Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Новосибирской области от 13.01.2003 № 13Г Л А В А АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13.01.2003 N 13 Утратилo силу - Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 г. N 539 Об Основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года В целях улучшения демографической ситуации, создания условий для оптимизации процессов естественного воспроизводства и сокращения естественной убыли населения, последующей стабилизации численности населения области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Основные направления) и план первоочередных мероприятий по их реализации. 2. Считать важнейшей задачей деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области реализацию мер, способствующих позитивному демографическому развитию области, в том числе: повышению доходов населения, сокращению преждевременной смертности и улучшению здоровья населения, улучшению экологических условий и охраны труда, формированию здорового образа жизни, медицинского обслуживания населения, развитию физической культуры, спорта, отдыха и туризма. 3. Департаменту экономического развития и промышленности администрации области (Федоров В.Л.) при разработке планово-прогнозных документов и определении главных задач социально-экономического развития области исходить из приоритетности целей, намеченных Основными направлениями. 4. Руководителям департаментов, управлений и комитетов администрации области направлять проекты законодательных и иных нормативных правовых актов администрации области, областных целевых программ в управление труда и занятости населения администрации области для согласования на соответствие целям и задачам Основных направлений. 5. Управлению труда и занятости населения администрации области (Инина Н.Д.) совместно с управлениями и комитетами администрации области ежегодно проводить мониторинг демографических процессов на территории области. 6. Заместителям главы администрации области Денисову В.Н., Сапожникову Г.А. организовать проведение научных исследований по приоритетным направлениям демографического развития области. 7. Рекомендовать главам территориальных администраций районов области, главам муниципальных образований городов областного значения, мэру Новосибирска ежегодно разрабатывать мероприятия по реализации Основных направлений. 8. Рекомендовать общественным объединениям, объединениям работодателей, предприятиям и организациям принять активное участие в выполнении задач, определенных Основными направлениями. 9. Опубликовать настоящее постановление в газете "Советская Сибирь". 10. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Денисова В.А.Толоконский ________________________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением главы администрации области от 13.01.2003 N 13 Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года Содержание I. Современная демографическая ситуация в Новосибирской области II. Цели и задачи демографического развития Новосибирской области III. Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года 1. Повышение доходов населения 1.1. Повышение доходов работающего населения 1.2. Повышение доходов пенсионеров 1.3. Рост доходов от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства 1.4. Адресная поддержка малоимущих граждан 2. Сокращение преждевременной смертности и улучшение здоровья населения 2.1. Улучшение экологических условий 2.2. Улучшение охраны труда 2.3. Предотвращение преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев и катастроф 3. Формирование общественных норм, определяющих позитивное демографическое развитие 3.1. Семья с двумя и более детьми - форма гармоничной жизнедеятельности личности 3.2. Формирование здорового образа жизни 3.3. Развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма 4. Развитие медицинского обслуживания населения 4.1. Улучшение репродуктивного здоровья населения 4.2. Улучшение здоровья детей 4.3. Приоритеты медицинского обслуживания населения по снижению заболеваемости и инвалидности 5. Поддержка социально уязвимых групп населения 5.1. Поддержка детей 5.2. Поддержка инвалидов 5.3. Поддержка молодежи 6. Формирование миграционной привлекательности территории 7. Территориальные аспекты демографического развития IV. Механизм реализации Основных направлений демографического развития Новосибирской области I. Современная демографическая ситуация в Новосибирской области Ухудшение социально-экономического положения в 90-х годах в области и в стране в целом, обострение негативных демографических факторов социально-экономического, медико-экологического и морально-психологического характера повлекли за собой депопуляционные процессы, затронувшие в разной степени всю территорию области. В результате за период 1992-2001 г.г. численность населения области уменьшилась на 37,6 тыс. человек или 1,4%. К началу 2002 года наличное население области составило 2720,9 тыс. человек против 2758,5 тыс. человек, проживавших на территории области в 1992 году. Депопуляция населения области, обусловленная как низким уровнем рождаемости, так и высокой смертностью населения, выступает главной составляющей сложившегося демографического кризиса. Уровень рождаемости в области находится ниже черты простого воспроизводства населения. Значение суммарного коэффициента рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение жизни) составило 1,12, в то время как для обеспечения простого воспроизводства населения его значение должно быть не ниже 2,15. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению населения. В настоящее время каждый пятый житель области старше трудоспособного возраста. Динамика рождаемости в области за предыдущие годы - это, прежде всего, реакция на происходящие в обществе социально-политические и экономические процессы. Неопределенность социальных и экономических перспектив, незащищенность личности, снижение жизненного уровня и страх за своих близких, приводят к модификации демографического поведения. Люди отказываются от желаемого числа детей, откладывая рождения вторых и третьих детей до лучших времен. Вместе с тем в последние три года реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации и вступление в активный детородный возраст молодежи, родившейся в конце 70-х начале 80-х годов, способствовали положительной динамике роста рождаемости (8,4 промилле в 2000 году, 9,1 промилле в 2001 году, 10,0 промилле за январь-сентябрь 2002 года). Численность родившихся в среднем за год составила 25,0 тыс. человек). Другой причиной депопуляции населения области является высокий уровень смертности. Начиная с 1992 года число умерших в области стабильно превышает численность родившихся. Естественная убыль населения за период 1992-2001 г.г. составляла в среднем 15,0 тыс. человек в год. В структуре причин смертности продолжают лидировать болезни системы кровообращения, на их долю приходится более половины всех смертельных исходов. Особую тревогу вызывает смертность населения в трудоспособном возрасте, она наиболее высока среди трудоспособных мужчин, что в условиях высокой демографической нагрузки на трудоспособное население пенсионерами и детьми становится еще более актуальным. Главными причинами смерти мужчин трудоспособного возраста являются несчастные случаи, отравления и травмы (41,0%). Негативное влияние на здоровье населения оказывают неблагоприятная экологическая среда, наследственный фактор, криминальная обстановка, неудовлетворительные условия и охрана труда. К факторам, воздействующим на состояние здоровья населения, относятся уровень благосостояния населения, образ жизни граждан, уровень развития здравоохранения, организация поддержки социально уязвимых групп населения, развитие физической культуры, спорта и отдыха. Частично сокращение численности населения области вследствие его естественной убыли в предыдущие годы компенсировало положительное сальдо миграции. Но по ряду экономических, социальных и прочих причин с 1994 года, в котором миграционный прирост превысил 20,0 тыс. человек, в области наблюдается стабильное сокращение миграционного прироста населения, обусловленное общим снижением его миграционной активности. И, как следствие, доля позитивного влияния миграции на численность населения области из года в год сокращается. В 