Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 № 1619-З № 791-V
З А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О
развитии сельского хозяйства в
Республике Саха (Якутия) Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с
созданием условий для эффективного и устойчивого развития сельского хозяйства с
учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в Республике
Саха (Якутия). Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе,
применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской
Федерации, законодательстве Республики
Саха (Якутия). 2. Для целей настоящего Закона используются следующие
понятия: 1) уполномоченный исполнительный орган государственной
власти Республики Саха (Якутия) – исполнительный орган государственной власти
Республики Саха (Якутия), осуществляющий полномочия по выработке и реализации
сельскохозяйственной и продовольственной политики в Республике Саха (Якутия),
являющийся ответственным исполнителем государственной программы Республики Саха
(Якутия) в области развития сельского хозяйства; 2) сельскохозяйственные товаропроизводители –
организации, индивидуальные предприниматели и граждане, ведущие личное
подсобное хозяйство на территории Республики Саха (Якутия), признанные сельскохозяйственными
товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29
декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; 3) традиционные отрасли сельского хозяйства Республики
Саха (Якутия) – виды традиционной хозяйственной деятельности коренных народов
Республики Саха (Якутия), коренных малочисленных народов Севера, русских и
других старожилов, к которым относятся животноводство (табунное коневодство,
скотоводство, северное домашнее оленеводство), земледелие (выращивание зерновых
культур, огородничество), рыболовство и промысловая охота; 4) подсобные хозяйства юридических лиц – структурные
подразделения юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством; 5) сельскохозяйственная продукция местного
производства (далее – сельскохозяйственная продукция) – сельскохозяйственная
продукция, произведенная на территории Республики Саха (Якутия)
сельскохозяйственными товаропроизводителями, зарегистрированными на территории
Республики Саха (Якутия), а также гражданами, ведущими личное подсобное
хозяйство на территории Республики Саха (Якутия); 6) местная промысловая продукция (далее – промысловая
продукция) – продукция, получаемая от промысловой охоты и рыболовства, сбора
пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов) на
территории Республики Саха (Якутия); 7) пищевые продукты местного производства (далее –
пищевые продукты) – пищевые продукты, произведенные на территории Республики
Саха (Якутия) из сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции; 8) сдатчики сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции –
сельскохозяйственные товаропроизводители, сдающие произведенную ими
сельскохозяйственную продукцию и добытую ими промысловую продукцию заготовительным
организациям; 9) заготовительные организации – юридические лица и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение продукции у
сдатчиков сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции для целей
производства пищевых продуктов и непродовольственных потребительских товаров в
порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона; 10) система заготовки, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции – система
взаимоотношений между сдатчиками сельскохозяйственной продукции и промысловой
продукции, заготовительными организациями, сельскохозяйственными
потребительскими сбытовыми кооперативами, направленная на развитие рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Саха
(Якутия); 11) система ведения сельского хозяйства в Республике
Саха (Якутия) – документ, содержащий основные понятия и термины, используемые
при ведении сельского хозяйства, а также определяющий основные требования к
технологии ведения сельскохозяйственного производства, адаптированной к
особенностям ведения сельскохозяйственного производства в Республике Саха
(Якутия), утверждаемый Правительством Республики Саха (Якутия); 12) схема размещения производственных объектов
сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) – документ, определяющий основные
требования к характеристикам и местоположению производственных объектов
сельского хозяйства, утверждаемый уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Республики Саха (Якутия); 13) нормативная себестоимость сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции – себестоимость производства определенного
вида сельскохозяйственной продукции и добычи определенного вида промысловой
продукции при соблюдении технологии ведения сельскохозяйственного производства,
адаптированной к особенностям ведения сельскохозяйственного производства в
Республике Саха (Якутия); 14) методические рекомендации по составлению
технологических карт и расчету нормативной себестоимости сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции – документ, определяющий требования к видам и
размерам затрат на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции
и добычу отдельных видов промысловой продукции с учетом особенностей ведения
сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия), утверждаемый
уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия); 15) единый реестр субъектов деятельности в сельском
хозяйстве – перечень субъектов деятельности в сельском хозяйстве Республики
Саха (Якутия), претендующих на получение государственной поддержки, имеющих в
фактическом пользовании основные средства из числа объектов деятельности в
сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия). Статья 3. Создание условий для эффективного и устойчивого развития сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) 1. Условия для эффективного и устойчивого развития
сельского хозяйства создаются в целях: 1) повышения уровня обеспеченности населения
Республики Саха (Якутия) сельскохозяйственной продукцией до уровня,
воздействующего на качественные показатели потребительского рынка Республики
Саха (Якутия); 2) рационального ведения сельскохозяйственного
производства, основанного на системе ведения сельского хозяйства в Республике
Саха (Якутия); 3) обеспечения устойчивого развития территорий
сельских поселений, занятости населения,
проживающего в сельской местности, повышения уровня его жизни; 4) признания и гарантирования коренным народам
