Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 № 283-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 01.07.2011 N 283-рп г. Новосибирск Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2012-2015 годы В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации": 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2012-2015 годы. 2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.) до 10.07.2011 на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2011-2015 годы. 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра социального развития Новосибирской области Пыхтина С.И. Губернатор Новосибирской области В.А.Юрченко ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-рп КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2012-2015 годы I. Цели и задачи Программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития Концепция долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2012-2015 годы (далее - Программа) определяет цель, задачи и основные направления деятельности областных исполнительных органов государственной власти по повышению качества жизни семей с детьми. Основной целью Программы является повышение качества жизни семей с детьми путём создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных традиций; развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; совершенствование областной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности; повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма; обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; кадровое и информационное обеспечение семейной политики, повышение уровня информированности населения в Новосибирской области в этой сфере. II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам Решение указанных задач в рассматриваемом периоде должно обеспечить к 2015 году повышение качества жизни детей и семей с детьми, которое будет характеризоваться целевыми индикаторами и их значениями, указанными в приложении. III. Анализ проблемы Базовыми задачами государственной семейной политики Новосибирской области являются укрепление института семьи, повышение качества жизни семей и детей, а также профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. С этой целью разрабатываются стратегические задачи, принципы, установки, выражающие отношение к семье и определяющие перспективы развития государственной семейной политики Новосибирской области. 1. В результате проводимой работы в рамках реализации Программы мер демографического развития Новосибирской области па 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 "О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области па 2008-2025 годы", и областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 20.03.2008 N 49 "Об областной целевой программе "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы", улучшились практически все демографические параметры. Рождаемость выросла с 12,9 до 13,2 рождений на 1000 жителей, естественная убыль населения сократилась с - 1,2 до - 0,7 на 1000 чел. Наблюдается положительная динамика по сокращению числа разводов. В 2010 году па 100 браков приходилось 53 развода против 60 в 2009 году, 62,6 в 2008 году. Вместе с тем остается невысокой доля рождения вторых и последующих детей. В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано 35398 рождений детей; 54% рождённых детей составили первенцы, 34,1% - родившиеся в семье вторыми, третьими рождены 8,5% детей. Рождения в семьях четвёртых и более детей составили только 3,3% от общего количества рождений. Многодетные семьи составляют сегодня лишь 3,9% от общего числа семей с детьми. До 2014 года продолжится сокращение числа женщин фертильного возраста (15-49 лет - способных к деторождению). Это может, по прогнозным данным, повлечь сокращение рождаемости, Настоятельной необходимостью остаётся создание благоприятных условий для увеличения рождений в семьях вторых, третьих и четвёртых детей. Для этого должны быть предприняты дополнительные меры по укреплению института семьи, повышению престижа материнства и отцовства, укреплению здоровья населения, в том числе детского. Актуальным является проведение социально значимых мероприятий, посвященных семье, пропагандирующих семейные ценности, положительный опыт семей по воспитанию детей, создающих положительный образ многодетной семьи. Важную роль здесь играют общественные организации - активные участники подобных мероприятий, способные принять на себя при поддержке государства определенные функции по защите интересов семей с детьми. Необходимы специальные выпуски радио- и телепередач, статьи в СМН, посвященные семье, проблемам воспитания детей, семейным взаимоотношениям, психологическому и физическому здоровью детей и родителей. 2. На 01.01.2011 на учёте в органах социальной защиты населения Новосибирской области в качестве малообеспеченных состояла 81 961 семья с детьми, из них: семьи с детьми-инвалидами - б 287 (6 432 детей-инвалидов); многодетные семьи - 11 858 (39 869 детей); неполные семьи - 39 131 (54 452 детей). Данные категории семей являются наиболее незащищенными и нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки, в том числе материальной. Актуальной остается и система пособий и дополнительных выплат, направленных на улучшение материального положения семей с детьми. Один из способов решения материальных проблем семьи - возможность трудоустройства родителей, получения достойной заработной платы. Практика показывает, что из общей массы незанятых женщин испытывают наибольшие проблемы при трудоустройстве одинокие и многодетные матери и женщины, имеющие детей-инвалидов. В 2010 году в государственные учреждения Новосибирской области центры занятости населения обратились 558 многодетных и 788 одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, 14 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 92% обратившихся - женщины. Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы. В период поиска постоянной работы центры занятости населения организуют временное трудоустройство вышеуказанных категорий граждан по договорам с работодателями. Зачастую ребенок после развода остается с матерью. Следовательно и проблема получения основного дохода в неполной семье лежит на женщине. Проблема занятости для одиноких женщин является наиболее важной. Ее решение затруднено из-за того, что женщине нужна хорошо оплачиваемая работа, расположенная близко от дома, с возможностью иметь свободный график, без командировок и ночных смен, с предоставлением пакета социальных гарантий. Малообеспеченными являются и многодетные семьи с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. Как правило, детям-инвалидам независимо от возраста требуются постоянные внимание и забота, лечение и медицинский уход. В этой ситуации особую роль приобретает оказание помощи родителям детей-инвалидов в выборе занятости па условиях, позволяющих осуществлять уход за детьми. В настоящее время нет механизма, обеспечивающего занятость для работников с детьми-инвалидами, отсутствуют специальные программы, предусматривающие переквалификацию родителей детей-инвалидов, позволяющие использовать надомный труд, оказывать помощь в получении оплачиваемой занятости на условиях совмещения ее с уходом за ребенком. В наиболее тяжелом положении находятся неполные семьи. 3. Важной составляющей деятельности по комплексному обеспечению жизнедеятельности детей и подростков является обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи и организация обучения детей с учетом их творческих и интеллектуальных способностей, развитие государственной системы поддержки юных талантов, стабильное функционирование системы учреждений дополнительного образования детей. 4. Особую тревогу в последнее время вызывает состояние здоровья детского населения. В прошедшем десятилетии имело место устойчивая тенденция снижения числа детей-школьников с нормативными параметрами физического развития. По группам здоровья школьники распределяются следующим образом: I группа (здоровые дети) - 23,8%, II группа (дети, имеющие функциональные отклонения) - 56,1%, III группа (дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации) - 18,8%. В связи с быстрым развитием компьютерных технологий проявился недостаток в двигательной активности всего населения, а особенно - среди подрастающего поколения. Формирование физической культуры личности, проведение физкультурных и спортивных мероприятий, реализация обучающих спортивных программ, создание условий детям и подросткам для занятий физической культурой и спортом по месту жительства приведет к тому, что здоровый и спортивный образ жизни станет естественной потребностью населения, в том числе детей и молодёжи. В целях укрепления здоровья детского населения продолжает развиваться система отдыха и оздоровления детей, в том числе санаторного. Ежегодно в Новосибирской области функционируют более 1000 учреждений отдыха и оздоровления детей, в которых отдыхают около 136 тыс. человек. В 2010 году действовали 1120 учреждений отдыха и оздоровления детей, из них 1041 лагерь с дневным пребыванием и 79 загородных детских оздоровительных лагерей. Общее количество отдохнувших детей в загородных детских оздоровительных учреждениях в течение 2010 года составило более 59 тыс. человек. В лагерях с дневным пребыванием в летний период и на осенних каникулах отдохнули 77,3 тыс. детей. Наиболее эффективной формой оздоровления является организация отдыха детей в загородных оздоровительных учреждениях, где выраженный оздоровительный эффект отмечается у 79% отдохнувших детей. Таким образом, данная форма детского отдыха является явно предпочтительной. Особенно это важно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые отличаются слабым здоровьем и отсутствием возможности у родителей организовать оздоровление детей самостоятельно. В рамках Программы этим детям будет уделено особое внимание. Кроме того, требует изучения возможность организации отдыха детей в детских оздоровительных учреждениях Краснодарского края. В Новосибирской области не развита система семейного отдыха, детского туризма, который, кроме удовлетворения потребности в отдыхе и оздоровлении, выполняет функции профилактики правонарушений, предотвращения безнадзорности и беспризорности, социальной поддержки детей и подростков. 5. В Новосибирской области проживает 385 тыс. семей с детьми. Численность детского населения (от 0 до 18 лет) составляет около 470 тыс. человек, из них 136015 детей проживают в семьях, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Особое беспокойство вызывают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно эта категория детей нуждается в особой заботе государства. В последнее время участились случаи жестокого обращения с детьми, а также их гибели по вине родителей или опекунов. Среди проблем - детская инвалидность, суициды, социальное сиротство, несовершенство в организации работы органов опеки и попечительства, потребность в реорганизации деятельности детских домов. Необходимо принятие мер по совершенствованию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, повышению эффективности работы социальных служб, предоставляющих услуги семьям с детьми. За последние 3 года в Новосибирской области произошло уменьшение количества детей-инвалидов, находящихся на учёте в пенсионном фонде, с 8100 до 7418. Показатель первичной инвалидности снизился с 23,6 до 21,1 на 10000 детского населения. Это связано, в первую очередь, с реализацией в Новосибирской области комплекса мероприятий по реабилитации детей, их социализации, оказанию помощи семьям с детьми-инвалидами. Вместе с тем недооценка населением значения здорового образа жизни, неудовлетворительное здоровье родителей, нерациональное питание по-прежнему способствуют возникновению инвалидности у детей. Для повышения адаптационных возможностей детей-инвалидов