Расширенный поиск
Закон Томской области от 15.11.2002 № 81-ОЗЗАКОН Утратил силу - Закон Томской области от 07.09.2006 г. N 213-ОЗ Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ; от 13.10.2005 г. N 189-ОЗ) Принят постановлением Томской Государственной Думы от 31.10.2002 N 358 Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" согласно приложению. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) В.М.Кресс Приложение к Закону Томской области "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" ПАСПОРТ областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ; от 13.10.2005 г. N 189-ОЗ) Наименование Областная целевая программа "Обеспечение жильем программы молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" Дата принятия Постановление Главы Администрации (Губернатора) решения о разработке Томской области от 08.05.1998 г. N 167 "О плане программы мероприятий по реализации молодежной политики на территории Томской области во II кв. 1998 года", Закон Томской области от 14.06.2000 N 24 - ОЗ "О государственной молодежной политике в Томской области", Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 26.12.2001 г. N557-р "О создании постоянно действующей рабочей группы для разработки мероприятий по подготовке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области" Государственный Администрация Томской области, Департамент по заказчик программы молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (В редакции Закона Томской области от 13.10.2005 г. N 189-ОЗ) Основные Томское региональное отделение общероссийской разработчики общественной организации "Союз МЖК России"; программы Комплексный НИИ СО РАН (г. Новосибирск) Цель программы Создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области Задачи программы 1. Создание системы законодательных и нормативных правовых актов Томской области, обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку молодежных инициатив по развитию движения молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций, молодежных жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений молодых семей и специалистов. 2. Создание системы государственной и муниципальной поддержки коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности. 3. Создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому, организационному, информационному и кадровому обеспечению. 4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса. 5. Создание эффективной системы управления реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы. 6. Разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья. (Дополнен - Закон Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Сроки и этапы Программа реализуется в 2002-2010 годы поэтапно: реализации программы 1 этап (2002 - 2004 гг.) Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах, приобретение жилья. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 2 этап (2005 - 2010 гг.) Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка рекомендаций по совершенствованию нормативно-законодательной базы строительства жилья и обеспечения его ресурсами. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Перечень основных - Создание Дирекции жилищно-строительных программ программных Томской области. (В редакции Закона Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) мероприятий - Разработка и принятие перспективного плана подготовки площадок и строительства жилых объектов программы, в том числе индивидуальных домов в сельской местности, на территории области. - Освещение в средствах массовой информации целей и основных положений программы. - Подготовка предложений и внесение поправок в нормативные акты, регулирующие жилищную сферу. - Создание системы государственной и муниципальной поддержки при получении и выполнении технических условий. - Разработка и реализация системы стимулирования участия хозяйствующих субъектов в программе. Исполнители Дирекция жилищно-строительных программ Томской программы области Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию), (Дополнен - Закон Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) финансово-кредитные учреждения (по согласованию) (Дополнен - Закон Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Объемы и источники - Средства областного и местных бюджетов финансирования 202000 тыс. руб. программы - Прогнозируемые поступления из федерального бюджета 400000 тыс. руб. - Прогнозируемые поступления из внебюджетных источников 810800 тыс. руб. Ожидаемые конечные - Улучшение демографической ситуации в области. результаты программы - Мобилизация ресурсов общества на жилищное строительство. - Связывание инфляционных процессов. - Усиление мотивации к труду у молодежи. - Поддержка строительного комплекса области. - Закрепление молодых специалистов в городе, на селе и молодых ученых в ВУЗах и НИИ. - Строительство 153 тыс. кв. м. жилья. - Обеспечение 3060 семей квартирами. Система организации Контроль за исполнением программы осуществляют контроля за исполнением Государственная Дума Томской области, программы Администрация Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (В редакции Закона Томской области от 13.10.2005 г. N 189-ОЗ) ВВЕДЕНИЕ Целью настоящей программы является создание и апробация механизмов, которые позволяли бы в современных условиях устойчиво решать жилищную проблему сначала для определенной категории населения (молодых семей и специалистов), а в дальнейшем возможно и для более широкого круга граждан. В процессе анализа общей ситуации в жилищной сфере было выяснено, что в чистом виде традиционные схемы решения жилищной проблемы в современных условиях не жизнеспособны и поэтому необходимы новые подходы и соответствующие решения, законодательная база. Изучение мирового опыта решения жилищной проблемы продемонстрировало изобилие подходов в этой области. Общий же вывод состоит в том, что государство всегда занимает активную позицию в решении жилищной проблемы и особенно в периоды серьезных структурных изменений в экономике и обществе страны. На основе выполненного анализа была разработана общая схема решения жилищной проблемы молодых семей, суть которой состоит в том, чтобы с одной стороны консолидировать возможные источники финансирования жилищного строительства, а с другой стороны устранить препятствия, мешающие нормально функционировать существующим механизмам решения жилищной проблемы. Реализация данной программы позволит сформировать механизм, мобилизующий ресурсы на жилищное строительство и тем самым создаст предпосылки для устойчивого решения жилищной проблемы. I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1.1. Жилищная проблема молодежи с позиции национальных интересов Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Убыль населения в России наблюдается в ХХ веке уже в четвертый раз. Нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в ХХI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время. В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, рост криминализации общества. Абсолютные цифры в сфере рождаемости и здоровья подрастающего поколения следующие: в 1987 г. родилось 2,5 млн. детей (17,2 на тысячу женщин фертильного возраста), а в 1998 г. - почти в 2 раза меньше (8,7). Почти вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей. Из 4 млн. беременностей только 1,3 млн. заканчиваются родами. В активный трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает практически больное поколение. Это страшный симптом вырождения нации. С середины 60-х годов в России не обеспечивается простое воспроизводство населения. Если показатель рождаемости в среднем на одну женщину будет и далее снижаться такими же темпами, как в 90-е годы, то к 2005 году он составит 0,8-0,9, а население России уменьшится до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году. Россия уже сейчас занимает одно из последних мест в мире по плотности населения, а в течение ХХI века Россия, как самостоятельное государство, может просто исчезнуть. Анализ состояния и тенденций демографических процессов и их причин свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, последующего подъема экономики, повышения уровня жизни населения. Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90 -е годы, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно, как отсутствие перспектив получения жилья. В основе второй причины лежит несопоставимый размер пособия на детей с уровнем затрат на содержание ребенка. В Российской Федерации 80% детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем. Остальные проблемы, применительно к поведению молодых семей в сфере рождаемости, носят второстепенный характер, не являются определяющими и не требуют значительных финансовых вложений. Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии. Жилищные условия остаются одним из самых критических экономических факторов, влияющих на положение семьи в России. По общей площади жилья на душу населения Россия во второй половине 80 -х годов отставала от США и Швеции в 3,1 раза, от ФРГ и Франции - в 2,5 раза. Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982-1988 годов. Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи. В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилым комплексам (МЖК). МЖК представлял собой оригинальную форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы. Молодежные жилые комплексы возникли не случайно, а в определенный период экономического развития страны, когда государство имело достаточно средств на решение жилищного вопроса, но испытывало острый дефицит рабочей силы в строительной индустрии. МЖК выступал в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье. В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны государства. Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодежных домохозяйств не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку. Таким образом, обеспечение для молодежи более благоприятных условий в решении жилищной проблемы максимально положительно скажется на улучшении. Проведенные исследования (1) свидетельствуют о том, что молодежь потенциально ориентирована на активную репродуктивную деятельность, до 80 % молодежи намерены вступить в брак до 30 лет и иметь в среднем по два ребенка на семью. Намерение иметь детей (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Одного 19.37 23.02 Двух 54.19 54.34 Трех и более 6.66 4.53 Ни одного 4.64 3.40 Затрудняюсь ответить 14.93 14.72 ------------------------------------------------------------------ В современных условиях, при ограниченных ресурсах, на воспроизводство государство должно в буквальном смысле сохранять генетический потенциал общества. Как бы это цинично ни звучало, но в такой обстановке тем более важно поддерживать молодежь в решении ее социальных проблем. Это с точки зрения воспроизводства населения. Не менее, если не более, важен и квалификационный аспект. Заблуждение в том, что рыночные отношения сами сформируют необходимые экономические пропорции уже приводит к тому, что целые сферы общественной деятельности оголяются, остаются без необходимого воспроизводства квалифицированных кадров. Это образование, наука, культура, здравоохранение, промышленность. И эти отрасли никак не отнести к неперспективным, просто рыночные механизмы в принципе не способны решать многие вопросы экономического развития рационально и без больших издержек. В результате начинает возникать ситуация, когда молодежь выбирает такие профессии, которые хорошо востребованы на рынке труда за рубежом, и исходя из этого, получают в России образование. Сегодня меньше половины томской молодежи уверено, что останется жить и работать в России. Считают для себя возможным навсегда уехать из России (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Да 27.35 14.72 Нет 49.45 58.49 Затрудняюсь ответить 23.11 26.79 ------------------------------------------------------------------ Причина этого скрывается в том, что в решении основных жизненных задач молодежь видит серьезные проблемы. Основные жизненные задачи молодежи на ближайшие 3-5 лет (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Получить образование 75.98 92.83 Найти работу 73.23 71.70 Поправить здоровье 25.33 27.92 Приобрести квартиру (дом) 47.33 55.47 ------------------------------------------------------------------ Основные помехи в решении жизненных задач (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Отсутствие денег 55.80 58.49 Социально-экономическая ситуация 42.79 43.77 в России Недостаток знаний и умения 25.93 32.83 ------------------------------------------------------------------ Таким образом, в области государственной молодежной политики, в том числе и жилищной, необходимо срочно принимать серьезные меры. Молодежь сегодня имеет самую незначительную экономическую базу социальной адаптации в новых условиях. В современных условиях, когда перед населением страны стоит в основном две существенные проблемы: (1) доходы, следовательно, в основном занятость; (2) жилье, - а механизмы их решения еще не устоялись или даже еще не сложились, следует отметить, что молодежь как социальная и возрастная категория наименее социально защищена. Получена следующая оценка молодежью своего материального положения (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Живем от зарплаты до зарплаты 15.37 10.23 На ежедневные расходы хватает 37.51 29.92 Можем откладывать 30.03 27.27 Возможна покупка товаров 12.74 20.45 длительного пользования Ни в чем себе не отказываем 4.25 12.12 ------------------------------------------------------------------ И оценка нуждаемости в собственном жилье (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Да, нуждаемся 64.75 47.92 Нет 35.25 52.08 ------------------------------------------------------------------ Велика в современных условиях проблема трудоустройства в молодежной среде. Ниже приведены данные о наличии постоянного места работы у молодых людей (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ По профессии 7.28 2.76 Не по специальности 10.11 1.57 Нет постоянного места работы 22.04 9.45 Не работаю 59.66 86.22 ------------------------------------------------------------------ Оценка молодежью вероятности остаться без работы свидетельствует о наличии проблем и в данном случае (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск область ------------------------------------------------------------------ Велика 15.77 13.96 Есть, но мала 41.56 33.58 Всегда найду работу 26.79 26.79 Затрудняюсь ответить 14.76 25.66 ------------------------------------------------------------------ Наибольшие опасения молодежи в будущем (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ Томск Область ------------------------------------------------------------------ Возможность потерять (не 36.83 41.13 найти) работу Материальные проблемы 57.21 49.81 Возможность серьезно заболеть 42.18 30.57 ------------------------------------------------------------------ Вывод: Таким образом, с позиции национальных интересов России, интересов регионального развития и с позиции ожидаемой результативности программы представляется целесообразным реализация областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы". 1.2. Анализ ситуации и существующей практики жилищного строительства Детальный анализ мировой практики жилищного строительства, программ и мероприятий по решению жилищной проблемы в России обширно представлен в литературе. Основные выводы из анализа опыта решения жилищной проблемы в развитых и развивающихся странах (США, Германии, Китае, России, Гонконге, Англии и др.). Анализ показал: жилищное строительство и активное участие в нем государства стали в период после великой депрессии важнейшим рычагом государственной политики в решении социальных проблем общества и экономического развития в европейских странах и США; государство в период серьезных структурных перестроек экономики и общества значительную часть бремени в решении жилищной проблемы брало на себя; особое внимание в решении жилищной проблемы обращалось на маргинальные категории: ветераны, пенсионеры, молодежь, малообеспеченные категории населения; долгосрочные коммерческие кредиты широко применяются как средство решения жилищной проблемы лишь в устойчивой, стабильной экономической системе и при активной поддержке государства; дифференцированный подход к различным категориям граждан в решении жилищной проблемы; формирование стандартов гарантированной поддержки государства в решении жилищной проблемы; Следует отметить, что активная роль государства в решении жилищной проблемы начинает затухать при следующих обстоятельствах: создан более-менее устойчивый экономический организм, поддающийся управлению со стороны правительства (государственное регулирование); уровень благосостояния основной массы населения находится на уровне, когда вопрос о жилищной проблеме стоит не как "поиск крыши над головой", а как выбор жилища отвечающего определенному требованию комфортности; по некоторым оценкам активизация рыночных отношений в решении жилищной проблемы происходит тогда, когда средняя месячная заработная плата начинает превышать среднюю стоимость одного кв. м жилья. Социально взрывная острота жилищной проблемы снята. Анализ экономической ситуации в России Анализ свидетельствует: 1. В предшествующий период (до 1992 г.) существовала более устойчивая, ресурсоспособная и последовательная система решения жилищной проблемы. 2. В настоящих условиях для решения социальных проблем хотя бы в минимальных масштабах необходимо принятие решений на уровне федерального правительства и региональных органов власти по формированию нетрадиционных механизмов жилищного строительства. 3. Основными источниками средств для финансирования жилищного строительства в данном случае становятся: доходы узкого круга населения (0,7 - 20 %), которые остаются постоянной составляющей в потребности жилья следующего качественного уровня (градация может быть произвольной) комфорта (кирпичное, кирпичное просторное, кирпичное с несколькими санузлами и т.