Расширенный поиск
Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 № 539
ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.12.2007 N 539
О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы
(В редакции Постановлений Губернатора Новосибирской области
от 15.09.2008 г. N 369; от 29.12.2008 г. N 537;
от 22.11.2010 г. N 355; от 19.07.2011 г. N 184;
от 31.08.2012 № 150; от 12.07.2016 № 159)
В целях стабилизации демографической ситуации в Новосибирской области и в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Программу мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы (далее - Программа). 2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, являющимся исполнителями мероприятий Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области
на 2016-2025 годы Программы, обеспечить их реализацию. (В редакции
Постановлений Губернатора Новосибирской области
от 22.11.2010 г. N 355; от 12.07.2016 № 159)
3. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.): (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области от 22.11.2010 г. N 355)
1) осуществлять координацию деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по реализации Программы; 2) совместно с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области ежегодно, до 01 апреля проводить мониторинг демографических процессов на территории Новосибирской области и представлять отчет Губернатору Новосибирской области о выполнении Программы. 4. Рекомендовать:
1) органам местного самоуправления в Новосибирской области при разработке программ демографического развития муниципальных образований руководствоваться Программой; (В редакции Постановления
Губернатора Новосибирской области от 19.07.2011 г. N 184)
2) руководителям общественных объединений, организаций принять участие в выполнении задач, определенных Программой. (В редакции
Постановления Губернатора Новосибирской области
от 19.07.2011 г. N 184)
5. Постановление главы администрации Новосибирской области от 13.01.2003 N 13 "Об основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года" признать утратившим силу. 6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П. (В
редакции Постановлений Губернатора Новосибирской области
от 22.11.2010 г. N 355; от 12.07.2016 № 159)
Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Новосибирской области
от 29 декабря 2007 г N 539
Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы
(В редакции Постановлений Губернатора Новосибирской области
от 22.11.2010 г. N 355; от 19.07.2011 г. N 184;
от 31.08.2012 № 150; от 12.07.2016 № 159)
1. Общие положения Демографическая политика Новосибирской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, реализацию миграционной политики, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе
демографической ситуации в области. Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на период до 2025 года разработана на основе: Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области, правовых актов Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, в том числе: (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области
от 19.07.2011 г. N 184)
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
(В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области
от 19.07.2011 г. N 184)
Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, одобренной постановлением
Новосибирского областного Совета депутатов от 26.10.2007 N 192 "О проекте стратегии социально-экономического развития Новосибирской
области на период до 2025 года". (В редакции Постановления Губернатора
Новосибирской области от 19.07.2011 г. N 184)
2. Демографическая ситуация в Новосибирской области В Новосибирской области, как и в России в целом, происходит абсолютное сокращение численности населения в результате ухудшения здоровья, высокой смертности и низкой рождаемости при резком снижении
качества воспроизводства населения. Депопуляция населения области выступает главной составляющей сложившегося демографического кризиса. Ее темпы в Новосибирской области сохраняются на высоком уровне. Начиная с 1992 года число умерших в области превышает численность родившихся. Естественная убыль населения за период с 1992 г. составляла в среднем 15,0 тыс. человек в год. В результате предпринимаемых мер в последние годы наблюдаются некоторые положительные тенденции. Сохраняется устойчивый рост абсолютного числа родившихся и общего коэффициента рождаемости (с 9,1% в 2001 году до 10,5% на 1000 населения в 2006 году, то есть на 15%). В 2006 году в Новосибирской области зарегистрировано рождение 27906 детей. Первенцы составили 61,1% (17051 ребенок), вторые - 29,3% (8183
ребенка), третьи - 6,5% (1826 детей). Младенческая смертность имеет четкую тенденцию сокращения. Если
в 1993 г. показатель младенческой смертности составлял 20,5 чел. на тысячу новорожденных, то в 2006 - 9,6 на 1000 родившихся живыми (по России -10,2). Снизилась первичная заболеваемость населения Новосибирской области за 2002 - 2006 г.г. на 1,7%, зафиксированный уровень травм и отравлений упал на 9,1%, число пострадавших от производственного травматизма с 2002 года снизилось в 2,4 раза. За период 2004-2006 г.г. значительно, на 19,3% снизилось количество травм, отравлений и других последствий воздействия внешних