необходимо создание условий для оказания пролонгированного комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей, в том числе создание условий и учреждений для творческого развития детей-инвалидов. Необходимо уделять особое внимание их физическому состоянию. Это актуализирует задачу привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивной физической культурой. Особую актуальность приобретает ранняя медико-социальная помощь детям-инвалидам и комплексная социальная помощь семьям с такими детьми. Созданные службы по оказанию ранней помощи подтвердили свою востребованность, существует необходимость их расширения и развития. Эффективность комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей основывается на систематическом выявлении, развитии и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечении их личной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить шаговую доступность в получении реабилитационных и иных услуг семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В реализации данных задач и решении проблем семей-инвалидов особенно важно обеспечить эффективное взаимодействие специалистов учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций. Непрерывное комплексное сопровождение детей-инвалидов и их семей в настоящее время невозможно без внедрения современных форм, инновационных технологий и методов в реабилитационном процессе. Именно современные медико-психолого-педагогические технологии и подходы позволяют оптимизировать процесс интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание системы информационно-ресурсных центров повысит возможности родителей детей-инвалидов по преодолению жизненных трудностей и будет способствовать формированию активной жизненной позиции, повышению родительской компетентности. Кроме того, именно эти структуры позволяют создать широкое информационное пространство для населения по вопросам толерантного отношения к детям-инвалидам. Основной причиной социального сиротства по-прежнему остается лишение родительских прав. Поэтому усилия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, направлены на предупреждение факторов риска появления семейного неблагополучия, выявление проблем семей и коррекцию отношений на ранней стадии семейного неблагополучия, обеспечение условий для эффективного выполнения семьёй своих функций, а также развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание требуется семьям "группы риска" и семьям, в которых родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию. На начало 201 I года на учёте в органах социальной защиты населения Новосибирской области состояла 5861 семья, находящаяся в социально опасном положении (в них 11984 ребенка). Доля семей, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей, состоящих на учёте в отделах социальной защиты населения Новосибирской области, на 01.01.2011 составила 7,2%, на 01.01.2010-7,5%, на 01.01.2009-8,1%. Таким образом, происходит постепенное снижение числа семей данной категории в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области: на 2,6% по сравнению с 2009 годом и на 5,3% по сравнению с 2008 годом. Это стало возможно, благодаря деятельности новых служб, созданных в рамках действующих областных программ (участковые службы, мобильные бригады и др.). Эффективность используемых современных технологий подтверждает необходимость их дальнейшего развития на территории всей Новосибирской области. Число лишений родительских прав в районах Новосибирской области, являющихся исполнителями программы Новосибирской области "Чужих детей не бывает", одобренной распоряжением администрации Новосибирской области от 22.07.2009 N 297-ра "О программах "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию" (далее - программа "Чужих детей не бывает"), снизилось по сравнению с 2009 годом на 12%. В 10 муниципальных образованиях Новосибирской области, где службы действуют с 2009 года, количество снятых с учета семей в связи с улучшением обстановки, увеличилось на 4,5%. В ряде районов Новосибирской области данный показатель вырос на 30-50%. В 2010 году в связи с проведением профилактических мероприятий по предупреждению отказов от новорождённых детей учреждениями социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями, занимающимися данной проблемой, а также внедрением услуги по организации оперативной работы службы профилактики отказов на территории 6 родовспомогательных учреждений города Новосибирска произошло снижение числа брошенных и отказных новорождённых детей в учреждениях родовспоможения Новосибирской области. В 2010 году зафиксировано 198 случаев (Б том числе 138 в г.Новосибирске), что па 46% (171 случай) меньше, чем в 2009 году. Число отказов от новорождённых детей за 2009 год составило 369 детей (305 детей -г. Новосибирск, 64 ребенка - другие муниципальные образования Новосибирской области). Принимаемые меры способствовали стабилизации ситуации и остановили рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. За 2010 год в Новосибирской области общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 1416 детей и составила 11700 детей (2008 год - 14348 детей, 2009 год - 13116 детей). По состоянию на 1 января 2011 года большая часть из них находится на воспитании в замещающих семьях - 76,1% (2008 год - 73,0%, 2009 год- 75,0%). Вместе с тем по состоянию на 1 января 2011 года под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 2865 детей, что составляет 23,1% детей от общей численности детей данной категории (2008 год - 27,0%, 2009 год - 25,0%). На 01.01.2011 в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 2839 детей (2008 год - 3810 детей, 2009 год -3662 ребенка). Из них: 49% - дети-инвалиды; 99,2% имеют братьев и сестер; 36,7% - в возрасте старше 12 лет. Все перечисленные факторы осложняют подбор семей, в которые возможно передать на воспитание детей. Приоритетной формой семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остается усыновление. Необходима дальнейшая разработка мер по развитию этой формы семейного устройства детей данной категории. Растет число отмененных решений о передаче детей на воспитание в семьи усыновителей, опекунов и попечителей, приемных родителей. За 2010 год с учета снято 99 детей, находящихся на воспитании в данных семьях, в связи с отменой решений о передаче ребенка на воспитание в семью по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. Основной причиной возвращения детей из семей является отсутствие педагогических навыков у замещающих родителей. В этой ситуации крайне необходимо создание служб подготовки и сопровождения замещающих родителей во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, Доступность специалистов данной службы должна определяться как "шаговая доступность". Одновременно необходимо организовать подготовку самих специалистов данных служб. В результате реализации программы "Чужих детей не бывает" в прошедшем году в Новосибирской области создано 6 служб сопровождения замещающих семей. С учетом созданных ранее, па территории Новосибирской области действует 10 служб сопровождения замещающих семей. Специалисты указанных служб сопровождают более 200 приемных семей, в которых воспитывается 340 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требуется дальнейшее развитие служб сопровождения па территории всей Новосибирской области. Сохраняется проблема защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. На I января 2011 года на учете состоит 6534 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не решена проблема обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за ними на праве пользования или праве собственности. Слабо развита система сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников профессиональных учреждений. Ежегодно из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускается 340-360 детей данной категории. Выпускники продолжают обучение в учреждениях профессионального образования (94,7%), устраиваются на работу (5,3%). На 1 января 2011 года в учреждениях профессионального образования обучается 1837 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в специальных учреждениях профессионального образования — 353 человека. Численность выпускников учреждений профессионального образования составляет от 660 до 720 человек в год. В числе острых социальных проблем особое место занимает совершение преступлений несовершеннолетними, в том числе повторно. Анализируя причины и условия, способствующие противоправной деятельности подростков этой категории, следует отмстить, что в большинстве случаев это низкий социальный статус несовершеннолетнего и его семьи: 50% несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, а 27,5% употребляют спиртные напитки или наркотики. При реализации профилактических программ наблюдается снижение повторных преступлений на 18-25%, что подтверждает их эффективность. Поэтому проблема социальной реабилитации подростков, отбывших уголовное наказание, обеспечение их занятости, ь том числе трудоустройство, требует объединения усилий как органов исполнительной власти, так и общественных объединений и организаций. 6. Недостаточно широко представлены в средствах массовой информации материалы, пропагандирующие семейные ценности, положительный опыт по воспитанию детей в многодетных семьях, информация о защите прав несовершеннолетних, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке усыновления, правах усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами. Поэтому в качестве первоочередных задач в данном направлении следует определить развитие эффективных форм сотрудничества со средствами массовой информации, повышение уровня их компетентности в вопросах семейной политики, создание нового экспертного сообщества. Качественное информационное сопровождение Программы позволит обеспечить повышение уровня информированности населения о реализации семейной политики в Новосибирской области, что будет способствовать формированию общественного мнения о ценности семьи и семейного образа жизни. Важнейшей составляющей повышения эффективности работы с семьями и детьми является решение вопроса обеспечения учреждений, служб, работающих с данными категориями населения, высококвалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности. Основополагающим направлением является создание системы подготовки, переподготовки специалистов на базе высших учебных заведений на территории города Новосибирска, проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов учреждений, работающих с семьей и детьми. IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода Поставленная в концепции Программы цель имеет долгосрочный характер, для сё достижения требуется превышающий принятый в социально-экономическом и финансовом планировании трёхлетний период. Временному условию реализации цели и решения комплекса выдвигаемых для этого задач соответствует программно-целевой подход. Повышение качества жизни детей и семей с детьми может быть обеспечено только при комплексном подходе и активном участии многих субъектов, формирующих условия жизнедеятельности детей и семей с детьми. Требуются консолидация усилий и координация взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, социально активных граждан и всего гражданского сообщества на территории Новосибирской области, что наиболее эффективно осуществляется в рамках программно-целевого подхода. Анализ исполнения действующих программ подтверждает целесообразность и необходимость применения программно-целевого метода, который даст возможность: 1) обеспечить межведомственный подход при решении задач Программы; 2) консолидировать ресурсы органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского сообщества Новосибирской области; 3) использовать потенциал и финансовые ресурсы местного сообщества; 4) системно реализовать мероприятия