Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Томской области от 27.03.2003 № 568ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27.03.2003г. N 568 г.Томск Об отчете Контрольной палаты Государственной Думы Томской области об итогах работы в 2002 году Рассмотрев отчет Контрольной палаты Государственной Думы Томской области об итогах работы в 2002 году, представленный председателем Контрольной палаты в соответствии со статьей 23 Закона Томской области "О Контрольной палате", Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить отчет Контрольной палаты Государственной Думы Томской области об итогах работы в 2002 году согласно приложению. 2. Направить отчет Контрольной палаты Государственной Думы Томской области об итогах работы в 2002 году в Администрацию Томской области. 3. Обратиться к Администрации Томской области с предложением одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за 2002 год представить в Государственную Думу Томской области информацию о мерах по устранению нарушений исполнения областного бюджета, выявленных Контрольной палатой в результате контрольных мероприятий в 2002 году. Председатель Государственной Думы Б.А.Мальцев Приложение к постановлению Государственной Думы Томской области от 27.03.2003 N 568 ОТЧЁТ Контрольной палаты Государственной Думы Томской области об итогах работы в 2002 году Контрольная палата как орган финансового контроля Государственной Думы Томской области образована постановлением Государственной Думы Томской области N 47 от 21.02.2002 года на основании Закона Томской области "О Контрольной палате" N 20-ОЗ от 15.05.2000 года. В течение I полугодия 2002 года был проведен подбор кадров, решен вопрос с размещением сотрудников Контрольной палаты, осуществлены все необходимые формальности для организации её деятельности: регистрация в соответствующих государственных органах, открытие счета и др. Разработаны и утверждены Председателем палаты все необходимые методические и регламентные документы, инструкции по проведению контрольных мероприятий и обеспечению деятельности палаты. Штатное расписание Контрольной палаты в 2002 году составляло 17 сотрудников: Председатель палаты, его заместитель, три аудиторских группы (3 аудитора и 6 инспекторов), организационно- аналитический отдел (начальник отдела, юрист, консультант, программист), главный бухгалтер и делопроизводитель. По предложениям депутатов и сотрудников Контрольной палаты был сформирован и Постановлением Государственной Думы Томской области N 194 от 30.05.2002 утвержден план работы Контрольной палаты на 2002 год, в соответствии с которым осуществлялись контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Структурно план работы Контрольной палаты состоял из нескольких тематических групп проверок: 1. Эффективность использования государственной собственности Томской области, контроль за поступлением в областной бюджет средств от её управления и распоряжения, в том числе: - эффективность управления областными государственными унитарными предприятиями, выполнение ими законов Томской области "Об областном бюджете" по перечислению части прибыли в областной бюджет; - оценка эффективности передачи в аренду объектов областной собственности, проверка полноты сбора арендной платы за пользование объектами недвижимости; - вопросы правомерности и эффективности передачи имущества в безвозмездное пользование и внесения его в уставные капиталы предприятий и организаций. 2. Эффективность и целевое использование средств бюджетных фондов, в том числе: - продовольственного; - государственной поддержки малого предпринимательства; - государственной поддержки личных хозяйств; - финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. 3. Использование средств бюджета по областным целевым программам: - "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Томской области на 2001-2004 годы"; - "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Томской области на 2001-2002 годы"; - "Профилактика клещевого энцефалита и болезни Лайма на 2001, 2002 годы"; - "Совершенствование службы медицины катастроф на 2000-2001 годы"; - "Культура Томского края". 4. Целевое использование средств областного бюджета, направленных: - на закупку ГСМ и субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий АПК под проведение весенне-полевых и уборочных работ; - на осуществление лизинговых операций в АПК Томской области; - на закупку нефтепродуктов, топлива для нужд жилищно- коммунального хозяйства; - на приобретение компьютерной техники для общеобразовательных сельских школ; - на оказание финансовой помощи местным бюджетам в части субвенций, направляемых на выплату заработной платы. 5. Полнота, своевременность и порядок финансирования "Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в 2001 году" за счет средств обязательного медицинского страхования. В соответствии со статьей 15 Закона Томской области "О Контрольной палате" была проведена внешняя проверка исполнения областного бюджета за I полугодие 2002 года. Заключение на отчет Администрации Томской области "Об исполнении областного бюджета за I полугодие 2002 года" представлено в Государственную Думу Томской области 05.09.2002 года. В соответствии со статьей 20 Закона Томской области "О Контрольной палате" результаты экспертно-аналитической деятельности оформлялись в виде заключений. Подготовлены и направлены в Государственную Думу Томской области заключения по проекту областного бюджета на 2003 год (23.10.2002) и заключение по проекту бюджета ТТФОМС на 2003 год (22.09.2002) В течение отчетного года даны заключения на иные нормативно- правовые акты, касающиеся областного бюджета и использования имущества Томской области, в том числе: - о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; - о порядке управления объектами государственной собственности на территории Томской области; - на целевые программы; - о внесении изменений и дополнений в законы об областном бюджете и бюджете ТТФОМС. Контрольные мероприятия проводились в соответствии со статьями 11 и 14 Закона Томской области "О Контрольной палате". По итогам проведения проверки составлялся двухсторонний акт за подписью аудитора и инспекторов Контрольной палаты, а также руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации. О результатах проведенных проверок Контрольная палата по каждой теме направляла подробный отчет в Государственную Думу Томской области за подписью аудитора и Председателя Контрольной палаты. В отчетном периоде контрольными мероприятиями было охвачено 58 объектов, в том числе: Структуры государственной власти Томской области: Департамент финансов Администрации Томской области (8 проверок); Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации Томской области (2 проверки); Департамент здравоохранения Администрации Томской области (3 проверки); Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (3 проверки); Управление образования Администрации Томской области; Комитет по культуре и туризму Администрации Томской области; Комитет по поддержке предпринимательства Администрации Томской области. Структуры местного самоуправления: Администрация Кривошеинского района; Администрация Молчановского района; Управление финансов муниципального образования "Томский район"; Управление образования муниципального образования "Томский район"; Администрация Светленского сельского округа Томского района (3 проверки); Администрация Тимирязевского сельского округа Томского района; Администрация Зоркальцевского сельского округа Томского района (2 проверки); Администрация Заречного сельского округа Томского района (3 проверки); Администрация Богашевского сельского округа Томского района (2 проверки); Администрация Зональненского сельского округа Томского района (3 проверки); Финансовый отдел администрации Шегарского района; Управление финансов администрации Молчановского района (2 проверки); Управление образования администрации Молчановского района (2 проверки). Областные государственные предприятия и учреждения: ОГУП "Областной сельскохозяйственный торговый дом" (2 проверки); ОГСУ "Расчетно-долговой центр Томской области" (3 проверки); ОГУЗ "Областная детская туберкулезная больница"; ОГУЗ "Томская областная клиническая туберкулезная больница"; ОГУЗ "Томский областной противотуберкулезный диспансер"; ТОГУП "Птицефабрика Томская"; ОГУП "Территориальный центр Томскгеомониторинг"; ГПП "Автоколонна N 1977"; ОГУП "Торговое предприятие "Книга"; ГУП "Инжкомсервис"; ГСП "Томское"; ГУЗ "Областной центр медицины катастроф"; ГУЗ "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями"; ОГСУ "Центр государственного заказа"; ГУП "Областной аптечный склад"; Прочие учреждения и хозяйствующие субъекты: Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования; Томское региональное Отделение общественной организации "Российское общество Красного Креста"; ФГУ "ЦГСЭН в Томской области"; ГП "Томский учколлектор"; МУ Богашевская средняя школа; МОУ Нелюбинская муниципальная средняя общеобразовательная школа; Муниципальное унитарное предприятие "Кривошеинское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"; Молчановская Центральная районная больница; ОАО "Томскпромстройбанк"; ОАО АК "Томское"; ЗАО "Овощевод"; АОЗТ "Октябрь"; ООО "Страховая медицинская организация "Софит-М"; ООО "СК "Медика- Томск"; ООО "СК "Стоик-мед"; СПК "Корнилово"; ООО "Этоаль"; ООО "Томскагролизинг"; ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания"; ООО "ТПК "САВА"; ООО "Политом"; ООО "Международный центр технологии и торговли"; ЧП Уфимцев А.