Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 13.10.2009 № 387

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ                   

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

        13.10.2009                                      N 387         

                               г. Чита                                
                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Правительства Забайкальского края
                                         от 29.12.2011 г. N 520
Об утверждении краевой долгосрочной
целевой программы "Переселение
граждан из ветхого и аварийного
жилья в зоне Байкало-Амурской
магистрали на территории
Забайкальского края (2011-2015 годы)"

     (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края
                       от 27.07.2011 г. N 271)

     В  соответствии  со  статьей  44  Устава  Забайкальского  края  и
Порядком  принятия  решений  о  разработке,  формирования и реализации
краевых долгосрочных  целевых  программ,  утвержденным  постановлением
Губернатора  Забайкальского  края  от 17 июля 2008 года N 148, в целях
улучшения   жилищных   условий    граждан,    проживающих    в    зоне
Байкало-Амурской   магистрали  на  территории  Забайкальского  края  в
жилищном фонде, признанном непригодным для  проживания,  Правительство
Забайкальского края

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную  целевую  программу
"Переселение   граждан   из   ветхого   и   аварийного  жилья  в  зоне
Байкало-Амурской  магистрали   на   территории   Забайкальского   края
(2011-2015 годы)".
     2. Рекомендовать администрации муниципального  района  "Каларский
район" разработать аналогичную муниципальную целевую программу.

     И.о. Губернатора Забайкальского края          Г. Чупин


                                             УТВЕРЖДЕНА               
                                    постановлением Правительства      
                                         Забайкальского края          
                                     13 октября 2009 года N 387       

                КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА                
      "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне       
    Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края     
                          (2011-2015 годы)"                           

     (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края
                       от 27.07.2011 г. N 271)

                               ПАСПОРТ                                
краевой долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из ветхого
 и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории  
                Забайкальского края (2011-2015 годы)"                 
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Наименование программы           |Краевая долгосрочная целевая программа          |
|                                 |"Переселение граждан из ветхого и аварийного    |
|                                 |жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на     |
|                                 |территории Забайкальского края (2011-2015 годы)"|
|                                 |(далее - программа).                            |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Дата принятия решения о          |Распоряжение Правительства Забайкальского края  |
|разработке программы             |от 12 мая 2009 года N 277-р "О целесообразности |
|                                 |разработки краевой долгосрочной целевой         |
|                                 |программы "Переселение граждан из ветхого и     |
|                                 |аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской        |
|                                 |магистрали на территории Забайкальского края    |
|                                 |(2011-2015 годы)".                              |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Дата утверждения программы       |Постановление Правительства Забайкальского края |
|                                 |"Об утверждении краевой долгосрочной целевой    |
|                                 |программы "Переселение граждан из ветхого и     |
|                                 |аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской        |
|                                 |магистрали на территории Забайкальского края    |
|                                 |(2011-2015 годы)"  от 13 октября 2009 года      |
|                                 |N 387.                                          |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Государственный заказчик         |Министерство территориального развития          |
|программы                        |Забайкальского края.                            |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Основной  разработчик программы  |Министерство территориального развития          |
|                                 |Забайкальского края.                            |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Цель и задачи программы          |Цель:                                           |
|                                 |улучшение жилищных условий граждан, проживающих |
|                                 |в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ)|
|                                 |на территории Забайкальского края в жилищном    |
|                                 |фонде, признанном непригодным для проживания, с |
|                                 |ликвидацией существующего ветхого и аварийного  |
|                                 |жилищного фонда после переселения граждан.      |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|                                 |Задачи:                                         |
|                                 |улучшение жилищных условий для граждан,         |
|                                 |проживающих в жилищном фонде, признанном ветхим |
|                                 |или непригодным для проживания в соответствии с |
|                                 |установленными стандартами;                     |
|                                 |обеспечение жильем на условиях договора         |
|                                 |социального найма граждан с низким уровнем      |
|                                 |доходов, проживающих в государственном или      |
|                                 |муниципальном жилищном фонде, признанном        |
|                                 |непригодным для проживания;                     |
|                                 |увеличение объемов жилищного строительства за   |
|                                 |счет использования освободившихся земельных     |
|                                 |участков под строительство нового жилья;        |
|                                 |исполнение полномочий исполнительных органов    |
|                                 |государственной власти Забайкальского края по   |
|                                 |реализации права на улучшение жилищных условий  |
|                                 |граждан, проживающих в жилых домах, признанных  |
|                                 |непригодными для проживания.                    |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Важнейшие целевые индикаторы     |Площадь ликвидированного жилья - 61257,8        |
|программы                        |квадратных метров;                              |
|                                 |количество переселенных семей/человек -         |
|                                 |1062/2706;                                      |
|                                 |площадь жилья, предоставленного для переселения |
|                                 |- 57303 квадратных метров.                      |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Сроки и этапы реализации         |2011-2015 годы.                                 |
|программы                        |Программа реализуется в один этап.              |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Потребность в финансировании     |Потребность в финансировании мероприятий        |
|программы                        |программы за счет средств краевого бюджета      |
|                                 |составляет 98626,17 тыс. рублей, в том числе по |
|                                 |годам:                                          |
|                                 |2011 год - 37220,0  тыс. рублей;                |
|                                 |2012 год - 13234,78 тыс. рублей;                |
|                                 |2013 год - 14598,60 тыс. рублей;                |
|                                 |2014 год - 16026,97 тыс. рублей;                |
|                                 |2015 год - 17545,82 тыс. рублей.                |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Основные ожидаемые конечные      |Обеспечение граждан, проживающих в ветхом и     |
|результаты реализации            |аварийном жилищном фонде в зоне БАМа на         |
|программы                        |территории Забайкальского края, благоустроенными|
|                                 |жилыми помещениями;                             |
|                                 |полная ликвидация к 2015 году ветхого и         |
|                                 |аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на       |
|                                 |территории Забайкальского края и удовлетворение |
|                                 |потребности в жилых помещениях 1062 семей (2706 |
|                                 |человек), состоящих на учете в муниципальных    |
|                                 |образованиях.                                   |
|                                 |Реализация программы позволит:                  |
|                                 |создать благоприятные условия для ежегодного    |
|                                 |наращивания объемов нового жилищного            |
|                                 |строительства на территории муниципальных       |
|                                 |образований края, что будет способствовать      |
|                                 |развитию строительной отрасли;                  |
|                                 |увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты |
|                                 |всех уровней.                                   |
|                                 |повысить комфортность и безопасность проживания |
|                                 |в жилище для граждан, проживающих в жилищном    |
|                                 |фонде, признанном ветхим или непригодным для    |
|                                 |проживания, в соответствии с установленными     |
|                                 |стандартами;                                    |
|                                 |обеспечить жильем на условиях договора          |
|                                 |социального найма граждан с низким уровнем      |
|                                 |доходов, проживающих в государственном или      |
|                                 |муниципальном жилищном фонде, признанном        |
|                                 |непригодным для проживания;                     |
|                                 |снизить социальную напряженность в обществе;    |
|                                 |создать дополнительные рабочие места;           |
|                                 |улучшить демографическую ситуацию в крае;       |
|                                 |улучшить состояние здоровья населения.          |
|                                 |Реализация программы будет способствовать       |
|                                 |улучшению экологической обстановки в результате |
|                                 |проведения мероприятий по рекультивации и       |
|                                 |благоустройству территорий, на которых будет    |
|                                 |осуществлен снос и ликвидация ветхого и         |
|                                 |аварийного жилищного фонда.                     |
|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
     (В   редакции  Постановления  Правительства  Забайкальского  края
от 27.07.2011 г. N 271)
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости  ее решения 
                         программным методом                          