Республики Саха (Якутия), коренным малочисленным народам Севера, русским и
другим старожилам права на владение и пользование землями сельскохозяйственного
назначения, охотничьими угодьями и рыбопромысловыми участками для защиты их
исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. 2. Условия для эффективного и устойчивого развития
сельского хозяйства создаются путем: 1) оказания организационных, административных и
ресурсных мер государственной поддержки
развитию сельского хозяйства; 2) содействия
развитию сельскохозяйственного производства и расширению рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия органами местного
самоуправления; 3) участия коммерческих и некоммерческих организаций в
развитии сельского хозяйства. Статья 4. Особенности ведения сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия) Особенностями ведения сельскохозяйственного
производства в Республике Саха (Якутия), обусловливающими необходимость
оказания государственной поддержки развитию сельского хозяйства, являются: 1) производство сельскохозяйственной продукции на
неблагоприятных для такого производства территориях (в соответствии с пунктом
12 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О
развитии сельского хозяйства»); 2) высокий уровень дифференциации агроклиматических
зон на территории Республики Саха (Якутия); 3) рискованное ведение земледелия в условиях вечной
мерзлоты и короткого вегетационного периода; 4) сохранение традиционных отраслей сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия); 5) труднодоступность земель сельскохозяйственного
назначения; 6) сезонный характер производства сельскохозяйственной
продукции и добычи промысловой продукции, сопряженный с труднодоступностью
большинства сельских территорий Республики Саха (Якутия); 7) интенсивность технологического износа основных
средств при производстве сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для
такого производства территориях. Статья 5. Субъекты и объекты деятельности в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) 1. Субъектами деятельности в сельском хозяйстве
Республики Саха (Якутия) (далее – субъекты деятельности в сельском хозяйстве)
являются: 1) сельскохозяйственные товаропроизводители, за
исключением организаций, указанных в пункте 2 настоящей части; 2) заготовительные организации; 3) родовые, родоплеменные кочевые общины коренных
малочисленных народов Севера; 4) организации, имеющие мобилизационные задания
(заказы) в части производства пищевых продуктов; 5) подсобные хозяйства юридических лиц. 2. Деятельность личных подсобных хозяйств граждан как
отдельной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется
Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»,
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 июня
2000 года З № 207-II «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике
Саха (Якутия)» и настоящим Законом. 3. Объектами деятельности в сельском хозяйстве
Республики Саха (Якутия) (далее – объекты деятельности в сельском хозяйстве)
являются: 1) производственные объекты сельского хозяйства –
здания и сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства,
заготовки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и промысловой
продукции, производства пищевых продуктов, производимых из сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции; 2) объекты инфраструктуры сельского хозяйства –
инженерные сети для производственных объектов сельского хозяйства (тепловые,
газовые, электрические сети, водопроводы), автомобильные дороги и автозимники
до производственных объектов сельского хозяйства и сельскохозяйственных угодий,
изгороди; 3) объекты, используемые в производстве пищевых продуктов
юридическими лицами, имеющими мобилизационные задания; 4) объекты сельскохозяйственных рынков и
сельскохозяйственных кооперативных рынков; 5) объекты, используемые в селекционно-племенном деле,
ветеринарии, земледелии, мелиорации земель и сельскохозяйственном
водоснабжении, включая групповые водоводы; 6) техника и оборудование, используемые для
сельскохозяйственного производства, заготовки, переработки, хранения и
транспортировки сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции, производства
пищевых продуктов, производимых из сельскохозяйственной продукции и промысловой
продукции; 7) поголовье сельскохозяйственных животных и птицы; 8) земли сельскохозяйственного назначения и земли в
составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; 9) оленьи и конские пастбища в составе земель
различных категорий; 10) охотничьи угодья; 11) рыбопромысловые и рыбоводные участки; 12) сельскохозяйственная продукция; 13) промысловая продукция; 14) пищевые продукты; 15) меховые и кожевенные изделия, различные виды
промышленных товаров и сырья, которые производятся из сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции; 16) корма для сельскохозяйственных животных и птицы. 4. Объектами деятельности в сельском хозяйстве являются
также объекты традиционной хозяйственной деятельности коренных народов
Республики Саха (Якутия), коренных малочисленных народов Севера, русских и
других старожилов, перечень которых устанавливается уполномоченным
исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). 5. В государственной программе Республики Саха
(Якутия) в области развития сельского хозяйства устанавливаются отдельные меры
государственной поддержки в отношении
следующих категорий производственных объектов сельского хозяйства: 1) летние фермы (сайылыки); 2) коневодческие и оленеводческие базы; 3) объекты производственной деятельности родовых,
родоплеменных кочевых общин коренных малочисленных народов Севера. 6. Порядок организации и использования объектов,
указанных в части 4 настоящей статьи, определяется Законом Республики Саха
(Якутия) от
10 июля 2003 года 52-З № 107-III «О сайылыках», Законом Республики Саха
(Якутия) от
10 июля 2003 года 53-З № 109-III «О табунном коневодстве», Законом
Республики Саха (Якутия) от 25 июня
1997 года З № 179-I «О северном домашнем оленеводстве», Законом
Республики Саха (Якутия) от 17
октября 2003 года 82-З № 175-III
«О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов
Севера». Статья 6. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства 1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия): 1) принимает законы Республики Саха (Якутия) в области
развития сельского хозяйства и реализации государственной аграрной политики