п.); реинвестирование других накопленных ранее благ населением с низким уровнем доходов и низким обеспечением жильем. (По Томской области это примерно 30% молодежи). Объектами реинвестирования в данном случае является жилье, дачные участки, освоенные и с постройками, в удобных, живописных, транспортно доступных местах; гаражи капитальные в удобных местах; автомобили. Население данной группы инвестирования является основным претендентом на жилье по качеству и нормам соответствующим концу 80 годов; бюджет, как источник финансирования жилья в традиционных формах, потерял первенство. С трудом удается финансировать жилье по ранее принятым государством обязательствам (военным, переселенцам, чернобыльцам и т.п.). Средства бюджетов по программам жилищного строительства разрозненны и часто не используются по причинам отсутствия механизмов, отвечающих требованиям современных условий и состоянию финансово-денежной системы; целевые средства от концессионных проектов выступают в современных условиях регулирующей составляющей в финансировании жилищного строительства; средства предприятий (работодателей). Таким образом, существует необходимость построения адаптивных механизмов финансирования и организации строительства, позволяющих решать возникающие проблемы, и других предпосылок развития жилищного строительства. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области. Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие основные задачи (задачи первого уровня): 1. Создание системы законодательных и нормативно-правовых актов Томской области, обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку молодых семей по строительству (приобретению) жилья, а также молодежных инициатив по развитию движения молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций, молодежных жилищно-строительных кооперативов и других объединений молодых семей. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 2. Создание системы государственной и муниципальной поддержки коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности. 3. Создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому, организационному, информационному и кадровому обеспечению. 4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно - строительного процесса. 5. Создание эффективной системы управления реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы. I. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа реализуется поэтапно в 2002-2010 годах. 1 этап (2002 - 2004 гг.) Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Создание системы мониторинга реализации программы. 2 этап (2005 - 2010 гг.) Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка рекомендаций по совершенствованию нормативно -законодательной базы строительства жилья и обеспечения его ресурсами. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации программы изложен в Приложении 4 "Механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы". 4.1. Основные понятия программы Молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет. Право на участие в настоящей программе имеют молодые семьи, отвечающие следующим условиям: - брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния; - все члены семьи должны быть гражданами Российской Федерации; - все члены семьи должны быть зарегистрированы по месту постоянного жительства (в отдельных случаях возможно рассмотрение и временных регистраций) на территории Томской области; - нуждающиеся в жилом помещении или улучшении жилищных условий. (В редакции Закона Томской области от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) Право на участие в настоящей программе имеют также молодые специалисты бюджетных учреждений, общественных организаций (объединений), работающих с детьми и молодежью по различным направлениям молодежной политики, нуждающиеся в жилом помещении или улучшении жилищных условий. (В редакции Закона Томской области от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) Нуждающимися в жилом помещении или улучшении жилищный условий в целях настоящей программы признаются члены семьи (один из членов семьи), молодой специалист: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории муниципального образования по месту проживания граждан; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, согласно перечню заболеваний, установленному Правительством Российской Федерации, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. (Часть в редакции Закона Томской области от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) Объединениями молодых семей и специалистов считаются некоммерческие организации и общественные объединения, основной целью которых является строительство жилья для их членов. Приоритетные категории молодых семей в рамках настоящей программы (в порядке убывания): Приоритетность молодых семей по месту работы: молодые семьи, в которых оба супруга работают в бюджетной сфере; молодые семьи, в которых оба супруга работают в сельском хозяйстве; молодые семьи, в которых один из супругов работает в бюджетной сфере; молодые семьи, в которых один из супругов работает в сельском хозяйстве; молодые семьи, в которых оба супруга работают в рыночном секторе экономики. Источники финансирования: средства федерального, областного, местного бюджетов, средства организаций, средства молодых семей, средства, полученные после реализации прав на долевое участие в строительстве нежилых офисных помещений и свободного жилого фонда. Право на получение жилищного кредита имеют исключительно участники настоящей программы. При принятии соответствующих решений на федеральном уровне может использоваться безвозмездная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка. Заказчик-застройщик или генеральный подрядчик имеет право получить бюджетный кредит или кредит под гарантию Администрации в порядке, предусмотренном законодательством Томской области. Кредит для строительства (приобретения) жилья (жилищный кредит) - денежные средства, предоставляемые молодой семье на строительство (приобретение) жилья. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Молодая семья может получить денежные средства в виде беспроцентной ссуды за счет разницы между рыночной и сметной стоимостью, полученной при реализации нежилых офисных помещений (внебюджетная беспроцентная ссуда) Получателем внебюджетной беспроцентной ссуды может быть молодая семья или объединение молодых семей и специалистов. Денежные средства, предоставляемые молодой семье за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на безвозвратной основе для строительства (приобретения) жилья, являются безвозмездной жилищной субсидией. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Государственный заказчик программы - Департамент строительства и ЖКХ Администрации Томской области, который от имени Администрации заключает договор с основным исполнителем программы, осуществляет контроль за исполнением программы, за целевым использованием бюджетных средств и мониторинг программы. Часть.(Исключена - Закон Томской области от 13.10.2005 г. N 189-ОЗ) Исполнители программы - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области и Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России". (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Часть.(Исключена - Закон Томской области от 13.10.2005 г. N 189-ОЗ) МЖК - общественные организации, а также молодежные жилищно-строительные кооперативы (и другие объединения), объединяющие представителей молодых семей и специалистов и выступающие от их имени агентами и коллективными инвесторами при строительстве жилья. 4.2. Организационно-финансовый механизм и основные условия реализации программы Организационный механизм опирается на систему договоров между основными субъектами, участвующими в реализации программы: государственный заказчик программы; основной исполнитель программы; генеральный подрядчик; участники программы; инвесторы; молодые семьи. Характер договоров определяется Постановлениями и Распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области, предусмотренными в Приложении 1, целями и задачами, которые решает каждый субъект программы, обязательствами, которые на себя принимает каждая договаривающаяся сторона, и конечными результатами сотрудничества. Основные договоры заключаются: - между государственным заказчиком и основным исполнителем программы; - между государственным заказчиком и уполномоченным банком; - между основным исполнителем и генподрядчиком по объектам программы; - между основным исполнителем и МЖК; - между основным исполнителем и молодыми семьями; - между основным исполнителем и бюджетным кредитором; - между основным исполнителем и жилищным кредитором; - кроме этого могут заключаться договоры, регулирующие отношения субъектов реализации программы по отдельным вопросам. Размер предоставляемого жилищного кредита: размер предоставляемого жилищного кредита рассчитывается, исходя из следующих параметров: а) стоимости строящегося (приобретаемого) жилья, которая определяется исходя из: социальной нормы жилья в расчете на 1 члена семьи, предельной рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, утверждаемой для целей выдачи жилищных кредитов участникам программы; (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) б) размера собственных средств, которые должны внести молодые семьи в качестве единовременного взноса или периодических выплат при строительстве жилья; в) размера внебюджетной беспроцентной ссуды; г) размера средств, перечисляемых за своего работника предприятием или организацией. Оплата дополнительно строящейся (приобретаемой) общей площади жилья сверх рассчитанной по вышеуказанным параметрам общей площади жилья производится исключительно за счет средств молодой семьи. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Размер собственных средств, которые должна внести молодая семья на строительство (приобретение) квартиры предусмотрен в Приложении 4, таблица 2. (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) Вложение собственных средств в строительство (приобретение) жилья молодыми семьями может осуществляться: (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) в качестве единовременного взноса на строительство жилья; в качестве периодических выплат молодыми семьями; в форме, сочетающей единовременную выплату и периодические платежи. В случаях, если молодая семья имеет на праве собственности отдельное жилое помещение, размер первоначального взноса может быть определен в размере рыночной стоимости данного отдельного жилого помещения. Прочие условия: в случае, если до исполнения обязательств по кредитному договору молодая семья или объединение молодых семей прекращает выплаты по кредитному договору, взыскание невыплаченных денежных средств или отчуждение имущества производится в соответствии с действующим законодательством. Условия предоставления бюджетных и жилищных кредитов, источники, сроки и условия их погашения, гарантии по возврату, размеры годовых процентных ставок регламентируются отдельными положениями и утверждаются постановлениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области (Приложение 1). V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5.1. Ресурсное обеспечение реализации программы Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составляет 1412,8 млн. рублей. Средства областного бюджета составляют 77 млн. рублей. Кроме того, в рамках реализации программы предполагается выделение средств из федерального бюджета в размере 400 млн. рублей, из муниципальных бюджетов - 125 млн. рублей, а также привлечение внебюджетных средств в сумме 810,8 млн. рублей, из них личные средства молодых семей составляют 189 млн. рублей. Объемы финансирования программы в 2002-2010 годах приведены в Приложении 2. 5.2. Организационное обеспечение программы Организационная система, призванная решать задачи, сформулированные в настоящей программе, должна состоять из нескольких уровней, обеспечивающих многоканальные связи друг с другом, и реализовывать основные принципы, позволяющие эффективно мобилизовать и консолидировать средства на жилищное строительство, обеспечивать индивидуальный подход к молодым семьям и их объединениям - участникам программы. На областном уровне создается на основе двухсторонних соглашений (договоров) и протоколов система взаимоотношений организаций, отвечающих за решение жилищной проблемы в Томской области, государственного заказчика и основного исполнителя программы - Дирекции жилищно-строительных программ Томской области (Дирекция) (до 31.12.2003), с 01.01.2004 - Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (Департамент). (В редакции Закона Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) Основные задачи Департамента состоят в: (В редакции Закона Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) - подготовке предложений по развитию системы решения жилищной проблемы, - разработке механизмов использования различных источников обеспечения строительства (приобретения) жилья для молодежи необходимыми ресурсами, (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) - подборе площадок и объектов для программы, - консолидации денежных и материальных ресурсов, поступающих из различных источников на цели программы, - финансировании процесса реализации программы, - мониторинге процесса реализации программы, - разработке ТЭО и подготовке бюджетных заявок на финансирование программы, - инициативе по принятию необходимых законов и правительственных решений, - выполнении функций заказчика - застройщика для эффективного контроля за денежными средствами, - выполнении функций управляющей компании для организаций - участников программы, основным родом деятельности которых является решение жилищной проблемы молодежи, - подготовке списков молодых семей и специалистов путем сбора необходимой информации в органах местного самоуправления, учреждениях и т.д., анкетирования и собеседований с кандидатами, желающими участвовать в данной программе, для последующего их отбора и утверждения на конкурсной комиссии, созданной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области. На федеральном уровне Департамент взаимодействует с Управлением по делам молодежи Федерального агентства по образованию, общероссийской общественной организацией "Союз МЖК России", основными задачами которых являются: (В редакции Законов Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) - взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами по вопросам федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с исполнителями региональных программ; - осуществление контроля и определение направлений использования средств на жилищное строительство, предусмотренных в федеральном бюджете в рамках задач настоящей программы. Организационное развитие программа должна получить в процессе реализации в населенных пунктах Томской области в следующих формах: - общественные организации МЖК; - молодежные жилищно-строительные кооперативы; - товарищества собственников жилья; - другие некоммерческие организации; - коллективное и индивидуальное жилищное строительство в сельской местности. Форма участия вновь созданных структур в программе определяется трехсторонним соглашением между территориальной администрацией, Государственным заказчиком и Департаментом. Предложение. (Исключено - Закон Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) Такая организационная схема реализации программы позволяет гибко использовать региональные особенности проблемы, накопленный опыт и существующие источники и механизмы финансирования жилищного строительства. 5.3. Система контроля эффективности реализации программы Система контроля эффективности реализации программы состоит из следующих элементов: контроль целевого использования средств бюджетов, выделяемых на решение жилищной проблемы; отчетность об использовании средств из различных источников на жилищное строительство и о полученных результатах в установленном порядке по согласованной форме; анализ хода реализации программы и эффективности использования средств. В каждом конкретном случае местные органы власти, Государственный заказчик и Департамент определяют характер взаимоотношений по реализации этих элементов контроля. (В редакции Закона Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) 5.4. Законодательное обеспечение программы Предварительно подготовленные материалы программы позволяют определить перечень нормативных актов, принятие которых необходимо для придания нового импульса жилищного строительства в сложившихся социально-экономических условиях. Это: внесение изменений и дополнений в Положение о предоставлении жилищных субсидий, допускающих использование региональных особенностей; внесение изменений и дополнений в порядок предоставления кредитов на жилищное строительство, допускающих использование региональных особенностей и различных форм товарно-денежных отношений. подготовка и согласование методики (или положения) о консолидации источников финансирования жилищного строительства в различных товарно-денежных формах. Приложение 1 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" ПЛАН основных мероприятий по разработке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) ---------------------------------------------------------------------------------------------------- N пп Наименование мероприятий и этапов Вид документа Сроки начала Ответственные работ (проект)/тип и окончания исполнители мероприятия работ ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Создание Дирекции жилищно- Регистрация уставных 2002 Томское региональное строительных программ Томской документов, получение отделение области лицензии Госстроя общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 2. Создание системы учета молодых Постановление Главы 2002 Дирекция жилищно- семей, нуждающихся в жилье, на Администрации строительных программ территории Томской области (Губернатора) Томской области области, методические рекомендации, постоянно действующая общественная приемная 3. Подготовка пакета документов