Г. Итоги и анализ проведенных контрольных мероприятий I. Эффективность использования государственной собственности Томской области, контроль за поступлением в областной бюджет средств от её управления и распоряжения 1. Эффективность управления областными государственными унитарными предприятиями органами исполнительной власти Томской области В реестр государственной собственности Томской области по состоянию на 01.06.2002 года включено 76 областных государственных унитарных предприятий (ОГУП), в том числе: 56 ОГУП, осуществляющих свою деятельность, 10 ОГУП объявлены несостоятельными (банкротами); 9 ОГУП не ведут производственно- хозяйственную деятельность; одно предприятие приватизировано в марте 2002 года. Из 2764 объектов недвижимого имущества, включенных в Реестр государственной собственности Томской области, 1424 (51,5 %) объектов общей площадью 652,8 тыс.кв.м закреплено на праве хозяйственного ведения за ОГУП. Остаточная стоимость основных фондов в целом по всем ОГУП составляет по состоянию на 01.07.2002 года 514,3 млн.руб. Выручка от реализации товаров и услуг областных государственных унитарных предприятий за 2000 год составила 1381,6 млн.руб.; за 2001 год - 1910,4 млн.руб.; за I полугодие 2002 года - 1122,2 млн.руб. При этом сальдированный финансовый результат получен за 2000 год отрицательный в сумме 14,8 млн.руб., за 2001 год - прибыль составила 22,1 млн.руб. За I полугодие 2002 года сальдированный результат - убыток в сумме 18,6 млн.руб., по итогам работы 56-ти осуществляющих свою деятельность ОГУП: 28 предприятий получили прибыль (в размере 21,6 млн.руб.), 25 - убыток (40,2 млн.руб.), одно предприятие - нулевой результат, два предприятия не предоставили данные финансового учета и отчеты руководителей. Уполномоченным органом исполнительной власти Томской области (Департаментом по управлению государственной собственностью) в достаточной мере не выполнены основные цели и задачи управления областными государственными унитарными предприятиями, установленные Программой повышения эффективности управления государственной собственностью в Томской области до 2003 года: - уставы ОГУП не приведены в соответствие с примерным Уставом областного государственного унитарного предприятия; - с руководителями 21 ОГУП не заключены трудовые договоры (контракты), 27 из заключенных ранее трудовых договоров (контрактов) с руководителями ОГУП не приведены в соответствие с Типовым трудовым договором (контрактом); - не завершена полная инвентаризация и учет объектов государственного имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения за предприятиями, а также государственная регистрация прав собственности Томской области на эти объекты недвижимого имущества; - не проведена комплексная оценка деятельности всех областных унитарных предприятий с целью определения круга ОГУП, необходимых для выполнения социальных и экономических задач области. Количество ОГУП не сокращено, не разработаны четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий. По Программе планировалось в результате реформирования государственного сектора экономики в 2001 году сохранить в форме ОГУП 38 предприятий, 11 - ликвидировать, 6 передать в муниципальную собственность. Фактически: осуществлена приватизация одного предприятия и передача в муниципальную собственность двух предприятий. Отсутствуют договоры передачи государственного имущества в хозяйственное ведение 39 ОГУП. По семи ОГУП не проведены аудиторские проверки деятельности за 2000 год. За 2001 год на момент проверки имелись аудиторские отчеты только 23 ОГУП. На 2001 год утверждены Программы деятельности 37 ОГУП, на 2002 год - 31 ОГУП. Типовая форма Программы деятельности ОГУП на 2002 год не утверждена. Действующая форма представляет собой свод экономических показателей предприятия, в основном по разделам формы приложения к балансу "Отчет о прибылях и убытках". В нарушение ст.13 Закона Томской области от 27.08.97 N 540 "О порядке управления объектами государственной собственности:" в Департаменте по управлению государственной собственностью отсутствуют отчеты руководителей ОГУП о выполнении программ деятельности унитарных предприятий. Нет контроля за выполнением утвержденных программ. Не разработан порядок определения и перечень показателей экономической эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий, а также положение о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности ОГУП. Из 31 ОГУП, имеющих по итогам деятельности за 2001 год прибыль, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, только 12 предприятий в установленный срок и в полном объеме выполнили обязательства по внесению части прибыли (10%) в бюджет области. На момент проверки по состоянию на 01.09.2002 года в бюджет внесено 49,1% от начисленной суммы прибыли ОГУП, подлежащей направлению в бюджет по итогам работы за 2001 год. Полностью перечислили причитающиеся платежи по итогам I полугодия 2002 года 12 предприятий из 27, имевших прибыль за I полугодие 2002 года, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. За весь проверенный период с 01.01.2001 года по 01.07.2002 года начисленная сумма части прибыли ОГУП, подлежащая внесению в областной бюджет, составила 5513,4 тыс.руб. Из нее по состоянию на 01.09.2002 года внесено только 48,3%. В Департаменте по управлению государственной собственностью отсутствует четкая система учета общей задолженности ОГУП. 2. Оценка эффективности передачи в аренду объектов областной собственности В реестр объектов государственной собственности Томской области на 01.06.2002 года включено 2764 объекта недвижимости общей площадью 1206,7 тыс.кв.м; балансовая стоимость объектов недвижимости - 10605,2 млн.руб., остаточная стоимость - 6996, 7 млн.руб. В реестр действующих договоров аренды объектов областного имущества по состоянию на 01.06.2002 года включен 151 договор на общую площадь - 19,4 тыс.кв.м, что составляет 1,6% от общей площади объектов недвижимости областного имущества. В ходе проверки Контрольной палатой изучено 257 договоров аренды, действовавших в проверяемый период. Сумма доходов областного бюджета по арендным платежам согласно отчетным данным составила за 2001 год 6220 тыс.руб.; за 1 полугодие 2002 года- 4917 тыс.руб. С одного квадратного метра, предоставленного в аренду, бюджет ежемесячно в среднем получал в 2001 году- 38,23 руб., за 1 полугодие 2002 года - 42,33 руб. Эффективность использования объектов областной собственности при сдаче их в аренду низка, так как средние ставки арендной платы по действующим договорам за один квадратный метр ниже рыночных. При изменении ставок арендной платы не произведен пересчет размера арендных платежей по действующим договорам; не выполнено постановление Губернатора, которым предписано выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке. В ходе проверки были выявлены факты несвоевременного переоформления или заключения некоторых договоров позже фактической даты аренды, необоснованного снижения размера арендной платы, занижения фактически арендуемых площадей, использования объектов без заключения договоров, а также после окончания сроков аренды и расторжения договоров и другие. По итогам проверки полноты сбора и обоснованности размера арендной платы за пользование объектами недвижимости Контрольной палатой выявлены различные финансовые нарушения на сумму 5227 тыс.