     Переселение граждан из ветхого и  аварийного  жилищного  фонда  в
зоне  БАМа  является  одной из острых проблем для Забайкальского края.
Формирование  существующего  в  настоящее  время   фонда   ветхого   и
аварийного жилья обусловлено следующими причинами.
     Во-первых, существовавшая  в  годы  строительства  БАМа  жилищная
проблема  решалась  путем  возведения временных поселков контейнерного
типа со сборно-щитовыми домами, утепленными  минераловатными  плитами,
которые  предназначались для строителей, работников геологоразведочных
и      изыскательских      экспедиций,       осуществлявших       свою
финансово-хозяйственную  деятельность  в зоне БАМа. Первые капитальные
дома здесь начали появляться только с 1976 года, а  временные  поселки
существуют  до  сих  пор,  хотя, согласно документации, рассчитаны они
были всего  на  несколько  лет  -  на  период  строительства  БАМа.  В
последнее время продолжает возрастать доля жилья с износом более 70 %.
Неотложному  ремонту   подлежит   около   14,77 тыс. квадратных метров
жилья. Пятиэтажные жилые здания первых массовых серий 1-335АС, 1-306С,
эксплуатируемые  в  течение  25-40   лет,   в   настоящее   время   не
соответствуют    требованиям,    предъявляемым   к   теплозащитным   и
сейсмобезопасным характеристикам зданий.
     Прекращение финансирования строительства в зоне  БАМа  привело  к
тому,   что   объемы   постоянного   жилого  фонда,  построенного  для
обслуживания железной дороги и социальной инфраструктуры поселков,  не
позволили  разместить  строителей, оставшихся после остановки работ на
магистрали. Поэтому они вынуждены проживать в жилых  домах  временного
типа,  срок  амортизации  которых  давно  истек.  В таких домах сложно
поддерживать  нормальный  температурный  режим  даже  при  температуре
теплоносителя 95 градусов. Жильцы компенсируют теплопотери через стены
установкой электрических нагревательных приборов,  в  результате  чего
подводящие  электрические провода и кабели не выдерживают нагрузки. За
три последних года в этой зоне уничтожен пожарами  ветхий  жилой  фонд
площадью   3385  квадратных  метров.  Основная  причина  возгорания  -
перегрузка электрической сети и неисправная  электропроводка  в  жилых
домах временного типа.
     В Забайкальском крае БАМ проходит  по  территории  муниципального
района   "Каларский  район".  Характеристика  социально-экономического
положения муниципального района "Каларский район" и  входящих  в  него
поселений приведена в приложении к настоящей программе.
     Жилищный  фонд  района  по  состоянию  на  01  января  2009  года
составляет    221,6 тыс. квадратных метров.    В    настоящее    время
значительная часть жилищного фонда  муниципального  района  "Каларский
район"  не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но
и по своим качественным характеристикам.
     Согласно данным районной статистики, площадь аварийного и ветхого
жилищного  фонда составляет 42,224 тыс. квадратных метров, в том числе
аварийного  -  14,777 тыс. квадратных метров.  Износ   ветхого   жилья
составляет более 70 %. Вследствие аварийного состояния часть жилищного
фонда была списана и разобрана. Граждане, переселенные  из  аварийного
и  сгоревшего  жилья, проживают в приспособленных для жилья помещениях
(здание бывшей поликлиники  и  другие,  построенные  также  по  титулу
временных  зданий  и  сооружений  в  период  строительства  БАМа).  Во
временном ветхом жилье  проживает  1088  семей,  которые  нуждаются  в
улучшении жилищных условий.
     При  этом  согласно  актам  обследования  помещений,  проведенным
межведомственными  комиссиями  района  и  поселений  в  соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от  28  января  2006
года  N 47  "Об  утверждении  Положения  о  признании  помещения жилым
помещением,   жилого   помещения   непригодным   для   проживания    и
многоквартирного  дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
и  другими  действующими  нормативными  правовыми  актами,   суммарная
площадь  жилищного  фонда  муниципального  района  "Каларский  район",
техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания,
составляет   61,258 тыс. квадратных метров,   или   27,6 %   от  всего
жилищного фонда района. Данные обследования в целом  по  району  и  по
поселениям приведены в таблице 1.
                                                             Таблица 1
 Жилищный фонд муниципального района "Каларский район", отнесенный к  
 категории ветхого и аварийного на основании действующих нормативных  
правовых актов и актов обследования межведомственных комиссий района и
                              поселений                               
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|N     |Наименование поселения|Площадь,     |Количество    |Количество    |Количество    |
|п/п   |                      |кв. м        |человек       |семей         |домов         |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|1     |Городское поселение   |37094,4      |1629          |672           |306           |
|      |"Новочарское", в том  |             |              |              |              |
|      |числе:                |             |              |              |              |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |поселок Новая Чара    |31832,3      |1436          |560           |211           |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |село Удокан           |5262,1       |193           |112           |95            |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|2     |Сельское поселение    |9144         |283           |125           |87            |
|      |"Куандинское",  в том |             |              |              |              |
|      |числе:                |             |              |              |              |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |село Куанда           |7148         |209           |97            |59            |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |село Неляты           |1996         |74            |28            |28            |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|3     |Сельское поселение    |8453,4       |504           |189           |88            |
|      |"Чарское", в том      |             |              |              |              |
|      |числе:                |             |              |              |              |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |село Чара             |7400,4       |436           |166           |68            |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |село Кюсть-Кемда      |1053         |68            |23            |20            |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|4     |Сельское поселение    |2999         |111           |48            |11            |
|      |"Икабьинское"         |             |              |              |              |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|5     |Сельское поселение    |2510         |173           |54            |54            |
|      |"Чапо-Ологское"       |             |              |              |              |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|6     |Село Средний Калар    |1057         |84            |-             |24            |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|      |ВСЕГО по              |61257,8      |2784          |1088          |570           |
|      |муниципальному району |             |              |              |              |
|——————|——————————————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
     Разница  между  статистическими  данными  и  фактическим  объемом
ветхого  и  аварийного  жилищного  фонда  обусловлена  тем,  что из-за
высокой  дотационности  бюджетов  муниципального  района  и  поселений
отсутствует  возможность  создания  резервного  фонда  для обеспечения
жильем граждан, проживающих в ветхом и  аварийном  жилищном  фонде,  в
соответствии  с  действующим  законодательством. Поэтому часть актов о
признании  жилищного  фонда  ветхим  и   аварийным   опротестовывается
органами прокуратуры.
     Ветхий   и   аварийный   жилищный   фонд    населенных    пунктов
характеризуется   наличием  деревянных  домов  постройки  1930-1980  и
1980-1990 годов со 100-процентным  износом,  дальнейшее  проживание  в
которых  практически  невозможно  ни  по  санитарным, ни по социальным
нормам. В таком фонде проживает около 2,8 тыс. человек (29 % населения
муниципального  района  "Каларский район"). Процесс пополнения ветхого
и  аварийного  жилищного  фонда  идет  стремительно.  Ежегодно  в  эту
категорию переходит порядка 16,5 тыс. квадратных метров жилья. В целом
в населенных пунктах  района  насчитывается  570  аварийных  и  ветхих
жилых  домов.  Ликвидируются  в  настоящее  время только дома, которые
уничтожены пожарами.
     Во-вторых,  в   городском   поселении   "Новочарское",   сельском
поселении  "Куандинское"  имеется большое число капитальных деревянных
домов,  эксплуатирующихся  с  первых   дней   строительства   БАМа   и
находящихся  в  аварийном  состоянии, что свидетельствует о том, что в
вопросах проектирования, строительства и  особенно  эксплуатации  этих
строений  были  допущены серьезные просчеты. На это повлияли следующие
факторы:
     строительство  жилищного  фонда  на  территориях,  подвергающихся
сезонному  затоплению  мерзлотными  и  грунтовыми водами и паводковыми
разливами реки Чара;
     нарушение    правил     эксплуатации     объектов,     непринятие
эксплуатационными    службами    оперативных    мер    по   устранению
многочисленных  утечек  в  системах   водоснабжения,   канализации   и
теплоснабжения;
     отсутствие системы ливневой канализации в населенных пунктах;
     применение некачественных строительных материалов.
     Совокупность указанных обстоятельств привела к тому,  что  грунты
оснований    фундаментов    обводнены    и    затоплены,    происходит
неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это,  в  конечном  итоге,
привело   к   неравномерным   просадкам   грунтов,  вызывая  появление
недопустимых  трещин,  подтопление  и   гниение   цоколей   деревянных
строений.
     В-третьих, из отдельных населенных пунктов муниципального  района
"Каларский  район"  требуется  полное  переселение  жителей. Так, село
Средний  Калар  (межселенная  территория)  и  село  Неляты   (сельское
поселение   "Куандинское")   относятся   к   разряду   неперспективных
населенных  пунктов  из-за   отсутствия   основного   производства   и
перспективы  создания  новых  рабочих  мест.  Весь  жилищный фонд этих
населенных пунктов отнесен к категории ветхого и аварийного жилья.
     Частично проблема  переселения  и  обеспечения  жильем  населения
северных   территорий   решается   в  рамках  действующих  подпрограмм
"Выполнение  государственных  обязательств   по   обеспечению   жильем
категорий  граждан,  установленных  федеральным  законодательством"  и
"Обеспечение  жильем  молодых  семей"  федеральной  целевой  программы
"Жилище"  на  2002-2010  годы,  в соответствии с которой на территории
Забайкальского края  разработаны  региональные  целевые  программы.  В
соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера  и
приравненных  к  ним местностей" часть граждан, проживающих в ветхом и
аварийном фонде в зоне БАМа, имеет право на получение субсидии. Однако
это  не решает проблемы комплексного переселения граждан из зоны БАМа.
Лимиты,  выделяемые  из  средств  федерального   бюджета   на   данное
направление,   не   могут  в  ближайшей  перспективе  обеспечить  всех
очередников социальными выплатами. Время ожидания граждан,  включенных
в  сводные  списки на получение государственных жилищных сертификатов,
будет с каждым годом увеличиваться,  и  при  существующей  очередности
реализация  подпрограммы  "Выполнение  государственных обязательств по
обеспечению  жильем  категорий  граждан,   установленных   федеральным
законодательством"  закончится  ориентировочно  через  100  лет. Кроме
того, согласно нормам федерального законодательства в  первую  очередь
сертификатами обеспечиваются граждане из категории "инвалиды", затем -
"пенсионеры", "безработные" и  "работающие".  В  связи  с  этим  сотни
граждан,  стоящих  в  очереди  на получение сертификата, фактически не
имеют возможности его получить.
     Данные о количестве участников федеральных и региональных целевых
программ  по  улучшению  жилищных  условий,  а  также граждан, имеющих
право на получение жилищных  субсидий  в  соответствии  с  федеральным
законодательством,  по  поселениям  и в целом по муниципальному району
приведены в таблице 2.
                                                             Таблица 2
Количество семей муниципального района "Каларский район", проживающих 
  в ветхом и аварийном жилье и являющихся участниками федеральных и   
     региональных целевых программ по улучшению жилищных условий      
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|N     |Наименование поселения             |Подпрограмма         |Реализация           |
|п/п   |                                   |"Обеспечение жильем  |Федерального закона  |
|      |                                   |молодых семей",      |"О жилищных субсидиях|
|      |                                   |семей/человек        |гражданам,           |
|      |                                   |                     |выезжающим из районов|
|      |                                   |                     |Крайнего Севера и    |
|      |                                   |                     |приравненных к ним   |
|      |                                   |                     |местностей",         |
|      |                                   |                     |семей/человек        |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|