и В соответствии с 2002 Дирекция жилищно- участие в Конкурсе региональных положением о строительных программ программ по отработке механизмов проведении Конкурса, Департамент по молодежной политике, приобретения (строительства) жилья утвержденным приказом физической культуре и спорту молодыми семьями в рамках Министерства Томское региональное реализации первого этапа (2003- образования отделение 2004 гг.) подпрограммы Российской Федерации общероссийской "Обеспечение жильем молодых общественной семей", входящей в состав организации "Союз МЖК федеральной целевой программы России" "Жилище" Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 4. Разработка и утверждение Положения Постановление Главы 2002-2003 Дирекция жилищно- о порядке и условиях Администрации строительных программ предоставления бюджетных кредитов (Губернатора) Томской Томской области заказчику-застройщику области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 5. Разработка и утверждение Положения Постановление Главы 2002-2003 Дирекция жилищно- о порядке и условиях Администрации строительных программ предоставления жилищных кредитов (Губернатора) Томской Томской области участникам Программы области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 6. Подготовка и заключение договора о 2002-2003 Дирекция жилищно- сотрудничестве по обеспечению строительных программ жильем отдельных категорий молодых Региональное семей между Региональным ипотечным ипотечное агентство агентством Томской области и Томской области Томским региональным отделением общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" 7. Подготовка пакета типовых проектов Пакет проектной 2003 Главное управление домов усадебного типа для молодых документации архитектуры и семей, проживающих в сельской градостроительства местности 8. Подготовка перечня объектов и Перечень 1999-2004 Органы местного площадок (в том числе для самоуправления коллективного и индивидуального (по согласованию) строительства в сельской Департамент местности) по области для строительства, включения их в перечень объектов архитектуры и дорожного Программы комплекса (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) 9. Подготовка предложений по Постановление Главы Ежегодно Департамент использованию недоимок по Администрации экономики платежам в бюджет организаций на (Губернатора) Томской Администрации территории области в качестве области "Об Томской области одного из источников использовании Департамент финансов финансирования Программы. дополнительных Администрации Томской источников доходной области части бюджета на цели Департамент по молодежной Программы" политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (В редакции Законов Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) 10. Формирование областного заказа Областной заказ Ежегодно Областное для нужд строительства объектов государственное Программы специализированное учреждение "Центр государственного заказа" 11. Подготовка предложений по Постановление Главы 2003 Департамент использованию возможностей Администрации государственного подсобного домашнего хозяйства в (Губернатора) регулирования сельской местности для пополнения области, Типовое потребительского продовольственного фонда области положение рынка, через механизм индивидуального продовольствия, строительства в рамках Программы перерабатывающей промышленности и поддержки предпринимательства Администрации Томской области Департамент по социально- экономическому развитию села Администрации Томской области 12. Информационное обеспечение Освещение Программы Ежегодно Департамент по реализации Программы в средствах массовой молодежной политике, информации, физической культуре консультации молодежи и спорту Департамент по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) 13. Разработка схем консолидации Типовое положение. 2003 Дирекция жилищно- различных источников строительных программ финансирования жилищного Томской области строительства. 14. Разработка схемы строительства Типовое положение. 2002-2006 Департамент по молодежной политике, жилья "методом народной стройки" с Методические физической культуре и спорту трудовым участием граждан, рекомендации. Администрации Томской области участием организаций, участием Томское региональное органов государственной власти и отделение местного самоуправления с учетом общероссийской конкретных демографических общественной условий. организации "Союз МЖК России" Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) 15. Разработка и утверждение Положения Постановление Главы После Департамент о порядке предоставления Администрации принятия строительства, федеральных безвозмездных жилищных (Губернатора) Томской федеральных архитектуры и субсидий молодым семьям - области нормативных дорожного комплекса, участникам программы при рождении правовых Департамент ребенка актов экономики Администрации Томской области Департамент финансов Администрации Томской области Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) 16. Разработка предложений о внесении Поправки в жилищное После Подразделения изменений в областные законы и законодательство принятия Администрации Томской иные нормативные правовые акты, федеральных области по профилю касающиеся реализации права нормативных молодой семьи на государственную актов поддержку в решении жилищной проблемы 17. Создание конкурсной комиссии по Распоряжение Главы 2002 г. формированию списков участников Администрации программы (Губернатора) Томской области Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) 18. Формирование информационной Организация сбора, 2002-2006 гг. Департамент по молодежной политике, системы, предназначенной для хранения и обработки физической культуре и спорту мониторинга и подготовки информации о Администрации Томской области информационно-аналитических реализации программы Департамент материалов реализации программы в Томской области строительства и ЖКХ Администрации Томской области (В редакции Закона Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) 19. Разработка Положения о порядке Типовое положение. 2002 Дирекция жилищно- формирования очередности молодых Методические строительных программ семей и специалистов и порядке рекомендации. Томской области индивидуального определения видов и Департамент объемов бюджетной поддержки строительства, архитектуры и дорожного комплекса (В редакции Закона Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ) 20. Подготовка необходимых технико- Бюджетная заявка Ежегодно Департамент по молодежной политике, экономических обоснований и физической культуре и спорту расчетов при разработке проекта Администрации Томской области, закона об областном бюджете на Департамент соответствующий финансовый год строительства, архитектуры и дорожного комплекса, Департамент экономики Администрации Томской области, Департамент финансов Администрации Томской области Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" (В редакции Законов Томской области от 14.11.2003 г. N 144-ОЗ; от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" Расчетный баланс средств по различным источникам финансирования на реализацию областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" в млн. рублей в ценах I кв. 2002 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Всего* 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Общая потребность в 1412,8 9,00 162,87 167,97 171,07 174,17 177,27 180,37 183,47 186,57 ресурсах на объекты программы В том числе за счет: реализации прав на долевое 170,00 21,25 21,25 21,25 21,25 21,25 21,25 21,25 21,25 участие в строительстве нежилых офисных помещений (сметная стоимость) реализации прав на долевое 234,00 29,25 29,25 29,25 29,25 29,25 29,25 29,25 29,25 участие в строительстве свободного жилого фонда Реинвестирование кредитных 100,80 5,10 8,20 11,30 14,40 17,50 20,60 23,70 ресурсов, выданных участникам программы Участники программы 821,00 9,00 101,50 101,50 101,50 101,50 101,50 101,50 101,50 101,50 Из них: - личный трудовой 66,00 вклад** - личные средства 189,00 7,00 22,75 22,75 22,75 22,75 22,75 22,75 22,75 22,75 - средства 30,00 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 организаций (по согласованию) - внебюджетная 87,00 10,87 10,87 10,87 10,87 10,87 10,87 10,87 10,87 беспроцентная ссуда - средства местных 125,00 20,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 бюджетов (по согласованию) - средства 77,00 2,00 5,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 областного бюджета*** - средства 400,00 50,00 50,00 50,00 50,00 50,00 50,00 50,00 50,00 федерального бюджета (по согласованию) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- * - в настоящее время подготовлены для реализации программы только 3 строительные площадки общей сметной стоимостью 466 млн. рублей со сдачей в соответствии с нормативными сроками строительства в 2004-2005 гг. Составление полного перечня строительных площадок (в том числе для коллективного и индивидуального строительства на селе) запланировано