2001 году миграционный прирост населения составил 1,4 тыс. человек. В 2002 году тенденция сохраняется. Интегрированным показателем, характеризующим состояние здоровья населения, а также в целом уровень жизни населения области, является показатель "ожидаемая продолжительность жизни". Несмотря на некоторый рост, она остается низкой: среднестатистический мужчина - житель области - практически не перешагивает порог пенсионного возраста. В 2001 году этот показатель составил у женщин 72,7 лет, у мужчин - 60.2 лет. В сложившихся условиях предпринимались меры, направленные на стабилизацию демографической ситуации. На территории области реализуются целевые программы по решению проблем молодежи, поддержке детей, социальной поддержке населения, развитию жилищного строительства, охране здоровья и др. Однако негативные тенденции в демографическом развитии остаются пока достаточно устойчивыми. В силу инерционности демографических процессов естественная и общая убыль населения сохраняет устойчивый и долговременный характер. По прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике численность постоянного населения области будет сокращаться. Предполагается, что к 2015 году численность населения области по сравнению с 2002 годом уменьшится на 142,0 тыс. человек (5,2%) и составит 2576,0 тыс. человек. При этом численность городского населения сократится на 91,0 тыс. человек (4,5 %), а сельского - на 51,0 тыс. человек (7,2%). К 2015 году доля лиц старших возрастов в общей численности населения составит 24,7% и в 1,5 раза превысит численность лиц в возрасте 0-15 лет. Доля населения в трудоспособном возрасте будет расти с 61,8% в 2002 году до 64,0% в 2006 году за счет вхождения в этот возраст лиц, родившихся в 80-е годы, а затем с 2007 года численность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться. Это приведет к сокращению численности трудовых ресурсов, увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. Сложившаяся ситуация диктует" необходимость концентрации усилий всех уровней органов исполнительной власти и местного самоуправления, усиления взаимодействия с организациями и общественными объединениями, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации на территории области. II. Цели и задачи демографического развития Новосибирской области Целями демографического развития области до 2015 года являются постепенная стабилизация численности населения и формирование социально-экономических предпосылок к последующему демографическому росту. Для достижения поставленных целей потребуется: повысить реальные доходы населения и на этой основе улучшить базовые условия его жизнедеятельности; создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, престарелых и инвалидов, улучшить условия жизнеобеспечения детей; обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем жителям области доступность медицинской помощи, социального обслуживания, отдыха; улучшить здоровье населения и увеличить ожидаемую продолжительность жизни, осуществить меры по стимулированию рождаемости и укреплению семьи; совершенствовать механизм регулирования миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения области. Главным приоритетом демографической политики на современном этапе является улучшение качества жизни населения, прежде всего, улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной, смертности, что будет способствовать расширенному воспроизводству населения. III. Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года 1. Повышение доходов работающего населения Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения. Период неблагоприятных демографических тенденций совпадает с падением доходов населения в 90-х годах. За годы реформирования экономики значительно снизились реальные доходы населения. Рост реальных доходов населения наблюдается начиная с 2000 года. Несмотря на некоторое снижение в последние годы, уровень бедности населения сохраняется достаточно высоким. 1.1. Повышение доходов работающего населения Повышение занятости населения и оптимизация рынка труда Важнейшим условием формирования предпосылок для демографического развития является рациональный уровень занятости и повышение на его основе доходов населения и социального благополучия общества. В целом положение с занятостью населения области в последние годы остается стабильным. Нет массового высвобождения работников, удалось не допустить роста численности безработных, увеличилось количество вакантных рабочих мест. На 01.01.2002 число вакансий в организациях области составило 14,3 тыс. единиц, в том числе 10,8 тыс. - по рабочим профессиям. Вместе с тем в сфере занятости населения сохраняется целый ряд достаточно острых проблем. Среди них, прежде всего, дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий, при высокой доле незанятого населения, особенно в сельской местности; высокая доля среди незанятого населения молодежи, женщин с детьми и других неконкурентоспособных на рынке труда социальных групп; теневая занятость. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости населения, оптимизации рынка труда намечается осуществить: проведение сбалансированной инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; повышение эффективности использования и консолидации финансовых средств в целях реализации политики занятости, увеличения привлечения из других источников средств и, прежде всего, средств работодателей; разработку и внедрение механизмов социально-экономической поддержки неконкурентоспособной на рынке труда рабочей силы (женщин, одиноких родителей с детьми, членов семей, имеющих инвалидов, выпускников профессиональных учебных заведений всех уровней и т.д.), развитие малого бизнеса, сферы услуг и самозанятости, позволяющих создать условия для их трудоустройства; поддержку самозанятости и личных подсобных хозяйств населения в сельской местности; совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право жителей области на занятие вакантных рабочих мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям регионального рынка труда; усиление трудовой мотивации учащейся молодежи, содействие незанятой молодежи в получении профессионального образования до начала трудовой деятельности; отработку механизма обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, координацию профессионально - квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностями рынка труда; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики области по укрупненным группам профессий и специальностей. Политика в области оплаты труда Заработная плата работающих по найму является основным, а для подавляющего большинства из них - единственным источником доходов. За годы реформирования экономики (1991-2001 годы) уровень реальной оплаты труда работников снизился на 45%. С 60% до 49% упала доля начисленной заработной платы в совокупных денежных доходах населения. Негативное влияние оказывают задержки выплаты заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Вследствие этого резко снизилась воспроизводственная функция заработной платы. Размер заработной платы должен обеспечивать не только прожиточный минимум самого работника, но и находящихся на его обеспечении членов семьи. Исходя из уровня потребительских цен, сложившихся в первом полугодии 2002 года, для того, чтобы не попасть в категорию малообеспеченных, семье с двумя детьми и одним кормильцем, доход главы семьи должен составлять 8042 рубля. В то же время средняя заработная плата выше указанной величины сложилась лишь в одной сфере - финансы, кредитование, социальное страхование и пенсионное обеспечение. Вместе с тем в последние годы наметились тенденции к росту реальной заработной платы. Так, если в 2000 году реальная заработная плата по крупным и средним предприятиям увеличилась на 20,2%, в 2001 году - на 21,1%, то за 10 месяцев 2002 года ее рост по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 24,6%. Увеличилась доля заработной платы в денежных доходах населения с 41% в 2000 году до 49% в первом полугодии 2002 года. Основными направлениями политики в области оплаты труда являются: обеспечение роста реальной заработной платы работников с учетом результатов их работы, квалификации и профессионализма; создание условий для личного участия работников в своем социальном обеспечении. Для этого намечается: продолжить внедрение тарифного регулирования оплаты труда посредством включения в коллективные договоры и соглашения норм об условиях оплаты труда, установлении тарифных ставок, повышении тарифной части заработной платы; переход к отраслевым системам оплаты труда работников областных организаций бюджетной сферы, учитывающим квалификацию работников, их индивидуальный вклад, качественный и эффективный труд; снижение уровня скрытой заработной платы во всех сферах экономики области, повышение минимального размера месячной тарифной ставки 1 разряда для работников внебюджетной сферы до полутора величин прожиточного минимума трудоспособного населения; установление зависимости повышения заработной платы от роста производительности труда; погашение задолженности по выплате заработной платы во внебюджетном секторе экономики и создание условий, препятствующих ее возникновению в дальнейшем. 