|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|1     |Городское поселение "Новочарское"  |17/51                |167/549              |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|2     |Сельское поселение "Чарское"       |2/5                  |46/125               |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|3     |Сельское поселение "Икабьинское"   |-                    |12/47                |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|4     |Сельское поселение "Чапо-Ологское" |-                    |-                    |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|5     |Сельское поселение "Куандинское"   |2/7                  |22/70                |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|
|      |Всего по муниципальному району     |21/63                |247/791              |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————|—————————————————————|

|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
|      |Всего по муниципальному району     |1088/2784                                |
|      |нуждающихся в переселении из       |                                         |
|      |ветхого и аварийного жилья         |                                         |
|——————|———————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————|
     Имеющийся в муниципальном районе "Каларский район" жилищный фонд,
соответствующий  всем  требованиям,  невелик, поэтому приобрести жилье
на вторичном  рынке  не  представляется  возможным.  Решение  проблемы
ветхого  и  аварийного  жилищного  фонда  в  населенных пунктах района
осложняется еще и тем, что за последние двадцать лет резко сократились
объемы  строительства  нового  жилья  и  его  капитального  ремонта. С
учетом сейсмики 9 баллов, крайне сложной схемы  доставки  строительных
материалов,  практически полного отсутствия строительных предприятий и
баз  стоимость  строительства  1  квадратного  метра  жилья  в  районе
составляет около 32,0 тысяч рублей.
     Территории, прилегающие к БАМу, имеют стратегическое значение для
социально-экономического   развития   Забайкальского  края.  Стоимость
минерального сырья в недрах Забайкальского участка зоны БАМа превышает
120 млрд долларов.  В  настоящее  время  на  территории Забайкальского
края в районе БАМа выявлены и в различной степени  оценены  крупные  и
уникальные  по  запасам  месторождения  каменного  угля, железных руд,
меди,  редких  металлов,  апатитовых  руд  и  калийных  солей,  других
полезных  ископаемых,  промышленное освоение которых имеет значение не
только для загрузки железнодорожной магистрали, но и  для  обеспечения
развития  базовых  отраслей  экономики  России  в  целом. Вовлечение в
эксплуатацию месторождений зоны  БАМа  будет  способствовать  развитию
промышленного  производства  в  Забайкальском  крае,  решению проблемы
занятости и повышения жизненного уровня населения.
     Населенные пункты притрассовой зоны края могут  стать  стартовыми
точками  для  промышленного  освоения  территорий. Проблему реализации
инвестиционных проектов по освоению территории невозможно  решить  без
использования  кадрового  потенциала  из  числа постоянно проживающего
населения и привлечения  квалифицированных  трудовых  ресурсов  в  эту
зону.  Однако  из-за  отсутствия  достойных  условий  для проживания в
настоящее время наблюдается демографический отток с территории. Причем
уезжают в главным образом квалифицированные специалисты.
     В связи  с  суровыми  климатическими  условиями,  низким  уровнем
оснащенности   объектами   инфраструктуры  именно  достойные  жилищные
условия являются  самым  веским  аргументом  при  принятии  решения  о
переселении.   Обеспечение  северной  зоны  реализации  инвестиционных
проектов  трудовыми  ресурсами  невозможно  без  создания   нормальных
жилищных условий для граждан.
     На федеральном уровне развитию территории,  прилегающей  к  БАМу,
уделяется   большой   внимание.   С  учетом  стратегического  значения
прилегающей  к  зоне  БАМа  территории  Забайкальского  края,   затрат
регионального  бюджета,  понесенных  за последние 10 лет на содержание
поселков в этой зоне и частичное решение проблемы переселения, а также
высокой  степени  дотационности  краевого  бюджета,  в  соответствии с
Перечнем поручений Президента Российской Федерации по  итогам  рабочей
поездки  в  Забайкальский  край  от 19 февраля 2009 года и от 08 марта
2009  года  N Пр-538  проблема  переселения  граждан  из   ветхого   и
аварийного  жилья  в  зоне  БАМа  на территории Забайкальского края на
федеральном  уровне  будет  решаться  в  2011-2015   годы   в   рамках
федеральной   целевой  программы  "Жилище"  на  2002-2010  годы,  срок
реализации которой решено продлить до 2015 года.
     В  соответствии  с  механизмом  реализации  федеральной   целевой
программы   и  положениями  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
средства федерального бюджета на реализацию мероприятий  программы  на
территориях  субъектов  Российской Федерации будут направляться в виде
субсидий на реализацию аналогичных региональных  долгосрочных  целевых
программ, в которых определена общая потребность в финансовых ресурсах
для строительства жилья и ликвидации ветхого  и  аварийного  жилищного
фонда.
     Данный  факт   также   обусловливает   необходимость   применения
программного  метода  и  расчета  общей  потребности  в  ресурсах  для
строительства жилья и ликвидации ветхого и аварийного жилищного  фонда
в  зоне БАМа (расчет приведен в таблице 3).
                                                             Таблица 3
  Расчет потребности в финансовых ресурсах для строительства жилья и  
     ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа      
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|N      |Наименование показателя                                       |Всего        |
|п/п    |                                                              |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|1      |Объем жилищного фонда, признанного в установленном порядке    |61257,80     |
|       |ветхим и аварийным на 01 января 2009 года, кв. м              |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|2      |Количество семей (граждан), проживающих в ветхом и аварийном  |1088/2784    |
|       |жилищном фонде, ед/чел.                                       |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|3      |Потребность в строительстве жилых помещений для переселения   |1088/58752   |
|       |граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (в   |             |
|       |соответствии с законодательством), ед./кв. м                  |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|       |с  учетом ввода жилой площади в 2009-2010 годы (1449 кв. м),  |1062/57303   |
|       |ед./кв. м                                                     |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|4      |Стоимость строительства 1 кв. м по состоянию на 01 января 2009|32000,00     |
|       |года                                                          |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|5      |Потребность в финансировании на реализацию мероприятий по     |2155262,42   |
|       |переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (с|             |
|       |учетом затрат на обеспечение инженерной инфраструктурой и     |             |
|       |ликвидацию ветхого и аварийного фонда), тыс. руб.             |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|6      |Переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного         |1062/57303   |
|       |жилищного фонда, семей/кв. м, всего                           |             |
|       |в том числе:                                                  |             |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|       |в 2011 году                                                   |212/11460    |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|       |в 2012 году                                                   |212/11460    |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|       |в 2013 году                                                   |212/11461    |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|       |в 2014 году                                                   |213/11461    |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|
|       |в 2015 году                                                   |213/11461    |
|———————|——————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————|