в Приложении 1. ** - личный трудовой вклад просчитан только на "самоотделке" квартир и не учитывается в строках "Общая потребность в ресурсах на объекты программы" и "Участники программы". *** - объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета будет ежегодно уточняться исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год. Приложение 3 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Оценка инвестиционных источников обеспечения жилищного строительства Анализ различных источников финансирования и ресурсов для жилищного строительства свидетельствует о наличии потенциала, который можно привлечь на жилищное строительство. Использование этих предпосылок и реализуемых в России программ обеспечения населения жильем позволяет построить конкретные механизмы. При оценке инвестиционных источников обеспечения строительства жилья будут рассматриваться ресурсы следующих видов: - денежные ресурсы, - трудовые ресурсы, - материальные ресурсы, передаваемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства, - услуги, предоставляемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства, - освобождения от обременений, предоставляемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства. Проведенные в процессе разработки программы выборочные исследования жилищной проблемы молодых семей показали о высокой остроте жилищной проблемы. Доходы молодых семей достаточно низкие для того, чтобы выступать серьезным источником финансирования жилищного строительства. Ниже приведены результаты выборочных исследований 1999 года. ------------------------------------------------------------------ Уровень Доля Из них Доля Доля средне- опрошенных доля семей, семей, душевого семей семей, освобождающих могущих месячного (%) освобождающих жилую продать дохода жилплощадь площадь занимаемую (руб.) для родственников жилую повторного площадь заселения ------------------------------------------------------------------ До 900 79,6 44,3 39,2 16,5 901 - 1500 16,5 43,1 34,6 22,3 1501 - 2500 1,8 13,6 60,3 26,1 2501 и более 0,1 - 100 - Нет дохода 2,0 31,3 68,7 - ------------------------------------------------------------------ Среднемесячный доход по данным выборочного опроса среди молодежи в 2001 году (в % от общего числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ г. Томск Область ------------------------------------------------------------------ Менее 200 руб. 21.41 62.26 200 - 500 руб. 21.21 16.23 501 - 1000 руб. 20.10 7.55 1001 - 1500 руб. 13.94 2.26 1501 - 2000 руб. 8.89 3.40 2001 - 3000 руб. 5.86 3.02 3001 - 5000 руб. 3.74 2.64 Свыше 5000 руб. 2.42 2.64 Отказ от ответа 2.42 - ------------------------------------------------------------------ Наличие у опрошенных личного имущества, которое может быть использовано в порядке реинвестирования при решении жилищной проблемы (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ г.Томск Область ------------------------------------------------------------------ Жилье 19.48 23.95 Гараж 5.05 7.22 Ценные бумаги 5.25 5.70 Машина 5.95 9.51 Дача 6.05 9.09 Компьютер 17.86 9.51 Ничего из этого нет 59.53 62.74 ------------------------------------------------------------------ Пути получения указанного имущества (в % от числа опрошенных) ------------------------------------------------------------------ г. Томск Область ------------------------------------------------------------------ Жилье: Получил от родных 18.14 21.51 приобрел сам 1.22 1.51 Гараж: получил от родных 4.56 5.28 приобрел сам 0.61 2.26 Ценные бумаги: получил от родных 3.45 3.77 приобрел сам 2.03 2.26 Машина: получил от родных 4.15 5.66 приобрел сам 1.42 2.26 Дача: получил от родных 5.48 9.43 приобрел сам 0.81 1.13 Компьютер: получил от родных 13.36 8.30 приобрел сам 4.76 1.13 ------------------------------------------------------------------ В настоящее время число молодых семей в Томской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оценивается на уровне 45 тысяч. В целом могут рассматриваться следующие источники финансирования жилищного строительства: средства населения, привлекаемые как заем; средства населения как личный вклад в решение своей жилищной проблемы (включая реинвестирование); средства различных фондов, включая фонды организаций; кредиты коммерческих банков; долгосрочные льготные кредиты; средства бюджетов всех уровней (субсидии и др.); целевые средства от концессионных проектов. 1. Средства населения за счет жилищных займов. Данный источник финансирования сильно зависит от конкретных региональных условий. В целом он может рассматриваться реальным, если доходы по займам и надежность вложений будут сопоставимы или даже превосходить аналогичные параметры по другим способам вложения свободных средств. Для условий областных центров, в среднем, этот источник весьма неустойчив, поскольку существуют другие, более эффективные способы вложения свободных средств. Проведенные экономико-математические исследования функционирования механизма привлечения средств населения с помощью краткосрочных жилищных займов при различных условиях показали ряд особенностей этого источника, которые не позволяют его рассматривать как серьезную, устойчивую поддержку в решении задачи финансирования строительства жилья для молодежи. Анализ позволяет сделать следующие выводы: привлечение средств путем продажи жилищных сертификатов следует рассматривать как дополнение к другим методам и источникам финансирования строительства; при применении сертификатного метода необходимо разрабатывать систему мер, заинтересовывающих население не продавать сертификаты эмитенту, а получать жилье на сумму инвестиций, и тем самым снижать долю возвращаемых эмитенту сертификатов; направлять на финансирование строительства не более четверти средств, получаемых от продажи сертификатов; следить за финансовым состоянием банка, в котором размещены средства от продажи сертификатов. 2. Средства населения как личный вклад в решение своей жилищной проблемы. Для оценки данного источника необходимо провести более подробный анализ и сделать некоторый прогноз относительно важности и места жилищной проблемы в системе приоритетов населения. 1) Необходимость решения жилищной проблемы или улучшения жилищных условий существует с той или иной степенью настоятельности для 65% семей и одиноких г. Томска и 48% по области (по данным социологического обследования 2001г.). Это верхний предел, максимальный уровень потребности в жилье. 2) Настоятельным, актуальным является улучшение жилищных условий для 32,5% домохозяйств. Это наиболее вероятный или реальный уровень потребности в жилье. 3) Готовы и собираются улучшить жилищные условия за счет мобилизации собственных денежных ресурсов около 8% всех домохозяйств. Это вероятный минимальный уровень жилищной потребности. 4) Сегодняшние потребности городского населения в жилье достаточно скромны: городские жители в целом не претендуют на уровень жилищной обеспеченности, характерный, например, для большинства восточноевропейских стран, не говоря уже о более высоких международных стандартах. В своих запросах они исходят в основном из желания иметь жилищные условия, подобные тем, в которых проживают люди их социального круга, и реже - люди более высокого социального статуса. 5) Городские жители считают жилищные условия хорошими, когда обеспеченность общей площадью на одного человека составляет не ниже 20 кв.м. 6) Относительно потребности в определенном количестве комнат в квартире можно сказать, что население не устраивает практиковавшаяся до недавнего времени модель заселения квартирного фонда (семье - квартиру с числом комнат на одну меньше количества членов семьи). Большинство жителей считают, что количество комнат в квартире по меньшей мере должно равняться количеству членов семьи. 7) Представления населения о нормативно-уравнительной системе распределения жилья как о социально оправданной начали разрушаться еще до начала экономических реформ. Уже в начале 90-х годов каждый третий житель высказывал заинтересованность и готовность к радикальному экономическому реформированию жилищной системы. В настоящее время все нуждающиеся (и сторонники, и противники развития рыночных отношений в этой сфере) фактически поставлены перед необходимостью решать проблему улучшения жилищных условий за свой собственный счет. Таким образом одним из главных лимитирующих условий развития рынка жилья становятся размеры текущих доходов и денежных сбережений населения. По-видимому этим и объясняется, что убежденных сторонников рыночного способа решения жилищной проблемы среди горожан около 20% , причем, чем выше уровень дохода, тем больше вероятность, что человек разделяет эту точку зрения. 8) Текущие доходы и размеры денежных накоплений нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом недостаточны для масштабного инвестирования жилищного строительства и быстрого решения жилищной проблемы. Денежные сбережения есть лишь примерно у 25% нуждающихся, а их месячный душевой доход находится на уровне 1.7 прожиточного (физиологического) минимума. 