1.2. Повышение доходов пенсионеров В Новосибирской области на 30.09.2002 получают пенсии 690,5 тыс. человек. Их удельный вес в общей численности наличного населения составляет 25,4%. Основными видами дохода этой части населения являются пенсии и пособия. Из общего числа лиц старших возрастов по данным балансов трудовых ресурсов заняты в экономике 73,5 тыс. человек или 13,2%. По состоянию на 30.09.2002 средний размер пенсии составил 1468,73 рубля или 102,4% величины прожиточного минимума пенсионера. Покупательная способность пенсии по сравнению с 1990 годом снизилась с 2,5 до 1,02 раза. Из общего количества пенсионеров 31,8 тыс. человек получают социальную пенсию, средний размер которой на 30.09.2002 составил 1163,3 руб. или 81,1% прожиточного минимума пенсионера. Из получателей социальных пенсий 8,0 тыс. человек (25,2%) получают пенсию в размере менее 660 рублей, что меньше стоимости продуктов питания, входящих в потребительскую корзину пенсионера. Отрицательное влияние на состояние пенсионного обеспечения оказало увеличение числа социальных иждивенцев при уменьшении численности занятого населения, сокращение доли заработной платы в структуре доходов населения, проблемы со своевременностью сбора страховых взносов. В целях стабилизации финансовых основ пенсионной системы, привлечения ресурсов для повышения уровня пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законодательством планируется проведение реформы системы пенсионного обеспечения, осуществление постепенного перехода к формированию пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов пенсионного страхования. Повышение уровня и качества жизни пенсионеров области предполагается осуществлять по следующим направлениям: своевременное индексирование размера пенсионных выплат в соответствии с федеральным законодательством; содействие развитию негосударственных пенсионных фондов, формирование профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при усилении государственной защиты и поддержке плательщиков взносов; легализация неформальной оплаты труда работников; привлечение к финансированию пенсионной системы средств самозанятого населения. 1.3. Рост доходов от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства Низкое реальное содержание оплаты труда заставляет работников, в основном бюджетных и низкооплачиваемых отраслей экономики, прибегать к дополнительной работе. Традиционными сферами дополнительной или вторичной занятости населения являются образование, здравоохранение, строительные работы и сезонная занятость в торговле. В 2001 году на крупных, средних и малых предприятиях и организациях области было занято 48,4 тыс. человек (5,2% от численности трудовых ресурсов), выполнявших работы по совместительству и договорам гражданско-правового характера. За первое полугодие 2002 года их численность составила 45,8 тыс. человек. Фонд заработной платы внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составил 1064,4 млн. рублей (3,6% от общего годового фонда). За первое полугодие 2002 года он увеличился, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в 1,5 раза и составил 668,9 млн. рублей. Традиционным для российских семей дополнительным источником поддержания доходов и уровня жизни является личное подсобное хозяйство. По итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого в 2001 году, стоимость натуральных поступлений продуктов питания в расчете на душу населения составила 232,8 рублей или 14,2% валового дохода. Наиболее весома доля стоимости натуральных поступлений продуктов питания в валовом доходе сельского населения - 33,3%. У городских жителей она составила 8,9%. Доходы от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства, в определенной мере, смягчают социальные последствия проводимых экономических преобразований и являются существенными факторами, способствующими повышению уровня жизни. Основными направлениями повышения доходов от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства населения на ближайшую перспективу являются: расширение сферы использования механизмов социального партнерства и договорного регулирования в вопросах содействия работе по совместительству, созданию экономических и правовых условий для вторичной занятости населения; содействие созданию и развитию личных подсобных хозяйств, снижению себестоимости производимой в них продукции и росту доходов от них; содействие в организации закупок сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах для регионального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 1.4. Адресная поддержка малоимущих граждан Несмотря на отмечаемое в последние годы улучшение ситуации с доходами населения, малообеспеченность остается наиболее острым фактором, влияющим на демографическую ситуацию, она опасна тем, что лишает человека возможности удовлетворять свои потребности даже на минимальном уровне. По данным за 9 месяцев 2002 года доля населения области, имеющего доход на члена семьи ниже прожиточного минимума, т.е. относящихся к категории малоимущих, составила 50,7%. Механизмы предоставления государственной социальной помощи нуждающимся трудоспособным гражданам должны стимулировать их к активному самостоятельному участию в преодолении малообеспеченности в увязке с федеральными и региональными программами занятости, повышению квалификации или обучению новым профессиям. Основными направлениями увеличения доходов малоимущих слоев населения являются: усиление адресности социальной поддержки населения на основе следующих принципов: нуждаемость, исключительность, срочность, заявительность; формирование бюджетных ресурсов для оказания адресной социальной помощи за счет сокращения безадресных субсидий производителям товаров и услуг (транспорту, жилищно-коммунальному хозяйству, связи), а также социально неоправданных льгот и выплат; совершенствование процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей государственной социальной помощи, а также обязательности использования ими всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации; внедрение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства гражданина при получении государственной социальной помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально - психологической реабилитации и др.); компенсация повышения стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг на основе жилищных субсидий. 2. Сокращение преждевременной смертности и улучшение здоровья населения Одним из существенных источников сохранения численности населения области должно стать преодоление высокой смертности населения за счет снижения преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте. 2.1. Улучшение экологических условий Экологическая обстановка в области остается напряженной. Загрязнение окружающей среды на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки ведет к развитию заболеваний, ухудшению репродуктивного здоровья и уменьшению продолжительности жизни. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в области являются автомобильный транспорт (73,3% от валового выброса), предприятия теплоэнергетики (10,4%), коммунальные котельные и низкие источники выбросов частного сектора. Требуется усиление контроля за качеством производящихся в области, а также ввозимых продуктов питания. Одной из неотложных проблем, стоящих перед областью, является организация удаления, обезвреживания и размещения отходов. Основными направлениями улучшения экологической обстановки в области являются: развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения различных возрастных групп, начиная с детского возраста и до подготовки специалистов высшей квалификации; совершенствование экологического контроля, укрепление природоохранных служб, увеличение объемов инвестиций в природоохранную деятельность; введение системы аттестации по экологии должностных лиц, деятельность которых связана с окружающей природной средой; совершенствование системы автомобильных дорог, строительство объездных автомагистралей; реализация комплекса мероприятий по оздоровлению воздушной среды в крупных населенных пунктах области, а также мер по снижению негативного воздействия радона; упорядочение утилизации бытовых и промышленных отходов; повышение эффективности лесохозяйственного производства; благоустройство и озеленение населенных пунктов; разработка концепции планировки и застройки сельских населенных пунктов с учетом увеличения поголовья скота и птицы в частном секторе (крестьянские и личные подсобные хозяйства); увеличение мощности очистных сооружений и повышение качества их работы; оснащение производства современным оборудованием и системами очистки производственных отходов. 2.2. Улучшение охраны труда Несмотря на некоторую стабилизацию показателей производственного травматизма, состояние условий и охраны труда в организациях области не соответствуют требованиям по сохранению жизни и здоровья работающих. Каждый шестой работник, занятый в промышленности, строительстве, транспорте и связи, трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Продолжает расти численность работников, получающих льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда. Ежегодно более 100 человек погибают на производстве, более 300 признаются инвалидами вследствие трудового увечья. Основной причиной является несоблюдение работодателями требований охраны труда, особенно в субъектах малого предпринимательства. Свыше 50% случаев профзаболеваний регистрируется в возрасте 46-55 лет. Среди вновь выявленных лиц с профпатологией более 40% составляют женщины, в том числе детородного возраста, что негативно отражается на показателях репродуктивного здоровья населения. В числе основных причин - конструктивные недостатки машин и оборудования, нарушения требований технологического регламента, несовершенство технологических процессов, неприменение средств индивидуальной защиты, низкое качество профилактических медосмотров работающих. Основными направлениями улучшения условий труда являются: создание в организациях области условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников; создание эффективного механизма ответственности работодателей за допуск к профессиональной деятельности работников без учета медицинских заключений; внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда через систему дифференцированных страховых тарифов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; совершенствование правового и нормативного обеспечения государственной экспертизы условий труда работников; осуществление контроля за качеством аттестации рабочих мест по условиям труда; введение сертификации работ по охране труда; организация ежегодных профилактических осмотров работающих для выявления профессиональных заболеваний; активизация научных исследований по проблемам охраны труда. 2.3. Предотвращение преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев, катастроф Большая роль в сокращении числа умерших от несчастных случаев, отравлений и травм должна принадлежать деятельности по улучшению криминальной обстановки в области, сокращению смертности от аварий на транспорте всех видов, предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков, ужесточению контроля за нелегальным производством алкогольной продукции и осуществлением регулярного контроля за ее качеством. Значительное влияние на криминальную обстановку оказывает распространение среди населения пьянства, алкоголизма и наркомании. В нетрезвом состоянии совершается около 70% убийств. 80% причинения тяжкого вреда здоровью, 70% дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями. Повышение эффективности работы по предупреждению и пресечению преступлений против жизни и здоровья населения осуществляется по следующим направлениям: повышение эффективности работы органов милиции по обеспечению общественного порядка и проведению профилактической работы среди населения; усиление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации по обеспечению профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав ребенка в семье и образовательных учреждениях; активизация работы общественных организаций и добровольных объединений граждан по поддержанию общественного правопорядка, обеспечение их взаимодействия с участковыми отделениями милиции; усиление работы по предупреждению преступности, наркомании и алкоголизма, особенно среди несовершеннолетних; улучшение работы по профилактике правонарушений на дорогах области. 3. Формирование общественных норм, определяющих позитивное демографическое развитие Возможность преодоления спада рождаемости и переход к расширенному воспроизводству зависит от степени социальной поддержки семьи, молодежи, вступающей в репродуктивный возраст. Лишение молодого поколения социальной поддержки в обществе блокирует реализацию репродуктивного потенциала. Повышение социальной роли семьи, формирование здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, рационального использования свободного времени являются надежной защитой от алкоголизма, наркомании, девиантного поведения и важным условием формирования здоровья будущих поколений. 3.1. Семья с двумя и более детьми - форма гармоничной жизнедеятельности личности В настоящее время семья переживает период глубоких перемен, которые сложны и порождают много проблем, обострившихся в связи с изменениями социально-экономической ситуации в стране. Сохраняется неблагополучная ситуация с разводами. В 2001 году в области на 1000 заключенных браков приходилось 806 разводов. В 56% распавшихся семей имелись дети. Всего за год остались без одного родителя 10,8 тыс. детей и подростков в возрасте до 18 лет. По-прежнему остается высокой внебрачная рождаемость. В последние годы около трети детей рождены вне брака. Это свидетельствует о кризисе института семьи. Принимаемые меры социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи, развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье, не обеспечивают достаточную защиту семей, так как направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основными направлениями поддержки семьи являются: формирование идеологии крепких семейных отношений, пропаганда семей с детьми, содействие развитию общесемейных ориентиров и интересов; усиление приоритетности модели семьи с обоими родителями, состоящими в первом браке, расширение их репродуктивной ориентации на двух - трехдетную семью; формирование семейно ориентированной личности через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации; разработка системы минимальных социальных стандартов государственной семейной политики, с учетом остроты проблем области, приоритетов семейной политики; стимулирование семейного предпринимательства и различных форм самозанятости; установление областных пособий гражданам, имеющим детей; содействие молодым семьям в решении жилищных проблем, развитие молодежного строительства с введением льготных условий кредитования; введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей с несовершеннолетними детьми; развитие новых социальных механизмов поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи; создание комплексных служб по оказанию помощи семье через укрепление материальной базы и кадрового потенциала существующих центров социальной помощи семье и детям, отделений по оказанию помощи семье, центров социального обслуживания населения; обеспечение работникам, имеющим детей, особенно женщинам, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей; развитие сети учреждений, в том числе негосударственных, оказывающих консультационные услуги по социально-психологической адаптации молодых семей. 