     Общая потребность в финансировании на реализацию  мероприятий  по
строительству  жилья и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда
в зоне БАМа составляет 2155262,42 тысяч рублей, в том  числе  за  счет
средств   федерального  бюджета  -  2056636,25 тысяч рублей,  за  счет
средств бюджета Забайкальского края -  98626,17 тысяч рублей  (таблица
4).
                                                             Таблица 4
|—————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|                     |Всего       |2011 год   |2012 год   |2013 год   |2014 год   |2015 год   |
|—————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|Федеральный бюджет   |2056636,25  |353440,00  |381715,20  |409952,72  |439926,80  |471601,53  |
|—————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|Бюджет Забайкальского|98626,17    |37220,0    |13234,78   |14598,60   |16026,97   |17545,82   |
|края                 |            |           |           |           |           |           |
|—————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|Общая потребность в  |2155262,42  |390660,0   |394949,98  |424551,32  |455953,77  |489147,35  |
|финансировании       |            |           |           |           |           |           |
|—————————————————————|————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
     (В   редакции  Постановления  Правительства  Забайкальского  края
от 27.07.2011 г. N 271)
      Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы      

     Целью программы  является  улучшение  жилищных  условий  граждан,
проживающих  в  зоне БАМа на территории Забайкальского края в жилищном
фонде,  признанном   непригодным   для   проживания,   с   ликвидацией
существующего  ветхого  и аварийного жилищного фонда после переселения
граждан.
     Исходя из цели программы определены следующие задачи:
     улучшение жилищных условий для граждан,  проживающих  в  жилищном
фонде, признанном ветхим или непригодным для проживания в соответствии
с установленными стандартами;
     обеспечение жильем на условиях договора социального найма граждан
с   низким   уровнем   доходов,   проживающих  в  государственном  или
муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
     увеличение объемов жилищного строительства за счет  использования
освободившихся земельных участков под строительство нового жилья;
     исполнение  полномочий  исполнительных  органов   государственной
власти  Забайкальского  края по реализации права на улучшение жилищных
условий граждан, проживающих в жилых  домах,  признанных  непригодными
для проживания.
     Указанные  задачи  отвечают  государственной  системе  достижения
целей   в  сфере  обеспечения  нормальных  условий  для  безопасной  и
комфортной жизнедеятельности.
     Срок реализации программы - 2011-2015 годы. Программа реализуется
в один этап.
     Решение задач программы будет обеспечено  за  счет  осуществления
комплекса программных мероприятий, включающего:
     1)  корректировку  реестров  ветхих  и  аварийных   жилых   домов
(помещений);
     2) уточнение списков  граждан,  состоящих  на  учете  в  качестве
нуждающихся   в   жилых   помещениях,   предоставляемых  по  договорам
социального  найма  выделение  и  оформление  земельных  участков  под
строительство жилых домов;
     3) установление очередности сноса муниципального жилищного фонда,
признанного непригодным для проживания;
     4) выделение и оформление земельных  участков  под  строительство
жилых домов;
     5)   разработку   и   утверждение   плана   застройки   локальных
микрорайонов;
     6) обеспечение  территорий жилой застройки объектами коммунальной
и инженерной инфраструктуры; (В  редакции  Постановления Правительства
Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     7)  строительство  жилых  помещений  экономкласса,  в  том  числе
завершение ранее начатого строительства; (В   редакции   Постановления
Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     8) приобретение жилых помещений  экономкласса,  в  том  числе  на
вторичном рынке жилья; (В    редакции    Постановления   Правительства
Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     9) снос и  ликвидацию  ветхих  и  аварийных  жилых  домов  (жилых
помещений), рекультивацию и благоустройство территорий; (В    редакции
Постановления         Правительства         Забайкальского        края
от 27.07.2011 г. N 271)
     10)  переселение граждан из ветхих и аварийных жилых домов (жилых
помещений). (Дополнен  -  Постановление  Правительства  Забайкальского
края от 27.07.2011 г. N 271)
     Целевое  финансирование  за   счет   средств   краевого   бюджета
предполагается для мероприятий 6-8.
     Для  контроля  за  ходом   реализации   программных   мероприятий
определены    целевые   индикаторы   и   показатели,   характеризующие
эффективность реализации программы.
|—————————————————|——————————|——————————————————————————————————————————————————————————|
|     Целевые     | Единица  |                        Показатели                        |
|   индикаторы    |измере-ния|                                                          |
|—————————————————|——————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|—————————————————|——————————|———————————|———————————————————————————————————————————————|
|                 |          |всего      |в том числе по годам                           |
|—————————————————|——————————|———————————|———————————————————————————————————————————————|

|—————————————————|——————————|———————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|                 |          |           |2011     |2012     |2013     |2014     |2015      |
|—————————————————|——————————|———————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Площадь          |кв. м     |61257,8    |12251,1  |12251,1  |12251,2  |12252,2  |12252,2   |
|ликвидирован-ного|          |           |         |         |         |         |          |
|жилья            |          |           |         |         |         |         |          |
|—————————————————|——————————|———————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Количество       |семей/    |1062/2706  |212/541  |212/541  |212/541  |213/541  |213/542   |
|переселенных     |человек   |           |         |         |         |         |          |
|—————————————————|——————————|———————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Площадь жилья,   |кв. м     |57303      |11460    |11460    |11461    |11461    |11461     |
|предоставлен-ного|          |           |         |         |         |         |          |
|для переселения  |          |           |         |         |         |         |          |
|—————————————————|——————————|———————————|—————————|—————————|—————————|—————————|——————————|

              Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы               

     Финансирование  мероприятий  программы  осуществляется  за   счет
средств бюджета Забайкальского края и составляет 98626,17 тыс. рублей,
в том числе по годам:
     2011 год - 37220,0 тыс. рублей; (В     редакции     Постановления
Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     2012 год - 13234,78 тыс. рублей; (В     редакции    Постановления
Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     2013 год - 14598,60 тыс. рублей; (В     редакции    Постановления
Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     2014 год - 16026,97 тыс. рублей; (В     редакции    Постановления
Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     2015 год - 17545,82 тыс. рублей. (В     редакции    Постановления
Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 г. N 271)
     Объемы финансирования мероприятий  программы  подлежат  ежегодной
корректировке с учетом возможностей бюджета Забайкальского края.
     Реализация мероприятий программы позволит дополнительно  привлечь
средства  федерального  бюджета,  которые  будут  выделяться  в рамках
федеральной целевой программы "Жилище".
     Средства   бюджета   Забайкальского   края    будут    выделяться
муниципальному  району  "Каларский район" на условиях софинансирования
части мероприятий из местного бюджета. Средства муниципального бюджета
будут  направлены  в  основном  на  мероприятия  по сносу и ликвидации
ветхих и аварийных жилых  домов  (жилых  помещений),  рекультивации  и
благоустройству территорий, потребность в финансировании которых будет
уточняться в процессе реализации мероприятий программы.

               Раздел 4. Механизм реализации программы                

     Государственный заказчик программы осуществляет общее руководство
и  управление  реализацией программы, организацию выполнения отдельных
мероприятий   программы    во    взаимодействии    с    администрацией
муниципального района "Каларский район".
     Государственный заказчик программы обеспечивает подачу  бюджетных
заявок  на  выделение  ассигнований  из  средств  краевого  бюджета на
реализацию мероприятий программы.
     Государственный  заказчик  программы  обеспечивает  своевременное
направление поступающих из краевого бюджета ассигнований на реализацию
программных мероприятий.
     Исполнители мероприятий программы  определяются  в  установленном
законодательством порядке.
     Финансирование  мероприятий  программы  в  муниципальном   районе
"Каларский  район"  из  средств краевого бюджета осуществляется в виде
субсидий местному  бюджету  на  реализацию  аналогичной  муниципальной
целевой программы, реализуемой за счет средств местного бюджета.
     Условия предоставления субсидий:
     наличие соглашения между государственным заказчиком  программы  и
уполномоченным   органом   местного  самоуправления  о  предоставлении
субсидий;
     наличие  утвержденной  в  установленном   порядке   муниципальной
целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья
в зоне БАМа;
     наличие  нормативного  правового  акта   муниципального   района,
подтверждающего   расходное  обязательство  муниципального  района  по
финансированию муниципальной целевой программы по переселение  граждан
из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа из средств местного бюджета.
     Так как на территории Забайкальского края  мероприятия  программы
будут  реализовываться  на  территории  одного  муниципального района,
размер  субсидии  определен  общей   потребностью   в   финансировании
мероприятий программы.
     Контроль за ходом выполнения мероприятий  программы  осуществляют
заместитель    председателя    Правительства    Забайкальского   края,
координирующий  вопросы  инвестиционной   политики,   и   Министерство
территориального развития Забайкальского края.

Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
                              программы                               

     В  соответствии  с  целью  программы   в   качестве   оценки   ее
эффективности  рассматривается  количество  граждан,  переселенных  из
жилищного фонда, признанного аварийным.
     По окончании реализации программы к концу 2015 года  должно  быть
переселено 2706 граждан, проживавших в аварийном жилищном фонде.
     В  результате  реализации   программы   будет   снесено   61257,8
квадратных метров ветхого и аварийного жилищного фонда.
     Реализация программы позволит:
     1) в области экономики:
     создать благоприятные условия для ежегодного наращивания  объемов
нового жилищного строительства на территории муниципальных образований
края, что будет способствовать развитию строительной отрасли;
     увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
     2) в социальной сфере:
     повысить комфортность и  безопасность  проживания  в  жилище  для
граждан,   проживающих   в   жилищном  фонде,  признанном  ветхим  или
непригодным   для   проживания   в   соответствии   с   установленными
стандартами;
     обеспечить жильем на условиях договора социального найма  граждан
с   низким   уровнем   доходов,   проживающих  в  государственном  или
муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
     снизить социальную напряженность в обществе;
     создать дополнительные рабочие места;
     улучшить демографическую ситуацию в крае;
     улучшить состояние здоровья населения.
     Реализация   программы   не   несет   негативных    экологических
последствий; будет способствовать улучшению экологической обстановки в
результате проведения мероприятий по рекультивации  и  благоустройству
территорий,  на  которых будет осуществлен снос и ликвидация ветхого и
аварийного жилищного фонда.


              Раздел 6. Перечень мероприятий программы               

|—————|——————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————————————————————————————————————|
|  N  |     Наименование мероприятия     |  Сроки   |      Потребность в финансовых ресурсах, тыс. рублей      |
| п/п |                                  |реализации|              (в ценах соответствующих лет)               |
|     |                                  |  , годы  |                                                          |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|—————|——————————————————————————————————|——————————|—————————|————————————————————————————————————————————————|
|     |                                  |          |  всего  |              в том числе по годам              |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|—————————|————————————————————————————————————————————————|

|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
|     |                                  |          |            |  2011   |   2012    |  2013   |  2014   |  2015   |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.1 |Корректировка реестров ветхих и   |2011      |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |аварийных жилых домов (помещений) |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.2 |Уточнение списков граждан,        |2011      |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |состоящих на учете в качестве     |          |            |         |           |         |         |         |
|     |нуждающихся в жилых помещениях,   |          |            |         |           |         |         |         |
|     |предоставляемых по договорам      |          |            |         |           |         |         |         |
|     |социального найма                 |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.3 |Установление очередности сноса    |2011      |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |муниципального жилищного фонда,   |          |            |         |           |         |         |         |
|     |признанного непригодным для       |          |            |         |           |         |         |         |
|     |проживания                        |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.4 |Выделение и оформление земельных  |2011-2015 |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |участков под строительство жилых  |          |            |         |           |         |         |         |
|     |домов                             |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.5 |Разработка и утверждение плана    |2011-2012 |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |застройки локальных микрорайонов  |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.6 |Обеспечение территорий жилой      |2012-2013 |16208,66    |-        |4302,72    |3630,52  |3959,18  |4316,24  |
|     |застройки объектами  коммунальной |          |            |         |           |         |         |         |
|     |и инженерной инфраструктуры       |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.7 |Строительство  жилых помещений    |2012-2015 |27525,48    |-        |4971,48    |6714,42  |7503,22  |8336,36  |
|     |экономкласса, в том числе         |          |            |         |           |         |         |         |
|     |завершение ранее начатого         |          |            |         |           |         |         |         |
|     |строительства                     |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.8 |Приобретение жилых помещений      |2011-2015 |54892,03    |37220,00 |3960,58    |4253,66  |4564,57  |4893,22  |
|     |экономкласса, в том числе на      |          |            |         |           |         |         |         |
|     |вторичном рынке жилья             |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
| 6.9 |Снос и ликвидация ветхих и        |2011-2015 |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |аварийных жилых домов (жилых      |          |            |         |           |         |         |         |
|     |помещений),  рекультивация и      |          |            |         |           |         |         |         |
|     |благоустройство территорий        |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
|6.10 |Переселение граждан из ветхих и   |2014-2015 |-           |-        |-          |-        |-        |-        |
|     |аварийных жилых домов (жилых      |          |            |         |           |         |         |         |
|     |помещений)                        |          |            |         |           |         |         |         |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
|     |ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ                |          |98626,17    |37220,00 |13234,78   |14598,60 |16026,97 |17545,82 |
|—————|——————————————————————————————————|——————————|————————————|—————————|———————————|—————————|—————————|—————————|
     (Раздел  в  редакции  Постановления  Правительства Забайкальского
края от 27.07.2011 г. N 271)



                                            ПРИЛОЖЕНИЕ                
                           к краевой долгосрочной целевой программе   
                         "Переселение граждан из ветхого и аварийного 
                         жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на  
                          территории Забайкальского края (2011-2015   
                             годы)", утвержденной постановлением      
                              Правительства Забайкальского края       
                                  13 октября 2009 года N 387          

  Социально-экономическое положение муниципального района "Каларский  
                  район" и входящих в него поселений                  