9) Самая крупная группа молодых граждан, желающих улучшить свои жилищные условия (80%), относится к группе бедных и малообеспеченных. При этом у семей данной группы среднедушевые доходы не превышают прожиточного минимума, т.е. они могут и должны рассчитывать только на бесплатное жилье. 10) С учетом размеров текущих доходов населения и численности нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматривается несколько групп молодежи по условиям решения жилищной проблемы. Оценка инвестиционных возможностей населения в сфере финансирования жилищного строительства приводит к выводу, что на данном этапе рынок жилья не может получить ощутимого импульса в своем развитии за счет мобилизации средств населения. Это связано с низкой долей населения, которое платежеспособно на этом рынке без существенного ущемления удовлетворения других потребностей. Без учета нуждаемости в жилье сейчас таких домохозяйств в городе Томске 16% от общего количества. Лишь в том случае, когда эта группа увеличится раза в 3-3.5, можно рассчитывать на массового потребителя на рынке жилья. Поэтому на развитие рынка жилья будут работать те социально-экономические мероприятия, которые ведут к снятию поляризации в доходах и формированию полноценного среднего класса. Но на это сложно рассчитывать в ближайшие 3-4 года, даже в условиях начавшегося экономического подъема, поскольку для этого необходим выход из кризиса прежде всего массовых производств, обеспечивающих стабильные и достаточно высокие доходы для широких слоев населения. Наиболее же вероятное развитие событий - это при сохраняющейся поляризации в доходах увеличение числа состоятельных и богатых людей, которые расширяют лишь элитарный рынок. 3. Средства различных фондов. - фонды организаций сегодня в подавляющем большинстве не являются серьезным источником финансирования жилищного строительства, потому что вытесняются отчислениями в обязательные фонды; - внебюджетные фонды не имеют механизмов стимулирования отчисления в них средств, поскольку нет определенной связи между отчислением в эти фонды и возможностью решать жилищные проблемы работников. В этом состоит одна из задач, которую необходимо решать в настоящее время. Существующая система налогообложения заставляет предприятия изыскивать возможности скрывать прибыль и часто незаконными методами. Зачастую эта скрытая прибыль становится источником инвестиций в недвижимость за границей и реже в России. В связи с этим решение проблемы вовлечения в оборот указанных средств не только расширит базу финансирования жилищного строительства, но и через систему мультипликативных механизмов благоприятно скажется на экономической ситуации в России. Ситуация стала меняться в последние два года, когда в условиях экономического подъема возник дефицит в квалифицированных трудовых ресурсах, который может покрываться за счет подготовки молодых кадров, нуждающихся в жилье. Кроме того, следует отметить тенденцию роста недоимки платежей в бюджетную систему. Ниже приведены данные по недоимке и задолженности в консолидированный бюджет Томской области (млн. руб.): ------------------------------------------------------------------ Дата недоимка Задолженность ------------------------------------------------------------------ 01.01.98 415 1419 01.01.99 601 1337 01.01.00 530 1239 01.01.01 757 1733 ------------------------------------------------------------------ В случае согласования интересов консолидированного бюджета, предприятий и нуждающихся в жилье недоимки могут стать серьезным источником финансирования жилищного строительства. 4. Кредиты коммерческих банков. Как источники финансирования жилищного строительства кредиты могут рассматриваться лишь в качестве финансовых амортизаторов. Их использование эффективно только в нескольких случаях: - цены на жилье растут быстрее, чем сумма процентов по кредитам; - высокая рентабельность жилищного строительства; - выделение государственных субсидий в определенных пропорциях к сметной стоимости строительства; - расконсервация незавершенных объектов жилищного строительства с высокой степенью готовности; - средняя месячная заработная плата по уровню сопоставима с ценой 1 кв. метра жилья. Такие условия могут наблюдаться в отдельных регионах, в отдельные периоды времени, при определенных условиях. Экономико-математический анализ ситуации использования банковских кредитов с государственными субсидиями на завершение уже начатых строительством объектов показал возможность таких ситуаций и их формирования. В целом же благоприятные условия достаточно быстро исчерпываются и использование кредитов в жилищном строительстве становится непредпочтительным направлением использования кредитных ресурсов банка. В связи с этим необходимо формировать локальные условия и механизмы, позволяющие использовать банковские кредиты для жилищного строительства. 5. Бюджет. - долгосрочные льготные кредиты; - субсидии; - целевое финансирование жилищного строительства; - средства, предусматриваемые на компенсацию вкладов населения согласно закону Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". При создании определенных предпосылок и стимулирующих условий этот источник может оказать серьезное положительное влияние на сферу жилищного строительства и сопряженные отрасли экономики. Муниципальные бюджеты наряду с существующими формами участия в решении жилищной проблемы могут осуществлять поддержку строительства жилья путем освобождения застройщика от обязательных платежей и предоставлением благоприятных строительных площадок. В целом же в настоящих условиях государство не обладает возможностью участвовать в крупномасштабных акциях по решению жилищной проблемы как это было ранее или как участвовали и участвуют государства развитых стран и бурно развивающихся стран. Государство может участвовать только по ранее принятым программам и в реализации пилотных проектов - таких как Томская областная программа "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов". Рассредоточение бюджетных средств по различным программам затрудняет их рациональное использование, но с другой стороны позволяет при формировании локальных региональных механизмов создавать эффективные схемы консолидации различных источников финансирования строительства жилья. Следует отметить, что в Томской области в последние два года заметно улучшилась бюджетная ситуация, что позволяет рассматривать бюджет как серьезный источник финансирования программы. Подтверждением этому является динамика регионального валового продукта по Томской области за последние годы в сопоставимых ценах (%). ------------------------------------------------------------------ 1995 1996 1997 1998 1999 2000 1пг.2001 ------------------------------------------------------------------ 94,5 92,7 95,2 92,3 104,1 109,1 104,9 ------------------------------------------------------------------ Улучшилась собираемость доходов в консолидированный бюджет Томской области (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------ 2000 1999 1998 ------------------------------------------------------------------ Планируемые доходы 5967495 3748454 3451149 Фактические доходы 6848906 4194058 2994951 +доп, -недост +881411 +445604 -456198 ------------------------------------------------------------------ Аналогично обстоят дела и с доходами в областной бюджет (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------ 2000 1999 1998 ------------------------------------------------------------------ Планируемые доходы 3480146 2109195 1886717 Фактические доходы 3941186 2502818 1700015 +доп, -недост +461040 +393623 -186702 ------------------------------------------------------------------ В таких условиях можно предположить, что сумма в размерах 0,5 % от доходов консолидированного бюджета, составляющая в 2000 году 34,24 млн. руб. и находящаяся в пределах статистической погрешности, вполне приемлемая бюджетная нагрузка для решения важнейшей национальной проблемы. 6. Целевые средства от концессионных проектов. В зависимости от региональных особенностей и актуальности решения жилищных проблем этот источник может играть решающую роль в решении проблемы финансирования жилищного строительства. Опыт и правовая основа использования такого подхода имеется. Выполненный анализ позволяет сделать оценки ожидаемых и необходимых источников обеспечения ресурсами жилищного строительства для различных категорий молодежи, участвующей в программе (Приложение3). 2. Использование жилищных субсидий Затруднения выделения субсидий в денежной форме, предусмотренных в бюджете, могут быть преодолены с помощь организационно-финансового механизма, заменяющего наличное и безналичное денежное обращение. Механизм состоит из двух элементов: - агента получателя субсидии (ст. 1005 ГК РФ); - зачета, проводимого между бюджетом, выделяющим субсидию, поставщиками комплекта материалов и конструкций, проектной документации, производителями специализированных работ, перевозчиками грузов, получателем (агентом получателя) субсидий. Данный механизм применим для бюджетов всех уровней. В общих чертах механизм действует следующим образом: Местные администрации осуществляют землеотвод под застройку и обеспечивают технические условия при необходимости в счет межбюджетных отношений и определяют получателей субсидий. 