руб. Установлено нарушение положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих, что доходы от сдачи в аренду объектов, находящихся в государственной собственности, полностью зачисляются в бюджет. Установлен факт использования без правовых оснований более двух лет ТРОО "Томский областной союз молодежи" помещений площадью 1705 кв.м, расположенных по адресу: г.Томск, пл.Ленина, 8а. Бюджет области недополучил свыше 2 млн.рублей. 3. Проверка правомерности и эффективности передачи имущества в безвозмездное пользование и внесения его в уставные капиталы предприятий и организаций В реестр действующих договоров безвозмездного пользования объектами государственной собственности Томской области по состоянию на 01.01.03 г. включено: - по недвижимому имуществу 29 договоров на общую площадь 27,28 тыс. кв. м (2,25 % от общей площади объектов недвижимости областного имущества из реестра на 01.01.2003); - по движимому имуществу 10 договоров, согласно которым передано 326 единиц оборудования, компьютерной техники и транспортных средств балансовой стоимостью 4049,7 тыс. руб. (32,7 % от общего количества объектов движимого имущества стоимостью более 1000 МРОТ, включенных в Реестр государственного имущества Томской области по состоянию на 01.01.2003). В результате проверки установлено следующее. Помещения площадью 8,6 тыс. кв. м переданы в безвозмездное пользование без соответствующего постановления Губернатора. Не разработаны положения, предусматривающие порядок оформления передачи объектов областной собственности в безвозмездное пользование, не сформирован типовой пакет документов, необходимых при заключении договора безвозмездного пользования, не закреплены единые требования к форме договора на передачу объектов имущества, находящегося в собственности Томской области. Действие 30 договоров безвозмездного пользования продлено на неопределенный срок (общая площадь переданных по этим договорам нежилых помещений составила 19 тыс. кв. м, балансовая стоимость переданного движимого имущества - 3,8 млн. руб.). Контроль со стороны Департамента по управлению государственной собственностью за сохранностью и использованием по назначению имущества, переданного предприятиям и организациям по договорам безвозмездного пользования, не осуществляется. С организациями, финансируемыми из федерального и местного бюджетов, заключено 11 договоров на передачу в безвозмездное пользование помещений площадью 11,9 тыс.кв.м (43,8 % от общей площади помещений, переданных по договорам безвозмездного пользования). С хозяйственными обществами и иными организациями по состоянию на 01.01.03 г. заключено 5 договоров безвозмездного пользования помещениями общей площадью 1499,9 кв.м (5,5% от общей площади помещений, переданных по договорам безвозмездного пользования). Эффективность передачи из Казны Томской области нежилых помещений площадью 268,1 кв. м в безвозмездное пользование ООО "Рембыттехника - Сервис" сроком на 6 лет, подвергается сомнению. В нарушение Федерального Закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" передача в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Томской области, организациям была осуществлена по договорам, которые не прошли государственную регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет признание сделок по 29 договорам безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества ничтожными, и, следовательно, не имеющими юридической силы. Областное имущество внесено в уставные капиталы 19 хозяйственных обществ и организаций на общую сумму 30,0 млн. руб., в т. ч. денежными средствами - 20,7 млн. руб. В нарушение Федерального Закона РФ "Об оценочной деятельности Российской Федерации", Закона Томской области "О порядке управления объектами государственной собственности" не произведена оценка права пользования помещениями при создании некоммерческой организации Фонд "АРТО", в уставной капитал которой внесено это право. Из 19 предприятий и организаций, в уставные капиталы которых внесена областная собственность, уполномоченные представители области в органы управления избраны в 9 предприятиях и организациях. В нарушение Закона Томской области "О порядке управления объектами государственной собственности:" в 2000 г. заключен только один договор о представлении интересов Томской области в органе управления юридического лица, создаваемого с участием области, в 2001 г. - 2 договора, в 2002 г. - 6. Уполномоченные представители области в органах управления юридических лиц, в уставные капиталы которых внесена областная собственность, не предоставляют отчеты, за три последних года имеется только 4 отчета уполномоченных представителей области, не организован сбор и анализ информации об уставной и финансово- хозяйственной деятельности обществ с госдолей. Сумма вклада, внесенная Томской областью в уставный капитал пяти предприятий, в настоящее время не осуществляющих деятельность, находящихся в стадии ликвидации, конкурсного производства, составляет 2,5 млн. руб. Девять предприятий и организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, в уставный капитал которых было внесено областное имущество в сумме 24,3 млн. руб., за 9 месяцев 2002 г. реализовали продукции на сумму 7,9 млн. руб., при этом получили убытки в размере 10,5 млн. руб. (по отношению к одному из них в феврале 2003 г. вынесено решение о назначении процедуры банкротства). Три некоммерческие организации, учредительный взнос Томской области в которые составил 0,6 млн. руб., осуществляют уставную деятельность, соответствующую целям их создания. За 3 года только одно предприятие (ОАО "Технопарк"), имевшее по результатам деятельности за 2000-2001 г.г. прибыль, начислило и перечислило в областной бюджет дивиденды в размере 34,5 тыс. руб. В Департаменте по управлению государственной собственностью отсутствуют сведения о деятельности двух предприятий, в уставный капитал которых внесены средства государственного предприятия "Птицефабрика "Туганская" в размере 2,6 млн. руб. II. Использование средств областного бюджета, выделенных на формирование бюджетных фондов 1. Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на формирование областного продовольственного фонда При проведении проверки по использованию средств областного бюджета, выделенных на формирование областного продовольственного фонда, выявлено следующее. В 1999 г. не проводился конкурсный отбор заказчиков на право осуществления поставок зерна и продовольствия. С 15 мая 2001г. по 01.01.2003 г. отсутствовал порядок формирования и расходования средств продовольственного фонда. В 2001 году закупки зерна в областной продовольственный фонд осуществлялись через ОГУП "Областной сельскохозяйственный торговый дом", которое в качестве оплаты за услуги по организации централизованных поставок продовольствия получало непосредственно с сельхозтоваропроизводителей 3% средств от сумм поставляемой продукции без наличия соответствующих оснований. Имели место факты временного отвлечения средств на цели, не соответствующие условиям получения средств из областного продовольственного фонда. Так, ОГУП "Областной сельскохозяйственный торговый дом" в 2001г. бюджетные средства в сумме 500,0 тыс. руб. в течение полутора месяцев и в сумме 186,0 тыс. руб. в течение двух с половиной месяцев направляло на покупку векселей Сбербанка России, в 2002 году 11400 тыс. руб. - на гашение коммерческого кредита, полученного в ОАО Банк "Менатеп СПб". Несвоевременно взыскивались просроченные проценты за пользование средствами областного продовольственного фонда: в 2000 году - 1660 тыс. руб., в 2001 году - 1365,4 тыс.руб., за 5 мес. 2002 года - 477,0 тыс.руб. 2. Проверка реализации Закона Томской области "Об утверждении Комплексной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области на 2001- 2003 годы" Средства Фонда предоставлялись на срок от 1 года до 1,5 лет с уплатой процентов за пользование средствами с 01.01.99 г. по 15.06.2000 г. в размере 12% годовых, в том числе банковская маржа 3%, с 16.06.2000 года в размере 16% годовых, в том числе банковская маржа 10%. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществлялось как Департаментом финансов Администрации Томской области, так и ОАО "Томскпромстройбанк". Освоение средств Фонда, предусмотренных на осуществление предпринимательских проектов, составило от фактически сложившихся доходов: - в 1999 году - 63%, в 2000 году - 85%, в 2001 году - 64%, за 9 месяцев 2002 года - 36%. По информации УМНС России по Томской области, не поступают в доход областного бюджета с 01.01.2001 года налоги от субъектов малого предпринимательства, получивших кредиты в 2000 году на сумму 1600 тыс.