     Муниципальный  район  "Каларский  район"  находится   на   севере
Забайкальского   края,   площадь   района   равна   56 тыс. квадратных
километров.  На  северо-востоке  район  граничит  с  Республикой  Саха
(Якутия),  на востоке - с Амурской областью, на западе - с Республикой
Бурятия и Иркутской областью.
     Район  образован  в  1929  году,  в  его   состав   входит   пять
муниципальных  образований  -  поселений,  в  том числе одно городское
поселение (городское поселение "Новочарское":  поселок  Новая  Чара  и
село Удокан), четыре сельских поселения (сельское поселение "Чарское":
село Чара и село Кюсть-Кемда; сельское поселение  "Куандинское":  село
Куанда  и  село Неляты; сельское поселение "Икабьинское": село Икабья;
сельское поселение "Чапо-Ологское":  село  Чапо-Олого)  и  межселенная
территория - село Средний Калар.
     Социально-экономическое   развитие   район   получил   во   время
строительства БАМа.
     Район значительно удален от центра Забайкальского края  и  больше
тяготеет   к   административным   пунктам   вдоль   Восточно-Сибирской
железнодорожной  магистрали,  которая   проходит   с   юго-запада   на
северо-восток  по  территории района на протяжении 330 километров и по
которой осуществляется связь с другими регионами России. Расстояние по
железной  дороге  от Чары до Москвы 6160 километров, до Владивостока -
2827 километров. С краевым центром г. Чита  район  связан  авиалинией.
Сообщение выполняется самолетами типа АН-24.
     Согласно  данным  Территориального  органа   Федеральной   службы
государственной   статистики   по   Забайкальскому  краю,  численность
постоянного населения Каларского района в  2008  году  составила  9579
человек,  в том числе численность городского населения - 4365 человек,
сельского - 5214 человек.
     Район обладает достаточными возможностями  развития  экономики  -
природно-ресурсным и трудовым потенциалом.
     По  состоянию  на  01  января  2009  года,  число  организаций  и
структурных   подразделений,   осуществляющих  финансово-хозяйственную
деятельность на территории района, составляет 226  единиц.  Из  общего
числа предприятий, организаций, учреждений 45 единиц (19,9 %) являются
организациями  муниципальной  формы  собственности,  из  которых  5  -
муниципальные   унитарные   предприятия,   остальные   организации   и
учреждения являются объектами  социальной  сферы  и  органов  местного
самоуправления;    49    единиц    (21,7 %)   являются   организациями
государственной  формы  собственности;  13  единиц  (5,7 %)   являются
общественными организациями.
     Численность трудовых  ресурсов  района  в  2008  году  (с  учетом
индивидуальных  предпринимателей  и  наемных  работников, работающих у
индивидуальных предпринимателей) составила 6551человек, или 68,3 %  от
постоянного населения района.
     Численность занятых в экономике района за 2008 год составила 4860
человек,  из  них  в  организациях муниципальной формы собственности -
1360 человек, в организациях  государственной  формы  собственности  -
2265 человек, в частных организациях - 1235 человек. По оценке, в 2009
году численность занятых в экономике уменьшится на 2,2 %.
     Экономика района  представлена  следующими  основными  отраслями:
обрабатывающие  производства (производство хлеба и мучных кондитерских
изделий; издательская и полиграфическая деятельность), производство  и
распределение  газа и воды, железнодорожный транспорт, добыча полезных
ископаемых.
     Муниципальный район "Каларский район"  располагает  значительными
природными   ресурсами.   По   степени   концентрации  и  многообразию
минерально-сырьевых ресурсов район уникален.
     В  районе  расположены  четыре  месторождения   каменных   углей:
Апсатское, Средне-Сакуканское, Читкандинское и Средне-Каларское. Самое
крупное из них, Апсатское,  расположено  в  32  километрах  от  трассы
БАМа.  Угли  месторождения  рассматриваются  как  уникальное сырье для
коксохимической  промышленности.  Запасы   и   ресурсы   месторождения
составляют более 2,5 млрд. тонн.
     Разведаны и готовы к освоению крупные и уникальные  по  масштабам
месторождения    полезных    ископаемых:    Чинейское    месторождение
титаномагнетитовых  ванадийсодержащих  руд  и  медносульфидных  руд  с
металлами  группы  платины, Удоканское месторождение меди, Катугинское
месторождение редких  металлов,  Голевское  месторождение  сынныритов.
Ввод   в   эксплуатацию   только  Удоканского  месторождения  позволит
компенсировать   дотации   из   федерального   бюджета   в   экономику
Забайкальского   края,   решить  вопросы  необходимой  загрузки  БАМа,
обеспечить  значительный  прирост  общего  промышленного  производства
регионов Урала и Сибири.
     Для развития местной строительной индустрии имеются месторождения
строительного  камня,  песка,  песчано-гравийной  смеси,  известняков,
кирпичных глин, пористых базальтов.
     У  большинства  населенных  пунктов   муниципального   района   в
настоящее время отсутствуют перспективы развития.
     Три населенных пункта муниципального района - села Средний Калар,
Неляты  и  Чапо-Олого  - отнесены к селам с ограниченным сроком завоза
грузов.  Села   Средний   Калар   и   Неляты   относятся   к   разряду
неперспективных   населенных   пунктов   из-за   отсутствия  основного
производства и перспективы создания новых рабочих мест, в связи с  чем
требуется решение вопроса по полному переселению из них жителей.
     Мероприятия    по    жизнеобеспечению    этих    сел     являются
высокозатратными   (14-15  млн. рублей  в  год).  Муниципальный  район
"Каларский район", на территории которого расположены села,  не  имеет
собственных средств для их нормального жизнеобеспечения.
     Экономически  целесообразно  переселить  население  этих  сел,  в
зависимости  от  желания жителей и состояния жилищного фонда, в другие
села Каларского района, которые обеспечены необходимой инфраструктурой
и  находятся  от  административного  центра  района  на  более близком
расстоянии.
     Социально-экономическое положение поселений
     Село Средний Калар  -  самое  отдаленное  село  района,  является
межселенной территорией.
     Расстояние до административного центра (с. Чара)  составляет  356
километров.    Круглогодичная   транспортная   схема,   обеспечивающая
сообщение  села  с  административным  центром  и  другими  населенными
пунктами  района,  отсутствует.  Сообщение  с  селом  осуществляется в
течение 2-3 месяцев в году, в период действия зимника (январь - март).
В  данный период времени в село организуется 2-3 каравана машин (вахты
для перевозки населения и  незначительного  объема  быстрозамороженных
продуктов,  грузовые  машины  для доставки продуктов питания и товаров
первой необходимости,  бензовозы  для  доставки  дизельного  топлива).
Природные и географические особенности местности (горный рельеф, часто
встречающиеся по маршруту автозимника наледи и  пустоты)  делают  село
труднодоступным.  Завоз  быстрозамороженных продуктов (овощи, фрукты и
др.) возможен только вертолетом.
     Численность  населения  составляет   94   человека,   численность
населения   трудоспособного   возраста   -   45   человек.   Из  числа
трудоспособного населения  и  пенсионеров  только  22  человека  имеют
постоянную работу. Уровень безработицы среди жителей села высок.
     11 жителей села получают пенсию  по  старости.  Высок  показатель
детской  бедности:  12  детей  получают  пособие  по потере кормильца.
Средний размер пособия составляет 2599,87 рублей в месяц.  Ежемесячное
детское   пособие   получает  18  семей  на  24  ребенка,  из  них  12
матерей-одиночек на 16 детей в размере 312 рублей; размер ежемесячного
пособия на 8 детей составляет 156 рублей на человека.
     В селе отсутствует  централизованное  тепло-  и  энергоснабжение.
Энергоснабжение села осуществляется от дизельной электростанции (далее
- ДЭС).
     Работники ДЭС (из  числа  жителей  села)  не  имеют  специального
образования,  что  негативно  сказывается  на  работе ДЭС. Специалисты
поставщика электроэнергии вынуждены выезжать в село для устранения как
текущих поломок, так и серьезных недостатков в работе ДЭС.
     В учреждениях и жилых домах действует печное отопление.
     В связи с тем, что  на  территории  села  отсутствует  структура,
способная  обеспечить  жителей  села и действующие учреждения дровами,
услуги по заготовке и доставке дров осуществляет  бригада  работников,
которая приезжает из с. Чара.
     В селе отсутствуют  производственные  предприятия  и  перспектива
создания  новых  рабочих  мест.  Отсутствуют  объекты  инфраструктуры,
которые бы позволили ему самостоятельно развиваться.
     Детский  сад,  который  расположен  в  приспособленном  помещении
(бывший  жилой  дом), посещают 13 детей. В течение года детский сад не
обеспечивается фруктами, овощами, мясомолочной  продукцией  в  объемах
согласно   установленным   нормам.   Все   без   исключения  работники
дошкольного учреждения не  имеют  полного  среднего  образования,  что
негативно   сказывается   на  качестве  развития  и  воспитания  детей
дошкольного возраста. В детском саду отсутствует медицинский работник.
Пятьдесят  процентов  детей, посещающих детский сад, отнесены к группе
часто болеющих детей. Кроме того, персонал дошкольного  учреждения  не
имеет возможности пройти ежегодный медицинский осмотр.
     Населенный пункт не имеет на  своей  территории  школы.  Двадцать
один   ребенок   из   села   Средний  Калар  обучается  в  Куандинской
школе-интернате.   Ввиду   высокой   стоимости   авиарейса    доставка
воспитанников осуществляет вертолетом два раза в год: в школу-интернат
к началу учебного года и в  конце  учебного  года  в  село  на  летние
каникулы.  Полноценный  контакт  детей школьного возраста с родителями
возможен  только  во  время  летних  каникул.  Дети,   проживающие   в
школе-интернате, находятся на государственном обеспечении.
     На территории поселения отсутствуют аптечный пункт, баня, объекты
по  предоставлению бытовых услуг (парикмахерская, мастерские по пошиву
и  ремонту  одежды,  ремонту  обуви),  сельский  дом  культуры.  Слабо
развиты социальная и торговая сфера.
     Состояние   медицинской   помощи   в   селе   вызывает    большую
озабоченность.  С  08  августа  2008 года фельдшерско-акушерский пункт
(далее - ФАП) не работает из-за отсутствия  специалиста.  Здание  ФАПа
разграблено  местными  жителями.  Перспектива  найти нового работника,
который бы поехал жить и работать в данное село, отсутствует. Открытие
ФАПа   заново,   его   лицензирование   и  оснащение  требует  больших
материальных затрат, которые у администрации села отсутствуют.
     Медицинская  помощь  жителям   села   оказывается   специалистами
центральной  районной  больницы (далее - ЦРБ) только в период действия
зимника (один раз в год) и при экстренных вылетах  санитарной  авиации
(не  более  3-5  раз  в год). В остальное время население обращается к
врачам ЦРБ за консультацией по рации.
     Отмечается рост числа заболеваний, связанный с  алкоголизацией  и
ухудшением качества жизни населения села.
     Библиотека  размещается  в  аварийном  здании  в  приспособленном
помещении  площадью  38  квадратных  метров.  Зданию требуется срочный
капитальный ремонт.
     Связь с  селом  поддерживается  по  рации,  которая  работает  по
графику.  В  июле  2007  года установлен спутниковый таксофон, который
практически не работает из-за некачественной связи со спутником.
     Обеспечение населения товарами и продукцией первой  необходимости
осуществляется  на  самом  низком  уровне. Вопросы снабжения населения
возложены  на  муниципальные  предприятия,  так   как   индивидуальные
предприниматели и организации района отказываются производить поставку
продукции в данное село из-за его  отдаленности,  труднодоступности  и
высоких транспортных затрат. Кроме того, большая часть населения имеет
низкую  покупательную  способность,  что  не   позволяет   поставщикам
реализовывать  продукцию по сложившимся ценам и увеличивать товарный и
денежный  оборот.  Мероприятия  по  жизнеобеспечению   села   являются
высокозатратными. Муниципальный район не имеет собственных средств для
решения  вопросов нормального жизнеобеспечения села.
     К ветхому и аварийному  жилищному  фонду,  техническое  состояние
которого   не  соответствует  стандартам  проживания,  относится  весь
имеющийся  в  селе  жилищный  фонд,  который  составляет  1,057  тысяч
квадратных метров, или 24 дома.
     Сельское поселение "Чапо-Ологское"  находится  на  расстоянии  72
километров   от   административного   центра   муниципального   района
(с. Чара).   Сообщение   осуществляется   по   автомобильной    дороге
круглогодичного   сообщения.   Численность  населения  составляет  169
человек.
     В селе  действует  малокомплектная  школа  -  детский  сад,  ФАП,
сельский  дом  культуры,  библиотека, в здании администрации поселения
установлен спутниковый таксофон, который работает с перебоями.
     С  2007  года  на  территории   поселения   ведутся   работы   по
строительству  новой  малокомплектной  школы  -  детского  сада.  Ввод
объекта в эксплуатацию планируется в 2009 году.
     Площадь  ветхого  и   аварийного   жилищного   фонда   поселения,
техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания,
составляет 2,51 тысяч  квадратных  метров,  или  54  дома,  в  которых
проживает 54 семьи в количестве 173 человек.
     Сельское поселение "Куандинское" расположено при  железнодорожной
станции  Куанда  на  западе муниципального района "Каларский район" на
834 километре БАМа в 149 километрах от районного центра (с. Чара).
     Строительство  станции  Куанда  началось  в  1980  году   отрядом
управления    механизации   "Бамстройпуть".   Строительство   станции,
локомотивного депо и постоянного  поселка  закончилось  в  1989  году,
однако при сдаче поселок не получил и половины проектного жилья.
     Виды транспортного сообщения с районным центром - железнодорожный
и автомобильный транспорт.
     Расстояние  до  краевого   центра   (г. Чита)   составляет   1221
километра.   Вид   транспортного   сообщения   с   краевым  центром  -
авиатранспортный через  районный  центр  (с. Чара)  и  железнодорожным
транспортом со станции Куанда.
     Общая численность сельского поселения "Куандинское" (с. Куанда  и
с. Неляты)  составляет 1670 человек, из которых 1569 человек проживают
в селе Куанда.
     В селе Куанда работают образовательные учреждения:
     общеобразовательная  школа-интернат  среднего  (полного)   общего
образования;
     учебно-консультационный      пункт       вечерней       (сменной)
общеобразовательной школы;
     детский сад;
     детская школа искусств.
     Муниципальное     образовательное     учреждение     "Куандинская
школа-интернат   N 4"  -  единственное  образовательное  учреждение  в
муниципальном  районе  "Каларский  район",  в  котором   проживают   и
обучаются  дети  из отдаленных сел, в которых нет школ: Средний Калар,
Неляты, Чапо-Олого, Кюсть-Кемда, метеостанция Катугино. Школа-интернат
имеет     свою     программу    допрофессионального    и    начального
профессионального обучения.
     По состоянию на 01 января 2009 года, в школе-интернате  обучается
272  человека,  из  них 72 человека - воспитанники интерната. Все дети
находятся на полном государственном обеспечении.  В  4  километрах  от
с. Куанда находится учебно-производственная база и подсобное хозяйство
школы-интерната.
     В 2006 году Куандинская школа-интернат  стала  победительницей  в
конкурсе  лучших  школ, внедряющих инновационные программы, и получила
грант (1000 тысяч рублей).  Средства  были  направлены  на  укрепление
материально-технической       базы       учреждения,      приобретение
программно-методического   обеспечения,   лабораторного,   спортивного
оборудования. Автопарк школы-интерната пополнился автобусом.
     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  "Куандинский
детский  сад  "Рябинка"  расположен  в  типовом  здании.  Он  является
правопреемником    Государственного    дошкольного    образовательного
учреждения детского сада N 25 села Куанда, переданного в муниципальную