причин у детей до 14 лет. Снижение заболеваемости наблюдается по болезням органов пищеварения (10,2%) и болезням костно-мышечной системы (5,4%). Первичная заболеваемость, связанная с беременностью, родами и болезнями послеродового периода, уменьшилась за период 2002 - 2006 гг.: на 10,4% по анемии, на 14,1% по поздним токсикозам. Число детей, родившихся больными или заболевших, также снизилось с 16381 до 15993 новорожденных (на 2,4%). Положительным моментом является также увеличение на 23,4% численности женщин, закончивших беременность в срок, соответственно на 1,5 % уменьшилось число преждевременных родов и на 1,3 % самопроизвольных родов и абортов по медицинским показаниям. На фоне отрицательного естественного прироста населения Новосибирской области с 1989 г. происходил рост абсолютной и относительной численности населения трудоспособного возраста (с 57,3%
до 63,9%). Такая динамика является следствием "демографической волны"
высокого уровня рождаемости (19-20 промилле) не только в Сибири, но и
в России в 70-х и начале 80-х годов, и предопределяет в значительной мере положительный естественный прирост населения в трудоспособном возрасте и на ближайшие 2-3 года. Несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социальном развитии, которые проявлялись в 90-е годы и на
рубеже веков, с 2001 г. Новосибирская область стала показывать в целом положительную динамику качества жизни населения и постепенное приближение к средним значениям по Российской Федерации. Наиболее важным индикатором этих процессов является выход в 2006 г. на средний
по России сводный показатель качества жизни (еще в 2004 г. отставание
составляло около 4%). В этих условиях возросла миграционная привлекательность для иностранной рабочей силы. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Новосибирской области, в 2000-2005 гг. выросла с 1503 до 8660 человек. Миграционный прирост населения в Новосибирской области в 2006 году составил 4677 человек. (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 № 159)
За счет сокращения численности детей в возрасте 0-15 лет и увеличения численности лиц трудоспособного возраста произошло сокращение демографической нагрузки на трудоспособное население детьми и лицами пенсионного возраста с 754 чел. в 1990 г. до 565 чел. на 1 тысячу трудоспособного населения в 2006 г., что является позитивным явлением. Вместе с тем в динамике численности и половозрастной структуре населения явно обозначились следующие проблемы. Коэффициент естественной убыли населения в 2006 г. составил - 4,6. Превышение числа умерших граждан над числом родившихся в среднем по области в 2006 году составило 1,44 раза (в 2005 г. - 1,15). Коэффициент смертности в Новосибирской области по итогам 2006 года - 15,2 на 1000 населения (в СФО -16,45). В структуре причин смертности значительную долю (80% от всех смертей) занимают болезни системы кровообращения (52,4%), несчастные случаи, травмы и отравления (14,5%), а также злокачественные новообразования (13,5%). Смертность населения в трудоспособном возрасте составляет около 30%. Первое место в структуре смертности у данной категории населения устойчиво занимает смертность в результате
внешних причин, 78% всех умерших - представители мужского пола. Главными причинами смерти мужчин трудоспособного возраста являются несчастные случаи, отравления и травмы (41,0%), алкоголизация и наркотизация населения. В 2006 году ожидаемая продолжительность жизни (далее - ОПЖ) составила в среднем 66,4 года, в том числе мужчин - 59,9 года, женщин
- 73,4 года (в Российской Федерации в среднем 66,7 года, мужчин - 60,6, женщин - 73,1 года). Уровень ОПЖ у мужчин Новосибирской области
на 13,5 лет меньше, чем у женщин (по России - на 12,5 лет). Остается высоким уровень заболеваемости населения. За 2002 - 2006 гг. существенно выросла заболеваемость по болезням эндокринной системы (22,0%), болезням нервной системы (19,3%), болезням системы кровообращения (46,5%). Общая детская заболеваемость выросла за период 2004-2006 гг. на
6,9% и составляет 169117,6 заболеваний на 100 тыс. человек населения. Сохраняются проблемы репродуктивного здоровья населения. В 2006
году свыше 37% женщин, закончивших беременность, страдали анемией и поздним токсикозом. В 2006 г. 57,6% всех новорожденных родилось больными или заболели (в 2002 г. - 61,6%). Врожденные аномалии (пороки развития) зафиксированы у 4,3% новорожденных (в 2002 г. - у 3,7%). Негативное влияние на здоровье населения оказывают неблагоприятная экологическая среда, наследственный фактор, криминальная обстановка, неудовлетворительные условия и охрана труда. К факторам, воздействующим на состояние здоровья населения, относятся также уровень благосостояния населения, образ жизни граждан, уровень развития здравоохранения и образования, организация поддержки