Республики Саха (Якутия); 2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением
законодательства Республики Саха (Якутия) в области сельского хозяйства; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). 2. Глава Республики Саха (Якутия): 1) определяет основные направления государственной
аграрной политики Республики Саха (Якутия); 2) утверждает государственную программу Республики
Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства; 3) определяет уполномоченный исполнительный орган
государственной власти Республики Саха (Якутия), указанный в пункте 1 части 2
статьи 2 настоящего Закона; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). 3. Правительство Республики Саха (Якутия): 1) реализует государственную аграрную политику
Республики Саха (Якутия); 2) организует разработку государственной программы
Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства; 3) организует разработку и утверждение баланса
продовольственных ресурсов Республики Саха (Якутия); 4) утверждает порядок ведения единой системы
информационно-аналитического обеспечения сельского хозяйства Республики Саха
(Якутия) во взаимодействии с другими государственными информационными системами
Республики Саха (Якутия); 5) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха
(Якутия). 4. Уполномоченный
исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия): 1) осуществляет разработку и реализацию
государственной программы Республики Саха (Якутия) в области развития сельского
хозяйства; 2) принимает меры, направленные на достижение целевых
индикаторов и показателей, конечных результатов государственной программы
Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства; 3) осуществляет совместно с исполнительными органами
государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов координацию действий
по реализации мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) в
области развития сельского хозяйства; 4) участвует в реализации единой научно-технической
политики в области развития сельского хозяйства; 5) координирует деятельность сельскохозяйственных
товаропроизводителей на территории Республики Саха (Якутия) по выполнению
мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) в области
развития сельского хозяйства; 6) разрабатывает меры по экономическому стимулированию
собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных
участков в целях сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения; 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). Статья 7. Участие органов местного самоуправления в развитии сельского хозяйства 1. Органы местного самоуправления муниципальных
районов вправе осуществлять следующие меры в области развития сельского
хозяйства: 1) принятие и реализация муниципальных программ развития сельского хозяйства, в том числе с
предоставлением субсидий из местных бюджетов; 2) организация деятельности учреждений, обеспечивающих
осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке
сельскохозяйственного производства, переданных органам местного самоуправления муниципальных
районов; 3) содействие созданию сельскохозяйственных рынков и
(или) сельскохозяйственных кооперативных рынков в административных центрах
муниципальных районов, в том числе путем предоставления льгот при передаче в
аренду муниципального имущества; 4) организация деятельности учреждений по
муниципальному земельному учету и муниципальному земельному контролю; 5) координация деятельности органов местного
самоуправления сельских, городских поселений и сельскохозяйственных
товаропроизводителей на территориях муниципальных районов; 6) создание условий для обеспечения субъектов
деятельности в сельском хозяйстве землями сельскохозяйственного назначения; 7) дополнительное использование собственных финансовых
средств и материальных ресурсов для осуществления отдельных государственных
полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, переданных органам
местного самоуправления муниципальных районов, в случаях и порядке, которые
предусмотрены уставами муниципальных образований, с учетом требований
бюджетного законодательства Российской Федерации; 8) иные меры, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). 2. Органы местного самоуправления городских и сельских
поселений вправе осуществлять следующие меры в области развития сельского
хозяйства: 1) принятие и реализация муниципальных программ
(подпрограмм) развития сельского хозяйства, в том числе с предоставлением
субсидий из местных бюджетов; 2) содействие созданию сельскохозяйственных рынков и
(или) сельскохозяйственных кооперативных рынков в административных центрах
поселений, в том числе путем предоставления льгот при передаче в аренду
муниципального имущества; 3) обеспечение доступности информации об использовании
земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон
сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в границах муниципальных
образований для сельскохозяйственных товаропроизводителей поселений; 4) иные меры, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). 3. Органы местного самоуправления городских округов
вправе осуществлять следующие меры в области развития сельского хозяйства: 1) принятие и реализация муниципальных программ
(подпрограмм) развития сельского хозяйства, в том числе с предоставлением
субсидий из местных бюджетов; 2) организация деятельности учреждений, обеспечивающих
осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке
сельскохозяйственного производства, переданных органам местного самоуправления
городских округов; 3) содействие созданию сельскохозяйственных рынков и
(или) сельскохозяйственных кооперативных рынков в административных центрах
городских округов, в том числе путем предоставления льгот при передаче в аренду
муниципального имущества; 4) организация деятельности учреждений по
муниципальному земельному учету и муниципальному земельному контролю; 5) иные меры, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). 4. Права и обязанности органов местного самоуправления
при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий по
поддержке сельскохозяйственного производства устанавливаются Законом Республики
Саха (Якутия) от
15 декабря 2010 года 881-З № 639-IV «О наделении органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха
(Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке
сельскохозяйственного производства». 5. Главы муниципальных образований, органам местного