для достижения конкретных результатов; 5) обеспечить мониторинг, координацию и контроль исполнения мероприятий; 6) повысить эффективность использования бюджетных средств; 7) использовать новые механизмы взаимодействия с общественными и некоммерческими организациями; 8) определить временной промежуток решения проблемы; 9) реализовать новые управленческие решения. Программно-целевой подход позволяет определить приоритетные направления решения задач, активизировать деятельность по использованию новых технологий, стимулировать разработку общественными и некоммерческими организациями проектов и программ, направленных на повышение качества предоставления услуг детям и семьям с детьми, закрепить вновь созданные службы, показавшие высокие качественные результаты. V. Механизмы реализации Программы, система управления Концепция разработана во исполнение распоряжения Правительства Новосибирской области от 30.05.2011 N 201-рп "О разработке концепции долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2012-2015 годы" и перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 27 декабря 2010 года (утверждено 07.01,2011, Пр-24). Программа планируется к реализации за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области, а также местных бюджетов и внебюджетных источников. Реализация и финансирование Программы будут осуществляться в соответствии с перечнем программных мероприятий па основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых государственными заказчиками с поставщиками товаров, работ и услуг. Исполнение программных мероприятий будет осуществляться на условиях и в порядке, определяемых нормативными правовыми актами. В рамках Программы будет осуществляться финансирование проектов и мероприятий социально ориентированным некоммерческим организациям, межбюджетные трансферты - местным бюджетам на условиях софинансированич (на условиях социального заказа). Общее управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство социального развития Новосибирской области. Предполагается обеспечить ежеквартальный мониторинг реализации задач, контроль эффективности исполнения Программы путем сбора и анализа отчетов исполнителей программных мероприятий с использованием системы показателей, включенных в критерии оценки эффективности реализации Программы. VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Для формирования общественного мнения, развития социальной инфраструктуры и создания условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей и подростков возможны несколько вариантов, два из которых наиболее вероятны. Первый вариант. Открытие новых государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми. Это традиционный и используемый в настоящее время путь. Расширение сети учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми позволит повысить доступность в получении услуг, расширить их перечень. Вместе с тем в случае отсутствия или ограничения финансирования существует риск невыполнения поставленных задач. Ограничены возможности привлечения внебюджетных источников, потенциала некоммерческих и общественных организаций. Второй вариант. Укрепление материальной базы и развитие действующих государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми. Привлечение к решению социальных проблем некоммерческих и общественных организаций па условиях социального заказа. Выбор данного варианта позволит: оптимизировать действующую систему учреждений за счет внедрения современных технологий, использования новых форм работы с семьей и детьми, повышения квалификации специалистов; расширить участие и обеспечить поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций; расширить объемы и виды услуг, предоставляемых семьям с детьми, обеспечить их доступность, повысить оперативность решения задач; расширить масштабы инновационных проектов в социальной сфере; за счет реализации социальных проектов стимулировать некоммерческие организации па предоставление востребованных социальных услуг, обеспечивающих решение актуальных социальных проблем; обеспечить привлечение дополнительных ресурсов к решению поставленных задач. К решению наиболее актуальных социальных проблем будут привлечены общественные и некоммерческие организации, волонтеры. Появится возможность использовать дополнительные внебюджетные источники финансирования, расширить перечень предоставляемых услуг. Среди рисков можно назвать: отсутствие либо ограничение числа общественных организаций, способных выполнять конкретные задачи с высоким качеством, сложность в осуществлении контроля за качеством предоставляемых ими услуг; дефицит квалифицированных кадров в действующих государственных и муниципальных учреждениях. Предполагается реализовать второй вариант, позволяющий обеспечить продолжение внедрения в Новосибирской области консолидированной политики государственных и негосударственных структур по улучшению качества жизни детей и семей с детьми. VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения по его источникам |—————————————————————|——————————————|—————————————————————————————————————————————| | Источники расходов | Финансовые | в том числе по годам: | | |затраты, тыс. | | | | руб. | | | | |——————————————|—————————|—————————|——————————| | | | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |ВСЕГО ФИНАНСОВЫХ | 1928000,0 | 467293,0 |487849,0 |495714,0 |477144,0 | |ЗАТРАТ (1), в том | | | | | | |числе: | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |областной бюджет | 1167527,8 | 232336,8 |312677,0 |320542,0 |301972,0 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |федеральный | 352688,0 | 88172,0 |88172,0 |88172,0 | 88172,0 | |бюджет<*> | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |местный бюджет<*> | 358190.0 | 103190,0 |85000,0 |85000,0 | 85000,0 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |внебюджетные | 19594,2 | 43594,2 | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 | |источники<***>, в | | | | | | |том числе: | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |средства Фонда<****> | 36644,2 | ЗЙ644,2 | - | - | - | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |КАПИТАЛЬНЫЕ | 260222,0 | 44218,0 |78Й68,0 |78668,0 | 58668,0 | |ВЛОЖЕНИЯ, в том | | | | | | |числе: | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |областной бюджет | 255872.0 | 42868,0 |77668,0 |77668,0 | 57668,0 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |федеральный | - | - | - | - | - | |бюджет<*> | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |местный бюджет* | 4350,0 | 1350,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |внебюджетные | | - | - | - | - | |источники<***> | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |НИОКР**, | - | - | - | - | - | |ЕТОМ числе: | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |областной бюджет | - | - | - | - | - | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |федеральный | - | - | - | - | - | |бюджет<*> | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |местный бюджет* | - | - | - | - | - | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |внебюджетные | - | - | - | - | - | |источники<***> | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |ПРОЧИЕ РАСХОДЫ, в | 1667778,0 | 4423075,0 |409181,0 |417046,0 |418476,0 | |том числе: | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |областной бюджет | 911655,8 | 189468,8 |235009,0 | 242874 |244304,0 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |федеральный | 352688.0 | 88172,0 |88172,0 |88172,0 | 88172,0 | |бюджет<*> | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |местный бюджет* | 353840,0 | 101840.0 |84000,0 |84000,0 | 84000,0 | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |внебюджетные | 49594,2 | 43594,2 | 2000;0 | 2000,0 | 2000,0 | |источники<***>, в | | | | | | |том числе: | | | | | | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| |средства Фонда<****> | 36644,2 | 36644,2 | - | - | - | |—————————————————————|——————————————|——————————————|—————————|—————————|——————————| (1) в Программу не включены финансовые средства, направленные из областного и федерального бюджета на единовременные выплаты, пособия семьям с детьми и организацию оздоровления, предусмотренные в настоящее время в бюджете Новосибирской области; <*> прогнозные объемы на условиях софинансирования; <**> научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; <***> средства из других источников (спонсорские); <****> средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на условиях софинансирования). VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |1. Укрепление института |разработка и реализация программ и | |семьи, поддержание престижа |мероприятий, направленных на популяризацию в | |материнства и отцовства, |обществе, особенно в молодежной среде, | |развитие и сохранение |ценностей семейного образа жизни и базовых | |семейных традиций |духовно-нравственных ценностей института | | |семьи; расширение | | |информационно-консультативных и | | |просветительских услуг, предоставляемых семье | | |и детям, в том числе негосударственными | | |организациями; повышение компетентности | | |родителей в вопросах реабилитации детей через | | |тематические курсы, обучающие тренинги и | | |процедуры консультирования; организация | | |мероприятий по обучению молодых семей; | | |внедрение системы поощрения средств массовой | | |информации и отдельных авторов и | | |представителей других творческих профессий, | | |освещающих и пропагандирующих в своем | | |творчестве семейные ценности, связанные с | | |рождением и воспитанием детей; активное | | |использование ресурсов социальной рекламы | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |2. Развитие системы |выплаты пособий, дотаций, стипендий; оказание | |государственной поддержки |единовременной материальной помощи семьям с | |семей в связи с рождением и |детьми по категориям (многодетные семьи, семьи | |воспитанием детей |с детьми-инвалидами, семейные воспитательные | | |группы и др.); | | |обеспечение занятости одиноких и многодетных | | |родителей, воспитывающих несовершеннолетних | | |детей, родителей, воспитывающих | | |детей-инвалидов | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |3. Совершенствование |выявление, поддержка и развитие одаренных | |областной системы выявления, |детей в различных областях интеллектуальной, | |поддержки и развития |творческой, физкультурно-спортивной, | |одаренных детей в различных |спортивной, технической и | |областях интеллектуальной, |спортивно-технической деятельности | |творческой, | | |физкультурно-спортивной, | | |спортивной, технической и | | |спортивно-технической | | |деятельности | | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |4. Повышение доступности и |развитие современных форм оздоровления детей, | |качества отдыха, |семей с детьми, их отдыха и занятости; | |оздоровления и занятости |организация временной занятости детей 14-18 | |детей, развитие семейных |лет из семей группы риска в каникулярное | |форм отдыха, детского |время; улучшение здоровья детей и подростков, | |туризма |обеспечение безопасного материнства; | | |формирование у детей нравственных ценностей, | | |культуры здоровья, создание условий для | | |занятия физкультурой и спортом | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |5. Обеспечение и защита прав |разработка, внедрение инновационных | |и законных интересов детей, |технологий, создание и развитие служб, | |создание эффективной системы |направленных на решение проблем детей и семей | |мер поддержки детей, |с детьми, профилактику социального сиротства; | |находящихся в трудной |повышение качества предоставления услуг и | |жизненной ситуации |улучшение условий проживания воспитанников в | | |специализированных учреждениях для | | |несовершеннолетних; профилактика