социально уязвимых групп населения, развитие физической культуры, спорта и отдыха. Наблюдается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, что влияет на уровень рождаемости населения. В Новосибирской области проживают более 770 тыс. семей, в 390 тыс. семей воспитываются около 514 тыс. детей. Из общего числа супружеских пар 81,7 тыс. (13%) состоят в незарегистрированном браке. Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей. Растут число и доля однодетных и бездетных семей. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка, их 68,3%. Условия жизни значительной части семей не позволяют, по их мнению, иметь больше одного, тем более двух детей. Более того, все большее количество семей вообще отказывается от рождения ребенка. Увеличивается количество неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. В 2006 году было зарегистрировано 8626 новорожденных у женщин, не состоящих в браке с отцом ребенка, что составило 31% от общего количества зарегистрированных рождений. Среди
сельского населения внебрачная рождаемость составила 40%. В 2006 году зарегистрировано 13845 актов о расторжении брака, в
сравнении с 2005 годом это число увеличилось на 1766 (12,7%). Распадаются чаще всего семьи, в которых остались несовершеннолетние дети (в 2006 г. в 56% от расторгнутых браков). Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 2001-2006 гг. число удовлетворенных исков по лишению родительских прав увеличилось в области в 2,7 раза и составило 1155. В 2006 г. было выявлено 3028 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 40,5 % больше, чем в 2002 г. Население Новосибирской области переступило порог демографической старости уже с 1979 года (индекс демографической старости в 1979 г. - 8,8%, 1989 г. - 9,0%, 2002 - 13%). В 2006 г. жители трудоспособного возраста составили 63,9%, младше трудоспособного - 15,7% (удельный вес снизился с 1989 г. на 9,3%), старше трудоспособного - 20,4%. Длительный процесс сокращения рождаемости оказал влияние и на старение населения трудоспособного возраста, что является важнейшим фактором, влияющим на качество рабочей силы. Гендерная асимметрия в составе населения также не способствует улучшению демографической ситуации. В расчете на 1000 женщин в области приходилось в 1989 г. - 876 мужчин, 2002 г. - 866, 2006 г. - 856,7 (женщины составили 53,9%). В структуре городского населения женщины составляют 54,4%, в селе 52,2%. При численном большинстве женщин в составе населения области их заметно меньше в молодежном, а на селе и в репродуктивном возрастах. Это оказывает значительное влияние на процесс формирования
брачных пар молодого населения и как итог - на процесс воспроизводства населения. Зафиксированный миграционный прирост (4677 человек в 2006 г.) смог компенсировать естественную убыль в этом году только на 37,9%. Причем в миграционном обмене с регионами России Новосибирская область
теряет население, а получает его за счет населения других стран, прежде всего Казахстана, Киргизии и Узбекистана. (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 № 159)
Таким образом, несмотря на некоторую положительную динамику, демографическая ситуация требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению. В период 2011-2015 гг. предприняты меры, направленные на
повышение рождаемости. В этот период значительно увеличилось
количество мест в детских дошкольных организациях, реализовывались программы, направленные на улучшение жилищных условий молодых и
многодетных семей. Особое внимание было уделено увеличению числа
рождений вторых и последующих детей. Это поддержка многодетных семей,
выплата материнского капитала при рождении второго и последующих
детей, выплата областного семейного капитала при рождении третьего и
последующих детей, а также ежемесячная выплата семьям в размере
величины прожиточного минимума для детей в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до
достижения ребенком возраста трех лет. (Дополнен - Постановление Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 № 159)
В результате предпринятых мер в Новосибирской области
значительно улучшилась демографическая ситуация. За период январь-
декабрь 2015 года коэффициент рождаемости составил 14,2 на 1000 человек населения, коэффициент естественного прироста составил 1,1 на
1000 человек населения, что превысило плановые показатели, коэффициент
смертности - 13,1 на 1000 человек населения (плановые
показатели - 13,2). Демографическая «яма» 90-х годов была
компенсирована за счет увеличения числа рождений вторых и последующих
детей (в 2011 г. - 49,5%, в 2012 г. - 53,2%, в 2013 г. - 54%,
в 2014 г. - 56%, в 2015 г. - 59%). (Дополнен - Постановление
Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 № 159)
3. Цель, задачи и основные направления реализации Программы мер
по демографическому развитию Новосибирской области на период до 2025 года Основной стратегической целью Программы мер по демографическому
развитию Новосибирской области на период до 2025 года является постепенная стабилизация численности населения Новосибирской области и формирование социально-экономических предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения. Среди приоритетных задач следует выделить:
повышение рождаемости и укрепление семьи;
снижение смертности и рост продолжительности жизни;
оптимизация миграционных процессов.