самоуправления которых переданы отдельные государственные полномочия по
поддержке сельскохозяйственного производства, несут ответственность за
эффективное использование средств государственного бюджета Республики Саха
(Якутия) и достижение значений целевых индикаторов, устанавливаемых
соглашениями об обязательствах при осуществлении органами местного
самоуправления указанных полномочий. 6. Главы муниципальных образований в соответствии
законодательством о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований
вправе представлять представительным органам муниципальных образований ежегодные
отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о создании условий для
расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 7. Органы местного самоуправления городских и сельских
поселений, городских округов осуществляют ведение похозяйственных книг в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 8. Государственная программа Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства 1. Разработка и реализация государственной программы
Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства осуществляются в
целях создания условий для эффективного и устойчивого развития сельского
хозяйства в Республике Саха (Якутия). 2. Разработка, утверждение и реализация государственной
программы Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства осуществляются
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
Республики Саха (Якутия). 3. Целевые индикаторы государственной программы
Республики Саха (Якутия) в области
развития сельского хозяйства устанавливаются с учетом: 1) целевых индикаторов государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия, утверждаемой постановлением Правительства
Российской Федерации; 2) параметров прогноза социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный или
долгосрочный период; 3) актуальных задач в области сельского хозяйства,
устанавливаемых нормативными правовыми
актами Республики Саха (Якутия) о мерах по реализации ежегодного послания Главы
Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия); 4) системы ведения сельского хозяйства в Республике
Саха (Якутия). 4. В состав ежегодного отчета Главы Республики Саха
(Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной
власти Республики Саха (Якутия), в том числе по вопросам, поставленным
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), включается отчет
о ходе реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) в области
развития сельского хозяйства. 5. Параметры ресурсного обеспечения государственной
программы Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства
определяются на основе параметров прогноза социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия), уровня софинансирования из федерального бюджета. Статья 9. Государственная поддержка развития сельского хозяйства 1. Государственная поддержка развития сельского
хозяйства (далее – государственная поддержка) осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха
(Якутия), направлениями и параметрами государственной программы Республики Саха
(Якутия) в области развития сельского хозяйства. 2. Принципами государственной поддержки являются: 1) эффективное использование бюджетных средств; 2) доступность информации о видах и об условиях
оказания государственной поддержки; 3) адресность оказания государственной поддержки; 4) предоставление государственной поддержки с учетом
рекомендуемой минимальной заготовительной цены на сельскохозяйственную
продукцию и промысловую продукцию, технологических сроков выполнения
сельскохозяйственных работ и особенностей ведения сельскохозяйственного
производства в Республике Саха (Якутия); 5) получение измеримых результатов от оказания
государственной поддержки; 6) равная ответственность субъектов деятельности в
сельском хозяйстве в случае нарушения условий предоставления государственной
поддержки; 7) государственный финансовый контроль за соблюдением
субъектами деятельности в сельском хозяйстве условий предоставления
государственной поддержки. 3. Государственная поддержка осуществляется по
следующим направлениям: 1) поддержка сельскохозяйственного производства; 2) развитие системы заготовки, переработки и
реализации сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции; 3) обеспечение технологии ведения
сельскохозяйственного производства в части животноводства, ветеринарии,
земледелия, мелиорации земель в соответствии с системой ведения сельского
хозяйства в Республике Саха (Якутия); 4) привлечение инвестиций для развития сельского
хозяйства; 5) создание общих условий функционирования сельского
хозяйства; 6) научное обеспечение мероприятий по развитию
сельского хозяйства, кадровое обеспечение сельского хозяйства, информационное и
консультационное обеспечение в сельском хозяйстве; 7) эффективное использование земель
сельскохозяйственного назначения; 8) развитие сельских территорий; 9) сохранение исконной среды обитания, традиционных
образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных народов Республики Саха
(Якутия), коренных малочисленных народов Севера, русских и других старожилов; 10) иные направления, предусмотренные Федеральным
законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». 4. Мерами государственной поддержки являются: 1) предоставление субсидий на финансовое обеспечение
(возмещение) затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе до
их возникновения (авансирование), на производство сельскохозяйственной
продукции, обновление основных средств из числа объектов деятельности в
сельском хозяйстве, соответствующих схеме размещения производственных объектов
сельского хозяйства Республики Саха (Якутия); 2) осуществление бюджетных инвестиций в объекты
государственной собственности, относящиеся к объектам деятельности в сельском
хозяйстве; 3) предоставление субъектам деятельности в сельском
хозяйстве льгот по налогам и сборам, подлежащим зачислению в государственный
бюджет Республики Саха (Якутия); 4) предоставление государственных гарантий Республики
Саха (Якутия) субъектам деятельности в сельском хозяйстве в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации; 5) предоставление льгот при передаче в аренду
государственного имущества Республики Саха (Якутия); 6) финансовое оздоровление сельскохозяйственных