абортов и | | |отказов от новорожденных детей, проведение | | |работы по сохранению ребенка в кровной семье; | | |развитие системы ранней помощи | | |детям-инвалидам, детям с ограниченными | | |возможностями здоровья и их семьям; повышение | | |качества, обеспечение шаговой доступности, | | |развитие вариативности социальных услуг для | | |семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с | | |ограниченными возможностями здоровья; | | |внедрение современных форм и | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| | |инновационных технологии для комплексного | | |социального сопровождения детей с | | |ограниченными возможностями здоровья и их | | |семей; создание интегративного пространства | | |для детей- инвалидов и детей с ограниченными | | |возможностями в среду обычных сверстников, | | |формирование активной жизненной позиции | | |родителей детей-инвалидов; создание условий | | |для деинституциализации детей-сирот и детей, | | |оставшихся без попечения родителей; | | |формирование системы сопровождения выпускников | | |учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся | | |без попечения родителей, направленной на их | | |социализацию; создание и развитие системы | | |непрерывного социального сопровождения | | |несовершеннолетних, совершивших преступление и | | |подлежащих уголовной ответственности | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| |6. Кадровое и информационное |повышение профессиональной компетентности | |обеспечение семейной |специалистов государственных и муниципальных | |политики, повышение уровня |учреждений через проведение курсов повышения | |информированности населения |квалификации, узкоспециализированных курсов, | |в Новосибирской области |обучающих семинаров, тренингов и стажировок; | | |проведение обучающих и развивающих мероприятий | | |по формированию родительской компетентности в | | |семьях, принявших на воспитание детей-сирот и | | |детей, оставшихся без попечения родителей; | | |информирование населения о деятельности | | |исполнительных государственных органов власти | | |Новосибирской области по решению вопросов | | |семейной политики и мерах государственной | | |поддержки детей и семей с детьми | |—————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| IX. Обоснование эффективности Программы Эффективность реализации Программы будет определяться степенью достижения запланированных значений целевых индикаторов, Степень достижения запланированных значений целевых индикаторов планируется оценивать на основании сопоставления плановых значений с фактически достигнутыми. Основным результатом реализации Программы станет повышение качества жизни детей и семей с детьми. Социальный эффект реализации Программы ожидается в следующих формах: повышения статуса семейных отношений; повышения доступности занятий спортом для семей с детьми; улучшения здоровья детского населения, снижения детской инвалидности; обеспечения поддержки талантливых детей и подростков; преобладания семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; успешной социализации выпускников интернатных учреждений; расширения практики гибких форм занятости родителей детей-инвалидов и многодетных семей с целью получения ими дополнительного дохода. Реализация направлений данной Программы позволит к 2015 году по сравнению с 2010 годом: уменьшить число разводов на 100 заключенных браков на 3,7%; увеличить долю детей, рожденных в браке, на 2,9%; увеличить долю многодетных семей в общем числе семей с детьми на 0,6%; увеличить число семей с детьми, улучивших материальное положение, в 7,2 раза; увеличить уровень трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан укачанной категории, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, на 1,9%; увеличить долю организовавших предпринимательскую деятельность и самозанятость одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в общем количестве граждан указанной категории, признанных безработными, на 0,8%; увеличить долю участников мероприятий областного, межрегионального, всероссийского, международного уровней различной направленности до 13%; увеличить долю обучающихся общеобразовательных учреждений, запятых внеурочной деятельностью па 10%; повысить удельный вес детей I группы здоровья на 3,2%; увеличить долю детей с выраженным оздоровительным эффектом в составе детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, на 0,5%; уменьшить число отказных и брошенных новорожденных детей па 24%; снизить долю семей, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения, 2,2%; увеличить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 3,7%; снизить число детей-инвалидов на 1,6%; увеличить долю детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов на 7%; увеличить число родителей, повысивших родительскую компетенцию по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в 2,2 раза; снизить долю повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление, на 5,2%; увеличить число специалистов, работающих с семьей и детьми, ежегодно получающих удостоверение о повышении квалификации, на 20%. ПРИЛОЖЕНИЕ к Концепции долгосрочной целевой программы "Семья и дети" на 2012-2015 годы от 01.07.2011 N 283-рп Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Программы с разбивкой по временным периодам |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|————————————————————————————| |Цель/задачи долгосрочной | Целевой индикатор | Единица |Итог | Значение целевого | |целевой программы "Семья | | измерения | |индикатора, в том числе по | |и дети" на 2012-2015 годы | | | | годам | | | | |——————|———————|——————|——————|——————| | | | |2010 | 2012 |2013 |2014 |2015 | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Цель. Повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и | | подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры | | жизнедеятельности | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Задача 