3.2. Формирование здорового образа жизни В современных условиях возрастает роль семьи как структуры, обеспечивающей формирование здорового образа жизни, нравственного и духовного развития общества. Пропаганда здорового образа жизни должна стать одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений всех типов, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая высшими учебными заведениями, учреждений культуры, здравоохранения, спортивных учреждений области. Важная роль в пропаганде здорового образа жизни отводится средствам массовой информации (радио, телевидение, печать). Основными направлениями достижения здорового образа жизни являются: просвещение населения с целью повышения роли семьи в формировании здорового образа жизни; разработка и внедрение образовательных и информационных программ, адаптированных к определенным группам населения, с учетом возраста, образования, социального положения и других характеристик, по формированию мотивации к позитивным изменениям в образе жизни; создание условий в образовательных учреждениях всех типов, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая совершенствование организации учебного процесса, улучшение питания, медико-санитарных условий; воспитание культуры здорового образа жизни; формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье; создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья; взаимодействие с общественными организациями. 3.3. Развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма Важнейшим фактором в системе охраны здоровья жителей области являются физическая культура и спорт. Для организации массовой физкультуры и спорта не требуется больших капитальных вложений. Задача спортивных организаций заключается в пропаганде физкультуры и создании минимальных условий для развития массового спорта. Большое значение имеет внедрение системы массовой физкультуры в детские учреждения, школы, высшие, средние и начальные профессиональные учебные заведения, активизация занятий физической культурой в организациях области. Несмотря на некоторую активизацию спортивно-оздоровительной работы в последние годы, физической культурой и спортом занимается всего 8,4% населения области, в то время как в экономически развитых странах этот показатель достигает 50%. Снижается интерес детей и молодежи к занятиям спортом, ослабевают и утрачиваются традиции тренерской школы в приоритетных видах спорта для области: биатлоне, лыжных гонках, легкой атлетике и т.д. Формирование механизмов, позволяющих позитивно воздействовать на демографическую ситуацию средствами физической культуры, осуществляется по следующим направлениям: формирование региональной политики на уровне области по развитию физической культуры и спорта; совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта; создание экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных подразделений учреждений образования; формирование нормативно-правовых и организационно-экономических условий привлечения и использования внебюджетных источников финансирования; повышение роли физического воспитания обучающихся, организация спортивных чемпионатов и других спортивно-оздоровительных мероприятий с участием образовательных учреждений; формирование информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, способствующей привлечению граждан к активным занятиям физической культурой и спортом, особенно подрастающего поколения; расширение и модернизация физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением льготных и бесплатных услуг, в первую очередь, молодежи, детям и подросткам; подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта; разработка и реализация программ укрепления здоровья средствами физической культуры с использованием научно-практических исследований, повышение качества учебно-тренировочной работы в спортивных школах и образовательных учреждениях всех типов; повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения; создание материальной базы для развития молодежного туризма. 4. Развитие медицинского обслуживания населения Исходя из сложившейся демографической ситуации в области, основными задачами медицинского обслуживания населения являются качественное улучшение состояния здоровья населения, сохранение и укрепление репродуктивного и генетического здоровья населения, улучшение здоровья детей, обеспечение эффективной ранней диагностики и профилактики заболеваний. 4.1. Улучшение репродуктивного здоровья населения Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности и мертворождаемости. Основными направлениями поддержания и улучшения репродуктивного здоровья населения являются: усиление профилактической направленности и пропаганды здорового образа жизни в деятельности лечебно-профилактических учреждений; внедрение новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний; расширение медико-генетического консультирования супружеских пар; совершенствование системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям; совершенствование системы подготовки и переподготовки акушеров-гинекологов, педиатров и неонатологов; освоение современных медицинских технологий в области охраны здоровья женщин и детей; улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организация бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами; повышение квалификации акушерок фельдшерско-акушерских пунктов и родильных домов (отделений); обеспечение деятельности областного реанимационно-консультативного центра; организация в 2003 году в структуре государственной областной клинической больницы лечебного подразделения по реабилитации больных и недоношенных новорожденных; поддержка и расширение деятельности центров планирования семьи. 4.2. Улучшение здоровья детей Загрязнение окружающей среды, несбалансированность питания детей, сокращение потребления мясных и молочных продуктов, дефицит белков, витаминов и микроэлементов, нарушение санитарно-гигиенических условий в учебных заведениях приводят к нарушению физического развития детей и подростков - низкорослости, росту нарушений костно-мышечного аппарата, снижению массы тела. Крайне негативной остается тенденция роста частоты злокачественных новообразований у детей. Остается низким охват детей диспансерным наблюдением. Растет детская инвалидность, в основном за счет заболеваний центральной нервной системы, психических расстройств и аномалии развития. Основными направлениями улучшения здоровья детей являются: совершенствование системы медицинского обслуживания, расширение диспансеризации детей и подростков; своевременная вакцинация детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний; профилактика и лечение различных гинекологических заболеваний у детей и подростков; выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности; объединение усилий различных служб и ведомств в работе по профилактике наркомании среди несовершеннолетних; обеспечение организации круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей; обеспечение доступности медицинских услуг детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам. Предусматривается усиление комплекса мер по дальнейшему развитию психиатрической помощи населению посредством совершенствования деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников и увеличения сети телефонов доверия. Особое внимание будет уделяться детям и подросткам. 