товаропроизводителей в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) предоставление государственных преференций в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
Республики Саха (Якутия); 8) осуществление закупок, хранения, переработки и
поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных и муниципальных нужд; 9) проведение закупочных интервенций, товарных
интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а
также залоговых операций; 10) информационное и консультационное обеспечение
сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 11) иные меры государственной поддержки, в том числе
предусмотренные документами стратегического планирования Российской Федерации и
документами стратегического планирования Республики Саха (Якутия). 5. Порядки (правила) осуществления государственной
поддержки утверждаются нормативными
правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия). Уполномоченный исполнительный орган государственной
власти Республики Саха (Якутия) издает
нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в случае
наделения его соответствующими полномочиями. 6. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в ресурсном
обеспечении государственной программы Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства, в
размере не менее 60 процентов их объема направляются сельскохозяйственным
товаропроизводителям, в том числе с учетом методических рекомендаций по
составлению технологических карт и расчету нормативной себестоимости сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции. Статья 10. Условия оказания государственной поддержки 1. Государственная поддержка предоставляется субъектам
деятельности в сельском хозяйстве, включенным в заявительном (добровольном)
порядке в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве. Порядок
ведения указанного реестра утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики
Саха (Якутия). 2. Субъекты деятельности в сельском хозяйстве при
получении государственной поддержки выполняют следующие обязательства: 1) эффективное использование бюджетных средств; 2) достижение значений показателей результативности,
направленных на достижение целевых индикаторов государственной программы
Республики Саха (Якутия) в области
развития сельского хозяйства; 3) представление отчетности в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) по
установленным формам и в установленные сроки; 4) выполнение условий соглашения между Правительством
Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и
республиканскими объединениями работодателей о минимальной заработной плате в
Республике Саха (Якутия) (в случае заключения трудовых договоров); 5) соблюдение технологии ведения сельскохозяйственного
производства и технологии переработки сельскохозяйственной продукции и
промысловой продукции в соответствии с системой ведения сельского хозяйства в
Республике Саха (Якутия). 3. Значения показателей результативности, направленные
на достижение целевых индикаторов государственной программы Республики Саха
(Якутия) в области развития сельского хозяйства, устанавливаются уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Республики Саха (Якутия). Статья 11. Система заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции 1. Система заготовки, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции предназначена для
реализации следующих задач: 1) повышение уровня обеспеченности населения
Республики Саха (Якутия) сельскохозяйственной продукцией, промысловой
продукцией и пищевыми продуктами; 2) организация заготовки сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции на уровне не ниже рекомендуемой минимальной
заготовительной цены на указанную продукцию; 3) развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия. 2. Основными участниками системы заготовки,
переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции
являются: 1) сдатчики сельскохозяйственной продукции и
промысловой продукции; 2) заготовительные организации; 3) сельскохозяйственные потребительские сбытовые
кооперативы; 4) компании, управляющие сельскохозяйственным рынком и
сельскохозяйственным кооперативным рынком; 5) родовые,
родоплеменные кочевые общины коренных малочисленных народов Севера. 3. Порядок определения заготовительных организаций на
уровне муниципальных образований утверждается уполномоченным исполнительным
органом государственной власти Республики Саха (Якутия). 4. Заготовительная цена на сельскохозяйственную
продукцию и промысловую продукцию устанавливается заготовительными
организациями на уровне не ниже рекомендуемой минимальной заготовительной цены
на указанную продукцию, ежегодно определяемой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики
Саха (Якутия). 5. Перечень видов сельскохозяйственной продукции и
промысловой продукции, по которым устанавливается размер рекомендуемой
минимальной заготовительной цены на указанную продукцию, утверждается нормативным
правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия). 6. Размер рекомендуемой минимальной заготовительной
цены на сельскохозяйственную продукцию и промысловую продукцию устанавливается
уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Республики Саха (Якутия) согласно методике
формирования рекомендуемой минимальной заготовительной цены на указанную продукцию. 7. Методика формирования рекомендуемой минимальной
заготовительной цены на сельскохозяйственную продукцию и промысловую продукцию
утверждается уполномоченным
исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) на
основе методических рекомендаций по составлению технологических карт и расчету
нормативной себестоимости сельскохозяйственной продукции и промысловой
продукции. Статья 12. Соблюдение технологии ведения сельскохозяйственного производства 1. Оказание содействия сельскохозяйственным
товаропроизводителям в соблюдении технологии ведения в условиях Республики Саха
(Якутия) сельскохозяйственного производства в области животноводства, селекционно-племенного
дела, ветеринарии, земледелия, мелиорации земель осуществляется путем финансового
обеспечения выполнения государственного задания государственным учреждением
Республики Саха (Якутия) в указанной области. 2. Правовое регулирование отношений в области
селекционно-племенного дела, ветеринарии, семеноводства, регулирования обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель
определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Республики
Саха (Якутия). 3. Государственные задания в отношении государственных