рублей, в 2001 году на сумму 900,0 тыс.рублей. В нарушение п. 4.6 договора от 16.06.2000г., заключенного между Департаментом финансов Администрации Томской области и ОАО "Томскпромстройбанк" на оказание банком услуг по кредитованию субъектов малого предпринимательства, имели место факты несвоевременного перечисления банком на счет фонда средств, полученных в погашение кредитов в общей сумме 135,0 тыс. руб. Комитетом по поддержке предпринимательства Администрации Томской области в ряде случаев заключены договоры с приложением смет расходования кредитов, не соответствующих технико- экономическим обоснованиям проектов в части направления расходования средств, сроков выхода проектов на запланированные объемы выпуска продукции (предоставления услуг), кроме того, не представлены документы, подтверждающие осуществление контроля за выполнением субъектами малого предпринимательства проектов согласно технико-экономическим обоснованиям. 3. Проверка целевого использования средств областного бюджета, предоставленных личным подсобным хозяйствам на поддержку производства сельскохозяйственной продукции В 2001 году кредиты из фонда предоставлены муниципальным образованиям для кредитования личных хозяйств в сумме 8 300 тыс.руб. беспроцентные, в 2002 году в сумме 12 000 тыс.руб. с платой за пользование средствами в размере 0,5% годовых. Средства фонда, предоставленные в 2001 году, погашены администрациями муниципальных образований в полном объеме. С нарушением сроков возврата погашены кредиты муниципальными образованиями: Кожевниковского, Колпашевского, Зырянского, Тегульдетского, Шегарского, Александровского, Асиновского, Первомайского, Парабельского, Молчановского районов. Просрочка составила от 1 до 47 дней. Контрольной палатой в ходе проведенной документальной проверки фактов нецелевого использования средств фонда, полученных хозяйствами, не установлено. В нарушение п.3.4. Положения о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета в 2001 году - об установлении платы за пользование кредитами в размере не менее 3% - из Фонда государственной поддержки личных хозяйств кредиты предоставлялись в 2001 году муниципальным образованиям беспроцентные, тогда как личным хозяйствам под 3% годовых. Выявлены факты предоставления администрациями Заречного и Светленского сельских округов Томского района кредитов за счет средств Фонда государственной поддержки личных подсобных хозяйств при отсутствии заявки на получение кредита, свидетельства о регистрации сельского подворья как "личного хозяйства" и решения конкурсного Совета сельского округа о выделении кредитов на общую сумму 19,0 тыс.рублей. 4. Проверка целевого использования средств областного фонда финансовой поддержки досрочного завоза продукции в приравненные к районам Крайнего Севера местности и субсидий федерального фонда государственной поддержки При проведении проверки по использованию средств фонда выявлено следующее. Законом "Об областном бюджете на 2003 год" от 15.12.2002 N 92- ОЗ возврат кредитов в областной целевой бюджетный фонд государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в приравненные к районам Крайнего Севера местности Томской области с ограниченными сроками завоза грузов предусмотрен в сумме 92,0 млн.руб., однако, общая сумма возврата средств в фонд согласно условиям договоров и соглашений составит 100,3 млн.руб. В 2002 году в нарушение п.п.5, 7 ст.1 Закона Томской области "Об областном целевом бюджетном фонде государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в приравненные к районам Крайнего Севера местности Томской области с ограниченными сроками завоза грузов" муниципальным образованиям предоставлены беспроцентные бюджетные ссуды в сумме 14,0 млн.руб. Без основания пролонгирована часть бюджетных ссуд и кредитов ОГСУ "РДЦ" на общую сумму 14,9 млн.руб. При проведении проверок в муниципальных образованиях установлены нарушения: - Администрациями Кривошеинского и Молчановского районов предоставляются средства фонда при наличии просроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам и без обеспечения исполнения кредитных обязательств. -Администрацией Кривошеинского района не проведены конкурсы на поставку дизельного топлива и продукции производственно- технического назначения, Администрацией Молчановского района на поставку дизельного топлива. Кроме того, Администрацией Кривошеинского района проведен конкурс на закупку ГСМ, однако договоры заключались не с победителем конкурса. - не ведутся реестры закупок. Во всех проверенных объектах списание потребленного угля производится без установления норм расхода. III. Использование средств областного бюджета, выделенных на выполнение областных целевых программ Из 2,2 млн.руб., выделенных из областного бюджета в 2001 году в рамках программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Томской области на 2001 - 2004 годы", лечебными учреждениями израсходовано не по целевому назначению 733,9 тыс.руб. (завершение капитального ремонта, приобретение мягкого инвентаря, мебели, оргтехники, использование приобретенных автомобилей не по назначению). Из 2 млн.руб., выделенных из областного бюджета по программе "Профилактика клещевого энцефалита и болезни Лайма" на 2001 год", средства в сумме 544,0 тыс.руб. использованы не по целевому назначению (приобретены лекарственные средства, оплачено хранение бактерийных препаратов, не предусмотренные программой). Бухгалтерский учет и закупка лекарственных средств осуществлялись с нарушением установленного порядка. Необоснованно списана дебиторская задолженность поставщика в сумме 24,4 тыс.руб. Из 2,5 млн.руб., выделенных из областного бюджета в 2001 году в рамках программы "Предупреждение распространения ВИЧ- инфекции на территории Томской области на 2001 - 2002 годы", средства в сумме 500,1 тыс.руб. израсходованы ГУЗ "Томский областной центр профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями" не по целевому назначению (оплата не предусмотренных программой информационных, полиграфических и рекламных услуг, оргтехники, запчастей к автомобилю). Из 999,6 тыс.руб., выделенных из областного бюджета в 2001 году на выполнение областной программы "Культура Томского края", средства в сумме 288,3 тыс. руб. израсходованы не по целевому назначению (оплата мероприятий, финансирование которых не предусмотрено в 2001 году, мероприятий сверх объема финансирования, предусмотренного на 2001 год; оплата издания каталога, при этом получение каталогов документально не подтверждено). Финансирование из областного бюджета на реализацию программы "Совершенствование службы медицины катастроф на 2000-2001 годы" составило 1062,5 тыс.руб. В ходе проверки установлено, что нарушения договорной дисциплины и бухгалтерского учета, несовершенство существующей нормативной базы привели к потерям резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения службы медицины катастроф Томской области по состоянию на 01.01.2002 на сумму 61,4 тыс.руб. IV. Целевое использование средств областного бюджета 1. На закупку и поставку горюче-смазочных материалов для сельхозтоваропроизводителей и субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий АПК под проведение весенне-полевых и уборочных работ В 1999 году Департаментом финансов Администрации Томской области предоставлены кредиты на приобретение горюче-смазочных материалов для сельхозтоваропроизводителей на общую сумму 101 282 тыс.руб., в том числе: - ОАО "Томская продовольственная корпорация" - 94 082 тыс. руб.; - Управлению сельского хозяйства - 7 200 тыс.руб. При выборочной проверке сельхозтоваропроизводителей установлено, что цены полученных сельхозтоваропроизводителями ГСМ соответствуют ценам на ГСМ, указанным в протоколах согласования цены и объемов к договорам купли-продажи нефтепродуктов, заключенным между ОГСУ "РДЦ" и ОАО "Томскнефтепродукт". По состоянию на 01.01.2000 просроченная задолженность ОАО "ТПК" перед областным бюджетом по полученным кредитам составляла 35 025,79 тыс.руб. В 2000 году кредиты предоставлены ОГУП "ОСТД" на сумму 179 066,4 тыс.руб. Вся сумма ОГУП "ОСТД" перечислена ОГСУ "РДЦ" за поставленные нефтепродукты, в том числе комиссионное вознаграждение 4 114,76 тыс.