     собственность муниципального района "Каларский район".  В  состав
сети  образовательных  учреждений района детский сад вошел с 01 января
2005 года.
     Учреждением здравоохранения, предоставляющим  медицинскую  помощь
населению  сельского  поселения  "Куандинское"  является амбулатория в
селе  Куанда  на  50  посещений  в  смену.  Амбулатория  не   является
самостоятельным  учреждением,  а  входит  в  структуру  МУЗ "Каларская
центральная районная больница".
     Площадь  ветхого  и   аварийного   жилищного   фонда   поселения,
техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания,
составляет 9,144 тысяч квадратных метров,  или  87  домов,  в  которых
проживает 125 семей (283 человека).
     Село Неляты входит в состав  сельского  поселения  "Куандинское".
Расстояние  до  административного  центра  (с.  Чара)  составляет  276
километров, до ближайшего населенного пункта района (с. Куанда)  -  80
километров.  В  зимнее  время  сообщение  с  селом  осуществляется  по
зимнику, в летний период - по грунтовой дороге до реки Витим, далее на
лодке  до  села.  В  период  таяния  снегов и становления льда на реке
сообщение с селом возможно  только  воздушным  транспортом.  Ближайшая
железнодорожная станция - станция Куанда.
     Численность   населения   составляет   101   человек.    Основную
численность населения составляют пенсионеры.
     В селе действует ФАП, сельский дом культуры и библиотека.
     Телефонное  сообщение  осуществляется  посредством   спутникового
таксофона, который часто не работает, и по рации согласно графику.
     На территории поселения отсутствуют школа, детский сад,  аптечный
пункт,  баня, объекты по предоставлению бытовых услуг (парикмахерская,
мастерские по пошиву и ремонту одежды, ремонту обуви).
     С октября 2007 года в селе не работает магазин. Продукты  питания
и  товары  первой  необходимости  приобретаются жителями в близлежащих
селах  Республики  Бурятия  (в  летний   период   времени   на   лодке
переправляются   через   реку  Витим;  в  зимнее  время  администрация
поселения "Куандинское" организует автотранспортную перевозку  жителей
села  (2  раза  в  неделю)  в село Куанда для приобретения необходимой
продукции и решения других вопросов).
     Сельское поселение "Чарское" как  административно-территориальная
единица  было  образовано  в  1932  году. Сельское поселение "Чарское"
расположено на территории площадью 15,899 тысяч гектаров,  включает  в
себя  2  населенных  пункта  (село Чара и село Кюсть-Кемда). Село Чара
является административным  центром  муниципального  района  "Каларский
район".
     Расстояние до краевого центра составляет 690 километров (1,5 часа
полета  на  самолете  АН-24);  поездом от станции Новая Чара (16 км от
села Чара) около 1500 километров пути, на что потребуется  около  двух
суток. Аэропорт, находящийся в селе Чара, является важным объектом для
развития всего района в целом.
     Общая численность населения сельского поселения "Чарское"  на  01
января   2009  года  составила  2581  человек.  Численность  населения
трудоспособного возраста составляет 62 % от общей численности, детей в
возрасте   до   16   лет   -   22,6 %,  численность  населения  старше
трудоспособного возраста - 15,4 % от общей численности.
     В поселении 2 дошкольных образовательных учреждения (в селе  Чара
и  селе  Кюсть-Кемда),  Чарская средняя общеобразовательная школа N 1,
вечерняя   (сменная)   общеобразовательная   школа,    2    учреждения
дополнительного   образования   (детско-юношеская   спортивная  школа,
детская школа искусств), детский дом.
     Система   здравоохранения   представлена   центральной   районной
больницей,     которая     имеет    терапевтическое,    хирургическое,
гинекологическое, детское,  инфекционное,  родильное,  поликлиническое
отделения,  отделение  скорой помощи. Общий коечный фонд составляет 64
койки, мощность  амбулаторно-клинической  службы  -  150  посещений  в
смену.  Численность населения на одного врача составляет 172 человека.
Квалифицированную медицинскую помощь оказывают 15 врачей и 71  средний
медицинский работник.
     В  поселении  функционируют  муниципальные  учреждения  культуры:
Каларский   межпоселенческий   центральный   дом  культуры,  Каларская
межпоселенческая центральная библиотека, Кюсть-Кемдинский библиотечный
культурно-досуговый центр, школьная библиотека.
     Свое развитие село получило с начала строительства БАМа.  В  селе
Чара   в   целях   проведения   научных  исследований  Севера  региона
базировались  Лесная  экспедиция  Е.И.Буровой,  экспедиции   Института
географии,  Института  земной  коры Сибирского отделения Академии наук
СССР, Читинского территориального геологоразведочного управления.
     С   1953   года   в    селе    Чара    базировалась    Удоканская
геологоразведочная     экспедиция.     Для    работников    Удоканской
геологоразведочной  экспедиции   был  построен  временный  поселок,  в
котором  до  сих пор проживают семьи геологов, оставшиеся в селе после
ликвидации  экспедиции.  Первые  капитальные  многоквартирные  дома  в
с. Чара были построены в 1962 году.
     Практически  все  организации  и  предприятия  поселения,   ранее
осуществляющие    свою    финансово-хозяйственную    деятельность    и
существующие  в  настоящее  время,  обслуживали  строительство   БАМа:
районная   санэпидемстанция,  отдел  статистики  в  Каларском  районе,
сейсмостанция,  метеостанция,  аэропорт,  сбербанк,  расчетно-кассовый
центр,  центральная  районная больница, дорожно-строительный участок и
др. Многие  жители  поселения  работали  непосредственно  на  участках
строительства БАМа.
     Общая площадь жилищного  фонда  с.  Чара  составляет  52,4  тысяч
квадратных  метров  или  604  жилых  строения.  Обеспеченность  жильем
составляет 20,1 квадратный метр общей площади на одного жителя.
     Согласно реестру, общая площадь аварийного  и  ветхого  жилищного
фонда  по  состоянию  на  01  января  2009 года составляет 8,453 тысяч
квадратных метров, или 88 жилых домов.  В  аварийном  и  ветхом  фонде
проживает 189 семей (504 человек).
     За последние годы в  поселении  наметилась  устойчивая  тенденция
роста объема аварийного жилищного фонда. Данный процесс связан с рядом
объективных факторов, а именно:
     естественным старением и ветшанием жилищного фонда;
     ненадлежащим техническим обслуживанием и отсутствием  постоянного
поддерживающего текущего ремонта;
     отсутствием капитальных плановых ремонтов.
     Поселок  городского  типа   Новая   Чара   (городское   поселение
"Новочарское"),  расположенный  в  16  километрах  к  югу от районного
центра  (село  Чара)  около  железнодорожной  станции  и  связанный  с
районным  центром автомобильной трассой с твердым покрытием, возник во
время строительства БАМа.
     Поселок компактен, его протяженность с севера на юг составляет  3
километра,  с  запада  на восток - около 2 километров. Линией железной
дороги территория поселка делится на промышленную и жилую зону.  Центр
поселка  застроен трех- и пятиэтажными многоквартирными жилыми домами.
Временный  поселок  застроен  одноэтажными   многоквартирными   домами
барачного   типа.   Поселок   обеспечен  центральным  теплоснабжением,
водоснабжением, телефонными линиями; многоэтажная застройка  -  сетями
канализации.
     По  состоянию  на  01  июня  2007  года,  число   организаций   и
структурных   подразделений,   осуществляющих  финансово-хозяйственную
деятельность  на  территории   городского   поселения   "Новочарское",
составляет  84  единицы.  Из  общего  числа  предприятий, организаций,
учреждений   23    являются    предприятиями    муниципальной    формы
собственности,  из  которых  3  муниципальных  унитарных  предприятия,
остальные организации и учреждения являются объектами социальной сферы
и органов местного самоуправления.
     В  поселке  сконцентрировано   большое   количество   предприятий
торговли.  Имеются  объекты  культуры:  сельский дом культуры "Чарские
Зори", библиотека, краеведческий музей, филиал школы  искусств  и  дом
творчества,  объекты  образования,  бытового  обслуживания,  торговли,
медицинского обслуживания, спорта; в поселке есть  стадион,  аптеки  и
узловая    железнодорожная    поликлиника.   Детские   образовательные
учреждения представлены школой и детским садом "Березка".
     Транспортная сеть представлена железнодорожным,  автомобильным  и
авиационным транспортом.
     Главные  транспортные  магистрали  -  ширококолейная   однопутная
Восточно-Сибирская  железная  дорога,  которая  проходит по территории
поселения с  юго-запада  (г.  Северобайкальск)  на  северо-восток  (г.
Тында).  Вдоль  нее  пролегает  притрассовая  грунтовая  автомобильная
дорога. Расстояние  по  железной  дороге  от  поселка  Новая  Чара  до
краевого центра (г. Чита) составляет 1201 километров.
     От   станции   Новая   Чара   проходит    железнодорожный    путь
протяженностью   42   километра   до   станции   Чина  с  притрассовой
автомобильной дорогой  к  Чинейскому  месторождению  ванадийсодержащих
титаномагнетитовых и медносульфидных руд.
     Электроснабжение поселка обеспечивается  подстанцией,  к  которой
подходит ЛЭП-220 кВ.
     В состав поселения  "Новочарское"  входит  село  Удокан,  которое
расположено в 7 километрах южнее от поселка Новая Чара. Село застроено
деревянными    одноквартирными    домами    с    печным    отоплением.
Хозяйственно-питьевое  водоснабжение осуществляется в основном за счет
подземных  вод  как  водозаборными  скважинами,  так  и  колодцами   и
родниками.  Местами используют поверхностную или привозную воду. Улицы
без асфальтового покрытия.
     В селе работает  фабрика  с  опытно-промышленной  установкой,  на
которой проводится опытно-промышленные испытания руд Каларского района
и других районов Забайкальского края,  Сибирского  и  Дальневосточного
регионов.     Налажено    небольшое    производство    пиломатериалов.
Сельскохозяйственное производство  сосредоточено  в  личных  подсобных
хозяйствах.
     На территории  городского  поселения  "Новочарское"  в  ветхих  и
аварийных   домах,  не  приспособленных  для  постоянного  безопасного
проживания, проживает 1629 человека, или 672 семьи  (в  поселке  Новая
Чара  -  1436 человека, селе Удокан - 193 человека). Суммарная площадь
ветхого  и  аварийного  жилищного  фонда   на   территории   поселения
составляет 37,094 тысяч квадратных метров, в том числе в селе Удокан -
5261,9 квадратных метров. В 2008  году  9  муниципальных  жилых  домов
признаны   аварийными   и   подлежащими  сносу.  Постановлением  главы
муниципального образования "Каларский район" от  18  марта  2002  года
N 48 117 жилых домов признаны непригодными для постоянного проживания.