Цель и задачи Программы определяют межведомственный подход при их решении. Интегрирование демографической политики со всем блоком социальных и экономических программ призвано обеспечить, в конечном счете, развитие Новосибирской области, создание наиболее благоприятных условий жизни семей и населения в целом. Достижение цели демографической политики предполагает необходимость развития экономики области в целом, повышения уровня жизни населения (повышение реальных доходов населения, адекватное реальной стоимости жизни в регионе, существенное сокращение масштабов
бедности и социально-экономического неравенства, создание условий для
формирования среднего класса, улучшение здоровья населения, увеличение трудоспособного периода жизни), развития рынка жилья и рынка труда, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), улучшения состояния окружающей среды, обеспечения духовно-нравственного воспитания населения, укрепления семейных ценностей. Сложившаяся ситуация требует концентрации усилий всех уровней органов исполнительной власти и местного самоуправления, усиления взаимодействия с организациями и общественными объединениями, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации на территории области. Для решения задачи увеличения рождаемости требуется обеспечить:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, расширение рынка образовательных услуг для детей и увеличение размеров строительства доступного жилья для семей с детьми; улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организацию бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами; создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, воспитывающим детей, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при рождении
ребенка или создании семьи, оказание им социально-психологической поддержки; сохранение и укрепление репродуктивного и генетического здоровья населения за счет внедрения новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний, расширения медико-генетического консультирования супружеских пар, совершенствования системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям, создания системы психологической поддержки беременных женщин; удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций; создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре; создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь для молодых семей с детьми; реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей, по стимулированию и поддержке семейного, молодежного предпринимательства и различных форм самозанятости;
создание системы семейных социально-психологических консультаций, в том числе негосударственных, молодым семьям и лицам, вступающим в брак, а также отцам для повышения их воспитательной роли
в отношении своих детей. Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется
обеспечить: развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата
во внутрисемейных отношениях, повышении статуса мужчины в роли отца, стимулировании участия и повышении ответственности отцов в воспитании
детей, оставшихся после развода проживать с матерью; профилактику семейного неблагополучия, социальную реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовку и
комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; повышение качества консультирования и других услуг в области планирования семьи, развитие и создание программ по формированию осознанного материнства посредством образовательно-оздоровительных технологий; популяризацию ценности семей, имеющих нескольких детей, а также
различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; усиление приоритетности модели семьи с обоими родителями, состоящими в первом браке, расширение их репродуктивной ориентации на
двух-, трехдетную семью; формирование семейно - ориентированной личности через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации; оказание психолого-профилактической, консультативной и психотерапевтической помощи семьям мигрантов, детям и подросткам из семей мигрантов (в том числе по освоению русского языка); отработку и внедрение новых социальных механизмов поддержки семьи на базе действующей сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи; создание комплексных служб по оказанию помощи семье через укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала существующих центров социальной помощи семье и детям, отделений по оказанию помощи семье, центров социального обслуживания населения; развитие института приемных семей, обеспечивающих достойное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также формирующих у них семейный образ жизни; деятельность сети специализированных учреждений в районах и городах области с целью сокращения и профилактики безнадзорности детей, реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении,
развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов, усиление работы специалистов по восстановлению
в семье условий, приемлемых для проживания и воспитания детей; создание специализированной системы защиты прав детей, включая формирование специального порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;
использование средств массовой информации, социальной рекламы по пропаганде семейного образа жизни, сплоченности семьи, эмоционально-позитивных отношений в семье, престижа семьи с несколькими детьми. Для решения задачи снижения смертности населения требуется обеспечить снижение смертности: от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной
системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий; от травм в дорожно-транспортных происшествиях за счет улучшения работы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий, повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в ДТП как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет улучшения охраны труда, внедрения механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда; от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической
работы с группами риска; от онкологических заболеваний за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний; от других наиболее распространенных причин смерти за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов; за счет предотвращения преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев, катастроф, сокращение смертности от аварий на транспорте всех видов. Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется обеспечить: повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям; расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка); проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление
профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам
в образовательных учреждениях, внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений; создание условий в образовательных учреждениях всех типов, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая совершенствование организации учебного процесса, системы школьного питания, медико-санитарных условий; своевременную вакцинацию детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности; организацию круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей; создание материальной базы для развития молодежного туризма.
Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется обеспечить: улучшение экологических условий, в том числе за счет организации удаления, обезвреживания и размещения отходов, реализации
комплекса мероприятий по оздоровлению воздушной среды в крупных населенных пунктах области, благоустройства и озеленения населенных пунктов, увеличения мощности очистных сооружений и повышения качества
их работы, оснащения производства современным оборудованием и системами очистки производственных отходов, повышения эффективности лесохозяйственного производства; медикосоциальную экспертизу планов и проектов, в том числе проектов по стратегическому развитию территорий, отраслей и внедрению
новых технологий; создание условий для эффективной реализации национальных проектов на территории региона; формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью, формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье, создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья; разработку и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, адаптированных к определенным группам населения, с учетом возраста, образования, социального положения и других характеристик, по формированию мотивации к позитивным изменениям в образе жизни; разработку и реализацию программ укрепления здоровья средствами
физической культуры с использованием научно-практических исследований, повышение качества и эффективности учебно-тренировочной
работы в спортивных школах и образовательных учреждениях всех типов; строительство и реконструкцию спортивных и оздоровительных учреждений массового посещения (бассейны, стадионы), повышение их доступности за счет регулирования цен для групп населения с низкими доходами, предоставления льготных и бесплатных услуг, в первую очередь, молодежи, детям и подросткам; создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера; безбарьерную среду обитания для лиц с ограниченными возможностями (условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - объектах социального и производственного назначения, средствах транспорта, связи и информатизации), а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм; доступность качественной медицинской помощи населению, дальнейшее развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений; содействие здоровому питанию путем контроля за радиоактивным, химическим и биологическим загрязнением пищи, борьбу с фальсифицированными продуктами питания, развитие торговли здоровыми продуктами питания и экономическую доступность к качественным продуктам питания для социально уязвимых групп населения; совершенствование работы по предупреждению распространения туберкулеза, СПИДа, болезней, передаваемых половым путем, и других заболеваний, представляющих социальную опасность; развитие системы мероприятий по улучшению качества жизни больных с хроническими заболеваниями; развитие института врачей общей практики, организацию работы выездных поликлинических бригад, особенно в сельской местности; осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической, социальной помощи населению, в том числе с целью снятия стрессов; реальную возможность выбора гражданам врача высокой квалификации; совершенствование организации социальной и медицинской помощи лицам пожилого возраста, разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологических центров; повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения. Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется обеспечить: совершенствование системы законодательства по вопросам миграции