руб. Просроченная задолженность ОГУП "ОСТД" на 01.01.2001 по полученным кредитам составила 9 318, 396 тыс.руб., по процентам - 1 422,08 тыс.руб. В 2001 году предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 91 000,0 тыс.руб., в том числе: - ОГУП "ОСТД" на сумму 81 000,0 тыс.руб.; - ОГСУ "РДЦ ТО" на сумму 10 000,0 тыс.руб. Кроме того, ОГСУ "РДЦ ТО" предоставлена государственная гарантия на сумму 100 000,0 тыс.рублей по кредитам, привлекаемым в коммерческих банках. ОГУП "ОСТД" за счет бюджетных кредитов поставлены нефтепродукты сельхозтоваропроизводителям на сумму 24 729,51 тыс.руб. Средства в сумме 56 000,0 тыс.руб. направлены на реструктуризацию задолженности по ранее полученным кредитам. По состоянию на 01.01.2002 года сумма просроченной задолженности по полученным кредитам составила 3 205,35 тыс.руб., по процентам - 1 435,74 тыс.руб. В нарушение п.3.1 Положения о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета в 2001 году, предоставлена отсрочка погашения задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным ОГУП "ОСТД" в сумме 16 206,62 тыс.руб. с 01.01.2005 до 01.12.2010. Бюджетные кредиты предоставлялись ОГУП "ОСТД" при наличии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. В нарушение условий заключенных договоров не предъявлялись к взысканию неустойка за несвоевременный возврат основного долга и несвоевременный возврат процентов за пользование средствами областного бюджета. 2. На осуществление лизинговых операций в АПК Томской области В 2001 году предоставлено кредитов для приобретения сельскохозяйственной техники на сумму 45000 тыс.руб. на срок до пяти лет, с уплатой процентов в размере 1,5 % годовых, что является нарушением Положения "О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета в 2001 году", в соответствии с которым срок предоставления кредитов не должен превышать трёх лет, с уплатой процентов в размере 3% годовых. Кредиты были предоставлены: - ЗАО "Томскагроснаб" - в суме 20000 тыс.руб.; - ООО "Этоаль" - в сумме 10000 тыс.руб.; - ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" - в сумме 15000 тыс.руб. В нарушение Бюджетного кодекса РФ и Положения "О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета в 2001 году" бюджетные кредиты на приобретение сельскохозяйственной техники по лизингу предоставлялись без обеспечения исполнения обязательств по их возврату, либо без своевременного оформления договоров залога. С ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" договор залога заключен не был, с ООО "Этоаль" договоры залога заключены после предоставления кредита. ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" в нарушение Положения "Об использовании бюджетных средств, направляемых на лизинговые операции в агропромышленном комплексе Томской области", был установлен размер снабженческо-сбытовой наценки в размере 8% от стоимости предмета лизинга для лизингополучателя, а не в сумме фактически произведенных затрат, что привело к удорожанию стоимости предметов лизинга для лизингополучателей на сумму 799,6 тыс.руб. Неиспользованный остаток бюджетных средств на момент проверки составил 564,5 тыс.руб. и в бюджет не возвращен. В 2002 году Законом Томской области "Об областном бюджете на 2002 год" утверждены расходы на формирование лизингового фонда для приобретения сельскохозяйственной техники в сумме 42000 тыс.руб. По состоянию на 01.10.2002 года предоставлено кредитов всего на сумму 29484,3 тыс.руб., в том числе: - ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" - в сумме 22099,3 тыс.руб.; - ООО "Томскснаб" - в сумме 9680,8 тыс.руб. Средства областного бюджета в сумме 956,6 тыс.руб. ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" использованы не по целевому назначению, так как стоимость предметов лизинга для лизингополучателей устанавливалась по цене, заявленной на конкурс лизингодателей, а не по цене, предусмотренной договорами поставки и подтвержденной бухгалтерскими документами. По средствам областного бюджета, предоставленным ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" в сумме 22099,3 тыс.руб., в нарушение действующего Положения установлен размер снабженческо- сбытовой наценки в размере 5% от стоимости предметов лизинга для лизингополучателей, а не в сумме фактически произведенных затрат. На момент проверки ООО "Фермерская снабженческо-сбытовая компания" не заключены договоры лизинга с лизингополучателями на сельскохозяйственную технику - в количестве 9 единиц на сумму свыше 4,5 млн.руб. Техника не была передана в лизинг и находилась на их складе. 3. Проверка целевого использования средств областного бюджета, направленных на закупку нефтепродуктов, топлива для нужд жилищно-коммунального хозяйства Без оснований пролонгирована ОГСУ "РДЦ ТО" бюджетная ссуда, предоставленная в 2001 году на общую сумму 5,055 млн.руб. По состоянию на 01.01.2003 года задолженность ОГСУ "РДЦ ТО" перед Департаментом финансов Администрации Томской области по соглашениям о предоставлении из областного бюджета ссуд на поставку угля муниципальным образованиям "Зырянский район", "Асиновский район", "Первомайский район" составила 5,055 млн. руб., но задолженность вышеуказанных районов перед ОГСУ "РДЦ ТО" по поставленному топливу отсутствует. Однако, срок возврата бюджетной ссуды продлен до 01.07.2003 года. Во всех проверенных объектах списание потребленного угля производится без установления норм расхода. 4. Использование бюджетных средств на приобретение компьютерной техники для общеобразовательных сельских школ в 2001 году Общая стоимость аппаратно-программных средств для сельских школ Томской области в 2001 году в соответствии с Соглашением от 06.03.2001 N 13, заключенным между Министерством образования Российской Федерации и Управлением образования Администрации Томской области, составила 15,4 млн.руб., из них средства федерального бюджета - 10,01 млн.руб., средства областного бюджета - 5,39 млн.руб. В соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 11.07.2001 N 287-р Управлению образования для долевого участия в реализации комплекса работ по компьютеризации учреждений основного и среднего (полного) общего образования, расположенных в сельской местности Томской области из фонда непредвиденных расходов в 2001 году было выделено 5,39 млн.руб., которые направлены и использованы по целевому назначению в полном объеме. В ходе проверки установлено несоответствие данных отчета, представленного Управлением образования в Исполнительную дирекцию по президентской программе "Дети России", с фактическим оприходованием техники сельскими школами, в частности: не оприходована техника в Зональненской и Синеутесовской средних школах и в Эуштинской неполной средней школе на общую сумму 45,4 тыс.руб.; техника, оприходованная на баланс Могочинской общеобразовательной школы по данным отчета отражена, как полученная Игрековской общеобразовательной школой. Реализованная в рамках Соглашения от 06.03.2001 N 13 схема поставки аппаратно-программных средств, а именно: передача компьютерной техники от иногородней фирмы напрямую получателям - сельским школам и, в соответствии с этим, отсутствие в Управлении образования, выполняющем функцию координатора работ по Соглашению, первичных документов, подтверждающих поступление и получение компьютерной техники сельскими школами, не позволяет осуществить качественный последующий контроль за сохранностью и объемами полученной техники, в том числе оплаченной из средств областного бюджета на сумму 5,39 млн.руб. 5. Расходование средств Фонда поддержки муниципальных образований в части субвенций, направленных на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетных учреждений и муниципальным служащим в 2001 году Объем финансовой помощи местным бюджетам из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований на 2001 год определен Законом Томской области "Об областном бюджете на 2001 год" от 09.01.2001 N 6-ОЗ (в редакции от 10.12.2001) в сумме 963 595 тыс.руб., в том числе субвенции на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы - 560 581 тыс.руб. В ходе выборочной проверки первичных документов и регистров бухгалтерского учета Департамента финансов за 2001 год установлено следующее: - перечислено субвенций на счета муниципальных образований на выплату заработной платы с начислениями в сумме 541 169 тыс.руб.; - зачтены в счет субвенций средства в сумме 10 812 тыс.