4.3. Приоритеты медицинского обслуживания населения по снижению заболеваемости и инвалидности В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается развитие и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оптимизация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений, обеспечение работы выездных поликлинических бригад, особенно в сельской местности, развитие института врачей общей практики. Предусматривается повысить роль первичной медико-санитарной помощи и стационарзамещающих технологий, развернуть межрайонные специализированные центры на базе крупных ЦРБ. Осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению. Совершенствование работы по предупреждению распространения туберкулеза, СПИДа, болезней, передаваемых половым путем, и других заболеваний, представляющих социальную опасность. Совершенствование системы мероприятий, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение основных групп заболеваний, влияющих на продолжительность жизни и смертность, меры по улучшению качества жизни больных с хроническими заболеваниями, развитие гериатрической помощи. Планируется разработка мер по сокращению сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения. Особое внимание должно уделяться развитию ранней диагностики заболеваний. Особое значение приобретет совершенствование деятельности санитарно-эпидемиологической службы области. Планируется внедрение современных форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека. 5. Поддержка социально уязвимых групп населения В области проводится целенаправленная работа по государственной социальной поддержке детей, семей с детьми, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. Внедряются новые, более эффективные технологии социального обслуживания. Несмотря на совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты населения, развитие системы адресной помощи населению, введение в эксплуатацию новых учреждений реабилитации детей-инвалидов, инвалидов, профилактику безнадзорности несовершеннолетних и другие меры, положение детей, инвалидов и молодежи остается достаточно сложным. 5.1. Поддержка детей По данным на 1 июля 2002 г. в 99,4 тыс. семьях, состоящих на учете в органах социальной защиты в качестве малообеспеченных, среднедушевой доход не обеспечивал величину прожиточного минимума. Среди них многодетные, неполные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых на иждивении родителей находится 134,7 тыс. детей. Государственные пособия на детей утрачивают свои функции из-за низкого их размера. Острой и тревожной социальной проблемой является сиротство детей при живых родителях. Остается стабильно высоким число ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей - более двух тысяч человек. Сохраняется тенденция к увеличению численности детей-инвалидов. В 2001 г. зарегистрировано боле 12 тыс. детей данной категории. Для социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, работа осуществляется по следующим направлениям: расширение сети специализированных учреждений в районах и городах области с целью сокращения и профилактики безнадзорности детей, реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов; организация работы по оказанию помощи в социальной адаптации детям с ограниченными возможностями; организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, организация надомного обслуживания детей данной категории; усиление работы специалистов по восстановлению в семье условий, приемлемых для проживания и воспитания детей; оказание помощи органам опеки и попечительства в решении дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения, поддержка и развитие семейных воспитательных групп; осуществление мониторинга причин инвалидности и профилактических мероприятий, использование методов ранней диагностики заболеваний для предотвращения детской инвалидности; организация отдыха и оздоровления детей; профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних; воспитание культуры здоровья и содействие здоровому образу жизни детей. 5.2. Поддержка инвалидов Численность инвалидов по состоянию на 1 января 2002 года составила 146,9 тыс. человек (5,4% от общей численности населения области). Доля инвалидов в трудоспособном возрасте из числа впервые признанных инвалидами составляет 57,9 % (11 тыс. чел.), из них фертильного возраста 55%. Работа по улучшению положения инвалидов области осуществляется по следующим направлениям: обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - объектах социального и производственного назначения, средствах транспорта, связи и информатизации, а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов; создание отраслей индустрии по производству новых видов реабилитационной техники для инвалидов; проведение реконструкции и технического перевооружения протезно-ортопедических предприятий и предприятий-производителей реабилитационной техники; развитие лечебно-диагностической базы стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов; проведение мониторинга влияния реабилитационных мероприятий на жизнедеятельность инвалидов области. 5.3. Поддержка молодежи В составе трудовых ресурсов области молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составляет 620,0 тыс. человек, из них 175,3 тыс. человек (28,3%) учатся, 203,3 тыс. человек (32,8%) - работают. Не работают и не учатся - 241,4 тыс. человек (38,9%). По прогнозу Государственного комитета РФ по статистике к 2015 году численность молодежи в возрасте от 16 до 29 лет уменьшится на 164,6 тыс. человек и составит 455,4 тыс. человек. Основными проблемами в вопросах социальной поддержки молодежи являются трудоустройство по специальности и их закрепление на предприятиях и организациях области и низкая обеспеченность жильем. Более 80% молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет нуждаются в улучшении жилищных условий. Основными направлениями поддержки молодежи, обеспечения их работой и жильем являются: развитие системы социальных служб по оказанию образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан; формирование условий для трудоустройства и закрепления выпускников профессиональных учебных заведений в организациях области; поддержка молодежного предпринимательства и самозанятости; разработка и внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, решения первоочередных жилищно-бытовых проблем. 6. Формирование миграционной привлекательности территории Современная миграционная ситуация в области в последнее время стабилизируется, миграционный приток в область сокращается. В ближайшие годы тенденция снижения миграционной активности населения сохранится. По данным областного комитета государственной статистики в области наблюдается отток жителей сельских районов в городскую местность. Несмотря на ряд трудностей, связанных с приемом мигрантов, миграция является дополнительным импульсом к развитию территорий, стимулирует наращивание объемов производства, способствует возрождению заброшенных деревень (около 50% прибывающих мигрантов размещаются в сельской местности). Для привлечения и закрепления мигрантов на территории области, особенно в районах, неблагоприятных по уровню демографического развития, необходимо создавать дополнительные условия для повышения привлекательности данных территорий. Формирование миграционных процессов в области осуществляется по следующим направлениям: совершенствование системы законодательства по вопросам миграции; нормализация миграционного притока и привлечение мигрантов при одновременном сокращении миграционного оттока и защите рынка труда от нелегальной миграции путем пресечения незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства; проведение экономической и градостроительной политики, включая разработку и реализацию инвестиционных программ в области развития социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры; повышение эффективности использования миграционных потоков в области, трудоустройство мигрантов с учетом их образовательного и профессионально-квалификационного уровня; создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации; содействие в привлечении иммигрантов (в первую очередь квалифицированной рабочей силы из стран СНГ), исходя из потребностей экономики области в трудовых ресурсах; стимулирование миграции в область лиц в репродуктивном возрасте, особенно молодежи; создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения; введение системы квотирования и дифференциации приоритетов приема различных категорий мигрантов; формирование рациональной структуры расселения мигрантов на территории области. 7. Территориальные аспекты демографического развития Экономические преобразования на территории области сопровождались нарастанием межрайонных различий в уровне жизни населения, его занятости, дифференциацией районов и городов по основным социально-экономическим параметрам, что не могло не сказаться на важнейших показателях их демографического развития. И хотя анализ демографической ситуации в городах и районах области выявил, в основном, общие тенденции демографического развития по всем территориям, однако, по таким показателям как рождаемость, смертность, нагрузка на трудоспособное население, старение, разница достигает 1,5 и более раз. Наибольшие различия наблюдаются по показателям младенческой смертности, брачности, разводимости. Так, самый низкий уровень рождаемости зарегистрирован в Чулымском, Здвинском, Ордынском и Новосибирском районах и пяти крупнейших городах: Новосибирске, Искитиме, Татарске, Оби, Куйбышеве. Наиболее высокий уровень смертности зарегистрирован в Болотнинском, Кыштовском Маслянинском, Мошковском, Коченевском, Тогучинском районах и в городе Оби. В шести районах области: Северном, Кочковском, Доволенском, Усть-Таркском, Черепановском, Тогучинском, Маслянинском и в г.