в части дальнейшей либерализации порядка получения гражданства Российской Федерации категориями мигрантов, необходимых Новосибирской
области по возрастным и профессионально-квалификационным критериям; нормализацию миграционного притока и привлечение мигрантов, при
одновременном сокращении миграционного оттока и защите рынка труда от
нелегальной миграции, путем пресечения незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства; совершенствование системы учета сведений о потребностях рынка труда в иностранной рабочей силе, создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации; разработку мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности Новосибирской области; формирование рациональной структуры расселения мигрантов на территории области, создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения; введение системы квотирования и дифференциации приоритетов приема различных категорий мигрантов; содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Новосибирскую область, а также стимулирование возвращения эмигрантов, ранее выехавших за границу (в первую очередь квалифицированной рабочей силы
из стран СНГ), в том числе выпускников российских вузов, исходя из потребностей экономики области в трудовых ресурсах; стимулирование миграции в область лиц в репродуктивном возрасте, привлечение молодежи, проживающей за рубежом (прежде всего из стран СНГ), для обучения и прохождения стажировок в области с предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы; создание системы информирования о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями на территории области, прежде всего жителей регионов, исторически, культурно, экономически связанных с Новосибирской областью; создание условий для интеграции иммигрантов в общество, развитие системы социальной работы с различными категориями мигрантов
для повышения их адаптации, разрешения конфликтных ситуаций. 4. Ожидаемые результаты В силу инерционности демографических процессов естественная и общая убыль населения сохраняет устойчивый и долговременный характер. При этом период 2008-2010 гг. будет характеризоваться замедлением отрицательного естественного прироста. В период
2004-2015 гг. сохраняется миграционный прирост населения, который
является основной составляющей увеличения численности населения.
В 2012-2015 годы увеличивается естественный прирост населения. Реализация мер демографической политики в Новосибирской области сохранит в прогнозном периоде естественный и миграционный прирост населения. Ожидается, что за период 2010-2025 гг. население области
увеличится на 203 тысячи человек. При этом городское население увеличится, сельское население уменьшится. (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 № 159)
Разработка и реализация мер по повышению рождаемости обеспечит выход на следующие показатели: 14,0 рождений на 1000 чел. населения в 2015 г. и 13,5 - в 2025 г.; мер по снижению смертности от внешних причин - несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных действий, особенно среди молодых мужчин, на общий показатель смертности 13,3 на 1000 чел. населения в 2015 г. и 12,9 - в 2025 г.; (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области
от 12.07.2016 № 159)
Коэффициент естественного прироста к 2025 году составит 0,6 человек на 1 тысячу населения. До 2018 года ожидается рост численности
детей и подростков. В период 2019-2025 гг. численность данной категории населения будет снижаться. Процесс старения населения в 2016-2025 гг. сохранится. Коэффициент миграционного прироста к 2025
году составит 3,3 человека на 1 тысячу населения. (В редакции
Постановления Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 № 159)
Оценка предположительной численности населения Новосибирской области 2010-2025 гг. (мобилизационный сценарий) (В редакции Постановления Губернатора Новосибирской области
Заметно затормозить убыль населения Новосибирской области может
проведение активной демографической политики, которая приостановит переход к доминирующей модели однодетной семьи, значительно повысит продолжительность жизни и обеспечит существенный миграционный прирост
населения. Реализация Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (в 2008-2010 гг.) будут реализованы меры в соответствии с прилагаемым планом мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2010 годы, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, формирование правовой, организационной и финансовой базы для поддержки и закрепления позитивных тенденций. На втором этапе меры будут реализованы в соответствии с прилагаемым Планом мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2011-2015 годы.
(В редакции Постановлений Губернатора Новосибирской области
от 22.11.2010 г. N 355; от 19.07.2011 г. N 184)
ИНДИКАТОРЫ
эффективности выполнения Плана мероприятий по демографическому
развитию Новосибирской области на 2011-2015 годы
(В редакции Постановлений Губернатора Новосибирской области
от 19.07.2011 г. N 184; от 31.08.2012 № 150)
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|