руб., перечисленные Департаментом финансов коммерческим банкам по договорам о предоставлении Государственных гарантий субъекта РФ, в погашение основного долга по кредитам, полученным муниципальными образованиями в 2000 году; - зачтены в счет субвенций 3 000 тыс.руб., перечисленные муниципальному образованию "Колпашевский район", с направлением их на погашение кредита, привлеченного в 2000 году на выплату заработной платы под государственную гарантию субъекта РФ; - зачтены в счет субвенции 5 600 тыс.руб., перечисленные муниципальному образованию "Томский район" платежным поручением от 06.03.2001 N 723 с двойным назначением платежа: "Субвенция на заработную плату с начислениями, в том числе 5 600 тыс. руб. на восстановление кредитов на заработную плату". В результате проверки установлено нецелевое использование субвенций на общую сумму 8 284,9 тыс.руб., в том числе: - муниципальным образованием "Томский район" в январе 2001 года средства в сумме 7 000 тыс.руб. (при наличии невыплаченной зарплаты за декабрь 2000 года) были направлены на оплату энергоресурсов; - муниципальным образованием "Первомайский район" средства в сумме 941 тыс.руб. были направлены на выплату опекунских и оплату электроэнергии; - муниципальным образованием "Зырянский район" средства в сумме 343,9 тыс.руб., направлены на финансирование редакции, земельного комитета и на выплату опекунских; В муниципальном образовании "Кривошеинский район" субвенция в сумме 13,0 тыс.руб. не использована в течение года и по состоянию на 01.01.2002 осталась на текущем счете. В нарушение ст.38 Закона Томской области "Об областном бюджете на 2001 год" от 09.01.2001 N 6-ОЗ (в редакции от 10.12.2001) средства финансовой помощи выделялись муниципальным образованиям, не выполняющим требования бюджетного законодательства, а именно: имевшим дефицит бюджета сверх предельного размера, установленного Бюджетным кодексом РФ; допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Наряду с субвенциями муниципальным образованиям в 2001 году были выданы ссуды на покрытие временных кассовых разрывов для выплаты заработной платы с начислениями, которые по состоянию на 01.01.2002 года не были погашены и по сути таковыми не являлись. В 10 муниципальных образованиях из 13 ссуды составляли от 35,7% до 91,6% по отношению к сумме собственных доходов местных бюджетов и стали источником финансирования расходов на заработную плату работников бюджетной сферы. Управлением финансов муниципального образования "Томский район" нарушен п.1 ст.217 Бюджетного кодекса РФ в части финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств сверх предусмотренных бюджетной росписью ассигнований. Бюджет муниципального образования "Томский район" на 2001 год был утвержден с нарушением п.5 ст.92 Бюджетного кодекса РФ (предельно допустимый размер дефицита местного бюджета превышен в 2,1 раза). Управлением финансов администрации Молчановского района допущены нарушения: - п.3 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ в части увеличения финансирования существующих видов расходов при отсутствии соответствующих изменений в решении о бюджете; - ст.217 Бюджетного кодекса РФ в части отсутствия сводной бюджетной росписи на 2001 год; - ст.220 Бюджетного кодекса РФ в части не доведения до нижестоящих распорядителей и получателей информации об изменении объемов бюджетных ассигнований соответствующими уведомлениями. При недостатке средств на выплату заработной платы и привлечении в связи с этим бюджетных ссуд и кредитов коммерческих банков, а также при фактически сложившемся дефиците бюджета, штатная численность работников бюджетной сферы сверх предельно установленной распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 23.04.2001 N 150-р составила в муниципальном образовании "Томский район" 196 единиц. V. Полнота, своевременность и порядок финансирования "Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в 2001 году" за счёт средств обязательного медицинского страхования Проверкой порядка финансирования "Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в 2001 году" за счёт средств обязательного медицинского страхования установлено, что ряд положений нормативных правовых актов субъекта РФ и Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТТФОМС, Фонд) по организации системы ОМС Томской области требуют доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством. В 2001 году ТТФОМС использовал средства медицинского страхования по объемам, структуре и целевому назначению не в полном соответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами РФ и Томской области. В нарушение ст.5 Бюджетного кодекса РФ, при наличии задолженности по расчетам в 2001 году в сумме 35 млн.руб., ТТФОМС перечислил авансовые платежи в страховые медицинские организации на 2002 год в сумме 90,77 млн.рублей, которые были отражены в Отчете об исполнении бюджета ТТФОМС за 2001 год как оплата медицинских услуг 2001 года. При этом 58,4 млн.руб. остались по состоянию на 01.01.2002 на счетах страховых медицинских организаций. В соответствии со ст. 232 Бюджетного кодекса РФ при наличии у ТТФОМС доходов сверх сумм, установленных Законом Томской области от 06.01.2001 N 2-ОЗ "О бюджете ТТФОМС на 2001 год", Фонд был обязан внести на рассмотрение Государственной Думы Томской области проект закона о внесении изменений в закон о бюджете ТТФОМС на 2001 год, а не авансировать Программу ОМС 2002 года, которая не была еще утверждена, а также не был принят закон о бюджете ТТФОМС на 2002 год. В нарушение Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного ФФОМС 05.04.2001 N 1518/21-1, при наличии финансовых средств в сумме 84,99 млн.руб., Фонд не вносил в Согласительную комиссию по тарифам в системе ОМС Томской области предложения об установлении коэффициента индексации тарифов на оплату медицинских услуг. За счет доходов, полученных сверх сумм, утвержденных законом о бюджете ТТФОМС на 2001 год, в соответствии с приказами исполнительного директора, ТТФОМС перечислил со своего расчетного счета на повышение оплаты труда работников лечебных учреждений средства в сумме 35,8 млн.руб. Списаны на расходы Фонда средства в сумме 4,1 млн.руб., не подтвержденные актами сверки между лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми медицинскими организациями. Организационная структура ТТФОМС, утвержденная Администрацией Томской области, не изменена в связи с упразднением части выполняемых функций. По итогам работы за отчетный период выявлены следующие основные финансовые нарушения: 1. Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных: - на реализацию целевых программ - 2066,3 тыс.руб.; - на лизинговые операции - 1521,1 тыс.руб.; - из финансовой помощи местным бюджетам в части субвенций на заработную плату - 8284,9 тыс.руб. - на поставку ГСМ сельхозтоваропроизводителям - 2735,9 тыс.руб. Итого: 14608,2тыс.руб. 2. Несвоевременное взыскание процентов по кредитам, предоставленным из средств областного бюджета - 6360,1 тыс.руб. 3. Несанкционированные отвлечения средств бюджета: - удорожание предметов лизинга - 1790,0 тыс.руб.; - отсрочка по кредитам - 34353,6 тыс.руб.; - временно на другие цели (из продовольственного фонда) - 12086,0 тыс.руб.; - комиссионное вознаграждение от поставки ГСМ - 2018,2 тыс.руб. Итого: 50247,8 тыс.руб. 4. Потери бюджета: - необоснованное снижение арендной платы - 5226,8 тыс.руб.; - неполученная арендная плата от использования областного имущества - 2065,2 тыс.руб.; - потери резерва медикаментов службы медицины катастроф - 61,4 тыс.руб.; - снижение процентной ставки по бюджетным кредитам - 600,0 тыс.руб.; - упущенные доходы в виде не полученных дивидендов - 69,0 тыс.руб. - занижение прибыли ОГУП, подлежащей внесению в областной бюджет (10%) - 353,4 тыс.руб. Итого: 8375,8 тыс.руб. 5. Занижение Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в 2001 году в части средств обязательного медицинского страхования - 84990 тыс.руб. В соответствии со статьей 18 Закона Томской области "О Контрольной палате", палата осуществляла контроль за использованием государственной собственности Томской области и за поступлением в областной бюджет средств от её управления и распоряжения. По предложениям и заключениям Контрольной палаты Администрацией Томской области были приняты следующие меры по устранению выявленных нарушений: 1. Внесены изменения и дополнения в Закон Томской области "Об областном бюджете на 2002 год": - представлена полная расшифровка неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; - увеличены поступления неналоговых доходов, в том числе по статье "Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций". Доходы по этой статье увеличены с 20 375 тыс.