     В селе Удокан, поселке Новая Чара в ветхом и  аварийном  жилищном
фонде  проживают  в основном пенсионеры и ветераны строительства БАМа,
которые  в  настоящее  время   не   в   состоянии   приобрести   жилье
удовлетворительного качества.
     Село Икабья (сельское поселение "Икабьинское") находится в  33-34
километрах  (по  прямой)  к северо-востоку от административного центра
Каларского района (с. Чара) и в 54 километрах от него по автомобильной
трассе.   Сообщение  с  районным  центром  осуществляется  пригородным
рабочим   поездом,   проходящими   скорыми   пассажирскими   поездами,
маршрутным такси.
     Временный поселок "Грузбам" в Икабье  был  построен  в  1981-1983
годах.  С  1984  года началось строительство железнодорожного поселка,
его первые дома были сданы в эксплуатацию в 1986 году.  Все  остальные
объекты  -  девять  18-квартирных  домов,  котельная,  вокзал, станция
биологической очистки, восьмилетняя  школа,  детский  сад,  инженерные
сети, ТОЦ - были сданы в эксплуатацию до 1989 года.
     В селе  Икабья  есть  общеобразовательная  и  музыкальная  школа,
почта,   сеть   небольших  магазинов.  Жилищно-коммунальное  хозяйство
представлено  подразделением  муниципального  унитарного  предприятия.
Предприятия   пищевой  промышленности  представлены  мини-пекарней  по
производству хлеба и хлебобулочных изделий
     Основная  часть  населения   села   работает   в   подразделениях
организаций   Восточно-Сибирской   железной   дороги  по  обслуживанию
железнодорожного участка протяженностью 121 километр.
     Дошкольное образовательное  учреждение  на  территории  сельского
поселения  отсутствует.  Здание  детского сада, требующее капитального
ремонта, закрыто, вследствие чего более 50 детей дошкольного  возраста
остаются неорганизованными.
     На территории поселения функционирует  ФАП  с  аптечным  киоском.
Основное  медицинское  обслуживание  население  получает в центральной
районной больнице селе Чара и  НУЗ  "Узловая  поликлиника  на  станции
Новая Чара ОАО "РЖД".
     Основным  центром   досуга   поселения   является   муниципальный
информационно-культурный центр, имеется библиотека.
     Площадь  ветхого  и  аварийного  жилищного   фонда,   техническое
состояние  которого не соответствует стандартам проживания, составляет
2,999 тысяч квадратных метров, или 11 домов, в  которых  проживает  48
семей (111 человек).


Информация по документу
Читайте также