Чита  -
Хабаровск обеспечивают связь Хабаровского края, Приморья и Сахалинской
области  с  сетью  автомобильных  и  железных  дорог   страны.   Через
Хабаровск  проходят  системообразующие  линии  высоковольтной передачи
объединенной энергосистемы Юга Дальнего Востока.
     В 2003 году среднемесячная заработная плата составила 7841  рубля
при среднекраевой 7488 рубль. Средний размер назначенных пенсий - 1919
рублей при среднекраевом показателе 1934 рубля.
     В 2003 году собственные доходы бюджета муниципального образования
составили  3,6  млрд.  рублей.  В  расчете  на  одного  жителя собрано
собственных доходов 6,0 тыс. рублей при среднекраевом  показателе  5,9
тыс.   рублей.   Из   краевого  фонда  финансовой  поддержки  бюджетов
муниципальных образований городов и  районов  края  перечислено  454,2
млн.  рублей, что в расчете на одного жителя составило 0,8 тыс. рублей
при среднем показателе  по  краю  2,7  тыс.  рублей.  Расходы  бюджета
муниципального  образования  составили  4,1 млрд. рублей, в расчете на
одного  жителя  расходы  составили  7,0  тыс.  рублей   (среднекраевой
показатель  -  9,0  тыс.  рублей).  Расходы  бюджета города обеспечены
собственными доходами на 86,4 процента  при  среднекраевом  показателе
65,3 процента.
     Сильные стороны:
     -   административный   центр    края,    крупный    промышленный,
транспортный,  финансово-кредитный, научный, культурно-образовательный
центр;
     - выгодное географическое положение;
     - высокий промышленный, технологический и кадровый потенциал;
     - многоотраслевая структура городской экономики;
     - емкий потребительский рынок;
     - развитая структура связи, телекоммуникаций, транспорта;
     -  организационный  центр  большинства  федеральных  структур   и
международных представительств;
     - к городу примыкает обширная  рекреационно-оздоровительная  зона
(санатории, профилактории, базы и дома отдыха, детские оздоровительные
лагеря).
     Слабые стороны:
     - неблагоприятная экологическая ситуация;
     - недостаток качественной питьевой воды;
     -  недостаточно  развитая  система   высококлассного   сервисного
обслуживания;
     -  высокий  уровень   преступности   по   сравнению   с   другими
муниципальными образованиями края.
     Приоритеты развития города:
     - привлечение научно-инновационного потенциала к решению  проблем
города;
     - строительство и  реконструкция  объектов,  имеющих  общекраевое
значение;
     -  выполнение  мероприятий  по  обеспечению  городом  Хабаровском
функций краевого центра;
     - развитие наукоемких производств, включая  формирование  центров
высоких технологий:
     -   использование   мощностей   и    производственных    площадей
машиностроительных    предприятий   для   создания   высокоэффективных
производств;
     -  перевод  на  природный  газ  энергетических  объектов  города,
объектов социальной сферы и жилья;
     -   ввод   новых   производственных   мощностей:    по    выпуску
пиломатериалов  в  объеме  71,0  тыс.  куб.  м  в год, в том числе ООО
"Востокэкспортлес" - 50 тыс. куб. м, по сушке  пиломатериалов  -  32,9
тыс. куб. м в год, в том числе ООО "Востокэкспортлес" - 14,7 тыс. куб.
м;
     -   обеспечение   заказами   предприятий   оборонно-промышленного
комплекса города;
     - развитие пищевой промышленности с  использованием  мощностей  и
площадей имеющихся предприятий и расширение рынков сбыта продукции;
     - развитие сети образовательных учреждений;
     - развитие туристско-экскурсионной  деятельности  и  гостиничного
сервиса;
     - реконструкция и развитие городской дорожной сети;
     - строительство комплекса объектов по  инженерной  защите  левого
берега реки Амур у г. Хабаровска;
     -    строительство    водозаборных     сооружений     Тунгусского
месторождения;
     - развитие города как регионального финансового центра.

 

                  2.1.2. Город Комсомольск-на-Амуре                   

 

     Город Комсомольск-на-Амуре - один из самых  крупных  промышленных
центров Дальнего Востока, важнейший транспортный узел, организационный
центр  первого  действующего   на   Дальнем   Востоке   техноэкополиса
"Комсомольск - Амурск - Солнечный". Город занимает территорию 0,3 тыс.
кв. км, или  0,04  процента  территории  края.  Численность  населения
277,9  тыс.  человек,  или  19,5  процента  населения  края. Плотность
населения 926 человек на квадратный километр.
     Основа   экономики   города    -    индустрия,    представленная:
высокотехнологичными     отраслями    машиностроения    (авиастроение,
судостроение,   производство   подъемно-транспортного   и    литейного
оборудования);  радиоэлектронной и электротехнической промышленностью,
черной    металлургией,     нефтеперерабатывающей     промышленностью,
электроэнергетикой.    Работают    предприятия    легкой   и   пищевой
промышленности, предприятия по производству строительных материалов.
     Основная  доля  продукции  машиностроения   приходится   на   ОАО
"Комсомольское-на-Амуре  авиационное  производственное объединение им.
Ю.А.Гагарина", на котором, помимо выпуска боевых самолетов Су, освоено
производство  легких  самолетов-амфибий  Бе-103,  ведутся  испытания и
подготовка  к  серийному  выпуску  многоцелевых  самолетов  С-80   для
региональных  авиалиний.  Наращивает объемы производства ОАО "Амурский
судостроительный  завод",  который   в   2003   году   удвоил   объемы
производства   продукции.   Основной  проблемой  предприятия  является


Информация по документу
Читайте также