руб. до 119 375 тыс.руб. (в 5,8 раза). 2. В Законе Томской области "Об областном бюджете на 2003 год": - отдельной строкой учтены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 152 471 тыс.руб.; - увеличены доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности на 38%; - исключено закрепление доходов от аренды за определенными расходами. Эффективность управления государственной собственностью Томской области низка, так как: - полная инвентаризация и учет объектов государственного имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения за областными унитарными предприятиями, а также государственная регистрация прав собственности Томской области на эти объекты не завершена; - количество ОГУП, необходимых для выполнения государственных функций и решения необходимых социальных и экономических вопросов области, не оптимизировано. В организационной форме "ОГУП" функционируют предприятия, цели и задачи которых могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы; - низкая эффективность деятельности ОГУП приводит к недополучению доходов в областной бюджет; - "Программа повышения эффективности управления государственной собственностью в Томской области до 2003 года" не выполнена в полной мере, в том числе по выравниванию ставки арендной платы, взимаемой за пользование государственной недвижимостью Томской области, со ставками, сложившимися на рынке; по реформированию государственного сектора экономики (ОГУП); отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел хозяйственных обществ, в которых участвует Томская область; отсутствует система отбора представителей государства в АО и механизм контроля за ними. Контрольной палатой направлены запросы проверяемым организациям, допустившим нарушения, выявленные в ходе проведенных проверок, о принятых мерах. На основании предоставленной информации принимается к сведению следующее. Комитетом по культуре и туризму Администрации Томской области учтены все замечания, изложенные в акте проверки целевого использования средств областного бюджета, выделенных на выполнение программы "Культура Томского края", для дальнейшей её реализации. ГУЗ "Областной центр медицины катастроф" по итогам за 2002 год: - отражены в бухгалтерском учете, оплаченные векселями Томской расчетной палаты, медикаменты в сумме 100,0 тыс.руб.; - в настоящее время введен порядок осуществления выверки остатков резерва медикаментов, хранящихся в ГУП "Областной аптечный склад"; - часть резерва медикаментов с баланса централизованной бухгалтерии Департамента здравоохранения Администрации Томской области принята на баланс ГУЗ; - налажен контроль и учет движения и сохранности резерва медицинского имущества в соответствии с Положением о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф, утвержденным Департаментом здравоохранения Администрации Томской области и Инструкцией по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом МФ РФ от 30.12.99 N 107Н. Кроме того, по результатам проверки Департаментом здравоохранения было проведено рабочее совещание и установлены конкретные сроки для доработки, изменения и систематизации содержания правовых актов по вопросам службы медицины катастроф. Главному врачу ГУЗ объявлен выговор. По программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Томской области на 2001-2004 годы" Департаментом здравоохранения Администрации Томской области было проведено рабочее совещание по принятию мер недопущения впредь нарушений, установленных в ходе проведенной проверки. Томским областным центром профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями были учтены нарушения, выявленные в ходе проверки использования средств за 2001 год по программе "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Томской области на 2001-2002 годы". Расходование средств областного бюджета в 2002 году на мероприятия, предусмотренные программой, осуществлялось в соответствии с утвержденными мероприятиями. Выводы, сделанные в результате проведенной проверки, были учтены при разработке целевой программы "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Томской области на 2003-2004 годы". ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Томской области" отозвал из Департамента здравоохранения Администрации Томской области подтверждение о получении фактически не полученных лекарственных средств на сумму 24428 тыс.руб. Департаментом здравоохранения дебиторская задолженность на эту сумму восстановлена и погашена поставщиком. Учет лекарственных средств в ФГУ с 01.07.2002 года ведется на забалансовом счете. Отчет о получении и передаче лекарственных средств направляется в Департамент здравоохранения Администрации Томской области. Поквартальное планирование бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию программы "Профилактика клещевого энцефалита и болезни Лайма", в настоящее время увязывается со сроками проведения мероприятий. В целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверок Контрольной палаты, Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издан приказ от 12.02.2003 N 12, в котором предусмотрено: - во втором и третьем кварталах текущего года провести мероприятия, направленные на устранение замечаний, отмеченных в актах проверок; - разработать проекты законов "О порядке управления объектами государственной собственности на территории Томской области", "Об областных государственных унитарных предприятиях", "О порядке использования имущества Томской области"; - рассмотреть на коллегии Департамента вопрос "О выполнении "Программы повышения эффективности управления государственной собственностью в Томской области до 2003 года". В ООО "СК "Стоик-мед" приведены в соответствие с действующим законодательством договоры с лечебно-профилактическими учреждениями на предоставление медицинской помощи гражданам. В АОЗТ "Октябрь" устранены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов, получаемых за счет средств областного бюджета в форме товарного кредита для проведения весенне-полевых и уборочных работ. В ОГСУ "Расчетно-долговой центр" организовано ведение учета целевых денежных средств на отдельных счетах бухгалтерского учета. В ОГУП "Областной сельскохозяйственный торговый дом" начисление процентов по бюджетным кредитам производится ежемесячно. Задолженность на 01.01.2003 по просроченным процентам, начисленным на бюджетные кредиты, погашена в полном объеме. Рекомендации и предложения Контрольной палаты по итогам контрольной работы в 2002 году В целях минимизации факторов и устранения причин, влияющих на вопросы нецелевого использования бюджетных средств, неэффективного управления и распоряжения областным имуществом, совершенствования нормативно-правовой базы Томской области, направленной на повышение эффективности расходования финансовых средств, Контрольная палата по итогам работы в 2002 году рекомендует: Администрации и Государственной Думе Томской области: 1. Разработать и принять в 2003 году Закон Томской области "Об административной ответственности за нецелевое использование государственного или муниципального имущества в Томской области и средств, выделенных из областного или местных бюджетов и целевых бюджетных фондов". 2. В целях эффективного управления объектами областной собственности, переданными в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, ускорить процесс разработки и внесения в Государственную Думу Томской области Закона "Об областных государственных предприятиях". 3. Разработать и принять в 2003 году новую редакцию Закона Томской области от 27.08.97 N 540 "О порядке управления объектами государственной собственности на территории Томской области" с целью приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. 