1. Укрепление |число разводов на 100 | | 53 | 52 | 52 | 51 | 51 | |института семьи, |заключенных браков | | | | | | | |поддержание престижа | | | | | | | | |материнства и отцовства, | | | | | | | | |развитие и сохранение | | | | | | | | |семейных традиций | | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля детей, рождённых в | % |85,1 | 85,5 | 86 | 87 | 88 | | |браке | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля многодетных семей в | % | 3,9 | 4,1 | 4,2 | 4,4 | 4,5 | | |общем числе семей с детьми | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Задача 2. Развитие |число семей с детьми, | семей |5365 | 5711 |38622 |38642 |38642 | |системы государственной |улучивших материальное | | | | | | | |поддержки семей в связи с |положение | | | | | | | |рождением и воспитанием | | | | | | | | |детей | | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля организовавших | % |55,1 | 55,8 |56,3 |56,8 | 57 | | |предпринимательскую | | | | | | | | |деятельность и самозанятость | | | | | | | | |одиноких и многодетных | | | | | | | | |родителей, воспитывающих | | | | | | | | |несовершеннолетних детей, | | | | | | | | |родителей, воспитывающих | | | | | | | | |детей-инвалидов, в общем | | | | | | | | |количестве граждан указанной | | | | | | | | |категории, признанных | | | | | | | | |безработными | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |уровень трудоустройства | % | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | | |одиноких и многодетных | | | | | | | | |родителей, воспитывающих | | | | | | | | |несовершеннолетних детей, | | | | | | | | |родителей, воспитывающих | | | | | | | | |детей-инвалидов, от общего | | | | | | | | |количества граждан, | | | | | | | | |указанной категории, | | | | | | | | |обратившихся в центры | | | | | | | | |занятости населения за | | | | | | | | |содействием в поиске | | | | | | | | |подходящей работы | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Задача 3. |доля участников мероприятий | % | 62 | 65 | 68 | 72 | 75 | |Совершенствование |областного, | | | | | | | |областной системы |межрегионального, | | | | | | | |выявления, поддержки и |всероссийского, | | | | | | | |развития одаренных детей |международного уровней | | | | | | | |в различных областях |различной направленности от | | | | | | | |интеллектуальной, |общего количества | | | | | | | |творческой, |обучающихся в Новосибирской | | | | | | | |физкультурно-спортивной, |области | | | | | | | |спортивной, технической и | | | | | | | | |спортивно-технической | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля обучающихся | % | 70 | 72 | 75 | 78 | 80 | | |общеобразовательных | | | | | | | | |учреждений, занятых | | | | | | | | |внеурочной деятельностью | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Задача 4. Повышение |удельный вес детей 1 группы | % |23,8 | 24 |24,5 | 25 |25,2 | |доступности и качества |здоровья в общей численности | | | | | | | |отдыха, оздоровления и |детей | | | | | | | |занятости детей, развитие | | | | | | | | |семейных форм отдыха, | | | | | | | | |детского туризма | | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля детей с выраженным | % |79,0 | 79,1 |79,2 |79,3 |79,5 | | |оздоровительным эффектом в | | | | | | | | |составе детей, отдохнувших в | | | | | | | | |детских оздоровительных | | | | | | | | |лагерях | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Задача 5. Обеспечение и |число отказных и брошенных | детей | 198 | 142 | 142 | 140 | 140 | |защита прав и законных |новорожденных детей | | | | | | | |интересов детей, создание | | | | | | | | |эффективной системы мер | | | | | | | | |поддержки детей, | | | | | | | | |находящихся в трудной | | | | | | | | |жизненной ситуации | | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля семей, находящихся в | % | 7,2 | 6,8 | 6,0 | 5,5 | 5 | | |социально опасном положении, | | | | | | | | |в общей численности семей, | | | | | | | | |состоящих на учете в органах | | | | | | | | |социальной защиты населения | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |удельный вес детей-сирот и | % |76,3 |1 76,4 |76,6 |76,8 |80,0 | | |детей, оставшихся без | | | | | | | | |попечения родителей, | | | | | | | | |находящихся на воспитании в | | | | | | | | |семьях, в общей численности | | | | | | | | |детей-сирот и детей, | | | | | | | | |оставшихся без попечения | | | | | | | | |родителей | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |число детей-инвалидов | дети |7418 | 7350 |7340 |7320 |7300 | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля детей-инвалидов, | % | 53 | 53,2 |54,0 |56,0 |60,0 | | |получивших реабилитационные | | | | | | | | |услуги, в общем количестве | | | | | | | | |детей-инвалидов | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |число родителей, повысивших | человек | 690 | 700 | 800 | 900 |1500 | | |родительскую компетенцию по | | | | | | | | |реабилитации детей-инвалидов | | | | | | | | |и детей с ограниченными | | | | | | | | |возможностями | | | | | | | | |—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| | |доля повторно совершивших | % |24,2 | 23,7 |23,1 |21,9 |19,0 | | |преступления, от общего | | | | | | | | |числа несовершеннолетних, | | | | | | | | |совершивших преступление | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| |Задача 6. Кадровое и |число специалистов, | человек | 250 | 250 | 270 | 290 | 300 | |информационное |работающих с семьей и | | | | | | | |обеспечение семейной |детьми, ежегодно получающих | | | | | | | |политики, повышение |удостоверение о повышении | | | | | | | |уровня информированности |квалификации | | | | | | | |населения в Новосибирской | | | | | | | | |области, в этой сфере | | | | | | | | |——————————————————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————|———————|——————|——————|——————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|