учреждений Республики Саха (Якутия) в области животноводства,
селекционно-племенного дела, ветеринарии, земледелия, мелиорации земель
устанавливаются главными распорядителями средств государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) и (или) учредителями указанных государственных учреждений. 4. Основными видами деятельности государственного
учреждения Республики Саха (Якутия) в области животноводства и
селекционно-племенного дела являются: 1) выведение высокопродуктивных племенных животных и
их распространение среди товарного поголовья сельскохозяйственных животных
путем искусственного осеменения; 2) сохранение, охрана и развитие генофонда местных
пород домашних северных оленей, табунных лошадей, якутского скота; 3) ведение идентификационного учета крупного рогатого
скота, табунных лошадей и домашних северных оленей с внесением соответствующей
информации в единую систему информационно-аналитического обеспечения сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия); 4) обеспечение доступности зоотехнических услуг в
поселениях и сельских населенных пунктах в составе городских округов,
ориентированных на развитие животноводства. 5. Основными видами деятельности государственных
учреждений Республики Саха (Якутия) в области ветеринарии являются: 1) обеспечение эпизоотического благополучия по
болезням сельскохозяйственных животных и птиц; 2) проведение лечебно-профилактических мероприятий по
снижению непроизводительного отхода сельскохозяйственных животных и птиц от
болезней; 3) проведение мониторинга ветеринарной безопасности
сырья и продукции животного происхождения; 4) осуществление государственного ветеринарного
надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обеспечение доступности ветеринарных услуг в
поселениях и сельских населенных пунктах в составе городских округов, ориентированных
на развитие животноводства. 6. Основными видами деятельности государственных
учреждений Республики Саха (Якутия) в области земледелия являются: 1) проведение агрохимического и
эколого-токсикологического обследования почв земель сельскохозяйственного
назначения; 2) государственный учет показателей состояния
плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 3) проведение мониторинга вредителей и болезней
сельскохозяйственных растений; 4) выведение и распространение районированных сортов
сельскохозяйственных культур; 5) обеспечение доступности агротехнических и
агрохимических услуг в поселениях и сельских населенных пунктах в составе
городских округов, ориентированных на развитие растениеводства и
кормопроизводства; 6) организация мониторинга критериев существенного
снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критериев
значительного ухудшения экологической обстановки, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации; 7) проведение государственного испытания сортов
сельскохозяйственных растений. 7. Основными видами деятельности государственных
учреждений Республики Саха (Якутия) в области мелиорации земель являются: 1) сохранение плодородия почв на пашне, восстановление
площади используемых сельскохозяйственных угодий за счет коренного улучшения
земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических,
противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других
мелиоративных мероприятий; 2) обеспечение надлежащего функционирования
мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в
том числе для орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий; 3) эксплуатация объектов сельскохозяйственного
водоснабжения, включая групповые водоводы. Статья 13. Привлечение инвестиций для развития сельского хозяйства Привлечение инвестиций для развития сельского
хозяйства осуществляется по следующим основным направлениям: 1) создание условий для заключения и реализации
инвестиционных соглашений, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) от 24 июня
2013 года 1221-З № 1337-IV «Об инвестиционной деятельности в Республике
Саха (Якутия)», в части инвестиционных проектов в области развития сельского
хозяйства; 2) реализация определенных на конкурсной основе
инвестиционных проектов, направленных на увеличение производственных мощностей
в соответствии со схемой размещения производственных объектов сельского
хозяйства Республики Саха (Якутия) и с государственной программой Республики
Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства; 3) участие инвестиционной инфраструктуры Республики
Саха (Якутия) в привлечении инвестиций для развития сельского хозяйства. Статья 14. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Создание общих условий функционирования сельского
хозяйства осуществляется по следующим направлениям: 1) обеспечение доступности сырья и материалов,
необходимых для сельскохозяйственного производства, в том числе в рамках
деятельности 2) организация перевозки сельскохозяйственной
продукции и промысловой продукции до рынков сбыта, а также завоза
сельскохозяйственной продукции, кормов, семенного материала в арктические и
северные улусы Республики Саха (Якутия); 3) обеспечение доступности заемных средств для
субъектов деятельности в сельском хозяйстве, в том числе через систему сельскохозяйственной потребительской
кредитной кооперации; 4) обеспечение устойчивой зимовки крупного рогатого
скота и табунных лошадей при возникновении дефицита кормов вследствие
неблагоприятных климатических условий; 5) обеспечение доступности страхования
сельскохозяйственных рисков; 6) обеспечение санаторно-курортным лечением работников
сельского хозяйства в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 16
декабря 2009 года 771-З № 451-IV «О мерах государственной поддержки
работников агропромышленного комплекса по санаторно-курортному лечению»; 7) проведение республиканских мероприятий в области
сельского хозяйства, в том числе организация выставочно-ярмарочных мероприятий и
принятие в них участия; 8) иные направления, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). Статья 15. Научное обеспечение мероприятий по развитию сельского хозяйства 1. Научное обеспечение мероприятий по развитию сельского
хозяйства осуществляется по следующим направлениям: 1) разработка и актуализация системы ведения сельского
хозяйства в Республике Саха (Якутия); 2) разработка, испытание и внедрение в сельское
хозяйство ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, научных
селекционных достижений с получением результатов в виде снижения себестоимости