4. Внести дополнения в Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год", предусматривающие, что: - кредиты из целевых бюджетных фондов могут предоставляться только тем юридическим лицам (в том числе и ОГУП), которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе; - зачисление средств из бюджетных фондов осуществляется на отдельный лицевой счет заемщика, открытый в финансовом органе, исполняющем бюджет; - возврат в областной целевой бюджетный фонд государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в приравненные к районам Крайнего Севера местности Томской области с ограниченными сроками завоза грузов средств утвердить в суммах, подлежащих погашению в соответствии с условиями соглашений и договоров, заключенных в 2002 году, а также с учетом погашения части задолженности муниципальных образований по средствам, переданным в управление в 2002 году. 5. Учитывая, что часть действующих областных унитарных предприятий не выполняет государственные функции, а также низкую эффективность их работы в решении социальных и экономических проблем области, разработать в 2003 году и утвердить в Государственной Думе Томской области "Комплексную программу реформирования государственного сектора экономики Томской области на 2003-2005 годы". 6. Привести нормативные правовые акты Томской области, а именно: Закон Томской области от 15.12.2002 N 92-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год", Закон Томской области от 22.07.2002 N 52-ОЗ "О бюджетном процессе в Томской области", "Порядок предоставления бюджетных ссуд из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований области", утвержденный постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 13.02.20023 N 31 в соответствие со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года). Администрации Томской области: 1. Обязать Департамент по управлению государственной собственностью Томской области: - провести в 2003 году полную инвентаризацию недвижимых объектов государственного имущества (в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения за областными предприятиями) и государственную регистрацию прав собственности Томской области на эти объекты; - документы по передаче и закреплению областного имущества в хозяйственное ведение ОГУП привести в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами Томской области и Российской Федерации; - в рамках ведения реестра собственности Томской области разработать и соблюдать систему учета учредительных документов ОГУП и трудовых договоров с их руководителями; - разработать порядок принятия решений о применении мер ответственности к руководителям ОГУП за несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным технико- экономическим показателям. 2. Пересмотреть решение о целесообразности передачи помещений областной собственности в безвозмездное пользование ООО "Рембыттехника-Сервис". 3. Разработать и постановлением Губернатора Томской области утвердить Положение, предусматривающее порядок оформления передачи объектов областной собственности в безвозмездное пользование, сформировать типовой пакет документов, необходимых при заключении договоров безвозмездного пользования. 4. Привлечь должностных лиц к ответственности за передачу в безвозмездное пользование 8,3 тыс.кв.м помещений без соответствующего постановления Главы Администрации Томской области. 5. Заключить договоры с уполномоченными лицами Администрации Томской области по представлению интересов Томской области на предприятиях и организациях, в уставные капиталы которых внесена областная собственность. 6. Разобраться с деятельностью предприятий, в уставные капиталы которых внесены средства областного бюджета и которые не ведут хозяйственную деятельность: - АООТ "Факел" - не работает с 1997 года; в уставной капитал внесено - 1987,5 тыс.руб. - ОАО "Томская льняная корпорация" - хозяйственную деятельность не ведет, выпуск акций не зарегистрирован в ФКЦБ; в уставной капитал внесено 204,0 тыс.руб. 7. Разработать новую редакцию "Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ в Томской области" с целью приведения данного Положения в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами, определения терминов и понятий, предусмотрения четкой процедуры корректировки целевых программ, привлечения к ответственности лиц, виновных в нецелевом использовании средств. 8. Разработать и утвердить во исполнение статьи 25 Закона Томской области "О защите населения и территории Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (N 340 от 26.04.96 в редакции от 13.08.2002) Положение о порядке функционирования системы резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 9. Внести дополнения в "Положение о согласительной комиссии по тарифам в системе ОМС Томской области", утвержденное Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 08.07.2002 N282-р, наделив Согласительную комиссию полномочиями по утверждению "Положения о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Томской области" с соответствующими изменениями "Правил обязательного медицинского страхования граждан в Томской области", утвержденных Постановлением Администрации Томской области от 29.01.2002 N 36. 10. Потребовать: - от Департамента финансов ужесточить меры по взысканию сумм просроченной задолженности по кредитам из целевых бюджетных фондов, принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по взысканию санкций за несвоевременный возврат кредитов и процентов по ним; - от Департамента здравоохранения и ГУП "Областной аптечный склад" принять меры по урегулированию вопроса возмещения потерь резерва в сумме 61,45 тыс.руб.; - от ГУП "Областной аптечный склад" в надлежащем порядке документально оформить хранение оперативного резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения службы медицины катастроф; - от ООО "ФССК" внести в установленном порядке изменения в договоры лизинга, заключенные с лизингополучателями. Размер лизинговых платежей уменьшить, установив снабженческо-сбытовую наценку, равную сумме фактически произведенных затрат. 11. Поручить Департаменту финансов принять меры по взысканию: - с ООО "ФССК" в доход областного бюджета средств, не использованных на лизинговые операции в АПК Томской области в сумме 1 521,174 тыс.руб.; - задолженности по ссудам и кредиту, предоставленным ОГСУ "РДЦ ТО" на общую сумму 18,147 млн.руб. 12. Принять меры дисциплинарной ответственности к руководителям организаций, допустившим нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение целевых программ области. 13. Главам администраций муниципальных образований: - принять меры по разработке норм расхода угля; - в соответствии со ст.71, ст.72, ст.73 Бюджетного кодекса РФ заключать муниципальные контракты на поставку товаров, работ и услуг на конкурсной основе и вести реестры закупок. Действующая до 27.02.2003 года редакция Закона Томской области "О Контрольной палате" не давала палате законодательных норм воздействия на нарушителей бюджетного и имущественного законодательства в части реализации права требования устранения выявленных в результате проверок нарушений. Наделив Контрольную палату широкими контрольными функциями и полномочиями, Государственная Дума Томской области право принятия решений по выявленным нарушениям оставила за собой. Это предопределяло невысокую эффективность контрольной работы, так как недостаточно выявить в бюджетном процессе финансовые и другие нарушения, важно добиться, чтобы они были безотлагательно и своевременно исправлены. По инициативе Контрольной палаты Государственной Думой Томской области 27.02.2003 года приняты изменения и дополнения в статью 21 Закона, которыми Контрольной палате предоставлено право направления представлений и предписаний руководителям проверенных организаций с требованиями принятия мер по устранению нарушений и возмещения причиненного области ущерба. В декабре 2002 года подписано на безвозмездной основе соглашение со Счетной палатой Российской Федерации о проведении, в случае необходимости, совместных проверок, об обмене опытом работы; методическими и регламентными материалами по организации проведения контрольных мероприятий; о переподготовке кадров. Сотрудники Контрольной палаты выезжали в командировки по обмену опытом работы в контрольно-счетные палаты Москвы, Новосибирска, Кемерово, Тюмени, Счетную палату Российской Федерации. Контрольная палата вступила в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации. Председатель Контрольной палаты принимал участие в работе III и IV конференций Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации; во Всероссийской научно-практической конференции по вопросам совершенствования системы парламентского финансового контроля. Принятые в 2002 году организационные меры и законодательные решения по Контрольной палате позволят значительно улучшить эффективность работы самой палаты и усилить контроль за расходованием средств бюджета и собственности в Томской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|