1. Агент заключает с получателем субсидии соглашение на предоставление субсидии в согласованной материальной форме. 2. Агент с помощью и при участии Администрации Томской области осуществляет проведение зачета по субсидиям, позволяющим предоставить проект, поставить комплект материалов, выполнить специфические работы, требующие квалификации (фундамент, подъемно- монтажные работы и др.). 3. Получатель на свои средства выполняет чистовые отделочные работы и приобретает добор материалов, которые не входят в основной комплект поставок, и вносит свой трудовой вклад в строительство. В качестве агента могут выступать: местные органы власти, специализирующиеся организации или местные подрядные организации под контролем местной власти. По данной схеме могут возводиться дома усадебного типа, небольшие многоквартирные дома и дома целевого назначения. После создания организации-заказчика по программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов" данный механизм позволяет работать с бюджетами всех уровней и участвовать в любой жилой застройке. 3. Кредитование под залог недвижимого имущества и другие гарантии По аналогичной схеме могут использоваться кредитные ресурсы, предусматриваемые бюджетами различных уровней. Особенность заключается в том, что определяется особый порядок гарантий кредита и его погашения, учитывающий конкретные условия предоставления кредита. Активную роль в предоставлении таких гарантий могут выполнять работодатели и организации, как в городе, так и в сельской местности. Погашение кредита по согласованию может осуществляться поставками товаров, продовольствия, выполнением подряда и тому подобное. Наиболее предпочтительным данное направление является для сельской местности и малых городских поселений, с развитым сельскохозяйственным и другим мелкотоварным производством. По текущим условиям (имеются в виду доходы молодых семей, ставка процента по кредитам, стоимость 1 кв.м. жилья) схема ипотечного кредитования пока не имеет реальной опоры в молодежной среде. Общеизвестно, что ипотечное жилищное строительство имеет благоприятные условия, когда процентная ставка по кредиту не высока, темп инфляции низок, а средняя заработная плата в месяц примерно равна стоимости одного квадратного метра жилья. Исследования ситуации в молодежной среде показывают, что для нее условия и механизм ипотечного кредитования в подавляющей массе не приемлемы. В этой связи актуально участие бюджетов всех уровней в предоставлении жилищных кредитов. Участие федерального бюджета в кредитовании граждан для жилищного строительства может осуществляться по многоуровневой схеме с участием бюджета Томской области. Схема выглядит следующим образом. В соответствии с областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" в бюджете области предусматриваются средства на предоставление гражданам жилищных кредитов. Источником же этих кредитов может выступать как областной бюджет, так и федеральный, который в соответствующих объемах предоставляет области бюджетную ссуду с целевым назначением и с последующим ее переоформлением (пролонгацией) в конце финансового года на период, предусмотренный федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей". Использование такого двухуровневого механизма позволяет на уровне бюджета области активизировать погашение недоимок платежей в бюджет за счет прямого использования их продукции на нужды строительства, трансформируя денежный кредит в товарный, минуя механизм рыночных товарно-денежных отношений. Оставаясь по существу жилищным кредитом для гражданина, на конкретном строительном объекте он трансформируется в товарный кредит. Эта схема применима в условиях использования средств федерального бюджета, при финансировании жилищного строительства из областного и муниципальных бюджетов и за счет средств организаций. Особенность данной схемы состоит в необходимости тщательной проработки получения и использования товарного кредита. Кредитная схема может использоваться и при формировании возвратного фонда программы за счет товарных кредитов предприятий на строительство жилья для молодых кадров, который затем трансформируется в возвратный фонд программы, позволяющий осуществлять продажу жилья в рассрочку без подрыва технологического процесса строительства. Источником такого фонда могут стать недоимки по платежам в бюджет при соответствующем решении Администрации Томской области. При принятии соответствующих решений на федеральном уровне могут использоваться демографические стимулирующие функции жилищного кредита при возможности переоформления займа в субсидию при определенных условиях. 4. Использование "метода народной стройки" Метод народной стройки, используемый в России в сельской местности и взятый частично на вооружение в период развития движения МЖК, может эффективно использоваться как организационный механизм при индивидуальной застройке или строительстве небольших многоквартирных домов. Участниками строительства должны выступать будущие жители и их добровольные помощники. Положительная практика такого строительства жилья на селе имеется, и реализована она по инициативе застройщиков. В случае поощрения и поддержки такого подхода с использованием жилищных субсидий, кредитов и других ресурсов потенциал его может оказаться очень большим. Приложение 4 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" Механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы"* (В редакции Законов Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ; от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) Государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы является Федеральное агентство по образованию. (В редакции Закона Томской области от 06.09.2005 г. N 144-ОЗ) Абзац.(Исключен - Закон Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) Абзац.(Исключен - Закон Томской области от 17.05.2004 г. N 59-ОЗ) Предполагаемый механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 -2010 годы" предусматривает использование бюджетных средств из областного бюджета с 2002 по 2010 годы для создания устойчивой системы по строительству жилья для молодых семей без дальнейшей бюджетной поддержки. Для этого предлагается бюджетные средства выдавать молодым семьям в виде жилищных кредитов с учетом инфляции под 14 - 16% годовых. Снижение реальной процентной ставки обеспечивается за счет внебюджетной беспроцентной ссуды, которая образуется при реализации объектов соцкультбыта из разницы между рыночной ценой и сметной стоимостью, а значит не подлежит инфляции. Предлагаются следующие источники финансирования программы: Средства участников программы (средства молодой семьи, родителей, предприятий) - не менее 30% стоимости квартиры; Жилищный кредит - 35% стоимости квартиры; Внебюджетная беспроцентная ссуда - 35% стоимости квартиры. Для индивидуального и коллективного строительства в сельской местности предусматривается предоставление строительных материалов молодым семьям. -------------------------- *Дополнение и детализация механизма реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" будет осуществляться по мере выполнения пунктов 1,4,5,6,9,11,13,14,15 плана основных мероприятий по разработке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" (Приложение 1 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы"). ------------------------------------------------------------------ Примечание ИПС "Право Т": Таблица 1 к Приложению 4 к настоящему Закону предоставляется пользователю ИПС "Право Т" по запросу ------------------------------------------------------------------ Таблица 2 к Приложению 4 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" Условия предоставления жилищных кредитов и внебюджетных ссуд сроком на 12 лет* ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Собственные Жилищный % Среднеме- Среднемесячные Подоходный Внебюджетная Гашение Подоходный ИТОГО: средства кредит ставка сячные выплаты налог за беспроцентная беспро- налог за выплаты и жилищного выплаты гашения % по обслуживание ссуда центной обслуживание в месяц средства кредита гашения кредиту кредита ссуды ссуды организаций кредита ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 30% 35% 14% 1.118 1.878 30,5 35% 1.118 275 4.419,5 (138.000) (161.000) (161.000) 40% 30% 14% 958 1.610 26 30% 958 236 4.076 (184.000) (138.000) (138.000) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ * стоимость квартиры общей площадью 50 кв. метров составляет 460 тыс. руб. По НК, гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" следует: в доход налогоплательщика включается материальная выгода, полученная за счет уплаты процентов за кредит по ставке, меньшей 3/4 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|