производства сельскохозяйственной продукции, роста урожайности
сельскохозяйственных культур, увеличения привеса живой массы сельскохозяйственных
животных и птицы, удоя молока, делового выхода молодняка, производства яиц; 3) иные наукоемкие направления, создающие условия для
эффективного и устойчивого развития сельского хозяйства. 2. Научное обеспечение мероприятий по развитию
сельского хозяйства осуществляется в рамках мероприятий государственных
программ Республики Саха (Якутия) в области научно-технического и
инновационного развития, развития сельского хозяйства, а также иных документов
стратегического планирования Республики Саха (Якутия). Статья 16. Кадровое обеспечение сельского хозяйства 1. Кадровое обеспечение сельского хозяйства
осуществляется по следующим основным направлениям: 1) профессиональная подготовка и переподготовка
специалистов в области сельского хозяйства; 2) стимулирование трудоустройства и закрепления
молодых специалистов в области сельского хозяйства, в том числе зоотехников и
агрономов, в сельской местности; 3) профессиональная ориентация учащихся
общеобразовательных организаций, в том числе в рамках деятельности
агропрофилированных общеобразовательных организаций, а также организации
летнего труда и отдыха детей в период сезонных сельскохозяйственных работ; 4) совершенствование уровня профессиональной
подготовки студентов профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования путем организации деятельности: учебно-производственных площадок на базе
сельскохозяйственных товаропроизводителей; молодежных строительных отрядов для производственных
нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей; 5) профессиональная ориентация отдельных категорий
населения Республики Саха (Якутия) в части поддержки создания собственного дела
многодетными, приемными и молодыми семьями, безработными гражданами в качестве
начинающих фермеров. 2. Кадровое обеспечение сельского хозяйства
осуществляется в рамках мероприятий государственных программ Республики Саха
(Якутия) в области общего и профессионального образования, развития
предпринимательства, социальной поддержки граждан, семейной, демографической и
молодежной политики, содействия занятости населения, развития сельского
хозяйства, а также иных документов стратегического планирования Республики Саха
(Якутия). Статья 17. Информационное и консультационное обеспечение в сельском хозяйстве 1. Информационное и консультационное обеспечение в
сельском хозяйстве осуществляется по следующим основным направлениям: 1) организация деятельности сельскохозяйственных
консультантов с функциями технологического сопровождения ведения
сельскохозяйственного производства в соответствии с системой ведения сельского
хозяйства в Республике Саха (Якутия); 2) повышение уровня правовых и экономических знаний
субъектов деятельности в сельском хозяйстве; 3) информационная поддержка субъектов деятельности в
сельском хозяйстве в средствах массовой информации; 4) создание и ведение единой системы информационно-аналитического
обеспечения сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) во взаимодействии с
другими государственными информационными системами Республики Саха (Якутия); 5) геоинформационное сопровождение системы ведения
сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) и схемы размещения
производственных объектов сельского хозяйства Республики Саха (Якутия); 6) информационное и техническое обеспечение субъектов
деятельности в сельском хозяйстве. 2. Информационное и консультационное обеспечение в
сельском хозяйстве осуществляется государственным учреждением Республики Саха
(Якутия) в области информационного и консультационного обеспечения в сельском
хозяйстве. 3. Государственное задание в отношении
государственного учреждения Республики Саха (Якутия) в области информационного
и консультационного обеспечения в сельском хозяйстве устанавливается главным
распорядителем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и (или)
учредителем указанного государственного учреждения. Статья 18. Участие некоммерческих организаций в развитии сельского хозяйства 1. Интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей
представляют следующие некоммерческие организации: 1) профессиональные союзы работников сельского
хозяйства; 2) саморегулируемые организации, объединяющие субъекты
предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве; 3) ассоциации (союзы), осуществляющие представление и
защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, родовых,
родоплеменных кочевых общин коренных малочисленных народов Севера. 2. Некоммерческие организации, указанные в части 1
настоящей статьи, имеют право: 1) осуществлять мониторинг выполнения условий
соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов
Республики Саха (Якутия) и республиканскими объединениями работодателей о
минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия); 2) осуществлять мониторинг оформления трудовых
отношений с наемными работниками сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) осуществлять общественный земельный контроль; 4) осуществлять общественный контроль за оказанием
государственной поддержки; 5) проводить общественное обсуждение проектов
нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий
государственной программы Республики Саха (Якутия) в области развития сельского
хозяйства; 6) принимать участие в работе общественных советов
исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченного исполнительного органа
государственной власти Республики Саха (Якутия), общественных советов
органов местного самоуправления; 7) принимать участие в аттестации работников сельского
хозяйства по отдельным профессиям и специальностям; 8) принимать участие в разработке проектов нормативных
правовых актов Республики Саха (Якутия) в области развития сельского хозяйства и
документов стратегического планирования Республики Саха (Якутия) на основании
соглашений с исполнительными органами государственной власти Республики Саха
(Якутия); 9) осуществлять иную деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). Статья 19. Создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах 1. В целях эффективного использования и охраны земель
сельскохозяйственного назначения, перераспределения земель для
сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и
расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства,
огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель
сельскохозяйственного назначения Правительством Республики Саха (Якутия),
муниципальными образованиями создаются фонды перераспределения земель
сельскохозяйственного назначения (далее – фонды). 2. Фонды формируются за счет земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения в случае: 1) купли-продажи земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения; 2) добровольного отказа пользователя от права на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; 3) принудительного изъятия земельного участка из
земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в соответствии с
законодательством Российской Федерации; 4) принудительного прекращения права постоянного
(бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права
безвозмездного пользования, права аренды земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством Российской
Федерации. 3. В фонды не включаются земельные участки, на которые
право собственности Республики Саха (Якутия) или муниципальных образований
возникло при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд. 4. Предоставление гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения из фондов
осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом Республики Саха
(Якутия). 5. Муниципальные образования имеют право
предусматривать ассигнования в местных бюджетах для выкупа земельных участков и
формирования фондов. 6. В целях сохранения особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий Правительством Республики Саха (Якутия) в
соответствии с законодательством Российской Федерации ведется перечень особо
ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для
других целей не допускается. 7. Основными параметрами муниципальных заданий
учреждений по муниципальному земельному учету и контролю являются: 1) организация деятельности специалистов в области
земельных отношений в поселениях; 2) организация учета и анализа использования земель
сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного
использования в населенных пунктах; 3) обеспечение доступности информации об использовании
земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон
сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в границах
муниципального образования для сельскохозяйственных товаропроизводителей
соответствующего муниципального образования; 4) инвентаризация сельскохозяйственных угодий (полевые
работы); 5) проведение кадастровых работ на земельных участках
сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций и крестьянских
(фермерских) хозяйств, родовых, родоплеменных кочевых общин коренных
малочисленных народов Севера; 6) оказание содействия сельскохозяйственным
товаропроизводителям в оформлении прав на земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения; 7) оказание содействия оленеводческим и коневодческим
хозяйствам в оформлении прав на земельные участки; 8) организация мониторинга признаков неиспользования
земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного
производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным
производством деятельности, устанавливаемых Правительством Российской
Федерации. 8. Государственный земельный надзор и общественный
земельный контроль в части земель сельскохозяйственного назначения и земель в
составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах осуществляются
в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом
Республики Саха (Якутия). Статья 20. Развитие сельских территорий 1. На создание условий для эффективного и устойчивого
развития сельского хозяйства направлены следующие мероприятия по развитию
сельских территорий: 1) улучшение транспортной доступности сельских
населенных пунктов, производственных объектов сельского хозяйства,
сельскохозяйственных угодий; 2) электрификация производственных объектов сельского
хозяйства, в том числе удаленных от
населенных пунктов; 3) водо-, газоснабжение сельских населенных пунктов,
производственных объектов сельского хозяйства; 4) повышение уровня инженерной инфраструктуры и благоустройства
жилых домов, производственных и социальных объектов в сельских населенных
пунктах; 5) улучшение жилищных условий работников сельского
хозяйства и социальной сферы в сельской местности. 2. Государственная поддержка развития сельских
территорий осуществляется в рамках реализации мероприятий отдельных государственных
программ Республики Саха (Якутия). Статья 21. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Саха (Якутия) Со дня вступления в силу настоящего Закона признать
утратившими силу: 1) часть 2 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 июня
2000 года З № 207-II «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике
Саха (Якутия)»; 2) Закон Республики Саха (Якутия) от 11
декабря 2002 года 89-З № 507-II «О государственном регулировании
агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)»; 3) Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня
2004 года 146-З № 299-III «О внесении изменения и дополнений в Закон
Республики Саха (Якутия) «О государственном регулировании
агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)»; 4) Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля
2006 года 364-З № 743-III «О государственной поддержке крестьянских
(фермерских) хозяйств в Республике Саха (Якутия)»; 5) Закон Республики Саха (Якутия) от 11
октября 2006 года 381-З № 775-III «О поддержке сельскохозяйственных
кооперативов в Республике Саха (Якутия)»; 6) Закон Республики Саха (Якутия) от 23
апреля 2009 года 675-З № 241-IV «О внесении изменений в Закон
Республики Саха (Якутия) «О государственном регулировании агропромышленного
производства в Республике Саха (Якутия)»; 7) Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня
2009 года 710-З № 287-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха
(Якутия) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Саха
(Якутия)»; 8) Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая
2010 года 831-З № 553-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха
(Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха
(Якутия)». Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Глава
Республики Саха (Якутия) Е.БОРИСОВ г.Якутск,
26 апреля 2016 года 1619- З № 791-V Информация по документу« Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 № 1620-З № 793-VЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|