Татарске младенческая смертность в 1,5 - 2 раза выше среднеобластной. Превышение численности лиц пенсионного возраста над численностью детей и подростков до 16 лет наблюдается в 14 районах и во всех городах области. Максимальное превышение - 1,3 раза отмечается в городе Новосибирске. В большинстве этих территорий смертность превышает среднеобластную. Комплексный анализ оценки качества демографических процессов в районах и городах области за последние пять лет позволил выделить ряд территорий, в которых практически все основные показатели (рождаемость, смертность, старение, фертильность и другие) отражают напряженность демографической ситуации. Это города Обь, Барабинск, Татарск, Искитим, районы - Чулымский, Болотнинский, Мошковский, Новосибирский, Тогучинский. Для преодоления возникших негативных тенденций предусматривается проведение социально-экономической политики области с максимальным учетом объективных особенностей районов и городов. Планируется осуществление мер по регулированию процессов миграции, введение мер дифференцированной поддержки отдельных районов и городов с целью стимулирования притока мигрантов на их территорию с учетом интересов населения указанных районов и городов. Предусматривается усилить требования к условиям привлечения и использования иностранной рабочей силы, особенно в районах и городах с неблагоприятной ситуацией на рынке труда. Целью территориальной демографической политики является сбалансированное развитие районов и городов, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения, вне зависимости от территории, где люди живут и работают. Основными направлениями территориальной демографической политики являются: сокращение межтерриториальных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, состоянии окружающей среды и т. п.; обеспечение на всей территории области государственных стандартов и гарантий; ускоренное развитие социальной сферы в районах и городах с неудовлетворительными условиями по социальному обслуживанию населения. Реализация указанных мер будет осуществляться, в первую очередь, через выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов и поддержку социального развития проблемных районов и городов. IV. Механизм реализации Основных направлений демографического развития Новосибирской области На областном уровне механизм реализации Основных направлений включает: разработку законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей социально-демографические процессы в области (о государственных минимальных социальных стандартах, о прожиточном минимуме, о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, о норме жилищной обеспеченности, научно обоснованных нормах питания, предельно-допустимом уровне безработицы и др.); разработку планов социально-экономического развития области; разработку областных целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми, обеспечение населения жильем, сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование миграционной привлекательности территорий, обеспечение занятости населения, повышение качества жизни, охрану труда работающих и улучшение окружающей среды; заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения, через сохранение и создание рабочих мест, улучшение условий и охраны труда; взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций и населения по улучшению демографической ситуации на уровне области и территорий; пропаганду здорового образа жизни через средства массовой информации (периодическая печать, телевидение и радио и т. д.). На уровне районов и городов области реализация Основных направлений будет осуществляться с учетом проблем и особенностей демографического развития населения территорий, таких как рождаемость, смертность, в том числе младенческая, возрастно-половая структура, миграционная подвижность населения, через планы социально-экономического развития территорий, территориальные целевые программы, соглашения с профсоюзами и работодателями, активизацией работы по формированию здорового образа жизни учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д. В организациях реализация Основных направлений предполагает использование механизма социального партнерства через заключение соглашений и коллективных договоров, предусматривающих: улучшение условий и охраны труда работников; создание в организациях благоприятных режимов труда для работающих женщин, имеющих малолетних детей; материальную поддержку семей работников. Важнейшим элементом механизма реализации Основных направлений демографического развития является воспитание потребности населения в сохранении своего здоровья и заботы о здоровье будущих поколений путем пропаганды здорового образа жизни и ориентации молодежи на двух, трехдетную семью. При разработке планов социально-экономического развития и областных целевых программ будут учитываться направления демографического развития, предусмотренные в стратегии развития Сибири и государственных целевых программах. Научное сопровождение разработки законодательных и других нормативных правовых актов, организационных и практических мероприятий, областных комплексных целевых программ, определения ресурсов, методов просвещения населения будет осуществляться через систему грантов, проведение конкурсов и т.д. Для совершенствования информационного обеспечения хода реализации Основных направлений планируется продолжить мониторинговые исследования изменения численности отдельных демографических групп населения, загрязнения окружающей среды, уровня жизни и т.д. Источники финансирования проводимых мер - средства бюджетов всех уровней, фондов медицинского и социального страхования, организаций, личные сбережения граждан и иные, не запрещенные законодательством источники. Разработка и реализация государственной демографической политики предполагает, в первую очередь, принятие на федеральном уровне законодательных актов, создающих основу для улучшения всего комплекса социальных показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения. В связи с этим администрация области будет выступать с законодательной инициативой и поддержкой законопроектов по этим вопросам. УТВЕРЖДЕН постановлением главы администрации области от 13.01.2003 N 13 План первоочередных мероприятий по реализации "Основных направлений демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года" +---------------------------------------------------------------------+ ¦N ¦Форма и наименование ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦ ¦п/п¦ мероприятия ¦разработки ¦ исполнители ¦ +---------------------------------------------------------------------¦ ¦ Разработка областных целевых программ: ¦ +---------------------------------------------------------------------¦ ¦1 ¦"Семья Новосибирской ¦ 2003 год ¦Управление социальной ¦ ¦ ¦области" на 2004-2005 годы ¦ ¦защиты населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦структурные подразде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ления администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦2 ¦"Дети Новосибирской ¦ 2003 год ¦Управление социальной ¦ ¦ ¦области" на 2004-2006 годы ¦ ¦защиты населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦структурные подразде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ления администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦3 ¦"Здоровый школьник ¦ 2003 год ¦Управление образования ¦ ¦ ¦Новосибирской области" ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦4 ¦"Предупреждение и борьба с ¦ 2003 - ¦Управление ¦ ¦ ¦заболеваниями социального ¦ 2004 годы ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦характера", включая ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦подпрограммы "Сахарный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабет", "Анти - СПИД-ВИЧ", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Профилактика и лечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦артериальной гипертонии", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Предупреждение и снижение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заболеваемости туберкулезом"¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦5 ¦"Молодежь Новосибирской ¦ 2003 год ¦Комитет по делам ¦ ¦ ¦области на 2004-2006 годы" ¦ ¦молодежи администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦6 ¦"Создание механизмов ¦ 2003 год ¦Комитет по делам ¦ ¦ ¦решения социально - ¦ ¦молодежи администрации ¦ ¦ ¦экономических проблем ¦ ¦области ¦ ¦ ¦молодежи Новосибирской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области на 2004-2011 годы" ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦7 ¦"Охрана окружающей ¦ 2003 год ¦Комитет природных ¦ ¦ ¦природной среды ¦ ¦ресурсов и охраны ¦ ¦ ¦Новосибирской области ¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦на 2004-2007 годы" ¦ ¦департамента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦8 ¦"По улучшению условий и ¦ 2003 год ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦охраны труда в ¦ ¦занятости населения ¦ ¦ ¦Новосибирской области ¦ ¦администрации области, ¦ ¦ ¦на 2004-2005 годы" ¦ ¦ГУ "Новосибирский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦областной центр охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦труда" ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦9 ¦"Содействие занятости ¦ 2003 год ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦населения Новосибирской ¦ ¦занятости населения ¦ ¦ ¦области на 2004-2006 годы" ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦10 ¦"Развитие физической ¦ 2003 год ¦Комитет по физической ¦ ¦ ¦культуры и спорта в ¦ ¦культуре и спорту ¦ ¦ ¦Новосибирской области ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦на период 2004-2008 годы" ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------------------------------------¦ ¦Разработка мероприятий: ¦ +---------------------------------------------------------------------¦ ¦11 ¦Мероприятия по снижению ¦ 2003 год ¦Управление ¦ ¦ ¦младенческой и материнской ¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦смертности в Новосибирской ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦области на 2004 - 2006 годы ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦12 ¦План действий по реализации ¦ 2003 год ¦Управление социальной ¦ ¦ ¦конвенции о правах детей на ¦ ¦защиты населения, ¦ ¦ ¦территории Новосибирской ¦ ¦структурные подразде- ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ления администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦13 ¦Постановление главы ¦ 2003 год ¦Управление образования ¦ ¦ ¦администрации области "О ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦2003 год создании условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для получения общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования детьми - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвалидами" ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦14 ¦Мероприятия по ¦ 2003 год ¦Управление науки, ¦ ¦ ¦привлечению ¦ ¦высшего, среднего ¦ ¦ ¦русскоязычной молодежи ¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦Казахстана и Киргизии ¦ ¦образования и ¦ ¦ ¦для обучения в высших ¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦и средних специальных ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦учебных заведениях области ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦15 ¦Создание государственного ¦ 2003 - ¦Управление ¦ ¦ ¦популяционного ракового ¦ 2005 гг. ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦регистра Новосибирской ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦16 ¦Мероприятия по снижению ¦ 2003 - ¦Управление ¦ ¦ ¦заболеваемости и ¦ 2005 гг. ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦смертности от туберкулеза, ¦ ¦администрации области, ¦ ¦ ¦сердечно-сосудистых ¦ ¦центр ¦ ¦ ¦заболеваний, ¦ ¦Госсанэпиднадзора ¦ ¦ ¦распространения ВИЧ- ¦ ¦в Новосибирской ¦ ¦ ¦инфекции, наркотической ¦ ¦области ¦ ¦ ¦и алкогольной зависимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среди населения ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦17 ¦Разработка методики ¦ 2003 год ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦мониторинга рынка труда ¦ ¦занятости населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление науки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высшего, среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦18 ¦Проведение исследований ¦ 2003 год ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦территориальных ¦ ¦занятости населения, ¦ ¦ ¦особенностей ¦ ¦управление науки, ¦ ¦ ¦демографического ¦ ¦высшего, среднего ¦ ¦ ¦развития районов и городов ¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦области ¦ ¦образования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦19 ¦Комплексный план ¦ 2003 год ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦мероприятий по социальной ¦ ¦занятости населения, ¦ ¦ ¦адаптации военнослужащих, ¦ ¦структурные ¦ ¦ ¦подлежащих увольнению из ¦ ¦подразделения ¦ ¦ ¦Вооруженных Сил РФ, других ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦войск, граждан, уволенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с военной службы, и членов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦их семей на 2003-2005 годы ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦20 ¦Мероприятия по внедрению ¦ 2003 - ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦отраслевых систем оплаты ¦ 2004 годы ¦занятости населения, ¦ ¦ ¦труда работников ¦ ¦структурные ¦ ¦ ¦организаций бюджетной ¦ ¦подразделения ¦ ¦ ¦сферы ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦21 ¦Рекомендации по оплате ¦ 2003 год ¦Департамент ¦ ¦ ¦труда рабочих, ¦ ¦агропромышленного ¦ ¦ ¦руководителей, специалистов ¦ ¦комплекса, управление ¦ ¦ ¦и служащих ¦ ¦труда и занятости ¦ ¦ ¦сельскохозяйственных ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦организаций районов области ¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦22 ¦Мероприятия по ¦ ежегодно ¦Управление труда и ¦ ¦ ¦регулированию привлечения ¦ ¦занятости населения ¦ ¦ ¦иностранной рабочей силы ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦на территорию области ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦23 ¦Постановление главы ¦ 2003 год ¦Комитет по физической ¦ ¦ ¦администрации области ¦ ¦культуре и спорту ¦ ¦ ¦"Об организации учета и ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦порядка использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спортивного назначения" ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦24 ¦Создание на базе ¦ 2003 год ¦Управление начального ¦ ¦ ¦профессиональных училищ ¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦и лицеев творческих ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦площадок для организации ¦ ¦администрации области ¦ ¦ ¦работы по профилактике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦употребления алкоголя, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наркотиков, табачных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изделий ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦25 ¦Постановление главы ¦ 2003 год ¦Комитет ¦ ¦ ¦администрации области ¦ ¦административных ¦ ¦ ¦"О мерах по усилению ¦ ¦органов администрации ¦ ¦ ¦борьбы с преступностью, ¦ ¦области, Прокуратура ¦ ¦ ¦обеспечению законности ¦ ¦области, ГУВД, ЗС УВДТ,¦ ¦ ¦и правопорядка на ¦ ¦управление образования,¦ ¦ ¦территории Новосибирской ¦ ¦комитет по делам ¦ ¦ ¦области в 2003 году" ¦ ¦молодежи, управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальной защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации области ¦ +---+----------------------------+------------+-----------------------¦ ¦26 ¦Мероприятия по обеспечению ¦ежегодно ¦Департамент ¦ ¦ ¦безопасности дорожного ¦ ¦строительства, ¦ ¦ ¦движения на автомобильных ¦ ¦архитектуры и ¦ ¦ ¦дорогах Новосибирской ¦ ¦дорожного комплекса ¦ ¦ ¦области ¦ ¦администрации области ¦ +---------------------------------------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|